Существует ли специальная диета при синдроме дефицита внимания с гиперактивностью? Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Рекомендации родителям

Однако все они признают, что СДВГ у детей (гиперактивность) напрямую связана с биохимическим дисбалансом в центральной нервной системе.

Этот дисбаланс может быть несколько сглажен с помощью корректировки рациона питания ребенка . Отрицательное воздействие на нервную систему оказывают многие пищевые добавки, которые используются в пищевой промышленности. Учеными из Великобритании доказано негативное воздействие на детское здоровье добавок, используемых многими российскими и иностранными производителями: Е102, Е104, Е110, Е122, Е124, Е129 и пр.

Все они отрицательно действуют на работу нервной системы, вызывая судороги, агрессивное поведение, беспокойство, головные боли, усиление гиперактивности ребенка.

К сожалению, еще не проведено достаточно исследований влияния пищевых добавок на здоровье человека, однако можно с уверенность утверждать, что гиперактивного ребенка следует особо ограничить в употреблении искусственных консервантов, усилителей вкуса, ароматизаторов, антиокислителей и прочей «химии».

Кроме того, гиперактивным детям необходимо запретить неограниченное употребление сахара и сахаросодержащих продуктов. Американские ученые выяснили, что при лечении детей с гиперактивностью нужно начинать с корректировки метаболизма глюкозы.

Употребление сладкого вызывает резкое повышение уровня глюкозы в крови, поджелудочная железа выбрасывает в кровь инсулин и в надпочечниках выделяются гормоны стресса. Это приводит к перевозбуждению, а когда уровень глюкозы падает, то вместе с ним происходит и резкий спад настроения.

Этот механизм характерен и для здоровых людей, однако гиперактивные малыши особенно тяжело переживают перепады уровня глюкозы. По этой причине на десерт предложите малышу фрукты, мед, курагу, чернослив, изюм и прочие сладости, содержащие сложные углеводы.

При лечении гиперактивности у детей в их рацион питания обязательно нужно включить жирные сорта рыбы (лосось, скумбрия, сельдь, тунец), грецкие орехи, льняное и рапсовое масло. Эти продукты содержат полиненасыщенные жирные кислоты омега-3, положительно влияющие на работу головного мозга. Нехватка этих кислот в организме ребенка грозит плохой успеваемостью, повышенной раздражительностью, беспокойным сном. Особенно остро эта нехватка проявляется у детей , которым поставлен диагноз СДВГ .

Следите, чтобы в меню малыша было достаточное количество молочных продуктов, злаков, блюд из яиц, мяса, печени, которые насытят организм незаменимыми для функционирования нервной системы аминокислотами, фосфолипидами и витаминами группы В.

Дефицит магния приводит к нарушению механизмов торможения в нервной системе, по этой причине чаще угощайте ребенка орехами, семенами подсолнечника, какао, бананами. Варите гречневую и овсяную кашу, не пренебрегайте горохом и фасолью.

Цинк влияет на способности к обучению и поведение ребенка. Богаты цинком тыквенные семечки и злаковые.

СДВГ у детей , конечно не вылечить исключительно с помощью

Шестилетний Максим ни минуты не сидит на месте. Он готов начать любое дело, соглашается на любую игру, но мгновенно бросает ее, чтобы начать другую. Вот он вываливает на пол конструктор. Не закончив даже фундамента будущего дома, спохватывается и бежит на кухню, по дороге скользя по разбросанным деталям. Хватая со стола кружку, опрокидывает на пол стеклянную вазочку с конфетами. Сконфузившись, неловко выхватывает из рук мамы веник, чтобы убрать за собой. Но после ее окрика: «Да иди уже, чтоб глаза мои тебя не видели!» бежит в комнату к младшему брату. Выслушав нелестный для него монолог бабушки, честно пытается поиграть с братишкой. Но игра вскоре прекращается в бессмысленную беготню - и вновь окрики, шлепки, отчитывания… Родители говорят, что нет ни одной вещи в доме, которую бы Максим не поломал или не побил. Они уже в пятый раз перепрятывают коробку с документами: неровен час, Максим сделает из какого-нибудь свидетельства самолетик и запустит в окно. Так уже было. А для домашней аптечки и вовсе пришлось купить настоящий сейф: «ребенок-катастрофа» дважды объедался разноцветными таблетками, и его увозили на скорой промывать желудок. Что с ним делать? Ходили к неврологам. Те же только выписывали успокаивающие сборы и говорили: «Ничего не поделаешь, такой уж вам ребенок достался. Терпите. Глядишь, со временем перерастет он свой СДВГ…»

Причины и следствие СДВГ

Единого мнения, почему и как возникает синдром дефицита внимания и гиперактивности, или, как еще говорят, гиперкинетический синдром, до сих пор нет.

