Сравнительный анализ индивидуальной и групповой деятельности. Интересные психологические эффекты, которым подвержены люди

Многочисленные исследования взаимовлияния людей в процессе выполнения той или иной деятельности положили начало сравнительному анализу индивидуальной и групповой работы. Разная степень взаимосвязи людей во время труда накладывает определенный отпечаток на динамику их психических функций и работоспособности, что сказывается на конечном результате деятельности. Сравнительный анализ индивидуальной и групповой деятельности весьма актуален и для спортивной науки и практики, так как в одних видах спорта преобладает индивидуальное выполнение упражнений (спортивное плавание, лыжные гонки, спортивная и художественная гимнастика, гигантский слалом и пр.), в других - групповое (спортивные игры, синхронное плавание, парное фигурное катание на коньках, эстафеты и пр.).

Уже в первых экспериментах, осуществленных в разных странах в начале века, было показано, что есть определенная разница в психологических условиях и результатах индивидуальной и групповой деятельности. Принадлежность человека к той или иной группе накладывает значимый отпечаток на его поведение и психические состояния. Психологическое воздействие группы на индивида осуществляется не прямо, а через содержание и характер выполняемой деятельности. Сила этого воздействия зависит от решаемой задачи, размера группы, индивидуальной подготовленности участников к выполнению деятельности, а также от добровольного согласия принять влияние группы либо, наоборот, за-" труднить его или отвергнуть.

Эффект присутствия

Многие виды трудовой и спортивной деятельности выполняются человеком в одиночку. Например, такова работа станочника, сварщика, гравера, таковы спортивные упражнения прыгунов в воду, пловцов, гимнастов, стрелков, тяжелоатлетов и Др- Существенно отличается от одиночной кооперативная групповая деятельность, особенно в тех случаях, когда участники ее физически взаимосвязаны друг с другом, как, например, в экипажах гребцов, при совместной переноске груза и пр. Поэтому в психологических исследованиях сравнивается не только одиночное и групповое выполнение работы, но и групповая деятельность с разной степенью взаимозависимости участников. Когда школьный класс пишет сочинение, взаимозависимость минимальна, так как каждый работает самостоятельно. Когда же спортсмены соревнуются в эстафетном беге, перетягивании каната, спортивных играх, то успешность" деятельности каждого из них зависит от согласованности усилий всей команды. В академической гребле, например, в экипаже восьмерки, степень.взаимозависимости участников команды особенно велика.

Этот феномен в психологии получил название «социальная фа- сшштация», или «эффект присутствия». Еще К- Маркс писал, что «при большинстве производительных работ уже сам обществен- ный контакт вызывает соревнование и своеобразное возбуждение жизненной энергии», и пояснял: «Здесь дело идет не только о повышении путем кооперации индивидуальной производительной силы, но и о создании новой производительной силы, которая по самой своей сущности есть массовая сила»*. Даже в том случае, если человек выполняет свою работу самостоятельно, на его лич-. ность и деятельность определенное влияние оказывает присутствие других. Любая индивидуальная деятельность в присутствии зрителей, наблюдателей или судей имеет свои психологические особенности, отличающие ее от групповой и одиночной деятельности в изоляции.

Эффект присутствия проявляется главным образом в повышении мотивации деятельности, улучшении ее результатов, облегчении реакций, стимуляции активности. Но так он проявляется" обычно при выполнении хорошо заученных, автоматизированных действий, когда работа достаточно проста и привычна. В новых же и сложных условиях деятельности при столкновении с незнакомой публикой может наблюдаться затруднение деятельности, торможение индивидуальной активности.

Эффект присутствия усиливается в случае состязательных отношений с теми, кто наблюдает за деятельностью индивида. Известный американский психолог и спортсмен

еще в конце прошлого века провел наблюдения за велосипедистами и отметил, что они гораздо лучше выступают в гонках с соперниками, чем в езде на время.

Эффект совместного действия

Групповая деятельность, в которой все участники связаны условиями ее организации и выполнения, называется взаимосвязанной деятельностью. Чем выше степень взаимосвязанности групповой деятельности, тем сильнее выражен эффект совместного действия.

Экспериментально данная проблема рассматривается как вопрос о факторах и психологических закономерностях эффективности групповой деятельности в сравнении с ее индивидуальным выполнением.

