Создание социально комфортных условий в коллективе. Побуждение представляет собой позитивную форму морального воздействия на сотрудника, повышающую социальную значимость сотрудника в коллективе, когда подчеркиваются положительные качества сотрудника, его

Руководитель может целенаправленно регулировать характер отношений в группе и влиять на формирование социально-психологического климата в коллективе. Для этого необходимо знать закономерности его формирования и осуществлять управленческую деятельность с учетом факторов, влияющих на социально-психологический климат.

В широком смысле управление представляет собой регулирование состояния какой-то системы (материально-вещественной или социальной) в целях получения результата. Следовательно, управление - не самоцель. Воздействуя на объект и изменяя тем самым его состояние, оно стремится получить желаемый результат. Ожидаемый результат деятельности в психологии называют целью .

В конечном счёте, управление преследует две главные цели. Первая цель - производительная - подчиняется социальному заказу, который диктуется обществом в целом. Вторая цель - социальная, т.е. ориентирована на интересы самих работников организации, на удовлетворение их материальных и духовных запросов, прежде всего, путём создания на работе комфортных условий труда и благоприятного микроклимата. Эти цели являются также и целевыми функциями управления .

Помимо целевых, существует ещё одна группа управленческих функций - социально-психологических. Они направлены на формирование у членов коллектива таких социально-психологических состояний и свойств, которые необходимы для оптимально эффективной деятельности.

К таким функциям относятся организация трудового коллектива, его активизация, сплочение, совершенствование, развитие в нём самоуправления. Сплочение - важная социально-психологическая функция управления. Сплотить коллектив, значит, выработать в нём свойство сохранять свою целостность как самостоятельного объединения людей.

Сплочённость зависит от того, в какой мере выражены у работников центростремительные психологические «силы», такие как чувства, желания, стремления, убеждения, которые объединяют и удерживают их вместе.

Коллектив - это не простая арифметическая сумма индивидов, а качественно новая категория. На людей, составляющих коллектив, влияют определенные социально-психологические закономерности. Без знания этих закономерностей руководителю трудно эффективно управлять людьми, а иногда просто невозможно вести воспитательную работу, мобилизовать работающих на достижение целей организации, а в частности на выполнение и перевыполнение планов. Таким образом, руководитель обязан знать социально-психологическую структуру коллектива и социально-психологические закономерности, которые действуют в группах людей .

Один из методов исследования межличностных отношений, доступных каждому руководителю, - углубленное изучение различных социальных фактов, а также конкретных поступков и действий людей, входящих в состав данного коллектива. К этим социальным фактам можно отнести взаимопомощь, дружбу, ссоры, конфликты и тому подобное. Постоянное наблюдение за этими явлениями позволит руководителю изучить межличностные отношения, которые существуют между подчиненных.

Психологический механизм оценки личности состоит в том, что похвала руководителя повышает авторитет работника и тем самым влияет на отношение к нему членов коллектива. Давая оценку подчиненному, необходимо стремиться к тому, чтобы сотрудник чувствовал, что руководитель и коллектив замечают и одобряют его личные достоинства, успехи в работе и деятельности.

В результате человек стремится стать еще лучше, добиться более высоких показателей в работе. В этом естественном стремлении, в нравственных усилиях, поощряемых руководителем и коллективом, а также в чувстве самоуважения и кроется весь секрет положительной оценки в воспитательном процессе и активизации личности

Говоря о психологических аспектах воспитательной и стимулирующей деятельности руководителя, необходимо помнить, что ни один из приемов, будь то убеждение или порицание, поощрение или наказание, используемый в отдельности, не принесет положительного эффекта. Чтобы трудовая активность и дисциплина стали выше, руководитель должен уметь пользоваться всем арсеналом стимулирующих и воспитательных воздействий .

В поощрении хорошей работы, трудового поведения, в наказании отрицательных поступков заложена психологическая сущность воспитания и стимулирования работников. Эти средства воздействия позволяют удерживать личность в рамках определенных моральных требований общества и государства. Однако предпочтение в управленческой работе должно отдаваться поощрениям. Наказание же следует рассматривать как крайнюю меру воздействия, которую нужно уметь очень осторожно применять.

К стимулирующим средствам относятся поощрения и наказания, материальные и моральные стимулы, административные санкции. Активизация не означает выжимание у работников последних сил, нагнетание непосильного напряжения ради сиюминутного успеха в ущерб здоровью. Нужно беречь своих сотрудников, помня о том, что им предстоит трудиться ещё многие годы. Только тогда можно правильно активизировать человеческий фактор в организации .

Другая социально-психологическая функция управления - совершенствование. Современная организация может нормально функционировать лишь при постоянном совершенствовании своей деятельности.

Также к числу социально-психологических функций относится развитие самоуправления в коллективе, которое осуществляется внутри организации действиями самих управляемых. Участие в управлении коренным образом меняет психологию работника: у него появляется чувство хозяина в организации, а это великая сила, которая вызывает новую трудовую мотивацию, желание работать инициативно, заставляет переживать успехи и неудачи организации как свои собственные. Управление современной организацией может быть успешным лишь при органическом его сочетании с самоуправлением.

Кроме целевых и социально-психологических, управление располагает и операционными функциями. Основными в них являются планирование, инструктирование и контроль. Здесь управленческие действия группируются по этапам деятельности.

Для того чтобы направлять работу других, необходимо сначала продумать предстоящую деятельность, спланировать её ход, распорядиться об основных направлениях, проинструктировать исполнителей, проконтролировать исполнение. Необходимость реализации данных трёх групп функций лежит на руководителе, а, следовательно, большое значение приобретают требования к личности руководителя и стилю его руководства и управления .

Особенности личности - это своеобразие характера, направленности интересов, способностей, ценностных ориентаций, свойств ума, темперамента, знаний, опыта, привычек. Вполне закономерно, что деятельность руководителя может быть эффективной лишь тогда, когда стиль его работы соответствует и его индивидуальным особенностям и профессиональным объективным требованиям, что обеспечивает выполнение всех управленческих функций.

Следовательно, стиль руководства - это постоянно повторяющаяся система способов деятельности, обладающая внутренней гармонией и целостностью и обеспечивающая эффективность руководства. Таким образом, личность руководителя и стиль его деятельности являются важным фактором, влияющим на эффективность деятельности трудового коллектива.

Немаловажную роль в повышении эффективности профессиональной деятельности играет мотивация. Лишь при соответствующей мотивации можно вдохновить людей на решение сложных и сверхсложных задач. Оценка результатов трудовой деятельности представляет собой важное средство мотивации поведения людей. Определив сильных работников, администрация может должным образом вознаградить их благодарностью, зарплатой или повышением в должности.

