Структурно логическая схема статьи. Типовой учебный план

Свириденко М.И.

(г. Горловка )

преподаватель высшей категории

Горловского колледжа промышленных технологий и экономики

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СТРУКТУРНО-ЛОГИЧЕСКИХ СХЕМ

В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

Современный процесс обучения представляет сложную многогранную организацию взаимодействия преподавателя и студента. Основной целью обучения является получение определённого результата, выраженного в соответствующих компетенциях, приобретённых обучающимся. Студент XXI века – это личность, которая требует от преподавателя применения новых форм и методов обучения такого уровня, чтобы будущий специалист имел возможность не только продемонстрировать свои знания, но и овладел умениями и навыками и смог развивать их в дальнейшем. Задача преподавателя заключается в том, чтобы максимально активизировать познавательную деятельность студента и развивать творческое отношение к изучаемой дисциплине.

Одним из ориентиров в познавательной деятельности служит структурно-логическая схема (СЛС). Она призвана раскрыть основной понятийный состав модуля учебного материала (либо элемента модуля) и логику его изучения и служить полной ориентировочной основой умственных действий.

Данная технология применения СЛС способствует формированию культуры научного познания, активизирует логическое мышление, служит развитию у студентов способности наблюдать причинно-следственные связи, выдвигать суждения и устанавливать между ними взаимосвязь в виде умозаключений.

Важнейшей особенностью организации учебно- воспитательного процесса в средних профессиональных образовательных учреждениях есть то, что за первый год обучения студенты должны усвоить двухлетнюю школьную программу, то есть выучить за год то, что в школе изучают на протяжении двух лет – десятый и одиннадцатый классы. И как следствие, возникает проблема поиска новых и усовершенствование старых, проверенных временем, оригинальных и эффективных методов обучения истории Отечества, всемирной истории, философии и права, которые позволили бы за короткий срок восполнить пробелы в знаниях студентов и двигаться дальше по пути овладения учебным материалом.

Целью нашей работы является поиск оптимального использования современных методов обучения, лучших наработок из сокровищницы педагогического мастерства, в частности роли структурно-логических схем в учебном процессе.

На этом пути одним из способов интенсификации учебного процесса является использование структурно-логических схем в системе межпредметных связей, которое способствует повышению качества знаний, системному изучению учебного материала, многовекторности знаний студентов социально-экономической направленности.

Схемы и таблицы помогают выделить определяющие события исторического процесса, которыми должны овладеть студенты в процессе изучения курса общественных дисциплин, выделить суть проблематики, лучше усвоить сложные теоретические вопросы, главные идеи. В такой схеме в лаконичной форме закодирована важная информация по теме изучаемого. Кроме этого, система структурно-логических схем позволяет значительно масштабнее рассмотреть исторические процессы в стране на фоне мировых событий. Добавление правовой проблематики, связанной с историей, на первый взгляд, несколько затрудняет усвоение учебного материала, но это помогает осознать, в первую очередь одаренной молодежи, взаимосвязь общественно-политических процессов с состоянием правовой системы той или иной страны. Примером могут послужить трагические события 30-х годов XX в. в СССР и основные принципы «сталинской» Конституции 1936 года. Только совершенствуя инновационные технологии обучения, возможно поднять общий качественный уровень будущих специалистов, расширить их мировоззренческий багаж.

«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Эта народная мудрость как нельзя лучше подтверждает необходимость широкого внедрения структурно-логических схем в учебный процесс с использованием различных видов наглядности . Но используемая наглядность не должна быть размытой, сплошь презентационной. При составлении СЛС во главу угла необходимо поставить структурную четкость. И здесь нужна определенная система применения этих схем. Анализ научно-педагогических источников , а также наш многолетний опыт использования в учебном процессе СЛС, позволяют выделить несколько принципов этой системы:

1. Многовариантность.

2. Параллелизм как форма при использовании межпредметных связей.

3. Многоуровневость, в зависимости от степени подготовленности аудитории .

4. Сочетание в себе простоты и определенной сложности, доступности и логичной последовательности .

Остановимся на названных выше принципах более детально.

Многовариантность [ 1] :

    преподаватель предлагает студенческой аудитории готовую схему;

    учебной группе даются опорные сигналы структурно-логической схемы. Студенты вставляют недостающие звенья по мере изучения учебного материала, будь то лекция или самостоятельная работа;

    преподаватель предлагает алгоритм построения по ходу лекции;

    схема строится при выполнении самостоятельной работы;

    построение структурно-логической схемы самими студентами как завершающий аккорд лекции или практической работы.

Пример : построение СЛС по теме «Первая российская революция 1905-1907гг.» в виде равностороннего треугольника, где начало – «Кровавое воскресенье», вершиной является пик революции – вооруженные восстания в Москве и Горловке, а окончание – разгон ІІ Госдумы в 1907 году.

Параллелизм (2) особенно необходим при межпредметных связях.

Пример: структурно-логические схемы по разделам «Вторая мировая война» (дисциплина «Всемирная история») и «Великая Отечественная война» (дисциплина «История Отечества»).

Многоуровневость (3) связана с потенциалом группы, степенью ее готовности к занятиям. Здесь необходимо использовать разные варианты СЛС. От самого простого – готовая схема, до самой сложной – построение СЛС самостоятельно. Отлично подходит данная система при использовании бригадного или кооперативного методов обучения.

Она позволяет варьировать работу каждой бригады, дает возможность оперативно изменять виды заданий, делиться опытом исполнения лучших образцов с другими бригадами по мере их выполнения.

Простота и сложность объединяют в себе то, что студент может изобразить что-то самое главное, самое запоминающееся, и в отдельных случаях студентам нужно начинать с самого простого, с самых главных звеньев схемы, но только на ранней стадии. А сложность состоит в том, что можно объяснять СЛС или ее строить только, тогда когда студенческая аудитория имеет достаточный запас знаний по данной теме или разделу. Но и этого недостаточно. Студент должен предугадывать, а лучше – хорошо понимать логику событий. Очень важным является способность студентов абстрактно мыслить. Работа над СЛС способствует развитию данного типа мышления.

Нужно отметить, что наглядность при изучении истории и других общественных дисциплин играет особую роль в изучении событий прошлого. С помощью различных наглядных средств обучения преподаватель воспроизводит неповторимость исторических событий, создает возможные образы исторического прошлого. Без наглядности невозможно использование СЛС. Самая простая форма визуализации – это рисунок на доске. Из трех групп наглядных средств обучения – предметной, изобразительной и условно-графической – нам подходят в основном условно-графическая и изобразительная. Эту систематику наглядности создал еще Ян Амос Коменский. Обстоятельно она раскрыта в работе М. В.Коротковой и М.Т. Студеникина .

К условно-графической группе наглядных пособий относят различные виды исторических карт, исторические атласы, графики, диаграммы, структурно-логические схемы, педагогическое рисование. Данный вид наглядности с помощью языка условных знаков позволяет отобразить сущность исторических явлений, показать динамику и взаимосвязь исторических событий. Самая простая форма наглядности – это рисунок на доске. В доступности материала – простор для творчества. Нет застывших форм. Недостатком являются некий аскетизм изображения и недостаточная эстетичность.

