Смотреть что такое "стойкость характера" в других словарях. Духовная стойкость и армия США

СТОЙКОСТЬ, стойкости, мн. нет, жен. отвлеч. сущ. к стойкий. Стойкость породы. Стойкость характера. Непоколебимая стойкость. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

Стойкость - Имена существительные ВЫНО/СЛИВОСТЬ, закалённость, зака/лка, сто/йкость. Способность мужественно переносить трудности, лишения и т.п.; способность многое выдержать. САМООТВЕ/РЖЕННОСТЬ, беззаве/тность, же/ртвенность, подви/жничество,… … Словарь синонимов русского языка

ГОСТ 25645.321-87: Стойкость полимерных материалов радиационная. Термины и определения - Терминология ГОСТ 25645.321 87: Стойкость полимерных материалов радиационная. Термины и определения оригинал документа: 1. Активирующее излучение Ионизирующее излучение, после воздействия которого полимерный материал становится радиоактивным… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

акцентуация характера - см. характер: акцентуация. Словарь практического психолога. М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998 …

акцентуация характера - чрезмерная выраженность отдельных черт характера и их сочетаний, представляющая крайний вариант психической нормы, граничащий с психопатией. Как считает известный немецкий психиатр К.Леонгард (им предложен этот термин), у 20 50 % людей… … Дефектология. Словарь-справочник

акцентуации характера - понятие, введенное К. Леонгардом и означающее чрезмерную выраженность отдельных черт характера и их сочетаний (см. синдром), представляющую крайние варианты нормы, граничащие с психопатиями. А. х. отличаются от последних отсутствием… … Большая психологическая энциклопедия

Акцентуация характера - понятие, введенное К. Леонгардом и означающее чрезмерную выраженность отдельных черт характера и их сочетаний, представляющую крайние варианты нормы, граничащие с психопатиями. Активно используется военными психологами при определении… … Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения

Акцентуация характера - (лат. accentus ударение) чрезмерное усиление отдельных черт характера, проявляющееся в избирательной уязвимости личности поотно шению к определенного рода психогенным воздействиям при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим. Несмотря… … Криминалистическая энциклопедия

паранойяльная (застревающая) акцентуация личности (характера) - тип акцентуации, связанный с такими чертами, как повышенная подозрительность, болезненная обидчивость, стойкость отрицательных переживаний, стремление к доминированию, неприятие мнения других, высокая конфликтность, склонность навязывать свое Я … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Фрейд, Зигмунд - Запрос «Фрейд» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Зигмунд Фрейд Sigismund Schlomo Freud … Википедия

Книги

  • Петька , Книжник Генрих. Генрих Книжник написал бесподобную юмористическую повесть о том, как городской, изнеженный мальчик Петька, находившийся под суперопекой мамы и бабушки, попадает вдеревню, где с ним происходит…

Нашему поколению многого не хватает, мы даже делали целую на эту тему. Чего недостает больше всего, так это способности восстанавливаться и сопротивляться. Таки критически недостает. И я это говорю не от лица деда, ностальгирующего по сороковым, а от лица человека, который сам недостаточно стоек. Давай учиться вместе.

Приведу такой пример. Когда в универе мы писали какой-нибудь коллоквиум, это было настоящим испытанием для меня. Сначала я писал, думал, сдавал работу и был в себе совершенно уверен. Потом я возвращался домой, вспоминал прошедший колок и начинал себя анализировать. На какие вопросы я ответил, на какие - нет, что я вспомнил только по пути домой, и в итоге я был абсолютно не уверен в себе. Я думал, что обязательно схлопочу трояк, а моей стипендии придется сказать «прощай». Ты можешь себе представить, что значит для студента стипендия. Даже те жалкие крохи. Я был подавлен. Потом нам говорили результаты, всё оказывалось не так плохо, и я возвращался к обычному порядку жизни.

Моя подруга ненавидела это. Ей осточертело видеть, что на мне нет лица из-за каких-то мелочей, но я ничего не мог с собой поделать. Я обещал исправиться, переменить свое поведение, но спустя семестр всё повторялось.

Зачем это?

Чем лучше в тебе развита стойкость, тем более активно ты противостоишь стрессу и понижаешь свои шансы на депрессию. Это важно. Сегодня чуть ли не каждый третий страдает депрессией. Ты можешь не жить в зоне военного конфликта, но жизненные сложности и испытания, да даже простые мелочи могут истощить тебя, загнать в угол.

У всех бывают времена, когда нам хочется выть. Иногда мы все бываем на пределе. Стойкость помогает нам справиться с собственной слабостью и снова быть на коне, а не размазывать сопли по лицу.

Стойкость позволяет нам действовать и реагировать - уместно и продуктивно. Так что давай подробнее рассмотрим этот момент.

