Содержание и значение реформ сервия туллия. Смотреть что такое "Сервий Туллий" в других словарях

Реформа Сервия Туллия



Введение


1.Возникновение римской государственности

2.Реформа Сервия Туллия

Заключение


Введение

Тема данной работы выбрана мною не случайно.Эта тема предс-тавляет исследователю обширное и крайне интересное поледея-тельности.Она насыщенна " белыми пятнами " , открытыми вопросами и смелыми гипотезами.Однако не только увлекательность и проблема-тичность темы послужила причиной написания данной работы, хотя влияние этих факторов было несомненно велико. Наиболее важным, решающим является необходимость отыскать во тьме веков истоки, глубинные теории происхождения, становления и развития госу-дарственности и вместе с ней армиии, как неот"емленной части любого государства.В свою очередь все это стало основопологающей платформой для дальнейшего развития форм государственности, социальных структур общества и права. Кроме того данная работа позволяет определить место Древнего Рима в общеисторическом процессе.

Данная работа знакомит исследователя не только с самой рефор-мой Сервия Туллия, но и с предпосылками которые предшествовали реформе. Работа знакомит с общественным строем Древнего Рима до реформы Сервия Туллия и показывает его изменения в процессе рефор-мы, тем самым раскрывая сам механизм реформы.

Реформа Сервия Туллия проводилась как военная реформа, одна- ко социальные последствия ее вышли далеко за пределы только воен-ного дела, оказав решающее значение в образовании древнеримской государственности.


1.Возникновение римской государственности.

Древний Рим первоночально представляя собой родовую общину, превратившуюся затем в рабовладельческий город-государство (полис) подчинивший весь Апеннинский полуостров. Со временем Рим стал могущественноф державой, котороя включала в себя значительную часть Европы, побережье Северной Африки, Египет, Малую Азию и Сирию. Римское государство -это последний образец государства рабо-владельческого типа. В римском рабовладельческом обществе с осбой силой проявились противоречия рабовладельческого способа произ- водства, которые привели к зарождению феодальных отношений и к гибели некогда непобидимой Римской империи.

Государствено-правовая надстройка, отражая и закрепяя в ин-тересах экономически господствующего класса основные процессы,происходившие в римском рабовладельческом обществе, претерпела в своем развитии существенные изменения. Поэтому при изучении римс-кого государства и права необходимо выделять следующие периоды:


1.Разложение родового строя - военная демократия - от легендарной даты основания Рима (753 г. до н.э.) - до изгнания последнего предводителя - рекса - Тарквиния-Гордого (509 г. до н.э.) . Для этого периода характерна ожесточенная сословная борьба между пат-рициями и плебеями, появления классов, возникновения органов государственной власти, которые время сосуществовали со старыми власти родовой организации патрициев. Именно к этому периоду отно-сится возникновение права, основным источникм которого были " Законы XII таблиц " .


2.Римская республика (III - I века до н.э.).

В этот период ранней Республики шел процесс укрепления римского рабовладельческого государства и распростронения ею господства вначале на весь Апеннинский полуостров, а затем и на многие территории Средеземноморья. Вследствие этого во время поздней Республики старые органы государственной власти оказались неспособными удерживать в повиновении эксплуатируемые массы свободных граждан и рабов, а также осуществлять управление захваченными террито-риями. Период от земледельческой общины с натуральным хозяйством к жизни морской торговой державы со сложными экономическими отноше- ниями и резкими противопоставлениями богатства и нищеты соправож-дался небывалыми обстрением социальных противоречий и усилением классовой борьбы. Это привело к кризису и крушению Римской империи.

Первоначально римское право распространялось только на римс-ких граждан. В нем было сильны пережитки первобытнообщинного строя, оно отличалось крайним формализмом приминительностью своих институтов. Чужестранцы не пользовались правовой защитой.

С развитием торговли и товарно-денежных отношений стали приз-наваться основные имущественные права свободных чужестранцев (перегринов) , которые проживали на римской территории. В это время начался процесс всестороннего юридического обоснования права частной собственности и детальной разработки основных взаимо-отношений простых товаровладельцев.


3.Римская империя (I век до н.э. - V век н.э.) -это период глубоких социальных потрясений и разложения римского общества. На первом этапе, после гражданских войн, государственный строй принял форму принципата (27 г. до н.э. - 284 г.). Происходит некотороя стабилизация рабовладельческого хозяйства. Войны ведутся

лишь на окраинах Империи. Бурно развивается торговая и экономи-ческая жизнь провинций. Наивысшего расцвета достигает римское частное право.

Обострение классовой борьбы,дальнейшее углубление кризиса рабовладельческой системы привело к установлению военной диктату-ры, и на втором этапе развития Римской Империи государственный строй форму доминанта (284 - 476 годы).

Развитие торговли, новые явления в экономических отношениях

определенным образом отразились в римском частном праве. В свою очередь восстания рабов и гражданскиевойны потребовали установления жестких репрессивных мер для охраны классового господства рабовладельцев. Рабовладельческое государство берет в свои руки преследования за любые посягательства на основы экономи-ческого и политического строя, на правопорядок, установленный в интересах господствующего класса.

В период Империи принимаются первые шаги, попытки системати-зации правовых норм.

Изучение римского права возможно по отдельным институтам или же в хронологическом порядке, в тесной связи с историей общества. В данной работе, в отличие от учебника, изложение римского права дается в неразрывном порядке с военными реформами Сервия Туллия.

Процесс возникновения древнеримского государства был весьма длительным и отличается большой сложностью.

Впериод возникновения Древний Рим являлся родовой общиной, которая обословилась на берегу Тибра на территории около 3 кв.км.

Родовая община представляла собой родственную, хозяйственную и духовную общность людей. В течении длительного времени такая община была также и ячейкой общественного самоуправления в рамках первобытнообщинного строя.

В родовой общине не было власти,обособленной от самого рода.

На собрании всех членов рода рассматривались и разрешались дела, представляющие общий интерес избирался предводитель рода. Его власть основывалась на личном авторитете и уважении всех сороди-чей.

Развитие производительных сил привело к индивидуализации про-изводства и возникновению частной собственности отдельных семей. Рост товарного производства и обмена усиливал их имущественное не-равенство. Общественная собственность интенсивно уступала неук-лонно развивающейся частной собственности. Богатеющие семьи получили возможность эксплуатировать своих сородичей и соплеменни-ков.

На смену родовой общине приходит сельская, соседская община, которая об"еденяла людей не по родственному, а по территориально-му признаку. Несколько родов составляло племя. Оно обладало общей территорией, имело свой язык, свои религиозные обряды. Органы родового строя постепенно стали отрываться от своих корней в при-роде народа. Это случилось потому, что имущественные различия внутри одного и тогоже рода превратили былую общность интересов в непримиримые противоречия между членами рода.

Как отмечал Ф.Энгильс, родовой строй превратился в свою про-тивоположность: из организации для свободного регулирования своих собственных дел он стал организацией для грабежа и угнетения сосе-дей, а соответственно этому его органы из орудий народной воли превращаются в самостоятельные органы господства и угнетения, направленные против собственного народа.

Организация власти в рамках первобытно оьщинного строя эпохи ею разложения выступает в виде военной демократии, т.к. война и организация для войны становятся регулярными функциями общественной жизни. Военно начальник является необходимым, посто-янным должностным лицом. Избравшая ею родовая знать и образует совет при военноначальнике. Народное собрание этого периода уже не в состоянии обеспечить равноправие всех члена рода, оно становит-ся собранием воинов. Женщины отстраняются от участия в обсуждении и решении общественных вопросов. Таковы были органы власти развив-шиеся в новых условиях родового строя племени латинов.

Легенда об основании Рима и первых военных предводителях (рексах)- римляни являются этнологической. Она имела имела цель об"яснить возникновение римской общины и ее учереждение, связать начало Рима с Древней Грецией, с одним из популярных гречиских сказаний о Троянской войне. По этой легенде потомок Энея, одного из участников Троянской войны, Ромул основал в 753 году до н.э. город и дал ему свое имя.


