Сообщение скифское царство. Две легенды о происхождении Скифии, рассказанные Геродотом

5. По рассказам скифов, народ их - моложе всех. А произошёл он таким образом. Первым жителем этой ещё необитаемой тогда страны был человек по имени Таргитай . Родителями этого Таргитая, как говорят скифы, были Зевс и дочь реки Борисфена. Такого рода был Таргитай, а у него было трое сыновей: Липоксай , Арпоксай и самый младший - Колаксай . В их царствование на Скифскую землю с неба упали золотые предметы: плуг, ярмо, секира и чаша.

6. Первым увидел эти вещи старший брат. Едва он подошёл, чтобы поднять их, как золото запылало. Тогда он отступил, и приблизился второй брат, и опять золото было объято пламенем. Так жар пылающего золота отогнал обоих братьев, но, когда подошёл третий, младший, брат, пламя погасло, и он отнёс золото к себе в дом. Поэтому старшие братья согласились отдать царство младшему. Так вот, от Липоксаиса, как говорят, произошло скифское племя, называемое авхатами, от среднего брата - племя катиаров и траспиев, а от младшего из братьев - царя - племя паралатов. Все племена вместе называются сколотами, то есть царскими. Эллины же зовут их скифами.

7. Так рассказывают скифы о происхождении своего народа. Они думают, впрочем, что со времён первого царя Таргитая до вторжения в их землю Дария прошло как раз только 1000 лет. Упомянутые священные золотые предметы скифские цари тщательно охраняли и с благоговением почитали их, принося ежегодно богатые жертвы. Если кто-нибудь на празднике заснёт под открытым небом с этим священным золотом, то, по мнению скифов, не проживёт и года. Поэтому скифы дают ему столько земли, сколько он может за день объехать на коне. Так как земли у них было много, то Колаксаис разделил её, по рассказам скифов, на три царства между своими тремя сыновьями. Самым большим он сделал то царство, где хранилось (не добывалось) золото. В области, лежащей ещё дальше к северу от земли скифов, как передают, нельзя ничего видеть и туда невозможно проникнуть из-за летающих перьев. И действительно, земля и воздух там полны перьев, а это-то и мешает зрению.

8. Так сами скифы рассказывают о себе и о соседних с ними северных странах. Эллины же, что живут на Понте, передают иначе. Геракл, гоня быков Гериона (чаще - коров), прибыл в эту тогда ещё необитаемую страну (теперь её занимают скифы). Герион же жил далеко от Понта, на острове в Океане у Гадир за Геракловыми Столпами (остров этот эллины зовут Эрифией). Океан, по утверждению эллинов, течёт, начиная от восхода солнца, вокруг всей земли, но доказать этого они не могут. Оттуда-то Геракл и прибыл в так называемую теперь страну скифов. Там его застали непогода и холод. Закутавшись в свиную шкуру, он заснул, а в это время его упряжные кони (он пустил их пастись) чудесным образом исчезли.

9. Пробудившись, Геракл исходил всю страну в поисках коней и, наконец, прибыл в землю по имени Гилея . Там в пещере он нашёл некое существо смешанной природы - полудеву, полузмею (Богиня со змеями , родоначальница скифов, известна по ряду античных изображений). Верхняя часть туловища от ягодиц у неё была женской, а нижняя - змеиной. Увидев её, Геракл с удивлением спросил, не видала ли она где-нибудь его заблудившихся коней. В ответ женщина-змея сказала, что кони у неё, но она не отдаст их, пока Геракл не вступит с ней в любовную связь. Тогда Геракл ради такой награды соединился с этой женщиной. Однако она медлила отдавать коней, желая как можно дольше удержать у себя Геракла, а он с удовольствием бы удалился с конями. Наконец, женщина отдала коней со словами: «Коней этих, пришедших ко мне, я сохранила для тебя; ты отдал теперь за них выкуп. Ведь у меня трое сыновей от тебя. Скажи же, что мне с ними делать, когда они подрастут? Оставить ли их здесь (ведь я одна владею этой страной) или же отослать к тебе?». Так она спрашивала. Геракл же ответил на это: «Когда увидишь, что сыновья возмужали, то лучше всего тебе поступить так: посмотри, кто из них сможет вот так натянуть мой лук и опоясаться этим поясом, как я тебе указываю, того оставь жить здесь. Того же, кто не выполнит моих указаний, отошли на чужбину. Если ты так поступишь, то и сама останешься довольна и выполнишь моё желание».

10. С этими словами Геракл натянул один из своих луков (до тех пор ведь Геракл носил два лука). Затем, показав, как опоясываться, он передал лук и пояс (на конце застежки пояса висела золотая чаша) и уехал. Когда дети выросли, мать дала им имена. Одного назвала Агафирсом , другого Гелоном , а младшего Скифом . Затем, помня совет Геракла, она поступила, как велел Геракл. Двое сыновей - Агафирс и Гелон не могли сся с задачей, и мать изгнала их из страны. Младшему же, Скифу, удалось выполнить задачу, и он остался в стране. От этого Скифа, сына Геракла, произошли все скифские цари. И в память о той золотой чаше ещё и до сего дня скифы носят чаши на поясе (это только и сделала мать на благо Скифу).