Стойкость как реакция

Стойкость - это способность встречаться лицом к лицу с неудачами, провалами, кризисами и болью (эмоциональной и физической), не теряя уверенности и бодрости духа. Это способность быстро оправляться от наших маленьких трагедий и неудачных попыток.

Это качество, которое не дает нам сдаваться, даже когда идти вперед очень сложно. Эта способность справляться с чем-то в хорошие и трудные времена; это сила, с помощью которой можно преодолеть искушение всё бросить, когда затея перестает быть легкой. Своего рода выносливость.

Стойкие люди не позволяют своим страхам перед будущим и возможными неудачами обрекать себя на бездействие. Они не дают ошибкам прошлого пожирать их изнутри. Вместо этого они концентрируются на настоящем, на вещах, которые они могут контролировать.

Такие люди берут на себя личную ответственность за свои действия. Они не рыдают, не обвиняют других. А еще они не винят самих себя настолько сильно, что стыд и вина парализуют их и не дают двигаться вперед и совершать новые попытки.

Мы видим стойкость, например, в парне, у которого рак, но он сохраняет оптимизм и продолжает бороться. В человеке, который разводится, но не ходит при этом с кислой миной. В парне, которого уволили с престижной работы, но который решает немного побыть домохозяином, чтобы провести время со своими детьми. Такие люди держат оборону, когда до них доходят плохие новости, и заботится о своих любимых людях, когда что-то идет не так. Они одновременно и сильные, и гибкие.

Стойкость помогает справляться не только с большими жизненными кризисами, но и позволяет тебе смиряться с небольшими жизненными неудачами, которые постоянно угрожают разрушить твое спокойствие. Стоек тот человек, который может посмотреть в лицо своему раздражающему коллеге без злости; ссориться с женой, не теряя самообладания, и не ругается на ребенка, когда тот его разочаровывает.

Стойкость как проявление активности

Мы часто думаем о стойкости как о черте характера, которая помогает нам реагировать на испытания. Кроме того, стойкость помогает нам и управлять своей жизнью. Это качество, которое позволяет нам сталкиваться с миром, переживать невероятные приключения, вторгаться в неизвестное. Это качество позволяет нам рисковать, сближаться с другими людьми, жить глубоко и интенсивно.

Без стойкости мы бы до конца жизни тряслись над нашими неудачами, вместо того чтобы двигаться вперед. Боль прошлых разочарований или даже представления о том, каково было бы разочароваться, обезоруживали бы нас, и у нас бы не было уже ни смелости, ни желания использовать свои шансы и использовать возможности. Мы боимся переживать боль и смущение. Без стойкости мы бы не делали больших дел, прятались бы от мира, стараясь обезопасить себя от боли и одновременно забирая у себя все шансы наслаждаться, удивляться и получать удовлетворение. Страх попробовать что-то и провалиться силен в наших умах. Однако мы игнорируем еще большую неудачу - когда мы даже не пытаемся попытаться , просто попытаться и рискнуть.

Каждый мужчина хочет, чтобы в нем уважали смельчака, который может . Который может фланирующей походкой зайти в офис босса и потребовать повышения зарплаты. Который решается на путешествие, которое все остальные считают сумасшедшим. Их секрет - стойкость. У них толстая кожа, они не мучаются от страха последующего разочарования, которое может оказаться фатальным, они не боятся уязвить свое эго. Они не бояться попасть в неловкую ситуацию. Они знают, что если их отвергнут, если ничего не получится, то от них не убудет: они же не завянут, как маргаритка; они просто переживут неудачу, восстановятся и пойдут дальше. Они не боятся заводить отношения из-за страха возможного расставания; они знают, что боль возможна, но уверены, что справятся с ней и смогут двигаться дальше.

Ты хочешь наслаждаться жизнью, или жить, как устрица, выглядывая из своей раковины на жизнь, как на минное поле? Выбор очевиден. Ты можешь выработать в себе стойкость и быть королем.

В то время как одни мужчины от природы обладают большей стойкостью, чем другие, или им помогли развить в себе такое качество их родители, кому-то повезло меньше. Но это не значит, что надо отчаиваться. Это как мускулы: кому-то даны от природы, а все остальные могут нарастить.

Разработать в себе стойкость жизненно важно для любого чувака, который хочет прожить качественную жизнь. В ближайшее время мы расскажем тебе, как стать более стойким. Оставайся на нашей волне, бро.

«Только в противостоянии невзгодам в человеке прорастает, формируется и крепнет тот самый стержень, который не дает ему сломаться и позволяет принимать трудные, но верные решения. Когда противостоять нечему, когда не с чем бороться, то и стержень не появляется.»

Как гласят словари, стойкость - это черта характера, определяющая возможности человека противостоять внешним воздействиям и достигать цели несмотря ни на что. Полезно обладать этим качеством, учитывая, как часто на нас влияют неудачи и обстоятельства. К счастью, эту черту характера можно в себе воспитать.

Посмотри, чего я достиг!