По поводу этой легенды К.Маркс писал, что именем Ромула рав-но как и имени ею преемников, обозначаются в ней не определенные лица, а эпохи. Действительно, с именем римский рексов связана определенная эпоха в жизни римского общества, знаменующая посте-пенное разрушение родового строя. Ромул, например, приписы-вается организация римской общины: народ был разделен на 3 трибы

(племени). В каждую трибу входили 10 курий, каждую курию сос-тавляли 10 родов, в каждом роде было 10 семейств. Такая стройная организация: 3 трибы, 30 курий, 300 родов, 3000 семейств несет на себе, как отмечал Ф.Энгильс, печать искуственного образова-ния.

Каждая курия собиралась на собрание и по большенству голосов рашала такие вопросы, как об"явление войны, избрание рекса и облечение его высшей властью, рассмотрение жалоб лиц, присуж-денных к смертной казни, утверждение усыновления и завещаний. Решением римского народа считалось то решение, за которое выска-зывалось большинсктво курий, причем каждая курия имела один голос.

По традиции считалось, что Ромул создал сенат в составе 100 сенаторов из числа представителей родов. Сенат стал утверждать избрание рекса, предварительно обсуждались вопросы, вносимые в Народное собрание, и непосредственно осуществлять управление деламиримской общины.

Примиемнику Ромула - Нуме Помпилию, котрый был сабином, приписывается религиозное устройство Древнего Рима. Были учреждены жречиские коллегии понтифинов, авгуров и фециалов. Понтифины осуществляли высший надзор за культом, были хранителями и толко-вателими древних обычаев, являясь, таким образом, предшествен-никами древних юристов.

К.Маркс и Ф.Энгильс Соч.,т.21 , стр.164-165

К.Маркс и Ф.Энгильс Соч.,т.21 , стр.108

"Архив Маркса и Энгильса " т.9 М.1941 , стр.159

К.Маркс и Ф.Энгильс Соч.,т.21 , стр.126-127


В этот период римская община состояла из двух основных со-циальных групп: патрициев и плебеев.

Патриции (от лат.Pater-отец) члены римской родовой общины, составлявшие коренное население Древнего Рима, которое собственно и считалось римским народом. Они сообща владели землей, для реше-ния важных вопросов своей общины собирались по куриям. Семейные отношения патр ициев строились на основе отцовского права, при котором отец семейства обладал абсолютной властью над членами семьи: наследование имени и имущества шло по мужской линии и родственные связи признавались связи только по отцу.

Плебеи (от лат.Plebs-простой народ) - это население Древнего Рима, образовавшиеся из покоренных жителей других других латинс-ких общин, а также из чужестранцев, добровольно пересилившихся в Рим. Поэтому они стояли вне родовой организации римской общины патрициев и не могли участвовать в куриатных собраниях, небыли представлены в Сенате, не имели доступа к общинной земле, обладая, однако, небольшими участками на правах частной собст-венности.

В семейных отношениях плебеев длительное время сохранялись пережитки материнского права, при котором мать считалась главой семьи и хозяйственного имущества. Видимо, поэтому вплоть до 445 года до н.э. браки между патрициями и плебеями не признавались законными.

В VII веке до н.э. в Риме появились клиенты (от лат.Clitnis-послушный). Это социальная прослойка образовалась, видимо, из иностранцев, вольноотпущенников и незаконнорожденных детей. Клиенты находились в личной зависимости от патрициев, которые в этом случае назывались патронами. Клиент получал от патрона землю, скот и входил в семью патрона на правах младшего члена, участвуя в родовом культе и в собраниях по куриям, поддерживая своего пат-рона. Клиент обязан был следовать за патроном на войну и оказывать ему всякую материальную поддержку.

Рабство в этот период носило патриархальную форму. Оно еще не сложилось в особый способ производства, а было рассичано на удовлетворение потребности патриархального семейства. Поэтому рабы и не представляли самостоятельной социальной силы, а родовой строй был сокрушен в результета борьбы патрициями и плебеями.

Рассматривая те формы, в которых государство поднимается на развалинах родовой организации, Ф.Энгильс отмечал, что в Древнем Риме родовое общество превращается в зaмкнутую патрициальную общи-ну среди многочисленного, вне ее стоящего, бесправного, но не-сущего все обязанности плебея. Победа плебея взорвала старый ро-довой строй и на его развалинах было воздвинуто государство, в котором совершенно и четко исчезли и патриции и плебеи.

_________________________________________________________________

С.И.Ковалев История Рима.Л.Изд-во ЛГУ, 1948 ,стр. 51-56

К.Маркс и Ф.Энгильс Соч.,т.21 , стр.169


2. Реформы Сервия Тулия


Мощный удар родовой организации патрициев был нанесен в сере-дине VI века до н.э. реформой Сервия Туллия, шестого рекса по римской исторической традиции. Она проводилась как военная рефор-ма, однако социальные последствия ее вышли далеко за пределы толь-ко военного дела, оказав решающее значение в образовании древне-римского государства.

Первоначально римское войско было преимущественно патрицианс-ким. Плебеи, находившиеся на вне патрициальной общины, также не входили в военную организацию. Вследствии этого возникло разное несоответствие между пасилением Рима и количеством выставляемых им воинов. А захватческая политика требовала увеличения войск и рас-ходов на ведение войн.

Необходимость привлечения к военной службе плебеев стала очи-видной. Поэтому все свбодное население Рима патриции и плебеи - было разделено по иммущественному признаку (цензу) на 5 разря-дов, каждый из которых был обязан выставить определенное количест-во воинских подразделений - центурий.


Разряды Число выставленных Имущественный ценз

центурий в югерах в ассах

1 80 от 20 100.000

2 20 20 - 15 75.000

3 20 15 - 20 50.000

4 20 15 - 5 25.000

5 30 менее 5 11.000


Так выглядела центральная организация в зависимости от имуществен-ного ценза.

Помимо этих центурий, были еще 18 центурий всадников из самых богатых римлян, а цензом свыше 100.000 ассов (из них шесть исклю-чительно патрицианских); а также пять не вооруженных центурий: две - ремесленников, две - музыкантов и один из неимущих, которых называли пролетариями. Таким образом, всего было 193 центурии.

Центурии каждого из пяти разрядов делились на две части: одна из них, старая, куда входили римляне от 45 до 60 лет, предназнача-лась для гарнизонной службы; другая - войны от 17 до 45 лет - младшая, предназначалась для боевых походов.

Для оценки имушества граждан, вся территория Рима была разде-лена на трибы, которые, однако, не имели ничего общего, кроме наз-вания, с прежними тремя племенными трибами. Новых, территориальных триб вначале было создано, видимо, 21: четыре городских и семь-надцать сельских. По трибам производился набор войска и взимался налог на военные нужды - Tributum.

Со временем состоящее из центурий войско стало принимать участие в решении вопросов, связанных не только с войной и военным делом. Постепенно к центуриатным собраниям переходило решение дел, которыми ранее ведали собрание римских патрициев по куриям. По традиции, центурии собирались за городской чертой, на Марсовом поле, а куриатные собрания проводились в городе.

Там возник новый вид народных собраний, в которых были предс-тавлены и патриции, и плебеи - центуриатные собрания.

Каждая из 193 центурий обладала при голосовании одним голо-сом. Самые богатые римляне, преимущественно патриции,- всадники и центуриаты 1 разряда, обладали 98 голосами, что обеспечивало им перевес в решении любых вопросов. Однако патриции преобладали в центуриатных собраниях не как таковые, в силу своих родовых приве-легий, а как наиболее состоятельные землевладельцы. Поэтому и плебеи могли попасть и уже попадали в эти центурии. Следовательно, плебеи вышли из своего изолированного положения по отношению к римской общине.

Таким образом, важное социальное значение реформы Сервия Туллия состояло в том, что она заложила основы новой организации римского общества не только по родовому, а по имущественному и территориальному признаку.

Тем не менее, родовой строй еще не был сокрушен окончательно. Организация власти, основанная на родовом строе, продолжала существовать рядом с организацией, основанной на территориальном и имущественном признаках, причем только постепенно, в течении 200 лет она вытеснила родовую организацию. Это происходило в ожесто-ченой борьбе плебеев с патрициями, которая особенно обострялась после свержения последнего рекса. Военная демократия как форма ор-ганизации власти в период разложении родового строя изжила себя бесповоротно.

Во всем процессе образования римского государства значи-тельное место занимают войны, военная организация населения и вооруженные силы. В войнах рождалось само римское государство, весь его не сложный первоначальный механизм.