К другим видам наглядности относятся иллюстрации , учебные картины , экранные пособия, компьютерная графика.

Среди экранных пособий лучше использовать интерактивную доску. Она помогает и в построении СЛС при помощи компьютерной графики и в их демонстрации – в цвете, динамике и быстрых итоговых выводах. Владеющие системой черчения «Компас» могут использовать ее для современного построения схем. Это хороший пример межпредметных связей общественных и технических дисциплин.

Таким образом, наглядные средства обучения позволяют создать не только зрительные образы, но и конкретизируют факты, раскрывают существенные стороны исторических событий, способствуют формированию понятий и закономерностей. Использование наглядности обеспечивает более глубокое усвоение исторического материала.

К числу условно-графических наглядных пособий принадлежат карты. Исторические карты бывают разных типов: общие, обзорные, тематические. Разновидностью карт являются контурные и карты схемы. Чаще всего молодые преподаватели используют карту лишь для локализации исторических событий. Тем не менее, функции исторических карт значительно шире. Она, как четкая схема, поможет наглядно объяснить причины древних городов и государств. Карта помогает выявить связь между историческими событиями, показать их динамику. Карта должна быть использована преподавателем не только при объяснении нового материала, но и студентами в процессе подготовки ответов на вопросы. При помощи карты следует организовать самостоятельную работу студентов. Карта системно помогает при осуществлении межпредметных связей: всемирная история – история Отечества. С помощью карты следует организовать самостоятельную работу студентов. Чтобы работа с картою была плодотворной, важно обучить студентов читать историческую карту. Каждый педагог должен усвоить и выполнять методические рекомендации по работе с картой.

При этом преподавателю следует помнить, что нельзя перенасыщать занятие разными видами наглядности, иначе оно утратит свою эффективность.

При изучении военных событий, кроме карты, целесообразно использовать схемы военных сражений. Схематические планы, нарисованные на доске или на бумаге, придадут рассказу преподавателя большей конкретности, убедительности, помогут лучше усвоить узловые моменты военно-исторических событий.

Межпредметные связи – важнейший принцип обучения. Он обеспечивает взаимосвязь не только дисциплин цикла, но и естественно-научного и общественно-гуманитарного циклов, а также их связь с профессиональным обучением студентов. Межпредметные связи активизируют познавательную деятельность студентов, побуждают мыслительную активность в процессе переноса, синтеза и обобщения знаний из различных дисциплин. Использование СЛС при этом повышает доступность усвоения связей как между понятиями одной дисциплины, так и между различными дисциплинами. Так, например, системе межпредметных связей общественных дисциплин поможет составление реестра СЛС по темам и разделам всемирной истории и истории Отечества, перечень параллельного использования исторических карт. Можно дополнить СЛС указаниями на литературные произведения. Образцом может послужить раздел «Вторая мировая война», куда в сигнальные знаки схемы нужно добавлять ссылки на литературу по военной тематике.

Оптимальность и достоинства структурно-логических схем неоспоримы: 1. Зрительное восприятие структурно-логических схем намного эффективнее за счёт чёткой структуры смыслового содержания темы, которое преподносится с учетом законов логики: анализа, синтеза, сравнения, суждения.

2. Структурно-логическая схема в воображении студента создаёт целостную картину изучаемого материала при помощи наглядно-образной систематизации материала, основанной на ассоциативных и логических связях понятий, суждений, умозаключений.

3. Структурно-логические схемы обеспечивают концентрацию внимания за счет структурированности смысловых отрезков, на которых базируются понятия, суждения, умозаключения.

4. Структурно-логическая схема, активизируя различные виды мышления, обеспечивает осмысленное усвоение требуемого содержания материала.

5. Структурно-логические схемы демонстрируют содержание темы при оптимальной смысловой и информационной нагрузке: информация представлена в удобном для восприятия виде, логика подачи информации не даёт двусмысленной интерпретации.

6. Структурно-логические схемы помогают студенту восстанавливать целостную картину из смысловых фрагментов.

7. Структурно-логические схемы учитывают образ мышления современных студентов, предпочитающих нетекстовую, наглядно-образную информацию, и способствуют формированию культуры научного познания, в основе которого лежит умение устанавливать причинно-следственные связи.

Таким образом, в структурно-логической схеме в четкой обобщенной форме закодирована важная информация по проблематике изучаемых тем и разделов. При использовании на занятиях структурно-логических схем «работают» все основные дидактические принципы: сознательность и познавательная активность; наглядность; системность и последовательность; научность и доступность; связь теории с практикой, а в итоге – прочность полученных студентом знаний.

Обобщая всё вышесказанное, необходимо подчеркнуть, что работа в данном направлении требует продолжения. На очереди систематизация структурно-логических схем через составление реестра схем, адаптация и дифференциация по группам и направлениям. Это позволит интенсифицировать учебный процесс и поможет достичь главного принципа обучения – результата.

ЛИТЕРАТУРА

1. Александрова Г.І. Методика викладання історії в школі : навч. посіб. [для вищ. навч. закл.] / Г.І. Александрова, В.М. Александров, Л.І. Полякова. – Мелітополь: 2007. – 237с.

2. Баханов К.О. Лабораторно-практичні роботи у викладанні історії України / К.О. Баханов. – К., 1995. – 205 с.

3.Баханов К. О. Методика викладання історії : традиції та інновації / К. О. Баханов // Історія в школах України. – 2002. – № 6. – С. 9-12 .

4. Баханов К.О. Організація особистісно орієнтованого навчання: порадник молодого вчителя історії / К. О. Баханов. – Х. : Вид. група «Основа», 2008. – 159 c. : табл. – (Б-ка журн. «Історія та правознавство», Вип. 1 (49)).

5. Баханов К.О. Сучасна шкільна історична освіта: інноваційні аспекти: монографія / К.О. Баханов . – Донецьк: ТОВ « Юго-Восток, ЛТД» , 2005. – 384 с.

6. Белякова М.М. Структурно-логические схемы как технология формирования культуры научного мышления на уроках литературы / М.М. Белякова // Педагогическое мастерство: материалы ІV междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2014 г.). – М. : Буки-Веди, 2014. – С. 93-105.

7. Короткова М.В. Методика обучения истории в схемах, таблицах, описаниях: практ. пособие для учителей / М.В. Короткова, М.Т. Студеникин. – М. : Владос, 2007. – 91 с.

8. Мухина Т.Г. Активные и интерактивные образовательные технологии в высшей школе / Т.Г. Мухина. – Н. Новгород: ННГАСУ, 2013. – 97 с.

Аннотация

Свириденко М.И. Использование структурно-логических схем в учебном процессе.

Поиск оптимального использования современных методов обучения, лучших наработок из сокровищницы педагогического мастерства привели автора к освещению роли структурно-логических схем в учебном процессе, достоинств использования структурно-логических схем в преподавании истории, в межпредметных связях.

Ключевые слова: структурно-логическая схема в истории, наглядность, межпредметные связи.

summary

(на английском языке)

Текст аннотации.

