Китайской Народной Республики.
Предыстория
Поселение на месте Люйшунькоу, существовавшее со времен династии Цзинь (晋朝, 266-420) носило название Машицзинь (кит. упр. 马石津 ). В период Тан (唐朝, 618-907) его переименовали в Дуличжэнь (кит. упр. 都里镇 ). В годы существования монгольской империи Юань (元朝, 1271-1368) город носил название Шицзыкоу (кит. упр. 狮子口 , букв. «Пасть льва»), предположительно, по статуе, ныне находящейся в парке, примыкающей к военному порту. В эпоху империи Мин (明朝, 1368-1644) поселение подчинялось управлению береговой обороны (кит. упр. 海防哨所 ) Цзиньчжоуского вэя (кит. упр. 金州卫 ), а на территории современного города размещались левый и центральный со этого вэя (кит. упр. 金州中左所 ). Тогда же появилось название «Люйшунь» - в 1371 г. будущий император Китая Чжу Ди , возглавлявший оборону северо-восточных границ, направил в эти места 2 посланников для ознакомления с местностью. Поскольку путь их был спокоен и удобен (люйту шуньли - кит. упр. 旅途顺利 ), то по приказу Чжу Ди эта местность была названа Люйшунькоу (букв. «бухта спокойного путешествия»)
Английское название Port Arthur это место получило в связи с тем, что в августе 1860 года в этой гавани чинился корабль английского лейтенанта Уильяма К. Артура (англ. ) . Существует также версия, что китайское местечко Люйшунь было переименовано англичанами в честь члена британской королевской семьи Артура Коннаутского во времена Второй Опиумной войны . Это английское название позже было принято в России и в других европейских странах.
Строительство военно-морской базы в стратегически важном заливе Люйшунь было начато китайским правительством по настоянию Бэйян дачэнь Ли Хунчжана , в 1880-е годы. Уже в 1884 г. для охраны побережья от возможных высадок французского десанта в городе был размещен отряд китайских войск, а командир стоявшего в бухте китайского военного корабля «Вэйюань» Фан Боцянь выстроил одну из первых земляных береговых батарей крепости силами своего экипажа. Батарея получила название «Вэйюань паотай» (букв. «форт Вэйюань»).
В промежутке между 1884 и 1889 годами Люйшунь стал одной из баз Бэйянского флота империи Цин. Работами руководил немецкий майор Константин фон Ганнекен. В Люйшуне размещались основные ремонтные мощности Бэйянского флота - 400-футовый (120 м) док для ремонта броненосцев и крейсеров, и малый док для ремонта миноносцев. Дноуглубительные работы, проведенные в бухте, позволили довести глубину внутреннего рейда и входа в бухту до 20 футов (6.1 м).
|
Илья Крамник, военный обозреватель РИА Новости.
24 мая 1955 года СССР передал Китаю военную базу Порт-Артур. Так завершилась почти 60-летняя история конфликтов вокруг этого города, и переходов Порт-Артура между Китаем, Россией и Японией.
Город, носящий китайское название Люйшунь (Люйшунькоу), был построен на месте одноименного рыбацкого поселка в 1880-х годах. Название Порт-Артур этот поселок получил в августе 1860 года, когда в гавани чинился корабль английского лейтенанта Уильяма К. Артура. Это английское название позже было принято в России и в других европейских странах.
Причина строительства города заключалась в удобстве бухт Порт-Артура, которые при некотором углублении фарватеров и бассейна представляют собой идеальную, весьма вместительную гавань, включающую практически закрытый от ветра и волн Западный бассейн, соединенный с морем через менее просторный, но более глубокий Восточный бассейн, и открытый внешний рейд.
Новопостроенный Порт-Артур вскоре сменил владельца. В 1894 году в ходе японо-китайской войны он был занят Японией. В 1895 году после окончания войны под давлением великих держав Япония вернула порт и город Китаю, а в декабре 1897 года там появились российские корабли. Китай, а в особенности китайское побережье в это время стало ареной соперничества России, Германии, Великобритании и Японии, и появление в Порт-Артуре эскадры контр-адмирала Дубасова, с личного повеления императора Николая II, было вызвано желанием получить Порт-Артур в качестве военно-морской базы прежде, чем это сделают немцы или англичане. Рядом с Порт-Артуром началось сооружение еще одного города и торгового порта, получившего название Дальний (Далянь).
База Порт-Артур должна была обеспечить защиту с моря Ляодунского (Квантунского) полуострова, который в следующем, 1898 году был арендован Россией на 25 лет по русско-китайской конвенции, заключенной в Пекине.
На территории, полученной Россией, была образована Квантунская область, которая начала быстро развиваться. Далянь, отлично отстроенный и оборудованный, в короткое время стал одним из крупнейших портов Китая, и занял второе (после Шанхая) место по грузообороту среди всех континентальных портов Азии от Охотского до Южно-Китайского моря.
