Социальные проблемы адекватного питания спортсменов. Социальная адекватность личности


Другой критерий деления социальных норм (который традиционно используется в литературе) - «степень их формализации» . По этому критерию выделяются официальные и неофициальные нормы. Официальные нормы (в отличие от неофициальных) оформлены в виде правовых предписаний, а их соблюдение контролируется государством или другой официальной инстанцией. Соблюдение же неофициальной нормы обеспечивается лишь авторитетом общественного мнения. К неформльным нормам относятся, например, следующие правила: «уступай место старикам», «с почтением относись к родителям», «не шуми, если это мешает окружающим» и т.д.

Официальными или неофициальными могут быть как первичные, так и вторичные нормы. Официальные первичные нормы образуют основу права в обществе и очерчивают круг обязанностей правоохранительной системы по поддержанию необходимого социального порядка.

Условные официальные нормы нацелены законодателем, с одной стороны, на закрепление существующей государственной идеологии и государством установленного порядка и соответственно на сохранение и укрепление существующего способа производства и системы общественных отношений, а с другой - на облагораживание нравов, моральных устоев граждан. Однако, как верно отмечает К. Шуман, всегда остается вопрос, являются ли надежды законодателей на исправление нравов населения путем применения правовых средств обоснованными и тем более успешными. Чаще всего при этом происходит неоправданная экспансия права, выражающаяся в принятии им на себя не свойственных ему функций, с которыми оно не в состоянии справиться. Так, например, правовая система берет на себя чаще всего следующие функции: заботу о здоровье людей через запреты потребления алкоголя, наркотиков и т.д.; заботу о «нравственной чистоте» через преследование лесбиянства, мужеложества, нудизма и т.д.; заботу о перевоспитании преступников. Тем самым право вольно или невольно пытается исполнять функции медицины, морали и педагогики, что заведомо обречено на неудачу, о чем свидетельствует весь опыт уголовно-правовой борьбы с этими явлениями. Кроме того, чрезмерное расширение «поля» официальных норм и попытка тотального правового регламентирования всех сторон жизни социума могут «задушить творческие порывы общества», социальная система может «закостенеть» и потерять способность к дальнейшему развитию.

Деление норм на официальные и неофициальные создает теоретические предпосылки для осмысления нормотворчества и его последствий для социальных систем по таким показателям, как:

Степень жесткости санкций, применяемых к нарушителям социальных норм;

Характеристики субъектов исполнения санкций;

Степень тотальности контроля, на которую претендует нормопорождающий орган (например, государство, руководство какой-либо фирмы или учреждения).

Последний и очень важный критерий выделения видов социальных норм - «социальная адекватность нормы» .

Человеческий поступок (а также поведение и деятельность) по своим последствиям находится в одном из следующих отношений к общественному благу: негативном, позитивном или же нейтральном. Это отношение существует в двух формах: само по себе (объективно) и в наших оценках (субъективно). Субъективные оценки отражают тот факт, что «цивилизации необходимы не все виды возможной социальной активности индивидов, а лишь те из них, что позволяют ей пребывать в динамично-равновесном состоянии, сохранять жизнеспособность и успешно развиваться». Оценки чаще всего даются видам поведения и деятельности, имеющим наибольшую значимость в настоящее время в данном обществе. Это не означает, однако, что все оценки вербализуются. Часть оценок не находит вербального оформления, оставляя тем самым достаточно широкий выбор возможных вариантов действий, которые являются своего рода резервом для апробирования разного рода социальной активности. (Не следует упускать из вида, что отображение значимости поступка происходит не только в сознании законодателя, но и в сознании отдельных граждан, которые затем сравнивают свои оценки с оценками, зафиксированными в официальных нормах, и принимают или не принимают их. Неприятие выражается в нормонарушаемости, неодобрении, сокрытии фактов нарушения норм и т.д. К этому вопросу мы вернемся позже.). Отображение значимости поступка в сознании законодателя вызывает формирование новой официальной социальной нормы или изменение уже существующей. (По этой же схеме формируются и неофициальные социальные нормы). Но указанное отображение, как и всякий познавательный акт, может быть как адекватным, так и неадекватным. В случае адекватного отображения возникают социально-адекватные нормы, а в случае неадекватного - социально-неадекватные нормы. Что касается нейтральных поступков, то они обычно не закрепляются в нормативных предписаниях, поэтому мы не будем их рассматривать. Иначе говоря, социальная адекватность нормы - это обоснованность нормативного предписания с точки зрения общественного блага. Но что считать общественным благом? Этот вопрос достаточно часто обсуждается в рамках нормативистской парадигмы, где точки зрения делятся по принадлежности к консеквенциализму или нон-консеквенциализму.

Консеквенциалисты считают, что о благе или неправомерности того или иного поступка или практики можно судить исключительно исходя из всего комплекса последствий, вытекающих из этого поступка или практики. Однако сторонники этой точки зрения расходятся в понимании блага. Часть из них - классические утилитаристы полагают практику благой или дурной в зависимости от того, насколько данная практика упрочивает или разрушает «максимальное счастье наибольшей массы людей», а современные представители предлагают в качестве критериев блага - «суверенитет (гарантированную свободу граждан в условиях правового государства)». Нонконсеквенциалисты считают, что поступки могут быть благими или дурными в силу их естественного характера, независимо от порождаемых ими последствий. Благо здесь понимается как соблюдение законодательства, выработанного в ходе исторического развития общества. Можно ли предложить общее определение блага, которое устраивало бы сторонников разных точек зрения? Думается, что таким определением может стать понимание блага как самосохранение системы (общества), ее прогрессивное развитие за счет самовоспроизводства (аутопойесис или «автопоэтика социальных систем») и поддержание определенного уровня адаптивной гибкости, позволяющего оперативно реагировать на изменения внешней среды. При этом интегративным критерием прогрессивного развития должен стать показатель продолжительности жизни членов общества, что возможно только при создании условий для полноценного существования индивидов (как в физическом, так и в психологическом плане). Данное определение блага не включает представления о способах политического правления (т.е. является идеологически нейтральным), а потому в нем в определенной мере снимается субъективный момент и появляется возможность примирения сторонников разных политических учений. В то же время в нем сохраняется ориентация на справедливое устройство общества, нормативно-правовое регулирование которого опирается на социально-адекватные нормы. Кроме того, оно дает возможность выработать некоторый критерий (или критерии), с которым в последующем можно будет соотносить социальные нормы в целях оценки их социальной значимости.

Адекватность или неадекватность предписанной законодателем нормы обнаруживается в социальном взаимодействии (на практике), когда люди в процессе жизнедеятельности сами постигают полезность или вредность той или иной нормы, которая базируется на таких определенных исторически развивающихся феноменах, как культурно обусловленные и востребованные образцы поведения. Эти образцы воспроизводятся людьми в индивидуальной и кооперативной деятельности в конкретной ситуации. Именно в практическом взаимодействии нормы наполняются смыслом и «могут удерживать относительную ценность», которая в дальнейшем может быть отображена в предписаниях. Продолжительность проверки адекватности нормы может быть самой разной: от нескольких дней (например, нормы поведения ребенка в семье, устанавливаемые родителями) до нескольких десятилетий (или даже столетий). Так, например, запрет в России частной собственности и законодательное установление социальных норм в соответствии с идеологией коммунизма и «коллективизма» показали свою значимость для блага общества лишь через 70 лет, а социальная неадекватность введения «сухого закона» в разных странах проявилась уже через несколько месяцев после его установления. При этом надо учитывать, что ни у кого не возникает сомнений в адекватности первичных (атрибутивных) норм, сомневаться здесь можно лишь в определении меры наказания за их нарушение. Другое дело - условные нормы. Никто не может предварительно со стопроцентной уверенностью определить социальную адекватность или неадекватность принимаемых условных норм. Это можно сделать лишь post factum, после их проверки на практике, когда люди на деле убедятся в их общественной целесообразности, правильности или ошибочности с точки зрения выживания и процветания общества.

