Сообщение на тему лидерство. Что такое лидерство? Концепции лидерства современные и традиционные

Что такое лидерство? Это простое и ясное для многих понятие, первые признаки которого наблюдаются еще в мире социальных животных. Для них характерно выделение из общей среды вожака, лидера, который поддерживает внутреннюю иерархию их сообщества.

В нашем социуме лидерство - это тоже процесс влияния, за счет которого человек для достижения цели получает поддержку от других членов сообщества. Иначе говоря - способность вести за собой людей.

Теории

Рассказывая о том, что такое лидерство, нельзя не уделить им долю внимания.

Итак, есть теории великого человека. Согласно им, способности к лидерству являются врожденным, то есть великими рождаются, а не становятся.

Еще есть теории характерных черт. Они чем-то схожи с предыдущими. Их сторонники считают, что лидерские качества и черты людям передаются по наследству.

Теория обстоятельств уже рассматривает не происхождение этих задатков, а стиль поведения. Считается, что нет универсального - того, который бы подошел в любой ситуации. Поэтому лидер должен быть гибким, уметь приспособиться к обстоятельствам, подобрать наиболее эффективный стиль поведения для воздействия на людей при конкретных обстоятельствах.

Еще существует понятие и теория ситуационного лидерства. В его рамках все рассматривается иначе. Считается, что лидерство - характерная черта определенной ситуации, а не личности.

В бихевиористских теориях утверждается, что лидерами не рождаются, а становятся. Ибо здесь имеет значение не внутреннее состояние человека или его психические качества, а умение учиться, наблюдать, стремиться к той или иной цели.

Также есть теория, в которой внимание концентрируется на влиянии и силе, создаваемых лидером. Считается, что именно к нему ведут все дороги, а не к культуре организации и последователям.

В трансакционных теориях рассматривается взаимная выгода в отношениях лидера и последователей. Он предлагает вознаграждение или ресурсы, а в ответ получает признание.

Последняя основная теория - трансформационная. Рассматривает внутреннюю мотивацию при отношениях обмена. Не купленную благами преданность и лесть, а истинную приверженность последователей идеям лидера.

Личностная модель лидерства

Говоря простыми словами, это - совокупность личностных и профессиональных качеств, которая эффектно соотносится с поставленными задачами.

Личностных моделей существует бесчисленное множество, собственно, как и самих лидеров. Однако есть универсальная. Считается, что идеальная модель лидерства - это сумма личных качеств и приобретенных навыков, помноженная на психологическую установку и поведенческую компетентность.

Еще в пример часто приводят модель, разработанную Ральфом Стогдиллом, американским психологом, доктором Университета штата Огайо. В нее включены:

  • Сочетание врожденных характеристик и темперамента.
  • Индивидуальные черты, выработанные на протяжении жизни.
  • Поведение, обретенное в результате освоения навыков общения и мыслительных способностей.
  • Требующие разрешения кризисные ситуации, послужившие стимулом для саморазвития.

Согласно данной модели, личностная оценка лидера напрямую зависит от его социально-экономических и интеллектуальных возможностей, а еще от жизненных ценностей, активности и потребностей.

Компетенции

Их также необходимо перечислить, рассказывая о том, что такое лидерство. Как известно, компетенция - это личностная способность специалиста решать те или иные профессиональные задачи. У лидера, естественно, их должно быть множество. Какие именно? Это определяет ответ на вопрос о том, какое поведение обязан демонстрировать лидер. И вот перечень лишь основных компетенций:

  • Готовность нести ответственность за команду, отвечать за результат коллектива даже в случае неудачи.
  • Ставить общий результат выше личного.
  • Позитивно и непредвзято относиться к каждому члену коллектива.
  • Иметь желание совершенствоваться и обучаться.
  • Уметь слышать и прислушиваться к мнению других.
  • Не бояться сильных подчиненных.
  • Уметь вдохновлять и быть готовым это делать.
  • Готовность обучать других, делать это эффективно.
  • Быть отличным управленцем и экспертом в своей области.
  • Уметь привнести в коллектив собранность и организовать людей, вдохновить на интенсивную деятельность.
  • Иметь собственную точку зрения.
  • Широко мыслить. Быть готовым предлагать и принимать нестандартные решения.
  • Быть стрессоустойчивым.
  • Не иметь желания самоутверждаться за счет других.

Но самая главная компетенция - это готовность стать лидером, стремление к этому статусу и тяга к руководству людьми.

Атрибутивное лидерство

Основу данной концепции составляют причинно-следственные взаимосвязи между тем, что уже произошло, и тем, что люди воспринимают как причину случившегося. Вот как это выглядит в контексте обсуждаемой темы: выбор лидера, как и поведение его последователей, обусловлен его реакцией на них.

Взаимосвязь очевидна. Лидер, наблюдая за тем, как работают члены его команды, получает информацию, на основании которой делает выводы касательно поведения каждого из них. И в дальнейшем корректирует свой стиль деятельности, чтобы адекватно реагировать на деятельность отдельно взятых подчиненных.

Зачем это нужно? Затем, чтобы понять, почему люди ведут себя так, а не иначе. И лидеру, надо сказать, не так-то просто это сделать. Нередко у него нет ни времени, ни возможностей для непосредственного наблюдения за работой сотрудника. Так что определять поведение приходится, исходя из знаний о личностных особенностях работника, о выполняемой им работе и об организационном окружении.

Для чего ему эти сведения? Чтобы понять связь между работой и поведением сотрудника, сделать выводы касательно результативности, выявить уникальные особенности, помогающие ему быть продуктивным. И, наконец, сравнить членов коллектива по этим критериям между собой.

Харизматическое лидерство

Еще одна концепция, заслуживающая внимания. Понятие лидерства неразделимо связано с харизмой. Это - исключительность личности, особая одаренность, «изюминка». Харизматичным лидером является человек, которому подвластно оказание глубокого воздействия на своих последователей в силу индивидуальных качеств.

Если обобщить, то получится такая характеристика: этот человек уверен в себе, умеренно чувствителен к внешнему окружению, способен видеть решение проблемы за пределами статус-кво (возврата к исходному состоянию) и умеет донести до команды информацию любой сложности простыми словами. А еще ему свойственна жажда деятельности, которая настолько заразительна, что передается другим людям. Как правило, в способностях и авторитете харизматичного лидера никто не сомневается.

Но чтобы стать таковым, мало располагать к себе. Лидерство в организации может быть присуще лишь тому человеку, который, кроме личной привлекательности, имеет способность предлагать новые, действенные, ранее не существовавшие варианты видения проблемы и пути ее решения. Кроме того, он должен уметь передать значимость своих взглядов последователям, дабы распространить их и побудить коллектив к деятельности.

Стоит оговориться, что данная концепция относится к пресловутой теории о ситуационном лидерстве. Харизматичный подход оказывается наиболее действенным при критичных обстоятельствах в организации или при каких-то радикальных изменениях - когда возрастает потребность в скором поиске новых решений, которые могли бы спасти. В стабильных ситуациях он не всегда эффективен.

Власть

Это понятие, к лидерству имеющее непосредственное отношение, тоже нельзя обойти стороной. Властью называется возможность навязать свою волю, умение управлять людьми даже вопреки их сопротивлению.

Что общего между властью и лидерством? Влияние. А еще то, что оба качества должны быть свойственны каждому руководителю. Чтобы организация функционировала эффективно, власть применять необходимо. Если руководитель ею не обладает, то повлиять на людей, от которых зависит деятельность предприятия, у него не получится.

Есть и весомые факторы, отличающие понятия власти и лидерства. И это - баланс. Если речь идет о власти, то он необходим. Умный руководитель осознает, что и его подчиненные тоже имеют над ним власть. Ведь они - движущая рабочая сила его предприятия. Поэтому руководитель должен управлять работниками так, чтобы у них не сформировалось чувство непокорности и протеста.

Формы власти

Их перечислить тоже стоит. Всего форм пять:

  • Власть, которая опирается на принуждение. Худшая из форм, так как подчиненным внушают: руководитель имеет право и возможность наказывать их.
  • Власть, которая базируется на вознаграждении. Подчиненные верят, что руководитель удовлетворит их потребности, если они будут выполнять все, что им приказано.
  • Экспертная власть. Работники верят в то, что у руководителя есть знания, позволяющие удовлетворить их потребности.
  • Эталонная власть. Имеет отношение к психологии лидерства. Руководитель обладает настолько привлекательными личностно-профессиональными чертами, что его примеру хочется следовать. Лучшая из форм.
  • Законная власть. Строится на вере подчиненных в правильность следующего расклада: руководитель отдает приказы, а они - исполняют.

