Союзы омонимичные местоимениям. Конспект урока "различение союзов и омонимичных частей речи"


Союз

тоже = также = и

Местоимение или наречие с частицей

то же так же

Наш класс тоже пойдёт в музей.

Он вдруг остановился, товарищи тоже застыли на месте.

То же самое мы уже видели (что?).

То же , что вчера, сегодня повторилось (что?).

Люди очень устали, лошади также нуждались в отдыхе.

Мы также решили учиться настойчиво и старательно.

Мы обнаружили в горах то же озеро, что и геологи (какое?).

Я сделал это так же , как ты (как?).

Значение сопоставления.

Союзы можно заменить синонимичными по смыслу другими союзами.

Же можно опустить.

Самое, что, как -- ?


Союз

чтобы

Местоимение с частицей

что бы

Все хотят, чтобы не было войны.

Чтобы не заболеть, надо закаляться.

Значение цели.

Я думал, что бы мне сказать отцу (что?).

Союз чтобы связывает простые предложения в составе сложного.

Я думал, что мне бы сказать отцу (что?).

Союз можно заменить другим синонимичным союзом (для того чтобы).

Значение объекта.

К местоимению можно задать вопрос.

Бы можно опустить или переставить.


Союз

Местоимение с предлогом

Зато = но, однако

За то

Все устали, зато были довольны поездкой.

Мал золотник, зато удал.

Я спрятался за то дерево (за какое?).

Зима была снежная, тёплая, зато лето выдалось холодным.

Он убежал за то здание (за какое?).

Значение противопоставления.

Я благодарен ему за то , что он мне помог (за что?).

Люблю весну за то , что наступает тепло (за что?).

Союз зато можно заменить другим противительным союзом.

Значение указания.

Союз связывает однородные члены предложения.

К местоимению можно задать вопрос.

К союзу нельзя задать вопрос.

Местоимение союзом заменить нельзя.


Союз

Местоимение с предлогом

Поэтому = так что

По этому

Буря разыгралась не на шутку, поэтому корабли в море не вышли.

Было холодно, поэтому мы остались дома.

Давай пройдём по этому мостику (по какому?)

Значение следствия.

Люблю гулять по этому парку (по какому?).

По этому поводу не беспокой меня больше (по какому?).

Значение указания.

Союзы связывают простые предложения в составе сложного.

К союзам нельзя задать вопрос.

К местоимению можно задать вопрос.


Союз

Местоимение с предлогом

Потому что - потому

По тому, что - потому

Поездку отложили, потому что ожидался тайфун.

Она не позвонила, потому что они поссорились.

О людях нужно судить по тому , что они сделали в жизни полезного (по чему?)

Мы гуляли по тому берегу (по какому?).

Шёл проливной дождь, потому весь день мы просидели дома.

Значение причины.

По тому вопросу они никак не могли прийти к согласию (по какому?)

Значение указания.

К местоимению можно задать вопрос.


Союз

Местоимение с предлогом

Оттого что - оттого

От того, что - от того

Все расстроились, оттого что проиграли соревнование.

С утра было пасмурно, оттого и настроение было неважным.

Мне грустно от того , что весело тебе (от чего?).

Значение причины.

От того дома можно пройти через двор и сократить дорогу (от какого?).

Союз можно заменить другим синонимичным союзом.

Значение указания.

Союз связывает простые предложения в составе сложного.

К местоимению можно задать вопрос.


Союз

Местоимение с предлогом

Притом - причём

при том – при чём

Он стал заниматься бизнесом, притом успешно.

Он выполнил задание быстро, причём правильно.

Сын занимается спортом при том клубе, где занимался его отец. (при каком?).

Он не понимал, при чём он, в чём его вина.

Союзы притом и причём легко взаимно заменить.

Значение указания.

Значение объекта.

К местоимению можно задать вопрос.


Союз

Местоимение с предлогом

поскольку

по скольку

Поскольку полкласса болело, учителю пришлось отложить объяснение новой темы.

Значение причины.

« По скольку раз я должна повторять одно и то же?» – сердилась мать.

Можно заменить союзом потому что.

Значение количества.


Презентацию подготовила

учитель русского языка и литературы

Яковенко Валентина Васильевна.

г. Хабаровск

МАОУ гимназия № 6.

Вороненко Инна Ивановна, учитель русского языка и литературы,

Клинцовская кадетская школа «Юный спасатель» имени Героя Советского Союза С.И.Постевого.

Предмет: русский язык

Класс: 7

Тип урока: урок открытия новых знаний

Технологическая карта урока

Тема

Союзы и омонимичные формы

Цели

научить правильно писать производные союзы, отличать производные союзы от омонимичной формы;

– отрабатывать навык определения части речи внешне сходных слов;

– развивать умение правильного письма омонимичных слов разных частей речи.

