Столица древней персии. Современная Персия - Иран

Персия (какая сейчас страна, можно узнать из статьи) существовала более двух тысяч лет назад. Она известна своими завоеваниями и культурой. На территории древнего государства правили многие народы. Но они не смогли искоренить культуру и традиции ариев.

С середины шестого века до нашей эры на арене мировой истории появились персы. Жители Ближнего Востока до этого времени очень мало слышали об этом загадочном племени. Известно о них стало только после того, как они начали захватывать земли.

Кир Второй, царь Персов из династии Ахеменидов, смог в короткие сроки захватить Мидию и прочие государства. Его хорошо вооруженная армия начала подготовку, чтобы выступить против Вавилона.

В это время Вавилон и Египет враждовали друг с другом, но при появлении сильного врага они решили забыть о конфликте. Подготовка Вавилона к войне не спасла его от поражения. Персы захватили города Опис и Сиппар, а после без боя завладели Вавилоном. Кир Второй решил дальше продвигаться на Восток. В войне с кочевыми племенами он погиб в 530 году до нашей эры.

Преемникам погибшего царя, Камбису Второму и Дарию Первому, удалось захватить Египет. Дарий смог не только укрепить восточные и западные границы державы, но и расширить их от Эгейского моря до Индии, а также от земель Средней Азии до берегов Нила. Персия вобрала в себя известные мировые цивилизации древнего мира и владела ими до четвертого века до нашей эры. Империю смог покорить Александр Македонский.

Вторая персидская империя

Солдаты Македонского отомстили персам за разорение Афин, испепелив Персеполь. На этом династия Ахеменидов перестала существовать. Древняя Персия попала под унизительную власть греков.

Изгнать греков удалось только во втором веке до нашей эры. Сделали это парфяне. Но им не дано было править долго, их сверг Артаксеркс. С него началась история второй персидской державы. По-другому ее принято называть державой династии Сасанидов. При их правлении возрождается империя Ахеменидов, хотя и в другой форме. На смену греческой культуре приходит иранская.

В седьмом веке Персия потеряла свое могущество и была включена в состав Арабского халифата.

Жизнь в Древней Персии глазами других народов

О жизни персов известно из произведений, которые сохранились до наших дней. В основном это сочинения греков. Известно, что Персия (какая сейчас страна, можно узнать ниже) очень быстро завоевала территории древних цивилизаций. Какими же были персы?

Они отличались высоким ростом и были физически сильны. Жизнь в горах и степях сделала их закаленными и выносливыми. Они славились своей храбростью, сплоченностью. В быту персы ели умеренно, не употребляли вина, были равнодушны к драгоценным металлам. Носили они одежду, пошитую из шкур животных, голову покрывали войлочными колпаками (тиарами).

Во время коронации правитель должен был облачиться в одежду, которую носил до того как стать царем. Также ему полагалось съесть сушеную фигу и выпить кислого молока.

Персы имели право жить с несколькими женами, не считая наложниц. Были допустимы близкородственные связи, например, между дядей и племянницей. Женщины не должны были показываться посторонним. Это касалось и жен, и наложниц. Доказательством тому служат сохранившиеся рельефы Персеполя, на которых нет изображений представительниц прекрасного пола.

Достижения персов:

  • хорошие дороги;
  • чеканка собственных монет;
  • создание садов (парадисов);
  • цилиндр Кира Великого - прообраз первой хартии прав человека.

Раньше Персия, а сейчас?

Не всегда можно сказать точно, какое государство находится на месте древней цивилизации. Карта мира менялась сотни раз. Изменения происходят даже в наши дни. Как понять, где была Персия? Какая сейчас страна на ее месте?

Современные государства, на территории которых была империя:

  • Египет.
  • Ливан.
  • Ирак.
  • Пакистан.
  • Грузия.
  • Болгария.
  • Турция.
  • Части Греции и Румынии.

Это еще не все страны, которые имеют отношение к Персии. Однако с древней империей чаще всего ассоциируется Иран. Что же представляет собой эта страна и ее народ?

Загадочное прошлое Ирана

Название страны является современной формой слова «ариана», которое переводится как «страна ариев». И действительно, с первого тысячелетия до нашей эры племена ариев заселили практически все земли современного Ирана. Часть этого племени переселилась в Северную Индию, а часть ушла в северные степи, назвавшись скифами, сарматами.

Позднее в Западном Иране образовались сильные царства. Одним из таких иранских образований стала Мидия. Ее впоследствии и захватило войско Кира Второго. Именно он объединил в своей империи иранцев и повел их завоевывать мир.

Как живет современная Персия (какая сейчас страна, стало понятно)?

Жизнь в современном Иране глазами иностранцев

Для многих обывателей Иран ассоциируется с революцией и ядерной программой. Однако история этой страны охватывает более двух тысяч лет. Она вобрала в себя разные культуры: персидскую, исламскую, западную.

Иранцы возвели притворство в настоящее искусство общения. Они очень обходительны и искренни, но это только внешняя сторона. На самом деле за их угодливостью кроется намерение узнать все замыслы собеседника.

