Сортировка жд. Сортировочные станции

Сортировочный станционный пункт считается раздельным участком, основное предназначение которого заключается в массовой переработке вагонного подвижного состава и его комплектации с учётом предназначения, а также плановой необходимости в таких поездных составах. Станция такого назначения для проведения подобного характера работ обязательно обладает манёвровыми средствами и специальными рельсовыми путями.

На таком сортировочном участке также происходит формирование передаточных, вывозных, участков-сборных, сквозных, сборных и участковых поездов.

Формируя сквозные поездные составы на сортировочных станциях, РЖД получает своего рода карт-бланш, ибо такой состав минует целый ряд сортировочных, попутных и участковых станционных пунктов, тем самым ускоряется время доставки адресных грузов, благодаря такому манёвру происходит снижение себестоимости грузовых перевозок увеличивается оборачиваемость вагонных подвижных составов.

Одновременно на сортировочных станциях производится переработка транзитных и местных вагонных потоков. Этот вид обработки не затрагивает составы, которые минуют данную станцию, согласно установленного маршрута, начиная с погрузочного места, а также это не касается сквозных транзитных поездных составов.

Обустройство сортировочных станций происходит, в основе своём, в районе выхода на какой-либо крупный промышленный город или центр, или это представлено целым сельскохозяйственным регионам. Сюда же относятся крупные железнодорожные узлы, то есть, те станционные пункты, в которых происходит зарождение массового грузопотока.

В большинстве своём, на сортировочной станции перерабатываются вагонные потоки не те, что получили начало на её территории, а те, начавшиеся на других станционных пунктах. Конечной целью такой обработки составов является принцип по формированию поездных составов, которые проследуют максимально большой путь, исключая новую или дополнительную переработку.

Одним из важнейших показателей на железной дороге являются плановые перевозки, выполнять их - считается основной задачей всего трудового коллектива, каждой сортировочной станции, где происходит формирование вагонных потоков, входящих в сеть железных путей России.

Сеть российской железной дороги на всей своей протяжённости по нашей большой стране не имеет равномерного размещения сортировочных станционных пунктов, что обусловлено местонахождением крупных городов и промышленных центров вблизи железной дороги. Именно от этого фактора и зависит сетевая густота, определяющая размер и характер вагонного потока. Основными задачами любого коллектива сортировочного станционного пункта считаются, которые направлены на уменьшение любых затрат, поиск методов наиболее эффективного применения всех средств и оборудования, относящихся к автоматизации и комплексной механизации. Тем самым, уменьшая возможный вагонный простой, снижая пункты эксплуатационных расходов за счёт лучшего технического оснащения каждой сортировочной станции, а также, в случае необходимости, концентрируя сортировочную работу на более мощных станциях.

Оборудование станции

Для выполнения сортировочной работы на сортировочной станции имеются сортировочные горки с соответствующим оборудованием, сортировочные парки и вытяжные пути.

На каждой сортировочной станции работает отправочный парк, служащий для комплектации составов, и отдельным приёмным парком, для переработки поездных составов. Для транзитных составов на крупных станциях формируется, так называемый, отдельный парк. Сортировочный комплект или сортировочная система образована и состоит из всех перечисленных парков: отправочных, сортировочных и приёмных.

Объём пассажирских и грузовых операций на сортировочном станционном пункте незначительный, поскольку для обслуживания пассажирского потока имеются специальные оборудованные терминалы на главных станционных путях, на которых обслуживается люди, воспользовавшиеся услугами пригородных и местных поездов.

Производство местных погрузочно-выгрузочных операций осуществляется на железной дороге, подходящей прямо к материальным складам или для этих целей используются отдельные пути, относящиеся к вагонному или локомотивному хозяйству.

На каждой односторонней сортировочной станции имеется рабочая схема, на которой отображено последовательное расположение всех имеющихся парков. Состав МВРП состоит из механизированного пункта, специализирующегося на текущем отцепочном ремонте вагонного подвижного состава. ВХ и ЛХ включает в себя вагонное и локомотивное хозяйства. Устройства экипировки вошли в состав парка «ЭУ». Парк отправления обозначен на схеме «О» и приёмный парк обозначается литером «П».

На любом сортировочном станционном пункте есть устройство, относящееся к вагонному или локомотивному хозяйству, соответственное это оборудование предназначается для производства энергетического пополнения, снабжения водой, СЦБ и связи. Все сортировочные станции обладают контейнерными площадками, грузосортировочными платформами, материальными складами и служебными зданиями.


В оборудовании сортировочных станций имеются устройства, предназначающиеся для очистки стрелок механизированным методом, все сигналы и стрелки оборудованы электрической централизацией.

Значимость сортировочных станций определяется критерием в общем объёме работы сети железных дорог России. Основные станции считаются опорными, к вспомогательным станциям относятся отдельные узлы и районные станционные пункты.

Размещение основных сортировочных станций происходит в местах железнодорожных узлов, где концентрируются большой объём местной работы, мощные вагонные потоки и важные железнодорожные магистрали, где осуществляются погрузка и выгрузка внушительных объёмов грузовых операций. В случае нужды, производятся работы, связанные с сортировкой вагонных потоков.

Классификация станций

В функции районных сортировочных станций входят вопросы по переработке вагонных потоков, которые формируются или погашаются на путевых участках, находящихся на этих станциях или на смежных участках сортировочных пунктов. В состав районной сортировочной станции входят ряд промышленных сортировочных и портовых станций, которые предназначены для обслуживания крупных промышленных районов.

Тип сортировочного устройства определяет специализацию сортировочной станции. Там, где имеются оборудованные горки, такие станции относятся к горочным пунктам. Станция, где горка отсутствует, относится к без-горочному пункту. В этом случае, пункт оборудуется или полу-горками, или вытяжными железными дорогами.

