Сложноподчиненное предложение определение. Что такое сложноподчиненное предложение: пояснение, виды и примеры

сложная и кропотливая работа. Не все дети усваивают новую тему сразу, кому-то необходимо время, чтобы разобраться и понять суть правила. Зная определение наизусть, ребёнок не всегда может привести примеры и применить правило на практике. Видов предложений существует очень много. Разберём подробнее сложноподчиненные предложения примеры со схемами рассмотрим вместе.

Понятие Сложноподчинённых предложений

Перед тем как приступать к объяснению новой темы ребёнку, разберитесь самостоятельно. Ученик уловит суть темы только тогда, когда будет чувствовать уверенность со стороны взрослого. С чего начать объяснение нового материала? Попросите ребёнка составить предложение, состоящее из двух частей, соединённое союзом и смыслом.

Например:

Я увидел за шторкой нечто, и убежал в другую комнату, чтобы не закричать от страха.
Анализируя предложение делаем вывод, что оно состоит из двух основ, соединённых союзом «и». Обе части предложения связаны по смыслу, то есть одно подчиняется другому.

Разберём правило:

Определение должен не только выучить, но и понять. Выделите вместе с ним основы простых предложений, изобразите схематично. Попросите по примеру схемы составить своё предложение. При затруднении ученика выполнить задание, помогите ему. Прочитайте ещё раз определение, порассуждайте вместе и приступайте к выполнению задания.

Для начала пользуйтесь простой схемой, где два простых предложения соединены союзом или союзным словом. Не применяйте слишком много второстепенных членов, в противном случае, ребёнок запутается и не сможет расставить знаки препинания и выделить главные члены.

Союзы и союзные слова

СПП связываются между собой союзами и союзными словами. Распечатайте их для ребёнка, чтобы они всегда были под рукой:

Объясните ребёнку, что они являются членами предложения, поэтому при синтаксическом разборе их необходимо учитывать.

Если в домашнем задании сказано, что необходимо в тексте найти сложноподчинённые предложения, научите ребёнка пользоваться алгоритмом действия. Распечатайте его и повесьте над рабочим столом школьника. При выполнении задания памятка пригодятся ребёнку и он без труда вспомнит, как найти сложноподчинённое предложение.

Самостоятельная работа

Для закрепления пройденного материала предложите ребёнку выполнить задание самостоятельно. После того, как работа будет сделана, проверьте правильность. допустил ошибки, не злитесь, ведь тема действительно не простая. Мама диктует предложения, ребёнок выполняет задание:

Далее научите любознательного непоседу пользоваться схемами. Покажите, как обозначить главное предложение, как подчинительное. Расскажите, что подчинение в предложении бывает разное: основы могут соединяться последовательно, параллельно и однородно. На конкретных примерах объясните разницу, применяя схемы:

Важный момент! Придаточная часть может стоять в любой части предложения.

В данном случае можно составить предложение:

Когда начался дождь,мы пришли домой.

Или другой вариант:

Когда мы пришли домой, начался дождь.

Может быть и так:

Мы пришли домой, когда начался дождь.

Как видим, меняя местами основы, смысл остаётся. Придумайте свои не сложные примеры, где придаточная часть стоит в начале, середине и в конце предложения.

Многие дети не сразу могут определять к какому виду отнести то или иное предложение. Не волнуйтесь, изучая новые темы , учитель вместе с детьми повторяет пройденный материал, чтобы освежить память. Ведь всё взаимосвязано, и, упустив одно очень сложно понять другое.

Сложные предложения - это предложения, состоящие из нескольких простых.

Основными средствами связи простых предложений в сложных являются интонация, союзы (сочинительные и подчинительные) и союзные слова (относительные местоимения и местоимённые наречия).

В зависимости от средств связи сложные предложения делятся на союзные и бессоюзные . Союзные предложения подразделяются на сложносочинённые и сложноподчинённые .

Сложносочинённые предложения (ССП) - это сложные предложения, в которых простые предложения связываются друг с другом интонацией и сочинительными союзами.

Типы сложносочинённых предложений по характеру союза и значению

Тип ССП Союзы Примеры
1. соединительными союзами (соединительные отношения). И; да (в значении и ); ни..., ни; да и; тоже; также; не только..., но и.