Некоторые условные нормы на протяжении всей истории человечества не поддаются оценке на социальную адекватность. Таковыми являются, например, запрет проституции или ее дозволение в различных странах. Это явление существовало в обществе всегда, однако и сейчас непонятно, что является социально адекватным - ее дозволение или запрет. Очевидно, что в определенные периоды развития общества, например, расцвет проституции, с одной стороны, является социальным индикатором общественного неблагополучия, а с другой - проституция выполняет позитивную функцию: возможность заработка в трудной экономической ситуации, предоставление психологической и сексуальной разрядки для потребителей сексуальных услуг, снятие напряжения в семейных отношениях и т.д. По-видимому, как показывает мировой опыт, социально-адекватной нормой здесь будет разумная регламентация деятельности представительниц древнейшей профессии .

Говоря об истинности или ложности оценок некоторых видов поступков и деятельности (некоторых сексуальных действий, совершаемых совершеннолетними людьми по обоюдному согласию; азартных игр; проституции и т.д.), Дж. Ф. Шелли справедливо замечает: «Мы можем только гадать, какое из двух определений перечисленных действий является “истинным” - их законность или незаконность. На практике мы должны рассматривать ныне принятые определения как “истинные”, поскольку именно они используются судом, действующим по нормам статусного и общего права».

Вообще следует подчеркнуть, что определение социальной адекватности той или иной нормы иногда сопряжено с большими трудностями. Дело в том, что адекватность нормы обнаруживается только при сравнении последствий ее введения в разных обществах или при разных общественно-политических режимах в одном и том же обществе с учетом многих конкретных социально-экономических, политических и иных обстоятельств. Скажем, тот же запрет проституции (в капиталистических странах с демократическим устройством) с использованием жестких мер наказания воспринимался бы как социально неадекватная норма именно на том основании, что разрушал бы целостность культуры, сложившейся под влиянием определенных ценностей: право на свободную деятельность, невмешательство государства в личную жизнь каждого гражданина и т.д.

Вот другие примеры: по мусульманской норме, находясь около покойника, нужно надеть головной убор, а по христианскому обычаю, напротив, нужно снять его; католическая норма дозволяет сидеть во время богослужения, а православная запрещает это делать. Все аналогичные нормы, казалось бы, не имеют прямого отношения к общественному благу (не вредны и не полезны). Поэтому их иногда называют «условностями». Вместе с тем следует отметить, что ничто не раздражает людей больше, чем нарушение этих «условностей». Они могут стать причиной скрытого или явного конфликта, породить отчуждение людей и даже вызвать открытое насилие в отношении тех, кто пренебрег «условностями». Почему это происходит? Здесь следует говорить не только о том, что пренебрежение к условностям делает человека чужим для тех, кто эти условности соблюдает, но и о том, что наши оценки значимости поступков формируют реальность, порождая определенные социальные обстоятельства для совершения дальнейших поступков.

Наибольшее значение для жизни социума имеет формирование официальных норм, прямо определяющих характер социальных взаимодействий или выступающих в качестве фона, на котором эти взаимодействия развиваются. Право здесь выступает как «один из ведущих нормативно-регулятивных механизмов, обеспечивающих гомеостатическое состояние цивилизованной системы». «Под гомеостазисом обычно понимается свойство элементов поддерживать динамично-равновесные отношения с системой посредством многообразных и активных функциональных связей». Правовые нормы должны закрывать путь деструктивному духу вседозволенности и открывать широкие возможности для конвенционально-моральных инициатив. Если законодатель формирует социально неадекватные нормы, то это обусловливает рост социальной несправедливости, дезорганизации социума, дезинтеграции граждан и, как следствие, - повышение уровня преступности. Возникновение и правовое закрепление социально-неадекватных норм имеют ряд причин.

Во-первых, эти нормы являются плодом искаженного (религиозного, политизированного, субъективистского, мифологизированного) отображения обыденным сознанием и/или законодателями социальных закономерностей, потребностей и интересов общества, его самосохранения и развития.

Во-вторых, право отображает существующие социальные отношения и, преломляя их в своих предписаниях, старается сохранить их более или менее стабильное существование. Здесь право выступает в качестве «средства закрепления места и функций людей в системе общественного разделения труда... и обеспечивает в процессе воспроизводства общественного организма относительную неизменность социальной структуры». Стало быть, право здесь выступает как средство закрепления сущего , которое всегда в чем-то превратно.

Будучи лишь орудием воспроизводства форм сущего (существующей действительности), право в этом своем качестве в некоторых отношениях превращается в тормоз, преграду на пути развития общества. Но поскольку развитие остановить невозможно, оно (это развитие) вынуждено идти по пути правонарушений. Общество здесь на более или менее длительное время будет ввергнуто в состояние аномии, когда существующие предписания права перестают действовать. При этом наблюдается всплеск «преступности» (именно в кавычках). Разумеется, в глазах официальной правовой статистики эта преступность является совершенно реальной и настоящей (без кавычек). Как бы то ни было, общество переходит на другой качественный уровень развития, и право, чтобы избавиться от возникшей социальной аномии, вынуждено пересмотреть свои предписания, хотя бы post factum привести их в соответствие с новыми формами сущего . Теперь исправленное право на время обеспечит социальное благозаконие, и, как следствие этого, снизится уровень преступности и вообще уровень правонарушений. Но только на время, ведь право не перестало быть орудием защиты и воспроизводства сущего. Поэтому все должно повториться снова.

В-третьих, право не может достигнуть своей полной социальной адекватности по той простой причине, что процесс познания потребностей общества неизбежно сопряжен с ошибками гносеологического характера, например, такими, как абсолютизация, предвзятость оценок значимости явлений (установки) и т.д. К тому же процесс познания бесконечен ввиду постоянной изменчивости общественных потребностей и интересов, за которыми праву просто невозможно угнаться.

Выделение норм по критерию социальной адекватности предоставляет теоретический фундамент для анализа теории и практики права, деятельности правоохранительных органов и уголовно-правовой политики государства. Речь идет о следующем.

1. Существование официальных социально-неадекватных норм порождает такое явление, как позитивные отклонения. Эти нарушения социальных норм не просто не вредны для общества, они имеют для него положительное значение, поскольку способствуют (хотя бы в потенции) переосмыслению и изменению вредных для общества норм. Именно поэтому некоторые исследователи вполне резонно делят отклоняющееся поведение на позитивное и негативное (по своим следствиям для общества).

2. Консерватизм права как подсистемы общественных отношений обусловлен не только тем, что оно является бюрократическим орудием поддержания сущего (существующей власти, политических и идеологических установок властной элиты и т.д.), но и тем, что оно отождествляет свои предписания с нормами истинного долженствования, имеющими всеобщий характер, а потому не требующими изменений. Для поддержания этого мифа разработаны соответствующие лозунги, выдаваемые за принципы деятельности: «неукоснительное следование закону», «установление и соблюдение правопорядка» и т.д. Эти «принципы» зачастую попирают здравый смысл, особенно когда применяются в деятельности по наказанию нарушителей социально-неадекватных норм вместо того, чтобы заняться пересмотром этих вредных, а иногда и просто опасных правовых норм. В этом смысле наиболее подходящим, по-видимому, является прецедентное право, дающее возможность учитывать хотя бы в какой-то степени особые случаи и изменившиеся социальные условия.

3. Поскольку «борьба» с нарушениями социально-неадекватных норм не имеет смысла, то не стоит тратить на нее силы и средства, необходимые для работы с более опасными социальными явлениями, т.е. с нарушениями социально-адекватных норм.

Все виды выделенных в ходе анализа социальных норм можно представить в виде классификационной схемы (схема 1).


Схема 2. Классификация социальных норм


Итак, данная классификация социальных норм, во-первых, позволяет выйти за рамки правовой точки зрения на их сущность и охватить в единой теоретической концепции всю совокупность действующих в обществе норм - как официальных (правовых), так и неофициальных. Во-вторых, появляются основания для аргументированного деления девиаций на позитивные и негативные, для осознания того обстоятельства, что не всякое отклонение от норм (аномалия) выступает как социальная патология, наносящая вред существованию и развитию общества. А это, в свою очередь, дает критическое видение существующих правовых систем, позволяя осмыслить имеющиеся в них дефекты и удалить из них социально-неадекватные (несправедливые, вредные для общества) нормативные запреты и ограничения на пути позитивных отклонений и в то же время акцентировать внимание на мерах минимизации зла, порождаемого негативными отклонениями. Наконец, предложенная классификация позволяет (при желании) повысить степень рациональности процессов законодательного нормотворчества.