✓ Кто-то предполагает, что в его основе лежат микроорганические поражения головного мозга - те, в свою очередь, могут быть вызваны или внутриутробным кислородным голоданием, или родовой травмой.

✓ Кто-то связывает СДВГ с нарушениями в выработке гормона дофамина, который, кроме прочего, отвечает за силу нашей мотивации и умение концентрироваться.

✓ Существуют и совсем уж экзотические теории. Например, психотерапевт Том Хартманн предположил, что симптомы СДВГ мы унаследовали от первобытных людей. У доисторического охотника периоды гиперконцентрации внимания при выслеживании добычи чередовались с периодами бездействия. Переход от охоты к земледелию принес с собой иной тип внимания: теперь нужно было планировать на долгий срок. Но в генах у некоторых из нас остались черты «охотничьего» образа жизни.

Как бы то ни было, родителям гиперактивных детей не позавидуешь. К безумно утомительным дням в раннем детстве вполне могут добавиться бессонные ночи, когда ребенок пойдет в школу. Ведь там-то от детей требуют усидчивости и дисциплины! А избыток энергии и неумение сосредоточиться считается чуть ли не смертным грехом, наказывается плохими оценками и презрением всего педагогического коллектива. Именно таких детей постоянно одергивают и ругают. Именно про них говорят: «Хулиган!» или «Как плохо воспитан!» и вменяют родителям: «А ведь мог бы нормально учиться, если бы слушал, что ему говорят». Любопытно, что чаще и правда говорят именно «хулиган», а не «хулиганка»: у мальчиков СДВГ встречается в 4 раза чаще, чем у девочек.

Есть и хорошие новости

В большинстве случаев ребенок перерастает синдром , и к 13-14 годам гипердинамичные дети практически ничем не отличаются от сверстников. Нет, конечно, просмотру фильма или сидению за книгой они и здесь предпочтут какие-нибудь активные игры или поход на дискотеку. Но в школе эти подростки уже способны слушать и слышать, их успеваемость выравнивается.

Однако если ребенку еще в детском саду успели объяснить, что он «самый бестолковый» и что с его невнимательностью и непослушанием «из него никогда не выйдет ничего путного», а уставшие, измотанные родители не нашли в себе сил защитить своего малыша, именно к подростковому возрасту проявления СДВГ могут сыграть с ним злую шутку. «Самый плохой», «самый трудный» - он идет к плохим и трудным, становится членом подростковой группировки, - пишет психолог Екатерина Мурашова в своей книге «Ваш непонятный ребенок». - Здесь его бесстрашие, импульсивность, презрение к увещеваниям и наказаниям впервые оказываются очень уместны, вызывают уважение сверстников. Отвергнутый «нормальным» миром, именно здесь он находит сочувствие и понимание. И тогда, учитывая интеллектуальную и эмоциональную поверхностность гипердинамичного ребенка-подростка, его несклонность к размышлениям, анализу и просчету последствий, нужны какие-то экстраординарные меры и события, чтобы заставить его свернуть с выбранного им пути».

Чтобы этого не произошло, мамы и папы должны спохватиться гораздо раньше.

Что делать с СДВГ?

1 Первый и главный совет, который Екатерина Мурашова дает родителям гиперактивного ребенка, - не пытайтесь сдерживать свои чувства . Если вы в ярости, скажите или даже крикните об этом. А если ребенку удалось вас порадовать, порадуйтесь от души, не ограничивайтесь холодным «Всегда бы так…»

2 Оценивайте поступки, а не личность ребенка. Ему и так достается больше всех замечаний, окриков и нравоучений. Воспитатель в саду видит в нем несносного хулигана, а учитель в школе - шалуна, который не может сосредоточиться сам и отвлекает других. Вы же должны видеть личность. Иными словами, вы можете ему сказать: «Я терпеть не могу, когда ты разбрасываешь свои носки. У меня просто руки опускаются, когда я это вижу». Но нельзя по тому же поводу говорить: «Ты неряха. И ничего хорошего можешь от меня не ждать».

