Страшные тайны Жанны д’Арк. Тайна смерти Орлеанской Девы Жанны д’Арк

Каждое второе воскресенье мая во Франции отмечается День памяти Жанны д’Арк - знаменитой Орлеанской девы, которая во время Столетней войны возглавила французское войско, одержала несколько решающих военных побед, короновала дофина Карла VII, однако была захвачена в плен предателями из Бургундии и сожжена на костре англичанами. Казнь Жанны д’Арк состоялась в Руане 30 мая 1431 г. Через 25 лет после казни она была реабилитирована и признана национальной героиней, а в XX веке католическая церковь провозгласила ее святой. Такова официальная версия. Но с Жанной д’Арк связано много мифов и легенд . По одним данным Орлеанская дева была деревенской пастушкой, по другим - знатной дамой.

Пастушка

Согласно самой распространенной версии Жанна д’Арк родилась в семье деревенского старосты в селении Домреми на границе Эльзаса в 1412 г. Однажды она услышала голоса святых Екатерины и Маргариты, которые поведали ей о том, что именно ей суждено спасти Францию от нашествия англичан.

Узнав о своем предназначении, Жанна покинула родной дом, добилась встречи с дофином Карлом VII и возглавила французское войско. Ей удалось освободить несколько городов, в том числе Орлеан, после чего ее стали именовать Орлеанской девой. Вскоре Карл VII был коронован в Реймсе, а Жанна одержала еще несколько важных побед.

23 мая 1430 г. недалеко от города Компьен отряд Жанны д’Арк был взят в плен бургундцами. Они передали Орлеанскую деву герцогу Люксембургскому, а тот, в свою очередь, - англичанам. Ходили слухи о том, что приближенные Карла VII предали Жанну.

Судебный процесс над Жанной д’Арк начался в январе 1431 г. в Руане. Инквизицией было выдвинуто 12 статей обвинения. Тем временем в Париже Генрих VI был провозглашен французским и английским королем. Главной целью суда над Жанной было доказать, что Карл VII был возведен на трон колдуньей и еретичкой.

Вел судебный процесс епископ Пьер Кошон. Еще до начала суда он подверг девушку медицинскому освидетельствованию, чтобы установить, что она не была невинной, и что она вступила в связь с дьяволом. Однако осмотр показал, что Жанна девственна, поэтому суд был вынужден отказаться от этого обвинения.

Суд над Жанной д’Арк длился несколько месяцев. Он был полон каверзных вопросов и хитрых ловушек, в которые по замыслу инквизиторов должна была попасться девушка. В итоге 29 мая 1431 г. было вынесено окончательное решение о передаче подсудимой в руки светских властей. Жанна была приговорена к сожжению на костре. 30 мая 1431 г. приговор был приведен в исполнение.

Душевнобольная

Легенде о великой юной воительнице нанес ощутимый удар известный французский историк и философ Робер Каратини. В своей монографии "Жанна д"Арк: от Домреми до Орлеана" он заявил, что история Орлеанской девы в том виде, в каком мы ее знаем, имеет мало чего общего с правдой. Специалист утверждает, что на самом деле Жанна была душевнобольной девушкой, которую политики и высшие военные чины довольно искусно использовали в своих целях, чтобы пробудить в душах французов ненависть к Англии.

Каратини пишет, что все сражения, которые якобы были выиграны французами под руководством Жанны д"Арк, представляли собой мелкие стычки наподобие русского кулачного боя на ярмарке. Французский историк также добавляет, что сама дева не участвовала ни в одном из них, и что она ни разу в жизни не брала в руки меч.

Робер Каратини утверждал, что Жанна д"Арк сама никак не влияла на ход событий, а служила всего лишь символом, некоей знаковой фигурой, с помощью которой французские политики нагнетали антианглийские настроения.

Французский историк также ставит под сомнение тот факт, что Жанна д"Арк спасла осажденный Орлеан. Этот город, пишет Каратини, просто никто не осаждал. Английское войско численностью пять тысяч человек слонялось по прилегающей к Орлеану местности. В самом городе тогда не было ни одного французского солдата. Наконец, к стенам Орлеана с большим опозданием прибыло французское войско под началом Карла VII, но за этим не последовали никаких боевых действий.

По утверждению Каратини, в 1429 г. Жанна д"Арк действительно числилась на военной службе, однако пребывала в войсках в качестве своеобразного живого талисмана. Историк считал, что она была девушкой неуравновешенной, с явными признаками душевного расстройства. Причиной такого ее состояния могли стать ужасы войны, но не Столетней, а другой - непрекращающейся битвы между Францией и Бургундией. А так как родная деревня Жанны находилась на границе, то еще в детстве впечатлительной девочке пришлось лицезреть довольно много страшных картин.

Англичане отреагировали на книгу Робера Каратини овациями. Более пяти столетий весь просвещенный мир осуждал англичан за безжалостную расправу над Орлеанской девой, однако и эта часть истории, считает французский ученый, тоже является вымыслом.

Жанну д"Арк захватили в плен в Бургундии. Затем парижская Сорбонна направила герцогу Бургундскому письмо с просьбой выдать девушку университету. Однако герцог отказал Сорбонне. Продержав Жанну у себя восемь месяцев, он продал ее Генриху VI Английскому за 10 тысяч фунтов. Генрих выдал Жанну французской церкви. Орлеанскую деву судили в Нормандии 126 сорбоннских судей, затем ее казнили. Англичане же не принимали во всем этом вообще никакого участия, считает Каратини.

Историк также утверждает, что легенда о Жанне д"Арк была создана лишь в конце XIX в., потому как французским правителям того времени нужны были новые герои, а юная дева, павшая жертвой династических разборок, идеально подходила на эту роль.

Замужняя дама и мать

Слухи о том, что Жанна д’Арк на самом деле не погибла, а спаслась, стали распространяться в народе сразу же после ее казни. Согласно одной из версий, которая, в частности, представлена в книге Ефима Черняка "Судебная петля", Жанна д’Арк не только избежала смерти на костре, но и вышла замуж и родила двоих сыновей. Ее мужем стал человек по имени Робер д’Армуаз, потомки которого до сих пор считают себя родственниками Орлеанской девы и уверяют, что их уважаемый предок ни за какие сокровища мира не женился бы на женщине, которая не представила бы ему подлинных документов, удостоверяющих свое истинное происхождение.

Впервые новая Жанна, или, как ее уже называли, госпожа д’Армуаз, появилась примерно через пять лет после своей трагической гибели. В 1436 г. брат Жанны Жан дю Ли часто передавал письма сестре и ездил к ней в город Арлон. Записи о соответствующих расходах сохранились в счетной книге Орлеана.