Отнимется от вас Царство Божие и дано будет

народу, приносящему плоды его.

Ев. от Матфея, 21, 43

Трудящийся достоин награды за труды свои.

Ев. от Луки, 10, 7

Адекватная социальная организация возникает тогда, когда разум постигает всё, что природа может дать ему для обеспечения выживания рода человеческого. Дальше разум может рассчитывать только на себя. Выживание и дальнейшее развитие всех может быть обеспечено только за счёт оптимальной организации, применения строго научных методов организации жизни общества. С этого момента наука становится «нематериальной». Она переходит к познанию иррационального и души человека. Наука больше ничего не даст для технологического совершенствования жизни человека в условиях, когда все идеи для технологического роста и совершенствования условий существования тела человека исчерпаны. Дальнейший технологический рост будет возможен только благодаря новым «инженерным» подходам и расширению за счёт этого окружающего пространства для развития цивилизации.

Высшая форма социальной организации также формально есть диктатура. Но на сей раз это диктатура не личности или какой-либо группы лиц. Это диктатура коллективного разума среди коллективов. Внутри коллективов личности предоставлена абсолютная свобода. Коллективный разум в своём развитии стремится к недостижимой высоте потенциала Бога Отца за счёт развития иррациональной науки. Именно в этом смысл развития и стохастического поиска разума после исчерпания возможностей принципиально новых технологических открытий. Новые строго детерминированные, чрезвычайно сложные технологии, требующие для своей разработки колоссальных средств и времени, могут быть созданы только с привлечением больших количеств абсолютно свободного интеллекта. Любые ограничения на свободу интеллекта, будь то в форме хозяев, начальников или «непогрешимых» авторитетов, обернуться колоссальными материальными и временны ми потерями для всего общества.

Второй важнейшей задачей адекватного общества является задача изучения свойств индивидуальных объектов и проявлений иррационального. Такие исследования принципиально в течение сравнительно значительного времени не принесут обществу никаких материальных благ. Но эти исследования будут открывать перед человечеством всё новые и новые возможности в бесконечном стремлении коллективного разума к недосягаемой высоте потенциала Бога Отца.

Задачи детерминированного технологического развития и исследования индивидуальных процессов не ориентированы на материальный интерес отдельной личности. Их результатом являются коллективные достижения. В силу этого, отдельная личность не может претендовать на исключительность в смысле материального обеспечения. Уровень материального обеспечения отдельной личности определяет только коллектив.


Весьма важной особенностью адекватной организации общества является то, что отдельный человек в таком обществе не имеет никаких прав. Он имеет только обязанности. Это обстоятельство есть следствие того, что адекватная организация есть диктатура. В предыдущих изданиях книги я, к сожалению, не сумел чётко сформулировать эту мысль. Я её совершенно неожиданно для себя услышал из уст священника во время телевизионной передачи «Ринг» с ведущим Соловьёвым. Я решил добавить этот фрагмент в книгу ввиду важности этой мысли. Это абсолютно правильная мысль. Я был просто поражён точностью формулировки сути христианина православным священником, отцом Михаилом. Отсутствие у христианина прав и наличие только обязанностей . Христианин всегда живёт в условиях абсолютной диктатурыВысшего Разума, Бога Отца. Он подчиняется беспрекословно Его велениям. Он – раб Божий. Поскольку общество адекватно постулатам Христа, то каждый член такого общества, по существу, является христианином. Его судьбу решает только коллектив, живущий в соответствии с Учением Христа или, что то же самое, с Волей Бога Отца. Законов и, следовательно, прав в таком обществе быть не может . Все люди в таком сообществе свободны. Поэтому право и свобода не совместимы. Свобода исключает существование какого-либо права.

Христос сказал нам, что единственным и абсолютным Господином в человеческом обществе может быть только Сын Человеческий, т. е. Разум, несущий в мир волю Бога Отца. Адекватное общество – это общество диктатуры Бога Отца . Все люди в таком обществе равны между собой.

Права существуют только там, где человек обладает собственностью, т. е. в неадекватных обществах. Право есть инструмент реализации насилия общества и человека по отношению к человеку. В этих обществах собственность выше разума и Бога. Право однозначно связано с собственностью. Правда, часто провозглашаются права на жизнь, здоровье, свободу слова, выбора и т. д. Но все они имеют чисто декларативный характер. Священна только собственность. Такие общества к христианству никакого отношения не имеют. Христос сказал, что на дороге жизни человеку не нужны ни сума, ни лишняя одежда, ни посох, т. е. ни каких-либо запасов, ни орудий труда, «ибо трудящийся достоин награды за труды свои» . Человека должно вознаграждать общество за его реальные труды. Это изречение Христа является наиболее актуальным для современности. Именно эту часть Учения современные «почитатели» Христа не видят в упор. Это потому, что реальная социальная цена всех этих трутней, будь то политики, бизнесмены или говоруны от телевидения, равна нулю. Они добровольно никогда не согласятся на то, чтобы их труд оценивал коллектив, делающий реальную работу. При таком положении действительно «последние станут первыми». А нынешние первые смогут в лучшем случае рассчитывать только на лом и лопату.

Стало понятно, что партия больше не нужна, а все хозяйственные руководители должны избираться. Элита мгновенно сообразила, что, в силу её абсолютной социальной бесполезности, её перспективы весьма плачевны. И был провозглашён очень сильный лозунг: «Давайте воровать все!». Работяги не сообразили, что украдёт больше тот, кто выше сидит. Зато их внимание было отвлечено сладостным процессом безнаказанной приватизации отвёртки. Именно на это и делалась вся ставка. В то же время высокопоставленные мародёры и прочие отбросы грабили страну по-чёрному. В результате первые правильные шаги были свёрнуты, и страна вверглась в пучину бессмысленного маразма. Фёдор Михайлович Достоевский писал будто бы про наше время: «Патриотизм обратился в драньё взяток с живого и мёртвого. Не бравшие взяток считались бунтовщиками, ибо нарушали гармонию…». И далее: «Пятнадцать лет реформ! А между тем никогда Россия, даже в самые карикатурные эпохи своей бестолковщины, не доходила…» до такого состояния.

Запад весьма умело воспользовался сложившейся ситуацией, тонко уловив устремления нашей партийной и хозяйственной элиты. Всем советским гражданам было дано право свободно открывать счета в любых банках. В результате деньги рекой хлынули на Запад. Европа и Америка получали и получают до сих пор нефть, газ, металлы, лес бесплатно, поскольку заплаченные за всё это деньги немедленно возвращаются к ним же в банки. В результате экономика Запада, находившаяся в глубокой стагнации в восьмидесятые годы, ожила и росла все девяностые годы двадцатого века. Кроме того Запад получил идеальное средство давления на нашу политическую и экономическую элиту. Наши политики и бизнесмены вынуждены работать на западные интересы, поскольку их деньги там. Как только кто-то из них проявляет малейшую нелояльность к Западу, там сразу возбуждается против него дело по поводу незаконно нажитых средств. Угроза ареста личных средств – самый простой и наиболее эффективный способ давления на нашу элиту. Человек всегда работает на то место, где лежат его деньги .

Не случайно элита так испугалась первых шагов нашего общества в направлении ликвидации всякой элитарности. В адекватном обществе не может быть значимых и незначимых дел. Коллектив просто ставит наиболее подходящего человека на выполнение той или иной работы и выдвигает своих представителей в коллективы, занятые другими делами. Не должно быть иерархии ни коллективов, ни людей. Любой человек, находящийся в коллективе, находится на материальном обеспечении этого коллектива. Оценку труда каждого человека может дать только коллектив, в котором он работает. При этом ликвидируется любая зависимость одного конкретного человека от другого. Ликвидируются и начальники, и хозяева, и наёмные работники, и подчинённые. В таких условиях нельзя ни украсть, ни угодить начальнику, ни задавить ближнего. Коллектив знает всё. Обмануть его нельзя. У человека не остаётся другой альтернативы, кроме хорошей работы. Каждый член общества становится истинным интеллигентом. Это и есть общество интеллигентного коллективизма. Распределение между коллективами производится в соответствии с планом, на основе научного прогнозирования развития народного хозяйства.

