Сухомлинский василий александрович педагогическая деятельность. Доклад: Жизненный путь и деятельность В.С Сухомлинского

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Родился в семье деревенского плотника. После окончания школы крестьянской молодёжи поступил в Кременчугский медицинский техникум. В 1939 году с отличием окончил Полтавский педагогический институт. Работал учителем украинского языка и литературы в сельских школах Онуфриевского района Кировоградской области.

3 слайд

Описание слайда:

Участник Великой Отечественной войны. В июле 1941 года призван в Красную Армию. В звании младшего политрука воевал на Западном и Калининском фронтах, участвовал в Смоленском сражении и битве под Москвой. В январе 1942 года был тяжело ранен осколком снаряда под самое сердце. Чудом выжил и после выписки из уральского госпиталя с 1942 по 1944 годы работал директором школы посёлка Ува Удмуртской АССР. Возвратившись на родину, узнал, что его жена, участвовавшая в партизанском подполье, с малолетним сыном были замучены фашистскими оккупантами.

4 слайд

Описание слайда:

Педагогическая деятельность Сухомлинский создал оригинальную педагогическую систему, основывающуюся на принципах гуманизма, на признании личности ребёнка высшей ценностью, на которую должны быть ориентированы процессы воспитания и образования, творческая деятельность сплоченного коллектива педагогов-единомышленников и учащихся. Коммунистическое воспитание Сухомлинский понимал как формирование «мыслящих личностей», а не послушных исполнителей партийных команд. Сухомлинский строил процесс обучения как радостный труд; большое внимание он уделял формированию мировоззрения учащихся; важная роль в обучении отводилась слову учителя, художественному стилю изложения, сочинению вместе с детьми сказок, художественных произведений. Сухомлинский - автор около 30 книг и свыше 500 статей, посвящённых воспитанию и обучению молодёжи. Книга его жизни - «Сердце отдаю детям» (Государственной премии УССР - 1974, посмертно). Его жизнь - воспитание детей, личности. В условиях жёстокого атеизма, тоталитарной системы и политической ксенофобии он воспитывал в детях чувство достоинства, воспитывал гражданина.

5 слайд

Описание слайда:

6 слайд

Описание слайда:

Создал оригинальную педагогическую систему, основывающуюся на принципах гуманизма, признании личности ребёнка высшей ценностью процессов воспитания и образования, творческой деятельности сплочённого коллектива педагогов-единомышленников и учащихся. Коммунистическое воспитание Сухомлинский понимал как формирование "мыслящих личностей", а не послушных исполнителей партийных команд. Сухомлинский строил процесс обучения как радостный труд; большое внимание уделял формированию мировоззрения учащихся; важную роль в обучении отводил слову учителя, художественному стилю изложения, сочинению вместе с детьми сказок, художественных произведений и пр. ("Сердце отдаю детям", 1969). Разработал комплексную эстетическую программу "воспитания красотой". Система Сухомлинского противостояла авторитарному воспитанию и критиковалась официальными педагогическими кругами за "абстрактный гуманизм". В целостном виде взгляды Сухомлинского представлены в "Этюдах о коммунистическом воспитании" (1967) и др. произведениях.

7 слайд

Описание слайда:

Сочинения - Воспитание коллективизма у школьников, М., 1956; - Формирование коммунистических убеждений молодого поколения, М., 1961; - Сердце отдаю детям, 5 изд. К., 1974; - Павлышская средняя школа, М. 1969; - Рождение гражданина, 3 изд., Владивосток, 1974; - О воспитании, 2 изд., М., 1975 - Разговор с молодым директором школы М., 1973; - Мудрая власть коллектива, М. 1975.

8 слайд

Описание слайда:

Профессию учителя В.А.Сухомлинский называет человековедением, подчеркивая этим, что педагог должен постоянно проникать в сложный духовный мир ученика, открывать в нем что-то новое, восхищаться этим новым, видеть человека в процессе его становления.

