Сообщение цивилизация инков. История Франсиско Писарро

«Государство Инков»


1. Образование государства Инков


Инки господствовали на территории, называемой ныне Перу, в течение длительного времени. В период, когда территория империи достигла наибольших размеров, она включала в себя часть Южной Америки и простиралась почти на миллион квадратных километров. Помимо нынешнего Перу, в империю входили большая часть нынешних Колумбии и Эквадора почти вся Боливия, северные районы республики Чили и северо-западная часть Аргентины.

Термин инки, а вернее инка, имеет разнообразие значения. Во-первых, это название всего господствующего слоя в государстве Перу. Во-вторых, это т итул правителя. В-третьих, название народа в целом. Первоначально наименование инка носило одно из племен, обитавших в долине Куско до образования государства. Многие факты говорят о том, что это племя принадлежало к языковой группе кечуа, так как инки периода расцвета государства говорили на этом языке. О близком родстве инков с племенами кечуа говорит то, что представители этих племен получили привилегированное положение по сравнению с другими племенами и назывались «инками по привилегии». «Инки по привилегии» не платили дани, и их не обращали в рабство.

Известны 12 правителей, стоявших во главе государства. Первой королевской четой, являвшейся в то же время братом и сестрой, были первый Инка, Манго Капак и жена его Мама Окльо. Исторические предания повествуют о войнах инка с соседним, племенами. Первое десятилетие XIII века – начало усиления племени инков и, возможно, – время образования союза племен во главе с инка. Достоверная история инков начинается с деятельности девятого правителя – Пачакути (1438–1463). С этого времени начинается возвышение инков. Государство быстро крепнет. В последующие годы инки завоевывают и подчиняют племена всей области Анд от Южной Колумбии до Среднего Чили. Население государства составляет 6 млн. человек.


2. Хозяйство инков


Инки достигли больших успехов во многих отраслях хозяйствования и прежде всего в металлургии. Наибольшее практическое значение имела добыча меди и олова. Разрабатывались серебряные месторождения. В языке кечуа имеется слово для наименования железа, но скорее всего, это не был сплав, а значение слову дало метеоритное железо, или гематит. Свидетельств о добыче железа и плавки железной руды не имеется.

Из добытых металлов создавались орудия труда, а также украшения. Из бронзы отливались топоры, серпы, ножи, ломы, наконечники для военных палиц и многие другие предметы, необходимые в хозяйстве. Украшения и культовые предметы изготовлялись из золота и серебра.

Высокое развитие получило ткачество. Индейцам Перу были уже известны ткацкие станки, причем это были станки трех видов. Сотканные на них ткани индейцы иногда окрашивали, используя для этой цели семена дерева авокадо (синий цвет) или же различные металлы, в частности медь и олово. Ткани, изготовленные в далекие века цивилизации инков, сохранились и сегодня и отличаются богатством и тонкостью отделки. Сырьем служили хлопок и шерсть. Изготовлялись также ворсистые ткани для одежды и ковры. Для Инки, а также членов королевского клана делали особые ткани – из цветных птичьих перьев.

Значительное развитие в государстве инков получило земледелие, хотя местность, на которой расположились племена инков, не особенно располагала к развитию сельского хозяйства. Это связано с тем, что по крутым склонам Анд в дождливый сезон стекают потоки воды, смывая почвенный слой, а в сухое время на них не остается влаги. В таких условиях инки должны были оросить землю, чтобы сохранить влагу на полях. Для этого создавались особые сооружения, которые регулярно обновлялись. Поля располагались ступенчатыми террасами, нижний край которых укреплялся каменной кладкой, задерживавшей почву. У края террасы устраивалась дамба, чтобы отводить воду от горных рек к полям. Каналы выкладывались каменными плитами. Государством выделялись специальные должностные лица, в обязанность которых входил надзор за исправностью сооружений.

На плодородной, вернее ставшей плодородной, земле во всех областях империи выращивали самые различные растения, королевой среди которых была кукуруза, на языке кечуа – сара. Индейцам было известно до 20 различных сортов кукурузы. Судя по всему, кукуруза в древнем Перу была завезена из области Месоамерики. Ценнейшим даром перуанского земледелия является уроженец Анд картофель. Инкам было известно до 250 его сортов. Они выращивали его самых различных цветов: почти белый, желтый, розовый, коричневый и даже черный. Крестьяне выращивали также сладкий картофель – батат. Из бобовых выращивали прежде всего фасоль. Доколумбовым индейцам были известны и ананасы, какаовое дерево, различные сорта тыкв, орехов, огурцы, арахис. Употребляли они четыре сорта пряностей, в том числе – красный перец. Особое место занимало разведение кустарника коки.

Главными орудиями труда в земледелии были заступ и мотыга. Земли обрабатывались вручную, тягловыми животными инки не пользовались.

Империя инков была страной, создавшей множество чудес. Одним из самых замечательных являются древнеперуанские «магистрали Солнца» – целая сесть шоссейных дорог. Самая длинная из дорог превышала 5 тыс. километров. Через всю страну проходили две главные дороги. Вдоль дорог были проведены каналы, на берегах которых росли плодовые деревья. Там, где дорога шла по песчаной пустыне, она была вымощена. Там, где дорога пересекалась с реками и ущельями, – сооружались мосты. Мосты сооружались следующим образом: опорой для них служили каменные столбы, вокруг которых закреплялось пять толстых канатов, сплетенных из гибких ветвей или лиан; три нижних каната, которые образовывали сам мост, переплетались ветвями и выстилались деревянными перекладинами. Те канаты, которые служили перилами, переплетались с нижними и ограждали мост с боков. Эти подвесные мосты представляют собой одно из крупнейших достижений техники инков.

Как известно, народы древней Америки не изобрели колеса. Грузы перевозились вьюками на ламах, а также для перевозки использовались паромы. Паромы представляли собой усовершенствованные плоты из балок или брусьев очень легкого дерева. Плоты шли на веслах и могли поднять до 50 человек и большой груз.

Большинство орудий производства, ткани, гончарные изделия изготовлялись в общине, но наблюдалось также отделение ремесла от земледелия и скотоводства. Инки выбирали лучших мастеров и переселяли их в Куско, где они жили в особом квартале и работали на верховного Инку, получая от двора пропитание. Эти мастера, оторванные от общины, фактически оказывались порабощенными. Подобным образом отбирали девочек, которые должны были 4 года учиться прядению, ткачеству и другим рукоделиям. Труд мастеров и прядильщиц являлся зачаточной формой ремесла.

Золото не являлось средством платежа. У инков денег не было. Перуанские индейцы просто обменивали свои товары. Не существовало системы мер, за исключением самой примитивной – горсти. Имелись весы с коромыслом, к концам которого подвешивались мешочки с взвешиваемым грузом. Обмен и торговля были мало развиты. Внутри селений базаров не существовало. Обмен был случайным. После сбора урожая в определенных местах встречались жители нагорья и прибрежных районов. С нагорья привозили шерсть, мясо, меха, кожи, серебро, золото. С побережья везли зерно, овощи и плоды, хлопок. Роль всеобщего эквивалента играли соль, перец, меха, шерсть, руда и металлические изделия.

3. Общественный строй Инков


Племя инков состояло из 10 подразделений – хатун-айлъю, которые в свою очередь делились каждый на 10 айлью. Первоначально айлью являлось патриархальным родом, родовой общиной: имело свое селение и владело прилегающими полями. Имена в родовой общине передавались по отцовской линии. Айлью были экзогамны. Внутри рода нельзя было вступать в брак. Члены ее верили, что находятся под защитой родовых святынь – уака. Айлью обозначались также как пачака, т.е. сотня. Хатун-айлью (большой род) представлял собой фратрию и отождествлялся с тысячью. Айлью превращается в сельскую общину в государстве инков. Это отражается в рассмотрении норм землепользования.

Вся земля в государстве принадлежала верховному инке, но фактически она находилась в распоряжении айлью. Территория, принадлежавшая общине, называлась марка; земля, принадлежавшая общине, называлась марка пача, т.е. земля общины.

Возделываемая земля (чакра) делилась на три части: «земля Солнца» – жрецов, поля инки и поля общины. Каждая семья имела свою долю земли, хотя вся она обрабатывалась сообща всей деревней, и члены общины работали совместно под руководством старшин. Обработав один участок поля, переходили на поля инки, затем на поля жителей села и затем уже на поля, урожай с которых шел в общий фонд деревни.

Каждая деревня имела земли, отдыхавшие под паром а также «дикие земли» – пастбища. Полевые участки периодически переделялись между односельчанами. Полевой надел, носивший название тупу, давался мужчине. На каждого ребенка мужского пола отец получал еще один тупу, на дочь – половину. Это было временное владение и подлежало переделу.

Кроме тупу на территории каждой общины были земли, которые назывались «огородом, собственной землей» (муйя). Этот участок состоял из двора, дома, амбара, сарая, огорода. Этот участок передавался в наследство от отца к сыну. С этих участков общинники могли получать излишки овощей или плодов. На них могли сушить мясо, прясть и ткать, изготовлять гончарные сосуды – все, что они имели как частную собственность.

В общинах, которые сложились у покоренных инками племен, также выделялась родовая знать – курака. Представители курака обязаны были следить за работой общинников и контролировать уплату подати. Общинники покоренных племен обрабатывали земли инков. Кроме того, они обрабатывали участки курака. В хозяйстве курака наложницы пряли и ткали шерсть или хлопок. В общинном стаде курака имели до нескольких сот голов скота. Но все же курака находились в подчиненном положении, и над ними стояли инки как высшая каста.