Я не буду давать каких-либо окончательных рекомендаций по построению адекватного общества. По сути дела, это общество должно строиться всеми людьми. И мой голос в этом случае совершенно не отличается от голосов других. Поэтому я просто расскажу о своём опыте работы и своих мыслях по этому поводу.

В своей работе я всегда, насколько это было возможно, реализовывал такие принципы. Они очень быстро создают чрезвычайно благотворную атмосферу в коллективе. Работа идёт быстро, качественно, люди отдают ей всё. Пессимизм в отношении такой организации проявляют, как правило, те, кто чувствует свою социальную бесполезность.

За годы советской власти наш народ полностью отвык от хозяев. Перестроечный рецидив, на мой взгляд, не только не опровергает этого, но, наоборот, подтверждает. Мы пока просто не осознали до конца, что произошло, какую липу хотят нам подсунуть. Не осознала этого ещё и сама власть, поскольку она продолжает на советский манер говорить о социальных гарантиях, хотя при уровне, до которого довели экономику страны, социальных гарантий уже быть не может.

Я прекрасно помню, как многие мои знакомые восприняли начало перестройки. Естественно, всех «достали» выходки партийной и хозяйственной элиты. Кроме того, многие думали, что при сохранении привычных правил жизни (зарплата два раза в месяц, отдых, благоустройство и образование детей, бесплатная медицина и так далее) можно будет ещё и безнаказанно поворовывать. И при всём этом можно будет избавиться от надоедливых дундуков из парткомов. И эта замечательная перспектива просто сбила всех с толку. С такой надеждой многие не могут расстаться до сих пор. Они вовсе не поддерживают приход хозяев. Они просто мечтают об обществе, которое я называю адекватным. Адекватным постулатам Христа. Адекватным естественным устремлениям простых людей. Все же выросли на песнях В. Высоцкого, которого боготворили. А он пел: «Я хотел бы бегать в табуне, но не под седлом и без узды». И страшно будет прозрение людей для обманувших их.

Что за идиотская идея, что людей надо заставлять работать? Я никогда не заставлял. И хотел бы посмотреть на того, кто попробовал бы заставить меня. Если человеку интересно, он работает с полной отдачей. А кто за то, чтобы заставляли, так их и надо отправить в Сибирь и там заставить старыми, хорошо опробованными средствами. Это, конечно, потребуется только в переходный период, поскольку в нормальном обществе такие деятели очень быстро исчезнут. Надо только не дать им возможности снова перейти в начальники. Ибо у нас всё зло именно от начальников.

К сожалению, наш народ пока ещё этого не усвоил. Ну как же без начальников? Кто же будет руководить?

Для того чтобы понять, что без начальников вполне можно обойтись, очень важно усвоить то, что в детерминированной экономике, к которой общество начинает переходить, руководство материальным производством сопряжено исключительно с решением оптимизационных задач . А с этим лучше всего справляется машина. При этом её достоинством является то, что она, в отличие от начальника, не умеет надувать щёки и грабить своих подчинённых, как это делает хозяин.

После окончания века «эдисонов» и как только человек проиграл машине в шахматы, ни Савва Морозов, ни Генри Форд, ни Иван Лихачёв больше не нужны. Все их таланты и организаторские способности с лихвой заменит машина.

Я всю свою трудовую жизнь хожу в начальниках. Опыт моего общения с этой категорией весьма велик. Поэтому прекрасно знаю, что это такое. У меня было всего два места работы. Маленький начальник – начальник лаборатории, и средний – заместитель директора института. Основная функция начальника – представлять то, что делает твой коллектив, перед старшим и, как правило, менее осведомлённым начальником. Если передать функции представления конкретной работы наиболее компетентному сотруднику по данному направлению (а коллектив всегда знает, кто в таком качестве может выступить), то эта функция начальника быстро отомрёт. Представлять надо будет не перед клубом начальников, спокойно чувствующих себя в кругу таких же некомпетентных собратьев, а перед собранием таких же наиболее компетентных по данному вопросу представителей других заинтересованных коллективов. И не надо никаких защит, степеней, званий и наград. Человек должен стоить в данный момент столько, сколько он стоит в данный момент. Начать всё это надо с научных учреждений и Академии наук. Академия выродилась окончательно. Она сегодня – главный тормоз в развитии науки. Её центральный аппарат и институт академиков надо разгонять немедленно. Распределение ресурсов и составление планов работ Академии должны производить представители институтов. Никакой постоянный аппарат не нужен.

Важный вопрос – распределение финансов. И в этом вопросе начальники имеют чисто представительские функции, лишь утверждая то, что делает бухгалтерия. Распределение финансов между коллективами должны осуществлять представители отдельных работ в соответствии с планом работ всего предприятия на основании расчётов, выполненных отдельными коллективами. Очень важно уяснить, что роль человека, представляющего интересы коллектива, ничуть не выше роли того, кто в коллективе решает те или иные конкретные задачи. Кроме того, представитель не есть лицо постоянное. Он может меняться коллективом в зависимости от решаемой задачи. Отдельные исполнители в коллективе должны отличаться только функционально, но не иерархически. Именно в этом суть адекватной организации.

Важнейшая функция начальства и хозяев, на которой по существу держится их власть, является присвоенное ими право распределения материальных благ. Убери у них эту привилегию, и ни начальника, ни хозяина не будет.

Хозяин, будучи собственником, производит распределение просто по своему усмотрению. Начальники – по решению иерархической элиты. Распределение хозяев более эффективно, поскольку они непосредственно заинтересованы в результатах труда. Эффективное производство при начальниках существует только при постоянных сменах иерархической верхушки, что может быть реализовано только очень жёсткими методами. Подобру начальник никогда не покинет своё хлебное место.

Хозяева могут обеспечить прогресс только на технологическом этапе развития. После этого хозяева превращаются в непроизводительное ярмо для общества. Институт начальников вырождается после внедрения известных технологических достижений, полученных в результате последнего этапа развития рынка.

Для продления своего существования хозяева используют силу. А в качестве прикрытия выдвигают различные наукообразные принципы распределения. Одним из наиболее модных из этой серии является, например, принцип распределения по Парето, который гласит: «Распределение является оптимальным, если никакое его изменение не приводит к улучшению положения хотя бы одного участника рынка». Это надо же додуматься до такого маразма! Распределение не в интересах развития и прогресса. Главное – зафиксировать

существующий статус в интересах элиты. У нас это называется идеей примирения и всеобщего согласия.

Оптимальное ненасильственное распределение может обеспечить только воля коллектива. Такое распределение гарантирует максимальную интеллектуальную свободу и, следовательно, максимальную отдачу каждого члена коллектива. Прогресс в условиях разработки сложнейших технологий посттехнологического этапа развития и поиск новых идей развития может быть реализован только в обществе, построенном на адекватных принципах.

Детальное рассмотрение адекватной социальной организации выходит за рамки этой книги. Это предмет новой социальной науки, широкое поле исследований для новых социологов и экономистов, которые придут на смену нынешним.

И последний вопрос, на котором следует остановиться, это вопрос о названии такой социальной системы.

Адекватная социальная организация – это правильно, но не будет понято большинством. Коммунизм. Это слово сопряжено с мечтами лучшей части человечества на протяжении сотен лет. Однако последние «коммунисты» и их последователи демократы сильно дискредитировали это понятие. Возможно, оно ещё будет реабилитировано. Правильно было бы принять название, связанное с Учением Христа, но я не могу взять это на себя в условиях, когда общество ещё не приняло то, о чём говорится в этой книге. Поэтому вопрос о названии остаётся открытым.

см. в ст. Социальная адаптация.

  • - соответствие субъективного образа объекту, оригиналу. Когда говорится об А. о., имеется в виду, правильно ли и насколько правильно в образе отражается его объект...
  • - Этимология. Происходит от лат. adaequatus - приравненный, равный. Категория. Характеристика процесса восприятия. Специфика. Основана на инвариантности основных свойств субъективного образа...

    Большая психологическая энциклопедия

  • - Родители также должны, в еще большей степени, привлекаться к содействию подростку в реалистическом планировании получения полного среднего, или, при наличии показаний, среднего специального образования, а также...

    Психологическая энциклопедия

  • - Адекватность ощущения и восприятия - инвариантность основных свойств субъективного образа - , его соответствие конвенциональному описанию объекту...

