Стресс в современной жизни. Стресс повседневной жизни современного человека

Стресс – это состояние индивида в экстремальных условиях на физиологическом, психологическом и поведенческом уровнях. В зависимости от вида стрессора и характера его влияния выделяют несколько типов стрессов. Одна из классификаций выделяет физиологические и психологические стрессы, последние подразделяются на информационные и эмоциональные. Физиологический стресс возникает под воздействием физиологических стрессоров, например, повышенной температуры. Информационный стресс возникает в ситуациях информационных перегрузок, когда человек не справляется с задачей, не успевает принимать верные решения в требуемом темпе при высокой степени ответственности за последствия принятых решений. Мне кажется, данный вид стресса особенно актуален в современном мире, где большинство людей стремятся к успешному построению карьеры и занятию ответственных постов. Эмоциональный стресс проявляется в ситуациях угрозы, опасности, обиды и т.д. При этом различные его формы приводят к изменениям в протекании психических процессов, эмоциональным сдвигам, трансформации мотивационной структуры деятельности, нарушениям двигательного и речевого поведения. Все перечисленные виды стрессов могут оказывать как положительное мобилизующее воздействие на жизнедеятельность организма, так и отрицательное.

На сегодняшний день крайне распространена точка зрения, согласно которой стресс – это редкое и яркое явление в жизни обычных людей. Мнение Г.Селье на этот счёт крайне отличается. Он считает, что человек даже в состоянии полной расслабленности, как ему кажется, испытывает стресс. Кровеносная, дыхательная, нервная и пищеварительная системы непрестанно работают. Полное отсутствие стресса означало бы смерть. Однако уровень физиологического стресса наиболее низок в периоды отдыха и расслабленности, хотя никогда не равен абсолютному нулю. Эмоциональное возбуждение любой направленности сопровождается возрастанием степени физиологического стресса.

Подводя промежуточные итоги, хотелось бы сказать, что особенности стресса довольно многообразны: стресс бывает нескольких видов, в зависимости от вида стрессора и последствий. Также стресс имеет три фазы своего протекания. И, наконец, стресс – довольно распространённое явление в жизни любого человека, независимо от рода его деятельности, социального положения и возраста. Если психологического стресса человек ещё как-то может избежать, то физиологический стресс ему неподвластен.

Очевидно, что человек не может полностью обезопасить и оградить себя от стресса, который является неотъемлемым спутником человека и всех животных на протяжении всей их жизни. В настоящее время довольно распространено мнение о том, что стресса можно и нужно избегать.

Значение стресса в современном мире

В современном мире идёт довольно широкая пропаганда идеи о том, что стресс наносит человеку исключительно деструктивное влияние, способствуя развитию различных психических нарушений и общему износу организма. Возможно, в какой-то степени это, действительно, так, и я не буду опровергать это. Однако я убеждена, что стресс может оказывать и положительное влияние, и далее я попробую доказать свою точку зрения.

Во-первых, я считаю, что глупо приписывать какие-либо полярные качества чему-либо. Не думаю, что можно однозначно назвать что-то хорошим, а что-то плохим. Мне кажется, всё относительно, даже те вещи, которые на первоначальный взгляд кажутся исключительно отрицательными и негативными, могут обнаружить в себе какие-то позитивные стороны. Поясню на примере. Допустим, человека уволили с работы. Конечно, на первый взгляд кажется, что это крайне отрицательное событие в жизни любого, ведь человек потерял источник средств для существования, а также способность трудиться и самореализовываться. Однако данная ситуация заставляет человека мобилизировать все свои силы и возможности для поступления на другую работу, которая, возможно, является более перспективной и высокооплачиваемой. Если бы человека не уволили, он, скорее всего, в силу своей привычки к стабильности, не решился бы на смену места работы. Хотя возможен и другой исход. Например, человек не смог найти работу и впал в депрессию. Тогда, конечно, вся череда этих событий несёт негативный характер. Однако, не зря ведь говорят: «Кто ищет, тот всегда найдет». Я думаю, что способность человека найти новую работу в данной ситуации зависит исключительно от его личных качеств и упорства. Таким образом, я считаю, что то, какое влияние оказывают на нас те или иные события, зависит только от нашего восприятия и отношения к ним, а также от нашего поведения в данной ситуации. Итогом всему выше сказанному может послужить моя точка зрения, согласно которой, любое событие или явление, в том числе и стресс, носит двойственный характер. Нельзя однозначно назвать что-то хорошим, а что-то плохим.

Во-вторых, мне кажется, что само по себе глупо – наделять негативным смыслом явление, которое имеет место в жизни любого человека и которое неизбежно. Ведь никому не придёт в голову сказать, что рост волос или дыхание, например, это плохо. Я считаю, относительно стресса ситуация складывается аналогичным образом. Ведь стресс, хотя бы на физиологическом уровне, сопровождает человека на протяжении всей его жизни, подобно росту волос или ногтей.