Систематическое положительное подкрепление поведения, ассоциирующегося с высокой производительностью, должно вести к аналогичному поведению и в будущем. Информационные, административные и мотивационные функции оценки трудовой деятельности взаимосвязаны, т.е. информация, ведущая к административному решению о повышении по службе, должна положительно мотивировать человека к хорошей работе .

Одной из последних важных разработок в области управления человеческими ресурсами в организации является создание программ и методов повышения качества трудовой жизни. В настоящее время интерес к качеству трудовой жизни распространился во многих промышленных странах Запада, и набирает популярность в нашей стране.

Высокое качество трудовой жизни должно характеризоваться следующим:

Работа должна вызывать интерес со стороны персонала;

Работники должны получать справедливое признание и вознаграждение за свой труд;

Рабочая среда должна быть с низким уровнем шума и хорошей освещенностью;

Надзор со стороны руководства должен быть минимальным, но осуществляться всегда, когда в нем возникает необходимость;

Работники должны принимать участие в принятии решений, затрагивающих их самих и работу, которую они выполняют;

Развитие дружеских взаимоотношений с коллегами, высокий уровень корпоративной культуры;

Обеспеченность средствами бытового и медицинского обслуживания.

Социально-психологические методы представляют собой наиболее тонкий инструмент воздействия на социальные группы людей и личность человека.

Искусство управления людьми это дозированное и дифференцированное применении тех или иных приемов из перечисленных выше. Принципы демократизации, патернализма, человеческих отношений, соблюдение прав личности должны в современных условиях доминировать над чисто административными методами и авторитарным стилем управления .

Таким образом, характер социально-психологического климата в целом зависит от уровня группового развития. Установлено, что между состоянием социально-психологического климата развитого коллектива и эффективностью совместной деятельности его членов существует положительная связь.

Оптимальное управление деятельностью и социально-психологическим климатом в любом (в том числе трудовом) коллективе требует специальных знаний и умений от руководства.

В качестве специальных мер применяются: научно обоснованный подбор, обучение и периодическая аттестация руководящих кадров; комплектование первичных коллективов с учетом фактора психологической совместимости; применение социально-психологических методов, способствующих выработке у членов коллектива навыков эффективного взаимопонимания и взаимодействия.

Формирование благоприятного психологического климата в классном коллективе

Одной из главных задач педагога, классного руководителя является организация детского коллектива, развитие детских органов самоуправления, создание ближайших и дальних перспектив коллективного развития, создание мажорного тона в коллективе, т.е. обеспечение психологического комфорта всем ученикам класса .

Создание благоприятного психологического климата в классе является важным компонентом педагогической деятельности учителя и классного руководителя, поскольку психологически здоровые, творческие, уверенные в своих силах люди представляют особую ценность для современного общества. Обучение в школе занимает большую часть жизненного времени школьника, в течение которого происходит активное развитие личности. Психологический климат - это эмоциональная окраска психологических связей членов коллектива, возникающая на основе их близости, симпатии, совпадения характеров, интересов, склонностей. Это устойчивое состояние класса как группы, относительно стабильный и типичный для него эмоциональный настрой, который отражает реальную ситуацию внутригруппового взаимодействия и межличностных отношений.

В понятии психологического климата выделяются три "климатические зоны":

Первая климатическая зона - социальный климат, который определяется тем, насколько в данном коллективе осознанны цели и задачи деятельности, насколько здесь гарантированно соблюдение всех прав и обязанностей его членов.

Вторая климатическая зона - моральный климат, который определяется тем, какие моральные ценности в данном коллективе являются принятыми.

Третья климатическая зона - психологический климат, те неофициальные отношения, которые складываются между людьми, находящимися в непосредственном контакте друг с другом.

Формирование и совершенствование социально-психологического климата - это постоянная практическая задача классных руководителей.

Современному классному руководителю необходимо четко представлять, с чего начинать развитие классного коллектива.

Любой классный руководитель, планируя воспитательную деятельность, желал бы, чтобы в классе была благополучная психологическая атмосфера.

Для этого необходимы определённые условия, которые должен создать классный руководитель:
а). каждый член классного коллектива должен чувствовать себя в безопасности (
имеется в виду физическая, психологическая и эмоциональная безопасность );
б)у каждого ученика должно быть сформировано положительное отношение к самому себе, чувство собственной уникальности;
в)каждый ученик должен уметь заводить дружбу и поддерживать дружеские отношения с одноклассниками;
г) все члены ученического коллектива должны уметь ставить определенные цели, быть компетентными при решении поставленных задач, а также уметь разрешать конфликтные ситуации.
Для того чтобы изучить психологический климат в классе, современный классный руководитель должен знать основные характеристики, которые его формируют.

Характеристика благоприятного психологического климата в классе:

    В классе преобладает жизнерадостный тон взаимоотношений между учащимися; отношения строятся на принципах сотрудничества, взаимопомощи, доброжелательности; в классе присутствует атмосфера сотворчества; в отношениях преобладают одобрение и поддержка, критика в адрес одноклассников высказывается с добрыми пожеланиями.

    Существуют нормы справедливого и уважительного отношения ко всем членам ученического коллектива.

    В классе высоко ценят такие черты личности как ответственность, честность, трудолюбие и бескорыстие.

    Учащиеся класса активны, выполняют полезное для всех дело и добиваются высоких показателей в учебной и досуговой деятельности.

    Успехи или неудачи отдельных учащихся класса вызывают общее сопереживание или радость.

    Группировки внутри класса отсутствуют.

Характеристика неблагоприятного психологического климата класса

    В классе преобладает подавленное настроение; учащиеся часто конфликтуют между собой; проявляют агрессию по отношению к одноклассникам; каждый считает свою точку зрения главной и нетерпим к мнению остальных.

    В классе отсутствуют нормы справедливости и равенства во взаимоотношениях.

    Отсутствуют такие черты личности, как ответственность, честность, трудолюбие, бескорыстие.

    Члены коллектива инертны, пассивны, некоторые стремятся обособиться от остальных, класс невозможно поднять на общее дело.

    Успехи или неудачи одного оставляют равнодушными остальных членов коллектива.

    В определённых ситуациях возникают, ссоры, взаимные обвинения.

Для изучения и формирования психологического климата в классе использую различные психолого-педагогические приемы , которые помогают мне, как классному руководителю, в моей педагогической деятельности.

а) Выявление лидера и его роли в классе;

б)коррекцию формальной и неформальной структуры класса (например, посредством перевыборов формального лидера);

в)определение уровня сплоченности класса и его психологической атмосферы;

г)применение игр, направленных на сплочение коллектива;

д)определение причин конфликтов в классе и применение социально-психологических способов их конструктивного разрешения;

е)изучение индивидуальных особенностей учащихся класса;

ж)развитие коммуникативных навыков;

з)социально-психологическая коррекция взаимоотношений в ученическом коллективе (проведение социально-психологических тренингов совместно с психологом и психологических консультаций).

