Соловки энциклопедия. Оценка Александра Солженицына

Поэт, эссеист, публицист и литературный критик Юрий Михайлович Кублановский родился 30 апреля 1947 года в Рыбинске в семье провинциальных интеллигентов. Учился в Рыбинском авиатехникуме, окончил искусствоведческое отделение исторического факультета МГУ в 1970 году. Работал экскурсоводом и научным сотрудником на Соловках, в Кирилло-Белозерском монастыре, в Муранове и других музеях.

Опубликовав в 1975 году открытое письмо «Ко всем нам», посвящённое второй годовщине высылки А. И. Солженицына из СССР, был отовсюду изгнан и смог работать лишь сторожем в православных храмах. Сложная жизненная и счастливая творческая судьба свела его с корифеями современной литературы - Александром Солженицыным, Иосифом Бродским, известными писателями и поэтами - Александром Галичем, Булатом Окуджавой, Владимиром Высоцким, Сёменом Липкиным, Еленой Щварц, Инной Лиснянской и другими.

3 октября 1982 года вынужден эмигрировать, жил в Париже, с 1986 года - в Мюнхене. Вёл на радиостанции «Свобода» программу «Вера и слово» о духовных основах русской культуры. С 1986 года является членом редколлегии журнала «Вестник русского христианского движения» (Париж — Нью-Йорк — Москва). В 1990 году первым из эмигрантов вернулся в Россию, работал в журнале «Новый мир» с 1995 по 2002 годы.

Был в числе основателей неформальной поэтической группы СМОГ (Смелость. Мысль. Образ. Глубина). Первые публикации появились в сборниках «День поэзии» (1970) и «Ленинские горы: стихи поэтов МГУ» (1977). Участвовал в неподцензурном альманахе «Метрополь» (1979), печатался в зарубежных русскоязычных изданиях: газете «Русская мысль», журналах «Вестник РХД», «Грани», «Континент», «Глагол» и др.

Первая книга, составленная Иосифом Бродским, вышла в 1981 году в США. Кублановский - автор двух десятков поэтических сборников. Лирика переведена на многие европейские языки. «…Поэзии Кублановского, - отмечает А. Солженицын, - свойственны упругость стиха, смелость метафор, живейшее ощущение русского языка, интимная сроднённость с историей и неуходящее ощущение Бога над нами».

С 1987 года ведёт дневники, сдаёт их на хранение в РГАЛИ с пометкой «не вскрывать до 2020-го года». «Записи» в сокращении за 2008 — 2010 годы были опубликованы в журнале «Новый мир» (2010. — № 9, 10; 2012. — № 2, 3; 2013. — № 3, 4).

Яркий публицист, эссеист, участник многих передач на радио и телевидении. В проекте Первого телеканала «Имя России» (2008) поэт рассказывал о Пушкине. Его блестящие выступления запомнились в программах «Линия жизни», «Школа злословия» (31.10.2011), «Специальный корреспондент» Марии Ситтель (18.09.2011). Кублановский — частый гость в качестве третейского судьи программы «Поединок» Владимира Соловьева.

Сопредседатель Союза российских писателей, член Патриаршего совета по культуре, член редколлегии журналов «Вестник РХД», Общественного совета «Новый мир».

Кублановский — лауреат премии Правительства Российской Федерации в области культуры за 2012 год, Почётный гражданин города Рыбинска, отмечен многими литературными премиями, в том числе Правительства Москвы (1999), Литературной премией Александра Солженицына (2003), «Anthologia» (2005), Новой Пушкинской премией (2006), «Московский счёт» (2011).

Живёт в Переделкине (Подмосковье).

: беседа с поэтом и публицистом. Стихи / беседовал А. Неверов // Литературная учеба. — 2016. — № 3. — С. 6-28. — 4 фот.

/ беседовала Елена Константинова // Культурная Эволюция. - 2017. - 2 февр.
Публикация беседы с Юрием Кублановским, состоявшейся 22 августа 1996 года и по-прежнему не потерявшей актуальности.

