Средневековый город. успехи в хозяйстве отделение ремесла от сельского хозяйства возникновение новых и рост старых городов разделение труда между городом

Интересы фольварочного хозяйства рано или поздно должны были столкнуться с интересами горожан. Однако и в этом отношении XVI в. создавал иллюзию благополучия. Общая экономическая обстановка благоприятствовала развитию ремесла и торговли, хотя рост цен на изделия ремесленников был далеко не так стремителен, как рост цен на зерно. Тем не менее наличие денег и у шляхтичей, и у крестьян обеспечивало сбыт городской продукции по выгодным ценам, а государственная политика регулирования городского рынка пока еще не сказалась негативно на торгово-ремесленной деятельности бюргеров.

Ремесло весьма динамично развивалось в городах и местечках. В этом отношении особенно выделялись Краков, Гданьск и Познань, а за пределами коронных земель - Вроцлав, Вильно и Львов. Более того, в Великой Польше появились первые рассеянные мануфактуры, а кое-где возникали весьма крупные сукновальни, красильни, кирпичные и металлургические мастерские, в которых применялся и наемный труд. Совершенствовалась технология, возникали новые отрасли (такие, как книгопечатание и бумажное производство). Наряду с железом росла добыча меди, свинца, серебра, а в соляных копях Бохни и Велички было занято около 1000 человек.

Перелом обозначился в конце XVI - начале XVII в., когда шляхта стала систематически законодательно ограничивать рост цен на городские продукты, выкупать кузницы и использовать в них крепостной труд и вообще всячески тормозить развитие

городского ремесла и торговли, считая, что фольварочное производство (при котором часто существовали и ремесленные мастерские) способно и тут заменить городское хозяйство.

ПОЛЬША XVI - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XVII в.: СОСЛОВИЯ И СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ

В XV-XVIII вв. в Западной Европе сословные отношения стали постепенно уступать место иному типу социальных связей, для которых определяющим моментом был уже не правовой статус того или другого слоя, а его материальное могущество, экономическая роль, место и роль в системе производства. Хотя традиционные сословные критерии не потеряли своего значения, их влияние становилось все более ограниченным. Польша же вплоть до конца XVIII в. оставалась страной, в которой сословные перегородки являлись основным фактором социальных отношений. Главной тенденцией их развития было не разложение сословных структур, а, напротив, их окостенение, взаимное отдаление и внутренняя консолидация сословий. В этом социальная эволюция общества Речи Посполитой противоположна тому, что мы наблюдаем на западе Европы. Иными словами, вместо социальной модернизации отмечается консервация средневековых начал общественной жизни.



Польские историки (например, Я. Мачишевский) предлагают следующую периодизацию эволюции социальных отношений в Речи Посполитой этого времени. Период между Нешавскими статутами (1454) и Генриховыми артикулами (1573) характеризовался ростом влияния шляхты и был временем расцвета польской государственности. В 1573-1648 гг. могущество шляхты обернулось упадком горожан как сословия, началом разорения и деградации крестьянства, ослаблением государства, быстрым возрастанием роли магнатов в обществе и торжеством консервативных тенденций в культуре. Между 1648 и 1764 гг. именно магна-терия определяет тонус общественной и политической жизни в Речи Посполитой, что влечет за собой нарастание анархии, катастрофическую децентрализацию, кризис основных институтов государственной власти; в культурном плане это время безраздельного господства католической реакции. На последние десятилетия XVIII в. (1764-1795) приходится начало перестройки социальных отношений, оздоровление государства, регенерация культуры и ее приобщение к достижениям Просвещения.

При этом главной силой, определявшей направление, темп и характер социальных перемен, оставалась деятельность и политика шляхты.

Шляхта Речи Посполитой

Речь Посполитая, как и Испания, принадлежала к тем регионам Европы, где дворянство было очень многочисленным и имело большой удельный вес в социальной структуре общества. В последней четверти XVI в. шляхта составляла 5,6% населения в Великой Польше, 4,6 - в Малой Польше, 3,0 - в Королевской Пруссии и целых 23,4% - в Мазовии. Обыкновенно считается, что в целом 8-10% населения Речи Посполитой принадлежало к шляхте. Для сравнения укажем, что во Франции дворянство составляло 1% населения, в Англии - 3,7 вместе с духовенством, в Испании - 10%. Уже одни эти цифры заставляют обратить внимание на то, насколько своеобразна была польская шляхта и насколько трудно зачислить без оговорок всю ее массу в эксплуататорский класс.

Речь Посполитая, за исключением некоторых территорий, на которых в позднее Средневековье и Раннее Новое время произошла как бы запоздавшая феодализация, не знала типичной для Запада иерархической лестницы, составленной из сеньоров и вассалов.

Внутри шляхты выделяют три слоя: магнатерию, среднюю и мелкую шляхту. Каковы критерии их взаимного обособления? Определить это весьма непросто, поскольку очень велики были региональные отличия. С одной стороны, в Великой Польше среди средней шляхты преобладали владельцы одной деревни, а магнатом считался тот, у кого было 20 и больше деревень. С другой - на юго-востоке Речи Посполитой, на Украине «средним» был владелец 5-10 деревень, а магнатские латифундии включали не только сотни деревень, но и десятки городов. Очень неопределенным является и понятие «мелкая шляхта». В нее входили не только владельцы маленьких фольварков, но и те, кто имел лишь часть фольварка и деревни, или надел, равный одному или нескольким крестьянским ланам или вовсе не имел земли, довольствуясь принадлежностью к клиентеле того или другого магната. Таким образом, имущественный критерий недостаточен для описания не только внутренней стратификации шляхты, но и для обособления шляхты от других сословий.

Наряду с имущественным положением громадное значение для статуса семьи или индивида внутри шляхетского сословия имела принадлежность к той или иной магнатско-шляхетской группировке, генеалогические и родственные отношения, роль в сейме и на сеймике, связь с церковными кругами, обладание государственной или земской должностью. Все это делает условным разделение шляхты на сколько-нибудь четкие, взаимно

обособленные социальные слои. Тем не менее глубокие различия в положении магната и провинциального безземельного шляхти-: ча-»гречкосея» совершенно очевидны. В то же время и тот и другой принадлежали к одному сословию. Что же их объединяло и интегрировало шляхту в целом?

Объединяющей и интегрирующей силой выступала не столько феодальная собственность на землю, сколько сложившиеся в Польше правовые и социокультурные институты и традиции. Прежде всего это та совокупность публично-правовых и частноправовых привилегий, которыми было наделено шляхетское сословие независимо от социального и имущественного статуса его отдельных представителей. «Золотые вольности» обеспечивали шляхте как сословию не только монопольное право владеть землей, но и безусловное господство в церкви и государстве, доминирование в торговле, особые позиции в уголовном праве, неограниченную власть над крестьянином, фактическую независимость от королевской власти и право контролировать при помощи представительных институтов все действия органов высшего государственного управления, в том числе и самого монарха. Все это законодательно закреплялось в шляхетском праве.