Основное отличие горочных и без-горочных станций заключается в различии количества переработанных вагонов. У второго типа пунктов, естественно, переработан меньший объём вагонного состава и имеется меньшее число путей, предназначенных для сортировки.

В ряде европейских стран железные дороги на сортировочных станциях располагаются на стопроцентном уклоне. В этом случае состав подходит накатом до самой сортировочной платформы.

Взаимное расположение основных парковых типов, подразделяет сортировочные станции на три станционных вида: это комбинированное, параллельное и последовательное местонахождение парков.

Количество комплектов, предназначенных для сортировки подразделяют пункты сортировки на два типа. К односторонним, то есть однокомплектным относятся те вагонные потоки по примыкающим направлениям, по схемам один и два, которые перерабатываются в единой системе. К двусторонней или к двухкомплектной станции относится пункт, на котором одна парковая система производит работу в нечётном направлении движения поездных составов, другая работает в чётном направлении движения поездов, по схеме номер три.

Двусторонние сортировочные станционные пункты могут обладать сортировочными горками, как в одной системе, так и в обеих системах. В этом случае, парковая часть станции располагается в одной из систем по комбинированному типу, а во второй уже по принципу последовательного типа.

Что касается главных путей на ряде двухсторонних сортировочных станций, то на пунктах, возведённых ещё до 1917 года, они располагаются между двумя системами, пересекаясь с соединительными и ходовыми путями. В наше время главные пути на сортировочных пунктах строятся или только с одной стороны, или объемлющего типа.

Как правило, на всех российских сортировочных станциях осуществляется диспетчерское руководство по производству местной работы и формированию и расформированию поездных составов. Считается, что это лучший метод по применению технического оборудования, тем самым, сокращается стояночное время вагонных составов на станционных путях. Помимо описанных операций на сортировочных станциях может быть произведён не только осмотр поездного состава, но и его ремонт. Транзитные и составы с живым грузом обслуживаются по специальной ускоренной схеме.

Использование сортировочных станции в мире

В наше современное время правительства Австралии, Японии, Дании, Норвегии и Великобритании в связи большим развитием и увеличением автомобильных контейнерных перевозок, начинают активно сокращать, а в ряде мест, и совсем закрывать сортировочные станционные пункты. Но в этом случае, ещё необходимо учитывать размеры площадей европейских государств и Российской Федерации, соответственно, протяжённость железнодорожных путей в названных государствах.

Сортировочные станции предназначены для массовой переработки вагонопотоков; формирования сквозных, участковых, сборных, вывозных и передаточных поездов. Кроме того, эти станции перерабатывают местные вагонопотоки. Также выполняют операции по обработке транзитных поездов без переработки, ремонт подвижного состава, экипировка локомотивов, осмотр. Пассажирские операции на сортировочных станциях выполняются в небольшом объеме (посадка и высадка пассажиров с пригородных и местных поездов у посадочных платформ, которые располагаются возле главных путей). Грузовые операции по погрузке и выгрузке грузов также выполняются в небольшом объеме на крайних путях сортировочного парка, на путях локомотивного хозяйства и вагонного хозяйства, на отдельных платформах между парками станции.

На сортировочной станции имеются устройства:

1) Парк приема (прием поездов, прибывших в расформирование);

2) Сортировочный парк (для накопления вагонов на составы и формирования поездов);

3) Парк отправления (для подготовки составов к отправлению и отправления);

4) Транзитные парки (для обработки транзитных поездов без переработки);

Группа, состоящая из парков приема, сортировки и отправления называется сортировочным комплектом.

5) Для расформирования составов имеется сортировочная горка большой или средней мощности, располагаемая между парком приема и сортировочным парком (на отдельных станциях кроме основной горки имеется горка малой мощности для местных поездов);

6) Устройства локомотивного хозяйства и вагонного хозяйства, располагаемые параллельно парку приема или сортировочному парку;

7) Имеются вытяжные пути для расформирования и формирования составов; соединительные пути между парками; главные пути и подъездные пути промышленных предприятий.

КЛАССИФИКАЦИЯ сортировочных станций.

I. По числу сортировочных комплектов:

1) односторонние;

2) двухсторонние (имеется два сортировочных комплекта, каждый из которых перерабатывает определенные направления).

II. По расположению парков:

1) с последовательным расположением парка приема, сортировочного парка и парка отправления;

2) с комбинированным расположением (например, парк приема и сортировочный парк расположены последовательно, а парк отправления – параллельно сортировочному);

3) с параллельным расположением всех парков.

III. По расположению относительно главных путей:

1) станции с объемлющим расположением главных путей;

2) с односторонним расположением главных путей;

3) с внутренним расположением главных путей.

IV. По размерам переработки:

1) станции малой мощности, которые перерабатывают от 200 до 2000 вагонов в сутки;

2) станции средней мощности, которые перерабатывают от 2000 до 5000 вагонов в сутки;

3) станции большой мощности, которые перерабатывают более 5000 вагонов в сутки.

Для односторонних сортировочных станций, перерабатывающих преимущественно транзитные вагонопотоки, в качестве основных типовых рекомендуются две схемы с последовательным расположением объединенных парков приема, сортировки и отправления (см. рис. 18.1), отличающиеся расположением локомотивного и вагонного хозяйств, а также маршрутами приема в переработку четных поездов и пропуска поездных локомотивов.

Схема I, показанная на рис. 18.1, а применяется для сортировочных станций с горками средней и большой мощности.

