Снегирь державин анализ. Державин снегирь текст

Ода Державина «Снегирь» связано с весьма неприятными и тяжелыми для всей России событиями. Дело в том, что в 1880 году умер Суворов, а этот стих посвящен ему, его делам и поступкам. Высокопарными фразами, характерными для жанра оды, выражает Державин свое восхищение этому удивительному человеку. Он понимает, что Россия лишилась настоящего полководца, который сумел внести колоссальный вклад в историю.

Параллельно со словами восхищения Державин рассказывает о жизни полководца, о том, как проводил время Суворов, какие привычки имел в быту. Он хочет показать читателю, что Суворов был не просто личностью, сумевшей произвести коренные изменения в истории, но и обыкновенным человеком, совершенно не заносчивым и неприхотливым в повседневной жизни.

В дальнейшем Державин сравнивает образ величайшего полководца со снегирем. Многие задаются вопросом, почему выбор пал именно на эту птичку. Все дело в том, что именно снегирь – очень отважный и смелый представитель пернатого царства. Также, по словам самого Державина, у него в доме жил снегирь, а когда поэт узнал о смерти Суворова, его птица стала петь военный марш. В момент исполнения марша и было написано это уникальное произведение.

Очень необычен выбор размера оды – она написана четырехстопным дактилем. В оде используется множество средств художественной выразительности, которые помогают читателю прочувствовать образ великого полководца. Это метафоры, сравнения, олицетворения, гипербола.

Данное стихотворение проникнуто любовью и восхищением. Державин преклонялся перед этим великим человеком, понимая, насколько важны его заслуги перед Отечеством.

Анализ стихотворения Снегирь по плану

Возможно вам будет интересно

Одним из ярких представителей классицизма в русской литературе является поэт Гавриил Романович Державин. В его творчестве нашли отражение реалии жизни обыденной, интерес к русской истории, к русской философии. Следуя законам жанра, поэт-классицист создавал свои произведения «по образцу» - так появляются оды Державина.

Однако, сложно определить одно литературное направление, в котором творил поэт. Некоторые исследователи отмечают, что Державин находился в поиске новых форм литературы, а позднее отмечают новое направление, в котором он работал - «предромантизм».

Для творчества предромантиков характерно обращение к человеческой индивидуальности, что противоречит канонам, установленным классицистами. Исходя из этого противоречия, стихотворение «Снегирь», которое сам Державин озаглавил, как «ода», может характеризоваться и как элегия - стихотворный результат философского размышления над сложными вопросами человеческого бытия.

Стихотворение «Снегирь» увидело свет в мае 1800 года, после смерти Суворова, которую поэт воспринял, как личную трагедию. С первых строк стихотворения становится ясно, что для Державина полководец был великим человеком, единственным в своем роде «Кто теперь вождь наш? Кто богатырь? Сильный где, храбрый, быстрый Суворов?».

Следуя законам жанра оды, Державин использует в своем стихотворении «высокую» лексику, которой восхваляет храбрость и мужество полководца, а так же его окружение: «богатырь», ездить «пылая», «рок низлагать», «доблестей быв страдалец единых», «бранна музыка днесь не забавна», «слышен отвсюду томный вой лир». Однако, поэт не мог в полной мере выразить свои чувства пышными и торжественными словами, которые от него требовал жанр оды, поэтому Державин переходит на простой, обывательский язык.

Для Державина оказалось важным не следовать образцу и не громоздить высокопарные метафоры одну за другой, а отметить жизненные, бытовые детали, которые помогают читателю создать более полный образ Суворова. Прямо и открыто говорит поэт о привычках полководца:

«Ездить на кляче, есть сухари; В стуже и в зное меч закаляя, Спать на соломе, бдеть до зари».

Таким образом, Державин стал едва ли не первым, кто заговорил о мире реальном - факты жизни конкретного человека включены в героический рассказ о подвигах великого полководца.

Как начинающий романист, Державин не мог обойти в своем творчестве тему природы. В данном стихотворении поэт обращается к снегирю - одной из любимых народом птиц, которая отличается выносливостью и отвагой. Снегирь в произведении становится во главе военного марша, своей песней ведя за собой войско:

«Что ты заводишь песню военну Флейте подобно, милый Снегирь?»