В-третьих, даже если стресс и носит негативный характер, все равно его общее глобальное влияние на организм, на мой взгляд, позитивно. Ведь человек, не познавший несчастья, не сможет быть поистине счастливым. Так же и со стрессом. Стресс придаёт нашей жизни яркую окрашенность. Болезни сменяются периодами здоровья, слезы сменяются смехом, а тяжёлая ежедневная работа сменяется отдыхом. Именно эта контрастность даёт нам настоящую возможность почувствовать вкус жизни, ведь «всё познается в сравнении». Стресс даёт человеку возможность наслаждаться минутами стабильности и гармонии, ценить их, что особенно важно, на мой взгляд, в современном мире, когда жизнь приобретает бешеный ритм, когда люди часто лишены свободной минуты для того, чтобы просто задуматься о своей жизни, когда человек заботит только его денежная стабильность.

Подведя итоги, хотелось бы сказать, что стресс оказывает влияние на организм человека на физиологическом, психологическом и поведенческом уровнях, что, как мне кажется, может повлиять на жизнь человека двояко, как положительно, так и отрицательно. Конечно, каждый человек индивидуален, каждый воспринимает то или иное событие особым, субъективным образом. Однако стресс даёт любому из нас возможность ощутить вкус жизни через сравнение и принятие всех неожиданных поворотов судьбы. А вот воспользоваться этой возможностью или же жаловаться на жизнь, это уже решать нам. Надеюсь, мне удалось показать, что стресс может оказывать существенное позитивное и положительное влияние наряду с негативным.

Депрессия и стресс – настоящий бич современного общества. Нервная система людей, живущих в постоянном физическом и эмоциональном напряжении, не всегда успешно справляется с нагрузками, зачастую организм просто не выдерживает, и на этом фоне возникает какое-либо из перечисленных заболеваний.

Депрессия – это не просто подавленное печальное состояние, это болезнь, которая требует активного лечения. Возникает она, как правило, под влиянием сильных негативных переживаний, нередко в результате аффекта. Нервная система после сильнейшего напряжения резко истощается, резервы организма опустошаются, происходят нарушения в гормональной сфере, что влечет за собой тяжелые психические и даже физические последствия. В отдельных случаях причиной возникновения депрессии может послужить физический недуг (или травма), влияющий на выработку гормона радости – серотонина.

Для депрессии характерны утрата интереса к жизни, нежелание общаться с окружающими, снижение уровня эмоционального восприятия, тревожность, нарушения сна. Сюда же можно отнести проблемы с аппетитом (обычно его снижение, но иногда появление тенденции к перееданию), повышенную утомляемость, запоры, снижение эффективности труда и даже суицидальные мысли.

Сам у себя человек не может диагностировать депрессию, для этого необходимо посещение соответствующего специалиста (психолога или психотерапевта), который по совокупности симптомов определит состояние и назначит грамотное лечение депрессии.

Психолог по роду своей деятельности может дать общие рекомендации, касающиеся именно психологического аспекта. Назначать медицинские препараты, в частности антидепрессанты и лекарства, стабилизирующие сон, может специалист с соответствующим медицинским образованием – психотерапевт или психиатр. Несмотря на всю серьезность заболевания, избавиться от депрессии достаточно легко, главное, ответственно отнестись к собственному здоровью и следовать всем рекомендациям.

Схожую природу возникновения имеет и негативный стресс, возникающий как ответ организма на любое сильное воздействие извне. Как правило, речь идет об эмоциональных потрясениях или перманентном психологическом напряжении, в котором находится человек. Лечение стресса возможно без приема медикаментов под наблюдением квалифицированного психолога, ведь главное – дать возможность истощенной нервной системе обновиться, а организму хорошо отдохнуть и набраться сил.

Комплексные методики, разработанные специалистами, позволяют избавиться от стресса даже в ходе напряженных рабочих дней, минимизировав негативное воздействие внешних факторов на нервную систему и психику человека.

Селиванова Милена

Современная жизнь характеризуется чрезвычайной потребностью в адаптации человека из-за влияния быстро изменяющихся социальных и технологических условий. Изменяющиеся условия жизни служат причиной стрессов. Одной из актуальной проблем в настоящее время является постоянное воздействие различных стрессовых факторов на человека, но большинство людей не умеют с ними справляться. Неспособность или неумение совладать со стрессом является основой для расстройства здоровья или, по крайней мере, ухудшения жизни в различных сферах. В связи с этим большое значение приобрела проблема преодоления стрессов и каждому человеку необходимо научиться это делать.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальная бюджетная общеобразовательная школа-интернат

«Общеобразовательная школа-интернат основного общего образования

спортивного профиля»

НОУ «ЮНИС»

ПРИЧИНЫ СТРЕССА В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА

(исследовательская работа)

Выполнила Милена Сергеевна Селиванова

7 класс

Руководитель Н. П. Ларина

Учитель биологии

__________

(подпись)

Ленинск-Кузнецкий

2013

Введение …………………………………………………………………………..3

1. Стресс и его влияние на организм человека………………………………….5

1.1. Стресс и его причины………………………………………………………..5

1.2. Влияние стрессовых состояний на деятельность человека……………….7

Методы исследования…………………………………………………………..10

Результаты исследования………………………………………………………12

Заключение………………………………………………………………………13

Выводы…………………………………………………………………………..14

Список литературы……………………………………………………………..15

Приложения……………………………………………………………………..16

Введение

Современная жизнь характеризуется чрезвычайной потребностью в адаптации человека из-за влияния быстро изменяющихся социальных и технологических условий. Изменяющиеся условия жизни служат причиной стрессов. Одной из актуальной проблем в настоящее время является постоянное воздействие различных стрессовых факторов на человека, но большинство людей не умеют с ними справляться. Неспособность или неумение совладать со стрессом является основой для расстройства здоровья или, по крайней мере, ухудшения жизни в различных сферах. В связи с этим большое значение приобрела проблема преодоления стрессов и каждому человеку необходимо научиться это делать.

