Социально-экономический и политический строй России в конце XV- начале XVI вв. Вместе с тем хлеб в стране был

В 16-м в. Московское государство занимало около 2,9 млн кв. м. К 16-му в. крестьяне перестали облагаться налогом (налог возложили на земли), и, став более самостоятельными, люди могли переезжать на другие территории.

Важнейшую роль в процессе заселения и освоения народом новых территорий сыграли монастыри. Хотя хозяйство сохраняет за собой натуральный характер, в некоторых районах берет свое развитие пашенное земледелие и продуктивное скотоводство.

Идет активное развитие промысла и ремесла, центров железоделательного производства. Торговым центром по-прежнему остаются малонаселенные города, но возрастает число торговых сел.

Во время правления во многих российских городах развилось . Для этой цели, а также пушкарского дела князем были привлечены иностранные рабочие.

И не обошлись без последствий для Руси:

  • разорение городов и деревень, сбегающие на новые земли крестьяне;
  • экономика страны застыла на месте, а эпидемия чумы и крайне жуткая урожайность усугубили ситуацию - наступил экономический кризис;
  • практически все земли в центральных районах были заброшены. Выжившие крестьяне покидали земли.

Сильное желание найти выход из кризиса побудило правительство принять решение ввести «заповедные годы» (с 1581 по 1582 г.), в течение которых людям не разрешалось покидать свои земли. Феодалы пытались сдавать крестьянам в аренду земли, но большого успеха это не принесло. В 90-х гг. 16-го в. намечался подъем сельского хозяйства, но оно было крайне уязвимо. Земли в собственности имели в основном светские и церковные феодалы, владения которых облагались различными льготами, закрепленными великокняжескими грамотами.

В 16-м в. произошли важные изменения в структуре феодальной собственности: доля поместного землевладения сильно вырастает, развитие поместной системы привело к уменьшению численности черносошных крестьян в центре страны. На Руси закономерно возникли территориально разделенные две формы феодального землевладения:

  • уже укрепившееся ранее поместно-вотчинное (светских и церковных феодалов) в центральных районах;
  • общинное крестьянское на малонаселенных территориях, периодически контролируемое государством и, как следствие, попадавшее в сферу широкого спроса.

Это являлось отличительной чертой развития экономики России в Средних веках.

Общим направлением социально-экономического развития страны в 16-м в. было укрепление феодально-крепостнических порядков. Экономической основой крепостничества являлась феодальная собственность на земли.

По социальному положению крестьян делили на три группы:

  • владельческие - принадлежали светским и церковным феодалам;
  • дворцовые - принадлежали дворцовому ведомству московских князей, а затем и царей;
  • черносошные (государственные) - проживали на территориях, не принадлежащих тому или иному владельцу, но обязанных выполнять общественные работы в пользу государства.

В 16-м в. возросла торговля с центрами в Москве и других городах. В северные земли доставляли хлеб, а оттуда - соль, рыбу и пушнину. Для внутренней торговли большое значение имели феодалы, у которых были привилегии, а также сам великий князь. В сфере товарного образования значились продукты промыслового хозяйства и ремесленные изделия. Внешняя торговля активно набирала обороты. Новгород и Смоленск были связующим звеном торговых связей с Западом. В 1553 г. через Белое море был открыт торговый путь в Англию. Экспортировались продукты русских промыслов и лес, а импортировались оружие, металлы, сукно. С Востока в Россию завозились китайские ткани, фарфор, драгоценности, а вывозились меха, воск.

Рост товарного оборота страны в 16-м в. привел к развитию денежных отношений и накоплению капиталов. Но из-за господства феодально-крепостнических порядков и жестокой фискальной политики государства капиталы или обогащение казны направлялись на предоставление денег в долг под проценты и втягивание населения в тяжелую долговую зависимость.

Во время расширения торговли из разных общественных слоев формировалась богатая купеческая прослойка. В Москве были созданы купеческие объединения, имеющие привилегии. В правовом отношении их уравняли с феодальными землевладельцами.

В 16-м в. крупнейшими купцами являлись Строгановы, они были из поморских крестьян, ставших основателями мощного торгово-промышленного дома в 15-м в., действующего до 1917 г.

1471 - битва на реке Шелони, в которой победили промосковские новгордцы, а они воевали с пролитовскими. Окончательно Новгород был присоединен в 1478 году после похода Ивана III

1485 - была присоединена Тверь, Иван III стал называться Государем Великим Князем Всея Руси.

Границы Руси были расширены в конце 15-начале 16 века: присоединены Пермская и Вятская земли.

Москва - третий Рим - политическая теория 16 в. в России, обосновывавшая всемирно-историческое значение столицы Русского государства Москвы как политического и церковного центра. Теория «М. — т. Р.», изложенная в характерной для средневекового мышления религиозной форме, утверждала, что исторической преемницей Римской и Византийской империй , павших, по мнению создателей этой теории, из-за уклонения от «истинной веры», является Московская Русь — «третий Рим» («Два Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не бысти»). Начав складываться в середине 15 в., теория «М. — т. Р.» была сформулирована в начале 16 в. в посланиях псковского монаха Филофея к московскому великому князю Василию III Ивановичу.

Теория «М. — т. Р.» была подготовлена предшествующим развитием политической мысли на Руси, ростом национального самосознания в годы воссоединения русских земель, окончательного освобождения от татаро-монгольского ига и утверждения независимости Русского государства. Она сыграла значительную роль в оформлении официальной идеологии Русского централизованного государства и в борьбе против попыток Ватикана распространить своё влияние на русские земли; в 16-17 вв. в славянских странах Балканского полуострова теория «М. — т. Р.» служила обоснованием идеи славянского единства и имела большое значение в борьбе южного славянства с турецким гнётом. Вместе с тем теория «М. — т. Р.» содержала и реакционные черты — «богоизбранности» и национальной исключительности.