Открыли дверь, и в кухню паром вкатился воздух со двора (Паустовский).
Лицо её бледно , слегка раскрытые губы тоже побледнели (Тургенев).
Не только не было никакой рыбки, но и удилище не имело даже лески (Садовский).
Он шуток не любил , да и её при нём оставляли в покое (Тургенев).

2. Сложносочинённые предложения с противительными союзами (противительные отношения). А; но; да (в значении но ); однако (в значении но ); зато; но зато; а то; не то; а не то; частица же (в значении союза а ); частица только (в значении союза но ).

Иван Петрович ушёл , а я остался (Лесков).
Убеждения внушаются теорией, поведение же формируется примером (Герцен).
Я ничего не ел , но голода я не чувствовал (Тендряков).
Утром прошёл дождь , зато сейчас над нами блистало чистое небо (Паустовский).
Ты сегодня же должен поговорить с отцом, а то он будет беспокоиться о твоём отъезде (Писемский).
Лодки сразу исчезают во тьме, только долго слышны всплески вёсел и голоса рыбаков (Дубов).

3. Сложносочинённые предложения с разделительными союзами (разделительные отношения). Или; либо; не то..., не то; то..., то; то ли..., то ли.

Либо рыбку съесть , либо на мель сесть (пословица).
Не то он завидовал Наталье, не то он сожалел о ней (Тургенев).
То ли на него подействовала тишина и одиночество , то ли он просто вдруг взглянул другими глазами на успевшую стать привычной обстановку (Симонов).

Обратите внимание!

1) Сочинительные союзы могут связывать не только части сложносочинённого предложения, но и однородные члены. Их разграничение особенно важно для расстановки знаков препинания. Поэтому при разборе обязательно выделите грамматические основы, чтобы определить тип предложения (простое с однородными членами или сложносочинённое предложение).

Ср.: От дымной проруби шёл человек и нёс большого осетра (Песков) - простое предложение с однородными сказуемыми; Денег дам на дорогу, и вертолёт вызвать можно (Песков) - сложносочинённое предложение.

2) Сочинительные союзы обычно занимают место в начале второй части (второго простого предложения).

Кое-где Дунай служит границей, но он служит и дорогой людям друг к другу (Песков).

Исключение составляют союзы тоже, также , частицы-союзы же, только . Они обязательно занимают или могут занимать место в середине второй части (второго простого предложения).

Мы с сестрой плакали , мать также плакала (Аксаков); Товарищи относились к нему неприязненно, солдаты же любили воистину (Куприн).

Поэтому при разборе такие сложносочинённые предложения часто путают с бессоюзными сложными предложениями.

3) Двойной союз не только..., но и выражает градационные отношения и в школьных учебниках отнесен к соединительным союзам. Очень часто при разборе принимают во внимание только его вторую часть (но и ) и ошибочно относят к противительным союзам. Чтобы не ошибиться, попробуйте заменить этот двойной союз союзом и .

Ср.: Язык должен быть не только понятный или простонародный , но и язык должен быть хороший (Л. Толстой). - Язык должен быть понятный или простонародный , и язык должен быть хороший .

4) По значению сложносочинённые предложения очень разнообразны. Достаточно часто они близки по значению к сложноподчинённым предложениям.

Ср.: Уйдёшь ты - и станет темно (Шефнер). - Если уйдёшь ты , станет темно ; Я ничего не ел , но голода я не чувствовал (Тендряков). - Хотя я ничего не ел , голода я не чувствовал .

Однако при разборе принимается во внимание не это конкретное значение, а значение, обусловленное типом сочинительного союза (соединительный, противительный, разделительный).

Примечания. В некоторых учебниках и пособиях к сложносочинённым предложениям относят сложные предложения с пояснительными союзами то есть, а именно , например: Правление уполномочило его ускорить работы, то есть , иными словами, он сам себя уполномочил к этому (Куприн); Перелёты птиц выработались как приспособительный инстинктивный акт, а именно : он даёт птицам возможность избежать неблагоприятных условий зимы (Песков). Другие исследователи относят их к сложноподчинённым предложениям или выделяют в самостоятельный тип сложных предложений. Часть исследователей предложения с частицами только, же относят к бессоюзным предложениям.