11. Существует ещё и третье сказание (ему я сам больше всего доверяю). Оно гласит так. Кочевые племена скифов обитали в Азии. Когда массагеты вытеснили их оттуда военной силой, скифы перешли Аракс и прибыли в киммерийскую землю (страна, ныне населённая скифами, как говорят, издревле принадлежала киммерийцам). С приближением скифов киммерийцы стали держать совет, что им делать пред лицом многочисленного вражеского войска. И вот на совете мнения разделились. Хотя обе стороны упорно стояли на своём, но победило предложение царей. Народ был за отступление, полагая ненужным сражаться с таким множеством врагов. Цари же, напротив, считали необходимым упорно защищать родную землю от захватчиков. Итак, народ не внял совету царей, а цари не желали подчиниться народу. Народ решил покинуть родину и отдать захватчикам свою землю без боя; цари же, напротив, предпочли скорее лечь костьми в родной земле, чем спасаться бегством вместе с народом. Ведь царям было понятно, какое великое счастье они изведали в родной земле и какие беды ожидают изгнанников, лишённых родины. Приняв такое решение, киммерийцы разделились на две равные части и начали между собой борьбу. Всех павших в братоубийственной войне народ киммерийский похоронил у реки Тираса (могилу царей там можно видеть ещё и поныне). После этого киммерийцы покинули свою землю, а пришедшие скифы завладели безлюдной страной.

12. И теперь ещё в Скифской земле существуют киммерийские укрепления и киммерийские переправы; есть также и область по имени Киммерия и так называемый Киммерийский Боспор. Спасаясь бегством от скифов в Азию, киммерийцы заняли полуостров там, где ныне эллинский город Синопа. Известно также, что скифы в погоне за киммерийцами сбились с пути и вторглись в Мидийскую землю. Ведь киммерийцы постоянно двигались вдоль побережья Понта, скифы же во время преследования держались слева от Кавказа, пока не вторглись в землю мидян. Так вот, они повернули вглубь страны. Это последнее сказание передают одинаково как эллины, так и варвары.

Скифскую культуру активно изучают сторонники Курганной гипотезы. Формирование сравнительно общепризнанной скифской культуры археологи относят к VII веку до н. э. При этом существует два основных подхода к толкованию её возникновения:

  • - согласно одному, основанному на так называемом «Третьем сказании» Геродота, скифы пришли с востока;
  • - другой подход, который также может опираться на сказания, записанные Геродотом, предполагает, что скифы к тому времени обитали на территории Северного Причерноморья как минимум несколько веков, выделившись из среды преемников срубной культуры.

В Средней Азии памятники ранних кочевников выявлены в 20 районах. Их можно объединить в следующие: 11 макрорайонов: 1. Тянь-Шань. 2. Семиречье. 3. Южный Казахстан и средняя Сырдарья. 4. Низовья Сырдарьи. 5. Низовья Амударьи. 6. Устюрт. 7. Сарыкамыш и Узбой. 8. Центральные Кызылкумы. 9. Долина Зерав-шана. 10. Каракумы. 11. Памир.

Ранние кочевники, в том числе саки и массагеты, широко освоили основные степные и горные районы от Восточного Туркестана и до Приаралья включительно. Они составили неразрывную часть скифо-сако-сибирской культурной общности Евразии, начиная от Дуная и до Тувы. Можно говорить о повсеместном и даже о сплошном заселении этой территории. В макрорайоне, например, Тянь-Шаня в то время были заселены долины Таласа, Чу, Кетмень-Тюбе, Иссыккульской котловины, Центрального Тянь-Шаня.

Большие племенные союзы ранних кочевников формировались в северной части Средней Азии, начиная от Приаралья и до Тянь-Шаня. В дальнейшем они проникли в южные области -- в долину Зеравшана, Каракумы и даже юго-западную Туркмению судя по встречающимся там одиночным захоронениям. На юге ранние кочевники обитали чересполосно и вблизи оседлых оазисов.

В это время по сравнению с предшествующей эпохой совершился крупный демографический скачок, который явился результатом роста производительных сил, вызванного развитием новой формы хозяйства -- кочевого скотоводства.

Основная территория расселения скифов -- степи между нижним течением Дуная и Дона, включая степной Крым и районы, прилегающие к Северному Причерноморью. Северная граница неясна. Скифы разделялись на несколько крупных племён. По сообщению Геродота, господствующими были царские скифы -- самое восточное из скифских племён, граничащее по Дону с савроматами, занимали также степной Крым. Западнее их жили скифы-кочевники, а ещё западнее, на левобережье Днепра -- скифы-земледельцы. На правобережье Днепра, в бассейне Южного Буга, близ города Ольвия обитали каллипиды, или эллино-скифы, севернее их -- алазоны, а ещё севернее -- скифы-пахари.

Начало сравнительно общепризнанной истории скифов и Скифии -- VIII век до н. э., возвращение основных сил скифов в Северное Причерноморье, где до этого веками правили киммерийцы. Киммерийцы вытеснены скифами из Северного Причерноморья к VII веку до н. э. и походами скифов в Малую Азию. В 70-х годах VII века до н. э. скифы вторгались в Мидию, Сирию, Израильское царство и, по характеристике Геродота, «господствовали» в Передней Азии, где создали Скифское Царство -- Ишкуза, но к началу VI века до н. э. были вытеснены оттуда. Следы пребывания скифов отмечены и на Северном Кавказе.

Происходившие от иранского корня скифы и сарматы к I тысячелетию до н. э. распространились в степях от Дуная до Урала, породнились с киммерийцами, а затем вытеснили последних из района обитания. Живя в азиатских степях, скифы овладели двумя главными искусствами: верховой ездой и обработкой металлов. В последнюю четверть VIII в. до н. э. скифские племена продвинулись в Анатолию, заполнив ее территорию от границ с Ассирией вплоть до Лидии и Фригии. К середине следующего столетия они уже растеклись по территории северо-западного Ирана. Потерпев поражение от мидийцев, скифы были вынуждены отступить на север и обосноваться на Северном Кавказе, в том регионе, который затем на протяжении нескольких столетий славился как страна гордых всадников.