Сами инки не работали. Они составляли военно-служилую знать, наделялись земельными участками и работниками из покоренных племен. Земли, получаемые от верховного инки, считались частной собственностью служилой знати. Знатных инков называли орехонами (от испанского слова «ореха» – ухо) за огромные золотые серьги, которые растягивали мочки ушей.

Жрецы занимали привилегированное положение в обществе. В пользу жрецов взималась часть урожая. Они не подчинялись местным правителям, а составляли обособленную корпорацию. Этими корпорациями управляло высшее жречество, находящееся в Куско.

У инков имелось некоторое количество работников – янакунов, – которых испанские хронисты называли рабами. Эта категория находилась в полной собственности инков и выполняла все черные работы. Положение этих янакунов было наследственным.

Общинники выполняли большую часть производительного труда. Но появление большой группы наследственно порабощенных работников свидетельствует о том, что общество в Перу было раннерабовладельческим с сохранением значительных пережитков родоплеменного строя.

Государство инков имело своеобразную структуру. Оно называлось Тауантинсуйу – «четыре соединенные вместе области». Каждой областью управлял губернатор, который, как правило, был прямым родственником правящего инки. Их называли «апо». Вместе с несколькими другими сановниками они составляли государственный совет страны, который мог высказывать инке свои предложения и идеи. В районах власть находилась в руках местных должностных лиц.

Во главе государства стоял правитель – «Сапа инка» – единолично правящий инка. Сапа инка командовал войском и возглавлял гражданское управление. Он же и высшие должностные лица наблюдали за наместниками. Для контроля над областями и районами существовала постоянная почтовая связь. Сообщения передавались эстафетой гонцами-бегунами. На дорогах, неподалеку друг от друга, были расположены почтовые станции, где всегда дежурили гонцы.

Инки ввели обязательный для всех язык – кечуа. Они дробили племена и расселяли по частям в разные области. Эта политика проводилась для того, чтобы закрепить подчинение покоренных племен и предупредить недовольства и восстания. Были созданы законы, оберегавшие господство инков.


4. Религия и культура Инков


В соответствии с религиозными воззрениями инков Солнце занимало главенствующее положение среди богов и управляло всем неземным миром.

Официальной религиозной системой инков являлась «гелиоцентрическая» система. В ее основе находится подчинение Солнцу – Инти. Инти обычно изображали в виде золотого диска, от которого во все стороны отходили лучи. На самом же диске изображен лик мужчины. Диск делали из чистого золота-то есть металла, принадлежавшего Солнцу.

Супругой Инти и вместе с тем матерью инков – в соответствии с верованиями индейцев – была богиня Луны Килья.

Третьим «жителем небосвода», также почитаемым в империи инков, был бог Ильяпа – одновременно гром и молния.

Храмы владели громадными богатствами, большим числом служителей и мастеров, архитекторов, ювелиров и скульпторов. Основное содержание культа инков состояло в жертвенном ритуале. Жертвоприношения осуществлялись главным образом животными и только в чрезвычайных случаях – людьми. Чрезвычайным случаем могли быть празднества в момент вступления на престол нового верховного инки, во время землетрясения, засухи, войны. В жертву приносили военнопленных или детей, которые были взяты в виде дани с покоренных племен.

Наряду с официальной религией поклонения Солнцу существовали и более древние религиозные воззрения. Их сущность сводилась к обожествлению не великих, могущественных богов, а священных мест и предметов, так называемых уак.

В религии инков большое место занимали тотемистические воззрения. Общины носили названия животных: Пумамарка (общины пумы), Кондормарка (община кондора), Уаманмарка (община ястреба) и т.д. Близко к тотемизму стояло поклонение растениям, в первую очередь картофелю, так как это растение имело первостепенную роль в жизни перуанцев. Сохранились изображения этого растения в скульптуре – сосуды в виде клубней. Существовал также культ сил природы. Особенно развит был культ матери-земли, называвшейся Пача-мама.

Большое значение имел культ предков. Предки почитались как духи-покровители и охранители земли данной общины и вообще местности. Существовал обычай мумифицирования умерших. Мумии в нарядных одеждах с украшениями и бытовой утварью сохранялись в гробницах. Особенного развития достиг культ мумий правителей. Им приписывалось сверхъестественное могущество. Мумии правителей брали в походы и выносили на поле битвы.

Для измерения пространства у инков существовали меры, основанные на размерах частей человеческого тела. Самой малой из этих мер считалась длина пальца, затем мера, равная расстоянию от отогнутого большого до указательного. Для измерения земли чаще всего употреблялась мера в 162 см. Для счета употреблялась счетная доска, которая разделялась на полосы, отделения, в которых передвигались счетные единицы, круглые камешки. Время измерялось сроком, необходимым для того, чтобы сварился картофель, что значит приблизительно один час. Время дня определялось по солнцу.

Инки имели представление о солнечном и о лунном годе. Для наблюдения за солнцем, а также для точного определения времени равноденствия и солнцестояния астрономы империи инков во многих местах Перу соорудили специальные «обсерватории». Наиболее крупный пункт наблюдения за солнцем находился в Куско. За положением солнца наблюдали со специально выстроенных четырех башен на востоке и на западе от Куско. Это было необходимо для определения сроков сельскохозяйственного цикла.

Астрономия являлась одним из двух важнейших научных представлений в империи инков. Наука должна была служить интересам государства. Деятельность ученых-астрономов, которые благодаря своим наблюдениям могли установить наиболее подходящие сроки начала или просто выполнения тех или иных сельскохозяйственных работ, приносила немалую пользу как государству, так и всем его гражданам.

Календарь инков был прежде всего ориентирован на солнце. Год считался состоящим из 365 дней, делился на двенадцать 30-дневных месяцев, после которых в календаре еще следовало пять (а в високосный год – шесть) заключительных дней, которые назывались «дни без работы».

Существовали школы для мальчиков. Туда принимали мальчиков из среды знатных инков, а также знати покоренных племен. Таким образом, задачей учебных учреждений было подготовить очередное поколение элиты империи. В школе обучались в течение четырех лет. Каждый год давал определенные знания: в первый год изучали язык кечуа, во второй – религиозный комплекс и календарь, а третий-четвертый годы уходили на изучение так называемых кипу, знаков, служивших «узелковым письмом».

Кипу состояли из веревки, к которой под прямым углом привязывались рядами шнуры, свисавшие в виде бахромы. Иногда таких шнуров насчитывалось до ста. На них завязывались узлы на разном расстоянии от основной веревки. Форма узлов и их количество обозначали числа. В основе этой записи находилась десятеричная система инков. Положение узелка на шнурке соответствовало величине цифровых показателей. Это могли быть единица, десять, сотня, тысяча или даже десять тысяч. При этом простой узел обозначал цифру «1», двойной – «2», тройной – «3». Цвет шнуров обозначал определенные предметы, например, картофель символизировался бурым цветом, серебро – белым, золото – желтым.

Такая форма письма употреблялась главным образом для передачи сообщений о податях. Но иногда кипу употреблялась для фиксирования календарных и исторических дат и фактов. Таким образом кипу были условной системой передачи сведений, но все же это не было письменностью.

Вопрос о том, была ли у инков письменность, остается неразрешенным до последнего времени. Дело в том, что инки не оставили письменных памятников, но все же на многих сосудах изображены бобы с особыми знаками. Некоторые ученые считают эти знаки идеограммами, т.е. знаки на бобах имеют символическое, условное значение.

Существует также мнение, что у инков письменность существовала в виде картинного письма, пиктографии, но в связи с тем, что доски, на которых были нанесены эти знаки, были обрамлены в золотые рамы, разграбленные и разобранные европейцами, памятники письменности до наших дней не дошли.

Литературное творчество на языке кечуа было очень богатым. Однако поскольку эти произведения не фиксировались на письме и сохранялись в памяти декламаторов, до нас дошли лишь отрывки, сохраненные для потомков первыми испанскими хронистами.

Из поэтического творчества инков сохранились в отрывках гимны (гимн Виракоче), мифические сказания, поэмы исторического содержания. Наиболее известна поэма «Ольянтай», в которой воспеваются подвиги вождя одного из племен, восставшего против верховного инки.

Одним из наиболее развитых направлений науки в империи инков была медицина. Состояние здоровья жителей не было частным делом граждан, наоборот, империя была заинтересована в том, чтобы жители страны как можно лучше служили государству.

Инки применяли некоторые научные приемы лечения болезней. Использовались многие лекарственные растения; известно было также и хирургическое вмешательство, такое, как, например, трепанация черепа. Наряду с научными приемами широко распространена была практика магического знахарства.


5. Конец государства Инков. Португальские завоевания


Войска Писарро в 1532 году захватили Куско. Погиб верховный инка Атауальпа. Но государство инков не сразу прекратило свое существование. Жители древнего государства продолжали борьбу за свою независимость. В 1535 году вспыхивает восстание. Оно было подавлено в 1537 году, но его участники продолжали борьбу за независимость еще более 35 лет.