Схема. Российское централизованное государство (кон. XV- нач. XVI вв.)

Боярская Дума - постоянный совещательный орган, построенный по принципу местничества для обсуждения важных внутри- и внешнеполитических вопросов.

Дворец - общегосударственный орган , ведавший землями великого князя и землепользованием населения .

Казна - общегосударственный орган :

- государственный архив ,

- хранилище государственной печати ,

- финансовое ,

- внешнеполитическое ведомство .

Наместники - представители великого князя в уездах .

Функции :

Осуществление административной власти ,

Сбор налогов (по принципу «кормления»),

Вершение суда

Волостели - представители великого князя встанах и волостях .

Функции :

Осуществление административной власти ,

Сбор налогов (по принципу «кормления»),

Вершение суда по тяжким преступлениям и имущественным вопросам.

Наместники и волостели получали доходы от кормлений, и в России существовал особый порядок назначения на должность в соответствии со знатностью и занимаемой должностью предков (местничество).

Монгольское нашествие привело к гибели огромных масс людей, запустению ряда районов, перемещению значительной части населения из Приднепровья в Северо-Восточную и Юго-Западную Русь. Страшный урон народонаселению наносили и эпидемии. Тем не менее, воспроизводство населения имело расширенный характер, за 300 лет (с 1200 по 1500 г.) оно выросло примерно на четверть. Население Российского государства в XVI в., по подсчетам Д.К. Шелестова, составляло 6-7 млн. человек.

Однако рост населения значительно отставал от роста территории страны, которая увеличилась более чем в 10 раз, включив такие обширные регионы, как Поволжье, Приуралье, Западную Сибирь. Для России являлась характерной низкая плотность населения, сосредоточение его в определенных районах. Наиболее густонаселенными были центральные районы страны, от Твери до Нижнего Новгорода, Новгородская земля. Здесь была самая высокая плотность населения - 5 человек на 1 кв.км. Населения явно не хватало для освоения столь обширных пространств.

Российское государство формировалось как многонациональное с самого начала. Важнейшим явлением этого времени стало складывание великорусской (русской) народности. Формирование городов-государств лишь способствовало накоплению этих различий, однако сознание единства русских земель сохранилось. Арсланов Р.А., В.В. Керов, М.Н. Мосейкина, Т.М. Смирнова. История России с древнейших времен до конца 20 века. Пособие для поступающих в вузы. - 2000 г. 519 с.

Славянское население междуречья Волги и Оки испытало на себе

сильное влияние местного финно-угорского населения. Оказавшись под властью Орды, жители этих земель не могли не впитать в себя и многие черты степной культуры. Со временем язык, культура и быт более развитой Московской земли начали все больше влиять на язык, культуру и быт населения всей Северо-Восточной Руси.

Развитие экономики способствовало усилению политических, религиозных и культурных связей между жителями городов и сел. Одинаковые природные, хозяйственные и прочие условия помогали созданию у населения некоторых общих черт в его занятиях и характере, в семейном и общественном быту. В сумме своей все эти общие признаки и составили национальные особенности населения северо-востока Руси. Москва в сознании народа стала национальным центром, и со второй половины XIV в. появляется и новое название этого края - Великая Русь.

На всем протяжении этого периода в состав русского государства вошли многие народы Поволжья, башкиры и др. Ключевский В.О. Русская история: Полный курс лекций: В 2-х кн.: Кн. 1. - Мн.: Харвест, М.: АСТ,2000. - 1056 с. - Классики исторической мысли.

После монгольского нашествия экономика Северо-Восточной Руси переживает кризис, начиная лишь примерно с середины XIV в. медленно возрождаться.

Основными пахотными орудиями, как и в домонгольский период, были соха и плуг. В XVI в. соха на всей территории Великороссии вытесняет плуг. Соха усовершенствуется - к ней прикрепляют специальную доску - полицу, которая увлекает вместе с собой взрыхленную землю и сгребает ее на одну сторону.

Основными культурами, которые выращиваются в это время, становятся пришедшие на смену пшенице и ячменю рожь и овес, что связано с общим похолоданием, распространением более усовершенствованной сохи и, соответственно, освоением под пахоту ранее недоступных районов. Были широко распространены и огородные культуры.

Системы земледелия были разнообразны, здесь было много архаики: наряду с недавно появившимся трехпольем широко было распространено двухполье, переложная система, пашня наездом, а на севере очень долго господствовала подсечно-огневая система.

В рассматриваемый период начинает применяться унавоживание почвы, которое, правда, несколько отстает от распространения трехпольной системы. В районах, где господствовало пашенное земледелие с навозным удобрением, животноводство занимало очень большое место в сельском хозяйстве. Роль животноводства была велика и в тех северных широтах, где хлеба сеяли мало. Боханов А.Н., Горинов М.М. История России с древнейших времен до конца XVII века. Книга I. М., 2001. - 347 с.

Рассуждая о сельском хозяйстве и экономике нужно обязательно учесть, что основной авансценой русской истории стали земли Нечерноземья. На всем этом пространстве господствуют малоплодородные, главным образом дерново-подзолистые, подзолистые и подзолисто-болотные, почвы. Эта худородность почв была одной из причин низкой урожайности. Основная же причина ее - в специфике природно-климатических условий. Цикл сельскохозяйственных работ здесь был необычайно коротким, занимая всего 125-130 рабочих дней. Вот почему крестьянское хозяйство коренной территории России, обладало крайне ограниченными возможностями для производства товарной земледельческой продукции. В силу тех же обстоятельств в Нечерноземье практически не было товарного скотоводства. Именно тогда возникает многовековая проблема русского аграрного строя - крестьянское малоземелье.