Запись юбилейного поэтического вечера Юрия Кублановского в Пушкинском Доме 17 октября 2017 года

Родился Юрий Кублановский в городе Рыбинске. Окончил искусствоведческое отделение истфака Московского университета. В середине 60-х, как уже говорилось выше, входил в состав СМОГа, эстетику которого преодолел к началу 70-х.

В 1976 году в зарубежной прессе было опубликовано его открытое письмо "Ко всем нам" (к двухлетию высылки Солженицына). Последствием было увольнение с работы с последующей невозможностью устроиться по специальности. Юрий Кублановский стал служить сторожем в подмосковном храме. В 1982 году поэт вынужден был эмигрировать. Вернулся на Родину в 1990 году. Сейчас Юрий Кублановский является заведующим отделом поэзии журнала "Новый мир".

Любовь, Россия, Бог - вот основные темы, слитые в поэзии Юрия Кублановского в единый и органичный сплав. Причем чувство к возлюбленной ни в один момент не может сравниться по силе и глубине с его чувством к России. Поэт любит Россию не как мечтатель, увлеченный абстрактной идеей; и не как псевдопатриот - чтобы было чем чваниться перед чужаками; а так, как можно любить родной дом - весь, целиком, с темными подвалами и светлыми комнатами, с грязью и свежестью, с холодными сквозняками и теплыми печами, который знаешь до последних мелочей - в пространстве (от Соловков до Карадага) и времени (от киевско-суздальской старины до Петербурга Пушкина и Москвы Пастернака).

Александр Солженицын так охарактеризовал творчество Юрия Кублановского: "Поэзия Юрия Кублановского - отличается верностью традициям русского стихосложения, ненавязчиво, с большим чувством меры обновленной метафоричностью - никогда не эксцентричной, всегда оправданной по сущности; и естественной упругостью стиха, часто просящегося к перечитыванию и запоминанию. В наше время, когда вся литература в целом понесла потери, в русскости языка, сужается в лексике, Кублановский сохраняет его живую полноту. Другие неотъемлемые качества его лирики - глубинная сродненность с историей и религиозная насыщенность чувства" * .

Меж люлькою и гробом спит Москва Мне снилось золото Великого Ивана, Цветастые шипы Блаженного корана, большая скорлупа баженовских лепнин -- все сорок сороков личин! И отражение в воде берестяное, лучи из дымных облаков, Зарядье красное, имбирно-костяное, вся зелень веток и холмов. Да разве что изгладится мгновенно? Да разве позабыть? Мы будем умирать свободно... постепенно... И все любить. Ю. Кублановский "Мне снилось Золото Великого Ивана... ", 1975 г.

Другой нобелевский лауреат, Иосиф Бродский, дал поэзии Юрия Кублановского такую характеристику: "Заслуга Кублановского, прежде всего, в его замечательной способности совмещения лирики и дидактики в знаке равенства, постоянно проставляемом его строчками между двумя этими началами. Этот поэт, способный говорить о государственной истории как лирик и о личном смятении тоном гражданина. Точнее, его стихи не поддаются ни тематической, ни жанровой классификации. Ход мысли в них всегда предопределен тональностью; о чем бы ни шла речь, читатель имеет дело прежде всего с событием сугубо лирическим.

Его техническая оснащенность изумительна, даже избыточна. Кублановский обладает, пожалуй, самым насыщенным словарем после Пастернака. Одним из его наиболее излюбленных средств является разностопный стих, который под его пером обретает характер эха, доносящего до нашего слуха через полтора столетия самую высокую, самую чистую ноту, когда бы то ни было взятую в русской поэзии. Это, однако, отнюдь не стилизация: Кублановский просто-напросто лучше, чем кто-либо, понял, что наиболее эффективным способом стихосложения сегодня оказывается сочетание поэтики сентиментализма и современного содержания. Эффект от столкновения этих средств и этого содержания превосходит любые достижения модернизма:....Кублановский, совершенно очевидно, поэт религиозный…Но именно мерой вкуса в трактовке чисто духовного материала Кублановский столь выгодно отличается от большинства своих современников... страдающих... комплексом неофита, комплексом внезапно обретенной полноценности. Вера лирического героя Кублановского - вера унаследованная, а не вдруг обретенная; она - в порядке вещей... Лирический герой Кублановского, прежде всего, продукт эстетического опыта русской литературы, и он свободен от религиозного нарциссизма. От чего он не свободен - это от ощущения чуда дарованного ему существования, воспевая частности которого, он более свидетельствует о Дарителе...