В экспериментах, проведенных с группами кандидатов в отряд космонавтов, было показано, что успешность взаимосвязанной деятельности людей определяется не столько индивидуальной успешностью и активностью каждого члена группы, сколько оптимальностью их взаимодействия друг с другом, своеобразием стратегии и тактики совместных действий.

Для повышения групповой продуктивности в работе необходимо соответствие реально сложившейся в группе системы взаимоотношений тем требованиям, которые предъявляют к участникам задача и предстоящая деятельность.

Большой теоретический и практический интерес представляют эксперименты в парах и тройках. Эксперименты со школьниками показали, что результаты слабого учащегося в совместной работе с сильным значительно улучшаются при возникновении состязательной атмосферы в паре. Введение элемента соревнования значительно повышает результативность слабого участника пары и группы в целом. Вместе с тем сильный учащийся, включаясь в работу с одним или двумя слабыми, улучшает свои достижения менее значительно, чем партнеры.

Известный научный и практический интерес представляет вопрос о влиянии численности группы на эффективность деятельности ее участников. Исследования показывают, что групповая эффективность в том или ином виде деятельности возрастает при увеличении группы лишь до определенного уровня. В футболе-это команда численностью не менее 9-10 игроков, в волейболе- 5-6, в приятельской компании - 3-5 и т. д. При достижении некоторого «критического» размера группа перестает влиять на успешность выполнения задачи. Слишком большая численность участников группы приводит к тому, что они начинают мешать друг другу, что и снижает эффективность совместной деятельности.

Среди психологических феноменов , обусловливающих эффект совместного действия, необходимо учитывать уровень подготовленности участников к выполнению совместной деятельности, их психологическую совместимость, уровень развития группы как коллектива и др. Принято различать несколько видов и уровней совместимости людей при групповой работе.

Социально-психологическая совместимость - это сходство личных и общественных интересов и отношения к деятельности, общность целей и мотивов, ценностных ориентации и потребностей членов группы.

Психологическая совместимость - это сходство людей по проявлению психологических процессов и свойств (например, по параметрам ощущения и восприятия, по характерологическим проявлениям, темпераменту, уровню работоспособности и т. п.

Наличие совместимости обусловливает положительный эффект совместного действия, отсутствие совместимости влечет к конфликтности и межличностной напряженности во взаимоотношениях; В спортивной деятельности проблема совместимости членов группы особенно актуальна в командных видах спорта.

Жизнь человека очень сложна и многогранна. А если рассматривать её с чисто психологической точки зрения – тем более. Каждый человек обладает только ему присущими уникальными чертами и качествами, внутренними миром, душевной организацией и специфическими свойствами психики.

Люди ежедневно общаются с другими людьми и взаимодействуют с обществом, занимаются какой-либо деятельностью, выполняют определённые функции и достигают результатов. И нередко, наблюдая за процессом жизнедеятельности, можно заметить в жизни человека и общества некие закономерности – социально-психологические феномены, которые характеризуют особенности взаимоотношений людей между собой. Именно этим закономерностям и посвящён представленный материал.
В этой статье я расскажу о том, что такое психологические эффекты и какое отражение они нашли в жизни человека и общества. Нами будут рассмотрены различные особенности воздействия психологических эффектов посредством межличностного общения и массовой коммуникации. А также мы узнаем о многих эффектах восприятия, проявляющихся в общении, процессе работы, игровой деятельности и других сферах жизни людей.

Что такое психологические эффекты

Психологические эффекты (социально-психологические эффекты) являются стабильными и легко обнаруживаемыми закономерностями, отражающими межличностные характеристики отношений людей в социуме и раскрывающими особенности тех процессов, которые отражают параметры их общения и взаимодействия. Проще говоря, психологические эффекты – это часто повторяющиеся явления, возникающие во время общения людей и взаимодействия человека с обществом.
Ниже мы приводим примеры самых известных и распространённых психологических эффектов.