Другим критерием принадлежности к шляхетству было происхождение и определенный образ жизни. Радомский сейм 1505 г. ввел этот критерий даже в законодательство: «...лишь тот может считаться шляхтичем, каждый из родителей которого шляхтич и происходит из шляхетской семьи. И он, и его родители должны проживать как прежде, так и в настоящее время - в своих имениях, гродах, местечках или деревнях в соответствии с обычаем отчизны и привычкой шляхты, живя по уставам и законам, принятым среди шляхты нашего королевства». Эта норма прочно вошла в общественное сознание и юридическую практику Речи Пос-политой в XVI-XVIII вв.

Наряду с сословными привилегиями, происхождением и особым образом жизни большое значение для интеграции шляхты как сословия имела и сама традиционная практика публичной жизни, создававшая иллюзию участия всей шляхты in согроге в управлении государством. Особенно важным это было для мелкой и беднейшей шляхты, которая не упускала случая подтвердить свое исконное шляхетство участием в выборах поветового чиновника, в съезде, в сеймике, в ежегодных военных смотрах, в посполитом рушении. Каждый шляхтич стремился иметь хотя бы самую маленькую, хотя бы и заведомо фиктивную, но признанную в общественном мнении должность (уряд). Эти должности были очень разнообразны и чаще всего не были сопряжены ни с какими реальными обязанностями, но тем не менее среди

шляхты бытовало убеждение, что шляхтич без должности все равно что пес без хвоста.

Наконец, громадное значение и в глазах современников, и в реальной жизни имели родственные связи и такое специфическое выражение общности шляхты данной территории, как «соседство» (это понятие было введено в польскую науку А. Зайончков-ским). «Соседство» - это та совокупность связей, которая объединяла территориально компактную группу дворянства. Реализо-вывалась эта близость преимущественно во взаимных визитах и совместном времяпрепровождении, влекущим за собой порой и установление родственных отношений. «Соседство» сочеталось, таким образом, с установлением более широких родственнокла-новых объединений, которые консолидировали шляхту.

Но и на этом не кончается перечень интегрирующих факторов в жизни польского шляхетства XVI-XVIII вв. Чрезвычайно существенной была субъективная сторона дела. Шляхетство являлось носителем особой субкультуры с присущими только ей представлениями о мире, специфической этикой, эстетикой, аксиологией и самосознанием. Эта субъективная исключительность ярко запечатлена в шляхетской ментальное™. Шляхетство рассматривалось как некий особый, едва ли не небесный дар. Польский поэт XVI в. Николай Рей писал, что «истинное шляхетство - это какая-то чудесная сила, гнездо добродетелей, славы, всякой значительности и всякого достоинства». Истинный шляхтич как бы генетически наследует весь возможный спектр достоинств, и прежде всего prudentia, temperantia, fortitudo, justitia. Польскому шляхтичу был присущ сословный нарциссизм. Благородное происхождение придавало ему в собственных глазах как бы особое психофизиологическое состояние, которое делало его духом и телом отличным от плебея. Умственные и физические достоинства, добродетель и сила, свобода и ответственность находили в нем, как думали шляхетские идеологи, гармоническое соединение. Один из публицистов писал: «Польский шляхтич от природы обладает всеми талантами и добродетелями, и никто в целом мире не может с ним сравняться». Недостатки шляхтича - и те! - рассматривались как продолжение его достоинств, некий переизбыток сил и способностей, дарованных ему небесами.

Замкнулись ли сословные границы польской шляхты в XVI- XVII вв.? Тенденция к превращению ее в сословную касту, безусловно, существовала. Законодательство не раз пыталось установить крепкие и непроницаемые сословные перегородки. Однако сама многочисленность постановлений сеймов по этому вопросу показывает, насколько неэффективным оказывалось такое

законодательство. В 1496 г. на Петрковском сейме горожанам было запрещено приобретать землю. В 1532 г. этот запрет был подтвержден, и исключение было сделано только для Королевской Пруссии и нескольких крупнейших городов других польских земель. Конституции 1505, 1550, 1565, 1637, 1677 гг. запрещали шляхте под угрозой потери герба и связанных с ним привилегий селиться в городах, заниматься ремеслом, торговлей, принимать назначения на городские должности. Но уже во второй половине XVII в. этот запрет перестал действовать не только de facto, но, судя по всему, и de jure, хотя формально он был отменен лишь в 1775 г. Причиной неуважения к принятому закону было то, что переход шляхтича в город, угрожая ему потерей социального статуса, во-первых, сопровождался чаще всего улучшением материального положения; а во-вторых, далеко не всегда заставлял расставаться с сословными привилегиями. Даже становясь горожанами по роду деятельности и месту проживания, шляхтичи сохраняли особые права и значительную часть «золотых вольностей».

Шляхта смешивалась с другими слоями населения также и в деревне. Сам сельский уклад жизни исключал изоляцию шляхты, особенно мелкой и безземельной, от крестьянства, хотя в правовом отношении дистанция постоянно оставалась весьма велика.

Крепким интегрирующим звеном являлся церковный приход. Он включал фольварк как свою органичную часть, и в повседневной жизни не могло идти и речи об изоляции рядового шляхтича от крестьянина. Нередкими были и случаи социально-и формально-правовой деградации шляхты, превращения ее не только реально, но и номинально в крестьян.

Но более характерна для межсословных отношений противоположная ситуация - проникновение крестьян и городских плебеев в ряды польского дворянства. Хотя в 1578 г. сейм попытался остановить процесс расширения рядов шляхты, лишив короля права нобилитации плебеев, количество парвеню, видимо, не уменьшилось, хотя и росло вопреки законам. Поэтому сейм 1601 г. вынужден был вернуться к этому вопросу и принять специальное постановление «о новой шляхте», закрепив еще раз исключительно за сеймом прерогативу возводить и утверждать в шляхетстве. Однако в 1626 г. налоговый универсал сейма фактически признал статус «новой шляхты», возложив на нее дополнительные налоги.

Многочисленными были шляхетские мезальянсы, в которых шляхтич осчастливливал своим благородством дочь богатого или просто зажиточного купца, ремесленника или крестьянина. Ярким

памятником, отразившим эти процессы, стала составленная Ва-лерианом Некандой-Трепкой в первой половине XVII в. так называемая «Книга хамов» - перечень приблизительно 2400 фамилий, носители которых жульническим путем узурпировали шляхетство. Она составлена автором в результате изучения судебных записей, гербовников, локальных хроник, просто собирания сплетен и слухов. И хотя не всякому конкретному известию «Книги хамов» можно доверять, историки признают, что в целом в ней верно отражена межсословная мобильность в польском обществе.

