Суета сует и всяческая суета значение фразеологизма. Свт

Что такое суета ума? Занятие суетными предметами. А что суетно, как не все настоящее, о чем говорит Екклесиаст: суета сует - все суета! (Еккл. 1:2) ? Но скажет кто-нибудь: если [то или другое] суетно и ведет к суете, то для чего же оно существует? Если при том это - дело Божье, то как же оно может быть суетно? И много возражений касательно этого предмета. Но послушай, возлюбленный! Не дела Божии назвал [Екклесиаст] суетными - нет; не небо суетно, не земля суетна - нет; не солнце, не луна, не звезды, не тело наше. Все это - хорошо весьма (Быт. 1:31) . Что же суетно? Послушаем, что говорит сам Екклесиаст: …посадил себе виноградники, сделал себе водоемы, приобрел себе крупного и мелкого скота, собрал себе серебра и золота, завел у себя певцов и певиц, и вот, все - суета и томление духа (Еккл. 2:4-8, .

Гомилии на Послание Ефесянам.

Свт. Григорий Нисский

Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, - все суета

Под словом: «суетное » разумеется, что неосуществимо, имеет бытие в одном словесном произношении, вместе же с означением имени не появляется состоявшаяся вещь, но бывает какой-то праздный, ничего не содержащий в себе звук, в виде какого-либо речения, случайно произносимый по слогам, без значения поражающий слух, как например иные в шутку сочиняют имена, для которых нет и означаемого. Это один вид суеты. Суетою же другого вида называется бесполезность того, что делается с каким-то тщанием без всякой цели; таковы например детские здания на песке, метание стрел в звезды, старание уловить ветер, состязания в скорости бега с своею тенью, когда кто усиливается наступить на вершину своей тени. И если что иное сему подобное находим в делаемом нами напрасно, все это означается словом: «суета ». Но в обычае называть нередко суетным и следующее: когда кто, имея в виду какую-либо цель, и рачительно, как чем-то полезным занимаясь, предлежащим делом, все приводит в действие, а потом, при встрече чего-либо противного, труд его оказывается бесполезным, тогда это самое, что рачительность осталась без всякого успеха, означается словом: «суетное ». Ибо о подобном сему в обычае говорить: «напрасно я трудился, напрасно надеялся, напрасно прилагал много усилий». И чтобы не перечислять в подробности всех случаев, в которых употребляется слово: «суета» в собственном его смысле, в немногих словах определим понятие сего речения: суета есть или неимеющее мысли слово, или бесполезная вещь, или неосуществимый замысл, или неведущее к концу тщание, или вообще что либо не служащее ни к чему полезному.

Но если уразумели мы понятие суетного, то должно будет исследовать, что значит: «суета суетствий ». И, может быть, удобнее будет для нас уразуметь искомое, если исследуем обычай Писания выражаться о представляемом в превосходной степени. Занятие чем-либо необходимым и полезным именуется в Писании «делом», занятие же чем либо высшим, всем тем, что относится к богослужению, как видно из истории, называется «делом дел» (Чис. 4:47) ; и выражением сим: «дело дел» , как думаю, показывается, какое занятие относительно к нам в некоторой мере предпочтительнее других. Ибо какое отношение рачительности в делах к праздности вообще, такое же отношение и деятельности в занятиях высших и предпочтительнейших к прочим делам. Так об ином говорится в Писании: «святое », а об ином опять: «святое святых» , потому что в равной мере, как святое по святыне выше не святого, так и святое святых представляется преизобилующим во святыне пред самым святым. Посему, что узнали мы о сем обычае писания - в отношении к лучшему таким образом означать усиление рассматриваемого понятия, разумея тоже и о выражении: «суета суетствий », не погрешим нимало. Писание сказует, что видимое в существах не просто суетно, но что ему в каком-то преизбытке принадлежит значение суеты; как если бы сказал кто: «это мертвее мертвого, бездушнее бездушного». Хотя сие сравнительное усиление в подобных понятиях и не имеет места, однако же выражается оно сим речением в уяснение превосходства означаемого. Посему, как есть дело дел и умопредставляемо святое святых, и сим выражается указание на превосходство в совершенстве; так и выражение: «суета суетствий » показывает крайнюю степень преизбытка суеты.

И никто да не подумает, будто бы сказанное служит осуждением твари. Ибо обвинение пало бы на Сотворшего все, если бы и все было суетою, и создателем сего оказался у нас Тот, Кто все привел в бытие из ничего. Но поелику состав человека двоякий, с телом соединяется душа; то и образ жизни делится соответственно каждой из усматриваемых в нас частей. Иная жизнь души и иная тела; одна смертна и временна, другая бесстрастна и негиблюща; и первая имеет в виду одно только настоящее, цель же последней простирается в непреходящее. Посему, так как велика разность между смертным и бессмертным, между временным и вечным, то слово Екклезиаста ведет к тому, что должно иметь в виду не эту чувственную жизнь, которая, в сравнении с жизнию истинною, есть какая-то недействительная и не состоятельная.

На книгу Екклесиаста.

Свт. Амвросий Медиоланский

Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, - все суета

Так премудро Давид называет блаженным того, которому имя Господне служит надеждой (Пс. 39:5; LXX)/ Ибо тот не смотрит на суеты и ложные мечтания, кто внутренними очами всегда созерцает Христа и, обратившись к нему, говорит: Отврати очи мои, чтобы не видеть суеты (Пс. 118:37) . Суета - конское ристалище, ибо вовсе бесполезно; суета - театр и всякое зрелище. Все - суета , как Екклесиаст сказал обо всех вещах этого мира. Потому, кто хочет быть спасен, должен возвышаться над миром, беседовать с Богом, убегать от этого мира и удаляться от земли, ибо, не избегнув сего, нельзя постигнуть истинного и сущего.

О бегстве от мира.

Прп. Петр Дамаскин

Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, - все суета

По причине сего пятого знания, называемого, по слову пророка, советом (Ср.: Ис. 11:2), человек познает, как сказано было в конце (слова) о блаженствах, естество и изменяемость чувственных творений, что они из земли и снова возвращаются в землю, по изречению Екклесиаста: суета суетствий и всяческая суета . И Дамаскин также: суета все человеческое, что не пребывает по смерти. Не пребывает богатство; не сопутствует слава; с приходом смерти это все истребляется. И еще: поистине суета все, а жизнь только тень и сон, ибо напрасно смущается всякий земнородный, как говорит Писание, когда мир приобретем, тогда вселимся в гроб, где - вместе - и цари и нищие!

