Состав слова изучает. Разделы науки о языке и изучаемые в них понятия

Первое, с чем ассоциируется слово «радиация», – с именем женщины, вместе с мужем открывшей радиоактивные элементы. Мария Склодовская–Кюри дважды становилась обладательницей Нобелевской премии за свои открытия. В конце XIX – начале XX века еще не знали, насколько опасной может быть радиация и где она себя проявит.

Сегодня на просторах интернета можно найти страшилки о радиоактивности всего и вся, вплоть до детских игрушек и канцтоваров. Какая-то часть из них крайне далека от истины, но многие имеют под собой определенную почву. Причем часто по факту радиоактивными являются предметы, которые никто в ионизирующем излучении никогда бы не заподозрил.

Прежде чем разбираться с радиоактивным окружением, хорошо бы понять, в каких случаях излучение может нанести реальный вред. Существует такая единица измерения как зиверт (Зв). Она показывает эффективность излучения с точки зрения его воздействия на организм человека. Если попросту – один зиверт дает 5,5 процента развития рака. Доза в шесть зивертов – смертельна. Излучение до 0,5 Зв считается безопасным. Для удобства вычисления введены единицы миллизиверт (мЗв), равный одной тысячной зиверта, и микрозиверт (мкЗв), эквивалентен одной миллионной зиверта.

Вредным (радиоактивным) может быть только ионизирующее излучение. К примеру, электромагнитное излучение является неионизирующим.

Листья табака, какого бы сорта он ни был, содержат микроскопические дозы полония. Сама по себе доза настолько мала, что отразиться на человеке она никак не может. Но полоний, как любой радиоактивный элемент, имеет свойство накапливаться. Вот почему среди курильщиков со стажем рак легких или горла – не такое уж редкое явление.

Ежегодно каждый городской житель получает облучение в 30 мкЗв. Этой радиацией «награждают» нас объекты, содержащие бетон: дома, дороги, заборы, архитектурные формы. От 0,015 до 0,88 мкЗв мы получаем, когда проходим через сканер в аэропорту. Чтобы понять, насколько это мало и безвредно, достаточно сделать сравнение: нужно пройти в среднем полторы тысячи раз через этот сканер, чтобы получить ту же дозу, что за одни раз дает нам просвечивание грудной клетки на рентгеновском аппарате. В последнем случае мы получаем от 30 до 300 мкЗв, что тоже далеко от опасного предела.

Ученые Университета Северной Каролины специально занимались изучение вопроса о радиоактивности окружающих людей предметов. Ионизирующее излучение они обнаружили в авокадо, бананах, воздушных фильтрах, детекторах дыма, кирпичных домах. Но дозы оказались настолько малы, что говорить о какой-либо опасности нет смысла. Дозу излучения, производимую одним бананом, они в шутку назвали банановым эквивалентом.

Кстати, многие дары природы содержат в своем составе радиоактивный изотоп калий-40, в том числе бананы и авокадо. Вот он-то и является источником излучения. По мнению ученых, этот изотоп имеет период полураспада более миллиарда лет. В год каждый из нас, благодаря калию-40 и еще одному изотопу – углероду-14, который тоже содержится в натуральных продуктах, мы получаем радиации порядка 400 мкЗв.

Если уж опасаться природных даров, то только таких, как бразильский орех. Он считается самым радиоактивным в мире. Человеку достаточно только попробовать его на вкус, и его испражнения станут радиоактивными, причем в достаточно больших дозах. Феномен бразильского ореха объясняется достаточно просто: корни дерева, настолько глубоко уходят под землю, что вместе с микроэлементами поглощают большое количество радия.

Микроскопические дозы радиации от натуральных продуктов могут быть увеличены, если вы разделываете их на гранитной столешнице. Гранит – источник природной радиации. Безусловно, в небольших количествах. Но не забывайте, что радиация имеет свойство накапливаться. Поэтому стоит хорошо подумать, прежде чем приобретать в квартиру гранитные элементы интерьера. Не случайно же на станциях метро, отделанных гранитом, приборы выдаются повышенный уровень радиации. В этом смысле самым опасным считается железнодорожный вокзал Нью-Йорка, стены и основание которого возводились с использованием гранита.

Если вы опасаетесь отпускать свою кошку на улицу, то и заводить это животное не стоит. Потому что вам придется пользоваться наполнителем для кошачьих туалетов. Основу этих наполнителей составляет бентонитовая глина, которая дает сильнейшее излучение. Вы не только сами подвергаетесь опасности, но еще и, выкидывая использованный наполнитель, позволяете ему проникнуть в почву. А это уже «попахивает» экологической катастрофой.