Созданием Сервием Туллием нового ополчения, сменившего родо-вые дружины послужило разрушению древнего патриархального строя и оформлению новых порядков, носящих политический характер. Устранив родоплеменное деление населения и разделив все общество, включая плебеев, на имущественные разряды, Сервий Туллий тем самым лишил почти всякого значения родовую знать и родовую организацию. Вместе с тем его реформа послужила основой для создания римской армии в форме рабовладельческой милиции. Войско состояло теперь только из имущих граждан, вооружение и характер военной службы которых зависел от величины имущества.

Таким образом, армия рождающегося рабовладельческого госу-дарства как орган, олицетворяющий главную силу власти, господст-вующего класса, был плотью от плоти этого класса.

Важно иметь в виду, что центуриатная организация предназна-чалась и для политических целей, поскольку центуриатные комиции преобрели право на решение важнейших политических вопросов. Собра-ния по центуриям постепенно вытеснили старые куриатные комиции из политической жизни.

Центуриатные комиции представляли собой собрания войска, в котором 98 центурий первого разряда уже составляли большинство против 95 центурий всех остальных разрядов вместе взятых. Цель такой политической организации вполне очевидна. Она определена Цицероном: голосование в новых комициях должно было находиться во власти богатых, а не массы народа.

Таким образом, в VI-V в.в. до н.э. имущественная дифференция в Риме нашла отражение в его военной организации в системе коми-ций. Участие того или иного гражданина в защите общинной собствен-ности и в совместном распоряжении ею зависело от величины принад-лежащего ему на правах частной собственности земельного участка. Классово дифференцированное общество нуждается в особой публичной власти, средоточием которой выступают центуриатные комиции, при-надлежащие состоятельным гражданам.

На данном этапе публичная власть сосредаточилась в руках военнообязанных граждан и сливалась с военной организацией, она " была направлена не только против рабов, но и против так называе-мых пролетариев, отстраненных от военной службы и лишения вооружения ".

Для оформления и утверждения государства в Риме большое значение имело разделение населения согласно реформе Сервия Туллия по территориальным округам - трибам. По территориальным трибам проводился ценз, согласно котому граждане зачислялись в тот или иной сервианский разряд в зависимости от их имущественного положе-ния. Кроме того, по трибам производился набор в войско и взимался налог с граждан на военные нужды. Основой и основным смыслом ново-го деления населения состоял в удовлетворении прежде всего военных нужд государства и организации государственного единства, поэтому территориальное оформление государства и организации государствен-ного единства по существу были ничем иным, как военно-администра-тивным делением, отвечающим классовым интересам имущих граждан.

Так на рубеже VI-V в.в. до н.э. создавалось рабовладельческое римское государство, которому были присуще классовое и террито-риальное разделение населения, особая публичная власть и налоги, необходимые для ее содержания. Она существовала в форме рабовла-дельческой республики. Эта политическая форма соответствовала ран-нерабовладельчиским отношениям. Рим данного периода - город-госу-дарство, в котором свободные граждане сообща владели государствен-ным земельным фондом и имела частные земли. Одновременно они являлись об"единением воинов, охраняющим и расмиряющим земли. Эта же военная организация воплащает главную силу власти господствую-щего класса и играет ведущую роль внутри государства.

Раннереспубликанский государственный аппарат состоял в связи с этим, по существу, из вооруженных сил. Его элементами выступали

Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.21, с.129


центуриатные и трибутные комиции, а также немногие выборные магистраты, где сосредатачивается законодательная, исполнительная и судебная власть. Особая публичная власть и войско в период ранней республики почти сливались. Поскольку армия выступала главным, то основой тенденцией в развитии государственного аппаратаявлялась его военизация, усили-вающаяся по мере дальнейшей социальной дифференциации. Содержание, помилентование войска, руководство им предмет особой заботы гос-подствующего класса в ранне-республиканский период.

Вооруженные силы, таким образом, не только служила аппаратом

"высшего" и "внутреннего" насилия, но и, будучи организованными в комиции, составляли основной элемент еще примитивного, несовершен-ного государственного механизма в раннереспубликанский период. Войско здесь выступает органом власти и принуждения одновременно.

Верховное командование в армии осуществляя орган патрицианс-кой знати - сенат. Сенат играл огромную роль в об"явлении войны и всех делах, связанных с ведением войн, распределял командование между магистратами, награждал полководцев, определял необходимый военный контингент, выделял средства на ведение войны и т.д.

Магистры получали верховное командование от центуриатных комиций (преторы, консулы) либо от сената (диктаторы). Они воплащали институт верховного командования.


__________________________________________________________________

Игнатсико А.В. "Политическая роль армии в Риме в период республики". Свердловск 1973, с.13


Все главные римские магистры, согласно реформе Сервия Туллия, были связаны с военным ведомством: квесторы ведали военными расходами; цензоры, проводя ценз, определяли воинскую и налоговую повинность граждан.

Офицеры делились на высших и низших. Низшие офицеры были, по указанию Сервия Туллия, командирами центурий. Они выдвигались на эту должность из простых легионеров и, как правило, не достигали более высоких постов. Высшее офицерство составляли военные трибуны, легаты, квесторы и начальники конницы. Военные трибуны принадлежали к сенатскому или всадническому сословию и обычно начинали этой службой свою политическую карьеру. В каждом легионе было по шесть трибунов. Легаты, непосредственные помощники главнокомандующего, назначались сенатом и сами были сенаторами. Они командовали легионами или их соединениями.

Военнообязанными считались граждане в возрасте от 17 до 60 лет, удовлетворяющие требованием имущественного ценза. Освобождались от воинской повинности пехотинцы, прослужившие не менее 16-20 лет (участники - 16-20 походов), и всадники, прослужившие не менее 10 лет.

Воины учитывались и набирались по территориальным трибам, составлялись списки с указанием имущественного состояния свободных граждан. Лица, владевшие землей, но непригодные к воинской службе, вместо воинской повинности платили деньги на содержание всаднических лошадей. Специальным эдиктом консул назначал день явки подлежащих призыву на Капитолий, где из каждой трибы поровну набиралось нужное количество воиной, которые распределялись по легионам. Набор осуществлялся для каждой военной кампании.

В период реформы Сервия Туллия в условиях примитивного государствернного аппарата армия "брала" на себя выполнение целого ряда важнейших функций, внутренних и внешних, экономических: снабжение хозяйства рабами и материальными ценностями. Кроме того, армия активно влияла на процесс оформления республиканского аппарата. Разрастание магистратур происходило в следствие расширения территории государства путем завоеваний, усложнения социальной структуры и кассовой дифференциации, вызванной притоком богатства в Рим в виде военной добычи. Таким образом, усложнение государственного аппарата в значительной мере было обусловлено военным фактором и осуществлялось в жесткой связи с развитием военной организации.


Заключение.

Таким образом, важное социальное значение реформы Сервия Туллия состояло в том, что она заложила основы новой организации римского общества не по родовому, а по имущественному и террито-риальному признаку.Итогом сословной борьбы плебеев с патрициями явилось то, что родовой строй был взорван разделением на классы и заменен госу-дарственной организацией.

Тем не менее, родовой строй еще не был сокрушен окончательно. Организация власти, основанная на родовом строе, продолжала существовать рядом с организацией, основанной на территориальном и имущественном признаках, причем только постепенно, в течении 200 лет она вытесняла родовую организацию.

Реформа Сервия Туллия позволила создать мощную, обученную армию Древнего Рима, что позволило ей вести захватническую политику.


Список использованной литературы.


1. Бирюков Ю.М. "Государство и право Древнего Рима".М.:изд-во

ВПА, 1969г. , с.105

2. Орлов Г.В. "История государства и права зарубежных стран",

часть 1, М.:из-во ВКИМО

3. Бирюков Ю.М. "Правовые памятники Древнего мира", М.:изд-во

ВПА, 1969г. , с.88

4. "Знаменитые римляне". Москва,1968 г. , с.55

5. Кузницин А.А. "История Древнего Рима", М.: изд-во Наука

1980 г. , с.205

6. Перетерский И.С. "Всеобщая история государства и права",

М.:изд-во Наука, 1981 г., с.195

7. Струве В.В. "Христоматия по истории Древнего мира",

том 1 , Москва, 1950 г.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Сервий Туллий — согласно преданию, шестой из царей Древнего Рима, правивший в 578—535 г. до н. э. Ему приписываются реформы государственного строя и большая строительная деятельность.