Известно, что эта загадочная дама жила в Арлоне, где вела насыщенную светскую жизнь. В 1439 г. чудом воскресшая Жанна объявилась в некогда освобожденном ею Орлеане. Судя по записям в той же счетной книге, жители Орлеана встретили Жанну д’Армуаз более чем тепло. Ее не просто узнали, в честь нее знатные горожане устроили торжественный обед, кроме того Жанне преподнесли в подарок 210 ливров "за добрую службу, оказанную ею указанному городу во время осады". Существуют косвенные доказательства, что в это время в Орлеане могла находиться мать настоящей Жанны д’Арк Изабелла Роме.

Воскресшую Жанну радушно встречали также в Туре, деревне Гранд-оз-Орм и еще в нескольких поселениях. В 1440 году по дороге в Париж госпожа д’Армуаз была арестована, объявлена самозванкой и выставлена у позорного столба. Она раскаялась в присвоении себе имени Орлеанской девы и была освобождена.

Говорят, что после смерти своего супруга Робера д’Армуаза эта Жанна еще раз вышла замуж. А в конце 50-х годов даме было пожаловано официальное прощение за то, что она посмела выдавать себя за Жанну д’Арк.

Дочь короля

Еще одно сенсационное заявление сделал украинский антрополог Сергей Горбенко: Жанна д’Арк не погибла на костре, а дожила до 57 лет. Он также утверждает, что Жанна не была простой деревенской девушкой, как гласит народная легенда, а происходила из королевской династии Валуа.

Ученый считает, что историческое имя знаменитой Орлеанской девы - Маргарита де Шампдивер. Сергей Горбенко исследовал останки в саркофаге храма Нотр-Дам де Клери Сан-Андре неподалеку от Орлеана и обнаружил, что женский череп, который хранился вместе с черепом короля, принадлежал не королеве Шарлоте, скончавшейся в возрасте 38 лет, а другой женщине, которой было не менее 57 лет. Специалист пришел к выводу, что перед ним - останки той самой Жанны д’Арк, которая на самом деле была незаконнорожденной принцессой дома Валуа. Ее отцом был король Карл VI, а матерью - последняя любовница короля Одетта де Шампдивер.

Девочка воспитывалась под надзором отца-короля как воин, поэтому она могла носить рыцарские доспехи. Это также объясняет, как Жанна могла писать письма (этого не смогла бы сделать неграмотная крестьянская девушка).

Согласно этой версии смерть Жанны д’Арк была сымитирована Карлом VII: вместо нее на костер отправили совсем другую женщину.

Сестра короля

Согласно еще одной легенде, Жанна д’Арк была незаконнорожденной дочерью королевы Изабеллы, сводной сестрой короля Карла VII. Эта версия объясняет, в частности, как простой деревенской девушке удалось заставить короля принять ее, выслушать, да еще и поверить в то, что именно она спасет Францию.

Кроме того, многим исследователям всегда казалось странным, что девушка из деревенской семьи слишком хорошо разбиралась в политической ситуации в стране, с детства владела боевым копьем, что было привилегией только дворян, говорила на чистом французском языке без провинциального акцента и позволяла себе вез всякого почтения общаться с коронованными особами.

Существует версия, согласно которой Жанну д’Арк называли Орлеанской девой не только из-за освобождения ею Орлеана, а также из-за ее причастность к королевскому Орлеанскому дому. Не исключено, что эта версия имеет под собой некоторые основания. В1407 году королева Изабелла действительно родила незаконного ребенка, чьим отцом, по-видимому, был герцог Людовик Орлеанский. Младенец, как считается, вскоре скончался, но могилу и останки этого ребенка, чей пол не был указан в исторических документах того времени, не удалось обнаружить. Позже в подробном труде по истории Франции, который вышел в свет в XVIII в., этот младенец сначала назывался Филиппом, а в последующих переизданиях уже Жанной.

Вопрос, сколько на самом деле было лет Жанне д’Арк, когда она взошла на костер, до сих пор остается спорным. На одном из допросов она однажды указала свой возраст - "примерно 19 лет". В другой раз она уже затруднилась ответить на этот вопрос. Однако когда Жанна только познакомилась с дофином Карлом VII, то сказала, что ей "три раза семь лет". Таким образом получается, что она была немного старше своего канонизированного возраста и вполне могла оказаться тем самым незаконнорожденным ребенком королевы Изабеллы.

В "Судебной петле" упоминается, что Жанна дважды подвергалась медицинскому освидетельствованию. И оба раза осмотр проводился весьма высокопоставленными особами: сначала королевами Марией Анжуйской и Иолантой Арагонской, затем - герцогиней Бедфордской, которая являлась родной тетушкой Карла VII. "Надо только представить сословные различия в средневековом обществе, - пишет автор, - чтобы понять: честь, которой удостоилась Жанна, не могла быть оказана простой пастушке".

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Удивительно, но вот уже почти шесть столетий не утихают споры вокруг национальной героини Франции. Дело в том, что в ее судьбе все далеко не так однозначно, как написано в сотнях похожих друг на друга, как две капли воды, официальных (канонических) биографиях.

Прежде всего, оспаривается происхождение Жанны д’Арк. Многие французские историки (в частности, Жан Жакоби, Эдуар Шнейдер, Жан Бослер и др.) уверены, что Жак д’Арк и его жена Изабелла Роме были не настоящими родителями Жанны, а приемными. И что по рождению Дева Франции принадлежала к королевской династии, то есть была незаконнорожденной дочерью королевы-распут­ницы Изабо Баварской, жены короля Карла VI Безумного. А отцом Орлеанской де­вы был герцог Людовик Орлеанский, младший брат короля. Приверженцы этой теории именуются батардистами (от слова bastard – «внебрачное дитя»).

Другие уважаемые историки, такие как Жан Гримо, опубликовавший в 1952 году книгу «Была ли сожжена Жанна д’Арк?», Жерар Пем, Этьен Вейль-Райналь, Андре Брисе и другие, утверждают, что ее не могли сжечь на костре в городе Руане. Приверженцев этой теории называют сюрвивистами (от слова survivre – «выжить», «уцелеть»).

Доводы и тех и других выглядят очень даже убедительными.

* * *

На чем же основываются батардисты? Естественно – на массе смущающих их фактов. А эти факты, действительно, весьма странны и с трудом поддаются логическому объяснению. Ну, в самом деле, если девушка родилась в какой-то далекой лотарингской деревне, то как она могла добиться аудиенции у дофина Карла? Но, допустим, каким-то чудом добилась. А с чего бы это вдруг простую крестьянку поставили во главе армии? В окружении Карла что – все дружно сошли с ума? И как она, до этого лишь пасшая коз у себя в деревне, могла одержать ряд побед и короновать Карла, то есть сделать его королем Карлом VII?