Первая форма не только самая худшая, но и неэффективная. Ибо влияние через страх обычно приводит к неудовлетворенности подчиненных работой, что влечет снижение результативности. В итоге многие организации просто разваливаются.

Социальная сущность явления

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод относительно того, что такое лидерство. Это - процесс социальной организации и управления общением в определенной группе людей. То есть процесс, очевидно, психологический.

Лидерство - социальное явление. Хорошим руководителем может быть лишь тот, к кому коллектив испытывает доверие. Человек, достоинства и заслуги которого признаются и уважаются всеми членами команды. Тот, за кем люди готовы следовать и без принуждения.

И лидеру приходится нелегко. Во-первых, он находится в сильной зависимости от коллектива. Он должен выражать все его интересы, прислушиваться к каждому, демонстрируя таким образом уважение к работникам, которое мотивирует их на деятельность. Обретя лидерство в группе, человек обязан инициировать активность, скоординировать действия коллектива, обеспечить внешние и внутренние связи, ресурсы, отрегулировать межличностные отношения.

Говоря простым языком, лидер должен быть успешно социализированной личностью, способной эффективно руководить без власти и учитывать интересы каждого члена команды.

Борьба за статус

Естественно, без упоминания этой темы нельзя обойтись. Борьба за лидерство - это явление, знакомое многим. Как правило, тягу к этому статусу обуславливает желание самоутвердиться, получить уважение, признание, власть или авторитет.

И если в ситуации, когда вопрос выбора лидера действительно актуален, сталкиваются два человека, соответствующих всем ранее упомянутым качествам, начинается самая настоящая борьба. Это не фигура речи. Как выглядят два лидера, каждый из которых намерен занять ту или иную должность? Это два активных, смелых, решительных, сильных человека, отличающихся напористостью, развитыми коммуникативными способностями, харизмой и стремлением.

И лидерство в организации в итоге получает тот, кто оказывается более рациональным, расчетливым, честным и перспективным.

Примеры

Выше были отмечены вниманием основные понятия, касающиеся психологии лидерства. Напоследок можно привести несколько ярких наглядных примеров обсуждаемого явления:

  • Сэр Уинстон Леонард Спенсер-Черчилль. Человек, который в 2002 году был назван величайшим британцем в истории. Необычайно эрудированная и энергичная личность. Тот, кто работал во множестве министерств и оказывал влияние на разработку планов военных действий в периоды обеих мировых войн. И, конечно же, Черчилль был великолепным оратором. Его выступления по радио слушали сотни тысяч людей - то, что он говорил, вдохновляло и вселяло гордость за Британию.
  • Франклин Делано Рузвельт. Еще один яркий пример лидерства. Единственный президент США, избиравшийся более чем на два срока. Он продолжал заниматься государственными делами, даже несмотря на то, что был прикован к инвалидному креслу. Рузвельт - пример того, как человек может в трудное время объединить множество разных людей для достижения общих целей. Несмотря ни на что, он собрал команду специалистов и добился в Конгрессе поддержания реформ, направленных на улучшение экономической ситуации в стране.
  • Маргарет Хильда Тэтчер. Родилась в семье портнихи и бакалейщика, а стала одной из влиятельнейших женщин мира. Ее премьерство стало самым длительным в ХХ веке. Эта женщина смогла воплотить в жизнь целый ряд консервативных мер, которые стали в итоге частью политики тэтчеризма.

Подобных примеров - масса, и не только в политике. Джон Дэвисон Рокфеллер, Генри Форд, Сергей Михайлович Брин, Стивен Пол Джобс, Энди Уорхол, Джон Уинстон Леннон, Майкл Джозеф Джексон, Мохаммед Али… Эти и многие другие имена навеки вошли в историю. И можно быть уверенными, что этот перечень будет лишь пополняться.

Теория лидерства появилась одновременно с началом развития менеджмента как отдельной науки. В 1920-х исследователи положили начало созданию целого ряда теорий, объясняющих возникновение лидерства в различных социальных группах: ситуациональная теория, поведенческая, функциональная, интегральная и т. д.

Многие известные философы от Платона до Плутарха пытались найти общие качества, которыми обладают лидеры. Они были уверены, что основы лидерства лежат в индивидуальных особенностях личности. Так ли это на самом деле? Что говорит о лидерстве современная теория управления, и от чего зависит появление неформальных лидеров?

В любом коллективе, группе людей или обществе на первый план выступает роль лидера. Это человек, который осуществляет руководящие функции (формально или неформально) и пользуется уважением и доверием остальных. Неформальный лидер не имеет полномочий, но может оказывать более ощутимое влияние на действия группы или коллектива.

«Лидера» необходимо разделять с «руководителем». Основные отличия сводятся к следующему:

  • лидер в группе играет роль регулятора межличностных отношений, в то время как руководитель выступает регулятором официальных отношений;
  • лидерство возникает в микросреде, а «руководитель» относится ко всей среде общественных отношений, т. е. к макросреде;
  • руководитель принимает решения по более сложной схеме, включая обстоятельства, которые не имеют отношения к конкретной группе;
  • лидерство может зависеть от настроения в группе (непостоянное).

Лидерство не способно само по себе заменить менеджмент. Лучший вариант - дополнение друг друга. Когда руководитель коллектива - лидер, он выполняет свои полномочия и оказывает влияние на участников группы: ставит цели, вдохновляет, . В противном случае руководитель может столкнуться с сопротивлением внутри коллектива - конкурировать с влиянием неформального лидера группы.

Виды лидерства

Исследователи предлагают множество вариантов разделения на типы, различные классификации лидерства в соответствии со стилем руководства или личностными характеристиками, ряд классификаций стилей лидерства. Наиболее часто встречается разделение лидерства и стиля управления на такие категории как организаторы, творцы, борцы, дипломаты и утешители.

Лидер-организатор

Данный стиль лидерства отличается хорошим восприятием нужд коллектива. Он проявляет активные действия для защиты интересов группы и ставит их на одном уровне с собственными. Среди ярких качеств такого вида лидерства в психологии отмечается способность убеждать людей, организовывать для выполнения конкретной задачи, грамотно распределять роли. При необходимости высказать неодобрение по отношению к действиям какого-то члена коллектива, лидер-организатор выполняет это без ущерба для чувства собственного достоинства.

Такая личность и такой либеральный стиль лидерства в неформальных группах всегда выходит на первый план.

Лидер-творец

Обозначенный стиль руководства и лидерства способен вдохновить людей, заинтересовать новой идеей, предложить взяться за задачу, которая может казаться другим участникам группы невыполнимой. Такой человек всегда видит новое, легко берется за выполнение сложных или даже опасных проектов. Его стиль поведения - не командовать, а лишь приглашать к обсуждению.

Остальные участники группы никогда не скажут, что лидер принимает решения единолично. Он всегда делает ставку на заинтересованность, советуется с остальным коллективом, приводит свои аргументы для достижения целей организации.

Лидер-борец

Лидеры-борцы всегда выделяются в коллективе своими качествами. Они уверены в силах и имеют «железную» волю. Такие виды лидерства в менеджменте характеризуются как личности, которые без колебаний берутся за любые задачи, независимо от степени их сложности и опасности. Борцы, по своей сути, не склонны к уступкам. Они четко следуют намеченному пути и отстаивают принятое решение. Иногда их действия можно охарактеризовать как «безумство храбрых», так как иногда не успевают тщательно обдумать план действий и предусмотреть возможные сложности.

Лидер-дипломат

Такой стиль лидерства в организации всегда делает ставку не на прямолинейность и открытость, а на скрытые и замаскированные способы воздействия. Лидер-дипломат - мастер всевозможных интриг, всегда в курсе всех новостей и сплетен. В открытую такой человек будет говорить только общеизвестные вещи, в то время как настоящие планы или идеи он обсуждает кулуарно.