3 Сделайте так, чтобы ребенок больше двигался. Установите дома «шведскую стенку», чтобы ребенок в любую минуту мог повисеть на канате или покачаться на кольцах. Пусть до упаду бегает во дворе или катается с горки. А как только позволит возраст, обязательно отведите его в спортивную секцию.

4 Станьте его органом планирования и оценки последствий поступков. Он не может предвидеть, что будет, не умеет спланировать, чтобы все получилось, и вы должны ему в этом помочь. «Это может быть опасно, поскольку…», «Если ты сейчас поступишь так, то в следующий раз…», «Возможно, Миша обиделся на тебя, потому что ты…»

5 Никогда публично не присоединяйтесь к окружающим в оценке вашего ребенка. Ведь вы, родители, его единственный оплот и защита. Пусть ваш сын (или дочь) знает: есть кто-то, кто видит в нем (ней) не только отвратительного хулигана (хулиганку).

6 Почаще говорите ему о чувствах, которые испытываете сами и другие люди , проясняйте нравственную и этическую глубину ситуаций. К сожалению, ребенок с СДВГ поверхностен не только в своих увлечениях, но и в своей эмоциональности, и для него очень важно в дальнейшем иметь некий алгоритм для анализа ситуаций.

7 Как можно раньше и как можно чаще приучайте его к усидчивости и внимательности. Например, с помощью такой игры:

Что хотите - то берите,

«Да» и «нет» не говорите,

Черного и белого не называйте,

О красном не вспоминайте!

Ведущий спрашивает, остальные отвечают. Нельзя говорить: «да», «нет», «красное», «белое», «черное». Задача водящего - запутать играющих быстрыми вопросами и заставить сказать одно из запретных слов.

8 Обратитесь к психологу. Именно он, а не невропатолог, поставивший диагноз, сможет рассказать, с какими трудностями придется столкнуться родителям. Скажет, что делать, а чего делать не стоит. Например, совет «взять себя в руки», «сосредоточиться», считают психологи, не может принести ничего, кроме вреда. А попытки уговорить гиперактивного ребенка «сидеть спокойно» и «не вертеться» - это бесполезная трата времени.

9 Скорректируйте его питание. Многочисленными исследованиями было установлено, что большинство (около 70%) детей с СДВГ испытывают дефицит магния. Причем, осенью и зимой этот дефицит только усиливается. Чтобы его восполнить, включите в меню ребенка как можно больше зеленых овощей и фруктов, круп, злаков. А также продуктов, содержащих витамин В6 (он способствует усвоению магния из пищи) - его много в бананах, печеном с кожурой картофеле, буром рисе, гречке. Исключите из рациона поваренную соль или замените ее на небольшое количество морской соли. Откажитесь от энергетических напитков, рафинированных продуктов и полуфабрикатов - колбас, сосисок и т.д. В них, содержатся глутамат и аспартат - пищевые добавки, которые возбуждают нервную систему, нарушают усвоение магния из пищи и усиливают его потери.

Как отличить обычного шалуна от ребенка с СДВГ?

Как отличить резвого шалуна от ребенка с настоящим синдромом дефицита внимания, которому нужна помощь специалиста? 18 признаков, по которым СДВГ диагностируют врачи. Родители тоже могут проверить своего ребенка по этой анкете. Если набирается 6 и более признаков невнимательности и/или 6 и более признаков гиперактивности и импульсивности, имеет смысл проконсультироваться у психолога и невролога.

9 признаков невнимательности

1. Ребенок невнимателен к деталям, из-за этого допускает ошибки в заданиях.

2. Легко отвлекается, с трудом удерживает внимание.

3. Часто кажется, что он не слушает обращенную к нему речь.

4. Не может довести дело до конца (но не из протеста и не из-за того, что не понял задание).

