Способы создания атмосферы в спектакле. Атмосфера, как способ создания живого спектакля Какими художественными средствами передана атмосфера бездушия

Тема урока: «Кому поведаю печаль мою?»

Кто виноват, что в мире, полном людей, человек одинок?

(По рассказу А.П. Чехова «Тоска»)

Пробуждение интереса к творчеству А.П. Чехова;

Развивать навыки анализа художественного произведения;

Способствовать воспитанию эмоционально чутких людей;

Способствовать развитию у учащихся умения наблюдать;

Выделять существенные признаки, делать выводы;

Развивать ассоциативное мышление;:

Способствовать развитию творческих способностей школьников

1. Вступительное слово учителя

Сегодня мы вновь встретимся с творчеством нашего великого земляка А.П. Чехова.

Какие произведения Чехова вы читали?

Как вы думаете, рассказы Чехова смешные или грустные? Докажите свою мысль.

На этом уроке мы познакомимся с рассказом «Тоска»

Работа с тестом Люшера (цвет) СЛАЙД №5, 6

Выберите цвет, который лучше всего передаст ваше эмоциональное состояние после прочтения рассказа А.П.Чехова «Тоска».

Посмотрите, на какие эмоции может указывать данный цвет. Соответствует ли это вашему восприятию?

2. Работа с заголовком рассказа

Рассказ писатель назвал «Тоска». Действительно, уже от названия рассказа веет печалью, грустью и т.д.

Что такое тоска, чем отличается это чувство от грусти, печали, скорби?

Определение лексического значения слов по словарю Ожегова СЛАЙД№7

Тоска - 1.Душевная тревога, уныние. 2.Скука, а так же (разг.) что-то очень скучное, неинтересное.

Грусть - Чувство печали, уныния

Печаль - 1.Чувство грусти, скорби, состояние душевной горечи. 2.То же, что и забота (устар. и прост.)

Скорбь - Крайняя печаль, горесть, страдание

Подумайте, почему А.П. Чехов выбрал именно это слово для названия своего рассказа?

3. Актуализация знаний

Аналитическая работа с рассказом (приём «погружения в текст»)

Беседа

1. Какие чувства вызывает рассказ?

2. Как вы понимаете значение слова повем в эпиграфе? Подберите к нему синонимы (поведаю, расскажу )

На что настраивает эпиграф?

Эпиграф, предваряющий рассказ, вводит читателя в атмосферу глобальной тоски, космического одиночества. Уже по эпиграфу можно догадаться, что героем будет одинокий, несчастный человек, которому некому поведать свое горе. Одиночество человека в мире людей, безразличие окружающих друг к другу. Что может быть страшнее? В вопросе эпиграфа звучит безысходность.

3. Чем интересно начало рассказа? С каким видом искусства оно ассоциируется? Какое настроение создается таким началом?

Если бы вы решили снять фильм по рассказу «Тоска» вы бы его сделали цветным или черно-белым? Свою позицию обоснуйте.

Первый абзац рассказа напоминает киносценарий. Рассказ начинается с назывного предложения, а следующие за ним несколько фраз также лаконичными штрихами рисуют картину, словно бы первые кадры фильма:

«Вечерние сумерки. Крупный мокрый снег лениво кружится около только что зажженных фонарей и тонким мягким пластом ложится на крыши, лошадиные спины, плечи, шапки. Извозчик Иона Потапов весь бел, как привидение. Он согнулся, насколько только возможно согнуться живому телу, сидит на козлах и не шевелится».

4. В каком времени ведется повествование? Как вы думаете, почему?

Весь рассказ написан в настоящем времени, что совершенно необычно для эпического произведения. Чехов создает тем самым острый эффект присутствия, вовлекая читателя в происходящее.

5. Что же главное в этом рассказе?

Главное в нем - внутреннее состояние героя, его ТОСКА.

Работа с отрывком ( блок-схема) СЛАЙД №8

«Тоска громадная, не знающая границ . Лопни грудь Ионы и вылейся из нее тоска, так она бы, кажется, весь свет залила , но тем не менее ее не видно . Она сумела поместиться в такую ничтожную скорлупу, что ее не увидишь днем с огнем…»

Какое слово является ключевым в этом отрывке?

Ключевым словом этого отрывка является «тоска», которое используется в словосочетаниях- эпитетах («тоска громадная, не знающая границ»), олицетворении («тоска распирает грудь»), гиперболе («тоска весь свет залила») и передаёт состояние героя.

6. Что же вызвало эту тоску, и отчего она так огромна? СЛАЙД №9

    Смерть сына Ионы.

    Одиночество героя в мире глухих к чужому горю людей.

Групповая работа с текстом СЛАЙД №10, 11

Выбрать из текста следующий материал:

Кому пытался поведать Иона о своем горе?

Как он это делал?

Какова была реакция слушателей?

Кому рассказывал Иона о горе?

Как он это делал?

Реакция слушателей

Военный

Оглядывается на седока и шевелит губами…Хочет он, по-видимому, что-то сказать, но из горла не выходит ничего, кроме сипенья … кривит улыбкой рот, напрягает свое горло и сипит: «А у меня, барин, тово… сын на этой неделе помер»

Гм… Отчего же он умер?

…закрыл глаза и, по-видимому, не расположен слушать .

3 молодых людей

Он слышит обращенную к нему ругань, видит людей и чувство одиночества начинает мало-помалу отлегать от груди. Оглядывается и бормочет:«А у меня на этой неделе…тово…сын помер!»

Все помрем… переводят разговор, оскорбляют Иону. Горбач легко вздыхает , заявляя, что они приехали.

Толпы

Глаза Ионы тревожно и мученически бегают по толпам, снующим по обе стороны улицы: не найдётся ли из этих тысяч людей хоть один , который выслушал бы его.

Но толпы бегут, не замечая ни его, ни тоски…

Дворник с кульком

Решает заговорить

Чего же стал здесь? Проезжай!

Молодой извозчик

«А у меня, брат, сын помер…»

Молодой укрылся с головой и уже спит .

Лошадь

Так-то, брат, кобылочка …Нету Кузьмы Ионыча…Приказал долго жить…Взял и помер зря…Таперя, скажем, у тебя жеребёночек, и ты этому жеребёночку родная мать… И вдруг, скажем этот жеребёночек приказал долго жить… Ведь жалко ?