Примерно тот же уровень излучения, что и от наполнителей кошачьих туалетов, исходит от глянцевых журналов. При производстве глянца тоже используется глина, точнее, один из ее видов – каолин. Он способен удерживать радиоактивные элементы, например, уран и торий.

Больше всего вопросов у обывателя возникает по поводу телефонов, экранов компьютеров, использования систем WiFi и Bluetooth. А вот здесь как раз речь идет о радиоволнах, излучение которых является неионизирующим. Любые телекоммуникационные системы по своей сути – это электромагнитные поля, то есть, нанести вред организму они не могут.

На выполнение экзаменационной работы по русскому языку даётся 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3-х частей.

  • Часть 1 содержит 30 заданий (А1-А30). К каждому из них даны 4 варианта ответа, только один из которых правильный.
  • Часть 2 состоит из 8 заданий (В1-В8). Ответы к этим заданиям вы должны сформулировать самостоятельно.
  • Часть 3 состоит из одного задания (С1) и представляет собой небольшую письменную работу по тексту (сочинение).

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у вас останется время, вы сможете вернуться к пропущенным заданиям. Правильный ответ в зависимости от сложности каждого задания оценивается одним или несколькими баллами. Баллы, полученные вами за все выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать как можно больше баллов.

ЧАСТЬ 1

При выполнении заданий этой части в бланке ответов №1 под номером выполняемого вами задания (А1-А30) поставьте знак «X» в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.

А1 В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) красИвее
2) Агент
3) нАчав
4) тортЫ

А2 В каком предложении вместо слова ЦЕННЫЙ нужно употребить ЦЕННОСТНЫЙ?

1) Всех участников олимпиады наградили ЦЕННЫМИ подарками.
2) В каждую эпоху формируются свои ЦЕННЫЕ ориентиры.
3) В статье можно найти ЦЕННЫЕ для геолога сведения.
4) В заповеднике много деревьев ЦЕННЫХ пород.

А3 Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) в шкафу
2) пять полотенец
3) шестисот семи человек
4) ихние дела

А4 Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Обработав статистические данные,

1) учёные определили, насколько быстро изменяется язык.
2) была выявлена интересная закономерность развития языка.
3) подтвердилась гипотеза о существовании общих для всех языков законов.
4) для лингвистов многое осталось не вполне ясным.

А5 Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

1) Благодаря повышения уровня сервиса в фирменных магазинах стало больше покупателей.
2) «Мойдодыр», написанный Корнеем Чуковским и опубликованный в 20-е годы XX века, стал одним из самых любимых детьми произведений.
3) М. Горький в одной из своих статей отмечает, что поэты до Пушкина совершенно не знали народа, не интересовались его судьбой, редко писали о нём.
4) Те, кто с детства стремится к мечте, часто реализуют свои жизненные планы.

Прочитайте текст и выполните задания А6-А11.

(1)... (2)Однако не все эти фрагменты должны войти в реферат. (3)Их следует отобрать в соответствии с темой реферата и сгруппировать вокруг развивающих её нескольких больших подтем. (4)При этом важно точно и лаконично изложить содержание отобранных фрагментов, провести их смысловое свёртывание. (5)Под смысловым свёртыванием, или компрессией, понимается операция, приводящая к сокращению текста без потери важной, актуальной информации. (6)... компрессия, предусматривающая исключение из текста избыточной, второстепенной информации, является одним из ведущих приёмов при написании реферата.

А6 Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?

1) Фрагменты, содержащие второстепенную информацию, не должны перегружать текст реферата.
2) Выделение в текстах ключевых фрагментов является основой для написания реферата.
3) Часто при работе с текстом приходится удалять или заменять не отдельные предложения, а целые фрагменты текста.
4) Различные главы реферата несут различный объём информации.

А7 Какое из приведённых ниже слов или сочетаний слов должно быть на месте пропуска в шестом предложении текста?

1) И только
2) Ещё
3) С другой стороны,
4) Таким образом,

А8 Какое слово или сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений текста?

1) понимается (предложение 5)
2) фрагменты должны войти (предложение 2)
3) их следует отобрать (и) сгруппировать (предложение 3)
4) исключение является (предложение 6)

А9 Укажите верную характеристику пятого (5) предложения текста.

1) сложное бессоюзное
2) сложносочинённое
3) сложноподчинённое
4) простое осложнённое

А10 Укажите правильную морфологическую характеристику слова ОДНАКО в предложении 2.

1) частица
2) местоимение
3) союз
4) наречие

А11 Укажите значение слова РЕФЕРАТ во втором (2) предложении текста.