Как известно, флейта была неотъемлемой частью военного оркестра, поэтому сопоставление звука флейты и голоса снегиря не случайно. Смерть Суворова словно подводит черту:

«Полно петь песню военну, Снигирь!…Львиного сердца, крыльев орлиных Нет уже с нами! - что воевать?».

Для поэта утрата оказывается невосполнимой. В стихотворении «Снегирь» существенно расширены границы классицистического жанра, согласно которому в произведении должен был быть изображен тип героя, а не конкретный человек.

Державин стал новатором, создавая новые формы, соединяя разную лексику, обращая внимание на жизнь в конкретном ее проявлении, на окружающую действительность, что дало возможность развиться таким литературным жанрам как романтизм, а позднее и реализм.

Что ты заводишь песню военну

Флейте подобно, милый снигирь?

С кем мы пойдем войной на Гиену?

Кто теперь вождь наш? Кто богатырь?

Сильный где, храбрый, быстрый Суворов?

Северны громы в гробе лежат.

Кто перед ратью будет, пылая,

Ездить на кляче, есть сухари;

В стуже и в зное меч закаляя,

Спать на соломе, бдеть до зари;

Тысячи воинств, стен и затворов;

С горстью россиян всё побеждать?

Быть везде первым в мужестве строгом,

Шутками зависть, злобу штыком,

Рок низлагать молитвой и богом,

Скиптры давая, зваться рабом,

Доблестей быв страдалец единых,

Жить для царей, себя изнурять?

Нет теперь мужа в свете столь славна:

Полно петь песню военну, снигирь!

Бранна музыка днесь не забавна,

Слышен отвсюду томный вой лир;

Львиного сердца, крыльев орлиных

Нет уже с нами! — что воевать?

Снигирь (стр. 283). Впервые — «Друг просвещения», 1805, № 6, стр. 186, под заглавием «К снигирю. По кончине князя Суворова» и с примечанием: «Сия пьеса прислана от неизвестного». Печ. по Изд. 1808 г., т. 2, стр. 117. Стихотворение написано на смерть Суворова, скончавшегося 6 мая 1800 г. в присутствии Державина. «У автора в клетке был снигирь, выученный петь одно колено военного марша; когда автор по преставлении сего героя возвратился в дом, то, услыша, что сия птичка поет военную песнь, написал сию оду в память столь славного мужа» (Об. Д., 677).

С кем мы пойдем войной на Гиену? «Гиена, злейший африканский зверь, под коей здесь разумеется революционный дух Франции» (Об. Д., 677). Последние годы жизни Суворов командовал русско-австрийской армией, действовавшей против французов.

Скиптры давая, зваться рабом. На завоеванные Суворовым территории возвращались монархи, изгнанные оттуда французскими республиканскими войсками. В то же время сам Суворов находился в немилости у Павла I, подвергаясь с его стороны неоднократным унижениям и преследованиям. С этим, возможно, связан следующий набросок Державина, впервые опубликованный Гротом (3, 373) с пропуском во второй строфе имени Суворова; правильный текст восстановлен И. А. Бычковым в «Отчете императорской Публичной библиотеки за 1892 г.», СПб., 1895, стр. 15, и Гуковским, прямо считающим, что «тираном» Державин называет здесь Павла I (см. стр. 376 и 542):

Всторжествовал — и усмехнулся

Внутри души своей тиран,

Что гром его не промахнулся,

Что им удар последний дан

Который в тысящи боях

Боролся твердой с ним душою

И презирал угрозы страх.

Нет, не тиран, не лютый рок,

Не смерть Суворова сразила:

Венцедаятель, славы бог

Послал, небесных вождя сил,

Да приведет к нему вождя земного

Приять возмездия венец,

Как луч от свода голубого.

Примечания (другой сборник)

1. Державин использует такое правописание: СНИГИРЬ (принято во всех изданиях). См. также у В. Даля: «СНИГИРЬ м. певчая пташка Loxia pyrrhula, вероятно, снегирь, как пролет его к зиме. Снигирево чирикание. Снигирный напев.»

2. Впервые напечатано в «Друге просвещения», 1805, № 6, стр. 186, под заглавием «К снигирю. По кончине князя Суворова», с примечанием: «Сия пьеса прислана от неизвестного».

3. Написано на смерть Суворова, скончавшегося 6 мая 1800 г. в присутствии Державина. «У автора в клетке был снигирь, выученный петь одно колено военного марша; когда автор по преставлении сего героя возвратился в дом, то, услыша, что сия птичка поет военную песнь, написал сию оду в память столь славного мужа» (Объяснения Державина (в 3-м томе изд. Грота), с. 677 - из авторского комментария).

