Сложное предложение с главной и придаточной частью. Виды придаточных предложений с примерами

Придаточное предложение - синтаксически зависимая предикативная часть сложноподчиненного предложения, содержащая подчинительный союз или союзное слово.

Например: Владимир с ужасом увидел, что он заехал в незнакомый лес (Пушкин). Изобразить чувство, которое я испытывал в то время , очень трудно (Короленко). Используемый в учебной практике термин “придаточное предложение” обычно заменяется в теоретических работах термином “придаточная часть” (соответственно вместо “главное предложение” - “главная часть”); тем самым избегается употребление одного и того же термина “предложение” применительно ко всему целому и к отдельным составляющим его частям, а также подчеркивается взаимосвязанность структурных частей сложноподчиненного предложения.

Придаточное предложение может быть связано с отдельным словом (группой слов) главного предложения, выполняя функцию распространения или пояснения этих членов.

Например: Ей снится, будто бы она идет по снеговой поляне (Пушкин) (придаточное предложение распространяет сказуемое главного предложения снится). Его натура была одна из тех, которым для хорошего дела необходима публика (Л. Толстой) (придаточное предложение поясняет группу слов одна из тех).

В других случаях придаточное предложение соотносится со всем составом главного предложения.

Например: Если дед уходил из дома, бабушка устраивала в кухне интереснейшие собрания (Горький) (придаточное предложение относится к главному в целом).

Придаточное предложение может разъяснять слово в главном, не являющееся членом предложения.

Например: Расти, страна, где волею единой народы все слились в один народ! (Лебедев-Кумач) придаточное предложение относится к слову-обращению страна).

Придаточное предложение может относиться к двум главным предложениям в целом.

Например: Уже совсем рассвело и народ стал подниматься, когда я вернулся в свою комнату (Л. Толстой).

Классификация видов придаточных предложений

В школьных учебниках представлено два типа классификаций придаточных предложений.

В комплексах Т.А. Ладыженской и М.М. Разумовской придаточные делятся на три группы: определительные , изъяснительные и обстоятельственные ; последние подразделяются на подгруппы.

В комплексе В.В. Бабайцевой придаточные делятся на подлежащные , сказуемные , определительные , дополнительные и обстоятельственные в зависимости от того, какой член предложения замещен придаточным предложением (для определения типа придаточного используются вопросы, задаваемые к различным членам предложения).

Поскольку более распространенной в практике школьного и довузовского преподавания является классификация, принятая в комплексах Т.А. Ладыженской и М.М. Разумовской, обратимся именно к ней.

Представим информацию о видах придаточных предложений в виде сводной таблицы.