– развивать умение работать с текстом: выделять новую информацию, устанавливать причинно-следственные связи, формировать новые представления на основе полученных данных;

– воспитывать коммуникативность, самостоятельность.воспитывать желание учиться и делать открытия;

(личностные УУД )

– умение обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем; определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя ; находить и исправлять ошибки самостоятельно; в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его; (регулятивные УУД);

– умениеоформлять свои мысли в устной форме;слушать и понимать речь других; умение в соответствии с коммуникативными ситуациями использовать речевые средства для монологического и диалогического высказывания; умение работать в паре с партнёром,учитывать разные мнения,умения определять цели и способы собственной деятельности под руководством учителя. ( коммуникативные УУД);

Основные понятия

Союз, омоним,

Метапредметные связи

Биология, литература

Ресурсы:

основные

дополнительные

М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская,Л.А. Тростенцова. Русский язык, 7 класс. Москва «Просвещение» 2013

Русский язык. Орфография.Рабочая тетрадь.2006

Русский язык в таблицах. Наглядный теоретический материал. Москва. «Издат-школа»1997

Н.М.Грибова. Тесты русский язык. Дидактические материалы 7 класс. Москва «Айрис-пресс» 2007

КИМы русский язык 7 класс. Москва «Вако» 2012

Организация пространства

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная.

Этапы урока

Задания, выполнение которых учащимися приведёт к достижению запланированных результатов

Деятельность

учителя

Деятельность

учеников

Планируемые результаты

предметные

личностные, метапредметные

I . Мотивация к учебной деятельности

(1 мин.).

Цели:

– создание психологической комфортности

– создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

Цели:

Активизация знакомой лексики

Определение о чем пойдет речь на уроке

Приветствие детей.

Сообщение о необычном уроке

Эпиграф к уроку

«Союз – в грамматике служебное слово,

соединяющее предложения и слова

внутри предложения».

С.И. Ожегов

О чем пойдет речь сегодня на уроке?

Фронтальный опрос.

Вставить слова вместо многоточий

ТЕСТ

1. В русском языке есть самостоятельные и ………… части речи.

2. Служебные части речи это………

3. Союз – это……………………..

4. Союзы, состоящие из одного слова, называются…………

5. Союзы не являются………………………

6. Союзы связывают………………………………….

7. Союзы, связывающие однородные члены предложения и равноправные по смыслу простые предложения в составе сложного, называются……………….

8. Союзы, связывающие в сложном предложении неравноправные простые предложения, из которых одно зависит от другого, называются….....

Отвечают на приветствие

Вставляют слова

1. служебные

2.Предлоги, союзы, частицы.

3. союз- это служебная часть речи, которая служит для связи слов и предложений.

4. …простыми

5….не являются членами предложения.

6. …однородные члены и простые предложения.

7. …сочинительными.

8. подчинительными

Осознанное вхождение учащегося в пространство учебной дечтельности.

На данном этапе организуется мотивирование к учебной деятельности, а именно:

а) актуализирутся требования к нему со стороны учебной деятельности («надо»)

б) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»)

Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

(личностные УУД)

Обнаруживать и формулировать учебную тему совместно с учителем;

(регулятивные УУД ).

Актуализировать лексику по теме «Союз»

2.Актуализация и фиксирование затруднения в пробном учебном действии

Цель: подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия

Прием «Отсроченная отгадка»

СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ

1.Кто изображён на иллюстрации?

(если затрудняются ответить на 1 вопрос)

2.Как называется животное, которое меняет свою окраску в зависимости от внешней среды?

– Может ли быть что-то общее между хамелеоном и некоторыми языковыми явлениями?

Прочитайте предложения, определите, есть ли в нем слова-хамелеоны.

1. Что(бы) хорошо учиться, нужно много заниматься.

3. Оля так(же) решила задачу, как и все остальные.

4. Его товарищи учатся хорошо, он так(же) не отстаёт от них.

5. Я то(же) это прочитал.

6. Серёжа выполнил то(же) задание, что и я.

7. Это нелегко, за(то) интересно.

8. Я спрятался за(то) дерево.

Отгадывают животное, изображённое на иллюстрации.

Хамелеон.

Читают предложения

(слайд 7)

Ориентироваться в своей системе знаний

Формировать умения проводить классификацию по заданным критериям, под руководствам учителя;

(познавательные УУД ).

3.Выявление места и причины затруднения

Цель: выявление места и причины затруднения

Итак, возвращаемся к вопросу. Вы помните поставленный вопрос? 1.Смогли ли вы найти слова-хамелеоны?

Выберите название для слов-хамелеонов из предложенных лингвистических терминов: синонимы, омонимы, антонимы.

2.Так чем же похожи хамелеоны и омонимы?