Возглавил восстание против испанцев инкский принц Манко, который использовал хитроумные методы в борьбе с завоевателями. Он сначала перешел на сторону испанцев и приблизился к Писарро, но лишь с целью изучить противника. Начав собирать силы с конца 1535 года, Манко в апреле 1536 года с большой армией подошел к Куско и осадил его. Он заставил пленных испанцев служить ему в качестве оружейников, артиллеристов и пороховщиков. Были использованы испанское огнестрельное оружие и захваченные лошади. Сам Манко был одет и вооружен по-испански, ездил верхом и сражался испанским оружием. Повстанцы часто достигали больших успехов, сочетая приемы самобытного индейского военного дела с европейским. Но подкуп и предательство заставили Манко после 10 месяцев осады Куско оставить этот город. Повстанцы продолжили борьбу в горном районе Виль-капампе, где они укрепились. После смерти Манко вождем повстанцев становится Тупак Амару.

Сопротивление все возраставшим силам завоевателей оказалось тщетным, и повстанцы в конце концов были разбиты. В память об этой последней войне против завоевателей титул инки и имя Тупак Амару принимали в дальнейшем вожди индейцев как символ восстановления их независимого государства.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Происхождение и история племени инков

В течение позднего промежуточного периода (1000–1483 гг.) малые племена – предшественники инков – обитали в районе Куско. Инки были всего лишь одной из многочисленных местных групп населения. Несмотря на то что сведения о хронологии и развитии региона Куско неполны, в стилях местной керамики можно распознать некоторые из основных стадий перуанской археологии. Свидетельства влияния Уари обнаружены на самом юге долины, в Пикильакте, приблизительно в 30 километрах южнее Куско. Однако в районе самого Куско нет следов архитектуры или керамики Уари. Предполагается, что в среднем горизонте он не был постоянно населен. Основной стиль гончарных изделий, распространенный в период, предшествующий эпохе Империи инков, в целом называется кильке, и разновидности этого стиля встречаются повсюду между Сан-Педро-де-Кача и Мачу-Пикчу. Местное происхождение инков доказывается тем, что стиль кильке сродни характерному стилю инков периода их империи.

На холмах были найдены частично сохранившиеся сооружения – поселения позднего промежуточного периода, в которых просматривается некоторая попытка придерживаться общего плана. Для этого периода характерны круглые и квадратные строения, мало схожие с домами Пикильакты. Испанские завоеватели слышали от инков, что до того, как те стали господствовать, народы сьерры (гор) были очень разнообразны и неорганизованы и селились в труднодоступных местах, потому что постоянно находились в состоянии войны друг с другом.

Письменные сообщения о раннем периоде правления инков – примерно между 1200-м и 1438 гг. – представляют собой весьма недостоверные исторические свидетельства. Этот период охватывает время от основания династии инков и вплоть до 1438 г., когда Империя инков уже оказалась самым значительным государством в Андах.

В мифах о происхождении говорится, что инки первоначально состояли из трех исходных родовых групп, объединенных под водительством Манко Капака, легендарного основателя династии. Эти мифы повествуют о том, как инки искали плодородную землю и нашли ее в долине Куско и как осваивались на этой земле.

По прибытии в Куско инки столкнулись с сопротивлением и были вынуждены обосноваться поблизости, пока не отвоевали участок, где позже построили прославленный храм Солнца, Кориканча. Власть Манко Капака распространялась только на коренных уроженцев местности Куско. Второй и третий после него вожди инков, Синчи Рока и Льоке Юпанки, имели репутацию миролюбцев, тогда как четвертый, Майта Капак, возбудил к себе неприязнь, и в результате поднялось восстание среди жителей самого Куско.

Пятый, шестой и седьмой вожди инков захватили небольшие территории в прилегающих районах. В течение этого раннего периода ни инки, ни их соседи не проводили организованных завоеваний, однако периодически совершали налеты на селения соседей, когда возникала опасность, что их жители начнут отстаивать свои права, или когда у них, по всей видимости, было что грабить.

Инка Виракоча, восьмой правитель династии инков, был первым, кто принял титул Сапа Инки (Единственного, или Верховного Инки). Он положил конец локальным завоеваниям, сформировав относительно небольшое, но могущественное государство. В конце его правления создалось положение, критическое для инков, поскольку региону Куско угрожала опасность с трех сторон. На юге сильными противниками были племена колья и лупака, но они враждовали друг с другом, и инки могли сосредоточить свое внимание на западе и северо-западе, где обитали племена кечуа и чанка. Инки были в дружеских отношениях с кечуа, могущественным народом, своего рода буфером между инками и грозным племенем чанка. Оно становилось все сильнее и уже захватило провинцию Андауайльяс, которую прежде занимали кечуа, поселившись на ее территории. Предвидя неизбежное столкновение в будущем с могущественными чанка, Инка Виракоча упрочил положение своего народа, взяв в жены дочь вождя племени анта, ближайших соседей на северо-западе, и заключив союз с кечуа.

Когда чанка добрались до инков, Виракоча был уже стариком, а в народе было сильное убеждение в непобедимости чанка. Виракоча и его наследник, Инка Уркон, судя по всему, попросту бежали из Куско вместе со своей свитой. Однако положение спасла другая группа инкской знати и военачальников, возглавляемая Юпанки, еще одним сыном Инки Виракочи, который созвал под свои знамена столько воинов, сколько смог, и успешно защитил Куско. Затем чанка были разгромлены в ряде сражений, и оказалось, что инки выиграли борьбу за власть и стали безраздельно господствовать в горах. После этих событий Виракоча оказался не у дел, а Юпанки провозглашен Пачакути. Он сохранил за собой власть и короновался как правитель инков.

Поздний инкский период, или период империи, начался с правления Инки Пачакути Юпанки в 1438 г. и закончился с испанским завоеванием в 1532-м. История инков этого периода гораздо более достоверна, чем предшествующая. О царствовании правителей-инков и о военной экспансии империи, распространившейся на всю территорию Анд (см. рис. 3), существует вполне достоверная информация.

Рис. 3. Территория Империи инков с указанием областей, аннексированных в результате войн позднего инкского периода (по Дж. Роуву)

Инка Пачакути закрепил предшествующие завоевания и новые союзы, выделив новым подданным земли близ Куско и дав им возможность участвовать в заново создаваемой административной структуре Куско с правом называть себя инками. Затем он приступил к разработке реформ, благодаря которым новые провинции должны были интегрироваться в растущее государство.

Правитель инков начал военную кампанию для присоединения земель племени урубамба, расположенных западнее территорий кечуа и чанка, и южных земель вплоть до озера Титикака. Добившись военного успеха, но осознав острую необходимость создания новой эффективной системы управления, Инка Пачакути счел за благо постоянное пребывание в столице, передав командование войсками своему брату Капаку Юпанки, которому приказал двигаться на север и покорить территории в четко определенных и ограниченных пределах – видимо, до самого Уануко. Осложнения возникли после успешной кампании, когда индейцы из племени чанка, которых Инка Пачакути принял в свою армию, дезертировали около Уануко. Преследуя чанка, Капак Юпанки вышел за строго оговоренные границы, потерял беглецов, а затем – вероятно, надеясь вернуть благосклонность Инки Пачакути – атаковал и захватил Кахамарку, наиболее могущественное владение в северных горах. Оставив там небольшой гарнизон, Капак Юпанки возвратился в Куско и здесь был казнен – за превышение полномочий и за то, что позволил чанка уйти.

Жестокое наказание, постигшее Капака Юпанки, станет понятнее, если взглянуть на ситуацию с точки зрения Инки Пачакути. Кахамарка была важной провинцией и входила в союз с прибрежным государством Чиму, растущим, мощным и чрезвычайно хорошо организованным – оно представляло единственное препятствие экспансии инков на север. В то время Пачакути не был готов сразиться со всей армией Чиму и потому опасался их возможного нападения на незначительный гарнизон, оставленный в преждевременно захваченной Кахамарке. Кроме того, Капак Юпанки, в связи со своим очевидным успехом, мог пробудить ревность Инки Пачакути.

Инке Пачакути пришлось сначала самолично выступить в поход для подавления восстания на юге, в бассейне озера Титикака, прежде чем он вновь смог обратить свое внимание на север. По его воле Инка Топа, его сын и наследник, возглавил армию и повел ее в поход по нагорьям до самого Кито. Затем, достигнув побережья нынешнего Эквадора, Инка Топа повернул свою армию на юг, приблизившись к стране Чиму оттуда, откуда они меньше всего его ожидали. Он успешно покорил все северное и центральное побережье до самой долины Лурин. Вскоре после этой великой кампании Инка Топа предпринял другую, чтобы подчинить долины южного побережья от Наска до Мала. Пока Инка Топа расширял империю, Инка Пачакути оставался в Куско, налаживая административную структуру и перестраивая Куско в столицу, соответствующую имперскому масштабу.

Инка Топа стал правителем примерно в 1471 г. Он только начал кампанию в восточных лесах, когда колья и лупака подняли восстание на юге – серьезная угроза, с которой необходимо было справиться как можно быстрее. После успешного подавления мятежа Инка оккупировал территорию Боливии и Чили, проникнув на юг вплоть до реки Мауле, которая с тех пор оставалась южной границей империи.

После завершения восточной экспедиции Инка Топа, подобно своему отцу, основательно осел в Куско, вплотную занявшись формированием империи, перестраивая и делая более гибкой административную политику, чтобы она подходила для множества новых племен и провинций, ныне объединенных под одним правлением. Возможно, именно этот Инка расширил понятийную систему инков за счет некоторых представлений чиму, поскольку именно он убедил многих знатных людей и ремесленников чиму перебраться на жительство в Куско.