В этой схеме нечетные перерабатываемые поезда из «Б» принимаются в верхнюю часть парка приема (П), а четные поезда из «А» - в нижнюю часть парка П. Поездные локомотивы уходят на экипировку от нечетных поездов по ходовому пути 11, а от четных поездов - через тупик по путям 16 и 11. После выполнения контрольно-технического и коммерческого осмотров к прибывшим составам подают горочный локомотив, с помощью которого надвигают составы на горку для сортировки вагонов по путям сортировочного парка. Верхнюю часть сортировочного парка специализируют для накопления составов нечетных поездов, а нижнюю часть парка - для составов четных поездов. После роспуска нескольких составов на путях сортировочного парка накапливаются составы определенных назначений, из которых формируют поезда маневровыми локомотивами, работающими на вытяжных путях.

Сформированные составы нечетных поездов переставляют на верхние пути парка отправления (О), а четных поездов - на нижние пути парка О. В парке отправления производится техническое обслуживание и коммерческий осмотр вагонов, полное опробование тормозов. Поездные локомотивы к составам нечетных поездов подаются по ходовому пути 13 через тупик 14, а к составам четных поездов - через нижнюю часть входной горловины парка О.

Рис. 18.1 Схемы односторонних сортировочных станций с последовательным расположением основных парков: а - схема I с горкой большой или средней мощности; б - схема II с горкой повышенной мощности:

П - парк приема; С - сортировочный парк; О - парк отправления; С2 - сортировочно-группировочно-отпра- вочный; СО - сортировочно-отправочный парк; Тр, и Тр 9 - транзитные парки; ЭК - экипировочные устройства; ЛХ и ВХ - локомотивное и вагонное хозяйства; МПРВ - механизированный пункт ремонта вагонов; СП - сортировочная платформа; 1 - центральный пост управления станцией; 2 - пост дежурного по парку совмещенный с пунктом обогрева вагонников; 3 - пост дежурного по формированию; 4 - ПТО; 5 - пункт обогрева вагонников;

6 - компрессорная; 7 - пункт приема поездных документов

Транзитные грузовые поезда нечетного направления принимают в парк Tpj, а четного - в парк Тр 2 . Здесь производят техническое обслуживание и коммерческий осмотр составов, смену поездных локомотивов и локомотивных бригад, полное опробование тормозов, после чего поезда могут следовать дальше.

При приеме поездов из «А» в парк приема по путям П-Пб происходит пересечение их маршрутов с отправлением поездов на «Б» из парков О и Тр 2 , а также с маршрутами подачи поездных локомотивов от четных поездов из парка П на экипировку и из локомотивного хозяйства под отправляемые четные поезда. Такое пересечение может быть допущено при числе прибывающих поездов до 30-40, а отправляющихся - до 50-60. При большем числе поездов, а также при пропуске по пути II пассажирских поездов необходимо строительство путепроводной развязки (путь Не). Под путепроводом целесообразно уложить и ходовой путь 17 для подачи поездных локомотивов из депо под все отправляемые поезда и от четных поездов из парка приема на экипировку.

Кроме указанных, пересечения маршрутов в схеме I имеют место и при подаче поездных локомотивов под нечетные поезда в парки О и Tpj по пути 13 и отправлении четных поездов с путей парка О. Кроме того, во входной горловине парка О маршруты перестановки составов четных поездов враждебны маршрутам отправления этих поездов на «Б».

Отмеченные для схемы I пересечения маршрутов, кроме последнего, отсутствуют в схеме II односторонней сортировочной станции с горкой повышенной мощности (см. рис. 18.1, б). Это достигается за счет устройства петлевого подхода для приема в переработку четных поездов, устройства путепровода под горкой для пропуска поездных локомотивов и укладки ходового пути 15 для подачи локомотивов под нечетные поезда между парками О и Tpj. Такая развязка маршрутов обеспечивает большую пропускную способность и безопасность движения, а при сооружении петлевого пути и для отправления нечетных поездов (показан штриховой линией) достигнет максимального значения.

Приведенные схемы односторонних сортировочных станций с последовательным расположением объединенных парков приема и отправления обеспечивают поточность обработки перерабатываемого вагонопотока, без повторной сортировки угловых вагонопотоков. Основным недостатком этих схем является значительный перепробег перерабатываемого вагонопотока четного направления, встречного направлению сортировки. Для схемы I, представленной на рис. 18.1, этот перепробег равен двойному расстоянию между осями парков приема и отправления. В схеме II перепробег вагонов направления, противоположного направлению сортировки, увеличивается еще больше за счет приема поездов по петлевому подходу и достигнет максимального значения при сооружении петлевого пути для отправления четных поездов (показан штриховой линией). Кроме того, в этой схеме существенно возрастают также пробеги поездных локомотивов нечетного направления, подаваемых под составы через путепровод под горкой.

Схема I рекомендуется в тех случаях, если в дальнейшем предусматривается сооружение второй сортировочной системы для четных поездов. Применение схемы II рекомендуется при строительстве крупной односторонней станции, если в перспективе не намечается строительство второй сортировочной системы.

Если длина станционной площадки недостаточна для последовательного размещения трех основных парков, то могут применяться схемы комбинированного типа, в которых один из парков - приема или отправления размещается последовательно с сортировочным парком, а парки отправления или приема - параллельно сортировочному парку.

Типовая схема односторонней сортировочной станции комбинированного типа (см. рис. 18.2) предусматривает сооружение объединенного парка приема для обоих направлений последовательно с сортировочным парком, а парков отправления и транзитных - по обе стороны сортировочного парка. Локомотивное хозяйство размещается рядом с парком П. При этом возможны два варианта укладки ходовых путей в парки Oj и Tpj: под горкой с устройством путепроводной развязки или в обход вытяжных путей формирования. Меньшие пробеги локомотивов и число пересечений маршрутов будут при путепроводной развязке, поэтому этот вариант рекомендуется в качестве основного. Верхние пути парка С можно использовать как сортировочно-отправочные на «А» и в этом случае их следует оборудовать устройствами для осмотра и безотцепочного ремонта вагонов, а число путей в парке соответственно увеличить.


