Современные тенденции в развитии образования. Сообщение на тему: «Современное образование в РФ: проблемы, тенденции развития и реформирования

Анализ исторического аспекта развития образовательных систем и их теоретического осмысления показывает, что общественно-исторический контекст не только влиял на теорию и практику образования, но и во многом определял и детерминировал их развитие. Среди источников такого развития находятся:

Педагогическая наука, которая позволяют не только анализировать и систематизировать достижения образовательной практики, но и теоретически прогнозировать и моделировать дальнейшее развитие педагогического процесса;

Педагогическая практика, которая выявляет эффективность применения тех или иных педагогических теорий и моделей;

Наконец, социальный заказ, потребности государства и общества в сфере образования. Влияние этого источника на развитие педагогического процесса чрезвычайно велико. Государство через систему образования способно инициировать, фассилитировать или дискредитировать те или иные тенденции педагогического процесса. Общество, развиваясь, диктует насущную потребность в подготовке специалистов, которые могут быть востребованы в новых политических и социально-экономических условиях. Это влияет и на формулировку задач обучения и воспитания, и на определение содержания педагогического процесса, и на выбор адекватных методов и средств.

Развитие и изменения этих источников (современные достижения психолого-педагогических наук, новаторская практика, изменившийся социальный заказ в области образования) привели к появлению новых тенденций и в системе образования, и в организации самого педагогического процесса, и в требованиях к его результату. Кратко обозначим основные из них.

Гуманизация образования, увеличение внимания к личности учащегося как высшей ценности общества, установка на формирование гражданина с высокими интеллектуальными, моральными и физическими качествами. И хотя принцип гуманизации давно включен в общедидактические принципы, но лишь на современном этапе развития образования возникли действительно реальные условия его реализации. Гуманизация содержания образования достигается максимальным использованием возможностей не только гуманитарных предметов, но и дисциплин, построенных на изучении основ естественных и точных наук. Обучение в этом случае направленно на формирование гуманного отношения к природе, а технический прогресс непосредственно связывается с интеллектуальными достижениями человеческой цивилизации и улучшением качества жизни человека. Приоритетная роль в гуманизации обучения отводится лингвистическому образованию, эстетическому воспитанию, человековедческим курсам, которые способствуют развитию эмпатии, рефлексии, самоорганизации и саморегуляции поведения учащихся.

Гуманитаризация – это общая направленность содержания образования на приоритетное усвоение тех знаний и умений, которые необходимы каждому человеку независимо от социальной группы и выбираемой профессии (общекультурное знание родного языка, отечественной истории и литературы).

Демократизация современного образования проявляется в создании предпосылок для развития активности, инициативы и творчества участников образовательного процесса (учащихся и педагогов), широком привлечении общественности к управлению образованием. Одна из отличительных особенностей современной системы образования – переход от государственного к государственно-общественному управлению образованием. Основная идея государственно-общественного управления образованием состоит в том, чтобы объединить усилия государства и общества в решении проблем образования, предоставить учителям, учащимся, родителям больше прав и свобод в выборе содержания и форм организации учебного процесса, в выборе различных типов образовательных учреждений. Обеспечение личностных прав и свобод делает человека не только объектом образования, но и его активным субъектом, самостоятельно определяющим свой выбор из широкого спектра образовательных программ, учебных заведений, типов отношений.

Индивидуализация как усиление еще одного традиционного дидактического принципа необходимости индивидуального подхода. Его реализация проявляется в первую очередь в организации личностно-деятельностного подхода в образовании. Появление такого комплекс­ного, системного подхода к воспитанию и обучению детей обусловлено не только естественным развитием педагогической науки, которой, как любой области человеческой деятельности, присуще постоянное стремление к прогрессу, но и назревшим кризисом существующей системы образования. Особенностью такого подхода является рассмотрение процесса обучения как специфической формы субъектно-субъектных отношений между педагогом и учеником. В самом названии данного подхода подчеркивается взаимосвязь двух его основных компонентов: личностного и деятельностного. Личностный (личностно-ориентированный) подход предполагает, что в центре обучения находится обучающийся с его индивидуально-психологическими, возрастными, половыми и национальными особенностями. Развитие личности ученика является основной задачей обучения, которое строится с учетом его особенностей и «зоны ближайшего развития». Этот учет проявляется и в содержании учебных программ, и в формах организации учебного процесса, и характере общения. Такое обучение как бы «преломляется» через личность обучающегося его цели, мотивы, ценностные ориентации, стремления, возможности.

Деятельностный компонент этого подхода предполагает, что образование реализует функцию развития личности только в том случае, если оно побуждает ее к деятельности. Значимость деятельности и ее продукта для личности влияет на эффективность овладения ею общечеловеческой культурой. Кроме общих характеристик деятельности (предметность, субъектность, мотивированность, целенаправленность, осознанность), при планировании учебной деятельности необходимо учитывать ее структуру (действия, операции) и компоненты (предмет, средства, способы, продукт, результат). Выделение каждого из рассмотренных компонентов личностнодеятельностного подхода (личностного и деятельностного) условно, так как они неразрывно связаны между собой в силу того, что личность всегда выступает субъектом деятельности, а деятельность определяет развитие ее как субъекта.

Вариативность или диверсификация, образовательных учреждений предполагает одновременное развитие различных типов учебных заведений: гимназий, лицеев, колледжей, школ с углубленным изучением отдельных предметов – как государственных, так и негосударственных. На протяжении нескольких десятилетий наша отечественная педагогическая практика могла развиваться лишь в рамках единственной идеологически одобряемой концепции формирования личности. Такая монологичность и конвергетность не только сужали возможности развития педагогического процесса, но и приводили к застойным явлениям, снижали статусную позицию педагога в общественном сознании. Изменившаяся в последнее десятилетие государственная политика в области образования привела к постановке новых вопросов и новых приоритетов в образовании, созданию вариативных педагогических программ и технологий. Вариативность отчетливо наблюдается не только в содержании предлагаемых образовательных программ, но и в формах организации педагогического процесса, в широком спектре типов образовательных учреждений. Это дает возможность родителям и учащимся выбирать получаемое образование и нести ответственность за этот выбор.

Стандартизация содержания образования относится к тенденциям современной международной практики образования. Она определяется необходимостью создания единого уровня общего образования независимо от типа образовательного учреждения. Под стандартом образования понимается система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающий возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала.

Экологизация отечественного образования – насущная потребность сегодняшнего времени и отражение мировой тенденции в попытках восстановления гармонизации существования человека и окружающей природы. Формирование экологического мышления, направленного на установление причинно-следственных связей между действиями человека и изменениями в окружающей среде, становится важнейшей задачей не только цивилизационного развития, но и выживания человечества. Формирование такого мышления обязательно должно сопровождаться моральным развитием и осознанием личной ответственности за происходящие изменения. Решение этой задачи невозможно без эмоционального переживания и развития эмпатии, духовности, приоритетности этических ценностей. Экологизация в широком смысле предполагает внимательное, бережное, ответственное отношение не только к природе, но и к окружающим людям, культуре, собственному физическому и психическому здоровью.

Дифференциация современного образования проявляется в создании условий для эффективного обучения различных групп обучающихся. Основанием дифференциации учебных групп (классов) могут быть склонности и способности учащихся, имеющийся у них уровень знаний по отдельным предметам, познавательные интересы, учебная мотивация. Проявлением тенденции к дифференциации можно рассматривать сложившуюся в отечественном образовании широкую сеть учебных заведений, предполагающих углубленную профильную подготовку. Сегодня почти в каждой школе существуют классы с углубленным изучением отдельных предметов (иностранного языка, литературы, биологии, математика и др.). Создание программ по учебным предметам, предполагающих разный уровень погружения в них, естественно, требует дифференцированного подхода, который проявляется в ориентации на возможности и запросы учащихся.

