Специфика профессиональных этических принципов социального работника. Эстетическая привлекательность — визитка делового человека

УДК 504.54

Д.А. Дирин, ЕС. Попов

Оценка пейзажно-эстетической привлекательности ландшафтов: методологический обзор*

D.A. Dirin, E.S. Popov

Evaluation of Landscape and Aesthetic Appeal of Landscapes: a Methodological Review

Проведен исторический обзор становления эстетической географии как самостоятельного научного направления. Рассмотрены основные методологические подходы к оценке пейзажно-эстетической привлекательности ландшафтов и определены направления совершенствования оценочных методик.

Ключевые слова: пейзажно-эстетическая привлекательность ландшафта, эстетическая география, аттрактивность.

The article gives a historical overview on the formation of aesthetic geography as an independent scientific field. The main methodological approaches to the assessment of aesthetic appeal of landscapes were considered and the ways to improve evaluation methods were determined.

Key words: aesthetic appeal of the landscape, aesthetic geography, attractiveness.

Одно из малоизученных свойств ландшафтов - их способность удовлетворять духовно-эстетические потребности людей. Известно, что разные ландшафты воспринимаются неодинаково, производя различное впечатление на наблюдателей - от чувства восторга или психологического комфорта до состояния угнетения и страха. Однако научное осмысление этого феномена и выявление объективных закономерностей эстетической привлекательности ландшафтов сталкиваются с проблемой значительной доли субъективизма. Тем не менее очевидная практическая значимость ландшафтно-эстетических исследований (особенно ярко она проявляется при рекреационном освоении территории) определяет растущий интерес к этой проблематике и появление различных подходов к оценке пейзажно-эстетической привлекательности ландшафтов.

История становления и развития эстетической географии. Основоположником научного изучения эстетических свойств ландшафтов считается выдающийся немецкий географ Альфред Геттнер, предложивший выделять новое научное направление -эстетическую географию. А. Геттнер заложил методологические основы новой науки, предопределив развитие метода покомпонентной оценки эстетической ценности территории. Он также заостряет внимание на одном из фундаментальных вопросов эстетической географии - вопросе объективности оценки эстетической привлекательности ландшафта, считая, что «... нужно заранее, на почве эстетики, решить: су-

* Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ и Администрации Алтайского края (проект №10-05-98020-р_сибирь_а).

ществуют ли вечные эстетические ценности, или же различие и изменчивость эстетических ценностей скорее указывают на то, что происхождение их субъективно и основано на психологии и что поэтому эстетическая оценка ландшафта всегда возможна только с какой-нибудь определенной точки зрения» .

Практически одновременно с А. Геттнером к эстетическим свойствам ландшафтов обратился выдающийся русский ученый В.П. Семенов-Тян-Шанский. Один из разделов своего фундаментального произведения «Район и страна» он посвятил связи географии и искусства, указывая на то, что «художественный пейзаж имеет колоссальное, преобладающее значение для географической науки, так как она вся основана на зрительных впечатлениях и насквозь пропитана ими» . Однако идеи ученого не были поддержаны. Советская география того времени имела кардинально противоположное направление. Она шла по пути индустриализации и интенсификации народного хозяйства, а отнюдь не гуманизации.

Идеи Геттнера были восприняты и активно развивались французским географом Полем Видалем де Ла Блашем. А после появления трудов его учеников (О. Бернар, Р. Бланшар, А. Боли, Л. Галуа, А. Деман-жон и др.) в области эстетики ландшафта стали говорить о созданной им школе французской пейзажной географии. Пейзаж - охватываемая взглядом картина - стал основным объектом исследования французских географов. Этой школе также принадлежит большая заслуга в гуманизации эстетической географии. Осознавая, что существуют группы населения, отличающиеся друг от друга особенностями простран-

ственного восприятия и пейзажно-эстетическими предпочтениями, французские исследователи разработали концепцию «культурных кодов». Именно эти «коды» определяют духовные и рационалистические ландшафтно-эстетические симпатии людей. Французская пейзажная школа доминировала в эстетической географии вплоть до середины XX в.

Начиная с 1960-х гг. изучением ландшафтной эстетики занимались преимущественно географы англоязычных стран Запада, прежде всего Великобритании и США. В это время в США появляется такое научное направление, как поведенческая география (behavioral geography), исследующая географические причины поведения людей. Поскольку, как утверждалось, «поведение людей в большинстве случаев есть функция их восприятия мира...» , одним из главных разделов поведенческой географии стала география восприятия или перцептивная география (perception geography). Ученые, работавшие в этом направлении, стремились всесторонне изучить особенности восприятия людьми окружающего их географического пространства. Один из основоположников поведенческой географии, Х.К. Брукфилд, ввел в научный оборот понятие «среда восприятия» - совокупность внешних факторов (природных и социокультурных), формирующая стереотипы мышления у разных групп населения, в том числе и стереотипы восприятия . Появились исследования, посвященные изучению духовно-символического значения различных ландшафтов. О роли территории в человеческом поведении и формировании «чувства места», образах ландшафтов (их «топофильности» и «топофобности») и так называемых ментальных картах пишет И-Фу Туан . Рассматриваются также этнокультурные стереотипы восприятия, выражающиеся в том числе в различном отношении к тому или иному ландшафту представителей разных культур. Появляются понятия «национальный ландшафт» (natinal landscape), «родная земля» (homeland) и т.д. .

При исследовании феномена пространственного восприятия ученые, с одной стороны, стремились к непосредственному выявлению наиболее и наименее привлекательных для человеческого восприятия ландшафтов, а с другой - пытались выявить объективные причины таких различий в восприятии.