Когда марафонцы уже готовы сойти с дистанции из-за усталости или боли, то они используют метод, который ученые называют «эффектом горизонта». Они концентрируются не на том, сколько осталось до финиша, а на отрезке, который им уже удалось преодолеть. Как отмечает нейрофизиолог Рик Хансон, человеческий мозг часто работает как липучка для всего негативного и одновременно как отталкивающее покрытие для позитивного. Поэтому, сталкиваясь даже с легкой неудачей, мы забываем о том, чего уже достигли. Используйте «эффект горизонта» в трудную минуту и поддерживайте себя мыслями об успехах.

Конец - новое начало

Когда мы разрываем отношения или теряем работу, то трудно представить, что впереди нас ждет что-то восхитительное. Удрученное состояние кажется всеобъемлющим и вечным. В такие моменты стоит напомнить себе, что конец чего-то - одновременно и точка начала чего-то другого. Понимание этого очень помогает осознать перспективы и двигаться дальше.

«Ничто из пережитого и сделанного нами не бывает напрасным. Все послужит питательной средой для того, что прорастет завтра.»

Не только со мной такое случается

Сталкиваясь с трудностями, кажется, что мы одиноки в этом. И в голове вертится «Почему это постоянно со мной происходит?». Не поддавайтесь соблазну персонифицировать любые удары судьбы. Скажите себе: «Такое случается не только со мной. Многие проходят через то же самое».

Психолог Кристин Нефф называет это явление «признанием общности человеческой природы». Это не только смягчает ощущение одиночества, но и помогает относиться к другим людям добрее.

Гнусь и не ломаюсь

Мы вполне способны справиться со своими проблемами даже тогда, когда это кажется невозможным. Мы можем быть сильными как ива, которая гнется, но не ломается. Пусть этот образ помогает вам быть мужественными, когда вам больно или грустно.

«Ива - один из самых ярких символов силы и стойкости из всех, которые я знаю.»

Ничто не вечно

Напоминание о том, что ничто не вечно, полезно и в горе, и в радости. «Осознание непостоянства мира - того, что все в нем течет и меняется, - один из ключиков к нашей жизненной стойкости, потому что уберегает от попытки навечно „заморозить“ в своем сознании трудные времена и тем самым потерять подвижность ума и тела», - пишет М. Дж. Райан, автор книги «Меняем привычки».

Когда все плохо - важно помнить, что скоро это закончится, наступит белая полоса. Или бирюзовая, сиреневая, алая - какая пожелаете. Когда все хорошо, цените такие моменты и наслаждайтесь ими.

По материалам книги «Меняем привычки».

Стойкость как качество личности – способность противостоять внешним воздействиям, во что бы то ни стало достигать цели.

Однажды ученики спросили своего Учителя: - Скажи, Учитель, почему одни люди ломаются в трудных ситуациях, а другие проявляют стойкость? Почему для одних мир рушится, другие же находят в себе силы продолжать жить; первые уходят в депрессию, а для вторых она не страшна? - Это потому, - ответил Учитель, - что мир каждого человека подобен звёздной системе. Только у первых в этой системе имеется лишь одно-единственное небесное тело - они сами. Вся их вселенная вращается исключительно вокруг их самих, а потому любая катастрофа приводит и к гибели всего такого мира. Вторые же обитают в окружении других небесных тел, они привыкли думать не только о себе, но и о тех, кто рядом. В трудные минуты жизни их мысли не сосредотачиваются лишь на собственных проблемах. Потребность заботиться и помогать другим у них берёт верх над тяжкими раздумьями. Участвуя в жизни окружающих и поддерживая их в трудную минуту, такие люди, сами того не сознавая, спасают от гибели самих себя.

Стойкость становится проявленным качеством личности в унисоне с упорством, настойчивостью, целеустремленностью и выносливостью. У барной стойки стойкость не увидишь. После бурных «вводных» процедур «стоик» может лишь продемонстрировать свою устойчивость к алкоголю, самостоятельно добравшись до выхода в состоянии равновесия. Благоприятная среда для стойкости – особо сложные и опасные обстоятельства, вызовы и уроки жизни, проявленные в возникающих трудностях и невзгодах.

Стойкий человек – человек с «железным» внутренним стержнем. Обладая твердыми убеждениями, будучи принципиальным и высоконравственным человеком, стойкая личность способна мученически перенести сильную боль, голод, холод и прочие невзгоды.