Лидер-утешитель

Отмечая основные стили лидерства, нельзя не упомянуть лидера-утешителя, наделенного превосходными человеческими качествами. Он склонен сопереживать, поддержать человека в трудную минуту. Всегда вежлив и предупредителен, может выслушать человека и вникнуть в его проблемы, к нему в коллективе всегда будут расположены доброжелательно.

Виды лидерства и руководства

Виды традиционного лидерства и руководства не имеют единой классификации. Каждая наука, изучающая лидерство, приводит собственное разделение этого понятия на типы. С точки зрения психологии, теории менеджмента и социологии виды лидерства и руководства будут различны.

Виды лидерства в психологии

Психологи и психоаналитики тщательно изучают проявления лидерства, как способность вызывать чувство восхищения, уважения, доверия и даже обожания. Среди членов группы подобные чувства по отношению к лидеру возникают бессознательно. В зависимости от особенностей личности лидера выделяют следующие типы лидеров и стили лидерства в психологии.

  1. Автократическое. Характеризуется быстрым и единоличным принятием решений, жесткой властью лидера над группой. Лучшие результаты проявляет в кризисные моменты.
  2. Деловое. Лидер берет на себя роль ведущего в коллективе для выполнения конкретной задачи. Чаще всего это амбициозные люди с четкой мотивацией, которые хотят продвинуться по карьерной лестнице или в общественной иерархии и проявляющие качества лидера.
  3. Демократическое. подразумевает под собой активное участие в принятии решений для всех членов группы. Демократические лидеры креативны, умеют вдохновлять, заботятся о создании оптимальных условий работы.
  4. Лидерство, ориентированное на взаимоотношения. Основа - поддержка членов коллектива, забота об их развитии и эффективности. Такой стиль лидерства поощряет командную работу и успешное сотрудничество.
  5. Обслуживающее. Характеризуется управлением людьми посредством оказания им помощи. Лидер осуществляет честное и разумное руководство, схожее на демократическое.
  6. Безучастное. Характеризуется предоставлением членам группы полной свободы действий, что присуще группам опытных, самостоятельных и инициативных людей.
  7. Проблемно-ориентированное. Нацелено на выполнение конкретной задачи. В этой модели лидеры выполняют задачи постановки целей, разработки методов их решений, распределения обязанностей, контроля.
  8. Харизматическое. Основывается на вдохновении членов группы, пробуждении в них энтузиазма. Личность лидера выходит на передний план и его интересы ставятся на первое место по отношению к интересам группы.
  9. Трансформационное. Строится на на достижение 100 % результата. Лидер делает упор на эффективность взаимодействия членов группы, заботится о реализации общих целей и интересов. В бизнесе такая модель считается наиболее успешной.

Стили лидерства в менеджменте организации

С точки зрения роли лидерства в организации выделяют 3 вида лидерства:

  1. Деловое лидерство. Основа - реализация производственных задач. Лидер компетентен в профессиональной области и проявляет качества: способность решать сложные организаторские задачи, деловая хватка, эффективность. Данный стиль лидерства в инновационной деятельности опирается на опыт и деловой авторитет.
  2. Эмоциональное лидерство. Реализуется на основе человеческих симпатий внутри коллектива. Эмоциональный лидер в группе, как правило, вызывает доверие окружающих, вселяет уверенность, способен снимать психологическую напряженность в коллективе.
  3. Ситуативное лидерство. Проявляется неустойчиво в зависимости от конкретной ситуации. Может сочетать в себе признаки эмоционального и делового лидерства. Пример: организация вывода людей из здания при пожаре.

Каждая классификация лидеров, стилей лидерства и их характеристики имеют право на жизнь. Ученые продолжают работать в этой области, поэтому со временем появятся новые виды и типы.

отношения доминирования и подчинения, влияния и следования в системе отношений межличностных в группе. В ходе исследований выделены различные стили лидерства, разработан ряд концепций лидерства. Теория ролей лидерских (Р. Бейлс) рассматривает роли "профессионала" - лидера, ориентированного на решение деловых проблем, и "социально-эмоционального специалиста", решающего проблемы человеческих отношений. Сторонники теории черт лидерства считают предпосылкой признания человека лидером обладание особыми "лидерскими" чертами и способностями. Исследования в русле этой теории концентрировались на выявлении качеств, специфичных для лидеров. Вариант такого подхода - харизматическая концепция лидерства, согласно коей лидерство ниспослано отдельным выдающимся лицам как некая благодать - харизма. Сторонники теории интерактивной полагают, что лидером может стать любой человек, занимающий соответственное место в системе взаимодействий межличностных. Вопрос о том, кто именно возьмет на себя лидерство, должен решаться с учетом индивидуальных особенностей кандидата в лидеры, личностных характеристик других членов группы и ее структуры, сложившейся ситуации и выполняемой задачи. Теория лидерства ситуационная, или подход групподинамический, утверждает, что лидерство - это прежде всего продукт сложившейся в группе ситуации и что в ситуациях, очень благоприятных или неблагоприятных для группы, лидер, ориентированный на задачу, добивается больших результатов, чем лидер, ориентированный на людей. При умеренно благоприятной ситуации успешнее оказывается лидер, ориентированный на людей. Теория синтетическая, или комплексная, акцентирует взаимосвязи основных составляющих процесса организации отношений межличностных: лидеров, последователей (или ведомых) и ситуаций, в коих реализуется лидерство. Сторонники указанных теорий лидерства неправомерно переносят результаты лабораторных экспериментов в область реальных явлений общественной жизни. Как показали исследования отечественных психологов, существенное значение для понимания лидерства и его эффективности имеет уровень развития группового. Считается, что коллективе - ввиду наличия ценностно-ориентационного единства - снимается якобы неизбежное с позиции западных психологов противопоставление лидера, ориентированного на задачу, и лидера, ориентированного на людей.

ЛИДЕРСТВО

специфический феномен, возникающий при взаимодействии лидера и ведомых, на стыке двух проблем: политической психологии отдельной личности (лидера) и политической психологии групп, малых и больших. (Д.В. Ольшанский, с.207)

Лидерство

процесс взаимовлияния между лидером и его последователями ради достижения групповых, организационных и социальных целей. Лидерство может быть автократическим, диктаторским, демократическим и т. д.

Лидерство

Согласно общепринятому определению, лидерство является процессом, при котором один член группы (лидер) организует и направляет других к достижению конкретной общей цели. В ранних теориях лидерства - например, в теории о влиянии выдающейся личности на ход истории - считалось, что лидеры обладают особыми качествами, отличающими их от других людей. Однако изучение биографий многих лидеров в человеческой истории не подкрепляет это предположение. Современные исследования показали, что по крайней мере в бизнесе, эффективные лидеры действительно отличаются от других людей по нескольким характеристикам, включая: а. Мотивацию к лидерству: лидер хочет вести людей за собой и влиять на окружающих. б. Когнитивные способности: лидеры могут обрабатывать и интерпретировать большой объем информации. в. Приспособляемость: лидеры могут адаптироваться к потребностям своих последователей и к изменяющимся требованиям ситуации. Однако не все лидеры способны к эффективному руководству. Существует ряд факторов, определяющих эффективность того или иного лидера. Вероятностная теория лидерства гласит, что успешное лидерство обусловлено как характеристиками самого лидера, так и характеристиками ситуации. Харизматические лидеры, такие как Мартин Лютер Кинг или Уинстон Черчилль, могли влиять на людей из-за «особых» отношений между ними и их последователями. Это особое отношение вызывает у последователей специфические реакции, включая: Более настойчивые усилия и лучшую работоспособность, чем можно ожидать в обычных условиях. - Высокий уровень преданности своему лидеру. - Энтузиазм по отношению к идеям лидера. - Готовность жертвовать собственными интересами ради общего блага.

ЛИДЕРСТВО

Единственно правильный способ употребления этого термина – это обозначение осуществления полномочий власти и влияния внутри социальной группы; то есть функционировать, как лидер означает осуществлять лидерство. Однако этот термин часто используется так, как будто это личностная черта, как будто имеется совокупность определенных умений, которые отражают лидерские способности. Хотя в этом есть некоторая интуитивная доля правды, такой способ употребления приводит к безнадежной путанице, потому что в этом случае пренебрегают ролью самой ситуации в определении лидерского поведения.