Уже к 1980-м гг. проблематика научной оценки эстетической привлекательности ландшафтов получила всеобщее признание в западной географии. Так, вопросы изучения восприятия среды были в повестке дня XXVI Международного географического конгресса в Австралии (1988 г.). В программу МАБ (Man and Biosphere) ЮНЕСКО включен раздел «Исследования по перцепции окружающей среды», что, безусловно, стимулировало исследовательскую активность по данной проблематике.

Вопросы изучения восприятия среды и оценки эстетических ресурсов территории исторически

рассматривались преимущественно в США, Великобритании и Франции, а также в Швеции, Канаде, Австралии и некоторых других странах. В России же (бывшем СССР) интерес к данной тематике фактически не проявлялся вплоть до 1990-х гг. До этого времени эстетике ландшафтов в нашей стране посвящались лишь единичные работы, среди которых особо следует выделить уникальный труд «Экология и эстетика ландшафта», опубликованный коллективом литовских географов под руководством К.И. Эрингиса в 1975 г. .

Современные подходы к оценке эстетической привлекательности ландшафтов. Уже с 1960-х гг. формируются два основных подхода к исследованию феномена пространственного восприятия и эстетической оценке ландшафтов: «объективистский» и «субъективистский». Первый предполагает выявление объективных критериев эстетической привлекательности, кроющихся в физиономических характеристиках самого ландшафта, второй же, указывая на субъективную природу красоты, исследует особенности ландшафтно-эстетических предпочтений у разных групп людей.

Объективистский подход основан на предположении, что благодаря учету значимых для восприятия факторов эстетические ресурсы территории можно оценить объективно, привлекая структурноинформационный анализ. Обычно в разработках этой концепции используется компонентный подход, где каждый «значимый фактор» ландшафта (например, особенности рельефа, растительности, наличие определенных природных или социальных объектов и пр.) оценивается отдельно, обычно по балльной шкале. Затем при сложении полученных частных оценок по каждому показателю выводится интегральная оценка природно-территориального комплекса. Одна из классических работ в рамках этого подхода принадлежит Д. Линтону. Оценивая эстетические ресурсы Шотландии, он выделяет «два поистине основных компонента, из которых слагается живописность пейзажей любых территорий» . Таковыми он считает рельеф и «покров» рельефа, как естественный, так и антропогенный: леса, поля, болота, фермы, населенные пункты, промышленные объекты и т.д. Для характеристики рельефа Линтон использовал шесть критериев: относительные высоты, крутизна склонов, расчлененность территории, глубина и частота встречаемости долин, степень изолированности отдельных форм рельефа друг от друга. Были выделены основные «рельефные формы ландшафтов» и основные варианты их «покровов», характерные для Шотландии. Эти характеристики были ранжированы по балльной системе. Те или иные сочетания «рельефных форм» и их «покровов» давали эстетическую оценку территории в баллах. Итогом данной работы стала карта эстетических ресурсов Шотландии (М 1:2400000).

Работы Линтона и его последователей, использующих столь мелкий картографический масштаб в своих исследованиях, требуют высокого уровня генерализации данных, при котором многие специфические черты реальных пейзажей стираются. Д. Линтон свое исследование выполнил чисто механически (при помощи геоморфологической и топографической карт), что повлияло и на точность результатов. Также некоторые авторы считают, что предложенная ученым методика основана «на его личных пристрастиях и предпочтениях» .

К этому же типу работ относится исследование, проведенное в 1971 г. группой субрегионального планирования Ковентри-Солихалл-Уорикшир. В качестве оценочных параметров эстетической ценности исследователи выделили формы рельефа и характер склонов, виды использования земель (сельские территории, водные поверхности, индустриальные зоны, жилая застройка) и «различные материальные черты ландшафта», включающие отдельные компоненты. Оцениваемая территория была разбита на операционные ячейки километровой координатной сеткой. Все значимые параметры оценивались отдельно для каждой операционной ячейки, определяя в сумме ту или иную эстетическую ценность данной ячейки. Кроме того, при оценке также учитывался показатель обзорности или глубины открывающихся видов, характерный для той или иной операционной ячейки. В результате исследования совокупность наполненных оценочной информацией операционных ячеек составила карту оценки привлекательности пейзажей [см.: 10]. Однако здесь следует отметить, что природные ландшафты не имеют геометрически ровных границ и деление территории на квадратные ячейки в целях картографирования эстетических ресурсов вряд ли оправдано.

Хрестоматийным примером объективистской методики является также работа литовских специалистов под руководством К.И. Эрингиса . В данном труде предложена одна из самых развернутых методик всестороннего анализа и оценки эстетических достоинств пейзажей на основе детального структурного исследования элементарных единиц пейзажа. Таковыми у них выступают самые разнообразные «признаки» и «объекты» пейзажа, оцениваемые по своеобразным балльным шкалам. Все выделенные критерии эстетичности авторы разделили на три группы, имеющие специфические особенности, отражающиеся на способах оценивания. Первую группу составляют представленные в пейзаже природные объекты (например, озера, рощи и т.д.), поддающиеся простому арифметическому счету. Вторая группа, признаваемая основной, характеризует «общие признаки пейзажа» (например, глубина и разнообразие перспектив, многоплановость, поясность, сезонная аспектность и др.). Третья группа включает объекты, наличие которых в пейзаже может

иметь как позитивное, так и негативное значение для их эстетической привлекательности (различные объекты человеческой деятельности). Суммарная оценка по всем выделенным критериям дает представление об эстетической значимости того или иного пейзажа. Описанная методика была ориентирована на региональные исследования эстетических ресурсов и предназначена для оценивания достаточно крупных территориальных единиц (ранга ландшафтов) при довольно высокой степени обобщения. Эта методика успешно использовалась при оценке эстетических ресурсов Литовской ССР.

