Степени сравнения прилагательных в русском языке 6. Краткая информация о превосходной степени сравнения

ТОЛЬКО У КАЧЕСТВЕННЫХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ ЕСТЬ СТЕПЕНИ СРАВНЕНИЯ!

Качественные прилагательные отличаются тем, что могут обозначать признак в разной степени его проявления (крупный – крупнее – крупнейший ). Формы эти называются степенями сравнения:

    Сравнительной

    Превосходной

В парадигму степеней сравнения включается и то прилагательное, от которого образуются формы степеней сравнения. Семантической основой степеней сравнения является количественная оценка меры признака. В парадигме степеней сравнения исходное прилагательное называется формой положительной степени.

Сравнительная степень (компаратив) – обозначает качество, находящееся в каком-либо предмете в большей степени, чем в другом, название которого ставится в форме род.падежа или именит.падежа; последнему предшествует сравнительный союз Чем (правда дороже золота ).

Превосходная степень (суперлатив) - обозначает высшую степень качества в каком-либо предмете по сравнению с другим: самый любимый писатель ; склоняются как обычные прилагательные.

Сравнительная и превосходная степени могут выражаться простыми (синтетическими) и сложными (аналитическими) формами.

Сравнительная степень

Простая форма сравнительной степени не изменяется по родам, числам и падежам; а потому ее нужно уметь отличать от формы сравнительной степени наречия. Если слово такого типа синтаксически связано с сущ, то это сравните степень прилагательного, если связано с глаголом, то сравнит степень наречия (дуб крепче березы – прилаг;он крепче стиснул рукоятку – наречие)

Формы сравнительной степени тяготеют к употреблению в позиции при связке, т.е. в роли сказуемого, но могут быть и определением.

Образуются от основы исходного прилагательного при помощи суффиксов –ее (-ей) – смелее, белее (продуктивный способ) или–е, -ше – дороже, богаче (непродуктивный способ).

От прилагательных с основой на к, г, х и некоторых слов с основой над, т, ст сравнит.степень образуется посредством суффикса–е (при этом конечные согласные основы чередуются с шипящими) (громкий – громче, тихий – тише, крутой – круче ). В прилагательных на–ок и–к происходит усечение производящей основы, оставшийся конечный согласный чередуется с шипящим или парным мягким (высокий – выше, низкий – ниже ).

Формы сравнительной степени с суффиксом –ше единичны (далекий – дальше, ранний – раньше, долгий – дольше ).

От трех прилагательных форма образуется супплетивным способом (малый – меньше, хороший – лучше, плохой – хуже) .

Формы сравнительной степени не образуются от прилагательных, которые называют признаки, не изменяемые по степеням. Иногда не образуются в соответствии с узусом, а не значением (ветхий, чуждый, куцый ).

Сложная форма степеней сравнения образуется присоединением слова более . Причем такие сочетания могут быть образованы и с краткой формой (более быстрый, более красный).

Превосходная степень

Простая форма превосходной степени имеет особенности в своем значении: кроме указанного выше основного значения превосходства качества в предмете сравнительно с другими предметами эта форма может обозначать высшую, предельную степень качества в каком-либо предмете без сопоставления с другими. Иными словами, она может обозначать безотносительно высокую степень качества: злейший враг, добрейшее существо .

Простая форма образуется при помощи присоединения суффикса –ейш (-айш ). При этом она образуется не от всех прилагательных, обычно ее нет у тех лексем,от которых не образуется форма сравнительной степени. Так же она может отсутствовать у и тех форм, которые имеют форму сравнительной степени. Таковы качественные прилагательные с суффиксами–аст-, -ист , а так же многие слова с суффиксами –лив-, -чив-, -к- (узкий – уже, волосатый – волосатее, молчаливый – молчаливее ).

Сложная форма образуется сочетанием качественного прилагательного и слова самый . Она не связана с лексическими ограничениями:самый красный, самый добрый, самый узкий.

У прилагательных с суффиксами –оват-(-еват-) не образуется никакая форма превосходной степени, т.к. значение неполноты признака несовместимо со значением высокой степени признака (глуховатейший, самый глуховатый ).

Форма превосходной степени обозначает высшую степень качества. В отличие от сравнительной степени формы превосходной степени не могут выражать сопоставительной оценки степени признака в одном и том же предмете и в двух предметах.