Для всех поколений образцом стойкости всегда будет родовой сибирский казак, генерал-лейтенант инженерных войск Дмитрий Михайлович Карбышев. В 1941 году при попытке вырваться из окружения был контужен и захвачен гитлеровцами в плен. Советскому генералу предлагалось освобождение из лагеря, возможность переезда на частную квартиру, а также полная материальная обеспеченность. Карбышеву будет открыт доступ во все библиотеки и книгохранилища Германии, предоставлена возможность знакомиться с другими материалами в интересующих его областях военно-инженерного дела. При необходимости гарантировалось любое число помощников для обустройства лаборатории, выполнения опытно-конструкторских работ и обеспечения иных мероприятий научно-исследовательского характера. Не воспрещался самостоятельный выбор тематики научных разработок, давалось добро на выезд в район фронтов для проверки теоретических расчетов в полевых условиях. Правда, оговаривалось — кроме Восточного фронта. Результаты работ должны стать достоянием немецких специалистов. Все чины германской армии будут относиться к Карбышеву как к генерал-лейтенанту инженерных войск германского рейха. Внимательно выслушав условия «сотрудничества», Дмитрий Михайлович спокойно ответил: «Мои убеждения не выпадают вместе с зубами от недостатка витаминов в лагерном рационе. Я солдат и остаюсь верен своему долгу. А он запрещает мне работать на ту страну, которая находится в состоянии войны с моей Родиной».

Подобной стойкости фашисты не ожидали. Карбышева бросили в одиночную камеру, начали давать соленую пищу, после чего отказывали в воде. Заменили лампу — она стала такой мощной, что, даже закрыв веки, глазам не было покоя. Они начинали гноиться, причиняя мучительную боль. Спать почти не разрешали. При этом с немецкой аккуратностью регистрировали настроение и психическое состояние советского генерала. И когда казалось, что он начинал «скисать», снова приходили с предложением сотрудничать. Ответ был тот же — «нет». Так продолжалось без малого полгода. Так и не сломив стойкого генерала, фашисты отправили его в концентрационный лагерь, отличавшийся каторжными работами особой тяжести и бесчеловечным отношением к заключенным. Узники с утра до ночи работали в гранитных карьерах под наблюдением эсэсовцев, вооруженных хлыстами и пистолетами. Минутная передышка, взгляд, брошенный в сторону, слово, сказанное соседу по работе, любое неловкое движение, малейшая провинность — все это вызывало бешеную ярость надсмотрщиков, избиение хлыстом. Часто слышались выстрелы. Стреляли прямо в затылок. Один из советских пленных офицеров уже после войны вспоминал: «Однажды мы с Дмитрием Михайловичем работали в сарае, обтесывали гранитные столбики для дорог, облицовочные и намогильные плиты. По поводу последних Карбышев, которому даже в самой трудной ситуации не изменяло чувство юмора, вдруг заметил: «Вот работа, доставляющая мне истинное удовольствие. Чем больше намогильных плит требуют от нас немцы, тем лучше, значит, идут у наших дела на фронте».

В феврале 1945 года в концлагере Маутхаузен (Австрия), в числе других заключённых (около 500 человек), он был облит водой на морозе и погиб, став символом несгибаемой воли и стойкости. Впервые стало известно о гибели Карбышева через год после окончания войны. 13 февраля 1946 г. майор канадской армии Седдон Де-Сент-Клер, находившийся на излечении в госпитале под Лондоном, пригласил к себе представителя Советской миссии по делам репатриации в Англии, чтобы сообщить «важные подробности». «Мне осталось жить недолго, — сказал майор советскому офицеру, — поэтому меня беспокоит мысль о том, чтобы вместе со мной не ушли в могилу известные мне факты героической гибели советского генерала, благородная память о котором должна жить в сердцах людей. Я говорю о генерал-лейтенанте Карбышеве, вместе с которым мне пришлось побывать в немецких лагерях». По словам офицера, в ночь с 17 на 18 февраля около тысячи пленных немцы пригнали в Маутхаузен. Мороз стоял около 12 градусов. Все были одеты очень плохо, в рванье. «Как только мы вступили на территорию лагеря, немцы загнали нас в душевую, велели раздеться и пустили на нас сверху струи ледяной воды. Это продолжалось долго. Все посинели. Многие падали на пол и тут же умирали: сердце не выдерживало. Потом нам велели надеть только нижнее белье и деревянные колодки на ноги и выгнали во двор. Генерал Карбышев стоял в группе русских товарищей недалеко от меня. Мы понимали, что доживаем последние часы. Через пару минут гестаповцы, стоявшие за нашими спинами с пожарными брандспойтами в руках, стали поливать нас потоками холодной воды. Кто пытался уклониться от струи, тех били дубинками по голове. Сотни людей падали замерзшие или с размозженными черепами. Я видел, как упал и генерал Карбышев», — с болью в сердце излагал канадский майор. «В ту трагическую ночь в живых осталось человек семьдесят. Почему нас не прикончили, не представляю. Должно быть, устали и отложили до утра. Оказалось, что к лагерю вплотную подходили союзные войска. Немцы в панике бежали… Я прошу вас записать мои показания и переслать их в Россию. Я считаю своим священным долгом беспристрастно засвидетельствовать все, что я знаю о генерале Карбышеве. Я выполню этим свой маленький долг перед памятью большого человека», — такими словами закончил свой рассказ канадский офицер.

