Сообщение о жизни ахматовой. Сообщение на тему: "Биография и творчество Анны Ахматовой"

Великая русская поэтесса Анна Ахматова родилась под Одессой 11 (23) июня 1889 в семье морского инженера Андрея Горенко и дворянки Инны Стоговой. Фамилию Ахматова носила её прабабка по матери, которая, по семейной легенде, происходила от хана Золотой Орды Ахмата потомка Чингисхана (см. статью Конец татарского ига). Анна позже взяла себе такой псевдоним, когда её неприязненный к поэтическим занятиям отец сказал, чтобы она своими стихами не позорила его имени.

Через год после рождения Анны семья перебралась в Царское Село. В 1905 родители расстались, и мать с детьми уехала в Киев. Анна прожила там 1906-1910 годы. Окончив гимназию, она некоторое время училась в Киеве на юридическом факультете, а потом переехала в Петербург и поступила на Высшие историко-литературные курсы.

Ещё в 1903 она познакомилась с поэтом Николаем Гумилёвым , который поощрял её раннее сочинительство и неоднократно делал предложения о замужестве. 25 апреля (ст. ст.) 1910 Анна вышла за Гумилёва – не столько по любви, сколько из-за его настойчивости.

Портрет Анны Ахматовой. Художник Н. Альтман, 1914

В конце 1911 вместе с Гумилёвым, Мандельштамом , Городецким и др. она участвовала в создании творческого объединения «Цех поэтов ». Оно объединило т. н. акмеистов – сторонников литературного направления, которое в противоположность выходившему из моды символизму , тяготело к изображению осязаемых вещей, а не бесплотных образов, житейской реальности, а не смутных мечтаний.

В 1912 вышел в свет первый поэтический сборник Ахматовой – «Вечер». (Самые известные его стихи: «Молюсь оконному лучу… », «Сжала руки под тёмной вуалью », «Как соломинкой пьёшь мою душу… », «Сероглазый король », «Мне больше ног моих не надо… », «Песня последней встречи »). В 1914 появился второй сборник – «Чётки» (1914). (В него вошли, среди других, стихотворения «В последний раз мы встретились тогда… », «Мальчик сказал мне: "Как это больно!" », «Я научилась просто, мудро жить… », «Я пришла к поэту в гости… »). Их главная тема – женские любовные переживания. Поэзия Ахматовой стала необычайно популярной, породив большое число подражателей.

Но вскоре грянула Первая Мировая война , а затем и великая революция . Третий ахматовский сборник – «Белая стая» (сентябрь 1917) – вышел среди растущей разрухи. Во время ужасной русской смуты многие друзья Ахматовой бежали из России. Возможность уехать была и у неё, но доселе связываемая лишь с любовными мотивами поэтесса проявила большой патриотизм: она сознательно решила остаться с терзаемой бедами родиной, осудив беглецов в стихотворениях «Ты - отступник: за остров зеленый… » и «Мне голос был… ». Своё отношение к большевизму и веру в возрождение родины Ахматова выразила в стихах «Всё расхищено, предано, продано… ».

От Николая Гумилёва она осенью 1912 родила своего единственного сына – Льва , в будущем – великого русского географа и историософа. Но брак с Гумилёвым быстро распался. В 1918 Анна Андреевна году вышла за известного ассириолога и поэта Владимира Шилейко. В апреле 1921 появился четвёртый сборник её стихов – «Подорожник», а в октябре пятый – «Anno Domini MCMXXI» (лат. «В лето господне 1921»). Летом 1921 Ахматова рассталась и с Шилейко, а в августе того же года был расстрелян арестованный большевиками по делу о «Таганцевском заговоре » Гумилёв. Через два дня после его гибели написано стихотворение «Страх, во тьме перебирая вещи… ».

Поэзия Ахматовой резко противоречила большевицкой идеологии и эстетике. С 1925 печатание её стихов было неофициально приостановлено особым партийным постановлением. Она обратилась к переводам, к изучению творчества Пушкина. Общественная изоляция Ахматовой была столь сильна, что за границей и даже в СССР многие считали её умершей. Она продолжала втайне писать стихи, но большинство их было утеряно или уничтожено в дальнейшие бурные и опасные годы.

Анна Ахматова. Нарезка запечатлевших её хроникальных видеокадров. Ахматова читает своё стихотворение «Муза»

Ахматова жила в большой нужде. В 1922 она стала гражданской женой искусствоведа Н. Пунина. В октябре 1935 её мужа и сына арестовали, но освободили через неделю, так как Ахматова сумела, немедленно выехав в Москву, передать через Бориса Пастернака прошение в Кремль. В 1938 Лев Гумилёв был вновь арестован и получил пять лет лагерного срока. В том же году Ахматова рассталась с Пуниным. Теме сталинских репрессий посвящена её поэма «Реквием », написанная в 1935-1940, долго скрываемая и впервые опубликованная в СССР лишь в перестроечные годы.

С приближением войны Сталин начал заигрывать с прежде жестоко преследуемым им русским патриотизмом. В 1939 он разрешил принять Ахматову в Союз советских писателей, а в 1940 – выпустить шестой её сборник («Из шести книг»). Однако эта книга была тут же запрещёна, часть её нераспроданного тиража уничтожена. Ахматова продолжала жить в окружении постоянной слежки.