4. С кем мы пойдем войной на Гиену? - «Гиена, злейший африканский зверь, под коей здесь разумеется революционный дух Франции» (Объяснения Державина, с. 677). В конце жизни Суворов командовал русско-австрийской армией, действовавшей против Франции.

«Снегирь» Гавриил Державин

Что ты заводишь песню военну
Флейте подобно, милый снигирь?
С кем мы пойдем войной на Гиену?
Кто теперь вождь наш? Кто богатырь?
Сильный где, храбрый, быстрый Суворов?
Северны громы в гробе лежат.

Кто перед ратью будет, пылая,


Спать на соломе, бдеть до зари;
Тысячи воинств, стен и затворов
С горстью россиян все побеждать?

Быть везде первым в мужестве строгом;
Шутками зависть, злобу штыком,
Рок низлагать молитвой и богом,
Скиптры давая, зваться рабом;
Доблестей быв страдалец единых,
Жить для царей, себя изнурять?

Нет теперь мужа в свете столь славна:
Полно петь песню военну, снигирь!
Бранна музыка днесь не забавна,
Слышен отвсюду томный вой лир;
Львиного сердца, крыльев орлиных
Нет уже с нами!- что воевать?

Анализ стихотворения Державина «Снегирь»

История создания стихотворения «Снигирь» описана самим Гавриилом Романовичем Державиным в комментариях к произведению. Поэт рассказывает, что у него в клетке содержался снегирь, обученный насвистывать фрагмент военного марша. 6 мая 1800 года Державин присутствовал у смертного одра великого русского полководца Александра Васильевича Суворова. По возвращении домой поэт услышал, как его учёная птица воспроизводит мелодию, и немедленно принялся за оду на смерть «столь славного мужа», как сам он написал в пояснении.

Впрочем, не нужно обращаться к дополнительным источникам, чтобы понять, какое уважение испытывал Гавриил Романович по отношению к знаменитому военачальнику Суворову. Достаточно вчитаться в текст стихотворения, чтобы ощутить трепет, который, возможно, чувствовал и сам поэт.

Изображая фигуру Суворова, Державин использует большое количество эпитетов. Он называет генералиссимуса сильным, храбрым, быстрым, «львиным сердцем», «орлиными крыльями», «первым в мужестве строгом». Автор сравнивает героя с природными стихиями, используя метафору «северны громы», отсылающую читателя к звукам орудийных залпов. Образ заклятого врага родины и русского войска поэт рисует с помощью метафоры, заключённой в строках: «С кем мы пойдем войной на Гиену?»

Речь здесь идёт о революционной Франции, со стороны которой исходила угроза России в конце XVIII века.

Гавриилу Романовичу удаётся красочно и лаконично охватить все подвиги полководца А. В. Суворова:
Кто перед ратью будет, пылая,
Ездить на кляче, есть сухари;
В стуже и в зное меч закаляя,
Спать на соломе, бдеть до зари…

Так, перечисляя достоинства героя, автор делает его примером для новых поколений воинов. Однако думается, что сам поэт уже не верит в блистательное будущее. Известно, что Державин и Суворов были очень дружны, и со смертью полководца поэт потерял не только великого соотечественника, но и верного товарища. Поэтому-то в последней строфе Гавриил Романович просит умолкнуть звонкую птицу: «Полно петь песню военну, снигирь!»

Александра Васильевича больше нет – «что воевать?», сокрушается поэт.

Эта ода (язык не повернётся назвать «Снигиря» эпитафией, хотя он и написан по случаю смерти человека) отличается от других произведений своей композицией. В стихотворении четыре строфы, в каждой из которых содержится по шесть строк. Первые четыре строчки рифмуются перекрёстно, а пятая и шестая образуют такую же рифму с последними двумя строками второй строфы. Аналогично обстоит дело с третьей и четвёртой строфами.

По этому стихотворению хорошо чувствуется настроение автора. Эмоциональные восклицания, анафоры («Кто теперь… Кто богатырь?… Кто перед…») усиливают трагедию друга. Представляется, что эта ода очень важна для изучения и патриотического воспитания, поскольку она не только учит достойно сопереживать горю автора, но и помогает понять, какие отношения были между реальными историческими деятелями.