Начнем с того, что д’Арки из Домреми, в семье которых воспитывалась Жанна, не были простыми землепашцами. Этот вопрос очень серьезно изучил французский исследователь, член французской Академии истории Робер Амбелен, и его выводы таковы: воспитавшая Жанну семья принадлежала к обедневшему дворянскому роду. Многие представители семейства д’Арк находились на королевской службе еще до появления Жанны на свет. И в их числе, между прочим, была королевская кормилица, которую звали… Жанна д’Арк. Она была вдовой Николя д’Арка, родного брата Жака д’Арка. А тот, между прочим, был в Домреми не крестьянином, а, говоря современным языком, сборщиком налогов и начальником местной милиции.

Сейчас практически доподлинно известно, что 10 ноября 1407 года Изабо Баварская родила в своем частном особняке Барбетт в Париже ребенка, который, согласно хроникам, якобы умер вскоре после рождения. Отметим, что событие это представляло большую проблему для королевы. Большинство историков сходятся в том, что ребенок этот никак не мог быть ребенком от короля Карла VI, страдавшего безумием, фактически не управлявшего страной и не вступавшего в интимную близость со своей женой много лет.

В те далекие времена незаконнорожденные дети у королей и принцев были делом весьма ординарным (ребенка воспитывали вместе с другими, и он получал достойное положение в обществе), но аналогичный ребенок у королевы ставил ее в неудобное и даже опасное положение. Единственный реальный выход из такой ситуации – уничтожить следы ребенка, объявив его мертвым и отправив к кормилице. Желательно, куда-нибудь подальше… Например, в Домреми…

Согласно канонической версии, Жанна д’Арк родилась в Домреми предположительно 6 января 1412 года. Но это, как говорится, «далеко не факт»: ряд историков сходится на том, что случилось это именно в 1407 году.

Воспитание «крестьянки» Жанны было весьма разносторонним: она умела читать и писать (этим, кстати, в то время могла похвастаться далеко не каждая принцесса). Старый рыцарь Жак д’Арк многому научил своих сыновей Жакмена, Жана и Пьера, училась вместе с ними и Жанна. Доподлинно известно, что она умела владеть копьем и отлично держалась в седле.

Теперь несколько слов о языке Жанны. Если бы она была обыкновенной пастушкой из Домреми, то должна была говорить не по-французски, а на лотарингском диалекте. Но она говорила на чистейшем французском. В связи с этим историк Марсель Ге задается вопросом: «Жанна не говорила на языке своей местности. Как же она сумела выучить французский язык, который практиковался при дворе короля?»

В самом деле, это очень странно, даже удивительно… Если, конечно, не принимать в расчет ее настоящее происхождение.

13 мая 1428 года Жанна вдруг прибыла в Вокулёр и сразу же обратилась к сеньору де Бодрикуру. При этом она якобы «узнала его среди свиты, хотя никогда до этого его не видела». Впрочем, это странное обстоятельство не удивляет сторонников канонической версии истории Жанны д’Арк. Да и что тут удивительного? Подумаешь, в окружной центр впервые в жизни приехала какая-то девочка-крестьянка из Домреми, ее согласился принять сам комендант крепости, и она сразу же узнала его в толпе вооруженных и хорошо одетых мужчин. И в просьбе девочки-крестьянки тоже не было ничего удивительного.

Она попросила благородного капитана де Бодрикура дать ей провожатых: это и понятно, ведь ей нужно было срочно ехать во Францию (так жители окраинных провинций называли центральную часть страны), чтобы предстать перед дофином Карлом. Там она якобы должна была получить войска, с помощью которых собиралась снять осаду Орлеана, чтобы затем короновать дофина и выгнать из Франции всех англичан. Еще бы, ведь такова была воля Господа. Этого объяснения для капитана де Бодрикура, конечно же, оказалось достаточно, и он тут же снарядил экспедицию в Шинон, где в то время находился дофин Карл.

В то, что деревенской девчонке послышались какие-то божественные голоса, еще можно поверить. Мало ли на свете чудаков, слышащих и видящих что-то такое, чего не слышат и не видят нормальные люди. Галлюцинации – это вообще вещь вполне обыкновенная. В той или иной степени их испытывал или может испытать каждый. Можно даже искусственно привести себя в это состояние. Стоит, например, долго и пристально смотреть на какой-то предмет, и он начинает принимать фантастические формы.

Но вот чтобы подобных «доводов» оказалось достаточно, чтобы быть принятой сеньором де Бодрикуром?! Это уже почти невероятно. У знатных рыцарей, скорее всего, были дела и поважнее, чем галлюцинации каких-то пастушек из соседних деревень. Но даже если он и нашел возможность принять девчонку, то для того, чтобы поверить в тот факт, что она смогла убедить его снарядить экспедицию в Шинон для встречи с наследником престола, нужно уж очень сильно напрячь свою фантазию.

Конечно же, это все легенда, если не сказать более жестко.

И вот Жанна прибыла в Шинон. Судя по ее поведению в королевском дворце, версия о крестьянском происхождении девушки в очередной раз не выдерживает никакой критики. Почему? Да потому, что Жанна оказалась знакома с правилами этикета и весьма непростыми обычаями двора. Плюс разбиралась в политике и была обучена географии.

Вот лишь одно из свидетельств ее первого появления во дворце. В хронике Жана Шартье, историографа Карла VII, сказано: «Жанна предстала перед королем, поклонилась и, как подобает в присутствии короля, сделала реверансы, как будто она была воспитана при дворе».

Деревенская пастушка по всем правилам делает реверансы, ну не смешно ли? Странно, что сторонники традиционной версии истории о Жанне д’Арк не придают подобным фактам никакого значения.

Продолжать перечень явных нестыковок можно до бесконечности. С чего бы это вдруг дофин Карл доверил простой пастушке командование армией? Почему его прославленные маршалы вдруг дружно подчинились какой-то девчонке? И так далее.

Письмо Жанны д’Арк, 1429 год
Теперь – о казни Жанны д’Арк. Согласно канонической версии, героиня была схвачена и сожжена на костре 30 мая 1431 года в Руане. Однако почти сразу поползли слухи, что в тот день погибла вовсе не Жанна. Кто же была та безымянная страдалица? Это так и останется тайной. Но о том, что вместо Жанны на костер взошла другая женщина, говорят многие факты. Современников тогда больше всего поразила удивительная поспешность: жертву послали на костер, пренебрегая строгими правилами, принятыми на процессах инквизиции, не испрашивая решения светского суда. Это было серьезным нарушением, ведь церковь сама ни­когда не выносила смертных приговоров.

Местные жители, присутствующие на казни, не могли разглядеть девушку: мощное оцепление из 800 солдат не подпускало их к эшафоту, а окна ближайших домов власти Руана приказали наглухо закрыть деревянными ставнями. Но даже если бы солдат было и не так много, зрители все равно не смогли бы разглядеть ее лицо – оно было закрыто капюшоном. Хотя обычно осужденные шли на костер с открытыми лицами.