По-прежнему большую роль в жизни восточных славян играли древние промыслы: охота, рыбная ловля, бортничество. О масштабах использования "даров природы" вплоть до XVII в. свидетельствуют многие материалы, в том числе записки иностранцев о России.

Однако и ремесло постепенно начинает возрождаться. Происходит ряд существенных сдвигов в ремесленной технике и производстве: появление водяных мельниц, глубокого бурения соляных скважин, начало производства огнестрельного оружия и т.д. В XVI в. процесс дифференциации ремесла идет очень интенсивно, появляются мастерские осуществляющие последовательные операции по изготовлению продукта. Особенно быстро росло ремесленное производство в Москве и других крупнейших городах.

Товарная продукция обращалась в основном на местных рынках, но торговля хлебом уже перерастала их рамки.

Многие древние торговые связи утратили свое былое значение, но появились другие, и торговля со странами Запада и Востока получает достаточно широкое развитие. Однако особенностью внешней торговли России был высокий удельный вес таких предметов промыслов, как пушнина и воск. Масштабы торговых сделок были невелики, а торговлю вели главным образом мелкие торговцы. Впрочем, существовали и богатые купцы, которые в XIV-XV вв. фигурируют в источниках под именем гостей или нарочитых гостей.

В XIV в. начинает развиваться вотчинное землевладение.

В более выгодных условиях оказалась церковная вотчина. После нашествия церковь пользовалась поддержкой ханов, проявлявших веротерпимость и проводивших гибкую политику в завоеванных землях.

С середины XIV в. в монастырях происходит переход от "келиотского" устава к "общежитийному" - на смену житию монахов в oтдельных кельях с отдельной трапезой и хозяйством шла монастырская коммуна, обладавшая коллективной собственностью.

российское государство смута романов

Крупным землевладельцем со временем становится и глава Русской Церкви - митрополит, в ведении которого находилось разветвленное и многофункциональное хозяйство. Ключевский В.О. Русская история: Полный курс лекций: В 2-х кн.: Кн. 1. - Мн.: Харвест, М.: АСТ,2000. - 1056 с. - Классики исторической мысли.

Однако основной массив земель в XIV-XV вв. составляли так называемые черные волости - своего рода государственные земли, распорядителем которых выступал князь, а крестьяне считали ее "Божьей, государевой и своей". В XVI в. из массива черных земель постепенно выделяются "дворцовые земли", и великий князь становится одним из крупнейших землевладельцев. Но более важен был другой процесс - распад черной волости за счет раздачи земель церковным и светским землевладельцам.

Поместье, которое получает широкое распространение с конца XV в. и становится экономической и социальной опорой власти вплоть до позднейших времен.

До широкого распространения поместья основной доход бояр составляли всякого рода кормления и держания, т.е. вознаграждения за исполнение административных, судебных и других общественно полезных функций. Боханов А.Н., Горинов М.М. История России с древнейших времен до конца XVII века. Книга I. М., 2001. - 347 с.

Остатки прежних княжеских родов, бояре, "поместчики" постепенно формируют костяк "высшего сословия". Основную массу населения в XIV-XV вв. по-прежнему составлял свободный люд, который получил наименование "крестьяне".

Крестьяне, даже оказываясь в рамках вотчины, пользовались правом свободного перехода, которое оформляется по мере развития крупного землевладения и входит в первый общероссийский Судебник 1497 г. Это известный Юрьев день - норма, согласно которой крестьяне, уплатив так называемое пожилое, могли переходить от одного землевладельца к другому.

В худшем положении были зависимые крестьяне: половники и серебреники. Видимо, и те и другие оказывались в столь сложной жизненной ситуации, что вынуждены были брать ссуды и затем отрабатывать их. Ключевский В.О. Русская история: Полный курс лекций: В 2-х кн.: Кн. 1. - Мн.: Харвест, М.: АСТ,2000. - 1056 с. - Классики исторической мысли.

Основной рабочей силой вотчины по-прежнему оставались холопы. Впрочем, число обельных холопов сокращалось, а возрастал контингент кабальных холопов, т.е. людей, оказавшихся в рабской зависимости по так называемой служилой кабале.

В конце XVI в. начинается процесс интенсивного закрепощения крестьян. Некоторые годы объявляются "заповедными", т.е. в эти годы запрещается переход в Юрьев день. Однако магистральным путем закрепощения крестьян становятся "урочные лета", т.е. срок сыска беглых крестьян, который становится все более длительным. Следует также иметь в виду, что с самого начала процесс закрепощения захватывал не только крестьян, но и посадское население страны.

Горожане - черные посадские люди - объединяются в так называемую черную посадскую общину, которая существовала в архаических формах на Руси вплоть до XVIII в. Арсланов Р.А., В.В. Керов, М.Н. Мосейкина, Т.М. Смирнова. История России с древнейших времен до конца 20 века. Пособие для поступающих в вузы. - 2000 г. 519 с.

Еще одна важная черта, характеризующая сословия восточнославянских земель того времени, - их служилый характер. Все они должны были выполнять те или иные служебные функции по отношению, к государству.

Победа на Куликовом поле положила начало свержению ордынского ига и способствовало созданию единого русского централизованного государства. Данное явление было закономерным и неизбежным на определенном этапе развития российского феодального общества. Русские города становятся центрами производства и торговли, что обусловило развитие взаимного общения, прекращения войны и опустошения Руси.