Лидерство

отношения доминирования и подчинения, влияния и следования в системе межличностных отношений в группе. В ходе изучения Л. выделены различные стили Л., разработан ряд теорий происхождения Л. Последние условно можно подразделить на четыре основных направления. Первое из них представляет собой совокупность концепций, основанных на представлении о Л. как о функции индивидуально-психологических особенностей лидера. Наиболее последовательное отражение эта позиция нашла в теории "черт Л." (Е. Богардус и др.). Сторонники этой теории считают предпосылкой признания человека лидером обладание специфическими "лидерскими" чертами и способностями. Исследования в русле "теории черт" проводились и в лабораторных, и в реальных группах, среди взрослых, подростков и детей, в условиях деятельности, различной как по структуре, так и по содержанию и целям, и фокусировались на выявлении качеств, специфичных для лидеров. Одним из вариантов такого подхода является харизматическая концепция Л., согласно которой Л. ниспослано отдельным выдающимся личностям как некая благодать ("харизма"). Однако уже в 40-е годы американские ученые К.Бэрд и Р.Стогдилл провели сравнение между собой накопленных многочисленных списков "лидерских" качеств и пришли к выводу об отсутствии серьезных научных оснований, позволяющих считать, что лидерами становятся люди, обладающие какими-то особенными чертами характера или специфическим набором этих черт. Второе направление исследований Л. представляет собой совокупность концепций, основанных на представлении о Л. как о функции группы. В рамках этих теорий (Г. Хомманс и др.) лидер понимается как лицо в большей степени, чем все остальные члены группы, отвечающее ее ожиданиям и наиболее последовательно придерживающееся принятых в ней норм и ценностей. В отличие от сторонников теории "черт Л." приверженцы интерактивной теории полагают, что лидером может стать любой человек, занимающий соответствующее место в системе межличностных взаимодействий. При этом теории Л. как функции группы не имеют доказательного характера, т.к. с одной стороны, их логическая структура содержит "круг в определении", а с другой - не позволяют интерпретировать целый ряд экспериментально зафиксированных фактов (например, существование так называемого "идиосинкразического кредита", которым располагает в той или иной мере любой лидер и согласно которому ему представляется право в качественно большей степени, чем рядовому члену группы, отступать от принятых в ней норм). Третье направление исследований Л. представляет собой совокупность концепций, основанных на представлении о Л. как о функции ситуации (Р. Бейлс, Т. Ньюком и др.). Представители ситуационных теорий Л. опираются на многочисленные факты, иллюстрирующие неправомерность рассмотрения Л. как функции личностных свойств или функции группы, и приходят к выводу о том, что Л. представляет собой продукт в первую очередь многочисленных ситуаций, чередующихся и сменяющих друг друга. Как правило, приводятся по меньшей мере три аргумента, оправдывающие такой вывод: один и тот же человек может выполнять лидерские функции в одной группе и находиться в роли ведомого в другой; человек, занимающий лидерскую позицию в группе может утерять столь благоприятное положение, не покидая группу и оставаясь по-прежнему ее членом; в условиях многоплановой совместной деятельности нередко в каждой из ее сфер выдвигается свой лидер, определяющим образом влияющий на жизнедеятельность группы. В то же время наиболее последовательные сторонники ситуационной теории Л., по сути исключая из рамок анализа индивидуально-психологические черты лидера, особенности процесса его выдвижения группой, характер взаимоотношений лидера и последователей, явно абсолютизируют значимость внешних по отношению к группе влияний и обстоятельств. Четвертое направление исследований Л. представляет собой совокупность концепций, обозначаемых в психологии как "синтетические теории Л." (Ф. Фидлер и др.). В отличие от сторонников "теории черт", теорий "Л. как функции группы" и "ситуационных теорий" приверженцы "синтетической теории Л." акцентируют внимание на комплексном, целостном характере изучения Л., на исследовании взаимосвязи основных составляющих процесса организации межличностных отношений: лидеров, последователей (или ведомых) и ситуаций, в условиях которых осуществляется Л. В то же время психологически содержательное наполнение этих трех переменных не совпадает в различных концептуальных схемах, относящихся к "синтетическому" подходу. Более того, в целом ряде теоретических построений феномен Л. рассматривается в контексте преимущественно внеделовых межличностных отношений и без учета социально-психологической специфики реально функционирующих групп. В отечественной социальной психологии, в частности, в рамках теории деятельностного опосредствования межличностных отношений в группах и концепции персонализации разработана теоретическая модель Л., позволяющая проанализировать психологическую специфику этого феномена в реальных малых группах разного уровня развития и в условиях различной как по своей форме, так и по содержанию и целям деятельности (А.В. Петровский, В.А. Петровский). Как показали результаты многочисленных экспериментальных исследований, группам разного уровня социально-психологического развития соответствуют различные стили Л., различные механизмы выдвижения и смещения лидера и различные основания взаимопредставленности лидера и последователей. В группах высокого уровня социально-психологического развития, как правило, формируется демократический стиль Л. При этом лидер в таких группах наделен атрибутами подлинно личностного авторитета и чаще всего является одновременно социометрической "звездой". Сила и гибкость структуры такой группы выражаются, в частности, в том, что индивиды, различающиеся по своим личностным качествам, могут успешно осуществлять функции лидера, т.к. чем выше по своему социально-психологическому развитию группа, тем более сложный набор нравственно оправданных личностных характеристик требуется для описания ее лидера. В корпоративных группировках формируется по преимуществу авторитарный стиль Л. При этом лидер в таких группах наделен не атрибутами личностного авторитета, а обладает авторитетом власти и, как правило, не только не является социометрической "звездой", но и нередко эмоционально-негативно оценивается подавляющим большинством ведомых. Что касается собственно личностных характеристик такого лидера, то они в данном случае вообще не имеют значения, т.к. не на них базируется его лидерская позиция в общности. В просоциальных ассоциациях формируется попустительский стиль Л. В связи с отсутствием опосредствующей межличностные отношения деятельности в таких группах, как правило, лидером является социометрическая "звезда", т.е. тот член группы, который вызывает у остальных наибольшую симпатию. Необходимые для такого лидера качества - это сравнительно небольшой набор характеристик, создающих наиболее благоприятные условия для свободного общения и всеобщего благоденствия в группе, где люди связаны друг с другом только эмоциональным притяжением, а не какой-либо деятельностью. В асоциальных ассоциациях формируется анархический стиль Л. Здесь лидеру также необходим сравнительно небольшой набор качеств, но качеств принципиально иного характера - это физическая сила, агрессивность, самоуверенность, жестокость, авторитарность и т.п. Данная теоретическая модель Л. позволила не только выявить новые закономерности, раскрывающие природу Л. и специфику проявления этого феномена в различных общностях, но и реинтерпретировать экспериментальные данные, накопленные в исследованиях, проведенных в русле теории черт, интерактивной теории и ситуационной теории Л. М.Ю. Кондратьев, А.В. Петровский