Как видим, на всем этом печальном «мероприятии» лежала печать таинственности и какой-то странной невнятности: процедуры были проведены с явными нарушениями, лица казненной никто не видел, и все происходило с чрезвычайной поспешностью. А когда через 25 лет после казни началась реабилитация Жанны, вдруг выяснилось, что никто из представителей судебной власти вообще не выносил Орлеанской деве никакого приговора. К тому же ни один из участников суда не смог с точностью рассказать о том, как проходили процесс и казнь: одни сообщили, что ничего не видели, другие – что ничего не помнят, а третьи – что покинули Руан задолго до казни. И даже сама дата казни оказалась не вполне точной: современники и историки называли не только 30 мая, но и 14 июня, и 6 июля, а иногда и февраль 1432 года…

Вывод из всего этого можно сделать только один: в Руане была казнена не Жанна, а подставное лицо. И этого не должны были заметить не только многочисленные зрители, но и те, кто казнь осуществлял.

* * *

Сюрвивисты предполагают, что за несколько часов до исполнения приговора Жанна, содержавшаяся в замке Буврёй, была тайно вывезена оттуда через подземный ход. «Внутри главной башни замка Буврёй, – пишет историк Робер Амбелен, – которая по-прежнему существует и известна под названием башни Жанны д’Арк, открывается колодец. Он сообщался с подземным ходом, который вел в башню, развалины которой еще можно обнаружить в здании, расположенном на улице Жанны д’Арк, в доме № 102».

Но возможно ли было осуществить побег из замка Буврёй без чьего-либо содействия? Разумеется, нет. Но ведь и не все главные действующие лица этой истории были заинтересованы в гибели Жанны.

Мог ли, например, французский король Карл VII бросить в беде свою благодетельницу и, по версии батардистов, родную сестру. Ведь Жанна дала ему все: земли, доходы, славу победителя «британского льва» в Столетней войне. Благодаря ей он стал «королем Франции Божьей милостью» и объединил разделенное на два враждующих лагеря королевство. Безусловно, ему хотелось удалить ее с политической сцены и проучить за своенравие. Но позволить сжечь на костре?! Маловероятно.

Робер Амбелен уверен: Карл VII пытался помочь попавшей в плен Жанне. Он обнаружил документы, из которых видно, что делались попытки отбить Жанну вооруженным путем, но они потерпели неудачу. Оставалось только одно: помочь ей бежать. Но при этом для простых французов Жанна, чья популярность после победы под Орлеаном достигла невиданных масштабов, должна была исчезнуть навсегда.

В казни Жанны не был заинтересован и граф Уорвик, английский наместник Руана. Его зять, знаменитый полководец Джон Талбот, был в это время пленником французского короля, а Карл VII грозил жестокой местью, если Жанна погибнет. Поэтому вполне понятны забота графа Уорвика о здоровье плененной Жанны (известно, что он прислал ей двух своих докторов) и его заступничество за нее перед охранниками, когда она подверглась их нападкам.

Кстати, вскоре после «казни» Жанны Джон Талбот был освобожден из плена, причем, вопреки обычаям, никакого официального выкупа за его освобождение выплачено не было. Так что есть основания предположить, что спасение Жанны – результат тайной сделки двух королей. Ведь если Жанна была единоутробной сестрой Карла VII, как утверждают батардисты, то тогда малолетний английский король Генрих VI (сын Екатерины Французской) был ее племянником. Мог ли он в этом случае уж очень настаивать на сожжении своей тетушки?

Относительно позиции англичан интересен следующий факт: 13 мая 1431 года в Руане граф Уорвик устроил пышный пир. На нем присутствовал некто Пьер де Монтон, посланец герцога Амадея Савойского. Чтобы стало понятно, насколько важно было присутствие в Руане этого господина, поясним: Амадей Савойский был мужем Марии Бургундской, родной сестры Анны Бургундской, которая, в свою очередь, была женой герцога Бэдфорда, регента-опекуна при малолетнем короле Генрихе VI. Стало быть, Амадей Савойский был деверем герцога Бэдфорда.

Робер Амбелен уточняет: «Если Жанна была дочерью Людовика Орлеанского и Изабо Баварской, то она являлась кузиной Анны Бэдфордской. Тем самым через брачные связи она стала кузиной Амадея Савойского». Весьма сложная конструкция, но она указывает на то, что этот пир в Руане был своего рода семейным советом, на котором решалась судьба одной из знатных родственниц. Имя Пьера де Монтона также многое разъяснит нам в дальнейшей судьбе Жанны.

Пленение Жанны д’Арк
После тайного похищения Жанну доставили в удаленный савойский замок Монроттье. Этот замок был выбран не случайно, ведь он принадлежал… Пьеру де Монтону. Тому самому, что присутствовал на пиру у графа Уорвика. Ему, как нетрудно догадаться, и было поручено тайное похищение Жанны из Руана, доставка ее в Монроттье и организация надежной охраны. Что касается расположенного среди отвесных скал замка, то, по словам Робера Амбелена, «тот, кому было поручено охранять особенно ценного заключенного, лучшей тюрьмы и выдумать не мог».

О том, что конкретно делала Жанна после своего освобождения и до 1436 года, практически ничего не известно. Одно очевидно: пять лет она не имела никаких связей с внешним миром, ведь занявшему трон Карлу VII нужно было время, чтобы его подданные успели подзабыть о своей героине.

Лишь в 1436 году Жанна объявилась в Арлоне, небольшом городке на границе современной Бельгии с Люксембургом, и этот факт зафиксирован во многих источниках. Здесь она была принята герцогиней Елизаветой Люксембургской, очень богатой и влиятельной дамой, которая никогда не стала бы встречаться с девушкой, благородное происхождение которой вызывало сомнение.

Потом Жанна некоторое время общалась с графом Ульрихом Варнембургским. В частности, она ездила вместе с ним в Кёльн.

Интересные сведения о новом появлении Жанны можно найти в старинной «Хронике настоятеля монастыря Сен-Тибо-де-Мец», где указывается: «В 1436 году господин Филиппен Марку был старшим городским советником города Меца. В этом же году числа двадцатого мая Жанна-Дева, которая была во Франции, прибыла в Ля-Гранж-оз-Орм, недалеко от Сен-Прива. Она туда приехала, чтобы переговорить с несколькими знатными горожанами Меца. И в этот же день туда прибыли два брата Девы, один из которых, мессир Пьер, был рыцарем, а другой, Жан Малыш, – оруженосцем. Они думали, что она была сожжена, но когда увидели ее, то узнали, и она тоже их узнала».

Известно, что ее признали и сир Николя Лув, который подарил ей боевого коня и пару шпор, а также сеньор Обер Буле и сир Николь Груан, подаривший ей меч. Николя Лув – один из самых уважаемых жителей Меца. Он был рыцарем Карла VII и принимал участие в его коронации в Реймсе. Вряд ли такой человек принял бы участие в мистификации, признав Жанной-Девой самозванку. Ошибаться он тоже не мог, в рыцарский сан он был возведен именно благодаря ее ходатайству.