9 слайд

Сегодня, когда творчество выдающегося педагога обрело черты завершенного логического целого, особенно отчетливо видно значение его книг «Сердце отдаю детям», «Рождение гражданина», «Письма к сыну», подготовленных к изданию как своеобразная трилогия. Каждая из этих работ -- отдельное, самостоятельное и законченное произведение. Представленные же как трилогия, они раскрывают весь комплекс проблем воспитания подрастающего поколения.

Написанные в последний период жизни Василия Александровича, эти книги принадлежат к главным, во многих отношениях программным его трудам и в совокупности дают представление и о педагогической системе Сухомлинского, и о его личности как педагога -- теоретика и практика.

Одним из выдающихся работ В.А. Сухомлинского стала «Хрестоматия по этике» - удивительная книга великого педагога ХХ века. Она одинаково интересна и полезна для родителей, воспитателей и учителей. Книга насыщена небольшими, но емкими по смыслу произведениями, несущими могучее средство умственного развития детей и нравственного влияния на них. Эта книга - прекрасный помощник отца и матери, учителя и воспитателя, всех тех, кто хочет воспитать интеллигентного, тонко чувствующего человека. Она научит читать по-настоящему, для души, наслаждаясь красотой слова, мысли, чувства, она облагородит среду дома и класса, наполнит их прекрасными образами. Художественные миниатюры далеки от политики и сиюминутного, они на все времена. Чтение их интересно и доступно детям дошкольного и младшего школьного возраста. А в наше время это особенно необходимо по многим причинам.

Самый большой дефицит, который влечет за собой непредсказуемые последствия, - дефицит Культуры. Молодежь поголовно увлечена боевиками, детективами, фантастикой, в чтении для нее главное что, а не как и почему. Такое чтение, как ни парадоксально это звучит, часто порождает агрессивность, жестокость, культ насилия. Рассказы В.А.Сухомлинского в неравнодушных руках воспитателей помогут сделать душу ребенка невосприимчивой к различным формам безобразия и выработать в нем стойкое отвращение к уродливым явлениям жизни, что является основой его психологического здоровья. Существует мир, где властвует совесть. Сердца великих педагогов, мыслителей создают этот мир. Василию Александровичу удалось через свои произведения наполнить детские сердца благородными чувствами и мир детства образцами красоты и человеческого достоинства.

В этой замечательной книге вы откроете для себя и детей, уважаемый читатель, красоту природы и человеческих поступков. Узнаете о героизме и подвиге советских людей в годы Великой Отечественной войны, она расскажет вам о долге перед людьми, об отношении к близким, почитании старших, о значении учителя и его ответственности перед ребенком, о смысле жизни в борьбе и в преодолении трудностей, о красоте труда и нравственных основах человека.

Более сорока лет тому назад В.А.Сухомлинский писал: «Больше чем, когда бы то ни было, мы обязаны думать сейчас о том, что мы вкладываем в душу человека». Его мысли не менее актуальны и в наше время. Экология детской души - вот на что должно быть направлено внимание при работе с воспитанниками. Как дать сердцу ребенка постоянную работу, воспитать великодушие, добромыслие, прекрасноречие, как помочь обрести здоровую и спокойную уверенность в себе? Ответ находим у В.А.Сухомлинского. Он умело влияет на детей своим художественным словом, непосредственно обращенным к чувствам ребенка. Его произведения побуждают к анализу поступков литературных героев, к ответственным выводам. В его сказках и притчах ощущается напряженная борьба за человеческое в человеке. Своим творчеством он провозглашает гуманистическую ориентацию, объявляющую человека высшей ценностью на земле. Ученики вместе с героями литературных произведений задумываются о смысле жизни, о красоте труда, о нравственных основах человека.

В рассказах В.А.Сухомлинского заложена мудрость. У педагога-гуманиста мы учимся проводить уроки нравственности и творческого развития личности. В этом нам помогает его литературное творчество.

Много его произведений дается в учебниках для глубокого изучения. Актуально вводить «уроки-матрешки» (небольшая часть урока) в предметные уроки: русский язык, чтение, природоведение, труд, изобразительное искусство.