Лидерство

от англ. leader - ведущий] - отношения доминирования и подчинения, влияния и следования в системе межличностных отношений в группе. В ходе изучения лидерства выделены различные стили лидерства, разработан ряд теорий происхождения лидерства. Последние условно можно подразделить на четыре основных направления. Первое из них представляет собой совокупность концепций, основанных на представлении о лидерстве как о функции индивидуально-психологических особенностей лидера. Наиболее последовательное отражение эта позиция нашла в теории «черт лидерства» (Е. Богардус и др.). Сторонники этой теории считают предпосылкой признания человека лидером обладание им специфическими «лидерскими» чертами и способностями. Исследования в русле «теории черт» проводились и в лабораторных, и в реальных группах, среди взрослых, подростков и детей, в условиях деятельности, различной как по структуре, так и по содержанию и целям, и фокусировались на выявлении качеств, специфичных для лидеров. Одним из вариантов такого подхода является харизматическая концепция лидерства, согласно которой лидерство ниспослано отдельным выдающимся личностям как некая благодать («харизма»). Однако уже в 40-е годы американские ученые К. Бэрд и Р. Стогдилл провели сравнение между собой накопленных многочисленных списков «лидерских» качеств и пришли к выводу об отсутствии серьезных научных оснований, позволяющих считать, что лидерами становятся люди, обладающие какими-то особенными чертами характера или специфическим набором этих черт. Второе направление исследований лидерства представляет собой совокупность концепций, основанных на представлении о лидерстве как о функции группы. В рамках этих теорий (Г. Хомманс и др.) лидер понимается как лицо в большей степени, чем все остальные члены группы, отвечающее ее ожиданиям и наиболее последовательно придерживающееся принятых в ней норм и ценностей. В отличие от сторонников теории «черт лидерства» приверженцы интерактивной теории полагают, что лидером может стать любой человек, занимающий соответствующее место в системе межличностных взаимодействий. При этом теории лидерства как функции группы не имеют доказательного характера, т. к., с одной стороны, их логическая структура содержит «круг в определении», а с другой - не позволяют интерпретировать целый ряд экспериментально зафиксированных фактов (например, существование так называемого «идиосинкразического кредита», которым располагает в той или иной мере любой лидер и согласно которому ему предоставляется право в качественно большей степени, чем рядовому члену группы, отступать от принятых в ней норм). Третье направление исследований лидерства представляет собой совокупность концепций, основанных на представлении о лидерстве как о функции ситуации (Р. Бейлс, Т. Ньюком и др.). Представители ситуационных теорий лидерства опираются на многочисленные факты, иллюстрирующие неправомерность рассмотрения лидерства как функции личностных свойств или функции группы, и приходят к выводу о том, что лидерство представляет собой продукт, в первую очередь, многочисленных ситуаций, чередующихся и сменяющих друг друга. Как правило, приводятся по меньшей мере три аргумента, оправдывающие такой вывод: один и тот же человек может выполнять лидерские функции в одной группе и находиться в роли ведомого в другой; человек, занимающий лидерскую позицию в группе, может утерять столь благоприятное положение, не покидая группу и оставаясь по-прежнему ее членом; в условиях многоплановой совместной деятельности нередко в каждой из ее сфер выдвигается свой лидер, определяющим образом влияющий на жизнедеятельность группы. В то же время наиболее последовательные сторонники ситуационной теории лидерства, по сути, исключая из рамок анализа индивидуально-психологические черты лидера, особенности процесса его выдвижения группой, характер взаимоотношений лидера и последователей, явно абсолютизируют значимость внешних по отношению к группе влияний и обстоятельств. Четвертое направление исследований лидерства представляет собой совокупность концепций, обозначаемых в психологии как «синтетические теории лидерства» (Ф. Фидлер и др.). В отличие от сторонников «теории черт», теорий «лидерства как функции группы» и «ситуационных теорий» приверженцы «синтетической теории лидерства» акцентируют внимание на комплексном, целостном характере изучения лидерства, на исследовании взаимосвязи основных составляющих процесса организации межличностных отношений: лидеров, последователей (или ведомых) и ситуаций, в условиях которых осуществляется лидерство. В то же время психологически содержательное наполнение этих трех переменных не совпадает в различных концептуальных схемах, относящихся к «синтетическому» подходу. Более того, в целом ряде теоретических построений феномен лидерства рассматривается в контексте преимущественно внеделовых межличностных отношений и без учета социально-психологической специфики реально функционирующих групп. В рамках теории деятельностного опосредствования межличностных отношений в группах и концепции персонализации разработана теоретическая модель лидерства, позволяющая проанализировать психологическую специфику этого феномена в реальных малых группах разного уровня развития и в условиях различной как по своей форме, так и по содержанию и целям деятельности (А. В. Петровский и др.). В группах высокого уровня социально-психологического развития, как правило, формируется демократический стиль лидерства. При этом лидер в таких группах наделен атрибутами подлинно личностного авторитета и чаще всего является одновременно социометрической «звездой». Сила и гибкость структуры такой группы выражаются, в частности, в том, что индивиды, различающиеся по своим личностным качествам, могут успешно осуществлять функции лидера, т. к. чем выше по своему социально-психологическому развитию группа, тем более сложный набор нравственно оправданных личностных характеристик требуется для описания ее лидера. В корпоративных группировках формируется по преимуществу авторитарный стиль лидерства. При этом лидер в таких группах наделен не атрибутами личностного авторитета, а обладает авторитетом власти и, как правило, не только не является социометрической «звездой», но и нередко эмоционально-негативно оценивается подавляющим большинством ведомых. Что касается собственно личностных характеристик такого лидера, то их значение в данном случае вообще вторично, т. к. в целом не на них базируется его лидерская позиция в общности. В просоциальных ассоциациях формируется попустительский стиль лидерства. В связи с отсутствием опосредствующей межличностные отношения деятельности в таких группах, как правило, лидером является социометрическая «звезда», т. е. тот член группы, который вызывает у остальных наибольшую симпатию. Необходимые для такого лидера качества - это сравнительно небольшой набор характеристик, создающих наиболее благоприятные условия для свободного общения и всеобщего благоденствия в группе, где люди связаны друг с другом только эмоциональным притяжением, а не какой-либо деятельностью. В асоциальных ассоциациях формируется анархический стиль лидерства. Здесь лидеру также необходим сравнительно небольшой набор качеств, но качеств принципиально иного характера - это физическая сила, агрессивность, самоуверенность, жестокость, авторитарность и т. п.

В настоящее время широкое распространение в контексте исследований лидерства получила концепция эмоционального интеллекта, разработанная группой американских социальных психологов и специалистов в области делового администрирования во главе с Д. Гоулманом. Существенно важно, что она опирается не только на массив эмпирических данных, полученных при реализации прикладных исследовательских программ в сфере организационной психологии и психологии менеджмента, но и на результаты фундаментальных нейрофизиологических исследований последних лет.

Согласно данной концепции, именно высокий уровень развития эмоционального интеллекта отличает лидеров от других людей, чья деятельность требует развитых когнитивных способностей в сочетании с организаторскими способностями, например, от руководителя академического исследовательского проекта. Под эмоциональным интеллектом понимается интегральная личностная структура, включающая четыре составляющих: самосознание, самоконтроль, социальную чуткость и управленческие навыки.

Под самосознанием Д. Гоулман понимает способность к рефлексии и адекватной оценке индивидом «...характера собственных эмоций, а также осознание своих сильных и слабых сторон, ценностей и мотивов. При этом... люди с сильным самосознанием являются реалистами: они не угнетают себя самокритикой, но не питают несбыточных надежд. Как правило, они честны с собой. Более того, они честны с другими в отношении себя - настолько, что даже могут посмеяться над собственными недостатками»1. Развитое самосознание позволяет лидерам эффективно использовать интуицию, под которой понимается «...способность применять при принятии управленческих решений не только технические знания, но и житейскую мудрость. ...Согласно данным неврологических исследований, умение прислушиваться к собственным ощущениям помогает видеть смысл в море информации, а следовательно, принимать более грамотные решения»2. Это особенно важно при разработке стратегических программ развития и трансформационных инноваций. При решении такого рода задач, по определению, «...необходимо сделать шаг, который многим может показаться прыжком в неизвестность: лидеры должны быть способны выйти за рамки доступной информации и выдвинуть смелую гипотезу»3.

Самоконтроль в рамках концепции эмоционального интеллекта наиболее тесно связан с самосознанием, поскольку, «если мы не понимаем своих чувств, то не в наших силах управлять ими». Между тем, по мнению Д. Гоулмана, развитый самоконтроль, представляющий собой, «...нечто, подобное непрерывному внутреннему диалогу, - является тем элементом эмоционального интеллекта, который не позволяет нашим чувствам диктовать нам свою волю. Именно он придает ясность уму, наделяет нас энергией, которая так необходима лидерам, и спасает нас от воздействия разрушительных эмоций. Лидеры, прекрасно умеющие владеть собой, воплощают жизнерадостность, оптимизм и воодушевление, а также настраивают других на позитивный лад»4.

Под социальной чуткостью понимается способность к сопереживанию, или эмпатии в сочетании со способностью «..выразить свои мысли так, чтобы тронуть сердца людей...Сопереживание - основной из навыков, образующих социальную чуткость, - не равнозначно слащавой чепухе вроде «я в порядке, и ты в порядке». Уметь сопереживать не значит относиться к эмоциям других людей, как к собственным, и пытаться угодить всем и каждому... На деле сопереживание означает способность заботливо и внимательно относиться к чувствам сотрудников и принимать разумные решения, вызывающие ответную реакцию. ... Настрой лидера может передаться другим, только если он выражает свои чувства убедительно, потому что в таком случае эмоции будут искренними, основанными на подлинных ценностях»5.