Обер Буле и Николь Груан тоже достойные люди. Первый из них – глава Совета старшин в Меце, второй – губернатор. Зачем им участвовать в мошенничестве, из-за которого они могли бы получить только крупные неприятности? Ответ очевиден: мошенничества не было.

* * *

А 7 ноября 1436 года Жанна вышла замуж за рыцаря Робера дез Армуаза и после пышной свадьбы стала именоваться Жанной дез Армуаз. Впоследствии были найдены брачный контракт и дарственный акт, согласно которому Робер дез Армуаз передавал часть владений своей жене Жанне, которая в тексте была неоднократно названа «Девой Франции». На этих документах стоят подписи друзей Робера дез Армуаза, в свое время хорошо знавших Жанну д’Арк.

* * *

В Орлеане Жанна вновь появилась в июле 1439 года, то есть через восемь лет после своей «казни». Госпожу дез Армуаз встретила восторженная толпа горожан, среди которых было немало людей, отлично помнивших свою героиню еще со времен знаменитой осады города. Исторические хроники не оставляют сомнений в том, что орлеанцы безоговорочно приняли Жанну дез Армуаз за Орлеанскую деву. Более того, в счетной книге прямо указывается, что 1 августа 1439 года Жан­не была подарена крупная сумма денег с формулировкой «за благо, оказанное ею городу во время осады».

Историк Марсель Ге отмечает, что в Орлеане новость о появлении Жанны «произвела эффект разорвавшейся бомбы».

А вот историк Жерар Пем нашел в списке городских расходов отметку об уплате двум лицам за содержание и лечение Изабеллы Роме с 7 июля по 31 августа 1439 года. Там же имеется запись об уплате пенсии, установленной городом Изабелле Роме за сентябрь, октябрь и ноябрь 1439 года. Это свидетельствует о том, что женщина, с рождения воспитывавшая Жанну, находилась в Орлеане в то время, когда там торжественно принимали Жанну дез Армуаз. Трудно представить причины, по которым ей потребовалось бы участвовать в обмане, если бы таковой имел место.

И еще – после визита госпожи дез Армуаз в Орлеан, то есть с августа 1439 года, город прекратил ежегодные обедни за упокой души той, которую считали сожженной на костре в Руане.

Окрыленная орлеанским триумфом, в 1440 году Жанна отправилась в Париж. Это, видимо, была попытка полной общенациональной «реставрации» героини Жанны д’Арк. Цель поездки очевидна: Жанна мечтала занять причитающееся ей законное место подле брата-короля. Но нужна ли была такая «реставрация» Карлу VII? С его точки зрения, Жанна давно выполнила свою миссию, и ее появление в Париже для него было нежелательным. Парижский парламент, а в то время это было только судебное учреждение, получив указание короля, предпринял меры, чтобы не допустить восторженного приема Жанны, как это было в Орлеане.

По пути в столицу ее задержали и под охраной доставили в парламент. И одного разговора «с пристрастием» оказалось достаточно, чтобы Жанна поняла: идея триумфального въезда в Париж была не самой удачной. Как того и потребовал парламент, Жанна объ­явила себя самозванкой. Что ей еще оставалось делать? А после признания «самозванства» ее… Нет не наказали, а освободили и спокойно отправили домой.

* * *

После этого имя Жанны почти не встречается в документах той эпохи. Сюрвивисты говорят, что «она вернулась к частной жизни». А вот историки Роже Сензиг и Марсель Ге даже называют точную дату смерти Жанны – 4 мая 1449 года.

В 1456 году Жанна д’Арк была реабилитирована, а в 1920 году – причислена Римско-католической церковью к лику святых.

Но кем бы ни была эта девушка – крестьянкой или отпрыском королевского рода, еретичкой или святой – единственным непреложным фактом является только одно: она вписала великолепную страницу в историю Франции. И как утверждает Режин Перну, французская исследовательница обстоятельств ее жизни, Жанна д’Арк – «неисчерпаемая личность, о которой всего не будет сказано никогда».

Сергей Нечаев

Жанна д"Арк встретила смерть на костре, при невероятном стечении народа. По свидетельствам очевидцев, вся площадь была заполнена людьми. В угоду толпе костер был разложен слишком низко от помоста. Палачи заботились не о том, чтобы сломить Жанну предсмертными муками (на это уже никто не рассчитывал). Для них было очень важно, чтобы как можно больше свидетелей увидели казнь во всех подробностях. Это уменьшало вероятность появления самозваных Орлеанских Дев, якобы чудом избежавших гибели. Однако героиня Столетней войны через некоторое время вновь появляется во Франции.

Все величайшие загадки истории / М. А. Панкова, И. Ю. Романенко и др.

Слухи о возможной подмене Жанны д"Арк двойником ходили по Франции еще до того, как она была сожжена. После ее смерти в 1431 году они не только не утихли, а наоборот, обросли новыми подробностями. Никто не хотел верить в то, что освободительница Франции погибла. В Руане толпа на площади ждала чуда. Казалось, Бог услышит молитву Жанны и покарает тех, кто осмелится поднять на нее руку. Но чуда не произошло. Когда костер прогорел, прах Девы развеяли на глазах у собравшейся толпы.

И все же в обстоятельствах этой казни осталось много неясного. Заслуживает внимания прежде всего тот факт, что смерть Жанны не отражена ни в одном из сохранившихся документов. Историк Е. Б. Черняк сообщает: «Нам известны… все детали руанского процесса: сохранились подробные протоколы. Нет лишь одного важного документа: официального акта, удостоверяющего казнь Жанны или даже просто упоминающего об исполнении приговора». Во французских хрониках первой половины XVI века о казни Орлеанской Девы говорится в неопределенных выражениях. В «Бретонской хронике» (1540 г.) сказано, что в 1431 году «Дева была сожжена в Руане или была осуждена на это». Симфориен Шампье в «Корабле для дам» (1503 г.) пишет, что Жанна, по мнению англичан, была сожжена в Руане, но французы это отрицают. В поэме Жоржа Шатлена «Воспоминания о чудесных приключениях нашего времени» говорится, что «хотя, к великому горю французов, Дева была сожжена в Руане, она, как стало известно, потом воскресла». Особенно примечателен дневник одного парижского буржуа, где прямо указывается, что в Руане под видом Жанны была сожжена другая женщина…

Так что же произошло на самом деле? Если предположить, что Жанну в последний момент подменили другой женщиной (а слава Орлеанской Девы была столь велика, что пойти на смерть вместо нее многие почли бы за честь), то все последующие события легко объяснимы. Но дело в том, что та Жанна, которой восхищалась Франция, никогда и ни при каких обстоятельствах не пошла бы на подмену. Мечтой и целью ее жизни было служение Богу, и мученический венец Дева не променяла бы ни на жизнь, ни на иные блага (тем более что основную свою миссию — коронацию Карла VII — она уже выполнила).