Бывшая Персия (сейчас Иран) захватывалась греками, турками, монголами. При этом персияне смогли сохранить свои традиции. Они умеют ладить с чужаками, их культуре свойственна определенная гибкость - брать лучшее от традиций чужаков, не отказываясь от собственных.

Иран (Персия) веками находилась под властью арабов. При этом ее жители смогли сохранить свой язык. В этом им помогла поэзия. Больше всего они чтут поэта Фирдоуси, а европейцы помнят Омара Хайяма. Сохранению культуры способствовало учение Заратустры, которое появилось задолго до вторжения арабов.

Хотя в стране сейчас ведущая роль отведена исламу, у иранцев не угасло национальное самосознание. Они хорошо помнят о своей многовековой истории.

Почему Иран не захотел, чтобы его называли Персия. Об этом в нашем обзоре.

Иранская марка периода династии Пехлеви с лаконичным названием «Иран».

Марка была выпущена по случаю коронации третьей жены последнего шаха Ирана в качестве шахбану (императрицы) в 1967 году.

На марке изображены шах Ирана Мохаммед Реза Пехлеви и его супруга - императрица Фарах.

В 1935 году первый иранский правитель из династии Пехлеви — Реза обратился с письмом в Лигу Наций с просьбой использовать для названия своей страны слово «Иран» (Erān), вместо термина «Персия» . Он обосновал это тем, что внутри его страны для обозначения того, что известно в мире как Персия, употребляется слово «ирани» (термин происходит от «страна ариев», восходящего к самоназванию племени ариев).

Шах Реза Пехлеви отмечал, что, «персы — это лишь одна из нескольких индоиранских этнических групп в Иране. Их родная область Парс (Фарс) была центром политической власти в древние времена — в период империи Ахеменидов, и в империи Сасанидов. Однако в период завоеваний Александра Македонского название области Парс (Фарс) было распространено греками для обозначения названия всей страны»

Государство Ахеменидов (существовало с 550 г. до н э. по 330 г. до н.э.) официально называлось Aryanam Xsaoram (с древнеперсидского «держава ариев», с учетом современного названия страны можно перевести и как «держава Иран»).

Непосредственно перед арабским и исламским завоеванием Персии, в эпоху правителей династии Сасанидов (224- 652 г. н.э), которые были зороастрийцами-огнепоклонниками, Персия официально называлась Эраншахр, т.е. иранской империей .

В период тюркской династии Каджаров, которая правила страной с 1795 по 1925 г од и предшествовала последней в персидской истории монархической династии — Пехлеви, страна, известная в мире как Персия, тем не менее, официально все также называлась Ираном. А именно «Высочайшее государство Иран» (Dowlat-e Eliyye-ye I rân) . Но во внешнем мире название страны переводили как Персия.

При династии Пехлеви (правила с 1925 по 1979 гг.) Иран официально именовался Шаханшахское Государство Иран (Доулат Шоханшохи-йе Ирон (перс. دولت شاهنشاهی ایرا), где в названии используется древний титул персидских правителей «шахиншах» («царь царей»).

С 1979-го года, после падения монархии, страна официально называется Исламская Республика Иран (перс. جمهوری اسلامی ایران‎ - Джомхури-йе Эсломи-йе Ирон) .

В заключение стоит отметить, что сами персы стали употреблять термин «Персия» для названия своей страны в ряде публикаций и книг в новый и новейший исторический период, под влиянием Запада, как бы позаимствовав этот термин назад, от древних греков.

Дополнительно:

Вокруг названия Ирана

«При составлении исторического обзора Ирана необходимо считаться с фактом, что Иран, как географическое понятие, не совпадает ни с областью расселения иранцев, как этнографической единицы, ни с областью влияния иранской культуры, ни с областью распространения персидского, т. е. иранского литературного языка. В древности Индия и Иран одинаково были заняты народом, называвшим себя арианами (арийцами) — аrуа в Индии, ariya или airya в древнеиранских наречиях .

В надписях царя Дария слово «арии» относится, по-видимому, исключительно к населению Ирана ;

Индия и индийцы получили название по пограничной реке Синд (Sindhu), в иранском произношении Hindu (индийскому с вообще соответствует в иранском h), на современных картах Инд; от персов это название перешло к грекам и, как большая часть греческих названий, вошло в обиход современной географической науки.

В иранском священном писании (Авесте) термин Hindu употребляется как название реки и говорится о «семи Индах» (harta hindu), что вполне соответствует индийскому термину sapta sindhavah. Индийское «Семиречье» получило такое название по Инду, Кабулу и пяти рекам «Пенджаба» (т. е. «Пятиречья»), Чинабу с его притоками Джеламом и Рави и Сетледжу с его притоком Биасом.

Ариям противополагаются туры (tura, прилагательное tuirya) и саримы (sairima); если под последними, как полагают, надо понимать сарматов или савроматов греческих писателей, то имеется в виду среднеазиатский народ, по мнению большинства ученых родственный иранцам; очень вероятно, что и туры были того же происхождения и тоже жили в Средней Азии.