В разделе на вопрос Как отличить сложноподчиненное предложение от сложносочиненного заданный автором Анжела Устинова лучший ответ это Попробую своими словами)

Сложносочинённое предложение - состоит из простых предложений, которые связаны между собой сочиниельными союзами и, как правило, равноправны грамматически и по смыслу.
Сочинительные союзы - И, да (в значении «и») , и.. . и, ни.. . ни, тоже, также, Но, а, да (в значении «но») , однако, зато, же, Или, либо, ли.. . ли, то.. . то, не то.. . не то, то ли.. . то ли, Как.. . так и, не только.. . но и, хотя и.. . но, если не.. . то, не столько.. . сколько, А именно, то есть, или (в значении «то есть») , как-то, И то, а то, да и, а также и др.

Сложноподчиненное предложение - сложное предложение, в котором одно простое предложение подчинено другому, связаны подчинительным союзом или союзным словом.
Подчинительные союзы - Что, чтобы, как и др, Когда, как только, лишь только, едва, только, лишь, прежде чем, с тех пор как, пока, пока не, после того как, до тех пор пока, по мере того как, после того как, Потому что, так как, ибо, вследствие того что, благодаря тому что, ввиду того что, оттого что, в связи с тем что, в силу того что, по причине того что, из-за того что, Если, коли, раз, ежели, кабы, Как, словно, будто, как будто, точно, чем, нежели, подобно тому как, как если бы.

В общем, в сложносочиненном две равноправные части, а в сложноподчиненном - одна зависит от другой) ВУАЛЯ)

Ответ от Helena [активный]
Простые предложения в сложноподчинённом соединяются с помощью союзов как, словно, потому что. В сложносочинённом с помощью союзов что, и.


Ответ от Tessa [гуру]
В сложноподчинённых предложениях одно простое предложение (придаточное) зависит от другого (главного). От главного предложения к придаточному можно задать вопрос. Например:
Мы смотрели с живым интересом (что смотрели?) , как они упражнялись в игре в хоккей. Кроме этого придаточное предложение (как они упражнялись в игре в хоккей) не может существовать само по себе.

В сложносочинённом предложении составные части грамматически не зависят друг от друга, то есть они равноправны, а значит каждая из частей главная и может существовать самостоятельно. Например:
Еще очень рано, а горняки уже идут на утреннюю смену. Тоесть из этого предложения ты спокойно можешь составить 2 самостоятельных предложения.
1. Еще очень рано.
2. Горняки уже идут на утреннюю смену.
Надеюсь, понятно объяснила.

В разделе на вопрос Как быстро и легко определить, сложносочиненное или сложноподчиненное предложение? заданный автором Marina лучший ответ это По союзам:
Если союзы "а, но, и, или, да (в значении и)" и т. п. - это сочиненное.
А если союзы "Который, потому что" и т. п, А ТАК ЖЕ можно задать вопросы от зависимого предложения к главному, то это подчиненное предложение
Пошел дождь И началась гроза - сочиненное
Пошел дождь, из-за которого началась гроза -подчиненное (Почему началась гроза? Потому что пошел дождь

Ответ от Изморось [новичек]
В сложносочиненном предложении части равны по значению, а это значит, что, убрав союз, мы можем сделать их простыми предложениями, при этом смысл не исказится.


Ответ от шеврон [гуру]
В сложносочиненном предложении части равны по значению, а это значит, что, убрав союз, мы можем сделать их простыми предложениями, при этом смысл не исказится. В сложноподчиненном предложении части зависят одна от другой. И если одна из них может быть самостоятельным предложением, то другая - никогда! Кроме того, нужно знать, что в сложносочиненных предложениях для связи частей служат сочинительные союзы, а в сложноподчиненных - соответственно подчинительные.


Ответ от Осока [гуру]
очень просто, по союзам:
в сложносочиненных - и, а, но
в сложноподчиненных - что, когда, если, который и т. п.
можно по вопросам, в сложносочиненных одно зависит от другого


Ответ от Marylave [новичек]
Сложносочиненное - когда две части предложения не связаны между собоой. Сложноподчиненное- когда между ними есть какая-то связь, и обычно они объединены каким-нибудь союзом: который, потому что и т. д.


Ответ от Arini-k [гуру]
По использованным союзам и союзным словам.
Проверьте можно ли задать вопрос от одного простого предложения к другому. Если да, то сложноподчиненное


Ответ от Людмила [гуру]
Cмотрите на средства связи! В ССП - сочинительные союзы, а в СПП - подчинительные союзы и союзные слова.


Ответ от Ѓпёртый Мужик [активный]
Ыыыыы