Инка Топа умер в 1493 г., и ему наследовал его сын Уайна Капак. Этот Инка подавил несколько восстаний и присоединил к империи новые земли чачапойяс и мойобамба, а также территорию к северу от Кито, где он установил пограничные знаки вдоль реки Анкамайо (сегодняшняя граница между Эквадором и Колумбией). Его заслугой также стала полноценная интеграция территории Эквадора в империю и возведение новых городов наподобие Томебамбы, где он сам жил в течение длительного времени. Перед своей смертью в этом городе – он скоропостижно скончался от чумы – Уайна Капак узнал, что на побережье видели неких странных бородатых людей (это была первая экспедиция Писарро).

В течение пяти лет, которые осталось просуществовать Империи инков, два сына Уайны Капака, Атауальпа и Уаскар, вели гражданскую войну за власть. Войну выиграл Атауальпа, и он как раз готовился к официальной коронации, когда в 1532 г. вновь появились испанцы (см. главу 10).

Из книги Евхаристия автора Керн Киприан

ОТДЕЛ ПЕРВЫЙ Происхождение и история Литургии.

Из книги Инки. Быт, религия, культура автора Кенделл Энн

Династия инков 1. Манко Капак2. Синчи Рока3. Льоке Юпанки4. Майта Капак5. Капак Юпанки6. Инка Рока7. Яуар Уакак8. Виракоча Инка – Инка Уркон9. Пачакути Инка Юпанки (1438–1471)10. Топа Инка Юпанки (1471–1493)11. Уайна Капак (1493–1525)12. Уаскар (1525–1532); Атауальпа (1532–1533); Топа Уальпа (1532)13. Манко

Из книги Кельты-язычники. Быт, религия, культура автора Росс Энн

Из книги Инки. Быт. Культура. Религия автора Боден Луи

Божественное происхождение инков Но и сами инки должны были откуда-то появиться. Невозможно полностью игнорировать места, которые фактически являлись колыбелью цивилизации, предшествовавшей их собственной, например аймара. По легендам индейцев, на острове в озере

Из книги Балты [Люди янтарного моря (litres)] автора Гимбутас Мария

Реальная история инков Официальная история начинается с первого Манко Капака, который, как говорят, поселился в долине Куско. В действительности он вытеснил тамошних обитателей, однако названия их тотемов нашли свое отражение в различных частях растущего города,

Из книги Ацтеки, майя, инки. Великие царства древней Америки автора Хаген Виктор фон

Глава 2 ПРОИСХОЖДЕНИЕ. ИСТОРИЯ И ЯЗЫК Dievas dave dantis, dievas duos duonos (лит.) Devas adadat datas, devas datdat dhanas (санскрит) Deus dedit dentes, deus dabit pan?m (лат.) Бог дал зубы, Бог даст хлеб (русская) После открытия санскрита в XVIII веке перед исследователями, занимающимися происхождением балтов, открылись новые

Из книги Доникейское христианство (100 - 325 г. по P. ?.) автора Шафф Филип

Из книги Чудеса естественного ума автора Ринпоче Тендзин Вангьял

Из книги Повседневная жизнь египетских богов автора Меекс Димитри

Из книги Лекции по истории Древней Церкви. Том IV автора Болотов Василий Васильевич

Из книги Православно-догматическое Богословие. Том I автора Булгаков Макарий

Из книги автора

§83. Происхождение и история катакомб Катакомбы Рима и других городов открывают новую главу истории церкви, которая лишь недавно была извлечена на свет из–под земли. Их обнаружение стало для мира таким же поучительным и важным открытием, как и обнаружение давно

Из книги автора

Мифологическое происхождение и история религии бон Согласно бонской мифологической литературе, выделяются "три цикла распространения" бонской доктрины, происходивших в трех измерениях: на верхнем плане богов, или Дэвов (лха), на среднем плане человеческих существ (ми) и

Из книги автора

Глава первая Происхождение, судьба, история Боги в представлениях египтян существовали не всегда. Религиозные тексты не раз возвращаются к мысли о том, что они могли рождаться и умирать, что время их жизни и бытия мира имело начало и конец. Если сюжет сотворения мира дошел

Из книги автора

Из книги автора

§79. Происхождение каждого человека и в частности происхождение душ. Хотя все люди происходят, таким образом, от прародителей путем естественного рождения: однако же, тем не менее, Бог есть Творец и каждого человека. Разность только в том, что Адама и Еву Он создал

Известно о нескольких цивилизациях, существовавших на территории Южной Америки, однако наиболее значимой считается цивилизация инков. В пятнадцатом веке её население составляло не менее шести миллионов человек, живших на огромной территории. Во главе Империи стоял сын Солнца Инка – божественный правитель. Экономика основывалась на земледелии. Все подданные месяц в году были обязаны отработать на общественных работах, строя объекты государственного назначения: крепости, каналы, мосты, дороги. Государством регламентировались все стороны жизни граждан, включая личную жизнь. Инками созданы легенды, мифы, религиозные гимны, эпические поэмы и даже драматические произведения. Настоящей письменности эта цивилизация не имела, поэтому от её культурного наследия мало что сохранилось. Империя инков пала с приходом завоевателей из Европы в середине шестнадцатого века.

Импе́рия И́нков (кечуа Tawantin Suyu, Tawantinsuyu, Тауантинсу́йу, Тавантинсу́йу, Тавантинсу́йю) - крупнейшее по площади и численности населения индейское раннеклассовое государство в Южной Америке в XI-XVI вв. Занимало территорию от нынешнего Пасто в Колумбии до реки Мауле в Чили. Империя включала в себя полностью территории нынешних Перу, Боливии и Эквадора (за исключением части равнинных восточных районов, поросших непроходимой сельвой), частично Чили, Аргентины и Колумбии. Первым европейцем, проникшим в Империю инков, был португалец Алежу Гарсия в 1525 году. В 1533 году испанские конкистадоры установили контроль над большей частью империи, а в 1572 году государство инков прекратило своё существование. Есть гипотеза, что последним независимым пристанищем инков является ненайденный город (страна) Пайтити (до середины или конца XVIII века).

Археологические исследования показывают, что большое количество достижений было унаследовано инками от предшествующих цивилизаций, а также от подчинённых ими соседних народов. К моменту появления на исторической арене инков в Южной Америке существовал ряд цивилизаций: Моче (культура Мочика, известная цветной керамикой и ирригационными системами), Уари (это государство явилось прообразом Империи инков, хотя население говорило, по-видимому, на ином языке - аймара), Чиму (центр - город Чан-Чан, характерная керамика и архитектура), Наска (известные тем, что создали так называемые линии Наска, а также своими системами подземных водопроводов, керамикой), Пукина (цивилизация города Тиауанако с населением около 40 тысяч человек, находившаяся к востоку от озера Титикака), Чачапояс («Воины Туч», известные своей грозной крепостью Куэлап, которую ещё называют «Мачу-Пикчу севера»).

Название страны на кечуа, Тауантинсуйу, можно перевести как четыре объединённых провинции (Tawantin - «группа из четырёх предметов» (tawa «четыре» с суффиксом -ntin, означающим «совокупность»); suyu - «страна», «область» или «провинция»). Как указывает кечуанский лингвист Деметрио Тупак Юпанки: «-ntin - „весь интегрированный“, „всё, составляющие одно целое“. Предыдущие части исчезают, чтобы дать место одной отличной интеграции - одному целому. Оно создаёт то, что по прихоти мы называем „юридическим лицом“, субъект и несущий ответственность отличаются своими составными частями. Как если бы было одно предприятие, в котором юридическое лицо берет на себя ответственность, освобождая тем самым составные части».

Такое название связано с тем, что страна делилась на четыре провинции: Кунтинсуйу (кечуа Kunti Suyu) , Кольясуйу (кечуа Qulla Suyu), Антисуйу (кечуа Anti Suyu) и Чинчасуйу (кечуа Chinchay suyu). Кроме того, из Куско (кечуа Qusqu) в четыре стороны выходили четыре дороги, и каждая из них именовалась по названию той части империи, в которую она вела.

В Андской области и прилегающем к ней побережье в 1-м тыс. до н. э. - 1-м тыс. н. э. возникли развитые земледельческие цивилизации Чавин, Паракас, Наска, Мочика, Тиауанако и др. В XII веке на берегах озера Титикака появляется народ, которым руководит Инка - верховный правитель. Он переселяется в новую столицу - Куско и распространяет своё влияние на огромной территории, охватывающей к XV-XVI вв. большую часть современных Эквадора, Перу, значительную часть Боливии, Чили, Аргентины, а также небольшой район Колумбии.

Создание государства приписывается легендарному Инке Манко Капаку, он же основал столицу - город Куско, на высоте 3416 метров над уровнем моря, в глубокой долине между двумя горными хребтами.

После создания территория страны постоянно расширялась. В особенности после того, как Инка Яуар Уакак создал в империи регулярную армию. Большие завоевания осуществил Инка Пачакути. Он создал настоящую империю, ведь до этого инки были всего лишь одним из многочисленных индейских племен, а Куско - обычным городком. Большинство подконтрольных инкам земель было завоевано Пачакути и его сыном Тупак Инка Юпанки. Небольшая часть территории была присоединена одиннадцатым Инкой - Уайна Капаком. Правители Уаскар и Атауальпа были сыновьями Уайны Капака. После его смерти они начали изнурительную междоусобную войну. К приходу испанцев победителем в войне стал Атауальпа.