Другими словами, население Ирана обособило себя одинаково от индийских, «ариев» и от родственных среднеазиатских народов . Слово «Иран», первоначально Эран, появляется позже и есть родительный падеж множественного числа от слова airya (airyanara), в смысле: (страна) ариев. Впервые мы встречаем его в греческой форме Ariane у Эратосфена (III в. до Р.Х.) у которого заимствовал эти сведения Страбон.

Границей этой «Арианы» или Ирана считались: Инд на востоке, Гиндукуш и горные цепи к западу от него — на севере, Индийский океан на юге; западная граница шла от Каспийских ворот т. е. горного прохода к востоку от Тегерана, по линии, отделявшей Парфию от Мидии и Караманию (Керман) от Персиды (Фарса). Очевидно, термин, «страна ариев» понимался не в этнографическом, но исключительно в политическом смысле; так называлась страна, объединенная под властью династии арсакидов, поднявшей восстание против греческих завоевателей; области, остававшиеся под властью греков, как на западе (государство Селевкидов), так и на северо-востоке (греко-бактрийское царство) не причислялись к Ирану.

Впоследствии, при Сасанидах, область с семитским населением, Вавилония где находилась столица «царя царей», не только причислялась к Ирану, но даже считалась, «сердцем иранской области». И в настоящее время в самой Персии под Ираном понимают государство шахиншаха .

Происхождение слова Иран и этнографический термин «арии», от которого оно происходит, были забыты уже в средние века; от слова «Иран» для обозначения населения этой страны был образован термин «иранцы» (перс, ирани) . Ирану чаще всего противопоставлялся «Туран», слово образованное от «туры» таким же образом, как Иран от «арии»; только впоследствии «Туран» отождествили с «Туркестаном», страной турок.

Совершенно иное значение получили слова «Иран» и «Туран» в географической науке; под Ираном понимали плоскогорье, представляющее внутренний бассейн и граничащее на севере с бассейном Каспийского и Аральского морей, на юге, западе и востоке — с бассейном Индийского океана, между Тигром и Индом; под Тураном — бассейн Аральского моря. Слова «Туран» и «туранцы» иногда употребляли в более обширном значении, объединяя под этими терминами весь среднеазиатский мир от южнорусских степей до Китая, и противополагая «туранцев» не только «иранцам», но вообще «арийцам».

Название «арии» вновь сделалось известно европейцам в XVIII в. (не из живой речи, но из древнейших памятников письменности Индии и Ирана). После установления близости языков Индии и Ирана с европейскими, арийцами (Arier, Ariens, Aryans) стали называть всех представителей лингвистической группы, обнимающей народы «от Индии до Исландии».

Впоследствии вместо этого термина были предложены другие: индоевропейцы, индогерманцы (особенно в немецкой науке), арио-европейцы, с сохранением названия «арийцы» только для азиатских индоевропейцев, предки которых действительно называли себя этим именем; тем не менее слово «арийцы» и до сих пор иногда употребляется в науке в прежнем смысле даже в Германии.

Арийцы, в смысле «азиатские индоевропейцы», были разделены на две ветви, индийцев и иранцев . Иранцами в лингвистическом смысле стали называть, независимо от политических границ, народы, объединенные в одно целое во лингвистическим признакам. Когда в конце XIX века возникла мысль составить свод научного материала, относящегося к области «иранской филологии» (языкам, литературе и истории иранцев), то в лингвистический отдел этого свода вошли наречия от самого восточного из памирских, сарыкольского, до западных курдских, в восточной части малоазиатского полуострова, т. е., приблизительно, от 75 до 38 градусов вост. долг, от Гринвича. Кроме того, рассматривается наречие так называемых осетин (называющих сами себя ирон), живущих отдельно от прочих, «иранцев» на Кавказе, к западу от прежней военно-грузинской: дороги.

Еще обширнее была область распространения иранских наречий в древности, хотя во многих случаях вопрос о том, какие именно народы говорили по-ирански, остается спорным.

Еще большее пространство обнимала область распространения главного литературного языка Ирана, так называемого «новоперсидского», образовавшегося уже при исламе; на нем писали далеко за пределами лингвистического Ирана, от Константинополя (к числу персидских поэтов принадлежал турецкий султан Селим II, 1566-1574) до Калькутты и городов Китайского Туркестана. Историку иранской культуры необходимо считаться и с этим фактом, и с еще более многочисленными переводами с персидского и подражаниями персидским образцам». (Из сборника «История Ближнего Востока», выпущенного в России в 2002 году).

История Древней Персии (хотя корректнее называть её Ираном (именно так она именуется в источниках того времени); название ‘Персия’ было придумано греками) начинается с завоеваний Кира II. Но нельзя сразу перейти к его свершениям, сначала нужно узнать, кто был этот Кир?