Виды придаточных предложений

1. Определительные (в том числе местоименно-определительные) Отвечают на вопросы какой? чей? кто именно? что именно? и относятся к существительному или местоимению в главной части; присоединяются чаще всего при помощи союзных слов какой, который, чей, где и др. и союзов что, чтобы, будто и др.
Родные места, где я вырос , навсегда останутся в моем сердце; Тот, кто ничего не делает , ничего не достигнет; Она посмотрела с таким видом, что все замолчали .
2. Изъяснительные Отвечают на вопросы косвенных падежей и относятся обычно к сказуемому в главной части; присоединяются при помощи союзов что, чтобы, будто, ли, если бы и др. и союзных слов где, куда, сколько, который и др. Скоро я понял, что заблудился ; Ему казалось, будто все вокруг радовались его счастью .
3. Обстоятельственные:
образа действия, меры и степени Отвечают на вопросы как? каким образом? в какой мере? в какой степени? насколько? и относятся обычно к одному слову в главном предложении; присоединяются при помощи союзов что, чтобы, словно, точно и союзных слов как, насколько, сколько. Мы так устали, что не могли идти дальше .
времени
Отвечают на вопросы когда? с какого времени? до какого времени? как долго? когда, пока, как, в то время как, по мере того как, покамест, покуда, после того как, едва, с тех пор как, лишь, чуть, прежде чем, как только, лишь только, только что, только лишь, только чуть, раньше чем, перед тем как. Пока дождь не прекратится , придется сидеть дома.
места Отвечают на вопросы где? куда? откуда? и относятся обычно ко всему главному предложению; присоединяются при помощи союзных слов где, куда, откуда. На фольклорную практику едут туда, где еще живы народные традиции песни, сказа.
цели Отвечают на вопросы зачем? с какой целью? и относятся обычно ко всему главному предложению; присоединяются при помощи союзов чтобы, для того чтобы, с тем чтобы, затем чтобы, дабы, лишь бы, да, только бы. Чтобы не заблудиться , мы вышли на тропинку.
причины Отвечают на вопросы почему? отчего? по какой причине? и относятся обычно ко всему главному предложению; присоединяются при помощи союзов потому что, оттого что, вследствие того что, благодаря тому что, в силу того что, из-за того что, затем что, так как, ибо, благо, поскольку, в связи с тем что, тем более что. Оттого что свеча горела слабо , в комнате было почти темно.
условия Отвечают на вопрос при каком условии? и относятся обычно ко всему главному предложению; присоединяются при помощи союзов если, ежели, когда, коли, кабы, как, раз, как скоро, ли... ли. Если в течение суток погода не улучшится , поход придется перенести.
уступки
Отвечают на вопросы несмотря на что? вопреки чему? и относятся обычно ко всему главному предложению; присоединяются при помощи союзов хотя, несмотря на то что, невзирая на то что, пусть и сочетания местоименных слов с частицей ни как ни, куда ни, сколько ни, где ни . Несмотря на то что было уже далеко за полноч ь, гости не расходились; Как ни гни дерево , оно все вверх растет.
сравнения
Отвечают на вопросы как что? как кто? чем что? чем кто? и относятся обычно ко всему главному предложению; присоединяются при помощи союзов как, подобно тому как, словно, будто, точно, как будто, как если бы, что.
Ветви березы тянутся к солнцу, как будто протягивают ему свои руки .
следствия Отвечают на вопросы вследствие чего что произошло? что из этого следует? и относятся обычно ко всему главному предложению; присоединяются при помощи союза так что. Лето было не очень жаркое, так что урожай грибов должен быть хорошим .

Придаточные изъяснительные могут присоединяться к главному при помощи частицы ли , употребленной в значении союза.

Например: Он не знал, придет ли завтра. Союз-частица ли может служить для передачи косвенного вопроса: Они спросили, поедем ли мы с ними.

ЗАПОМНИТЕ: главным для определения типа придаточных предложений является смысловой вопрос.

Союзы и союзные слова могут вносить в сложноподчинённое предложение дополнительные оттенки значения.

Например: Деревня, где скучал Евгений, была прелестный уголок. Это сложноподчиненное предложение с придаточным определительным , имеющим дополнительный пространственный оттенок значения.

В русском языке выделяется группа сложноподчинённых предложений, придаточные части которых нельзя назвать ни определительными, ни изъяснительными, ни обстоятельственными. Это сложноподчинённые предложения с придаточными присоединительными .

Такие придаточные содержат дополнительное, попутное, добавочное сообщение к содержанию главной части сложноподчинённого предложения. В этом смысле такие придаточные часто приближаются по значению к вставным конструкциям.

Средством связи в них служат союзные слова что, отчего, зачем, почему, вследствие чего и др., которые как бы повторяют в обобщённой форме содержание главной части.

Например: Враги его, друзья его, что, может быть, одно и то же , его честили так и сяк. (А. Пушкин) Ямщику вздумалось ехать рекою, что должно было сократить наги путь тремя вёрстами. (А. Пушкин)
К присоединительным придаточным нельзя поставить вопрос, так как в главной части сложноподчинённого предложения нет слова, словосочетания, которые бы требовали наличия придаточной части.

Алгоритм определения вида придаточного предложения

1. Определите главную часть сложноподчинённого предложения.

2. Определите опорное слово в главной части (если оно есть).

3. Задайте вопрос от главной части к придаточному предложению:

б) от сказуемого в главной части;

в) от существительного или местоимения в главной части;

г) невозможно задать вопрос к придаточному (при присоединительных и сопоставительных).