По-видимому, так же думали и ее соратники. Когда в Париже появилась Жанна д"Армуаз, выдававшая себя за Орлеанскую Деву, первым их стремлением было разоблачить самозванку. Дальше происходит что-то непонятное. Ближайшие соратники Жанны д"Арк признают в девушке свою предводительницу. Причем не только по внешним приметам, но и по стилю поведения, манере разговора. Свидетельства этих людей было вполне достаточно для того, чтобы парижане носили освободительницу Франции на руках. После триумфального шествия по Парижу Жанна предпринимает поездку в Орлеан. Если она самозванка, такой ход связан с немалым риском: в городе Орлеанскую Деву знали многие. К тому же, услышав о чудесном спасении, в Орлеан приезжают братья и мать Жанны. У них также не возникает сомнений в личности д"Армуаз. Но и это еще не все. Для того чтобы увидеться с Жанной, в город прибывает король. Карл VII, прекрасно знавший Орлеанскую Деву, присоединился к мнению ее матери и братьев.

Надо сказать, что внешность Жанны довольно сложно было «подделать». Она была невысокого роста (менее полутора метров), за ухом у нее было темное родимое пятно. Кроме того, в ходе сражений Жанна несколько раз была ранена. Остались шрамы, которые, безусловно, были прекрасно известны товарищам по оружию. Наконец, особенности речи, движений. Правда, со временем детали стираются из памяти, а с момента смерти Девы прошло уже пять лет.

Неизвестно, где именно Жанна провела эти годы. Существует два наиболее правдоподобных предположения. Многие французские историки считают, что после достижения с англичанами договора об инсценировке казни Жанна должна была (по условиям договора) жить вне Франции и не воевать против англичан. Есть данные, что Жанна, исполняя условия договора, жила в Лотарингии, где вышла замуж за Робера д"Армуаза де Тиммона. Отсюда и новая фамилия. Сохранились копии брачного контракта, согласно которым свидетелями на свадьбе были соратники Девы. По другой версии, Жанну укрывала у себя герцогиня Люксембургская.

Как бы то ни было, вернувшись во Францию, Жанна д"Армуаз свободно разъезжает по стране, встречается с родственниками и бывшими соратниками и собирает богатый урожай пожертвований. Так продолжается до 1440 года.

Уже будучи замужем и родив двух детей, Жанна приезжает в Париж, где ей готовят пышную церемонию встречи. Но вместо ожидаемого триумфа д"Армуаз попадает под арест. Торжества отменили, Жанну выставили у позорного столба как авантюристку и самозванку. Она была публично выпорота и после экзекуции сослана в поместье мужа. В процессе разбирательства Жанна д"Армуаз призналась, что все эти годы выдавала себя за Орлеанскую Деву в поисках славы и денег.

Некоторые историки полагают, что причиной всему была зависть короля. По их мнению, видя любовь народа к Жанне, он решил положить конец славе Девы и единолично присвоить все лавры. Жанна д"Арк, сожженная на костре, была предпочтительнее воскресшей Жанны д"Армуаз. Однако есть веские причины усомниться в этой интерпретации событий.

Прежде всего, Жанне уже во второй раз за ее короткую жизнь приписывают отступничество. Это никак не соответствует тому образу, который складывается при анализе ее собственных слов во время обвинительного процесса. Далее, если бы любовь народа к Жанне была так велика (и доверие к «воскресшей» д"Армуаз, надо заметить), ни о какой публичной казни не могло быть и речи. Да народ просто растерзал бы охрану и освободил Деву (ведь пришлось бы иметь дело не со всемогущей инквизицией, а только со светскими властями). Но почему-то никто не упоминает о каком-либо возмущении. Следовательно, сомнения в «подлинности» воскресшей Девы все-таки были, и немалые.

Еще одно косвенное доказательство дают документы, приводимые историками для подтверждения своей версии. Одним из свидетельств является счетная книга Орлеана, где сохранились две записи о выдаче денег. Первая относится к 1436 году, когда брат Жанны якобы ездил в Люксембург для встречи с сестрой. Вторая, датированная 1439 годом, говорит о получении суммы в 210 ливров самой Жанной. Деньги были выданы в благодарность за спасение города. Эти свидетельства сами по себе означают только то, что некто (необязательно сама Жанна) получил на руки определенную сумму. Брачный контракт, в котором указаны имена Жанны и ее соратников, мог быть легко подделан.

Проверенным принципом при изучении запутанных дел служит определение заинтересованных сторон. Кому было выгодно «воскресение» Жанны? Королю? Едва ли, он уже добился всего, чего хотел. К тому же, если бы инициатива исходила от короля, не было бы последующего разоблачения… Каким-то политическим силам? Народу? Но образ Орлеанской Девы, мученицы, отдавшей свою жизнь за Францию, не нуждался в дополнениях. В последнее время историки склоняются к мысли, что наибольшую выгоду от возвращения Жанны получили ее братья. Именно они были инициаторами всей авантюры. Именно они первыми признали в Жанне д"Армуаз свою погибшую сестру. Но, видимо, их предприятие зашло слишком далеко, и король решил положить конец вымогательству.

Трудно сказать, на чьей стороне истина. И кто на самом деле сгорел на костре инквизиции в Руане. Впрочем, кем бы ни была Жанна д"Армуаз, свою роль она сыграла безупречно. Великая актриса, великая самозванка… Бледное подобие Орлеанской Девы.

HistoryLost.Ru - Загадки истории

21 февраля 1431 года начался процесс Жанны д’Арк. Орлеанская дева была не только политическим врагом, она слышала голоса Святых, о ней говорили древние пророчества. Ее обвиняли в колдовстве, но сожгли за ересь.

Тайные цели

Вопреки всеобщему мнению, Жанна не была бедной крестьянской девушкой. Ее родной дом в Домреми может и не был роскошным дворцом, но для XV века был вполне комфортным и просторным. У Жанны была даже собственная комната. Орлеанская дева принадлежала со стороны матери к знатному, но обедневшему аристократическому роду. Кроме того, к моменту встречи с Карлом VII она прекрасно владела оружием и держалась в седле, что было абсолютно несвойственно девушке того времени. Эти факты наводят на мысль, что ее готовили к этому заранее. Некоторые исследователи полагают, что за появлением Жанны стояли городские братства Святого Марселя и Святого Мишеля, которые и были «голосами Орлеанской девы». Они возлагали на нее скорее дипломатическую, нежели военную задачу, их цель – «воспитать» своего короля, возвести на трон третьего сына короля, будущего Карла VII, дабы потом использовать его в своих целях. Жанна должна была, в первую очередь, оказать финансовую поддержку дофину. Именно об этом, якобы, говорило ее знамя, которое трактуют следующим образом: «Дайте серебро для коронации, чтобы Карл мог сражаться с англичанами; смелее, Марсель сдержит свое слово». Карл не остался в долгу, в парламенте были предоставлены новые права третьему сословию - бюргерству. Только вот Жанна была больше не нужна, напротив, она стала слишком опасной фигурой, чтобы оставлять ее в живых.