Управление отношениями в рамках концепции эмоционального интеллекта определяется как «...доброжелательное воздействие, имеющее определенную цель: подвигнуть людей в нужном направлении, неважно, идет ли речь о согласии с маркетинговой стратегией или о запуске нового проекта»6. Здесь, прежде всего, имеется в виду способность лидера к «задействованию» эмоциональных факторов в качестве мотиваторов деятельности. Как показали исследования Д. Гоулмана и его коллег, «эмоциональные лидеры умело пробуждают горячий интерес к общему делу. Благодаря им люди обретают смысл и видят нечто большее за рутиной повседневных задач или контрольных отчетов, которые столь часто занимают место действительно значимой концепции»1.

В зависимости от уровня развития эмоционального интеллекта взаимодействие лидера с группой строится по принципу резонанса, либо диссонанса: «Согласно Оксфордскому словарю, резонанс - это «усиление или удлинение звука посредством отражения» или, более точно, путем «синхронных колебаний». Перенося этот принцип в область человеческого общения, можно сказать, что «совпадение частоты колебаний» наблюдается, когда два человека настроены на одну эмоциональную волну, т. е. чувствуют «синхронно». В соответствии с исходным значением понятия «резонанс» такая синхронность рождает отзвук, продлевая позитивный эмоциональный тон. ... Умение вызвать резонанс - признак лидеров, отмеченных высоким эмоциональным интеллектом. Их увлеченность, энергия и энтузиазм находят отклик у каждого члена группы». С другой стороны, «диссонанс в изначальном музыкальном смысле означает неприятный, резкий звук. Однако и в музыкальном, и в психологическом значении использование этого термина указывает на недостаток гармонии. Диссонирующий лидер заставляет группу ощущать эмоциональное неудобство, и люди постоянно чувствуют себя неуютно»2.

Разрабатывая свою концепцию, Д. Гоулман с коллегами выделили и детально прописали шесть лидерских стилей, четыре из которых (идеалистический, обучающий, товарищеский и демократический) отнесены ими к резонирующим, а два (амбициозный и авторитарный) к диссонирующим.

Лидеры, исповедующие идеалистический стиль, способны создавать привлекательные и при этом достаточно реалистичные образы перспективного будущего, увлекая ими людей. При этом, используя вдохновение в сочетании с триадой «уверенность в себе - самосознание - сопереживание», идеалистические лидеры не только формулируют задачу, которая кажется им приоритетной, но и соотносят ее с ценностными ориентациями своих подчиненных. Благодаря этому адепты данного стиля не испытывают проблем с увлеченными и преданными последователями, готовыми проявлять инициативу, принимать ответственность, а при необходимости и приносить осознанные жертвы ради достижения общей цели. В этой связи, как считают авторы концепции эмоционального интеллекта, «особенно эффективно использовать этот стиль, когда бизнес находится на перепутье - например, в период реорганизации или когда фирме нужен новый образ будущего, но и этот стиль имеет ресурсные ограничения: «Его не следует использовать в том случае, если, например, лидер работает с командой экспертов или более опытными, чем он, коллегами: в красочном описании фантастического будущего они могут увидеть только пустословие или же непонимание текущей ситуации»3.

Обучающий стиль лидерства предполагает, что лидер-наставник «...помогает определить присущие сотрудникам сильные и слабые стороны и связать эти качества с их собственными устремлениями - как личностными, так и карьерными. Он стимулирует сотрудников на установление долгосрочных целей развития и помогает осмыслить пути их достижения. ... Лидеры-наставники, как правило, умеют грамотно делегировать полномочия и дают сотрудникам не элементарные поручения исполнительского типа, а сложные задания, которые обогащают их профессионально. Более того, истинные наставники обычно мирятся с краткосрочными неудачами сотрудника, понимая, что этот этап неизбежен, но преодолим, и, скорее всего, именно он поможет сбыться мечтам»1. Ограничения обучающего подхода связаны как с ситуационными переменными, так и с компетентностью лидера. Данный подход неэффективен в отношении членов группы с низким уровнем мотивации, нацеленных на решение сиюминутных задач. Кроме того, «при бездарном воплощении обучающий подход воспринимается как проявление мелочности или избыточного контроля. Такого рода поведение руководителя может подорвать уверенность сотрудников в себе, что в итоге ведет к ухудшению производительности»2.

Товарищеский стиль предполагает высокую степень эмоциональной открытости и базируется на развитой способности к эмпатии: «Лидеры, которые придерживаются товарищеского подхода, уделяют эмоциональным нуждам сотрудников большее внимание, чем делу. ... Сопереживание, забота о каждом, а не только о выполнении рабочих задач, за которые тот отвечает, чуткость превращают товарищеский подход в самый настоящий катализатор высокого морального духа коллектива: такой лидер способен поднять настроение людей даже при выполнении скучной и монотонной работы. Наконец, использование товарищеского стиля предполагает еще один навык эмоционального интеллекта - умение урегулировать конфликты. Эта способность находит себе применение, когда возникает задача объединить разных или даже враждебно настроенных индивидуумов в одном трудовом коллективе»3. К очевидным потенциальным издержкам товарищеского стиля следует отнести риск вырождения его в откровенно попустительский со всеми вытекающими последствиями.

Демократический стиль предполагает не просто готовность лидера к восприятию мнения членов группы, но и наличие у него навыков, позволяющих подчиненным в полной мере реализовать свои способности при решении тех или иных задач. Одним из важнейших качеств демократического лидера является умение слушать. Демократический стиль не только максимально эффективен, но и попросту незаменим, «...когда лидер... находится в нерешительности, когда не уверен, какое направление избрать, и нуждается в идеях, которые могут подсказать ему компетентные сотрудники». К ограничениям, присущим демократическому стилю, следует отнести то, что он требует существенных временных и организационных ресурсов, а также высокой технологической и социально-психологической компетентности лидера при организации групповой работы. В противном случае попытки использования данного стиля могут выродится в «...бесконечные, утомительные совещания, на которых перемалывается масса идей, но согласие остается труднодостижимым, а единственный видимый результат заключается в планировании все новых совещаний»4.

Амбициозный лидер, как правило, «...придерживается высоких стандартов производительности и сам им следует. Он одержим идеей, что работать надо быстрее и лучше, и того же требует от остальных. От плохих исполнителей он требует большего усердия и, если они все-таки не справляются с делом, исправляет ситуацию самостоятельно», в то же время у такого лидера, «...как правило, отсутствует перспективное видение, и обычно такие лидеры не могут вызвать у сотрудников живой эмоциональный отклик. Слишком часто эти лидеры верят только цифрам, которых не всегда достаточно, чтобы вдохновить или мотивировать людей». Однако амбициозный стиль может оказаться эффективным. «...уместен в технических областях, при работе с высококвалифицированными специалистами.... Имеет смысл использовать амбициозный стиль в период резкого роста компании. В случае, когда все члены группы - превосходные специалисты, имеющие высокую мотивацию, такой стиль может привести к блестящим результатам»1.

Лидеры, руководствующиеся авторитарным стилем, «...требуют от подчиненных немедленного повиновения, но не утруждают себя разъяснением смысла своих приказов. Если подчиненные не следуют этим распоряжениям безоговорочно, лидеры прибегают к угрозам... Редко поощряя сотрудников, но не забывая их критиковать, авторитарный лидер рискует сломить дух людей. Он лишает их гордости и удовлетворения, получаемого от работы... Своими действиями он может лишиться важнейшего инструмента, необходимого любому лидеру: способности убедить людей, что их работа является важной частью общей миссии. У людей пропадает увлеченность, они чувствуют отчуждение от собственной работы и с недоумением спрашивают себя, имеют ли смысл их усилия»2. Вместе с тем, в определенных ситуациях авторитарный стиль лидерства может оказаться не только уместен, но и необходим: «В кризисных ситуациях, например, в условиях реорганизации фирмы, авторитарный стиль может быть чрезвычайно эффективен, особенно поначалу, когда надо срочно ликвидировать устаревшие порядки и заставить людей по-новому взяться за дело. Аналогично в чрезвычайных ситуациях (пожар в здании, приближение урагана или угроза враждебного поглощения) лидеры, использующие авторитарный стиль, способны остановить панику. Кроме того, порой этот стиль, особенно если остальные методы не привели к желаемому результату, помогает строить отношения с сотрудниками с тяжелым характером»3.