Одновременно с литовскими исследователями многие методические и теоретические проблемы эстетической оценки ландшафтов рассматривались географами МГУ, в частности авторским коллективом монографии «Теоретические основы рекреационной географии» (1975). Они предложили свои подходы к оценке эстетико-рекреационных ресурсов ландшафтов, апробированные в бассейне р. Архыз (Кавказ) и районе озера Селигер. Ведущая роль в этих работах отводится таким факторам, как пейзажное разнообразие и степень залесенности. Далее залесенные, полуоткрытые и незалесенные (открытые) пространства оценивались отдельно по специальным оценочным шкалам .

Большинство имеющихся сегодня работ, направленных на эстетическую оценку ландшафтов, посвящены равнинным территориям и выполнены преимущественно в мелком масштабе. Одним из немногочисленных примеров работ другого плана является исследование Ю.П. Супруненко (2003). Им разработана объективистская методика крупномасштабной оценки эстетической ценности пейзажей гляциально-нивальных высокогорий. Главными оценочными критериями у него выступают разнообразие и контрастность компонентов пейзажа, а также его композиционные особенности. Оценивались следующие характеристики: открытость горизонта, расчлененность силуэта гор, глубина перспективы вида, композиционное устройство пейзажа, ландшафты, окружающие снежно-ледниковую поверхность. Дополнительно оценивались и такие характеристики, как рельеф снежно-ледниковой поверхности, расчлененность рельефа и крутизна, характер растительности. Оценка высокогорных пейзажей по этим параметрам позволила автору типизировать их по эстетической ценности на три группы: 1) максимально привлекательные; 2) среднепривлекательные; 3) минимально привлекательные . Примечательно, что оценочная система Ю.П. Супруненко не является балльной. Выделенные автором значимые характеристики эстетичности не ранжируются по баллам, а непосредственно тем или иным своим проявлением относят пейзаж к определенной группе ценности. Правда, не совсем ясно, как быть с переходными (смешанны-

ми) видами пейзажей, когда по разным критериям один и тот же пейзаж должен быть отнесен к разным рангам ценности.

Объективистский подход к оценке эстетической привлекательности ландшафтов является в настоящее время наиболее признанным и распространенным. Основные его преимущества - логическая стройность методик, «измеряемость» оценочных показателей, возможность экстраполяции данных с обследованных ключевых территорий на обширные пространства и относительно простой механизм формализации результатов исследований. Однако данный подход рассматривает оцениваемый пейзаж чаще всего как совокупность визуально значимых компонентов, а не как единый образ, отражающийся в сознании наблюдателя, что изначально неверно, учитывая закон эмерджентности систем. Также к его недостаткам относится недоучет психологических особенностей процесса восприятия при значительной вероятности того, что при определении оценочных параметров исследователь будет руководствоваться не только выявленными объективными закономерностями эстетической привлекательности ландшафтов, но и собственными предпочтениями.

Менее распространен (особенно в России) субъективистский подход к эстетической оценке ландшафтов. Он опирается на положение, что пейзаж должен оцениваться как единое целое, а не совокупность отдельных частей. При этом исследователь ориентируется на относительно субъективное мнение людей об их впечатлениях касательно эстетической притягательности того или иного пейзажа. В рамках субъективистского подхода к оценке эстетических ресурсов выделяются два направления. В первом используются экспертные методы, когда к оцениванию красоты пейзажей привлекаются специалисты, чья профессиональная деятельность в той или иной степени связана с изучением и использованием природно-ресурсного потенциала: географы, биологи и пр.

На использовании метода экспертных оценок было основано пейзажно-эстетическое исследование К. Д. Файнса. Им были отобраны цветные фотографии «характерных пейзажей» разных природных зон, эстетическую привлекательность которых предлагалось оценить группе экспертов при помощи балльной шкалы. В результате все пейзажи были сгруппированы в шесть категорий, различных по своим эстетическим свойствам .

Однако существует мнение, что, даже пройдя специальную подготовку и имея значительный опыт, эксперты все же остаются людьми со своими взглядами, вкусами, предпочтениями, которые далеко не всегда разделяются большинством людей. В соответствии с этим выделяется второе направление субъективистского подхода, основанное на опросно-анкетных методах, цель которых выявить пейзажные предпочтения главных пользователей эстетических ресурсов -

рекреантов, местных жителей и т.д. Проводится интервьюирование или анкетирование респондентов на предмет их отношения к тому или иному пейзажу. Роль исследователя сводится лишь к фиксированию оценок респондентов и их дальнейшему обобщению. Для таких массовых опросов обычно выбирают статистически достоверные группы - не менее 50-60 человек, причем, как правило, с учетом их этнокультурной, социальной, профессиональной принадлежности, уровня образования, возраста и т.д. Одним из характерных зарубежных примеров использования этого подхода является исследование Е.С. Пеннинг-Роуселла, проведенное в долине Вэй (Великобритания). В пределах исследуемой территории были выделены внешне схожие типы ареалов. Затем респондентов просили дать оценку привлекательности различных участков по пятиступенчатой оценочной шкале (от «крайне непривлекательного» до «крайне привлекательного»). В результате были составлены карты индивидуальных пейзажных предпочтений, обобщение которых позволило создать карту групповой оценки эстетических ресурсов ландшафтов исследуемой территории .