4. Укажите средства связи в придаточной части (союзы или союзные слова).

5. Назовите вид придаточного предложения.

Сложноподчиненные предложения с придаточными следствия и присоединительными

Цели: совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки; углубить получение учащимися сведений о СПП с придаточными следствия, различать указанные виды придаточных предложений, определять средства их связи с главным; дать понятие о придаточных следствия и придаточных присоединительных; совершенствовать навыки расстановки знаков препинания в СПП.

Развивающие: Работать над соблюдением орфоэпических норм языка.

Воспитательные: Способствовать воспитанию речевой культуры учащихся;

оборудование: учебник, раздаточный материал.

тип урока: комбинированный.

Ход урока

I. Организационный этап

II. Повторение. Актуализация опорных знаний

1. Начнем мы с небольшой лингвистической разминки.

Задание 1. Расставить ударение в словах: балова ть, докуме нт, задо лго, звони шь, новый катало г, краси вее, мастерски , облегчи т, усугуби ть, составить догово р, столя р, на чал смеяться, начала , парте р. (карточки)

2. Найдите словосочетания со связью «управление»: (доска)

    Доволен успехами;

б) управлять автомобилем,

г) характерные черты,

д) стена из кирпича.

3. В каких предложениях есть речевые ошибки? (доска)

    Хочется предупредить тех, кто плохо знает правила дорожного движения.

    Около девяноста абитуриентов получили на экзамене высший балл.

    У обоих спортсменок результаты оказались одинаковыми. (обеих)

    В городе побежали ручьи по асфальтам. (слово асфальт не имеет формы мн. числа)

4. Практическая работа с языковым материалом (карточки)

- Прочитайте СПП и укажите придаточные предложения и их значения.

1) Мы спустились к реке, где купались дети. места (союзные слова: где , куда , откуда ):

2) Когда ты позвонил, я спала. временными (союзы: когда , пока , лишь , только ):

3) Если он пригласит меня в кино, я пойду. условными (союзы: если , коли (устар.):

4) Анна не пришла на дополнительное занятие, потому что она ничего не знала о нём.

причинными (союзы: потому что , так как , ибо (устар.):

5) Позвони Анне, чтобы она тоже знала эту новость. целевыми (союзы: чтобы , дабы (устар.):

6) Димка не очень любит математику, хотя у него хорошие математические способности. уступительными (союз хотя ):

III. Постановка целей и задач урока .

С какими обстоятельственными придаточными нам осталось познакомиться? (следствия и СПП с придаточными присоединительными).

Назовите цель нашего урока. (Познакомимся с придаточными предложениями следствия и с СПП с придаточными присоединительными).

Работа с таблицей.

Знакомство с новым материалом. Придаточные предложения следствия.

Придаточные следственные оформляют значение следствия, результата, вывода, в то время как в главной части СПП выражена причина, основание. Придаточная часть присоединяется ко всей главной части посредством составного союза так что и располагается после главного предложения (в постпозиции).

Давайте рассмотрим несколько примеров:

1. [ Зной все увеличивался ] , (так что становилось тяжело дышать ). , (так что).

2. [Мы сидели на углу басти о на], (так что в обе стороны могли видеть всё ). , (так что).

Вывод: в обоих предложениях придаточные отвечают на вопрос «что из этого следует?», присоединяются с помощью составного союза так что.

(Бастион – крепостное военное укрепление.)

Обратите внимание!

1) Так что – единственный союз, который употребляется в придаточных следствия, причём он используется только в этом типе придаточных.

2) Союз так что не может расчленяться на две части, как многие другие составные союзы. Он всегда полностью входит в состав придаточного. Если этот союз расчленить, то изменится не только структура предложения, но и значение придаточного.

(доска) Сравните:

Он оделся тепло, так что мороз ему не страшен – придаточное следствия с союзом так что;

Он оделся так, что мороз ему не страшен – придаточное образа действия и степени, так – указательное слово в главном предложении, что – подчинительный союз в придаточном.

Знакомство с новым материалом. СПП с придаточными присоединительными.