К шляхетскому гербу вело много путей. Во-первых, взяв в услужение крестьянского сына, шляхтич мог по своей инициативе приставить к его прозвищу облагораживающее окончание -цкий или -ский; во-вторых, из алчности шляхта отдавала своих дочерей замуж за крестьян, и те в обход закона начинали именовать себя дворянами; в-третьих, какой-нибудь смышленый плебей устраивался стряпчим в суд или канцелярию, изучал все «уловки и крючки» делопроизводства и потом тайком вписывал в земские книги и свое имя с обозначением «nobilis»; в-четвертых (и это был очень распространенный способ стать мещанином во дворянстве), можно было подкупить какого-нибудь пана, который обвинял плебея в узурпации шляхетства, а два других подкупленных свидетеля опровергали эту «клевету». Инициатора этой махинации в итоге записывали в судебные книги как шляхтича, подтвердившего свое дворянское достоинство. Можно назвать и другие более или менее рафинированные способы пролезть в дворянство.

Наряду с такими незаконными уловками существовал и традиционный путь нобилитации за заслуги перед государством. Волна аноблирования, характерная для Европы XVI-XVIII вв., не обошла стороной и Польшу. Особенно высокой она была во второй половине XVII и второй половине XVIII в. В первом случае это связано с борьбой против шведов; во втором - с общей переменой отношения к шляхетству. Если в первой половине XVII в. произошло только 20 нобилитации, то в период с 1669 по 1764 г. - 205, а за 31 год правления Станислава Августа Поня-товского произведено около 900 нобилитации и частично восстановлено право короля на нобилитацию без санкции сейма.

В целом польская шляхта так и не стала замкнутым сословием. Отсутствие феодальной иерархии внутри шляхты, единственный в своем роде статус в обществе и государстве, односословность сейма показывают, что само понятие «сословие» в его классическом смысле, видимо, не вполне адекватно отражает социальную природу польского шляхетства.

Индийский город - это административный центр, в котором находились дворцы правителей и знати. В то же время города были средоточиями ремесленного производства, центрами внутренней и внешней торговли, портами. Здесь сложилась богатая городская культура.

С древнейших времен Индия была поставщиком ремесленной продукции и в первую очередь высококачественных хлопчатобумажных тканей. Индийские ремесленники достигли также больших успехов в металлургии, обработке металлов, камня, дерева, кости и т.д. Индийцы умели сооружать плотины, водоподъемные колеса, здания сложной архитектуры. Существовали судоверфи, строившие речные и морские суда, мастерские по изготовлению парусов, канатов, снастей и т.п., оружейные мастерские, монетные дворы и т.д.

В г. Агре жило много строительных рабочих разных специальностей, в Гуджарате - мастеров-инкрустаторов, в г. Бенгалии - судостроителей. Были широко распространены и другие ремесла: добыча и обработка железа и цветных металлов, строительного камня, соли, селитры; выработка бумаги; изготовление ювелирных изделий и т.п.

Самые крупные города находились на основных караванных путях и на южном побережье. Долина Ганга не являлась определяющей доминантой экономического развития, как, например, долина Нила. Вместе с тем здесь происходила интеграция разнообразных народов, росли и укреплялись города, развивались ремесленное производство и торговый обмен.

В городах кастам придавали еще большую роль, чем в деревне. Все торговцы и ремесленники разделялись на касты. Причем представители близких каст и профессий объединялись в более крупные специализированные корпорации - шрени, которые возглавлялись советами и лицами, ответственными перед властями за своевременное исполнение повинностей. Вся ремесленная и торговая деятельность находилась под жестким контролем государства. В трактате "Наука о политике", написанном еще в IV в. до н.э., были четко определены размеры налогов, количество дней, которые ремесленник должен был отработать в государственной мастерской, был строго определен порядок регистрации местожительства, получения разрешения на отъезд и т.п. Шрени строились по образу и подобию сельских общин. Основополагающими в них были корпоративный коллективизм, взаимопомощь и взаимодействие, которые противостояли социальной и имущественной дифференциации.

Купеческие корпорации, как правило, контролировали значительные регионы. Такова была, например, корпорация купцов Лйяволе. Под ее влиянием находились районы Южной Индии и торговые центры купцов-индийцев в Юго-Восточной Азии, хотя центральный ее орган - совет пятисот (свами) находился в Южной Индии.

В эпоху Делийского султаната возросла численность ремесленников. Наряду с сельскими ремесленниками появились специализированные ремесленные поселения ткачей, оружейников, медников, а также каменщиков и каменотесов. Делийские султаны часто создавали ремесленные мастерские (кархана), в которых работало до 17 тыс. человек, получавших довольствие из казны и производивших продукцию для двора и знати. В их число входили ткачи, ювелиры и мастера иных специальностей, например строители высокого класса.

Вплоть до конца XIII - начала XIV в. портовые города в Южной Индии пользовались широкой автономией. Дела города вершили городские собрания. В них входили главы наиболее влиятельных и богатых купеческих каст, реже ремесленных. Собрание не только наблюдало за порядком и разрешало жалобы, но и собирало в свою пользу рыночные пошлины и налог с ремесленников, самостоятельно устанавливая их величину.

Широкое самоуправление индийских городов нельзя рассматривать в качестве основы рыночных отношений, как в Западной Европе. Оно свидетельствовало лишь о том, что власть не смогла еще подчинить себе всю экономику и общественную жизнь страны. Со временем города потеряли автономию. Пошлины стали собираться в казну государственными чиновниками. Они же определяли размер сборов и к ним же поступали доходы с лавок и ремесленных кварталов. Городские собрания распадались, а купеческие корпорации утратили политическое влияние. С конца XIII-XIV вв. правители стали даровать сановникам города, в которых они были полновластными хозяевами.

Довольно интенсивно развивалась индийская внутренняя и внешняя торговля: сухопутная и морская. Из Индии вывозились хлопчатобумажные и шелковые ткани, оружие, украшения и утварь из золота, серебра и меди, слоновая кость, жемчуг, перец и благовония.

Ввозились драгоценные и цветные металлы и изделия из них, вина, рабы, предметы роскоши, некоторые ткани, отличавшиеся от индийских выделкой и окраской, в большом количестве ввозились лошади, поскольку природа Индии не благоприятствовала их разведению.

Из Индии морские пути вели в Китай, Малайю, Персию, Африку, Аравию и Европу. Караванные пути шли из Индии через Кабул в Персию и Среднюю Азию, а через Кашмир - в Китай. Оживленные отношения поддерживались со странами Средиземноморья.

Для развития внутренней торговли наиболее удобной торговой артерией был Ганг с его притоками. Вверх по реке из Бенгалии везли рис, пшеницу, сахар, хлопчатобумажные и шелковые ткани дорогих сортов, а также голубую краску индиго. В Бенгалию - вниз по реке - отправляли соль, знаменитые кашмирские шали из тонкой шерсти, лошадей, оружие, изготовленное искусными ремесленниками Лахора и Дели.