В 1904 году накопившиеся противоречия между Россией и Японией, которая была поддержана Великобританией, привели к войне. Япония начала боевые действия с атаки на русские корабли в Порт-Артуре, где миноносцами были повреждены эскадренные броненосцы «Цесаревич», «Ретвизан» и крейсер «Паллада», и в Чемульпо, где после неравного боя с японской эскадрой был затоплен собственным экипажем крейсер «Варяг» и взорвана канонерская лодка «Кореец».
Высадив войска на континенте, Япония начала продвигаться на север - в сторону контролируемой Россией Маньчжурии, и на юг - к Порт-Артуру.
Летом 1904 года японские войска, подошедшие к Порт-Артуру, взяли город в осаду. 23 декабря 1904 года Порт-Артур был сдан врагу. Последовавший в 1907 году суд установил, что командующий обороной генерал-лейтенант Стессель сознательно готовил крепость к сдаче, которая произошла «на невыгодных и унизительных для России условиях вопреки мнению военного совета, не исчерпав всех доступных средств к обороне».
Следующие 40 лет Порт-Артуром, и всем Квантунским полуостровом, полученным по Портсмутскому миру, владела Япония. Город остался по большей части вне зоны военных действий в ходе обеих мировых войн, пока 22 августа 1945 года советские воздушно-десантные войска не заняли Порт-Артур, взяв в плен японский гарнизон.
По заключенному в том же месяце советско-китайскому договору Порт-Артур передавался в аренду СССР на 30 лет в качестве военно-морской базы. О передаче Дальнего и всего Квантуна речь уже не шла. 12 октября 1954 года после окончания корейской войны было подписано соглашение об обратной передаче Порт-Артура Китаю и выводе оттуда советских войск.
Передача Порт-Артура Китаю была естественным шагом - завершивший гражданскую войну, объединенный и резко усилившийся Китай не желал присутствия иностранных, пусть и дружественных войск на своей территории. Но история борьбы за Порт-Артур и шире - за влияние в АТР - дает нам определенные исторические уроки.
Сегодняшнее значение азиатско-тихоокеанского региона в глобальном балансе сил, роль местных портов и военных баз, лучше всего доказывает оправданность стремления России к усилению своего влияния в этом регионе. К сожалению, после падения Порт-Артура и прекращения русско-японской войны вся история русского/советского присутствия в регионе сводится лишь к защите своих рубежей и возвращению отторгнутых территорий - южного Сахалина и Курильских островов. При этом экономическое освоение российских дальневосточных территорий по-прежнему находится на зачаточном уровне, если не считать эксплуатации биологических ресурсов океана и добычи нефти на шельфе Сахалина.
Кроме того, в последние 20 лет наблюдается отток населения с российского Дальнего Востока и ослабление военного присутствия России в регионе.
Однако такое положение не может быть вечным. Россия должна осваивать принадлежащие ей земли и акваторию Дальнего Востока и заботиться об их защите. В противном случае история Порт-Артура может повториться снова - уже на собственно российских территориях. При этом следует заметить, что на момент начала русско-японской войны соотношение сил между Россией и основными соперниками в регионе было далеко не столь тревожным, как в настоящее время.
December 22nd, 2016 , 01:23 pm
В русской культуре Порт-Артур - город, покрытый неоднозначной славой. Длительная и героическая оборона русскими войсками крепости на арендованной территории на другом конце земли стала одной из наиболее ярких и запоминающихся страниц нашей истории. Окажись Порт-Артур в наши дни в составе России, звание "Города воинской славы" он получил бы одним из первых. В современном же Китае он называется Люйшунькоу и является всего лишь удалённым захолустным районом мегаполиса Даляня, с оговоркой на расположенную в нём базу китайского ВМФ, одну из крупнейших в стране. Обычно я не пишу посты про города, которые осмотрел поверхностно, но в данном случае оно того стоит. Слишком важное место и слишком тяжело туда добраться, чтобы проигнорировать его. Итак, представляю Вашему вниманию обзор даляньского района Люйшунькоу, в нашем сознании навсегда оставшегося городом Порт-Артуром.
1. Ляодунский полуостров чем-то похож на Крым - благодатное место, которое люди в последнее время не оставляют в покое из-за его неимоверно удобного в военно-стратегическом плане расположения. И Порт-Артур здесь сродни Севастополю - самый лакомый кусок и без того важного региона. Впрочем, имперский Китай, который вряд ли можно было назвать морской державой, не особо ценил прелести этого места. Далёкий и холодный по местным меркам север, да ещё и долгое время находившийся на запретных маньчжурских землях, веками был занят не более чем рыбацкими деревнями.
Бесспорно главное место в Порт-Артуре с точки зрения нашей истории - русское кладбище. Это самое большое русское кладбище на территории Китая и самое большое русское воинское захоронение за рубежом. Перед входом стоит памятник советским воинам, освобождавшим северо-восток Китая от японцев в 1945-м. Монумент перенесён сюда в 1999-м с одной из центральных площадей Даляня , носившей имя Сталина. Одновременно с переносом памятника её переименовали в Народную.