Примером стойкости в наши дни, несомненно, является рядовой российской армии Евгений Родионов. Ему было 19 лет, когда чеченские боевики отрубили ему голову. В убийстве признался Руслан Хайхороев, в присутствии иностранного представителя он рассказал: «У него был выбор, чтобы остаться в живых. Он мог бы веру сменить, но он не захотел с себя креста снимать». Его мать говорит, что Евгению обещали сохранить жизнь, если он примет ислам и выступит с оружием в руках против российских федеральных сил, ему нужно было всего лишь символически снять с себя серебряный крестик, который он носил на шее с 11 лет и принять веру своих мучителей. Евгений отказался и предпочел смерть.

Матери сказали, что ее сын дезертир, но она не поверила. В поисках правды она заплатила четыре тысячи долларов убийце сына, собственноручно выкопала его тело и доставила на Родину. Сына мать узнала по крестику на обезглавленной шее и другим приметам, известным лишь матери. В поисках черепа сына она приехала в Чечню еще раз. Боевики раскололи его пополам, опасаясь преследования со стороны души убитого.

В Чечне мать стойкого воина всячески оскорбляли, плевали на нее. Брат чеченского боевика Шамиля Бвсаева жестоко избил ее и оставил умирать. «Мне выбили все зубы. Когда я вернулась из Чечни, все мои волосы были седыми. У меня нет здоровья. Когда хоронишь ребенка, с ним хоронишь половину себя. Я больше не могу смеяться и радоваться». Узнав, что сына собираются канонизировать, она сказала: «Бог находит место каждому. Его место не изменится, если его сделают святым. Он уже и так в раю. Война быстро раскрывает истинную сущность людей. Если ты кусок дерьма, то быстро скукожишься, но если ты порядочный, то она вытачивает тебя, как алмаз, нужно через многое пройти, чтобы дойти до этой ступени».

Петр Ковалев 2013 год

Н.В. БАШКОВА, канд. филос. наук, г. Тула

Можно сломить кости и мускулы, но дух несломим!

Братство, 18

Стойкость духа — нравственно-волевое качество, проявляющееся в способности человека преодолевать сильные противодействия, стабильно выдерживать большие нагрузки и напряжения, сохраняя свой внутренний духовный мир, жизненные принципы и поступательное развитие. Это качество отражает внутреннюю силу духа, равновесие психической энергии сознания (мыслей, чувств, желаний и т.п.), которое становится в своих реакциях устойчивым, непоколебимым, без дисгармоничных всплесков и изменений, развиваясь в выработанном ритме и высоком напряжении.

Учение Живой Этики не ставит росту и мощи духа никаких пределов. Дух человеческий, вечный и беспредельный в своём потенциале, может выдержать всё. Главное основание стойкости — опора на Высшее, Мир Духа, Иерархию Света и вечность Основ Жизни. В «Гранях Агни Йоги» качество стойкости определяется как неотступность, то есть «внутреннее знание того, что... бесконечны Добро и дела Света» 1 . «Чем мир побеждали герои? — напоминает Учитель М. — Единением с Владыкою нерушимым» 2 . Именно поэтому Живая Этика учит, что тайна преодоления внешнего нагнетения лежит не вовне, а внутри человека — в силе его духа и сердца.

Противопоставление чувства и разума, сердца и рассудка, часто драматически раздваивающее человеческое сознание, преодолевается в Учении постепенным очищением и развитием сердца — высшего, духовного органа человеческого микрокосма. Именно стойкое устремление сердца к Высшему влечёт за собой упорядочивание и гармонизацию всех разнородных ментально-психических сил в человеке. «Мысль легко повинуется воле, когда мысль сердцем ведётся, — утверждает Учитель М. — Потому чувство сильнее деятельности интеллекта, и любовью достигается то, что невозможно достигнуть мозгом. Стойкое сердце и волю, и мозг делает устойчивыми» 3 .

Стойкость ярко проявляется, когда особенно сильны волны внешних влияний, событий и испытаний, часто устрашающих воображение человека своей враждебностью и чудовищным размером. Духовно слабая личность может утонуть в саможалении, сомнениях, страхах, опасениях и переживаниях, тогда как стойкий в Свете и Добре человек активно противостоит злу, принимает тяготы ответственности и напряжения, способен к выработке последовательных решений и неуклонному продвижению к цели. Поэтому стойкость можно обозначить как духовный иммунитет человека от потрясений, страхов, омрачений и искушений.