При покорении соседних племен инки с одной стороны использовали свою сильную и многочисленную армию, а с другой стороны привлекали к себе элиту покоряемых регионов. Прежде, чем предпринимать военные действия, инки трижды предлагали правителям покоряемого региона добровольно присоединиться к империи. Они заставляли покоренные племена изучать язык кечуа, насаждали свои обычаи и вводили свои законы. Местная знать и жречество покоренных народов сохраняли своё положение, а отправление местных религий не возбранялось при условии обязательного поклонения общеимперскому богу Солнца Инти. Инки уделяли большое значение сохранению местных народных промыслов и костюма, дабы по платью любого жителя Тауантинсуйу было легко определить его происхождение и социальный статус.

Для инков было характерным разделение власти и общества на: воинов и не-воинов. Главными полководцами и военачальниками были либо правители Империи, либо назначенные ими люди из правящего этноса - инков. При этом, похоже, всё-таки существовало некое двоевластие - полноценный дуумвират: когда хозяйственной деятельностью Империи, снабжением и обеспечением войск занимался правитель (губернатор) города Куско, о чём неоднократно упоминает историк Хуан де Бетансос.

На пике своего существования империя Инков являлась одним из крупнейших государств на Земле. Число подданных империи достигало, по разным источникам, от 5-6 до 12 миллионов человек.

В 1521 году Эрнан Кортес завоевал ацтеков. Это завоевание вдохновило Франсиско Писарро. Согласно докладу Хуана де Самано, секретаря Карла V, впервые достоверно о Перу стало известно в 1525 году в связи с завершением первой Южной экспедиции Франсиско Писарро и Диего де Альмагро. Экспедиция вышла из Панамы 14 ноября 1524 года, но вынуждена была вернуться в 1525 году. После этого было осуществлено ещё два похода. В 1532 году Писарро прибывает на побережье современного Перу с 200 пешими воинами и всего лишь 27 конями. Однако в дороге его армия пополняется недовольными господством инков. Инки жестоко борются с завоевателями, но империя ослаблена внутренними неурядицами и междоусобной войной, кроме того, большое количество воинов инков погибает от оспы и кори, завезённых испанцами.

Обманом Писарро смог захватить и казнить Великого инку Атауальпу, после этого сопротивление в течение 2 лет возглавлял военачальник Руминьяви. Столица инков, город Куско, была покорена испанцами в 1536 году. Инка Манко Инка Юпанки с небольшим количеством приверженцев скрывается в горный регион Вилькабамба, где господство инков продолжается ещё около 30 лет. В 1572 году последний правитель инков - Тупак Амару был обезглавлен. Это обозначило конец империи Тауантинсуйу. Государство было разграблено, культура инков разрушена.

В книге «Хроника Перу» Сьеса де Леон первым из европейцев задался вопросом о причине столь лёгкого покорения Империи инков:

Таким образом, хоть я и изобразил Перу как три пустынные и заселенные Кордильеры, из них самих, как я поведал, по воле Господа, выступают долины и реки, за пределами которых никоим образом люди не смогли бы выжить: вот та причина, почему местные жители были так легко завоеваны и почему они служат, не поднимая на восстаний, поскольку, если бы они на это пошли, то погибли бы все от голода и холода. Потому что (как я сказал), за исключением заселенной ими земли, большая часть - не заселена, это сплошные заснеженные горы и поразительной высоты вершины.
- Сьеса де Леон, Педро. Хроника Перу. Часть Первая. Глава XXXVI.

Покоренные инки вошли в состав народности кечуа. Результат испанского завоевания чётко подметил тот же хронист Сьеса де Леон:

Я не одобряю свержения власти никоим образом, но всё же оплакиваю вымогательства и дурное обращение, учиненные испанцами над индейцами, порабощенных жестокостью, не взирая на их знатность и столь высокое достоинство их народа. Из-за этого все эти долины сейчас уже почти пустынны, в прошлом бывшие густонаселёнными, как многим то ведомо.
- Сьеса де Леон, Педро. Хроника Перу. Часть Первая. Глава LXI.

Империя делилась на 4 части: Чинчайсуйу - ей соответствовал красный цвет, Кольасуйу - синий цвет, Антисуйу - зелёный цвет, и Кунтисуйу - жёлтый цвет, в свою очередь каждая такая часть состояла из провинций:

к северу от Куско находились: Вилькас (Vilcas), Хауха (Xauxa), Бомбон (Bombon), Кахамарка (Caxamalca), Гуанкабамба (Guancabamba), Томебамба (Tomebamba), Латакунга (Latacunga), Кито (Quito), Каранке (Carangue);

по другую сторону от Куско, к Югу: Атункана (Hatuncana), Атункольа (Hatuncolla), Айявире (Ayavire), Чукиабо (Chuquiabo), Чукуито (Chucuito), Париа (Paria) и другие, протянувшиеся до Чили.

В каждой провинции имелась своя столица, куда стекался сбор податей, где находился храм Солнца, литейни и ювелирные мастерские, гарнизон, крупные постоялые дворы, склады, а также представитель Двора - губернатор.

Отдельно в административном делении, как столица, выделялся город Куско. Он обозначался жёлтым цветом. Каждое же селение, являвшееся столицей провинции, имело свою цифру. Например, для обозначения того, что «Манко Капак, первый правитель Инка, завоевал первую столицу провинции, в нить вводился один большой узел, вторую - два больших узла, и так - со всеми остальными. Известно, что у Куско, столицы Империи, было три, или четыре узла, один над другим». Известно также, что удаленность провинции от столицы империи Куско часто ставилась в зависимость от порядкового счисления: например, чем ближе провинция, тем она или её представитель-курака ближе в службах, походах, ритуалах, церемониях к правителю инке.

Для определения провинций Империи Тавантинсуйу в письменности кипу каждая провинция имела свою смесь цветных нитей. На нити, в свою очередь, могла размещаться (вставляться) красная нить для обозначения погибших в своём войске «из/в такой-то провинции». Также использование цвета нитей для провинций Империи встречалось в кипу, связанных со статистикой и налогообложением таких провинций. Эта же система распространялась на отчёты о географическом и экономическом описании Империи.

Педро де Сьеса де Леон в своей «Хронике Перу» сообщал о небывалой точности учёта с помощью кипу: «В каждой столице провинции были счетоводы, называемые кипукамайоки , и с помощью этих узлов они вели исчисление и учёт необходимых податей, уплачиваемых жителями того района, начиная с серебра, золота, одежды и скота, и заканчивая дровами, и другими куда более незначительными вещами; и с помощью этих самых кипу по истечении одного года, или десяти, или двадцати, извещали того, кому было поручено собирать отчет[ы]; и столь хорошо это делалось, что и пару альпаргат нельзя было утаить».

Сьеса де Леон приводил сведения о количестве должностей кипукамайоков в отдельно взятой территориальной единице: «и в каждой долине этот учёт имеется и сегодня, и всегда в постоялых дворах столько счетоводов, сколько в ней [долине] управителей, и каждые четыре месяца они предоставляют свои отчеты вышеупомянутым способом». Для провинций устанавливался срок подачи отчётности - 1 год, поскольку «в конце года каждая провинция приказывала внести в кипу по количеству его узлов всех людей, как умерших там в тот год, так и, соответственно, тех, кто родился. И к началу года, в который вступали, они приходили в Куско с кипу, по которым становилось понятно, сколько в тот год родилось, и сколько умерло»

В окрестностях селения Котапачи в Кочабамбе существовало 2076 колька (хранилище округлой формы), что составляет 22,09 % складских построек из известных ныне 9395 единиц в империи инков, то есть это был один из стратегических районов империи, где происходили заготовка и складирование провизии. Средний диаметр хранилищ в Котапачи составлял 3,5 м, а приблизительная высота - 2 м, следовательно, объём округлых хранилищ в долине Кочабамбе мог составлять 45000 м3 (практически весь объём заполнялся провизией), что было очень значительной цифрой даже по отношению к другим провинциальным центрам империи инков. В современных величинах это сопоставимо с 1360 TEU (20-футовыми контейнерами), что могло бы поместиться на контейнеровозе класса Handymax Class (1000-1700 TEU). В целом масштабы складского хозяйства инков были столь велики, что вполне сопоставимы с нашими современными.

Отсутствие выделявшегося слоя свободных ремесленников и связанное с этим слабое развитие частного обмена, отсутствие торговли и каких бы то ни было торговых посредников - особенность общества инков в отличие от ацтеков. Она объясняется тем, что в Перу рано возникшее деспотическое государство присваивало себе труд общинников, оставляя им мало излишков для обмена.

Монеты
В целом, монеты не использовались во внутренней торговле, но во внешней имели обращение раковины мульу, листья коки, одежда, а также медные топорики. Индейцы культуры Чонос (Эквадор) ещё в XV-XVI веках выплавляли медь с содержанием 99,5 % и употребляли её в качестве монеты в виде топориков 2 см по сторонам и 0,5 см толщиной. Данная монета ходила по всему западному побережью Южной Америки, в том числе и в государстве Инков в провинции Чинча, где проживало 6000 торговцев.

Озеро Титикака расположено в Центральных Андах на высоте 3810 метров над уровнем моря. Это самое крупное озеро Южной Америки. Его площадь составляет 8300 квадратных километров, и оно занимает 18 место по величине, среди самых больших озёр мира. Глубина вод более ста метров, а в некоторых местах достигает 300 метров.