2. История Порт-Артура до XIX-го века ничем не отличается от истории соседнего Даляня. Но город тут основали всё-таки не русские, а сами китайцы. За несколько десятков лет до заката империи они смогли оценить стратегическую важность этой бухты для своего флота и начали строить тут порт. Название он получил "Люйшунь", что в переводе означает "спокойная дорога". Имя "Порт-Артур" дали англичане, и именно оно вошло в обиход и полюбилось европейцам, в том числе - русским. Думаю, не будет большим грехом, если в этом посте я буду называть город именно так, за исключением моментов, где нужно подчеркнуть отношение сказанного к его современности.
Внутри скульптурной композиции находится небольшой музей, рассказывающий об освобождении Красной армией северо-восточного Китая от японцев. Разумеется, не без помощи сознательного местного населения. Удивительно, что за полгода до этого мы были в Бресте, и там, на другом конце материка, видели очень похожие по смыслу и внешнему виду экспонаты в музее обороны Брестской крепости . А ещё в Бресте один из главных храмов города построен в годы русско-японской войны на средства её участников. Около храма установлен памятник её жертвам. Удивительные параллели между столь далёкими и чужими городами...
3. Русские пришли сюда в 1897-м, когда взяли в аренду весь Ляодунский полуостров и основали неподалёку город Дальний. Несмотря на формально честное владение Российской империей этими землями, китайцы часто называют те годы оккупацией. При заключении договора аренды со слабнущим и боявшимся дать отказ монархическим правительством Цин, не обошлось и без взяток. Впрочем, к японцам, захватившим эти земли потом, у китайцев отношение гораздо хуже. В отличие от Дальнего, Порт-Артур наши строили уже не с нуля, а доводили до ума китайские наработки. Но даже за шесть лет присутствия закончить они так и не успели.
Все тексты и надписи в музее выполнены на двух языках, китайском и русском, и удивительно лояльны и благожелательны к СССР. Я бы сказал, даже более лояльны, чем иные музеи и исторические материалы в нашей стране или в той же Белоруссии.
4. Если Далянь строился как торговый порт, то назначение Порт-Артура было однозначно определено с самого начала: база военного флота, к тому же незамерзающая, что выгодно отличало его от Владивостока. В январе 1904-го без объявления войны на Порт-Артур напали японцы. История той героической обороны в нашей культуре известна и популярна куда шире, чем иные гораздо более близкие территориально военные конфликты. Крейсер "Варяг" и имя адмирала Макарова стали узнаваемыми символами. После 11 месяцев осады и огромных потерь японцы всё-таки взяли город. Из-за количества убитых и раненых эта победа в японской культуре стала трагической.
В музее представлено много фотографий уже послевоенных лет, когда оставшиеся нести здесь службу советские солдаты помогали китайцам восстанавливать страну. Многие из них тогда обзавелись семьями с местными женщинами, но почти все их дети погибли из-за эпидемии холеры. Их маленькие могилы находятся здесь же, на этом же русском кладбище. Северные китайцы, кстати, гордятся тем, что они выше и "европеоиднее" южных. Смешанный брак с европейцем здесь считается шиком, а поскольку самые доступные европейцы - русские, до которых полдня езды на поезде, то и смешение происходит в основном с ними. Плюс, здесь, на севере, видимо, ещё сохранился генофонд растворившейся в китайцах маньчжурской нации.
5. В 1945-м уже советская армия выгнала японцев с материка, и Порт-Артур на 10 лет вновь стал русской, вернее советской, военной базой. Но на сей раз на паритетной с китайцами основе и без стремления построить тут русский город. Вскоре после окончательного и безвозмездного возврата города и окрестных территорий Китаю, Порт-Артур формально вошёл в состав Даляня как микрорайон Люйшунькоу.
Кладбище и мемориал приведены в порядок в 2010-м российскими специалистами и при российском же финансировании. Открывать мемориал после реставрации и лет запустения приезжал президент Д.А. Медведев. Китайцам можно сказать спасибо за то, что хотя бы разрешили это сделать. Сами китайцы до 2010-го по минимуму заботились только о советской части кладбища, где покоятся солдаты, прогнавшие японцев из Китая. Имперская часть для них - наследие оккупации, ведь именно так они называют годы владения Россией Ляодунским полуостровом.
6. Интересен факт того, что первый памятник русским воинам здесь возвели японцы, вскоре после своей победы, в 1908-м. Потерявшие в ходе годовой осады в шесть (!) раз больше людей, чем русские, японцы отдали дань мужеству и стойкости наших солдат и моряков, воздвигнув у кладбища православную часовню из гранита и мрамора. К сожалению, я не знал о ней заранее и не сфотографировал. Более того, японцы позволили выжившим русским офицерам сохранить своё оружие.
7. Памятник советским воинам, построенный китайцами в 1955-м. По идее, он должен был быть главным монументом кладбища, но после переноса мемориала из Даляня он как-то потерялся на фоне последнего. Фигуры русских солдат со знамёнами китайцы лепили с реальных участников военных действий:
8. Наиболее ухоженная и парадная часть кладбища - советская. Говорят, все российские официальные делегации посещают только её, дабы соблюсти дипломатический этикет, т.к. китайцы почитают советских солдат, а имперских считают оккупантами.