Да, омонимы меняют свое значение в зависимости от принадлежности к той или иной части речи, как хамелеоны – свою окраску в зависимости от среды.

– Попробуйте сформулировать тему нашего урока: о чем мы будем говорить?

– Какие задачи мы можем перед собой поставить?

– Итак, тема нашего урока – «Союзы и омонимичные формы».

Итак, что необходимо делать, чтобы не ошибиться в написании союзов и омонимичныхчастей речи?

Определяют тему

Ставят задачи: отличать производные союзы от омонимичной формы; отрабатывать навык определения части речи внешне сходных слов; правильно писать производные союзы иомонимичные части речи

(Определить часть речи...)

Определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя

(регулятивные УУД ).

4. Построение проекта выхода из затруднения

Цель: устранение возникшего затруднения

Научиться отличать союзы от омонимичных форм.

Как это затруднение преодолеть?

Если мы вместе сможем определить часть речи внешне сходных слов, то, значит, сможем и правильно их писать.

Я предлагаю самостоятельно поработать с учебником.

Работа в парах и по рядам, определяют часть речи.

Самостоятельная работа с п.65 стр. 159-161 (работа в парах)

Извлекать информацию, строить логические цепочки

познавательные УУД ).

Умение работать в паре с партнёром, учитывать разные мнения,

умения определять цели и способы собственной деятельности под руководством учителя.

(коммуникативные УУД ).

5. Реализация построенного проекта

Цели: решение исходной задачи, вызвавшеё затруднение

– активизировать навык монологической речи

Реализация построенного проекта.

Составление алгоритма определения написания омонимичных слов.

Зависит ли написание слова от его принадлежности к той или иной части речи?

Как определить часть речи внешне сходных слов? (По контексту.) Вернемся к предложениям.

Слитное написание союзов

Раздельное написание омонимичных частей речи

Чтобы=для того чтобы

Что бы =мест.+ частица

Также, тоже} = и

Так же = нареч.+же – частица

То же = мест.+же - частица

Зато=но

За то =за - предлог, то – мест.

Союз - слитно

Бы, же, за - раздельно

Осуществляют в парах поиск необходимой информации, выстраивают ее в логической последовательности

Алгоритм:

Определяю, можно ли к слову подобрать синоним, если да– то это союз- пишу слитно, если нет – это омонимичные формы – пишу раздельно

Умение формулировать собственное мнение и выражать в устной форме.

(коммуникативные УУД ).

6. Первичное закрепление с проговариванием

Цель: решение типовых заданий на новый способ действий

Запись предложений с проговариванием алгоритма

Запишите предложение со словами-хамелеонами. Определите их как часть речи. Графически объясните орфограмму – контакт и орфограмму – пробел.

Решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма вслух.

Записывают предложения и объясняют правописание

1.Что(бы) сократить путь, мы пошли к речке напрямик .

2. Что(бы) ни случилось, я буду рядом.

3. Ночью ветер дул так(же) сильно, как и днём.

4.Он то(же) готов был идти искать заблудившихся ребят.

5.Я спрятался за(то) дерево, что росло у дороги.

6.Морозило сильнее, за(то) было тихо.

Умения в сотрудничестве с учителем осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату действия.

(регулятивные УУД ).

7. Самостоятель

ная работа по эталону с самопроверкой

цель: самостоятельно выполнять задания нового типа и осуществлять их самопроверку, сравнивая с эталоном

Составить предложения

Самостоятельная творческая работа

Каждый ряд составляет по 2 предложения:

1 ряд: Чтобы – Что бы

2 ряд: Также - так же; Тоже – то же

3 ряд: Зато - За то

Осуществлять осознанное построение речевого высказывания

Оформлять свои мысли в устной форме (коммуникативные УУД ).

Ориентироваться в своей системе знаний

(регулятивные УУД ).

8.Физминутка.

Цель:

– снять напряжение и усталость

Выполняют упражнения

Умения под руководством учителя начинать и выполнять действия и заканчивать их в требуемый временной момент, умение тормозить реакции, не имеющие отношение к цели.

(регулятивные УУД ).

9. Включение в систему знаний и повторение

Цель: самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действий

Экспресс-тест.

Самодиагностика

По горизонтали поставьте цифры от 1-10. Под цифрами ставить знаки плюс- слитное написание, минус раздельное написание.

(+) - слитное написание, союз

(-) раздельное написание, не союз

Критерии оценивания

5 и более «2»

Проверьте, как вы справились с заданием?

Ключ (слайд 12)

1

Решают тест (слайд)

1. Я люблю делать то(же), что и брат.

2.Мой брат так(же) учится в музыкальной школе.

3.Через полчаса ветер затих так(же) внезапно, как и появился.

4.Корень учения горек,за(то) плод сладок.

5.Что(бы) ещё придумать?