Торговые пути, пересекавшие южные районы Индии, проходили вдоль больших рек. Из крупных портовых городов товары поступали во внутренние области страны. Из всех провинций Могольской империи в столицу привозили продовольствие для двора и армии правителя.

Оживленные ярмарки часто устраивали у мест паломничества. Внутренней торговлей занимались как отдельные крупные купцы, снаряжавшие речные суда и караваны, так и мелкие лотошники, ходившие из деревни в деревню.

Благодаря внутренней торговле расширялись экономические связи между отдельными районами, создавалась экономическая база для существования огромной империи, состоявшей из народностей, говоривших на разных языках, разделенных кастовыми и религиозными нормами. Но по сравнению с внешней внутренняя торговля была менее развита.

Несмотря на это, уже в XVI в. активно шел процесс образования местных областных рынков. Цены на пшеницу в разных областях Северной Индии различались ненамного, что свидетельствовало о формировании общеиндийского рынка.

Для развития внутренней торговли большое значение имел захват делийскими правителями морского побережья. Отсюда везли соль и кокосовые орехи, из которых делали масло и плели веревки. Плодородные, богатые рисом области Бенгалии посылали продовольствие в столицу для снабжения огромных армий султана. Однако хозяйство оставалось натуральным.

Расширению торговли и ремесла мешали многочисленные поборы и повинности, которые устанавливали делийские правители. Кроме налога, принятого во всех мусульманских странах и выплачивавшегося торговцами и ремесленниками в денежной форме в размере 2,5% от стоимости товара, они платили налог на землю, застроенную домами и лавками, разнообразные пошлины у застав и речных переправ, уплачивали сбор в пользу градоначальника и т.п.

СРЕДНЕВЕКОВЫЙ ГОРОД В ЗАПАДНОЙ И ЦЕНТРАЛЬНОЙ ЕВРОПЕ

Цели:

1. Выяснить основные причины возникновения и образования городов.

2. Показать, что город - это торгово-ремесленный центр.

    Показать роль труда ремесленников и крестьян в возникновении разделения труда между городом и деревней.

    Раскрыть причины, способы и последствия борьбы городов
    с сеньорами.

5. Создать представление о жизни и быте горожан.

Основные понятия и термины: гильдии, цехи.

Оборудование: атлас «История Средних веков», карта «Развитие ремесла, торговли и науки, рост городов Европы в XI - XIV вв.»

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

Вопросы:

=> Используя иллюстрацию, опишите замок и его осаду, снаряжение рыцаря. Почему военная служба в Средние века была основным занятием феодала?

=> Каково было понимание рыцарской чести?

=> Охарактеризуйте повинности зависимых крестьян в пользу феодалов.

Далее учитель знакомит класс с вставной иллюстрацией к теме «Крестьяне и феодалы».

Затем дается возможность заслушать несколько подготовленных творческих заданий, сообщений.

П. Изучение нового материала.

ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА

    Возникновение средневековых городов.

    Ремесло в средневековом городе.

    Борьба городов с сеньорами.

1. Возникновение средневековых городов.

Изучению нового материала способствует вступительная беседа,
которая поможет осознать процесс возникновения городов.

=> Где живут люди? (В деревне, в городе.)

=> Интересно, всегда ли существовали города?

=> Были ли города в древнем мире?

Учащиеся вспоминают, что в древнем мире были города:

в Древнем Египте - по берегам Нила,

в Древней Греции - Афины,

на Апеннинах - «вечный город» - Рим.

В городах происходил обмен продуктами, там жили ремесленники.

=> Что произошло с городами Западной Римской империи
после завоевания ее германцами?

=> Где уцелели города? (Византия, Арабский халифат.)

=> Чем занималось население городов в этих государствах?

В раннем Средневековье в Западной Европе население проживало или в деревнях, или в замках, городов было мало, и они были резиденциями королей, епископов или выполняли функции приграничных крепостей.

( Работа с картой атласа «Развитие ремесла, торговли
и науки, рост городов Европы в
XI - XIV вв.» и настенными картами
«Франкское государство в V - сер. IX вв.», «Европа в
XIV - XV вв.».

Проблемное задание:

=> В XIV веке на территории Европы появилось много городов. Чем объясняется рост городов во второй половине Средневековья?

В начале рассказа учитель ставит вопросы, связанные с изучен-
ным материалом:

=> Какие орудия труда франки применяли в земледелии?
(Коленный плуг, железные орудия труда, применяли лошадей как
тягловую силу.)

=> Какой способ обработки земли у них был распространен?
(Расчистка, двуполье, трехполье.)

Все хозяйственные успехи были достигнуты не на земле феодала, а
на земле крестьянина.

С совершенствованием трудовых навыков в сельском хозяйстве
накапливался трудовой опыт сельских ремесленников, они достигали уровня профессионалов.

В Европе были распространены лесные промыслы, из дерева
изготовлялись постройки, мебель, мосты, ограды, повозки, орудия
труда. Из коры, листьев и плодов растений делали краски, деготь,
смолу.

Одна из важных ремесленных специальностей в деревне -
кузнец. Металла добывали очень мало, спрос на кузнечные изделия
был велик. Кузнецы делали подковы, стремена, гвозди, замки,
ключи, проволоку, ковали военное снаряжение, оружие и т. д.

Следующими по своей значимости были строители - каменщики и плотники.

Распространялось гончарное производство, ткачество (см.
иллюстрацию (с. 104) «Ткацкий станок»).

Когда такие станки были вытеснены вертикальными, производительность труда возросла в 3-5 раз.

Учащиеся должны понимать, что процесс развития сельского хозяйства и ремесла - это единый процесс.

Учитель предлагает учащимся установить:

=> В чем состояла связь между освоением новых земель,
применением железных орудий труда и улучшением выплавки и
обработки металлов; между выделкой шерстяных тканей и успеха-
ми в овцеводстве?

Учитель переходит к рассмотрению вопроса:

=> Как отделялось ремесло от сельского хозяйства?

Что среди крестьян выделились «умельцы» - профессионалы в том или ином ремесле. Следовательно, они меньше или совсем не занимались сельским хозяйством, так как ремесло становилось их основным, главным занятием.
Крестьяне, занятые в сельском хозяйстве, могли обменять часть
своих продуктов на изделия ремесленников. Ремесленник мог содержать себя своим ремеслом. Это постепенно привело к отделению ремесла от сельского хозяйства. Но ремесленники старались уйти из поместий феодалов.

Причины ухода ремесленников из поместий феодалов:

1) при сборе налога большую часть изделий забирал себе
феодал;

2) в поисках покупателей и заказчиков.