Пророчество Мерлина

У инквизиции было достаточно поводов «точить зуб» на Жанну и без политических мотивом. Одни слухи о «пророчестве Мерлина» чего стоят. Современные историки, в частности Ольга Тогоева, утверждают, что к первой встрече с дофином девушка подготовилась заранее. Представим себе Францию XV века – страну отнюдь не демократическую. К тому же период Столетней войны. У принца должны были быть достаточные основания, чтобы выслушать простую девушку из народа, пусть даже она утверждала, что послана небом. Таких, в то время всеобщего упадка, было немало. Но у Жанны был козырь в рукаве. Один из свидетелей на процессе реабилитации Жанны упомянул о «пророчестве Мерлина», в котором легендарный волшебник предрекает приход девы из Дубового леса в Лотарингии, которая явится «на спинах лучников и пойдет против них», то есть против англичан. Еще один современник событий, Жан Барбен говорил о предсказании Марии Авиньонской о пришествии девы в доспехах. Очевидно, Жанна еще при жизни слышала эти легенды и удачно оперировала ими, что впоследствии дало повод церкви обвинить ее в идолопоклонничестве.

Богородица в доспехах

Помимо языческих предрассудков, Жанна прибегала и к христианским образам, уподобляя себя Деве Марии. Ее противопоставляли «развратной правительнице» Изабелле Баварской, которая фактически управляла государством при своем муже Карле VI Безумном и вошла в историю как «губительница Франции». Девственность была той силой, которая поддерживала популярность Жанны. Из всех женщин того времени, войско могла вести за собой только королева или святая. Саму героиню не раз обследовали специально приглашенные матроны, которые подтверждали факт ее девственности, а ее противники англичане пытались обвинить Жанну в распутстве. Однако ее невинность, столь поддерживающая ее во время успеха, обошлась ей боком во время руанского пленения. Согласно протоколам реабилитационного процесса, во время инквизиторского следствия над Орлеанской девой несколько раз пытались надругаться. Впоследствии многие английские авторы, в том числе и Уильям Шекспир, будут утверждать, что Жанна не только лишилась невинности к моменту казни, но и была беременна. Англичанам и инквизиторам было необходимо «лишить» Жанну девственности, чтобы превратить ее в «публичную женщину», в которой больше нет ничего святого, которую можно, не вызывая божьего гнева и народных волнений, обвинить в ереси и сжечь.

Предательство Карла

Одной из главных загадок дела Жанны д’Арк является молчание короля Карла VII, который был стольким обязан Орлеанской деве. Как известно, сам король оказывался непричастен к ее гибели. Жанна д’Арк была схвачена во время осады бургундцами города Компьеню. Ее предали, подняв мост в осажденный город и оставив один на один с многочисленной армией врагов, которые после битвы продали ее англичанам. Еще современники видели здесь тщательно спланированную операцию, в которой обвиняли Гийома де Флави – капитана Компьена: «Из-за предательства военачальников, которые не могли перенести, чтобы главенствовала девица и чтобы победа вновь досталась ей, ее в конце концов продал англичанам Лотарингский бастард, который предательством взял ее в плен». Но еще до последнего поражения Орлеанская дева была уже «не у дел». Ее разногласия с королем начались сразу после коронации, после которой возрастающее влияние Жанны превратилось в угрозу его власти, к которой он так долго стремился. Интересно то, как Карл VII инициировал процесс реабилитации Жанны. Потаённо! После освобождения Руана, он написал своему советнику: «В этом городе был проведён некий процесс, организованный нашими старинными врагами, англичанами». Этот намек стал причиной пересмотра процесса.

Сломанный меч Карла Мартелла

У Карла были все основания опасаться Жанны, которую столь любил народ, а главное - солдаты. Бытовала легенда о легендарном мече героини. Считалось, что им владел Карл Мартелл, лично оставивший его в аббатстве после победы над сарацинами осенью 732 года. Очень важно, что Карл Мартелл не был франкским королем, но всесильным майордомом, который был фактическим правителем при ослабленных Меровингах. Обретение легендарного меча еще в древности играло особую роль в инициации королевской власти и продолжило свою историю в куртуазных французских романов. Таким образом, мечом Карла Мартелла Жанна лишний раз подчеркивала, какой было ее настоящее место при дофине. Уже в ходе процесса реабилитации, еще при Карле появилась история, что Жанна, будто палкой, гоняла этим мечом проституток по лагерю, и сломала его о спину какой-то девицы. Этот слух демонстрировал, что, несмотря на все свои успехи, Жанна не могла быть достойна короля и нравами своими не отличалась от низшего сословия, которое понятия не имеет, что делать с символами королевской власти.

Демоны Жанны

Изначальным «грехом» Жанны в глазах инквизиции была вовсе не ересь, а колдовство. Основным поводом для этого послужили «голоса», которые, якобы, слышала Жанна. Орлеанская дева утверждала, что «ангелы неба» указывали ей, что нужно делать, именно они послали ее к дофину. Вот только инквизиторы не верили в ее ангелов. Они предписывали эти речи то демонам, то феям. Родина Жанны – деревня Домрери была известна своими древними кельтскими святилищами. Орлеанскую деву спрашивали о местных феях, об обрядах деревни, о магических знаниях, которые она могла получить по наследству. Впоследствии инквизиторы сообщали, что добились признания от Жанны в связях с Ришаром и Екатериной из Ларошели, которых молва обвиняла в колдовстве. Они «доказали», что эта ведьмовская троица гуляла на шабашах, а однажды пыталась вместе увидеть некую «белую даму». Версия о ведовстве Жанны была проработана намного тщательней, нежели в ереси, но по некоторым причинам, сначала ушла на второй план, а потом вообще исчезла из обвинения.

Последнее слово инквизиции

То, что Орлеанская дева должна быть не только осуждена, но и приговорена к смертной казни, понимали все. Следовательно, обвинение могло быть только самым тяжелым. Чем же тогда не подходило обвинение в колдовстве, ведь в то время уже началась «охота на ведьм»? Но в инквизиционных трактатах для ведьм оставалась небольшая лазейка. Ведовство могло быть признано суеверием, которое не влекло за собой смертной казни. Оставалась только ересь, но согласно законам, осужденный в ней мог подписать отречение и отделаться тюремным заключением. Кроме того, обвиняемый сам должен признаться в своем грехе. Поэтому судьи пошли на хитрость. Глава трибунала – епископ Кошон пообещал Жанне сохранить жизнь, если она отречется от ереси и поклянется Церкви в послушании. Неграмотной Жанне зачитали один текст, а подписала она уже другой, в котором полностью отрекалась от всех своих заблуждений. Разумеется, Кошон не сдержал обещания, «грешницу» вновь бросили в ту же камеру, а через несколько дней под предлогом, что Жанна вновь облачилась в мужское платье – ее обвинили в повторном впадении в ересь. Костер стал неизбежным.