Среди отечественных авторов в рамках данного подхода работала М.Ю. Фролова. Вопросы разработанной ей анкеты составлены в виде оценочных матриц, включающих по каждому критерию семь граф-позиций. Так, первая графа означает «крайне негативное впечатление», а седьмая - «весьма позитивное», четвертая - «нейтральное», остальные занимают промежуточное положение. Таким образом, при анкетировании оценивались впечатления, производимые отдельными компонентами пейзажа (воздух, вода, рельеф, растительность, почвы, животные); экологоэстетические свойства всего пейзажа (однообразный-разнообразный, дисгармоничный-гармоничный, обычный-экзотичный, некрасивый-красивый и пр.); эмоции, вызываемые данным пейзажем у респондентов (страх-радость, раздражение-умиротворение, уныние-восторг, угнетенность-душевный подъем). Затем по каждому пейзажу выводилась интегральная групповая эстетическая оценка .

Субъективистский подход, с одной стороны, безупречен с позиций достоверности результатов, поскольку выявляет общественное мнение крупных групп населения. Однако этот подход очень трудоемок и его сложно использовать при крупномасштабных исследованиях больших территорий. Использование фотографий не всегда дает возможность респондентам составить целостное представление о территории, а сам отбор респондентов - задача чрезвычайно сложная и ответственная в силу множества личностных факторов, которые могут влиять на стереотипы восприятия людей и должны учитываться при формировании опрашиваемых групп.

На наш взгляд, при пейзажно-эстетической оценке ландшафтов наиболее эффективным является совме-

щение отдельных приемов из описанных выше подходов, при этом используя показатели, характеризующие пейзаж как целостную и неделимую картину, воспринимаемую человеком как единый образ. Поэтому для получения более объективных результатов в исследовании логично применять интегральные характеристики пейзажа, характеризующие его как систему (плотность границ между визуально различимыми урочищами в пределах зоны видимости; цветовая гамма пейзажа; разнообразие структурно-вещественных компонентов пейзажа; наличие и характер «символических» объектов в пейзаже и т.д.).

Анализ пейзажно-эстетических особенностей территории предполагает обязательные натурные исследования на репрезентативных модельных участках, где закладываются «контрольные точки», на которых осуществляется оценка открывающихся пейзажных видов. На каждой точке по заданной схеме делается краткое ландшафтно-эстетическое описание открывающегося пейзажного вида и панорамные фотоснимки. При камеральной обработке зона обзора для каждой контрольной точки обозначается на карте с использованием возможностей ГИС и цифровой модели рельефа. Затем на эти ареалы накладываются другие картографические слои (ландшафтный и пр.), поэтапный анализ которых по выделенным формальным критериям позволяет дать итоговую оценку эстетической ценности пейзажей, открывающихся из каждой контрольной точки. По данным критериям пейзаж получит определенное количество баллов, сумма которых отнесет его к одной из пяти групп эстетической ценности: от «наименее ценного» до «наиболее ценного». Для проверки результатов, полученных формализованным путем, осуществляются опрос респондентов и экспертная оценка с помощью

сделанных на контрольных точках фотоматериалов и описаний. Результат итоговой оценки выносится на карту. Данные с каждой точки распространяются на площадь всего ландшафтного урочища, в котором она была заложена (это справедливо, так как в пределах одного ландшафтного урочища условия восприятия практически идентичны). После проведения классификации пейзажных комплексов осуществляется экстраполяция данных с модельных участков на всю территорию исследования с последующим составлением карты пейзажно-эстетической привлекательности ландшафтов для всей территории исследования.

1. Эстетическая география (ландшафтная эстетика), зародившаяся в начале XX в., в настоящее время получила всеобщее признание в научной среде как отдельное научное направление, опирающееся на собственную методологическую базу.

2. В мире сложилось несколько научных школ в области эстетической географии, использующих различные группы факторов аттрактивности и опирающихся на различные подходы при оценке пейзажноэстетической привлекательности ландшафтов.

3. Существующие «объективистский» и «субъективистский» подходы к оценке эстетической привлекательности ландшафтов не противоречат, а, скорее, дополняют друг друга, причем применение геоин-формационных технологий открывает значительные возможности для их совместного использования.

4. Для унифицирования подходов к оценке важной задачей остается определение объективных физических закономерностей привлекательности ландшафтов, что позволит результаты наблюдений на ключевых участках экстраполировать на всю территорию исследования.

Библиографический список

1. Геттнер А. География. Ее история, сущность и методы. - М.; Л., 1930.

2. Семенов-Тян-Шанский В.П. Район и страна. - М.; Л., 1928.

3. Downs R.M., Meyer J.T. Geography and the mind: An exploration of perceptual geography // Amer. Behavioural Scientist. - 1978. - №22.

4. Brookfield H.C. On the environment as perceived // Progress in Geography / C. Board et al. (Eds). - London, 1969.

5. Tuan Yi-Fu. Topophilia. A Study of Environmental Perception. Attitudes and Values. - N.-J., 1974.

6. Tuan Yi-Fu. Images and mental maps // Annals, Association of American Geographers. - 1975. - V. 65.

7. Haeyrynen M. National landscape imagery in the making of Finland // New Comparison. - 1996. - №21.

8. Экология и эстетика ландшафта / под ред. К.И. Эрин-гиса. - Вильнюс, 1975.

9. Linton D.L. The assesment of scenery as a natural resource // Scotish Geograph. Mag. - 1968. - №84.

10. Голд Дж. Психология и география: Основы поведенческой географии. - М., 1990.

11. Теоретические основы рекреационной географии / под ред. И.П. Герасимова, В.С. Преображенского. - М., 1975.

12. Супруненко Ю.П. Горы зовут... (Горно-рекреационное природопользование). - М., 2003.

13. Fines K.D. Landscape evaluation: a research project in East-Sassux // Regional Studies. - 1968. - V. 12, №1.

14. Penning-Rowsell E.S. Landscape evolution for development plans // Journal of the Royal Town Planing Inst. -1974. - №60.