Для того чтобы исследование психологического климата было более объективно и отражало реальное положение дел в классе, можно использовать метод наблюдения за классом в деятельности. Например, при организации и подготовке класса к какому-либо досуговому мероприятию. Классный руководитель в этот период находится в роли наблюдателя . В большинстве случаев целесообразнее записывать результаты наблюдения пофамильно, что позволит классному руководителю увидеть вклад каждого ученика в общую психологическую атмосферу класса, его индивидуальное самочувствие в нем.

Эмпирические референты благоприятного психологического климата класса

Беседы с родителями – важная составляющая психологического климата в классе.

Классному руководителю стоит выяснить, нравится ли ученику ходить в школу, что он рассказывает о своем классе дома. Часто ли он жалуется на недомогания после школы или по утрам. Как ребенок готовит уроки: делает это самостоятельно или с помощью родителей. С этой целью провожу анкетирование родителей и учащихся класса.

Тест «Хорошие ли вы родители?»

Этот тест поможет вам определить, в каком состоянии вы находитесь в отношении ваших детей. Благодаря полученным результатам вы сможете скорректировать свое поведение, сделав воспитание детей максимально эффективным.

Отвечать надо "ДА", "НЕТ", "НЕ ЗНАЮ".

1. На некоторые поступки ребенка часто реагируете "взрывом", а потом жалеете об этом.
2. Когда не знаете, как реагировать на поведение вашего ребенка, пользуетесь помощью или советами других лиц.
3. Ваши опыт и интуиция - лучшие советчики в воспитании ребенка.
4. Иногда случается доверить ребенку секрет, который не рассказали бы никому другому.
5. Вас обижает негативное мнение других людей о ребенке.
6. Вам случается просить у ребенка прощение за свое поведение.
7. Вы считаете, что ребенок не должен иметь секретов от родителей.
8. Вы замечаете различия между своим характером и характером ребенка; эти различия иногда удивляют (радуют) вас.
9. Вы слишком сильно переживаете неприятности или неудачи ребенка.
10. Вы можете удержаться от покупки вещи для ребенка (даже если есть деньги), потому что знаете, что у него есть все необходимое.
11. Вы считаете, что до определенного возраста лучший воспитательный аргумент для ребенка - физическое наказание.
12. Ваш ребенок именно таков, о каком вы мечтали.
13. Ваш ребенок доставляет больше хлопот, чем радости.
14. Иногда вам кажется, что ребенок учит новым мыслям и поведению.
15. У вас конфликты с собственным ребенком.

Подсчет результатов.
За каждый ответ "ДА" на вопросы 2, 4, 6, 8, 10, 12, 14, а так же за ответ "НЕТ" на вопросы 1, 3, 5, 7, 9, 11, 13, 15 - получаете по 10 баллов.
За каждый ответ "НЕ ЗНАЮ" - по 5 баллов.
Подсчитайте полученные очки.

100 - 150 баллов.
Вы прекрасно понимаете собственного ребенка. Ваши взгляды и суждения - союзники в решении различных воспитательных проблем. Если этому на практике сопутствуют открытое поведение, терпимость, вас можно считать примером для подражания. Для идеала не хватает одного маленького шага. Им может стать мнение вашего собственного ребенка.

50 - 99 баллов.
Вы находитесь на пути к лучшему пониманию собственного ребенка. Свои временные трудности или проблемы с ребенком можете разрешить, начав с себя. И не старайтесь оправдываться нехваткой времени или характером ребенка. Есть несколько проблем, которые вы в состоянии решить, поэтому постарайтесь это использовать. И не забывайте, что понимать - не всегда означает принимать. Не только ребенка, но и себя тоже.

0 - 49 баллов.
Кажется, можно больше сочувствовать ребенку, чем вам, поскольку он не попал к родителям, ставшим добрыми друзьями и проводниками на трудной дороге жизни. Но еще не все потеряно. Если вы действительно хотите что-то сделать для ребенка, попробуйте иначе. Может быть, найдете того, кто в этом поможет. Это будет нелегко, зато в будущем вернется сторицей.

Если вы относитесь ко второй или тем более третьей группе людей, описанных в тесте, конфликты между вами и детьми неизбежны. Причин может быть много, но одну из них нужно подчеркнуть особо: у вас нет никаких знаний ни о семейной психологии, ни о психологии детей, нет навыков разрешения конфликтов. А по сему, если вы хотите иметь гармоничные отношения со своими детьми, то стоит заняться самообразованием, а, возможно, и прибегнуть к помощи психолога. Вам решать.

Анкетирование учащихся.

При анкетировании необходимо предупредить, что ответы не станут известны одноклассникам.

Цель анкетирования: выяснить, насколько комфортно ученик чувствует себя в школе. После того, как классный руководитель проанализирует ситуацию в классе, необходимо предпринять шаги для того, чтобы учащиеся класса чувствовали себя более комфортно. Через какое-то время можно повторить анкетирование, чтобы убедиться, насколько эти шаги были эффективны.

1. Я боюсь, что ребята будут смеяться надо мной, когда я отвечаю у доски. (да, нет).

2. Независимо от того, что происходит в моей жизни, когда я вхожу в класс, я чувствую себя лучше. (да, нет).

3. У меня часто болит живот или голова, часто мне кажется, что я вот-вот заплачу. (да, нет).

4. В моем классе есть человек, которому я могу рассказать о своих проблемах. (да, нет).

5. Я знаю, что в моем классе никто не сделает мне больно (да, нет).

6. Я уверен, что мой учитель будет не будет ругать меня, даже если я допущу ошибку. (да, нет)

7. Мне известны правила, которые нужно соблюдать в школе. Я знаю, что будет, если я их нарушу. (да, нет).

Как современный классный руководитель, в своей деятельности с ученическим коллективом опираюсь на наиболее эффективные способы формирования и поддержания психологического климата в классе:

а) создавать условия для организации совместной деятельности учащихся; информировать их о ходе реализации совместных задач, поощрять активность каждого ученика, его инициативу, креативность;

б) уметь находить общие интересы, которые объединяли бы учащихся класса и на их основе организовывать общие дела;

в) формировать традиции класса, участвовать в общешкольных традиционных делах;

г) Совместное проведение свободного времени.

д) создавать ситуации коллективного сопереживания значимых событий, стремление к эмоциональному включению в жизнь класса каждого ученика.

е) создавать условия для повышения комфортности самочувствия учащихся в школе;

ж) развивать коммуникативную культуру, навыки общения и сотрудничества;

д) развивать эмпатийные способности членов группы, умение и потребность в познании других людей, толерантное к ним отношение.