Иона увлекается и рассказывает ей всё…

Лошадёнка жуёт, слушает и дышит на руки своего хозяина…

Система образов СЛАЙД №11

Как при помощи системы образов Чехов показывет равнодушие окружающего мира к горю Ионы?

Интересно выстроена система образов: от отдельного человека – через группу лиц – к собирательному образу: военный – трое молодых людей – толпа .

Что их объединяет?

Безразличие, безликость. Среди толпы, среди тысяч людей – ни одного милосердного.

Таким образом Чехов поднимает проблему оскудения нравственного мира человека

7. Почему Ионе так необходимо рассказать кому-то о смерти сына со всеми подробностями?

Выберите из отрывка глаголы говорения. Какую роль играют эти повторяющиеся слова?

А Ионе «хочется говорить», «путём не говорил», «нужно поговорить», «надо рассказать», «нужн о описать» «нужно поговорить».

Повторяющиеся слова передают состояние души Ионы: он страдает от невозможности кому –нибудь рассказать свое горе. Поэтому ключевое слово здесь «говорить» и его всевозможные формы.

8. Почему люди не слышат Иону? Как их это характеризует?
(бездушные люди, не умеющие сочувствовать, сопереживать чужому горю.)

Лексическая работа (блок-схема ) СЛАЙД №12 (обращение к тесту Люшера цвет: серый, красный)

Работа по группам

Составьте ряды синонимов (1-й вариант)и антонимов (2-й вариант), характеризующих равнодушие жителей города: (обратить внимание на приставки без- и со-)

    равнодушие, черствость, безразличие, бессердечие, безучастность;

    сострадание, сочувствие, сопереживание, милосердие, участие, доброта, отзывчивость

9. Могли ли такие люди увидеть «тоску Ионы - громадную, не знающую границ, которая весь свет залила»?

Лингвистический и психологический парадокс (явление, кажущееся невероятным и неожиданным) («тоска огромная» - «тем не менее её не видно») необходимы писателю для изображения бездуховности людей, их равнодушия к окружающим. Этот приём – средство раскрытия проблемы произведения.

10. Почему герою так тяжело справляться со своей болью?

Он совсем один, людям не до него и не до его переживаний. Иона лишен того человеческого участия, которое помогает людям продолжать жить, несмотря на тяжесть перенесенных потерь, несмотря на непоправимость трагедии. Его же тоска безысходна, ей никак не излиться.

11. Кому же поведал печаль свою Иона? Действительно ли это общение с другим существом, или разговор с самим собой?

Почему в речи Ионы так много многоточий, какова их роль?

В финале рассказа Иона наконец находит собеседника - лошадь. Это, действительно, собеседник: Иона говорит так, чтобы лошади было понятно: «Таперя, скажем, у тебя жеребеночек, и ты этому жеребеночку родная мать… И вдруг, скажем, этот самый жеребеночек приказал долго жить… Ведь жалко?» И лошадь, пишет Чехов, «слушает» Иону и «дышит на руки своего хозяина». Это то живое сочувственное дыхание, которого ему так недоставало.

В речи Ионы многоточия передают накопившуюся боль, которая, возможно, начнёт постепенно отпускать героя.

Вывод

Почему после прочтения рассказа остаётся такое тяжёлое впечатление?

После чтения рассказа остаётся тяжёлое впечатление. Среди мира людей не нашлось ни одного человека, готового выслушать Иону. Мир людей чёрств, бездушен, нравственно уродлив. Искренность и чистоту сохранили лишь животные.

СЛАЙД № 13 Философско-психологические проблемы, затронутые в рассказе, актуальны и сейчас:

    Человек одинок среди людей;

    Оскудение нравственного мира человека;

    В мире должна найтись хоть одна живая душа, способная сочувствовать, сопереживать.

СЛАЙД №14 Чехов - врач. И герои для него - те же больные. Он борется с болезнью - во имя больного. «Я хотел только честно и откровенно сказать людям: посмотрите на себя, посмотрите, как вы плохо и скучно живете. Самое главное, чтобы люди это поняли, а когда это поймут, они непременно создадут себе другую, лучшую жизнь», - говорил Чехов.

Обращение к проблемному вопросу СЛАЙД №16

Работа по группам

В течение нескольких минут подготовьте ответ на свой вопрос.

    Кто виноват в том, что в мире, полном людей, человек одинок?

    Что надо делать, чтобы мир стал лучше, добрее? (сочинение – миниатюра 4-5 предложений)

    Что бы я сказал в утешение герою рассказа?

    Составьте синквейн к слову «тоска», используя материалы рассказа Чехова.

Обычно, когда человек думает о А.П. Чехове, то ему приходят на ум его юмористические или «обличительные» сочинения, но русский классик так же хорош и в серьезной, психологической прозе, достоверно описывающей трагедию личности. Наша статья, надеемся, это продемонстрирует в полной мере, ее предмет - анализ рассказа «Тоска». Чехов в центре внимания.

Безразличный к непогоде извозчик

Идет снег. Старый извозчик Иона молчаливо отдается в руки непогоды. Осадки покрывают его ровным слоем наравне с другими предметами окружающего мира. Он выходит из оцепенения только тогда, когда к нему подходит клиент - военный и просит отвезти его на Выборгскую. Везет его Иона кое-как, не до работы ему пока. У него неделю назад сын умер, о чем он и пытается рассказать своему пассажиру, но тот только спросил, от чего тот умер и все, а потом поездка кончилась.

И у какого-то дома, а, может быть, где-то под фонарем старик Иона снова погрузился в свой трагический анабиоз.

Для того чтобы провести анализ рассказа «Тоска» (Чехов А.П. написал его), нужно пройти по тем точкам сюжета, которые важны для понимания главного персонажа повествования.

Двое высоких и горбач

Ионе надо снова возвращаться в мир внешний из страны своих горестных дум - у него пассажиры. Теперь их трое: двое высоких и один горбатый. Они долго решают, кто поедет стоя, а кто сидя. И итоге консилиум пассажиров постановляет, что ехать стоя должен горбатый, так как он ниже всех, а высокие посидят. Компания сторговалась на двугривеннике, а старику все равно, ведь у него сын умер. Он и этим пассажирам сообщает скорбную новость сию, но молодые люди отвечают только: «Все там будем». Хорошо известно, что обычно за этой фразой ничего не стоит настоящего.