Изучение стресса имеет многоплановую историю. Впервые в специальной литературе воздействие стрессоров на появление психических расстройств зафиксировано в 1621 году. Известны экспериментальные исследования на животных В.Кеннона, работы Г. Селье, психологическая модель стресса Р. Лацаруса . Тем не менее, до сих пор остается недостаточно ясным, чем можно объяснить вариабельность реакций на стресс, почему одни люди быстро реагируют формированием соматических или психических расстройств, а другие остаются устойчивыми к стрессу или даже способны извлечь из него полезный опыт. Можно предположить, если человек знает эффективные способы борьбы со стрессом, то стрессоустойчивость его не будет выходить за рамки нормы.

Можно сказать, что стрессы составляют неотъемлемую часть человеческой жизни. Если их нет по естественной причине, то мы сами организуем их влияние на нас. Примером может служить то, как мы сами загоняем себя в стресс, оставляя дела до последнего момента. Причем мы не торопимся не только с неприятными, но и с приятными делами, даже если от их выполнения получаем удовольствие или материальные блага. Так, известный французский писатель Бальзак писал только тогда, когда у него накапливалось много долгов. Поэтому можно сказать, что в некоторых случаях стресс добавляет интереса к жизни, заставляет тянуться вверх, помогает быстрее думать и действовать. «Различным людям для счастья требуются различные степени стресса», - отмечал Г.Селье

Цель данной работы состоит в выявлении основных стрессогенных факторов среды для современного человека и их влияния на организм.

К числу основных задач исследования относятся:

1. Рассмотреть, что такое стресс, назвать причины стресса.

2. Изучить реакции организма на стресс.

4. Исследовать стрессоустойчивость подростков.

5. Определить, как часто возникают реакции психики, характерные для стрессовых ситуаций у подростков.

Предметом исследования являются причины стресса и его влияние на организм современного человека, объектом – процесс проявления стресса.

Методы, используемые в данной работе:

1. Анализ психолого-педагогической литературы.

2. Тестирование

3. Интервью.

1. Стресс и его влияние на организм человека

1.1. Стресс и его причины

Нелегко дать точное определение стресса, так как в разных профессиях люди, используя его, имеют в виду разные вещи. Врачи подразумевают физиологические механизмы нагрузок, которые может выдержать организм; специалисты менеджмента – воздействие социальных факторов; обыватели – все, что мешает им жить. Психологи также неоднозначно относятся к этому понятию, но чаще всего под стрессом (от англ. stress – давление, напряжение) понимают эмоциональное состояние, возникающее в ответ на экстремальное воздействие . Это понятие было введено канадским физиологом Г. Селье для обозначения необычной реакции организма на любое сильное воздействие. Его исследования показали, что различные неблагоприятные факторы: усталость, страх, обида, холод, боль, унижение и многое другое – вызывают в организме однотипную комплексную реакцию, которая не зависит от того, какой именно раздражитель действует на него в данный момент. Причем эти раздражители необязательно должны существовать в реальности.

В 1963 году канадский физиолог Ганс Селье опубликовал сообщение «Синдром, вызываемый разными повреждающими агентами», в котором впервые описал явление стресса – общей неспецифической реакции организма, направленной на мобилизацию его защитных сил при действии раздражающих факторов . В развитии стресса были выделены три стадии:

  1. Стадия тревоги, выражающаяся в мобилизации всех ресурсов организма
  2. Стадия сопротивления, когда организму удается (за счет предшествующей мобилизации) успешно справиться с вредными воздействиями. В этот период может наблюдаться повышенная стрессоустойчивость.
  3. Стадия истощения, если не удается долго устранить вредоносные факторы. На последней стадии приспособленные способности организма снижаются, он хуже сопротивляется другим вредоносным воздействиям, увеличивается опасность заболевания. При этом отмечаются нарушения метаболического, гормонального и гомеостатического баланса.

Г. Селье была сформулирована теория «Общего адапционного синдрома» (ОАС) и адапционных болезней, как следствия адапционной реакции, согласно которой ОАС проявляется всякий раз, когда человек чувствует опасность для себя.

Причинами стресса, или стрессорами, называются жизненные события, которые систематизируются по размеру негативного воздействия и времени, требуемого на восстановление . В таблице 1 представлены основные причины стрессов и их воздействие на организм человека.

Таблица 1.

Типы стрессоров и их характеристика.