Например, на уроках русского языка мы можем брать высказывания из произведений и осуществлять различные формы грамматических разборов, а также по взятому высказыванию выполнять такие задания: домыслить свое видение ситуации, предвидеть ее развязку, высказать свое отношение к поступку героя, поставить себя на место героя. Можно предложить детям такой вид работы как познавательное чтение (собирание слов в предложение), квазичтение, квазиписьмо (домысливание пропущенных букв в словах или слов в предложении). Можно провести игру «Снежный ком», в которой по двум словам составить предложение, а затем сравнить с литературным образцом из произведения. Например: «музыкант играл» («Флейта и Ветер»), «стоит Дуб» («Осенний Дуб»).

При изучении темы «Растения», «Животные» на уроках природоведения предлагаем использовать произведения: «Птичья кладовая», «Солнышко и Божья Коровка», «Старый пень», «Как из зернышка вырос колосок», «Дуб на дороге» и др. Они наполняют урок или встречу с окружающим миром нравственным началом. При изучении темы «Круговорот воды в природе» можно обратиться за помощью к произведению «Капля росы» и оживить путешествие этой капельки предметными рисунками на доске.

Чтение произведений на природе (экскурсии по природоведению). Сухомлинский придавал особое значение влиянию природы на нравственное развитие ребенка. Он неоднократно отмечал, что только активное взаимодействие с природой воспитывает ребенка. Поэтому каждое время года мы встречаем в природе, учимся понимать ее, чувствовать ее неповторимость, изменчивость. Она будит мысли и чувства. С познавательной и нравственной точки зрения обращаемся к рассказам и сказкам: «Цветок солнца», «Весенний день в лесу», «Весенний дождь», «Осенний клен», «Как начинается осень», «Кто зажег свечи на каштанах?», «Снежинка и капелька», «Цветок и снег», «Кусочек лета» и др. Эти походы в природу учат детей замечать красоту окружающего мира, удивляться ее бесподобным краскам и формам, учат ценить и восторгаться красотой природы.

Таким образом, рождаются коллективные письма слов признательности окружающему миру, с которым соприкоснулись дети: Живительному Источнику, утолившему жажду; Раскидистому Клену, подарившему тень уставшим путникам; Таинственному Лесу - хранителю загадок Природы; Меловой Горе, удивившей своей древностью.

Уроки художественного труда и изобразительного искусства проходят вдохновенно и творчески после тесного слияния с природой и влияния живого, образного литературного слова писателя. Предлагаем использовать на этих уроках следующие рассказы: «Сергей и Матвей», «Какие они бедные...», «Снежинка и Капелька», «Черные руки», «Куст сирени», «Осенний наряд» и др.

Работа литературной гостиной предполагает оформление классного уголка в виде читального зала с библиотечкой. Ребята по собственному выбору работают с произведениями Василия Александровича, а затем на уроках внеклассного чтения, «минутках» внеклассного чтения (10 минут урока чтения), уроках-праздниках, презентуют ученикам класса свое творчество, согласно изученного произведения: песенки, книжки-малышки, рисунки, стихи.

В работе гостиной мы используем методы, которые предлагает академик Российской академии образования, доктор педагогический наук В.Г.Ниорадзе в своей книге «По ступенькам СКАЛЕ»: сюрприз учителя, сюрпризы учеников, подарок учителя. Работа литературной гостиной помогает организовать систематическое изучение произведений В.А.Сухомлинского и дает возможность проявить детское творчество.

Уроки экологии души, уроки добра, уроки радости (воспитательные часы). Создавая тематические мероприятия, основанные на произведениях В.А.Сухомлинского, подбираем психогимнастику, игры, которые помогут обсудить с детьми разные конфликтные и спорные ситуации. Игра состоится в том случае, если взрослый будет участвовать в ней активно. В таком случае дети ощущают себя равными со взрослыми, их поведение становится более серьезным и осмысленным. Важно, чтобы педагог сам проявлял в течение игры те качества, которым он хочет научить детей.