Но извозчику хорошо, ибо шумно у него в экипаже, а раз стоит галдеж, значит, нет тишины. Внутреннее и внешнее молчание отступает на некоторое время. А следовательно, проходит тоска.

Иона понимает, что он не работник сегодня и возвращается домой, во двор - пристанище, там, где спят другие его коллеги. Как кажется, анализ рассказа «Тоска» (Чехов автор его) вполне передает общее настроение произведения.

Тоска, способная затопить весь мир, если выйдет наружу

Старик сидит у старой и грязной печи. Изба забита другими извозчиками. Они спят. Тут просыпается один (молодой) и тянется к ведру с водой, Иона пытается заговорить с ним о сыне, но все тщетно, молодого сослуживца еще не отпустил из своих объятий Морфей и ему не до душевных излияний старика. Здесь анализ рассказа «Тоска» (Чехов подарил его миру) достигает своего высшего градуса по шкале безысходности.

Оказывается, что лучший слушатель старика был все это время не так уж далеко - это его кобылка. В финале рассказа он идет в конюшню и все свои душевные страдания доверяет ей. Надеемся, что старика не будет впредь мучить тоска так уж сильно.

Каждый по-разному переживает неожиданно свалившееся на него горе

Кому-то надо побыть в одиночестве, а кому-то нужен шум, необходимы люди, чтобы не слышать ужасающего внутреннего молчания. Вообще, сочинение Чехова, наверное, должно называться не «Тоска», а «Горе», такое заглавие точнее отражает эмоциональное настроение старика, но у него есть свой недостаток: в рассказе пропадает интрига, все становится ясно и понятно. К такому выводу подводит нас анализ рассказа Чехова «Тоска».

Извозчик не хочет оставаться один, потому что его уединение предполагает автоматическим образом самопоглощение. Человек в таком состоянии начинает себя «переваривать». Он задает себе слишком много вопросов, которые не имеют ответа.

Смерь - необъяснимый провал человеческого бытия

Вообще, смерть - это то, что невозможно объяснить, у смерти есть причины, но нет объяснения. Уважаемый читатель наверняка ловил себя на такой мысли, даже когда умирает не молодой, а старый, но близкий человек. В таком случае у родственников есть все документы на руках, которые говорят о физической причине смерти, с моральной точки зрения внезапно наступающий акт небытия объяснить невозможно.

Наш анализ рассказа Чехова «Тоска» показывает, что примерно это же и чувствовал старик. Несчастный отец даже хотел бы обменять свою жизнь, на жизнь сына, но нет. У каждого свой срок пребывания на этой земле ни высчитать, ни просчитать его никоим образом нельзя, ибо длина жизни зависит от множество взаимосвязанных факторов, математически определить которые не представляется возможным. Люди уходят в мир иной, не соблюдая очереди, а оставшиеся здесь (на земле) только скобят и ждут своего часа.

Почему люди так черствы, а животные так отзывчивы?

Ответ прост: у людей есть «дела», а животные ничем не заняты, они только спят, едят и работают (если речь идет о лошадях). В остальном же они совершенно свободны, у могут выдержать сколь угодно длинный разговор. У них нет расовых, возрастных и профессиональных предрассудков. С ними легко можно говорить о смерти, так как они не знают, что это такое и никогда не узнают: у животных нет сознания, они воспринимают смерть здесь и сейчас, что позволяет им не переживать процесса умирания во время жизни. Для них смерть просто наступает как неизбежность, как естественный ход вещей, человек же склонен искать высший смысл как в жизни, так и в смерти. Вот таким он смертоцентричным получается наш анализ рассказа А. П. Чехова «Тоска».

Далее продолжаем рассуждение. Но вместе с тем об утрате близких с животными говорить стоит. Они вполне понимают человека в этом смысле, ибо некоторые звери чрезвычайно привязаны к родне и потомству. Русский классик не показывает, насколько лошадь сопереживает своему хозяину, но она уже тем лучше людей, что хотя бы выслушала его.

А. П. Чехов - врач с неочерствевшим сердцем

Удивительно, что такие проникновенные сочинения о человеке пишет именно врач по образованию, который должен был еще во время обучения потерять всякую чувствительность к человеческому горю. Но нет, «Тоска» (анализ произведения Чехова почти завершен) доказывает, что психологическую чуткость русский классик сохранил вопреки своему образованию.

Вообще у Чехова отношение к человеку сложное: с одной стороны, у него нет насчет своего собрата иллюзий. Он трезво оценивает как достоинства, так и недостатки человеческой природы, иногда увлекаясь критикой или насмешкой, но художнику позволена такая слабость. С другой же стороны, он жалеет человека, может быть, даже ищет возможность его спасти, но находит ли? «Тоска» (анализ произведения Чехова подводит нас к такой мысли) утверждает, что выход в единстве с других живым существом, пусть и не человеком.

Сочинения русского классика - отличное противоядия против «анестезии сердца», окостенения души. Причем Чехов настолько универсален, что его можно читать в любом расположении духа. С ним можно и погрустить и повеселиться, главное - выбрать подходящий рассказ. Под печальное настроение подходит «Тоска». Рассказы Чехов Антон Павлович писал с большим изяществом, мастерством и вкусом. Отрадно, что они оставляют все-таки человеку надежду на наступление лучших времен.

Сочинения по литературе: Рецензия на рассказ А. П. Чехова "Тоска"

Ознакомившись с рассказом А. П. Чехова "Тоска", я увидел проблему одиночества, отсутствие взаимопонимания между людьми. В этом произведении мы чувствуем любовь Чехова к рядовым труженикам, подобным Иону Потапову. Рассказы Чехова одновременно ни о чем и обо всем. За мелочами обыденной жизни скрываются глубокие мысли автора. Так и в произведении "Тоска".

Чехов повествует нам о трудовом дне бедного труженика Потапова. Работая кучером, он встречается с разными людьми и проводит с ними большую часть времени. Нам может показаться, что это человек, которого не преследует проблема одиночества. Но

Заглянув в глубину строк, читатель может увидеть плачевное состояние души Иона. Не

Имея жены, потеряв сына, Потапов остался наедине со своей искалеченной душой, ноющей от тоски, и с лошадью. Тоска его поедает. Наплевательское отношение пассажиров друг к другу и к самому Иону является горстью соли, насыпанной на его душевную рану. Столкнувшись с проблемой одиночества в рассказе А. П. Чехова "Тоска", хочется призвать человечество к доброте, милосердию, взаимопониманию.