Сервий Туллий родился 13 августа в городе Корникуле, разрушенном впоследствии римскими войсками под предводительством Тарквиния Приска. В бою погиб отец будущего царя — Спурий Туллий, а его мать Окрисия, женщина знатного происхождения, возможно даже царица, попала в плен к римлянам. Там она вошла в расположение к Танаквиль — жене римского царя. Рождение Сервия Туллия окружено легендами. Согласно мифологическому преданию, уже в детском возрасте проявилось его божественное происхождение. Однажды, когда мальчик спал в атриуме, яркое пламя короной охватило его голову. Слуги хотели потушить огонь, но Танаквиль увидела в этом событии знамение и остановила их. Пламя погасло лишь тогда, когда ребенок проснулся, и не причинило ему никакого вреда. Римские анналисты утверждают, что Сервий, будучи хотя и рабом, но любимцем в царском доме, получил хорошее греческое образование и уже в юном возрасте дополнил его военными победами. Тарквиний Приск отдал ему в жёны свою вторую дочь. После убийства Тарквиния Приска сыновьями Анка Марция, Танаквиль сумела привести Сервия Туллия, своего любимца, к власти.

Начало правления Сервия Туллия было ознаменовано удачными войнами против города Вейи и этрусков. Для того чтобы утвердить господство Рима над латинскими городами, он построил на Авентинском холме храм Дианы и учредил союзные праздники. Сабиняне тоже не вели войн против Рима во время правления Сервия Туллия: по легенде, одному сабинянину по имени Куриаций удалось вырастить могучего быка. Однажды к этому скотоводу явился странствующий пророк и предсказал, что тот, кто принесёт этого быка в жертву Диане, станет царём сабинян. Куриаций не медля повёл своего быка в новый храм в Риме. Там он рассказал римскому жрецу о том, что заставило его прийти к алтарю, но жрец начал укорять Куриация в том, что он не омыл перед жертвоприношением свои руки в Тибре. Пока Куриаций бегал к реке, расторопный жрец успел совершить жертвоприношение. Тем самым, все последствия этой жертвы достались Риму. Несчастному скотоводу отдали голову быка, и с ней он отправился в свой город умолять соотечественников не нападать на Рим.

Таким образом, большая часть правления Сервия Туллия прошла мирно, и у царя было много времени для проведения государственных реформ.

С именем Сервия Туллия римская традиция связывает реформы, способствовавшие утверждению государственного строя Рима, было создано т. н. Сервиево законодательство. Важнейшая из реформ — центуриатная реформа, в соответствии с которой родовые трибы были заменены территориальными. Этим Сервий Туллий разделил всё население Рима на 4 городские и 17 сельских триб.

По преданию, при Сервии Тулии было закончено строительство городской стены Рима (Сервиева городская стена), которая опоясала собой пять холмов уже имевших собственные укрепления, и включила в себя также Квиринальский и Виминальский холмы. Таким образом, Рим стал городом на семи холмах.

Сервию Туллию приписывается денежная реформа (он первый в Риме начал чеканить серебряную монету). Он всеми способами содействовал росту благосостояния общества: по примеру Солона в Афинах он выкупал бедняков из рабства и освобождал клиентов от патрональной зависимости — эта процедура носила название nexum. Поэтому Сервия Туллия считали «народным» царём. Особенно его память чтили плебеи.

Недовольство патрициев реформами Сервия Туллия привело к тому, что царь потерял поддержку сената. Луций Тарквиний воспользовался этим, созвал сенат в курию и провозгласил себя царём. Когда Сервий Туллий (к тому времени уже глубокий старик) явился в сенат для того, чтобы прогнать самозванца, Тарквиний сбросил его со ступенек на каменный помост. Сервий Туллий попытался спастись бегством, но был убит на улице приверженцами Луция. Тут же его тело переехала на колеснице его младшая дочь Туллия. С тех пор эта улица называлась в Риме «Бесчестной».

Сервий Туллий родился 13 августа в латинском городе Корникуле, разрушенном впоследствии римскими войсками под предводительством . В сражении погиб отец будущего царя - Спурий Туллий, а его мать Окрисия, женщина знатного происхождения, попала в плен к римлянам. Там она вошла в расположение к Танаквиль - жене Тарквиния Приска. Рождение Сервия Туллия окружено легендами. Согласно мифологическому преданию, уже в детском возрасте проявилось его божественное происхождение. Однажды, когда мальчик спал в атриуме , яркое пламя короной охватило его голову. Слуги хотели потушить огонь, но Танаквиль увидела в этом событии знамение и остановила их. Когда ребенок проснулся, пламя погасло и не причинило ему никакого вреда.

Римские анналисты утверждают, что Сервий, будучи любимцем в царском доме, хотя и рабом, получил хорошее греческое образование и уже в юном возрасте дополнил его военными победами. Юноша пользовался величайшей любовью и почетом не только при дворе, но и у сенаторов и народа. Тарквиний Приск отдал ему в жёны свою вторую дочь. После убийства Тарквиния сыновьями , Сервий принял правление по совету и настоянию Танаквиль, объявившей, что Тарквиний еще жив и передает правление до своего выздоровления Сервию. Когда же последний достаточно утвердился на престоле, он открыто выступил царем и только потом уже велел утвердить себя в своем достоинстве сенату. Происхождение от рабыни, возможно, придумано сказанием на основании имени Сервия (слуга), но то что Сервий достиг престола незаконным путем — это факт исторический. Может быть, он принадлежал к сословию плебеев , которому обеспечил свободу и политические права, и всегда почитался благодетелем и защитником низшего и бедного класса народа.

Начало правления Сервия Туллия было ознаменовано удачными войнами против города Вейи и этрусков. Для того чтобы утвердить господство Рима над латинскими городами, он построил на Авентинском холме храм Дианы и учредил союзные праздники. Сабиняне не вели войн против Рима во время правления Сервия Туллия.

По легенде, одному сабинянину по имени Куриаций удалось вырастить могучего быка. Однажды к этому скотоводу явился странствующий пророк и предсказал, что тот, кто принесёт этого быка в жертву Диане, станет царём сабинян. Куриаций не медля повёл своего быка в новый храм в Риме. Там он рассказал римскому жрецу о том, что заставило его прийти к алтарю, но жрец начал укорять Куриация в том, что он не омыл перед жертвоприношением свои руки в Тибре. Пока Куриаций бегал к реке, расторопный жрец успел совершить жертвоприношение. Тем самым, все последствия этой жертвы достались Риму. Несчастному скотоводу отдали голову быка, и с ней он отправился в свой город умолять соотечественников не нападать на Рим.


Таким образом, большая часть правления Сервия Туллия прошла мирно, и у царя было много времени для проведения государственных реформ. При нем римское общество было радикальным образом реорганизовано.

Прежде всего, это знаменитая реформа, состоявшая в учреждении имущественного ценза и в распределении в соответствии с ним политических прав и военных обязанностей независимо от сословной принадлежности. Далеко не все в ней достоверно, но само ядро реформы производит впечатление подлинного факта. Граждане под присягой должны были установить денежную стоимость всей своей собственности. Если кто-то давал ложные сведения, то у него отбирали все имущество, а его самого продавали в рабство.

Английское слово census означает «перепись населения», русское «ценз» - границу, проведенную по определенной социальной характеристике (имущественный, возрастной, образовательный ценз). Это потому, что латинское census сочетает в себе оба понятия - перепись и распределение граждан по имущественным классам. По сути дела, реформа Сервия сформировала само понятие римского гражданства.

Плебеи все еще составляли политически неустроенную массу, в то время как патриции одни держали в своих руках управление государством. Но плебеи числом значительно превосходили старых граждан и в целом не уступали им и в образовании. Оставить их совершенно вдали от всех политических прав могло оказаться небезопасным для государства в будущем. Кроме того, распределения и организации плебеев требовали и административные цели - без этого было невозможно комплектование войска и собирание податей.