Интересы средних и мелких феодалов перестали совпадать с интересами удельных князей и представителей боярства. Они стремились освободиться от их власти. Все это стало возможно при образовании единого крупного централизованного государства. Первым шагом к политической самостоятельности Русской земли было возложение Ордою на русских великих князей обязанности собирать дань с них и поставлять ее в Орду. В период междоусобных войн между отдельными ханствами, на которые распалась Золотая Орда, русским князьям было разрешено возобновить строительство городских укреплений и содержать военные дружины. Рядом с новыми городами-крепостями были построены новые монастыри-крепости.

Центром объединения русских земель стало Московское княжество. Первоначально, в 1147 году Москва была крепостью, поставленной на южной границе Суздальской земли, и принадлежала Владимирским князьям. Быстрое усиление и возвышение московских князей было вызвано несколькими причинами:

Выгодное географическое положение Москвы. Она была расположена на пересечении дорог, ведущих из Южной России в Северную и из Новгородской земли в Рязанскую. Река Москва была выгодным торговым путем, соединявшим Волгу с Окой. Этим путем пользовались новгородцы, которые перевозили хлеб, мед и воск из богатой Рязанской земли;

Дипломатические таланты московских князей, умело использовавших выгоды своего положения. Князь Даниил и его сын Юрий присоединили к Москве города Коломну, Можайск и Переяславль-Залесский. Юрий Даниилович решил искать в Орде ярлык на великое княжение Владимирское и вступить в борьбу за Владимир с тверским князем Михаилом, своим дядей. Оба князя в Орде были убиты. В Москве стал княжить брат Юрия Иван по прозвищу Калита (Кошель).

В 1328 году Иван Калита добился великого княжения, которое с той поры уже не выходило из рук московской династии. Благодаря нему, Москва получила разрешение собирать дань без участия татарских сборщиков, чем был устранен главный повод для набегов татар. Иван Калита способствовал переводу в Москву Митрополита всея Руси из Владимира Петра и строительству знаменитого Успенского собора, что сделало Москву духовной столицей всей Руси. Преемники Ивана Калиты - Семен Гордый и Иван Красный продолжали расширять территорию Московского княжества.

Дмитрий Иванович Донской в свою очередь подчинил себе суздальского и нижегородского князей, победил рязанского князя Олега и привел в зависимость от Москвы Тверь. В 1375 году между Тверью и Москвой был заключен мир, по которому тверской князь признал себя младшим братом московского князя и отказался от притязаний на Владимирское великое княжение. Самостоятельность Новгорода также была ограничена. В результате в распоряжении великого московского князя оказался гигантский фонд казенной земельной собственности, что явилось материальной основой для усиления его власти – боярские и церковные земли Новгорода перешли в руки служилых людей – дворян, становящихся основой русского войска и государственности.

Вместе с тем традиционное постоянное дробление отчины (великого княжения) на уделы не соответствовали происходящим интеграционным процессам и дальнейшему укреплению великокняжеской власти. Переход на новый принцип престолонаследия (от отца к сыну) привел к династической войне 1433-1453 гг. Несмотря на огромные бедствия и тяжелые неудачи в ходе войны, Василий II Темный отстоял свою власть, и процесс объединения русских земель вступил в завершающую фазу – Московское княжество из удельного превращалось в Русское государство.

Правнук Дмитрия Донского Иван III являлся соправителем отца (Василия Темного) начинал свое правление в обстановке междуусобиц и взаимной ненависти князей друг к другу. Иван III подчинил себе Новгород, Тверь, Ростов Великий, Ярославль, Рязань. Иван III отказался платить дань татарским ханам. Великое стояние на реке Угре (1480г.) закончилось отступлением татар. В 1487 году была взята Казань, а в 1514 году присоединен Смоленск. Русское централизованное государство в основном оформилось к середине 16 века.

Иван III (1462-1505 гг.) и Василий III (1505-1533 гг.) завершают политическое объединение собственно русских земель и создание единого Русского государства. Формы, методы и последствия при этом не были одинаковы. Большинство земель вошло в состав Русского государства на добровольное основе, их прежние князья и бояре превращались в служилых людей великого князя московского. При отъезде к недругам московского князя служилые князья теряли право на свою вотчину, так как она жаловалась в «вотчину и в удел» только на условиях службы. Часто наиболее влиятельные представители местной элиты вывозились из присоединяемых земель и переселялись во внутренние области, а на их место посылали переселенцев из коренных московских мест, что вело к ассимиляции региональных элит московским боярством. Региональные элиты селились со своей челядью в Москве улицами, кварталами, перенося в столицу многообразие архитектуры присоединенных городов, тем самым превращая Москву в символический образ всего государства.

Наряду с «собиранием» собственно русских земель происходило включение в состав Московского государства иноязычных народов как имевших, так и не создавших собственную государственность. Пути их присоединения были различны и зависели от уровня развития народов, конфессиональной принадлежности и политических условий. Вассальная политика Москвы в иноязычных регионах наряду с принуждением опиралась на народную колонизацию и гибкие, разнообразные формы сотрудничества с местной знатью, которые включали в себя и равноправные династические союзы, и различные формы службы и прямого подкупа через государеву «милость» местным элитам.