15. Фролова М.Ю. Оценка эстетических достоинств природных ландшафтов // Вестник Моск. ун-та. Сер. 5: Геогр. - 1994. - №2.

Очень своеобразный вид интеллектуальной деятельности, творческой во всех смыслах поиск решений здесь базируется не столько на логических, сколько на эвристических (не формализуемых) основах и его результатом является создание объектов новой, искусственной Природы. Здесь воедино слиты такие разнородные подходы, как строгий научный анализ - основа предвидения - в исследовании природных явлений, реакций органических соединений , так и почти художественный дизайн эстетически привлекательных целей и поиск внутренне красивых решений, лаконичных и целесообразных. Разумеется, огромную роль играет и экспериментальное мастерство, которое в свою очередь предполагает не только владение техническим арсеналом своего дела, но и развитое чувство вещества - тонкое, почти интуитивное понимание особенностей его поведения. Недаром органический синтез называли и называют искусством. 


    Как это нередко бывает со многими наиболее дерзкими человеческими свершениями (и покорение Эвереста здесь не составляет исключения), возникает сакраментальный вопрос Итак, мы достигли цели. Ну и что Несомненно, создание молекул, имеющих форму Платоновых тел, само по себе составляет достижение, ярко демонстрирующее интеллектуальную мощь и мастерство современной науки. В этом случае, в дополнение к обычным декларациям о способности создавать свой объект исследования , химия имеет право заявить, что она может сотворить нечто воистину эстетически привлекательное. Впрочем, не менее важны и другие аспекты этих работ. Это прежде всего знания, добытые ценой огромных усилий, потраченных на нахождение реальных путей к поставленным целям. Новизна целевых структур потребовала разработки нетривиальных общих стратегий создания таких необычных скелетов и новых методов для осуществления даже традиционных трансформаций в столь необычном структурном контексте. Наконец, последнее и, возможно, наиболее важное оправдание этих работ состоит в обогащении современной органической химии значительным объемом данных, касающихся неожиданных свойств систем 1-3. 

Как указано в статье Итона , нашими конечными целями являются длинные (100-200 А) стержни точно определенной структуры и, далее, трехмерная сеть пространственно фиксированных, обогащенных электронами ячеек... Таким образом, исследования, первоначально вызванные чисто академическим интересом к кубану и эстетической привлекательностью этой экзотической молекулы, трансформируются в проект из сферы молекулярной инженерии , направленный на создание новых структур материалов, потенциально полезных для нанотехнологии. 

Если самец демонстрирует свое превосходство над другими самцами таким образом, что не связывает себя при этом преднамеренно никакими гандикапами, никто не будет сомневаться в том, что он мог бы усиливать таким образом свой генетический успех. Так, морские слоны завоевывают и удерживают свои гаремы не потому, что они эстетически привлекательны для самок, а просто потому, что они могут побить любого самца, который попытается приблизиться к гарему. Властители гаремов побеждают в драках возможных захватчиков уже хотя бы по той очевидной причине, что именно они сумели завладеть гаремом и сохранить его. Захватчики нечасто побеждают в драках, потому что если бы они были способны побеждать, они сделали бы это раньше Любая самка, спаривающаяся только с владельцем гарема, связывает таким образом свои гены с самцом, который достаточно силен , чтобы отбить неоднократные посягательства со стороны многочисленных отчаявшихся холостых самцов. В случае удачи ее сыновья унаследуют способность своего отца владеть гаремом. Па практике у самки морского слона нет больших возможностей для выбора, потому что властитель гарема изобьет ее, если она вздумает уйти от него. Сохраняется, однако, принцип, что самки, выбирающие себе в брачные партнеры тех самцов, которые побеждают в драках, могут тем самым дать преимущество своим генам. Как мы видели, известны примеры, когда самки предпочитают спариваться с самцами, владеющими территорией, и с самцами, имеющими высокий статус в иерархической структуре сообщества. 

Основополагающие явления и законы природы теснейщим образом связаны с симметрией, которая по этой причине является одной из основных научных концепций. Симметрия очень часто встречается в окружающем нас мире, поэтому, может быть, она так важна в творческой деятельности человека. Симметрия прекрасна , но ее одной явно недостаточно для красоты, а абсолютная правильность даже может раздражать . Полезность и функциональность, а также эстетическая привлекательность - вот основания для применения представлений о симметрии в технике и искусстве. 

В первом издании своей книги Правильные

Не родись красивым, а родись счастливым – довольно избитая фраза, пришедшая к нам из глубин веков вместе с шедеврами народной мудрости. Но всегда ли не имеет значения или есть исключения из правил?

Попробуем разобраться. Обычно эстетическая привлекательность – это приятный внешний вид, облик, который кажется большинству людей привлекательным, симпатичным.

Что раньше бросится в глаза при первой встрече: интеллектуальные способности, профессиональные навыки или внешний вид? Сухая надпись «Продается» или ?

Конечно же, последнее. Ведь встречают-то по одежке. А по уму будут уже провожать.

Зачастую, именно эстетическая привлекательность играет не последнюю роль в складывании общего впечатления о человеке, потому что сюда относится не только природная красота, но и общий внешний вид: одежда, прическа, опрятность, ухоженность.

Если же человек придет на деловую встречу в помятом нестиранном костюме, со взлохмаченными или засаленными волосами вряд ли он создаст у собеседников.

Даже если будет произносить при этом весьма умные речи и генерировать фонтан блестящих идей.

Сегодня в бизнесе, особенно на первоначальном его этапе и при налаживании новых контактов, эстетическая привлекательность тоже имеет значение.

Мы уже выяснили, что первое впечатление создает именно обертка, а содержимым могут и не захотеть знакомиться, если обертка покажется неприглядной.