Специальный подбор произведения под ситуацию, сложившуюся в классе (отработка определенного качества). Особенно важно тщательно относиться к выбору и подготовке вопросов и заданий после чтения произведения. Можно обсудить с детьми проблемы, которые часто мешают нормальной жизни ребенка или детского коллектива, но которые трудно, а порой и невозможно обсудить с детьми напрямую. В.Г.Ниорадзе говорит: «Ребенок приучается сопоставлять собственные поступки с действиями героев рассказов, сказок, легенд, притч; привыкает задумываться над своим поведением при осмыслении тех произведений, которые специально подбираются и предлагаются ему».

При каждом соприкосновении с произведениями В.А.Сухомлинского ребята взрослеют, набираются жизненного опыта, а мысли, к которым они приходят, записываются в «Словарик мудростей». В этот словарик они заглядывают довольно часто, он помогает им найти правильный ответ. По окончании начальной школы словарик приобретает объемный вид, что позволяет издать его небольшой книжечкой - напутствием в новую жизнь.

Василий Сухомлинский краткая биография и интересные факты из жизни украинского педагога, писателя изложена в этой статье.

Василий Сухомлинский биография кратко

Родился Василий Александрович Сухомлинский 28 сентября 1918 в селе Васильевке (ныне Кировоградская обл) в бедной крестьянской семье. Здесь прошли его детство и юность. Он учился в родном селе в школе и в 1933 году окончил семилетку. Летом 1933 года мать провела младшего сына Василия в Кременчуг.

Сначала Василий Сухомлинский учился в медицинском техникуме, но вскоре ушел оттуда, поступил на рабочий факультет, досрочно закончил его и был принят в педагогический институт. С 1935 г. начинается педагогический путь В. А. Сухомлинского.

В 17 лет он стал учителем заочной школы недалеко от родного села. Перевелся в Полтавский педагогический институт заочником и закончил его в 1938 году. Окончив институт, Сухомлинский возвращается в родные места и работает преподавателем украинского языка и литературы в Онуфриевской средней школе.

В 1941 году во время Второй мировой войны добровольцем уходит на фронт. В январе 1942 года Сухомлинский был тяжело ранен, долго лечился и уже не смог вернуться к военной службе. В июне 1942 года его назначили директором сельской средней школы, где он работал до марта 1944 года.

9 февраля 1943 подал заявление о вступлении в ВКП (б). Как только родные места были освобождены, он вернулся на родину и стал заведующим районного отдела народного образования. Однако уже в 1947 году Сухомлинский попросился обратно в школу.

В 1948 году Сухомлинский становится директором Павлышской средней школы и работает а этой должности 23 года (до конца жизни). В 1948 году это была обычная, заурядная школа. 23 года стали самым плодотворным периодом его научно-практической и литературно-публицистической деятельности.

Обычную сельскую школу он превратил в настоящую педагогическую лабораторию, где добывал сокровища педагогической мудрости.

В 1955 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Директор школы — руководитель учебно-воспитательного процесса».

С 1957 г. — член-корреспондент Академии педагогических наук РСФСР.

1958 — заслуженный учитель УССР.

1968 — награжден званием Героя Социалистического Труда. В этом году избран членом-корреспондентом Академии педагогических наук СССР.

Василий Сухоминський написал 48 монографий, более 600 статей, 1500 рассказов и сказок для детей.

Василий Александрович ставил и решал проблему формирования у молодежи национального и эстетического мировоззрения. Об одном из путей успешного решения этой проблемы он писал, что в душе детей должны войти лучшие народные традиции и стать святым законом, потому что нельзя представить народ без имени, без памяти, без истории. В духе украинских культурно-исторических традиций учитель констатировал, что мудрость является важнейшей приметой человека. В его трудах часто находим выражения «мудрая человеческая любовь», «мудрость жить», «достоинство — это мудрость держать себя в руках». Педагог целенаправленно формировал у каждого воспитанника умение быть маленьким философом, осмысливать мир через красоту природы.

Для Сухомлинского формирование эстетического чувства ребенка, его эмоциональной культуры — основная задача гуманистического воспитания. А восприятия и осмысления прекрасного — основа эстетической культуры, без которой чувство остаются глухими ко всему высокому и благородному.