Key words:

тестирование учебный база задание

Для того чтобы проконтролировать знания учащихся в полном объёме и на заданном уровне усвоения, педагогу важно знать, какие учебные элементы необходимы учащимся для усвоения выделенной единицы учебного материала. Учебным элементом (УЭ) называют любой подлежащий изучению объект (предмет, процесс, явление, метод действия) (1).

Определить подлежащую изучению информацию темы, а соответственно и контролю, подразделить её на учебные элементы и выделить структурные связи между ними удобно при помощи структурно-логической схемы - графа и спецификации (2). Для каждого учебного элемента в спецификации указывается уровень усвоения, то есть уточняется цель его изучения. Особенно важен этот этап проектирования теста потому, что преподаватели в зависимости от опыта, материально-технического обеспечения предмета могут ставить цели обучения выше, чем это заложено в требованиях стандарта по профессии.

В графе учебные элементы (УЭ) представляют в виде вершин, а связи - в виде рёбер. Вершины располагают на горизонталях, называемых порядками. В один порядок входят учебные элементы, объединённые определённой общностью. Учебные элементы обозначаются арабскими цифрами. Названия учебных элементов и характеристики целей записываются в спецификацию.

При разработке структурно-логической схемы нужно иметь в виду (2):

Количество порядков определяется составителем из соображений полного охвата схемой всех учебных элементов темы;

Количество учебных элементов, входящих в один порядок не ограничено;

Любой учебный элемент не рассматривается как часть учебного элемента высшего порядка или как сумму элементов низшего порядка;

Рёбра могут пересекать горизонтали порядков;

Показывают только главную связь учебного элемента с одним из элементов высшего порядка;

Не выделяют учебный элемент, если он один имеет связь с элементом высшего порядка;

Не выделяют отдельный порядок, если в него входит лишь один элемент;

Структурная схема и спецификация показывают только структуру и содержание темы, поэтому при построении схемы нужно полностью отвлечься от определения последовательности изложения учебных элементов.

Последовательность действий при составлении структурно-логической схемы будет следующей:

Определить название первого учебного элемента - название темы;

Определить количество порядков и их последовательность. Обычно в качестве порядков выделяют основные понятия (подтемы), которые нужно усвоить для полного усвоения темы. Например, чтобы учащийся усвоил тему «основные структуры данных» из курса языки программирования он должен знать 1) структуры данных, 2) типы данных, 3) подгруппы данных. В этом случае будут выделены три порядка;

Подготовить основу для заполнения структурно-логической схемы. Вычертить на листе бумаги горизонтальные линии по количеству принятых порядков. Подготовить форму спецификации;

Заполнять горизонтали порядков учебными элементами, нумеруя их арабскими цифрами и одновременно записывая названия учебных элементов в спецификацию;

Сопоставить выписанные учебные элементы с текстом стандарта или программой по предмету;

Заполнить графу спецификации «Уровни усвоения учебных элементов».

В некоторых случаях преподавателям бывает удобнее представлять содержание темы в виде структурно-логической схемы. В такой схеме, иногда её называют «пирамидой», вершиной является название схемы. Более низким порядком являются основные вопросы, которые должны быть рассмотрены для изучения темы в полном объёме. Каждый из основных вопросов также включает в себя элементы содержания, раскрывающие его. Основные правила составления и значение структурно-логической схемы в целом совпадают с правилами составления и значением графа.

Структурно-логическая схема или граф позволяют преподавателю увидеть весь объём и взаимосвязь учебных элементов содержания, знать, к каким учебным элементам составить тестовые задания и какой уровень усвоения должен быть проверен по каждому учебному элементу.

1

В статье обосновывается целесообразность представления педагогом учебной информации как в знаковой, концептуальной, так и обобщенной, структурированной форме, в виде информационных, структурно-логических схем (СЛС). Эти схемы кратко и наглядно отражают содержание основных тем, разделов учебной дисциплины, ее логику в целом и методику изложения. При этом те, кто склонен к анализу информации и у кого доминирует мыслительный тип личности (доминирование левого полушария) по элементам видят информацию в целом, а кто склонен к синтезу информации и при доминировании правого полушария (художественного, художественно-мыслительного типов личности), видят учебную информацию в целом и эффективно проводят анализ ее элементов. Экспериментально подтверждена в исследованиях автора и его аспирантов эффективность применения СЛС в качестве дидактического основания информационных технологий, электронных учебников, комплексов по разным дисциплинам – общепрофессиональным, специальным, гуманитарным.

структурно-логические схемы

дидактическое основание

информационные технологии

электронные учебники

комплексы.

1. Голубева Э.А. Способности и индивидуальность. – М, 1993. – 306 с.

2. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. – Л., 1988. – 560 с.

3. Соколова И.Ю. Педагогическая психология. Учебное пособие со структурно-логическими схемами. – Томск: Изд-во ТПУ, 2011. – 332 с.

5. Богданова О.В. Теоретическое обоснование и технология экономической подготовки студентов технического вуза /Автореф. дис. … канд.пед. наук. Томск: ТГПУ, 2005. – 19 с.

6. Павленко Л.В. Оптимизация иноязычной подготовки студентов-юристов/Автореф. дис. … канд. пед. наук. – Томск: ТГПУ, 2010. – 22 с.

7. Соколова И.Ю. Насосы, вентиляторы, компрессоры: Учебное пособие со структурно-логическими схемами. – Томск: Изд-во ТПУ,1992. – 100 с.

8. Соколова И.Ю. Гидромеханика: учебно-методическое пособие со структурно-логическими схемами. – Томск, 1994.- 90 с.

10. Тарбокова Т.В. Дидактическая система активизации познавательной самостоятельности студентов как средство повышения эффективности их математической подготовки / Автореф. дис. … канд. пед. наук. – Новокузнецк, 2008.-24 с.

12. Тищенко Н.Ф. Сравнительный анализ эффективности учебного процесса при концептуальном и образно-концептуальном представлении учебной информации: дис. … канд. психол. наук / Н.Ф. Тищенко Л., 1981.- 181 с.

Уровень развития современного общества, как известно, определяется его интеллектуальными ресурсами, информатизацией и гуманизацией, что связано с компьютеризацией образования, созданием электронных учебников и комплексов, информационных технологий обучения подрастающего поколения.

Качество компьютерных учебников, учебных пособий и технологий во многом зависит от того, как конструируется и представляется учебная информация.

Эффективность восприятие информации, как установлено психофизиологами , зависит от свойств нервной системы человека и связано с выявленными психологами условиями формирования адекватного образа восприятия, для чего необходимо достаточное количество информации, ее структурированность и активность восприятия . По нашему мнению, очень важна еще систематизация информации по тому или иному основанию , поскольку последняя влияет на установление связей между элементами информации, увеличивая или уменьшая их количество, как показано в . Это согласуется с теорией систем, когда при меньшем количестве элементов в системе лучше просматриваются связи между ними и, чем больше элементов в системе, тем меньше связей устанавливается между элементами.

Анализируя результаты исследований психофизиологов, согласно которым:

· обладатели сильной и инертной нервной системы не только хорошо воспринимают информацию зрительно, но и ее запечатлевают, запоминают;

· слабость, лабильность и инактивированность нервной системы способствуют лучшему запоминанию при смысловом кодировании (переработке) информации;

· личностям с низким уровнем тревожности (эмоционально устойчивая и уравновешен-ная нервная система) свойственен глобальный синтетический характер обработки информации, а при высокой тревожности (эмоционально неустойчивая нервная система) - аналитический, приходим к следующим выводам.