Для формирования комфортного психологического климата в классе необходима система игр и упражнений.

1. Игра-тест "Альпинист".

В предложенной игре происходит наглядное определение степени сплоченности / разобщенности класса.

На доске выполняется рисунок (рис.1). Классный руководитель комментирует: "Сегодня мы – альпинисты. Сейчас нам предстоит отправиться по горам Горного Алтая. А именно, на вершину горы Белухи. Покорить эту вершину горы сложно, но очень интересно. Гора Белуха находится в Усть-Коксинском районе Горного Алтая . Она является высшей точкой Катунского хребта и высшей точкой Сибири. Её высота 4506 метров. Теперь представьте, что пик - это вершина горы - по-настоящему дружный класс, это коллектив, где все должны помогать друг другу. Какой высоты вы сможете достичь? Группа альпинистов - это твои одноклассники... (от 1 до 10), подумайте и попытайтесь дать ответ".

Классный руководитель подходит к каждому ученику, узнает их мнение и суммирует баллы. После этого сумма делится на количество опрошенных. Получаем средний балл. Этот балл озвучивается и на доске ставится соответствующая отметка. Как правило, это 6-7 баллов.)

2. Игра-проект "Школа – дом, где мы живём"

Самым безопасным местом для человека, как правило, является его дом. Мы говорим: «Будьте как дома», «Не чувствуйте себя в гостях». Чем отличается наш дом от любого другого места? Это то пространство, где человек в максимальной степени может проявить свою индивидуальность. В доме, в семье существуют традиции, которые сближают членов семьи. У семьи есть своя история, которая передается ее членам и дает ощущение принадлежности именно к этому дому. Для того чтобы класс, школа стали тем местом, где ученики чувствуют себя как дома, классный руководитель может использовать следующие приемы:

Участие учащихся класса в создании «дизайна» класса. Прежде всего, стоит обсудить с детьми, как можно сделать классную комнату более привлекательной, удобной и приятной. Часть идей может быть реализована быстро. Например, по-другому поставить мебель, оформить уголок цветов, уголок самых интересных сведений о чём-либо. В этом плане следует обсудить с учащимися, насколько реалистичны их предложения, что-то можно запланировать на будущее.

3. Игра-проект "АЛЬБОМ ДОБРЫХ ДЕЛ"

Главная идея данного проекта заключается в создании каждым учеником класса Дневничка добрых дел. Это позволяет предоставить возможность каждому ученику написать или нарисовать что-то доброе о себе, об одноклассниках. Тема для альбома классный руководитель не предлагает. Ученики ведут не только записи, они рисуют, вклеивают фотографии. Дополняют свой Дневник добрых дел рассказами о жизни класса. В этом проекте важно, чтобы классный руководитель, учащиеся и родители принимали равное участие в создании подобного Дневника. Представленная игра-проект стала традиционной для нашего класса. В ней принимают участие все желающие по-разному: кто-то пишет о том, что доброго на Зеле он сделал, кто-то рисует, кто-то сочиняет стихи или песни.

4.Игра: "Частички".

Цель: создание благоприятного психологического климата в классе. Все играющие хаотично бродят по площадке, по команде ведущего ученики должны объединиться в частички с заданным числом. Предложенная игра способствует сплочению коллектива, даёт каждому учащемуся право выбора, кого взять в пару.

5. Игра "Гусеница"

Цель: создание благоприятного психологического климата в классе. Класс становится друг за другом в колонну. Из колонны выходить нельзя. Ведущий объясняет, что команда - это гусеница, и теперь не может разрываться. Гусеница должна, например, показать, как она спит; как ест, как умывается, как делает зарядку. Эта игра хороша тем, что в течение её можно наблюдать за учениками со стороны.

Принципы, на которых строится психологический климат класса

    Активно помогать учащимся подняться на качественно новую ступень. Ступень Успеха.

    Предоставлять ученикам возможность испытать себя в различных видах внеурочной деятельности.

    Никогда не нарушать данного ученикам слова.

    Поддерживать в себе твёрдую веру в собственное предназначение.

    Создавать условия, а не диктовать их.

    Осуществлять индивидуальный подход к каждому ученику.

Игра-опрос «Хороший ли я друг?»

Цель: оценить, насколько у ученика сформировано умение устанавливать и поддерживать дружеские отношения в классе. Отвечая на вопросы необходимо обвести утверждения «да» или «нет ». При этом учащиеся знают о том, что их ответы не станут известны одноклассникам. Сделать это лучше в письменном виде, написав на бланке соответствующее предупреждение.

Опросник

1. Я очень быстро теряю друзей (да, нет).

2. Я часто говорю приятные слова моим друзьям (да, нет).

3. Часто мне кажется, что у меня нет друзей (да, нет).

4. Я всегда могу выслушать своего друга (да, нет).

5. Я сам всегда решаю, во что мы будем играть или куда пойдем (да, нет).

6. Если мне хочется с кем-нибудь подружиться, то я этого добиваюсь. (да, нет).

7. Когда кто-нибудь уговаривает меня сделать что-то, чего, как мне кажется, делать не стоит, я говорю «нет» (да, нет).

8. Мне неприятно, когда кого-то обижают, и я стараюсь помочь этому человеку (да, нет).

9. Друзья бывают разные - одни более близкие, другие менее (да, нет).

10. Если я не хочу быть одиноким и хочу иметь много друзей, я должен развить в себе такие качества, чтобы другие хотели со мной дружить (да, нет).

Эту игру-опрос провела в конце 5 класса и в 3 четверти 6 класса. В силу того, что в классе 15 мальчиков и 8 девочек, приходится каждый день думать о том, как сложатся отношения учеников сегодня. Таким образом, представленный опрос позволяет вовремя вывить ситуацию неудач, помочь каждому ребёнку.

Игра «Хорошие качества во мне»

Цель: обсудить с учащимися, какими качествами должен обладать человек, чтобы с ним хотелось дружить.

Учащиеся класса рассаживаются в круг. У классного руководителя в руках яркий мяч (для создания хорошего настроения ). Мяч передаётся по кругу, начиная с ведущего. Каждый ученик должен сказать хорошие слова в адрес рядом сидящего одноклассника. Здесь важно предложить детям отметить, что для них важнее всего в друге.

Игра «Помоги обиженному»

Цель: проиграть ситуации, в которых человек чувствует себя обиженным, смущенным. Это один из способов развития эмпатии. Классный руководитель просит учеников вспомнить или придумать ситуации, когда человеку приходится краснеть, когда он чувствует себя смущенным. Начать лучше с собственных воспоминаний. Эти ситуации могут быть смешными. Но следует подчеркнуть, что очень часто «жертве» они не кажутся смешными. Человек чувствует смущение, ему становится грустно и одиноко. Важно обсудить с учениками, каким образом реакция окружающих может изменить ситуацию в лучшую или худшую сторону.