Археологическое исследование Каменского городища (площадью около 1200 га) показало, что оно в эпоху расцвета Скифского царства являлось административным и торгово-экономическим центром степных скифов. Резкие изменения в социальном строе скифов к IV в. до н. э. отразились в появлении в Приднепровье грандиозных курганов скифской аристократии, т. н. «царских курганов», достигавших в высоту более 20 м. В них были погребены цари и их дружинники в глубоких и сложных по конструкции погребальных сооружениях. Погребения аристократии сопровождались захоронением умерщвленных жен или наложниц, слуг (рабов) и лошадей.

Следует иметь в виду, что в науке до сих пор существует искаженный образ скифской цивилизации. Современный итальянский исследователь Ф. Картини в своей книге «Истоки средневекового рыцарства» пишет: «К сожалению, и по сей день мы продолжаем смотреть на храмы, народы и страны сквозь кривое стекло эллинской «классики», для которой скифы всего лишь бесчеловечные варвары, страна их -- мрачное и туманное место рождения таинственных сказаний. Киммерийцы «сторожили» вход в царство теней. Колхида -- край колдунов и колдовского зелья. Одним словом, Меотийское болото». Однако необходимо воздать должное богатой и гордой скифской цивилизации, стране отважных конных воинов, гениальных ювелиров и шаманов -- провожатых в царстве мертвых. Скифские верования имели индоиранскую основу и в них особое место занимала идея бессмертия.

В скифской культуре была создана стройная модель мира, объединяющая в рамках единой структуры триаду богов Папай -- Таргитай -- Ани. Эта триада моделирует трехчленную организованную по вертикали вселенную и дублируется на более низком уровне -- в рамках зримого, телесного мира -- триадой сыновей Таргитая (Колаксай -- Липок-сай -- Арпоксай). Понимание места сыновей Таргитая в скифских мифах дает рассказанное Геродотом предание:

Скифы говорят, что их народ моложе всех других и произошел следующим образом: в их земле, бывшей безлюдной пустыней, родился первый человек, по имени Таргитай; родителями этого Таргитая они называют… Зевса и дочь реки Борисфена…, а у него родились три сына: Липоксай, Арпоксай и младший Колаксай. При Нихупалиде с неба на скифскую землю упали золотые предметы: плуг, ярмо, секира и чаша. Старший из братьев, первым увидев эти предметы, подошел ближе, желая их взять, но при его приближении золото воспламенилось.

По его удалении подошел второй, но с золотом повторилось то же самое. Таким образом, золото, воспламеняясь, не допустило их к себе, но с приближением третьего брата, самого младшего, горение прекратилось, и он отнес к себе золото. Старшие братья, поняв значение этого чуда, передали младшему все царство.

И затем рассказывается, что от Колаксая произошли цари-воины, от Липоксая -- жрецы, а от Арпоксая -- земледельцы и скотоводы. В этом случае триада сыновей Таргитая моделирует скифов как единый этно-социальный организм, «скифский народ» с его социальными сословиями и институтами.

В скифской мифологической модели мира ведущим божеством была богиня огня Табити, обнимающая все мироздание в целом. Здесь четко просматривается индоиранская основа, ибо для религиозно-мифологических систем других индоиранских народов характерно толкование огня как универсального принципа, суммарно олицетворяющего весь космос. Все это позволяет категорически отказаться от оценки скифской религии как имеющей «примитивный характер», как «только еще подошедшей… к созданию небесной иерархии».

Анализируя верования скифов, перед нами открывается достаточно развитая мифологическая система, свидетельствующая о высоком уровне скифской цивилизации.

Да скифы мы! Да азиаты мы! С раскосыми и жадными очами. (Александр Блок).

В древние времена, примерно от начала VIII века до н. е. на необъятных территориях Евразии от северного Причерноморья и аж до Алтая жило свободолюбивое и воинственное племя, или даже скорее племена, вошедшие в историю под общим именем скифов. Кем были древние скифы, какая их история, религия, культура, обо всем этом читайте дальше.

Где жили скифы

Где жили древние скифы? На самом деле ответ на этот вопрос не такой ясный и простой, как и на то, кто такие вообще эти скифы. Дело в том, что к скифам разные историки зачисляли самые разные племена и народы, включая и наших предков древних славян. А в некоторых средневековых рукописях даже Киевскую Русь именуют Скифией. Но, в конце концов, историки пришли к консенсусу, что скифами следует таки именовать один определенный народ, обитавший, однако, на весьма широкой территории, от Дона до Дуная, северного Причерноморья на юге нашей страны Украины и аж до Алтая.

Другие же племена, родственные скифам, например, савроматов, саков, меотов следует именовать народами скифского мира, так как у них много общих черт и в устройстве быта и в культуре, родовом укладе, обрядах и мировоззрении.

Карта археологических находок скифских курганов. Как мы видим, несмотря на широкие территории, где обитал этот древний народ, больше всего скифов жило именно в Северном Причерноморье и есть основание полагать, что именно тут был центр их цивилизации.

Происхождение скифов

На самом деле происхождение скифов загадочно, дело в том, что у самих скифов отсутствовала письменность, а ведомости о них от других народов весьма противоречивы. Главным же источником исторической информации о них являются труды историка Геродота. По одной из легенд, о которой упоминает «отец истории», скифы-кочевники пришли из Азии на территорию северного Причерноморья, изгнав оттуда обитающие там местные племена киммерийцев. Но тот же Геродот в другом своем труде «История» упоминает и другую легенду скифов, согласно которой они жили в Причерноморье всегда.

Но легенды легендами, а что же говорит о происхождение скифов ее величество археология? Археологические раскопки также, к сожалению, не дают точный ответ на вопрос и происхождение скифов. Так большинство скифов вело кочевой образ жизни, и могло передвигаться на большие расстояние за сравнительно короткий промежуток времени. Да и выделить их предков среди множества племен со схожей культурой также очень трудно.