Первые упоминания о Персии

Первые упоминания о Персии встречаются в ассирийских источниках IX века до н.э. Известно, что это был племенной союз на юго-западе современного Ирана, под предводительством знатного рода Ахеменидов. Спустя век они начали расширять свои владения, но после утверждения на этих землях Ассирии, признали власть их царя. Позже персы перешли под власть царя Астиага - властителя Мидийской державы. Он же отдал свою дочь замуж за Камбиза I, правителя персов. От этого союза на свет появился сын Кир I Великий.

Легенда о Кире

О детстве Кира ничего точного сказать нельзя. Однако, существует легенда. Однажды царю Астиагу приснился сон, что из чрева его дочери разрастается дерево и покрывает своими кронами все мидийские земли. Жреци растолковали этот сон таким образом, что сын, родившийся у его дочери, захватит власть у своего деда. Астиаг испугался и приказал своему цередворцу Гарпагу бросить младенца Кира I в лесах Мидии. Тот, в свою очередь, приказал пастуху Митридаду отнести ребёнка в лес. Но у Митридара и его жены родился мертвый ребёнок, они не смогли оставить Кира в лесах. Они решили положить в колыбельку Кира своего мертворождённого сына, а царевича воспитать как своего.

Правда открылась, когда Киру исполнилось десять лет. Он играл с сыновьями царедворцов и был избран царём среди них. Один из мальчиков отказался повиноваться ему, тогда он избил его. Отец мальчика пожаловался Астиагу, что сын пастуха смеет бить своего господина. Кира доставили во дворец. Увидев его, Астиаг понял, что его внук жив. Он снова обратился к жрецам. Но те уверили его, что сон уже сбылся - мальчик был избран царём среди своих сверстников. Успокоившись, царь Мидии отправил его к родителям в Персию.

Восстание Кира и захват провинций

Кир поднял восстание против Мидии в 553 году до н.э. большая часть мидийцев добровольно перешла на сторону Кира. К 550 году до н.э. Мидия была завоёвана. Далее Кир принялся покорять её провинции: Сузы (Элам), Парфию, Гирканию и Армению. В 547 году до н.э. Кир начал наступление на Лидийское царство. Первая битва у реки Галис закончилась ничем, во второй раз Кир проявил хитрость и поставил впереди своего войска верблюдов. Лидийские кони, почуяв незнакомый запах, бежали с поля боя.

Затем Кир подчинил всё малоазийское побережье. И обратил свой взор в сторону восточноиранские и среднеазиатские территории: Афганистан, северо-западную часть Индии, Пакистан, Дрангиана, Маргиана, Бактрия, Арахосия, Гандхара, Гидросия, Хорезм и Согдиана. Милет и остальные страны вплоть до Египта добровольно подчинились Киру. Более того, за создание сильного централизованого государства ратовали финикийские, вавилонские и малоазийские купцы. Теперь целью Кира стал Египет. Но много беспокойства доставляли кочевники-массагеты на северо-восточных окраинах империи. В походе против них в 530 году до н.э. Кир был ранен и погиб.

Становление Персидской Империи

Дело Кира Великого продолжил его сын Камбиз II. Он возглавил поход на Египет. В это время Египет переживал не самые лучшие времени: слабая армия, неумелый фараон Псамметих III, высокие налоги. Недовольство населения. Прежде чем выступить в поход Камбиз заручился помощью кочевников безводной Синайской пустыни, которые помогли его армии добраться до города Пелусий. Египетский главнокомандующий Фанес и начальник флота Уджагорресент перешли на сторону персов.

В 525 году до н.э. произошла битва у города Пелусий. Обе стороны понесли тяжёлые потери, но персы выиграли. Столица Мемфис была разграбленв, население уведено в рабство, сын фараона Псамметиха казнён, но фараона пощадили. В этот же год Камбиз стал фараоном Египта. Следующим завоевательным пунктом стала Нубия, но песчаная буря унесла жизни большей части персидского воска и они были вынуждены вернуться в Египет, где бывший фараон Псамметих поднял мятеж против Камбиза. Шах жестоко подавил восстание: Псамметих теперь уже был казнён.

В связи с вышеперечисленными событиями шах находился в Египте три года. В самом Иране же начались восстания против гнёта персов. До шаха дошли слухи, что одним из предводителей мятежников являлся его брат Бардия. Камбиз срочно отправился обратно, но умер по пути домой при загадочных обстоятельствах.

Восстание Бардии Гаумата

О восстании Бардии имеется много сведений. Во-первых, Бардия был вовсе не братом шаха, а мидийский жрецом и самозванцем Гауматой. Своё восстание он начал в Вавилонии, где получил всеобщую поддержку, и двинулся на Пасагарды (столицу Персии). Одержав победу и подчинив Персию, Гаумата отменил налоговые и воинские повинности на три года, чтобы удержать провинции империи. Вся внутренняя политика была направлена на смещение персидской верхушки и её замену на мидийскую, а также лишения их всех привилегий.

Гаумата правил недолго - всего семь месяцев - и был убит в результате дворцового заговора семи наиболее знатных персидских родов. Нового шаха избрали именно они. Им стал 28 летний Дарий, который восстановил привилегии персов и начал восстановление империи в её прежних границах. Задача была не из лёгких. Держава распадалась: Вавилония, Армения, Маргиана, Элам, Парфия, племена саков и другие. В каждой провинции появился самозванец провозгласивший себя либо Камбизом, чудом уцелевшим по пути на родину, либо царём, свергнутым персами.