Книга «Сердце отдаю детям» имела публичное признание.

Он писал: «Что было главным в моей жизни? Не раздумывая, отвечаю: Любовь к детям ».

Василий Сухомлинский биография сокращенно украинского педагога, писателя изложена в этой статье.

Василий Сухомлинский биография короткая

Родился Василий Александрович Сухомлинский 28 сентября 1918 в селе Васильевке (ныне Кировоградская обл) в бедной крестьянской семье. Здесь прошли его детство и юность. Он учился в родном селе в школе и в 1933 году окончил семилетку. Летом 1933 года мать провела младшего сына Василия в Кременчуг.

Сначала Василий Сухомлинский учился в медицинский техникум, но вскоре ушел оттуда, поступил на рабочий факультет, досрочно закончил его и был принят в педагогический институт. С 1935 г.. Начинается педагогический путь В. А. Сухомлинского.

В 17 лет он стал учителем заочной школы недалеко от родного села. Перевелся в Полтавский педагогический институт заочником и закончил его в 1938 году. Окончив институт, Сухомлинский возвращается в родные места и работает преподавателем украинского языка и литературы в Онуфриевской средней школе.

В 1941 году во время Второй мировой войны добровольцем уходит на фронт. В январе 1942 года Сухомлинский был тяжело ранен, долго лечился и уже не смог вернуться к военной службе. В июне 1942 года его назначили директором сельской средней школы, где он работал до марта 1944 года.

9 февраля 1943 подал заявление о вступлении в ВКП (б). Как только родные места были освобождены, он вернулся на родину и стал заведующим районного отдела народного образования. Однако уже в 1947 году Сухомлинский попросился обратно в школу.

В 1948 году Сухомлинский становится директором Павлышской средней школы и работает а этой должности 23 года (до конца жизни). В 1948 году это была обычная, заурядная школа. 23 года стали самым плодотворным периодом его научно - практической и литературно-публицистической деятельности. Обычную сельскую школу он превратил в настоящую педагогическую лабораторию, где добывал сокровища педагогической мудрости.

В 1955 г.. Защитил кандидатскую диссертацию на тему «Директор школы - руководитель учебно-воспитательного процесса».

С 1957 гг. - Член-корреспондент Академии педагогических наук РСФСР.

1958 - заслуженный учитель УССР.

1968 - награжден званием Героя Социалистического Труда. В этом году избран членом-корреспондентом Академии педагогических наук СССР.

Василий Сухоминський написал 48 монографий, более 600 статей, 1500 рассказов и сказок для детей.

Василий Александрович ставил и решал проблему формирования у молодежи национального и эстетического мировоззрения. Об одном из путей успешного решения этой проблемы он писал, что в душе детей должны войти лучшие народные традиции и стать святым законом, потому что нельзя представить народ без имени, без памяти, без истории. В духе украинских культурно-исторических традиций учитель констатировал, что мудрость является важнейшей приметой человека. В его трудах часто находим выражения «мудрая человеческая любовь», «мудрость жить», «достоинство - это мудрость держать себя в руках». Педагог целенаправленно формировал у каждого воспитанника умение быть маленьким философом, осмысливать мир через красоту природы.

Для Сухомлинского формирование эстетического чувства ребенка, его эмоциональной культуры - основная задача гуманистического воспитания. А восприятие и осмысление прекрасного - основа эстетической культуры, без которой чувства остаются глухими ко всему высокому и благородному.

Книга «Сердце отдаю детям» имела публичное признание и подтверждено трудами и ежедневными действиями великого учителя. Он писал: «Что было главным в моей жизни? Не раздумывая, отвечаю: Любовь к детям ».

Краткая биография Василия Сухомлинского на украинском языке может быть дополнена .

ГБОУ СПО ЕПК КК

Сообщение на тему: «Сухомлинский и его вклад в педагогику»

Выполнила студентка

Группы Ш-31

Сарана Виктория

Преподаватель: Великановская Л.А

Г.Ейск, 2016г.

Васи́лий Алекса́ндрович Сухомли́нский -выдающийся советский педагог-новатор, писатель.