6.Молчание то(же) ответ.

7Мал золотник, за(то) дорог.

8. То(же) слово, да не так бы молвить.

9.Что(бы) писать грамотно, надо знать и теорию.

10. Все очень устали, за(то) цели достигли.

Сверяют свои ответы

Выполняют самопроверку, исправляют ошибки.

Умение корректировать свои ошибки.

(регулятивные УУД ).

Ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания (познавательные УУД ).

10. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цель::

– организовать рефлексию собственной учебной деятельности.

1 1.Какое открытие сделали сегодня на уроке?

2.Какие затруднения были?

3.Что получилось лучше сегодня на уроке?

5.Пригодятся ли полученные знания в жизни?

(при наличии времени)

Соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его (регулятивные УУД).

11. Домашнее задание

Цель:

– организовать выполнение д/з.

Параграф 65 (учить),упр.391. или упр.392.

Записывают задание в дневник

В сложноподчиненном предложении для связи главной и придаточной частей используются союзы и союзные слова. В роли союзных слов употребляются относительные местоимения (кто, что, чей, который, каков, сколько ) и относительные местоименные наречия (где, куда, откуда, когда, как, зачем, почему, отчего ).

Слова что, как, когда, чем могут выступать как в роли союзов, так и в роли союзных слов. Разграничивать их помогают следующие критерии:

1. Союз что можно опустить (предложение превратится в бессоюзное), союзное слово что опустить нельзя, так как оно является членом предложения, на него часто падает логическое ударение.

Придаточную часть, присоединяемую союзным словом что , можно преобразовать в самостоятельное вопросительное предложение.

Вместо союзного слова что можно подставить существительное или местоимение который.

2. Союз когда может быть заменен другим временным союзом, например, в то время как.

3. Союз как может быть заменен другим сравнительным союзом, например,подобно тому как.

4. Союз чем либо является составной частью союза чем…тем , либо присоединяет придаточную часть, которая относится к форме компаратива (сравнительной степени) в главной части.

5. К союзным словам, как правило, можно добавить частицы же, именно .

Частицы, их функции, разряды. Вопрос о связке. Типы глагольных связок. Их омонимия с глаголами. Модальные слова. Соотносительность с другими частями речи. Синтаксическая и стилистическая характеристика.

Части́ца - служебная часть речи, которая вносит различные значения, эмоциональные оттенки в предложении или служит для образования форм слова.Служебные слова, выражающие главным образомдополнительные смысловые оттенки предложений, словосочетаний, отдельных слов. Разряды частиц

В соответствии с вышеназванными функциями выделяются следующие основные разряды частиц:

1. формообразующие частицы (пусть, пускай, давайте, да, давай, бы, б, бывало):

· образующие формы слов ;

· образующие степени сравнения прилагательных и наречий ;

· отрицательные частицы (не, нет, вовсе не, далеко не, отнюдь не);

· частицы, характеризующие признак (действие или состояние) по его протеканию во времени, по полноте или неполноте, результативности или не результативности осуществления;

· модальные частицы :

· вопросительные частицы (ли, неужели, разве);

· указательные частицы (вот, вон);

· уточняющие частицы (именно, как раз, прямо, точь-в-точь);

· выделительные и ограничительные частицы (только, лишь, исключительно, почти что, единственно);



· восклицательные частицы (что за, как);

· усилительные частицы (даже, ни, же, ведь, уж, все-таки, все);

· смягчение требования -ка (подай-ка, налей-ка) -то (молоко-то сбежало) ; также в этих целях используется словоерс (наценка-с) , происходящий от сокращённого обращения «сударь »;

· сомнение (вряд ли, едва ли);

· побудительные частицы (пусть, пускай, давай(те)).

Существенно при этом, что модальные (оценочные, экспрессивные) значения в том или ином виде присутствуют и в частицах отрицательных, вопросительных, характеризующих действие по его протеканию или результативности, в частицах-репликах.

Щерба считал, что связкой может быть только одно слово "Быть" в разных его формах. Отсутсвие его в предложениях в настоящем времени объясняется особенностью русского языка, и в этом случае говорят о наличии нулевой связки.

В энциколпедии русккий язык Виноградова критикуют эту точку зрения они считают, что это слово не выполняет связующей функции и является выразителем времени, наколнением, модальности.

в энциклопедии РЯ говорится о наличии различных видов связок. Выделяются чистые связки, которые лишены временного значения (десемантизации)(ои десемантизировались - утратили первоначальное лексическое значение). Чистые связки - есть, суть, это. Суть употребляется в книжной речи.

В определенных семантических конструкциях эти связки обязательны.

Дети есть дети.