Творения. Книга первая.

Прп. Нил Синайский

Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, - все суета

Спрашивал ты меня, что такое значит «суета суетствий» (Еккл. 1:2) ? Под именем суетного можно разуметь неосуществленное и имеющее бытие в одном произношении слова. «Суета суетствий» , как сказал бы иной, и мертвого мертвеннее и неодушевленного неодушевленнее. И хотя в представленных нами примерах такое сравнительное преувеличение на самом дел не имеет места, однако же употребляется сие выражение для уяснения преизбытка того качества, о котором идет речь.

Письма на разные темы. Епископу Кирину.

Блж. Августин

Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, - все суета! Что пользы человеку от всех трудов его, которыми трудится он под солнцем

Вследствие этой сопряженной с грехом извращенности души и этого наказания, вся телесная природа сделалась тем, о чем говорится у Соломона: … суета сует, - все суета! Что пользы человеку от всех трудов его? (Еккл. 1:2-3) . Здесь недаром прибавлено слово сует , потому что без сует, которые к самым последним предметам стремятся как к самым первым, тело не будет суетой, а верным выражением своего рода красоты, хотя и последней. В самом деле, падшего человека посредством плотских органов отделила от единства Божьего множественность временных образов и своим меняющимся разнообразием размножила его страсти. Так именно и произошло это тягостное изобилие и эта, если так можно выразиться, преизобильная бедность, когда одно сменяет другое и ничего у человека не остается постоянным. С течением времени от плода пшеницы, вина и елея своего (Пс. 4:8-9, LXX) он так оразнообразился, что и не находит уже самосущего, то есть неизменной и единственной Природы, следуя Которой он не заблуждался бы, а достигнув - не скорбел. Ибо он получит искупление и тела своего, которое уже не будет подвержено тлению. Ныне же тленное тело отягощает душу, и эта земная храмина подавляет многозаботливый ум, так как последняя красота тел разрешается в ряд преемственных явлений. Она потому и есть красота последняя, что не может объять собой всего, и в то время, как одни явления проходят и сменяются другими, они объединяют все временные формы в одну красоту.

Об истинной религии.

Итак, вот что должны делать богатые: не превозноситься в своем мнении и не в шатком богатстве полагать надежду, но в Боге живом, Который все для пользования предоставляет нам изобильно. Это они должны это делать; однако, что доступно им совершить посредством того, чем они обладают? Послушайте же, что: богатые должны богатеть добрыми делами, быть щедрыми [и общительными] (1 Тим. 6:18) . Стало быть, если они имеют какой-либо достаток: почему же не делают? Тягостна бедность - пусть будут щедрыми, имея какой-либо достаток. Пусть будут общительны, то есть не забывают о смертных, равных своих. Пусть будут общительны - и соберут себе сокровище, доброе основание для будущего (1 Тим. 6:19) . Апостол хочет сказать: «Ведь не потому говорю им быть щедрыми и общительными, что желаю, чтобы их ограбили, чтобы они были обобраны до нитки, чтобы они остались ни с чем. Я научаю их выгоде, когда обещаю, что они соберут себе сокровище, и конечно же, не желаю, чтобы они пребывали в нищете. Я говорю: пусть стяжают себе сокровище, а не потеряют; но указываю, в какую сторону они должны измениться. Пусть соберут себе сокровище, доброе основание для будущего, чтобы достигнуть вечной жизни (1 Тим. 6:19) . Ибо суета сует - все суета! Что пользы человеку от всех трудов его, которыми трудится он под солнцем? » (Еккл. 1:2-3) . Итак, следует сделать шаг к обладанию истинной жизнью, надлежит средства наши употребить для перемещения в место истинной жизни, чтобы обнаружили мы там то, что отдали здесь. Осуществит такую перемену Тот, Кто и нас переменяет.

Проповеди.

Если, в свою очередь, делать добрые дела ради людской похвалы - суета, то сколь более суетно делать ради приобретения, приращения или удержания денег, или ради какой-либо иной выгоды времени сего, каковая извне к нам приходит? Ибо все суета! Что пользы человеку от всех трудов его, которыми трудится он под солнцем? (Еккл. 1:2-3) . Вообще не должно нам наши добрые дела творить ради благополучия временного, но куда лучше - для того вечного, на которое мы уповаем, где будем мы наслаждаться непреложным благом, каковое будет нам от Бога; вернее же сказать, того блага, каким является для нас Сам Бог. Ведь если бы Божьи святые творили добрые дела ради временного довольствия, то никогда бы мученики Христа не исполнили благих дел.

Толкование Псалмов.

Блж. Иероним Стридонский

Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, - все суета

Если все, что сотворил Бог, «добра зело» , то каким образом все суета, и не только суета, но и суета сует? Как именем Песни Песней показывается, что это между всеми песнями превосходнейшая песнь, так и словом: «суета сует» обозначается великость суеты. Нечто подобное написано и в псалме: «обаче всяческая суета всяк человек живый» (Пс. 38:6) . Если живой человек суета, то мертвый суета сует. В Исходе читаем, что лице Моисея настолько было прославлено, что сыны Израилевы не могли смотреть на него; но славу эту по сравнению с славою евангельскою, апостол Павел называет неславною: «ибо не прославися прославленное в части сей, за превосходящую славу» (2 Кор. 3:10) . Значит в подобном смысле можем и мы небо, землю, моря и все, что содержится в их пределах, признавать хотя добрым в себе, но, по сравнению с Богом, считать за ничто. Смотря на огонек светильника, я довольствуюсь его светом; но потом, когда взойдет солнце, не замечаю того, что издавало свет, и вижу, что от блеска солнца скрылись даже светила звездные. Подобно этому, смотря на мир и на широкое разнообразие предметов, я хотя и удивляюсь величию творений, но, размышляя, что все это проходит, и что мир стареется и имеет конец свой, и что один Бог всегда есть то, что был, я невольно вынужден не однажды, а дважды сказать: «суета сует и все суета» . В Еврейском вместо суета сует стоит: abal аbalim, что, за исключением Семидесяти Толковников, все одинаково перевели: α’τμός α’τμίδων, или ατμών, что мы можем перевести «пар» дыма и легкий «ветерок», который скоро рассеивается. Этим словом показывается, следовательно, тленность и ничтожность всего существующего. Ибо все видимое временно, а невидимое вечно. Или: поелику тварь подчинена суете и воздыхает, болезнует и ожидает откровения славы чад Божиих, и поелику ныне отчасти уразумеваем и отчасти пророчествуем: то все суета, пока не придет совершенное.

Толкование на книгу Екклезиаст.

Ориген

Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, - все суета

Прежде всего, посмотрим, какова та суета, которой покорилась тварь. Я думаю, что эта суета - не что иное, как тела, ибо, хотя тело святых и эфирно, но все же материально. Вот почему, мне кажется, и Соломон всякую телесную природу называет как бы тягостною в некотором роде и задерживающею силу духов; он говорит: Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, - все суета! (Еккл. 1:2) . Видел я все дела, какие делаются под солнцем, и вот, все - суета (Еккл. 1:14) .

О началах.

Валериан

Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, - все суета

Что есть суета , если не привязанность к богатствам и стремление к мирским удовольствиям. Это подтверждает и Соломон: …суета сует, - все суета! (Еккл. 1:2) . Итак, никто, возлюбленные, пускай не надеется на суету мира сего, которая, очевидно, на зыбком основании. Служение суете есть временное и напрасное, а краса ее подобна дыму и ветру. А прелесть облика ее ты можешь увидеть в образе некоего виноградника, который, в начале лета выпустив цветы, не смог принести ожидаемого плода виноградного. Хотя суета слишком много порождает, она подвергается позору вечного бесплодия.

Гомилия.

Евагрий Понтийский

Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, - все суета

Тем, кто вошли в духовную Церковь и изумляются от созерцания того, что пришло в бытие, Писание говорит: «Не думайте, что это последний предел, сокрытый для вас в обетованиях» . Ибо все эти вещи есть суета сует (Еккл. 1:2) в отношении познания самого Бога. Как лекарства тщетны в отношении конечного исцеления, так напрасны логосы веков и миров после созерцания Святой Троицы.

Схолии на Екклесиаста.

Дидим Слепец

Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, - все суета

Различные бывают виды суеты - одно является таковой в сильнейшей степени, другое нет.

Вопрос : Об одной и той же ли [суете говорит Соломон]?

Ответ : Об обеих: просто суете и сущей суете сует . И то, что есть в самой сильной степени суета, и меньшая суета - все суета по отношению к самой истине. И дитя новорожденное и отрок - несовершенны; мало того, что они несовершенны по отношению к юноше, они все несовершенны по отношению к взрослому мужу…

Вопрос : Не сказал ли он суета сует о видимом и чувственно воспринимаемом?

Ответ : Не сходным образом смотрят на солнце человек несведущий и ученый-звездочет. И астрономическое, и естественно-научное созерцание солнца весьма уступают [постижению] Бога невидимого и знанию, которое от Бога.

На книгу Екклесиаста.

Лопухин А.П.

Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, - все суета

Суета сует. Евр. hebel (от халдейского habal - дымиться, испаряться ) значит: дым, пар, дыхание, в переносном смысле: ничтожество, бесполезная вещь, тленность, суетность. Этим именем называются языческие боги (Втор. 32:21 ; Иер. 14:22) , как не приносящие никакой пользы человеку (Иер. 16:19) , всякая бесполезная вещь, тщетное, напрасное действие (Ис. 30:7; 49:4) , фантастические мысли (Пс. 93:11) , безрадостная, скорбная жизнь (Иов. 7:16) . Выражение «суета сует» указывает на высшую степень ничтожности, бесполезности. Ничтожным, по Екклезиасту, является все. Но в 3 и след. стихах это «все» ограничивается существующим и происходящим «под солнцем» , т. е. в пределах земного, конечного бытия. Да и в этом случае понятие суетности у Екклезиаста нуждается в некотором ограничении. Все вещи и явления, по планам провидения, имеют свои цели, осуществляя которые они не могут быть признаны бесполезными, ничтожными (ср. Еккл. 3:11 : все соделал Он прекрасным в свое время ). Ничтожными они являются, в сознании Екклезиаста, лишь в отношении к той цели человеческих стремлений, которая заключается в достижении совершенного, абсолютного счастья - Ithron.

По отношению к этой цели все в мире ничтожно, бесполезно, тщетно. Ничто не в состоянии дать человеку непреходящего счастья.

Толковая Библия.

Значение СУЕТА СУЕТ И ВСЯЧЕСКАЯ СУЕТА (КНИЖН.) в Справочнике по фразеологии

СУЕТА СУЕТ И ВСЯЧЕСКАЯ СУЕТА (КНИЖН.)

о мелочных заботах, о чем-либо ничтожном, бесполезном, не имеющем истинной ценности. Выражение заимствовано из Библии (Екклесиаст, 1, 2).

Справочник по фразеологии. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое СУЕТА СУЕТ И ВСЯЧЕСКАЯ СУЕТА (КНИЖН.) в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • СУЕТА в Энциклопедическом словаре:
    , -ы, мн. -ы, сует, -ам, ж. 1. Все тщетное, пустое, не имеющее истинной ценности, прах (во 2 знач.) (устар. …
  • СУЕТА
    суеты, ж. 1. Всё тщетное, ничтожное, бесполезное, не представляющее истинной ценности (первонач. Всё земное, в отличие от небесного, божественного; книжн. …
  • СУЕТА в Кратком церковнославянском словаре:
    - тщетность, напрасная забота, пустые хлопоты, ничтожность, …
  • СУЕТА в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Верхняя и С. Нижняя — две золотоносные речки Яйской системы Томской губ., Мариинского окр. Обе речки берут начало в невысоких …
  • СУЕТА в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    Верхняя и С. Нижняя? две золотоносные речки Яйской системы Томской губ., Мариинского окр. Обе речки берут начало в невысоких …
  • СУЕТА в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    суета", суеты", суеты", суе"т, суете", суета"м, суету", суеты", суето"й, суето"ю, суета"ми, суете", …
  • СУЕТА в Словаре эпитетов:
    Беспорядочная, бестолковая, будничная, вседневная (устар.), деловая, житейская, лихорадочная, мелочная, мирская, напрасная, нервная, ничтожная, повседневная, судорожная, тщетная, шумная. Веселая, наивная, …
  • СУЕТА в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Ее не терпит служенье …
  • СУЕТА в Словаре синонимов Абрамова:
    суетность, тщета, ничтожность, дым, тлен, мишура. Суета сует и всяческая суета. "А мне, Онегин, пышность эта - постыдной жизни мишура". …
  • СУЕТА в словаре Синонимов русского языка:
    бегание, беганье, беготня, беспокойство, дым, колгота, колготня, мельтешение, мельтешня, мишура, ничтожность, прах, пустота, суетность, суетня, суматоха, сумятица, тлен, тленность, торопливость, …
  • СУЕТА в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    ж. 1) а) Все то, что тщетно, ничтожно, не представляет ценности. б) Повседневные заботы, дела. 2) а) Беспорядочные, торопливые хлопоты. …
  • СУЕТА
    суета, …
  • СУЕТА в Орфографическом словаре:
    сует`а, …
  • СУЕТА в Словаре русского языка Ожегова:
    устар. и книжн. все тщетное, пустое, не имеющее истинной ценности, прах N2 Перед лицом смерти все стало прах и с. …
  • СУЕТА в Толковом словаре Ефремовой:
    суета ж. 1) а) Все то, что тщетно, ничтожно, не представляет ценности. б) Повседневные заботы, дела. 2) а) Беспорядочные, торопливые …
  • СУЕТА в Новом словаре русского языка Ефремовой:
  • СУЕТА в Большом современном толковом словаре русского языка:
    ж. 1. Все то, что тщетно, ничтожно, не представляет ценности. отт. Повседневные заботы, дела. 2. Беспорядочные, торопливые хлопоты. отт. Излишняя …
  • КНИЖН. в Словаре Даля:
    (abbreviation) литературно-книжное …
  • КНИЖН.) в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    действие по глаг. провидеть. Дар провидения. ПРОВИДЕНИЕ, провидения, мн. нет, ср. (церк.). По представлениям религиозных людей - действие верховного существа …
  • РУССКИЕ ПОСЛОВИЦЫ в Цитатнике Wiki.
  • ЕККЛ 12
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Библия. Ветхий Завет. Книга Екклесиаста. Глава 12 Главы: 1 2 3 4 5 …
  • ЕККЛ 1 в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Библия. Ветхий Завет. Книга Екклесиаста. Глава 1 Главы: 1 2 3 4 5 …
  • ВЛАДИМИР СЕМЁНОВИЧ ВЫСОЦКИЙ в Цитатнике Wiki:
    Data: 2009-07-31 Time: 18:34:32 = Цитаты из песен = * Какие странные дела.. У нас в России лепятся!:""(Она на двор …
  • ЕККЛЕЗИАСТ в Библейской энциклопедии Никифора:
    (проповедник, по-еврейски когелет; Ек 1:1-12 и др.) - название книги известной под сим именем в составе свящ. книг канонических В.З. …
  • ЕККЛЕСИАСТ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Книга Екклесиаста, или Проповедника, библейская книга Ветхого Завета. Главы: 1 2 3 4 5 …
  • ЕККЛ 2 в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Библия. Ветхий Завет. Книга Екклесиаста. Глава 2 Главы: 1 2 3 4 5 …
  • ЕККЛ 11 в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Библия. Ветхий Завет. Книга Екклесиаста. Глава 11 Главы: 1 2 3 4 5 …
  • СУЕТА СУЕТ (ФИЛЬМ) в Цитатнике Wiki.
  • СКЛИСС в Цитатнике Wiki:
    Data: 2009-03-09 Time: 17:58:36 Склисс — вымышленное инопланетное животное из вселенной Кира Булычёва, по внешнему виду летающая корова. …
  • ЕККЛ 8 в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Библия. Ветхий Завет. Книга Екклесиаста. Глава 8 Главы: 1 2 3 4 5 …
  • ЕККЛ 6 в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Библия. Ветхий Завет. Книга Екклесиаста. Глава 6 Главы: 1 2 3 4 5 …
  • ЕККЛ 4 в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Библия. Ветхий Завет. Книга Екклесиаста. Глава 4 Главы: 1 2 3 4 5 …
  • СССР. ЛИТЕРАТУРА И ИСКУССТВО
    и искусство Литература Многонациональная советская литература представляет собой качественно новый этап развития литературы. Как определённое художественное целое, объединённое единой социально-идеологической …
  • КАРПЕНКО-КАРЫЙ ИВАН КАРПОВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (псевдоним; настоящая фамилия Тобилевич) Иван Карпович , украинский драматург, актёр, театральный …
  • СУЕТА СУЕТ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    суета …
  • СУЕТА СУЕТ в Орфографическом словаре:
    сует`а …
  • СУЕ в Словаре Даля:
    или всуе, нареч. напрасно, даром, тщетно, попусту, без пользы, толку, пути; суе, более в сложных словах, и относится до тщеты …
  • СУЕТНЫЙ в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    суетная, суетное; суетен, суетна, суетно (книжн.). 1. Выражающий суету, являющийся суетой (см. суета в 1 знач.), не заключающий в себе …
  • СМЕШАРИКИ в Цитатнике Wiki:
    Data: 2009-08-06 Time: 14:45:54 = Фразы персонажей = * Крош: Ёлки-иголки! * Лосяш: Феноменально! * Нюша: Ну …
  • ПЁТР I ВЕЛИКИЙ в Цитатнике Wiki:
    Data: 2009-01-09 Time: 20:29:45 * — Хотим Петра Алексеевича…И еще хриплый голос:— Хотим царем Ивана… На голос кинулись люди, и …
  • ПАЛАТА НОМЕР 6 в Цитатнике Wiki:
    Data: 2009-05-19 Time: 06:20:23 Цитаты из повести "Палата номер 6", 1892 (автор Антон Павлович Чехов) * Люди, имеющие служебное, …
  • МАКС ФРАЙ в Цитатнике Wiki.
  • ЛИНУС ТОРВАЛЬДС в Цитатнике Wiki.
  • ЗА БУЙКИ НЕ ЗАПЛЫВАТЬ в Цитатнике Wiki.
  • БОРИС АЛЕКСЕЕВИЧ ЧИЧИБАБИН в Цитатнике Wiki:
    Data: 2009-07-03 Time: 16:45:56 Борис Алексеевич Чичибабин - русский советский поэт. * Поэт - что малое дитя. Он верит женщинам …
  • МИСТИКА
    (греч. mistikos - таинственный) - сакральная религиозная практика, направленная на достижение непосредственного сверхчувственного общения и единения с Богом в экстатически …
  • КВИЕТИЗМ в Новейшем философском словаре:
    (лат. quietus - спокойный) - неортодоксальное течение в католицизме, центрирующееся вокруг презумпции душевного покоя - quies (культурно-типологический аналог в рамках …
  • НИЦШЕ в Словаре постмодернизма:
    - книга Делеза ("Nietzsche". Paris, 1965), написанная по итогам философского коллоквиума в Руайомоне (1964). (В 1962 Делезом была опубликована философская …

Раздумывая таким образом – довольно бессвязно – о своих отношениях с Александром Урбаном и вяло пререкаясь с внутренним голосом, я добралась наконец до работы, где меня ожидал большой сюрприз: Густав со своим адвокатом, сияющая Оля и Стелла, представляющая нашу фирму. Оля бросилась мне на шею. Я не успела уклониться. Кажется, это входит у нее в привычку. Густав – небольшой, улыбчивый, черноволосый в отличие от большинства крупных и белобрысых своих соотечественников, поднялся мне навстречу. Стелла смотрела загадочно и загадочно улыбалась своей «маленькой» улыбкой. В ее женском арсенале имеется с десяток разноцветных улыбок – от широкой и радостной до «маленькой» – лишь уголком рта, тем, где родинка. Сшибает с ног любого женоненавистника.

Часа через полтора, после завершения всяких формальностей – подписания купчих, выписывания чеков, а также распития новой бутылки шампанского, принесенной на сей раз Густавом, – мы наконец остались одни. Сидели друг напротив друга и молчали. Наше молчание было красноречивее слов. Стелла сияла.

– Не может быть! – воскликнула я.

Она дернула плечом. В ее глазах светилось торжество.

Стелла снова дернула плечом.

– Не может быть, – повторила я. И, не удержавшись, спросила с любопытством: – Ну… и как?

Стелла закрыла глаза и потянулась томно, как кошка. И выдала… Я не стану повторять того, что она сказала – это просто неприлично. Но отлично передает смысл – звучит емко, коротко и образно.

– Как же это… он что, сам тебе позвонил? – все еще сомневалась я, вспоминая неприветливого доктора Лапина.

Она снова пожала плечами. Что, видимо, означало «нет».

– Ты? – допрашивала я.

Она помотала головой – снова «нет»? Торжествующая ухмылка рвалась с ее губ.

– А что? – недоумевала я.

А вот что. Позавчера Стелла собственной персоной явилась к доктору Лапину домой, выждав около часа после его возвращения с ночного дежурства. Она решила, что ему нужно дать время перекусить, принять душ и вообще оклематься после бессонной ночи, а потом прийти и взять.

– А… жена?

Стелла снова пожала плечами, что, видимо, значило – ах, какие пустяки! Я смотрела на нее и думала, что совсем не знаю свою приятельницу. Это не суховей, нет! Это торнадо. Прекрасная охотница, бьющая без промаха. А эскулап! Кто бы подумал! Неприступный, как крепость, доктор Лапин выбросил белый флаг и пал. Ау, господин Бьяготти! От ваших рецептов несет нафталином. Можно, оказывается, охотиться и на охотника, было бы желание. Или… он не охотник?

Доктор Лапин открыл ей дверь и, не выразив ни малейшего удивления, посторонился, давая пройти. Босой, влажный после душа, в небрежно наброшенном халате, он сгреб ее прямо в прихожей и… «Под халатом ничего не было», – сказала Стелла, описывая сцену встречи. Голос ее сорвался…

Через час она позвонила на работу и наврала, что плохо себя чувствует, а потому не придет. Они провели в постели весь день, отрываясь друг от друга, чтобы принять душ и перекусить. У него было вино, пара бутылок, и почти никакой еды. Они пили из одного стакана и целовались как сумасшедшие. Глоток – поцелуй, глоток – поцелуй.

– У него очень белая кожа, – сказала Стелла, и глаза ее потемнели. Сидя в моем кабинете, она мысленно была с доктором Лапиным. И я представила себе их тела: смуглое – Стеллино и очень белое – доктора Лапина, среди смятых простыней, под струями воды, на ковре в гостиной… Я вдруг увидела его спину, бугры мышц, ритмично двигающийся узкий зад… Очень белая кожа! Черные волосы Стеллы на подушке, ее руки вокруг шеи Лапина, их переплетенные ноги…

Картинка-вспышка оказалась черно-белой и длилась сотую долю секунды… даже меньше. На плече доктора Лапина – крупная черная родинка…

– Довольна? – спросила я.

Стелла кивнула. Была она на диво сдержанна, распираема чувством, сидела против меня, пребывая мыслями в другом месте.

– А жена? – допытывалась я сама не знаю зачем. Какая разница?

– Жены нет… – Она беспечно махнула рукой.

Мы помолчали. Доктор Лапин меня не интересовал, но почему-то я испытывала сейчас тоскливое, будоражащее, безнадежное чувство, определить которое затрудняюсь. Зависть? Сожаление? Собственную неполноценность? Не знаю. Ничего не знаю! Кроме одного – в глубине души я уверена, что Стелла с ним еще наплачется. Доктор Лапин гуляет сам по себе и делает что хочет, ему наплевать на всех… да и на самого себя тоже. Любой на его месте постарался бы выкарабкаться наверх, а не разъезжал на «Скорой». Но Бог с ним, с доктором. Сейчас мне хотелось поговорить совсем о другом человеке.

– Послушай… – начала я неуверенно, – я виделась с Александром…

– С Сашкой Урбаном? – Она выказала слабые признаки интереса. – Ну и что?

– Ничего. Я хотела спросить…

– Я же сказала, в постели он фантастика, а как человек – последняя дрянь.

– Но… почему?

– Не знаю почему. Он выворачивает тебя наизнанку, влазит в душу, говорит гадости и смотрит, как ты реагируешь. Глаз не сводит, аж мороз по коже!

– Какие гадости? – Мне с трудом верилось, что он может говорить гадости. Сдержанный, воспитанный Александр?

– Он говорил, что я, как дешевая шлюха, не пропускаю ни одного мужика. Что от меня за версту несет изменой. Я, рыдая, просила прощения, целовала ему руки, валялась в ногах. Даже вспоминать тошно. За одно его прикосновение я готова была подохнуть. Я ненавижу его, понимаешь? – Стелла наклонилась ко мне. Она наконец проснулась и, похоже, напрочь забыла о докторе Лапине. – Он бил меня…

– Александр? Не может быть!

– Да, бил! В постели. И самое ужасное… – Она замолкает, глядя на меня глазами, полными слез. – Мне это нравилось!

Я молчала, не зная, что сказать. В глубине души зарождались сомнения. Не то чтобы я не верила ей, но представить, что Александр бьет Стеллу… или какую-либо другую женщину, я не могла. Но, с другой стороны, откуда у нее такая ненависть? Прошло почти три года…

– Не веришь? – спросила Стелла.

Я пробормотала, не глядя на нее:

– Он кажется мне совсем другим…

– Это он умеет, – сказала она зло. – Колдун проклятый!

– А… чем он занимается? Он действительно… – Язык не повернулся вымолвить «колдун», и я добавила после паузы: -…экстрасенс?

– Черт его знает! – вскричала Стелла. – Недоучка! Учился в меде, бросил, политех тоже бросил, все искал себя. Бродил где-то на Алтае, жил в монастыре… Спроси, может, и расскажет. Я, как дура, развесила уши – ах, он не такой, он необыкновенный, у него Знание … с большой буквы! Обыкновенный мужик с фантазией, особенно в постели, ревнивый, самолюбивый, мстительный. А! – Она махнула рукой. – Все они одинаковы.

– Кроме доктора Лапина? – ехидно спросила я.

– Кроме Володи, – серьезно глядя на меня, ответила Стелла. – Володя… без комплексов и без двойного дна. Что думает, то и говорит. Он не будет издеваться, понимаешь? Не станет мучить меня, как Сашка. Послушай, – она вдруг замолчала и уставилась на меня в упор. – Ты что, переспала с Сашкой?

– Еще нет, – ответила я. – После твоей характеристики… даже не знаю. – Это была шутка, прозвучавшая как упрек.

– Ну и правильно! Подумай семь раз. И мой тебе совет – держись от него подальше. – В голосе ее звучали страсть и злоба. Она враждебно смотрела на меня, и я подумала, что не так все просто с ее чувством к Урбану, а три года не такой уж большой срок. На память пришел незабвенный господин Бьяготти, который сказал однажды: «Моя девочка, если бы женщины не выбалтывали свои альковные секреты ближайшим подружкам, на свете было бы гораздо меньше трагедий и… извините ради Бога, грязи».

– Хорошо, я подумаю, – пообещала я. – Я видела его всего один раз, он рассказал мне странную историю

– Убийство?

– Пока неизвестно. Исчезла молодая женщина… Откуда ты знаешь?

– Сашка сотрудничал с милицией, присутствовал на допросах. Помог им раз или два.

– А еще что?

– В каком смысле?

– Чем он еще занимается?

– У него своя передача на телевидении ночью, можешь посмотреть. Всякая хренотень для истеричек. Я же говорила… Еще он составляет гороскопы, ведет частные сеансы релаксации. – Стелла раздула ноздри. – С богатыми неработающими бабами. Вхож в самые высшие круги, пользуется репутацией чуть ли не графа Калиостро… С ним носятся как с писаной торбой, сучки ложатся под него штабелями! – Она замолчала и после паузы сказала уже другим тоном: – Мы не могли бы переменить тему? От Сашки у меня портится кровь. Не хочу даже вспоминать. А ты… Смотри, Ксень, я тебя предупредила!

– Спасибо, – ответила я, скорее озадаченная, чем задетая.

– Ладно, – сказала она, поднимаясь. – Я пошла.

– Хочешь, пообедаем вместе? – предложила я.

– Нет! – Она победно улыбнулась. – Меня ждет Володя! Звони, не пропадай. Привет! – И исчезла.

Мне было о чем подумать. Я не знала, верить ли Стелле. Все во мне протестовало против характеристики, выданной Александру. Что-то болезненное есть в чувствах Стеллы… неприкрытая ненависть и… «Ревность!» – вдруг осенило меня. Стелла до сих ревнует Урбана к «сучкам» и, видимо, ко мне. Что-то произошло между ними, что уязвило ее до глубины души, чего она ему не простила. А с другой стороны, почему мы, женщины, всюду ищем подводный смысл и тайны мадридского двора, если все ясно как божий день? Он изводил ее своей ревностью, оскорблял… бил. Бил? Не верится. Любовные игры иногда причиняют боль… И еще… она говорит, что бросила его… А может, все было не так? Или не совсем так?

Я облизнула внезапно пересохшие губы. «Хватит!» – приказала себе. Достала из холодильника в тумбе стола бутылку минеральной воды, поспешно открыла, оцарапав палец, и стала жадно пить из горлышка…

* * *

– Слушай, а у Ксении есть мужик? – спросил Кира у Стаса. Молодые люди уютно устроились в кабинете программиста.

– Крутится тут один америкос…

– Клевый?

– Не-а, старый и лысый.

– Она что, получше найти не может? – удивился Кира. – Или мылится в Штаты?

– На хрен? Ей и здесь хорошо. Ксения – баба самостоятельная, огребает знаешь сколько? Наш босс Роман – полный отстой, все на ней. Да и не похоже, что она трахается с америкосом.

– Жаль, – глубокомысленно сказал Кира. – А сколько ей натикало?

– Не знаю, лет тридцать, – ответил Стас.

– Больше. Тридцать пять. А что, если пригласить ее…

– Оттопыриться на хату!

– Охренел? Она не пойдет!

– А ты пробовал?

– Не пробовал. Она не в моем вкусе.

– А я бы попробовал! – Кира задумчиво смотрел на друга. – Мне твоя Ксения нравится. Мне вообще нравятся телки постарше.

– Ксения не телка, – заступился за начальницу Стас.

– Конь в пальто, – ответил Стас. – Оставь ее в покое.

– Козел! – отреагировал Кира. – Такая баба пропадает! Да я бы уже давно!

– Ты бы! Да ты только по малолеткам шастаешь, – заметил Стас и тут же получил от друга тычок под ребра. Не замедлив дать сдачи, он получил новый удар, после чего свалился на пол, потянул за собой Киру, и дальше тычки продолжались уже в партере. Они катались по полу, не заметив, что я стою на пороге.

– Козел! – рычал тощий длинный Кира, распластанный под приятелем.

– Дубина! – отвечал толстый Стас, подминая под себя товарища.

– О чем дискуссия, мальчики? – спросила я.

Мальчики замерли на миг, повернули головы и уставились на меня как на привидение.

– Кого не поделили?

Побагровевший Стас поднялся с пола, отряхиваясь. Протянул руку Кире.

– Мы… это… случайно, – пробормотал.

– Вашему Стасу надо нервы лечить, – сказал Кира, потирая правый локоть. – Выдайте ему путевку от профсоюза. И на диету посадить не помешает. Борец сумо!

– Я подумаю, – ответила я. – А чем ты торгуешь сегодня?

– Ничем. У меня отгул. Ладно, я пошел. – Проходя мимо Стаса, Кира смазал ему по шее.

– Стас, мне нужна статистика за второй квартал, отдельно за июль и по двадцатое августа. Сделаешь распечатку и занесешь. И продублируешь по почте для архива. Срочно.

– Сейчас сделаю, Ксения Валентиновна!

– Так чего же вы все-таки подрались? – не удержалась я, уже закрывая за собой дверь.

Стас только рукой махнул и уткнулся в компьютер.

* * *

Я не торопясь шла домой. Был час пик, на улицах толпился народ. Вечерело. Невесомые сумерки мягко опускались на город. Днем было жарко, а сейчас в природе явно чувствовалась близкая осень. Я шла, не видя никого вокруг. Раз или два меня толкнули, но я даже не обернулась. Я убеждала себя, что не случится ничего страшного, если я сама позвоню Александру. Я не могла не думать о нем. Желание видеть его усиливалось перспективой одинокого вечера. Мысль о пустой квартире и молчащем телефоне казалась мне невыносимой. Если бы Стелла не задурила с доктором Лапиным, можно было бы позвонить ей и вытащить куда-нибудь… Тут мне пришло в голову, что у ее любовника, возможно, ночное дежурство, а раз так… «Нет, – сказала я себе, подумав, – слушать весь вечер о замечательном докторе Лапине… бр-р-р! Может, в кино? В такой вечер? Нет, нет и нет». Я приостановилась, раздумывая. Кто-то дотронулся до моего локтя. Я отшатнулась. Знакомый голос произнес:

– Ксения, как хорошо, что я вас встретил!

Я вспыхнула. Урбан! Мы стояли посреди тротуара, сцепившись взглядами, и толпа обтекала нас. Глаза у Александра были не темно-серые, а почти черные. Я чувствовала, что меня затягивает, как в омут.

Добрый вечер, – хрипло выговорила я. – Вы? Пешком?

– Вот, решил пройтись… – Он, улыбаясь, смотрел на меня. – А вы… домой?

Я бессмысленно смотрела ему в лицо, пальцы мои намертво вцепились в ремешок сумочки; мне казалось, еще миг – и я медленно осяду на тротуар. «Господи! – взмолилась я. – Да что же это такое? Это же просто неприлично… наваждение какое-то!»

Мне удалось перевести взгляд на его губы… Стало еще хуже. У него удивительно красивая линия рта, подбородок с ямкой и… Я увязала все глубже.

– Ладно! – Александр вдруг рассмеялся и поднял руки, сдаваясь. – Я обещал не врать. Я торчал под вашей конторой битых два часа, а вы все не выходили.

Я слабо улыбнулась, приходя в себя.

– Много работы… – пробормотала.

– Пошли ужинать! Извините, что я наскоком, если у вас другие планы – так мне и надо. Я хотел позвонить, но потом подумал, что по телефону вы мне запросто откажете, а в глаза – труднее.

«Он что, смеется? – подумала я. – Он что, ничего не видит?»

– Ну и каков будет ваш положительный ответ? – спросил Александр, и я рассмеялась. Помнила эту фразу из какого-то старого итальянского фильма, с Челентано, кажется.

– Пошли, – ответила я, даже не спросив куда. Мне было все равно.

Он взял меня за руку, и мы пошли сквозь толпу…

1. пролог в рифму

Вот на улице лежит
кошелёк с деньгами,
а прохожие идут
по нему ногами.
сколько там внутри него -
ничего не знают,
может, сумма ого-го,
а его пинают.
топчут люди кошелёк
как слоны и кони,
ну а он себе лежит,
не пищит, не стонет.

Вот подходит к кошельку
дворник Пантелеев
и метлой его метёт
в кучу на аллее,
где другие кошельки
в тесноте пылятся...
говорит им кошелёк, -
гутенморген, братцы.
отвечают кошельки
тоже по-немецки:
- хендехох...
- цурюк...
- капут...
- ахтунг цацки-пецки...

2. фсё хватит рифму долой.

Вот подходит к кошелькам тётенька Маруся,
видит - там лежит один в коже крокодила;
из него торчат пучком доллары и евро.
та их цап и сразу скок - прямо в турагентство,
чтобы тур себе купить срочно в Монте-Карло...
а потом она идёт в МЕТРО гипермаркет,
чтобы пряников купить вкусных на дорожку.

Вот подходит вся кряхтя бабушка Ненила
и берёт штук эдак пять толстых и тяжёлых
кошельков (а в них фигня - мелкие монетки,
только бабка всё равно их в матрац запрячет).

Вот подходит деловой пионер Семёнов
и пихает двадцать штук кошельков в карманы.
он бы взял и двадцать пять, но полны карманы,
а в руках нести нельзя, вдруг заарестуют.
он свистит своих друзей - юных басурманов -
и бегут как стадо львов все они в МсДоналдс.