1) часть художественного или научного произведения, содержащая предварительные разъяснения и замечания
2) творческая работа, заключающаяся в устном или письменном пересказе прослушанного и проанализированного текста
3) письменный доклад по определённой теме, в котором обобщается информация из одного или нескольких источников
4) данные, факты независимо от формы их представления, которые несут в себе смысловую нагрузку
___________________________________________________________________________

А12 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется -НН-?

Драгоце(1)ым камнем, огранё(2)ым великим мастером - Временем, можно назвать древнерусскую литературу, богатства которой ещё в полной мере не осозна(3)ы.

1) 1 2) 1,2 3) 2,3 4) 1,2,3

А13 В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) вызв..лить, вырастающий, представительный
2) вл..стелин, пок..рать, укр..тигель
3) покоряющий, з..ря, провозглашать
4) упл..тняя (бетон), к..саться, компаньон

А14 В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) предъявитель, неотъемлемый, трёхъязычный
2) под..брать, запрокинуть, позавчерашний
3) пр..уныл, преобразился, гостепр..имный
4) бесхарактерный, ра..кидать, ра..росшийся

А15 В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква Е?

1) дыш..шь, обид..вший
2) экономишь, замасл..нный
3) дремл..шь, приемлемый
4) реж..шь, приклеивший

А16 В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква И?

A. фасол..вый
Б. отраслевой
B. настойчивость
Г. догадл..вый

1) А, Б
2) А, Б, В
3) А, В, Г
4) В, Г

А17 В каком предложении НЕ (НИ) со словом пишется раздельно?

1) Эпитет - образное, (не)обычное определение.
2) Дон в месте переправы далеко (не)широкий, всего около сорока метров.
3) (Ни)кто в пьесе не соглашается с Чацким в том, что прислуживаться безнравственно.
4) (Не)кому задать вопросы, которые мучат Пьера после дуэли в Сокольниках.

А18 В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?

1) Воспитательное значение художественной литературы огромно, (ПО)ТОМУ что она действует на мысли человека ТАК(ЖЕ) сильно, как и на чувства.
2) Художники-импрессионисты большое внимание уделяли свету, постоянно меняющемуся (В)ТЕЧЕНИЕ дня, и воздуху, в который КАК(БЫ) погружены предметы и фигуры людей.
3) (И)ТАК, все мои блестящие надежды рушились, и (В)МЕСТО весёлой московской жизни ожидала меня скука в стороне глухой и отдалённой.
4) Лесная малина (ПО)СРАВНЕНИЮ с садовой мелкая, но гораздо более сладкая и душистая, (ПО)ЭТОМУ, даже выращивая прекрасную крупную садовую малину, деревенские жители любят ходить за лесной.

А19 Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:

Язык - это основа национальной памяти () и его надо беречь.

1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
2) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.
3) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.
4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

А20 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Почти не отступая (1) от сюжета гоголевской повести (2) и (3) по возможности сохраняя характерный гоголевский язык (4) Н.А. Римский-Корсаков создал либретто оперы «Вечера на хуторе близ Диканьки».

1) 1,2,3,4
2) 2
3) 3,4
4) 4

А21 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Поздней осенью или зимой на улицах городов появляются стайки то мелодично щебечущих, то резко кричащих птиц. Вот (1) видимо (2) за этот крик и получили птицы своё имя - свиристели, ведь глагол «свиристеть» (3) как считают лингвисты (4) когда-то означал «резко свистеть, кричать».

1) 1,2,3,4
2) 1,3
3) 1,2
4) 3,4

А22 Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Вопрос о происхождении жизни на Земле во все времена имел как познавательное так и мировоззренческое значение.
2) Сама жизнь диктует художнику и сюжет и композицию картины и выбор красок.
3) В состав фразеологизма могут входить устаревшие слова или слова в переносном значении.
4) Своими пьесами и рассказами Чехов создал самобытный и совершенно автономный мир.

А23 Как объяснить постановку двоеточия в приведённом ниже предложении?

В 1720 году Пётр I утвердил новые правила обмундирования войск: кафтан получил небольшой суконный воротник, карманные клапаны с тремя пуговицами, шнур на левом плече и 10 пуговиц по борту.

1) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.
2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.
3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена по содержанию тому, о чём говорится в первой части.
4) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чём говорится во второй части.

А24 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Государственная Третьяковская галерея (1) основателем (2) которой (3) был московский купец Павел Михайлович Третьяков (4) в наши дни признана музеем русского искусства с мировым значением.