Игра-дискуссия «Разреши конфликт»

Цель: научить анализировать жизненные ситуации, учить находить верное решение. Обсуждение случаев из жизни позволит не только помочь ученикам найти правильное решение, но и, возможно, предотвратить ссоры в классе.

1. Твой друг часто опаздывает. В прошлый раз из-за этого вы опоздали на интеллектуальную игру, а сегодня вот уже полчаса ты ждешь его, чтобы пойти играть в футбол. Остается всего 20 минут для игры. Как ты поступишь в этой ситуации?

2. У твоего друга плохое настроение. Ты не представляешь себе, чем ты мог так рассердить или расстроить его. Как поступить в этом случае?

3. Ты доверил важный секрет своему другу. На следующий день, придя в школу, ты обнаружил, что еще несколько человек узнали твою тайну. Что ты сделаешь?

4. Сегодня твой лучший друг ушел гулять вместе с вашим общим приятелем. Тебя они не позвали. Обычно вы всегда гуляли с другом вместе. Что делать в такой ситуации?

5. Ты одолжил другу 10 рублей несколько дней назад. Он не возвращает их тебе и ничего не говорит о долге. Ты не знаешь, стоит ли напомнить другу о долге. Ты уговариваешь себя, что сумма не так уж велика. Но почему-то это тебя все-таки беспокоит. Как ты поступишь?

Игра «С друзьями тепло и весело»

Цель: предложите ученикам описать чувства, которые они испытывают по отношению к близким людям. Обсудите, каким образом мы можем дать почувствовать другим людям, что они много значат для нас.

Для этого классный руководитель просит детей в центре листа изобразить яркий круг (пусть он будут похож на солнце). В центре круга слово «Я». Вокруг этого круга ученики должны разместить маленькие круги: людей, которые им близки.

После этого задания можно предложите детям еще раз нарисовать такую же картинку, только вокруг себя им надо расположить людей, от которых им самим тепло.

Обязательным условием должно быть обсуждение: насколько изменилась картина. Одни и те же люди на обеих картинках? На какой из них людей больше? Почему так получилось?

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Сущность и структура психологического климата. Факторы, влияющие на психологический климат в коллективе. Создание психологического климата в коллективе. Механизмы сплочения коллектива. Роль руководителя в социально-психологическом климате коллектива.

    курсовая работа , добавлен 27.03.2011

    Понятие и формирование социально-психологического климата коллектива. Основные факторы, влияющие на социально-психологический климат в коллективе. Анализ, оценка, основные меры по регулированию социально-психологического климата трудового коллектива.

    дипломная работа , добавлен 13.09.2016

    Требования к уровню психологической включенности индивида в его трудовую деятельность. Исследование социально-психологического климата в коллективе ЗАО "Брянский ЦУМ". Анализ трудовых ресурсов предприятия. Социально-психологический климат в коллективе.

    реферат , добавлен 18.05.2008

    Понятие социально-психологического климата и его роль в деятельности фирмы. Факторы формирования благоприятной атмосферы в коллективе. Исследование межличностных отношений персонала и его ценностно-ориентационного единства на примере ресторана "Сеул".

    курсовая работа , добавлен 10.11.2010

    Значение социально-психологического климата в коллективе, способы и методы его формирования. Задачи оптимизации социально-психологического климата в коллективе предприятия, программа организации кулинарного тимбилдинга и оценка его эффективности.

    дипломная работа , добавлен 12.01.2015

    Понятие психологического климата в коллективе, его структура и взаимодействие основных элементов, принципы и направления формирования, особенности исследования. Оценка влияния психологического климата в коллективе на эффективность делового общения.

    контрольная работа , добавлен 03.10.2014

    Понятие стиля руководства. Морально-психологический климат в коллективе. Психолого-педагогические условия положительного морально-психологического климата. Рекомендации по совершенствованию морально-психологического климата в коллективе.

    дипломная работа , добавлен 12.03.2005

Социально–психологический климат представляет собой специфическое явление, которое слагается из особенностей восприятия человека человеком, вза­имно испытываемых чувств, оценок и мнений, готовности к реа­гированию определенным образом на слова и поступки окружаю­щих. Он оказывает влияние на самочувствие членов коллектива;

на выработку, принятие и осуществление совместных реше­ний;

на достижение эффективности совместной деятельности.

Морально-психологический климат - это преобладающий в группе или коллективе относительно устойчивый психологи­ческий настрой его членов, проявляющийся во всех многооб­разных формах их деятельности. Морально-психологический климат определяет систему отношений членов коллектива друг к другу, к труду, к окружающим событиям и к организации в целом на основе индивидуальных, личностно-ценностных ори­ентации. Любые действия руководителя или члена коллектива (особенно отрицательного характера) сказываются на состоя­нии морально-психологического климата, деформируют его. И наоборот, каждое положительное управленческое решение, по­ложительное коллективное действие улучшает морально-пси­хологический климат. Основой положительного благоприятного морально-психологического климата являются общественно значимые мотивы отношения к труду у членов трудового коллектива. Оптимальное сочетание этих мотивов будет в том случае, если задействовать три компонента: материальную за­интересованность к данной конкретной работе, непосредствен­ный интерес к процессу труда, гласное обсуждение результа­тов трудового процесса.

Верный признак благоприятного морально-психологического климата - активное участие всех членов коллектива в управлении, которое может принять форму самоуправления.

Другим признаком положительного морально-психологического климата является высокая продуктивность коллективной работы. Следующий признак - развитые межличностные отношения, межличностные контакты в трудовом коллективе предприятия. Можно отметить и такой признак как положитель­ная установка коллектива на нововведения. В эпоху научно-технической революции, бурного развития техники и технологии производства нововведения неизбежны в любом коллективе.

Таким образом, социально-психологический климат - это преобладающий в группе или коллективе относительно устой­чивый психологический настрой его членов, проявляющийся в отношении друг к другу, к труду, к окружающим событиям и к организации в целом на основании индивидуальных, личност­ных ценностей и ориентации.

Как известно, социально-психологический климат может быть благоприятным или небла­гоприятным.

Признаки благоприятного социально-психологического климата:

Доверие и высокая требовательность друг к другу;

Доброжелательная и деловая критика;

Достаточная информированность членов коллектива о его задачах и состоянии дел при их выполнении;

Свободное выражение собственного мнения при обсужде­нии вопросов, касающихся всего коллектива;

Удовлетворенность принадлежностью к фирме:

Терпимость к чужому мнению;

Высокая степень эмоциональной включенности и взаимо­помощи;

Принятие на себе ответственности за состояние дел в груп­пе каждым из ее членов...