В сентябре 1941 её эвакуировали из блокадного Ленинграда . Вскоре она попала в Ташкент, где едва не умерла от тифа. В Ташкенте вышел (1943) сборник её «Избранного» – последнее напечатанное при Сталине. В июне 1944 Ахматова вернулась из эвакуации в Ленинград. К войне она относилась очень патриотично, не раз выезжала на фронт для чтения стихов бойцам.

После войны отношение власти к ней вновь стало ухудшаться. 14 августа 1946 вышло знаменитое постановление Оргбюро ЦК ВКП(б) «О журналах "Звезда" и "Ленинград"» , где Ахматова была названа «типичной представительницей чуждой нашему народу пустой безыдейной поэзии». Партийный идеолог Андрей Жданов именовал Ахматову «полумонахиней, полублудницей», которая «мечется между будуаром и молельной». Её и Михаила Зощенко исключили из Союза писателей. Лев Гумилёв после пяти лет заключения в лагерях попросился добровольцем на фронт, дошёл до Берлина, но в августе 1949 его и Пунина вновь арестовали. Лев получил 10 лет лагерей и пробыл зэком до 1956. Пунин умер в лагере в августе 1953. Сама Ахматова чудом осталась в живых. 14 июля 1950 министр госбезопасности СССР В. Абакумов отправил Сталину докладную записку о необходимости её ареста, но любивший играть со своими жертвами, как кошка с мышкой, диктатор отклонил это предложение и даже велел в 1951 восстановить поэтессу в СП.

Анна Андреевна Ахматова (Горенко)

(1889 - 1966)

Одна из самых талантливых поэтесс Серебряного века Анна Ахматова прожила долгую, насыщенную как яркими моментами, так и трагическими событиями жизнь. Она трижды побывала замужем, однако счастья ни в одном браке не испытала. Она была свидетельницей двух мировых войн, в течение каждой из которых испытывала небывалый творческий подъем. У нее были сложные отношения с сыном, который стал политическим репрессантом, и до конца жизни поэтессы считал, что та предпочла творчество любви к нему…

Анна Андреевна Горенко (такова настоящая фамилия поэтессы) родилась 11 (23 июня по старому стилю) 1889 года в Одессе. Отец ее, Андрей Антонович Горенко был отставным капитаном второго ранга, после окончания морской службы получившим чин коллежского асессора. Мать поэтессы, Инна Стогова, была интеллигентной, начитанной женщиной, водившей дружбу с представителями творческой элиты Одессы. Впрочем, о «жемчужине у моря» у Ахматовой не останется детских воспоминаний – когда ей исполнился год, семейство Горенко перебралось в Царское Село под Петербургом. Здесь Ахматова стала ученицей Мариинской гимназии, но каждое лето проводила под Севастополем. "Мои первые впечатления - царскосельские, - писала она в позднейшей автобиографической заметке, - зеленое, сырое великолепие парков, выгон, куда меня водила няня, ипподром, где скакали маленькие пестрые лошадки, старый вокзал и нечто другое, что вошло впоследствии в "Царскосельскую оду"".

С детства Анну обучали французскому языку и светскому этикету, что было привычным для любой девушки из интеллигентной семьи. Образование Анна получила в Царскосельской женской гимназии, там же она познакомилась со своим первым мужем Николаем Гумилевым и написала первые стихи. Встретив Анну на одном из торжественных вечеров в гимназии, Гумилев был очарован ею и с тех пор хрупкая темноволосая девушка стала постоянной музой его творчества.

Первый свой стих Ахматова сочинила в 11 лет и после этого стала активно совершенствоваться в искусстве стихосложения. Отец поэтессы считал это занятие несерьезным, поэтому запретил ей подписывать свои творения фамилией Горенко. Тогда Анна взяла девичью фамилию своей прабабушки – Ахматова. Впрочем, очень скоро отец совсем перестал влиять на ее творчество – родители развелись, и Анна с матерью переехали сначала в Евпаторию, затем – в Киев, где с 1908 по 1910 год поэтесса училась в Киевской женской гимназии. В 1910 Ахматова вышла замуж за своего давнего поклонника Гумилева. Николай Степанович, который уже тогда был довольно известной личностью в поэтических кругах, поспособствовал публикации поэтических наработок супруги. На стилистику ранних поэтических опытов Ахматовой оказало заметное влияние знакомство с прозой К. Гамсуна, с поэзией В. Я. Брюсова и А. А. Блока. Свой медовый месяц Ахматова провела в Париже, затем переехала в Петербург и с 1910 по 1916 г. жила в основном в Царском Селе. Училась на Высших историко-литературных курсах Н. П. Раева.

Первые стихи Ахматовой начали печататься в разных изданиях с 1911 года, а в 1912 вышел ее первый полноценный поэтический сборник – «Вечер». В 1912 году Анна родила сына Льва, а в 1914 к ней пришла известность – сборник «Четки» получил хорошие отзывы критиков, Ахматова стала считаться модной поэтессой. Протекция Гумилева к тому времени перестает быть необходимой, и в отношениях супругов наступает разлад. В 1918 году Ахматова развелась с Гумилевым и вышла замуж за поэта и ученого Владимира Шилейко. Впрочем, и этот брак был недолгим – в 1922 году поэтесса развелась и с ним, чтобы через полгода сочетаться браком с искусствоведом Николаем Пуниным. Парадокс: впоследствии Пунин будет арестован практически в одно время с сыном Ахматовой – Львом, однако Пунина освободят, а Лев пойдет по этапу. Первый муж Ахматовой, Николай Гумилев, к тому времени будет уже мертв: его расстреляют в августе 1921.