9. На этом кладбище покоятся не только советские солдаты, погибшие в 1945-м. Среди захороненных здесь - военные Российской Империи, погибшие при защите Китайско-Восточной железной дороги в 1901-м и павшие при защите Порт-Артура в 1904-м. Имперская часть отличается крестами. В советском секторе только звёзды:
10. Советская эпоха помимо солдат, освобождавших Китай, оставила в этой земле и погибших в послевоенные годы при несении службы в Порт-Артуре. Тогда в Маньчжурии свирепствовала эпидемия холеры, погубившая много военных. Но ещё больше погибло их детей, рождённых от местных женщин. Фактически, эпидемия не дала появиться целому поколению русско-китайских метисов. Это, по-моему, как раз детские могилы:
11. Наконец, самое позднее захоронение - 1950-1953-х годов: это люди, погибшие в Корейской войне, в основном лётчики. Посреди этой части кладбища стоит памятник "бесстрашным сталинским соколам":
12. В годы "Культурной революции" кладбище и мемориал уцелели, в первую очередь благодаря идеологической связи с годами правления Сталина и освобождением Китая от японцев. Но всё же фотографии с могил они посбивали. В наши годы потомки похороненных здесь время от времени присылают фотографии свих предков смотрителю кладбища, для восстановления, или даже приезжают лично. Сегодня принадлежность могил и фотографии на них восстановлены лишь частично. На кладбище сохранилась Свято-Владимирская православная часовня 1912-го года постройки. Долгие годы использовалась как склад, однако в 2010-м в ходе общей реставрации всего мемориала ей тоже вернули жизнь:
13. Один из объектов, сохранившихся с начала XX-го века, - тюрьма, которую во всех официальных источниках называют "русско-японской". Наши начали строить её в 1902-м, а японцы после победы в войне её закончили, основательно расширили и начали использовать по прямому назначению. Вместительность тюрьмы по тем временам была огромная, тем более что недостатка в клиентуре на оккупированной территории не было. Здесь японцами содержалось и нелояльное местное население, и русские пленные, и даже недостаточно патриотичные японцы. Китайцы любят подчёркивать тот факт, что в тюрьму, которую в Порт-Артуре начали строить русские, в итоге самих русских и сажали. Вероятно, предполагается, что русские строили её также в первую очередь для аборигенов. Сегодня весь тюремный комплекс работает как музей.
14. Среди самых заметных мест Порт-Артура - японский мемориал, возведённый на Перепелиной горе в форме артиллерийского снаряда после победы над русскими. К японской оккупации Китая местные относятся куда хуже, чем к периоду аренды Россией, но по непонятным причинам мемориал этот сохранился. Сегодня, конечно, он выступает в несколько ином качестве, а многие вообще не знают, что это на самом деле такое. Молодая китаянка, помогавшая нам в этой вылазке, уверенно заявила, что это действующий маяк. Подъехать ближе не успели, к сожалению.
15. Далее отправимся на сопку "Большое Орлиное гнездо". Это одна из опорных точек обороны Порт-Артура. Здесь в полуразрушенном состоянии сохранились русские фортификационные сооружения, японские памятники, а также организован музей. В последние годы китайцы причесали территорию и превратили сопку в туристический объект. В центре выделенной для осмотра зоны - знак, обозначающий рейтинг достопримечательности по китайской туристической шкале:
16. Для начала посетим небольшой музей русско-японской войны. От вышепоказанного музея освобождения Китая он отличается разительно. Надписи продублированы только на английском, русского языка здесь нет. Описания экспонатов и исторические справки имеют ярко выраженный негативный оттенок, по отношению как к Японии, так и к России. Если советский солдат в 1945-м воспринимается как освободитель, то русский солдат 1904-го - захватчик, делящий с японцем чужую территорию.
17. Это - форт №II, сооружения которого расположены на склонах сопки "Большое Орлиное гнездо". В этом форте погиб генерал Р.И. Кондратенко, с именем которого связывают организацию обороны Порт-Артура. Во многом благодаря ему русские войска продержались против многократно превосходящих японских сил почти год. Вскоре после гибели Кондратенко Россия капитулировала. Стены форта в целом сохранились, но именно в том состоянии, в какое их привели боевые действия. Следов пуль и снарядов здесь очень много:
18. Кое-где можно зайти внутрь и посмотреть на остатки казематов:
19. Любоваться на стены укреплений приходится через буйную растительность. Но во время осады Порт-Артура склоны сопок были лысыми: деревьями их засадили уже в XX-м веке, во времена Мао Цзэдуна. Наличие крепостных руин, принявших в своё время одну из самых трагичных и героических оборон в русской истории, - ещё одна параллель с далёким . Даже удивительно, сколькими нитями связаны два этих диаметрально противоположных города.