Тип стрессора

Характеристика

Примеры

Время, требуемое на восстановление

1. Повседневные сложности (микрострессоры)

Стрессовые события повседневной жизни, которые вызывают нарушение самочувствия и ощущаются как угрожающие, оскорбительные, фрустрирующие или связанные с потерями

Излишек работы, конфликты на работе (в школе), сжатые сроки выполнения работы, конфликты в семье, трения с соседями, лицемерие, двойная роль – подготовка к экзаменам и выступление на соревнованиях

Минуты или часы

2. Критические жизненные события

(макростресоры)

1. Их можно датировать и локализовать во времени и пространстве.

2. Они требуют качественной реорганизации в структуре «индивид – окружающий мир»

3. Они сопровождаются стойкими аффективными реакциями, а не только кратковременными эмоциями

1. Нормативные имеют биологическую или культурную природу – пубертатный период, поступление в школу.

2. Ненормативные – внезапны и непредсказуемы, например, неожиданная смерть кого-то из близких

Недели или месяцы

3. Хронические стрессоры

Продолжаются длительное время и представляют собой постоянно повторяющиеся тяжелые испытания, затянувшиеся нагрузки.

Нагрузки на работе или в семье, называемые хроническим напряжением

Иногда длятся годами

Исследования показывают, что наносить вред здоровью и самочувствию могут как интенсивные, более или менее короткие стрессовые жизненные события, так и хронические стрессоры. Это относится к появлению симптомов вообще и специфических психических расстройств в частности .

1.2. Влияние стрессовых состояний на деятельность человека

В зависимости от стрессора можно выделить различные виды стресса, которые в наиболее общем виде могут быть сведены к физиологическому и психическому стрессу.

В качестве причин стресса может выступать угроза либо биологической целостности организма, либо психологическому статусу человека. На этом основании выделяют две группы стрессовых состояний – физиологический и психологический стрессы. Физиологический стресс вызывают разного рода препятствия, а так же сильные звуки, интенсивное освещение, повышенная температура воздуха, вибрация . В таблице 2 представлено положительное и отрицательное воздействие стресса на организм.

Таблица 2.

Механизм физиологического стресса

Реакция организма

Кратковременная (+)

Долговременная (-)

Выброс в кровь адреналина из надпочечников

Ускоряются движения, повышаются уровень сахара в крови и кровяное давление, усиливается обмен веществ

Кровяное давление вызывает нарушение работы сердца и почек, диабет.

Выброс гормонов щитовидной железы

Ускорение обмена веществ

Истощение, потеря веса

Поступление в кровь холестерина из печени

Рост энергического уровня

Развитие атеросклероза

Снижение работы пищеварительной системы

Увеличение прилива крови к мышцам и легким

Заболевание желудочного тракта

Вентиляционные каналы в легких расширяются

Потребляется много кислорода, облегчается дыхание

Избыток кислорода ведет к временной слепоте, нарушению сердечного ритма

Поступление в кровь эндорфинов из гипоталамуса

Снижение чувствительности к ушибам и ранам

Усиление чувствительности к обычным недомоганиям (головная боль)

Сужение кровеносных сосудов, сгущение крови

Более раннее свертывание крови при ранении

Рост нагрузки на сердце, образование тромбов

В психологических стрессах экстремальность ситуации задается отношением человеком к задавшемуся положению и оценкой его сложности. Неожиданное изменение задания, отсутствие необходимой подготовки, дефицит времени, высокая значимость работы, а так же личная ответственность за успех порученного дела – вот типичные ситуации появления психологического стресса .

Психологический стресс, в свою очередь, можно разделить на информационный и эмоциональный. Если человек не справляется с задачей, не успевает принимать верные решения в требуемом темпе при высокой степени ответственности, т.е. когда возникает информационная перегрузка, может развиваться информационный стресс . Для этого вида стресса характерно снижение объема и концентрации внимания, усиление отвлекаемости, невозможности сосредоточиться, ухудшение памяти; мышление становиться спутанным, теряется способность оценивать существующие условия или прогнозировать последствия.

В особых, экстремальных ситуациях человек испытывает состояние эмоционального стресса. Эмоциональный стресс появляется в ситуации угрозы, опасности, обиды и т.д., когда человек в течение длительного времени остается один на один со своими переживаниями. При этом отмечается рост напряжения, беспокойства, тревоги. Появляется болезненная мнительность, исчезает ощущение здоровья. Ухудшается сон. Увеличивается потребление лекарств и стимуляторов. Изменяются личностные особенности: аккуратные люди могут стать неряхами, а общительные люди – угрюмыми и замкнутыми. Устремления и жизненные цели могут быть остановлены, увлечения заброшены. Возможно как появление депрессии, беспомощности и эмоциональных взрывов .

Стрессовые состояния существенно влияют на деятельность человека. Люди с разными особенностями нервной системы по-разному реагируют на одинаковые психические нагрузки. У одних наблюдается усиление активности, мобилизация сил, повышение эффективности деятельности, это так называемый «стресс льва». У других людей стресс может вызвать дезорганизацию деятельности, резкое падение её эффективности, пассивность и общее торможение («стресс кролика»).