Отчасти благодаря качеству своих стихотворений и отчасти, что людей, говорящих по-русски, не убавляется, Кублановскому суждена аудитория большая, чем его предшественникам и многим его современникам... " *

VI ... На правом ли, на левом клиросе иль прямо на алтарной створке в резьбе так много яблок, выросло, как под припеком на пригорке. Так горячо и тесно на сердце, что солона под веком дужка. И все-таки в лампаду маслица долей, угрюмая старушка, косящая на неугодного. как на подверженного сглазу. Еще Бы - столько греховодного во мне за год скопилось сразу! Теперь пора в дорогу черную. Уже стучат в ушах колеса. Не перегнуть судьбу упорную, так мощно выросшую косо, как будто кто-то воздух выстудил в неловком ожиданье чуда. Зато теперь, скажу по истине, как ни сжимай мошну, И уда, своими пальцами паучьими, а на колени не поставишь. Глядишь, за неименьем лучшего и я - одна из Божьих клавиш. До слез вдыхаю мглу небесную, передметельную густую и, догрызая лайку пресную, все благодарнее Кресту я. Ю. Кублановский Из цикла "Иордань", 1982 г.

Детство и юность

Юрий Кублановский родился 30 апреля 1947 года в семье актёра и преподавательницы русской литературы. Его деда, священника, расстреляли в 1930-е годы. В доме его бабушки сохранялась атмосфера дореволюционной России: всегда горела лампада в красном углу, пили и ели из посуды кузнецовского фарфора, пользовались остатками дореволюционной мебели. Несмотря на то, что родители были коммунистами, был крещён.

Увлекался живописью, с 10 лет занимался в изостудии, одно время хотел стать художником. Стихи, по собственному признанию, начал писать в 14-15 лет. В 1962 году приехал в Москву и показал свои стихи Андрею Вознесенскому. Тот их одобрил.

Начинал с авангардизма, считая что противостоять официальной советской литературе можно только на нетрадиционных путях. Брал пример с появившихся в печати в первые годы оттепели в СССР как западных сюрреалистов, так и отечественных футуристов.

СМОГ

В 1964 году Юрий Кублановский приезжает в Москву и поступает на отделение искусствоведения Исторического факультета МГУ. Там же он знакомится с молодыми поэтами - Леонидом Губановым и Владимиром Алейниковым и другими. Их роднило неприятие официальной советской литературы. По инициативе Леонида Губанова молодые поэты создали литературное объединение «Смелость, Мысль, Образ, Глубина» (СМОГ). СМОГ просуществовал недолго. Уже в 1966 году под давлением властей это объединение прекращает существование.

1966-1981 годы

В 1966 году знакомится с Иосифом Бродским, который выступал в небольшой аудитории одного из московских институтов с чтением стихов. В 1970 году состоялась первая официальная публикация - стихи в сборнике «День поэзии». В том же году оканчивает университет. В это время он, по собственному признанию, осознаёт, что не хочет ни вписываться в официальную советскую литературу, ни оставаться в столице.