5. Ему трудно спланировать самостоятельную работу

6. Старается избежать выполнения заданий, требующих продолжительного усилия.

7. Часто теряет вещи.

8. Легко отвлекается на внешние раздражители.

9. Забывчив.

6 признаков гиперактивности

1. Беспокоен, постоянно крутится, дрыгает руками и ногами, все время что-то теребит.

2. Не может усидеть на месте, когда это требуется (например, вскакивает на занятиях)

3. Часто проявляет бесцельную двигательную активность: бегает, носится, прыгает, пытается куда-то залезть, когда это не разрешается.

4. Не умеет тихо, спокойно играть или заниматься своими делами.

5. Всегда «заведен», ведет себя так, как будто у него внутри мотор.

6. Чрезмерно разговорчив, болтлив, поток речи невозможно остановить.

3 признака импульсивности

1. Часто отвечает на вопросы не задумываясь и даже не дослушав их до конца.

2. Ему трудно ждать своей очереди.

3. Постоянно прерывает и вмешивается - не дает другим разговаривать и играть.

Лечение музыкой

Американские исследователи из города Сан-Диего показали, что детям, у которых есть трудности с концентрацией внимания, помогает музыка. Ребятам предложили войти в состав гамелана. Это традиционный индонезийский оркестр, в составе которого исполнители играют на ксилофонах, металлофонах, гонгах и барабанах. Здесь нет сложной техники, которую пришлось бы долго осваивать, важно лишь чувство ритма и умение слышать группу.

Дети занимались в гамелане год. И чем больше ребята учились попадать в общий ритм и синхронизироваться с остальными участниками ансамбля, чем меньше били невпопад, тем лучше становились результаты их тестов на интеллект, мышление и сообразительность. Исследователи предполагают, что в будущем такие музыкальные занятия помогут лечить СДВГ.

Ученые доказали, что питание и проблемы поведения у детей тесно взаимосвязаны. Например, пища с высоким содержанием «вредных» углеводов снижает концентрацию внимания. «Вредные» углеводы - это быстроусвояемые углеводы с высоким гликемическим индексом (lГИ = 1 грамм глюкозы). К ним относится рафинированный сахар и все продукты, где его концентрация высока, а также, изделия из белой муки (белый хлеб, сдобные, хлебобулочные и макаронные изделия, торты, пирожные и другие кондитерские изделия). Обычный рацион городского школьника в большом количестве включает продукты, перенасыщенные сахаром и вредными углеводами: хлопья для завтрака, чипсы, макароны, булочки, пирожные, конфеты, сладкие газированные напитки. Полезные углеводы: зерновой хлеб, каши из цельной крупы (гречка, пшено, овсянка, бурый рис).

Однако это еще не значит, что от рафинированного сахара и белого хлеба ребенок сразу становится неуправляемым. Диетологи выяснили, что рафинированный сахар в составе полноценного питания не приносит вреда. Если сахар сочетается с белками и крахмахами он хорошо усваивается. Если сахар принимать только с крахмахами, он усваивается плохо, приводит к брожению и повышенному газообразованию в кишечнике. Скопление шлаков сказывается на самочувствии и поведении ребенка. Механизм детоксикации у детей еще слабый, поэтому у них могут развиваться желудочно-кишечные расстройства, нарушения обмена веществ (прежде всего жирового) и аллергия.

Ученые также выяснили, что отставание в учебе, повышенная импульсивность и беспокойство у детей могут быть следствием недостаточного питания мозга. У гиперактивных детей обнаружен дефицит цинка, магния, кальция, витаминов группы В (В1, В6, В12), жирных кислот (ПНЖК). Кроме этих веществ, для питательной поддержки мозга необходимо принимать продукты, содержащие лецитин, таурин, триптофан, пробиотики (инулин).

Недавно исследователи выявили у детей с СДВГ недостаток серотонина, который является проводником нервных импульсов от клеток к мозгу, а также совместно с эндорфинами создает хорошее настроение и является предшественником мелатонина - гормона сна. Добавление в питание детей витамина В6 стимулирует образование серотонина из аминокислоты триптофана. Все витамины группы В необходимы для развития нервной системы.