Во всех учебниках истории и в большинстве энциклопедических статей написано, что французская народная героиня Жанна д’Арк была простой крестьянкой, которая волею судьбы или Бога возглавила в юном возрасте армию короля Карла VII и подняла всю Францию на борьбу с английскими захватчиками.


Видение Жанны д’Арк. Жюль Бастьен-Лепаж, 1879 г.

Однако уже при первом взгляде на имя героини закрадывается смутное сомнение. Какая-то уж очень не крестьянская у нее фамилия. Ведь фамилии с частицей «де» или «д’» во все времена принадлежали во Франции дворянам. Хотя фамилия д’Арк буквально переводится «из Арка», обычно фамилии такого рода обозначали не место, откуда происходит человек, а место, которым он владеет (или которым владел когда-то его род).


Штильке Герман Антон. Явление святых Екатерины и Михаила Жанне д Арк.
(левая часть триптиха ""Жизнь Жанны д"Арк"") 1843г. Эрмитаж.

Но может быть, эту фамилию Жанна получила не при рождении, а уже потом, когда король даровал ей и ее братьям дворянство? Или даже еще позже. Ведь известно, что при жизни героиню никогда не называли Жанной д’Арк. Ее звали только Жанной Девственницей или Орлеанской Девой. А имя Жанна д’Арк впервые всплывает лишь на процессе по ее реабилитации, через много лет после смерти героини.


Laure de Chаtillon.

Но нет! Хорошо известно, как звали родителей Жанны. Ее отцом был Жак д’Арк, а матерью – Изабелла де Вутон. Обратим внимание – частица «де» встречается в обоих именах. Правда, в некоторых учебниках утверждается, будто мать Жанны звали Изабелла Роме. Но это тоже объясняется просто. Изабелла де Вутон носила прозвище Роме («римлянка»), потому что в деревне Домреми, где она жила с мужем, ходили слухи, будто набожная Изабелла совершила паломничество в Рим. Некоторые историки считают, что это действительно было так, но большинство ученых склоняется к тому, что слухи были несколько преувеличены, и в своих паломнических поездках Изабелла де Вутон посещала только французские святыни.


Дж.Э.Миллес. Жанна д’Арк. 1865г.

Что же получается? В деревне Домреми живет семья, в которой муж и жена носят дворянские фамилии, причем жена имеет возможность совершать паломничество к далеким святыням. Но и это еще не все. Если углубиться в исторические документы, то выясняется, что Жак д’Арк – не простой житель Домреми. Он – комендант крепости, командир отряда лучников, дуайен (староста) округа Вокулёр и близкий друг самого влиятельного местного феодала – Робера де Бодрикура. Больше того – известно, что у Жака д’Арка был герб, но его семья утратила право передачи герба по наследству. Именно поэтому братья Жанны впоследствии получили от короля новый герб и новую фамилию – дю Ли.


Жанна д"Арк. Миниатюра 15 века.

Причина утраты герба вполне прозрачна. Семейство д’Арк слишком обеднело и не могло исполнять один из важнейших законов феодальной службы. По этому закону каждый дворянин в случае войны должен был выставлять для войска короля так называемое «копье» – небольшой военный отряд, состоящий из самого дворянина, его оруженосца и нескольких слуг. Причем на каждого человека в этом отряде полагалось иметь как минимум одну боевую и одну запасную лошадь. Если дворянин не мог выставить такой отряд, то он лишался дворянства. Но это вовсе не делало его простым крестьянином. И утверждать, что Жанна д’Арк – бедная крестьянка, это все равно, что говорить, будто небезызвестный Шарль де Батс Кастельмор д’Артаньян – это гасконский пастух.


Штильке Герман Антон. Жанна д Арк в бою.
(центральная часть триптиха ""Жизнь Жанны д"Арк"") 1843г. Эрмитаж.

Жак д’Арк обеднел, но вовсе не утратил свои связи в кругу сильных мира сего. А о том, насколько широки эти связи, красноречиво говорит один малоизвестный, но многозначительный факт. Дело в том, что французские королевы никогда не выкармливали грудью своих детей. Это делали за них кормилицы – специально подобранные молодые дворянки. И вот удивительное совпадение! На протяжении нескольких поколений королевские кормилицы при французском дворе неизменно носили фамилию д’Арк. А женщина, вскормившая грудью дофина Шарля, ставшего затем королем Карлом VII, вообще была полной тезкой Орлеанской Девы. Эту кормилицу звали Жанна д’Арк. Во французских архивах сохранились счета на ее содержание и оплату ее услуг. В такие совпадения верится с трудом. А если родители Жанны Девственницы были в родстве с королевскими кормилицами, то все становится на свои места. И уже совсем не удивляет та легкость, с которой Жанна попала на прием к королю. На тот самый прием, который открыл героине дорогу к ее великим подвигам.


Жан Огюст Доминик Энгр "Жанна д"Арк на коронации Карла VII"

Жанна д"Арк не была сожжена на костре.

Украинский антрополог Сергей Горбенко утверждает, что Жанна д"Арк не была сожжена на костре и дожила до 57 лет. К такому выводу он пришел после исследования черепов семьи французского короля Людовика XI в базилике храма Нотр Дам де Клери вблизи Орлеана. Череп, считавшийся останками короля, по мнению исследователя, принадлежал женщине. А черепом короля оказался другой, ранее считавшийся черепом его жены Шарлотты Савойской. Позже Горбенко выяснил, что жена короля скончалась в 38 лет, а обнаруженный череп принадлежит женщине 55-57 лет.


George William.

После изучения других останков, переписки членов королевской семьи, гравюр и хроник стало ясно, что "женщина, чей череп почти 100 лет считали черепом короля Людовика XI, 600 лет тому назад была известна как Орлеанская дева - Жанна д"Арк", - рассказывает ученый. К такому выводу украинца натолкнули сомнения относительно способности 16-летней крестьянки носить рыцарские доспехи. Сохранившиеся письма д"Арк свидетельствуют о ее глубоких и обширных знаниях и, прежде всего, о том, что она не могла быть безграмотной крестьянкой из Лотарингии.


Жанна д"Арк у стен Компьена. Миниатюра 15 века.

В плен к англичанам попала и была сожжена на костре совсем другая женщина, а не Жанна д"Арк, считает Горбенко. В пользу того, что Орлеанская дева была похоронена, а не сожжена, говорят несколько фактов. В частности, во время сожжения женщины 30 мая 1431 года, исполнявшей роль д"Арк, ее лицо было закрыто. Также существует надмогильная плита, на которой четко видно герб Орлеанской девы.


Штильке Герман Антон. Жанна д"Арк на костре
(правая часть триптиха ""Жизнь Жанны д"Арк"") 1843г. Эрмитаж.