Кампания Дария

Многие не верили в успех кампании Дария. Тем не менее, он одерживал победу за победой. Мятежи подавлялись с особой жестокостью. В честь всех побед Дарий возвёл Бехистунскую надпись, высеченную на скале в районе Пасагард. На ней показаны порабощённые цари провинций Ахеменидской державы, приносящие дань своему шаханшаху Дарию Великому. Царьки выглядят меньше Дария, что указывает на их подчинённое положение. Над шаханшахом Персии возвышается знак божественной благодати - фарр.

В зороастрийской мифологии (зороастризм хоть и не был официальной религией империи, имел главенствующие позиции при персидском дворе) фар или хварене считался знаком богов, благословлявших шаха на царствование. Однако, если шах не справлялся со своими обязательствами или использовал свою власть во зло, боги лишали его фарра и передавали другому достойному кандидату на титул шаханшаха.

Персидские реформы Дария

Восстания Ахеменидской державы указали Дарию на ‘дыры’ в её администаривной и военной системах. Учитываю ошибки прошлого, шах провёл ряд реформ, которые не менялись до конца существования империи:

1) Империя была разделена на сатрапии. Чаще всего границы сатрапий были эквивалентны границам государств, находившихся на этих территориях (Ассирия, Вавилония, Египет). Во главе стояли сатрапы, которые назначались шахом и были выходцами из персидских родов. В руках сатрапов была сосредоточена только административная власть: следили за сбором налогов, соблюдением порядка в сатрапии и осуществляли судебную власть. В сатрапиях также находились военачальники, но они подчинялись только шаху. В число сатрапий еще включались автономные области такие как, финикийские города, Кипр и Киликия. Они управлялись с помощью местных царьков или племенных вождей.

2) В новой столице Сузах был создан центральный аппарат во главе с шахской канцелярией . В крупных городах - Вавилон, Экбатаны, Мемфис и дру - также появились царские канцелярии. В состав канцелярий входили писцы и чиновники. Ввёлся учёт налогов, податей и даже подарков, велась царская переписка. Официальным языком Ахеменидской державы был арамейский, но в сатрапских канцеляриях также использовался местный язык. Вся административная система находилась под контролем шаха: была создана тайная полиция (уши и око царя), а также новая должность тысяченачальник - командующий личной гвардией шаха, который осуществлял надзор за чиновниками.

3) Велась работа по кодификации законов завоёванных стран и изучению древних законов, чтобы соединить их в один единый свод для всех народов. Правда, стоит отметить, что привилегированное место в них занимали персы.

4) Дарий ввёл новую систему податей: каждая сатрапия платила зафиксированную сумму податей, которую составляли исходя из плодородности почв, количество мужского населения и т.д. персы не платили денежные подати, но поставляли продовольствие. Система подарков теперь не носила добровольный характер - их размер был тоже строго зафиксирован.

5) Стали чеканить единую монету - золотой дарик.

6) Могущество империи напрямую зависело от армии. Её ядро составляли персы и мидийцы. Армия состояла из пехоты (набиралась из земледельцев) и конницы (в неё входила персидская знать). Кочевники саки играли важную роль в персидской армии, в качестве конных лучников. Вооружение всадников обычно представляло собой бронзовый щит, железный панцирь и копья. Костяком были 10 тысяч ‘бессмертных’. Первая тысяча являлось личной охраной царя и набиралась из сыновей знатных персидских родов. Остальные рекрутировались из эламитов и иранских племён. Этот отряд считался самым привилегированным во всей ахеменидской армии. В каждой сатрапии находилось войско для предотвращения мятежей. Их состав был довольно пёстрым, но не содержал представителей этой провинции. На границе страны воинам выделяли небольшой кусок земли. Ежемесячно каждый воин получал зерно и мясо. А будучи в отставке - земельные наделы, на которых выращивали зерновые культуры, или же продавали или дарили.

7) Дарий начал строительство дорог и почты. Сатрапии были соединены между собой почтовыми отделениями, чтобы в случае войны можно было как можно быстрее добраться до пункта назначения.

После проведения столь удачных реформ шах обратил своё взор против скифов, беспокоивших границы империи, и греков, восставших против власти персов. С похода Дария на Афины принято считать начало греко-персидских войн .

Восстания провинций

Причиной восстаний стал всё увеличивающийся налоговый гнёт и увод ремесленников из городов (в тот период заканчивалось строительство дворца Персеполиса (Тахте Джамшид) - новой резиденции Ахеменидов). Первым выразил не довольство Египет (в 486 году до н.э.). Восстание было подавлено, но унесло слишком много сил Дария - он скончался в этом же году. Теперь шахом стал его сын Ксеркс, который всю свою жизнь провёл в постоянном подавлении восстаний. Именно вновь включил Египет. В 484 году до н.э. поднялся Вавилон, а вместе с ним и еще половина провинций державы. Окончательно подавить восстание удалось только в 481 году до н.э. его население было уведено в рабство, а всё защитные укрепления города были разрушены.