Чехова ставят перед читателем серьезные проблемы, получают тщательную разработку в

Своем сюжетном строении, становятся жанром большой литературы. Пролагая путь рассказу, Чехов отталкивался от старых приемов, обветшалой тематики, внешней

Развлекательности. С другой стороны, рассказ Чехова вбирал в себя лучшие

Достижения прежней русской литературы. Чехов выступил мастером этой "малой"

Формы. Рассказы Чехова таят в себе огромный смысл, отличаясь от остальных четкостью и лаконичностью, неся в себе определенный моральный вывод. Примером такого рассказа

Может считаться его рассказ "Тоска". Это рассказ о сытых, равнодушных людях, считающих себя классом выше, неспособных понять, пожалеть другого человека, поддержать его дружеской мягкой и доброй улыбкой, чуждых к отзывчивости и состраданию. Главным героем рассказа является Иона Потапов - бедный извозчик, совсем недавно похоронивший своего сына, ищущий поддержки и понимания людей. Конечно, его горе трудно понять людям, у которых никогда не болело сердце и не

Немела душа. С какой доверчивой беззащитностью открывает старик Иона свою душу всем тем, кому в тот день нужен был извозчик. С какой детской открытостью пытается он увидеть в глазах ездоков огонек поддержки и сострадания. Но все его существо наталкивается на стену черствости, равнодушия и непонимания.

Равнодушие. Как часто, слыша это слово, мы удивляемся и возмущаемся, думая про себя, что это к нам не относится. И как часто мы забываем об обидах и горестях, принесенных самими нами нашим самым близким и родным людям. Ведь часто от нас так мало требуется: выслушать, сказать ласковое слово, улыбнуться. Но и этой малости нам бывает так жаль порой. Ну, что стоило героям рассказа "Тоска" проявить минимум ласки, сострадания и терпения, чтобы облегчить горе Ионе Потапову. В их душе стало бы намного светлее и чище, пойми они горе извозчика. Насколько же станет и наш мир светлее и лучше, когда нас, наконец, покинут сухость, черствость, равнодушие.

С творчеством А. П. Чехова мы знакомимся еще задолго до изучения его произведений по

Школьной программе. И сразу замечаем, что отличительной чертой его творчества

Является краткость. Сам Чехов говорил: "Умею коротко писать о длинных вещах". Об одной из таких "длинных вещей" писатель повествует в рассказе "Тоска". В нем А. П.

Чехов поднимает вечную проблему человечества - проблему общения друг с другом, равнодушия к горю и несчастью окружающих, проблему одиночества. Ощущение

Тоски и печали не покидает на протяжении чтения всего рассказа. Уже из названия

Рассказа понятно, что речь пойдет о грусти и боли. Начиная повествование, Чехов

Окутывает место действия, с которого начинается рассказ, дремотой; движение

Вокруг Ионы Потапова замедляется, и он погружается в свои мысли. Иона потерял сына,

И боль этой потери он не в силах держать в себе, ему надо выговориться, рассказать

Кому-то о своей беде. Но он сталкивается с черствостью людей, равнодушием и

Непониманием. Затерянный в шумном городе, где все куда-то спешат, едут, идут, бегут, не

Обращая внимания на одинокого извозчика, Иона не находит отклика в душах и сердцах

Людей. Но находит его в молчаливом сочувствии лошади. К великому позору людей,

Иона предпочел животное человеку. К несчастью, люди часто забывают

Об окружающем мире, погружаясь в свои проблемы, они не замечают жизни вокруг себя.

Но любой из них может оказаться на месте Ионы и получить то же самое, что дал когда-то

Другому - равнодушие и непонимание.

Мне довелось познакомиться с произведениями Антона Павловича Чехова. Это великий мастер и художник слова. Он способен передать в маленьком рассказе всю жизнь человека, придерживаясь своих правил и афоризмов: "Писать талантливо, то есть коротко", "Умею коротко говорить о длинных вещах". Последняя формула наиболее точно определяет сущность достигнутого Чеховым необыкновенного мастерства. За его

Пейзажами, нарисованными часто с помощью одной точной и меткой детали,

За короткими диалогами и монологами, маленькими подробностями, за которыми

Вот и сейчас в его рассказе "Тоска" достаточно нескольких предложений, чтобы понять

Атмосферу бездушия, окружающую главного героя. На землю мягким ковром ложатся

Сумерки, кружится мокрый, крупный снег, который "пластом ложится на крыши, плечи,

Спины, шапки". Это не просто сумерки и снег, это образ, символ какой-то безысходности,

Пустоты и равнодушия. Ощущаешь, как мал и ничтожен человек в этом бездушном

Пространстве. И Иона Потапов один в этой пустоте, где ему не с кем словом

Перемолвиться, В этом коротком рассказе Чехов рисует образ бездушного города с

Бездушными людьми. Город, где так много людей, но где ты духовно одинок. Четыре раза Потапов пытался завести разговор, четыре раза пытался рассказать о своем горе - о смерти сына. Ему хотелось, чтобы ему посочувствовали, пожалели. Он говорит, что с

Бабами лучше разговаривать на эту тему, "те хоть и дуры, но ревут от двух слов". Однако

Его собеседников это не интересовало, они отнеслись равнодушно, безучастно к чужому

Горю. Иона не мог выговориться, а отсюда росла тоска, "тоска громадная, не знающая

Границ. Казалось, лопни грудь, вылейся из нее тоска, так она бы весь свет залила..."

Вот главная поэтическая мысль, образующая лейтмотив "Тоски". Извозчик не находит понимания у людей. Он начинает чувствовать боль и горечь от невысказанных страданий и тоски, не может уснуть ночью и идет посмотреть лошадь, которая для него стала самым дорогим и родным существом после смерти сына. В ней он видит родственную душу, как он лишился сына, так она лишилась своего хозяина и овса. Он начинает вспоминать и говорить о сыне, а затем "увлекается и рассказывает ей все". Потому, что в этой пустоте и безмолвии, в этом "бездушном" городе - это единственное существо, которое слушало его, не оттолкнуло. Эта тема актуальна и для нас, мы все время куда-то спешим, не обращая внимания на страдания других людей, не думая о том, что сами можем оказаться в подобной ситуации.