21. На вершине "Большого Орлиного гнезда" можно увидеть две русские пушки и японский памятник за ними. Пушки были сняты с одного из броненосцев в ходе подготовки крепости к обороне. У дальней из них отсутствует кончик ствола. Очевидно, это боевой шрам той самой обороны:
22. На пушках сохранились штампы завода. В такие моменты слегка дрожь берёт. Где-то на другом конце света, в чужой стране нашёлся кусочек Петербурга. Сложно представить, какой путь эти махины проделали, попав сюда из Северной столицы.
23. С вершины сопки отлично просматриваются окрестности. Неудивительно, что она имела такое значение в обороне. Здесь постоянно попадаются на глаза китайские военные самолёты, пролетающие не так высоко. Только за полчаса мимо не спеша продефилировали два борта. Военная ипостась Порт-Артура благодаря его местоположению без потерь перекочевала и в современный Люйшунь.
Главная проблема, связанная с посещением Порт-Артура, - это логистика. До недавних пор этот город, являющийся одной из главных военно-морских баз Китая, был закрыт для иностранцев. Букинг предлагал от силы две-три гостиницы в этом районе, хотя на деле их тут побольше. Но не факт, что в них примут лиц без китайского гражданства. Если жить как большинство здешних туристов, в Даляне, то до Порт-Артура нужно добираться километров двадцать. Ехать придётся либо на такси, что с учётом расстояния выходит накладно, либо долго трястись в автобусах, которые уже в 8 вечера прекращают ходить. Есть ещё линия электрички, но конечные её станции находятся крайне неудобно с обоих концов. Добраться до неё сложнее, чем просто сесть на автобус. С сопки, кстати, хорошо видна эта линия:
24.
Но доехать до Порт-Артура - это полбеды. Город довольно большой по площади, сильно рельефный и размазанный. Все интересные места находятся на значительных расстояниях друг от друга, а между ними - довольно серые и неприглядные китайские кварталы, от шика Даляня нет и следа. Перемещаться на городском транспорте без знания китайского ну просто очень тяжело. Выходит, опять надо прибегать к помощи такси. Была бы машина - всё было бы куда проще, но аренда авто в Китае - дело опять же очень сложное, целесообразно только для длительных поездок, от месяца и больше. За день осмотреть всё интересное здесь без автомобиля просто невозможно. В итоге, формально мы в Порт-Артуре всё основное вроде бы и увидели, но очень бегло и поверхностно. Наверняка если побродить здесь подольше, можно много чего ещё интересного увидеть.
Между сопок нелепо вклинились новостройки современного Люйшунькоу.
25. Въезжающих на "Большое Орлиное гнездо" встречает такой вот всадник. Памятник явно новый, китайского происхождения, но кого и что он символизирует непонятно:
26. Теперь перенесёмся в самый, так сказать, центр Порт-Артура. Вдоль берега моря тут сплошь стоит забор с проходными, охраняемыми серьёзными китайцами в форме. За оградой видны современные китайские военные корабли. Снимать их кроме всяких шуток запрещено. Зато можно сфотографировать ещё один памятник Советским воинам, стиль которого явственно отдаёт павильонами ВДНХ. Что любопытно, ставили его китайцы уже после вывода советских частей из Порт-Артура в 1955-м:
27. От этого памятника отходит улица Сталина. Это у нас такое название - моветон, а тут пожалуйста, и она далеко не единственная в стране. Да что уж говорить, если даже в Румынии водку "Сталинскую" продают. Если углубиться в кварталы по этой улице, мы попадём ни много ни мало в старый русский город. Да, его сохранность фрагментарна, но всё равно куда лучше, чем в Даляне. Плюс, сюда не добралась бушующая китайская современность, и здесь тихо, спокойно и атмосферно. Первое, что мы видим, - нечто заброшенное и очень похожее по стилистике на общественные здания СССР. 1945-й год постройки на фасаде лишь укрепляет мысли, что это осколок нашей родины. Вроде бы это бывший дом офицеров:
28. У лица Сталина ухожена и декорирована лучше, чем иные туристические маршруты Даляня . И, что характерно, тут неожиданно тихо и пустынно.
29. Для перенаселённого Китая расклад совершенно непривычный. Удивительно, насколько резко меняются впечатления от страны от изменения лишь плотности людей на улице. Успев привыкнуть к сумасшедшим шуму и суете, здесь быстро расслабляешься, и Китай предстаёт в совершенно ином свете. Сразу в глаза начинают бросаться плюсы, которые в толпе и сутолоке пролетали мимо.
30. Недалеко от памятника Советским воинам с кадра №26 находим красивый дворец. Это остатки Порт-Артура времён ещё Российской империи - официальная резиденция русского наместника (по другим данным - начальника крепости, генерала Стесселя). Сейчас он, как видно, заброшен, медленно рушится и порастает кустами.