Таким образом, были рассмотрены вопросы, что такое стресс, названы его причины и изучены реакции организма на стресс. Поведение в стрессовой ситуации зависит от многих условий, но, прежде всего, от психологической подготовки человека, включающей умение быстро оценивать обстановку, мгновенно ориентироваться в неожиданных обстоятельствах, волевую собранность и решительность, опыт поведения в аналогичных ситуациях.

Методы исследования

С целью исследования стрессоустойчивости и определения частоты возникновения реакций психики, характерных для стрессовых ситуаций у подростков, обучающимся 5-9 классов МО ШИСП были предложены тесты.

В тестировании принимали участие 83 человека.

1. Определение уровня стрессоустойчивости .

Стрессы, постоянные перегрузки часто называют «болезнью века». Многие из нас замечают, что становятся все более раздражительными, вспыльчивыми, нервозными. Как же мы справляемся с повседневными раздражителями? Насколько нам удается овладеть собой в важный, критический момент. Ответ на эти вопросы может дать этот тест.

Варианты ответов на вопросы: «очень», «не особенно», «ни в коем случае».

Раздражает ли вас:

  • смятая страница газеты, которую вы хотите прочитать?
  • женщина «в летах», одетая, как молоденькая девушка?
  • чрезмерная близость собеседника (допустим, в трамвае в час «пик»)?
  • курящая на улице женщина?
  • если какой-то человек кашляет в вашу сторону?
  • если кто-то грызет ногти?
  • если кто-то смеется невпопад?
  • если кто-то пытается учить вас, что и как нужно делать?
  • если любимая девушка (юноша) постоянно опаздывает?
  • если в кинотеатре или театре сидящий перед вами человек все время вертится и комментирует фильм?
  • если вам пытаются пересказать сюжет интересного романа, который только собирается прочесть?
  • если вам дарят ненужные предметы?
  • громкий разговор в общественном транспорте?
  • слишком сильный запах духов?
  • человек, который жестикулирует во время разговора?
  • знакомый, который часто употребляет иностранные слова?

За каждый ответ «очень» запишите 3 балла, за ответ «не особенно» - 1 балл, за ответ «ни в коем случае» - 0.

Более 40 баллов. Это люди, которых не отнесешь к числу терпеливых и спокойных людей. Их раздражает все, даже вещи незначительные. Они вспыльчивы, легко выходят из себя. А это расшатывает нервную систему, отчего страдают окружающие. Низкая стрессоустойчивость.

От 12 до 39 баллов. Эти люди относятся к самой распространенной группе людей. Их раздражают вещи только самые неприятные, но из обыденных невзгод они не делают драму. К неприятностям они умеют «поворачиваться спиной», достаточно легко забывают о них. Нормальная стрессоустойчивость.

11 и менее баллов. Это весьма спокойные люди, реально смотрящие на жизнь. О них можно сказать: «Вы не тот человек, которого легко можно вывести из равновесия». Высокий уровень стрессоустойчивости.

2. Определите, часто ли вы подвержены ниже перечисленным реакциям психики, характерным для стрессовых ситуаций – сколько раз в день, неделю, месяц .

  • неспособность сосредоточиться;
  • затруднение в принятии простых решений;
  • отсутствие уверенности в себе;
  • раздражительность, частые вспышки гнева;
  • беспокойство, смятение;
  • беспричинный страх или полная паника.

В работе использовалось интервью со школьным психологом Горной Е.П., в ходе которого были изучены вопросы:

1. Причины стресса и влияние его на организм человека.

2. Как можно диагностировать стресс.

3. Способы борьбы со стрессом.

Результаты исследования

В ходе первого тестирования было выявлено, что у 98% обучающихся нормальная стрессоустойчивость, у 2% обучающихся – высокая.

Для того чтобы определить, подвержены ли подростки реакциям психики, характерным для стрессовых ситуаций, был предложен тест № 2. Как выяснилось, реакции, характерные для стрессовых ситуаций, возникают часто у 20 %, иногда – у 68 %, редко – у 12% исследуемых (Приложение 1, диаграмма 1). Нужно отметить, что у 14% обучающихся таких реакций не возникает (Приложение 1, диаграмма 2).

Результаты, показывающие, какие реакции, наиболее характерны для подростков, у которых высокий и нормальный уровень стрессоустойчивости, представлены на диаграмме 3 (Приложение 1). Неспособность сосредоточиться наблюдается у 31% обучающихся. Затруднение в принятии простых решений встречаются у 20%, отсутствие уверенности в себе характерно для 23% и раздражительность – для 26% подростков.

Основываясь на результатах тестирования, можно сказать, что стрессоустойчивость подростков не выходит за рамки нормы, т.е. организму удается справляться с вредными воздействиями, несмотря на воздействие стрессоров.

Заключение

Профилактика стресса, как и защита от стресса основывается на одном принципе – необходимо постараться оградить себя от воздействия сильных стрессовых факторов, научиться регулировать свой стресс и вести здоровый образ жизни.

Важными навыками поведения в усложненных условиях являются умения целесообразно распределять временные ресурсы и строить четкую программу действий.

Элементарные навыки культуры труда, например, регулирование громкости звучания устройств связи, качественное изображение на экране дисплея, снижают вероятность возникновения физиологических стрессов.