1. Учащимся, обладателям различных свойств нервной системы (темпераментов), необходимо представлять учебную информацию, в первую очередь, зрительно, поскольку сильная нервная система у обладателей 3-х темпераментов (холерик, сангвиник, флегматик), а у 2-х - инертная (флегматик, меланхолик).

2. Учебную информацию следует представлять как в логической последовательности, в знаково-символической форме, так и в обобщенной, в виде информационно, структурно-логических схем (СЛС), а также преимущественно по дедуктивному принципу - от общего к частному и, в случае необходимости, от частного к общему - индуктивно.

3. Представленная на СЛС информация эффективно воспринимается обладателями разных свойств нервной системы, так как те, кто склонен к анализу информации и у кого доминирует мыслительный тип личности (доминирование левого полушария) по элементам, видят информацию в целом, а кто склонен к синтезу информации и при доминировании правого полушария (художественный, художественно-мыслительный тип личности), видят учебную информацию в целом и эффективно проводят анализ ее элементов.

Принимая во внимание, сказанное выше, остановимся на особенностях конструировании учебной информации в форме структурно-логических схем (СЛС).

Структурно-логические схемы кратко и наглядно отражают содержание основных тем, разделов учебной дисциплины, логику курса в целом и методику его изложения. На каждой из таких схем изучаемый материал представлен в конкретной и структурированной форме, отражая содержание отдельных вопросов темы или раздела, в виде схем, графиков, чертежей, формул, уравнений. Каждая схема имеет опорный сигнал - символ - обобщенный образ восприятия, который объединяет вопросы, представленные на СЛС, а также помогает учащемуся увидеть особенности отдельных вопросов, тем, разделов изучаемой дисциплины.

Проведенный анализ показывает, что применение СЛС при работе со студентами позволяет преподавателю:

· реализовать принцип крупноблочного представления теоретических знаний, сократить время на изложение теоретического материала;

· активизировать познавательную деятельность студентов, установить более тесные контакты с аудиторией, применять мониторинг качества знаний.

Использование СЛС учащимися при изучении теоретических разделов дисциплины, решении задач, выполнении заданий обеспечивает:

· систематизацию знаний, возможность видеть логические связи между вопросами, темами и разделами изучаемой дисциплины;

· развитие мышления, в том числе творческого, активизацию и эффективность самостоятельной познавательной деятельности в целом;

· сокращение времени на освоение теоретической части учебной дисциплины и, следовательно, возможность индивидуальной самостоятельной работы студентов при углубленной проработке отдельных тем изучаемого курса, выполнении заданий, ориентированных на будущую профессиональную деятельность;

Проведенные исследования показали, что применение СЛС в учебном процессе способствует активизации самостоятельной познавательной деятельности школьников, студентов, значительно повышает ее эффективность. Так, например, чтение лекций с применением СЛС в виде слайдов позволяет преподавателю, объясняя материал вести диалог со студентами, вовлекая их в дискуссию, побуждая к рассуждениям, совместному доказательству и выводам. Преподаватель может пояснить или доказать наиболее сложные вопросы, а более простые выводы поручить учащимся сделать самостоятельно.

Компьютерные технологии обучения, разработанные с использованием СЛС и с учетом индивидуально-психологических особенностей школьников, студентов позволяют обеспечить оптимальное соответствие методики обучения особенностям индивидуальной познавательной деятельности каждого обучающегося, а, следовательно, ее эффективность и успешность, все это способствует повышению качества обучения, качества подготовки специалистов в системах общего и профессионального образования.

Проведенный нами анализ показал, что конструирование учебной информации в виде СЛС способствуют активизации и развитию психических познавательных процессов восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, речи, что обеспечивает активизацию и эффективность познавательной деятельности школьников, студентов в целом.

Проанализируем, как влияет представление информации в виде структурно-логических схем на восприятие и переработку информации студентами, обладающими разными стилями познавательной деятельности - когнитивными стилями: импульсивность - рефлексивность, аналитичность - синтетичность, полезависимость - поленезависимость, высокая - низкая дифференциация и др.

1. Наблюдениями, анализом установлено, что обладателям «рефлексивным» стилем познавательной деятельности СЛС помогают быстрее осмыслить, освоить изображенную на них информацию. «Импульсивным» же целесообразно эту информацию «озвучить» - верболизовать, что «снижает» уровень импульсивности и способствует лучшему осмыслению

учебной информации .

2. Естественно, что информация, представленная на СЛС, лучше воспринимается и осваивается обладателями «поленезависимого» когнитивного стиля, но и «полезависимым» она оказывается доступной, т.к. на схеме выделены отдельные блоки и раскрыты связи между ними. Преподавателям для развития «поленезависимости» следует предлагать «полезависимым» специальные задания по выделению отдельных элементов из целого, нахождению и установлению взаимосвязей между этими элементами и пр.

3. Большой объем информации структурированной и одномоментно представленной на СЛС способствует, по нашему мнению, развитию когнитивного стиля «высокая - низкая дифференциация». Связано это с тем, что на большом объеме наглядно представленной информации удобнее устанавливать различия, находить общие и отличительные признаки тех или иных объектов, явлений, проводить сравнения и т.д.

Сказанное выше приводит к выводу и целесообразности применения структурно-логических схем в образовательном процессе по разным дисциплинам при создании учебников, в т.ч. компьютерных, информационных технологий обучения.

Учебная информация при представлении ее в виде СЛС значительно обобщается, структурируется и наглядно раскрываются связи, как между вопросами определенной темы, так и между этой темой с предыдущей и последующей. Это обеспечивается за счет кодирования информации (например, на каждой схеме вопросы, относящиеся к насосам, отмечаются буквой Н, вентиляторам - В, компрессорам - К). Кроме того, иногда связи между «обобщенным образом восприятия» (опорным сигналом, символом) и его конкретным проявлением показываются стрелками.

При наличии СЛС познавательную деятельность можно организовать по-разному, что зависит от количественного и качественного состава группы учащихся, психологических особенностей учебного материала, преподаваемой дисциплины и пр.

1. Для многочисленной и привыкшей конспектировать аудитории (3-4 учебных группы) с недостаточным уровнем обученности, наиболее подходящим является информационно- рецептивный метод обучения, когда преподаватель, прежде чем подробно объяснять, доказывать какой-либо теоретический вопрос, сначала кратко поясняет содержание всей темы, наглядно представленной на СЛС. Это способствует привлечению внимания учащихся к учебной информации, предварительному краткому ознакомлению с ее содержанием, установлению связей между вопросами рассматриваемой темы, ее целостному восприятию, что совершенно необходимо для студентов с доминированием правого, равной выраженностью функций полушарий головного мозга и синтетикам, воспринимающих информацию в целом. Студенты, с доминированием левого полушария и аналитики сначала увидят цепочку взаимосвязанных элементов, что затем помогает им получить целостное представление информации по каждой теме и изучаемой дисциплины в целом.