В ЭРЯ (энцикл рус яз) в учебнике под редакцией белошарповой пишется о том, что некоторые неглагольные логические связки (слова, утратившие лексич. значение в определенном контексте) Например: Каждая встреча - будто (словно, точно, как) праздник. Летать - такова его мечта.

Наряду со связками широко используются связочные образования со значением идентификации или отождествления. Чтение - это и будет лучшее учение. ЭТО И БУДЕТ (ЕСТЬ) - это не член предложения. Платье были все-равно как новое. БЫЛО ВСЕ-РАВНО КАК - это не член предложения. Любить - это значит понимать. ЭТО ЗНАЧИТ _ ТОЖЕ СВЯЗОЧНЫЙ КОМПЛЕКС _ НЕ ЧЛЕН ПРЕДЛОЖЕНИЯ. Они частично десемантизируются (сохраняют элементы лексического значения и обладают значением синтаксического времени. БЫВАТЬ, СТАТЬ, СТАНОВИТЬСЯ, СДЕЛАТЬСЯ, СЧИТАТЬСЯ, ОКАЗАТЬСЯ.



Вечера становятся холодными.

третья группа связок

связки с закрытой сочетаемостью, однако, в отличие от рассмотренных выше, эти словавместе со след. далее именем, образют лексикализованное единство.

Нести ответственность, вести разговор, оказывать влияние. эти единства можно заменить одним словом. Отвечать, разговаривать, влиять. 1. МОДАЛЬНЫЕ СЛОВА

В школьной системе модальные слова рассматриваются как вводные. Помимо школьной грамматики многие пособия их отрицают.

Белошапкина, шанский, и еще у кого-то есть эти слова.

в грамматике есть два подхода к определению частиречной принадлежности.

1 подход: представители, ученые щерба, аванесов, не включают МС в состав речи.

Виноградов, Гвоздев, Шанский, Тихонов.

Модальные слова связаны с функционально-семантическим полем модальности и они отражают субъективную модальность и относятся к синтаксическим средствам.

Существуют 2 тч зр - широкая в понимании модальных слов: все вводные слова являются модальными. представители: Виноградов, груздь.

узкая- лишь часть вводных слов являются моадльные (со значением достоверности/недостоверности, уверенности/неуверенности, убежденности либо предположения

МС - это неизменяемые слова, выражающие отношение всего высказывания или его частей к реальности, грам. не связаны с др. словами, но интонационно выделяющиеся в структуре предложения.

ГРАМАТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ МС (КАТЕГОРИАЛЬНОЕ) ВЫРАЖЕНИЕ ВСЕГО ВЫСКАЗЫВАНИЯ ИЛИ ЕГО ЧАСТЕЙ К РЕАЛЬНОСТИ. Это для морф. разбора.

Признаки почти всегда неизменяемы. И казалось, то все придет. И кажется, что...

След. признаки - синтаксические, не явл. членами предложениями, употребляются в функции вводных слов. Если употр. в начале предложения, то выражает модальность ко всему высказыванию, в середине - выражает моадльность последущей части.

МС Обладают необходимыми придикативными свойствами и употребляются как слова предложения. например: читали вы? - конечно. в этом случае МС отражает модальность предыдущего высказывания.

Классификация моадльных слов

Разряды по семантике: шанский, тихонов. выделяют группу слов с утвердительным значением (несомненно, конечно, дейсвительно,) в утвердительном значении. Группа модальных слов отображает реальную модальноть.

2 группа слов: МС с предположительным значенем (возможно, кажется, вероятно, может быть, небось) это слова отражают...

Лекант прибавляет сюда:

3 группа - указание на источники (+виноградов) (например: по мнению, по преданию,)

Лекант и виноградов выделяют еще одну группу: оценка того, о чем сообщается (к счастью, в шутку сказать, не в обиду будет сказано,)

Указание на порядок изложения мысли(во-первых, во-вторых, с одной стороны, с др стороны)

Указание на обобщающие, дополнительные, поясняющие, характер последующей мысли. Например: Итак, таким образом, иначе говоря, сверх того.

Необходимость привлечь внимание собеседника. Знаешь, мы сегодня такое слышали.

Модаляция - это переход других частей речи в модальные слова.

Один из лучших способов проверки - прием замены.

Мне, кажется, повезло в жизни. Он кажется старше своих лет. Я никак не могу разобраться. Никак, не заболел.