Именно здесь, на берегах огромного и глубокого водоёма, во времена сказочной древности находился один из центров высокоразвитых цивилизаций человечества.

Вокруг него, пригодные для жизни земли ограничивались с востока непроходимыми джунглями бассейна реки Амазонки, а с запада безбрежными водами Тихого океана. Древние люди густо заселили узкую западную полосу континента, которая начиналась у границ современного Эквадора и заканчивалась в центральных районах Чили.

В первом тысячелетии до нашей эры здесь существовали такие цивилизации, как Чавин, Сан-Августин и Паракас. Последняя облюбовала для себя прибрежную область Анд (южное побережье современного Перу) и полуостров Паракас (песчаный дождь).

Главной достопримечательностью этого народа, дошедшей до наших времён, являются некрополи. Они состоят из просторных погребальных камер; в них хранится множество мумий. Умершие, завёрнутые в несколько слоёв ткани, украшенной богатым орнаментом, находятся в сидячем положении. Колени упираются в подбородки, руки скрещены на груди.

Что представляет особый интерес, так это то, что у некоторых мумий черепа деформированы, имеют яйцевидную форму и носят следы трепанации. В это трудно поверить, но факты упрямая вещь: когда-то, две с лишним тысячи лет назад, древние эскулапы с успехом делали операции на головном мозге. Это подтверждает и частичная замена костей черепных коробок золотыми пластинами.

Цивилизация Паракас канула в тьму веков во втором столетии до нашей эры. Её следы затерялись в бесконечном потоке времени, но есть ряд свидетельств, бросающих слабый свет на судьбу этого таинственного народа. Эти свидетельства указывают на то, что потомки тех древних эскулапов не исчезли с земли, а продолжают жить, умело применяя бесценные медицинские знания на практике.

Но перед тем, как рассмотреть этот интересный вопрос, нужно познакомиться с историческими событиями, имевшими место в период с XIII по XVI век на западных землях Южной Америки.

История империи инков

Девятьсот лет тому назад Бог Солнца Инти, курировавший вышеназванную территорию, озаботился плохими условиями жизни людей. Чтобы подбодрить простых смертных, вселить в них уверенность и дать почувствовать радость жизни, он послал к ним своего сына Манко Капаку и любимую дочь Мама Оклью.

Инструкции владыки были краткими и чёткими. Он дал детям посох из чистого золота и повелел осесть на тех землях, где это дорогое изделие войдёт в почву.

Божественные отпрыски в точности исполнили волю отца. Они долго бродили по гористой местности, пробуя ту на прочность. Каменистая земля не желала принимать в себя драгоценный металл, и дети уже начали отчаиваться. Но вот они оказались в долине Куско, у селения Пакара-Тамбо, у подножия холма Уанакаури. И здесь случилось чудо: посох легко вошёл в твёрдую, как гранит, почву. Сын и дочь радостно переглянулись и заложили на этом месте поселение, который назвали Куско.

Живший на близлежащей территории народ инки воздал хвалу Манко Капаку и Мама Оклью, признал их своими правителями и стал называть свою страну Тауантинсуйу (земля четырёх частей).

Шли годы. Куско постепенно превратился в большой и красивый город. Располагался он на высоте 3416 метров над уровнем моря и ограждался двумя горными хребтами.

Войны инков

Параллельно строительству своей столицы получивший поддержку богов народ вёл захватнические войны. Вначале он долго воевал с племенами сора и рукана, которые жили на западных землях, прилегающих к долине Куско. Покорив эти племена, завоеватели значительно расширили свои границы и начали готовиться к дальнейшим военным экспансиям.

Серьёзным противником оказался очень сильный и отважный народ чанка. Война с ним была долгой, трудной и жестокой. Только к середине XV века инкам удалось разбить своего главного врага. В это время правителем у них был Пачакутек, сын легендарного Манко Капаку.

Вначале второй половине XV века потомки божественных отпрысков подчиняют себе все племена, живущие в бассейне озера Титикака. Этим завоевания не ограничиваются. Военная экспансия продолжается, и к концу XV века покорённая территория расширяется до огромных размеров. Это уже империя, владения которой простираются от южной границы современной Колумбии до центральных районов Чили и Аргентины.

Государственное устройство империи инков

Большое государство нуждаётся в грамотном административном управлении. Завоеватели разбили все покорённые земли на четыре провинции: Кунтисуйу, Кольясуйу, Антисуйу и Чинчасуйу. В центре Куско находилась площадь Уакапата. От неё, в разные стороны, расходились четыре дороги, ведущие в эти административные образования империи.

Инки любили и умели строить дороги. Делали они их широкими с ровным покрытием. Самая длинная тянулась на 5250 километров и имела ширину 7,5 метров. Правда индейцы не знали колеса, поэтому передвигались по таким магистралям пешком; груз переносили на себе или перевозили на ламах.

Великие завоеватели не владели никакой письменностью, но, несмотря на это, государственная почта работала отлично. Многочисленные гонцы постоянно спешили в разные концы империи и передавали указы и постановления посредством «узелковых писем» или устно.

У инков были хорошо развиты: земледелие, животноводство, ремесленное искусство. Единого денежного эталона не было. Процесс купли-продажи происходил между продавцом и покупателем на многочисленных ярмарках посредством обмена товаров. Такие ярмарки, как правило, устраивали в городах не реже одного раза в десять дней.

Бросающегося в глаза разделения общества на бедных и богатых не существовало. Уровень жизни был у всех примерно одинаковым. Основная часть населения жила родовыми общинами – аилью. У отдельной семьи был земельный надел – топу. Каждый член общества нёс трудовую повинность – миту. Важные вопросы общественного быта решались на общих собраниях – камачико.

Инки придумали забирать в армию в 18 лет

Когда мужчина достигал возраста 18 лет, его забирали на военную или курьерскую службу. Её срок продолжался 7 лет. Каждый житель страны обязан был пройти через это. Затем, после окончания семилетнего срока, мужчина становился пурехи. Так назывались люди, которые работали на общественные нужды и платили подати. После 50 лет человек переходил в другую возрастную категорию и занимался воспитанием детей.

В великой империи любой житель мог достичь высокого положения в обществе. Главным было не происхождение, а заслуги перед империей. Опытный воин или талантливый оратор пользовался всеобщим уважением и почитанием, независимо от того, кем были его родители.

Верховная власть в стране передавалась по наследству. Вступивший на престол получал приставку «инки» к своему имени. В узком понимании она означала титул правителя, как в Европе король или император. Также инками назывались полноправные члены общины Куско, которые являлись потомками древнего племени, признавшего власть детей Бога Солнца Инти. Они как бы считались «инками по крови».

Представители других племён, населявших империю, также могли получить соответсвующий титул за особые заслуги перед государством. В таком случае он наследовался всей семьёй, и её члены считались «инками по привилегии».

Последние годы империи

В 1525 году умирает верховный вождь империи Уайна Капаку. Он делит державу на две части между своими сыновьями. Одну унаследует Атауальпа, другую Уаскар.

Столица Куско отходит к Уаскару, и он по праву приобретает верховный титул инки. Но второй брат не согласен с волей отца. Начинается междоусобная война.

Она заканчивается только в 1531 году поражением Уаскара. Его хватают и отправляют в высокогорное селение, где он должен жить в качестве узника до самой смерти. Вся власть переходит к Атауальпа. Обстановка в империи стабилизируется.

Но новый 1532 год вносит свои коррективы в более менее устоявшуюся жизнь после великой распри. На землях империи появляются испанские конкистадоры. 110 пеших солдат и 67 всадников высаживаются с парусного судна, чтобы завоевать земли, в которых столько же золота, сколько песка в пустыне.

История Франсиско Писарро

Командует испанским военным отрядом Франсиско Писарро (1475-1541) – человек властный, жестокий, безжалостный. Авантюрист до мозга костей, без принципов и идеалов. У него одна цель – золото.

Родился он в Испании, став печальным следствием греховной связи любвеобильного кастильского дворянина, капитана Гонсало Писарро и легкомысленной крестьянки. Родители прокляли дочь, но ребёнка воспитали. Став зрелым юношей, тот поступил на военную королевскую службу. Но в землях Старого Света на поле брани ничем себя не проявил и уже в преклонном возрасте (по меркам XVI века) уехал в Панаму.

Жизнь колониста будущий беспощадный покоритель индейцев начал в 1519 году. Из общей массы охотников за удачей ничем не выделялся. Жил тихо и неприметно. На него мало кто обращал внимание: пожилой человек, ограниченный в средствах, без серьёзных связей и возможностей.

В один из осенних дней он уезжает на охоту и неожиданно пропадает. Его исчезновение никого не взволновало, а появление живым и здоровым через три месяца, не вызывало у окружающих ни радости, ни удивления.

Но уже через несколько дней все замечают, что непонятно где отсутствующий долгое время человек резко изменился. Он становится энергичным и красноречивым, непринуждённым в общении и обаятельным, показывает блестящие способности в изучении иностранных языков. Вызывая к себе всеобщее расположение, заводит множество друзей, и буквально через несколько месяцев его избирают мэром города, в котором он живёт.

Очень скоро Франсиско Писарро устанавливает дружеские связи с губернатором Панамы и его окружением. Он очаровывает дам, вызывает симпатию у мужчин. Двери самых богатых домов колонии широко раскрываются перед ним. Но наш герой понимает: он уже не молод и делать блестящую карьеру поздно.