Еще один способ снятия напряжения - это занятие физической культурой и спортом. Следует больше ходить, танцевать, дышать свежим воздухом. Хорошо помогает снять стресс расслабляющий массаж.

Необходимо больше времени уделять всевозможным водным процедурам, принимать расслабляющие ванны, ходить в бассейн, принимать контрастный душ, делать обтирание мокрым полотенцем.

В борьбе и профилактике стресса также важным фактором является сон. Нужно постараться высыпаться, и спать именно ночью.

Но, прежде всего, нужно начать работу с головы: отказаться от негативных мыслей и строить позитивное, вытеснять из подсознания различные страхи и неуверенность. Для этого существует много различных упражнений (Приложение 2)

И самое главное правило борьбы со стрессом – если не можешь изменить ситуацию, измени свое отношение к ней.

Выводы

В целом стресс – это обычная действительность нашей жизни. Просто мы не всегда знаем, что стоит за ним. У современного человека, если он бизнесмен в качестве стрессов выступает стремление к успеху, престижу, соответствию сложившимся нормам; если речь идет о спортсмене, то основными стрессорами будут участие в состязаниях, стремление к победе, влияние болельщиков; у учащихся также есть свои стрессоры - отношения с учителем, отметка в дневнике, сдача экзаменов. Несмотря на воздействие стрессоров, у обучающихся 5-9 классов МО ШИСП стрессоустойчивость не выходит за границы нормы, что свидетельствует о хороших адаптационных способностях организма, развитии умения ограждать себя от негативных воздействий окружающей среды, и в связи с занятием спортом.

Физиологические механизмы мобилизуют организм дать ответ тому воздействию, которому он подвергается. Физиологические механизмы стресса вызывают как положительное, так и отрицательное воздействие на организм. Но любая реакция может принести вред телу, если позволить ей продлиться слишком долго.

Видимыми причинами стресса может быть изменение абиотических и биотических факторов среды. В последние десятилетия значительно выросло число антропогенных факторов среды, обладающим высоким стрессогенным эффектом (химическое загрязнение, радиация, воздействия компьютеров при систематической работе с ними). К стрессовым факторам среды следует отнести и негативные изменения в современном обществе: повышение плотности населения, изменения соотношения городского и сельского населения, рост безработицы, преступность.

В заключение следует сказать, что жить без стресса невозможно, поэтому необходимо решить проблему «Как жить в условиях стресса?». В этой ситуации человеку необходимы хорошие адаптационные способности, которые помогут пережить самые тяжелые жизненные испытания.

Список литературы

1. Абабков, В.А. Адаптация к стрессу [Текст] : основы теории, диагностики, терапии / В.А. Абабков, М. Пере. – Санкт-Петербург: Речь, 2004. – 166 с.

2. Антистресс-фитнесс [Электронный ресурс] www.protein-shop.ru

3. Грисюк, С.В. Стресс, стрессоустойчивость и управление [Электронный ресурс] / С.В. Грисюк // Библиотека учебной и научной литературы. - http://sbiblio.com .

4. Губарева, Л.И. Экология человека [Текст] : практикум для вузов / Л.И. Губарева, О.М. Мизирева, Т.М. Чурилова. – М.: Владос, 2003. – С. 84-94.

5. Рогов, Е.И. Эмоции и воля [Текст] / Е.И. Рогов. – М.: Владос. – 1999. 240 с.

6. Самоукина, Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности [Текст] : учебник / Н.В. Самоукина. – М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем». Издательство ЭКМОС. – 2000. С. 187-189.

7. Симптомы и причины стресса [Электронный ресурс] www.ayzdorov.ru

8. Современная практическая психология [Текст] : учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по непсихологическим специальностям / под ред. М.К. Тутушкиной. М.: ACADEMIA, 2005. – С. 168.

Приложение 1

Диаграмма 1

Частота встречаемости реакций психики, характерных для стрессовых ситуаций

Приложение 1

Диаграмма 2

Возникновение реакций психики, характерных для стрессовых ситуаций

Приложение 1

Диаграмма 3

Встречаемость различных реакций психики, характерных для стресса

31% - неспособность сосредоточиться

20% - затруднение в принятии простых решений

23 % - отсутствие уверенности в себе

26% - раздражительность

Приложение 2

Упражнения для снятия стресса

1. По утрам, прежде чем встать с кровати, нужно улыбнуться новому дню, себе и всему миру и сказать «Как же у меня все хорошо. Именно сегодня я буду счастлив(а)! Счастье находится внутри меня и не зависит от внешних условий и обстоятельств!»

2. Разбить свои цели на небольшие подзадачи, чтобы почаще радоваться удачам, дарить за их достижения себе подарки.

3. В течение дня смотреть в зеркало, улыбаться себе и подбадривать.

4. Вечером в положительном ключе подвести итоги дня и спланировать следующий, учитывая только ваши достоинства и преимущества.

Упражнения антистресс-фитнеса

1. Выпрямить спину, расправить плечи и втянуть живот. Сделать это можно стоя, сидя - в той позе, в которой застал вас стресс. Стресс, как правило, сразу же пригибает человека, ухудшает осанку.