Союзы Местоимения и наречия Показатели местоимений и наречий с предлогами
Зато Я не попал на выставку, зато (= но) встретился с друзьями Спрячься за то дерево (за дерево какое? - то) за то: 1) определяет 2) то можно опустить
Тоже, также Ты прочитал книгу, я также (=тоже, =и я) буду её читать Делай то же, что и другие (частицу же можно опустить: делай то, что и другие ); Ничего не изменилось, все было так же, как и раньше (частицу же можно опустить; все было так, как и раньше ). то же: 1) (же) ; 2) что 3) самое 4) одно так же: 1) (же) 2) как
Чтобы Оденьтесь теплее, чтобы (с какой целью?) не простудиться Что бы я делал без помощи друзей (частицу бы можно переставить: что делал бы я ) что бы: ← бы
Притом Он был художником, притом(=и, =причем ) известным При том письме (при письме каком? том ) были приложены вырезки из газет при том: 1) определяет следующее далее существительное; 2) том можно опустить
Причем Работа выполнялась, причем(=притом, =и)быстро, хорошо При чем здесь я? (к чему я имею отношение?) при чем: употр. в вопросит. предл.
Оттого что Оттого что (=потому что, =так как)ярко светило солнце, все были веселы От того дома (от дома какого? того ) надо было свернуть направо от того: 1) определяет следующее далее существительное; 2) того можно опустить
Отчего Отчего (=почему?) письмо не взяли с собой? Было от чего грустить от чего: чегоможно заменить существительным
Затем Затем (=потому) и пришел, чтобы тебя убедить За тем домом (каким домом? - тем ) есть тропинка за тем: тем 1) определяет следующее далее существительное; 2) тем можно опустить
Зачем Зачем вы сказали ему о своём отъезде? За чем пойдешь, то и найдешь (Пословица) за чем:
Почем Почем сегодня дыни? Стрелял по чем хотел по чем: чемможно заменить существительным
Итак Итак (=следовательно), всё кончено И так кончается каждый раз и так: так можно заменить именно таким образом
Примечания: 1.Сочетание во что бы то ни стало пишется в шесть слов. 2. Слитно пишется тоже в роли частицы, например: Тоже мне советчик!

Упражнение 231. Спишите, раскрывая скобки. Прокомментируйте написание союзов, определите их вид по значению, составу.

1. Мы попросили, что (бы) дядя погостил у нас ещё немного. - Что (бы) еще рассказать о нашем путешествии? 2. Сегодня я встал очень рано, что (бы) успеть собраться в дорогу. – Что (бы) ещё взять из необходимых вещей? 3. И (так), продолжим наше заседание. – Мы волновались и (так) спешили, что забыли самое необходимое. 4. Мы немало потрудились, за (то) великолепно отремонтировали класс. – Не за (то) волка бьют, что сер, а за (то), что овцу съел (Посл. ). – Берись за (то), к чему ты сроден (Кр. ).

Упражнение 232. Спишите, раскрывая скобки. Укажите вид союзов. Объясните правописание простых и составных союзов.

1. Он посмотрел на часы, как (будто) для того, что (бы) проверить, не изменились ли привычки отца за (то) время, в которое он не видел его (Л.Т.). 2. Трудно даже представить, что (бы) со мной случилось, если бы пароход опоздал (А. Грин). 3. Я попотчевал его чаем, потому (что) хотя разбойник он, а всё-таки был моим кунаком (Л.). 4. Городской транспорт работал нормально благодаря тому, что снегоочистители работали даже ночью. 5. Более подробно писать не буду, так как скоро увидимся. 6. Мы должны встретиться, с тем что (бы) обсудить все планы на лето. 7. К экзамену он готовился по обыкновению, то есть повторял билеты, конспектировал, читал учебники и дополнительную литературу. 8. Собрались почти все, однако же некоторые опаздывают. 9. В музее новая экспедиция, так что экскурсия обещает быть интересной. 10. Это был жаркий, почти что летний день.11. Благодаря тому, что в долине Такемы хорошие леса, сохранились и звери (В. Арсеньев).

12. Вторая гора почти такой же величины, но (в) следстви_ того, что перед ней мы спустились в седловину, она показалась гораздо выше (В. Арсеньев ).13. Спой нам песню, что (б)в ней прозвучали все весенние песни земли, что (б) трубы заиграли, что (б) губы подпевали, что (б) ноги веселей пошли

(В. Лебедев-Кумач ).14. Молодые листья лепетали, да зяблики кое-где пели, да горлинки ворковали … (И. Тургенев ). 15. Заря бывает не только утренняя, но и вечерняя (К. Паустовский ). 16. Как вчера, так и сегодня льёт дождь.

17. Горячее лицо с тоской искало ветра, даветра-то не было (И. Тургенев ).

18. Обе казались спокойны и смелы; однако ж при моём приближении обе потупили голову и закрылись своими изодранными чадрами (А. Пушкин ).

19. Он торопился, зато до темноты дошел до деревни. 20. По утрам я пью чай либо кофе. 21. То справа, то слева, то позади слышался гул падающих стволов (К. Паустовский ). 22. Заблестели на каплях орешника капли не то росы, не то вчерашнего дождя (К. Паустовский ).

Упражнение 233. Спишите, раскрывая скобки. Прокомментируйте правописание союзов.