Комбинированные схемы по сравнению со схемами с последовательным расположением парков имеют ряд существенных недостатков: большие затраты маневровых средств на перестановку сформированных составов; большую загрузку выходной горловины парка О] (перестановкой составов, уборкой маневровых и подачей поездных локомотивов, отправлением поездов); наличие пересечений маршрутов приема четных поездов в переработку с маршрутами отправления четных поездов своего формирования из парка 0 2 и маршрутами подачи локомотивов к этим поездам.

При больших размерах транзитных и местных вагонопотоков рекомендована схема сортировочной станции с горкой повышенной мощности и с параллельным роспуском составов, развитым сортировочно-группировочно-отправочным парком С 2 , располагаемым последовательно со средней секцией основного сортировочного парка С, и второй сортировочной горкой (см. рис. 18.3). Такая схема станции может оказаться целесообразной в крупных железнодорожных узлах:

  • - при больших размерах местных вагонопотоков;
  • - значительных размерах перекрестных вагонопотоков;
  • - потребности устройства на основной горке трех или четырех спускных путей, в том числе для параллельно работающих (с участием основной горки) технологических линий повторной сортировки отсевных вагонов и роспуска части составов на второй сортировочной горке, минуя первую без расформирования;
  • - относительно небольших размерах вагонопотока с частичной переработкой составов и изменением их массы и длины.

Станция работает следующим образом. На основной сортировочной горке вагонопоток делится на три части: четный и нечетный транзитные, накапливаемые на крайних секциях сортировочного парка (С), и местный, для накопления которого выделяется средняя секция сортировочного парка. При параллельном роспуске двух составов местные вагоны сразу направляются на пути средней секции, где накапливаются на составы местных назначений. При одновременном поступлении местных вагонов в обоих расформировываемых составах в среднюю секцию направляют местные вагоны из того состава, где группа таких вагонов больше, а местные вагоны из второго состава поступают на отсевной путь соответствующей


крайней секции, откуда затем вновь подаются на горку для повторной сортировки.

После накопления составов местных назначений на путях средней секции парка С они надвигаются на вторую горку, где производится более детальная сортировка вагонов местных назначений с подборкой их по группам в адрес отдельных грузовых районов или крупных грузовых фронтов грузовых и промышленных станций узла. При этом на грузовых станциях останется произвести подборку вагонов по отдельным погрузочно-выгрузочным путям внутри грузовых районов.

Сформированные составы местных поездов отправляются непосредственно с путей парка С 2 , а составы остальных поездов своего формирования с путей отправочных парков Oj и 0 2 .

Недостатком рассмотренной схемы станции является отсутствие взаимозаменяемости отправочных парков Oj и 0 2 , необходимость дополнительных затрат на сооружение вспомогательной сортировочной горки, парка С 2 , а также на укладку вытяжных и соединительных путей. Эти затраты должны окупаться экономией, получаемой на грузовых станциях или путях необщего пользования за счет уменьшения затрат на маневровую работу, которая выполняется там, как правило, на вытяжных путях.

При проектировании односторонней сортировочной станции с горкой средней или малой мощности, работающей преимущественно на узел, порт или крупный промышленный район, может применяться схема без отправочного парка, приведенная на рис.

При такой схеме поезда, поступающие в адрес грузовых, промышленных или портовой станций узла принимаются на пути верхней части парка П, а поступающие из узла - на нижние пути этого парка. После отцепки поездного локомотива и обработки по прибытию составы расформировывают на пути сортировочноотправочного парка (СО), где после накопления и формирования составов производят их техническое обслуживание и коммерческий осмотр, подают передаточные локомотивы при отправлении в узел и поездные локомотивы для отправления на линию и после опробования тормозов поезда отправляют. Число путей в парке СО, в связи с занятием их операциями по отправлению, соответственно увеличивают.


В необходимых случаях эта схема может быть дополнена вспомогательным сортировочно-группировочным устройством для подборки вагонов, отправляемых в передаточных поездах в узел.

Маршрутизированный вагонопоток с примыкающих линий, который не требует сортировки, принимают в транзитный парк Tp l5 где производят обработку составов в техническом и коммерческом отношении, осуществляют смену прибывших поездных локомотивов на передаточные или вывозные и отправляют готовые поезда в узел. Маршруты, отправляемые со станций узла, принимаются в транзитный парк Тр 2 , где проходят техническое обслуживание и коммерческий осмотр. Вывозные или передаточные локомотивы меняются на поездные, производится полное опробование тормозов и поезда отправляются на линию.

В последние годы для ускорения продвижения вагонопотоков, поступающие с линий маршруты могут пропускать по станции без остановки до станции назначения (портовой или крупной грузовой), на которой происходит оборот поездных локомотивов и смена поездных локомотивных бригад.

Рассмотренная схема станции имеет ряд недостатков. В ней горловины сортировочно-отправочного парка имеют дополнительную загрузку подачей под составы поездных локомотивов и отправлением поездов. Поэтому требуется проверка их пропускной способности.

Односторонние сортировочные станции. Лучшими односторонними стан­циями являются станции с последовательным расположением парков, так как в этом случае обеспечивается поточность в работе станции. Парки приема, сортировочный и отправления расположены последовательно, пути для транзитных поездов могут располагаться рядом с парком отправления или прибытия, локомотивное хозяйство может располагаться параллельно сор­тировочному парку или парку прибытия. При варианте расположения ло­комотивного хозяйства рядом с парком прибытия, для станции требуется площадка меньшей ширины, чем по первому варианту.