1. Эффект плацебо

Вообще, термином «плацебо» называют какое-либо вещество, не обладающее лечебными свойствами, но используемое в качестве такового. А целебный эффект, вызываемый этим веществом, связан с верой пациента в то, что он принимает не «пустышку», а настоящее лекарство.
В психологии же эффект плацебо представляет собой прекрасный пример того, как то, что мы говорим людям, влияет на их восприятие. Ведь основан эффект плацебо на внушении. Человеку просто сообщают, что, например, какой-то препарат оказывает определённое воздействие, и он начинает этого воздействия ожидать. В итоге, в результате внушения, происходит и ожидаемый эффект.
Проверить, насколько приведённая информация соответствует действительности, вы можете на собственном опыте. Самый простой пример: наверняка у кого-то из ваших родных или друзей время от времени возникает головная боль, дискомфортные ощущения в желудке или что-нибудь подобное. Когда случится недуг, скажите человеку, что через минуту принесёте лекарство – растворённую в воде таблетку. Пусть человек подождёт. Отойдите куда-нибудь, налейте стакан воды и потяните время, делая вид, что добавляете в воду лекарство. Потом дайте человеку выпить эту воду, ещё раз напомнив, что лекарство очень хорошее и совсем скоро состояние нормализуется. Вероятность того, что через небольшой промежуток времени этому человеку станет легче, составляет 80%, несмотря на то, что выпил он стакан обычной воды.

2. Эффект Веблена

Эффект Веблена – это необоснованный с экономической точки зрения повышенный спрос на товары высокой ценовой категории. Причём, чем выше поднимается цена, тем выше на товары спрос. Данный эффект характерен, в основном, для товаров, которые недоступны большинству людей из-за своей высокой цены. А это, в свою очередь, подчёркивает социальное положение владельцев таких вещей.
Эффект Веблена характерен, главным образом, для людей, которые ценят статус товаров, привержены какой-то конкретной марке или бренду. Иногда этому эффекту поддаются люди, переходящие на ступень выше по социальной лестнице (карьерный рост, более престижное место работы и т.п.). Также эффект Веблена - это показатель того, что в психике подверженных ему людей доминируют мотивы стремления к роскоши и престижу.
Наглядно увидеть воздействие эффекта Веблена на психику человека вы можете, просто обратив внимание на окружающих вас людей. Более всего его влиянию подвержена молодёжь. В наше время существует огромнейшее количество различных фирм, брендов, торговых марок. И у каждой из них есть своя армия поклонников.
Обратите внимание на то, что покупают молодые парни и девушки: обувь и одежду, которая совершенно проста на вид, но стоит довольно дорого. Или телефоны, стоящие многие тысячи рублей, хотя бюджетных аналогов им существует множество.
И, как правило, чем дороже будут новинки, тем больше людей захотят их приобрести. Но тут ничего не поделаешь, ведь это влияние моды. К тому же, в наше время, к сожалению, широко распространено заблуждение: чем дороже вещи у человека и чем их больше, тем значимее его персона. Хороший совет родителям: воспитывайте в своих детях здоровое отношение к материальным ценностям.

3. Эффект Зейгарник

Эффект Зейгарник – это психологический феномен, который заключается в том, что люди склонны больше запоминать внезапно прерванные занятия и задания, чем те, которые успели завершить. Данные об этом эффекте были получены опытным путём: проводилось несколько экспериментов, участниками которых были школьники и студенты. Во время этих экспериментов испытуемые заканчивали одни задания и прерывали выполнение других. По окончанию экспериментов подводились итоги, где результатом всегда был больший процент запомненных незавершённых заданий, чем завершённых.
Эффект Зейгарник вы можете испробовать даже на себе. Возьмитесь за выполнение какого-нибудь не очень простого для вас самостоятельно выбранного задания и доведите дело до конца. Сделайте небольшую паузу. Затем возьмите листок и ручку и запишите все детали процесса выполнения. После этого выберите для себя другое задание. Доведите его готовность до половины и прекратите выполнение. После аналогичной паузы запишите все детали процесса. Вы заметите, что то, что вы закончить не успели, воссоздаётся в памяти гораздо легче и отчётливее, чем то, что вы закончили. Такой, так сказать, приём очень практично использовать для контроля выполнения каких-либо заданий и повышения эффективности. Если вы утомились, делая что-то, сделайте паузу, отдохните. После вы сможете продолжить с новыми силами, и в точности помня все детали того, что делали.