В 480 году до н.э. Ксеркс выступил во второй военный поход против греков. Были стянуты войска со всех сатрапий от Индии до Египта. Согласно Герадоту, персидская армия насчитывала 1700000 пехотинцев, 80 000 всадников на конях, 20 000 на верблюдах. Но такие подсчёты на вряд ли верны: если учитывать все факты, такие как количество мужского населения в сатрапиях, их смертность от болезней и просто тяжелого физического труда, то общее количество воинов не превысит 100 000 человек. Но даже эта цифра внушала ужас в то время. Но этот поход тоже обернулся неудачей. Столь известные битвы у Саламин, Фермопил и Платеи не принесли персам победы. Греция обрела независимость. Более того, начала свою компанию в Малой Азии и Эгейском море против Ахеменидов.

Падение Персидской Империи

После смерти Ксеркса шахи в основном пытались удержать империю в её границах, а также вели междоусобные войны друг с другом за престол. В 413 году до н.э. восстала Лидийское государство; в 404 году до н.э. отделился Египет, где была провозглашена XXIX династия; в 360 году до н.э. независимость получил Кипр, Киликия, Лидия, Хорезм, северо-западная Индия, Кария, финикийский город Сидон.

Однако самая главная опасность пришла со стороны Малой Азии из греческой провинции пастухов Македонии. Пока Греция была занята борьбой Афин и Спарты, а Персия с остервенением пыталась удержать свои границы, молодой македонский князь Александр в 334 году до н.э. выступил в поход на Ахеменидов. Правящий шах Дарий III терпел поражение за поражением. Сатрапы добровольно переходили на сторону Александра. В 331 году до н.э. произошла решающая битва при Гавгамелах, после которой Великая Персия прекратила своё существование. Дарий III бежал и укрылся на мельнице, хозяин которой, польстившись на богатые одежды незнакомца, заколол его ночью. Так закончил свою жизнь последний шах Ахеменидской династии. Все ранее подвластные земли Ахеменидов перешли под правление Александра Македонского .

Нужна помощь в учебе?

Предыдущая тема: Нововавилонское царство: возникновение, расцвет и падение
Следующая тема:   Ранние цивилизации Древней Индии: быт, обычаи, религия и культура

Ранние изделия из металла. Помимо колоссального количества предметов из керамики исключительно важное значение для изучения Древнего Ирана имеют изделия, выполненные из таких долговечных материалов, как бронза, серебро и золото. Огромное число т.н. луристанских бронз было обнаружено в Луристане, в горах Загроса, во время нелегальных раскопок могил полукочевых племен. Эти не имеющие аналогов образцы включали оружие, конскую сбрую, украшения, а также предметы с изображениями сцен из религиозной жизни или обрядового назначения. До сих пор ученые не пришли к единому мнению относительно того, кем и когда они были изготовлены. В частности, было выдвинуто предположение, что они создавались с 15 в. до н.э. по 7 в. до н.э., вероятнее всего – касситами или скифо-киммерийскими племенами. Бронзовые изделия продолжают находить в провинции Азербайджан на северо-западе Ирана. По стилю они существенно отличаются от луристанских бронз, хотя, по-видимому, и те и другие относятся к одному и тому же периоду. Бронзовые изделия из Северо-Западного Ирана сходны с новейшими находками, сделанными в том же регионе; например, похожи друг на друга находки случайно обнаруженного клада в Зивие и замечательный золотой кубок, найденный во время раскопок в Хасанлу-Тепе. Эти предметы относятся к 9–7 вв. до н.э., в их стилизованном орнаменте и изображении божеств просматривается ассирийское и скифское влияние.

Ахеменидский период. Архитектурных памятников доахеменидского периода не сохранилось, хотя на рельефах в дворцах Ассирии изображены города на Иранском нагорье. Весьма вероятно, что еще долгое время и при Ахеменидах население нагорья вело полукочевой образ жизни и для региона были типичны деревянные постройки. Действительно, монументальные сооружения Кира в Пасаргадах, включая его собственную гробницу, напоминающую деревянный дом с остроконечной крышей, а также Дария и его преемников в Персеполе и их гробницы в соседнем Накши-Рустеме представляют собой каменные копии деревянных прототипов. В Пасаргадах царские дворцы с колонными залами и портиками были разбросаны по тенистому парку. В Персеполе при Дарии, Ксерксе и Артаксерксе III залы приемов и царские дворцы строились на приподнятых над окружающей местностью террасах. При этом характерны были не арки, а типичные для этого периода колонны, перекрытые горизонтальными балками. Рабочую силу, строительные и отделочные материалы, а также украшения доставляли со всей страны, стиль же архитектурных деталей и резных рельефов представлял собой смесь художественных стилей преобладавших тогда в Египте, Ассирии и Малой Азии. При раскопках в Сузах найдены части дворцового комплекса, строительство которого было начато при Дарии. План сооружения и его декоративное убранство обнаруживают гораздо большее ассиро-вавилонское влияние, чем дворцы в Персеполе.