Схема сортировочной станции с последовательным расположением пар­ков приведена на рис. 5.1. Парки приема и отправления объединенные для при­ема поездов нечетного и четного направлений со всех подходов и отправления на все направления. Нечетные поезда в переработку поступают с направлений Г и Б. Поезда с Б я Г принимаются на верхнюю группу путей парка П. Локо­мотив по соединительному пути 11 убирается в экипировочные устройства (ЭИ) или локомотивное хозяйство. На путях парка выполняются операции по при­бытию (техническое обслуживание, коммерческий осмотр, подготовка состава к расформированию). Маневровый локомотив с тупикового пути 12, заезжает на путь приема, прицепляется к составу, надвигает до горба горки и распуска­ет состав на пути сортировочного парка в соответствии со специализацией пу­тей сортировочного парка.

Верхние (по чертежу) пути сортировочного парка специализированы для нечетного направления, нижние - для четного. На путях сортировочного парка происходит накопление состава до нормы длины или массы. После окончания накопления для одногруппных поездов выполняется окончание формирования, в результате которого сформированный состав должен от­вечать требованиям ПТЭ. Сформированный состав выставляется в парк отправления на верхнюю группу путей парка О. На путях парка выполня­ются операции по отправлению. Подается поездной локомотив из ЭК по путям 14, 15, происходит опробование автотормозов и поезд отправляется.

Четные поезда, поступающие в переработку с А и В, принимаются пе пути Пб в парк П на нижнюю группу путей. Поездной локомотив убирается на путь 13 и затем в локомотивное хозяйство, далее выполняются операции с составом, как было указано ранее. Маневровый локомотив с пути 12 заез­жает в парк П под состав, прицепляется и надвигает его до горба горкн. затем распускает на пути сортировочного парка.

На путях сортировочного парка состав накапливается до нормы массы и длины, формируется и выставляется на нижнюю группу путей парка О.

На путях парка отправления выполняются операции: техническое об­служивание, безотцепочный ремонт, коммерческий осмотр. Из локомотив­ного хозяйства подается поездной локомотив и после опробования тормо­зов, поезд отправляется по пути Па и по II главному пути.

Транзитные нечетные поезда принимаются по I главному пути в парк ТР1. Поездной локомотив отцепляется и по пути 14 и 15 убирается в ЭК. На путях парка выполняются техническое обслуживание, коммерческий осмотр. безотцепочный ремонт. Подается поездной локомотив по путям 15 и 14. При­цепляется к составу, выполняется опробование автотормозов и поезд от­правляется.

Четные транзитные поезда принимается в парк ТР2. Выполняются такие же операции, что и с нечетными транзитными поездами, и после прицепки поездного локомотива и опробования автотормозов поезд отправляется по пути Па и II главному пути.

Сортировочная станция с последовательным расположением парков име­ет большую пропускную и перерабатывающую способность. Так как парки прибытия и отправления расположены последовательно с сортировочным, обеспечивается поточность при расформировании и формировании поездов. Однако имеются следующие недостатки:

Перепробег поездов непреимущественного направления (в данном слу­ чае четного).

Отправление четных поездов из парков О2 и ТР2 по пути Па имеет пересечение с приемом четных поездов, поступающих в переработку по пути II, а затем Пб в парк П. При значительных размерах таких поездов, проек­ тируют путепроводную развязку.

Схемы сортировочных станций комбинированного типа применяют при недостаточной длине станционной площадки, когда один из парков распо­лагается последовательно, а другой параллельно сортировочному парку. Лучшими считаются схемы, в которых последовательно с сортировочным, располагаются парки приема, т.к. в этом случае обеспечивается поточность при расформировании. На рис. 5.2 приведена схема сортировочной стан­ции комбинированного типа. Парк приема - объединенный для двух на­правлений. Парки отправления и транзитные расположены параллельно сор­тировочному, по обе стороны от него. Локомотивное хозяйство расположено рядом с парком П2. Для подачи поездных локомотивов в парк 01 и ТР1 укладывают ходовые пути под горкой с сооружением путепровода. Ходо­вые пути могут располагаться в обход вытяжных путей формирования.

Нечетные поезда, поступающие в переработку, принимают в парк П на верхнюю группу путей. Поездной локомотив убирается по ходовому пути 17 и 18 в локомотивное хозяйство. Маневровый горочный локомотив заез­жает под состав в парк П с пути 19. Прицепляется к составу, надвигает со­став до горба горки и распускает на пути сортировочного парка. После на­копления состава выполняется формирование составов поездов на вытяжных путях 23, 24 и 25. Сформированные нечетные составы переставляются в парк отправления О1, поездной локомотив из локомотивного хозяйства по хо­довым путям 18, 21 и 22 подается в парк О1 и после выполнения операций по отправлению, поезд отправляется по I главному пути.

Четные поезда, поступающие в переработку, принимаются по пути II, Па и Пб на нижнюю группу путей парка П, поездной локомотив убирается в тупик 19 и в локомотивное хозяйство. После расформирования, накопле­ния и формирования, готовые составы выставляется в парк О2, поездной локомотив подается в парк из локомотивного хозяйства по 20 соединитель­ному пути после выполнения операций по отправлению, прицепки поезд­ного локомотива и опробования автотормозов, поезд отправляется по II главному пути.

Транзитные нечетные поезда принимаются в парк ТР1. Уборка и подача локомотива выполняется по путям 22, 21, 18 в ЛХ. Транзитные четные поез­да принимаются в парк ТР2. Локомотив убирается в ЛХ по пути 20.