Проработка и закрепление теоретического материала осуществляется при ответах на вопросы и решение задач, выполнении заданий разного уровня сложности, ориентиро---ванных на будущую профессиональную деятельность, как самостоятельную с использованием СЛС, так и совместную на практических занятиях.

2. Для 1-2 учебных групп студентов со средним и высоким уровнем обученности и обучаемости, как показывает наш опыт, целесообразно организовывать познавательную деятельность следующим образом. После того, как преподаватель пояснить содержание очередной темы курса, представленной на СЛС, сделает вывод какого-то одного уравнения, зависимости, студенты самостоятельно выводят все другие уравнения, а затем используют их при решении задач, выполнении заданий и т.д. Таким образом, в учебном процессе реализуются эвристический и исследовательский методы обучения. При этом преподаватель, учитель, может давать задания исследовательского характера как отдельным школьникам, студентам, учитывая уровень развития их интеллектуальных способностей или предложить то, или иное задание группе из двух человек - диаде, включая в нее учащихся с одинаковой или разной степенью обученности и обучаемости, но психологически совместимых. . Совместная познавательная деятельность школьников, студентов часто, как известно, оказывается более эффективной, и развивающей, чем индивидуальная.

3. Проведение занятий, лекций в форме диалога является средством, способствующим активизации мыслительной и познавательной деятельности школьников, студентов. Такая форма проведения лекций хорошо принимается студентами, о чем свидетельствуют результаты анкетирования. При этом преподаватель, сначала кратко пояснив содержание рассматриваемой темы на СЛС, начинает вести совместные рассуждения со студентами постепенно перехода от одного вопроса темы к другому, задавая вопросы, получая ответы, уточняя их, иногда подробно поясняя или доказывая то, что труднее воспринимается студентами, обращает их внимание на связи между отдельными вопросами темы и связи с ранее изученным материалом. Такая методика проведения лекций наиболее целесообразна с 1-2 студенческими группами даже при среднем уровне их обученности, она, безусловно, повышает уровень обучаемости студентов, а по затратам времени такая же, как традиционная монологическая лекция.

4. Возможна такая форма организации познавательной деятельности, при которой преподаватель, пояснив по СЛС содержание темы, выделив отдельные вопросы, предлагает студентам сначала (ориентируясь на СЛС), выполнить иллюстрацию к рассматриваемому вопросу (чертеж, график, схему), а затем найти к нему пояснение в учебном или методическом пособии и отразить это пояснение в конспекте. Это и эвристический метод познания, и развитие способностей к самообучению, самообразованию.

5. Информация, представленная на СЛС, может рассматриваться как наглядно выраженная проблема с отдельными вопросами, задачами, что позволяет применять проблемный метод обучения на основе структурно-логических схем. Причем, обобщение и структуризация учебной информации, наглядное раскрытие связей содействуют эффективному решению проблемных задач и ситуаций, выполнению комплексных, связанных с будущей профессией заданий-задач при самостоятельной познавательной деятельности студентов, о чем свидетельствуют мнения студентов заочного обучения.

В целом, представление учебной информации в виде структурно-логических схем способствует изменению функций участников образовательного процесса, когда педагог не транслятор учебной информации, а направляющий самостоятельной познавательной деятельностью школьников, студентов, которые из пассивных слушателей превращаются в активных преобразователей информации и исследователей.

Кроме того, применение СЛС позволяет разнообразить методику преподавания самых разных дисциплин, что способствует эффективности познавательной деятельности учащихся. Об этом свидетельствуют результаты опроса студентов, которые подтверждают целесообразность применения СЛС, разработанных автором и его аспирантами, в преподавании таких разных по содержанию и структуре учебного материала дисциплин как «Неорганическая химия» , «Насосы, вентиляторы, компрессоры» «Гидромеханика» , «Экономика и менеджмент горного производства» , «Иностранный язык» , «Математика» «Биология и химия» , «Теоретические основы электротехники» .

В заключение приведем обоснование эффективности метода обучения разным дисциплинам на базе структурно-логических схем (СЛС).

Влияние метода обучения на основе СЛС на активизацию и повышение эффективности познавательной деятельности студентов по разным дисциплинам обосновано нами теоретически и подтверждено результатами проведенного эксперимента и анкетирования студентов .

В качестве примера в таблице 1 приведены результаты констатирующего и формирующего экспериментов по развитию у студентов контрольных (65 чел.) и экспериментальных (68 чел.) групп интеллектуальных умений - дифференцирования, нахождение сходства и сравнения при освоении ими дисциплины «Насосы, вентиляторы, компрессоры». При этом после первой лекции, на которой студенты экспериментальных и контрольных групп познакомились с классификацией и принципом действия машин, перемещающих жидкости и газы, им были выданы задания выявить различия, найти сходства и сравнить в целом какие-либо три типа машин, используя различную литературу. Результаты оценивались по 10-ти балльной шкале и в процентах, по соотношению 10 баллов - 100% .

Таблица 1

Развитие мышления у студентов экспериментальных и контрольных групп

Экспериментальные группы

Контрольные группы

Кол-во студен

По окончании курса (через 4-е месяца) студентам этих же групп (экспериментальных - изучающих предмет с применением СЛС и контрольных - занимающихся по традиционной методике) были выданы задания на установление различий, нахождение сходства и проведение сравнений по разным теоретическим, практическим вопросами и темам изучаемой дисциплины. Оценка производилась в баллах (см. таблицу 1).

Результаты эксперимента свидетельствуют о следующем. В 2-х из 3-х экспериментальных групп первоначальный уровень выполнения мыслительных операций дифференцирования, нахождения сходства и сравнения был (0,47) на 9% ниже, чем у контрольных групп (0,56). После обучения с применением СЛС уровень выполнения этих операций повысился на 24 -37 %, по сравнению с первоначальным, а в контрольных группах только на 12 - 17%.

Кроме того, целесообразность применения СЛС подтверждается тем, что:

· студенты становятся способными решать задачи более высокого класса (чем обычные учебные задачи) - комплексные задачи-задания, соответствующие их склонностям к инженерно-технической (конструктор, технолог, разработчик-исследователь проблем, программист и др.) или инженерно-гуманитарной (менеджер, экономист, эколог, педагог, социолог, психолог) профессиональной деятельности;

· сокращается время обучения при одном и том же качестве знаний;

· повышается качество знаний при одном и том же времени обучения;

· увеличивается количество изучаемой информации при одном и том же уровне знаний и тех же временных затратах;

· сильными студентами обязательный программный материал осваивается в три раза быстрее, чем без СЛС.

Результаты эти понятны, ибо преподаватель затратил время и энергию на обобщение,

структурирование, систематизацию информации, и, если это обобщение и связи между элементами знания студентам понятны, то процесс усвоения информации ускоряется, что подтверждено нашими наблюдениями, экспериментом и согласуются с результатами исследований Н.В.Тищенко .