Интегративность. В первую очередь это проявляется в структурных изменениях образовательной системы. Осознание того, что качественное обучение и воспитание возможно лишь в условиях реальной преемственности всех звеньев образовательной системы, приводит к возникновению комплексных образовательных учреждений (детский сад – школа, школа – ВУЗ и др.). Сегодня наблюдаются качественные изменения в создании педагогических теорий, в центре которых – осмысление необходимости интеграции и системности педагогического процесса. Кроме внутрисистемной интеграции, наблюдается объединение всех воспитывающих сил общества, школы, семьи и других социальных институтов. Тенденция к интеграции заметна и в содержании образования. Это проявляется в усилении межпредметных связей и в создании интегративных курсов (например, «Этика и психология семейной жизни», «Педагогика и психология высшей школы» и др.). Интеграция может проявляться не только на межпредметном, но и на внутрипредметном уровне организации содержания образования. Такая внутрипредметная интеграция предполагает упорядочение содержания отдельного учебного предмета вокруг основного ядра. Цель интеграции в образовании – объединение, унификация областей знаний, что позволяет без потери качества уплотнять передаваемую информацию и формировать системный взгляд при ее восприятии и обобщенные способы деятельности.

Психологизация современного образовательного процесса. И хотя в этом случае психологизация является частным вариантом междисциплинарной интеграции, в силу значимости этого явления правомерно выделить эту тенденцию как самостоятельную характеристику. Это является не только отражением повышенного социального интереса к психологии (что характерно в периоды социальных кризисов и, как следствие, фрустрации и невротизации общества), но и свидетельством того, что сегодня изменяется сама формулировка педагогических задач. Анализ имеющихся программ обучения и воспитания детей показывает, что сегодня смещение акцента в таких программах делается не на определение знаний, умений и навыков (ЗУН), которые следует формировать у детей, а на развитие мыслительных качеств, которые позволят ребенку получать эти ЗУН. Если формирование поля ЗУН – это педагогическая задача, то формирование мыслительных качеств – это психолого-педагогическая задача. Это позволяет говорить о существующей сегодня тенденции к практической интеграции педагогики и психологии.

Переход от информативных к активным методам обучения с включением элементов проблемности, научного поиска, широким использованием ресурсов самостоятельной работы учащихся. Он сочетается с переходом от жестко регламентированных, контролирующих и алгоритмизированных способов организации учебно-воспитательного процесса к развивающим, стимулирующим активность и творчество личности.

Индустриализация обучения, то есть его компьютеризация и сопровождающая ее технологизация, что позволяет создавать и использовать новые модели обучения и проверки результативности усвоения его содержания (например, программированное и дистанционное виды обучения). Кроме того, компьютеризация образовательного процесса во многом расширяет возможности заочного обучения, особенно для лиц, которые по состоянию здоровья не способны посещать образовательные учреждения. Функциональное назначение компьютера в обучении различно по отношению к учащимся и преподавателям. Для преподавателя компьютерная техника является орудием его труда, а для учащихся – средством их психического развития. Применение новых информационных (в первую очередь компьютерных) технологий направлено не столько на расширение объема знаний, изучаемых в школе или вузе, сколько на поиск и применение новых способов структурирования информации в процессе ее восприятия, понимания и усвоения. К таким способам относятся синхронизация зрительного и слухового предъявления знаний, динамические и наглядно-образные модели, интерактивные виды деятельности, самостоятельная поисковая деятельность учащихся.


Похожая информация.


Реформы, происходящие в современной образовательной системе, задают высокий уровень требований к профессиональной компетентности и личностной зрелости педагога, достичь которых можно в режиме непрерывного процесса профессионального саморазвития.

«Проблемы и перспективы развития образования в современном мире»

Реформы образования: реализация ФГОС нового поколения

Реформы, происходящие в современной образовательной системе, задают высокий уровень требований к профессиональной компетентности и личностной зрелости педагога, достичь которых можно в режиме непрерывного процесса профессионального саморазвития.

Главной особенностью современного общества является переход человечества в исторически новое состояние, которое ряд исследователей определяет как цивилизационный слом. Особое место отводится воздействию информации, роли ее новых технологических систем, форм, характера и объема влияния, по сути, на все сферы жизнедеятельности человека.

Безусловно, важным компонентом успешной реализации задач при внедрении новых стандартов образования является осуществление преемственности ФГОС начального и основного общего образования. Все требования ФГОС к достижению личностных, метапредметных и предметных результатов предполагают организацию комплексных условий для развития ребенка как субъекта деятельности обучающихся, а также для измерения результатов и отслеживания их динамики на разных возрастных этапах.

Концептуальная основа современных образовательных стандартов - системно-деятельностный и компетентностный подходы, которые направлены на развитие ключевых компетенций школьников.

Наша страна в настоящее время испытывает огромное количество проблем политического, экономического, экологического и социального характера. Кардинальные трансформации в историко-культурном развитии и социально-экономической жизни потребовали изменения парадигмы образования. Направленность реформ, происходящих в российском образовании, должна привести к созданию такой его системы, основу которой образуют идеи саморазвития личности, расширения её возможностей в выборе своего жизненного пути.

Современный этап развития педагогической системы ориентирован на идеи гуманизации и гуманитаризации. Многочисленные исследования, рассматривающие задачи и перспективы формирования нового образования, сходятся на едином понимании отличительных особенностей данного процесса, определяя его необходимым условием наличие диалога и сотрудничества между субъектами образовательного процесса.

С этих позиций гуманизацию образования можно определить как направленность образовательного процесса на развитие отношений взаимодействия между его субъектами, а гуманитаризацию как ориентацию на освоение содержания образования, направленного на решение задач развития личности и её самоактуализации.

И мир не может стоять на одном месте. «Время есть величайший из новаторов», - говорил английский философ Френсис Бэкон. Время затрагивает все сферы человеческой жизни, в том числе и образование, периодически требуя его обновления. Сегодня уже всем ясно: в «новое» время со старыми стандартами «войти» нельзя. Как показала массовая практика главная задача российской образовательной политики - обеспечение современного качества образования. Модернизация образования - это политическая и общенациональная задача. Научить – учиться – лозунг стандартов II поколения.

Наряду с последовательным решением глобальной задачи развития образования осмыслению и конкретизации подвергаются проблемы образовательной системы, касающиеся её целей, содержания, методов, форм, а также изменений самих субъектов образовательного процесса. В качестве наиболее значимых можно выделить следующие:

Обновление и усложнение задач, содержания и структуры образования;

Активное внедрение инновационных технологий при отсутствии критериев эффективности инновационной деятельности и наличии феномена сопротивления инновациям;

Преодоление ухудшения состояния физического и психического здоровья школьников и педагогов в связи с интенсификацией учебного процесса;

Инертность образовательной системы при внедрении научных достижений в учебный процесс, устаревшая материальная база школ;

Снижение престижа педагогической деятельности в глазах общественности, имеющее следствием уменьшение притока молодых кадров в школу, старение педагогических коллективов;

Дефицит квалифицированных педагогов для дальнейшего расширения образовательных услуг;

Тенденция снижения качества российского образования (по данным исследований PISA).

Кризисные явления в современном обществе требуют поиска направлений, определяющих перспективы развития и совершенствования общего образования.

Начальная школа – это первая ступенька, с которой начинается восхождение ученика в будущее; это основа, от прочности которого зависит, каким будет это наше будущее. В руках учителя – будущее наших детей, а значит и будущее России. Это не просто слова – это большая ответственность, сегодняшние дети – это наше завтра, наше будущее. Потребует ли новая школа новых учителей? Я думаю, да. Новые стандарты предъявляют высокие требования к уровню подготовки выпускников начальной школы. А значит, в первую очередь, должны измениться мы сами – учителя.