Ахеменидское искусство также отличалось смешением стилей и эклектикой. Оно представлено резьбой по камню, бронзовыми фигурками, статуэтками из драгоценных металлов и ювелирными изделиями. Лучшие ювелирные изделия были обнаружены в сделанной много лет назад случайной находке, известной как Амударьинский клад. Всемирно известны барельефы Персеполя. На некоторых из них изображены цари во время торжественных приемов или побеждающие мифических зверей, а вдоль лестниц в большом зале приемов Дария и Ксеркса выстроилась царская охрана и видна длинная процессия народов, приносящих дань владыке.

Парфянский период. Большинство архитектурных памятников Парфянского периода найдены к западу от Иранского нагорья и имеют мало иранских черт. Правда, в этот период появляется элемент, который будет широко использоваться во всей последующей иранской архитектуре. Это т.н. айван, прямоугольный сводчатый зал, открытый со стороны входа. Парфянское искусство было еще более эклектичным, чем искусство Ахеменидского периода. В различных частях государства изготавливались разные по стилю изделия: в одних – эллинистические, в других – буддистские, в третьих – греко-бактрийские. Для украшения использовались гипсовые фризы, резьба по камню и настенная живопись. В этот период популярностью пользовались глазурованные глиняные изделия, предтеча керамики.

Сасанидский период. Многие сооружения Сасанидского периода находятся в сравнительно хорошем состоянии. Большинство из них были сложены из камня, хотя использовался и обожженный кирпич. Среди сохранившихся зданий – царские дворцы, храмы огня, дамбы и мосты, а также целые кварталы городов. Место колонн с горизонтальными перекрытиями заняли арки и своды; квадратные помещения увенчивались куполами, широко использовались арочные проемы, многие постройки имели айваны. Купола поддерживали четыре тромпа, сводчатые конструкции конусообразной формы, которые перекрывали углы квадратных помещений. Руины дворцов сохранились в Фирузабаде и Сервестане, на юго-западе Ирана, и в Касре-Ширине, на западной окраине нагорья. Самым большим считался дворец в Ктесифоне, на р. Тигр, известный как Таки-Кисра. В центре его находился гигантский айван со сводом высотой 27 и расстоянием между опорами, равным 23 м. Сохранилось более 20 храмов огня, основными элементами которых являлись квадратные помещения, увенчанные куполами и иногда окруженные сводчатыми коридорами. Как правило, такие храмы воздвигались на высоких скалах, чтобы открытый священный огонь был виден на большом расстоянии. Стены зданий покрывались штукатуркой, на которую наносился выполненный техникой насечки рисунок. Многочисленные высеченные в скалах рельефы встречаются по берегам водоемов, питаемых весенними водами. На них изображены цари перед Агурамаздой или побеждающие своих врагов.

Вершиной Сасанидского искусства являются ткани, серебряные блюда и кубки, большинство из которых изготавливались для царского двора. На тонкой парче вытканы сцены царской охоты, фигуры царей в торжественном убранстве, геометрические и цветочные орнаменты. На серебряных чашах встречаются выполненные техникой выдавливания или аппликации изображения царей на троне, батальных сцен, танцовщиц, дерущихся зверей и священных птиц. Ткани, в отличие от серебряных блюд, выполнены в стилях, пришедших с запада. Кроме того, найдены изящные бронзовые курильницы и широкогорлые кувшины, а также глиняные изделия с барельефами, покрытыми блестящей глазурью. Смешение стилей до сих пор не позволяет точно датировать найденные предметы и определить место изготовления большинства из них.

Письменность и наука. Древнейшая письменность Ирана представлена пока еще не расшифрованными надписями на протоэламском языке, на котором говорили в Сузах ок. 3000 до н.э. Гораздо более развитые письменные языки Месопотамии быстро распространились в Иране, и в Сузах и на Иранском нагорье много веков население пользовалось аккадским языком.

Пришедшие на Иранское нагорье арии принесли с собой индоевропейские языки, отличные от семитских языков Месопотамии. В Ахеменидский период царские надписи, высеченные на скалах, представляли собой параллельные колонки на древнеперсидском, эламском и вавилонском языках. На протяжении всего Ахеменидского периода царские документы и частная переписка велись либо клинописью на глиняных табличках, либо письмом на пергаменте. При этом в ходу были по меньшей мере три языка – древнеперсидский, арамейский и эламский.

Александр Македонский ввел греческий язык, его учителя обучили около 30 000 молодых персов из знатных семей греческому языку и военной науке. В великих походах Александра сопровождала большая свита географов, историков и писцов, которые записывали все происходящее день за днем и знакомились с культурой всех встречавшихся по пути народов. Особое внимание уделялось мореходству и установлению морского сообщения. Греческий язык продолжал использоваться и при Селевкидах, в то же время в районе Персеполя сохранился древнеперсидский язык. В качестве языка торговли греческий служил на протяжении всего Парфянского периода, но основным языком Иранского нагорья стал среднеперсидский, представлявший собой качественно новую ступень развития древнеперсидского. За многие столетия арамейское письмо, использовавшееся для записей на древнеперсидском языке, преобразовалось в пехлевийское письмо с неразвитым и неудобным алфавитом.