    Психологический словарь

  • - - соответствие полученного образования объективным потребностям развития индивида как личности...
  • - - соответствие обучения содержанию, характеру и уровню сложности практических и иных задач, которые предстоит выполнять субъектам учебной деятельности по завершении той или иной образовательной программы или...

    Педагогический терминологический словарь

  • - англ. autonomy, social; нем. Autonomie, soziale. Возможность самостоятельного выбора и осуществления экон., полит, или культ, деятельности индивидом, группой или организацией...

    Энциклопедия социологии

  • - англ. adequacy; нем. Adaquatheit. Соответствие, совпадение к.-л. параметров, удовлетворительное с точки зрения определенных целей...

    Энциклопедия социологии

  • - уровень соответствия создаваемого с помощью полученной информации образа реальному объекту, процессу, явлению и т.п.См. также: Информация  ...

    Финансовый словарь

  • - информированный выбор, воплощающий принципы рациональности...

    Большой экономический словарь

  • - 1. Соответствие выбора языковых знаков на языке перевода тому изменению исходного текста, которое избирается в качестве основного ориентира процесса перевода. 2...
  • - 1. Воссоздание единства формы и содержания оригинала средствами другого языка. 2. Тождественная информация, переданная равноценными средствами...

    Толковый переводоведческий словарь

  • - АДЕКВА́ТНЫЙ, -ая, -ое; -тен, -тна. Вполне соответствующий, совпадающий. Адекватные понятия...

    Толковый словарь Ожегова

  • - адеква́тность ж. отвлеч...

    Толковый словарь Ефремовой

  • - АДЕКВАТНОСТЬ и, ж. adéquat,-e adj. Соответственность, тождественность. За буквенность и adéquat"ность по смыслу своего перевода ручаюсь. 27. 12. 1877. Фет - Н. В. Гербелю. - Лекс. САН 1932: адэква/тность; МАС 1957: адеква/тность...

    Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • - соответствие, соответственность, достаточность, пригодность, тожественность, тожество, равнозначность, равноценность, созвучность, соразмерность, идентичность, нормальность, сообразность...

    Словарь синонимов

"Адекватность социальная" в книгах

Социальное пространство, социальная дистанция, социальная позиция

Из книги Человек. Цивилизация. Общество автора Сорокин Питирим Александрович

Социальное пространство, социальная дистанция, социальная позиция Геометрическое и социальное пространствоВыражения типа «высшие и низшие классы», «продвижение по социальной лестнице», «Н. Н. успешно продвигается по социальной лестнице», «его социальное положение

15.1.6. Адекватность модели

Из книги Основы кибернетики предприятия автора Форрестер Джей

15.1.6. Адекватность модели Выводы разделов 15.1.1-15.1.5 дают представление о модели, поведение которой находится в соответствии с имеющимися сведениями о фактической системе. Уверенность в надежности модели основывается прежде всего на нашем знании отдельных частей системы.

§3. Китайский взгляд на мир. Адекватность описания

Из книги Хайдеггер и восточная философия: поиски взаимодополнительности культур автора Корнеев Михаил Яковлевич

§3. Китайский взгляд на мир. Адекватность описания Китайская система мировидения развивалась совершенно иным по сравнению с индийским путем, в ней доминировали отличные от индийских представления, так что китайская мысль не выработала понятий, сколько-нибудь подходящих

Адекватность (Adéquation)

Из книги Философский словарь автора Конт-Спонвиль Андре

Адекватность (Ad?quation) Полное или предположительно полное соответствие между двумя сущностями, в частности соответствие между идеей и ее предметом. Это соответствие во многом остается загадкой, поскольку речь идет о двух различных сущностях, не поддающихся абсолютно

Адекватность социальная

Из книги Большая Советская Энциклопедия (АД) автора БСЭ

75. Адекватность трендовой модели

Из книги Ответы на экзаменационные билеты по эконометрике автора Яковлева Ангелина Витальевна

75. Адекватность трендовой модели Трендовая модель считается адекватной описываемому процессу, если значения случайной остаточной компоненты?t являются случайными центрированными некоррелированными нормально распределёнными величинами. Проверка адекватности модели

Из книги О банках и банковской деятельности автора Украины Верховная Рада

Статья 35. Адекватность капитала Банки, а также владельцы существенного участия обязаны поддерживать норматив соотношения между размером регулятивного капитала и суммой с учетом риска активов –адекватности капитала. От банков требуется поддерживать их регулятивный

Адекватность белкового питания

Из книги Питание мышц автора Буланов Юрий Борисович

Адекватность белкового питания История возникновения и совершенствования продуктов спортивного питания - это история попыток обеспечить организм адекватным количеством бета. Вряд ли кто-нибудь будет спорить с этой аксиомой. О жировом обеспечении речь не идет, жирами

Внутренняя адекватность

Из книги Как поиметь мир [Настоящие техники подчинения, влияния, манипулирования] автора Шлахтер Вадим Вадимович

Внутренняя адекватность И последнее: никогда не бойтесь казаться неадекватным в глазах других людей. Внешняя адекватность не важна, главное, чтобы у вас была адекватность внутренняя.У меня есть хороший знакомый – профессиональный военный-контрактник, из тех, про кого

Адекватность

Из книги Женщина. Руководство продвинутого пользователя автора Львов Михаил

Адекватность Женщина совершенно закономерно хочет убедиться, не болен ли на голову этот мужчина? Нормальный ли он? Можно ли вообще иметь с ним дело?– Сколько у тебя было девушек?Скрытый смысл: «Тебе вообще дают?». Правильный ответ: «Много, но я никогда и никому об этом не

ГЛАВА 2. Адекватность перевода

автора Бикман Джон

ГЛАВА 2. Адекватность перевода ЧТО ЗНАЧИТ АДЕКВАТНОСТЬ ПЕРЕВОДА? АДЕКВАТНАЯ ПЕРЕДАЧА СМЫСЛА ОРИГИНАЛА Экзегеза текста Адекватность исторических ссылок Адекватность дидактических ссылок Противоречия между исторической и дидактической адекватностью Как избежать

ЧТО ЗНАЧИТ АДЕКВАТНОСТЬ ПЕРЕВОДА?

Из книги Не искажая Слова Божия… автора Бикман Джон

ЧТО ЗНАЧИТ АДЕКВАТНОСТЬ ПЕРЕВОДА? В предыдущей главе рассматривались два подхода к переводу. Независимо от того, какому переводу отдается предпочтение - идиоматическому или буквальному, все переводчики едины во мнении, что в переводе должен сохраняться смысл

Адекватность исторических ссылок

Из книги Не искажая Слова Божия… автора Бикман Джон

Адекватность дидактических ссылок

Из книги Не искажая Слова Божия… автора Бикман Джон

Адекватность дидактических ссылок Переводить адекватно - значит передавать средствами ЦЯ ту же самую дидактическую информацию, которая содержится в оригинале. Священное Писание - это не просто историческая запись прошедших событий; одна из главных его целей -

Глава 7. Количественная адекватность питания

Из книги Гигиена физической культуры и спорта. Учебник автора Коллектив авторов

Глава 7. Количественная адекватность питания Организм человека для обеспечения своих физиологических процессов нуждается в постоянном притоке энергии, которую он черпает из пищевых продуктов. В этой связи необходимо вспомнить, что универсальным носителем свободной

Развитие личности предполагает формирование способностей и свойств, обеспечивающих её социальную адекватность. ʼʼНормальное психологическое состояние человека – отмечает И.Р.Сушков, - это состояние личности, согласовавшей в допустимых пределах требования своей нервной системы с требованиями социальных групп, в которых он вынужден жить. Это согласование на социальном уровне заключается не в простом приспособлении, подлаживании себя под внешние ограничения, но и в преобразовании себя путем перевода социальных норм, ролей, установок во внутренний мир, духовный мир человека, когда социологические требования становятся внутренними требованиямиʼʼ.

Понятие социальной адекватности используется в юриспруденции, в психиатрии, при решении ряда практических проблем. М.И.Бобнева, Е.В. Шорохова отмечают, что ʼʼпсихологические и социально – психологические свойства и способности, характеризующие личность в данном отношении, не стали ещё предметом специального психологического исследованияʼʼ. По мнению авторов социальная адекватность ʼʼобеспечивается выработкой и человека сложной системы ориентации на реальное и должное, перестройкой ʼʼвысшихʼʼ (по терминологии Л.С.Выготского) психологических функций и формировании качественно новых способностей и свойств личностиʼʼ (М.И.Бобнева, Е.В.Шорохова, 1979).