Постепенно ремесленники оседали в определенном месте.
Сюда приходили за покупками и заказами люди из соседних деревень и замков, и даже обитатели монастырей. Ремесленники селились обычно недалеко от мест, где жили короли, епископы, правители областей.

Так появлялся поселок ремесленников, он довольно быстро рос.

Но поселки ремесленников подвергались нападениям рыцарей и грабителей. И ремесленники стали огораживать и укреплять свой поселок первоначально частоколом, а затем каменными стенами. Так возникали города.

Города - это центры ремесла и торговли. Возникновение и
рост городов - закономерное следствие отделения ремесла от сельского хозяйства.

Учитель показывает на настенной карте, а учащиеся находят в
атласе нижеперечисленные города.

Города возникали в различных местах:

Возле замков - Гамбург, Страсбург, Регенсбург (окончание «бург» означает «замок»)

Возле монастырей, у резиденции королей - Париж

Недалеко от мест проживания архиепископов и епископов - Кельн, Трир

У речных переправ и бродов - Франкфурт, Оксфорд (окончание «фурт» или «форд» означает «брод»)

Близ удобных гаваней - Марсель, Генуя

На месте древних римских городов - Кельн - бывшая колония Агриппина, Марсель - бывшая Массилия.

Заканчивается изучение данного вопроса проверкой выполнения
проблемного задания.

Возможные ответы:

Города возникли потому, что ремесло отделилось от сельского хозяйства.

Города возникли потому, что ремесленники уходили из деревень.

Выводом может служить следующая схема (записать на
доске или заранее - на большом листе ватмана):

2. Ремесло в средневековом городе.

Изучение этого вопроса основано на рассказе учителя с привлечением учащихся к анализу иллюстраций (с. 108) «Мастерские ремесленников».

Под руководством учителя учащиеся «совершают экскурсию» в
мастерскую ремесленника.

Учитель ставит ряд вопросов:

=> В каком помещении находятся мастерские?

=> Какие орудия труда применяются в ней?

=> Есть ли в мастерской механизмы, приводимые в движение какой-либо другой силой, кроме человеческой руки?

=> Кто хозяин мастерской? Почему?

=> Из чего видно, что городское ремесленное производство было мелким, ручным, основанным на личном труде ремесленника?

Объяснение учителя.

Мелкое производство - небольшое число работников в мастерской и незначительное количество производимых изделий.

Учитель привлекает внимание учащихся к иллюстрациям
(с. 109-112) «Изделия ремесленников: замок, ключи, рог».

Изготовив добротное, красивое изделие, ремесленник доказывал, что он умелый и добросовестный труженик, утверждал свою честь специалиста. Труд доставлял ремесленнику не только заработок, но и радость творчества. Изделие было произведением искусства, так как выполнялось вручную. Ремесленник передавал своему сыну все секреты мастерства.

Учитель задает вопрос и объясняет:

=> Почему мастера устанавливали долгий срок обучения ремеслу?

Потому что: 1) овладеть ремеслом можно только через длительный срок; 2) когда ученик начинал выполнять работу самостоятельно, мастер пользовался его трудом бесплатно.

Вопрос о подмастерьях. Подмастерья получали плату за
свой труд, но находились в полузависимом положении от мастера.
Подмастерья жили в семье мастера, питались с ним за одним сто-
лом, не имели права брать самостоятельно заказы. Они работали с
5 часов утра до 9 часов вечера, у них не было времени на развлече-
ния и полноценный отдых. Подмастерья знали: чтобы быть допу-
щенными к экзаменам на звание мастера, необходимо было пре-
доставить «Аттестат о добром поведении», который подтверждал
полное послушание мастеру.

Учитель задает вопрос:

=> В чем состояла двойственность положения подмастерьев?

Учащиеся рассуждают: с одной стороны, подмастерье
жил в семье мастера, его положение было временным, и он в дальнейшем мог сам стать мастером (например, женившись на дочери мастера). С другой стороны, он получал маленькую зарплату.

В мастерской не было разделения труда.

Переходя к вопросу о цеховой организации, необходимо выяснить
причины объединения ремесленников в цехи.

Во времена феодальной раздробленности, при слабой центральной власти, каждый человек принадлежал к определенному союзу, который оказывал ему помощь и давал защиту:

    феодалы входили в феодальную лестницу,

    духовенство объединяла церковь,

    крестьяне жили общинами,

    купцы создавали гильдии,

    ремесленники - цехи.

Мастера одной специальности даже селились рядом, создавали в городе улицы (в Париже до сих пор существует улица Ткачей). Учащиеся должны уяснить, что представляли собой «цехи».

Цехи - это не помещения, где совместно трудились ремесленники, а союзы мастеров одной специальности.

Были у цеха и общие помещения:

    склады для хранения сырья,

    здания, в которых мастера собирались на собрания и пиры
    во время цеховых праздников;

    церковь.

Мастера работали каждый в своей мастерской.

Цехи решали следующие вопросы:

    о цеховых уставах,

    о собраниях мастеров,

    о выборах старшин и их действиях.

Знакомство с цеховыми правилами учитель осуществляет на основе
отрывка «Из устава цеха парижских ткачей». Учащиеся отмечают статьи,
ограждающие мастеров от соперничества внецеховых ремесленников, и
статьи, которые обеспечивали равенство мастеров в производстве и продаже изделий.

Далее учитель обращает внимание учащихся на растущее разделение труда в городском ремесле.

Развивалась узкая специализация мастеров, например:

    одни кожевники обрабатывали только мягкие кожи, а другие - только грубые;

одни кузнецы ковали подковы, другие - мечи, третьи - ножи и кинжалы.

Значит, возникали новые отрасли производства и усиливалось разделение труда между цехами. Постепенно возрастает число цехов в Париже и Лондоне. Начинает расти соперничество мастеров в городах. Одни мастера обогащались, другие - беднели. Цехи препятствовали переходу подмастерьев в мастера. В городах появляются вечные подмастерья. Они объединяются в братства и начинают борьбу с мастерами.

Братства организовывали стачки, то есть коллективно отказывались работать на мастеров, жестоко притеснявших подмастерьев.

Цехи не разрешали мастерам расширять мастерские и совершенствовать орудия труда.

В заключение изучения данного вопроса учитель вместе с учащимися выясняют роль цехов в развитии производства:

    с XI в. до середины XIV в. цехи способствовали развитию ремесленного производства в городах;

    со 2-й половины XIV в. до конца XV вв. цехи постепенно стали задерживать развитие техники и рост производства в городах.

3. Борьба городов с сеньорами.

Вопрос о борьбе городов с сеньорами может изучаться самостоятельно по учебнику: § 13, статья «Борьба городов с сеньорами».

В ходе ответов учащиеся констатируют:

Причины борьбы: притеснение и грабеж феодалов мешали
развитию ремесла и торговли в городах.

Формы борьбы: восстания, откупы, долгие войны.