1) 1,4
2) 2
3) 1,3
4) 2,4

А25 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Дверь подъезда внезапно распахнулась (1) и на улицу выскочил крепкий молодой человек (2) который (3) если бы Алексей не успел в последний момент посторониться (4) наверняка налетел бы прямо на него.

1) 1,2,3,4
2) 2,3
3) 1,4
4) 2,4

А26 В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

1) Заповедник, который был основан в середине прошлого века, невелик и занимает всего несколько гектаров нетронутого низинного леса.
2) Продукты питания человека и состав воздуха, которым он дышит, в значительной мере являются результатом жизнедеятельности растений.
3) Летом травы и мхи в лесу существуют в полумраке, который образуется после полного развёртывания листвы деревьев.
4) Волжский обрывистый берег и заречные дали вводят в пьесу А.Н. Островского мотив простора и полёта, который неразрывно связан с образом Катерины.

А27 Прочитайте текст.

Многие предметы, которые нас окружают, сделаны из природных материалов - одного или нескольких. С древнейших времён люди использовали эти материалы: они изготавливали ткани из натуральных волокон, строили дома из тростника и дерева, обрабатывали камни и металлы, создавая различные предметы. Современный человек, использующий природные материалы сегодня, должен думать о том, что их запасы не безграничны.

В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

1) Изготовленные из природных материалов предметы использовались древними людьми в быту, и сегодня многие предметы, которые нас окружают, также сделаны из камня и металла, дерева и натуральных волокон.
2) Древние люди использовали только природные материалы: изготавливали ткани из натуральных волокон, строили дома из тростника и дерева, обрабатывали камни и металлы.
3) Люди должны помнить о том, что запасы природных материалов могут иссякнуть, поэтому нужно использовать и искусственно созданные материалы.
4) Современный человек должен помнить, что запасы природных материалов, используемых с древних времён по сегодняшний день, не безграничны.

А28 Прочитайте текст и выполните задания А28-А30; В1-В8; С1.

(1)Я сидел в ванне с горячей водой, а брат беспокойно вертелся по маленькой комнате, хватая в руки мыло, простыню, близко поднося их к близоруким глазам и снова кладя обратно. (2)Потом стал лицом к стене и горячо продолжал:

- (З)Сам посуди. (4)Нас учили добру, уму, логике - давали сознание. (5)Главное - сознание. (б)Можно стать безжалостным, но как возможно, познавши истину, отбросить её? (7)С детства меня учили не мучить животных, быть жалостливым. (8)Тому же учили меня книги, какие я прочёл, и мне мучительно жаль тех, кто страдает на вашей проклятой войне. (9)Но вот проходит время, и я начинаю привыкать ко всем страданиям, я чувствую, что и в обыденной жизни я менее чувствителен, менее отзывчив и отвечаю только на самые сильные возбуждения. (10)Но к самому факту войны я не могу привыкнуть, мой ум отказывается понять и объяснить то, что в основе своей безумно. (11)Миллионы людей, собравшись в одно место и стараясь придать правильность своим действиям, убивают друг друга, и всем одинаково больно, и все одинаково несчастны - что же это такое, ведь это сумасшествие?

(12)Брат обернулся и вопросительно уставился на меня своими близорукими глазами.

- (13)Я скажу тебе правду. - (14)Брат доверчиво положил холодную руку на моё плечо. - (15)Я не могу понять, что это такое происходит. (16)Я не могу понять, и это ужасно. (17)Если бы кто-нибудь мог объяснить мне, но никто не может. (18)Ты был на войне, ты видел - объясни мне.

- (19)Какой ты, брат, чудак! (20)Пусти-ка ещё горячей водицы.

(21)Мне так хорошо было сидеть в ванне, как прежде, и слушать знакомый голос, не вдумываясь в слова, и видеть всё знакомое, простое, обыкновенное: медный, слегка позеленевший кран, стены со знакомым рисунком, принадлежности к фотографии, в порядке разложенные на полках. (22)Я снова буду заниматься фотографией, снимать простые и тихие виды и сына: как он ходит, как он смеётся и шалит. (23)И снова буду писать - об умных книгах, о новых успехах человеческой мысли, о красоте и мире. (24)А то, что он сказал, было участью всех тех, кто в безумии своём становится близок безумию войны. (25)Я как будто забыл в этот момент, плескаясь в горячей воде, всё то, что я видел там.

- (26)Мне надо вылезать из ванны, - легкомысленно сказал я, и брат улыбнулся мне, как ребёнку, как младшему, хотя я был на три года старше его, и задумался - как взрослый, как старик, у которого большие и тяжёлые мысли.