31. Но что ещё более удивительно, так выглядят не все русские здания Порт-Артура. Ещё чуть дальше по улице Сталина - комплекс художественного музея Люйшуня, расположенный явно в старых некитайских зданиях. Музей открыт в 1915-м японцами. Может, конечно, это постройка уже японского периода, но всё же скупая информация в интернете говорит, что мы видим несколько переиначенный дом офицеров времён Российской империи:
Порт-Артур. Сухой док и доковая мастерская. Фотография из журнала «Нива» 1904 года
Порт Артур. Железная дорога и вокзал. Фотография из журнала «Нива» 1904 года
Порт Артур. Туземный город - китайский. Фотография из журнала «Нива» 1904 года
Порт Артур. Набережная. Фотография из журнала «Нива» 1904 года
Порт Артур. Внутренний восточный бассейн. Фотография из журнала «Нива» 1904 года
Порт Артур. Общий вид. Фотография из журнала «Нива» 1904 года
Порт Артур. Вход в гавань и вид на Большой рейд. Фотография из журнала «Нива» 1904 года
Порт Артур. Дворец Наместника на Дальнем Востоке. Фотография из журнала «Нива» 1904 года
Порт Артур. Углубленный западный бассейн. Фотография из журнала «Нива» 1904 года
Расположен на юго-восточной оконечности Ляодунского полуострова в Гуаньдуне (Квантунская область), под 38° 48’ северной широты и 121° 20’ восточной долготы. Порт при довольно мелководной, но достаточно глубокой для крупных океанских судов бухте в 1,5-2 км в поперечнике, образует прекрасную, частью искусственно углублённую гавань с широким рейдом в открытом море. На начало XX века город состоял из двух частей: старый - восточный, новый - западный, с предместьем Тигровый нос .
Возникновение города
Портовый город возник на месте китайского рыбацкого поселка Люйшунь в 1880-е годы («был сооружен для китайцев немецкими инженерами только в 1884»). Английское название Port Arthur получил в связи с тем, что в августе 1860 года в тамошней гавани чинился корабль английского лейтенанта Уильяма К. Артура. Это английское название позже было принято в России и в других европейских странах.
Строительство военно-морской базы в стратегически важном заливе Люйшунь было начато китайским правительством, однако 21 ноября в ходе Первой Японско-китайской войны этот район заняла Япония , и база была разрушена. В 1895 году по Симоносэкскому договору Порт Артур перешел к Японии, но из-за сильного давления со стороны России , Германии и Франции (Тройственная интервенция) Япония вскоре была вынуждена вернуть залив Китаю.
Российское владение
С. Ю. Витте протестовал против такого предложения: после российско-китайских секретных договоров об обороне, в которых мы «обязались защищать Китай от всяких поползновений Японии занять какую-либо часть китайской территории… после всего этого подобного рода захват явился бы мерою возмутительною и в высокой степени коварною… Мера эта является опасною… Занятие Порт-Артура или Да-лянь-вана несомненно возбудит Китай и из страны крайне к нам расположенной и дружественной сделает страну нас ненавидящую, вследствие нашего коварства».
Тогда предложение графа Муравьева было отклонено, однако «через несколько дней после заседания… Государь Император, по-видимому немного смущенный, сказал мне <С. Ю. Витте>…: „А знаете ли, Сергей Юльевич, я решил взять Порт-Артур и Да-лянь-ван и направил уже туда нашу флотилию с военной силой, - причем прибавил: - Я это сделал потому, что министр иностранных дел мне доложил после заседания, что, по его сведениям, английские суда крейсируют в местностях около Порт-Артура и Да-лянь-ван и что, если мы не захватим эти порты, то их захватят англичане“».
Китайцам сперва было объявлено, что русские суда с войсками «пришли защищать Китай от немцев и как только немцы уйдут - и мы уйдем… Но вскоре китайское правительство от своего посла в Берлине узнало, что мы действуем по соглашению с Германией и поэтому начало к нам относиться крайне недоверчиво». Китайское правительство сначала не соглашалось на передачу Квантунской области России, но не имело сил воспрепятствовать этому.
Вот что пишет А. В. Шишов в своей книге :
|
Одним из ключевых сражений неудачной для России войны с Японией 1904-1905 годов стала оборона Порт-Артура. Этой битве, как и всей войне, на протяжении вот уже более века даются весьма противоречивые оценки.
Расположенный на Ляодунском полуострове китайский город-порт Порт-Артур Россия получила на 25 лет в аренду в 1898 году на основании русско-китайской конвенции.
К самому факту этой аренды в России было разное отношение. Если военные были довольны получением незамерзающей базы флота на побережье Жёлтого моря, то дипломаты полагали, что участие России в экспансии империалистических держав в Китай может иметь для страны негативные последствия.
Тем не менее, дело было сделано, и 16 марта 1898 года на Золотой горе был водружён Андреевский флаг.
К моменту русской аренды Порт-Артур представлял из себя неблагоустроенный посёлок, в котором проживали около 4 тысяч жителей. Развёрнутое русскими активное строительство кардинально изменило данный регион: к 1904 году в Порт-Артуре проживали более 50 тысяч человек, не считая военных.