Ее лирика оказалась близка не только "влюбленным гимназисткам", как иронично замечала Ахматова. Среди ее восторженных поклонников были поэты, только входившие в литературу, - М. И. Цветаева, Б. Л. Пастернак. Более сдержано, Но все же одобрительно отнеслись к Ахматовой А. А. Блок и В. Я. Брюсов. В эти годы Ахматова становится излюбленной моделью для многих художников и адресатом многочисленных стихотворных посвящений. Ее образ постепенно превращается в неотъемлемый символ петербургской поэзии эпохи акмеизма. В годы первой мировой войны Ахматова не присоединила свой голос к голосам поэтов, разделявших официальный патриотический пафос, однако она с болью отозвалась на трагедии военного времени ("Июль 1914", "Молитва" и др.). Сборник "Белая стая", вышедший в сентябре 1917 г., не имел столь шумного успеха, как предыдущие книги. Но новые интонации скорбной торжественности, молитвенность, сверх личное начало разрушали привычный стереотип ахматовской поэзии, сложившийся у читателя ее ранних стихов. Эти изменения уловил О. Э. Мандельштам, заметив: "Голос отречения крепнет все более и более в стихах Ахматовой, и в настоящее время ее поэзия близится к тому, чтобы стать одним из символов величия России". После Октябрьской революции Ахматова не покинула Родину, оставшись в "своем краю глухом и грешном". В стихотворениях этих лет (сборники "Подорожник" и "Anno Domini MCMXXI", оба - 1921 года) скорбь о судьбе родной страны сливается с темой отрешенности от суетности мира, мотивы "великой земной любви" окрашиваются настроениями мистического ожидания "жениха", а понимание творчества как божественной благодати одухотворяет размышления о поэтическом слове и призвании поэта и переводит их в "вечный" план.

Последний опубликованный сборник Анны Андреевны датируется 1924 годом. После этого ее поэзия попадает в поле зрения НКВД, как «провокационная и антикоммунистическая». Поэтесса тяжело переживает невозможность публиковаться, много пишет «в стол», мотивы ее поэзии меняются с романтических на социальные. После ареста мужа и сына Ахматова начинает работу над поэмой «Реквием». «Топливом» для творческого неистовства стали выматывающие душу переживания за родных людей. Поэтесса прекрасно понимала, что при нынешней власти это творение никогда не увидит свет, и, чтобы хоть как-то напомнить о себе читателям, Ахматова пишет ряд «стерильных» с точки зрения идеологии стихотворений, которые вместе с отцензуренными старыми стихами составляют сборник «Из шести книг», вышедший в 1940 году.

Всю Вторую мировую войну Ахматова провела в тылу, в Ташкенте. Практически сразу после падения Берлина поэтесса вернулась в Москву. Однако там она уже давно не считалась «модной» поэтессой: в 1946 году ее творчество раскритиковали на заседании Союза писателей, и вскоре Ахматова была исключена из ССП. Вскоре на Анну Андреевну обрушивается еще один удар: вторичный арест Льва Гумилева. Во второй раз сыну поэтессы присудили десять лет лагерей. Все это время Ахматова пыталась вытащить его, строчила просьбы в Политбюро, однако никто к ним не прислушался. Сам Лев Гумилев, ничего не зная о стараниях матери, решил, что она не приложила достаточно усилий, чтобы помочь ему, поэтому после освобождения отдалился от нее.

В 1951 году Ахматову восстановили в Союзе советских писателей и она постепенно возвращается к активному творческому труду. В 1964 году ей была присуждена престижная итальянская литературная премия «Этна-Торина» и ей позволяют получить ее, поскольку времена тотальных репрессий прошли, и Ахматова перестала считаться антикоммунистической поэтессой. В 1958 году выходит сборник «Стихотворения», в 1965 – «Бег времени». Тогда же, в 1965 году, за год до своей смерти, Ахматова получает докторскую степень Оксфордского университета.

Вершина творчества Ахматовой - большая лирико-эпическая "Поэма без героя" (1940-62). Трагедийный сюжет самоубийства молодого поэта перекликается с темой надвигающегося крушения старого мира; поэма отличается богатством образного содержания, отточенностью слова, ритмики, звучания.

Говоря об Анне Андреевне, нельзя не упомянуть о воспоминаниях людей, знавших ее. В этих рассказах чувствуешь весь внутренний мир Ахматовой. Предлагаем вам окунуться в мир воспоминаний К.И. Чуковского:

"Анну Андреевну Ахматову я знал с 1912 года. Тоненькая, стройная, похожая на робкую пятнадцатилетнюю девочку, она ни на шаг не отходила от мужа, молодого поэта Н. С. Гумилева, который тогда же, при первом знакомстве, назвал ее своей ученицей.

То было время ее первых стихов и необыкновенных, неожиданно шумных триумфов. Прошло два-три года, и в ее глазах, в осанке, и в ее обращении с людьми наметилась одна главнейшая черта ее личности: величавость. Не спесивость, не надменность, не заносчивость, а именно величавость "царственная", монументально важная поступь, нерушимое чувство уважения к себе, к своей высокой писательской миссии.