Ближайшими к стойкости нравственными качествами являются преданность Высшему, убеждённость
в правоте, мужество, твёрдость, терпение, равновесие, ответственность, непоколебимость. Все они усиливают друг друга. Так, проявления терпения могут перейти в пассивность, покорность и уступчивость, но, будучи преображёнными духовной волей, они превращаются в стойкость и выносливость. В статье «Стойкость» Николай Константинович Рерих показал ряд ярких примеров проявления этого качества не в особых условиях войны или стихийных бедствий, но в обычной жизни современных людей. Как вывод он отметил: «Стойкость вытекает из большого равновесия. Это равновесие не будет ни холодным расчётом, ни презрением к окружающему, ни самомнением, ни себялюбием. Стойкость всегда будет иметь некоторое отношение к понятию ответственности и долга. Стойкость не увлечётся, не поскользнётся, не зашатается. В тех, кто шёл твёрдо до последнего часа, всегда была стойкость» 4 .

Философия Живой Этики отнюдь не обещает человеку облегчения и покоя в жизни, наоборот, утверждается образ воина, готового к борьбе за Высшее и активному противодействию злу и бессмысленному разрушению. Хотя ХХ век в истории человечества обозначается как конец Кали Юги (Чёрного века) и наступление новой Сатья Юги (Светлого века), однако смена этих глобальных эпох будет происходить длительно и постепенно и потребует огромных человеческих усилий по переустройству всех сторон жизни. Приближение конца Чёрного века выявило всё безумство сил зла и человеконенавистничества, которые кульминировали в середине ХХ века, во Второй мировой войне, названной в книгах Учения страшной битвой Армагеддона.

Российский народ ценой огромного напряжения и самопожертвования исполнил свою историческую миссию противостояния мощнейшему натиску зла. Как в первую Отечественную войну 1812 г., так и во вторую, Великую Отечественную войну россияне проявили несломимую стойкость, мужество и выносливость на протяжении долгих лет. Выстояв под первым сокрушительным ударом врага и пережив невосполнимые потери, они нашли в себе крепость и силу духа для полной победы над силами зла. «Русский народ явил такой героизм, такую жертвенность, такое доказательство силы духа и стойкости нации, — подчёркивала Елена Ивановна Рерих, — что следует преклониться и понять, что такой народ займёт предназначенное ему достойное место в идущем Переустройстве Мира» 5 .

Разрушениями, катастрофами, потрясениями Основ Жизни отмечен и последующий период в жизни смятенного и зашедшего в цивилизационный тупик человечества. Сложно назвать такой период мирным. Как мудро указывается в Живой Этике, «могут быть времена хуже войны» 6 , когда они несут на себе печать духовной деградации общества. Будем помнить, что каждодневно проходит испытания и жёсткую проверку наша духовно-нравственная природа и прежде всего — стойкость и твёрдость в Добре и Свете.

В наше время идейных и нравственных компромиссов, подлаживания под часто меняющиеся идеологические, политические, корпоративные и т.п. тенденции, личные выгоды особое значение приобретают редкие люди, устойчивые в добре и нравственных принципах. В каждую историческую эпоху были такие духовные авторитеты, по которым, как по камертону, могло сверять своё миропонимание и поступки большинство людей. Именно о таких людях и говорит народная мудрость: «Не стоит село без праведника». Имена и жизненные подвиги Будды, Конфуция, Платона, Патанджали, Шанкары, Христа, ап. Павла, Акбара Великого, Сергия Радонежского, Франциска Ассизского, Жанны д’Арк, Джордано Бруно стоят перед человечеством величественными столпами Света и Общего Блага. С течением времени ценность и необходимость таких духовных авторитетов становится только ещё более насущной и значимой.

Всё, что происходит в жизни человека, — и хорошее, и плохое — может быть преобразовано им в жизненный опыт, ценнейшие накопления и познания. Согласно Учению, даже самые неблагоприятные обстоятельства не могут остановить духовное продвижение стойкого и целеустремлённого человека. Наоборот, они служат средствами его усиления и напряжения. Как струна ненатянутая не запоёт, как лампа без накала не засветит, так и духовные силы человека поникают в сонном благополучии. «Учитель Хочет огонь, горящий в сердце ученика, довести до степени горения незатухающего и неколеблемого преходящими вихрями земными, — отмечается в «Гранях Агни Йоги». — ...Стойкость зависит от степени напряжения... (...) Нужно сознательно поставить себя в положение напряжения нагнетённого и радоваться, если обстоятельства внешние этому способствуют. Часто по неведению огорчается ученик тем, чему надлежит радоваться. Без отягчения обстоятельствами не может быть связи с Учителем» 7 . Важно поставить перед собой правильную цель и уметь видеть за каждодневным потоком дел ступени к её достижению.

Живая Этика утверждает, что зло конечно в своей разрушительной направленности, оно самоистреб­ляется, тогда как Добро вечно и приумножается без истощения. Любое испытание имеет конец. Учение напоминает слова великого мудреца Соломона: «И это пройдёт». Всё пройдёт в этом мире преходящего и временного, но завоевания духа, развитие его сил и созидательных способностей могут бесконечно умножаться, освобождая человека от оков низшей материи и приобщая к стойкому, неутомимому сотворчеству с Высшими Силами.