(27)Брат позвал слугу, и вдвоём они вынули меня и одели. (28)Потом я пил душистый чай из моего стакана и думал, что жить можно и без ног, а потом меня отвезли в кабинет к моему столу, и я приготовился работать. (29) Моя радость была так велика, наслаждение так глубоко, что я не решался начать чтение и только перебирал книги, нежно лаская их рукою. (30) Как много во всём этом ума и чувства красоты!

(По Л. Андрееву*)

* Андреев Леонид Николаевич (1871-1919) - прозаик, драматург, публицист, представитель Серебряного века русской литературы.

А28 Какое утверждение соответствует содержанию текста?

1) Старший брат тяжело переживает то, что он не сможет заниматься прежним делом и должен сменить профессию.
2) Повествование ведётся от лица младшего брата.
3) Младший брат никогда не был на фронте, но он знает, что происходит на войне, и не может с этим смириться.
4) После короткого отпуска старший брат должен вернуться на фронт.

А29 Какое из перечисленных утверждений является ошибочным?

1) Предложение 11 объясняет и подтверждает суждение, высказанное в предложении 10 текста.
2) Предложение 21 текста содержит описательный фрагмент.
3) В предложениях 3-6 представлено повествование.
4) В предложениях 15-17 представлено рассуждение.

А30 Какое слово использовано в тексте в переносном значении?

1) горячий (предложение 1)
2) отбросить (предложение 6)
3) холодную (предложение 14)
4) одели (предложение 27)

ЧАСТЬ 2

При выполнении заданий этой части запишите ваш ответ в бланке ответов №1 справа от номера задания (В1-В8), начиная с первой клеточки. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Слова или числа при перечислении отделяйте запятыми. Каждую запятую ставьте в отдельную клеточку. При записи ответов пробелы не используются.

Ответы к заданиям В1-ВЗ запишите словами.

В1 Из предложения 6 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.

В2 Из предложений 27-30 выпишите краткие прилагательные.

ВЗ Укажите тип подчинительной связи в словосочетании МУЧИТЕЛЬНО ЖАЛЬ (предложение 8).

Ответы к заданиям В4-В7 запишите цифрами.

В4 Среди предложений 12-20 найдите простое односоставное определённо- личное. Напишите номер этого предложения.

В5 Среди предложений 21-25 найдите простое предложение, осложнённое однородными членами с обобщающим словом. Напишите номер этого предложения.

В6 Среди предложений 25-29 найдите сложноподчинённое предложение с придаточным меры и степени. Напишите номер этого сложного предложения.

В7 Среди предложений 7-11 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью указательного местоимения, частицы и лексического повтора. Напишите номер этого предложения.

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания А28-А30, В1-В7. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0.

Последовательность цифр в том порядке, в котором они записаны вами в тексте рецензии на месте пропусков, запишите в бланк ответов №1 справа от номера задания В8, начиная с первой клеточки. Каждую цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Цифры при перечислении отделяйте запятыми. Каждую запятую ставьте в отдельную клеточку. При записи ответов пробелы не используются.

В8 «Синтаксические средства выразительности:_________ (предложение 6) и __________(в предложениях 21-23) - помогают автору отчасти передать чувства персонажей. Такой приём, как______ (предложения 15, 16), подчёркивает основную мысль младшего брата в рассуждениях о войне. В какой-то момент братья словно меняются своими возрастными ролями, что подчёркивают ______ («ребёнок» - «взрослый» в предложении 26)».

Список терминов:

1) анафора
2) гипербола
3) риторический вопрос
4) олицетворение
5) парцелляция
6) диалектизм
7) восклицательное предложение
8) ряды однородных членов
9) антонимы

Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов №1.

ЧАСТЬ 3

Для ответа к заданию этой части используйте бланк ответов №2. Запишите сначала номер задания С1, а затем напишите сочинение.

С1 Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на читательский опыт, знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).
Объём сочинения - не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Система оценивания экзаменационной работы по русскому языку

ЧАСТЬ 1

За правильный ответ на каждое задание части 1 ставится 1 балл. Если указаны два и более ответов (в том числе правильный), неверный ответ или ответ отсутствует, ставится 0 баллов.

№ задания

№ задания

ЧАСТЬ 2

За правильный ответ на задания Bl, В2, ВЗ, В4, В5, В6, В7 ставится 1 балл, за неверный ответ или его отсутствие - 0 баллов.

____________
* Задание В8 оценивается по шкале от 0 до 4 баллов. За каждую верно указанную цифру, соответствующую номеру термина из списка, экзаменуемый получает 1 балл (4 балла: нет ошибок; 3 балла: допущена 1 ошибка; 2 балла: допущены 2 ошибки; 1 балл: верно указана только одна цифра; 0 баллов: полностью неверный ответ (неверный набор цифр) или его отсутствие). Порядок записи цифр в ответе имеет значение.