Не потеряйте. Подпишитесь и получите ссылку на статью себе на почту.

Писательская деятельность, как упоминалось в это интереснейший творческий процесс со своими особенностями, хитростями и тонкостями. И одним из самых эффективных способов выделения текста из общей массы, придания ему уникальности, необычности и способности вызвать неподдельный интерес и желание прочесть полностью являются литературные писательские приёмы. Они применялись во все времена. Сначала непосредственно поэтами, мыслителями, писателями, авторами романов, рассказов и других художественных произведений. В наше время их активно используют маркетологи, журналисты, копирайтеры, да и вообще все те люди, у которых время от времени возникает необходимость в написании яркого и запоминающегося текста. Но с помощью литературных приёмов можно не только украсить текст, но и дать читателю возможность более точно прочувствовать, что именно хотел донести автор, посмотреть на вещи с .

Не важно, занимаетесь ли вы написанием текстов профессионально, делаете свои первые шаги в писательском мастерстве или создание хорошего текста просто время от времени появляется в списке ваших обязанностей, в любом случае знать о том, какие существуют литературные приёмы писателя, нужно и важно. Умение ими пользоваться — это очень полезный навык, который может пригодиться каждому, причём не только в написании текстов, но и в обычной речи.

Предлагаем вам ознакомиться с наиболее распространёнными и эффективными литературными приёмами. Каждый из них будет снабжён ярким примером для более точного понимания.

Литературные приёмы

Афоризм

  • «Льстить - значит говорить человеку именно то, что он о себе думает» (Дейл Карнеги)
  • «Бессмертие стоит нам жизни» (Рамон де Кампоамор)
  • «Оптимизм – религия революций» (Жан Банвий)

Ирония

Ирония – это насмешка, в которой истинный смысл ставится в противовес реальному смыслу. Благодаря этому создаётся впечатление, что предмет беседы не является таким, каким кажется на первый взгляд.

  • Фраза, сказанная лодырю: «Да я смотрю, ты неустанно трудишься сегодня»
  • Фраза, сказанная про дождливую погоду: «Погодка-то шепчет»
  • Фраза, сказанная человеку в деловом костюме: «Привет, ты на пробежку?»

Эпитет

Эпитет – это слово, определяющее какой-либо предмет или действие и при этом подчёркивающее его особенность. При помощи эпитета можно придать выражению или фразе новый оттенок, сделать его более красочным и ярким.

  • Гордый воин, будь стойким
  • Костюмчик фантастической расцветки
  • Девушка красоты невиданной

Метафора

Метафора – это выражение или слово, в основу которого положено сравнение одного предмета с другим на основании их общей черты, но употребляемое в переносном смысле.

  • Стальные нервы
  • Дождь барабанит
  • Глаза на лоб полезли

Сравнение

Сравнение – это образное выражение, связывающее между собой различные предметы или явления при помощи каких-либо общих черт.

  • От яркого света солнца Евгений на минуту ослеп словно крот
  • Голос моего товарища напоминал скрип ржавых дверных петель
  • Кобыла была резвой как пылающий огонь костра

Аллюзия

Аллюзия – это особая фигура речи, в которой содержится указание или намёк на другой факт: политический, мифологический, исторический, литературный и т.д.

  • Ты — прямо великий комбинатор (отсылка к роману И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев»)
  • Они произвели на этих людей такое же впечатление, какое испанцы — на индейцев Южной Америки (отсылка к историческому факту завоевания Южной Америки конкистадорами)
  • Нашу поездку можно было бы назвать «Невероятные перемещения русских по Европе» (отсылка к кинофильму Э. Рязанова «Невероятные приключения итальянцев в России»)

Повтор

Повтор – это слово или фраза, несколько раз повторяющаяся в одном предложении, придающая дополнительную смысловую и эмоциональную выразительность.

  • Бедный, бедный мальчуган!
  • Страшно, до чего же страшно ей было!
  • Иди, мой друг, вперёд ты смело! Иди ты смело, не робей!

Олицетворение

Олицетворение – это употреблённое в переносном смысле выражение или слово, посредством которого неодушевлённым предметам приписываются свойства одушевлённых.

  • Вьюга воет
  • Финансы поют романсы
  • Мороз раскрасил окна узорами

Параллельные конструкции

Параллельные конструкции – это объёмные предложения, позволяющие читателю создать ассоциативную связь между двумя или тремя объектами.

  • «В синем море волны плещут, в синем море звёзды блещут» (А.С. Пушкин)
  • «Алмаз шлифуется алмазом, строка диктуется строкой» (С.А. Поделков)
  • «Что ищет он в стране далёкой? Что кинул он в краю родном?» (М.Ю. Лермонтов)

Каламбур

Каламбур – это специальный литературный приём, в котором в одном контексте применяются разные значения одного и того же слова (фраз, словосочетаний), схожих по своему звучанию.

  • Говорит попугай попугаю: «Попугай, я тебя попугаю»
  • Шёл дождь и мы с отцом
  • «Ценят золото по весу, а по шалостям – повесу» (Д.Д. Минаев)

Контаминация

Контаминация – это появление одного нового слова посредством соединения двух других.

  • Пиццабой – разносчик пиццы (Pizza (пицца) + Boy (мальчик))
  • Пивонер – любитель пива (Пиво + Пионер)
  • Бэтмобиль – автомобиль Бэтмена (Бэтмен + Автомобиль)

Обтекаемые выражения

Обтекаемые выражения – это фразы, которые не выражают ничего конкретного и скрывают личное отношение автора, вуалируют смысл или затрудняют его понимание.

  • Мы изменим мир в лучшую сторону
  • Допустимые потери
  • Это не хорошо и не плохо

Градации

Градации – это способ построения предложений таким образом, чтобы однородные слова в них усиливали или понижали смысловое значение и эмоциональную окраску.

  • «Выше, быстрее, сильнее» (Ю. Цезарь)
  • Капля, капля, дождик, ливень, вот и льёт, как из ведра
  • «Он тревожился, волновался, сходил с ума» (Ф.М. Достоевский)

Антитеза

Антитеза – это фигура речи, в которой используется риторическое противопоставление образов, состояний или понятий, связанных между собой общим смысловым значением.