С каждым годом она становилась величественнее. Нисколько не заботилась об этом, это выходило у нее само собой. За все полвека, что мы были знакомы, я не помню у нее на лице ни одной просительной, заискивающей, мелкой или жалкой улыбки. При взгляде на нее мне всегда вспоминалось некрасовское:

Есть женщины в русских селеньях

С спокойною важностью лиц,

С красивою силой в движеньях,

С походкой, со взглядом цариц...

Она была совершенно лишена чувства собственности. Не любила и нехранила вещей, расставалась с ними удивительно легко. Она была бездомной кочевницей и до такой степени не ценила имущества, что охотно освобождалась от него, как от тяготы. Близкие друзья ее знали, что стоит подарить ей какую-нибудь, скажем, редкую гравюру или брошь, как через день или два она раздаст эти подарки другим. Даже в юные годы, в годы краткого своего"процветания", жила без громоздких шкафов и комодов, зачастую даже без письменного стола.

Вокруг нее не было никакого комфорта, и я не помню в ее жизни такого периода, когда окружавшая ее обстановка могла бы назваться уютной.

Самые эти слова "обстановка", "уют","комфорт" были ей органически чужды - и в жизни, и в созданной ею поэзии. И в жизни и в поэзии Ахматова была чаще всего бесприютна... То была привычная бедность, от которой она даже не пыталась избавиться.

Даже книги, за исключением самых любимых, она, прочитав, отдавала другим. Только Пушкин, Библия, Данте, Шекспир, Достоевский были постоянными ее собеседниками. И она нередко брала эти книги - то одну, то другую - в дорогу. Остальные книги, побывав у нее, исчезали...

Она была одним из самых начитанных поэтов своей эпохи. Терпеть не могла тратить время на чтение модных сенсационных вещей, о которых криком кричали журнально-газетные критики. Зато каждую свою любимую книгу она читала и перечитывала по нескольку раз, возвращаясь к ней снова и снова.

Когда перелистываешь книгу Ахматовой - вдруг среди скорбных страниц о разлуке, о сиротстве, о бездомности набредешь на такие стихи, которые убеждают нас, что в жизни и в поэзии этой "бездомной странницы" был Дом, который служил ей во все времена ее верным и спасительным прибежищем.

Этот Дом - родина, родная русская земля. Этому Дому она с юных лет отдавала все свои самые светлые чувства, которые раскрылись вполне, когда он подвергся бесчеловечному нападению фашистов. В печати стали появляться ее грозные строки, глубоко созвучные народному мужеству и народному гневу.

Анна Ахматова - мастер исторической живописи. Определение странное, чрезвычайно далекое от прежних оценок ее мастерства. Едва ли это определение встречалось хоть раз в посвященных ей книгах, статьях и рецензиях - во всей необъятной литературе о ней.

Ее образы никогда не жили своей собственной жизнью, а всегда служили раскрытию лирических переживаний поэта, его радостей, скорбей и тревог. Немногословно и сдержанно выражала она все эти чувства. Какой-нибудь еле заметный микроскопический образ был насыщен у нее такими большими эмоциями, что он один заменял собою десятки патетических строк.

О чем бы она ни писала в последние годы, всегда в ее стихах ощущалась упорная дума об исторических судьбах страны, с которой она связана всеми корнями своего существа.

Когда Анна Андреевна была женой Гумилева, они оба увлекались Некрасовым, которого с детства любили. Ко всем случаям своей жизни они применяли некрасовские стихи. Это стало у них любимой литературной игрой. Однажды, когда Гумилев сидел поутру у стола и спозаранку прилежно работал, Анна Андреевна все еще лежала в постели. Он укоризненно сказал ей словами Некрасова:

Белый день занялся над столицей,

Сладко спит молодая жена,

Только труженик муж бледнолицый

Не ложится, ему не до сна.

Анна Андреевна ответила ему такой же цитатой:

На красной подушке

Первой степени Анна лежит.

Было несколько человек, с которыми ей особенно "хорошо смеялось", как любила она выражаться. Это были Осип Мандельштам и Михаил Леонидович Лозинский - ее товарищи, самые близкие....

В характере Ахматовой было немало разнообразнейших качеств, не вмещающихся в ту или иную упрощенную схему. Ее богатая, многосложная личность изобиловала такими чертами, которые редко совмещаются в одном человеке.

..."скорбное и скромное величие" Ахматовой было ее неотъемлемым свойством. Она оставалась величественной всегда и везде, во всех случаях жизни - и в светской беседе, и в интимных разговорах с друзьями, и под ударами свирепой судьбы, - "хоть сейчас в бронзу, на пьедестал, на медаль"!

До Ахматовой история знала многих женщин-поэтесс, но только ей удалось стать женским голосом своего времени, женщиной-поэтом вечного, общечеловеческого значения.

Её, как никому, удалось раскрыть самые заветные глубины женского внутреннего мира, переживаний, состояний и настроений. Для достижения потрясающей психологической убедительности она пользуется ёмким и лаконичным художественным приёмом говорящей детали, которая становится для читателя "знаком беды" Такие "знаки" Ахматова находит в неожиданном для традиционной поэзии обыденном мире. Это могут быть детали одежды (шляпа, вуаль, перчатка, кольцо и т.п.), мебели (стол, кровать и пр.), меха, свечи, времена года, явления природы (небо, море, песок, дождь, наводнение и т.п.), запахи и звуки окружающего, узнаваемого мира. Ахматова утвердила "гражданские права" "непоэтических" обыденных реалий в высокой поэзии чувств. Использование таких деталей не снижает, не "заземляет" и не опошляет традиционно высоких тем. Наоборот, глубина чувств и размышлений лирической героини получает дополнительную художественную убедительность и почти зримую достоверность. Многие лаконичные детали Ахматовой-художника не только сконцентрировали в себе целую гамму переживаний, а стали общепризнанными формулами, афоризмами, выражающими состояние души человека. Это и надетая на левую руку "перчатка с правой руки", и ставшее пословицей "Сколько просьб у любимой всегда! // У разлюбленной просьб не бывает", и многое другое. Размышляя о ремесле поэта, Ахматова ввела в поэтическую культуру ещё одну гениальную формулу.