Ознакомление с теоретическим материалом учебника стр. 80

1) Вопросы: придаточные присоединительные отвечают на вопросы: каков вывод из этого? какова оценка этого? что можно отметить по поводу этого?

2) Средства связи: придаточные присоединительные прикрепляются к главному предложению при помощи союзных слов: что (в различных формах без предлогов и с предлогами), отчего, зачем, почему.

3) Место в предложении: придаточные присоединительные стоят после главного предложения, и в самом главном отсутствуют какие-либо указатели на следование за ними предложений этого типа (кроме интонации, показывающей, что предложение не закончено).

Главное предложение в сложноподчинённом предложении с придаточным присоединительным является законченным по форме и содержанию. Придаточное присоединительное содержит добавочное сообщение, оценку ситуации в главном предложении, вывод, отдельные замечания по поводу сообщения в главной части.

Например: (карточка)

    Такая [дикая, пустынная, неприветливая] тайга влияет на психику людей, что заметно было и по моим спутникам (Арсеньев). В данном случае в придаточном предложении приводится наблюдение, подтверждающее общее суждение, выраженное в главном предложении.

    Работая над яшмой, русские художники и мастера научились понимать и ценить камень, искать в нём самом художественный замысел, сливать идею художника со свойствами материала, что является одним из величайших достижений в истории камнерезного искусства (Ферсман). В данном придаточном предложении выражена оценка.

    Уничтожив рыбу в одном каком-нибудь районе, выдра передвигается вверх или вниз по реке, для чего идёт по берегу (Арсеньев). В данном придаточном предложении дается добавочное сообщение.

В целом сложноподчинённые предложения с придаточными присоединительными близки по значению к сложносочинённым и бессоюзным сложным предложениям. Не случайно союзные слова что, отчего, зачем могут быть заменены указательными местоимениями и местоимёнными наречиями: что → это; отчего → оттого; зачем → затем.

(доска)

1) Во время сильной бури вывернуло с корнем старую сосну, отчего и образовалась эта яма.

2) Его не было в доме, почему я и оставил записку.

3) Пароход мог быть унесен в море, что при полном шторме грозило ему гибелью.

V. Закрепление нового материала

Упр. 187 устно.

1 группа - Упр. 186 выписать предложения с придаточными следствия. (1, 4, 6, 7) мальчики

2 группа - Упр. 188 - выписать предложения с придаточными присоединительными. (4 5 6) девочки

У доски – синтаксический разбор предложения. (Маша)

[Воздух становился так редок] , (что было больно дышать). (Повеств., невоскл., СПП с придаточным обстоятельственным степени, относится к сказуемому с указательным словом и присоединяется к главному с помощью союза что; главное – двусост, распр.,; придаточное - односост, безличное, нераспр.).

Вопросы ученикам:

    С какими видами придаточных познакомились?

    Какие придаточные предложения называются придаточными следствия?

    На какой вопрос они отвечают?

    Какими союзами они прикрепляются к главному?

VII. Домашнее задание

1. Повторить теоретический материал по теме «СПП с придаточными обстоятельственными». таблица

2. Выполнить (письменно) 194 или 192 по выбору учащихся.


Карточка (Коля, Саша Н., Саша К., Сергей)

І. Выразительно прочитайте предложения, делая паузу на месте знака //. Спишите, расставляя знаки препинания. Подчеркните союз, присоединяющий придаточные следствия. Раскройте скобки.

1. Наташа у нас вчера (в )первые выступала на сцене // так что её можно поздравить с успешным дебютом. 2. Руки и ноги пленника были (на )мертво пристёгнуты // так что шевелить он мог только головой (Б. Акунин ). 3. Они прошли ( в )близи // так что брызги холодной грязи попали мне на лицо (В. Богомолов ). 4. Буфетчик ( в )миг втянул голову в плечи // так что стало видно что он человек бедный (М. Булгаков ). 5. Внезапно и беззвучно крыша этого дома взлетела (на )верх вместе с клубом чёрного дыма а стенки рухнули (в )низ // так что от двухэтажной коробки ничего не осталось (М. Булгаков ).