1. Нет ничего в мире, что (бы) могло перекрыть Днепр (Г. ). 2. Мать плотно сжимала губы, что (бы) они не дрожали, и крепко закрывала глаза, что (бы) не плакали они (М.Г. ). 3. Что (бы) рыбку съесть, надо в воду лезть (посл. ). 4. Василёк во что (бы) то ни стало хотел первым всё рассказать брату (Н.О. ). 5. Всё белится Лукерья Львовна, всё то (же) лжет Любовь Петровна, Иван Петрович так (же) глуп, Семен Петрович так (же) скуп (П. ). 6. Марина рассказала почти то (же) самое, что и ее племянник (М.Г. ). 7. Все лучшие минуты его жизни вдруг в одно и то (же) время вспомнились ему (Л.Т. ). 8. Ты жил – я так (же) мог бы жить (Л. ). 9. Я за вами на коне поскакал бы то (же) (Марш. ). 10. Теперь грустная улыбка Маруси стала мне так (же) дорога, как улыбка сестры (Кор. ). 11. И в душе за ночью зимней то (же) свет и то (же) тишь (Брюс. ). 12. Разные цветы точно по времени раскрываются в разные часы утра и точно так (же) закрываются к вечеру (Пауст. ). 13. Лицо Зинаиды то (же) беспрестанно менялось (Т. ). 14. На этом снегу потерять лыжу значило то (же) самое, что в открытой воде остаться с худым челном (Пришв. ). 15. Хорь залился смехом, при (чём) его маленькие глазки исчезли совершенно (Т. ). 16. Она любила Ричардсона не потому, что (бы) прочла, не потому, что (б) Грандисона она Ловласу предпочла (П. ). 17. При переходе через ручей у меня чавкнул сапог, и от (того) с осины слетела глухарка (Пришв. ). 18. От (того) я присмирел, что я слышу топот дальний, трудный звук и пенье стрел (П. ). 19. Гутой туман, точ()но вата, лежал по всему лесу (В. Арсеньев).

Упражнение 234.

1. То (же) выражение холодной готовности к борьбе выразилось на его лице (Л.Т. ). 2. Вы хотите сказать, что я так (же) пуст, и вздорен, и мелок, как эта сладковатая немочка? Не так ли-с? (Т. ). 3. Я за вами на коне поскакал бы то (же) (Марш. ). 4. Я полагал и его так (же) застать у вас (Г. ). 5. – Ты не прав: любовь, так (же), как и другие чувства, может то (же) войти в комедию (Г. ). 6. Я успел рассмотреть её – но и его то (же) (Т. ). 7. Род молча приподнял шляпу и зашагал; так (же) поступил Кист (А. Грин ). 8. Накануне свадьбы Верочка была очень грустна, и Степан Петрович так (же) упал духом (Т. ).

Упражнение 235. Спишите предложения, раскрывая скобки. Объясните правописание союзов.

1. В глубине души вы чувствуете то (же), что и я (Г. ). 2. И на другой день снова начиналось то (же) (Т. ). 3. Я уверен, наши северные деревья, например берёзы, не сочетались бы с архитектурой ханойских улиц так (же) удачно и так (же) точно (Сол. ). 4. Друг мой, так (же) не легко мне, как тебе, с глухой бедой (Твар. ). 5. А в полдень Севастополь был так (же) тих и пуст, как ночью (Пауст. ). 6. Девицы и дамы почти то (же) самое думали (на) счёт сибирского молодого человека (Л.Т. ). 7. Всё та (же) дверная ручка замка… так (же) слабо отворялась (Л.Т. ). 8. У Михаила Петровича то (же), как и у Давыдова, было что-то напускное (Гонч.).

Упражнение 236. Спишите предложения, раскрывая скобки. Объясните правописание союзов.

1. (От) того, что у вас жена и дети, я должен идти в тюрьму, вот прекрасно! (Г. ). 2. Кто-то бежал и (при) этом задевал и ломал кусты малинника. 3. Вы не должны судить меня (по) тому, что я делаю (Т. ). 4. Иные даже утверждали, что свадьба слажена совсем, но остановлена (за) тем, что модных колец не достали (П. ). 5. Он отлично знал не только технику сталеварения, но и что (по) чём (Ем. ). 6. Смерть не люблю писать! (То) есть просто хоть зарежь! (Г. ). 7. Я пришёл не (за) тем, чтобы упрекать тебя, а чтобы выработать план действий. 8. У тебя солидный опыт работы, (при) чём в области перестройки и поисков новых форм (Белен. ). 9. Она придала своему лицу строгое выражение, (от) чего оно стало сильно напоминать сдобную булку. 10. Лев бросился со всех четырёх ног, однако (ж) пропасти перескочить не мог (Кр. ). 11. Журавли летели быстро-быстро и кричали грустно, как (будто) звали с собой (Ч. ).