Поэтому у делового человека должен быть определенный имидж, стиль, шарм, который бы был его визитной карточкой.

Не обязательно быть Бредом Питтом, что произвести приятное впечатление на собеседника. Даже у многих голливудских звезд не с первого раза получалось произвести на режиссеров.

Если у вас не получается создать собственный привлекательный деловой образ, то всегда можно обратиться к профессиональным консультантам: имиджмейкерам, стилистам, косметологам, диетологам, фитнес-тренерам.

Первый и второй помогут создать внешний образ, подобрать подходящую по стилю одежду, аксессуары.

Косметолог поможет исправить дефекты кожи, если таковые имеются, диетолог, при необходимости, справится с проблемой лишнего веса, фитнес-тренер – придаст мышцам вашего тела необходимый тонус.

Кроме того, эстетическая привлекательность человека повышает его самооценку, улучшает настрой. Ведь если человек нравится самому себе, нравится окружающим, то и поводов радоваться у него тоже больше.

Можно даже сказать, что эстетическая привлекательность делает жизнь многих людей проще. Такие представители человечества быстрее заводят знакомства, им чаще идут на уступки, проявляют снисхождение.

Здесь срабатывает субъективный фактор, когда личная симпатия одного человека срабатывает на руку другому.

Поэтому эстетическая привлекательность во многом помогает людям или же более быстрым способом.

Что касается бизнеса, то здесь она влияет только на предварительных этапах, когда предприниматель налаживает связи, заводит нужные знакомства, а также при продвижении бизнеса, новых деловых контактах, переговорах.

Когда бизнес уже налажен и все работает как в часовом механизме, то эстетическая привлекательность практически не играет никакой роли для успешности вашего дела. Здесь уже настает черед деловой хватки, навыков, умений и знаний.

Подытожим обсуждение проблемного вопроса: важна ли эстетическая привлекательность для успешности бизнеса и счастливой жизни.

Можно сказать — да, потому что от нее, несомненно, есть практическая польза

Тема женской красоты вечна. Привлекательность, шарм, харизма, совершенство… Существует множество мнений по этому поводу. Когда встает вопрос о женской красоте, вспоминается публикация известного профессора, доктора психологических наук Александра Бондаренко. Он выделил три основных критерия, по которым мужчины будут считать женщину красивой.

  1. Эстетическая привлекательность женщины. Это не стандарты красоты, сантиметры и стереотипные нормы, а именно ее ухоженность, умение следить за собой, особый эстетический шарм;
  2. Сексуальность. С его точки зрения, это врожденная характеристика, которую не надо путать с вульгарностью и минимализмом в одежде. Это наличие особой сексуальной энергии, которая ощущается и воспринимается на уровне вибраций. Она либо есть, либо нет, кому как повезло. Хотя у большинства женщин все-таки она присутствует, нужно только раскрыть, актуализировать ее;
  3. Материнский инстинкт. Сюда относят женственность, нежность, теплоту, заботу. И неважно, сколько лет мужчине, он все равно хочет чувствовать нежность женских рук, ее заботу, ее ласку и материнское тепло.

Именно по этим качествам многие молодые мужчины бессознательно определяют, хотели бы они видеть эту девушку матерью своих детей или нет; именно эти характеристики определяют, будут перспективными и долговременными эти отношения или нет.

Пожалуй, лучшую трактовку женской красоты еще поискать!

Многие женщины сегодня подвержены влиянию новомодных тенденций и стандартов, которые в разные периоды времени выдвигают к женской красоте соответствующие критерии. Поэтому мы и видим массу одинаковых девушек, похожих друг на друга, как хорошо сделанные копии: прически, брови, губы, мейкапы — все как под одну копирку в одном салоне. Без индивидуальности, без особенностей, без своих изюминок. Многие женщины стремятся достичь совершенства во всем — от внешности до образа жизни. Но совершенство — оно неинтересно. Это как симметричность и асимметричность. Симметричность — это порядок, гармония, системность, одним словом, совершенство. Но она неживая. Асимметричность — совершенно противоположная, но именно она является динамичной и является источником жизни. А совершенство быстро надоедает.

Возможно, именно поэтому многие мастера китайского фарфора, совершенного в мире, создавая свои шедевральные сервизы, делают их крышечки не ровные, а выщербленные. Именно потому, что они знают, что совершенство скучно. Именно поэтому совершенно симметричная кукла Барби никогда не смогла бы выжить, будучи живой в реальной жизни, потому что для жизни нужна асимметрия.

Так и красота, внутренняя и внешняя, должна быть не шаблонной и правильной, а индивидуальной и особенной. Красота должна быть живой.

Порой непримечательная девушка имеет успех у противоположного пола, а на красивую не обращаю внимания. Так вот, открою вам главный секрет женской привлекательности, все женщины могут быть красивы если захотят этого, по крайней мере на планете Земля 😉

Главный секрет привлекательности женщины в том, что ее «желанность» зависит не так от внешнего вида, как от внутреннего состояния! Даже если у вас шикарный макияж, великолепная причёска и роскошное платье, всё это меркнет перед вашим грустным видом, если у вас печальные глаза, грустная улыбка, поникшая спина, опустившиеся руки и плечи, усталая походка, вряд ли всё это будет смотреться эстетично и красиво.

То ли дело, если наоборот: глаза сверкают, прямая осанка, уверенная походка и конечно же главное — улыбка! Не встречалось ещё некрасивой улыбки 😉 Улыбка не только помогает выглядеть красивее, но и полезна для женского здоровья. Так что чем чаще улыбаешься, тем это красивее выглядит твое тело и кожа. Вот так.

Как стать привлекательнее и женственнее?