Вполне понятно (и это подтверждается многочисленными исследованиями, в том числе и в области эмоционального интеллекта), что по-настоящему эффективное лидерство возможно только при максимально гибком поведении лидера, в основе которого лежит уверенное владение всеми описанными стилями и способность выбирать наиболее адекватный объективным условиям, складывающимся в группе, при безусловной преимущественной ориентации на резонансные подходы. Авторитарные лидеры характеризуются, прежде всего, тем, что упорно сопротивляются необходимости делегировать хоть какую-то часть власти и неизменно акцентируют внимание на неудачах, а не успехах своих подчиненных. Совершенно понятно, что, как правило, подобный гиперконтроль и привнесение эмоционального недоверия по властной вертикали «сверху - вниз» закономерно приводит к межличностным напряжениям и отравляет в целом социально-психологический климат в сообществе.

Практический социальный психолог вне зависимости от того, какая конкретная профессиональная задача стоит перед ним при работе с реально функционирующей контактной группой, попросту не только не может приступить к ее решению, но и даже более или менее адекватно ее сформулировать, до тех пор, пока не прояснит для себя вопрос о характере лидерства в данной общности. Выявление стиля лидерства в группе, социально-психологических особенностей личности лидера, специфики его взаимоотношений

с ведомыми, определения тех сфер жизнедеятельности сообщества, в рамках которых наиболее ярко проявляется феномен лидерского влияния - все это и является первостепенным условием, без выполнения которого никакая профессиональная деятельность практического социального психолога попросту не может быть всерьез «запущена». При этом данный вывод полностью справедлив применительно ко всем без исключения группам и организациям.

В наши дни каждый старается стать успешным и уважаемым человеком. Для этого нужно соответствовать определенным требованиям со стороны окружающих. Как удается отдельным личностям установить безусловное лидерство? Концепции лидерства весьма разнообразны и заслуживают отдельного разговора. О них пойдет речь в этой статье.

Понятие лидерства

Лидерством называют способность оказывать определенное влияние как на каждую личность в отдельности, так и на группу разнообразных лиц, направляя общие усилия людей на достижение единой цели. С социально-психологической точки зрения это процесс вполне естественный, основанный на влиянии одного авторитетного индивида на поведение остальных членов группы. Под влиянием при этом понимают такие действия человека, которые вносят изменения в чувства, отношения, поступки другой личности. Есть несколько способов осуществить лидерство. Концепции лидерства предполагают, что влияние можно проявить через идеи, убеждение, внушение, письменное и устное слово, принуждение, личный авторитет, эмоциональное заражение, собственный пример и так далее.

Кто такой лидер

Существование в составе определенной группы предполагает чье-либо лидерство. Концепции лидерства основаны на самых разных теориях. Какие качества необходимы человеку, чтобы возглавить группу? Лидер - это человек, способный объединить людей и направить их к достижению какой-нибудь цели. Причем понятия «лидер» и «цель» друг от друга неотделимы. Однако поставить перед собой определенную задачу и планомерно ее осуществлять в одиночку еще не значит стать руководителем. Неотъемлемым качеством каждого лидера считается наличие последователей. Основная роль всякого вождя заключается в умении заставить людей пойти вслед за собой, организовать необходимое взаимодействие подчиненных в единой системе, которая способствовала бы решению конкретных проблем в рамках установленной цели. Другими словами, лидер представляет собой элемент, который упорядочивает поведение других людей. Истинным руководителем может стать только личность, которая является носителем черт, приветствуемых и ожидаемых в данной конкретной группе. Поэтому «пересаживание» лидера из одного объединения в другое, как и назначение его сверху - прием нецелесообразный и малоэффективный.

Виды лидерства

Концепции лидерства предполагают, что люди в сообществе объединяются по трем основным причинам. Как правило, ими руководит желание получить эмоциональную поддержку, узнать необходимую информацию или наладить деловые взаимосвязи. Таким образом, состоит из трех компонентов: эмоционального, информационного и делового. Человек, которые способен в нужный момент призвать людей к порядку и напомнить им об общей цели - это «руки группы». Такую личность можно назвать деловым лидером. С ним прекрасно работается, он умеет организовать дело и наладить необходимые деловые контакты и взаимосвязи. Человек, обладающий большой эрудицией и способный донести нужную информацию до остальных - это «мозг группы». Его можно назвать информационным лидером. Личность, к которой можно обратить за сочувствием и «поплакаться в жилетку» - это «сердце группы». Такой человек является эмоциональным лидером. Помимо трех вышеперечисленных видов встречается еще и четвертый, наиболее предпочтительный вариант. Это - универсальный лидер. Подобная личность объединяет в себе все три компонента, однако такой вид лидерства встречается крайне редко.

Многообразие концепций

В изучении проблемы главенства одних людей над другими можно выделить три основных направления: традиционное, ситуационное и новое. Исторически самыми ранними являются традиционные концепции лидерства. Согласно им организовать толпу может только личность исключительная, наделенная уникальными качествами. Известные приверженцы этой теории - Эдвин Гизелли, Уоррен Беннис и Вальф Стогдилл.

Основные концепции лидерства в современном мире появились на базе традиционных. Одна из них - ситуационная теория. Ее предложил Френк Фидлер, который считал, что личность может обнаружить способность к руководству только при возникновении соответствующих обстоятельств. Общим для ситуационного и традиционного подхода в изучении проблемы является то, что результат управленческой деятельности в них напрямую зависит от личностных качеств лидера.

Позднее были созданы новые концепции лидерства. К ним относятся теории атрибутивного (аналитик), харизматичного и преобразующего (реформатор) лидерства. Все они остроумны и вполне имеют право на существование, однако не отражают изучаемый феномен полностью. Этот вопрос по сей день является неразрешенным. Основные концепции лидерства будут изложены ниже.

Традиционные теории

Как уже было сказано выше, они основывались на внешних признаках и личностных но со временем были опровергнуты. Вот некоторые из них:

Концепция физических качеств была признана несостоятельной одной из первых. Ведь лидер не всегда отличается высоким ростом, большим весом и неуемной физической силой. Напротив, его внешние данные могут быть самыми заурядными.

Концепция интеллигентности основана на вербальных и оценочных качествах личности. Предполагается, что наличие указанных качеств обеспечивает управленческий успех. Однако далеко не каждый образованный, воспитанный и обходительный человек может повести за собой людей.

Бихевиористский подход

Традиционные концепции лидерства не ограничиваются двумя вышеназванными теориями. Концепция черт лидера также к ним относится. Она базируется на том, что каждый руководитель должен обладать определенным набором психологических качеств. Ему должны быть присущи уверенность в себе, гибкий и острый ум, сильная воля, компетентность, организаторские способности, знание человеческой натуры. Американским социологом Э. Богадусом были перечислены качества, которыми должен обладать лидер: энергия, ум, лидер, способность предвидеть, чувство юмора, такт, твердый характер. В «Учебнике по лидерству» американец Р. Стогдилл отмечает, что структура возглавляющей группу, должна соотноситься с деятельностью, задачами и чертами его подчиненных. Однако изучение реальных групп показало, что ими может руководить человек, не имеющий вышеперечисленных качеств. А личность, теоретически способная на лидерство, иногда занимает весьма скромное место в организации.

Ситуационный подход

Концепции ситуационного лидерства возникли на базе традиционного подхода к изучению проблемы. Они предполагают, что возглавить группу может только тот человек, который в состоянии направить людей на разрешение конкретной ситуации. У него должны быть соответствующие способности, свойства, качества, знания, опыт. Для решения различных проблем могут понадобиться разные личности, поэтому главенство в сообществе может переходить от одного человека к другому. Деловой лидер может сменить информационного, а эмоциональный - делового и так далее. Э. Хартли выявил несколько закономерностей, характерных для ситуационного лидерства:

  1. Если человек возглавил группу в одной ситуации, то у него автоматически повышаются шансы стать руководителем в другой.
  2. Если личность проявила свои и заработала у остальных авторитет, значит, она впоследствии может стать руководителем и закрепить свои главенствующие позиции.
  3. Восприятие группы зиждется на стереотипах. Если человек стал лидером в одной ситуации, значит, она воспримет его таковым и в другой.
  4. Для того чтобы стать руководителем, нужно иметь к этому внутреннее стремление.