Все-таки ряд ученых полагает, что скифы пришли в Европу из Азии уже сформированным народом. Сторонники другой теории утверждают, что скифы наоборот, издревле обитали в степях Причерноморья, а некоторые свои азиатские черты приобрели во время их походов за Кавказский хребет, в Междуречье и Малую Азию, которые состоялись в VII веке до н. е. Как же оно было на самом деле мы увы не знаем.

История скифов

Расцвет скифской цивилизации приходится на VII век, именно в это время скифы господствовали не только в степях Причерноморья, но и всей Малой Азии, где создали скифское государство Ишкуза, правда к началу VI века из Малой Азии они были вытеснены. В это же время следы пребывания скифов найдены на Кавказе.

В 512 году до н. е. все племена скифов сплотились для отражения завоевания предпринятого царем Дарием І. Попытка завоевать земли скифов провалилось, персы были разбиты. Неудачный поход Дария на скифов подробно описан все тем же Геродотом, против завоевателей скифы использовали весьма оригинальную тактику — вместо того чтобы дать персам генеральное сражение, они заманили их вглубь своей территории, всячески избегая генерального сражения и постоянно изматывая персидские войска. Под конец им уже не составило значительного труда победить ослабленных персов.

Через какое-то время уже сами скифы напали на соседнюю Фракию (территория современной Болгарии) и успешно завоевали эти земли. Затем случилась война с македонским царем Филиппом, который нанес скифам сокрушительно поражение, вновь отбросив их в степы Причерноморья.

Примерно в III-II веке до н. е. скифская цивилизация начинает приходить в упадок. Значительно сократилась и территория, где обитали скифы. В конце концов, сами скифы были завоеваны и уничтожены их далекими родственниками – кочевыми племенами сарматов. Остатки скифского царства еще какое то время продолжали сохраняться в Крыму, но и оттуда они вскоре были вытеснены племенами готов.

Культура скифов

Вся культура скифов, их жизнь, их быт буквально пропитана воинским делом, очевидно иначе в тех суровых условиях, в которых они жили, было не выжить. Воинами в скифском обществе были не только все мужчины, но и большинство женщин. Именно с суровыми скифскими воительницами связаны античные легенды о племени амазонок, отважных женщин-воинов. Во главе скифского общества пребывала так званная военная знать – царские скифы, которых в свою очередь возглавлял скифский царь. Однако власть скифского царя не была абсолютной, он скорее был первым среди равных, нежели владыкой с неограниченной властью. В функции царя входило управление войском, также он был верховным судьей, занимался разрешением споров между своими подданными и исполнял религиозные ритуалы. Зато важнейшие дела обсуждались на демократических народных собраниях, известных как «совет скифов». Порой совет скифов даже решал судьбу своих царей.

Неугодного царя также могли запросто скинуть и убить, как например, случилось со скифским царем Анархарсисом, который после того как женился на гречанке, пристрастился к греческой культуре и греческому образу жизни, что остальные скифы восприняли как предательство царем скифских обычаев и карой за это стала смерть царя.

К слову о греках, скифы на протяжении веков вели с ними интенсивную торговлю, особенно с греческими городами-колониями в Причерноморье: Ольвией, Херсонесом. Там скифы были частыми гостями, и, разумеется, некоторые культурные влияние греков таки затронули скифов, в их захоронениях очень часто находили греческую керамику, греческие монеты, греческие женские украшения, даже разные произведения искусства греческих мастеров. Некоторые особенно просвещенные скифы, как уже упомянутый нами скифский царь Анархарсис проникались идеями греческих философов, старались нести свет знаний Античности своим соплеменникам, но увы, печальная судьба Анархарсиса говорит, что не всегда это было успешно.

Обычаи скифов

В трудах Геродота можно найти множество упоминаний о суровых, как и сами скифы, скифских обычаях. Так при убийстве первого противника скифу полагалось испить его кровь. Имели скифы также подобно американским индейцам плохую привычку снимать скальпы с поверженных врагов, из которых потом шили себе плащи. Чтобы получить свою долю в добыче скифу требовалось предъявить отрубленную голову врага, а из голов особенно лютых врагов делались чаши. Также каждый год скифская знать организовывала пиры, участвовать в которых можно было только скифу, убившему какого-нибудь врага.

Популярным в скифском обществе было гадание, специальные прорицатели гадали с помощью связок прутьев или при помощи липовой мочалы. Дружеские узы скифы закрепляли особым ритуалом – в чашу с вином выливалась кровь обоих друзей, затем после произнесенных клятв, это вино с кровью выпивалось обоими друзьями.

Наиболее интересными произведениями искусства, обнаруженными археологами в скифских курганах являются предметы, декорированные в зверином стиле. Это и колчаны от стрел, и рукояти мечей, и женские ожерелья, ручки зеркал, пряжки, браслеты, гривны и т. д.

Помимо изображений фигур животных часто встречаются сцены борьбы разных зверей. Изображения эти выполнялись при помощи ковки, чеканки, литья, теснения и резьбы, чаще всего из золота, серебра, бронзы или железа.

Все эти предметы искусства действительно были созданы скифскими мастерами, признак принадлежности их к скифам – особый способ изображения животных, так званный скифский звериный стиль. Животные всегда изображены в движении и сбоку, но при этом имеют голову, повернутую в сторону зрителя. Для самих скифов они служили олицетворением звериных тотемных предков, различных духов и играли роль магических амулетов. Также полагают, что разные звери, изображенные на рукояти меча или колчане со стрелами, призваны были символизировать силу, ловкость и храбрость скифского воина.

Военное дело скифов

Все скифские воины были отличными всадниками и в бою часто использовали конницу. Также они были первыми, кто успешно применил стратегическое отступление в войне с персами, значительно измотав персидские войска. Впоследствии воинское искусство скифов значительно устарело, и они начали терпеть военные поражения, будь-то от сплоченной македонской фаланги, или конных парфянских лучников.