Упражнение 237. Спишите предложения, раскрывая скобки. Объясните правописание союзов.

1. Из Москвы я поехал в Калугу, Белев и Орёл и сделал, таким образом, двести вёрст лишних, за (то) увидел Ермолова (Л.Т. ). 2. Физиономия этого человека мне что-то подозрительна: уж не за (тем) же сюда пришёл, за (чем) и я (Г. ). 3. Василёк во что (бы) то ни стало хотел первым всё рассказать брату (Остр. ). 4. (От) чего ты, себя не жалея, с непокрытой бредёшь головой (Заб. ). 5. [Елена:] К чему молодость, к чему я живу, (за) чем у меня душа, (за) чем всё это? (Т. ). 6. Страстно преданный барину, он однако (ж) редкий день в чём-нибудь не солжёт ему (Гонч. ). 7. Он говорил то (же), что мы читали в газетах, но что (бы) он ни рассказывал, он всё умел передать по-новому.

Тестовые задания

Задание 1.

1) также – всегда пишется слитно;

2) так же – всегда пишется раздельно;

3) так же – здесь наречие с частицей, поэтому пишется раздельно;

4) также – здесь сочинительный союз, поэтому пишется слитно.

Задание 2. Укажите верное написание выделенного слова и его объяснение:

Каждую ночь повторялось всё то (же) самое.

1) тоже – всегда пишется слитно;

2) то же – всегда пишется раздельно;

3) то же – здесь указательное местоимение с частицей, поэтому пишется раздельно;

4) то же – здесь сочинительный союз, поэтому пишется слитно.

Задание 3. Укажите верное написание выделенного слова и его объяснение:

День прошел удачно, при (чём) с пользой.

1) причём – всегда пишется слитно;

2) при чём – всегда пишется раздельно;

3) при чём – здесь местоимение с предлогом, поэтому пишется раздельно;

4) причём – здесь присоединительный союз, поэтому пишется слитно.

Задание 4. Укажите верное написание выделенного слова и его объяснение:

Берись за (то) , что тебе по душе.

Задание 5. Укажите верное написание выделенного слова и его объяснение:

Дом маленький, за (то) удобный.

1) зато – всегда пишется слитно;

2) за то – всегда пишется раздельно;

3) за то – здесь местоимение с предлогом, поэтому пишется раздельно;

4) зато – здесь сочинительный союз, поэтому пишется слитно.

Задание 6. Укажите верное написание выделенного слова и его объяснение:

Он пришел сюда, что (бы) научиться всему.

1) чтобы – всегда пишется слитно;

2) что бы – всегда пишется раздельно;

3) что бы – здесь местоимение с частицей, поэтому пишется раздельно;

4) чтобы – здесь подчинительный союз, поэтому пишется слитно.

Тестовые задания

Определите, какие из высказываний являются ошибочными.

Высказывание Да Нет
1. Союз – это служебная часть речи.
2. Союз может служить для связи членов предложения, частей сложного предложения, а также предложений в тексте.
3. Союз является членом предложения.
4. Союзы имеют омонимичные им относительные местоимения, выступающие в качестве союзных слов.
5. Сочинительные союзы выражают отношения синтаксической равнозначности между членами предложения или простыми предложениями.
6. Подчинительные союзы выражают отношения синтаксической неравнозначности между частями сложноподчиненного предложения.
7. Союзы могут быть производными.
8. Союз не имеет постоянных признаков.
9. Союз не имеет непостоянных признаков.
10. Союз не имеет самостоятельного значения.

С явлением омонимии можно встретиться на разных уровнях языка. На этом уроке рассматриваются некоторые сложные случаи морфологической омонимии: правописание омонимичных частей речи, приемы, позволяющие разграничить части речи и не допустить ошибку в их написании.

2. Справочно-информационный интернет-портал «Русский язык» ().

3. Подготовка к олимпиаде по русскому языку ().

Литература

Русский язык: Учебник для 9 кл. общеобразовательных учреждений/ С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов, Л.А. Чешко. М.: Просвещение, 2011.

Русский язык.9 кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений /М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос, В.В. Львов; под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта,- М.: Дрофа, 2011.

Литневская Е.И. Русский язык. Краткий теоретический курс для школьников. - МГУ, 2006.

Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературно правке. - М., 2012.

Единый государственный экзамен по РУССКОМУ ЯЗЫКУ Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2013 года по русскому языку, подготовлен Федеральным государственным бюджетным научным учреждением «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ».

Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов для проведения в 2009, 2011, 2012, 2013 году государственной (итоговой) аттестации (в новой форме) по РУССКОМУ ЯЗЫКУ обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования, подготовлен Федеральным государственным бюджетным научным учреждением «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ».