Стыдные вопросы про Ивана Грозного Грозный он или великий? И была ли польза от опричнины? Но государство в результате опричнины укрепилось? Если он был такой плохой, почему же тогда правил так долго? Ведь можно было и свергнуть.

Текущая страница: 2 (всего у книги 18 страниц) [доступный отрывок для чтения: 12 страниц]

Народная историческая песня

Исторической песней называют русскую народную песню, в которой отразились события отечественной истории. Вам уже знакомы сюжетные произведения устного народного поэтического творчества, с которыми историческая песня имеет много общего, – былины и баллады. Былина передаёт впечатления и воспоминания народа о далёком прошлом, и конкретные события в ней узнаются редко. Содержание же исторической песни проникнуто живым интересом к реальным эпизодам и героям истории. Основные темы – крестьянские восстания и покорение Сибири, штурм Измаила и Северная война, Полтавская битва и события Отечественной войны 1812 года… Любимыми героями русской исторической песни были Иван Грозный, Гришка Отрепьев, Емельян Пугачёв, Степан Разин, Пётр I, Екатерина II, Наполеон…

Самые древние исторические песни, к сожалению, не сохранились; наиболее ранние, которые дошли до нас, относятся примерно к середине XIV века. Позже художественное внимание народа всё чаще обращалось к истории, и к началу XIX века насчитывались уже сотни песен – откликов на конкретные исторические факты. Сложился и целый свод наиболее популярных сюжетов: поход на мятежный город, суд царя над разбойником, история великой битвы, взятие крепости, плавание в дальние страны и т. д. Важно при этом, что в песне весь интерес сосредоточен на драматической ситуации, героями которой были реальные исторические личности.

Если мы обратимся к песням о Петре I, то заметим их любопытную особенность: царь Пётр как главное действующее лицо в них почти не появляется, и всё же действие сосредоточивается вокруг него.

Героями этих песен становятся либо простые люди, как, например, русские солдаты в песнях о Северной войне, либо кто-то из царских полководцев (А. Головин или Б. Шереметев). Сам же Пётр становится лишь символом эпохи новых свершений и героических битв во имя жизни молодой России, решившей потягаться силами с великими державами Европы. При этом в песнях выражено восприятие русским народом Петра I не как императора, самодержца, а как личности, пользующейся всеобщим уважением.

Правеж12
Пра́веж – в Древней Руси: суд, сопровождавшийся физическим наказанием ответчика.


Что у нас было на Святой Руси,
На Святой Руси, в каменной Москве,
Середи-то торгу, братцы, среди площади,
Тут бьют доброго молодца на правеже,
Нагого, босого и разутого.
Поставили его на бел горюч камень,


Лишь из глаз горючи́ слезы́.

Случи́лося тут ехати
Самому царю православному,
Грозному царю Ивану Васильевичу.
Как возго́ворит царь Иван сударь Васильевич:
«Ох вы гой еси, бурмистры-целовальнички13
Бурми́стры-целова́льнички – здесь: царские чиновники, исполняющие судебно-полицейские обязанности.

!
За что вы пытаете доброго молодца,
Нагого, босого и разутого,
Поставя его на бел горюч камень?
Стоит молодец – сам не тря́хнется,
Русы его кудри не воро́хнутся,
Только катятся из глаз горючи́ слезы́
По белому лицу по румяному».
Тут возговорят бурмистры-целовальнички:


Пытаем мы с него золоту казну,
Золоту казну, платье цветное14
Пла́тье цве́тное – одежда, расшитая золотом и самоцветами.

,
Не много, не мало – сорок тысяч».
Возговорит тут православный царь:
«Ох ты гой еси, добрый молодец!
Почему тебе золота казна доставалася
И как она тебе прихо́дила?»

Возговорит добрый молодец:
«Ох ты гой еси, наш батюшка православный царь,
Грозный царь Иван сударь Васильевич!
Была у меня дубиночка вязо́венькая,
И клал я дубиночку на плечико,
Ходил я, добрый молодец, по чисту́ полю,
По чисту полю, по темну́ лесу,
Нашёл я воров-разбойников,
Тут-то они дуван дуванили15
Дува́н дува́нить – делить добычу.

,
Золотую казну делили мерою,
А цветное платье делили ношами16
Дели́ть но́шами – брать себе столько, сколько можно унести.

.
Тут-то я её отбил у них».

Возговорит православный царь,
Грозный царь Иван сударь Васильевич:
«Куда ты девал эдаку золоту казну?»
Возговорит добрый молодец:
«Точил я её всё по домам по питейным,
А поил я всё голь кабацкую,
А цветное платье – одевал всё наших босыих».
Возговорит православный царь:
«Ох вы гой еси, бурмистры-целовальнички!
Заплатите ему за каждый удар по пятидесяти рублей,
А за бесчестие заплатите ему пятьсот рублей».

Вопросы и задания

Найдите эпитеты, характеризующие Ивана Грозного. Какие особенности этой личности они передают?

1. Как вы полагаете, что заставило Ивана IV – героя этого произведения – не согласиться с судом чиновников? Справедливо ли, на ваш взгляд, такое решение царя?

2. Как выражено в песне отношение народа к царю и его приближённым?

Петра I узнают в шведском городе


Как никто-то про то не знает, не ведает,
Что куда-то наш государь-царь собирается.
Чистым се́ребром кораблики изнаполнил,
Красным золотом судёнышки изукрасил.
Он берёт-то с собой силушки очень мало,
Что одних-то преображенскиих грена́деров.
Как приказ-то даёт наш батюшка царь белый:

«Ой вы слушайте, офицерушки и солдаты!
Не зовите вы меня ни царём своим, ни государем,
А зовите вы меня заморскиим ку́пчиной».
Уж и грянул государь-царь по морю гуляти.
Как носило-то царя по морю неделю,
Что носило царя белого другую,
Принесло-то его ко Стекольному государству17
Стеко́льное госуда́рство – имеется в виду столица Швеции Стокгольм.

,
Что к тому ли шведскому королевству.

Что никто-то купчину не узна́ет,
Узнавал только его гетман земли шведской.
Поскорёхонько он к королевнушке метался:
«Ах ты гой еси, наша матушка королевна!
Не купчинушка по городу гуляет,
Что гуляет-то по городу царь белый!»

Как на красное крылечко королевна выходила,
Она семи земель царей портреты выносила,
По портрету царя белого узнавала,
Закричала королевна громким голосом:
«Ой вы гой еси, мои шведские генералы!
Запирайте вы воро́тички покрепче,
Вы ловите царя белого скорее!»
Уж и тут-то наш батюшка не пугался,
Обо всех он шведских замыслах догадался,
Ко крестьянину он на двор скоро бросался:
«Ты бери-ко, бери, крестьянин, денег вдоволь,
Ты вези меня на край синя моря!»
Скоро вывез его крестьянин на край синя моря,
А скорей того во кораблик государь-царь садился,
Закричал он своим матросам и солдатам:
«Ой вы гряньте-ко, ребятушки, дружнее,
Вы гребите и плывите поскорее!»
Как и первая погоня царя белого догоняет,
А другая-то погонюшка настигает.
Как возговорит погоня к царю-государю:
«Ты возьми-ко, возьми, царь белый, нас с собою.
А не возьмёшь ты нас, батюшка, с собою,
Уж не быть-то нам, горьким, живыми на свете».
И тут же вся погоня в сине море побросалась,
А наш царь-государь во Святую Русь возвратился.

Вопросы и задания

О каком историческом эпизоде царствования Петра I рассказано в песне? В чём вы видите особенности изображения царя?

1. Какие художественные средства используются в этой песне для выражения политического противостояния России и Швеции?

2. Найдите в тексте песни описание убранства царского корабля. Как вы полагаете, какую художественную роль оно играет? Какие художественные приёмы здесь использованы? Как называются эпитеты, входящие в состав словосочетаний «чистое серебро», «красное золото»?

3. Выделите эпитеты, относящиеся к царю Петру. Какие из них чаще встречаются в тексте? Как воспринимается личность Петра I народом?

1. Сравните текст одной из исторических песен с былиной. Какие элементы былинного повествования, языка, художественных особенностей вы в ней увидели? В чём отличия былинного героя от героев исторической песни?

2. Изложите сюжет выбранной вами исторической песни. Какое событие стало в ней центральным, кульминационным? Как вы это определили?

3. Приготовьте выразительное чтение одного произведения (по вашему выбору).

Народный театр

Драматические игры и представления были непременной частью народных празднеств. Их можно было увидеть и на деревенских посиделках, и в ярмарочных балаганах, и в духовных училищах, и в солдатских и фабричных казармах. Воздействие этих представлений было сильным.

Самые известные народные пьесы были созданы в XVIII веке. В основу сюжета многих из них легли лубочные картинки, которые в те времена были очень популярны у простого народа. Продавцы лубочных книжек и картинок, которые назывались офени, проникали в самые отдалённые места России.

Вот что записал поэт В. Я. Брюсов в своём дневнике о представлении народной драмы «Царь Максимилиан» в канун 1900 года в исполнении рабочих фабрики Полякова: «Те места, которые уцелели с давнего времени, прекрасны. Наивность и торжествующая условность производят сильнейшее впечатление; „за сердце хватает“ (как говорили прежде) при сцене, когда окованный „непокорный сын Адольф“ поёт»:


Я в пустыню удаляюсь
От прекрасных здешних мест…

С интересом смотрели зрители сатирические пьесы. Такие, как знакомая вам пьеска «Барин», а также «Мнимый барин», «Пахомушка» и многие другие.

Разбойничьи драмы «Лодка», «Фра-дьявол», «Могила Марии», «Шайка разбойников» и другие были особенно ценимы зрителем за атмосферу романтической вольницы.

«Лукавый русский ум, столь наклонный к иронии, столь простодушный в своём лукавстве», как писал В. Г. Белинский, определял характер многочисленных комических пьес. Представьте себе, например, сценку, которая называется «Барин в ресторане». В ней разорившийся барин, узнав цены на блюда и напитки, надменно заказывает стакан холодной воды.

Такие забавные сценки часто вводились в большие пьесы. В пьесы также включались и песни, которые исполнялись героями или хором, который сопровождал и объяснял происходящие события. В представления часто широко привлекались зрители.

Более всего таких представлений устраивалось на Святки и Масленицу. На Святки, как свидетельствует словарь В. Даля, «славят Христа, ходят с вертепами и со звездой, гадают». Вертеп – небольшой ящик, который разделён на два (реже три) этажа, где разыгрывались кукольные представления. События, связанные с рождением Христа, разыгрывались на верхнем ярусе, а эпизоды с Иродом – на нижнем. Верхний этаж обычно оклеивался голубой бумагой, в центре изображались ясли с младенцем в окружении Марии, Иосифа, ягнёнка, коровы, лошади. Над яслями прикреплялась или рисовалась звезда. Нижний этаж оклеивали яркой цветной бумагой, там помещался трон Ирода, и по бокам имелись двери, в которые входили и выходили куклы. Куклы были деревянные, примерно в 15–20 сантиметров высотой. Они были пышно одеты и передвигались на стержнях, которые перемещались по прорезям в полу этого игрушечного домика. Кукольник говорил за всех персонажей. Часто рядом были хор и музыканты.

На святочных праздничных вечеринках главным развлечением было переряживание. Ряженые изображали цыган и цыганок-ворожей, толстых купцов, солдат, скоморохов с медведем, нищих и т. п. Более всего любили изображать медведя, для чего кто-нибудь из парней надевал на себя перевёрнутую мехом вверх шубу и в таком виде показывал, как бабы ходят по воду, как девушки глядятся в зеркало, и разные другие сценки. Также любили изображать журавля, для чего обычно парень набрасывал на себя вывороченную шубу, а в один из рукавов продевал палку с крючком на конце. Этим клювом «журавль» бил присутствующих девушек, а те старались откупиться орехами, конфетами, бросая их на землю. Пьесы обычно исполнялись или на специальном помосте в балагане, или рядом с ним, иногда просто в избе.

Для пьес народного театра характерно соединение трагических сцен со сценами комическими. Вы сможете увидеть такое сочетание и в народной драме «Как француз Москву брал». Исследователи считают, что эта драма является переработкой патриотической пьесы неизвестного автора «Смерть князя Потёмкина из Смоленска, случившаяся в 1812 году, когда французы вторглись в Россию», которая широко исполнялась в Болгарии в период борьбы за освобождение (1877–1878), когда её могли там увидеть, запомнить и перенять русские солдаты.

Как француз Москву брал. В сокращении

Наполеон.

Адъютант.

Потёмкин.

Жена Потёмкина.

Генерал.

Старик-гробокопатель.

Старуха.

Доктор.

Коленкур.

Раненые.

Действие 1
Явление 1

Царь Наполеон . Адъютант!

Адъютант

Наполеон . Как, братцы, наши ретируют?

Адъютант . Отступили на целый марш, ваше величество.

Царь Наполеон . Как, братцы, мы их победили, новыми лаврами себя наградили…

Адъютант . Сколько их драло, столько наших побито.

Царь Наполеон . Адъютант!

Адъютант . Чего изволите, ваше величество?

Царь Наполеон . Как, братец, дела русских?

Адъютант . Их оченно большое войско. А ещё боле под командой генерала Раевского.

Царь Наполеон . Да вот. А где ещё мой молодой генерал, который бил своих детей и на жертву мне их отдал и сказал: «Кто верует Богу и великому государю, тот последует за ура», где он? Да и солдаты в это время вынули штыки и крикнули ура! Я знаю, братец, как вы пуляете большими шрапами, а штыки, это ужасть! Адъютант!

Адъютант . Чего изволите, ваше величество?

Царь Наполеон . Чего в России новенького?

Адъютант . В России милостивый манифест18
Ми́лостивый манифе́ст – речь идёт о манифесте, изданном Александром I в связи с вторжением Наполеона в Россию.

Царь Наполеон . Адъютант!

Адъютант . Чего изволите, ваше величество?

Царь Наполеон . Послать ко мне дежурного генерала.

Генерал подходит.

Явление 2

Генерал . Чего изволите, ваше величество?

Царь Наполеон . Что есть новенького?

Генерал . Да ещё особа графа Орлова – дочь Ичменского19
Осо́ба гра́фа Орло́ва – дочь Ичменского – графиня Орлова-Чесменская пожертвовала свои драгоценности на нужды русской армии.

Забрала свои уборы – жемчуга и брилиянты, собрала несколько тысяч денег, отправила к царю для продовольствия русской армии.

Царь Наполеон . Как! И женщины русские идут против меня?

Генерал . Точно так, ваше величество.

Царь Наполеон . Ах, они чёрные державы. Ну вот, где захватите, брить их ко мне в солдаты.

Генерал . Мы, ваше величество, забрили одного в солдаты, и он взял да сам себе отрубил правую руку.

Царь Наполеон . Ах, они варварский народ! Необразованный! Адъютант!

Адъютант . Чего изволите, ваше величество?

Царь Наполеон . Послать фуражира.

Адъютант . Ваше величество, фуражирную армию разбили и капитана убили наповал. А вот Потёмкина мы в плен взяли.

Царь Наполеон . Как Потёмкина в плен взяли?

Адъютант . Точно так, ваше величество.

Царь Наполеон . Потёмкин должен через три часа расстрелян быть. Адъютант! Привесть ко мне Потёмкина!

Потёмкин приходит.

Явление 3

Потёмкин . Чего изволите, ваше величество?

Царь Наполеон . Потёмкин, ты теперича мой!

Потёмкин . Никак нет, ваше величество. Ещё война не кончилась.

Царь Наполеон . Потёмкин, послушай, ты как служил своему государю Александру Николаевичу, послужи так и мне. Я тебе прибавлю чин. Дам награды. Ты будешь мой первый любимец.

Потёмкин . Не могу, ваше величество. Как я изменю своему государю Александру, так я и вам буду изменник.

Царь Наполеон . Потёмкин, я тебя прикажу повесить или расстрелять.

Потёмкин . Не мудрено, ваше величество, стами тысяч одного повесить или расстрелять.

Царь Наполеон . Адъютант! Отвесть Потёмкина в тёмную темницу – не утолит ли он своё лютое сердце и не победит ли он своей гордости.

Потёмкин . Что за горе-скука и печаль ни об чём не унывай? Ну, только жаль мне жену и детей. Быть посему, и за правду умираю. Хоть Москва в руках французов, но это, право, не беда, наш фельдмаршал Кутузов их на смерть пустил туда.

Царь Наполеон . Адъютант!

Адъютант . Чего изволите, ваше величество?

Царь Наполеон . Привесть Потёмкина.

Адъютант приводит тут Потёмкин а.

Царь Наполеон . Я вижу, ты повеселел. Так не хочешь ли ты мне послужить?

Потёмкин . Не могу, ваше величество. Как я изменю своему государю Александру, так и вам буду изменник.

Адъютант (читает ). Его императорское величество со изволения царя Наполеона приказал пленного Потёмкина ранить, потом убрать.

Явление 4

Жена Потёмкина . Милый ты мой защитник российский, на кого ты меня покидаешь, на кого малых детушек оставляешь? Теперь сгорел у нас в Москве домочек, и не стало у нас ни дома, ни тебя и ничегошенько. Как я буду жить-поживать? Как я без тебя буду век коротать?

Потёмкин . Марья, не плачь, Александр услышит, не даст тебе по белому свету скитаться и шататься.

После этих слов Потёмкина убивают.

Царь Наполеон . Адъютант!

Адъютант . Чего изволите, ваше величество?

Царь Наполеон . Послать за стариком-гробокопателем. Надо прибрать Потёмкина тело, чтоб оно по всей земле не тлело.

Явление 5

Старик (приходит ). Чего изволите, ваше величество?

Царь Наполеон . Когда ты, братец, называешься гробокопателем, то прибери вот Потёмкина тело, чтобы по всей земле не тлело и не коптело, чтобы его вороны и сороки не клевали, которых мы сами будем есть.

Старик (потом он говорит ). Старуха, а старуха!

Старуха . А!

Старик . Ты ведь у меня делуха?

Старуха . Да. А что?

Старик . Истопи печку, свари ворону да зажарь рака с картовий. Мы будем с тобой кушанья варить да его величество Наполеона кормить.

Старуха . Я нынче печку не топлю, и я французов не терплю.

Старик . Старуха, понесём хоронить Потёмкина тело, чтобы оно по всей земле не тлело, отдадим ему последнюю честь, чтобы войну с французами с честью и похвалою снесть, чтобы нам Москву вернуть и Наполеона из России турнуть! <…>

Старуха . Я сейчас возьму вилы и дам ему в бок три дыры.

Вопросы и задания

1. Какие исторические события отражены в пьесе? Как выражено отношение народа к этим событиям?

2. Какие исторические лица этой пьесы вам знакомы?

1. Какие из этих исторических лиц, по вашему мнению, никак не могли встретиться друг с другом в жизни? Как вы объясняете их появление в одной пьесе? Обратитесь, если необходимо, к энциклопедическому словарю.

2. Каким предстаёт перед зрителем Наполеон и каким Потёмкин? Попробуйте дать им характеристику, которая бы помогла исполнителю точнее играть свою роль.

3. Какую роль играют в этой пьесе внесценические персонажи? Напомним, что внесценические персонажи не появляются на сцене, а лишь упоминаются в речи действующих лиц.

4. Какие герои исполняют комические эпизоды пьесы?

1. Почему эта пьеса была популярна и в Греции, и в Болгарии? Как вы это можете объяснить?

2. Почему эту пьесу можно назвать пьесой, демонстрирующей народный патриотизм? В чём вы видите его проявления?

3. Почему эту пьесу народного театра можно считать исторической?

Литература эпохи Возрождения


М. де Сервантес Сааведра.



Вслед за годами Средневековья пришли свершения эпохи Возрождения. Вершиной испанского Возрождения в литературе стал роман Мигеля де Сервантеса «Дон Кихот». Это произведение стало популярным сразу же после создания, и количество его переизданий и переводов на другие языки не поддаётся подсчёту. В нём дана широкая картина жизни Испании и создан образ вечной пары героев – фантазёра и мечтателя Дон Кихота и добросердечного и наивного, но практичного обывателя Санчо Панса.

По этому роману поставлены десятки опер и балетов, а также созданы различные варианты сценических переработок. Фёдор Шаляпин создал образ Дон Кихота в опере Ж. Массне «Дон Кихот».


Мигель де Сервантес Сааведра
(1547–1616)

Классика литературы знает немного имён героев, которые живут в памяти поколений читателей. Имя идальго Дон Кихота среди них. Его создал в XVII веке испанский писатель Мигель де Сервантес Сааведра. Нам в самых общих чертах известна трудная и насыщенная событиями и приключениями жизнь этого человека. Сервантес участвовал в сражениях, знал плен и рабство, поражения и нищету. Однако его никогда не покидал оптимизм и способность не падать духом.

Он был не из тех, кто не сдаётся не потому, что ему фантастически везло, а потому, что он никогда не боялся поражений.

Сервантес создал в романе «Дон Кихот» образ подлинного гуманиста. Отвага, наивность и благородство духа сохраняют Дон Кихота в нашей памяти, побуждая осмысленно и честно смотреть на свою жизнь и свои поступки. Общение со странствующим рыцарем и с его неизменным спутником Санчо Пансой не только приобщает читателя к миру поисков мечтателя – фантазёра, но и помогают понять смысл и неизбежность человеческого стремления к идеалам.

В романе описываются многочисленные приключения Дон Кихота. С кем только не приходилось ему бороться по велению его собственной неуёмной фантазии! Это и битва со стадом баранов, и сражение с мехами, наполненными вином, и столкновение с грозными ветряными мельницами, и безрассудное освобождение заключённых, и история с приобретением драгоценного шлема Мамбрина…

По благородству своих стремлений, по силе убеждений, по беззаветной преданности своим идеалам Дон Кихот – настоящий герой. Но, стремясь к высоким целям, он идёт к ним самыми нелепыми путями.

Не понимая окружающего, нельзя его изменить. А взгляд идальго далёк от сколько-нибудь точного понимания действительности. Его мир населён сказочными принцессами и великанами, а сам он кажется себе непобедимым рыцарем. Убогий трактир представляется ему замком, служанки этого заведения – благородными дамами, плут-хозяин – благородным синьором. Даже предметы бытового обихода преображаются на глазах: таз цирюльника – в часть сказочного вооружения, крылья мельниц – в мощные руки враждебных волшебников-богатырей.

Мы видим нелепость притязаний старого и немощного идальго и его верного спутника и испытываем не только чувство жалости – нам понятны и его стремления и неизбежность неудач. И всё же ключевыми словами жизни Дон Кихота можно считать два: рыцарь – подвиг. Так век гуманизма создал произведение, которое активно утверждает гуманизм.

Героями этих песен становятся либо простые люди, как, например, русские солдаты в песнях о Северной войне, либо кто-то из царских полководцев (А. Головин или Б. Шереметев). Сам же Петр становится лишь символом эпохи новых свершений и героических битв во имя жизни молодой России, решившей потягаться силами с великими державами Европы. При этом в песнях выражено восприятие русским народом Петра I не как императора, самодержца, а как личности, пользующейся всеобщим уважением.

Правеж

Что у нас было на Святой Руси,
На Святой Руси, в каменной Москве,
Середи-то торгу, братцы, среди площади,
Тут бьют доброго молодца на правеже,
Нагого, босого и разутого.
Поставили его на бел горюч камень,


Лишь из глаз горючи́ слезы́.

Случи́лося тут ехати
Самому царю православному,
Грозному царю Ивану Васильевичу.
Как возго́ворит царь Иван сударь Васильевич:
"Ох вы гой еси, бурмистры-целовальнички !
За что вы пытаете доброго молодца,
Нагого, босого и разутого,
Поставя его на бел горюч камень?
Стоит молодец – сам не тря́хнется,
Русы его кудри не воро́хнутся,
Только катятся из глаз горючи́ слезы́
По белому лицу по румяному".
Тут возговорят бурмистры-целовальнички:


Пытаем мы с него золоту казну,
Золоту казну, платье цветное ,
Не много, не мало – сорок тысяч".
Возговорит тут православный царь:
"Ох ты гой еси, добрый молодец!
Почему тебе золота казна доставалася
И как она тебе прихо́дила?"
Возговорит добрый молодец:
"Ох ты гой еси, наш батюшка православный царь,
Грозный царь Иван сударь Васильевич!
Была у меня дубиночка вязо́венькая,
И клал я дубиночку на плечико,
Ходил я, добрый молодец, по чисту́ полю,
По чисту полю, по темну́ лесу,
Нашел я воров-разбойников,
Тут-то они дуван дуванили ,
Золотую казну делили мерою,
А цветное платье делили ношами .
Тут-то я ее отбил у них".
Возговорит православный царь,
Грозный царь Иван сударь Васильевич:
"Куда ты девал эдаку золоту казну?"
Возговорит добрый молодец:
"Точил я ее всё по домам по питейным,
А поил я всё голь кабацкую,
А цветное платье – одевал всё наших босыих".
Возговорит православный царь:
"Ох вы гой еси, бурмистры-целовальнички!
Заплатите ему за каждый удар по пятидесяти рублей,
А за бесчестие заплатите ему пятьсот рублей".

Вопросы и задания

1. Найдите эпитеты, характеризующие Ивана Грозного. Какие особенности этой личности они передают?

1. Как вы полагаете, что заставило Ивана IV – героя этого произведения – не согласиться с судом чиновников? Справедливо ли, на ваш взгляд, такое решение царя?

2. Как выражено в песне отношение народа к царю и его приближенным?

Петра I узнают в шведском городе

Как никто-то про то не знает, не ведает,
Что куда-то наш государь-царь собирается.
Чистым се́ребром кораблики изнаполнил,
Красным золотом суденышки изукрасил.
Он берет-то с собой силушки очень мало,
Что одних-то преображенскиих грена́деров.
Как приказ-то дает наш батюшка царь белый:

"Ой вы слушайте, офицерушки и солдаты!
Не зовите вы меня ни царем своим, ни государем,
А зовите вы меня заморскиим ку́пчиной".
Уж и грянул государь-царь по морю гуляти.
Как носило-то царя по морю неделю,
Что носило царя белого другую,
Принесло-то его ко Стекольному государству ,
Что к тому ли шведскому королевству.

Что никто-то купчину не узна́ет,
Узнавал только его гетман земли шведской.
Поскорехонько он к королевнушке метался:
"Ах ты гой еси, наша матушка королевна!
Не купчинушка по городу гуляет,
Что гуляет-то по городу царь белый!"

Как на красное крылечко королевна выходила,
Она семи земель царей портреты выносила,
По портрету царя белого узнавала,
Закричала королевна громким голосом:
"Ой вы гой еси, мои шведские генералы!
Запирайте вы воро́тички покрепче,
Вы ловите царя белого скорее!"
Уж и тут-то наш батюшка не пугался,
Обо всех он шведских замыслах догадался,
Ко крестьянину он на двор скоро бросался:
"Ты бери-ко, бери, крестьянин, денег вдоволь,
Ты вези меня на край синя моря!"
Скоро вывез его крестьянин на край синя моря,
А скорей того во кораблик государь-царь садился,
Закричал он своим матросам и солдатам:
"Ой вы гряньте-ко, ребятушки, дружнее,
Вы гребите и плывите поскорее!"
Как и первая погоня царя белого догоняет,
А другая-то погонюшка настигает.
Как возговорит погоня к царю-государю:
"Ты возьми-ко, возьми, царь белый, нас с собою.
А не возьмешь ты нас, батюшка, с собою,
Уж не быть-то нам, горьким, живыми на свете".
И тут же вся погоня в сине море побросалась,
А наш царь-государь во Святую Русь возвратился.

Задание № 22. Рассмотрите рисунки и представьте себе, что вы пришли в музей, в зал, где выставлена одежда. Сотрудники музея ещё не успели расставить около экспонатов таблички с названиями эпохи и указанием времени, к которому относятся эти экспонаты. Расставьте таблички самостоятельно; составьте текст для экскурсовода, где были бы отражены причины изменения моды

Мода начала 19 века формировалась под влиянием французской революции. Эпоха рококо ушла вместе с французской монархией. В моде женские наряды простого покроя из светлых легких тканей и минимумом украшений. У мужчин в одежде проявляется «военный стиль», но костюм все еще носит черты 18 века. С завершением эпохи Наполеона, мода как-будто вспоминает забытое. Возвращаются пышные женские платья с кринолинами и глубокими декольте. А вот мужской костюм становится практичнее и окончательно переходит к фраку и непременному головному убору — цилиндру. Далее, под влиянием изменений в повседневной жизни женская одежда сужается, но, по-прежнему, широко применяются корсеты и кринолины. Мужская одежда остается практически без изменений. В начале 20 века женская одежда начинает избавляться от корсетов и кринолинов, но чрезвычайно суживается платье. Мужской костюм окончательно превращается в классическую «тройку»

Задание № 23. Русский физик А. Г. Столетов писал: «Никогда со времён Галилея свет не видал столько поразительных и разнообразных открытий, вышедших из одной головы, и едва ли скоро увидит другого Фарадея…»

Какие открытия имел в виду Столетов? Перечислите их

1. Открытие явления электромагнитной индукции

2. Открытие сжижения газов

3. Установление законов электролиза

4. Создание теории поляризации диэлектриков

Как вы считаете, чем была вызвана высокая оценка деятельности Пастера, данная русским учёным К. А. Тимирязевым?

«Грядущие поколения, конечно, дополнят дело Пастера, но… как бы далеко они ни зашли вперёд, они будут идти по проложенному им пути, а более этого в науке не может сделать даже гений». Запишите свою точку зрения

Пастер является основоположником микробилогии — одного из фундаментов современной медицины. Пастер открыл способы стерилизации и пастеризации, без которых невозможно представить не только современную медицину, но и пищевую промышленность. Пастер сформулировал основы вакцинации и является одним из основоположников иммунологии

Английский физик А. Шустер (1851—1934) писал: «Моя лаборатория была наводнена врачами, приводившими пациентов, подозревавших, что они имеют иголки в разных частях тела»

Как вы думаете, какое открытие в области физики позволило обнаруживать посторонние предметы в теле человека? Кто автор этого открытия? Ответ запишите

Открытие немецким физиком Вильгельмом Рентгеном лучей, названных впоследствии его именем. На основе этого открытия был создан рентгеновский аппарат

Европейской академией естественных наук учреждена медаль Роберта Коха. Как вы думаете, какое открытие Коха обессмертило его имя?

Открытие возбудителя туберкулеза, названного в честь ученого «палочкой Коха». Помимо этого немецкий бактериолог разработал лекарства и профилактические меры против туберкулеза, что имело громадное значение, ведь в то время это заболевание было одной из главных причин смертности

Американский философ и педагог Дж. Дьюи сказал: «Человек, по-настоящему мыслящий, черпает из своих ошибок не меньшие познания, чем из своих успехов»; «Каждый великий успех науки имеет своим истоком великую дерзость воображения»

Прокомментируйте высказывания Дж. Дьюи

Первое высказывание созвучно утверждению, что отрицательный результат — это тоже результат. Большинство открытий и изобретений делалось путем многократно повторяемых опытов, в большинстве своем неудачных, но дававших исследователям знания, приводившим в итоге к успеху

«Великой дерзостью воображения» философ называет способность пред-ставить невозможное, увидеть то, что выходит за рамки обычного представления об окружающем мире

Задание № 24. Яркие образы романтических героев воплощены в литературе начала 19 в. Прочитайте фрагменты из произведений романтиков (вспомните произведения того времени, знакомые вам по урокам литературы). Постарайтесь найти в описании столь разных героев нечто общее (внешность, особенности характера, поведение)

Отрывок из Дж. Байрон. «Паломничество Чайльд Гарольда»

Отрывок из Дж. Байрона «Корсар»

Отрывки из В. Гюго «Собор Парижской Богоматери»

Как вы думаете, какими причинами можно объяснить то, что именно эти литературные герои олицетворяли собой эпоху? Запишите свои рассуждения

Всех этих героев объединяет богатый внутренний мир, скрытый от окружающих. Герои уходят как бы в себя, руководствуются больше сердцем, чем разумом и им нет места среди обычных людей с их «низменными» интересами. Они как бы над обществом. Это типичные черты романтизма, возникшего после краха идей просвещения. В обществе, очень далеком от справедливости, романтизм изображал прекрасную мечту, презирая мир разбогатевших лавочников

Перед вами иллюстрации к литературным произведениям, созданным романтиками. Узнали ли вы героев? Что помогло вам? Подпишите под каждым рисунком имя автора и название литературного произведения, к которому выполнена иллюстрация. Придумайте название для каждой

Задание № 25. В повести О. Бальзака «Гобсек» (написана в 1830 г., окончательная редакция — 1835 г.) герой, невероятно богатый ростовщик, излагает свой взгляд на жизнь:

«То, что в Европе вызывает восторг, в Азии карается. То, что в Париже считается пороком, за Азорскими островами признаётся необходимостью. Нет на земле ничего прочного, есть только условности, и в каждом климате они различны. Для того, кто волей-неволей применялся ко всем общественным меркам, всяческие ваши нравственные правила и убеждения — пустые слова . Незыблемо лишь одно-единственное чувство, вложенное в нас самой природой: инстинкт самосохранения… Вот поживёте с моё, узнаете, что из всех земных благ есть только одно, достаточно надёжное, чтобы стоило человеку гнаться за ним . Это… золото. В золоте сосредоточены все силы человечества… А что касается нравов, — человек везде одинаков: везде идёт борьба между бедными и богатыми, везде. И она неизбежна. Так лучше уж самому давить, чем позволять, чтобы другие тебя давили »

Подчеркните в тексте предложения, которые, по вашему мнению, наиболее ярко характеризуют личность Гобсека

Человек, лишенный сочувствия, понятий добра, чуждый сострадания в своем стремлении к обогащению, назван «живоглотом». Трудно предположить, что именно могло сделать его таким. Подсказка, возможно, в словах самого Гобсека, что лучший учитель человека — это несчастье, только оно помогает человеку узнать цену людям и деньгам. Трудности, несчастья собственной жизни и окружающее Гобсека общество, где главным мерилом всего и наибольшим благом считалось золото, сделали из Гобсека «живоглота»

Опираясь на сделанные вами выводы, напишите небольшой рассказ — историю жизни Гобсека (детство и юность, путешествия, встречи с людьми, исторические события, источники его богатства и т. д.), рассказанную им самим

Родился я в семье бедного ремесленника в Париже и очень рано лишился родителей. Оказавшись на улице, я хотел одного — выжить. В душе все вскипало, когда видел пышные наряды аристократов, золоченые кареты, проносившиеся по мостовым и вынуждавшие вас вжиматься в стену, чтобы не быть раздавленным. Почему мир так несправедлив? Потом… революция, идеи свободы и равенства, вскружившие всем голову. Не стоит и говорить, что я примкнул к якобинцам. А с каким восторгом я принял Наполеона! Он заставил нацию гордиться собой. Затем была реставрация и вернулось все то, против чего так долго боролись. И вновь миром правило золото. О свободе и равенстве более не вспоминали и я уехал на юг, в Марсель… После долгих лет лишений, скитаний, опасностей мне удалось разбогатеть и усвоить главный принцип нынешней жизни — лучше давить самому, чем быть раздавленным другими. И вот я в Париже, и ко мне идут просить денег те, от чьих карет приходилось шарахаться когда-то. Думаете я рад? Нисколько, это еще больше утвердило меня во мнении, что главное в жизни — золото, только оно дает власть над людьми

Задание № 26. Перед вами репродукции двух картин. Оба художника писали произведения преимущественно на бытовые темы. Рассмотрите иллюстрации, обратив внимание на время их создания. Сравните оба произведения. Есть ли нечто общее в изображении героев, отношении авторов к ним? Может быть, вам удалось заметить и различное? Запишите результаты своих наблюдений в тетрадь

Общее: Изображены бытовые сцены из жизни третьего сословия. Мы видим расположение художников к своим персонажам и их знание предмета

Различное: Шарден изображал на своих картинах спокойные задушевные сцены, полные любви, света и покоя. У Мюлле мы видим бесконечные усталость, безысходность и покорность тяжелой судьбе

Задание № 27. Прочитайте фрагменты литературного портрета знаменитого писателя 19 в. (автор эссе — К. Паустовский). В тексте имя писателя заменено буквой N.
О каком писателе рассказал К. Паустовский? Для ответа вы можете воспользоваться текстом § 6 учебника, в котором даны литературные портреты писателей.

Подчеркните в тексте фразы, которые, с вашей точки зрения, позволяют достаточно точно определить имя писателя

Понятны и наглядны для широких писательских кругов были рассказы и стихи N, колониального корреспондента, который и сам под пулями стоял, и с солдатами общался, и не гнушался обществом колониальной интеллигенции.

О повседневной жизни и труде в колониях, о людях этого мира — английских чиновниках, солдатах и офицерах, которые создают империю за тридевять земель от родных ферм и городов, лежащих под благословенным небом старой Англии, повествовал N. Он и писатели, близкие к нему по общему направлению, славили империю, как великую Матерь, не устающую отряжать за дальние моря новые и новые поколения своих сынов.

Дети разных стран зачитывались «Книгами Джунглей» этого писателя . Талант его был неистощим, язык точен и богат, выдумка его была полна правдоподобия. Всех этих свойств достаточно для того, чтобы быть гением, принадлежать человечеству

О Джозефе Редьярде Киплинге

Задание № 28. Французский художник Э. Делакруа много путешествовал по странам Востока. Его увлекла возможность изображать яркие экзотические сцены, волновавшие воображение

Придумайте несколько «восточных» сюжетов, которые, как вам кажется, могли бы заинтересовать художника. Запишите сюжеты или их названия

Смерть персидского царя Дария, Шахсей-Вахсей у шиитов с самоистязанием до крови, похищение невест, скачки у кочевых народов, соколиная охота, охота с гепардами, вооруженные бедуины верхом на верблюдах.

Дайте названия картинам Делакруа, изображённым на с. 29—30

Постарайтесь найти альбомы с репродукциями произведений этого художника. Сравните названия, данные вами, с подлинными. Запишите названия других картин Делакруа о Востоке, которые заинтересовали вас

1. «Алжирские женщины в своих покоях», 1834 г.

2. «Львиная охота в Марокко», 1854 г.

3. «Марокканец, седлающий коня», 1855 г.

Другие картины: «Клеопатра и крестьянин», 1834 г., «Резня на Хиосе», 1824 г., «Смерть Сарданапала» 1827 г., «Поединок гяура с пашой», 1827 г., «Схватка арабских скакунов», 1860 г., «Фанатики Танжера» 1837-1838 гг.

Задание № 29. Современники справедливо считали карикатуры Домье иллюстрациями к произведениям Бальзака

Рассмотрите несколько таких работ: «Маленький клерк», «Робер Макер — биржевой игрок», «Законодательное чрево», «Действие лунного света», «Представители правосудия», «Адвокат»

Сделайте подписи под картинами (используйте для этого цитаты из текста Бальзака). Напишите имена героев и названия произведений Бальзака, иллюстрациями к которым могли бы стать произведения Домье

1. «Маленький клерк» — «Бывают люди, похожие на нули: им всегда необходимо, чтобы впереди их были цифры»

2. «Робер Макер — биржевой игрок» — «Характер нашей эпохи, когда деньги составляют все: законы, политику, нравы»

3. «Законодательное чрево» — «Наглое лицемерие внушает уважение людям, привыкшим прислуживать»

4. «Действие лунного света» — «Люди редко выставляют напоказ недостатки — большинство старается прикрыть их привлекательной оболочкой»

5. «Адвокаты» — «Дружба двух святош делает более зла, чем открытая вражда десяти негодяев»

6. «Представители правосудия» — «Если все время будешь говорить один — всегда будешь прав»

Могут служить иллюстрациями к следующим произведениям: «Чиновники», «Дело об опеке», «Темное дело», «Банкирский дом Нусингена», «Утраченные иллюзии» и др.

Задание № 30. Художники разных эпох иногда обращались к одному и тому же сюжету, но трактовали его по-разному

Рассмотрите в учебнике 7 класса репродукции знаменитой картины Давида «Клятва Горациев», созданной в эпоху Просвещения. Как вы думаете, мог ли этот сюжет заинтересовать художника-романтика, жившего в 30—40-е гг. XIX в.? Как бы выглядело произведение? Опишите его

Сюжет мог заинтересовать романтиков. Они стремились изображать героев в моменты наивысшего напряжения духовных и физических сил, когда обнажается внутренний духовный мир человека, показывая его сущность. Произведение могло выглядеть так же. Можно заменить костюмы, приблизив их к современности

Задание № 31. В конце 60-х гг. XIX в. в художественную жизнь Европы ворвались импрессионисты, отстаивавшие новые взгляды на искусство

В книге JI. Волынского «Зелёное дерево жизни» есть небольшой рассказ о том, как однажды К. Моне, как всегда под открытым небом, писал картину. На мгновение солнце спряталось за тучу, и художник прекратил работу. В эту минуту его застал Г. Курбе, заинтересовавшийся, почему он не работает. «Жду солнца», — ответил Моне. «Вы могли бы пока написать пейзаж заднего плана», — пожал плечами Курбе

Как вы полагаете, что ответил ему импрессионист Моне? Запишите возможные варианты ответа

1. Картины Монэ пронизаны светом, они яркие, искрящиеся, радостные — «для простора нужен свет»

2. Вероятно, ждал вдохновения — «мне не хватает света»

Перед вами два женских портрета. Рассматривая их, обратите внимание на композицию произведения, детали, особенности изображения. Поставьте под иллюстрациями даты создания произведений: 1779 г. или 1871 г.

Какие подмеченные вами особенности портретов позволили правильно выполнить это задание?

По одежде и по манере письма. «Портрет герцогини де Бофор» Гейнсборо — 1779 г. «Портрет Жанны Самари» Ренуара — 1871 г. Портреты Гейнсборо выполнялись в основном на заказ. В утонченной манере изображались холодно-отстраненные аристократки. Ренуар же изображал обычных француженок, молодых веселых и непосредственных, полных жизни и очарования. Различается и техника живописи

Задание № 32. Открытия импрессионистов проложили дорогу постимпрессионистам — живописцам, стремившимся с максимальной выразительностью запечталеть собственное неповторимое видение мира

Полотно Поля Гогена «Таитянские пасторали» создано художником в 1893 г. во время его пребывания в Полинезии. Попробуйте составить рассказ о содержании картины (что происходит на полотне, как относится Гоген к миру, запечатленному на холсте)

Считая цивилизацию болезнью, Гоген тяготел к экзотическим местам, стремился слиться с природой. Это находило отражение в его картинах, где изображался быт полинезийцев, простой и размеренный. Подчеркивала простоту и манера письма. На плоскостных полотнах изображались статичные и контрастные по цвету композиции, глубоко эмоциональные и одновременно декоративные

Рассмотрите и сравните два натюрморта. Каждое произведение рассказывает о том времени, когда оно было создано. Есть ли нечто общее у этих произведений?

На натюрмортах изображены простые обыденные вещи и незатейливые плоды. Оба натюрморта отличает простота и лаконичность композиции

Заметили ли вы разницу в изображении предметов? В чем она?

Клас детально воспроизводит предметы, строго выдерживает перспективу и светотени, использует мягкие тона. Сезанн представляет нам картину как бы с разных точек зрения, использует четкий контур, чтобы подчеркнуть объем предмета, и яркие насыщенные краски. Смятая скатерть выглядит не такой мягкой, как у Класа, а скорее играет роль фона и придает резкость композиции

Придумайте и запишите воображаемую беседу голландского художника П. Класа и французского живописца П. Сезанна, в которой они говорили бы о своих натюрмортах. За что они хвалили бы друг друга? Что подвергли бы критике эти два мастера натюрморта?

К.: «Я использовал свет, воздушную среду и единый тон чтобы выразить единство предметного мира и окружающей среды»

С.: «Мой метод — это ненависть к фантастическому образу. Я пишу только правду и хочу поразить Париж с помощью моркови и яблока»

К.: «Мне кажется, вы недостаточно детально и неправильно изображаете предметы»

С.: «Художник не должен быть чересчур скрупулезным, или чересчур искренним, или чересчур зависимым от натуры; художник является в большей или меньшей степени хозяином своей модели, а главным образом — своих средств выражения»

К.: «Но мне нравится ваша работа с цветом, я тоже считаю это важнейшим элементом живописи»

С.: «Цвет — это та точка, где наш мозг соприкасается со вселенной»

Летом стало известно о планах установить сразу в двух городах России памятники царю Ивану Грозному. Один собираются поставить в Орле, основателем которого считается Иван IV, другой — в Александрове, где в XVI веке располагалась царская резиденция, ставшая фактической столицей опричнины. Иван Грозный считается одним из самых жестоких царей в русской истории, и за 400 с лишним лет, прошедших с его смерти, ему ни разу не ставили памятников . Для тех, кто не очень хорошо представляет себе фигуру царя, мы попросили доктора исторических наук, профессора РГГУ Игоря Курукина ответить на стыдные вопросы об Иване Грозном.

Проект памятника Ивану Грозному в Орле

Фото: Сергей Савостьянов / ТАСС / Scanpix / LETA

Ивана Грозного называют Грозным из-за жестокости? Или он просто был строгим правителем?

Прозвище «Грозный» с трудом переводится на иные языки — оно подразумевает не только жестокость, но и определенное величие его носителя. В некоторой степени царь Иван соответствовал образу «великого государя»: он был изворотливым политиком и дипломатом. Но он был также и очень жестоким человеком.

В наши дни из Ивана IV вышел бы кинорежиссер-шоумейкер, только кровь была бы не бутафорской, а настоящей. Царь обряжал своих опричников в монашеские одежды, устраивал потрясающие зрелища — как, например, летом 1570 года на Чистых прудах в Москве на площади, куда привели связанными «300 знатных московских мужей, происходивших из старинных семейств»; Иван лично обратился к народу и спросил «правильно ли он делает, что хочет карать своих изменников. Народ восклицает громким голосом: „Живи, преблагий царь. Ты хорошо делаешь, что наказуешь изменников по делам их“». Но следуют не казни, а прощение половине осужденных — люди валились на колени, били челом и спешили к еще не верящим в чудо родным. Но не зря же зрители собрались — следом начинается экзекуция: кого режут на куски, кого варят заживо; остальным опричники лихо рубят головы. Так погибли дьяки, стоявшие во главе наиболее важных московских приказов, по-современному — министры и их замы. Жестокое представление долго не забудется: вот это государь — что казнить, что миловать умеет!

Что такого плохого произошло при Иване Грозном?

XVI век — время, конечно, экологически чистое, но и суровое: скудные земли Нечерноземья и Севера, редкое население, отсутствие выхода к морям и мировым торговым путям, татарские набеги на южной границе — так было и при царе Иване, и до него. А еще — как раз при нем — эпидемия чумы, сожжение Москвы при походе крымского хана Девлет-Гирея, бесконечная война с соседями — Великим княжеством Литовским (а с 1569 года — объединенной Польшей и Литвой, Речью Посполитой) и Швецией за земли и крепости Лифляндии и Эстляндии. Наконец, с введением «заповедных лет» (отменой права крестьян переходить от одного землевладельца к другому в Юрьев день) началось становление системы крепостного права, то есть ликвидация личных прав крестьян в России. Но больше всего современникам и потомкам запомнилась опричнина.

План Москвы XVI века, разделенной на опричнину и земщину

Фото: Sovfoto / Universal Images Group / REX / Vida Press

А что такое опричнина?

Если коротко, это режим чрезвычайного управления, действовавший в России с 1565 по 1572 годы.

Иван IV искренне верил, что неограниченная власть государя — наилучшая форма правления и что «русские владатели… вольны были подовластных своих жаловати и казнити». В России не было ограничивавших власть государя законов, но, как в любом средневековом обществе, отношения власти и подданных определялись неписаными традициями. Так, например, нельзя было просто отрубить голову заслуженному боярину без предъявления обвинения и суда Боярской думы, и с мнением бояр приходилось считаться. Только на рубеже 1550-1560-х годов Ивану удалось переломить сложившиеся устои.

В декабре 1564 года царь вместе с семьей и казной отбыл в свою резиденцию в Александровой слободе . Оттуда он прислал две грамоты. Одна была адресована боярам: Иван обвинил их в расхищении казны и измене и заявил, что именно поэтому отказывается от управления страной. Другая грамота была обращена к москвичам — Иван жаловался на боярские обиды и заверял, что на население «опалы не держит». Народ поддержал царя, и знати пришлось просить его вернуться на трон. Иван согласился — но с условием: царь существенно расширит свои полномочия, получит право казнить изменников и конфисковать их имущество.

Говоря современным языком, в стране вводилось чрезвычайное положение с отменой всяких норм и традиций, а единственным источником права становилась воля царя. Страну и столицу царь разделил на две части — земщину и опричнину, где были созданы своя Боярская дума, свои приказы, свое «опричное» войско. Сам термин происходит от слова «оприч» («за пределами», «кроме») и означает территорию, на которой вводилось особое управление. Фактически царь раскалывал армию, приказной аппарат, Думу и даже церковь (в опричнине были свои монастыри), чтобы привлечь часть их на свою сторону. Чтобы закрепить раскол, Иван в «опричных» уездах отнимал у местных землевладельцев вотчины, которые шли в раздачу опричникам; десятки и сотни бывших владельцев — не только князей-рюриковичей, но и обычных помещиков и вотчинников — выселялись в «иные города», где получали поместья.

Почему времена опричнины часто называют террором?

Ответом на любой шаг против воли царя неизменно становились массовые казни. Так в 1566 году царь казнил членов Земского собора, выступивших против репрессий. Главными «опричными процессами» были публичная казнь боярина Ивана Федорова и расправа с митрополитом Филиппом Колычевым в 1568 году; двоюродного брата царя князя Владимира Андреевича Старицкого опричники заставили выпить яд осенью 1569 года. В том же году по подозрению в измене в пользу Литвы царь предпринял зимой карательный поход на Тверь и Новгород. Опричники громили лавки купцов, уничтожали и жгли их товары; дома новгородцев царь повелел «ломати, а окна и ворота… без милости высекати».

Изменников искореняли «всеродне» вместе с женами, детьми и десятками слуг и холопов, убийства совершались внезапно, на улице или прямо во дворце, чтобы приговоренный не успел покаяться и получить отпущение грехов. По-видимому, царь полагал, что все, кто препятствует ему, поставили себя вне христианских норм и не только заслуживают самых страшных наказаний, но и недостойны спасения души.

Мы не можем сказать точно, существовали ли в действительности какие-либо заговоры и «измены» против царя — но он сам был искренне убежден, что окружен изменниками. В 1571 году, после нападения на Москву крымского хана Девлет-Гирея, Иван перестал доверять и опричникам; руководство опричнины было казнено.

Но государство в результате опричнины укрепилось?

Нет, скорее наоборот. Репрессии и опричные преобразования резко усилили личную власть государя, но подорвали единство армии и государственного аппарата. В 1583 году была проиграна Ливонская война , длившаяся почти 25 лет. Писцовые книги начала 1580-х годов говорят о том, что во многих уездах намного сократилась пашня, а население вымерло или разбежалось — о чем говорят такие записи: «Опричники замучили, живот пограбили, двор сожгли» или «волость запустела от гладу и от мору и от Басаргина правежу» (т.е. от сбора податей отрядом опричника Басарги Леонтьева). Казни воевод и разорение поместий делали небоеспособной армию: дворян в конце 1570-х годов надо было бить кнутом, чтобы заставить их отправиться на службу в полки.

Н. А. Неврев. «Опричники». 1870-е.

Но хорошее что-то тоже было? Ведь Грозный Казань брал!

И Астрахань брал. Но, вопреки расхожему мнению, Иван Васильевич не был выдающимся полководцем. Все военные успехи были достигнуты военачальниками царя, которых он «отблагодарил»: в 1563–1564 годах был казнен герой взятия Полоцка боярин Репнин, первой жертвой опричнины стал главный воевода при осаде Казани князь Горбатый-Шуйский; дважды попадал в опалу знаменитый полководец князь Михаил Воротынский, разгромивший в 1572 году под Москвой татарское войско хана Девлет-Гирея — после этой победы он был арестован и умер от пыток. Сам же царь стремился держаться подальше от опасности: в 1571 и 1572 годах пережидал татарскую угрозу в Кирилло-Белозерском монастыре и в Новгороде. На завершающем этапе Ливонской войны царь и не помышлял встретиться на поле боя ни со шведами, ни со знаменитым полководцем Стефаном Баторием.

Однако при царе Иване были проведены важные (сейчас бы сказали — структурные) преобразования, направленные на обеспечение единства только что «собранной» из прежних земель и княжеств территории. При нем прошли денежная и налоговая реформы (были введены единая денежная система и единый размер подати), губная и земская реформы (появилась система местного самоуправления с независимыми от царских наместников судами и выборными должностными лицами). В 1550 году был принят новый судебник: в нем впервые появилась квалификация целого ряда преступлений (подлог документов, разбой, грабеж, мошенничество); вводилась новая мера наказания — тюремное заключение. В судебнике было прописано, что закон не имеет обратной силы. Разумеется, наличие прогрессивного судебника не отменяло ни широкого распространения пыток, которые были нормой следствия тех времен, ни репрессий времен опричнины — впрочем, в российской истории и не такое уживалось, достаточно вспомнить сталинскую конституцию 1936 года — самую передовую в Европе.

В середине XVI века страна в условиях внутриполитической стабильности переживала экономический подъем: появилось до 40 новых городов. В результате активной внешней политики территория государства увеличилась вдвое, Россия получила первый порт на Балтике — Нарву. Все эти действия осуществлялись именем царя, однако не стоит рассматривать историю страны с точки зрения действий одного человека — тем более, что далеко не все в XVI веке делалось самим Иваном Грозным или хотя бы по его замыслам.

Если он был такой плохой, почему же тогда правил так долго? Ведь можно было и свергнуть?

Это мы с вами сейчас, в начале XXI века, так можем рассуждать — после бурной эпохи всяких переворотов и революций. В традиционном обществе «старого порядка» все было несколько иначе. Как можно было поднять руку на законного и природного государя?

Распространенное на государственность религиозное чувство делало царя фигурой символической, как бы «живой иконой». Управленческие функции главы государства определялись в России не писаными законами или иными юридическими установлениями, а воспринимались как проявление особой харизмы власти, когда ее носитель уподобляется сверхъестественному существу. Такое восприятие царской власти как «предназначенной» божьим промыслом делало весьма проблематичным сопротивление «праведному», то есть истинному государю. В глазах современников царь мог выглядеть грозным и жестоким; но это не означало, что он не на своем месте: подданные Ивана Грозного не мыслили покушаться на прирожденного государя даже во время опричных репрессий. Даже идейный противник царя Ивана и политический эмигрант князь Андрей Курбский убеждал самодержца опомниться («очютися и воспряни», «воспомяни дни свои первые, в них же блаженне царствовал еси»), но не допускал призывов к свержению царя.