Не надо забывать и то, что главный работник на уроке в новой школе – это ученик. Задача учителя, стараться заменять методы «объяснения» нового построением способов самостоятельного «открытия» новых знаний. Тогда только перед детьми откроется мир знаний, интереса, поиска нового, они будут понимать, что нет на свете проблем, которые они не смогли бы решить. И, конечно же, главная миссия учителя новой школы – разбудить в каждом ребенке творца, личность способную создавать что-то новое, а также воспитать человека с современным мышлением, способного реализоваться в жизни. «Все дети талантливы, но каждый талантлив по - своему » - вот что должны помнить учителя новой школы.

Наряду с указанными вопросами, пристальное внимание педагогов и руководителей начального образования обращено на решение множества других актуальных проблем. На их наличие указывают как психологи, так и педагоги:

Осуществление преемственности между дошкольным образованием и начальной школой, между начальной и основной школой;

Увеличение числа первоклассников, не готовых к обучению школьного типа, в связи с переходом на 4-летнее начальное образование и снижением возраста поступления детей в школу;

Увеличение числа детей, имеющих пограничные нарушения соматического и психического здоровья на этапе поступления в школу;

Внедрение в образовательных процесс массовой школы новых педагогических технологий при сохранении традиционных методов и форм педагогического воздействия.

В стандартах нового поколения во главу угла ставятся не знания, умения, навыки, а универсальные учебные действия – умения учиться самостоятельно. Важным является не «багаж» знаний, накопленный за время обучения в школе, а умение им пользоваться. Необходимость перехода на новые стандарты возникла, в связи с тем, что многие выпускники по окончании школы сталкиваются с трудностями адаптации к взрослой жизни, где нет учителей, которые их направляют, говорят, что следует делать и как. Одних знаний оказывается в жизни недостаточно.

Выпускник должен научиться решать свои проблемы самостоятельно. Первый опыт внедрения ФГОС показал, что в целом, концептуальные идеи и прописанные пути реализации новых образовательных стандартов актуальны и востребованы современной образовательной системой. Изменились требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования.

Введены часы на внеурочную деятельность обучающихся, которые увеличивают возможность школы и создают условия для организации индивидуальной проектно-исследовательской работы с обучающимися. Изменился характер деятельности обучающихся - исследовательский, творческий, продуктивный; повысилась доля самостоятельной работы учеников на уроке; появилась возможность применять знания при выполнении практико-ориентированных заданий; снизилась тревожность, повысилась мотивация к учению.

Внеурочная деятельность осуществляется с помощью входящих в нее следующих компонентов: традиционные школьные дела, планирование школьных дел и праздников, фестивали, конкурсы разного уровня. Все мероприятия, включенные в план воспитательной работы школы, построены на массовом участии школьников и направлены на разностороннее развитие личности ребенка.

Сценарный план традиционных мероприятий составляется таким образом, чтобы в них могли принять участие как можно больше учащихся, педагогов и родителей. В этом году школа активно участвовала в различных мероприятиях школьного, районного, областного, Всероссийского уровня. Мероприятия посвященные знаменательным датам: День учителя, день матери, Новогоднее мероприятие, месячник Служу Отечеству, посвященный 23 февраля, Международный женский день, в районных мероприятиях посвященных юбилейной дате 200- летию Отечественной войны 1812 года, 1100-летию зарождения Российской государственности, 70-летию победы в Великой Отечественной Войне.

Внеучебная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации – это неотъемлемая часть образовательного процесса в школе. Она способствует реализации требований федеральных образовательных стандартов общего образования. Её преимущества: предоставление учащимся возможности широкого спектра занятий, направленных на развитие школьника.

Законом Российской Федерации «Об образовании» (ст. 9, п. 1) установлено, что «основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учётом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся».
Таким образом, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.

Духовно-нравственное воспитание школьников – ключевое требование ФГОС. Приоритетные направления в нашей школе - это воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека; воспитание нравственных чувств; трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни; воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде.

Новые стандарты направлены на взаимодействие учителя, обучающихся и родителей. Повысилась заинтересованность родителей в участии в образовательной деятельности, управлении школой; с увлечением принимают участие в совместных школьных мероприятиях; изменился характер взаимодействия с учителем; появилась возможность родителям самим продолжать учиться.

В перспективе школы должны расширить взаимодействие и преемственность основного и дополнительного образования для эффективной качественной организации внеурочной деятельности.

Духовно-нравственное развитие гражданина России –это процесс последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы, формирования способности человека сознательно выстраивать и оценивать отношение к себе, другим людям, обществу, государству, миру в целом на основе общепринятых моральных норм и нравственных идеалов, ценностных установок.

Основным содержанием духовно -нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности. Эти ценности мы храним в культурных и семейных традициях, передаем от поколения к поколению. Опора на эти ценности помогает человеку противостоять разрушительным влияниям.

Каковы же наши традиционные источники нравственности? Это Россия, наш многонациональный народ и гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа¸ человечество. Соответственно этому и определяются базовые национальные ценности:

– Патриотизм – любовь к своей малой Родине, своему народу, к России, служение Отечеству;

– гражданственность – закон и порядок, свобода совести и вероисповедания, правовое государство;

– социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;

– человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество,

– наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;

– семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;

– труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;

– традиционные российские религии – представление о вере, духовности, религиозной жизни человека, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;

– искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;

Базовые ценности должны лежать в основе уклада школьной жизни, определять урочную, внеурочную и внешкольную деятельность детей.

Для современного социума нужен человек, не подбирающий способ решения задачи из известных, им освоенных, а способный самостоятельно выбрать стратегию решения конкретной проблемы, используя опыт предметного ученичества.

В этих условиях становится очевидным, что в системе образования должны происходить кардинальные перемены. Школа как институт, выстроенный в логике индустриального общества, оказался в резком и непродуктивном конфликте не только с будущим, но и настоящим.

В связи с этим перемены, происходящие в России, выдвигают задачу развития отечественного образования в разряд национальных приоритетов (Программа ЮНЕСКО «Образование для всех», проект Закона об образовании, национальная инициатива «Наша новая школа», ФГОС второго поколения). «Миру нужно образование, нацеленное на формирование личности, способной к разностороннему целостному видению и анализу» (Д.А. Медведев).

Для того чтобы реформа в образовании состоялась, необходимо решить несколько принципиальных вопросов, среди которых наиболее важным является, безусловно, осмысление нового места, отводимого учителю. В образовательном учреждении необходимо создать условия для саморазвития педагога, спланировать системную работу по развитию креативности, мотивационной готовности к инновационной деятельности.

Учитель нередко задает вопрос, «зачем нужны новые технологии, можно ли обойтись в работе привычными формами, методами». Наверное, все можно оставить как есть, и в школе в том числе, но у учителя на планете Земля всегда была и есть миссия дать крылья для полета своему ученику. Современный молодой человек должен гибко реагировать на изменения в экономике, жить в условиях поликультурного общества, владеть навыками коммуникативного взаимодействия, уметь работать в команде. Трудно выпустить в современную жизнь ученика, пользуясь только известными и проверенными временем технологиями, и вопрос «зачем нужны новые технологии» больше риторический. При движении вперед мы используем опыт предыдущих поколений и создаем, внедряем новое на перспективу завтрашнего дня.