Согласно замыслу русских адмиралов, силы Тихоокеанского флота России были распределены между Владивостоком и Порт-Артуром. К началу войны с Японией в Порт-Артуре были сосредоточены 7 эскадренных броненосцев, 6 крейсеров, 3 старых парусно-винтовых клипера, 4 канонерские лодки, из них 2 броненосные, 2 минных транспорта, 2 минных крейсера и 25 эскадренных миноносцев.
Война началась с атаки на Порт-Артур
Военное командование Японии, начиная войну с Россией, главной задачей первого периода видело разгром русского флота в Порт-Артуре при сохранении самого порта, который предполагалось использовать в интересах ВМФ Японии. Главную роль в захвате Порт-Артура планировалось отвести японской пехоте, а не флоту — ресурсы японского императорского флота были ограничены, в то время как в солдатах Япония недостатка не испытывала.
Русское военное командование в течение шести лет, что Порт-Артур находился в аренде до начала войны, прилагало усилия по созданию новых укреплений вокруг порта и города. Русский генералитет полагал, что Порт-Артур способен выдержать длительную осаду в полной изоляции от остальных войск, стянув к себе крупные силы противника. Возможно, именно такое мнение и стало причиной того, что японцам позволили сравнительно легко отрезать Порт-Артур от основных русских сил.
Первая атака на Порт-Артур произошла 27 января 1904 года, и именно с неё и началась русско-японская война. Скрытно подошедшие к гавани японские корабли выпустили торпеды по русским кораблям, в результате чего были серьёзно повреждены броненосцы «Ретвизан» и «Цесаревич», а также крейсер «Паллада». Попытка русского флота осуществить прорыв из блокированного Порт-Артура потерпела неудачу.
Гибель адмирала
В течение первых месяцев 1904 года японцы предприняли серию попыток заблокировать русский флот непосредственно в порту путём установления мин и затопления старых судов, однако эти планы были сорваны.
С началом войны командующим Тихоокеанской эскадрой был назначен вице-адмирал Степан Макаров , один из наиболее выдающихся русских флотоводцев. Прибыв в Порт-Артур, он в считанные недели сумел восстановить боеспособность флота и воодушевить моряков.
Но 31 марта 1904 года адмирал Макаров погиб вместе с броненосцем «Петропавловск», наскочившим на японскую мину. Вместе с Макаровым погибли также около 30 офицеров и 650 матросов. Среди погибших оказался и русский художник-баталист Василий Верещагин .
Адекватной замены Макарову среди руководителей обороны Порт-Артура не нашлось. Трагедия 31 марта серьёзно повлияла на конечный исход обороны.
В блокаде
Вопрос командования обороной остро стоял с самого начала сражения и до его окончания. Начальником сухопутной обороны крепости был назначен командир 7-й Восточно-Сибирской стрелковой дивизии генерал-майор Роман Кондратенко . Общее руководство обороной крепости формально должен был осуществлять комендант крепости генерал-лейтенант Константин Смирнов , но фактически верховное командование с самого начала находилось в руках начальника бывшего Квантунского укреплённого района генерал-лейтенанта Анатолия Стесселя .
Именно оценка действий Стесселя вызывает большего всего споров. Одни полагают, что командующий действовал соответственно обстановке, по мнению других, он проявлял нерешительность, граничащую с трусостью.
Так, в мае 1904 года японцам всё-таки удалось на несколько дней запереть русские корабли в гавани, что позволило осуществить высадку в Маньчжурии 2-й японской армии численностью около 38,5 тыс. человек. При этом Стессель никаких мер к срыву десанта не предпринимал.
Это позволило японцам прервать железнодорожное сообщение между Порт-Артуром и русскими силами в Манчжурии, после чего было развёрнуто наступление в направлении Порт-Артура с целью его полной блокады с суши.
Первый штурм
Методичное продвижение японских войск вперёд завершилось к первым числам августа 1904 года, когда, захватив Волчьи горы, пехотные части противника вышли на подступы к Порт-Артуру. Дальнобойная артиллерия японцев начала обстрел порта.
Силы обороняющихся русских войск не превышали 38 тысяч человек, в распоряжении командующего японской армией генерала Ноги было более 100 тысяч человек, при этом японцы имели возможность подвоза подкреплений.
7 августа 1904 года японцы открыли ожесточённый огонь по передовой позиции Восточного фронта — редутам Дагушань и Сяогушань — и к вечеру их атаковали. Весь день 8 августа там шёл бой — и в ночь на 9 августа оба редута были оставлены русскими войсками. Русские потеряли в боях 450 солдат и офицеров. Потери японцев, по их данным, составили 1280 человек.
19 августа японцы начали бомбардировку Восточного и Северного фронтов, и последний был атакован. В течение последующих трёх дней японцы атаковали с большой энергией Водопроводный и Кумирненский редуты и Длинную гору, но отовсюду были отражены, успев занять лишь Угловую и укрепление Панлуншань.
К 22 августа японцам удалось овладеть передовыми редутами Восточного фронта. Ободрённый этим успехом генерал Ноги в ночь на 24 августа начал генеральный штурм Порт-Артура, растянувшийся на четыре дня. Японцы бросали в бой всё новые и новые силы, однако потерпели неудачу, потеряв около 20 тысяч солдат и офицеров.