Московское княжество было окружено повсюду русскими владениями: новгородским, тверским, ростовским, ярославским, рязанским княжествами. Подчинив себе этих князей, Иван III превратился в единого государя целой русской народности. Сначала его политика была удельной, затем национальной. По завещанию старшему сыну Василию Иван III давал державные права. Василий один получил в наследство 66 городов, а четверо его братьев – только 30 мелких городов. Василий имел право чеканить монету, устанавливать дипломатические отношения с другими государствами. Вместе с объединением Руси совершалось превращение московского удельного князя в государя-самодержца всей Руси. Успехи Москвы в объединении русских земель способствовали развитию отношений с Западными странами. Папа Римский был заинтересован в установлении отношений с Москвой. Для подчинения Москвы своему влиянию овдовевший Иван III был обручен с племянницей последнего Константинопольского императора Зоей Палеолог. В 1472 году этот брак состоялся. В Москве все активнее звучала мысль о том, что Москва является преемницей Византии. Иван III, женившись на греческой царевне, считался преемником византийских императоров. Этим объясняется введение им византийского герба – двуглавого орла. В русском народе возникла идея о всемирной роли Москвы как третьего Рима (первый – Рим, второй – Константинополь, третий – Москва).

Общественный строй российского государства этого периода также характеризовалось некоторыми особенностями. Класс феодалов в Московском государстве не был однородным. На вершине феодальной лестницы находился князь. Следом шли удельные князья, ставшие на службу великому князю и потерявшие свою самостоятельность. Они должны были нести военную службу. Со временем удельные князья составили верхушку боярства. Следующую группу феодалов составляли бояре – наиболее крупные и влиятельные землевладельцы.

Звание боярина не приобреталось по наследству. Боярином мог стать всякий, кому удалось выдвинуться по службе или приобрести богатство. Иногда боярами могли стать сын смерда, сын ремесленника и т.д. Бояре не обладали исключительными правами, а отличались лишь богатством и властью. В состав боярства входили и князья. Звание князя было наследственным. Следом за боярами шли средние и мелкие феодалы – как их называли, бояре и «дети боярские». Служба бояр носила добровольный, а не обязательный характер. Однако они не могли обойтись без этой службы, поскольку, только неся службу, они могли рассчитывать на защиту князя. Московские князья старались привлечь себе на службу как можно больше служилых людей и закрепить за собой их службу навсегда путем раздачи им на время службы крестьянские села. В дальнейшем самовольное прекращение службы и переход к другому феодалу было запрещено законом. Низшую группу феодалов составляли слуги, которые исполняли различные административные и хозяйственные обязанности и получали за свою службу земли.

В 15 веке боярство становится самым важным придворным чином, оно объявлялось торжественно. Боярство лишалось права свободного выбора князя. Оформляется и другая группа феодалов – дворяне. Основным ядром, из которого выросла эта группа, были слуги при дворе князя. Удельные князья превращались в служилых, и дворянство пополнялось за счет включения в свой состав слуг тех князей, свободных землевладельцев и «детей боярских». Со временем дворяне приобретают все большее влияние, используя свою близость ко двору. Все разряды царских служилых людей в 14 веке получают общее имя «дворянин» и дворянство начинает делиться на чины или должности, которые жалуются царской властью.

Крестьяне делились на:

Черно-тягловых, т.е. живших на земле великого князя и на землях удельных князей;

Вотчинных или поместных крестьян, которые жили в вотчинах и поместьях, а также церковных землях.

Все они должны были платить дань. Так было заведено со времен татаро-монгольского нашествия, когда татарские завоеватели переписали все русское население. Черные крестьяне делились на лучших, средних и молодших. У каждого крестьянина был свой участок земли – «выть». Владелец черного участка имел право передать его по наследству, отдать в наем и даже продать другому лицу, но не иначе, как с согласия общины. Люди, не владевшие землей, назывались «безветные», а также презрительно именовались батраками, молодшими людьми. Они жили во дворах крестьян, помогали хозяевам обрабатывать надел, получали содержание как вольнонаемные работники и домашние слуги. Постепенно идет процесс закрепления черно-тягловых крестьян за определенными землями.

С 16 века начинается ликвидация княжеских наместников-кормленщиков и передача черных земель и крестьян служилым людям в поместья по царским указам. Старожильными назывались крестьяне, которые издавна жили и работали на земле своего феодала и платили ему дань. Серебренниками назывались крестьяне, бравшие в долг от своих феодалов серебро под проценты. За исключением старожилов и серебренников основная масса населения в 15 веке пользовалась свободой перехода от одного хозяина к другому. Наиболее подходящим для этого считался глубокой осени 26 ноября, так называемый Юрьев день, когда заканчивались все сельскохозяйственные работы. Под страхом суровой зимы мало кто из крестьян использовал это право.

По законам 15 – 16 веков все имеющиеся разряды крестьян – землевладельцев – черные, дворцовые, боярские, вотчинные, поместные по отношению к землевладению делились на три неравные категории:

Крестьяне тягловые, государственные, обложенные государственными податями и повинностями, не имевшими права перехода.они составляли преобладающую массу государственного народонаселения;

Крестьяне частновладельческие, жившие на земле своих господ, вносивших за них государственную подать, платившие своим господам оброк;

Вольные крестьяне – колонисты, жившие на чужих землях освобожденные от податей и повинностей на определенный льготный период, по истечении которого они зачислялись в разряд крестьян черных или частновладельческих.

Помещики и вотчинники были судьями своих крестьян по всем делам за исключением дел уголовных. Городское население стали называть посадскими людьми. Они не имели никаких прав на самоуправление, а управлялись князьями или посадниками – наместниками великого князя. Однако из среды городского населения стали выделяться более состоятельные люди, которым удалось добиваться различного рода преимуществ и привилегий. Среди них выделились купцы и гости – так называли иноземных купцов. А просто купцом назывался человек, занимающийся внутренней торговлей. Торговать мог всякий – и князь, и боярин, и смерд. Но для гостя и купца торговля являлась профессией. Класс торговцев на Руси был довольно многочисленным. В городах жили так называемые черные или молодшие люди. К ним, прежде всего, относились ремесленники и чернорабочие. Подобно крестьянам черные посадские люди составляли общину. Община характеризуется выборным управлением, общинным землевладением и круговой порукой по уплате податей и отбыванию повинностей.