Он, будучи искусствоведом по профессии, уезжает работать экскурсоводом в музей на Соловках, открывшийся незадолго до этого. В огромном разорённом монастырском комплексе работало на тот момент только шесть сотрудников. Климат в тех местах был суровым («девять месяцев зима, остальное - лето»), а корпуса не отапливались. Сам Кублановский зимовал в келье, где в 1930-е годы сидел Дмитрий Лихачёв. На Соловках Юрию Кублановскому довелось общаться с бывшими заключёнными соловецкого лагеря. Так он по собственному признанию постепенно «реконструировал для себя кошмар лагерной жизни». Там же он открывает для себя «соловецкую старину». Благодаря избытку свободного времени, Юрий Кублановский много читает.

После Соловков работал в Кирилло-Белозерском, Ферапонтовом музеях, в Муранове и др. Это способствовало приобщению Юрия Кублановского к эстетике и красоте дореволюционной России, а через них к Православию. Однако воцерковлённым человеком он не был. Этому препятствовал коллаборационизм многих священнослужителей с советской властью. В середине 70-х познакомился с Александром Менем и стал его духовным сыном.

В 1975 году выступил в самиздате с открытым письмом «Ко всем нам», приуроченным к двухлетию высылки Александра Солженицына, которое было в 1976 году опубликовано на Западе. Это окончилось вызовом на Лубянку и лишением возможности работать по профессии. Трудился дворником, истопником, сторожем в московских и подмосковных храмах. Печатал переводы под псевдонимом.

Печатался в сборнике «Ленинские горы. Стихи поэтов МГУ» (Москва, 1977). В 1979 году принял участие в неподцензурном альманахе «Метрополь», изданном самиздатовским способом, а также вышедшем за границей. С середины 70-х его стихи публикуют русскоязычные журналы и альманахи Европы и США. В 1981 году в США в издательстве «Ардис» вышел первый сборник стихов «Избранное», составленный Иосифом Бродским.

Эмиграция

19 января 1982 года (на Крещение) - в квартире Юрия Кублановского был проведён многочасовой обыск, после чего ему было предложено покинуть СССР. 3 октября 1982 эмигрировал, жил в Париже, с 1986 года в Мюнхене.

Кублановский познакомился и часто общался с Солженицыным. Был членом редколлегии и составителем литературного раздела журнала «Вестник русского христианского движения» (ВРХД), печатался в «Русской мысли», «Гранях», «Континенте», «Глаголе» и других эмигрантских изданиях. Работал на Радио Свобода.

В конце 1980-х годов, когда произведения Юрия Кублановского стали публиковать на Родине, он, по собственному признанию, «потерял статус политического эмигранта. Становиться же эмигрантом экономическим не хотел».

Возвращение

В 1990-м году Юрий Кублановский возвращается в Россию. В тот период многие деятели культуры СССР наоборот покидали. Генрих Сапгир отмечал, что когда Юрий Кублановский приехал, «горбачёвские чиновники долго не хотели возвращать ему советское гражданство, пока вся эта нелепость не отпала сама собой». После возвращения много публикуется как со стихами, так и со статьями. Поселился в Переделкине. Работает в журнале «Новый мир»: заведующий отделом публицистики (1995-2000), заведующий отделом поэзии (с 2000).

Член Союза российских писателей. Член редколлегии журналов «Вестник РХД», «Новый мир», и «Стрелец», газеты «Литературные новости» (1992). Координатор (вместе с Станиславом Лесневским) комиссии по подготовке международного суда над КПСС и практикой мирового коммунизма (1996). Член-корреспондент Академии российской словесности (1996).

2000-е

В 2003 году Юрию Кублановскому была вручена премия Александра Солженицына за «правдивую точность поэтического слова, за богатство и метафоричность языка», за ясную гражданскую позицию.

В 2006 году ему была присуждена «Новая пушкинская премия» (первая премия) «за совокупный творческий вклад в отечественную культуру». По словам председателя премии Андрея Битова, Юрий Кублановский был награждён именно как «старший мэтр».

Принял участие в цикле передач «Имя Россия», представляя Пушкина.

В эти годы Юрий Кублановский ведёт подробнейшие дневники: «Я пишу от руки, за год тетрадь кончается, конверт запечатываю, пишу - не вскрывать до 2020-го года и сдаю в РГАЛИ».