Но как же стать женственнее, когда в нашей активной жизни всё сложнее следить за своим внутренним миром, а за внешностью ещё сложнее, но сегодня речь будет именно о психологическом аспекте женской привлекательности и проведении психологический гигиены.

Быть женщиной не так легко, это большой труд!

Для женщины, очень важно выглядеть красиво, не зря нам дана от природы красота и стремление к прекрасному.

Нельзя позволить своей красоте увядать как цветку, напротив, стоит постоянно его поливать. Поливать цветок потоком позитивных эмоций, любви, добра, прекрасных слов, комплиментами, любимым делом, верой в себя…

Психологический аспект привлекательности

Безусловно, следует ухаживать за собой, но в данной статье речь пойдёт о внутренней красоте и о психологических аспектах женской привлекательности. Ведь, когда ты светишься изнутри, ты озаряешь этим светом всё вокруг, словно цветок при цветении!

Женщина в отличии от мужчины не должна жёстко ограничивать себя в чём-то, это мужчина – труженик, он активный, а женщины более пассивные.

Природа не зря так задумала, ведь женщины вынашивают и воспитывают ребёнка, им нужно спокойствие и отдых. Она собирает и хранит энергию. Барышни выбирают будущего отца своих детей, а для этого привлекают мужчин различными способами, чаще внешним видом. Да, мужчины поэтому любят глазами, а женщины ушами. Но даже эти наши «самые важные» органы восприятии информации устают со временем.

Что хочу сказать, слово «внешность» уже говорит само за себя, это внешняя данность.

Секреты привлекательности для женщин

Вкратце опишу основные источники женской привлекательности и не явные секреты привлекательности для многих женщин:

  1. Здоровый сон

Не зря сон ставлю на первое место. Сон имеет огромное значение для женской красоты и здоровья.

Вы, наверное, скажете: «У меня нет времени для сна». Однако для сна много времени и не требуется! Если вы ляжете в часов 10 вечера, а проснётесь в 5 утра, то вы всё успеете! Время сна здесь может варьироваться. Можно, к примеру, лечь и в 9 вечера, а проснутся в 4 утра. Тут выбирать вам. Всё индивидуально!

К тому же организм вам скажет за отдых спасибо, и вы будете полны сил и энергии.

Биоритмы человека устроены так, что лучше всего ложиться до 12 часов ночи, как бы человек не оправдывал себя. (Если хотите , читайте по ссылке)

Но самое главное, что ночью во время сна начинает активно работать система оксидантов, а именно она отвечает за нашу красоту и молодость. Во сне отдыхает мозг, приводит в порядок мысли и события прошедшего дня нормализуется давление, запускается иммунная система, уровень сахара приходит в норму.

Поэтому первый секрет женской привлекательности в том, что у женщины, которая не выспалась, подавленное настроение, бледная и увядшая кожа, серо­ватый цвет лица, мешочки под глазами.

Женщине, для полноценного ночного отдыха необходимо нечетное количество часов (5, 7 или 9), а мужчине – четное (6 или 8).

Но это не означает что надо долго спать, этим вы только ухудшите ситуацию.

Очень полезен сон в обед. В конце концов можно в обед можно доспать.

«Если ты не занимаешься сном сейчас, завтра сон займётся тобой».

  1. Секрет правильного питания для женщин.

Мы это то что мы едим. Из еды мы черпаем нашу энергию. Питание отражается на нашем лице, ногтях, волосах.

И второй секрет привлекательности для женщины в том, что её пища должна быть полезной и вкусной.

Между нами девочками, даже если еда не очень здоровая, когда мы едим её с удовольствием, она приносит пользу вдвойне, а то и втройне.

Натуральная еда и приготовление пищи источник натуральной красоты

Кулинария придаёт женственности. Сам процесс приготовления пищи делает вас привлекательнее.

Вы спросите, как это связано? Соприкасаясь со своей природной обязанностью, вы пробуждаете свою женственность.

Кулинария - это творчество, и даже, можно сказать целое искусство. А уж если вы и душу вкладываете, делаете это с любовью, то вообще – глаза горят, появляется естественный румянец. К тому же людям нравится, когда женщина готовит, особенно мужчинам.

  1. Проявление эмоций

Женщины очень эмоциональные и обязательно нам нужно выговариваться, делиться впечатлениями. Сложно держать в себе эмоции. Если их подавляешь, то это может вылиться в болезни!

Приятнее испытывать позитивные эмоции, но негативные тоже нужны! Если вам что-то не нравится не стоит сдерживать себя. В пределах разумного конечно.

Хорошее настроение делает нас прекраснее, ведь, когда мы грустные, кислые и заплаканные, кому захочется на нас смотреть? Это и не значит, что нужно всё время хохотать (не всегда это уместно).

А для полнейшей эффективности проявления эмоций, есть определенные места, такие как фитнес-клубы, кино, танцы, театр, цирк, клубы по интересам и пр.

А какая разрядка времяпровождение с ребёнком! Не обязательно вашим, дети – источники человеческого тепла и хорошего настроения, да и вот где можно показать и даже потренировать свою строгость и серьёзность.

Танцы помогают выплеснуть всё: и позитивное, и негативное, в танце можно выразить себя. Мало того, что вы направляете свои негативные эмоции в нужное русло, так вы ещё и преобразуете их в позитивные! А если часто танцевать, то это положительно скажется на вашей фигуре и даже внутренней красоте, что является еще одним секретом привлекательных дам.

  1. Отсутствие суеты

Когда мы вечно куда-то спешим, суетимся, то выглядим не самым лучшим образом.

Женственность проявляется в спокойствии и порой загадочности.

Хорошо спланированный день поможет вам в этом.