Станции комбинированного типа (рис. 5.2) по сравнению со схемами с последовательным расположением парков имеют следующие недостатки:

    при перестановке составов со средней вытяжки прекращается работа на одном из крайних вытяжных пути;

    горловина парка О1 перегружена: в этой горловине выполняется пере­ становка состава с вытяжного пути, подача и уборка поездного локомоти­ ва, отправление;

    маршруты приема четных поездов в разборку пересекаются с маршру­ тами отправления четных поездов из парка О2 и с маршрутами подачи ло­ комотивов к этим поездам;

    нет поточности при формировании поездов.

Поэтому станции комбинированного типа имеют меньшую перераба­тывающую способность, чем станции с последовательным расположени­ем парков.

На рис. 5.3 показана схема сортировочной станции с параллельным рас­ положением сортировочного и приемо-отправочных парков. Парки объе­диненные, как на участковых станциях для приема и отправления поездов. Нечетные поезда, поступающие в переработку с Б, принимаются в парк ПО1. Поездной локомотив отцепляется и по ходовому пути 25, путям 26 и 27 уби­рается в локомотивное хозяйство. На путях парка выполняются операции по прибытию и подготовка к расформированию. Маневровый локомотив заезжает с вытяжки 21, вытягивает состав на вытяжку 21 и распускает на пути сортировочного парка согласно назначениям по плану формиро- ва-ния и специализации путей сортировочного парка.

После накопления составов на путях сортировочного парка выполняется формирование на вытяжных путях 23 и 24. Готовые составы вытягиваются на вытяжку 23 или 24 и переставляются на пути парка ПО1. На путях парка вы­полняются операции по отправлению, как указывалось ранее. Из локомотив­ного хозяйства по путям 27, 26, 25 подается поездной локомотив, выполняется опробование автотормозов и поезд отправляется по I главному пути.

Горловины парка ПО1 и ТР1 позволяют переставить состав с вытяжек на любой путь парков ПО1 и ТР1, на любой путь подать (убрать) локомо­тив и с любого пути отправить поезд.

Четные поезда с А, поступающие в расформирование, принимаются на пути парка ПО2, поездной локомотив убирается в локомотивное хозяйство. На пу­тях парка выполняются операции по прибытии, состав готовится к расформи­рованию. Маневровый локомотив заезжает с вытяжки 22 к составу, вытягива­ет его на вытяжку и распускает на пути сортировочного парка. После накопления и формирования на вытяжных путях 23 и 24 готовый состав пере­ставляется из сортировочного парка по пути 28 в парк ПО2. Выполняются опе­рации по отправлению, подается поездной локомотив из локомотивного хо­зяйства. После выполнения опробования автотормозов поезд отправляется по II главному пути. Транзитные поезда принимаются в парки ТР1 и ТР2.

Схема сортировочной станции с параллельным расположением парков при­меняется при: небольших объемах работы, в трудных местных условиях и при реконструкции участковых станций. Перерабатывающая способность сорти­ровочных станций с параллельным расположением парков невелика, так как нет поточности ни при расформировании, ни при формировании поездов.

Двусторонние сортировочные станции. Основной схемой двусторонних сортировочных станций является станция с последовательным расположе­ нием паркое в обеих системах (рис. 5.4). Каждая система предназначена для переработки вагонопотока только одного направления, и поэтому работа­ет, как односторонняя станция с преимущественным вагонопотоком. Локо­мотивное хозяйство удобно располагать между парками приема одной сис­темы и парком отправления другой в одном из концов станции. Для подачи и уборки локомотивов укладывают два ходовых пути.

Преимуществом двусторонних сортировочных станций является большая перерабатывающая способность. Крупным недостатком двусторонних стан­ций является то, что угловой поток приходится перерабатывать дважды. Уг­ловыми называются вагоны, отправляемые в ту же сторону, откуда прибыли. На односторонней станции при расформировании состава вагоны углового потока сразу поступают на сортировочные пути соответствующего назначения. Сортировочный парк накапливает вагоны как для нечетного, так и четного на­правлений, и вопрос угловых вагонов для односторонней станции не стоит.

В двусторонней станции каждая система формирует и отправляет поезда только одного направления: либо четного, либо нечетного. Поэтому угло­вые вагоны при расформировании состава направляются на специально вы­деленный сортировочный путь, который в специализации путей сортиро­вочного парка так и указывается «для угловых вагонов». После накопления до установленной длины состав переставляется в парк приема другой систе­мы и расформировывается на пути сортировочного парка согласно назна­чениям плана формирования, т.е. угловые вагоны на двусторонних станци­ях перерабатываются дважды. Для передачи угловых вагонов из одной системы в другую нечетный парк приема Ш соединяется с четным сортиро­вочным парком С2, четный парк приема П2 с нечетным сортировочным пар­ком С1 (рис. 5.4) соединительными путями.

Работа станции организуется следующим образом.

Нечетные поезда, поступающие в переработку, принимаются в парк Ш. Поездной локомотив убирается на экипировку. С пути 19 горочный локомо­тив заезжает в парк, надвигает состав до горба, распускает на пути сортиро­вочного парка. Угловые вагоны направляются на специально выделенные пути для угловых вагонов. После накопления и формирования готовые со­ставы выставляются в парк О1, где выполняются операции по отправлению. Подается поездной локомотив из ЭК в тупик 27, а затем в парк О1. После прицепки локомотива и опробования автотормозов поезд отправляется.

Для нечетных транзитных поездов предназначен парк ТР1.

Четные поезда, поступающие в переработку, принимаются в парк П2. Поездной локомотив по соединительному пути 30 убирается в ЭК. На пу­тях парка П2 выполняются операции по прибытию. Горочный локомотив из тупика 34 заезжает в парк П2, надвигает состав и распускает на пути сор­тировочного парка С2. После накопления и формирования готовые соста­вы выставляются на пути парка О2 .