Вскоре он знакомится с прожжённым авантюристом Диего де Альмагро и алчным до мозга костей священником Эрнандо де Лука. Эти двое бредят золотом, которое в неимоверных количествах лежит в храмах и дворцах индейских городов, расположенных далеко на юге.

Используя свой дар убеждения и обаяния, умело играя на низменных чувствах, наш герой уговаривает губернатора снарядить военную экспедицию в земли современной Колумбии. Здесь, по его словам, много богатых городов краснокожих, набитых золотом.

В 1524 году губернатор даёт добро, и Писарро становится во главе своей первой военной экспедиции. Она заканчивается полным провалом через 12 месяцев.

Но неудача не обескураживает испанца. Наоборот, она вдохновляет его на новые попытки быстро разбогатеть и занять соответствующее место в высшем обществе.

В 1526 году вторая военная экспедиция отправляется к землям современного Эквадора. Она длится два с лишним года и не приносит ни песо. Но вместо презренного металла хитрый и ловкий авантюрист получает очень важную информацию, которая по ценности стоит ничуть не меньше, чем сундук с золотом.

Местные жители рассказывают ему о сказочно богатой стране. Лежит она далеко на юге в горах. В тех землях очень много золота, оно просто валяется под ногами. Наш герой понимает – это его последний шанс. В то же время он не хочет делить славу и богатство с губернатором Панамы.

В 1530 году Франсиско Писарро покидает Новый Свет. Быстроходный парусник доставляет его к землям Испании. Здесь он с поразительной лёгкостью добивается аудиенции у короля Карла V.

Неизвестно о чём беседовал авантюрист с коронованной особой, но обратно он возвращается генерал-капитаном, аделантадом, а его плащ украшает родовой герб маркиза. В руке он победно сжимает подписанную Его Величеством грамоту. В ней говорится о данном ему праве на губернаторство над всеми землями, лежащими на 1000 миль южнее Панамы.

Новоиспечённый губернатор время зря не теряет и снаряжает третью военную экспедицию в 1531 году. Уже через несколько месяцев он высаживается на землях Тауантинсуйу. Империя инков во всей красе лежит перед ним.

Инки испгались лошадей?!

Верховный вождь Атауальпа очень быстро узнаёт о бледнолицых чужеземцах. Он велит своим разведчикам выяснить всё об этих странных пришельцах, но всё дело в том, что индейцы никогда не видели в глаза лошадей. Отсюда и донесения последних разнятся, вызывая при дворе недоумение и растерянность.

Так одни разведчики утверждают, что ведут чужеземцев существа с четырьмя ногами и двумя головами. Спят они стоя, видят ночью как днём, а вместо слов издают странные громкие звуки.

Другие же рассказывают, что неизвестные существа на четырёх ногах имеют две части, которые могут отделяться друг от друга и гулять сами по себе. Главной является нижняя часть. Верхняя же служит только для сбора плодов, которые растут на деревьях.

Возглавляемый Франсиско Писарро отряд не встречает сопротивления местных жителей. Ужас и страх бегут перед испанскими конкистадорами. Города и селения на пути охотников за удачей пустеют. Население поспешно покидает их, бросая насиженные места и нажитое добро на произвол судьбы.

Отряд располагается в центре города. Солдаты устали после долгого перехода, им нужен отдых. Но амбициозный командир нетерпелив. Он настаивает на дальнейшем марше к столице индейцев Куско.

Собирается военный совет, который продолжается до глубокой ночи. Так и не приняв однозначного решения, конкистадоры расходятся, решив продолжить прения на свежую голову. Но утренний рассвет вносит свои коррективы в стратегические планы завоевателей.

Малочисленный отряд испанцев оказывается в окружении. Огромное сорокатысячное войско инков заполонило все окрестные улицы, отрезав конкистадоров от внешнего мира.

Начинаются длительные переговоры. Писарро использует весь свой интеллект, красноречие, проницательность и, в конце концов, договаривается о встрече с верховным вождём земли Тауантинсуйу.

16 ноября 1532 года Атауальпа, в окружении многочисленной свиты, является на площадь города Кахамарку. По условиям договора индейцы безоружны.

Инков обманули

Наш герой подходит к верховному вождю, и они какое-то время разговаривают с глазу на глаз. Со стороны кажется, что беседа очень дружеская и тёплая. Сопровождающие Атауальпу люди расслабляются, теряют бдительность.

Неожиданно конкистадоры бросаются на безоружных индейцев. Начинается страшная резня. Погибает вся свита, в живых не оставляют никого. Сам же владыка империи объявляется пленником испанского короля.

За его освобождение испанцы требуют груды золота и серебра. Подданные верховного вождя собирают необходимое количество драгоценных металлов и привозят конкистадором. Но Атауальпу не отпускают. 29 августа 1533 года его коварно убивают, а уже 15 ноября захватчики входят в город Куско.

Испанцы захватывают власть, но не способны управлять огромным государством. Они не знают обычаев этой земли и понимают, что не смогут удержать народ в повиновении.

Писарро ставит верховным вождём Уаскара Капаку, брата убитого. Авантюрист надеется, что нашёл себе достойного помощника, но тут интуиция его подводит.

Уаскар Капаку поднимает восстание и в 1536 году осаждает Куско. Осада длится шесть месяцев, но непривыкшие к такой войне инки начинают разбегаться. Мятежный вождь вынужден отступить в горы.

Здесь, в недоступном для конкистадоров районе, он создаёт Новоинское царство. Оно становится центром борьба за независимость, которая продолжается ещё долгие годы. Только после убийства Уаскару Капаку в 1572 году повстанцы прекращают сопротивление и признают власть испанской короны.

Дальнейшая же судьба нашего героя складывается следующим образом. Он становится королевским губернатором, сосредотачивает в своих руках огромную власть и богатство. В 1535 году по его указу закладывается город Лима. Кажется, честолюбивый испанец достиг всего, о чём мечтал.

Но в 1540 году с ним происходит странная метаморфоза. Из жёсткого, волевого и властного лидера, он превращается в робкого, неуверенного и совестливого человека. Его окружение это мгновенно чувствует.

Результат сказывается незамедлительно. Ближайший друг и помощник Диего де Альмагро обвиняет губернатора в самовольном присвоении большого количества золота. Разъярённые конкистадоры убивают ещё недавно обожаемого командира и соратника.

Происходит это в 1541 году, но незадолго до своей смерти великий авантюрист беседует с одним священником и рассказывает ему странную историю.

Удивительный рассказ Франсиско Писарро

Двадцать лет тому назад он отправился на охоту, упал со скалы, ударился головой о камень и потерял сознание. Очнулся в незнакомом месте, в окружении странных людей с вытянутыми головами.

Эти люди объяснили, у него была смертельная черепно-мозговая травма, но им удалось спасти незадачливого охотника, сделав ему трепанацию черепа и заменив раздробленные кости золотыми пластинами.

Мозг тоже пострадал, поэтому таинственным эскулапам ничего не оставалось, как произвести манипуляции и над серым веществом. В процессе операции они активизировали некоторые подавленные центры его полушарий.

Теперь наш герой внутренне изменился: стал более смелым, решительным. У него проснулась интуиция, появился ораторский талант, стала совершенной память, повысилась концентрация внимания, значительно улучшился интеллект. Правда, эскулапы не смогли сделать из него доброго и бескорыстного человека, так как сильно ограничены во времени.

На вопрос нашего героя, зачем им всё это было нужно, таинственные люди ответили, что по-другому не могут. Тысячи лет они совершенствуют человеческую натуру, вмешиваясь в жизнедеятельность мозга. Операции проводятся с цикличностью в 15 лет. После каждой форма черепа немного меняется, в конце концов, голова вытягивается, становясь похожей на большое яйцо.

История не сохранила имени священника, беседовавшего с великим авантюристом незадолго до его кончины. Но что интересно, в конце XIX века в Перу было найдено захоронение, датированное XVI веком. В нём нашли несколько тел, которые имели вытянутые черепа. Лобные и затылочные кости на них были профессионально удалены хирургическим способом и заменены золотыми пластинами.

В дальнейшем, учёные мужи сочли это умелой фальсификацией. Может быть они и правы, но в любом случае земля хранит удивительные тайны. Поразительная судьба Франсиско Писарро лишнее тому подтверждение.

Инки — малочисленное южноамериканское племя, сумевшее подняться на самую вершину власти и создать могущественную империю, которая покорила множество народов и изменила облик Анд.

Они сумели, превратится из малочисленного безвестного племени из долины Куско, в правителей Анд. И создать великую империю Инков, построенную на точнейшем учете продовольствия и поразившую пришельцев из Европы грандиозными сооружениями.

Империя Инков стала крупнейшим по площади и численности населения государством в Южной Америке в XI-XVI вв. Территория их империи протянулась от нынешнего Пасто в Колумбии до реки Мауле в Чили и включила в себя территории нынешних Перу, Боливии, Эквадора и частично Чили, Аргентины и Колумбии.

Инки называли свою империю – Тауантинсуйу (четыре соединенные стороны света). Такое название произошло из-за того, что из долины Куско выходили в разных направлениях четыре дороги, и каждая, независимо от своей длины, носила название той части империи, куда она вела.

Правителем этих обширных территорий являлся Инка, так своего правителя называли индейцы. Дословно «Инка» означает «правитель», «повелитель», «король». А само слово “Инка” являлось неотъемлемой частью имени вождя империи. Со временем «инками» стали называть не только правителя империи, но и других представителей господствующего класса. А с появлением завоевателей, понятие «инка» или «инки» распространилось на все племя индейцев, населявших империю Тауантинсуйу.