  • «То академик, то герой, то мореплаватель, то плотник» (А.С. Пушкин)
  • «Кто был никем, тот станет всем» (И.А. Ахметьев)
  • «Где стол был яств, там гроб стоит» (Г.Р. Державин)

Оксюморон

Оксюморон – это стилистическая фигура, которая считается стилистической ошибкой — в ней сочетаются несочетаемые (противоположные по значению) слова.

  • Живой мертвец
  • Горячий лёд
  • Начало конца

Итак, что же мы видим в итоге? Количество литературных приёмов поражает. Помимо перечисленных нами, можно назвать и такие как парцелляция, инверсия, эллипсис, эпифора, гипербола, литота, перифраз, синекдоха, метонимия и другие. И именно это многообразие позволяет любому человеку применять эти приёмы повсеместно. Как уже было сказано, «сфера» применения литературных приёмов – это не только писательство, но и устная речь. Дополненная эпитетами, афоризмами, антитезами, градациями и другими приёмами она станет гораздо ярче и выразительнее, что очень полезно в освоении и развитии . Однако нельзя забывать и о том, что злоупотребление литературными приёмами может сделать ваш текст или речь напыщенной и отнюдь не такой красивой, как вам того хотелось бы. Поэтому следует быть сдержанным и аккуратным, применяя эти приёмы, чтобы изложение информации было лаконичным и плавным.

Для более полноценного усвоения материала мы рекомендуем вам, во-первых, ознакомиться с нашим уроком, посвящённым , а во-вторых, и обращать внимание на манеру написания или речь выдающихся личностей. Примеров существует огромное количество: от древнегреческих философов и поэтов до великих писателей и риторов современности.

Мы будем очень признательны, если вы проявите инициативу и напишите в комментариях о том, какие ещё литературные приёмы писателей вы знаете, но о которых мы не упомянули.

Также нам хотелось бы узнать, стало ли для вас полезным прочтение этого материала?

ТРОПЫ И СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ.

ТРОПЫ (греч. tropos — поворот, оборот речи) - слова или обороты речи в переносном, иносказательном значении. Тропы - важный элемент художественного мышления. Виды тропов: метафора, метонимия, синекдоха, гипербола, литота и др.

СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ - обороты речи, применяемые для усиления экспрессивности (выразительности) высказывания: анафора, эпифора, эллипс, антитеза, параллелизм, градация, инверсия и др.

ГИПЕРБОЛА (греч. hyperbole — преувеличение) - разновидность тропа, основанная на преувеличении («реки крови», «море смеха»). Средствами гиперболы автор усиливает нужное впечатление или подчеркивает, что он прославляет, а что высмеивает. Гипербола встречается уже в древнем эпосе у разных народов, в частности в русских былинах.
В русской литре к гиперболе охотно прибегали Н. В. Гоголь, Салтыков-Щедрин и особенно

В. Маяковский ("Я", "Наполеон", "150 000 000"). В поэтической речи гипербола часто переплетается с другими художественными средствами (метафоры, олицетворения, сравнения и др.). Противоположность – литота.

ЛИТОТА (греч. litotes — простота) - троп, противоположный гиперболе; образное выражение, оборот, в котором содержится художественное преуменьшение величины, силы, значения изображаемого предмета пли явления. Литота есть в народных сказках: "мальчик с пальчик", "избушка на курьих ножках", "мужичок с ноготок".
Второе название литоты – мейосис. Противоположность литоте –
гипербола.

К литоте часто обращался Н. Гоголь:
«Такой маленький рот, что больше двух кусочков никак не может пропустить» Н. Гоголь

МЕТАФОРА (греч. metaphora — перенесение) - троп, скрытое образное сравнение, перенесение свойств одного предмета или явления на другой на основании общих признаков («работа кипит», «лес рук», «тёмная личность», «каменное сердце»…). В метафоре, в отличие от

сравнения, слова «как», «словно», «как будто» опущены, но подразумеваются.

Век девятнадцатый, железный,

Воистину жестокий век!

Тобою в мрак ночной, беззвездный

Беспечный брошен человек!

А. Блок

Метафоры образуются по принципу олицетворения ("вода бежит"), овеществления ("стальные нервы"), отвлечения ("поле деятельности") и т. д. В роли метафоры могут выступать различные части речи: глагол, существительное, прилагательное. Метафора придает речи исключительную выразительность:

В каждый гвоздик душистый сирени,
Распевая, вползает пчела...
Вознеслась ты под свод голубой
Над бродячей толпой облаков...

А. Фет

Метафора представляет собой нерасчлененное сравнение, в котором, однако, легко усматриваются оба члена:

Со снопом волос своих овсяных
Отоснилась ты мне навсегда...
Покатились глаза собачьи
Золотыми звездами в снег...

С. Есенин

Помимо словесной метафоры, большое распространение в художественном творчестве имеют метафорические образы или развернутые метафоры:

Ах, увял головы моей куст,
Засосал меня песенный плен,
Осужден я на каторге чувств
Вертеть жернова поэм.

С. Есенин

Иногда все произведение целиком представляет собой широкий, развернутый метафорический образ.

МЕТОНИМИЯ (греч. metonymia - переименование) - троп; замена одного слова или выражения другим на основе близости значений; употребление выражений в переносном смысле ("пенящийся бокал" - имеется в виду вино в бокале; "лес шумит" - подразумеваются деревья; и т.п.).

Театр уж полон, ложи блещут;

Партер и кресла, всё кипит...

А.С. Пушкин

В метонимии явление или предмет обозначается с помощью других слов и понятий. При этом сохраняются сближающие эти явления признаки или связи; так, когда В. Маяковский говорит о "стальном ораторе, дремлющем в кобуре", то читатель легко угадывает в этом образе метонимическое изображение револьвера. В этом отличие метонимии от метафоры. Представление о понятии в метонимии дается с помощью косвенных признаков или вторичных значений, но именно это и усиливает поэтическую выразительность речи:

Ты вел мечи на пир обильный;

Все пало с шумом пред тобой;
Европа гибла; сон могильный
Носился над ее главой...

А. Пушкин

Когда же берег ада
Навек меня возьмет
Когда навек уснет
Перо, моя отрада...

А. Пушкин

ПЕРИФРАЗА (греч. periphrasis - окольный оборот, иносказание) - один из тропов, в котором название предмета, человека, явления заменяется указанием на его признаки, как правило, наиболее характерные, усиливающие изобразительность речи. («царь птиц» вместо «орел», «царь зверей» - вместо «лев»)

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ (прозопопея, персонификация) - вид метафоры; перенесение свойств одушевленных предметов на неодушевленные (душа поёт, река играет…).