4. Холодное чтение

Холодным чтением называют определённую совокупность приёмов, использующихся экстрасенсами, медиумами, гадалками, иллюзионистами и т.д. Холодное чтение используется для того, чтобы создать впечатление, что применяющий его знает о другом человеке много информации, несмотря на очень короткое знакомство. И практикующий действительно способен многое узнать.
Делается это с помощью анализа физических данных человека: пола, возраста, стиля одежды, расовой, религиозной и сексуальной принадлежности, места рождения, уровня образования и других данных.
В основном, практикующие используют догадки: если высказанное предположение находит вербальное или не вербальное подтверждение, то продолжается «прощупывание» человека в том же направлении. Если же подтверждения нет, то догадки отбрасываются и находятся другие. Умелые практики холодного чтения могут оказывать на людей очень сильное впечатление и влияние. Яркий пример холодного чтения - это гадания на улице. Множество людей попадали в такие ситуации, когда на улице подходит человек и говорит, что может погадать, предсказать будущее, снять сглаз, порчу и т.п. Лишь на минуту остановившись, человек, к которому обратились, начинает выслушивать от совершенно постороннего человека детали своей биографии, описание каких-то моментов своей жизни, личных событий и прочего. Человек удивляется, начинает испытывать своеобразный трепет и благоговение перед «магом».
Нередко «чтецы» используют свои навыки холодного чтения с целью обмана и вымогательства. Поэтому если вдруг незнакомый человек начинает удивлять вас своими «магическими» способностями, не поддавайтесь на провокации и помните, что, скорее всего, этот человек очень хороший психолог и «читает» вас, как открытую книгу, а вся его «магия» - лишь отточенный навык. Будьте бдительны.

5. Эффект Пигмалиона

Эффект Пигмалиона или эффект Розенталя – это уникальный психологический феномен, который заключается в том, что человек, убеждённый в достоверности какой-либо информации, подсознательно ведёт себя таким образом, чтобы эта информация подтвердилась. Так называемое «пророчество» определяет характер деятельности верящего в него человека.
Эффект Пигмалиона, кстати, часто получает подтверждение в проверке паранормальных явлений: сторонники убеждаются в том, что эти явления есть, а противники – в том, что их нет.
Эффект Пигмалиона очень эффективен в применении. Вы можете испытать это, например, на своём ребёнке, который должен в ближайшее время попасть в новое окружение (новый класс, школа, спортивная секция и т.п.). Как правило, многие дети испытывают дискомфорт от того, что им предстоит общаться с незнакомыми людьми, думают о том, как их воспримут, боятся не понравиться и т.д. Скажите ребёнку, что вы уже общались с теми людьми, с которыми ему предстоит встретиться, и они настроены в отношении него очень доброжелательно, позитивно, дружелюбно, и рассчитывают на такое же отношение в ответ. Оказавшись в новом окружении, но будучи настроенным на позитивный лад, ваш ребёнок будет непроизвольно вести себя, рассчитывая на то, что вы ему говорили. А это, в свою очередь, будет реализовывать ваше пророчество. В итоге, велика вероятность того, что отношения в новом коллективе будут приятными и доставят удовольствие и вашему ребёнку и тем, кто будет с ним общаться.

6. Эффект Барнума/эффект Форера

Эффект Барнума (он же эффект Форера или эффект субъективного подтверждения) – ещё один уникальный феномен, смысл которого заключается в том, что люди верят в описания их личности, созданные, по их мнению, конкретно для них, но на самом деле имеют обобщённый характер и могут быть применены в отношении других людей.
Эффект Барнума, наряду с холодным чтением, рассмотренным нами выше, нередко применяется различными мошенниками, позиционирующими себя в качестве астрологов, хиромантов, медиумов. Делается это ими с целью обмана.
В нашей повседневной жизни мы можем увидеть множество подтверждений эффекту Барнума. Так, например, вы можете заметить, что многие люди верят в достоверность гороскопов, астрологических прогнозов, описаний их личности в различных тестах и т.д.
Попробуйте написать обобщённую характеристику нескольким своим коллегам по работе (всем одну и ту же), используя самые общие описания качеств личности, и дайте им почитать, сказав, что каждая характеристика для каждого из них написана индивидуально. Большинство людей согласится с этим описанием «себя».
Так что, если кто-то вдруг говорит вам о вас же много интересных вещей, подумайте о том, что это, вероятнее всего, лишь набор общих фраз, и на вас пытаются оказать воздействие. Сами же вы можете использовать такой приём, чтобы располагать к себе людей, налаживать доверительные отношения, вызывать определённые эмоции и реакции. Но помните, что злоупотреблять этим не стоит.