Ахматова воздает должное высокой общечеловеческой роли любви, её способности окрылять любящих. Когда люди попадают под власть этого чувства, их радуют мельчайшие повседневные детали, увиденные влюблёнными глазами: липы, клумбы, тёмные аллеи, улицы и пр. Меняют свою эмоциональную окраску даже такие постоянные в мировой культуре "знаки беды", как "резкий крик вороны в небе чёрной, // И в глубине аллеи арка склепа", - они тоже становятся в ахматовском контексте контрастными знаками любви. Любовь обостряет осязание:

Ведь звёзды были крупнее.

Ведь пахли иначе травы,

Осенние травы.

(Любовь покоряет обманно...)

И всё же ахматовская любовная поэзия - прежде всего лирика разрыва, завершения отношений или утраты чувства. Почти всегда её стихотворение о любви - это рассказ о последней встрече ("Песня последней встречи") или о прощальном объяснении, своеобразный лирический пятый акт драмы". Даже в стихах, основанных на образах и сюжетах мировой культуры, Ахматова предпочитает обращаться к ситуации развязки, как, например, в стихотворениях о Дидоне и Клеопатре, Но и состояния расставания у неё удивительно разнообразны и всеобъемлющи: это и остывшее чувство (у неё, у него, у обоих), и непонимание, и соблазн, и ошибка, и трагическая любовь поэта. Словом, все психологические грани разлуки нашли воплощение в ахматовской лирике.

Не случайно Мандельштам возводил истоки её творчества не к поэзии, а к психологической прозе XIX века "Ахматова принесла в русскую лирику всю огромную сложность и психологическое богатство русского романа девятнадцатого века. Не было бы Ахматовой, не будь Толстого и "Анны Корененой", Тургенева с "Дворянским гнездом", всего Достоевского и отчасти даже Лескова... Свою поэтическую форму, острую и ратную, она развивала с оглядкой на психокую прозу".

Именно Ахматовой удалось дать любви "право женского голоса" ("Я научила женщин говорить", - усмехается она в эпиграмме "Могла ли Биче...") и воплотить в лирике женские представления об идеале мужественности, представить, по словам современников, богатую палитру "мужских обаяний" - объектов и адресатов женских чувств.

Анна Андреевна Ахматова скончалась 5 марта 1966 года в подмосковном Домодедово.

Основные достижения Ахматовой

1912 – сборник стихов «Вечер»

1914-1923 – серия поэтических сборников «Четки», состоящая из 9 изданий.

1917 – сборник «Белая стая».

1922 – сборник «Anno Domini MCMXXI».

1935-1940 – написание поэмы «Реквием»; первая публикация – 1963, Телль-Авив.

1940 – сборник «Из шести книг».

1961 – сборник избранных стихотворений, 1909-1960.

1965 – последний прижизненный сборник, «Бег времени».

Основные даты биографии Ахматовой

1900-1905 – обучение в Царскосельской женской гимназии.

1906 – переезд в Киев.

1910 – брак с Н.Гумилевым.

Март 1912 – выход первого сборника «Вечер».

1914 – выход второго сборника «Чётки».

1918 – развод с Н. Гумилевым, брак с В. Шилейко.

1922 – брак с Н. Пуниным.

1935 – переезд в Москву в связи с арестом сына.

1940 – выход сборника «Из шести книг».

Май 1943 – выход сборника стихов в Ташкенте.

Лето 1945 – переезд в Ленинград.

Ноябрь 1949 – повторный арест Льва Гумилева.

Май 1951 – восстановление в Союзе писателей.

Декабрь 1964 – получение премии «Этна-Торина»

Интересные факты из жизни Ахматовой

    На протяжении всей своей сознательной жизни Ахматова вела дневник, отрывки из которого были опубликованы в 1973 году. Накануне своей кончины, ложась спать, поэтесса написала, что ей жаль, что здесь, в кардиологическом санатории, нет ее Библии. По всей видимости, Анна Андреевна предчувствовала, что нить ее земной жизнь вот-вот оборвется.

    В «Поэме без героя» Ахматовой есть строки: «чистый голос: я к смерти готов». Эти слова звучали и в жизни: их произнес друг и соратник Ахматовой по Серебряному веку Осип Мандельштам, когда они вместе с поэтессой гуляли по Тверскому бульвару.

    После ареста Льва Гумилева Ахматова вместе с сотнями других матерей ходила к печально известной тюрьме «Кресты». Однажды одна из измученных ожиданием женщин, увидев поэтессу и узнав ее, спросила « А ЭТО вы сможете описать?». Ахматова ответила утвердительно и именно после этого случая стала работать над «Реквиемом».