Результат (что получили города): создавались органы само-
управления в свободных городах. (Например, в Германии глава го-
родского совета - бургомистр, в Англии и во Франции - мэр.)

Города - населенные пункты, освободившиеся от власти сеньоров (во Франции и Северной Италии они назывались коммунами)

Коммуна - независимый город, управляемый собственным
городским советом, имевшим право объявлять войну, заключать
союзы, чеканить монету.

Хронологически взаимоотношения городов с сеньорами выглядят так:

X - XI вв. - города под властью сеньоров;

XII - XIV вв. - борьба городов с сеньорами;

XIV - § 13-14; ответить на вопросы (§ 13, вопросы 3,4; § 14, вопрос 3).

* Подготовить сообщения: «Мастер, его мастерская и ученики»; «Города и сеньоры».

  • ПЕРВОБЫТНООБЩИННЫЙ СТРОЙ И ЗАРОЖДЕНИЕ КЛАССОВ И ГОСУДАРСТВА
    • Возникновение цивилизации древних китайцев
    • Культура Шан-Инь
    • Чжоуское общество
    • Верования и элементы знаний
  • КИТАЙ В ЭПОХУ ЛЕГО И ЧЖАНЬГО
    • Самостоятельные царства в древнем Китае
    • Развитие экономики
    • Социально-политические учения
      • Социально-политические учения - страница 2
  • ДЕСПОТИИ ЦИНЬ И ХАНЬ В III-I ВВ. ДО Н. Э.
    • Циньская империя
    • Народные восстания
    • Ханьская империя в III-I вв. до н. э.
  • КРИЗИС ДРЕВНИХ ИМПЕРИЙ
    • Социальный строй империи Хань
    • Реформы Ван Мана и народные восстания
    • Вторая Ханьская империя и ее падение
    • Культура и идеология Китая во II в. до н. э. - II в. н. э.
  • СКЛАДЫВАНИЕ ФЕОДАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В III-VI ВЕКАХ
    • Китай после падения Ханьской империи
    • Нашествие кочевников
    • Китайские царства на юге страны
    • Государства в Северном Китае
  • КИТАЙСКИЕ РАННЕФЕОДАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВА
    • Образование империй Суй и Тан
    • Аграрные отношения VI-VII вв.
    • Города, ремесло, торговля
    • Социальный и государственный строй
    • Внешняя политика и внешние отношения
    • Религия и идеология
    • Культура раннефеодального периода
  • ВЕЛИКАЯ КРЕСТЬЯНСКАЯ ВОЙНА И РАСПАДЕНИЕ ИМПЕРИИ
    • Борьба феодалов за перераспределение земельной собственности
    • Обострение противоречий в танском государстве
    • Крестьянская война
    • Междусобные войны
  • КИТАЙ В ПРАВЛЕНИЕ СУНСКОЙ ДИНАСТИИ
    • Аграрные отношения и положение крестьян
    • Государственный строй Сунской империи
    • Внешнее положение Сунской империи
    • Народные восстания
    • Развитие знаний и новые идеологические течения
  • ЧУЖЕЗЕМНЫЕ НАШЕСТВИЯ И МОНГОЛЬСКОЕ ИГО
    • Борьба китайского народа против чжурчжэней
    • Нашествие монголов
    • Китай под монгольским игом
  • АНТИМОНГОЛЬСКИЕ ДВИЖЕНИЯ И ВОССОЗДАНИЕ КИТАЙСКОГО ФЕОДАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА
    • Народные восстания и свержение монгольского ига
    • Внутренняя политика первых минских правителей
    • Внешняя политика
  • НАЗРЕВАНИЕ КРИЗИСА ФЕОДАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА КИТАЯ
    • Аграрные отношения и столкновение противоположных тенденций
    • Развитие городского производства и торговли
      • Развитие городского производства и торговли - страница 2
    • Внешние сношения и войны Китая
    • Первые попытки колониального проникновения в Китай
    • Политическая борьба и движение за реформы
  • КРЕСТЬЯНСКАЯ ВОЙНА И АНТИМАНЬЧЖУРСКАЯ БОРЬБА В XVII в.
    • Народные восстания и начало крестьянской войны
    • Подъем крестьянского движения
    • Антиманьчжурские войны
    • >Борьба в области идеологии и культуры
  • КИТАЙ ПОД ВЛАСТЬЮ МАНЬЧЖУРСКИХ ФЕОДАЛОВ
    • Аграрная политика Цинов и положение в деревне
    • Политика династии Цин в городах
    • Экономическая организация ремесла и торговли
    • Внешняя торговля
    • Социальный строй и государственная организация Цинской империи
    • Завоевательная политика цинского правительства
    • Тайные общества
    • Народные восстания в XVIII и начале XIX в.
    • Попытки колониального проникновения и «закрытие» Китая
    • Русско-китайские отношения
    • Маньчжурское иго и китайская культура
  • КОЛОНИАЛЬНОЕ ПРОНИКНОВЕНИЕ В КИТАЙ. ТАЙПИНСКОЕ ВОССТАНИЕ И ОСВОБОДИТЕЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ НАРОДОВ КИТАЯ (конец XVIII в. - 1870 г.)
    • Попытки Англии «открыть» Китай
    • Первая «опиумная» война
    • Неравноправные договоры
    • Борьба китайского народа против иностранных захватчиков
    • Предпосылки Тайпинского восстания
    • Начальный период восстания
    • Строительство Тайпинского государства. Аграрная программа тайпинов
    • Северная экспедиция и Западный поход тайпинских войск
    • Восстание общества «Сяодаохуй» в Шанхае
    • Внутренняя борьба в лагере тайпинов. Упадок Тайпинского государства
    • Вторая «опиумная» война 1856-1860 гг.
    • Русско-китайское пограничное размежевание по рекам Амуру и Уссури
    • Борьба тайпинов против блока китайско-маньчжурских феодалов и иностранных агрессоров. Поражение Тайпинского восстания
    • Восстание няньцзюней
    • Восстания национальных меньшинств
    • Значение народных восстаний
  • ПРЕВРАЩЕНИЕ КИТАЯ В ПОЛУКОЛОНИЮ И АКТИВИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ СИЛ, ОППОЗИЦИОННЫХ ЦИНСКОЙ МОНАРХИИ
    • Изменения в политике цинского правительства
    • Особенности генезиса пролетариата и буржуазии в Китае. Появление первых частных капиталистических предприятий
    • Агрессия капиталистических держав. Франко-китайская война 1884-1885 гг. и ее последствия
    • Японо-китайская война 1894-1895 гг. и крах политики «самоусиления»
    • Возникновение революционно-демократического движения во главе с Сунь Ятсеном
    • Начало буржуазно-помещичьего движения за реформы, руководимого Кан Ю-вэем
    • Борьба за раздел Китая
    • Деятельность реформаторов. «Сто дней реформ»
      • Деятельность реформаторов. «Сто дней реформ» - страница 2
    • Стихийное антиимпериалистическое и антиправительственное восстание в Северном Китае под руководством тайного общества «Ихэтуань»
  • СИНЬХАЙСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ И УЧРЕЖДЕНИЕ КИТАЙСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
    • Капиталистическое развитие Китая в начале XX в.
    • Консолидация революционных сил и выдвижение Сунь Ятсеном «трех народных принципов»
      • Консолидация революционных сил и выдвижение Сунь Ятсеном «трех народных принципов» - страница 2
    • Буржуазно-помещичье конституционно-монархическое движение
    • Рост стихийных антиправительственных и антиимпериалистических движений
    • Синьхайская революция
    • Временное республиканское правительство в Нанкине и отречение династии Цинн
    • Установление диктатуры Юань Ши-кая
    • Китай в годы первой мировой войны