7. Эффект аудитории

Эффектом аудитории называют влияние, оказываемое на деятельность человека присутствием других людей. Это влияние может быть как положительным, так и отрицательным. Благодаря многочисленным исследованиям было замечено, что если человек выполняет лёгкую и знакомую ему работу, то присутствие других людей улучшает его результаты, т.к. стимулирует возникновение правильных реакций. Если же работа сложная и мало знакомая, то присутствие других людей результаты ухудшает, стимулируя неправильные реакции.
Вы можете заметить действие этого эффекта в своей повседневной жизни, просто обращая внимание на себя и окружающих. Спортсмены зачастую показывают лучшие результаты, если знают, что за ними наблюдают зрители. Работники, сталкивающиеся с новым видом деятельности, совершают больше ошибок, если на них смотрят другие люди (начальство, коллеги). Подобные аналогии можно привести из любой сферы жизни.
С помощью данного эффекта можно научиться оказывать влияние на людей и результаты их деятельности, просто наблюдая или не наблюдая за ними. Таким же образом вы можете воздействовать и на свою личную эффективность.

8. Эффект последовательности

Воздействие эффекта последовательности проявляется в том, что люди могут различным образом реагировать на одни и те же условия, если менять последовательность выполнения заданий. Если, например, в ходе какого-либо эксперимента, исследователь меняет порядок его составляющих, то и адаптация испытуемого к этому эксперименту будет проходить хуже или лучше. По этой причине в психологии учёными принято проводить многие исследования по одной наиболее эффективной схеме.
В жизни людей эффект последовательности часто оказывает влияние на их деятельность. Продуктивность сотрудников организации может повыситься или понизиться, в зависимости от того, как построен распорядок их дня. Различные мероприятия, проводимые на работе начальством, могут привести к преждевременному утомлению или, наоборот, всплеску активности работников.
Спортсмен, тренирующийся по определённой программе, сможет повысить свою результативность, если будет варьировать составляющие процесса тренировки. Родители могут влиять на эмоционально и физическое состояние своих детей в течение дня, составив индивидуальный распорядок дня или разработав свой уникальный подход к процессу воспитания. Педагоги могут улучшить успеваемость учеников за счёт изменения обучающего процесса в плане перестановки отдельных его составляющих и т.д.

9. Эффект Хоторна

Эффект Хоторна - это феномен, проявляющийся в том, что осознание человеком своего участия в каком-либо эксперименте приводит к искажённому, в основном, лучшему результату. Человек, принимающий участие в эксперименте и знающий об этом, начинает действовать более эффективно, сосредоточеннее и усердно, нежели в обычных условиях.
Потребность человека в ощущении своей причастности к какой-то особой «экспериментальной» группе вызывает изменение его поведения и, соответственно, влияет на результаты его деятельности. Эффектом Хоторна также часто называют явление, в котором любая инновация приводит к улучшению результатов, т.к. она вызывает у людей энтузиазм.
При помощи эффекта Хоторна можно повлиять на успеваемость учеников или производительность труда работников в организации. Вариантов может быть несколько. Во-первых, можно сообщить людям, что проводится некий важный эксперимент, на основании результатов которого будут сделаны улучшения в данной области. Во-вторых, можно просто ввести в процесс деятельности какое-либо новшество, вследствие чего люди будут выполнять свои функции с большим интересом, чем обычно.
Но есть и другая сторона этого вопроса: часто эксперименты проводятся с целью получения данных, наиболее соответствующих действительности. В этом случае осведомлённость людей о проведении эксперимента окажет искажающее воздействие на результаты. Во избежание этого нужно сделать так, чтобы участники эксперимента не знали о нём, либо не были осведомлены о том, что конкретно будет устанавливаться в ходе исследования.

10. Эффект доктора Фокса

Эффект доктора Фокса заключается в том, что выразительность и импрессивность человека, предоставляющего информацию, может быть для воспринимающего гораздо важнее, чем сама информация, которую он преподносит. Талант рассказчика может завуалировать собой плохое качество, вымышленность, бесполезность и бессодержательность информации.

Эффект холодного чтения используют чтобы создать впечатление о знании некой информации о другом человеке, несмотря на короткое знакомство.