Таким образом, социальная адекватность – это такое взаимодействие человека с окружающей средой, при котором имеет место реалистическая форма отражения окружающей действительности, усвоение, осмысление и личностная переработка системы социальных ценностей и норм.

Социальная идентичность личности . Впервые психологическое понятие ʼʼидентичностьʼʼ, как уже упоминалось, появилось в работах Э.Эриксона.Основная функция идентичности, по мнению Э.Эриксона – приспособительная, так как идентичность дает человеку возможность предвидеть как внутренние, так и внешние опасности и соразмерять свои способности с социальными возможностями, предоставляемыми обществом.

Роль идентичности состоит в регуляции поведения в соответствующих условиях. Идентичность можно разделить на личностную и социальную. Личностная идентичность – это самоопределение различных личностных особенностей˸

Образная сфера человека (ОСЧ) – является не только совокупностью образных явлений, в частности, известных основных классов т.н. вторичных образов (таких как, например, образы памяти и воображения, фантазии, сновидения), но и системой социальных представлений*. В широком спектре проблем изучения последних выделим вопрос манипулирования социальным восприятием: человек живет в имаго-символосфере виртуальной реальности, порожденной СМИ, бренд/рекламой, кино- видеопродукцией, компьютеризацией, интернетизацией и т.д. Имаго-символосфера «обволакивает» человека образами, неизбежно вползающими в его внутренний мир. Изучение возникающих механизмов и закономерностей такого влияния представляется чрезвычайно важным. Психоманипулятивные воздействия на представления людей незаметно изменяют внутренний мир личности, ведут к утрате истинной свободы духовно-нравственного самоопределения. Особое значение имеет изучение психологических эффектов образов виртуальных реальностей, максимальным выражением которых выступает «виртуальное мировоззрение» - иллюзорная картина мира, являющаяся заменителем объективной реальности и символом ухода человека от своей сущности, как Образа Божьего.

Отметим возрастание актуальности изучения отражения личностью социально-политических явлений. Иллюзии социального восприятия современного человека способны ускорить «конец истории», причем, далеко не в фукуямовском смысле. Главное же, что они связаны с утратой критериев истинного прогресса человечества, которые невозможны вне нравственно-духовного и религиозного измерений. Но это означает, что задачи исследования социальных представлений следует формулировать при учете метафизической составляющей. В каких сферах общественной жизни, содержание имаго-символосферы в качестве метафизического канала негативной духовно-информационной экологии проявляется особенно явно? Как вообще проявляется «мир духа» в имаго-символосфере? Каковы нравственно-психологические опасности воздействия на людей новыми информационными технологиями?

Рассмотрение подобных вопросов исходит из представления о том, что во всех сферах жизнедеятельности людей происходит «война образов» различной семантики: с одной стороны, способствующей духовно-нравственному развитию личности, и, с другой, - семантики личностно деструктивной. Ареной «войны образов» является все каналы имаго-символосферы. Негативные изменения в сознании людей приводят к известному эффекту актуализации и «материализации» социальных представлений в различных сферах общественной жизни (созидающая сила образов, как проявление принципа единства психического отражения-регулирования). Понятно, что «война образов» связана с метафизическими силами, стоящими за семантикой образов. Это дает основание рассматривать доминирующие образы безнравственного в имаго-символосфере как атаку сил зла на «духовно дремлющее» человечество.

«Война образов», однако, недостаточно осознается как в психологической науке, так и на уровне обыденного сознания.

Чрезвычайно актуальной проблемой выступает изучение представлений людей о «глобальной перестройке» мира и о перспективах развития человечества: формирование образа будущего, есть формирование будущего реального. Представления людей о происходящих процессах, однако, весьма неопределенны, в частности, не в достаточной мере отражают нарушение баланса тенденций к интеграции и сохранению уникальности культурного разнообразия человечества. В исследованиях сознания людей упускаются многие типы представлений. Например, это относится к представлениям людей о духовной сущности происходящих в мире процессов. Метафизическая составляющая социального восприятия, между тем, важна для преодоления ограничений позитивистски ориентированной социальной психологии (человекознания в целом) в смысле учета отрицательного влияния невидимого духовного мира на земную реальность, а также Промыслительного Божественного попечения о человечестве. Переплетения всех влияний планетарного процесса - в руках Промысла Божьего: Божья воля благословляет что-то, а что-то попускает по духовному закону свободы воли человека и его нравственной ответственности. Промысел Божий придает сверхъестественное качество всему происходящему в мире, помогая человечеству противостоять апостасии и строительству Нового Вавилона. Судьба человечества связана с выбором людьми «божественных» или «демонических» духовных смыслов.

Поэтому еще раз отметим актуальность изучения формирования «виртуального мировоззрения» с его образным сопровождением: виртуализация внутреннего мира уводит человека от понимания происходящего в мире. Новые информационные технологи потенциально способны формировать образы любого содержания, а в пределе – субъективно «реальный» иллюзорный мир. Создание же «нужных» картинок с «правильным» их переживанием ведет к психозомбированию. Более того, кодирование человеческой души через суггестивность имаго-символосферы облегчает человечеству уход от Богосотворенного мира в мир искусственный. Стремление человека в виртуальную реальность – это богоборческое движение его души в «мир иллюзий», предполагающий небожественный источник своего создания.

Иными словами, именно в связке «виртуализация – духовно-нравственное прельщение» наиболее полно раскрывается метафизика ОСЧ. Тема виртуализации внутреннего мира личности, «завязанная» на проблему искажения познания высших духовных смыслов, поэтому, и является теоретическим стержнем статьи. Он помогает понять, что проблемы социального восприятия невозможно решать, не учитывая скольжения в глобальное прельщение, главной формой которого будет искажение духовно-нравственного отражения Реальности (многоаспектная и многоуровневая подмена духовных смыслов), приводящее к восприятию действий отрицательного метафизического фактора (ОМФ) как проявлений «божественного». И это – главный момент, раскрывающий название данной статьи. Вопрос, действительно, предельно актуален в связи с психологией религиозного сознания, направленного на поиск Истины, на понимание духовной сути происходящих процессов.

Итак, в «глобальной перестройке», в которую все стремительнее втягивается мир, изучение представлений людей о происходящем, о сложном рельефе перспектив человечества является чрезвычайно актуальной, однако достаточно игнорируемой проблемой социальной психологии.

Исследование образов планетарной ситуации должно учитывать, что воздействие на социальное восприятие имаго-символосферы происходит на фоне растущего планетарного кризиса. Усиливающаяся хаотизация жизни людей облегчает воздействие ОМФ. Люди же в должной мере не учитывают такие воздействия и переоценивают способность противостоять психоманипуцяции социальным восприятием, которая по своим масштабам не имеет аналогов. Достаточно оценить те финансовые средства, которые выделяются на подпитку процессов глобализации, - например, в виде их пиар-обеспечения, в виде помощи «агентам влияния» в различных странах*. И образы, циркулирующие в имаго-символосфере, сдвигают баланс планетарных и национально-культурных мировоззренческих ценностей. Подчеркнем, что одним из главных вопросов при изучении манипулирования социальными представлениями выступает анализ особенностей и видов воздействия на ОСЧ – непроизвольно-спонтанного и преднамеренного, в соответствии с интересами различных проектов нового мироустройства.

* Кара-Мурза С. Манипуляция сознанием. М., 2000.

Мы исходим из системных представлений о том, что «планетарный процесс» имеет многомерный субстрат и взаимосвязанные объективные и субъективные составляющие*. Объективная составляющая связана с развитием и динамикой взаимодействия внутрицивилизационных закономерностей относительно «планетарной системы» и каждого ее элемента. Субъективная составляющая – это, прежде всего, свобода нравственного выбора человека, определяющая соответствие его жизни духовным законам мироздания. В целом существует возможность выбора (чаще неосознанного) любой человеческой общностью, путей своего развития. Социальные представления, картина мира людей, их мироощущение – важнейший элемент субъективного фактора. Следует, например, отметить, что с конца 1970-х годов многими ощущалось, что человечество вошло в эпоху широкомасштабных преобразований. Возникли даже «чаяния нового эволюционного витка», связанного с объединением человечества. Грядущий этап называли «космической эрой», «Новым веком», «Эрой Водолея» и др. терминами. Прошедшие десятилетия усилили подобные представления у одних людей, поубавили оптимизма у других в связи с масштабами планетарных проблем, озадачили третьих, заинтересовали четвертых, оставили равнодушными пятых.