Член-корреспондент Академии педагогических наук СССР, кандидат педагогических наук, заслуженный учитель школы Украинской ССР, Герой Социалистического Труда

Педагогическая деятельность

Сухомлинский создал оригинальную , основывающуюся на принципах , на признании личности ребёнка высшей ценностью, на которую должны быть ориентированы процессы воспитания и образования, творческая деятельность сплочённого коллектива педагогов-единомышленников и учащихся. Самая сущность этики коммунистического воспитания Сухомлинского заключалась в том, что воспитатель верит в реальность, осуществимость и достижимость коммунистического идеала, измеряет свой труд критерием и меркой идеального.

Сухомлинский строил процесс обучения как радостный труд ; большое внимание он уделял формированию мировоззрения учащихся; важная роль в обучении отводилась слову учителя, художественному стилю изложения, сочинению вместе с детьми сказок, художественных произведений, чтению книг .

Сухомлинский разработал комплексную эстетическую программу «воспитания красотой». В советской педагогике своего времени стал разрабатывать гуманистические традиции отечественной и мировой педагогической мысли.

В целостном виде взгляды Сухомлинского представлены в «Этюдах о коммунистическом воспитании» ( ) и других произведениях. Его идеи воплощены в практике многих школ. Были созданы Международная ассоциация В. А. Сухомлинского и Международное объединение исследователей Сухомлинского, педагогический музей Сухомлинского в Павлышской школе ( ).

Сухомлинский - автор около 30 книг и свыше 500 статей, посвящённых воспитанию и обучению молодёжи. Книга его жизни - «Сердце отдаю детям» (Государственной премии УССР - , посмертно). Его жизнь - воспитание детей, личности. Он воспитывал в детях личное отношение к окружающей действительности, понимание своего дела и ответственности перед родными, товарищами и обществом и, что главное, перед собственной совестью.

В своей книге « » Сухомлинский писал о том, что ребёнок является существом, которое мыслит, познает мир не только вокруг себя, но ещё и познает самого себя. При чём это знание приходит не только умом, но и сердцем. По-настоящему любит свой предмет лишь тот педагог, который на уроке излагает сотую долю того, что знает. Чем богаче знания педагога, тем ярче раскрывается его личное отношение к знаниям, науке, книге, умственному труду, интеллектуальной жизни. Это интеллектуальное богатство и есть влюбленностью учителя в свой предмет, в науку, школу, педагогику. Учитель - это не только специалист, который умеет передавать знания следующему поколению, но также он играет большую роль в том, чтобы сделать из ребёнка человека, а именно человека будущего, от которого зависит будущее целой страны. Учитель должен не только уметь анализировать причины влияния на ребёнка, но и должен придерживаться того, чтобы изучение предмета стало цельным. Труд должен стать главным в жизни ученика. Народная педагогика знает, что ребёнку посильно и что непосильно. Потому что в ней органически сочетается жизненная мудрость с материнской и отцовской любовью. Чтобы ребёнку хотелось хорошо учиться, и этим он стремился приносить радость матери и отцу, нужно беречь, лелеять, развивать у него чувство гордости труженика. Это значит, что ребёнок должен видеть, переживать свои успехи в учении. Человеческие отношения раскрываются ярче всего в труде - когда один что-то создаёт для другого. Задание педагога - не только уметь правильно определять причины и последствия в воспитании, но и влиять на жизнь ребёнка, при этом разделять свои заботы с родителями. Педагогу нужно работать, чтобы у матери и отца было единое представление о том, кого они вместе со школой воспитывают, а отсюда и о единстве их требований, прежде всего - к самим себе. Добиться того, чтобы отец и мать как воспитатели выступали в единстве - это значит научить мудрости материнской и отцовской любви, гармонии доброты и строгости, ласки и требовательности. Педагог становится светочем знаний - и поэтому воспитателем - лишь тогда, когда у воспитанника появляется желание знать несравненно больше, чем он узнал на уроке, и это желание становится одним из главных стимулов, побуждающих воспитанника к учению, к овладению знаниями.