Каждый день человек общается с другими людьми и взаимодействует с обществом. И нередко в его жизни и жизни общества происходят некие закономерности – социально-психологические феномены, которые характеризуют особенности взаимоотношений людей между собой. Эти возникающие психологические эффекты довольно интересны, хотя и обыденны. Знания о них позволяют глубже понять человеческую природу и особенности его психики. Применение этих знаний способствует саморазвитию и улучшению отношений с окружающими. Какие же из этих феноменов самые распространенные?

  1. Эффект плацебо. Под термином «плацебо» подразумевают вещество, не обладающее лечебными свойствами, но используемое в качестве такового. Человек искренне верит в его действие и самоисцеляется. В психологии эффект плацебо основан на внушении. Человеку сообщают, что лекарство оказывает определённое воздействие, и он начинает этого воздействия ожидать. В результате внушения, происходит ожидаемый эффект.
  2. Эффект Веблена. С экономической точки зрения это необоснованный и повышенный спрос на товар высокой ценовой категории. Чем выше поднимается цена, тем выше на товары спрос. Эффект основывается на том, что такие товары не доступны большинству покупателей, а значит те, кто их может себе позволить приобрести, получают высокий социальный статус и уважение. Эффект Веблена характерен для людей, которые ценят статус конкретных марок или брендов и которыми управляют мотивы стремления к роскоши и престижу.
  3. Эффект Зейгарник. Психологический эффект заключается в том, что люди склонны запоминать внезапно прерванные занятия и задания, чем те, которые успели завершить.
  4. Холодное чтение. Под ним подразумевают совокупность приёмов, которыми пользуются экстрасенсы, медиумы, фокусники. Его используют чтобы создать впечатление о знании некой информации о другом человеке, несмотря на короткое знакомство. Делается это с помощью анализа пола, возраста, расовой и религиозной принадлежности человека, места рождения, уровня образования и т.д. Часто используется методика догадок. Отличное знания холодного чтения могут оказывать на людей сильное влияние.
  5. Эффект Пигмалиона. Этот психологический эффект заключается в том, что человек, убеждённый в какой-либо информации, подсознательно ведёт себя так, чтобы эта информация подтвердилась.
  6. Эффект Барнума или эффект субъективного подтверждения. Его смысл заключается в том, что люди верят в описания их личности, созданные кем-то и конкретно для них. На самом деле эти данные имеют обобщённый характер и могут быть применены в отношении других людей. Нередко используется псевдогадалками, астрологами и хиромантами с целью обмана.
  7. Эффект аудитории. Под ним подразумевается влияние, оказываемое на деятельность человека присутствием других людей. Например, если человек выполняет легкую работу в присутствие других людей, то это улучшает его результаты, а если сложную, то ухудшает, стимулируя неправильные реакции.
  8. Эффект последовательности. Психологический эффект проявляется в том, что люди могут по-разному реагировать на одни и те же условия, если менять последовательность выполнения заданий. По этой причине в психологии принято проводить исследования по одной определенной схеме.
  9. Эффект Хоторна. Показывает, что осознание человеком своего участия в каком-либо эксперименте приводит к искажённому улучшенному результату, нежели в обычных условиях.
  10. Эффект доктора Фокса. Психологический феномен заключается в том, что импрессивность и талан рассказчика человека, предоставляющего информацию, может быть для воспринимающего гораздо важнее, чем сама информация, которую он преподносит. Последний может стать уверенным в том, что бесполезная с виду информация действительно дала ему новые знания и он чему-то научился.

Эффект Ромео и Джульетты

Данный психологический эффект доказывает стремительное увеличение привлекательности двух людей друг для друга, возникающее в результате попыток их родных или друзей разлучить их.

Психологический эффект Очевидца

Психологический феномен, заключающийся в том, что, когда нужна помощь, чем большее количество людей присутствует рядом, тем менее вероятно, что кто-то из них окажет помощь.

Ранее этот эффект рассматривался как признак дегуманизации, происходящей в городской среде. Сейчас доказано, что этот психологический эффект является общим для всех. По существу, чем больше людей находится рядом, тем более вероятно, что каждый из них полагает, что кто-то другой окажет помощь – следовательно, никто не помогает.