Вот подходит к куче той прапор Филимонов,
у него который день тяжкое похмелье.
Ну а денег в галифе нетути ни цента,
или плачь, или топись, или грабь буржуев.
Филимонов издаёт крик индейский "Асса!",
нагребает кошельков и быстрей в пивную,
там пирует он три дня и ещё неделю
и имеет результат - прежнее похмелье.Я
но на фронт он не спешит, а спешит на место,
где валялись кошельки, полны ассигнаций.

Только нет ни одного коши... коше... лёчка,
нету больше ни фига, чистая аллея.
это дворник всё подмёл прям как в Амстердаме
и метлу свою он стёр аж до самой ручки.

Весь понурился отряд юных пионеров,
не отведать им уже пепси и бик-маков.
заревела как олень тётенька Маруся,
проигралася она дочиста в рулетку.
пишет жалобу в ООН бабушка Ненила,
а по поводу чего бабушка не помнит.

4. эпилог и обратно в рифму.

Прапор понял, что ему
больше не напиться,
в кобуру камней наклал
и пошёл топиться.

Лишь один доволен был
дворник Пантелеев,
он метлу себе купил
новую в ИКЕЕ.

Рецензии

К счастью или не счастью, я братка, не наделён такой буйной фантазией и мая бабулька реальная, да и все остальные мои зарисовки -реальные истории(это кратенький ответ на Твою рецку)
Что касается темы кошелька, то у меня есть реальная история боле фантасмагоричнее...
Надо сказать(и это чистейшая правда) я отказался от "кошелька" в котором были евро(это в то трудное время, немцы выплачивали угнанным на работы во время войны), НЕ ВЗЯЛ я братка тот злополучный кошелёк и СОВЕСТЬ перед матушкой чиста.
Только ДОБРОГО. н. подрезов

Николай, Вы реалист, я фантазер, кто-то абстракционист, кто-то
модернист, и это нормально, каждый занимается тем, что ему близко,
госмонополия на искусство закончилась. Сейчас даже больше того,
можно получать от государства все прелести жизни и хаять власть
в своём творчестве, или напротив, сидеть без штанов и без денег
и быть квасным патриотом, сейчас всё можно. Но уж если реалист,
так реалист. Семнадцать копеек нынче ничего не значат ни для тех,
кто в полуразвалившейся избушке, ни для тех, кто в отеле Шератон.

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру - порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

Всё суета сует — вздохнул царь Соломон

Суета сует и всё суета (так выражение звучит полностью, vanitum vanitatum et omnium vanitatum) — огромное большинство кажухся драматическими событий в жизни мелки ничтожны, сиюминутны, преходящи, быстро забываются и не стоят потраченных на них внимания, нервов, времени, сил, денег и здоровья. Как равнодушная река, время продолжает свое течение, и ничто не может остановить или изменить его поток

Происхождением фразеологизм обязан книге Экклесиаст — девятнадцатой книге Пятикнижья (ТаНаХа), которая находится в разделе Писания, между «Плачем Иеремии» и книгой Эстер. Экклесиаст — это греческий перевод ивритского слова «Кохелет», обозначающего «ведущий собрание, выступающий перед публикой» или «проповедующий в собрании, поучающий народ». В первой строке книги она характеризуется как «слова» Экклесиаста, «сына Давидова, царя в Иерусалиме». В 12-ой строке автор утверждает, что он «был царем над Израилем в Иерусалиме». На этом основании авторство книги приписывается , прославившемуся в веках своей мудростью

Выражение «суета сует» звучит уже во второй строке первой части книги Экклесиаста: «Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует,- всё суета!» . И далее автор развивает мысль:

3. Что пользы человеку от всех трудов его, которыми трудится он под солнцем?
4. Род проходит, и род приходит, а земля пребывает во веки.
5. Восходит солнце, и заходит солнце, и спешит к месту своему, где оно восходит.
6. Идет ветер к югу, и переходит к северу, кружится, кружится на ходу своем, и возвращается ветер на круги свои.
7. Все реки текут в море, но море не переполняется: к тому месту, откуда реки текут, они возвращаются, чтобы опять течь.
8. Все вещи — в труде: не может человек пересказать всего; не насытится око зрением, не наполнится ухо слушанием.
9. Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем.

Применение выражения в литературе

- «что такое нигилизм? – продолжает ораторствовать Митенька, – откиньте пожары, откиньте противозаконные волнения, урезоньте стриженых девиц… и, спрашиваю я вас, что вы получите в результате? Вы получите: vanitum vanitatum et omnium vanitatum»
(Салтыков-Щедрин «Помпадуры»)
- «Гегель подвязывал паруса своей философии, так гордо и свободно плывшей по морю логики, боясь далеко уплыть от берегов и быть захваченному шквалом. Нибур, томимый тем же пророчеством, умер, увидя 1830 году и июльскую революцию. Целая школа образовалась в Германии, мечтавшая остановить будущее прошедшим, трупом отца припереть дверь новорождённому. - Vanitas vanitatum!» (Герцен «С того берега»)
- «Я без хвастовства могу сказать, что я прожил собственным опытом и до дна все фазы семейной жизни и увидел всю непрочность связей крови; они крепки, когда их поддерживает духовная связь (то есть когда их не нужно), а без них держатся до первого толчка. Vanitas! Vanitas! Суета! Суета!» (Герцен «Дневник»)
- «Самый удобный для женитьбы человек: на всё согласен, не ропщет и покладист. Жену величает душенькой. Любит поросёночка с хреном, певчих, всё кисленькое и холодок. Фраза «Vanitas vanitatum et omnia vanitas»6 (Чепуха чепух и всяческая чепуха) выдумана флегматиком» (Чехов «Темпераменты»)
- «Этот Лукулл из рода Мило умер, завещав своему сыну родовое поместье, хоть и без права взимания подати с вассалов, но зато с флюгерами, украшенными его гербом, тысячу луидоров - сумму, довольно значительную в 1802 году, и векселя сиятельнейших эмигрантов, хранившиеся вместе со стихами в папке со следующей надписью: «Vanitas vanitatum et omnla vanitas!» (О. де Бальзак «Провинциальная муза»)
- «Ах, vanitas vanitatum! Кто из нас счастлив в этом мире? Кто из нас получает то, чего жаждет его сердце, а получив, не жаждет большего?» (Теккерай «Ярмарка тщеславия»)