Тренировочные упражнения на уроках русского языка в 6 классе по теме «Степени сравнения имен прилагательных»

Данная разработка адресована учителям русского языка и литературы, преподающим в 6 классе, а также может пригодиться при комплексном повторении при подготовке к итоговой аттестации в форме ЕГЭ

Степени сравнения – грамматическая категория качественных прилагательных, выражающая относительную разницу или превосходство в качестве, присущем предметам или действиям. В школьной практике принято выделять две степени сравнения имен прилагательных – сравнительную и превосходную.
Степени сравнения прилагательных дают возможность для использования метапредметных связей, так как являются языковым средством выражения логической операции сравнения - важного метода познания окружающего мира.
Расширение теоретических лингвистических и метапредметных сведений, с одной стороны, и подбор иллюстрирующих их практических заданий, с другой, должны обеспечить интерес школьников к изучаемому материалу, более глубокое его усвоение.

Цели:
Образовательная: закрепить понятия о степенях сравнения имён прилагательных; актуализировать знания о морфологических признаках имен прилагательных;
Развивающая: развивать умение сравнивать и анализировать; развитие творческой фантазии; развитие умений обобщать информацию, делать выводы; развивать коммуникативные навыки учащихся.
Воспитательная: воспитывать культуру общения
Познавательная: практическая активизация лексики и грамматического материала по теме, умение вести монологическую и диалогическую речь.
Задачи:
формирование умения анализировать, сравнивать, обобщать;
формирование навыков монологической речи;
развитие коммуникативных навыков учащихся;
воспитание бережного отношения к языку, культуры общения.

Тренировочные упражнения

Упражнение 1. Определите сравнительные степени прилагательных и объясните, как вы это сделали. Как вы понимаете смысл пословиц?
(Упражнение направлено на различение имен прилагательных в сравнительной степени и наречий в сравнительной степени. Без контекста это определить невозможно, но в предложении после выяснения синтаксической роли слова это не составляет трудности. Прилагательное в сравнительной степени обычно является определением или сказуемым, а сравнительная степень наречия – обстоятельством)
1. Доброе братство сильнее богатства. 2. Утро вечера мудренее. (Пословицы). 3. Волнам их воля и холод дороже знойных полудня лучей. (М. Лермонтов). 4. По крайней мере, звук речей казался иногда нежней. (А. Пушкин). 5. Она была на полголовы ниже сестры. (А. Куприн).

Упражнение 2.
а) Вспомните, с каким вопросом обращалась злая царица к своему волшебному зеркальцу в «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях» А. С. Пушкина. Найдите прилагательные в сравнительной степени, определите их начальную форму.
б)Впишите вместо точек прилагательные в сравнительной степени. Каков вариант второй формы, с каким ударением он произносится?
Но скажи: как можно ей
Быть во всём меня...?
Признавайся: всех я...,
Обойди всё царство наше.

Упражнение 3. Прочитайте строки из сказки П.Ершова «Конёк-горбунок». Вставьте вместо точек прилагательные в сравнительной степени. Объясните свой выбор.
А Иван им стал кричать:
«Стыдно, братья, воровать!
Хоть Ивана вы...,
Да Иван-то вас...:
Он у вас коней не крал!»

Упражнение 4. Запишите изречение Александра Македонского. Найдите прилагательные в форме сложной сравнительной степени. Можно ли заменить их простыми формами? Как вы понимаете эти слова?
«Нет ничего более рабского, чем роскошь и нега, и ничего более царственного, чем труд».
(Более рабского, более царственного)

Упражнение 5. Сравните предметы по заданному признаку. Составьте предложения:
1. Лёд и вода, платина и золото, молоко и сливки - сравнение по весу.
2. Юпитер и Земля, океан и море - по величине.
3. Волга и Амазонка, анаконда и сетчатый удав - по длине.
4. Сириус и Полярная звезда - по яркости.

Упражнение 6. Найдите признак, по которому различаются данные предметы. Сравните их. Запишите предложения. Объясните способ образования сравнительной степени.
Гранит и алмаз, месяц и неделя, когорта и легион, Гималаи и Памир, газета и журнал, золото и серебро, скорый и пассажирский поезда.