ЧАСТЬ 3

Информация о тексте

Основные проблемы

1. Проблема нравственной оценки факта войны. (Почему человеческое сознание не может принять сам факт войны?)

1. Война безумна, бессмысленна, противоестественна по самой своей природе.

2. Проблема войны и сохранения человеческого в человеке. (Как влияют военные события и связанные с ними человеческие трагедии на душевное состояние людей, на их способность чувствовать, состра-дать?)

2. Безумие войны способно притупить в человеке его лучшие душевные качества.

3. Проблема смысла жизни. (В чём заключается смысл человеческого существования?)

3. Смысл и радость человеческого существования заключается не в разрушении и уничтожении себе подобных, а в свободном сознательном труде, в наслаждении творчеством, в приобщении к красоте.

КРИТЕРИИ ПРОВЕРКИ И ОЦЕНКИ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ С РАЗВЁРНУТЫМ ОТВЕТОМ

Критерии оценивания ответа на задание С1

Баллы

Формулировка проблем исходного текста

Экзаменуемый (в той или иной форме) верно сформулировал одну из проблем исходного текста.

Фактических ошибок, связанных с пониманием и формулировкой проблемы, нет.

Экзаменуемый не смог верно сформулировать ни одну из проблем исходного текста.

Наука о языке называется языкознанием (языковедением, лингвистикой). Школьная грамматика изучает основные разделы науки о русском языке: фонетику (звуки речи), морфемику (состав слова), лексику (словарный состав языка), морфологию (слова как части речи), синтаксис (словосочетания и предложения).

В лингвистике выделяется несколько разделов

Лексикология (ее предметом является слово) - учение о словарном составе языка. Лексикология устанавливает значения слова и правила его употребление в речи.

Одним из основных разделов лексикологии является семантика (от греч. «сема» - знак) , которая изучает все вопросы, связанные со значением слова, а также изменения значения слова.

Лексикология изучает словарный состав языка в его современном состоянии, а также основные пути его развития и причины изменения значения слова и словарного состава языка в целом. Специальным разделом лексикологии является этимология - наука, изучающая происхождение слова.

Фразеология
рассматривает вопросы, связанные со значением, морфолого-синтаксическими и стилистическими особенностями фразеологизмов, а также - их классификацией и основными способами образования.

Фразеологизмы - устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову (на краю света - далеко; намылить шею - проучить, наказать; пешком ходит под стол - маленький и т. д.).

Фонетика - раздел науки, который изучает звуковую структуру языка.

Фонетика занимает особое место среди других лингвистических наук. Если лексикология и грамматика изучают смысловую сторону языка, значения предложений, слов и частей слов, то фонетика имеет дело с материальной стороной языка, с такими его средствами, которые не имеют смыслового значения.

Практическое применение фонетика находит в орфоэпии - науке о правильном произношении.

Тесно связанный с фонетикой раздел графики изучает буквы, т. е. изображение звуков на письме, соотношение между буквами и звуками.

Словообразование - раздел науки о языке, изучающий способы и средства образования новых слов, а также строение имеющихся слов.

В некоторых учебниках этот раздел называется морфемикой (от греч. «морфе» - форма) . Морфемы - значимые части слова: приставка, корень, суффикс, окончание. Они образуют морфемный состав слова.

Грамматика изучает особенности построения языка.

В настоящее время грамматика - один из самых значительных разделов науки о языке, который включает в себя два подраздела - морфологию и синтаксис.

Морфологию (от греч. «морфе» - форма, «логос» - наука, слово) , изучает словоизменение и части речи, имеющиеся в данном языке. Слова могут изменяться по родам, числам, падежам, лицам и т. д. Хотя есть такие, которые не изменяются (союзы, предлоги, наречия). Морфология тесно связана с орфографией, поэтому в данном разделе учебника часто встречаются разного рода орфографические правила.

Части речи - это морфологические классы слов. По своей роли в языке части речи делятся на самостоятельные и служебные.

Самостоятельные части речи: существительное, прилагательное, глагол, наречие, местоимение. Служебные части речи: предлог, союз, частица. В речи самостоятельные и служебные слова выполняют разные функции. В предложении самостоятельные слова, называя предметы, их признаки, действия и т. д., выполняют роль членов предложения, а служебные чаще служат для связи самостоятельных слов.

Синтаксис изучает словосочетания и предложения.