Таким образом, задача развития умения учиться у школьников становится значимой для их первичного профессионального самоопределения. Её успешное и последовательное решение в образовательном пространстве школы может повлечь за собой широкий спектр позитивных последствий: от готовности и стремления к непрерывному образованию в течение жизни и соответствующего поведения на рынке труда до формирования у значительной части подрастающего поколения основ гражданского сознания и самосознания. По мере этого и система образования обретёт мощный ресурс саморазвития, модернизируясь прежде всего внутренними силами своих собственных субъектов - детей и взрослых.

Подводя итог высказанному, мы можем со значительной долей уверенности утверждать, что решение актуальных вопросов общего и начального образования относится не только к психолого-педагогической, но и акмелогической проблематике и имеет прямое отношение к прогрессивному развитию отдельного субъекта и нации в целом.

Литература

1. Клюева, Н.В. Технология работы психолога с учителем / Н.В. Клюева. - М.: ТЦ «Сфера», 2000. - 192 с.

2. Кукушин В.С . Современные педагогические технологии. Начальная школа. – Ростов н/Д., 2004.

3.Мельникова, Е.Л . Технология проблемного диалога: методы, формы, средства обучения / ЕЛ.Мельникова // Образовательные технологии: сб. материалов. - М. : Баласс, 2008. - Вып. 8. - С. 5-55.

4.Развитие критического мышления / С.И Зеер-Бек, И.В. Муштавинская. - М. : Просвещение, 2011. - 219 с.

5.Резапкина, Г.В . // Вестник практической психологии образования. - 2011. - № 2. -С. 92-102.

6. С.А. Котова , кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии начального образования РГПУ им. А.И. Герцена.

7.Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2 т. / Г.К. Селевко. - М. : НИИ школьных технологий, 2006. - Т.2. - 816 с.

8.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. - М. : Просвещение, 2010.-31 с.

9.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. - М. : Просвещение, 2011.

С коренными преобразованиями в сфере образования, меняющими наши представления о его роли в современном обществе. В основе этих преобразований лежит развитие новых подходов к обучению, основанных на использовании современных инновационных технологий в образовании.

Роль образования на современном этапе развития России определяется задачами ее перехода к демократическому и правовому государству, необходимостью преодоления опасности отставания страны от мировых тенденций экономического и общественного развития. Именно образование связано с возрастанием влияния качества человеческого капитала на общественное развитие, с процессом накопления и передачи знаний от поколения к поколению. Поэтому современные и будущие поколения нуждаются в эффективной динамичной системе образования, основанной на инновационных технологиях.

В связи с этим главная задача российской образовательной политики состоит в обеспечении современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности, соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

Важнейшей мировой тенденцией современного образования является его интеграция и интернационализация, ведущая к сближению стран, созданию условий для формирования единого мирового образовательного пространства. Присоединение России к Болонской декларации (2003 г.), принятой большинством европейских стран, означает движение нашей страны в направлении сближения образовательных систем. Основные положения Болонской декларации можно свести к следующим важным пунктам: внедрение двухуровневой (трехуровневой) системы подготовки специалистов (бакалавр-магистр); введение кредитной системы; обеспечение контроля качества образования; расширение мобильности; обеспечение трудоустройства выпускников.

Интеграция и интернационализация образования формируют мировой рынок образовательных услуг. Уже сегодня появились и действуют более технологичные открытые образовательные системы, которые оказывают образовательные услуги независимо от расстояний и государственных границ. Наряду с традиционным (классическим) образованием стали широко использоваться нетрадиционные способы обучения, основанные на современных образовательных и информационных технологиях. В первую очередь речь идет о системах открытого и дистанционного обучения, которые основаны на Интернет-технологиях или электронном образовании.

К современным тенденциям развития образования относятся такие, как диверсификация, интернационализация, индивидуализация, развитие опережающего и непрерывного образования, его интенсификация и компьютеризация, а также развитие принципов цикличности и многоступенчатости. Все эти тенденции должны способствовать возрастанию качества образования в соответствии с современными требованиями социально-экономического развития общества. Диверсификация проявляется в расширении разнообразных подходов к содержанию образования, с развитием новых дисциплин и специальностей, форм обучения, методов и технологий образования. На этой основе возникает новое качество специальностей и дисциплин, методов и технологий в управлении образованием.


Диверсификация образования проявляется в различных его характеристиках: организации, методологии, методике, технологии, контроле знаний. Не менее важной тенденцией является индивидуализация обучения, нацеленная на то, чтобы перейти от сложившейся в прошлом системы единообразного обучения для всех к современному качественному образованию для каждого. Такой подход может быть осуществлен посредством разработки разных образовательных программ в соответствии с индивидуальными возможностями, как учащихся, так и преподавателей с использованием современных и перспективных средств информационных технологий.

В условиях индивидуализации обучения современное образование должно быть непрерывным. Необходимость непрерывного образования обусловлена как потребностью человека к постоянному пополнению знаний в течение своей профессиональной деятельности, так и прогрессом науки и техники.

Инновации в образовании - это актуально значимые и системно самоорганизующиеся нововведения, возникающие на основе разнообразия инициатив и новшеств, которые становятся перспективными для эволюции образования, позитивно влияют на развитие всех форм и методов обучения. Понятие инновационная деятельность применительно к развитию современного образования может быть рассмотрена как целенаправленное преобразование содержания обучения и организационно-технологических основ образовательного процесса, направленное на повышение качества образовательных услуг, конкурентоспособности образовательных учреждений и их выпускников, обеспечение всестороннего личностного и профессионального развития обучаемых. Инновации в системе российского образования имеют закономерный характер, их содержание, формы и способы осуществления зависят как от глобальных проблем развития человечества, так и от социально-экономических, правовых, духовных и политических процессов реформирования российского общества.

Основу социальных инноваций составляют модернизация и информатизация российского образования. Основная цель модернизации образования состоит в создании механизма устойчивого развития системы образования, обеспечения ее соответствия вызовам XXI века, социальным и экономическим потребностям развития страны, запросам личности, общества и государства. Модернизация российского образования - это инновационный процесс преобразования всей системы образования, нацеленный на максимальное удовлетворение образовательных потребностей учащихся по самому широкому диапазону специальностей, уровней образования, учебных заведений и информационно-образовательных ресурсов.

При этом образование должно давать ожидаемый эффект независимо от места нахождения, как учащегося, так и образовательного ресурса или услуги, в которой он нуждается, проводиться с использованием самых современных информационных и телекоммуникационных технологий. Результатом модернизации должно стать достижение нового качества российского образования, которое определяется, в первую очередь, его соответствием актуальным и перспективным запросам современной жизни страны. Информатизация образования направлена на реализацию замысла повышения качественного содержания образования, на проведение исследований и разработок, их внедрение, предполагает замену традиционных информационных технологий на более эффективные во всех видах деятельности в национальной системе образования России.

Внедрение инновационных технологий в образование требует новых подходов в обучении на основе современных образовательных технологий. Образовательная технология - это целевое применение системы средств в образовании, определяющее получение заданных характеристик некоторого образовательного феномена (определенных качеств выпускников, содержания образования, повышения квалификации работников образования и т.д.). Современные образовательные технологии, в первую очередь, должны работать на креативное образование, способствуя творческому развитию личности каждого обучаемого.

Образовательная технология включает в себя совокупность действий, относящихся к любым образовательным процессам (управление системой образования, развитие образовательного учреждения, формирование педагогического коллектива и т. п.). В структуру образовательной технологии входят такие компоненты, как целеполагание, мониторинг и оценка, при этом основой современной системы образования оказываются информационные технологии. Существенно при этом, что инновационные технологии в образовании требуют не только развития образования на основе информационных технологий, но и создания соответствующей информационно-образовательной среды.

Единую информационно-образовательную среду можно определить как создаваемую самими людьми управляемую психолого-педагогическую систему, основанную на современных информационно-образовательных технологиях и обеспечивающую едиными технологическими средствами ведение учебного процесса в интернет-среде всем желающим.