Изучение нарушений содержания железа в организме детей выявило следующие особенности: дефицит железа вызывает нарушение внимания, а избыток - агрессивное поведение. Таким образом, включение в рацион питания необходимых микроэлементов и витаминов позволит улучшить внимание и поведение ребенка и укрепит его здоровье. Прием витаминов вызывает улучшение, сравнимое с улучшением после приема риталина. Главное отличие между медикаментозным и витаминным лечением, что состояние детей продолжает улучшаться и после прекращения приема витаминов. Витаминотерапия более привлекательна, так как позволяет без особых затрат времени и средств улучшить внимание и поведение ребенка и не только позволит снизить проявления заболевания, но и укрепит здоровье, создаст основу для нормального роста и развития. До начала приема витаминов необходимо проанализировать рацион питания детей. Выяснить, каких продуктов и питательных элементов не хватает, а каких - в избытке.

Для очищения детского организма от аллергенов и токсинов применяется в течение 2-х месяцев базисная очищающая диета. Она должна включать фрукты, овощи и белковую пищу с ограничением сахара, кофеина и углеводов (белых мучных изделий), а также аллергеносодержащих продуктов - красных и желтых овощей и фруктов, сладких молочных продуктов, сдобы и булочек. Вводить яйца и молоко можно только после улучшения поведения. В последующем в питании ребенка родители должны придерживаться принципа раздельноrо питания с преобладанием натуральных продуктов и блюд домашней кухни.

В питании ребенка должно быть достаточно полезных жиров, содержащих омега-жирные кислоты: это сочетание растительных масел холодного отжима (особенно льняного, оливкового, а также подсолнечного, горчичного и других) и животных (жирные сорта морской рыбы - тунец, нерка).

Ребенку необходимо употреблять до 5-ти видов овощей и фруктов ежедневно, это восполнит дефицит витаминов. Употреблять в пищу свежую зелень, особенно с рыбой и мясом.

Исключить газированные напитки, кофе, крепкий чай.

Соблюдение режима здорового питания поможет справиться со многими трудностями, как в поведении, так и в здоровье ребенка.

Гиперактивный ребенок – это навсегда? Альтернативный взгляд на проблему Кругляк Лев

Рациональное питание при СДВГ

Рациональное питание при СДВГ

Соблюдение диеты

Разумный выбор продуктов

Самый первый шаг, который вы должны сделать, – это соблюдение диеты. Вероятно, даже неправильно будет употреблять это пугающее и столь популярное нынче слово. Лучше в данном случае говорить о налаживании правильного питания вашего ребенка. Что это значит? Прежде всего, желательно полностью исключить из питания полуфабрикаты, которые содержат вещества, отрицательно влияющие на функции мозга ребенка: аспартам, глютамат натрия и калия, салицилаты, все добавки, начинающиеся с буквы Е, Ca-пропионат. Мы уже подробно говорили об этом выше, перечисляли продукты, содержащие эти вредные вещества. Исследования показывают, что уже примерно 70 % детей с СДВГ становятся спокойнее, у них улучшается сон, если из их рациона исключить синтетические красители и усилители вкуса. При этом подобное улучшение является стойким и долговременным. Некоторые родители полагают, что незначительные отклонения от данной рекомендации совершенно не играют никакой роли. Увы, наша привычка действовать «на авось» в данном случае неприемлема. В одном интересном исследовании проверяли влияние на поведение ребенка всего лишь одного пирожного с пищевым красителем. Результат оказался удивительным: уже в течение часа после его употребления уровень гиперактивности в этой группе детей заметно повышался. Другое исследование показало снижение усвоения школьного материала гиперактивными детьми в течение нескольких часов после употребления пищи с красителями. Интересно, что после того, как в Нью-Йорке запретили в школьном питании синтетические красители и приправы, во всех школах города был зарегистрирован беспрецедентный рост успеваемости. Следовательно, покупая продуты питания, вы должны быть всегда начеку, надо внимательно читать этикетки, педантично изучать содержимое каждой банки, упаковки и т. д. Вы быстро освоите эту работу, и это, безусловно, принесет пользу вашему ребенку.