    Перед смертью Ахматова все-таки сблизилась с сыном Львом, который долгие годы таил на нее незаслуженную обиду. После смерти поэтессы Лев Николаевич принял участие в постройке памятника вместе со своими студентами (Лев Гумилев был доктором Ленинградского университета). Материала не хватало, и седовласый доктор вместе со студентами бродил по улицам в поисках камней.

Литеатура:

    Виленкин. В. "В сто первом зеркале". М. 1987.

    Жимурский. В. "Творчество Анны Ахматовой". Л. 1973.

    Малюкова. Л.Н. "А. Ахматова: Эпоха, Личность, Творчество". изд."Тагаронгская правда". 1996.

    Министерство Образования РСФСР. Владимирский государственный педагогический институт им. П.И. Лебедева - Полянского. " Пути и формы анализа художественного произведения ". Владимир. 1991.

    Павловский. А.И. "Анна Ахматова, жизнь и творчество". Москва, "Просвещение" 1991.

    Учебник для общеобразовательных учебных заведений "Русская литература XX века" для 11 класса под редакцией В. В. Агеносова, часть 1, М: "Дрофа", 1997.

    Эхенбаум. Б. "Анна Ахматова. Опыт анализа." Л. 1960.

Приложение

Биография знаменитостей - Анна Ахматова

Анна Ахматова (Анна Горенко) – русская и советская поэтесса.

Детство

Родилась Анна в многодетной семье 23 июня 1889 года. Творческий псевдоним «Ахматова» она возьмет в память легенд о своих ордынских корнях.

Детство Анна провела в Царском Селе под Санкт-Петербургом, а каждое лето семья уезжала в Севастополь. В пять лет девочка научилась говорить по-французски, однако учеба в Мариинской гимназии, куда Анна поступила в 1900 году, давалась ей тяжело.

Родители Ахматовой развелись, когда ей исполнилось шестнадцать лет. Мама, Инна Эразмовна, увозит детей в Евпаторию. Там семья пробыла недолго, и обучение Анна заканчивает уже в Киеве. В 1908 году Анна начинает интересоваться юриспруденцией и решает учиться дальше на Высших женских курсах. Результатом обучения стало знание латыни, которое позже позволило ей выучить итальянский язык.


Детские фотографии Анны Ахматовой

Начало творческого пути

Увлечение литературой и поэзией началось у Ахматовой с детства. Свое первое стихотворение она сочиняет в 11 лет.

Впервые произведения Анны печатают в 1911 году в газетах и журналах, а через год выходит первый сборник стихов «Вечер». Стихи были написаны под влиянием потери двух сестер, умерших от туберкулеза. Помогает публиковать стихи ее муж Николай Гумилев.

Юная поэтесса Анна Ахматова


Карьера

В 1914 году вышел сборник «Четки», который сделал поэтессу знаменитой. Читать стихи Ахматовой становится модно, восхищаются ими молодые Цветаева и Пастернак.

Анна продолжает писать, появляются новые сборники «Белая стая», «Подорожник». Стихи отразили переживания Ахматовой о первой мировой войне, революции, гражданской войне. В 1917 году Анна заболевает туберкулезом и долго восстанавливается.



Начиная с двадцатых годов, стихи Анны начинают критиковать, подвергать цензуре как несоответствующие эпохе. В 1923 году ее стихи прекращают печатать.

Тридцатые годы двадцатого столетия становятся для Ахматовой тяжелым испытанием – арестовывают ее мужа Николая Пунина и сына Льва. Долгое время Анна проводит возле тюрьмы «Кресты». В эти годы она пишет поэму «Реквием», посвященную жертвам репрессий.


В 1939 году поэтессу принимают в Союз советских писателей.
Во время Великой Отечественной войны Ахматова из Ленинграда была эвакуирована в Ташкент. Там она создает стихи военной тематики. После снятия блокады возвращается в родной город. Во время переездов были утеряны многие произведения поэтессы.

В 1946 году Ахматову вывели из состава Союза писателей после резкой критики ее творчества в постановлении оргбюро ЦК ВКП(б). Одновременно с Анной критикуют и Зощенко. Восстанавливают Ахматову в союзе писателей в 1951 году с подачи Александра Фадеева.



Поэтесса много читает, пишет статьи. Время, в которое она творила, наложило отпечаток на ее творчество.

В 1964 году Ахматова за вклад в мировую поэзию была отмечена премией «Этна-Таормина» в Риме.
Память о русской поэтессе увековечили в Санкт-Петербурге, Москве, Одессе, Ташкенте. Есть улицы, названные в ее честь, памятники, мемориальные доски. При жизни поэтессы написаны ее портреты.


Портреты Ахматовой: художников Натана Альтмана и Ольги Кардовской (1914 год)

Личная жизнь

Ахматова была три раза замужем. Со своим первым мужем Николаем Гумилевым Анна познакомилась в 1903 году. В 1910 году они поженились, в 1918 году развелись. Брак со вторым мужем Владимиром Шилейко продлился 3 года, последний муж поэтессы Николай Пунин долгое время провел в тюрьме.



На фото: поэтесса с мужем и сыном


Лёвушка со своей знаменитой мамой

Сын Лев родился в 1912 году. Провел более десяти лет в тюрьме. Был обижен на мать, считая, что она могла помочь избежать заключения, но не сделала этого.


Лев Гумилев провел в тюрьмах и лагерях почти 14 лет, в 1956 году он был реабилитирован и признан невиновным по всем статьям

Из интересных фактов можно отметить ее дружбу с известной актрисой Фаиной Раневской. 5 марта 1966 года Ахматова умерла в санатории Подмосковья, в Домодедово. Похоронена под Ленинградом на Комаровском кладбище.