Колокольчики мои,

Цветики степные!

Что глядите на меня,

Тёмно-голубые?

И о чём звените вы

В день весёлый мая,

Средь некошеной травы

Головой качая?

А.К. Толстой

СИНЕКДОХА (греч. synekdoche - соотнесение) - один из тропов, вид метонимии, состоящий в перенесении значения с одного предмета на другой по признаку количественного между ними отношения. Синекдоха - выразительное средство типизации. Наиболее употребительные виды синекдохи:
1) Часть явления называется в значении целого:

А в двери -
бушлаты,
шинели,
тулупы...

В. Маяковский

2) Целое в значении части - Василий Теркин в кулачном поединке с фашистом говорит:

Ах, ты вон как! Драться каской?
Ну не подлый ли парод!

3) Единственное число в значении общего и даже всеобщего:

Там стонет человек от рабства и цепей...

М. Лермонтов

И гордый внук славян, и финн...

А. Пушкин

4) Замена числа множеством:

Мильоны вас. Нас - тьмы, и тьмы, и тьмы.

А. Блок

5) Замена родового понятия видовым:

Бьем грошом. Очень хорошо!

В. Маяковский

6) Замена видового понятия родовым:

"Ну что ж, Садись, светило!"

В. Маяковский

СРАВНЕНИЕ – слово или выражение, содержащее уподобление одного предмета другому, одной ситуации - другой. («Сильный, как лев», «сказал, как отрезал»…). Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь она завоет,

То заплачет, как дитя…

А.С. Пушкин

"Как выжженная палами степь, черна стала жизнь Григория" (М. Шолохов). Представление о черноте и мрачности степи и вызывает у читателя то тоскливо-тягостное ощущение, которое соответствует состоянию Григория. Налицо перенесение одного из значений понятия -"выжженная степь" на другое - внутреннее состояние персонажа. Иногда, для того чтобы сопоставить какие-то явления или понятия, художник прибегает к развернутым сравнениям:

Печален степи вид, где без препон,
Волнуя лишь серебряный ковыль,
Скитается летучий аквилон
И пред собой свободно гонит пыль;
И где кругом, как зорко ни смотри,
Встречает взгляд березы две иль три,
Которые под синеватой мглой
Чернеют вечером в дали пустой.
Так жизнь скучна, когда боренья нет,
В минувшее проникнув, различить
В ней мало дел мы можем, в цвете лет
Она души не будет веселить.
Мне нужно действовать, я каждый день
Бессмертным сделать бы желал, как тень
Великого героя, и понять
Я не могу, что значит отдыхать.

М. Лермонтов

Здесь с помощью развернутого С. Лермонтов передает целую гамму лирических переживаний и размышлений.
Сравнения обычно соединяется союзами "как", "как будто", "словно", "точно" и т. д. Возможны и бессоюзные сравнения:
"У меня ль молодца кудри - чесаный лен" Н. Некрасов. Здесь союз опущен. Но иногда он и не предполагается:
"Заутра казнь, привычный пир народу" А. Пушкин.
Некоторые формы сравнения строятся описательно и поэтому не соединяются союзами:

И является она
У дверей иль у окна
Ранней звездочки светлее,
Розы утренней свежее.

А. Пушкин

Она мила - скажу меж нами -
Придворных витязей гроза,
И можно с южными звездами
Сравнить, особенно стихами,
Ее черкесские глаза.

А. Пушкин

Особым видом сравнения являются так называемые отрицательные:

Не сияет на нёбе солнце красное,
Не любуются им тучки синие:
То за трапезой сидит во златом венце
Сидит грозный царь Иван Васильевич.

М. Лермонтов

В этом параллельном изображении двух явлений форма отрицания есть одновременно и способ сопоставления и способ перенесения значений.
Особый случай представляют собой используемые в сравнении формы творительного падежа:

Пора, красавица, проснись!
Открой сомкнуты негой взоры,
Навстречу северной Авроры
Звездою севера явись.

А. Пушкин

Я не парю - сижу орлом.

А. Пушкин

Часто встречаются сравнения в форме винительного падежа с предлогом "под":
"Сергей Платонович... сидел с Атепиным в столовой, оклеенной дорогими, под дуб, обоями..."

М. Шолохов.

ОБРАЗ - обобщённое художественное отражение действительности, облечённое в форму конкретного индивидуального явления. Поэты мыслят образами.

Не ветер бушует над бором,

Не с гор побежали ручьи,

Мороз - воевода дозором

Обходит владенья свои.

Н.А. Некрасов

АЛЛЕГОРИЯ (греч. allegoria - иносказание) - конкретное изображение предмета или явления действительности, заменяющее абстрактное понятие или мысль. Зеленая ветка в руках человека издавна являлась аллегорическим изображением мира, молот являлся аллегорией труда и т. д.
Происхождение многих аллегорических образов следует искать в культурных традициях племен, народов, наций: они встречаются на знаменах, гербах, эмблемах и приобретают устойчивый характер.
Многие аллегорические образы восходят к греческой и римской мифологии. Так, образ женщины с завязанными глазами и с весами в руках - богини Фемиды - аллегория правосудия, изображение змеи и чаши - аллегория медицины.
Аллегория как средство усиления поэтической выразительности широко используется в художественной литературе. Она основана на сближении явлений по соотнесенности их существенных сторон, качеств или функций и относится к группе метафорических тропов.

В отличие от метафоры, в аллегории переносное значение выражено фразой, целой мыслью или даже небольшим произведением (басня, притча).

ГРОТЕСК (франц. grotesque – причудливый, комичный) - изображение людей и явлений в фантастическом, уродливо-комическом виде, основанное на резких контрастах и преувеличениях.

Взъярённый на заседание врываюсь лавиной,

Дикие проклятья дорогой изрыгая.

И вижу: сидят людей половины.

О дьявольщина! Где же половина другая?

В. Маяковский

ИРОНИЯ (греч. eironeia - притворство) - выражение насмешки или лукавства посредством иносказания. Слово или высказывание обретает в контексте речи смысл, противоположный буквальному значению или отрицающий его, ставящий под сомнение.