Религия скифов

В религиозной жизни скифов господствовали культ огня и Солнца. Важным обрядом было почитание царского очага. Религиозными обряды выполнялись царями, и скифский царь был также одновременно религиозным главой общины. Но помимо него большую роль играли также различные маги и прорицатели, главным заданием которых был поиск врагом царя, предотвращения магических козней врагов. Болезнь же, как царя, так и любого другого скифа объяснялась как раз таки магическими кознями какого-то недруга, и задачей прорицателей было найти этих недругов и ликвидировать их козни в виде болезни. (Такая вот своеобразная древняя скифская медицина)

Храмов скифы не строили, но имели особые священные места, где вершили свои религиозные обряды поклонения Солнцу и огню. В исключительных случаях скифы прибегали даже к человеческим жертвоприношениям.

Скифы, видео

И в завершение предлагаем посмотреть интересный документальный фильм о скифах.


В IV-III вв. до н. э. происходили серьезные изменения в экономическом и социальном строе скифов. Распад первобытно-общинных отношений у скифских племен начался еще в VI-V вв. до н. э. Уже тогда в их среде наблюдалось экономическое и социальное неравенство, было известно рабство и примитивная эксплуатация путем взимания дани с покоренных племен. С течением времени эти элементы общественной жизни, противоречащие нормам первобытно-общинного устройства, продолжали усиливаться, и к IV-III вв. до п. э. у скифских племен сложилось классовое общество рабовладельческого характера и вслед за ним государственность.

Первым древнейшим по времени скифским государством было, повидимому, царство Атея, возникшее в Северном Причерноморье в первой половине IV в. до н. э. В тот период царская династия и аристократия широко эксплуатировали скифские племена, получая от них в качестве дани хлеб и скот - главные товары в царстве скифов.

Территория скифского царства эпохи Атея ограничивалась степью от Перекопского перешейка до Дуная (Истра) и включала степной Крым. При этом в степном Крыму жили не кочевники, как во времена Геродота, а земледельческие племена. Изменения, происшедшие после V в. в степном Крыму, одни исследователи склонны объяснять оседанием кочевников на землю, другие допускают возможность переселения, вероятно насильственного, части скифов-земледельцев с Днепра в Крым. Центр царства Атея находился в районе Нижнего Приднепровья, а упомянутое выше Каменское городище, возможно, было столицей Скифии в IV в. до н. э.

После поражения Атея Филиппом в 339 г. до н. э., о чем уже было сказано выше, скифское царство с центром на Днепре сохранялось в течение около полутораста лет (IV-III вв. до н. э.), но территория его несколько сократилась. Геты перешли на левый берег Дуная, в их владения вошли степи между Прутом и Днестром.

На рубеже III-II вв. до н. э. центр скифского государства был перенесен с Нижнего Днепра в Крым, Столицей Скифии стал г. Неаполь, основанный, вероятно, скифским царем Скилуром. Вместе с тем резко изменилась картина жизни в степях Северного Причерноморья. Прекратило существование большое Каменское городище; вместо него на Нижнем Днепре, Ингульце и Южном Буге возник ряд малых городков, существовавших наряду с селищами открытого типа. Сарматы, перешедшие еще в IV в. до н. э. на правый берег Дона, во II в. до н. э. заняли бывшие кочевья царских скифов по Меотиде от Дона до Днепра.

Таким образом, территория позднего скифского царства ограничивалась степным Крымом и Нижним Приднепровьем вплоть до Ольвии. В таких пределах скифское государство существовало до II в. н. э.

На окраине г. Симферополя в Крыму археологами обнаружены остатки скифской столицы - Неаполя. Город был расположен на возвышенности и укреплен мощными стенами, сложенными из больших камней. Среди разнообразных жилых построек, принадлежавших обитателям города, возвышались богатые общественные здания и дома знати, сооруженные нередко по эллинистическим образцам. Около городских ворот с внешней стороны стен при раскопках обнаружен обширный склеп-мавзолей, повидимому скифского царя; в склепе было похоронено 72 человека, там же оказались скелеты четырех лошадей. Главное погребение, принадлежавшее царю (может быть, Скилуру), оказалось в каменной гробнице. Одно из богатых женских захоронений было совершено в роскошном деревянном саркофаге. Обилие золота, драгоценных камней, разнообразного оружия и наличие конских захоронений, открытых в мавзолее, заставляет вспоминать богатые скифские курганы предыдущего времени. Из находок, сделанных при раскопках Неаполя, следует отметить обломок мраморного рельефа, на котором сохранилось изображение двух лиц - пожилого и молодого, представленных в скифском одеянии. Изображение пожилого человека близко к изображениям Скилура на ольвийских монетах.

Из многочисленных сыновей Скилура, которых по одним свидетельствам было 80, а по другим 50, Страбон называет Палака, стоявшего во главе скифов в самом конце II в. до н. э. Полагают, что на упомянутом выше мраморном барельефе рядом со Скилуром изображен Палак.

Кроме Неаполя, в западной и центральной части Крыма, главным образом на берегах рек Салгира и Альмы, обнаружен ряд городищ, подобных городищам, существовавшим на Нижнем Днепре, Ингульце и Южном Буге. Они имеют небольшие размеры и укрепления в виде каменных стен. Эти городища относятся к тому же периоду, что и Неаполь.

Характер социальных отношений и организация скифского царства в эллинистический период в точности неизвестны. На основании отрывочных свидетельств письменных источников и археологического материала можно предполагать, что в Скифии еще не сложилось развитых государственных форм. Старое члецение общества на роды и племена еще не сменилось новым территориальным делением. Однако не вызывает сомнения то, что общественная власть уже отделилась и представляла в лице царя, окруженного дружиной, организацию, господствовавшую над обществом в интересах рабовладельческой родовой знати. Источником основных доходов скифской аристократии был экспорт хлеба через греческие города Северного Причерноморья. Основной производительной силой, вероятно, был рабский труд. Немалую роль играла в аристократических хозяйствах и эксплуатация обедневших общинников. Господствующей формой рабства в Скифии было завоевательное рабство, существовавшее наряду с закабалением земледельцев или скотоводов по типу, близкому к положению илотов или пенестов.