На формирование определенного социально-психологического климата оказывают влияние следующие факторы:

1. Совместимость его членов, понимаемая как наиболее бла­гоприятное сочетание свойств работников, обеспечивающее эф­фективность совместной деятельности и личную удовлетворен­ность каждого. Совместимость проявляется во взаимопонима­нии, взаимоприемлемости, сочувствии, сопереживании членов коллектива друг другу.

Существует два вида совместимости: психофизиологическая и психологическая.

Психофизиологическая связана с синхронностью индивиду­альной психической деятельности работников (различная вы­носливость членов группы, скорость мышления, особенности восприятия, внимания), что следует учитывать при распреде­лении физических нагрузок и поручении отдельных видов ра­бот.

Психологическая предполагает оптимальное сочетание лич­ностных психических свойств: черт характера, темперамента, способностей, что ведет к взаимопониманию.

Несовместимость проявляется в стремлении членов коллек­тива избегать друг друга, а в случае неизбежности контактов - к отрицательным эмоциональным состояниям и даже к конфлик­там.

2. Стиль поведения руководителя, менеджера, хозяина пред­приятия.

3. Успешный или неуспешный ход производственного процесса.

4. Применяемая шкала поощрений и наказаний.

5. Условия труда.

6. Обстановка в семье, вне работы, условия проведения сво­бодного времени.

В зависимости от характера социально-психологического климата его воздействие на личность будет различным - сти­мулировать к труду, поднимать настроение, вселять бодрость и уверенность, или, наоборот, действовать угнетающе, снижать энергию, приводить к производственным и нравственным поте­рям.

Кроме того, социально-психологический климат способен ускорять или замедлять развитие ключевых качеств работника, необходимых в бизнесе: готов­ность к постоянной инновационной деятельности, умение дей­ствовать в экстремальных ситуациях, принимать нестандарт­ные решения, инициативность и предприимчивость, готовность к непрерывному повышению квалификации, сочетание профес­сиональной и гуманитарной культуры.

Меры формирования благоприятного социально-психологического климата:

Комплектование коллектива с учетом психологической со­вместимости работников. В зависимости от целей работы в кол­лективе надо сочетать разные типы поведения людей. Очень во многих ситуациях группа с представителями одного типа пове­дения окажется мало работоспособной, например, если соберутся только лица, ждущие указаний и не умеющие проявить иници­ативу или только любители командовать

Необходимо оптимально ограничить количество лиц, под­чиненных одному руководителю (5-7 человек);

Отсутствие лишних работников и вакансий. Как недоста­ток, так и избыток членов группы ведет к ее неустойчивости: появляется почва для возникновения напряженности и конфлик­тов в связи с желанием нескольких лиц занять вакантное место и получить продвижение по работе или в связи с возникающей не­равномерностью трудовой загрузки отдельных работников при наличии лишних лиц:

Служебный этикет, который начинается с внешнего вида.

На работе неуместна слишком бросающаяся в глаза, так назы­ваемая остро модная одежда, яркая косметика, обилие украше­ний. Но точно также неуважением к коллегам, к посетителям учреждения была бы небрежность в одежде, неаккуратность, не­ряшливость.

Приветствие. Первым здоровается входящий. Кстати, если накануне создалось между ним и кем-то некое напряжение, то именно это короткое, обязательное приветствие часто помогает снять его безболезненно для самолюбия. Здороваться за руку не обязательно, а если в комнате работает несколько человек, то и не нужно.

На работе человек обязан быть корректным, не навязывать никому своих переживаний и тем более не пытаться на ком-то "сорвать зло";

Применение социально-психологических методов, способ­ствующих выработке у членов коллектива навыков эффективно­го взаимопонимания и взаимодействия (увлечение сотрудников личным примером, тренинг, деловая игра, метод убеждения и т. п.).


Похожая информация.


Организация: ГБОУ школа № 335

Населенный пункт: г. Санкт-Петербург

Актуальность данной статьи состоит в том, что в последнее время возросли требования к уровню социально-психологической подготовки людей в коллективе. Формирование и совершенствование морально-психологического климата в образовательном учреждении является одним из наиболее важных условием для повышения качества образовательного процесса. Также, морально-психологический климат является индикатором уровня социального развития, как всего коллектива, так и отдельных работников в частности. Взаимоотношения в коллективе - это одна из самых сложных и вместе с тем самых тонких сфер общественной деятельности. Это взаимодействие между собой в различных сферах деятельности людей со своими взглядами, ценностями, моральными и психологическими устоями. Особенно это актуально для современных образовательных учреждений. Педагогический коллектив уметь использовать новые технологии для осуществления всех запросов учеников и их родителей.

Важнейшие признаки благоприятного психологического климата:

  • доверие и высокая требовательность членов группы друг к другу;
  • доброжелательная и деловая критика;
  • свободное выражение собственного мнения при обсуждении вопросов, касающихся всей группы;
  • отсутствие давления руководителей на подчиненных и признание за ними права принимать значимые для группы решения;
  • достаточная информированность членов группы о ее задачах и состоянии дел при их выполнении;
  • удовлетворенность принадлежностью к группе;
  • высокая степень эмоциональной включенности и взаимопомощи в
  • ситуациях;
  • принятие на себя ответственности за состояние дел в группе каждым из
  • ее членов.

При изучении климата необходимо иметь в виду два его уровня. Первый уровень – статический, относительно постоянный. Это устойчивые взаимоотношения членов коллектива, их интерес к работе и коллегам по труду. На этом уровне социально-психологический климат понимается как устойчивое, достаточно стабильное состояние, которое, однажды сформировавшись, способно долгое время не разрушаться и сохранять свою сущность, несмотря на те трудности, с которыми сталкивается организация. Второй уровень динамический, меняющийся, колеблющийся. Это каждодневный настрой сотрудников в процессе работы, их психологическое настроение. Этот уровень описывается понятием «психологическая атмосфера».

Практически от того, насколько дружелюбна сложившаяся атмосфера, каков психологический климат в коллективе, зависит время успешной жизни коллектива, его достижение поставленных целей. Климат в учебном заведении оказывает мощное влияние на успехи и неуспехи каждого педагога, и, безусловно, влияет на сегодняшнюю жизнь и завтрашние взгляды, эмоциональное состояние учеников. Совершенствование социально-психологического климата коллектива образовательного учреждения - это основная задача развертывания социального потенциала общества и личности, создания условий для полноценной жизни людей.

Среди слагаемых успеха, которого добиваются многие педагогические коллективы в воспитании школьников, важную роль играет как высокий профессионализм педагогов, так и слаженность их действий в достижении поставленных целей, а также использование воспитательных возможностей, заложенных в самом педагогическом коллективе.