Не следует забывать, что сравниваться могут не только признаки разных предме¬тов, но и признаки одного и того же предмета в разных обстоятельствах (вре¬менных, пространственных и т. д.). В таких случаях употребляются глаголы становиться, делаться и др.
Упражнение 7. Закончите предложе¬ния, употребляя глагол становиться. Объясните способ образования степеней сравнения.
1. С наступлением весны дни... . 2. При нагревании вода... . 3. Там, где прошёл лыжник, снег... . 4. Ближе к устью река... . 5. Человек, который занимается спортом, ... .

Упражнение 8. Подберите определения к данным существительным и поставьте их в простой форме превосходной степе¬ни. Составьте предложения с полу¬ченными словосочетаниями.
Срок, опыт, уважение, просьба, полководец, поступок, проблема.
(Слова для справок: великий, богатый, благородный, краткий, глубокий, покорный, интересный).
Сложные формы превосходной степени прилагательных чаще выражают высшую степень качества среди множества предметов или всего класса однородных предметов.

Упражнение 9. Составьте предложения с данными существительными, используя прилагательные в сложной форме превосходной степени. Укажите, в каких случаях образование простой формы невозможно.
Кит, подснежник, Плутон, гепард, Эверест, Пеле, Шумер.
(Слова для справок: высокий, удалённый, большой, популярный, быстрый, древний, ранний).

Прилагательных в русском языке. Они незаменимы тогда, когда необходимо сопоставить одну характеристику предмета или явления с другой. Попробуем разобраться в тонкостях этой темы.

Имя прилагательное

Прежде чем начать изучение темы «Степени сравнения прилагательных в русском языке», необходимо узнать, чем эта часть речи отличается ото всех других. А особенностей у нее действительно много. Трудно представить себе нашу речь без этой красочной, изящной группы. С помощью прилагательных мы описываем внешность (низкий, симпатичный, неказистый), характер (добрый, ворчливый, сложный), возраст (молодой, престарелый). Однако не только человеческие качества, но и многое другое можно представить с их помощью. К примеру, ни одно художественное произведение не обходится без использования имен прилагательных. А уж лирика и подавно. Благодаря этой части речи рассказы, поэмы, повести приобретают выразительность и образность.

Помогает образовывать такие художественные средства, как эпитеты (ослепительная красота, чудесное утро), метафоры каменное сердце), сравнения (выглядит, как самый счастливый; небо, как лазурная акварель).

Отличительной особенностью имен прилагательных является их способность образовывать краткие формы. Последние всегда играют в предложении роль сказуемого, что дает этой части речи еще одно преимущество - придавать любому тексту динамику.

Что такое степень?

С этим вопросом сталкивается любой, кто изучает русский язык. Степени сравнения прилагательных - это характеристика, помогающая сопоставлять один предмет с другим.

Например, перед нами два мяча. Они абсолютно одинаковые, только один из них немного отличается по размеру. Нам необходимо сравнить их между собой и сделать вывод: один мяч больше другого. Мы можем подойти к этому вопросу с другой стороны и отметить, что один мяч меньше , чем второй. И в том, и в другом случае мы использовали слово, характеризующее степень сопоставления этих предметов.

Теперь положим к нашим предметам еще один такой же, но гораздо больший. Нам необходимо выделить его среди других. Как мы будем это делать? Конечно же, использовать сравнение. Только теперь нужно указать, что третий мяч отличается от первого и второго сразу. В этом случае мы скажем, что он самый большой среди них.

Именно для этого нам и нужны О каждом их виде расскажем подробно далее.

Сравнительная степень

Когда перед нами имя прилагательное, которое никто ни с чем не сравнивает, то его характеризуют положительной степенью. Но если один предмет необходимо сопоставить с другим, то тогда мы воспользуемся сравнительной степенью имени прилагательного.

Она имеет два подвида. Первый называется простой, или суффиксальный. Это значит, что слово, использованное в этой степени, имеет характерный для нее суффикс.

Например: Этот стол шикарный . Соседский стол шикарнее нашего.

В первом случае прилагательное стоит в положительной степени. Во втором же к нему прибавили суффикс «ее» и с помощью этого сравнили один стол с другим.

Второй разновидностью является составная степень. Как и следует из названия, ее образование происходит не с помощью морфем, а с использованием специальных слов.

Например: Данный проект очень удачный . Прошлый проект был более удачным .

Слово «более» помогает нам сравнивать один проект с другим.

Еще пример: Мы получили ценную информацию. Предыдущая оказалась менее ценной .