В Сасанидский период среднеперсидский язык стал официальным и основным языком жителей нагорья. Его письменность была основана на варианте пехлевийской графики, известной как пехлевийско-сасанидское письмо. Священные книги Авесты записывались особым образом – вначале на зенде, а потом – на авестском языке.

В Древнем Иране наука не поднялась на те высоты, которых она достигла в соседней Месопотамии. Дух научного и философского поиска пробудился только в Сасанидский период. С греческого, латинского и других языков были переведены важнейшие труды. Именно тогда на свет появились Книга Великих Подвигов , Книга чинов , Страны Ирана и Книга Царей . Другие работы этого периода сохранились только в позднейшем арабском переводе.

Найти "ПЕРСИЯ. ДРЕВНЯЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ " на

государство, появившееся на мировой исторической арене с середины шестого века до нашей эры и прошедшее за время своего развития путь от обычного племени до великой империи

Развернуть содержание

Свернуть содержание

Персия - это, определение

Персия - это древнее название земель, находящихся между реками Тигр и , на которых располагалась одна из самых великих за всю историю империя, давшая начало современному исламскому государству Иран.

Персия - это использовавшееся в западных до 1935 г. название Ирана. В истории термин Персия также используется применительно к Персидским империям Ахеменидов (VI - IV века до н. э.) и Сасанидов (III - VII века н. э.).

Персия - это греческое название исторической области Фарс (Парсуаш) в южном Иране, где проживали народности, образовавшие империю Ахеменидов (VI - IV века до н. э.) и Сасанидов (III - VII века н. э.).


Персия – это латинизированное название исторической области Парс, ныне Фарс (древнеперс. Парсуаш; древне-греч. Персида), в южном Иране на берегу (историческая родина персов и персидского языка, а также колыбель иранской государственности), по наименованию которой и был назван впоследствии целый ряд Персидских империй.

Персия - это Обширная страна в , населенная персами. При Кире Персия сделалась самостоятельной монархией, далеко раздвинувшей свои пределы и достигшей большого и процветания. Независимость древней персидской монархии была уничтожена Александром Великим.

Персия – это краткое наименование в исторической литературе, а также в персидском языке (перс. پرشیا‎ - pershiyâ) для обозначения иранских государств (Персидских империй), существовавших до арабского завоевания.

Персия, это - центр одной из величайших в истории империй, простиравшейся от Египта до р.Инд. В ее состав вошли все предшествующие империи – египтян, вавилонян, ассирийцев и хеттов.

Персия - это древне-Азиатское царство, пределы и которого значительно изменялись в различное время. В том виде, в котором она существует доселе, Персидская империя была основана Киром и ее обитатели в древнее время назывались Еламитами, от своего предка Елама, сына Симова, а в более поздние времена они назывались Парфянами. Мидийский и Персидский престолы были соединены при Кире в 536 до Р.Х., и в действительности вся страна от Египта до р. Гангеса совместилась в том, что называлось тогда Персидскою империею.


Персия, что это - это государство на юго-западе Азии. Столица - город Тегеран. На западе граничит с Ираком, на северо-западе с Азербайджаном, Арменией, и непризнанной Нагорно-Карабахской Республикой, на севере с Туркменистаном, на востоке с Афганистаном и Пакистаном. С севера Иран омывается Каспийским морем, с юга - Персидским и Оманским заливами Индийского океана.

Персия, что это - это древняя империя, где жители - оседлые потомки индоевропейского арийского кочевого народа, которые ок. XV века до н. э. в Восточный Иран из Средней Азии, а затем заняли Персиду примерно в X веке до н. э., вытеснив оттуда ассирийцев, эламитов и халдеев.

Персия, что это - это феодальное государство, некогда могущественное и остававшееся довольно сильным ещё в XVI – XVII вв., в дальнейшем приостановилось в своём развитии.

История древней Персии

Ахеменидская держава

Цари персии из династии Ахеменидов
Кир II
Дарий I

Селевкиды

Парфия

Сасанидская держава

Тюрки

Сельджуки
Султанат
Санджар и хорезмшахи

Гуриды

Мидия

Исторические границы

Источники и ссылки

Источники текстов, картинок и видео

dic.academic.ru - словари и энциклопедии на Академике

slovopedia.com - популярная библейская энциклопедия

coolreferat.com - портал с рефератами, курсовыми, дипломными

enc-dic.com - сборник энциклопедий и словарей

gatchina3000.ru - портал энцеклопедических статей

ancient.gerodot.ru - история древнего мира

wikiznanie.ru - универсальная электронная библиотека

ikatkov.info - веб-сайт "Одинокий путник"

world-history.ru - всемирная история

tehlib.com - библиотека научно - технического портала Технарь

nationalsecurity.ru - цифровые и электронные карты