Могила Анны Ахматовой

Анна Андреевна Ахматова, великая русская поэтесса, родилась 11 июня 1889 года. Местом рождения стал город Одесса, где ее отец, потомственный дворянин работал в должности инженера-механика. Ее мать, И. Э. Стоговая, находилась в родстве с первой русской поэтессой Анной Буниной. По материнской линии Ахматова имела предка ордынского от его имени она и образовала свой псевдоним.

Детство

Краткая биография Ахматовой упоминает о том времени, когда ее в возрасте одного года перевезли в Царское Село. Там она прожила до шестнадцати лет. Среди самых первых воспоминаний она всегда отмечала великолепные зеленые парки, ипподром с маленькими пестрыми лошадками, старый вокзал. Летние месяцы Ахматова проводила на берегу Стрелецкой бухты, под Севастополем. Она была очень любознательной. Рано научилась читать по азбуке Льва Толстого. Внимательно слушала, когда учительница занималась французским со старшими детьми, и уже в пять лет могла изъясняться сама. Биография и впервые тесно переплелись, когда ей было всего одиннадцать лет. В этом возрасте она написала свое первое стихотворение. Обучалась девочка в Царскосельской гимназии. Вначале ей давалось это с трудом. Однако вскоре дела пошли намного лучше.

Юность

Краткая биография Ахматовой непременно должна отразить тот факт, что ее мать в 1905 году развелась с мужем и вместе с дочерью переехала в Евпаторию, а оттуда в Киев. Именно здесь Анна поступила в Фундуклеевскую гимназию, а после ее окончания на Высшие женские курсы, на юридический факультет. Все это время она живо интересуется литературой и историей.

Николай Гумилев

С Николаем Гумилевым Анна познакомилась будучи еще совсем юной, а именно в четырнадцать лет. Пылкий юноша сразу полюбил красавицу Ахматову. Любовь его можно назвать несчастной, так как добился он руки возлюбленной далеко не сразу. Несколько раз он делал ей предложение и неизменно получал отказ. И только в 1909 году Ахматова дает свое согласие. Они обвенчались 25 апреля 1910 года. Краткая биография Ахматовой не может в полной мере отразить всю трагичность и брака. Николай носил свою жену на руках, боготворил и окружал вниманием. Однако в то же время достаточно часто заводил романы на стороне. В 1912 году он полюбил по-настоящему свою юную племянницу Машу Кузьмину-Караваеву. Впервые Ахматова была свергнута с пьедестала. Такого поворота событий она вынести не могла, а потому решилась на отчаянный шаг. В этом же году она родила сына. Вопреки ее ожиданиям, муж воспринял это событие достаточно холодно и продолжал ей изменять.

Творчество

В 1911 году Ахматова переехала в Санкт-Петербург. В этом городе впоследствии будет открыт музей Ахматовой. Здесь она познакомилась с Блоком и впервые опубликовалась под своим псевдонимом. Известность и признание пришли к ней в 1912 году после выхода сборника стихов «Вечер». В 1914-м она выпустила сборник «Четки», а затем в 1917 году - «Белая стая». Значительное место в них занимает своеобразная любовная лирика и стихи Ахматовой о родине.

Личная жизнь

В 1914 году муж Ахматовой Гумилев уходит на фронт. Большую часть своего времени она проводит в имении Гумилевых Слепнево в Тверской губернии. Краткая биография Ахматовой рассказывает далее о том, что через четыре года она разводится с мужем и снова выходит замуж за поэта Шилейко В. К. В 1921 году против Гумилева было сфабриковано дело, и он был обвинен в причастности к заговору против революции, в этом же году он был расстрелян. Вскоре, в 1922 году, Ахматова расстается со вторым мужем и завязывает роман с Пуниным, которого также арестовывали три раза. Жизнь поэтессы была сложной и печальной. Ее любимый сын Лев находился в заключении более 10 лет.

Взлеты и падения

В 1921 году в октябре и апреле Анна выпустила два сборника, которые стали последними перед длинной полосой цензурного надзора за ее поэзией. В двадцатые годы Ахматова подвергается жесткой критике, ее перестают печатать. Ее имя исчезает со страниц журналов и книг. Поэтесса вынуждена жить в нищете. С 1935 по 1940 годы Анна Андреевна трудится над своим знаменитым произведением «Реквием». Эти стихи Ахматовой о родине, о страданиях людей, покорили сердца миллионов людей. В этом произведении она отражает трагическую судьбу тысяч русских женщин, вынужденных ждать своих мужей из тюрем, растить детей в нищете. Ее поэзия была невероятно близка многим. Несмотря на запреты, ее любили и читали. В 1939 году Сталин отозвался положительно о творчестве Ахматовой, и ее снова стали печатать. Но как и прежде, стихи подвергались жесткой цензуре.

Великая Отечественна война

В начале войны Анна Ахматова (краткая биография непременно должна это отражать) находится в Ленинграде. Вскоре она уезжает в Москву, а затем эвакуируется в Ташкент, где и живет до 1944 года. Она не остается безучастной и старается всеми силами поддерживать боевой дух солдат. Ахматова помогала в госпиталях и выступала с чтением стихов перед раненными. В этот период она написала стихи «Клятва», «Мужество», «Щели в саду вырыты». В 1944 году она возвращается в разрушенный Ленинград. Свое жуткое впечатление от увиденного она описывает в очерке «Три сирени».