Теперь при помощи слова «менее» мы указали признак, который проявился в меньшей степени.

Стоит помнить, что степени сравнения прилагательных в русском языке, независимо от разновидностей, образуются только от Ни притяжательные, ни относительные этой способностью не обладают.

Превосходная степень

В некоторых ситуациях нам необходимо не просто сопоставить один предмет или явление с другим, а выделить его из всех ему подобных. И здесь нам также придут на помощь степени сравнения прилагательных в русском языке. Такая степень сравнения носит название превосходной, что уже подразумевает наивысший предел.

Как и сравнительная, она имеет две разновидности.

При помощи суффиксов образуется простая степень.

Например: Иванов сильнейший из всех спортсменов в команде.

Слово «сильный» с суффиксом -ейш- образовало и выделило спортсмена Иванова среди других членов сборной.

Следующий пример: Новый тюль самый красивый из тех, что я видел.

В данном случае вспомогательное слово «самый» придало этому предложению то же значение, что и в предыдущем примере. Такую форму называют составной.

Иногда она может сопровождаться приставкой наи- для усиления: наикрасивейший.

Особенности

В отдельных случаях формы степеней сравнения прилагательных имеют исключения.

К ним относятся слова «хороший» и «плохой». Когда мы начнем сопоставлять с их помощью предметы, то столкнемся с некоторыми трудностями.

Например: Мы провели хороший вечер. Попробуем образовать цепь степеней сравнения.

В простой сравнительной мы увидим, что слова «хорошЕе» не бывает. Ему на замену приходит «лучше». А к слову "плохой" подберем «хуже». Такое явление в русском языке называют супплетивизм основ. Это значит, что слову необходимо кардинально поменяться, чтобы образовать сравнительную степень.

Заключение

Таким образом, нам удалось выяснить не только основы, но и некоторые нюансы по теме "Степени сравнения прилагательных в русском языке".

Теперь данное правило не будет вызывать у вас никаких затруднений, поскольку оно совсем несложное.

Качественные прилагательные имеют степени сравнения . Они выражают большую или меньшую степень качества в данном предмете по сравнению с другим предметом.
Например: (Мой дом красивее твоего дома). иногда сравнение идёт внутри одного и того же предмета (возрастание или убывание) в различные периоды его развития, т.е. в настоящий момент, по сравнению с его прошлым состоянием.
Например: (Спрос на товар стал выше, чем в прошлом году).


Прилагательные имеют две степени сравнения
:
сравнительную;
превосходную.

1.Сравнительная степень прилагательного обозначает, что какой-то признак проявляется в большей или меньшей степени в одном предмете, чем в другом.
Например: Я счастливее тебя. Твой портфель тяжелее, чем мой. Моя собака умнее, чем твоя.

Сравнительная степень бывает:
А) простая
Б) сложная

А) Простая сравнительная степень образуется с помощью суффиксов:
"ее" (-ей): Например: красивый – красивее, умный – умнее, холодный – холоднее;
"е" (с чередованием последнего согласного основы или без чередования):
Например: большой – больше, короткий – короче, сладкий – слаще;
"ше": Например: старый – старше, молодой – младше.
Иногда при образовании сравнительной степени прилагательного используется другой корень.
Хороший – лучше, плохой – хуже, маленький – меньше.
Прилагательные в форме простой сравнительной степени не изменяются и не имеют окончаний!

Б) Сложная сравнительная степень образуется от полной формы положительной степени прилагательного с помощью частиц более и менее.
Большой – более (менее) большой, красивый – более (менее) красивый.

2) Превосходная степень прилагательных .
Превосходная степень показывает, что какой-то признак проявляется в данном предмете в наибольшей степени, по сравнению с тем же признаком в других однородных предметах.
Эта моя лучшая игра; Он самый умный мальчик в классе.

Превосходная степень бывает:
А) простая
Б) сложная
Превосходная степень прилагательного может изменяется по родам, числам и падежам.
(Мы подошли к высочайшим горам).

А) Простая превосходная степень образуется с помощью суффиксов "ейш", "айш".
Например: Глупейший, глубочайший, редчайший, ближайший
Иногда при образовании превосходной степени прилагательного используется другой корень.
Например: Хороший – лучший, плохой – худший.
Б) Сложная превосходная степень образуется от полной формы положительной степени прилагательного с помощью частиц самый, наиболее и наименее.
Например: Маленький – самый маленький,наиболее маленький,наименее маленький, умный – самый умный, наиболее умный,наименее умный.