Развитие городов, ремесла и торговли

В X-XII вв. в феодальном Китае продолжался процесс обособления города от деревни. В разных районах страны возникали новые города, разрастались старинные поселения. Наиболее крупными административными и торгово-ремесленными центрами стали: Кайфын - в Хэнани, Ханчжоу - в пров. Чжэцзян, Чэнду - в Сычуани и Учан - в Хубэе. Наряду с административными центрами к городам причисляли и военные крепости. Кроме того, начали складываться новые торгово-ремесленные пункты, которые назывались чжэнь или ши.

Города обычно были обнесены высокими стенами и рвами, ворота на ночь закрывались. За городскими стенами вырастали торгово-ремесленные посады, которые вновь окружали стенами, образуя внешний город. Территорию многих городов пересекали каналы, по ним не прекращалась транспортировка товаров, продовольствия и топлива.

К XI в. довольно высокого уровня достигло строительное искусство. Дворцовые постройки и дома знати с этого времени возводились в два-три этажа. Они отличались большой пышностью, были украшены резьбой, красным лаком и цветной черепицей. В крупных городах имелось довольно хорошо налаженное городское хозяйство: специальные цехи занимались доставкой воды, очисткой городов от мусора и нечистот, несением пожарной службы.

В то время в городах жило многочисленное население, в столицах Кайфыне и Ханчжоу - по нескольку сот тысяч человек. В городах жили феодалы, сановники, чиновники, помещики. Источники упоминают среди богатых горожан «сильные дома», т. е. богатых купцов и ростовщиков, некоторые из них владели земельной собственностью. В городе отсутствовало особое деление горожан на сословия. Торговля не считалась низким занятием для чиновника, даже члены императорской фамилии получали доходы от содержания торговых домов. Разбогатевшие купцы и ремесленники могли купить «внешние чины» и тем самым уравняться в социальном положении с чиновниками или купить землю.

Развитие городов в Китае было связано с расширением ремесленного производства, главным образом отраслей, обслуживавших господствующий класс. Особенностью ремесленного производства являлось увеличение добычи и обработки металлов. Источники сообщали, что в XI в. в стране возросла добыча меди в 30 раз по сравнению с IX в., а железной руды - в 12 раз. По неполным подсчетам, в 1078 г. во всем Китае добывали от 75 тыс. до 150 тыс. т железной руды. Одновременно расширилась добыча свинца, олова, ртути, золота, серебра; совершенствовалась техника плавки и обработки металлов; стали применяться каменный уголь и химические реактивы, а также гидрометаллургический метод выплавки меди.

Большое распространение получило кузнечное дело. В описании г. Ханчжоу (XIII в.) говорилось, что в городе было «так много кузниц с печами и наковальнями, что их невозможно сосчитать». Основной продукцией ремесленников, изготовлявших металлические изделия, было оружие, ножи, гвозди, котлы, обручи, посуда.

Дальнейшего развития достигло производство высококачественных тканей. Десятки видов различных шелковых тканей изготовлялись в южных провинциях (Чжэцзян, Цзянсу, Сычуань); был изобретен способ тканья декоративных панно. В XI в. в Китае появилось сырье, необходимое для изготовления хлопчатобумажных тканей: из Средней Азии и с островов Индийского океана был завезен хлопок. Изобретение станка для очистки хлопка и многоверетенной прялки дало китайским мастерам возможность уже в XII-XIII вв. выпускать ткани из сплошной хлопковой нити без примеси льна или конопли.

В сунский период значительно усовершенствовалось изготовление керамических и фарфоровых изделий, появились зеленоватые или серо-голубые сосуды, названные в Европе селадоновыми, и изделия, декорированные причудливой сеткой подглазурных трещин, - так называемые кракле.

В то же время возникали и новые отрасли ремесла, которые обусловили новые научные открытия. Так, средневековые алхимики изобрели порох, нашедший применение в пиротехнике. Развитие судостроения и мореходства потребовало создания примитивного компаса. Важнейшим достижением китайской науки было изобретение книгопечатания. Частные и государственные типографии печатали книги-ксилографы с досок. Широко было распространено изготовление бумаги.

На улицах китайского города располагалось бесчисленное количество мастерских по изготовлению одежды и обуви, мебели, домашней утвари, вееров, зонтов, туши, жертвенной утвари, ювелирных изделий и т. д. В X-XIII вв. в городских ремесленных мастерских процесс труда не имел значительной дифференциации. Разделение же труда между различными мастерскими происходило весьма интенсивно и сопровождалось увеличением числа ремесленных профессий: в ткацком производстве выделились прядение, ткачество и крашение.

Основным типом ремесленного предприятия в городах была мастерская-лавка, где ремесленник трудился вместе с членами своей семьи, подмастерьями и учениками и сам продавал свои товары.

В XII-XIII вв. в ремесленных кварталах возникали уже мастерские и лавки значительных размеров. Так, семье Чжан, торговавшей лепешками в Кайфыне (XII в.), принадлежало 20 с лишним печей; у каждой печи работали пять-шесть человек, и существовало элементарное разделение труда в процессе производства. Венецианский купец Марко Поло, посетивший Китай в конце XIII в., писал о наличии больших мастерских, где работали по 10, 15 и даже 30-40 человек; собственники этих мастерских уже не трудились вместе с работниками. В начале XIV в. в Ханчжоу имелась шелкоткацкая мастерская, где по найму работали свыше 10 человек, получавших от хозяина одежду, пищу и ежедневную денежную плату.

Ремесленники всех специальностей были объединены в ханы или туани. Первоначально цехи, как и в Европе, возникали в форме организаций, защищавших своих членов от феодалов, от конкуренции и обеспечивавших им наиболее благоприятные условия на местном рынке. Однако с XI в. цехи превратились в официальные и обязательные объединения. Государственные власти вынуждали объединяться в цехи ремесленников всех специальностей (даже гадателей, торговцев водой, банщиков и т. п.). Число цеховых организаций в городах было очень велико - в Ханчжоу, например, в XIII в. их насчитывалось 414. Существовала определенная иерархия цехов.