В соответствии с реформой родовые трибы были заменены территориальными. С этой целью Сервий разделил всю римскую территорию на 30 округов, или триб, - 4 городские (tribus urbanae) и 26 сельских (rusticae), вследствие чего все население распалось на соответственное число отделов, или триб. Весьма вероятно, что не только плебеи, но и патриции и клиенты были включены в эти местные трибы. В итоге выяснилось, что в Риме проживает 25 000 граждан, способных носить оружие (сведения по Фабию Пиктору , жившему в 3 веке до н.э.). Кроме этого местного деления всего народа на трибы, Сервий предпринял еще и второе деление его, а именно, распределение по классам и центуриям, причем он, подобно Солону в Афинах, принял за основу деления имущественное состояние, ценз.

Такое устройство имело целью слить в одно политическое целое оба сословия и отмерить каждому отдельному гражданину, без различия происхождения и сословия, а единственно на основании его имущественного состояния его политические права в народном собрании. Все общество в этом делении считалось войском и распадалось на следующие отделы:

Всадники (equites) - 18 центурий, из которых 6 заключали в себе старые патрицианские двойные центурии, а 12 были вновь образованы из знатнейших плебеев.

Пехота , разделенная на 5 классов и 170 центурий:

  • I класс, из 80 центурий, с цензом не менее 100 000 ассов (или 100 мин).
  • II класс, из 20 центурий, с цензом 75 000 ассов (75 мин).
  • III класс, из 20 центурий, с цензом 50 000 ассов (50 мин).
  • IV класс, из 20 центурий, с цензом 25 000 ассов (25 мин).
  • V класс, из 30 центурий, с цензом 12 500 ассов (12,5 мин).

Стоящие вне классов , из 5 центурий, а именно:

  • ремесленники (fabri) при войске, 2 центурии;
  • музыканты при войске (tubicines и cornicincs), 2 центурии;
  • proletarii, или capite censi; они имели имущества менее 12 500 ассов и считались поголовно, без различия имущественного состояния; они назывались пролетариями потому, что могли служить государству не своим имуществом, а только своими детьми (proles).

В народном собрании при поголовном голосовании принимался в расчет голос каждой отдельной центурии. Поэтому когда богатые и знатные всадники и первый класс были заодно, то они своими 98 голосами решали дело по-своему. Устройство, следовательно, было таково, что богатство имело перевес; но и беднейший плебей принимал участие по крайней мере в голосовании, в решении важнейших дел государства, хотя влияние его было весьма незначительно.

Такие собрания всего народа назывались центуриатскими комициями (comitia centuriata), и Сервий перенес на эти собрания те права, которые прежде имели comitia curiata, собрания патрициев, а именно: принятие новых законов, утверждение избранного царя и высших сановников и решение вопроса о войне.

Кроме упомянутой политической цели, Сервиево деление по центуриям имело и военную цель. Распределенный таким образом народ представлял римское войско и назывался также exercitus. Пять классов были в то же время пятью отделами войска, вооруженными разным оружием. Вооружение первого класса состояло из шлема, круглого щита, набедренников и нагрудника (все из меди), из пики и сабли, как орудий нападения. Второй класс имел то же вооружение, только без нагрудника, и вместо круглого щита имел продолговатый щит, деревянный, обтянутый кожей. Третий класс не имел и набедренников. Четвертый класс имел только пики и метательные копья. Пятый - пращи и метательные камни. Следовательно, чем богаче был человек, тем больше средств он должен был тратить на свое вооружение.

Таким образом, была утверждена аристократия богатства взамен аристократии по родству.

Согласно Ливию, перепись Сервия насчитала около 80 000 граждан, то есть взрослых мужчин, способных к службе в армии. Правда современные ученые предполагают, что в конце 4 века до н. э. население города составляло около 35 000 человек. Но и при такой численности на поле боя могли выйти более 9 000 мужчин призывного возраста, т.е. один легион из 6 000 человек, 2 400 легковооруженных воинов и 600 всадников. По меркам того времени это была весьма крупная армия. Рим стал обладать довольно большой силой.

В целом, Сервий своими политическими учреждениями дал римскому народу гражданский порядок, определил его политические права и положил новое основание всему его государственному развитию. Римский народ во все времена признавал за ним эту заслугу и всегда сохранял благодарную память благодушному, человеколюбивому царю, защитнику угнетенных.

По преданию, при Сервии Тулии было закончено строительство городской стены Рима (Сервиева городская стена), которая опоясала собой пять холмов, уже имевших собственные укрепления, и включила в себя также Квиринальский и Виминальский холмы. Таким образом, Рим стал городом на семи холмах (Septimontium). Впрочем, археологические раскопки показывают, что городская стена в Риме была построена только 200 лет спустя: в 1-ой половине 4 века до н.э.. А Сервий, по-видимому, просто построил нечто вроде земляного вала.


Стена Сервия Туллия

Сервию Туллию приписывается и денежная реформа - он первый в Риме начал чеканить серебряную монету (правда, по материалам большинства статей, серебряные монеты начали чеканить в Риме лишь в 3 веке до н.э.) Он так же всеми способами содействовал росту благосостояния общества: по примеру Солона в Афинах выкупал бедняков из рабства и освобождал клиентов от патрональной зависимости - эта процедура носила название nexum. Поэтому Сервия Туллия считали «народным» царём.

Но как ни благоприятствовало ему счастье со дня его рождения, конец Сервия был трагический. Стараясь не повторить печальной судьбы Тарквиния Приска, царь пытался приблизить к себе двух его сыновей: Луция и Аруна. Он выдал за них своих дочерей: кроткую и ласковую старшую - за гордого Луция, а честолюбивую меньшую - за нерешительного Аруна.

Однако младшая Туллия против воли отца вышла замуж за Луция Тарквиния, составив заговор и убив Аруна и старшую Туллию. Побуждаемый преступной и властолюбивой Туллией, Тарквиний соединился с партией патрициев, недовольной нововведениями Сервия, и, окруженный своими приверженцами, выступил в сенате царем. Когда Сервий Туллий (к тому времени уже глубокий старик) явился в сенат для того чтобы прогнать самозванца, Тарквиний сбросил его со ступенек на каменный помост. Сервий Туллий попытался спастись бегством, но был убит на улице приверженцами Луция.


Убийство Сервия Туллия, царя Рима. Луи Жан Франк Лагрин, 1770

Тут же его тело переехала на колеснице его младшая дочь Туллия. С тех пор эта улица называлась в Риме «Бесчестной» (Vicus sceleratus). стал римским царём и получил прозвище Гордый.


Туллия переезжает на колеснице тело своего отца. Жан Барден, 1765

Возникновение государства в Древнем Риме

Время основания города Рима, которое историческая традиция связывает с именами легендарных Ромула и Рэма и относит к 753 году до н.э., характеризуется процессами разложения первобытнообщинного строя у племен, обосновавшихся у реки Тибр. Объединение путем войн трех племен (подобное афинскому синойкизму) древних латин, сабин и этрусков привело к образованию в Риме общины (civitas). Члены старейших римских родов назывались патрициями.

Развитие скотоводства и земледелия повлекло за собой имущественную дифференциацию и появление частной собственности. Возникает и патриархальное рабство, источниками которого становятся преимущественно войны, а вместе с тем и зачатки классового деления общества.

С имущественной дифференциацией социальная структура общины усложняется. В родах выделяются отдельные богатые аристократические семьи. К ним переходят, лучшие земельные участки, считающиеся еще коллективной собственностью общины. Они получают и большую долю военной добычи. Вместе с тем появляется и обособленная социальная группа клиентов из обедневших общинников, принятых в состав родов пришельцев, и, иногда, отпущенных на свободу рабов. Будучи лично свободными, но ограниченными в правах, они находились под покровительством патронов из патрициев, за что, в свою очередь, должны были оказывать им имущественные и личные услуги.

Благоприятные для скотоводства и земледелия климатические условия, выгодное с точки зрения обмена и торговли географическое положение и войны привлекали в Рим все возрастающее пришлое население из соседних племен. Они не входили в римскую общину. Ограниченность земельного фонда поставила в этих условиях под угрозу само благосостояние общины. Естественной возможностью, позволявшей хотя бы временно разрешить возникшее противоречие, было превращение общины в замкнутую организацию, не допускающую в свой состав новых родов или лиц и защищающую права только своих членов. Оказавшееся вне римской родовой общины пришлое население получило название плебса. Плебс пополнялся и за счет разорявшихся и потерявших связь с общиной ее бывших членов. Плебеи оставались свободными, но были ограничены в имущественных и личных правах. Они могли получать земельные наделы только из свободной части общинного земельного фонда, не имели права вступать в брак с членами общины и были лишены возможности участвовать в управлении ее делами. Во главе римской общины стоял выборный вождь- реке. Хотя по традиции его называли царем (отсюда "период царей"), его полномочия были ограниченны. Как и у афинского базилевса они сводились главным образом к военным, жреческим и судебным. Органом управления был совет старейшин родов - сенат. Общие вопросы рассматривались на народном собрании. Однако его решения могли быть отвергнуты сенатом и рексом. Последний мог издавать общеобязательные постановления.