Таким образом, проведенные исследования подтвердили целесообразность применения СЛС при изучении школьниками, студентами различных дисциплин, т.к. это способствует эффективности восприятия учебной информации учащимися, обладателями разных психофизиологических особенностей, активизации психических познавательных процессов, развитию интеллектуальных умений, мышления в целом, активизации и эффектив- ности учебно-познавательной деятельности учащихся по сравнению с традиционными методами обучения. Ниже представлены в качестве примеров структурно-логические схемы - СЛС, разработанные автором по дисциплинам «Насосы, вентиляторы, компрессоры» (рис.1.,2), «Гидромеханика, гидравлика» (рис. 3., 4) и «Педагогическая психология» (рис. 5, 6). В цветном и черно-белом исполнении (рис. 7, 8), (рис. 9,10), (рис. 11, 12).

Рис.1. (СЛС 9) - Совместная работа машин (насосов, вентиляторов) на сеть

Рис. 2. Турбокомпрессоры - центробежные и осевые

Рис 3. (СЛС 5.б) - Законы движения одномерного потока

Рис. 4. (СЛС 9) Режимы движения жидкости

Рис. 5. Учебная деятельность как деятельность взаимодействия участников образовательного процесса, ее структура

Рис.6. Способности личности, их структура и классификация

Рис. 7. (СЛС 9) Совместная работа машин (насосов, вентиляторов) на сеть

Рис. 8 (СЛС 16) Турбокомпрессоры - центробежные и осевые

Рис. 9. (СЛС 5б) Законы движения одномерного потока

Рис.10 (СЛС 7) Законы и критерии подобия

Рис.11. Концепция качества подготовки специалистов

Рецензенты:

Скрибко Зоя Алексеевна, доктор педагогических наук, профессор кафедры общей физики ФГБОУ «Томский государственный педагогический университет», г. Томск.

Карауш Сергей Александрович, доктор технических наук, профессор, зав. кафедрой охраны труда и окружающей среды Томского архитектурно-строительного университета, г.Томск.

Библиографическая ссылка

Соколова И.Ю. СТРУКТУРНО-ЛОГИЧЕСКИЕ СХЕМЫ – ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОСНОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНИКОВ И КОМПЛЕКСОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=7920 (дата обращения: 06.04.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Цель работы: формирование умений составления структурно-логической схемы темы изучаемого материала.

Материально-техническое оснащение:

учебный план специальности;

учебная программа изучаемого предмета;

учебники, учебные пособия по изучаемым дисциплинам.

Основные теоретические положения.

В настоящее время некоторые молодые инженерно-педагогические работники зачастую определяют последовательность изложения учебной информации, ориентируясь на собственный опыт и интуицию. Структура учебной информации и последовательности ее изложения осуществляется при этом не в результате скрупулезного анализа учебно-планирующей документации, научной и учебно-методической литературы, а на основе метода проб и ошибок. Как показывает практика, чаще всего это приводит к качественным издержкам в подготовке будущих рабочих, техников и инженеров, что сегодня крайне недопустимо. Такой вывод приводит к необходимости поиска иных, более совершенных и эффективных путей оптимизации структуры учебной информации (алгоритмизации способов трудовых действий) и последовательности ее изложения на уроке.

Различают локальные и глобальные структуры учебного материала. Если изучаются взаимосвязи разделов учебного предмета, целых предметов или отраслей знаний, то решается задача выявления глобальных структур. Этими вопросами преподаватель (мастер производственного обучения) занимается на этапе перспективной подготовки к занятиям при анализе учебного плана, тематического плана программы учебного предмета и содержания отдельных тем. При поурочном планировании объектом изучения являются только локальные структуры, рассматривающие систему внутренних связей между понятиями и суждениями, входящими в относительно небольшие фрагменты учебного материала, ограниченные содержанием темы учебного занятия (урока) или его части.

В лабораторной работе требуется, прежде всего, отметить значение этапа логического структурирования (перевода содержания учебного материала из вербальной формы в знаковую модель) в ходе подготовки педагога-инженера к преподаванию темы или отдельного занятия, а также разъясняется особенность структурирования глобальных и локальных структур.

Логическое структурирование с использованием метода ГРАФА наиболее целесообразно осуществлять в следующей последовательности:

1 Выделение понятий и суждений (а также способов трудовых действий) темы, которые затем будут положены в вершины ГРАФА.

2 Установление первоначальных локальных отношений и связей между ними: взаимосвязанные понятия (вершины) соединяют направленными векторами (рёбрами), учитывая при этом, что направление вектора указывает на подчиненность понятий. Для недопущения нагромождения векторов также рекомендуется использовать возможности цветовой гаммы, предметно-знаковой символики и других условных обозначений.

3 Рассмотрение различных вариантов иерархизации локальных структур и постепенное выявление реального дидактического статуса понятий темы : исходные, завершающие, основные, опорные и вспомогательные.

4 Самый ответственный этап – окончательное составление структурно-логической схемы (СЛС) учебного материала. Он, также как и предыдущие этапы структурирования, основан на разностороннем анализе сведений из разных учебных предметов и областей технического знания и предполагает выбор оптимального решения в отношении построения завершенной графической модели темы, требуя от проектировщика максимальной концентрации внимания, широкого профессионального кругозора и мобилизации всех своих творческих усилий. При этом немаловажным будет отметить характер отношений и связей между понятиями и суждениями в СЛС: причинно-следственные, функциональные, генетические; отношение тождества, подчинения и др.

5 Расчет количественных характеристик СЛС(структурной формулы).

В лабораторной работе составленная структурно-логическая схема исследуемой темы (рисунок 2) сопровождается подробными разъяснениями отдельных элементов.

Под логической структурой учебного материала понимают «систему внутренних связей между понятиями и суждениями, входящими в данный отрезок материала» .

«В дидактике можно говорить о глобальных и локальных структурах учебного материала. Ограничиться только изучением глобальных структур материала невозможно. Если на первом этапе отбора учебного материала достаточно определить, какие именно разделы учебного предмета и в какой последовательности изучать, то далее неизбежно встаёт вопрос о связи, которую надлежит установить – в конце концов, в сознании учащихся, а первоначально в учебном материале – между отдельными понятиями данного отрезка учебного материала. Содержание учебного материала характеризуется, прежде всего, определённой системой внутренних связей между понятиями, входящими в данный отрезок материала, то есть локальной структурой учебного материала»

Изучение структуры учебного материала и ее анализ на основе только перечисления понятий, входящих в тему невозможно. Поэтому возникает необходимость построения модели, отражающей в наглядной форме интересующие преподавателя свойства учебного материала: последовательность, подчиненность и соподчиненность понятий, входящих в материал, их непротиворечивость и закономерность, связи между ними. Наиболее приемлемый способ моделирования логической структуры учебного материала – изображение ее в виде графа.

Граф – это система отрезков, соединяющие заданные точки, которые называются вершинами. При построении модели логической структуры учебного материала в вершины графа помещают понятия или суждения заданного фрагмента учебного материала. Отрезки, соединяющие вершины, называются ребрами. На графе их показывают в виде векторов, выражающих связи между понятиями и последовательность их введения в учебный процесс.

Образность графов является важным их преимуществом, позволяющим легче выявлять и показать логические отношения в учебном материале.

Особенность графов в том, что они, не давая сами по себе каких-либо количественных, числовых данных, предназначены как раз для выявления структурных характеристик исследуемых объектов.