Важнейшими признаками благоприятного социально-психологического климата являются: доверие и высокая требовательность членов группы друг к другу; доброжелательная и деловая критика; свободное выражение собственного мнения при обсуждении вопросов, касающихся всего коллектива; отсутствие давления руководителей на подчиненных и признание за ними права принимать значимые для группы решения; достаточная информированность членов коллектива о его задачах и состоянии дел при их выполнении; удовлетворенность принадлежностью к коллективу; высокая степень эмоциональной включенности и взаимопомощи; принятие на себя ответственности за состояние дел в группе каждым из ее членов терпимость к чужому мнению и пр.

Неблагоприятный социально-психологический климат характеризуют: глубочайший пессимизм, раздражительность, скука, высочайшая крайняя напряженность и конфликтность отношений в группе, неуверенность, мучительная боязнь серьезно ошибиться либо произвести нехорошее впечатление, ужас наказания, категорическое неприятие, недопонимание, глубокая враждебность, невероятная подозрительность, большое недоверие друг к другу, крайнее нежелание вкладывать чрезмерные усилия в корпоративный продукт, в бурное развитие коллектива и организации в целом, неудовлетворенность и т.д.

Главная особенность педагогического коллектива заключается в полифункциональности педагогической профессии. Формирование педагогической культуры родителей и общей культуры подростков, реализация исследовательской деятельности - становятся неотъемлемыми функциями педагогического коллектива.

Вторая особенность педагогического коллектива состоит в высокой степени его самоуправляемости. Основные направления деятельности педагогического коллектива могут стать предметом обсуждения на различных уровнях управления. Делегирование полномочий рядовым педагогам создает важные предпосылки для формирования положительного общественного мнения в коллективе, развития активности, самостоятельности и инициативы.

Третьей особенностью деятельности педагогического коллектива считается коллективный характер труда. Индивидуальные усилия отдельных учителей, могут не принести желаемого результата, если они не согласованы с действиями других педагогов, нет единства требований в организации образовательного процесса, в оценке качества знаний учащихся.

Четвертая особенность жизнедеятельности педагогического коллектива - это отсутствие временных рамок выполнения различных видов педагогического труда. Зачастую это становится причиной перегрузки учителей, недостатка времени для профессионального роста, духовного развития. Практика показывает, что в силу материальных причин, в последнее время резко сократилось число выписываемых литературных изданий, посещения учителями кинотеатров, музеев, театров и выставок.

Пятая особенность педагогического коллектива заключается в преимущественно женский его составе. Это сказывается на характере взаимоотношений, возникающих в нем. Женские коллективы, как правило, более эмоциональны, подвержены смене настроений, более конфликтны, по сравнению с мужскими коллективами. Между тем именно женщины по природе предрасположены к воспитательной деятельности, более гибки в выборе способов педагогического воздействия.

На формирование той или иной атмосферы в коллективе влияют сразу несколько факторов. Какие-то факторы, разумеется, вне нашего влияния, но на какие-то мы можем достаточно легко подействовать и изменить их.

Первое, что может влиять на коллектив – экономическая стабильность, политическая обстановка, настроения в обществе. Чем стабильнее обстановка во внешнем мире, тем спокойнее и благополучнее будут чувствовать себя люди в коллективе.

Второе – это ороль и участие сотрудников в делах всей организации. Чем выше их участие в планировании, чем более значима работа, тем более высоким будет их удовлетворение работой и тем благополучнее будет рабочая атмосфера в коллективе.

Третье - фЧем больше физических неудобств испытывает на своем месте сотрудник, тем более раздражительным и неуживчивым он будет. На атмосферу влияет даже уровень шума и степень загрязненности и захламленности рабочего места.

Четвёртое - уЧем интересней и разнообразней работа, чем больше возможностей расти в профессиональном и карьерном плане, тем выше удовлетворенность человека, тем ниже, соответственно, его желание скандалить. Здесь немалую роль играют все средства материального и нематериального стимулирования сотрудника. Грамоты, премии, похвалы, дополнительные дни отдыха, обучение повышают лояльность человека к данной компании и данному коллективу.

Пятое - характер выполняемой деятельности. Оказывая влияние на психическое состояние человека, повышение его эмоциональной нагрузки, этот фактор неминуемо сказывается и на поведении человека в группе, накладывая определенный отпечаток на всю атмосферу в коллективе. И в то же время именно этот фактор может ослабляться при поддержке внутри коллектива. Если в ответ на ошибку раздается всеобщее осуждение и порицание – это один вариант, если слова ободрения и поддержки – совершенно другой.

Шестое - оМногое в работе коллектива зависит и от структуры самой группы: сколько в коллективе человек, каково распределение обязанностей между ними, насколько одинакова квалификация, насколько все взаимозависимы.

Седьмое - т. е. насколько люди с разными психологическими способностями способны работать вместе. Чем больше похожи люди, чем более схожи у них интересы – тем легче им адаптироваться. Но бывает, что противоположные по характеру люди начинают дополнять друг друга – именно тогда и образуется команда. Поэтому главная способность, которая должна присутствовать в настоящем коллективе – это толерантность к другому человеку и его мнению, способность вести переговоры и договариваться.

Восьмое - влияние руководителя на коллективную атмосферу. Социально-психологические качества руководителя позволяют ему устанавливать и поддерживать хороший деловой и психологический контакт с подчинёнными вышестоящими и нижестоящими руководителями и общественными организациями.

Критика недостатков педагогов друг друга крайне отрицательно сказывается на формирование благоприятных морально - психологических условий в коллективе. Позиция каждого педагога в работе учреждения оказывает влияние на настроение всего педагогического коллектива, определяет взаимоотношения людей. Добрые отношения обеспечивают оптимистический настрой, способствуют развитию взаимопомощи в работе, рождают потребность делиться своими лучшими находками с коллегами. Развитие личности немыслимо в атмосфере равнодушия или неприязни друг к другу.

Исходя из этого, выделяют факторы, влияющие на психическое здоровье, в частности на возникновение невротических реакций: это социально-культурные, социально-экономические и социально-психологические факторы.

  1. Социально-культурный характер факторов обусловлен ускорением темпа современной жизни, дефицитом времени, недостаточными условиями для снятия эмоционального напряжения и для расслабления.
  2. Социально-экономические факторы - неудовлетворенность жилищно-бытовыми условиями, материальным обеспечением.
  3. Социально-психологические факторы - дисгармония во взаимоотношениях, конфликты, ссоры.

Все эти факторы в той или иной степени влияют на эмоциональное состояние, повышают тревожность, раздражительность. И приводят к психологическому дискомфорту, перенапряжению нервной системы, следствием которых могут быть различные соматические и функциональные заболевания.