Образование Великой империи Инков.

Долгое время считалось: великую империю инков создал один-единственный гений. Блистательный Пачакутек-Инка-Юпанки, первый правитель инков, этакий местный Александр Македонский, как предполагалось, в начале XV века превратил горстку глинобитных хижин в могущественную империю на протяжении жизни одного лишь поколения.

Но археолог из Чикагского Университета Брайан Бауэр уверен, что корни династии инков уходят глубже XV века. Прибыв в 1980-м году в Перу, вместе со своим коллегой Р. Аланом Кови, ныне археологом университета в Далласе, и командой помощников-перуанцев он в течение четырех полевых сезонов вдоль и поперек прочесывал крутые горные склоны – и в итоге обнаружил тысячи неизвестных памятников инкской культуры. Стало очевидно: государство инков возникло между 1200 и 1300 годами. А могуществом их одарило… изменение климата. Более сильные соседние племена, к началу XII века постепенно утратили свою власть. Отчасти это произошло из-за засухи, которая, свирепствуя в Андах более ста лет и привела к голоду и смуте.

Во всех уголках Перуанского нагорья происходили стычки за скудные запасы воды и еды. Толпы беженцев устремились в горы, т.к. лишь на холодных, открытых всем ветрам вершинах Анд можно было укрыться от набегов.

А вот у инков в плодородной долине Куско недостатка в источниках воды не было – и земледельцы из племени инков с места не двинулись. Пока менее удачливые соседи истребляли друг друга, процветающие селения инков объединились в маленькое государство, способное защитить себя от вражеских набегов. И между 1150 и 1300 годами, когда климат в Андах значительно потеплел, инки из Куско сумели этим потеплением воспользоваться.

По мере роста температуры они постепенно поднимались по горным склонам на 250–300 метров, сооружая многоярусные земледельческие террасы для предохранения почв от эрозии, орошая поля с помощью каналов, свидетельствующих о высоком уровне инженерной мысли и собирая рекордные урожаи кукурузы. Переизбыток урожаев позволил инкам «освободить большое количество людей для других видов деятельности – например, строительства дорог или поддержания крупной армии». И вот настал день, когда Инка смог призвать больше воинов и обеспечить оружием и продовольствием более многочисленную армию, чем любой другой из вождей-соседей.

Создав регулярную армию, инкские владыки начали заглядываться на чужие земли и богатства. Они стали заключать династические союзы с вождями соседних племен и расточать дары новым союзникам. При покорении соседних племен инки с одной стороны использовали свою сильную и многочисленную армию, а с другой стороны привлекали к себе элиту покоряемых регионов. Прежде, чем предпринимать военные действия, инки трижды предлагали правителям покоряемого региона добровольно присоединиться к их империи. Если же соседи не велись на дипломатию – их усмиряли силой. И постепенно сформировалось мощное государство со столицей – священным городом Куско основанным на высоте 3416 метров над уровнем моря, в глубокой долине между двумя горными хребтами.

Окрыленные успехом своих завоеваний, инкские правители обратили свои взоры дальше – на богатые земли на юго-востоке, где на высоте 3840 м находилось обширное плато с озером Титикака. В XV веке один из величайших правителей инков, Пачакутек-Инка-Юпанки, замыслил военный поход на юг.

Надменные владыки приозерных государств имели без малого 400 тысяч подданных. Их изобильный край манил к себе. Горные склоны прорезали золотые и серебряные жилы, а на сочных зеленых лугах паслись стада альпака и лам. Военные успехи в Андах во многом зависели именно от них: лама, единственное животное на всем континенте, могла перенести на спине груз весом 30 килограммов. Кроме того, ламы, а также альпака, – это мясо, кожа и шерсть. Военные пайки, обмундирование, передвижение армии – все зависело от наличия лам. И если бы правителю инков не удалось покорить владык, которым принадлежали эти стада, пришлось бы с трепетом ожидать дня, когда самим придется сдаться на милость победителю.

Пачакутек подчинял одного южного правителя за другим, все больше расширяя границы своей империи, которая на пике своего существования стала одним из крупнейших государств на Земле. Число подданных империи инков достигало, по разным источникам, от 5-6 до 12 миллионов человек.

Однако военные победы стали лишь первым шагом на пути к величию. Если империя Александра Македонского развалилась сразу после его смерти, то наследие правителя инков Пачакутек-Инка-Юпанки оказалось куда более живучим. Потому что здесь после воинов за дело взялись чиновники и строители.

Мудрое правление Инков.

Когда в какой-либо из провинций вспыхивало восстание, инкские правители устраивали переселение народов: разбавляли местное население верными подданными, а непокорных забирали поближе к столице. Жителей отдаленных, окруженных высокими стенами деревень переселяли в новые города, которые располагались вдоль построенных инками дорог, – дороги обеспечивали быстрое продвижение войск. Наместники инков приказывали строить придорожные склады для этих войск, а подданные должны были заполнять склады провиантом и другими необходимыми запасами. Предусмотрено было все, и шансы на восстание стали ничтожны. Инки были гениями организации.

Андская цивилизация достигла расцвета. Инженеры превратили разрозненные группы дорог в единую систему, связавшую все уголки империи. Крестьяне создавали ирригационные каналы, разбивали высокогорные земледельческие террасы, где выращивали около семи десятков различных культур, и запасали в хранилищах столько продовольствия, что на нем можно было продержаться от трех до семи лет. Чиновники в совершенстве овладели инвентаризацией. Они знали о содержимом всех хранилищ на территории бескрайней империи, ведя учет с помощью андской формы компьютерного кода – связок из разноцветных нитей с комбинацией узелков под названием кипу. Каменотесы возводили шедевры архитектуры.

Уайна-Капак мертвый правитель Инков.

Около 1493 года на престол взошел новый правитель инков – Уайна-Капак. В то время казалось, что династии инков подвластно все на свете. При строительстве новой столицы в Эквадоре рабочие, не знавшие колеса, перетащили каменные глыбы из долины Куско на расстояние 1,6 тысячи километров по горной дороге. Для этих работ Уайна-Капак согнал более 4,5 тысячи бунтующих подданных.

А маленькая армия из мужчин и женщин изменяла природу – удивительным по тем временам способом. При создании царской резиденции Уайны-Капака (территория размером с семь футбольных полей) рабочие передвинули русло реки Урубамбы в южную часть долины, сровняли с землей холмы и осушили болота, чтобы посадить кукурузу, хлопок, арахис и перец чили. В центре «новой земли» из камней и кирпичей возвели загородный дворец Уайны-Капака – Киспигуанка.

В просторных чертогах, окруженных парками, возделываемыми полями и садами, Уайна-Капак принимал гостей, играл в азартные игры с приближенными. Иногда отправлялся на охоту. Для этого не нужно было выезжать за пределы поместья: в распоряжении правителя были уединенный охотничий домик и лес, где в изобилии водились олени и другие дикие звери.

Около 1527 года Уайна-Капак умер в Эквадоре от какой-то загадочной болезни – но власти при этом не лишился. Приближенные мумифицировали его тело, перевезли обратно в Куско, и члены царской семьи часто посещали усопшего монарха, прося у него совета по важным вопросам и внимая ответам, которые изрекал восседающий рядом оракул. И после своей смерти Уайна-Капак оставался владельцем Киспигуанки и поместья: весь урожай со здешних полей должен был идти на то, чтобы веки вечные содержать в роскоши его мумию, слуг, жен и потомков.

Поскольку традиции наследования были столь странны, что все чертоги оставались в собственности у правителей и после их смерти, неудивительно, что каждый Инка, взойдя на престол, строил для себя и своих потомков новый городской дворец и новую загородную резиденцию. На сегодняшний день археологи и историки обнаружили руины дюжины царских резиденций, построенных по меньшей мере шестью правителями.

Покорение инков испанцам.

В 1532 году на побережье современного Перу высадились иноземные завоеватели во главе с Франсиско Писарро. Который прибыл с 200 пешими воинами, закованными в стальные доспехи и вооруженными смертоносным огнестрельным оружием и всего лишь 27 конями. Однако в дороге его армия пополняется недовольными господством инков. Инки жестоко борются с завоевателями, но империя ослаблена внутренними неурядицами и междоусобной войной, кроме того, большое количество воинов инков погибает от оспы и кори, завезённых испанцами.

Испанцы дошли до Кахамарки, северного города инков, где взяли в плен правителя Атауальпу. Восемь месяцев спустя они казнили своего царственного пленника, и их предводитель, Франсиско Писарро, посадил на престол марионетку – юного принца Манко-Инка-Юпанки.

Столица инков, город Куско, была покорена испанцами в 1536 году. В последующие несколько месяцев испанские завоеватели присваивали себе дворцы Куско и обширные загородные поместья и брали в жены и любовницы девушек из царской семьи. Разгневанный Манко-Инка-Юпанки поднял восстание и в 1536 году попытался прогнать чужестранцев со своих земель. Когда его армия потерпела поражение, он с небольшим количеством приверженцев скрывается в горный регион Вилькабамба, где господство инков продолжается ещё около 30 лет.

В 1572 году последний правитель инков - Тупак Амару был обезглавлен. Это обозначило конец империи Тауантинсуйу. Государство было разграблено, культура инков разрушена. Обширная сеть инкских дорог, хранилищ, храмов и дворцов мало-помалу пришла в упадок.