Подобное изображение логической структуры учебного материала называется структурно-логической схемой или структурной формулой. При ее создании необходимо соблюдать следующие правила:

В каждую вершину графа следует помещать лишь одно понятие;

Ребра, соединяющие вершины, не должны пересекаться;

Отношения подчинения между понятиями указываются направлением стрелки на ребре графа;

Равнозначные вершины графа, содержащие соподчиненные понятия, следует располагать на одной линии, подчиненные опускают на ступень ниже.

В практической деятельности преподавателя встречаются случаи, когда один и тот же материал в различных учебниках излагается с различной степенью детализации. Это определяет и различие построенных на их основе структурно-логических схем.

Построение структурно-логической схемы начинается с анализа понятийного аппарата учебного материала и выделения исходных и завершающих понятий. Среди них могут быть новые и уже известные для учащихся понятия. Усваиваемые понятия могут быть основными (опорными) и вспомогательными, раскрывающими или детализирующими основные понятия.

В структурно-логическую схему включают не все выделенные понятия. Состав их почти целиком зависит от первоначального уровня знаний учащихся. Если для учащихся какие-либо исходные понятия достаточно просты, то их можно не вводить в схему. Сравнивать друг с другом можно лишь такие структурно-логические схемы, которые составлены с учётом одинакового уровня учащихся.

С целью упрощения структурно-логической схемы ряд входящих в неё вершин-понятий может быть опущен. В первую очередь в схему не вводят детализирующие понятия. В более сложных случаях структурно-логическую схему разбивают на ряд логически законченных фрагментов, для каждого из которых составляют свою схему.

При построении всех следующих за первой частных структурно-логических схем предполагается, что понятия, входящие в предыдущий материал, усвоены учащимися до требуемого уровня. Поэтому в последующие частные структурно-логические схемы их можно не включать, если это не нарушает логики построения схем.

Проанализируем логику построения СЛС на примере изучения темы «Геометрическая и контурная резьба» предмета спецтехнология при подготовке резчиков по дереву в профлицее. СЛС имеет исходные и завершающие понятия. Исходным является понятие виды резьбы по дереву, а завершающим – применение. Все понятия, которые находятся на “стволе” СЛС называются основными. К основным понятиям относятся: плосковыемчатая резьба, элементы резьбы, орнамент, материалы, инструменты, приемы выполнения, применение. Все эти основные понятия детализируются вспомогательными понятиями, которые раскрывают их значение и смысл.

Как видно из СЛС, плосковыемчатая резьба подразделяется на геометрическую и контурную. Для выполнения плосковыемчатой резьбы необходимо знать при помощи, каких элементов она выполняется. Вторым основным понятием является понятие элемент, который делится на четыре детализируемые группы: 2-х гранные, 3-х гранные, 4-х гранные и многогранные. Также видно, что 2-х гранные элементы могут использоваться и при выполнении как геометрической резьбы, так и контурной.

Третьим основным понятием является понятие орнамент. При помощи этой группы, можно понять какие фигуры можно получить используя те или иные элементы резьбы. В данной СЛС видно, что можно вырезать: глазки, сиянье, квадраты, бусины (ромбы), витейки, цепочки, лесенку, звездочки, сколышки, а так же розетки, цветы, листья, животных и птиц.

К четвертому основному понятию относится материалы. Для объяснения этого понятия используются вспомогательные понятия, такие как породы древесин разделенные по твердости.

Инструменты являются пятым основным элементом. Эта часть СЛС поможет выбрать основной и вспомогательный инструмент для выполнения как геометрической, так и контурной резьбы.

В СЛС видно, какие существуют способы выполнения плосковыемчатой резьбы. Основное понятие приемы выполнения раскрывается при помощи вспомогательных понятий, которые делятся на шесть групп.

Самое последнее основное понятие показывает область применения геометрической и контурной резьбы.

Использование цвета в СЛС дает большую возможность установить связи между понятиями. Структурная формула СЛС дает возможность оценить дидактическую роль отдельных логических элементов рассуждения. Она позволяет установить связь между основными и вспомогательными понятиями. Все основные понятия взаимосвязаны между собой, одно дополняет другое. Плосковыемчатая резьба выполняется при помощи элементов, в свою очередь, набор элементов образуют орнамент. Вторая часть СЛС показывает, на каких материалах выполняется плосковыемчатая резьба, с использованием каких инструментов и как правильно эту резьбу можно выполнить. Заключительное основное понятие применение, дает возможность определить место полученных знаний о геометрической и контурной резьбе в художественной обработке древесины.

К характеристикам структурно-логических схем относят:

Число вершин рёбер;

Число замкнутых контуров;

Ранг структурной схемы;

Степень сложности.

Под рангом схемы понимают количество замкнутых контуров.

Степень сложности структурно-логической схемы определяют из равенства:

p=2·m/n, (1.3.1)

где m – число рёбер-связей;

n – число вершин понятий и суждений.

Структурно-логическая схема темы «Геометрическая и контурная резьба» имеет следующие качественные показатели:

Число рёбер-связей m=93;

Число вершин-понятий n=94;

Число замкнутых контуров – 8;

Ранг структурной схемы – 8;

Степень сложности

Полученный количественный коэффициент 1,9 свидетельствует о том, что изучаемый материал относится к средней степени сложности.

Рисунок 2 – Структурно-логическая схема

Контрольные вопросы.

1. Что называется структурно-логической схемой (структурной формулой) учебного материала?

2. С какой целью разрабатывается структурно-логическая схема?

3. Назовите основные требования к изображению структурно-логической схемы.

4. Количественные показатели, характеризующие сложность СЛС.

5. Виды понятий включаемых в СЛС.

Литература

1. Сохор, А.М. Логические структуры учебного материала / А.М. Сохор. М.: Педагогика, 1976. – 356 с.

2. Никифоров, В. И. Основы и содержание подготовки инженера-преподавателя к занятиям/ В. И. Никифоров. ­­­– Л.: ЛГУ, 1987. – 144 с.

3. Янушкевич А.А. Методика преподавания общетехнических и специальных дисциплин: учеб. пособие по курсовому и дипломному проектированию для студентов специальности 1-08 01 01 «Профессиональное обучение» направление 04 «Деревообработка» / А.А. Янушкевич, Е.П. Дирвук, А.А. Плевко. – Минск.: БГТУ, 2005.- 96 с.

Практическая работа 1

Технология эффективной работы с учебным текстом

Цель работы : овладеть основными методами эффективного чтения, усвоения, записи и сжатия учебной и научной информации.

Задание 1. Технология эффективного чтения. Способы записи и сжатия информации

Данное задание направлено на формирование академических компетенций – уметь учиться, повышать свою квалификацию в течение всей жизни.

ВЫПОЛНИТЬ:

Внимание: в отчете по этому заданию должны быть отражены все указанные ниже пункты в указанной ниже последовательности по пунктам!

1 Выберите журнальную статью из любого журнала товароведного, технологического или другого периодического издания по пищевому профилю, торговле, общественному питанию, маркетингу, менеджменту, экономике (можно обратиться в а.304 (1корпус) библиотеки университета). Обратите внимание – статья должна быть из журнала, изданного в текущем или предыдущем годах (на момент написания контрольной работы). (Внимание – статью одну на двоих (с кем сидишь за партой)).