  1. Найдите время для себя

Женственность - это большой труд – труд над собой.

Девушке очень важно побыть наедине с собой, особенно с зеркалом 😉

Понимаю, что у вас много дел, но разве не найдётся хоть не много времени для себя любимой?

А может вам лень? Это всё отговорки. Можно уж в день найти пару минут для себя. Будь это прогулка, зарядка, маникюр. Для того чтобы подумать, найти в себе хорошие стороны, похвалить в себя, понять насколько ты любишь себя. Каждый день уделяйте себе, и вы будете ещё прекрасней и привлекательнее в глазах любого мужчины!

Расчесывание волос, например, отличный релакс. Расчёсывая волосы, вы успокаиваетесь. Можно отдохнуть, подумать и отвлечься от суеты. Да и это хороший массаж головы.

  1. Уверенность в себе

Что делает женщину женственнее? Уверенность в себе – ощущение себя королевой.

Можете даже представить себе на голове воображаемую корону. Но это не означает вовсе, что надо смотреть на всех свысока.

Самовнушение – проверенный многими и действенный метод. Когда ты говоришь себе, каждый день (идеально если перед зеркалом) что ты прекрасна, что ты всё сможешь, что тебя все любят, то ты начинаешь верить в это.

Результат может прийти не сразу. Но когда мы говорим себе каждый день одобрительные слова, или другие говорят нам их, то это записывает наше подсознание!

  1. Умеренность или золотая середина

Не стоит впадать в крайности – есть мало и только фрукты, заниматься всё время только собой, много спать и отдыхать, проявлять слишком много эмоций, но и не нужно забывать о себе любимой.

  1. Беречь себя

Ты – будущая или в настоящем, мать, поэтому чтобы остаться привлекатенальнее, женщине прежде всего надо думать о здоровье, особенно женском: не нервничать, не курить и пить много, не одеваться слишком холодно или тепло, не перенапрягаться, не стоит делать мужскую работу, особенно ясли рядом есть молодой человек. Если правильно его попросить, он с радостью поможет вам и ощутит себя героем дня.

  1. Благодарность

Если вы благодарны людям за всё, что они вам сделали, говорите это. Так, они больше почувствуют себя значимыми и помогать вам им будет приятнее.

БлагоДарю какое прекрасное славянское слово, и особенно женщина должна почаще всем желать блага, тогда оно к ней и вернется.

Так если вы будете благодарны жизни, то она почувствует себя значимой, будет больше помогать, и может с вами подружиться.

10. Принятие и прощение

Однозначный секрет женской привлекательности в том, злость вам точно не будет к лицу.

Когда мы прощаем и принимаем ситуацию, то становиться легче жить. Что уже говорить о том, как благотворно это отразиться на здоровье. Известно, что «Все болезни от нервов».

Рецепты привлекательности для женщин

11. Полюбить себя и своё тело

Следующий рецепт привлекательности для женщины в том, что когда ты любишь себя, то тебя любят и другие. А когда ты принимаешь своё тело, то ты избавляешься от оков и чувствуешь себя свободней. Когда ты покажешь окружающим что себя уважаешь, то тебя начнут уважать другие. Когда ты ценишь себя, то тебя ценят и другие.

12. Дарить любовь кому-то

Женщина создана для того чтобы дарить любовь. Посудите сами, женская природа способна рождать детей и у неё призвание дарить любовь всем.

Поэтому чтобы быть более привлекательной отдавайте любовь мужчине, родственникам, детям, животным или растениям.

Не ждите взамен многого. Когда не ждёшь, то получаешь больше. А так чудесно дарить другим тепло, радость и заботу!

13. Приобщиться к прекрасному

Женщина – чудесное создание, которое тянется к эстетике. Когда ты смотришь на красивые вещи, то ты желаешь смотреть и глаз не оторвать этой красоты. Когда мы смотрим на что-то красивое, разве хотим мы в этот момент думать о чём-то дурном? Прекрасным может быть не только внешняя форма, к примеру, цвета, но и звуки, запахи, ощущения, даже мысли.

14. Общение — рецепт привлекательности для женщины

Общение – необходимо, как с женщинами, так и с мужчинами.

Общение – это обмен информации и энергии.

Общаясь, женщина, получает новые знания и опыт, получает новые впечатления и эмоции, получает ощущение поддержки, принятия.

В конце концов, если вам не с кем общаться, стесняетесь или, может даже не знаете о чём говорить, то заведите дневник или ежедневник, где будете писать о том, как провели день, что нового, какие-то заметки, комментарии, что сделано, что предстоит сделать.

15. Делайте всё с любовью!

Когда вы вкладываете любовь в дела, то они процветают! Это ведь самое сильное и прекрасное чувство. Это сильная энергия творения. Благодаря любви зарождается новая жизнь!

Женские занятия и работа по дому усиливают женскую привлекательность – готовка, уборка, стирка, глажка, складывание вещей и т.д.

16. Носите платья и юбки

Замечали ли вы, что когда оденете юбку или платье, то на вас смотрят по-другому?

Женщины всегда носили юбки, и чем она длиннее, тем вы загадочнее, тем больше вы даёте мужской фантазии разыграться. К тому же в юбке, вы не можете позволить себе много таких движений, которые делают вас похожей на мужчину, что самих мужчин будет привлекать намного больше.

17. Метод кнута и пряника:

Мотивируйте себя что-то сделать и также наказывайте себя если лень берет верх. То есть, если вы справились с делом, то поощрите себя чем-либо. Это может быть что-то сладкое, новая вещь, поход куда-нибудь.

А если с делом справиться не удалось, то можете выписать себе «штрафное дело», например, приседания, чтение сложной книги, уборка, то, что принесёт пользу.