В организации римской общины привлекает внимание ее стройность. В общину входило 300 родов, объединявшихся в 30 курий, которые, в свою очередь, входили в 3трибы. Если трибы возникли в результате объединения трех племен, то стройность организации общины носит на себе явный отпечаток сознательной деятельности, вызванной потребностью "замкнуть" общину в условиях ограниченности ее земельного фонда и необходимости его расширения военным путем. Последнее подтверждается и тем, что народные собрания созывались по куриям (куриатные комиции). Каждая курия в собрании была представлена только воинами (100 пеших и10 конных) и имела один голос.

Военизированный характер римской родовой организации позволял ей какое-то время поддерживать свой замкнутый характер. Но в Риме развивались процессы, которые неизбежно должны были ускорить ее крушение. Рост численности плебса, концентрация в его руках ремесленного производства и торговли превратили плебеев в своеобразную, правда, этнически пеструю, но с преобладанием этрусского элемента, общину. Социальное значение и сила этой общины возрастали. Внутри нее, также как и в римской общине, развивается имущественная дифференциация. Появляются плебеи - богатые ремесленники и торговцы, которые начинают играть все возрастающую роль в экономике Рима. Они остро ощущают свое бесправие. Вместе с тем увеличивается число плебеев-бедняков, многие из которых становятся неоплатными должниками патрициев и попадают в долговую кабалу. Беднеющая часть плебса в условиях возрастающей численности рабов становится еще более опасной для римской общины силой.

Положение осложнялось и тем, что римляне были вынуждены привлекать плебеев к участию в военных походах. Развивающееся несоответствие между большой ролью, которую в жизни Рима стал играть плебс, и его бесправным положением породило борьбу плебеев за уравнение в правах с членами ослабленной внутренними противоречиями римской родовой общины, представленной ее ведущей силой - патрициями. Перипетии этой борьбы неизвестны, но ее результат очевиден - она закончилась победой, разрушившей замкнутую римскую родовую организацию и расчистившей тем самым путь к образованию государства.

Таким образом, возникновение государства в Древнем Риме было результатом общих процессов разложения первобытнообщинного строя, порожденных развитием частной собственности, имущественной и классовой дифференциации. Но эти процессы были ускорены борьбой плебеев за равноправие с членами римской общины, окончательно разрушившей основы родового строя Древнего Рима. На смену полису как политической общине приходит государство.

Историческая традиция связывает закрепление победы плебеев и возникновение государства в Древнем Риме с реформами рекса Сервия Туллия, относимыми к VI в. до н.э., хотя, очевидно, эти реформы были результатом довольно длительных изменений в общественной жизни Рима, растянувшихся, может быть, на столетие.

Реформы Сервия Туллия положили в основу общественной организации Рима имущественный и территориальный принципы.

Все свободное население Рима - и члены римских родов, и плебеи - было разделено на имущественные разряды. В основу деления был положен размер земельного надела, которым владел человек (позднее, с появлением в IV в. до н.э. денег, была введена денежная оценка имущества). Обладавшие полным наделом входили в первый разряд, тремя четвертями надела - во второй и т.д. Кроме того, из первого разряда была выделена особая группа граждан - всадники, а безземельные - пролетарии обособлялись в отдельный, шестой разряд.

Каждый разряд выставлял определенное число вооруженных мужчин, из которых формировались центурии- сотни. Всадники составляли центурии конницы, 1-3разряды - тяжеловооруженной пехоты, 4-5 разряды - легковооруженной пехоты. Пролетарии выставляли одну невооруженную центурию. Общее число центурий равнялось 193. Из них 18 центурий всадников и 80 центурий первого разряда составляли больше половины всех центурий.

Наиболее важным в этой части реформ было то, что центурии стали не только военной, но и политической единицей. Со времени реформ наряду с куриатными народными собраниями стали созываться народные собрания по центуриям (центуриатные комиции), где каждая центурия имела один голос и голосование по традиции начиналось с центурий всадников и первого разряда, а при их единогласии, естественно, и заканчивалось этим. Решение народного собрания по центуриям получало силу закона, и это собрание оттесняло на вторые роли народное собрание по куриям.

Вторая часть реформ - деление свободного населения по территориальному принципу усилила процесс ослабления кровнородственных связей, лежавших в основе первобытнообщинной организации. В Риме было образовано 4 Городских и 17 сельских территориальных округов, за которыми сохранили старое название племен -трибы. В трибу входили и патриции, и плебеи, жившие в ней, подчинявшиеся ее старосте. Он же собирал с них налоги. Несколько позднее по территориальным трибам также стали созываться свои собрания (трибутные комиции), в которых каждая триба имела один голос. Их роль долгое время оставалась второстепенной, но разделение населения по трибам, в которых патриции и плебеи несли одинаковые обязанности, свидетельствовало о появлении в организации общественной власти в Риме территориального, а не кровнородственного принципа ее действия.

Реформы Сервия Туллия, таким образом, завершили процесс ломки основ родового строя, заменив его новым социально-политическим устройством, основанным на территориальном делении и имущественных различиях. Включив плебеев в состав "римского народа", допустив их к участию в центуриатном и трибутном народных собраниях, они способствовали консолидации свободных, обеспечивали их господство над рабами. Возникшее государство стало формой такой консолидации и господства. Но одновременно государственная власть была направлена и против свободных пролетариев.

Реформы, приписываемые Сервию Туллию, подвели итог важнейшему этапу процесса образования государства, но не завершили его. Этот процесс развивался как путем трансформации органов власти, унаследованных от родовой организации, так и путем создания новых. В основе его лежала дальнейшая консолидация свободных в господствующий класс, что требовало окончательного устранения былых различий между патрициями и плебеями. Реформы Сервия Туллия допустили плебеев к участию в народных собраниях, но не устранили полностью политических и социальных их ограничений. Последующие два века в истории Рима характеризуются продолжением борьбы плебеев за уравнение в правах с патрициями.

В этой борьбе можно выделить два основных этапа. В V в. до н.э. плебеи добились успеха в стремлении ограничить произвол должностных лиц, которые по сохранившейся традиции были пат-. рициями. В этих целях в 494 году до н.э. была учреждена должность плебейского трибуна. Плебейские трибуны, избиравшиеся плебеями s количестве до 10 человек, не имели управленческой власти, но обладали правом veto - правом запрещать исполнение распоряжения любого должностного лица и даже постановления сената. Второе важное достижение плебеев - издание в 451-450 гг. до н.э. Законов XII таблиц, ограничивших возможности патрицианских магистратов произвольно толковать нормы обычного права. Эти законы свидетельствуют о почти полном уравнении плебеев с патрициями в гражданских правах -само слово "плебей", судя по дошедшему до нас изложению текста Законов, упоминается в них только один раз в связи с сохранением запрета на браки между плебеями и патрициями. Однако и этот запрет вскоре в 445 году до н.э. был отменен по Закону Канулея.

Второй этап относится к IV в. до н.э., когда плебеи добились права на занятие государственных должностей. В 367 году до н.э. Законом Лициния и Секстия было установлено, что один из двух консулов (высших должностных лиц) должен был избираться из плебеев, а рядом законов 364--337 гг. до н.э. им было предоставлено право на занятие и остальных государственных должностей. В этом же веке были изданы также законы, способствовавшие консолидации плебеев и патрициев. Упомянутый Закон Лициния и Секстия ограничил размер земельного владения, которым могли владеть патриции из общественного земельного фонда, что расширило доступ плебеев к этому фонду. Законом Петелия 326 года до н.э. была отменена сохраненная Законами XII таблиц долговая кабала, от которой страдали главным образом плебеи.