Психологический эффект Труднодостижимости

Феномен из социальной психологии, состоящий в том, что люди, избирательные в своих социальных выборах, более желанны, чем те, кто более доступен. Это тонкий психологический эффект. Многие, кто использует этот психологический эффект и действует в манере «труднодостижимости», как бы незаметно просто отваживают от себя других людей, увеличивая свою социальную желанность.

Известный психологический эффект Пигмалиона

Термин «Pygmalion effect» взят из пьесы Джоржда Бернарда Шоу и используется как синоним самоосуществляющегося пророчества. Роберт Розенталь и Ленор Джекобсон впервые описали это понятие в своем эксперименте.

Оригинальное исследование состояло в манипулировании ожиданиями учителей и оценке их влияний на показатели IQ школьников. 20% случайно выбранных учеников из 18 различных классов описывались учителям как обладающие необычайно высоким потенциалом учебных достижений.

Школьники младших классов, в отношении которых были сформированы высокие ожидания учителей, обнаружили значительный прирост в общих показателях IQ и показателях способности к рассуждению (reasoning IQ) в сравнении с другими учениками в своей школе.

Психологический эффект Зейгарник

Известный мнемический психологический эффект, состоящий в зависимости эффективности запоминания материала (действий) от степени законченности действий. Назван данный психологический эффект по имени открывшей его в 1927 г. ученицы К. Левина - Б. В. Зейгарник.

Суть данного психологического феномена состоит в том, что человек лучше запоминает действие, которое осталось незавершенным. Это объясняется той напряженностью, которая возникает в начале каждого действия, но не получает разрядки, если действие не закончилось.

Данный психологический эффект преимущественного удержания в непроизвольной памяти прерванной, неоконченной деятельности используется в педагогике, искусстве и других сферах жизни.

Мощный психологический эффект Ореола

Суть психологического эффекта заключается в том, что если человек в какой-то ситуации производит положительное впечатление, то возникает неосознаваемое «приписывание» ему других позитивных качеств, даже если они у него в последствии и не проявляются. И наоборот, при возникновении отрицательного впечатления, осуществляется попытка видеть в человеке только плохое, не замечая полной палитры личностных характеристик.

Среди студентов хорошо известен миф: «вначале студент работает на зачетку, а потом зачетка на студента». Дело в том, что хорошо занимаясь в семестре и тщательно готовясь к экзаменам часть студентов получают только отличные отметки в 1-2 семестрах.

В последующем, некоторые из этих студентов, в силу разных обстоятельств, стали заниматься меньше и на экзаменах не всегда отвечали на все вопросы. Но на преподавателя уже действовал «эффект ореола», который преувеличивал оценки студента.

Психологический эффект аудитории студентов

Или психологический эффект Зайонца, эффект фасилитации - влияние постороннего присутствия на поведение человека. Этот простой психологический феномен проявляет себя в различных жизненных ситуациях, например когда мужчина пытается показать себя в лучшем свете перед женщиной (и наоборот). Также данный психологический эффект объясняет то, что в присутствии посторонних человек обычно волнуется или сильно переживает

Психологический эффект или феномен Баадера-Майнхофа

С данным психологическим эффектом сталкивался практически каждый из нас, считая его обычным совпадением. Например, когда вы впервые услышали комментарии о каком — нибудь фильме и вот через некоторое время натыкаетесь на него по телевизору. Или же когда вспомнили о каком -либо человеке или же подумали, что надо ему позвонить, как вдруг, от него самого раздается звонок! Такое явление вызывает чувство лёгкого удивления, и заставляет задуматься над тем, какова вероятность такого совпадения.

Чем объясняется психологический эффект Баадера — Майнхофа?

На самом деле совпадения являются свойством восприятия. Люди склонны недооценивать вероятность совпадения событий, поэтому наши ожидания расходятся с реальностью. А несовпадающие события не привлекают наше внимание, потому что совпадения являются тенденцией, и мозг сподвигает нас к более внимательному отбору тенденций… и следовательно более высокой их ценности для мозга, нежели события несовпадающие.

Неудивительно, что иногда мы сталкиваемся с той же информацией снова в течение короткого времени. Когда происходит случайное совпадение, мозг уделяет этому повышенное внимание, потому что два случая уже составляют начало некой последовательности.

Мы не замечаем сотни тысяч обрывков информации, которые больше не повторяются, потому что они не выстраиваются в определённую последовательность. Свойство игнорировать «неинтересующие» данные является примером избирательного внимания.