Предложение и словосочетание - синтаксические единицы разного назначения, каждая из них имеет свои существенные признаки. Предложение служит для выражения высказывания, является главной единицей синтаксиса. Словосочетание - одним из компонентов предложения, оно представляет собой вспомогательную единицу. В синтаксисе изучаются правила грамматического оформления предложения и словосочетания.

Орфография (от греч. «орфо» - правильный, «графо» - пишу)
-раздел науки о языке, изучающий правила написания слов.

В русском языке есть много случаев, когда неясно, какое написание является правильным. Выбрать правильное написание можно, только опираясь на определенное правило. Такое написание в слове, которое соответствует определенному орфографическому правилу, называется орфограммой.

Пунктуация изучает правила употребления знаков препинания.

Пунктуация тесно связана с синтаксисом. Школьная грамматика дает представление о 10 знаках препинания:

  • Точка;
  • Вопросительный знак;
  • Восклицательный знак;
  • Запятая;
  • Точка с запятой;
  • Двоеточие;
  • Тире;
  • Скобки;
  • Кавычки;
  • Многоточие.
Место в предложении или тексте, где нужно применить пунктуационное правило, называется пунктограммой .

Стилистика - учение о стилях речи и средствах языковой выразительности, а также условиях использования их в речи.

Культура речи - раздел языкознания, изучающий практическую реализацию в речи норм литературного языка.

В лингвистике выделяют несколько основных разделов. Каждый из них занимается изучением того или иного круга и явлений. Сегодня мы рассмотрим, какие разделы науки о русском языке изучаются в школьном курсе.

Фонетика

Начнем знакомство с основного раздела языкознания - фонетики. Данная наука изучает и особенности их функционирования. В фонетике рассматривается чередование звуков в зависимости от ударения, положения в той или иной части слова. Также рассматриваются сильные и слабые позиции звуков.

Отдельно изучается такое понятие, как слог, и разделение слова на слоги согласно правилам русского языка. Относится к фонетике и интонация, ударение.

Орфография

Второй важный раздел науки о языке - орфография. Он занимается изучением правописания слов и их значимых частей. Благодаря орфографии мы знакомимся с правилами и орфограммами, учимся распознавать случаи, в которых нужно использовать правила для определения того, какую букву следует написать в том или ином слове.

Лексика и фразеология

Лексика и фразеология - наиболее интересный раздел науки о языке, изучающий лексическое богатство русской речи, а также функционирующие в ней фразеологизмы. Говоря о лексике, стоит отметить, что она занимается изучением таких понятий, как синонимы и омонимы, паронимы и антонимы, изучает она происхождение слов и их функционирование, выделяет активную и пассивную лексику русского языка.

Фразеология занимается изучением фразеологизмов, их значением и происхождением.

Довольно тесно связана с лексикой и фразеологией лексикография - наука о словарях.

Словообразование

Еще один раздел науки о языке - словообразование. В нем изучается Так, каждое слово имеет корень, который несет лексическое значение. Кроме корня, в слове могут быть окончание, суффикс или приставка. Кроме того, выделяют основу слова.

Словообразование изучает не только части слов, но и то, каким образом были образованы те или иные слова, какие из суффиксов образуют глаголы, а какие - прилагательные.

Зная основы словообразования, человек легче осваивает орфографию, так как два эти раздела весьма тесно связаны между собой.

Морфология

Морфология - довольно объемный раздел науки о языке. Занимается изучением частей речи и их функционированием в речи. В ходе обучения школьники изучают главные и служебные части речи, правила их правописания, знакомятся с тем, как склоняются части речи, как определить род или падеж существительного или прилагательного, которое относится к нему.

Морфология также довольно тесно связана с орфографией, так как необходимо не только знать, как образуется слово, но и как оно изменяется. Ведь некоторые звуки, а следовательно и буквы при написании зависят от того, в каком падеже стоит слово.

Синтаксис и пунктуация

Наиболее сложный раздел науки о языке - синтаксис и пунктуация. Изучать его начинают уже в 8 и 9 классах. Самое первое, с чем знакомятся школьники - это понятие о словосочетаниях и типах, связях между словами. Затем они переходят к изучению главных и второстепенных предложений, учатся находить их и графически выделять.

После этого начинается изучение простого предложения, как двусоставного, так и односоставного. Изучается их классификация и функционирование в речи. Уже в 9 классе начинается знакомство со сложными предложениями, типами связи между ними, классификациями.

В ходе изучения предложений также происходит знакомство с пунктуацией русского языка, которая тесно связана с синтаксисом. Изучаются правила расстановки запятых, тире и двоеточия, точки с запятой. Дается краткая историческая справка об истории возникновения знаков.