Имеет двоих детей и восьмерых внуков. Жена Наталья Поленова - искусствовед.

Творчество

Оценка Иосифа Бродского

В предисловии к книге Юрия Кублановского «Избранное», изданной в США в 1981 году, было напечатано эссе Иосифа Бродского. Своё эссе Иосиф Бродский начинает со слов о том, что появление нового крупного поэта заставляет пересмотреть историю поэзии ради выявления той традиции, которую развивает творчество данного поэта. Далее Бродский пишет, творчество Юрия Кублановского в этом смысле - «событие чрезвычайно значительное». Юрия Кублановского Бродский называет последователем Батюшкова. Вместе с тем Бродский отмечает свойственную для сентиментализма преобладание личного начала над смысловым. Далее Бродский отметил существование в русской поэзии «стилистического маятника, раскачивающегося между пластичностью и содержательностью», а также две наиболее удачные попытки «привести оба эти элемента в состояние равновесия», осуществлённые «гармонической школой» Пушкина и акмеистами. Таким образом Иосиф Бродский видит заслугу Юрия Кублановского в том, что ему удалось уравновесить в своём творчестве эти два начала.

Далее Бродский говорит, что Кублановский «лучше, чем кто-либо, понял, что наиболее эффективным способом стихосложения сегодня оказывается сочетание поэтики сентиментализма и современного содержания». «Эффект от столкновения этих средств и этого содержания» превосходит по оценке Бродского достижения модернизма, особенно отечественного. Употребляемые Кублановским средства - не маска, не способ самозащиты, они обнажают качество содержания. Они не позволяют «спрятаться в недоговоренность, в непонятность, в герметизм». Поэт должен быть ясен современнику («настежь распахнут»). Сказанное им благодаря наследственному достоинству формы обязано обладать смыслом и, более того, смысл этот превосходить качеством.

Оценка Александра Солженицына

Александр Солженицын по случаю вручения Юрию Кублановскому солженицынской премии написал короткое эссе, в котором отметил:

Солженицын также отмечает, что ценность поэзии Кублановского в том, что она сохраняет живую полноту русского языка в то время когда русская литература «понесла потери в русскости языка». Неотъемлемыми качествами лирики Юрия Кублановского названы глубинная сроднённость с историей и религиозная насыщенность чувства. Также Александр Солженицын упомянет о вынужденной эмиграции поэта, его работе над «русскими темами» за границей и возвращении на Родину в 1990-м году.

Другие оценки

Генрих Сапгир, знавший Кублановского со времён СМОГа, написал о нём:

Фазиль Искандер стихи Кублановского в рукописных копиях прочёл еще в советские времена. Внимание Искандера привлекли талант автора и его творческая оригинальность:

Анатолий Найман:

Книги стихов

  • Избранное, Энн Арбор, «Ардис», 1981
  • С последним солнцем. Париж, «La Presse Libre», 1983 (послесловие И.Бродского);
  • Оттиск. Париж, «YMCA-Press», 1985;
  • Затмение. Париж, «YMCA-Press», 1989;
  • Возвращение. М., «Правда», 1990;
  • Оттиск. М., 1990;
  • Чужбинное. М., «Московский рабочий», 1993;
  • Число. М., изд-во Московского клуба, 1994;
  • Памяти Петрограда. СПб, «Пушкинский фонд», 1994;
  • Голос из хора. Париж-М.-Нью-Йорк, 1995;
  • Заколдованный дом. М., «Русский путь», 1998;
  • Дольше календаря. М., «Русский путь», 2001;
  • В световом году. М., «Русский путь», 2001; ISBN 5-85887-129-1
  • На обратном пути. М., «Русскій міръ», 2006. ISBN 5-89577-087-8
  • Дольше календаря, 2006
  • Перекличка, 2009

Другие публикации

Печатает стихи и статьи о литературе в газете «Литературные новости» (1992), в журналах «Новый Мир» (например, 1990, № 2, 7; 1991, № 2, 8; 1997, № 1), «Огонёк» (1989, № 6, предисловие А. Вознесенского; 1990, № 39), «Волга» (1990, № 8), «Знамя» (1988, № 11; 1989, № 9; 1992, № 5; 1994, № 2), «Дружба народов» (1989, № 12), «Москва» (1994, № 8), «L’Oeil» (№ 1, 1994), «Реалист» (№ 1, 1995), «Грани» (например, № 181, 1996). Произведения Юрия Кублановского переводились на английский, немецкий и французский языки.