Внешняя политика скифского царства эллинистического периода ознаменована ожесточенной борьбой с греческими колониями.

Первые военные выступления скифского государства были направлены против Ольвии - города, с которым скифские племена уже давно находились в тесных экономических связях. Судя по декрету в честь Протогена, Ольвия в III в. до н. э. переживала очень тревожное время. В северо-западном Причерноморье в среде фракийских племен в это время возникло независимо от скифов гетское царство, простиравшееся до Днестра. Одновременно с этим над Ольвией нависла угроза со стороны кельтского племени галатов, обитавших в северном Прикарпатье. Но наибольшая опасность угрожала Ольвии со стороны скифов-саев, название которых, повидимому, означало «царские». Частица «сай» входила в состав имен ряда скифских царей, таких, как Сайтафарн, Колоксай, Липоксай и Арпоксай (последние три - имена легендарных предков скифов, упоминаемые Геродотом).

О Сайтафарне говорится в декрете в честь Протогена. Ему и подвластным ему скифским царькам Ольвия регулярно подносила «дары», т. е. выплачивала дань, чтобы спасти город от нападений. В связи с тем, что торговля Ольвии с соседними племенами была теперь в упадочном состоянии из-за частых военных столкновений в окрестных степях, достать необходимые для выплаты скифам средства было нелегко, городу приходилось обращаться за займами к своим богатым купцам. В упомянутом декрете восхваляется богатый ольвийский гражданин Протоген за то, что он в это трудное время неоднократно приходил на помощь городу: давал деньги, продавал согражданам хлеб по удешевленной цене, выкупал в критический момент заложенные у ростовщиков принадлежавшие городу драгоценные священные сосуды.

Перемена в отношениях между скифами и Ольвией, бывших до сих пор большей частью мирными и дружественными, была вызвана прежде все­го тем, что скифская знать стала проявлять усиленный интерес к организации наиболее выгодного сбыта продуктов своего растущего хозяйства и уже не могла мириться с независимостью причерноморских городов. Скифская знать стремилась к тому, чтобы самой полновластно распоряжаться в греческих городах и получать все барыши от торговли. Она не могла равнодушно терпеть и то, что греки захватили лучшие морские гавани вместе с прилегающими к ним обширными земельными угодьями.

Среди монет скифских царей, найденных на территории Причерноморья, имеется группа монет, связанных с Ольвией и указывающих на подчинение последней скифским царям. Кроме Сайтафарна, упомянутого в декрете Протогена, относящемся к концу III в. до н. э., известен по имени еще владевший Ольвией во II в. до н. э. скифский царь Скилур, речь о котором шла выше.

Среди надписей, найденных в развалинах Неаполя, имеются три посвятительные надписи ольвиополита Посидея, четвертая надпись с его именем найдена в самой Ольвии. Посидей находился на службе у скифского царя, выполнял функции командующего эскадрой, отличившейся в борьбе» с морскими пиратами-сатархеями.

Очевидно, скифские правители заботились о безопасности морских коммуникаций, ведших в Ольвию, что важно было для поддержания ее торговых сношений с иноземными рынками. Таким образом, между Неаполем и Ольвией имелись тесные взаимоотношения, а ольвиополиты, как это видно на примере с Посидеем, играли немаловажную роль в скифском царстве.

Установив протекторат над Ольвией, скифские цари направили свои силы против других причерноморских городов, расположенных вблизи их столицы Херсонеса и городов Боспорского царства. Из замечательного эпиграфического памятника начала III в. до н. э.- гражданской присяги херсонесцев-видно, что в то время Херсонес обладал большими землями, простиравшимися вдоль западного побережья Таврического полуострова. На морском берегу находилось два укрепленных порта: Прекрасная гавань (Калос лймен) и Керкипитида. Последняя находилась в окрестностях нынешней Евпатории, а Прекрасная гавань, вероятно, в Акмечетской бухте, на месте современного поселка Черноморского. Присяга херсонесцев показывает, что тогда была налицо опасность утраты Херсонесом этих владений.

В течение II в. до н. э. скифы неоднократно нападали на Херсонес. В последние десятилетия II в. до н. э. херсонесцы, как уже было сказано выше, не надеясь собственными силами отразить усилившийся напор скифов, обратились за помощью к Митридату Евпатору.

В результате давления со стороны скифов в тяжелом положении оказалось и Боспорское царство. Босцорское правительство пробовало сначала откупаться от скифов «дарами». Но требования скифов все возраста­ли, в то время как боспорская казна неуклонно беднела. В конце концов Боспор пошел по тому же пути, что и Херсонес, т. е. стал искать помощи у Митридата VI Евпатора. Правивший Боспором в конце II в. до н. э. царь Перисад, не имея сил справиться со скифами, передал свою власть Митридату Евпатору, рассчитывая, что внутренний социально-экономический строй рабовладельческого Боспора со всеми установившимися в нем порядками и господством его знати над массой порабощенного населения останется без изменения. Перисад отказался от прерогатив своей царской власти в пользу понтийского царя. Обстоятельства, однако, сложились так, что Митридат, прежде чем воспользоваться этим соглашением и возглавить Боспорское царство, вынужден был подавить большое восстание Савмака, вспыхнувшее на Боспоре и выше уже описанное.