Политическая теория

Со временем возникают все новые теории возникновения лидерства. Одну из них выдвинули основоположники марксизма. Они предположили, что этот феномен можно объяснить с точки зрения классового противостояния. В их понимании политический лидер - это умелый, последовательный и сознательный выразитель интересов определенного класса, который играет по отношению к своей группе в известном смысле служебную, вспомогательную роль. Марксистские теоретики пытались доказать, что историю совершают люди, однако их побудительные мотивы основываются на экономической составляющей жизни общества. Таким образом, концепции предполагают главенствующую роль отдельной личности в тесной связи с деятельностью социальных групп. В разные исторические эпохи к лидеру могут предъявляться различные требования.

Теория Фрейда

Современные концепции лидерства имеют под собой разную, порой весьма сложную психологическую основу. Например, Зигмунд Фрейд выдвинул свою уникальную теорию «личностно-психологических качеств». Психоаналитик утверждает, что некоторые люди стремятся к лидерству потому, что пытаются компенсировать возникший в юности или детстве При этом свою превалирующую позицию над другими такие личности могут демонстрировать неэтичными способами, которые являются следствием неврозов, маниакальной паранойи и других отклонений психики.

Загадочная харизма

Одной из самых интересных теорий является концепция Она основывается на том, что некоторые личности наделены свыше талантом управлять другими людьми. С греческого слово «харизма» переводится как милость, божественный дар. Итак, исключительные качества, прозрение свыше, умение подчинить себе людей автоматически возвышают такого выдающегося человека над остальными. Концепция харизматического лидерства предполагает, что вождь в группе является самым ярким воплощение ценностей сообщества, которые он ставит превыше личных интересов. Отношение с таким руководителем основывается на безграничном восхищении и доверии к нему. Деятельность группы, объединенной харизматичным лидером, напрямую зависит от личности вождя. Без него организация становится практически недееспособной.

Атрибутивное лидерство

Эта концепция исходит из того, что лидер должен уметь анализировать поведение подчиненных и предсказывать их реакцию на ту или иную ситуацию. В ходе своей деятельности руководитель постоянно ищет ответ на вопрос о причинах поведения сотрудников. В своем поиске он базируется на трех составляющих:

  1. Личность.
  2. Сама трудовая деятельность.
  3. Обстоятельства и организационное окружение.

Таким образом, лидер стремится определить причины плохой работы сотрудников и правильно отреагировать на возникшую ситуацию. В данной модели руководства происходит постоянное взаимодействие между начальником и простым работником. Эффективность мер, предпринимаемых лидером для улучшения работы, определяется реакцией на них подчиненного.

Преобразующий подход

Лидер-реформатор стремится мотивировать последователей путем повышения их сознательности. Он улучшает образовательный уровень подчиненных, создает атмосферу доверительности в коллективе, помогает людям научиться совмещать личные интересы с общественными. Такая модель руководства предполагает участие подчиненных в управлении группой. Они не слепо подчиняются начальнику, а стремятся адекватно оценить его поведение. Концепция преобразующего лидерства основывается на творческом подходе: лидер последовательно завоевывает уважение и доверие последователей, оставаясь первым среди равных.

Ученые по-разному отвечают на вопрос о том, что такое лидерство. Концепции лидерства раскрывают этот феномен с самых разных точек зрения. Изучить основные направления в этом вопросе будет интересно и полезно каждому.

Различие понятий "лидер" и "руководитель":

Лидер регулирует межличностные отношения, а руководитель - официальные. Лидерство в условиях микросреды, руководитель - макросреды. Лидерство возникает стихийно, руководитель избирается. Явление лидерства менее стабильно. Руководство подчиненными более прочно, чем руководство лидера. Процесс принятие решения руководителем более сложен. Сфера деят-ти лидера - малая группа, а сфера деят-ти руководителя шире. Но и тот и другой имеют дело с однопорядковыми проблемами.

Лидерство - психологическая характеристика поведения, руководство - социальная.

Лидер - тот человек, кот.выдвигается в результате взаимодействия членов группы для организации группы при решении конкретной задачи в конкретной ситуации, принимая на себя определенные ф-ции. Остальные участники принимают такой тип взаимоотношения, что их будут вести, а они будут ведомы.

Феномен лидерства относится к динамическим процессам малой группы. Могут быть проблемы при несовпадении уровня притязания лидера и мере готовности других членов группы. Лидер=авторитет, но не всякий авторитет лидер. Лидер должен организовывать решение какой-то задачи, авторитет этого не делает.

Теории происхождения лидерства:

1. Теория черт (харизматическая)

Лидер - человек, обладающий определенными чертами.

Все начали пытаться выделить эти черты. Разброс их у разных авторов был большой, они выбирали или свои черты или черты некого идеального лидера. Первин и Джон выделили 5 блоков базовых личностных качеств лидера: экстраверсия, невротизм, сознательность, доброжелательность, открытость. Первые четыре черты часто встречаются у лидеров. Теория оказалась малозначимой.

2. "Ситуационная теория"

Лидер тот, кто обладает теми чертами, кот.нужны для решения данной проблемы. Главным моментом появления лидера считалось его выдвижение группой, т.к. от него ожидали проявления в данной ситуации черты.

Хартли, не согласившись с этим, предложил четыре "модели", почему люди становятся лидерами и почему не только ситуация определяет выдвижение

1)если кто-то в одной ситуации стал лидером, то велика вероятность, что он станет им и в другой ситуации

2)Лидеры в одной ситуации рассматриваются как "лидеры" вообще

3)Человек, став лидером в одной ситуации, приобретает авторитет, и его выбирают в другой раз

4)некот.люди ищут "посты" и ведут себя так, что им "дают посты"

3. "Системная теория лидерства" (более полная, чем предыдущие)

Лидерство - процесс организации межличностных отношений. лидер-субъект управления этим процессом. Лидерство - ф-ция группы. Одновременно могут существовать лидеры двух типов:

1.Инструментальный (деловой) - обеспечивающий успех задачи

2.Эмоциональный - обеспечивающий атмосферу в группе

В разных ситуациях один из лидеров может быть востребован больше.

"Вероятностная модель эффективности руководства" Фидлера. У него есть руководитель, ориентированный на задачу и руководитель, ориентированный на межличностные отношения.

К какому типу принадлежит руководитель? Выяснить можно при помощи методики НПС (отношение к наименее предпочитаемому сотруднику). Ориентированный на задачу видит в нем только отрицательные черты, ориентированный на межличностные отношения видит не только их. Далее группы различаются по уровню Социального контроля СК (степень владения руководителем ситуацией).Строится вероятностная модель по выявлению наиболее эффективного руководителя в группах различного типа. При высоком и низком уровне СК более эффективен руководитель, ориентированный на задачу, а при среднем СК - на межличностные отношения.

Эта модель находит практическое применение и на ее основании строится тренинг лидерского соответствия.

Отличие лидера от другого участника группы не в наличии черт, а в наличии влияния.

Пример: концепция Кричевского "концепция ценностного обмена" как механизма выдвижения лидеров. Лидер это тот, в котором в наиболее полном виде представлены качества, особо значимые для групповой деят-ти, т.е. являются ценностью группы. Группа с лидером идентифицируется.

Стили лидерства:

Эксперимент по стилю лидерства. Проводился на группе детей 11-12 лет при лепки макси из папье-маше под руководством взрослых (они руководители).Руководители демонстрировали разные стили, а экспериментаторы сравнивали эффективность 3х групп. Стили руководства: авторитарный, демократический, попустительный.

Авторитарный . ФС - деловые, краткие распоряжения, запреты с угрозой, неприветливый тон, похвала и порицания субъективны, показ примеров вне системы. СС - дела в группе планируются заранее, определяются лишь непосредственные цели. Голос решающий.

Демократический . ФС - инструкций в форме предложений, товарищеский тон, похвала и порицания с советами, распоряжения и запреты с дискуссиями, позиция лидера - внутри группы. СС - мероприятия планируются не заранее, а в группе. За реализацию предложений отвечают все. Все разделы работы обсуждаются.

Попустительный . ФС – тон - конценциональный. Отсутствие и похвалы и порицаний. Нет сотрудничества. Позиция лидера незаметна. СС - дела в группе идут сами собой. Лидер не дает указаний. Разделы работ складываются из отдельных интересов.

Не всеми методики лидера подходят для методик руководителя.