«Путь духа отмечен силой. Потому хочу научить вас быть сильным духом. Стойкость, непоколебимость, преданность несломимая, бесстрашие, твёрдость, пути неуклонность — всё это есть уявления огненной воли. Быть сильным можно, если воля сильна, а воля есть духа огонь, уявляемый в действии» 8 .

«Стойте крепко, стойте крепче скалы. Огонь чудесный нагнетается стойкостью духа» 9 .

«Потенциал Блага — как столб Света. Плотник, сапожник или врач могут одинаково мыслить о благе. Постоянство и устойчивость во благе есть уже завоевание» 10 .

«Твёрдостью воли и стойкостью духа можно считать неотступность, явленную учеником на всех путях, приближающих к Свету, с точки зрения кармы. Эту неотступность можно рассматривать как внутреннее знание того, что все порождения человеческие имеют конец, ибо они не от Света, но бесконечны Добро и дела Света. Победа Света над тьмою и конечное торжество Света — это не фикция, но огненная действительность и огненная жизнеустойчивость зёрен причинностей добра или Общего Блага. Понимание этого и совершение посева светлых семян и является основою неотступности действий ученика и твёрдости его воли и стойкости духа. Не умирает добро, не умирают дела Света. Не умирают огненные зёрна причинностей, творимых во Имя Общего Блага» 11 .

«Себеслужители явленные, доколе будете ослаблять цепь Света неразумением вашим? Ведь требуется от вас лишь твёрдость и стойкость в том, в чём вы столь долго утвердиться стремились. (...) Дайте свет стойкого, ровно горящего пламени духа, без которого все ваши достижения сводятся к нулю. Крепость цепи измеряется по слабейшему звену, стойкость духа — по моментам его ущерба. Не допускайте этих моментов, ибо длинную цепь ваших усилий ослабляете несказанно минутами слабости. Будьте же сильны всегда, но не по настроениям и под влиянием случайных условий, будьте победно-духовны. Победительное состояние духа непреложно к победе ведёт. Будьте всегда победителями» 12 .

«Друг Мой, сила духа познаётся лишь в трудных условиях и в них же и утверждается. Мускул, лишённый движения, атрофируется, так же и сила духа поникает при жизни безоблачной и лёгкой. Разлагается дух в благополучии. Отягощающие обстоятельства нужны, чтобы вызвать к действию энергии нужные, которые в противном случае обрекаются на вымирание. Именно по слабому месту должна бить жизнь, чтобы его укрепить и породить нужную силу. Но при всех обстоятельствах одно условие необходимо, а именно стойкость, или непоколебимость духа надо твёрдо приять, что бы ни происходило вокруг. Твердыню внутри обрести и утвердить надо. Именно без Учителя, именно когда один, именно когда тьма окружила и дали сокрылись во мраке, чего ждать? Победы Света над тьмою. Учитель Поставил на страже за личной ответственностью. На страже нужно достоять до конца. Пусть колеблется всё, но не дух. Недопустима слабость, когда перед Учителем стоят трудности непомерные и Ему нужна поддержка. На кого Смогу опереться в час трудный, если все воины сложат оружие и поникнут духом в унынии безнадёжности, не предадут ли этим Учителя и Дело Его? Потому стойте крепко. Полководец без войска — не сила. Так же и крепость неохраняемая уже не крепость. Отсюда несменный и стойкий дозор. Один в пустыне жизни, но с Владыкой, опора друзьям и врагам устрашение — так уявляется стойкость. Пламя её — внутри, её ощущать можно. К спокойствию стойкость прибавим. Укрыться можно лишь в башне духа, ибо спасение в ней. Как маяк света высится она во тьме окружающей, внешней, и другим светит. Велика радость, если в час нужды Могу на кого опереться как на Себя. Трудные дни протекают. Сгущена тьма. Вы, немногие устоявшие, помогите удержать равновесие планеты. Не хорошести, не святости, но стойкости и непоколебимости Требую в час тёмный планетный. Помогите удержать сеть Света. Неужели оставите Одного, как оставили когда-то?» 13

«...Какую-то степень обуздания себя и сдержанности всё же всегда можно явить, и особенно в тех делах, которым своими переживаниями помочь невозможно. К чему бесцельные терзания? Горе о близком понятно, но терзания о том, чему помочь нельзя, бессмысленны. Так научимся неизбежное встречать стойко, зная, что эмоциями делу не поможешь. То, через что надлежит пройти, пройти всё же придётся, несмотря на нежелание и боль. Неизбежное лучше встретить достойно. Таким образом, если жизнь ставит в условия, от которых нельзя освободиться, следует пройти через них мужественно и стойко. Можно сделать всё возможное для облегчения их, но когда остаётся неизбежное, его надо встретить достойно. Карму отбросить нельзя, иначе она обернётся ещё более неумолимым аспектом, следовательно, надо претерпеть, и претерпеть до конца. Только претерпевший до конца имеет заслугу» 14 .