Приняв под свое покровительство сначала Херсонес, Митридат послал на помощь городу войско под начальством полководца Диофанта. В декрете, изданном херсопесцами в честь Диофанта, подробно рассказывается о том, как, прибыв морем в Херсонес, Диофант разбил скифов и занялся подчинением живших но соседству с городом тавров, находившихся, повидимому, в союзе со скифами. Затем Диофант двинулся на западное побережье Крыма, отнял у скифов все старые владения Херсонеса и после этого вторгся в центр Скифии, заняв скифский г. Неаполь и царскую ставку Хабеи.

«Вышло так, что почти все скифы оказались под властью Митридата Евпатора»,- говорится в херсонесском декрете в честь Диофанта. Успешно закончив войну, длившуюся почти два года, Диофант вернулся со своими войсками в Понтийское царство.

Но этим дело не кончилось. Через некоторое время скифы опять перешли в наступление, снова захватили западные владения Херсонеса и усилили нажим на Боспор. Диофант вторично появился с войском в Херсонесеи, несмотря на позднюю осень, двинулся против скифского царя Палака, который привлек теперь на свою сторону сарматское племя рок­солан. Понтийские войска, действуя совместно с херсонесским ополчением, разбили скифов так, что, по словам херсонесского декрета в честь Дио­фанта, «из скифской пехоты почти никто не спасся, а из всадников лишь немногие успели бежать». С наступлением весны Диофант снова проник вглубь Скифии и вновь захватил Неаполь и Хабеи.

Страбон объяснял причину успехов Диофанта военно-техническими преимуществами его войска над скифами: «Против сомкнутой и хорошо вооруженной фаланги всякое варварское племя и легко вооруженное войско оказывается бессильным».

Так окончилась попытка скифов овладеть причерноморскими города­ми. Последние избежали подчинения скифам дорогой ценой - они потеряли свою самостоятельность, став отныне подвластными понтийскому царю и войдя в состав его обширной державы. Скифское царство после тяжелого поражения, нанесенного ему Диофантом, хотя и продолжало существовать, имея своей столицей Неаполь, однако в течение длительного времени не проявляло политической и военной активности. Лишь позднее, к середине I в. н. э., скифское государство опять достигло зна­чительной силы, вновь подчинило себе Ольвию, где снова стали чеканить монеты с именами скифских царей, и сделалось опасным соперником Боспорского царства и римской власти в Северном Причерноморье. Известно, что Боспору и Херсонесу в первые века нашей эры неоднократно приходилось отражать напор скифов. Борьба эта порой принимала настолько напряженный характер, что в нее вмешивалась Римская империя, стремившаяся помешать скифам овладеть греческими городами.

Раскопки последних лет, произведенные в Неаполе, установили, что в I-II вв. н. э. город переживал период подъема. В Неаполе восстанавливались городские стены, возводились монументальные здания и сооружались богатые погребальные склепы, украшенные росписями. О внутренней жизни скифского государства ничего не известно.

Скифы – народ, населявший в древности прилегающие к Черному морю степные пространства на юге нынешней Европейской России и пришедшей, скорее всего, с востока на смену более древним «киммерийским» обитателям этой страны. Время поселения здесь народа, известного у греков под именем скифов, а у персов под именем саков (сами скифы называли себя, по словам Геродота , сколотами) трудно определить в точности. Уже Гомер говорит о живших за фракийцами и мисийцами гиппомолгах («доителях кобылиц»), галактофагах («питающихся молоком») и абиях, и некоторые современные ученые, вслед за Страбоном , готовы видеть в них скифов; но имя скифы впервые упоминается в приводимом Страбоном стихе Гесиода .

Источники истории скифов

Первые достоверные сведения о скифах мы имеем в свидетельствах древнееврейских пророков Иеремии и Иезекииля о набеге на Азию кочевников, в которых можно предполагать это племя (VII в. до Р. Хр.), в надписях воевавшего со скифами персидского царя Дария (VI в.) и наконец в «Истории» Геродота (V в.), четвертая книга которой в значительной части её посвящена описанию Скифии и похода Дария на скифов . Геродоту мы обязаны чуть ли не всеми нашими знаниями о скифах. Он побывал на северных берегах Понта, имел возможность пользоваться хорошими источниками, и новейшие археологические исследования, сплошь и рядом подтверждающие его сообщения, показывают, что мы можем положиться на его точность и правдивость. Кроме него, некоторые дополнительные сведения дают нам из древних писателей лишь Гиппократ, «Скилак», Страбон, Мела и Плиний .

Племена скифов – кратко

Геродот рассказывает, что скифы жили по берегам Меотиды и Понта Эвксинского (Азовского и Чёрного морей), от Танаиса (Дона), отделявшего их владения от земли савроматов (сарматов ), до Истра (Дуная), занимая пространство на 20 дней пути вглубь страны. Соседями скифов были на западе агафиросы, а затем (по направлению к востоку) невры, андрофаги, меланхлены, будины, гелоны и наконец савроматы за Доном. Область скифов орошалась большими реками: Борисфеном (Днепр), Гипанисом (Буг) и Тирасом (Днестр), кроме которых Геродот называет еще три, до сих пор не приуроченные окончательно к определенным пунктам на современной карте: Пантикап (Ингулец?), Гипакирис (Каланчак?) и Герр (Конка или, быть может, Молочная?). Страна скифов представляла собой безлесную степь, за исключением поросшей деревьями местности на морском побережье, к востоку от Борисфена, носившей название Гилеи (т. е. Полесья).

Карта древней Скифии и сопредельных стран около 100 г. до Р. Х.

Скифы распадались на отдельные племена. К западу от Борисфена и по обоим берегам его жили каллипиды (смешанное племя, которое Геродот называет «эллино-скифами»), алазоны, скифы-пахари и скифы-земледельцы, к востоку же от названной реки скифы-кочевники и скифы царские, которые были самым могущественным из скифских племен и «считали остальных скифов своими рабами». Западные скифские племена, как показывают уже названия «скифы-пахари» и «скифы-земледельцы» были оседлыми и земледельческими, восточные же, по-видимому более значительные, состояли из занимавшихся скотоводством кочевников.