Мир синтаксиса неисчерпаем: как в лексике, в нем есть синонимы, только это синтаксические синонимы. Как и в морфологии, в нем необходимо знать части речи, чтобы определить слово, к которому прикрепляется придаточное. На уроке вы отработаете навык нахождения придаточного присоединительного. Научитесь находить синтаксические синонимы к нему. Рассмотрите, чем отличается придаточное присоединительное от других придаточных с похожими союзами и союзными словами; узнаете о переходе некоторых придаточных присоединительных в устойчивые словосочетания

Придаточные присоединительные - это предложения, которые содержат попутное, добавочное сообщение.

Они прикрепляются к главному при помощи союзных слов что, почему, отчего, зачем, вследствие чего и др., относятся ко всему главному. К ним нельзя задать вопрос, но можно подобрать синонимичные сложносочиненные предложения:

что должно было поднять настроение маме . - СПП с придаточным присоединительным. - Дети старательно убирали игрушки, и это должно было поднять настроение маме. - Сложносочиненное предложение.

Придаточные присоединительные, как правило, стоят после главного (иногда в середине главного).Некоторые присоединительные придаточные превратились в устойчивые обороты: что и следовало ожидать; что и требовалось доказать; с чем вас и поздравляю.

Список литератур ы

  1. Русский язык: Учебник для 9 кл. общеобразовательных учреждений / С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов, Л.А. Чешко. - М.: Просвещение, 2011.
  2. Русский язык. 9 кл.: учеб.для общеобразовательных учреждений / М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос, В.В. Львов; под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. - М.: «Дрофа», 2011.

Домашнее задание

  1. Можно ли задать вопрос к придаточному присоединительному?
  2. Как придаточные присоединительные присоединяются к главному?
  3. Каково место придаточного присоединительного по отношению к главному?
  4. Какую информацию вносит придаточное присоединительное в предложение?

Упражнение 1. Найдите СПП с придаточным присоединительным, замените его ССП.

1. Надо было ехать в гости, чего Лене совсем не хотелось. 2. Он говорил о том, что волновало его. 3.Дети старательно убирали в комнате, что должно было поднять настроение маме. 4. Ребята пошли в лес, где всегда было много грибов. 3.Ребята пошли в лес, где и заночевали. 5. События, которые последовали далее, были вполне ожидаемы.4. Поезд, что и следовало ожидать, задерживался.

Упражнение 2. Выделите грамматические основы, расставьте знаки препинания, подчеркните союзные слова как члены предложения.

1. Обе девицы надели желтые и красные башмаки что бывало у них только в торжественные случаи. (А. Пушкин.) 2. Он вежливо поклонился Чичикову на что последний ответил тем же. (Н. Гоголь.) 3. Мы усердно готовились к экзаменам вследствие чего получили высокие баллы. 4. Вы успешно справились с контрольной с чем вас и поздравляю. 5. Он много читал отчего и поражал всех глубокими знаниями. 6. На экскурсии мы увидели и узнали много нового и интересного зачем и поехали на нее.

Упражнение 3. Найдите СПП с придаточными присоединительными, объясните правописание омонимичных частей речи.

1. В следствии по делу Петрова обнаружен недостаток фактов. 2. Вследствие плохой погоды мы не пошли гулять. 3. Был сильный мороз, вследствие чего в школе отменили занятия. 4. Отчего так плачет Варя? 5. От чего мы должны отказаться, чтобы найти верный путь решения проблемы? 6. Мы отказались от долгих прогулок, отчего появилось время для дополнительных занятий. 7. Зачем от мирных нег и дружбы простодушной вступил он в этот свет завистливый и душный... (М. Лермонтов.) 8. Человек должен творить добро, зачем и приходит в этот мир. 9. Бабушка забыла, за чем она пошла в комнату.

Придаточное предложение в русском языке вызывает особую сложность при определении его вида на Едином государственном экзамене во второй части. На самом деле определение этого самого вида не вызывает больших проблем, если правильно задавать вопросы от главной части.