Бойня на Высокой
Второй штурм Порт-Артура был предпринят 19 сентября 1904 года. Под контроль японцев перешли Водопроводный и Кумирненский редуты и Длинная гора, однако 22 сентября у Высокой горы наступление захлебнулось.
Потери японцев были чрезвычайно велики, однако они не испытывали проблем с резервами, в то время как русская армия сражалась в условиях дефицита боеприпасов и продовольствия.
С 1 октября 1904 года японская армия стала применять против осаждённых 11-дюймовые гаубицы, снаряды которых пробивали бетонные своды фортов и стены казематов. Ситуация для обороняющихся стала неуклонно ухудшаться.
30 октября 1904 года при поддержке осадной артиллерии начался третий штурм Порт-Артура. Несмотря на благоприятные условия, японцы вновь потерпели неудачу.
Генерал Ноги взял паузу, ожидая прибытия свежей 7-й пехотной дивизии. Именно она стала ударной силой 4-го штурма, начавшегося 26 ноября. Атаки японцев велись по двум направлениям — на Восточный фронт и на гору Высокая. Потери японской армии росли, но Ноги повторял атаки снова и снова. Убедившись в бесплодности атак на Восточном фронте, он сосредоточил усилия на захвате горы Высокая. После десяти дней боёв, потеряв более 12 тысяч солдат и офицеров, Ноги овладел Высокой.
11-дюймовая мортира, использовавшаяся при осаде Порт-Артура. Фото: Public Domain
Капитуляция
Ситуация стала критической для русской армии. Уже на следующий день японцы оборудовали на Высокой позиции тяжёлой артиллерии, которая уничтожила остатки русской эскадры.
15 декабря 1904 года случилось и ещё одно событие, повлиявшее на итог битвы. В этот день от прямого попадания гаубичного снаряда в каземат форта номер 2 погиб один из руководителей обороны генерал Роман Кондратенко.
В отличие от Стесселя, Кондратенко умело руководил войсками, сыграл ключевую роль в отражении штурмов и пользовался огромным авторитетом среди солдат и офицеров.
Существует версия, что обстрел японской артиллерии, приведший к гибели генерала, не был случайным — Кондратенко являлся противником капитуляции и намеревался продолжать оборону, несмотря на тяжелейшие условия.
2 января 1905 года генерал Стессель объявил о намерении капитулировать перед японцами. После смерти Кондратенко помешать этому решению не мог никто.
5 января 1905 года была заключена капитуляция, согласно которой русский гарнизон в составе 23 000 человек сдавался военнопленными со всеми запасами боевого снаряжения. Офицеры могли вернуться на Родину, дав честное слово, что не будут участвовать в дальнейших военных действиях.
Затопленные русские корабли в гавани Порт-Артура. На переднем плане «Полтава» и «Ретвизан», далее «Победа» и «Паллада». Фото: Public Domain
«Стессель сдаст и эту крепость!»
Как уже говорилось, существуют прямо противоположные оценки поступка Стесселя. Согласно мнению одних, генерал спасал своих подчинённых в безнадёжной ситуации, избегая ненужных жертв. Основные русские силы никакой помощи Порт-Артуру оказать не могли, и дальнейшее сопротивление вылилось бы в кровавую бойню.
Сторонники другой версии полагают, что Стессель, сдавший крепость тогда, когда все средства к обороне ещё не были исчерпаны, фактически склонил чашу весов в войне в пользу Японии. Сдача Порт-Артура принудила 2-ю русскую Тихоокеанскую эскадру идти во Владивосток через Цусимский залив, где и произошло трагическое для русского флота сражение. Японская экономика к началу 1905 года, по мнению критиков Стесселя, уже была подорвана войной, и продержись Порт-Артур, Япония была вынуждена заключать мир на русских условиях.
Овладение Порт-Артуром обошлось японцам чрезвычайно дорого. По разным оценкам, убитыми и ранеными они потеряли от 65 до 110 тысяч человек. Потери защитников Порт-Артура убитыми и ранеными не превысили 15 тысяч человек.
Генерал Стессель по возвращении в Россию предстал перед военным трибуналом и был приговорён к расстрелу, который был заменён на 10-летнее заключение в крепости. Но, проведя в тюрьме только год, Стессель был помилован Николаем II и освобождён.
Отношение к Стесселю выражает анекдот, популярный в России в начале XX века: «Вы знаете, генерала Стесселя приговорили к заключению в крепости! — О, Боже мой, совершенно напрасно — он ведь и эту крепость сдаст!»
Возвращение
После окончания русско-японской войны был заключён Портсмутский мирный договор, по которому права на аренду Порт-Артура и всего Ляодунского полуострова перешли к Японии.
Японское владычество продлилось до 22 августа 1945 года, когда Порт-Артур на завершающем этапе Второй мировой войны заняли советские десантники.
В сентябре 2010 года президент России Дмитрий Медведев принял участии в открытии отреставрированного памятного мемориала в честь павших в Порт-Артуре русских и советских воинов.