В рамках единой образовательной информационной среды происходит становление и развитие системы инновационного образования, обеспеченной организационными, педагогическими и информационными технологиями. В этой среде при помощи архитектурных и структурных решений обеспечиваются открытые стандарты на интерфейсы , форматы и протоколы обмена информацией с целью обеспечения мобильности, стабильности, эффективности и других положительных качеств, достигаемых при создании открытых систем.

Цель и принципы современного образования ориентированы на подготовку обучаемых к полноценному и эффективному участию в общественной и профессиональной областях в условиях рыночных отношений . Придание системе образования качеств открытой системы влечет кардинальное изменение ее свойств в направлении большей свободы при планировании обучения, выборе места, времени и темпа, в переходе от принципа «образование на всю жизнь» к принципу «образование через всю жизнь». На практике эта система реализуется с помощью сетевых технологий. Первоначально сетевые технологии обучения получили широкое распространение среди представителей тех возрастных и социальных групп, которые вынуждены отдавать предпочтение обучению без отрыва от основной трудовой деятельности.

Сегодня открытое и дистанционное обучение предоставляет возможность различным группам населения с помощью Интернет получить дополнительное образование. Многие российские вузы активно используют информационные и сетевые технологии в системе очного обучения. В результате этого более эффективное использование современных образовательных технологий в традиционной системе образования постепенно ведет к тому, что будет стираться грань между очными, заочными и дистанционными формами обучения, что и является характерной чертой системы инновационного образования.

На современном этапе глобальные изменения в целях и содержании образования ориентируют обучаемых на выработку качественно новой модели подготовки людей к жизни и деятельности в условиях постиндустриального общества, формирования у них совершенно новых, необходимых для этих условий личных качеств и навыков. Все это диктует новые требования к специалистам.

Модернизация системы российского образования и внедрение информационных и коммуникационных технологий в процесс обучения по- новому ставят вопрос о качестве образования. Уже сегодня многие страны уделяют большое внимание проблемам качества и эффективности образования, объединяя свои усилия в разработке методологии, технологии и инструментария сравнительных исследований качества образования, создавая тем самым систему мониторинга качества образования в мире.

Сегодня в российской системе образования формируется новая модель подготовки специалистов, учитывающая не только квалификационную модель специалиста, но и модель компентентностную. Компетентность специалиста включает как знания, умения, навыки, так и способы их реализации в деятельности и в общении. В компетентностной модели специалиста цели образования связываются с междисциплинарными интегрированными требованиями к результату образовательного процесса. На первое место выступают качественные характеристики личности, которые формируются современными образовательными технологиями. Речь идет не столько о контроле знаний, умений и навыков, сколько о качестве образовательной системы.

Важным направлением повышения качества образования является подготовка и переподготовка преподавательских кадров. Во многом от преподавателей зависит качество подготовки специалистов. В вузах действует система повышения квалификации профессорско-преподавательских кадров, которая в полной мере соответствует требованиям времени и уделяет большое внимание новым технологиям в образовании. Например, в МГЮА им. О.Е. Кутафина в Институте дополнительного профессионального образования повышение квалификации научно-педагогических работников Академии осуществляется по следующим программам краткосрочного повышения квалификации «Переход на двухуровневое высшее юридическое образование на основе компетентностного подхода», «Совершенствование информационной компетентности преподавателей вуза», основанным на инновационных образовательных технологиях.

Создаваемая в России единая система управления качеством образования является методологической основой для перевода образовательных систем в новое состояние, обеспечивающее открытость и новое качество образования, адекватное потребностям развивающейся личности, социума и рынка труда.

Современное инновационное образование - это опережающее образование, отличительной особенностью которого является разработка передовых методов и способов приобретения знаний, формирующих личность в едином мировом информационно-образовательном пространстве.

1

Статья посвящена влиянию основных тенденций развития образования в современном мире, на формирование личности и процессу глобализации образования в обществе, а также модернизации современного школьного образования. Автор раскрывает роль современной школы в стабильной организации учебного процесса и формировании всестороннего развития личности, отвечающим требованиям современного общества. Автором подчеркивается существование множества подходов к обоснованию тенденций развития образования в 21 веке, таких как гуманизация образования, демократизация образования, опережающее развитие профессионального образования и стремление к непрерывному образованию. Автор научно выделяет и даёт определение основным тенденциям развития образования, таким как гуманизация, демократизация, интеграция, стандартизация, информатизация, компьютеризация, глобализация. Научно обосновано значение вышеуказанных тенденций на формирование всестороннего развития личности и на развитие современного образования. В статье указывается эффективность применения вышеперечисленных научных тенденций в формировании личности учащихся в образовательном процессе.

гуманизация

демократизация

интеграция

стандартизация

информатизация

компьютеризация

глобализация

тенденция

образование

1. Большая Российская энциклопедия. Т. 7. – М.: Научное издание «Большая Российская энциклопедия», 2007. – С. 767.

2. Государственная программа развития образования Республики Таджикистан на 2010–2015 годы: постановление Правительства Республики Таджикистан от 29 апреля 2009 года, № 254. http://www.aot.tj/ (дата обращения: 13.01.2014).

3. Об образовании: закон Республики Таджикистан. – Душанбе, 2013. http://www.aot.tj/ (дата обращения: 13.01.2014).

4. Мальковская И.А. Профиль информационно-коммуникативного общества (обзор зарубежных теорий) // Социальное исследования. – 2007. – № 2. – С. 76–85.

5. Национальная стратегия развития образования Республики Таджикистан до 2020 года. http://www.aot.tj/ (дата обращения: 13.01.2014).

6. Национальная стратегия развития Республики Таджикистан до 2015 года. Постановление Правительства Республики Таджикистан от 03.04.2007. № 166. http: //amcu.gki.tj/ (дата обращения: 13.01.2014).

7. Программы социально-экономического развития Таджикистана до 2015 года. Постановление Правительства Республики Таджикистан от 01.03.2004г. № 86. http://amcu.gki.tj/ (дата обращения: 13.01.2014).

8. Шарифзода Ф. Актуальные проблемы современной педагогики. Душанбе: Ирфон, 2009. – С. 460

В последнее время всю прогрессивную общественность республики волнуют вопросы организации школьного образования, его модернизации, так как школа - в широком смысле этого слова - должна стать важнейшим фактором гуманизация общественно экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности. Процесс обучения в школе должен обеспечить подрастающему поколению возможность получения надежных, необходимых и прочных знаний, являющихся фундаментом компетентной личности. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые и компетентные личности, способные самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, умеющие выбирать способы сотрудничества. Они отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны.

В настоящее время существует множество подходов к обоснованию тенденций развития образования в XXI веке. Можно выделить следующие основные тенденции развития образования в современном мире:

  • гуманизация образования как коренной поворот от его технократической цели (обеспечение производства кадрами, их приспособление к нуждам производства) к гуманистическим целям становления и развития личности, создания условий для её самореализации;
  • демократизация образования как переход от жесткой централизованной и единообразной системы организации обучения к созданию условий и возможностей для каждого учебного заведения, каждого учителя, преподавателя, учащегося и студента наиболее полно раскрыть свои возможности и способности;
  • опережающее развитие общего и профессионального образования личности по отношению к уровню развития производства, его техники и технологии;
  • стремление к непрерывному образованию как переход от конструкции «образование на всю жизнь» .

Но данные подходы не учитывают одну из основных особенностей современной цивилизации, которая обусловлена процессами глобализации. Вследствие этого тенденции развития современного образования, на наш взгляд, необходимо рассматривать в глобальном масштабе, то есть в контексте развития мирового образовательного процесса. Исходя из этого, тенденции развития современного образования в XXI веке можно представить в виде рисунка.