История России IX–XVIII вв. Моряков Владимир Иванович

6. Политический строй Российского государства в конце XV – начале XVI века

Процесс формирования единой территории Российского государства был неразрывно связан с созданием системы общерусского управления.

Во главе государства стоял московский великий князь, находившийся со всеми слоями общества в служебно-подданических отношениях. Ему подчинялась княжеско-боярская знать, образовавшаяся путем слияния старомосковской знати и княжеско-боярской знати присоединенных земель. Удельные князья и боярство, сохраняя в своем владении вотчины, обязаны были служить верховному собственнику всех земель государства – великому князю. Они должны были присягать ему на верность. Великий князь мог налагать на них «опалы», удалять от своего двора, конфисковывать вотчины, ограничивать или расширять имущественные права бояр и князей. «Отъезд» их из Москвы, от великого князя, рассматривался как государственная измена, и отъехавшие теряли права на владение своими вотчинами. Великий князь носил титул «государь всея Руси». Знаками государя, отличавшими его от других подданных, были скипетр, держава и великокняжеская шапка Мономаха. По официальной московской версии она (византийская корона) перешла от византийского императора Константина Мономаха к его внуку Владимиру Мономаху.

Другую группу феодалов, служивших великому князю, составляли дворяне. С дворянами великого князя московского слились дворяне удельных князей и бояр, владения которых вошли в состав единого государства, а они перешли на службу к великому князю. При Иване III активно создавалась поместная система – раздача государственных свободных земель служилым людям верховным собственником (великим князем) на условиях несения военной службы.

Таких служилых людей стали называть помещиками, а их владения называли поместьями, которые было запрещено продавать и дарить. В первой трети XVI в. массовые поместные раздачи прошли почти во всех уездах страны. Войско, составленное из таких «испомещенных» служилых людей, стало основой вооруженных сил государства.

Резкое возрастание служебной зависимости феодалов от великого князя было российской разновидностью феодальной иерархии. Она облекалась в форму местничества – порядка назначения на службу в соответствии со знатностью рода, близостью его к великому князю и давностью службы ему.

В 1472 г. овдовевший Иван III женился на племяннице последнего византийского императора Софье Палеолог. Сам факт женитьбы, заимствование византийского имперского герба в форме двуглавого орла, введение пышного церемониала при дворе недвусмысленно демонстрировали притязания московского великого князя на византийское наследство.

Однако растущее самовластие великого князя еще ограничивалось письменным правом и правовыми обычаями, а также традицией, закрепленной практикой политической жизни. Сохранялась Боярская дума, ведущая свое начало еще со времен Древней Руси. Она выполняла совещательные функции, действуя по формуле «Государь указал, а бояре приговорили». В Думе высшим был чин боярина, следующим по значимости был чин окольничего. В разное время в Думу входило от 5 до 12 бояр и не более 12 окольничих. Все они до середины XV в. были представителями московских аристократических боярских родов. В конце XV – начале XVI вв. в число бояр Думы начинают жаловать князей ранее независимых княжеств. В думные чины жаловал великий князь.

Боярская дума была значимой частью государева двора, куда входила высшая и средняя элита московского государства. Государев двор играл значительную роль во внутренней и внешней политике.

Система приказов – специальных учреждений – еще не сложилась. Первое упоминание о них встречается в документах 1512 г. До середины XVI в. было два государственных учреждения (в рамках Государева двора): Дворец, ведавший великокняжескими землями, и Казна, возглавляемая казначеями, где хранились деньги, драгоценности, государственные архив и печать.

В складывавшемся государственном аппарате основную роль играли дьяки, которые вели делопроизводство. Часто они имели большое влияние на принятие и реализацию государственных решений.

Единой и четкой системы административно-территориального деления в то время еще не было. Государство делилось на уезды, границы которых определялись границами бывших княжеств, уезды делились на станы, а станы – на волости. Уездом управлял великокняжеский наместник, а станами и волостями – волостели. Феодалы и их люди по гражданским делам и ряду уголовных преступлений были им неподсудны. Наместники назначались из бояр. Они жили за счет судебных пошлин («присуд») и «кормленичего» дохода, собираемых в свою пользу. По сути дела это было предоставление права взимать ренту-налог за прежнюю военную службу, а не за административно-служебную деятельность. Бояре-кормленщики, юридически подчиненные великому князю, фактически становились владетелями порученных им территорий, что вело к возникновению своего рода феодальных автономий, ослаблению центральной власти.

К своим обязанностям «кормленщики» относились халатно. Отсутствие разветвленного и четко организованного государственного аппарата управления затрудняло контроль центральной власти за их деятельностью.

Для установления единого порядка судопроизводства в едином государстве в 1497 г. был принят великокняжеский Судебник. Судебник Ивана III дошел до нас в одном списке, он был сводом судебных норм и правил, которые отвечали изменениям в жизни русских земель, происшедшим после появления «Русской Правды». Он предназначался для унификации судебно-административной деятельности на территории всего созданного государства. В нем были отражены вопросы судопроизводства по нарушению установленных властью норм. К особо опасным преступлениям относились грабеж, подлог, ночная кража, кража из укрепленного места. Оговорены были также наказания за заговор, мятеж, которые рассматривались как преступления против государства и государя. Судебник устанавливал наказания за взяточничество, казнокрадство, пристрастное рассмотрение дел. Кроме системы штрафов за преступления, он вводил смертную казнь за особо тяжкие преступления и торговую казнь – битье плетью на торговой площади. В Судебнике содержались инструкции по организации судебного процесса. Судебная система состояла из суда великокняжеского наместника, приказного суда, суда Боярской думы и суда великого князя. Кроме этого, существовали церковные и вотчинные суды.