Послевоенный период

1946 год не принес Ахматовой счастья или хотя бы облегчения. Она наряду с другими авторами вновь была подвергнута самой жесткой критике. Ее исключили из Союза писателей, что означало конец любым публикациям. Причиной всему стала встреча писательницы с английским историком Берлиным. Долгое время Ахматова занималась переводами. В попытках спасти сына из заточения Анна пишет стихи, восхваляющие Сталина. Однако подобная жертва не была принята. был освобожден только в 1956 году. К концу жизни Ахматовой удалось преодолеть сопротивление бюрократов и донести свое творчество новому поколению. Ее сборник «Бег времени» был опубликован в 1965 году. Ей было позволено принять литературную премию Этно-Таормина, а также звание доктора Оксфордского университета. 5 марта 1966 года, перенеся четыре инфаркта, Анна Ахматова скончалась. Похоронена русская поэтесса под Ленинградом, на Память об этой великой женщине хранит музей Ахматовой. Он находится в Санкт-Петербурге, в

Краткое сообщение о жизни и творчестве Анны Ахматовой для детей 2, 3, 4, 5, 6, 7 классов

Ахматова - Горенко, родилась в семье с татарской родословной, 11 июля или 23 по старому стилю в 1889 году.

Ещё ребёнком, в годик, девочку перевезли в село Царское, где ей пришлось проживать почти 16 лет. Воспоминания Анны ассоциировались с воспоминаниями великолепий зелёных парков, с няней, которая с девочкой периодически ходила на местный эпод ром. Анюта часто вспоминала о маленьких лошадках, о старом вокзале. А каждым летом она отдыхала в Крыму на берегу Чёрного моря, у бухты Стрелецкая.
Кода ей было всего пять, девочка с вдохновением заслушивалась рассказами учительницы, которая учила старших братьев французскому языку. Позднее ее отдали, учится в женскую гимназию в Царскосельское. Училась в первый год не очень, а через время, учёба наладилась у молодой девушки, наладилась.
К 11 годам Ахматова сочинила первое свое произведение.

В 1903-м, Анна познакомилась с Гумилевым, которому систематически показывала свои произведения.

В 1905-м году семья девочки перестала существовать, мать и отец расторгли брак. После чего Анна переехала в Евпаторию.

В 1907-м году выпускница гимназии, а с 1908 по 1810-ый слушатель женских курсов с юриспруденции.

В 1910-м году записалась на посещение историко литературных курсов, которые проходили в Петербурге, с участием Н.П. Раева. В этом же году,Анна приняла предложение Гумилева, стать его женой. Заключив брак молодожены проживали в селе, Царское.

Через год Анна родила Гумилеву сына, но семью, рождение ребенка, не сплотило и уже, через год, молодая пара рассталась, а Ахматова, кратко говоря, вскорости, соединила жизнь с поэтом В.К. Ширейко.
Начав писать с 11 лет, а издаваться с 18, Ахматова, впервые придала огласке свое творчество летом 1910 года, во время прочтения свои творений, перед авторской аудиторией под руководством Иванова и Кузьмина. Несколько раз Ахматова пыталась издаваться без участия мужа.


В связи с этим молодая поэтесса высылает свои стихи на рассмотрение В.Я.Брюллову, с вопросом, стоит ли писать дальше? Ознакомившись с полученными текстами стихов, Брюллов смолчал. Но девушка на этом не остановилась. И в скором времени стихи Анны напечатались в журналах "Gaudeamus", "Всеобщий журнал", "Аполлон". В скорости, после их опубликования, Ахматова выступает с ними перед огромной аудиторией на Высших женских курсах.

1914 год - появился сборник "Чётки", который по невыясненным причинам переиздавался более десяти раз. Именно он принёс поэтессе славу во всей России, которая стала предметом подражания начинающих поэтов. Заглядывая в прошлое, живя воспоминаниями о детстве, Ахматова принялась к написанию поэмы о детстве, что была полностью закончена и готова к прочтению в 1914 году.

Во время войны, поэтесса, как бы замолкает, её не слышно несколько лет. Позднее, стало известно, что Анна серьёзно заболела туберкулёзом, который долго не отпускал её, в связи с чем, резко ограничилось ее письмо.
Краткая биография Анны Ахматовой характеризуется широким поэтическим диапазоном и не смотря на болезнь поэтесса пишет патриотические стихи, лирические циклы, отличающиеся мотивами кровного единства.
Позднее, поэтесса была вынуждена эвакуироваться с Ленинграда в Ташкент. Там она пишет огромное количество стихов, работает над написанием поэмы "Поэма без горя". В это время Ахматовой заинтересовался историк из Берлина, который посетил Анну в Ташкенте. Именно его и посещение, навлекло на поэтессу гнев Сталина и Акматова, кратко говоря, пришлась в немилость разгневанному Сталину, который выдал распоряжение властям, запретить печатать работы Анны Андреевны. Диктат ожесточился не на шутку, ничто не могло изменить решение главнокомандующего.
Если говорить о Ахматовой, кратко то даже на закате жизни, Анна Андреевна напечатала сборник стихов "Бег времени"и за год до смерти была награждена литературной итальянской премией.
А в 1966 году, 5 марта, сердце Анны Андреевны Ахматовой, остановилось.