Кратко рассмотрим каждую из этих тенденций.

Тенденции развития современного образования

Гуманизация образования. XXI век, век борьбы культур и человеческих ресурсов, связанных с образовательными системами. Поэтому образование должно быть переориентировано с интересов общества и производства на интересы и возможности личности обучающихся.

Гуманизация образования противостоит его технократизации, то есть направленности на служение обществу и прежде всего производству и научно-техническому прогрессу.

Гуманизация образования означает создание оптимальных условий для всестороннего развития личности. Следовательно, обучение должно носить личностно ориентированный характер.

Основными характерными чертами такого обучения являются:

  • приоритет развития над обучением;
  • субъект-субъектные отношения;
  • знания, умения и навыки как средство развития личности;
  • использование активных методов обучения;
  • включение в процесс обучения рефлексии, самоанализа и самооценки.

Гуманистическое образование должно способствовать воспитанию следующих компонентов базовой структуры личности:

  • культуры жизненного и профессионального самоопределения;
  • интеллектуальной культуры;
  • нравственной культуры;
  • технологической культуры;
  • информационной культуры;
  • гражданской культуры;
  • экологической культуры.

Гуманизация современной школы способствует усилению и усложнению уровневой и профильной дифференциации образования сообразно склонностям, интересам, возможностям и способностям учащихся.

Фундаментализация образования. В условиях рыночной экономики образование становится основным личным капиталом. Чтобы выгодно распоряжаться им, необходимо, чтобы он был «конвертируемым», то есть находил применение на рынке труда. Отсюда возникает необходимость фундаментализации.

Условиями обеспечения фундаментализации образования являются:

  1. Сокращение ядра содержания образования.
  2. Обучение учащихся и студентов базисным квалификациям.
  3. Усиление общеобразовательных компонентов в профессиональных образовательных программах.
  4. Усиление научного потенциала учебных заведений.

Технологизация образования. Становление и развитие информационно-технологической цивилизации обусловило осуществление технологизации образования. Технологическая подготовка рассматривается в качестве составного элемента общего образования и выступает основным составным элементом профессионального образования.

Демократизация образования. Демократизация - это одно из ведущих направлений развития современного образования. Демократизация образования строится на следующих принципах:

  • самоорганизация учебной деятельности учащихся и студентов;
  • сотрудничество педагогов и обучаемых;
  • открытость образовательных учреждений;
  • многообразие образовательных систем;
  • регионализация образования;
  • равные возможности в получении образования;
  • общественно-государственное управление.

Демократизация должна способствовать реализации права каждого человека на образование, независимо от его социального положения, пола, национальной, религиозной, расовой принадлежности.

Интеграция образования. В мировой школе всё большее распространение получает интегрированное обучение.

Основной задачей интегрированного обучения является ознакомление учащихся с основными явлениями, фактами соответствующих наук, формированием навыков, классификации и измерения изучаемых явлений, развитие научной интуиции.

Кроме внутренней, осуществляется и внешняя интеграция, направленная на сближение систем образования различных стран и формирование единого мирового образовательного пространства.

Интеграция в образовании как процесс совсем не новое методическое явление. Исторический анализ педагогических исследований показал, что проблеме интеграции в обучении уделялось внимание во все периоды развития педагогической науки и практики, как отечественной, так и зарубежной. При этом интеграция предусматривает создание принципиально нового содержания образования, учебно-методического обеспечения, новых технологий обучения.

Интеграцию обучения сегодня внедряют прежде всего на его первой ступени - в начальной школе. И начинают этот процесс с содержания начального образования, сущность которого заключается в том, что интеграция даёт возможность ребёнку воспринимать предметы и явления разносторонне и системно в целостном виде.

По существу, интеграция обучения позволяет уже в начальной школе заложить основы целостного восприятия природы и общества и сформировать собственное отношение к законам их развития. Поэтому для младшего школьника важно посмотреть на предмет или явление действительности с разных сторон: в логическом и эмоциональном плане, в художественном произведении и научно-познавательной статье, с точки зрения биолога и художника слова, живописца, музыканта и т.д. .

Стандартизация образования. Важным условием для достижения определённого качества образования являются образовательные стандарты. Стандартизация образования всегда осуществлялась в различных странах посредством разработки учебных планов и программ, установления определённого уровня образования.

В Законе Республики Таджикистан «Об образовании» предусмотрено, что государственными органами власти формируются образовательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объём учебной нагрузки, требования к уровню подготовки выпускников.

Информатизация и компьютеризация образования. Становление информационно-технологической цивилизации обусловило процесс информатизации и компьютеризации образования. В образовательных учреждениях внедряются новые информационные технологии, Изменяется и само понятие обучения, так как продуктивное усвоение знаний сейчас невозможно без умения пользоваться информацией. Умение получать информацию является одним из компонентов функциональной грамотности современного человека.

Компьютерные технологии развивают интеллектуальные способности обучающихся, способствуют более глубокому пониманию материала, повышают мотивацию обучения.

Глобализация образования. Начало XXI века характеризуется усилением процессов глобализации всех сфер жизни мирового сообщества и нашей страны. В Большой Российской энциклопедии представлено следующее определение глобализации: «Глобализация - современный этап интернационализации международных отношений, экономических, политических и социокультурных процессов, отличающийся особой интенсивностью. Наиболее очевидные проявления глобализации - консолидация единого мирового рынка, активное развитие межгосударственных, финансовых, торговых производственных связей, расширение денежных, товарных и людских потоков, ускоренная адаптация социальных структур к динамичным экономическим процессам, культурная универсализация, становление всеобщего информационного пространства на базе новейших компьютерных технологий» .

Но данное определение, на наш взгляд, полностью не отражает всех сторон этого процесса. Это связано с тем, что на современном этапе общественного развития глобализация является очень многогранным, противоречивым и, как следствие, не до конца изученным процессом. На сегодня существует большое количество разнообразных мнений по основным проблемам глобализации, но в основном преобладают два подхода к этому процессу. Некоторые ученые рассматривают глобализацию как процесс, который является гарантом целостности мира и его развития, другие видят в глобализации процесс «вестернизации», то есть распространение ценностей и норм, характерных для евро-американской культуры .

Процессы глобализации затрагивают практически все стороны жизни нашего общества, включая образование. В этих условиях перед образованием Таджикистана стоят новые задачи, которые впервые были обозначены в Государственной программе развития образования Республики Таджикистан на 2010-2015 годы. , в Национальной стратегии развития образования Республики Таджикистан до 2020 года. и в других основополагающих документах, определяющих развитие сферы образования Таджикистана .

Рецензенты:

Шарифзода Ф., д.п.н., академик Академии образования Таджикистана, профессор, заведующий отделом науки и инноваций АОТ, г. Худжанд;

Негматов С.Э., д.п.н., профессор, заведующий отделом Академии образования Таджикистана, г. Худжанд.

Работа поступила в редакцию 18.02.2014.

Библиографическая ссылка

Сабуров Х.М. ВЛИЯНИЕ ОСНОВНЫХ ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 3-3. – С. 613-616;
URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=33726 (дата обращения: 04.01.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

«Современное образование в РФ:

проблемы, тенденции развития и реформирования»

1. Проблемы:

    в РФ(в период до 2025 года) :

Стратегические цели образования тесно увязаны с проблемами развития российского общества, включая:

Создание основы для устойчивого социально-экономического и духовного развития России, обеспечение высокого качества жизни народа и национальной безопасности;

Укрепление демократического правового государства и развитие гражданского общества;

Кадровое обеспечение динамично развивающейся рыночной экономики, интегрирующейся в мировое хозяйство, обладающей высокой конкурентоспособностью и инвестиционной привлекательностью;

Утверждение статуса России в мировом сообществе как великой державы в сфере образования, культуры, искусства, науки, высоких технологий и экономики.