Статья 57 Судебника утверждала существовавшую повсеместно практику ограничения крестьянских переходов от одного феодала к другому. Отныне переход разрешался только за неделю до осеннего Юрьева дня (26 ноября) и неделю после. При этом крестьянин должен был заплатить за проживание на земле феодала «пожилое». Сумма его доходила до 1 рубля. В конце XV в. это были большие деньги. За один рубль можно было купить рабочего коня, или 100 пудов ржи, или 7 пудов меда.

Долгое время в отечественной историографии ограничение переходов крестьян рассматривали как начало их закрепощения. Ряд современных исследователей не разделяет это мнение. Акад. Л. В. Милов считает, что крестьянские переходы были порождены необходимостью расшатывать крестьянскую общину как орган организации сопротивления крестьян и укреплять собственность феодалов на землю. О закрепощении (личной зависимости) каждого члена общины (крестьянина) можно говорить лишь начиная с конца XVI в., после того как государство укрепило свою мощь и консолидировало господствующий класс. В конце же XV – первой половине XVI в. ограничение крестьянских переходов, ставших элементом крестьянской свободы, было направлено только на укрепление собственности феодалов на землю. К установлению личной зависимости крестьян они отношения не имели.

Складывание единого Российского государства, усиление великокняжеской власти, которая стремилась лишить самостоятельной силы не только светских феодалов, но и церковь, подчинив их полностью интересам государства, поставили вопрос о положении церкви в государстве. В конце XV в. вопрос о церкви и ее богатствах стал предметом общественного обсуждения. В это время в Российском государстве делались первые попытки выйти за рамки традиционных представлений о человеке, природе и обществе.

В Новгороде, Пскове, Твери, Москве появились еретики, выступления которых были исключительно опасны для церкви, потому что они были смелыми вольнодумцами, резко высказывались против ряда основных догматов христианства. Они отрицали краеугольный догмат о загробной жизни, сомневались в достоверности Священного Писания, которое критиковали с рационалистических позиций. Еретики выступали против церкви как учреждения и церковнослужителей, без которых, как они полагали, человек может и должен общаться с Богом. Еретики были противниками церковного землевладения.

Выступления еретиков поставили вопрос укрепления авторитета церкви и ее положения в обществе. Его попытались решить нестяжатели и иосифляне (стяжатели). Нестяжатели во главе с Нилом Сорским, основателем далекого северного монастыря на реке Сорке, говорили о недопустимости владения церковью богатствами, землями, зависимыми крестьянами. Они были против безнравственного поведения многих церковников, проповедовали аскетический образ жизни, отказ служителей церкви от мирских удовольствий. Иосифляне во главе с Иосифом Волоцким, игуменом Волоцкого монастыря под Москвой, выступали за сильную, богатую церковь, независимую от светской власти. По их мнению, только такая церковь могла успешно проводить в жизнь христианское учение, занимать господствующее положение в духовной жизни страны. Борьба нестяжателей и иосифлян, начавшаяся в конце XV в., продолжалась вплоть до середины следующего столетия.

Великокняжеская власть, находившаяся в постоянном поиске земель для испомещения на них служилых людей, была заинтересована в конфискации части церковных земель. Она поддерживала нестяжателей, что вызвало конфликт между Иваном III и митрополитом Геронтием. После Геронтия митрополию возглавил сторонник еретиков Зосима. Иосифляне, добиваясь от власти всесторонней поддержки, защиты интересов церкви и расправы с еретиками, активно поддерживали удельных князей, устраивавших мятежи против крепнувшей власти великого князя. На церковном соборе 1503 г. Иван III потребовал у церкви отказаться от своих земель. Но иосифляне, составлявшие большинство церковных деятелей, дали резкий отпор великому князю и нестяжателям. Последние потерпели жестокое поражение. Борьба с еретиками приняла ожесточенный характер. На вооружение был взят опыт испанской инквизиции. На льду Москвы-реки запылали костры, где сжигали еретиков.

Анализ обстановки в стране, соотношения и расстановки противоборствующих сил показал великокняжеской власти необходимость отказа от поддержки нестяжателей и их идеи секуляризации церковных земель. В обстановке мятежей удельных князей центральная власть нуждалась в поддержке столь мощной организации, как церковь. В свою очередь, церковники были заинтересованы в мощной поддержке государства. Все это сделало неизбежным компромисс церкви и светской власти. Первая отказывалась от своих теократических устремлений и поддержки мятежных князей, а последняя поддержала борьбу с еретиками и перестала ставить вопрос о секуляризации церковных земель и подчинения церкви государству.

После установления компромисса церкви со светской властью Иосиф Волоцкий с 1508 г. стал поддерживать великого князя в борьбе с мятежными удельными князьями и развил идеи о божественном происхождении великокняжеской власти, самодержце – царе земном, подобном Богу и только перед ним ответственном. Из этого следовало, что церковь, освящающая власть монарха, должна иметь привилегированное положение, а центральная власть обязана ее поддерживать. В свою очередь, Василий III после 1508 г. активно поддерживал иосифлян и дал церкви большие привилегии.

Таким образом, в XIV – первой половине XV в. процесс объединения русских земель завершился созданием единого Российского государства. Это создавало благоприятные условия для экономического, социального и культурного развития русского народа.