Укажите библиографический источник, откуда взят текст, оформив запись строго в соответствии с установленными требованиями к оформлению библиографических источников в списке литературы (см. СТП СМК 4.2.3-01-2011).

Ксерокопию статьи следует иметь с собой на занятии . На ней должны быть следы Вашей работы над текстом, т.е. выделенные маркером ключевые слова, сделаны пометки и т.п.

2 Используя дифференциальный алгоритм эффективного чтения, изучите текст, выписав при этом:

Название (тему);

Незнакомые термины (составьте словарь);

Ключевые слова.

3 Составьте структурно-логические схемы по тексту.

4 Составьте карту мышления, изобразив ее на отдельном листе в рабочей тетради.

5 Проверьте, все ли Вы выполнили и изложили последовательно по пунктам 1-5!

ВЫПОЛНИТЬ:

1 Подберите материалы по объекту исследования, выбранному Вами для выполнения курсовой по дисциплине «Технология и организация торговли» (учебники, интернет).

2 Используя эти материалы составьте 4 теста. Тест должен содержать четыре варианта ответов каждый, один из которых правильный (или не правильный) в каждом тесте. Правильный (или не правильный, если тест обратный) вариант подчеркнуть.

Методическая поддержка выполнения задания

Алгоритм дифференциального чтения текста

Первое прочтение с карандашом в руке, подчеркивая наиболее значимые слова в тексте;

Второй раз - читая ключевые слова, следует выписывать на листок смысловые ряды;

На третьем этапе следует переосмыслить смысловые ряды и определить доминанту текста и составить структурно-логические схемы.

Понимание текста сводится к тому, чтобы схватить в тексте основные идеи, значимые слова, короткие фразы, которые предопределяют текст последующих страниц. Таким образом постигается логика развития идей, которая «упаковывается» в индивидуальный вариант «сжатой», подготовленной для усвоения информации.

Ключевые слова несут основную смысловую нагрузку, признак предмета, состояние или действие в предложениях. Но не обязательно ключевое слово должно быть в каждом предложении.

Смысловой ряд - это пары слов, которые состоят из комбинации ключевых слов. Смысловой ряд позволяет понять истинное содержание текста.

Доминанта - это главный смысл, часть текста, его истинное значение, выражающееся своими словами на языке собственных мыслей. Доминанта - главная составляющая часть текста.

Пример структурно логической схемы

Структурно-логическая схема связывает ключевые слова в алгоритмическую последовательность, отражающую логику развития материалов учебника по тому или иному вопросу.

Технология составления структурно-логических схем предполагает следующие этапы:

Внимательно прочесть первый раз материалы учебника, раскрывающие заданный вопрос;

Осмыслить полученную информацию, разобраться в незнакомых терминах, определениях, осмыслить логику ответа на вопрос в целом;

Например, по учебному тексту на тему «Индивидуальные стили принятия управленческого решения» может быть составлена такая структурно-логическая схема:

личностный профиль – разновидности – уравновешенный – импульсивный – инертный – рискованный – осторожный – особенности стиля.

Последовательность изложения слов в ряду должна строго отражать логику и последовательность раскрытия вопроса, а не быть набором слов на заданную тему.

Пример карты мышления

Карты мышления - метод сжатия информации, составления заметок - являются нелинейной, пространственной, графической методикой, в которой обсуждаемый предмет (сюжет) кристаллизуется в центральном изображении. Основные темы предмета (сюжета) исходят от центрального изображе­ния как ветви. Ветви включают ключевые изображения или ключевые слова, напечатанные на соответствующих линиях. Темы меньшей важности также представляются в виде ветвей, присоединенных к ветвям более высокого уровня. Ветви формируют связанную узловую структуру. Карты мышления расширяются и обогащаются цветом, изображениями, кодами, символами и третьим измерением. Эти расширения помогают запоминанию, пониманию, мотивации и воспроизведению информации. Пример карты мышления приведен на рисунке 1.

Преимущества карт мышления: гибкость; воспроизведение в памяти; обзор и проверка знаний; ассоциации; соответствие многомерному мышлению; выделение сущности; визуализация информации; организованность; составление плана; объединение левосторонних и правосторонних мозговых процессов.

Технология создания карт мышления (КМ):

1 Используйте альбомную ориентацию листа форматом А4.

2 Начинайте КМ символом, знаком, рисунком в центре листа.

3 Присоединяйте основные темы к центральному изо­бражению.

4 Используйте технику «елки–метелки» для соединения вспомогательных линий с основными: 1) от линии в разные стороны, как иглы ветки ели (рыбий скелет) или 2) из одной точки в разные стороны, как прутья метлы (вилы, зонтичное соцветие).

5 Напечатайте (напишите) одиночные ключевые слова на соединительных линиях.

6 Используйте образы, рисунки, символы и коды, цветную графику.

7 Сегментируйте основные темы, рисуя вокруг них ограничивающие линии.

8 Используйте индивидуализированные коды и общеизвестные аббревиатуры.

9 Используйте мнемоники для ключевых пунктов, чтобы сделать информацию более запоминающейся.

Рисунок 1 - Карта мышления на тему «Эффективное письмо»

Пример учебного теста

Тест – метод исследования личности, построенный на ее оценке по результатам стандартизированного задания, испытания, пробы с заранее определенной надежностью. Разработка и составление тестов по материалам прочитанного учебного текста является эффективной формой понимания прочитанного и закрепления его в долгосрочной памяти.

Форма представления вопросов и ответов теста предполагает четко сформулированный вопрос, после которого идут четыре варианта ответа. Из этих ответов верен только один, который при тестировании и предлагается указать (тест может быть обратный, тогда один из ответов неверен). Неправильные ответы составляются по принципам:

1 Похожи на правильные, но содержат неверный тезис.

2 Неверны, но содержат информацию, помогающую найти верный ответ к данному вопросу.

3 Неверны только в контексте вопроса, но содержат информацию, используемую в ответах к другим вопросам по данному предмету.

4 Неверны только в контексте предмета, но содержат информацию, используемую при тестировании по другим дисциплинам.

5 Заведомо неверные факты, даты, имена, формулировки законов и пр.

Например,

ВОПРОС: Какая функция относятся к конкретным (специфическим) функциям управления на объектах торговли?

ВАРИАНТЫ ОТВЕТА:

а) планирование;

б) мотивация;

в) управление товарооборотом;

г) контроль.

(верный ответ следует подчеркнуть, если тест обратный – подчеркнуть неверный ответ!).

Задание 2. Использование специального компьютерного обеспечения для построения карт мышления.

Выполнить:

1 Установите на свой компьютер программу для построения карт мышления FreeMind (старшекурсники, интернет, или у меня).

2 Постройте карту мышления, выполненную Вами при выполнении задания 1, с использованием этой программы.

3 Постройте карту мышления на тему объекта исследования, выбранного для выполнения курсовой по дисциплине «Технология и организация торговли»

3. Распечатайте эти карты. Если у вас собственный принтер – распечатайте прямо из программы.