«Стеснённый и угрожаемый Акбар говорил своим вождям: "Чем менее волнуется вещество, тем яснее отражение вершин". После смотра войска Акбар сказал: "Четвёртая часть сделана, видел сытых людей, — остальное увидим после дня зноя, после дня дождя, после бессонной ночи"» 15 .

«Борьба за свет не прекращается ни на мгновение. Героями духа можно назвать их, свет в ауре своей миру несущих. Невидим и неприметен этот подвиг, но тяжек для сердца и труден. Больно сердцу от яда, вбираемого им в себя для трансмутации его в энергии света. Тяжек и труден подвиг внесения в жизнь Света. Но это и есть Великое Служение. Надо дать себе ясный отчёт, в чём заключается его сущность. Уже не костры, не растерзание зверями, но постоянное, каждодневное распятие сердца на кресте жизни. И кто может сказать, где требуется больше мужества, стойкости и терпения. Трудность подвига современного носителя Света заключается в его длительности и в том, что совершается он среди жизни, причём совершает его герой духа не удаляясь из жизни» 16 .

«Припомните, какие трудности и, казалось бы, непреоборимые препятствия вставали перед нами, но все они растворялись перед нашим мужеством, стойкостью и устремлением и доверием к РУКЕ ВОДЯЩЕЙ, так будет и теперь» 17 .

«Одно из мощных качеств духа есть устойчивость. Как можно развивать и расширять сознание, когда нет устойчивости! Иначе, как можно проверять намерения и действия, если нет того мощного импульса, который есть устойчивость? Для каждого на пути есть только одна неизменная Мощь — Иерархия! На этом сокровенном Принципе можно созидать; с этой сокровенной Вершины можно мир созерцать; на этой Твердыне можно духу окрылиться; на этой Вершине можно созидать мощную эволюцию. Потому когда дух старается создавать иллюзорный мир самости, то, конечно, трудно продвинуться. Так в беспредельном творчестве есть путеводный огонь — Иерархия. Так можно устойчивостью Служения расширить сознание и вместить закон Огненной Иерархии» 18 .

«Не было ещё препятствия, которое могло бы дух, Мною утверждённый и суждённый победе, остановить. (...) Воля победителя становится мощной и непреодолимой, и ничто уже не может остановить её поступательного движения к огненной цели далёкой. Шаг непреложности становится укладом дня, и растёт и крепнет сознание того, что ныне уже ничто не остановит. И от этого сознания становится легко, и вырастают у духа крылья, которые помогают перелететь там, где громоздятся высокие горы препятствий и бездонные пропасти пресекают путь. И когда путь на Земле действительно становится непроходимым, крылья чудесные духа поднимают и возносят над непроходимостью местных условий жизни и сознание поднимается над ними, как орёл над горами и долинами земного ландшафта. Орлом духа Называем Мы ученика, достигшего этой ступени. Это уже ступень Архата. И зарабатывается она железной стойкостью перед чем бы то ни было, что может жизнь преподнес­ти человеку. Этим путём Шли и Идут все Владыки. Это путь Царственной Йоги. Это путь победителей Земли и Неба, мира земного, и мира астрального, и Мира Мысленного. В сознании дух поднимается над тремя, чтобы утвердиться в четвёртом, в Огненном» 19 .

«От любого несчастья твёрдая воля почерпнёт новые силы и новую стойкость. Так преодолевается жизнь. Нельзя, нельзя безвольно склоняться под ударами внешних воздействий, ибо всему можно противопоставить дух. Как важно ощутить эту несокрушимость внутри! Победитель идёт через жизнь, победно ступая и не склоняя чело ни перед чем. Помните, ведь в духе надо стойкость явить. Архатом может стать тот, кого жизнь была не в силах сломить. Держите же головы выше, ведь мы к победе идём!» 20

Фото: Н.К. Рерих. ВЕЛИКИЙ ДУХ ГИМАЛАЕВ. 1934

1 Грани Агни Йоги. V. 555.

2 Там же. 1954. 308.

3 Там же. 1955. 19.

4 Рерих Н.К . Стойкость // Нерушимое. Рига, 1991. С. 50.

5 Рерих Е.И . Письма. Т. 7. М., 2007. С. 280 (14.01.1946).

6 Надземное. 286, 295, 460, 594.

7 Грани Агни Йоги. 1953. 370.

8 Там же. 1958. 18.

9 Мир Огненный. I. 68.

10 Там же. 304.

11 Грани Агни Йоги. V. 555.

12 Там же. 1954. 421.

13 Там же. 114.

14 Там же. 1955. 300.

15 Листы Сада Мории. Озарение. 3 - IV - 4.