2. Посидеть минуту с закрытыми глазами. Перестать думать о неприятностях.

3. Расслабить лицо, снять с него напряженное и обиженное выражение. Положить руки на лоб и слегка прижать. Нежно похлопать себя ладонями по скулам, потереть виски.

4. Сделать несколько глубоких вдохов и выдохов, положив руки на колени и расслабив их. Затем сделать несколько глубоких вдохов, сцепив пальцы в замок.

5. Удары ребром ладони по твердой поверхности. Это успокаивает и позволяет сосредоточиться, а заодно и укрепляет ребро ладони.

6. Если вас никто не видит в данный момент - можно применить такой способ борьбы со стрессом - попрыгать и помахать руками и ногами.

7. Дыхательная гимнастика помогает снять напряжение и раздражение и является хорошим средством борьбы с усталостью.

Скрыться от стресса невозможно: он возникает даже при банальной смене температуры воздуха. Важно, как наш организм справляется и насколько он устойчив.

Человек на протяжении жизни не может полностью избежать стресса

Стресс в современном мире модифицировался: на смену необходимости сбежать от хищника пришла потребность в самореализации; поиск пищи заменился в наше время на сложную схему диет и упражнений; да и отношения стали чем-то большим, чем просто рядовым продолжением вида. Сюда можно добавить конфликты на работе, в семье, трудности социальной адаптации, проблемы со здоровьем, нехватку денег.

Что такое стресс

Это понятие появилось в 1930 г. благодаря канадскому физиологу Гансу Селье. Несмотря на короткий промежуток времени, термин прочно закрепился в нашем лексиконе.

Стресс - состояние, возникающее в ответ на условия внешней среды и их изменения; он характеризуется не только психическим, но и физическим проявлением. И вопреки расхожему мнению, стресс не всегда отрицательное явление, позитивные события нагружают нашу психику ничуть не меньше.

Разновидности стресса

  • острый;
  • хронический;
  • информационный;
  • физико-психический.

Острый - мгновенный ответ на проблему в жизни: утрата близкого человека, серьезная ссора, болезнь, любое непредвиденное событие, выводящее из равновесия.

Хронический возникает при постоянном нервном напряжении или частых потрясениях. Он может приводить к депрессии, болезням нервной, сердечно-сосудистой, пищеварительной систем, общему истощению. Хронический стресс - ответ на низкую способность нашего организма адаптироваться к современным реалиям.

Информационный - современный вид стресса, актуальный для 21 века. Данных вокруг слишком много, и наш организм просто не успевает реагировать на всю поступающую информацию. Особенно это можно заметить у жителей мегаполиса. Человеческий мозг устроен так, чтобы реагировать на очертания предметов в дикой природе, анализировать их, воспринимать опасность; в городах же ландшафт совершенно идентичен, отчего возникает информационный «вакуум». Городские застройщики в нынешнее время пытаются исправить эту проблему, создавая разнообразный дизайн домов, разбивая парки и зеленые зоны.

Физико-психический-интенсивная физическая и психическая нагрузка оказывает большое влияние на наше тело и разум.

В зависимости от того, как стресс влияет на человека, выделяют стресс положительный (эустресс) и отрицательный (дистресс).

Эустресс активирует человеческий организм на борьбу и преодоление препятствий, дает ощущение победы, когда неприятность остается позади.

Если же проблема надолго осталась в жизни, а учитывая многие факторы среды, это возможно, то эустресс переходит в дистресс. Организм быстро расходует свои ресурсы, возникает ощущение постоянной подавленности, начинаются депрессия, агрессия, раздражительность.

Стоит помнить, что депрессия - это серьезное заболевание, а не просто «плохое настроение» и лечить его следует, совмещая психологические и медикаментозные методы. Серьезное лечение может потребоваться, если депрессия оказывает сильные физиологические влияния на организм.

Депрессия — серьезное расстройство

Борьба со стрессом

Стресс в современном обществе - опасное явление, способное приводить к болезням (депрессии, физико-психическим расстройствам), но полностью избавиться от него нереально, даже если сменить привычный ускоренный ритм жизни на более медленный (переехать из города в сельскую местность).

Есть несколько способов, способных снизить влияние стресса на организм:

  • Спортивные нагрузки. Во время занятия спортом выделяется эндорфин и адреналин, которые положительно влияют на организм. Помимо мощной дозы «гормона счастья» человек также получает красивую фигуру и крепкое здоровье, что уже само по себе прекрасно.
  • Питомцы. В психологии существует метод «животной терапии», который применяется для людей со сложностями в социальной адаптации. Наличие собаки или кошки продлевает жизнь человека, так как владельцы их ведут более активный образ жизни. Питомцы помогают расслабиться после напряженного дня и обрести гармонию.
  • Медитация. В жизни нужно успевать не только делать все и сразу, но и расслабиться, замедлиться и остановиться, наблюдая за окружающим миром. Йога сегодня набирает актуальность среди людей, т.к. это физическая нагрузка, вырабатывающая соответствующие гормоны, положительно влияющие на организм.
  • Путешествия. Ничто так не бьет по депрессии, как смена обстановки, потребность в адаптации к новым условиям, избавление от рутины, новые впечатления. Необязательно отправляться в кругосветное путешествие, достаточно съездить в соседний город, на море летом, исследовать неизвестный район собственного города. Есть множество бюджетных однодневных экскурсий. Приятный новый опыт на время переключит внимание, даст возможность отвлечься от напряженной жизни.
  • Лекарственные препараты. Стресс может вызывать бессонницу, болезни сердца, пищеварительные расстройства. Многие справляются с последствиями, глотая бесчисленные таблетки успокоительных и улучшающих пищеварение средств. По назначению врача следует принимать лекарства, способствующие восстановлению организма: седативные средства, антидепрессанты, комплексы витаминов, такие лекарства помогают избавиться от источника болезни, восстановить внутреннюю систему, поднять иммунитет и улучшить собственную адаптацию.