Премии

  • Премии им. Осипа Мандельштама альманаха «Стрелец» (1996),
  • Правительства Москвы (1999),
  • журналов «Огонёк» (1989), «НМ» (1999).
  • Премия Александра Солженицына (2003) - «за языковое и метафорическое богатство стиха, пронизанного болью русской судьбы; за нравственную точность публицистического слова».
  • Премия журнала «Новый мир» «Anthologia» (2005) - за том избранных стихотворений «Дольше календаря»
  • Новая Пушкинская премия (2006) - «за совокупный творческий вклад в отечественную культуру».

Родился 30 апреля 1947 года в Рыбинске. Окончил искусствоведческое отделение истфака МГУ. В середине 1960-х гг. был одним из основателей неформальной поэтической группы СМОГ (Смелость. Мысль. Образ. Глубина). Первая публикация - в «Дне поэзии» 1970 года. Работал экскурсоводом и музейным работником в музеях русского Севера и в Подмосковье. В 1975 г. написал открытое письмо в связи с 2-летием высылки . Участвовал в основанном неподцензурном альманахе «Метрополь» (1979).

Первая книга вышла в американском издательстве «Ардис» в 1981 году. Ее составителем выступил будущий нобелевский лауреат Иосиф Бродский. С октября 1982 года – в политической эмиграции (Париж, Мюнхен). Работал в газете «Русская мысль» (Париж), на радиостанции «Свобода», где вел авторскую передачу о русских философах. Член редколлегии журнала «Вестник Российского христианского движения» (Париж – Нью-Йорк – Москва).

В 1990 г. вернулся в Россию. Член редколлегии журнала «Новый мир» (зав. отделом публицистики, с 2000 года зав. отделом поэзии). Живет в Переделкино. Автор 21 поэтических сборников и многочисленных публицистических статей («Вестник РХД», «Новый Мир», «Октябрь», периодическая российская и эмигрантская пресса). Лауреат нескольких литературных премий, в том числе, премии Александра Солженицына (2003).

Сборники стихов:

  • . - Энн Арбор: Ардис, 1981;
  • С последним солнцем. - Париж: La Presse Libre, 1983 (послесловие И. Бродского);
  • . - Париж: YMCA-Press, 1985;
  • Затмение. - Париж, YMCA-Press, 1989;
  • . - М.: Правда, 1990;
  • Оттиск. - М., 1990;
  • . - М.: Моск. рабочий, 1993;
  • . - М.: изд-во Московского клуба, 1994;
  • . - СПб.: Пушкинский фонд, 1994;
  • . - Париж-М.-Нью-Йорк, 1995;
  • . - М.: Русский путь, 1998;
  • Дольше календаря. - М.: Русский путь, 2001;
  • В световом году. - М.: Русский путь, 2001;
  • . - М.: Русскій міръ, 2006;
  • Дольше календаря. - М.: Время, 2006;
  • . - М.: Время, 2009;
  • . - Рыбинск: Медиарост, 2010;
  • . - Иркутск: Издатель Сапронов, 2011;
  • . - М.: Викмо-М; Русский путь, 2012;
  • . — М.: Вифсаида; Русский путь, 2015;
  • . — М.: Б.С.Г.-Пресс, 2017.

Юрий Кублановский в сети:

  • «Литературный изгнанник» (интервью Юрия Кублановского «Независимой газете», 04.02.2016);