Прилагательные в превосходной степени, как и полные формы положительной степени прилагательных, изменяются по родам, числам и падежам.

Дата публикации: 28.01.2012 17:58 UTC

  • Морфологический разбор имени прилагательного в русском языке.
  • Полная и краткая формы имён прилагательных. Склонение и правописание падежных форм имён прилагательных в русском языке.
  • Понятие об имени прилагательном. Морфологические признаки имён прилагательных. Разряды имён прилагательных в русском языке.

Урок русского языка в 6 классе

«Степени сравнения имен прилагательных. Превосходная степень»

УМК: М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.

Цели деятельности учителя: совершенствовать у обучающихся умение определять превосходную степень имен прилагательных. Образование превосходной степени. Значение, образование и изменение имен прилагательных в превосходной степени .

Тип урока : урок «открытия» нового знания

Цели деятельности ученика :

Пользоваться учебником, словарем, добывать информацию из разных источников, соотносить и осмысливать её;

Договариваться о совместной деятельности, высказывать свою точку зрения, принимать чужую, развивать связную монологическую речь;

Планируемые результаты :

Предметные :

Знать способы образования превосходной степени, уметь образовывать прилагательные в превосходной степени, находить прилагательные в превосходной степени в тексте, правильно писать, произносить и уметь употреблять в речи.

Метапредметные :

Познавательные УУД - самостоятельно формулируют познавательные цели; применяют методы информационного поиска; обосновывают выбор эффективных способов решения задач; применяют приемы смыслового чтения; анализируют единицы языка, сопоставляют языковые единицы; строят логическую цепь рассуждений;

Регулятивные - формулируют учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно; составляют план и последовательность действий; контролируют, сверяя способ действия и его результат с заданным эталоном; оценивают правильность выполнения действия, адекватно воспринимают оценку учителя.

Коммуникативные - учитывают позиции других людей, участвуют в коллективном обсуждении проблемы, умеют работать в парах, формулировать собственное мнение, задавать вопросы.

Личностные – уважительное отношение к русскому языку, осознание его эстетической ценности, адекватная самооценка учебной деятельности, осознание границ собственного знания и незнания, стремление к речевому самосовершенствованию, развитию творческих способностей.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и технология оценивания

1.Оргмомент. Мотивация

Слово учителя

Проверка домашнего задания

Личностные результаты :

1.интерес к изучению русского языка.

2.Достаточный объем словарного запаса и грамматических средств для выражения мыслей

2.Актуализация знаний, пробное действие

Учитель: Запишите число, классная работа

Щадящий опрос по теме «Имя прилагательное»

(Класс разбивается на две группы по вариантам). Учитель задает вопрос. На него отвечает первая группа. При этом каждый ученик дает ответ на этот вопрос своему соседу по парте- ученику второй группы. Затем на этот же вопрос отвечает сам учитель или сильный ученик. Ученики второй группы, прослушав ответ учителя, сравнивают его с ответом товарища и выставляют ему оценку или просто +или -. На следующий вопрос учителя отвечают ученики второй группы, а ребята первой их слушают. Они выполняют те же действия, что и ранее их одноклассники. Таким образом, задав 10 вопросов, добиваются того, что каждый ученик в классе отвечает на пять вопросов, будет оценен сам и оценит своего товарища. В конце опроса обязательно выставление оценок друг другу.)

Сегодня мы продолжим изучение данной части речи.

2) Запишите тему урока

«Степени сравнения имен прилагательных. Превосходная степень »

Познавательные УУД

Регулятивные УУД

3.Выявление места и причины затруднения

Слово учителя : Разбираемся с темой урока.

(обучающиеся выделяют главные, ключевые слова и объясняют, почему именно эти слова являются таковыми)

Определите степень сравнения и форму прилагательных, записанных на доске:

1.самый большой

2.высочайший

3.белее

4.более красивый

5.самый труднейший

- у каких прилагательных вам было сложно определить степень сравнения? Почему?

-какие будут предположения?

Познавательные УУД

1.Анализировать, сравнивать, группировать

Регулятивные УУД

1.Высказывать предположение на основе наблюдения

4.Формулирование цели и построение проекта выхода из затруднения

Учитель : Определите цели урока.