После выполнения операций по отправлению подается поездной локо­мотив из локомотивного хозяйства по соединительному пути 33 и после опробования автотормозов поезд отправляется.

Для угловых вагонов в парке С2 имеется отдельный путь. После накопле­ния до нормы массы или длины угловые вагоны переставляются в парк Ш, где состав распускается на пути парка С1 по назначениям плана формирования.

Четные транзитные поезда принимаются в парк ТР2.

Кроме станции с последовательным расположением парков в обеих сис­темах применяются и другие схемы двусторонних сортировочных станций.

Расположению главных путей на сортировочной станции. Наилучшим расположением главных путей на сортировочной станции является объем­ лющее (рис. 5.5, а). В этом случае минимальное число пересечений при при­еме и отправлении поездов, но при наличии подъездных путей происходит их пересечение с главными путями. Располагать пассажирские устройства крайне неудобно: они находятся с разных сторон от главных путей на зна­чительном расстоянии друг от друга и их развитие нерационально, кроме того это создает неудобства для пассажиров. Примером такого расположе­ния являются станции Бекасово, Орехово и др.

При расположении главных путей с одной стороны (рис. 5.5, б) происходит пересечение маршрутов приема нечетных грузовых поездов на сортировоч­ную станцию и отправления нечетных поездов с сортировочной станции с пропуском четных поездов по II главному пути. Маршрут отправления чет­ных поездов с сортировочной станции пересекается с маршрутом пропуска по II главному пути четных поездов. При значительных размерах пассажирс­кого движения могут сооружаться путепроводные развязки (рис. 5.5, в). При одностороннем расположении главных путей удобно располагать пассажир­ские устройства. Если рядом располагается крупный город, можно постро­ить пассажирскую станцию. Примером расположения главных путей с одной стороны являются станция Люблино и др.

Внутреннее расположение главных путей (рис. 5.5, г) широко применя­лось ранее на двусторонних сортировочных станциях, в этом случае они пересекаются соединительными и ходовыми путями. Главные пути распо­лагаются между системами на станциях Кинель, Ховрино и др. В настоящее время внутреннее расположение путей не применяется.

5.4. Схемы промышленных сортировочных станций

Промышленные сортировочные станции обслуживают группу предпри­ятий промышленного узла, расформировывают прибывающие поезда по пунктам погрузки- выгрузки (или районам), формируют отправительские маршруты на общую сеть железных дорог, а также передают поезда до бли­жайших сортировочных станций или станций примыкания общей сети.

Промышленные сортировочные станции отличаются от сортировочных станций общей сети характером работы и конструкцией. С одной стороны к станции примыкает однопутный или двухпутный подход, соединяющий станцию с сетью ОАО «РЖД», с другой стороны к станции примыкают не­сколько соединительных путей для соединения станции с отдельными пред­приятиями или цехами одного завода.

Промышленные сортировочные станции имеют парки: приема, сортиро­вочный и отправления. Поезда или передачи расформировываются на пути сортировочного парка, после накопления передаются на заводские станции или пункты погрузки-выгрузки. В настоящее время в связи с большим коли­чеством собственников, делается подборка и для каждого грузополучателя.

Схемы промышленных сортировочных станций могут различаться в за­висимости от размера и характера вагонопотока, генеральной схемы заво­да или расположения промышленных предприятий и местных условий.

При небольших размерах работы применяются простейшие схемы с па­раллельным расположением всех парков (рис. 5.6). Предприятия распола­гаются последовательно с сортировочной станцией. Отдельные предприя­тия могут располагаться параллельно сортировочной станции.

В схеме, показанной на рис. 5.6, поезда со станций железной дороги при­нимают в парк приема П, расположенный параллельно с сортировочным. Сортируют через горку и делают подборку на вытяжном пути 8. По путям 7 и 9 подают на предприятия. Передачи с предприятий принимают по путям 6 и 7 в парк отправления О, если поступают целые маршруты. Или форми­руют на горки или на вытяжке 8 и затем выставляют в парк отправления, и

после подачи поездного локомотива из ЭУ поезд отправляется. В случае необходимости устраивают выставочный парк для вагонов, поступающих с подъездных путей.

Сортировочная станция – раздельный пункт, основной работой которого является: сортировка вагонов по назначениям следования и формирование из этих вагонов составов в соответствии с действующим планом формирования поездов; формирование передач на подъездные пути предприятий промышленного транспорта и прием вагонов с подъездных путей; подборка (группировка) вагонов в составах передач на грузовые станции узла и поездов на портовые и паромные станции, а также в составах сборных и других многогруппных и групповых поездов местных назначений на прилегающие участки; осмотр и подготовка составов поездов и отдельных вагонов в техническом и коммерческом отношении; выполнение операций по пропуску поездов без переработки составов и с их частичной переработкой и заменой групп. Кроме того, на сортировочных станциях могут выполняться ремонт вагонов, смена локомотивов и локомотивных бригад, сортировка грузов и формирование сборных вагонов с контейнерами и мелкими отправками, обслуживание рефрижераторного подвижного состава, а также местная грузовая работа и, в необходимых случаях, ремонт, техническое обслуживание и экипировка локомотивов, пропуск и обслуживание пассажирских поездов. Сортировочные станции перерабатывают транзитные и местные вагонопотоки и формируют сквозные, участковые, сборные, вывозные, передаточные и сборно-участковые поезда. Размещение сортировочных станций определяется густотой и структурой вагонопотоков. Сортировочные станции находятся обычно на подходах к крупным городам, промышленным районам, в пунктах слияния нескольких линий и на выходах из добывающих районов.
Сортировочные станции классифицируют: по ведомственной принадлежности – на станции сети МПС России, промышленные, объединенные; по значению их работы для сети железных дорог – на основные станции сетевого значения и региональные; по типу сортировочных устройств - на горочные, безгорочные и расположенные на уклоне; по мощности (производительности) основных устройств (по проектным размерам переработки вагонов в среднем в сутки десятого года эксплуатации) – на станции повышенной мощности – более 5500 вагонов, большой - от 3500 до 5500 вагонов, средней – от 1500 до 3500 вагонов, малой – до 1500 вагонов; по взаимному расположению основных парков (приемного, сортировочного и отправочного) – на станции (системы) с последовательным, комбинированным и параллельным расположением парков; по взаимному расположению главных путей и станционного путевого развития – на станции с объемлющим, односторонним и внутренним расположением главных путей; по числу комплектов (систем) парков путей – на односторонние и двусторонние.