    Конкуренция различных систем образования стала ключевым элементом глобальной конкуренции, требующей постоянного обновления технологий, ускоренного освоения инноваций, быстрой адаптации к запросам и требованиям динамично меняющегося мира. Одновременно возможность получения качественного образования продолжает оставаться одной из наиболее важных жизненных ценностей граждан, решающим фактором социальной справедливости и политической стабильности.

    Федеральная целевая программа развития образования на 2016 - 2020 годы (далее - Программа). Программа устанавливает наиболее приоритетные институциональные элементы образовательной сферы, в которых возможно наиболее эффективное и результативное использование финансовых ресурсов для достижения целей и решения задач социально-экономического развития Российской Федерации. При этом Программа не только определяет приоритетные "точки роста", но и определяет конкретные механизмы участия субъектов образовательной деятельности в реализации приоритетных направлений развития образования.

    В Федеральном законе "Об образовании в Российской Федерации" в качестве одной из основных задач регулирования отношений в сфере образования устанавливается необходимость создания условий для свободного функционирования и развития системы образования Российской Федерации.

    Фактически нормирует содержание воспитания и учебных программ, организацию воспитательной и учебной деятельности по отдельным учебным предметам, определяя элементы научного знания, культуры и функциональной грамотности, без освоения которых или знакомства с которыми уровень общего образования, достигнутый выпускником российской школы начала XXI столетия, не может быть признан достаточным для полноценного продолжения образования и последующего личностного развития.

    Фундаментальное ядро как средство универсализации содержания общего образования позволяет реализовать важнейшие требования общества к образовательной системе:

Сохранение единства образовательного пространства, преемственности ступеней образовательной системы;

Обеспечение равенства и доступности образования при различных стартовых возможностях;

Достижение социальной консолидации и согласия в условиях роста социального, этнического, религиозного и культурного разнообразия нашего общества на основе формирования российской идентичности и общности всех граждан и народов России;

Защиту образовательного пространства от ложных знаний и псевдознаний;

Формирование общего деятельностного базиса как системы универсальных учебных действий, определяющих способность личности учиться, познавать, сотрудничать в познании и преобразовании окружающего мира.

    ФГОС ДО: Документом определены лишь целевые ориентиры, это социально-нормативные и психологические характеристики детей определенных возрастных групп, такие как инициативность и самостоятельность, уверенность в себе, развитое воображение, творческие способности в рисовании, развитая крупная и мелкая моторика руки, способность к волевым усилиям, любознательность. Вот некоторые целевые ориентиры, они не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они являются ориентирами для педагогов в целях решения задач профессиональной деятельности и формирования программы и ориентирами для родителей.

    ФГОС СПО: На современном этапе экономического, политического и социального развития Российской Федерации, стране все больше требуются квалифицированные специалисты, качество подготовки которых остается актуальной проблемой современного профессионального образования. На подготовку таких специалистов направлена и политика нашего государства по введению нового поколения федеральных государственных образовательных стандартов (далее ФГОС). Внешними факторами, обуславливающими необходимость введения ФГОС, явились рекомендации Болонского процесса и участие России в построении единого общеевропейского образовательного пространства. С другой стороны, у России есть и свои внутренние интересы, которые заключаются в построении системы профессионального образования, гибко реагирующей на запросы работодателей различных производств в условиях стремительной смены технологий и развития науки и техники.

новые подходы, методы и приемы достижения поставленной стандартами образования цели.

    Педагог – ключевая фигура реформирования образования. «В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя» (К.Д. Ушинский). В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться. Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений – все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся и к педагогу. Обретение этих ценных качеств невозможно без расширения пространства педагогического творчества. Труд педагога должен быть избавлен от мелочной регламентации, освобожден от тотального контроля.

Существующие громоздкие квалификационные характеристики и должностные инструкции, сковывающие инициативу учителя, обременяющие его формальными требованиями (например, предписывающими составлять образовательные программы) и дополнительными функциональными обязанностями, отвлекающими от непосредственной работы с детьми, не отвечают духу времени.

Профессиональный стандарт педагога, который должен прийти на смену морально устаревшим документам, до сих пор регламентировавшим его деятельность, призван, прежде всего, раскрепостить педагога, дать новый импульс его развитию.

2. Тенденции развития и реформирования:

    Национальная доктрина образования в РФ(в период до 2025 года) : Система образования призвана обеспечить:

Историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;

Воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов;

Формирование культуры мира и межличностных отношений;

Разностороннее и своевременное развитие детей и молодежи, их творческих способностей, формирование навыков самообразования, самореализацию личности;

Формирование у детей и молодежи целостного миропонимания и современного научного мировоззрения, развитие культуры межэтнических отношений;

Формирование у детей, молодежи, других категорий граждан трудовой мотивации, активной жизненной и профессиональной позиции, обучение основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда;

Организацию учебного процесса с учетом современных достижений науки, систематическое обновление всех аспектов образования, отражающего изменения в сфере культуры, экономики, науки, техники и технологий;

Непрерывность образования в течение всей жизни человека;

Многообразие типов и видов образовательных учреждений и вариативность образовательных программ, обеспечивающих индивидуализацию образования, личностно ориентированное обучение и воспитание;

Преемственность уровней и ступеней образования;

Создание программ, реализующих информационные технологии в образовании и развитие открытого образования;

Академическую мобильность обучающихся;

Развитие отечественных традиций в работе с одаренными детьми и молодежью, участие педагогических работников в научной деятельности;

Подготовку высокообразованных людей и высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информатизации общества и развития новых наукоемких технологий;

Воспитание здорового образа жизни, развитие детского и юношеского спорта;

Противодействие негативным социальным процессам;

Экологическое воспитание, формирующее бережное отношение населения к природе.

    Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020:

к 2020 году: Повышение конкурентоспособности российского образования станет критерием его высокого качества, а также обеспечит позиционирование России как одного из лидеров в области экспорта образовательных услуг.

По мере реализации Концепции, осуществления институциональных преобразований, обеспечивающих повышение эффективности расходования бюджетных средств в сфере образования, текущие расходы на образование возрастут. Это потребует обеспечить рост доли расходов на образование в валовом внутреннем продукте.

Реализация инновационного варианта развития экономики предполагает увеличение общих расходов на образование с 4,8 процента валового внутреннего продукта (в 2007 - 2008 годах) до 7 процентов в 2020 году, в том числе увеличение расходов бюджетной системы - с 4,1 процента до 5,5 - 6 процентов валового внутреннего продукта.

    Федеральная целевая программа развития образования на 2016 - 2020 годы: Одним из основных механизмов формирования проектов Программы является механизм обратной связи, обеспечивающий широкое привлечение общественности и научно-педагогического сообщества к разработке проектов Программы, а также к ее реализации и оценке результатов реализации Программы.

Проекты Программы включают комплекс мер по предотвращению негативных последствий и рисков, которые могут возникнуть при их реализации.

При формировании мероприятий Программы особое внимание предполагается уделять современным образовательным и информационно-коммуникационным технологиям, внедрению новых методов и форм обучения при их соответствии нормативно-правовым и стратегическим документам в области образования.