* См. подробнее – Гостев А.А. Эволюция сознания в разрешении глобальных конфликтов. М., 1993.

Но, несмотря на различие понимания происходящего, следует признать взаимодействие двух тенденций, – одновременно и противоположных, и взаимодополняющих. Это тенденция к планетарной интеграции и тенденция к сохранению культуро-исторических реальностей. Все, что происходит в мире, является отражением многоаспектных противоречий в этом взаимодействии, в котором объединяется ранее несоединимое и разводится традиционно со-существующее (А.И. Неклесса)*. Изучение социальных представлений о настоящем и грядущем, поэтому, с необходимостью предполагает учет баланса в обозначенных тенденциях. Представления о сохранении планетарного опыта на уровне локальных культур, взаимодействие цивилизационных, региональных, национально-культурных, и других социальных субъектов должно соотноситься с образами противоположной тенденции – превращения мирового сообщества в единый социальный организм – причем, как в плане естественной ее составляющей, так и преднамеренной ее «подпитки» через социально-политическое проектирование.

* Ссылки на работы известного специалиста в области глобальных проблем А.И. Неклесса, встречающиеся в статье, см. например, в таких его работах. Неклесса А.И. Интеллект, элита и управление // Россия XXI. – М., 2002, №1. Неклесса. А.И. Трансмутация истории // Новый мир. 2002, №9. Неклесса. А.И. “Глобальный город: творение и разрушение” //“Новый мир” 2001, №3. Неклесса А.И. Управляемый хаос. //Интеллектуальная хроника России. Год 2003 // Приложение к журналу “Экономические стратегии”. – М.: Институт экономических стратегий, 2003.

За последние 20 лет спектр представлений о происходящем на планете расширился, и продолжает расширяться в зависимости от национально-культурной принадлежности субъекта социального восприятия, его возраста, индивидуальных особенностей людей и пр. Очевидное и желанное для одних, ложно и неприемлемо для других. При исследовании представлений людей о будущем возникает, в частности, проблема адекватности образов относительно и “искренних социальных утопий”, и “апокалиптических ожиданий”.

Описание феноменологии представлений о происходящем на планете - колоссальная по своим масштабам задача, решение которой требует серьезных и масштабных исследований. Но никто не мешает на предварительном этапе изучения проблемы выделять важные параметры представлений, недостаточно рефлексируемые как наукой, так и обыденным сознанием. Полезно остановиться на том, что в значительной мере упускается из виду. Для этого можно опираться на экспертные оценки, публицистику, мнения людей, чувствующих недоговоренность или ложь официальных потоков информации и способов описания происходящего. В частности, следует подчеркнуть представления, которые волнуют православное сознание в его ощущении возрастающей апостасийности мира – т.е. его ухода от Божественных законов бытия.

Обобщенно можно говорить о двух тенденциях социального восприятия - «восторженно-оптимистичных» представлений о наступлении «рая на земле» (с некоторыми проблемами переходного периода), и эсхатологических пессимистических образов предстоящих высоко-кризисных моментов. Святоотеческое знание о закономерностях прельщения, будучи перенесенным на уровень социального восприятия, акцентирует вторую тенденцию. По крайней мере, в ней мы видим ощущение того, что человечество движется к тотальной дезориентации, связанной, как с утратой традиционных опор мышления в рамках национальных культур, так и с появлением принципиально новых социально-политических реальностей, качественно отличающихся от тех, которые осмысливались Тоффлером. Образы «идилличной глобальной деревни» рассеялись. Многие чувствуют, что на планете разворачивается нечто принципиально иное. Мы видим образы сочетания «нового варварства» с иллюзиями «прогресса человечества», – образы, задающие и одновременно маскирующие апостасийный дух времени. Но трудно не видеть выползающую из коллективного бессознательного архаику язычества и нравственную дикость, грозящие не только социальным хаосом, но и мутацией Homo sapience (появлением «нелюдей»*). Иллюзорность образов социального восприятия усиливается социальными страхами на фоне наслаждения техническими возможностями и новыми формами «свободы», в частности, «иллюзорной свободы сотового общества». Представления людей не содержат в себе осознания, что новые формы свободы могут смениться «кибер-тоталитаризмом» на основе новых информационных технологий.

* Святоотеческая традиция содержит пророчества о том, что «силы зла» выйдут из инфернальных глубин и воплотятся в людей.

Представления людей о происходящем надо рассматривать в связке содержания понятия «глобализация» и терминов, отражающих несогласие человека с заявленными или уже существующими формами «планетаризации человечества». Будем различать глобализацию – как способность цивилизации проецировать себя в планетарном масштабе (А.И. Некласса), и глобализм – как проект (далее Г-проект) по претворению в жизнь представления его участников о том, каким они хотят видеть мир. К закономерностям непроизвольной материализации психического образа с необходимостью добавляется преднамеренный момент. Г-проект становится программой нового мироустройства, в которую вовлечены колоссальные средства. Глобализация же поэтому, лишь при высокой степени неадекватности социального восприятия может восприниматься процессом, происходящим неизбежно, независимо от человеческой воли. Глобализация сегодня «пиарится» как положительная взаимозависимость в мировом масштабе, в первую очередь, экономического плана. В имаго-символосфере мы видим достаточно навязчивые образы «будущего счастливого человечества». В то же время, под «счастливчиками» почти уже нескрываемо подразумевается лишь «золотой миллиард». Картинки «счастливой жизни» вползают в сознание и подсознание людей, усыпляя распознавание возможности «неофеодального варварства». Из стран же «третьего мира» имаго-символосфера формирует образ завидующего и неспособного «правильно» работать населения, к тому же склонного к терроризму (как способу выхода протестно-завистливых чувств).

Признания же того, что «глобальная перестройка» рождает трудности, создает новые угрозы, вряд ли достаточно, чтобы успокоить взволнованных происходящим. Восприятие некоторыми людьми Г-проекта как войны против традиционных цивилизационных структур, самобытности народов*, имеет под собой основание и должно учитываться – как на уровне научного, так и церковного сознания. Наднациональный тоталитаризм под маской «глобальной демократии» в представлении многих совершенно справедливо недопустим. Поэтому актуально изучение спектра образов его опасностей, которые имеются у людей (с учетом многоплановых особенностей субъектов социального восприятия). Это поможем найти допустимую грань интенсивности, скорости и пределов «наднационального насилия» над участниками Г-проекта, и тем максимально приблизиться к естественным интегративным планетарным тенденциям.

* Панарин А.С. Искушение глобализмом. М., 2000. Кара-Мурза С. Манипуляция сознанием. М., 2000. См. также – Лисичкин В.А., Шелепин Л.А. Третья мировая информационно-психологическая война. М., 1999. Иеродиакон Авель (Семенов), Александр Дроздов. На рубежах веры. Изд-во «Собор», 2006.

А пока совершенно закономерно, что многоликий антиглобализм с духовно-нравственной и психологической точек зрения несет в себе общую идею протеста против все более очевидной, хотя и достаточно успешно маскируемой «новой тоталитарности». Антиглобалистические установки – это спонтанный эмоциональный ответ человека на предчувствуемый, хотя в полной мере и неосознаваемый «шок нового мира» Состав движения «антиглобалистов» – от различных маргинальных меньшинств до интеллектуальной и духовной элиты Запада, Востока и России – свидетельствует именно об этом. Антиглобализм сравнивается (А.И. Неклессой) как с «мутантом непознанной культуры», так и с ребенком, обучающимся ходить, который может стать и героем, сражающимся с очередным обличьем тоталитаризма, и драконом, пожирающим цивилизацию.