Завершением борьбы плебеев за равноправие было принятие в 287 году до н.э. Закона Гортензия, по которому решения плебейских собраний по трибам стали распространяться не только на плебеев и, следовательно, получили такую же силу закона, как и решения центуриатных собраний.

Надеялись захватить господство над городом. Но, вопреки их расчётам, монархический сан получили не они, а Сервий Туллий, который, по преданию, был царский сын, родившийся в рабстве. Тарквиний Древний за добродетели и дарования сделал Сервия Туллия своим зятем. После смерти Тарквиния Сервий занял престол, благодаря хладнокровию и сообразительности жены убитого царя, Танаквилы. Народ радостно одобрил его выбор. Счастье чрезвычайно благоприятствовало Сервию Туллию. Легенда говорит, что богиня Фортуна любила его так, как никого из людей. Сыновья Анка Марция удалились в изгнание в город Суэссу Помецию, а сын рабыни стал царем.

В молодости Сервий Туллий превосходил всех сверстников мужеством, но славу у современников и потомства заслужил он не военными подвигами, а делами мира. Он довершил многое из начатого Тарквинием Древним. Он расширил и укрепил город, занимавший до него пять холмов: Палатинский, Капитолийский, Квиринальский, Целийский, Авентинский; Сервий Туллий присоединил к ним Эсквилинский и Виминальский холмы; все это пространство, и мост на сваях, который вел на остров Тибра, и самый остров он обвел валом и стеною; таким образом он сделался основателем «семихолмного города».

Еще важнее было то, что Сервий Туллий дал государству новое устройство; эта реформа поставила его во мнении потомков наряду с Нумою. Как Нума создал религиозное благоустройство, так он создал гражданский порядок, положил основание свободе римского народа.

Реформы Сервия Туллия

Сервий Туллий установил государственный порядок, по которому права граждан были приведены в соразмерность с возложенными на них обязанностями; этот порядок давал удобную организацию военной службе, платежу податей и подаче голосов в народном собрании. Царь Сервий Туллий разделил город Рим и его владения на округи (regiones), a граждан распределил по размеру их имущества на классы и центурии. Эта новая организация разорвала прежние племенные и родовые корпорации имевшие религиозный характер, и соединила всех граждан (патрициев) и плебеев в одно государственное общество.

Новые трибы Сервия Туллия

До царя Сервия Туллия плебеи составляли неустроенную, политически мертвую массу, наряду с патрициями, которые одни имели в своих руках управление государством. Но они числом значительно превосходили старых граждан и в целом не уступали им и в образовании. Оставить их совершенно вдали от всех политических прав могло быть поэтому небезопасным для государства в будущем. Кроме того, распределения и организации плебеев требовали и административные цели; без этого невозможно было комплектование войска и собирание податей. Чтобы уравнять права прежних и новых граждан и тех поселенцев, которые не имели гражданских прав, чтобы соединить все эти разряды жителей в одно гражданское общество и дать лучшую организацию войску, Сервий Туллий распределил, как говорит предание, римский народ на группы не по религиозным или родовым связям (как было прежде), а по месту жительства и по размеру имущества. Он разделил город Рим и его владения на округи – трибы. Трибы существовали и раньше, но были племенными группами патрициев. Новые трибы Сервия Туллия соединяли внутри себя патрициев и плебеев, основываясь лишь на окружном принципе.

Известия о числе триб, установленных Сервием Туллием, неодинаковы; но большинство древних писателей говорит, что он разделил государство на 30 триб: четыре городские и 26 сельских. Трибы разделялись на части менее крупные, которые в городских трибах назывались, vici, а в сельских pagi. Каждый из этих мелких участков, вероятно, имел общее святилище, и в богослужении этого святилища участвовали, вероятно, не одни патриции, но и плебеи. Жители каждого округа, по новым законам царя Сервия Туллия, образовали особую общину, имевшую своего правителя, который вел списки жителей и их поземельных имуществ, домов и другой их собственности; по этим спискам производились набор войска и распределение налогов.

В состав триб входили все римские граждане, имевшие земельную собственность. Прежде полагали, что введённое царём Сервием Туллием распределение по трибам относилось только к плебеям, а патриции не принадлежали к трибам. Это ошибка, поводом к которой послужил тот факт, что впоследствии, когда был учрежден сан народных трибунов, плебеи были созываемы трибунами в народные собрания, в который не допускались патриции (concilia plebis). В этих собраниях плебеи группировались по трибам. Но были собрания, которые созывались патрицийскими сановниками (трибутные комиции, comitia tributa) – в этих собраниях участвовали все граждане, плебеи и патриции. Было также мнение, что членами курий были только патриции и что собрание народа по куриям (куриатные комиции, comitia curiata) состояло из одних патрициев. Относительно исторических времен это мнение ошибочно: только в глубокой древности, до Сервия Туллия, могло быть так.

Распределение граждан Рима по имущественным классам – центурии

Остатки стен Сервия Туллия в Риме. Рисунок конца XIX века

По своему смыслу реформы Сервия Туллия имели совершенно тот же характер, что и законы Солона, введенные в Афинах незадолго до этого. Распределение всех граждан по трибам ввело в состав государственной общины плебеев (plebs, plebes), между которыми прежде того не было государственной связи. С тем вместе царь Сервий Туллий предоставил им политические права, участие в законодательной и правительственной власти, установил размер их участия в отправлении военной службы и платеже налогов. Он разделил всех граждан государства, патрициев и плебеев, по размеру их имущества («цензу») на пять классов, а классы подразделил на центурии, общее число которых было 193. При этом новом распределении Сервия Туллия права и обязанности каждого были соразмерны его имуществу, и ни один гражданин не был совершенно исключен от участия в политических правах. Патриции были вообще богаче плебеев, потому их положение было привилегированное, но зато они платили больше налогов, и обязанность военной службы лежала на них в большем размере. Небогатые люди имели меньше влияния на политические дела, но зато военная повинность и подати ложились на них легче; притом, улучшая свое экономическое положение, они увеличивали и свои политические права. Шестой класс, состоявший из людей, не имевших земельной собственности, не пользовался политическим значением, потому что голоса в народном собрании (центуриатных комициях, comitia centuriata) собирались по центуриям, начиная с высшего класса, постепенно переходя ко второму классу и т. д. – и как скоро образовалось большинство, следующие центурии оставались не спрошенными. Но зато люди, не имевшие земельной собственности, по законам Сервия Туллия, были свободны от налогов и военной повинности. Они назывались capite censi (внесенные в список только по именам, а не для платежа налогов); один из разрядов этого шестого класса составляли «пролетарии», т. е. люди небогатые, но владевшие имуществом достаточным для воспитания детей.

По распределению граждан на центурии Сервием Туллием, политическое влияние сосредоточивалось в руках богатого сословия. Первый класс разделялся на 80 центурий, кроме того из богатых людей состояли 18 центурий всадников; таким образом центурий первого класса вместе с центуриями всадников образовали большинство голосов; а когда все они вотировали в одном и том же смысле, то очередь подачи голосов вовсе и не доходила до граждан остальных классов. К первому классу принадлежали граждане, земельная собственность которых была оценена в сумму не менее 100.000 ассов (несколько более 20000 рублей) или, по счету греческих историков, 100 мин. 2-й, 3-й и 4-й классы имели каждый по 20 центурий. Наименьший ценз был во втором классе 75.000 ассов (75 мин), в третьем 50.000 ассов (50 мин), в четвертом 25.000 ассов (25 мин). Пятый класс состоял из граждан, чье земельное имущество простиралось от 11.000 до 25.000 ассов; он имел 30 центурий.

Общее распределение граждан Рима по центуриям в итоге реформы Сервия Туллия выглядело так:

– А. Всадники (equites), из 18 центурий, из которых 6 заключали в себе старые патрицианские двойные центурии, а 12 были вновь образованы из знатнейших плебеев.

– В. Пехота, разделенная на 5 классов и 170 центурий:

I класс, из 80 центурий, с цензом не менее 100 000 ассов (или 100 мин).

II класс, из 20 центурий, с цензом 75 000 ассов (75 мин).

III класс, из 20 центурий, с цензом 50 000 ассов (50 мин).

IV класс, из 20 центурий, с цензом 25 000 ассов (25 мин).

V класс, из 30 центурий, с цензом 12 500 ассов (12,5 мин).