Комплект (система) сортировочной станции включает: сортировочную горку, приемный парк, сортировочный парк, вытяжные пути формирования, отправочный и транзитный парки. Для сортировки вагонов на станциях применяются сортировочные горки повышенной, большой, средней и малой мощности; тип и мощность сооружаемой горки определяются в соответствии с «Правилами и нормами проектирования сортировочных устройств» (ВСН 207-89). Приемный (предгорочный) парк предназначен для приема поездов и подготовки их к расформированию; сортировочный (подгорочный) парк – для накопления вагонов на составы отправляемых поездов; отправочный парк – для подготовки к отправлению составов поездов своего формирования; транзитный (приемо-отправочный) парк – для приема транзитных поездов без переработки и их подготовки к отправлению.
На сортировочной станции имеются устройства: обслуживающие грузовое движение и выполняющие сортировочную и группиро-вочную работу и формирование составов поездов и передач; обеспечивающие экипировку, техническое обслуживание и ремонт локомотивов и вагонов; обслуживающие пассажирское движение (в узлах, где оно не вынесено на параллельные ходы); специальные. К основным устройствам сортировочной станции также относятся: группировочный или сортировочно-группировочный парк (с горкой малой мощности), центральный пост управления станции со станционным технологическим центром обработки поездной информации и перевозочных документов (СТЦ), локомотивное хозяйство, вагонное ремонтное предприятие, механизированный пункт текущего отцепочного ремонта вагонов, пункт технического обслуживания и экипировки рефрижераторных вагонов, секций и поездов, грузовые устройства – сортировочная платформа для мелких отправок и контейнерная площадка или грузовой район со всем необходимым оборудованием, остановочные пункты с павильонами для пассажиров, технические и служебные здания и сооружения водоснабжения, электроснабжения, пути, С ЦБ и связи и т. п.

Сортировочные станции оборудуются электрической централизацией стрелок и сигналов, средствами механизированной очистки стрелок, телевизионными установками, пневматической почтой (большого или малого диаметра), системами автоматизации работы горок, устройствами компьютерной техники, автоматизированными рабочими местами (АРМ), автоматизированными системами управления работой станции (АСУ СС) и др.
На односторонней станции весь поступающий в переработку вагонопоток со всех примыкающих участков перерабатывается в одной сортировочной системе. Когда не требуются развитые вспомогательные сортировочно-группировочные устройства, применяют схемы типовых односторонних сортировочных станций с последовательным расположением основных парков, представленные на рис. 4.40,а (с горкой средней или большой мощности) и рис. 4.40,6 (с горкой повышенной мощности). Схема типовой односторонней сортировочной станции с комбинированным расположением парков дана на рис. 4.41.

Двусторонняя станция имеет два сортировочных комплекта, один из которых перерабатывает вагонопоток нечетного, а другой – четного направления. Схема типовой двусторонней сортировочной станции с последовательным расположением основных парков в системах представлена на рис. 4.42. На двусторонней станции один комплект может быть с горкой, а другой без нее.

При больших объемах местной работы на сортировочной станции с целью детальной подборки групп вагонов по станциям прилегающих участков и пунктам погрузки – выгрузки целесообразно сооружать вспомогательные сортировочные устройства (ВСУ). В основном применяют следующие ВСУ: горка малой мощности (ГММ) на вытяжном пути формирования, которая соединена с несколькими крайними путями основного сортировочного парка; группировочный парк с ГММ для подборки вагонов по группам в составах многогруппных поездов и передач и подачи их на грузовые пункты; сортировочно-группировочный парк с горкой малой или средней мощности для накопления и группировки по определенным признакам вагонов при повторной их переработке (рис. 4.43).
Путевое развитие сортировочной станции, мощность ее технических устройств и их взаимное размещение должны обеспечивать: потребную пропускную и перерабатывающую способность станции на расчетные сроки (с учетом пункта 10.4 СТН Ц-01-95 «Железные дороги колеи 1520 мм»); поточность в движении поездов, вагонов и локомотивов, наиболее полное соответствие структуре обрабатываемых вагонопотоков и грузопотоков; комплексное развитие всех технических элементов станции и их полное взаимодействие в работе; возможность приема, отправления и формирования длинносоставных поездов; наименьшее время нахождения вагонов и поездов под технологическими операциями, наименьшие пробеги составов, вагонов и локомотивов при минимальном числе пересечений маршрутов; наименьшую себестоимость переработки вагонов; возможность объединения и кооперирования устройств и сооружений, предназначенных для выполнения однородных технологических операций; сохранность грузов и подвижного состава, а также личную безопасность обслуживающего персонала; пропуск и переработку поездов и вагонов с опасными грузами в соответствии с указаниями МПС России.
В основу технологии работы сортировочных станций положен метод диспетчерского руководства расформированием – формированием поездов, целью которого является планирование и организация работы, обеспечивающие максимальное совмещение операций по расформированию составов поездов с одновременным их формированием.