Домашние животные отлично снимают стресс

Влияние стресса на организм неизбежно, с ним сталкиваются все в независимости от района проживания, социального статуса, пола, возраста. Нет единственно верного решения, что избавит от всех проблем немедленно.

Бороться со стрессом нужно повышая собственную устойчивость, комбинируя разные методы, подбирая тот, который будет иметь наиболее благотворное влияние.

Что такое стресс?

Это такое состояние души, когда человеку невозможно или трудно справиться с реакцией на любые события. Различаются стрессы по мощности, они возникают в ответ на такие ситуации, которые несут угрозу жизни - это плен, война, природные катастрофы. Причиной сильного стресса может быть тяжелая болезнь или смерть близкого человека, крупные финансовые потери, развод, потеря работы или вынужденная миграция.

Небольшие стрессы.

Вызываются такими проблемами, для которых человеку нужно напряжение сил либо вызываются такими проблемами, которые человек не может сам решить. Во время стрессов человек долгое время испытывает стресс небольшой интенсивности, а вред здоровью наносится такой, какой наносит сильный стресс.

Стресс повседневной жизни .

Чем опасен и как переносится стресс?

Не все люди, которые пережили стресс, страдают от него одинаково. Но какими будут последствия стресса для человека, зависят от условий жизни человека, и от его окружения. Если есть семья, друзья и близкие люди, то стресс переносится значительно легче. Стресс способствует тому, что из строя выходят ослабленные системы организма.
Развитие таких заболеваний, как язвенная болезнь, бронхиальная астма, ишемическая болезнь сердца, гипертония способны ускорить длительный или сильный стресс. В результате появляются такие проблемы, как депрессивные или невротические, тревожные расстройства, они очень уменьшают качество жизни людей.

Как можно уберечься от стресса?

В этом может помочь утренняя зарядка. А вечером занятия йогой, аутотренингом, релаксацией. А также желательно регулярно отдыхать на природе.

10 советов, как самостоятельно преодолеть стресс в жизни современного человека:

1. Замедлите темп своей жизни. Всегда планируйте свой рабочий день и чередуйте интенсивную работу с полноценным отдыхом.
2. Выспитесь, ведь взрослому человеку нужно спать по 8 часов в сутки.
3. Не следует, есть на ходу, поэтому время завтрака, обеда, ужина, должны быть временем отдыха.
4. Не снимайте стресс при помощи алкоголя или табака. От них пострадает здоровье, а стресс и проблемы, которые его вызвали, никуда не уйдут.
5. Эмоциональное напряжение поможет снять физическая нагрузка, в особенности, связанная с водой: для этого займитесь аквааэробикой или плаванием.
6. Отведите немного времени для проведения релаксации, присядьте в удобное кресло, включите любимую музыку и, закрыв глаза, представьте на миг, что вы сидите у моря.
7. Отвлекайтесь, переключите свое внимание на занятия, которые вызовут у вас положительные эмоции: общение с друзьями, прогулки на природе, чтение, поход на концерт.
8. Проанализируйте свои эмоциональные негативные переживания, скорее всего они не заслуживают таких сильных переживаний.
9. Следует сосредоточиться на позитивном, ведь обстоятельства жизни гораздо лучше, чем это вам кажется, когда вы расстраиваетесь.
10. Внимательно следите за своим настроением, относитесь к своей вспыльчивости и раздражительности, как к источнику болезней. Улыбка и доброжелательное выражение лица помогут улучшить настроение и отношение окружающих людей.

Факты:

1. Треть всех работников, из-за стрессов, которые связаны с работой, хотя бы раз в жизни думали об увольнении.
2. Если человек полностью освободится от стрессов, это снизит общий тонус организма, снизит мотивацию к труду, вызовет апатию и скуку.
3. Стресс это 5-й важный фактор, который предрасполагает к возникновению сахарного диабета.
4. Когда в обществе высокий уровень стресса, то люди больше и чаще едят шоколад.
5. Табак и алкоголь усиливают стресс.
6. Имбирь, бананы, орехи, горький шоколад помогают бороться со стрессом и повышают настроение.
7. Легкий стресс является частью жизни человека.

В заключение, добавим, что в жизни каждого современного человека присутствует стресс и лучшим способом бороться со стрессом, это вести здоровый образ жизни.