Образы «глобальной перестройки» неотъемлемы от восприятия людьми темы справедливого общечеловеческого будущего для всех народов. Представление о «нациях-изгоях», несомненно, – порождение извращенного ума. Но термин стал уже приемлемым политологическим понятием; ксенофобии в нем не усматривается. Имаго-символосфера достаточно успешно маскирует мировоззренческую социал-дарвинистскую основу «золотого миллиарда», а также нарушение баланса естественных интегративных планетарных тенденций и тенденций унификации культурного многообразия.

Представляется значимой типологизация классов социальных представлений с дополнительными в них акцентами. Например, в образах мировой политики требуется детальное исследование представлений людей о реальном политическом суверенитете государств, наций (насколько их субъектность не является лишь элементом «глобального спектакля»!), о геополитических центрах силы, включая «теневые», об оппозиции «стран золотого миллиарда» и «стран-изгоев», о демократии и защите прав человека как «дымовой завесе» установления нового мироустройства. В представлениях же об экономическом мироустройстве следовало бы выделить темы ослабления возможности защищать национальные ресурсы перед ТНК и о судьбах экономически «нерентабельного» населения.

Изучение представлений о духовно-нравственной сфере помогает видеть, что на планете идет многоплановая борьба мировоззрений (скрытая и явная), в которой переосмысляются отношения человека – к Высшей реальности, к миру и к самому себе. Через разрушающиеся традиционные моральные нормы проглядывает новая и достаточно зловещая система ценностей. Как в театре абсурда зло, традиционно понимаемое как зло, становится «добром» и, наоборот. Причем добро и зло меняются местами уже на территории зла – зло изобретает свое представление о «добре». Показательно, что именно в разрушении традиционных представлений о мире православно-христианская традиция видит основное направление удара сил, подготавливающих грядущее «царство антихриста»*. Духовные тенденции в мире вписываются в святоотеческие представления о нравственной апостасии человечества, как отходе от духовных законов жизни в антихристианство (независимо от того, будем ли мы понимать приставку анти в смысле «против», или «вместо»)**. Следовало бы поговорить и о влиянии постмодернизма, работающего на виртуализацию сознания, и тем помогающего «усыплению совести». Постмодернизм, однако, представляется многим переходным мировоззрением – идеология «нового мироустройства» будет жестко предъявлена человечеству в случае успеха Г-проекта.

* См., например, труды архиепископа Аверкия (Таушева).

Интересны образы «сетевых сообществ» – виртуализация внутреннего мира личности во многом обязана именно этим образам. Сегодня внедряются представления о том, что растворение человека в сетевых матрицах является предопределенной и прогрессивной. Недооцениваются психологические и нравственно-духовные проблемы человека в «обществе тотальной Сети». Но Сеть порождает новое личностно-психологическое состояние людей с неизвестными последствиями. Она дает, например, особые возможности сверхактивным личностям, ориентированным на власть, деньги, осуществлять честолюбивые проекты. В Сети создаются и особые условия для компенсации разнообразных глубинно-психологических комплексов людей (и эта «психотерапевтическая» роль Сети должна быть научно осмысленна). Сетевое общество предполагает также коренную реорганизацию социального управления, итог которой уже получил меткое название «компьютерного концлагеря».

Духовно-психологические особенности «сетевых структур» выводят нас на тему представлений о терроризме . Согласно представлениям некоторых людей, «теневые сетевые сообщества» способны выступать анонимным инициатором, фасилитатором, исполнителем терактов. Более того, мы выходим на тематику представлений людей о власти теневых организаций, безумных честолюбцев, наслаждающихся новой формой управления миром. «Сетевые сообщества», действительно, – неформальные, неподконтрольные, непубличные субъекты планетарных действий. Любой проект любого «теневого сообщества» способен порождать террористическую активность. Темы «сетевых сообществ» предполагают углубление вопроса о субъектах социально-политических и экономических проектов. Важнейшим измерением представлений людей о социально-политических и экономических процессах является, в частности, отражение преднамеренности и спонтанности социально-политической и экономической инициативы людей на различных уровнях.

Данная проблема, в свою очередь выводит нас на интригующий для многих вопрос о «конспирологических представлениях». Отметим, что, с одной стороны, существуют «конспирологические измышления». С другой, ясно, что принцип «этого не может быть, потому что не может быть никогда» несерьезен, ибо достаточно использовать термин «проект», опираться на социально-психологическое понятие «группового интереса», помнить о всегда существовавшей «тайной дипломатии» и деятельности спецслужб. Поэтому представления людей о каналах воздействия и реализации проектирования – чрезвычайно интересный предмет исследования. Следует говорить не только о непроизвольности (человек – лишь проводник определенных проектов без осознания этого; он включен в претворение чьих-то интересов) и преднамеренности, но и о метафизическом влиянии. Именно его возможности помогают преодолевать стереотипные идеи, как о «заговорах», так и об их отсутствии.

Существование представлений людей о метапроектном «закулисном» уровне планетарной регуляции подводит нас к еще одной важной теме – образы роли в становлении «нового мирового порядка» транснациональной элиты (с раскрытием ее структуры). Действительно, понятно, что стремящаяся воплотить свой проект видения будущего мира как элитарной глобальной иерархии, она является важнейшим фактором влияния на новое мироустройство. Образы элитарного мироустройства участвует в глобальном психоманипулировании, маскирующем социал-дарвинистский характер Г-проекта. Нравственное состояния элитарного уровня планетарной регуляции позволяет многим людям с достаточным основанием предположить, что данный уровень находится под сильным влиянием ОМФ, – т.е. соответственно, в геометрии «инвертированной пирамиды, нисходящей в инфернальные глубины».

С позиции психологии ОСЧ понятна сила «сходных систем образов социального восприятия», позволяющая людям в осуществлении некоего проекта действовать автономно в одном направлении. Именно этот психологический механизм создает иллюзию самопроизвольности реализации планов. Элитарная картина мира, существующая в головах «сильных мира сего» уже сама по себе оказывает влияние. В «узком кругу своих» используется система понятий, отражающая представление о том, каким мир должен быть, чтобы «отвечать нашим интересам». Достаточно, например, быть охваченным элитарным снобизмом, презрением к «маленькому человечку», и непроизвольно возникнет «поле коллективного элитарного единомыслия», которые будет скоординировано регулировать совместные действия. Для психологии и метафизики ОСЧ важно учитывать власть тех, в чьих руках находится производство имаго-символосферы, управляющей взглядами на мир.

В классе представлений о планетарных угрозах укажем на следующее. С точки зрения социальной психологии понятно, что новая действительность, психологически шоковая для одних, и «иллюзорно-прелестная» для других, является значимой причиной глобальной конфликтности. Отметим класс социальных представлений о переходе человечества через кризисные бифуркационные точки, с возможностью впадения в хаос с последующим возникновением нового состояния мира. Один из вариантов «управления хаосом» видится в прохождении через «тотальную дестабилизацию». Поэтому в оценке соответствующих представлений актуально изучение взаимодействия таких ее элементов, как образы контроля над миром в «новой системе мироустройства» (однополярной или многополярной), и представления о неконтролируемой «мировой апокалиптической анархии». Между полюсами можно найти образы управляемого социального хаоса (архаизации – и при успехе однополярного проекта, и при его коллапсе). Эти моменты актуальны для исследования образов сценариев развития цивилизации. Отметим, в частности, то, что образ некоего «неорабовладения» некоторыми уже не воспринимается безумной. Не шокирует и «неофеодальный» вариант, предполагающий появление «варварских заповедников гоблинов», от которых «цивилизованные страны» вынуждены будут отделяться. Отметим также то, что образы угроз несут все варианты видения будущего: стратегические инициативы на уровне представлений их авторов ожидают своего часа - “кристаллизации” и манифестации образов. В связи с данным созидающим потенциалом ОСЧ подчеркнем, что конкуренция «проектов мировидения» на фоне форм сопротивлений им способна породить самые различные конфигурации будущего человечества – в том числе достройки и падения «Нового Вавилона».

В то же время возможности противодействия психоманипулированию представлениями людей существуют. Прежде всего, это усиление образов духовно-нравственной семантики, помогающей на уровне ОСЧ соблюдать баланс тенденций планетарной интеграции и сохранения уникальности национально-культурной самоидентификации личности. Однако главное – это осознание себя как Образа и потенциального подобия Божьего. Именно в этом качестве человек способен сопротивляться злу в имаго-символосфер

Статья перепечатана с сайта http://dusha-orthodox.ru