Одним из показателей психического здоровья является уровень эмоционального выгорания. Это стояние физического, эмоционального и умственного истощения, характерное для профессионалов, работающих с людьми. Факторы, влияющие на возникновение психического выгорания, условия труда и его содержание, возможность участия в принятии решений, продолжительность рабочего дня, рабочие перегрузки и т.д. Снижение психологического здоровья педагогов может стать барьером на пути творческой самореализации.

Важным фактором, повышающим устойчивость организма к стрессовым воздействиям, является активное поисковое поведение, направленное на изменение ситуации или на изменение отношения человека к ней.

Показателем благоприятного психологического климата в коллективе, является степень его благоприятности. Благоприятная психологическая обстановка в коллективе способствует повышению эффективности профессиональной деятельности и улучшает психологическое здоровье членов коллектива.

  • Основные составляющие психологического здоровья:
  • Доверие друг другу.
  • Доброжелательность друг к другу, взаимные симпатии.
  • Уважение индивидуальности человека. Принятие его таким, какой он есть.
  • Эмпатия - сопереживание, сочувствие другому человеку.
  • Взаимопомощь, особенно в трудные минуты для коллектива, эмоциональное единение: “Один за всех и все за одного”.
  • Взаимопонимание - понимание другого человека и его ценностей.
  • Стремление к самопознанию, раскрытию своих внутренних резервов, уникальности, которая заложена природой в каждом человеке.
  • Преобладание бодрого, жизнерадостного тона настроения.
  • Совместное проведение времени, участвовать в совместной деятельности.
  • Уважительное отношение к мнению друг друга.
  • Переживание достижений и неудач коллектива как собственных.
  • Чувство гордости за коллектив.
  • Коллектив активен и полон энергии.
  • Участливое и доброжелательное отношение к новым членам коллектива, помощь.
  • Желание работать коллективно.
  • Справедливое отношение ко всем членам, поддержание слабых, их защита.

К факторам, стимулирующим развитие, относятся:

  • Обучение на курсах.
  • Школьная методическая работа.
  • Пример и влияние коллег и руководителя.
  • Интерес к работе (профессиональный интерес).
  • Доверие.
  • Самообразование.

Создание благоприятного психологического климата в отношениях между учителями, развитие взаимопонимания, взаимопомощи, бережного отношения к каждому члену коллектива обеспечивает психологическое единство коллектива, в том числе и эмоциональное, и мотивационное. Все это в совокупности создает соответствующее поле морально-интеллектуального напряжения, без которого невозможно функционирование группы людей как коллектива.

Сплочение педагогического коллектива школы нельзя осуществить на одних идеях: оно реализуется, прежде всего, в деятельности (профессионально-педагогической, общественной и др.), в общении. В коллективе должны создаваться такие условия, чтобы ни один учитель не чувствовал себя одиноким среди своих коллег. Нельзя упускать из поля своего зрения характер межличностных отношений (симпатий, антипатий и др.), коммуникативных связей внутри групп, из которых коллектив неизбежно состоит или которые неизбежно образуются в нем в конкретной ситуации.

Сплочению учителей в коллектив способствует проведение мероприятий, требующих общей ответственности. Очень важно, чтобы учителя в этих делах смогли реализовать свои возможности, творческие черты своей личности. Для этого надо активнее участвовать в различных конкурсах, творческих встреч и т.д. Конечно, проведение таких мероприятий требует больших затрат времени, больших усилий при их подготовке и проведении. Но как говориться результат оправдывает средства. Именно при подготовке и проведении таких мероприятий ощущается настоящее единение всех членов коллектива: администрации, руководителей методических формирований, профсоюзного комитета, опытных педагогов и молодых специалистов.

Особая роль в развитии коллектива принадлежит и организации помощи со стороны зрелых педагогов молодым специалистам. В коллективе система работы с молодыми специалистами способствует их быстрой и успешной адаптации в коллективе. Опытные педагоги всегда доброжелательно настроены в отношении молодых специалистов, помогают овладеть практическими составляющими образовательного процесса, приглашают их на свои уроки, посещают их уроки, дают полезные советы по работе с детьми, родителями.

Одним из условий развития благоприятного морально – психологического климата коллектива являются традиции, существующие в конкретном учреждении, коллективные настроения. Это исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, нормы поведения, взгляды, вкусы и т. п. Постоянное введение в систему образовательного учреждения инноваций обеспечивает ее развитие, что может нарушать стабильность функционирования воспитательной системы. Традиции же способствуют сохранению здорового равновесия.

Таким образом, социально-психологический климат коллектива представляет собой своеобразный сплав эмоционального и интеллектуального - установок, настроений, чувств, отношений и мнений членов группы.

Социально-психологический климат образовательного учреждения включает в себя несколько блоков взаимоотношений:

  • психологические отношения по вертикали: «руководитель - подчиненный»;
  • отношения по горизонтали: «коллеги-коллеги»;
  • отношения в системе «человек - окружающая материально-техническая среда»

Благоприятный психологический климат характеризуется наличием взаимопомощи и поддержки, духом коллективизма и сотрудничества. Значительное место в структуре социально-психологического климата коллектива занимают три компонента:

  • психологическая совместимость работников
  • социальный оптимизм
  • нравственная воспитанность персонала.

Эти составляющие определяют стремление личности к полезной деятельности, творческой работе, сотрудничеству и сплоченности с другими членами коллектива.

Проблема создания в коллективе благоприятного морально - психологического климата на сегодняшний день является одной из самых основных в современной системе образования.

От благоприятного психологического климата зависит и благоприятное разрешение конфликта, от чего, в свою очередь, зависит качество обучения детей.

Список литературы

  1. Асмолов А.Г. Российская школа и новые информационные технологии: взгляд в следующее десятилетие / А.Г.Асмолов, А.Л. Семенов, А.Ю. Уваров / - М.: Изд-во «НексПринт», 2010 - 84 с.
  2. Михайлов, А.С. Социально-психологический климат коллектива как фактор становления совместной деятельности / А.С. Михайлов // Духовно- нравственные потенциалы молодежного коллектива: диагностика и развития: материалы Международной научно -практической конференции-Курск, 21–23 марта 2013 г. Ч.2. – Курск, 2013 – 212-216с.
  3. Слободчиков В.И. О понятии образовательной среды в концепции развивающего образования / В.И. Слободчиков. – М.: Экопсицентр РОСС, 2000. - 230 с.

Улановская И.М., Поливанова Н.И., Ермаков И.В.. Что такое образовательная среда школы?. [Электронный ресурс] // Начальная школа: электронный журнал. – 2002. - №1. – URL: http://life.starnet.ru/Files/School_sit.pdf