Придаточное предложение - это подчинительная часть зависимая часть. Как известно, придаточная часть может стоять не только в начале предложения, но и в его середине или конце. Важное правило: любая придаточная часть отделяется от главной запятой или иными знаками. Придаточные части могут пояснять как главную часть, так и друг друга. Если несколько придаточных поясняют друг друга, то это называется если же придаточные поясняют главную - параллельным (в этом случае, как правило, придаточные части имеют общий союз).

Придаточные предложения в немецком языке имеют четкую последовательность слов, чего не скажешь о русском языке. Там каждое слово имеет свое место: подлежащее, затем сказуемое и только потом второстепенные члены. А придаточные предложения в английском языке могут выполнять роли сказуемого, подлежащего или дополнения.

Итак, придаточное предложение в русском языке имеет несколько видов.

1) определительные (основные вопросы распространенных определений - какой? какая?; соединяются только при помощи союзов: что, который, какой, чей). Пример: Дом, что стоял на горе, был собственностью моей бабушки.

2) изъяснительные (вопросы Пример: Я знаю, что скоро все наладится.

3) обстоятельственные (имеют свою структуру):

Таким образом, придаточное предложение в русском языке поясняет и дополняет главную часть сложного предложения. Чтобы определить тип этого предложения, достаточно лишь правильно поставить вопрос к той части, значение которой и раскрывается придаточным.


Придаточные присоединительные содержат дополнительное сообщение, пояснение по поводу высказанного в главной части предложения. Причем в главной части предложения отсутствуют какие-либо формально-грамматические признаки, свидетельствующие о следовании за ней придаточной (за исключением интонационной незаконченности), т. е. она не нуждается в придаточной части. Зато придаточная имеет формальный показатель подчинения - союзное слово, причем значение его без главной части неопределенно. Это союзное слово как бы вмещает в себя содержание предшествующей главной части (целиком или частично). Для связи частей служат союзные слова что, где, куда, откуда, когда, как, почему, отчего, зачем, вследствие чего: Одна из главных выгод охоты, любезные мои читатели, состоит в том, что она заставляет вас беспрестанно переезжать с места на место, что для человека незанятого весьма приятно (И. Тургенев) (союзное слово что можно заменить сочетанием и это; ср.: и это для человека незанятого весьма приятно); Максим, покачивая головой, бормотал что-то и окружал себя особенно густыми клубами дыма, что было признаком усиленной работы мысли (В. Короленко); Он выстроил дом по собственному плану, завел у себя суконную фабрику, утроил доходы и стал почитать себя умнейшим человеком во всем околотке, в чем и не прекословили ему соседи... (А. Пушкин); ...Лисий след она [волчиха] принимало за собачий и иногда даже сбивалась с дороги, чего с ней никогда не бывало в молодости (А. Чехов); Гусь взял в клюв другую веревочку и потянул ее, отчего тут же раздался оглушительный выстрел (А. Чехов); ...Правда была в том, что он в самом деле лишился чувств, как и признался потом сам (Ф. Достоевский); Ослабев от потери крови, Бенни пал на поле битвы, где и был отыскан в бесчувственном состоянии (Н. Лесков).
Собственно присоединительным союзом является слово причем: Портниха дело проиграла, причем ей не только пришлось вернуть деньги за костюмы, но еще отвалить истице тысячу франков за моральный ущерб (В. Набоков).
Некоторые присоединительные придаточные в результате частого употребления превратились в устойчивые обороты: что и следовало ожидать; что и требовалось доказать; с чем вас и поздравляю и т. п.

Еще по теме СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ПРИДАТОЧНЫМИ ПРИСОЕДИНИТЕЛЬНЫМИ:

  1. § 84. Сложноподчиненные предложения с придаточными подчинительно-присоединительными
  2. 346. Сложноподчиненные предложения с придаточной частью присоединительной
  3. 118. Сложноподчиненные предложения с придаточной частью присоединительной
  4. 35. Сложноподчиненные предложения нерасчлененной структуры. Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными. Другие способы выражения этих отношений.
  5. 33. Сложноподчиненные предложения нерасчлененной структуры. Сложноподчиненные предложенияс придаточными изъяснительными.