Слуга влиятельных господ,

С какой отвагой благородной

Громите речью вы свободной

Всех тех, кому зажали рот.

Ф.И. Тютчев

САРКАЗМ (греч. sarkazo, букв. - рву мясо) - презрительная, язвительная насмешка; высшая степень иронии.

АССОНАНС (франц. assonance - созвучие или откликаюсь) - повторение в строке, строфе или фразе однородных гласных звуков.

О весна без конца и без краю -

Без конца и без краю мечта!

А. Блок

АЛЛИТЕРАЦИЯ (ЗВУКОПИСЬ) (лат. ad - к, при и littera - буква) - повторение однородных согласных, придающее стиху особую интонационную выразительность.

Вечер. Взморье. Вздохи ветра.

Величавый возглас волн.

Близко буря. В берег бьется

Чуждый чарам черный челн…

К. Бальмонт

АЛЛЮЗИЯ (от лат. allusio - шутка, намек) - стилистическая фигура, намёк посредством сходнозвучащего слова или упоминания общеизвестного реального факта, исторического события, литературного произведения («слава Герострата»).

АНАФОРА (греч. anaphora - вынесение) - повторение начальных слов, строки, строфы или фразы.

Ты и убогая,

Ты и обильная,

Ты и забитая,

Ты и всесильная,

Матушка-Русь!…

Н.А. Некрасов

АНТИТЕЗА (греч. antithesis – противоречие, противоположение) - резко выраженное противопоставление понятий или явлений.
Ты богат, я очень беден;

Ты прозаик, я поэт;

Ты румян, как маков цвет,

Я, как смерть, и тощ и бледен.

А.С. Пушкин

Ты и убогая,
Ты и обильная,
Ты и могучая,
Ты и бессильная…

Н. Некрасов

Так мало пройдено дорог, так много сделано ошибок...

С.Есенин.

Антитеза усиливает эмоциональную окраску речи и подчеркивает высказываемую с ее помощью мысль. Иногда по принципу антитезы построено все произведение

АПОКОПА (греч.apokope – отсечение) - искусственное укорачивание слова без потери его значения.

…Как вдруг из лесу шасть

На них медведь разинул пасть …

А.Н. Крылов

Лай, хохот, пенье, свист и хлоп,

Людская молвь и конский топ!

А.С. Пушкин

БЕССОЮЗИЕ (асиндетон) – предложение с отсутствием союзов между однородными словами или частями целого. Фигура придающая речи динамичность и насыщенность.

Ночь, улица, фонарь, аптека,

Бессмысленный и тусклый свет.

Живи ещё хоть четверть века -

Всё будет так. Исхода нет.

А. Блок

МНОГОСОЮЗИЕ (полисиндетон ) - избыточное повторение союзов, создающее дополнительную интонационную окраску. Противоположная фигура - бессоюзие .

Замедляя речь вынужденными паузами, многосоюзие подчеркивает отдельные слова, усиливает ее выразительность:

И волны теснятся, и мчатся назад,
И снова приходят, и о берег бьют...

М. Лермонтов

И скучно и грустно, и некому руку подать…

М.Ю. Лермонтов

ГРАДАЦИЯ - от лат. gradatio — постепенность) — стилистическая фигура, в которой определения группируются в известном порядке — нарастания или ослабления их эмоционально-смысловой значимости. Градация усиливает эмоциональное звучание стиха:

Не жалею, не зову, не плачу,
Все пройдет, как с белых яблонь дым.

С. Есенин

ИНВЕРСИЯ (лат. inversio - перестановка) - стилистическая фигура, состоящая в нарушении общепринятой грамматической последовательности речи; перестановка частей фразы придает ей своеобразный выразительный оттенок.

Преданья старины глубокой

А.С. Пушкин

Швейцара мимо он стрелой

Взлетел по мраморным ступеням

А. Пушкин

ОКСЮМОРОН (греч. oxymoron - остроумно-глупое) - сочетание контрастных, противоположных по значению слов (живой труп, гигантский карлик, жар холодных числ).

ПАРАЛЛЕЛИЗМ (от греч. parallelos — идущий рядом) — тождественное или сходное расположение элементов речи в смежных частях текста, создающих единый поэтический образ.

В синем море волны плещут.

В синем небе звезды блещут.

А. С. Пушкин

Твой ум глубок, что море.

Твой дух высок, что горы.

В. Брюсов

Параллелизм особенно характерен для произведений устного народного творчества (былин, песен, частушек, пословиц) и близких к ним по своим художественным особенностям литературных произведений («Песня про купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова, «Кому на Руси жить хорошо» Н. А. Некрасова, «Василий Теркин» А. Т, Твардовского).

Параллелизм может иметь более широкий тематический характер по содержанию, например в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Тучки небесные — вечные странники».

Параллелизм может быть как словесно-образный, так и ритмический, композиционный.

ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ - экспрессивный синтаксический прием интонационного деления предложения на самостоятельные отрезки, графически выделенные как самостоятельные предложения. («И снова. Гулливер. Стоит. Сутулясь» П. Г. Антокольский. «Как обходительна! Добра! Мила! Проста!» Грибоедов. «Митрофанов усмехнулся, помешал кофе. Сощурился».

Н. Ильина. «С девушкой он скоро поссорился. И вот из-за чего». Г. Успенский.)

ПЕРЕНОС (франц. enjambement - перешагивание) - несовпадение синтаксического членения речи и членения на стихи. При переносе синтаксическая пауза внутри стиха или полустишия сильнее, чем в его конце.

Выходит Пётр. Его глаза

Сияют. Лик его ужасен.

Движенья быстры. Он прекрасен,

Он весь, как божия гроза.

А. С. Пушкин

РИФМА (греч. «rhythmos» - стройность, соразмерность) - разновидность эпифоры ; созвучие концов стихотворных строк, создающее ощущение их единства и родства. Рифма подчёркивает границу между стихами и связывает стихи в строфы.

ЭЛЛИПСИС (греч. elleipsis - выпадение, опущение) - фигура поэтического синтаксиса, основанная на пропуске одного из членов предложения, легко восстанавливаемого по смыслу (чаще всего сказуемого). Этим достигается динамичность и сжатость речи, передается напряженная смена действия. Эллипсис — один из видов умолчания. В художественной речи передаёт взволнованность говорящего или напряженность действия:

Мы села — в пепел, грады — в прах,
В мечи — серпы и плуги.