Большинство сообщений Геродота, как и других писателей древности, о жизни скифов относятся, как можно полагать, к кочевым племенам, а некоторые авторы, как бы забывая даже о существовании земледельческих племен, изображают всех скифов кочевниками. Так, например, по словам Гиппократа и других, жилище им заменяла крытая войлоком кибитка, в которую запрягались несколько пар волов; мужчины проводили большую часть жизни на коне. Отыскивая хорошие пастбища для своих стад, скифы кочуют по степи, не оставаясь подолгу на одном месте и т. д. Во главе отдельных скифских племен стояли предводители или цари племени. Одно племя, жившее в области Герр у Днепра, имело ту привилегию, что из его среды избирался царь всех скифов.

Религия скифов – кратко

Наиболее почетным занятием считалась война. Сражались они преимущественно в качестве конных стрелков из лука. Высшими божествами в религии скифов признавались бог неба (Паппей), богиня огня на очаге и бог войны. Упоминаются и другие божества, олицетворявшие большею частью силы и явления природы. Религиозный культ у скифов был мало развит (не существовало почти вовсе ни алтарей, ни изображений богов), но сопровождался кровавыми и даже человеческими жертвоприношениями. Скифы были храбры, добродушны, беспечны и общительны, но склонны к излишествам и разгулу. Геродот сообщает много подробностей об их военных обычаях, об игравших большую роль в их быту гадателях, о существовавшем у них обычае побратимства, в особенности же об их своеобразных погребальных обрядах.

Скифская пектораль (ожерелье) из кургана Толстая Могила (Украина). Вторая половина IV века до Р. Х.

Происхождение скифов – кратко

Вопрос о происхождении скифов один из самых трудных и спорных в исторической этнографии. Одни ученые считают скифов этнически цельным народом и при этом относят их или к арийцам , или же к монголам (урало-алтайцам), другие же, основываясь на указаниях Геродота о культурном различии между скифами западными и восточными (земледельцами и кочевниками), полагают, что название скифов обнимало собою этнически разнородные племена, и причисляют оседлых скифов к иранцам или славянам, а кочевых к монголам или урало-алтайцам, или же не высказываются о них определенно. Что касается вопроса об этнической однородности скифов, то трудно предполагать, чтобы хорошо осведомленный о скифах Геродот, отмечающий всякий раз при описании соседних со скифами народов «племя не скифское», «говорит языком не скифским», не знал или умолчал об этническом различии отдельных племен самих скифов.

Вопрос о происхождении скифов до сих пор остается не решенным окончательно, хотя большинство имеющихся в нашем распоряжении данных и говорит в пользу принадлежности их к одной из ветвей индоевропейского племени, скорее всего к иранской, тем более, что исследователям, признавшим иранство сарматов, слова Геродота о родстве сарматов со скифами (см. Сарматия) дают возможность распространять и на скифов добытые наукой для сарматов выводы. С греками, основавшими многочисленные колонии на понтийских берегах , скифы вели оживленные торговые сношения и, хотя по сообщение Геродота не были склонны к заимствованию чужеземных обычаев, все же, как показывают данные археологических раскопок, в значительной мере подпали под влияние эллинской культуры.

Войны скифов с соседями

Около 630 до Р. X. скифы, по рассказам древних историков, вторглись в Мидию и проникли в область Евфрата и Тигра и в Сирию до Египта. Они сокрушили могущество Ассирийского царства , но через десять приблизительно лет снова были вытеснены из Азии царём мидян, Киаксаром . Чтобы наказать их за это нападение на Мидию (так, по крайней мере, думает Геродот), персидский царь Дарий I переправился в 515 г. с 700,000 человек по наведенному через Фракийский Боспор мосту в Европу и проник через Фракию в страну скифов. Избегая сражения скифы отступали к востоку, и персы по их следам зашли за Танаис, но утомленные бесплодным, истощавшим их силы преследованием, вернулись той же дорогой к Истру и оттуда через Фракию в Азию. Все описание этого похода у Геродота отличается совершенно легендарным характером. По-видимому Дарий, как сообщает уже Страбон, не проникал вглубь Скифии дальше так называемой Готской пустыни, т. е. области между Дунаем и Днестром.

С этого времени в течение нескольких столетий мы не узнаём почти ничего важного о скифах у древних историков. Лишь понтийский царь Митридат Великий снова вступил в войну с ними, когда под его протекторат, не будучи в силах бороться с притеснявшими их соседними скифскими племенами, поставили свои владения династы греческих городов на Понте. Митрадат очистил от скифов весь Таврический полуостров. Когда, победив Митридата , римляне подчинили своему влиянию боспорских царей и завязали торговые сношения с народами на берегах Понта и Меотиды, то и они, в особенности после покорения Дакии Траяном, познакомились ближе со страной скифов. Но во II – III в. до Р. X. скифы были уже покорены или вытеснены надвинувшимися с востока сарматами.

Скифия и Сарматия

Долгое время, впрочем, название скифов применялось древними писателями, наряду с названием «сарматы» или взамен его, для обозначения всех вообще народов, живших к северу от Понта. Впоследствии Скифией называется уже только область в Азии, смежная с азиатской Сарматией. Эта, описанная Птолемеем азиатская Скифия обнимала земли между азиатской Сарматией на западе, неизвестной страною на севере, Серикой (Китаем) на востоке, Индией на юге и разделялась на две главные части: Скифию по эту сторону и Скифию по ту сторону Имая (большого горного хребта). Из рек здесь упоминаются Парананис (Парапамис), Римн (ныне Гасури), Даик (потом Яик), Окс (Амударья) и Яксарт (Сырдарья).