    Фундаментальное ядро содержания общего образования : В эпоху становления экономики знаний значение принципа фундаментальности образования не просто возрастает, а становится важнейшим фактором развития инновационных тех нологий, определяющих конкурентоспособность страны. Вместе с тем, реализуя данный принцип, необходимо решительно освободиться от устаревшего, второстепенного, педагогически неоправданного материала. Наряду с фундаментальным знанием в документе определены основные формы деятельности и соответствующие им классы задач, умение решать которые свидетельствует о функциональной грамотности.
    Теоретическая основа Фундаментального ядра общего образования - ранее сформулированные в отечественной педагогике и психологии идеи:
    · «ядра» и «оболочки» школьных курсов (А. И. Маркушевич);
    · выделения «объема знаний» по предмету (А. Н. Колмогоров);
    · культурологического подхода к формированию содержания образования (М. Н. Скаткин, И. Я. Лернер, В. В. Краевский);
    · системно-деятельностного подхода (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, П. Я. Гальперин, Л. В. Занков, В. В. Давыдов, А. Г. Асмолов, В. В. Рубцов).
    В ходе реформы общего среднего образования, проводившейся в нашей стране в 60-70-х гг. XX столетия, для решения проблем, связанных с принципиальной новизной содержания по ряду предметов и перегрузкой учащихся, А. И. Маркушевич выдвинул идею выделения «ядра» школьного курса (т. е. наиболее важной его части) и его «оболочки», варьирующихся в зависимости от интересов и способностей ученика, типа школы и т. д. Эта идея лежит в основе вариативности образования. В полной мере применительно к содержанию образования она не была реализована: «ядро» содержания образования в явном виде не было выделено.
    В это же время, предваряя разработку новой программы по математике, Комиссия по математическому образованию АН СССР под председательством академика А. Н. Колмогорова разработала краткий документ «Объем знаний по математике для восьмилетней школы». Он содержал описание ключевых фактов, понятий, идей, методов, теорий, которыми должен овладеть ученик по окончании восьмилетней школы. Распределение материала по классам, так же как и распределение учебного времени по темам, в этом документе не проводилось. После широкого обсуждения на основе этого документа были подготовлены подробные учебные программы. В начале 80-х гг. XX в. аналогичным образом была создана программа по математике, описывающая содержание образования на выходе из каждой ступени и оставляющая больше степени свободы авторским коллективам учебников. Согласно концепции культурологического подхода к формированию содержания образования.

    ФГОС ДО: Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

ФГОС СПО: Современная российская система образования имеет ряд тенденций, которые важно учитывать как в теоретическом, так и в практическом аспектах.

1. Доступность. Уже сейчас успешно реализующимся направлением усовершенствования образовательной среды является формирование условий для комфортного и доступного обучения для детей с ограниченными возможностями здоровья, посредством применения новых учебных методик, образовательных технологий , информационно-телекоммуникационных технологий и дистанционного обучения.

2. Вариативность . Усовершенствованные образовательные учреждения позволяют учитывать интересы конкретного учащегося, использовать личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании. Профильные учреждения предлагают абитуриентам получить новые специальности, с усилением фундаментализации программ .

3. Дополнительное образование. В системе профессионального образования набирает популярность среди зрелого населения программы дополнительных услуг с ориентацией на образование для взрослых. Они включают образовательные программы и услуги, реализуемые, например, в учреждениях повышения квалификации, курсах переподготовки, центрах профессиональной ориентации и т.д.

4. Массовость. Дискуссионной тенденцией в высшем образовании становится рост его массовости, который в России происходит ускоренными темпами. Это связано с процессом перехода от индустриальной экономики к «экономике знаний». Также к этому добавляется фактор отсутствия у молодого поколения широких институциональных возможностей в профессиональной самореализации.

5. Непрерывность . Так, в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года , важнейшей задачей по достижению доступности образования является создание системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки кадров. В основу системы положены принципы адаптации населения к постоянно меняющимся условиям профессиональной деятельности, обеспечение возможности постоянного саморазвития в соответствии с индивидуальными стремлениями, увеличение образовательных ресурсов общества.

Вместе с тем, существует ряд проблем, которые необходимо обозначить.

Во-первых , излишняя теоретическая направленность обучения. Это сказывается на усложнении процесса приспособления выпускника высшего учебного заведения непосредственно на рабочем месте. На наш взгляд, главной трудностью для многих становится невозможность сопоставления теоретических знаний с их практическим применением.

Во-вторых, высокая степень износа основных средств, оборудования, необходимого для осуществления высоко эффективного образовательного процесса, как в школах, так и в высших образовательных учреждениях. Очевидно, моральный износ учебной техники тормозит процесс обучения и освоения новых технологий.

В-третьих, коррупционные проявления в российской системе образования. Это явление блокирует возможность вертикальной мобильности посредством получения качественного образования для детей из необеспеченных семей, а также не способствует становлению качественного интеллектуального потенциала в стране.

В-четвертых , недостаточное финансирование российской сферы образования и науки. Нехватка денежных ресурсов приводит к сокращению учебных заведений и высококвалифицированных кадров, что подрывает престиж работы в данной области. Кроме того, недостаток в денежных средствах может повлечь за собой снижение уровня образования и как следствие падение экономического роста в целом, что негативно отразится на социально-экономическом развитии государства.

Наконец, в-пятых, отсутствие, зачастую прямой непосредственной тесной взаимосвязи между высшими образовательными учреждениями и рынком труда, который становится окончательной стадией резюмирования качества интеллектуального потенциала и использования человеческого капитала в стране. Большинство выпускников после окончания учебы идут работать не по специальности, а то и вовсе переучиваться, что подрывает эффективность образовательной системы. Однако, даже при поиске работы «по специальности», выпускники не готовы выбирать низкооплачиваемые начальные вакансии, но, при этом, и работодатель не желает нанимать на ответственную должность выпускника вуза без соответствующего опыта работы и необходимых навыков. Проблема перерастает в конфликт интересов работодателей и выпускников вузов.

Подводя итоги всему вышесказанному, хотелось бы отметить, что на данном этапе развития система образования России поддерживает ранее неприсущие ей признаки и черты, активно развиваясь и задавая новые векторы для социально-экономического роста. Однако, в сложившейся системе образования определенно есть проблемы и недостатки, но при этом, путем активной политики, государство пытается их решить. Для успешной реализации всех целей и задач в области развития образования требуется тщательное планирование, хорошо разработанная стратегия, внимание к ресурсам, обеспечение переподготовки и разработки соответствующих процедур.

    Профессиональный стандарт педагога:

Педагог дошкольного образования должен

1. Знать специфику дошкольного образования и особенности организации образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.

2. Знать общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном детстве; особенности становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном возрасте.

3. Уметь организовывать ведущие в дошкольном возрасте виды деятельности: предметно-манипулятивную и игровую, обеспечивая развитие детей. Организовывать совместную и самостоятельную деятельность дошкольников.

4. Владеть теорией и педагогическими методиками физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста.

5. Уметь планировать, реализовывать и анализировать образовательную работу с детьми раннего и дошкольного возраста в соответствии с ФГОС дошкольного образования (ФГТ).

6. Уметь планировать и корректировать образовательные задачи (совместно с психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга, с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка раннего и/или дошкольного возраста.

8. Участвовать в создании психологически комфортной и безопасной образовательной среды, обеспечивая безопасность жизни детей, сохранение и укрепление их здоровья, поддерживая эмоциональное благополучие ребенка в период пребывания в образовательной организации.

9. Владеть методами и средствами анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющего оценить результаты освоения детьми образовательных программ, степень сформированности у них необходимых интегративных качеств детей дошкольного возраста, необходимых для дальнейшего обучения и развития в начальной школе.

10. Владеть методами и средствами психолого-педагогического просвещения родителей (законных представителей) детей раннего и дошкольного возраста, уметь выстраивать партнерское взаимодействие с ними для решения образовательных задач.

11. Владеть ИКТ-компетенциями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.