Как правило, ханы были смешанного типа - торгово-ремесленные. Лишь в таких важных отраслях, как торговля рисом и скотом, возникли чисто купеческие объединения, обладавшие значительными средствами и пользовавшиеся влиянием. В хан обычно вступал глава семьи, а ремеслом занималась вся семья. Цеховое право определяло количество подмастерьев и учеников на одно хозяйство, вступительные взносы в цех, равные для всех мастеров условия работы и ее оплаты, продажи готовых изделий, запрещало передачу на сторону цеховых секретов.

В отличие от западноевропейских цехов цехи в Китае не запрещали работы и торговли в ночное время, поэтому торгово-ремесленные кварталы в городах функционировали и ночью, и были созданы специальные ночные рынки. Цех имел свои цеховые праздники и богослужения, помогал своим членам в случае болезни или похорон, обязан был защищать интересы мастеров. Цеховые старшины и избранные на один год казначеи взимали штрафы с членов цеха, были ответственны за уплату налогов властям, выполнение казенных заказов и трудовых повинностей.

Ханы и туани обладали лишь некоторым внутренним самоуправлением, но не имели в городах никакого политического влияния и испытывали сильный гнет со стороны феодального государства.

В XII-XIII вв. существовал наем рабочей силы. В крупных городах определились места найма, - это были мосты или чайные, куда по утрам собирались все, кто искал работу или хотел нанять работника или слугу. Этот наем по своей сути был феодальным и имел две особенности, отличающие его от капиталистического найма: как правило, он не касался основных отраслей ремесла (нанимали слуг или вспомогательных работников); не был свободным, а происходил через посредство главы цеха - ханлао.

Препятствием для развития ремесла и расширения рынка являлась казенная монополия на добычу и сбыт металлических руд, соли, на литье монеты, обжиг и продажу древесного угля, на производство и сбыт чая, вина, дрожжей, уксуса. Казенные мастерские были сосредоточены в крупных ремесленных пунктах, в местах добычи полезных ископаемых и в обеих сунских столицах - Кайфыне и Ханчжоу. Наиболее крупными были оружейные, судостроительные, шелкоткацкие мастерские, печатные и монетные дворы.

В конце XI в. в одном только Кайфыне 8-9 тыс. ремесленников занимались производством оружия; в шелкоткацких мастерских Кайфына насчитывалось 400 станков, а в Чэнду - 154 станка. В XII в. в Ханчжоу на монетном дворе работало свыше 200 человек. На производстве кирпича во всех казенных мастерских одновременно было занято 1200 человек. Обслуживались эти мастерские ремесленниками, выполнявшими продолжительные и изнурительные повинности или работавшими на основе принудительного найма.

Продукция мастерских шла на удовлетворение потребностей императора и высшей знати, на оснащение армии, на уплату дани чжурчжэням и киданям и частично на внешний рынок.

С развитием сельского хозяйства и городского ремесла развивалась и торговля. Крупнейшими центрами торговли были Кайфын, Чэнду, Янчжоу и др. В крупных городах на площадях или у ворот функционировали ежедневные рынки с разнообразным ассортиментом товаров, необходимых городскому жителю. В определенные дни открывались специализированные рынки: шелковый, лекарственный, угольный, рисовый; по продаже лошадей, ювелирных изделий, готовой одежды, конопляной пряжи.

По большим праздникам собирались ярмарки, чаще всего проходившие на территории храмов и монастырей. Кроме того, на внутренних торговых путях и в местах большого скопления деревенского населения появилось много поселений городского типа, где собирались ярмарки и рынки и шел обмен сельскохозяйственных продуктов на ремесленные изделия. В XIII в. в области Ханчжоу было 15 таких рынков.

Важную роль играла также торговля, осуществлявшаяся бродячими купцами, которые продавали изделия ремесленников и продукты земледелия. Однако межобластные связи были еще слабыми, и движение товарных масс из области в область - небольшим.

Развитие ремесла и торговли привело к значительному увеличению количества денег в стране. Кроме железных и медных монет в Китае в этот период начинают входить в обращение золото и серебро. Китайская монета широко вывозилась в соседние страны. Несмотря на суровые сунские законы, каравшие частных лиц за вывоз монеты каторгой, ссылкой и даже смертной казнью, на рынках сопредельных стран употреблялись главным образом китайские монеты. В сунское время в Китае кроме металлических денег имели хождение еще бумажные деньги. На рынках действовали меняльные конторы и лавки: маклеры осуществляли связь между оптовыми продавцами товаров и лавочниками, посредничали при найме рабочей силы.

Внутренняя торговля являлась источником доходов государства и находилась под строгим его контролем. В период Северных Сунов первым среди китайских рынков был кайфынский: он давал государству 400 тыс. связок монет годового дохода. Сборы на внутренних таможнях нередко достигали половины стоимости товара.

Кроме налогов с дохода, ремесленники и торговцы обязаны были вносить государству плату за землю, арендуемую под лавки, и продавать часть своих товаров в казну по низким ценам, установленным властями. Экономический гнет государства и злоупотребления чиновников мешали развитию торговли, сосредоточению значительных денежных средств в руках частных лиц.

Внешняя торговля связывала Китай с различными странами. На юге по узким горным тропам торговцы проникали в Бирму и Чжаньчэн (Вьетнам). Торговля с северными кочевыми племенами происходила на казенных пограничных рынках и носила преимущественно обменный характер.

Морская торговля велась через приморские портовые города Цюаньчжоу (пров. Цзянсу), Нинбо и Ханчжоу (пров. Чжэцзян), Гуанчжоу (пров. Гуандун). Крупнейшим портом стал Гуанчжоу - там жили иностранные купцы, прибывшие из Индии, Персии, арабских стран. Бывали случаи, когда этих купцов насчитывалось до 200 тыс. Китайские корабли плавали вдоль индокитайского побережья и к странам Южных морей, в Японию и к островам Тихого океана. Они везли в эти страны изделия ремесла - шелковые ткани, фарфор, металлические изделия, - золото и серебро. В Китай же привозили пряности, драгоценности, слоновую кость, благовония, ценную древесину.

С потерей в XII в. Севера и окончательным перемещением центра экономической жизни в юго-восточные провинции удельный вес морской торговли во внешнеторговом обороте значительно возрос. Прочные и устойчивые китайские корабли могли брать на борт до 600-700 человек и большое количество грузов.

Экономическое выделение города не сопровождалось формированием его самостоятельного политического облика. Подчинение властям ремесленных и купеческих организаций, их фискальная роль, политическое бесправие ставили горожан в положение почти равное деревенским жителям. Развитие городов, ремесла и торговли сковывали те же феодальные узы.