Стилистика

Изучая разделы науки о языке, ученики то и дело сталкиваются с таким разделом языкознания, как стилистика. Она занимается изучением стилей речи, их основных признаков и особенностей функционирования. Выделяют несколько основных стилей: художественный, научный, публицистический, конфессиональный, разговорный, эпистолярный.

В ходе обучения ученики учатся выделять признаки каждого из стилей и определять, к какому из них относится тот или иной текст.

Культура речи

Ну и последний раздел, который стоит упомянуть - культура речи. Она изучает письменные и устные нормы русского языка. Зачастую правила из этого раздела изучаются в ходе рассмотрения других разделов языкознания. Довольно тесно культура речи связана со стилистикой, орфоэпией и орфографией.

Выводы

Мы выяснили, какие разделы науки о языке изучают в школьном курсе. Среди них такие как фонетика и орфография, лексика и фразеология, словообразование и морфология, синтаксис и пунктуация, а также стилистика и культура речи. Практически все они тесно связаны между собой, знание одного раздела способствует усвоению правил из другого, смежного.

Часто школьники не знают, что изучает тот или иной раздел языкознания. Это затрудняет поиск необходимой информации. В данной статье мы рассмотрим разделы науки о языке и основные понятия, которые они изучают.

Фонетика – раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи. Изучаемые понятия: звуки, чередование звуков, сильная и слабая позиция звуков, ударение, интонация, слог, слогораздел.

Орфография – раздел науки о языке, в котором изучается правописание слов и их значимых частей. Изучаемые понятия: орфограмма, орфографическое правило, орфограммы в корне, приставках, суффиксах, окончаниях, слитное, раздельное, дефисное написание, употребление прописной и строчной буквы.

Лексика и фразеология – раздел науки о языке, в котором изучается лексическое значение слов, фразеологических оборотов и их употребление в речи. Изучаемые понятия: однозначные и многозначные слова, прямое и переносное значения слов, омонимы, синонимы, антонимы, исконно-русские и заимствованные слова, устаревшие слова и неологизмы, диалектизмы, профессионализмы, фразеологизмы.

Словообразование – раздел науки о языке, в котором изучается состав слова и способы его образования. Изучаемые понятия: состав слова, морфема, основа слова, корень, суффикс, приставка, окончание, словообразовательные и формообразовательные морфемы, однокоренные слова, способы образования слов.

Морфология – раздел науки о языке, изучающий части речи и их формы. Изучаемые понятия: части речи (самостоятельные и служебные): имена существительное, прилагательное, числительное; местоимение, глагол, глагольные формы (причастие, деепричастие), наречие, предлог, союз, частица, междометие, звукоподражания, морфологические признаки частей речи.

Синтаксис – раздел науки о языке, изучающий словосочетание и предложение, их строение, значение и роль в речи. Изучаемые понятия: словосочетание, согласование, управление, примыкание, подлежащее и сказуемое (простое глагольное, составное глагольное, составное именное); определение, дополнение, обстоятельство; простое предложение, однородные члены предложения, обобщающие слова, обособленные члены предложения, обращение, вводные слова; сложные предложения (сложносочиненные, сложноподчинённые, бессоюзные); виды придаточных частей сложного предложения (определительная, изъяснительная, обстоятельственная).

Пунктуация – раздел науки о языке, в котором изучаются правила расстановки знаков препинания. Изучаемые понятия: знаки препинания, их функции (завершающие, выделяющие, отделяющие); одиночные и парные знаки.

Стилистика – раздел науки о языке, изучающий функциональные стили речи, их языковые особенности. Изучаемые понятия: стили речи: разговорный и книжные (художественный, научный, публицистический, официально-деловой), языковые особенности стилей, жанры, характерные для определённого стиля.

Культура речи – раздел языкознания, в котором изучаются нормы литературного языка в его устной и письменной формах. Изучаемые понятия: нормы литературного языка: произносительная, орфографическая, морфологическая, словообразовательная, синтаксическая, пунктуационная, речевая.

Если Вам необходимо проконсультироваться по какому-либо разделу языкознания, или Вы не можете найти определение изучаемого понятия. в любое время и в любом месте Вы можете обратиться за помощью к онлайн репетитору. Обучение проходит посредством специально разработанного программного обеспечения. Квалифицированные педагоги оказывают помощь при выполнении домашних заданий, объяснении непонятного материала; помогают подготовиться к ГИА и ЕГЭ. Ученик выбирает сам, проводить занятия с выбранным репетитором на протяжении длительного времени, или использовать помощь педагога только в конкретных ситуациях, когда возникают сложности с определённым заданием.

blog.сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.