Сформулируйте вопросы, на которые вы бы хотели получить ответы на нашем уроке.

Составьте план (проект) урока.

    Как образуется превосходная степень?

2. Чем эта степень отличается от сравнительной? В чем они похожи?

3. Употребление превосходной степени в речи и текстах.

Регулятивные УУД

1.Высказывать предположение на основе наблюдения

2. Определять цель урока

3.Осуществлять познавательную и личностную рефлексию

5. Открытие нового знания

(реализация построенного проекта)

1.Работа с учебником

1) чтение и анализ п.57, стр. 14, выводы

Какие степени сравнения есть у прилагательных?

От какого слова произошло данное слово? (способ «Имя-значение»)

Чем прилагательные в превосходной степени отличаются и в чем похожи на прилагательные в сравнительной степени?

Совпали ли ваши предположения с тем, что узнали?

2) Способ образования превосходной степени

стр.14-15 учебника:

Какие формы есть у превосходной степени прилагательных? (простая и составная )

Что участвует в образовании простой формы превосходной степени? (суффиксы –ейш-, -айш-);

Как образуется составная форма превосходной степени? (прибавляется слово самый или наиболее к начальной форме прилагательного);

Обратите внимание, как изменяется в данной форме второе слово (по родам, падежам и числам)

Как различить простую и составную форму превосходной степени? (в простой изменения происходят в самом слове, добавляется суффикс, а в составной + слова самый, наиболее к прил.)

    Составление кластера или схемы

Познавательные УУД :1.Выделять главное, свертывать информацию до ключевых слов.

2.Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности.

3.Пользоваться разными видами чтения, опираясь на механизмы и приемы читательской деятельности

6.Развитие учебно-языковых и речевых умений, творческая и практическая деятельность

1. Отложенное решение задачи.

-Ребята, давайте вернемся к началу урока и решим задачу: какие же степени сравнения и формы были у данных прилагательных:

1 .самый большой(прев., составн.)

2.высочайший (прев., простая)

3.белее(сравнит, простая)

4.более красивый (сравнит., составная)

5.самый труднейший

-почему сложно определить у последнего прилагательного? В чем проблема?

Важно! Так говорить нельзя!

(В данном случае допущена грамматическая ошибка: смешение составной и простой формы сравнительной степени прилагательного. Такие ошибки- не редкость в речи людей, в том числе по ТВ)

-Как исправить данное прилагательное?

(либо - самый трудный, либо- труднейший)

2. Синтаксический разбор предложения из упр.338 (1 чел. у доски)

На заседании «Клуба знаменитых капитанов» собирались известнейшие мореплаватели, путешественники, герои приключенческих романов.

- объяснить изученные орфограммы;

Расставить и объяснить знаки препинания;

Составить схему предложения;

Каким членом предложения является слово известнейшие ?

В какой форме употреблено данное прилагательное? (простая форма превосходной степени);

Каким членом предложения является?

1 чел. производит морфемный разбор слов мореплаватели, путешественники .

Чем похожи данные слова?

Как они образованы?

2. упр.337 (2 чел. к доске)

-1 чел. образовывает прилагательные в простой форме превосходной степени ,

2 чел. образовывает прилагательные в составной форме превосходной степени .

3.Работа по развитию речи.

Упр.339. (комментированное выполнение)

4.Самостоятельная работа.

Определить степень сравнения и форму у следующих прилагательных :

    Наиболее кратчайший (ошибка)

2.Более красивый

3.Самый веселый

4.Ярчайший

5.Больше

5.Сравнение с эталоном. Работа в парах. Выставление оценок (комментированное)

Регулятивные УУД

1.Искать пути решения проблемы

2.Осуществлять познавательную и личностную рефлексию

Коммуникативные УУД

1.Слушать других, быть готовым корректировать свою точку зрения

2.Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль

7.Итоги. Рефлексия

Устный рассказ (Ответили ли вы в ходе урока на проблемные вопросы? и т.д.)

Дайте оценку вашей работе на уроке.

Коммуникативные УУД

1.Строить связное монологическое высказывание

Регулятивные УУД

Соотнести цели и результаты своей деятельности

8.Домашнее задание

П.57, выучить кластер, упр.339 закончить или сочинить рассказ из 5-6 предложений, используя слова из рамочек на стр.15 (по выбору)