Перед образовавшимся государством встал ряд национально-государственных задач, которое оно решало на протяжении почти трех столетий. Россия, а именно так стало именоваться новое государство, продолжала борьбу с остатками Золотой Орды и стремилась добиться выхода в Балтийское море. Московские монархи считали себя преемниками не только великих владимирских, но и великих киевских князей. Поэтому они считали одной из своих задач объединить в границах единой державы все земли, входившие в Древнерусское государство.

Из книги История России с древнейших времен до конца XVII века автора Милов Леонид Васильевич

§ 3. Политический строй русских земель в конце XIV - первой половине XV в. Феодальная война В главных своих чертах политический строй русских земель в конце XIV - первой половине XV в. не отличался от того, что мы наблюдаем во второй половине XIV в. Как и раньше, первым и главным

Из книги История России с древнейших времен до конца XVII века автора Милов Леонид Васильевич

Глава 19. Политический строй и государственное управление Российского государства в XVII

Из книги История России ХХ - начала XXI века автора Милов Леонид Васильевич

§ 4. Население Российской империи в конце XIX - начале XX в. Социальная структура российского общества Общая динамика численности населения. Население России (без Финляндии) в пределах страны по переписи 1897 г. составляло 126,6 млн человек, из которых 73 % проживали в

Из книги Утерянные земли России. От Петра I до Гражданской войны [с иллюстрациями] автора Широкорад Александр Борисович

Глава 6. Финляндия в конце XIX - начале XX века После Крымской войны в Финляндии продолжали преобладать монархические настроения. По инициативе местных властей были построены дорогие и красивые памятники Александру I, Николаю I, Александру II и Александру III.Столица страны

Из книги История Древнего Востока автора Ляпустин Борис Сергеевич

Общественно-политический строй и падение Шан-Иньского государства Ядром Иньского государства была территория племени шан. Судя по находкам в гробницах Аньяна, у шанцев этого времени выделялись четыре довольно четко отграниченные друг от друга по сословному и

Из книги Реформы Ивана Грозного. (Очерки социально-экономической и политической истории России XVI в.) автора Зимин Александр Александрович

Глава IV ПОЛИТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РУССКОГО ГОСУДАРСТВА НАКАНУНЕ РЕФОРМ Российское централизованное государство первой половины XVI в. представляло собой аппарат насилия господствующего класса феодалов.К середине XVI в. в экономике страны явно обозначились серьезные сдвиги,

Из книги Из истории зубоврачевания, или Кто лечил зубы российским монархам автора Зимин Игорь Викторович

Глава 5 Зубоврачевание в конце XIX – Начале XX века Когда цесаревич Николай Александрович стал императором Николаем II, ему было 26 лет, его жене Александре Федоровне – 22 года. В этом возрасте стоматологические проблемы еще сильно не беспокоят. Однако рождение императрицей

автора Автор неизвестен

4. ПОЛИТИЧЕСКИЙ СТРОЙ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА Древнерусское государство сложилось и вплоть до первой трети XII в. существовало как монархия С формальной точки зрения она была не ограниченной. Но в исторической и юридической литературе обычно понятие «неограниченная

Из книги История отечественного государства и права: Шпаргалка автора Автор неизвестен

12. ПОЛИТИЧЕСКИЙ СТРОЙ В ПЕРИОД ОБРАЗОВАНИЯ РУССКОГО ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ГОСУДАРСТВА Централизация Русского государства знаменуется резким усилением власти монарха – московского великого князя, а позже – царя. С княжения Ивана III (1440–1505) московские монархи подчеркивали

Из книги Отечественная история. Шпаргалка автора Барышева Анна Дмитриевна

12 ПОЛИТИЧЕСКИЙ СТРОЙ И АДМИНИСТРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА XV–XVI В.В Процесс объединения Северо-Восточной и Северо-Западной Руси завершился к концу XV в. Образовавшееся централизованное государство стало называться Россией.Центральную власть в стране

Из книги История Словакии автора Авенариус Александр

1. Политический кризис в начале XIV века

автора Бурин Сергей Николаевич

§ 23. Африка в конце XVIII – начале XX века ЕгипетДревнейшая страна африканского континента, Египет всегда стремился к независимости. Даже войдя в состав могущественной Османской империи (с 1517 г.), Египет во многом сохранял самостоятельность. С начала XVIII в. власть в стране

Из книги Всеобщая история. История Нового времени. 8 класс автора Бурин Сергей Николаевич

Глава 5 Мир в конце XIX – начале XX века «Если суждена ещё когда-либо война в Европе, она начнётся из-за какого-нибудь ужасно несуразного случая на Балканах». Германский политик О. фон Бисмарк Союз России и Франции. Иллюстрация из французского

Из книги Всеобщая история. История Нового времени. 8 класс автора Бурин Сергей Николаевич

§ 23. Африка в конце XVIII – начале XX века ЕгипетДревнейшая страна Африканского континента Египет всегда стремилась к независимости. Даже войдя в состав могущественной Османской империи (с 1517 г.), Египет во многом сохранял самостоятельность. С начала XVIII в. власть в стране

Из книги Всеобщая история. История Нового времени. 8 класс автора Бурин Сергей Николаевич

Глава 5 Мир в конце XIX – начале XX века «Если суждена еще когда-либо война в Европе, она начнется из-за какого-нибудь ужасно несуразного случая на Балканах». Германский политик Отто фон Бисмарк Союз России и Франции. Иллюстрация из французского

Из книги История Индонезии Часть 1 автора Бандиленко Геннадий Георгиевич