– Затем следовали еще:

С. Состоящие вне классов, из 5 центурий, а именно:

1) ремесленники (fabri) при войске, 2 центурии;

2) музыканты при войске (tubicines и cornicines), 2 центурии;

3) proletarii, или capite censi; они имели имущества менее 12 500 ассов и считались поголовно, без различия имущественного состояния; они назывались пролетариями потому, что могли служить государству не своим имуществом, а только своими детьми (proles).

При всем неравенстве политического влияния граждан разных классов, распределение их по центуриям было важным шагом к соединению патрициев и плебеев в одно государственное общество, потому собрания народа по центуриям считались в исторические времена истинными собраниями всего народа. Распределение граждан на центурии, приписываемое Сервию Туллию, осталось навсегда основною формою политической деятельности римского народа. Но должно полагать, что с течением времени производились сообразные с переменами обстоятельств изменения в числе триб, классов, центурий и в цифрах ценза, по которым граждане делились на классы.

Три вида римских комиций (народных собраний) после реформ Сервия Туллия

На центуриатные комиции – собрания всего римского народа, основанные на новом, цензовом устройстве, – Сервий Туллий перенес те права, которые прежде имели куриатные комиции, собрания патрициев, а именно: принятие новых законов, утверждение избранного царя и высших сановников и решение вопроса о войне. При введении новых законов центуриатные комиции могли принять или отвергнуть предложение сената, и их решения подлежали еще утверждению комиций куриатных, которые, таким образом, имели здесь функцию первой палаты. Итак, римляне со времени Сервия Туллия имели три разных народных собрания: комиции по центуриям – собрание всего народа, комиции по куриям – собрание патрициев и комиции по трибам (трибутные комиции). Из них последние, однако, не имели еще политического значения.

Римское войско после реформ Сервия Туллия

Древнее изображение Сервия Туллия на гробнице из Вульци

Главною целью преобразования, приписываемого Сервию Туллию, было не соединение патрициев и плебеев в одно политическое общество, а улучшение войска, увеличение числа его распространением обязанности военной службы на плебеев. Прежде воинами были только патриции, выводившие с собою подвластных им людей (клиентов); только на патрициях лежала и обязанность давать взнос (tributum) на надобности государства. После реформ Сервия Туллия эти обязанности были распространены на всех «зажиточных людей» (locupletes); землевладельцы сделались плательщиками налога (assidui); в этом отношении было все равно, патриции ли они, или плебеи. Со времён Сервия Туллия военная повинность из личной сделалась имущественной. Все граждане первых пяти классов были обязаны нести военную службу с 18 до 60 лет; младше (до 46 лет) ходили в походы, а люди старше 46 лет были обыкновенно оставляемы для защиты города. Граждане первого класса были обязаны служить тяжеловооруженными воинами, и назывались по преимуществу обязанными к военной службе (classici). Граждане следующих четырех классов, по законам Сервия Туллия, служили в разных разрядах пехоты, не имевших полного тяжелого вооружения. Граждане двух последних классов служили в отрядах легкой пехоты, были мастеровыми и музыкантами при войске, а некоторые из них шли с войсками, как заместители, adcensi, безоружные velati; они пополняли убыль в рядах войска от болезней и сражений, получая вооружение занемогших, или убитых.

Вооружение первого класса состояло из шлема, круглого щита, набедренников и нагрудника (все из меди), из пики и сабли, как орудий нападения; второй класс имел то же вооружение, только без нагрудника, и вместо круглого щита имел продолговатый щит, деревянный, обтянутый кожей; третий класс не имел и набедренников; четвертый класс имел только пики и метательные копья; пятый – пращи и метательные камни. Следовательно, чем кто был богаче, тем более он, по законам Сервия Туллия, должен был употреблять средств на свое вооружение.

Общая численность пехоты во времена последних царей Рима обыкновенно составляла, вероятно, до 20.000 человек. Плебеи могли быть в пехоте начальниками мелких и даже крупных тактических единиц, центурионам и военными трибунами. Из самых знатных и богатых землевладельцев составлялась конница. По реформе, приписываемой Сервию Туллию, число её было увеличено. Первоначально было 300 всадников (по 10 от каждой курии). Тарквиний Старший удвоил их число. По реформе Сервия Туллия считалось 18 центурий, т. е. 1800 человек. Они не получали жалованья, но лошадей и продовольствие для лошадей давало им государство. Этот расход покрывался налогом, который должны были платить вдовы и незамужние женщины, имевшие земельную собственность, сироты и бездетные старики, имевшие ее.

Сословие римских всадников

С течением времени число всадников подвергалось большим изменениям; и всегда был нужен для поступления в их сословие довольно большой имущественный ценз. Те всадники, которые растратили свое имущество, провинились чем-нибудь на военной службе, или держали себя дурно в частной жизни, были исключаемы из своего почетного сословия при смотрах. Впоследствии старинные всаднические фамилии составили главный элемент того всаднического сословия, какое образовалось при развитии римского могущества. Это позднейшее всадническое сословие состояло из богатых людей, которые соединялись в коммерческие товарищества, брали на откуп подати и налоги (такие откупщики назывались publicani); другие товарищества всадников брали на себя подряды, постройки и пр. Со времени Гракхов всадникам была передана и обязанность судей. Но нести военную службу в коннице они перестали с той поры, как в Риме сформировалось постоянное войско.

Убийство Сервия Туллия

Кроме этих преобразований, Сервий Туллий, как рассказывает легенда, сделал многое другое для облегчения бедного сословия; он заплатил из своего царского имущества долги бедных людей, освободил должников, находившихся в рабстве у кредиторов, роздал неимущим земли, издал законы, ограждавшие бедных и слабых от притеснений.

Заботливостью о простолюдинах Сервий Туллий навлек на себя ненависть патрициев. Они задумали погубить его и нашли исполнителей своего злодейского умысла в самом семействе царя. Легенда рассказывает о смерти Сервия Туллия и о переходе царской власти к его зятю ужасающие подробности.

Сыновья Тарквиния Старшего Луций и Арунс были женаты на дочерях Сервия. Луций, способный на преступление, но решившийся на него не но внушению собственной воли, был женат на старшей дочери Сервия Туллия, женщине кроткой и богобоязненной; Арунс, человек честный и хороший, – на младшей сестре её, женщине бессовестной и свирепой. Младшая Туллия, досадуя на то, что старик отец живет слишком долго, презирала мужа за недостаток честолюбия и полагала, что он не будет оспаривать власти у брата, когда Сервий умрет; потому решила погубить и отца и мужа. Она уговорилась с Луцием, что он убьет жену, она – мужа, и тогда они вступят в брак; так они и сделали; они зажгли, как говорили римляне, свои свадебные факелы на кострах убитых. Возбуждаемый честолюбивою женой, Луций составил с недовольными патрициями заговор низвергнуть Сервия Туллия. Во время жатвы, когда очень многие граждане были в своих поместьях, или на своих участках, Тарквиний явился в сенат, надев на себя эмблемы царского сана и в сопровождении вооруженных людей. Услышав об этом, царь Сервий Туллий бесстрашно поспешил в сенатскую курию. Став у дверей зала, он обратился к Тарквинию с упреками; Тарквиний схватил слабого старика и столкнул его вниз по каменным ступеням лестницы. Верные друзья подняли окровавленного и разбитого падением Сервия Туллия, повели его во дворец; но на дороге слуги Тарквиния догнали их, умертвили Сервия; тело его осталось на улице.

Туллия между тем с нетерпением ждала известия от мужа; у неё не стало силы дожидаться, она поехала в курию и поздравила мужа с царским саном; даже ему была ужасна её радость; он велел ей вернуться домой. На улице, по которой ехала она, лежало тело её отца. Мулы попятились назад, правивший ими слуга тянул поводья, чтобы они отступали дальше, но она велела ему гнать колесницу через тело. Кровь брызнула на колесницу и на её платье. С той поры улица эта называлась Проклятой.

Ночью немногие верные слуги унесли тело Сервия Туллия за город; Тарквиний, боясь ожесточения народа, не решился допустить, чтобы тело было несено обыкновенным путем похоронных процессий через форум. После уничтожения царской власти, римские плебеи все продолжали праздновать день рождения царя Сервия Тулия, любившего народ.

Литература о Сервии Туллии

Тит Ливий. История от основания города. Книга I, 39-48