Сейчас в различных готовых продуктах, особенно быстрого приготовления, очень много вредных веществ. Даже если на этикетке не указаны вредные добавки, следует помнить, что такие обозначения, как «эмульгатор, идентичный натуральному», «усилитель вкуса, близкий к натуральному» и прочие, относятся к той же серии вредных добавок. Мы прекрасно представляем ваши возражения, ибо именно эти продукты очень нравятся нашим детям. Мы – тоже родители, и нам также приходится бороться за рациональное, точнее, разумное питание. Действительно, эти вещества улучшают вкусовое восприятие, и дети тянутся к ним. Но вы ведь теперь знаете, как они вредны, и полны решимости перейти к максимально натуральным продуктам питания. Это, кстати, улучшит питание и всей вашей семьи, а не только вашего ребенка. Рассказать об изменениях в организме взрослого человека в связи с неправильной организацией питания – задача интересная, но она не вписывается в контекст данной работы.

Следующий шаг – ограничение сахара в рационе ребенка. Заметьте, мы говорим не о полном исключении сахара (этого делать нельзя), а о его ограничении. Когда мы говорим о сахаре, то имеем в виду тот самый рафинированный сахар, или «белую смерть», как его окрестили некоторые специалисты по питанию. Мы уже подробно обсуждали влияние сахара на поведение детей. А вот интересный пример исследования, проведенного в Йельском университете США. Ученые замеряли уровень адреналина в крови детей до и после употребления рафинированного сахара. Оказалось, что после приема сахара уровень адреналина «взлетает» в крови в десять раз! А адреналин – это нейротрансмиттер, который готовит организм к опасности и драке.

А кто же из нас не бывает свидетелем удручающей картины: маленький ребенок, вечно сосущий конфеты, леденцы и различные сладости, или подросток, идущий по улице с неизменной бутылкой колы, фанты, жующий жевательную резинку, чипсы и т. д.? Понятно, что телереклама оказывает свое влияние на незрелые умы наших детей, навязывает активное желание все это покупать. Очень непросто преодолеть такое искушение. Вместе с тем, приучая своих детей избегать этих продуктов, вы убиваете сразу двух зайцев, избавляясь от вредных добавок, неизменно содержащихся в них, и большого количества рафинированного сахара.

Параллельно мы должны предпринять следующий шаг. Речь идет о хлебе. В каждой семье есть свои традиции и пристрастия. Но мы вынуждены порой изменить их в интересах здоровья ребенка. Что мы под этим подразумеваем? Надо исключить из употребления белый хлеб и изделия из рафинированной муки – это различные булочки, батоны (особенно французские булочки, которые с некоторых пор стали выпекать наши хлебопекарни), так же, как и булочки сети МакДоналдс. В них мука подвергнута чрезвычайно сильной переработке. Крахмал такой муки очень быстро превращается в организме в сахар?, что является еще одним дополнительным источником сахара, о котором, мы уверены, некоторые родители даже не подозревают. Мы даже не говорим о пирожных, кексах, мороженом, различных кондитерских изделиях, некоторых видах йогуртов и различных сырах, где много вредных добавок. Само собой разумеется, что их надо исключить. Предпочтение в рационе ребенка надо отдавать простым хлебам: ржаному, серому, овсяному и т. д.

Надо внимательно следить за наличием жиров в рационе ребенка (омега-3, омега-6), т. к. они участвуют в строительстве нервной клетки. Как уже отмечалось, их достаточно много в рыбе и яйцах. В яйцах много необходимых организму веществ: холина, лецитин-холина, фосфатидил-холина. Это именно те составляющие ацетилхолина, которые позволяют ему влиять на память. Как правильно приготовить яйцо, чтобы оно не теряло холин? Если яйцо жарить, то холин теряется и вырабатывается «плохой» холестерин. Поэтому яйцо лучше есть сваренным вкрутую или всмятку, на худой конец – глазунью, тогда холин сохраняется и не образуется «плохой» холестерин. Для того чтобы ребенок получал достаточно омеги-3, надо включать в рацион жирные сорта рыбы, о которых было сказано раньше.

Предвидим совершенно законное возражение: хорошо вам об этом говорить, но как это сделать в жизни? Полностью отдаем себе отчет в том, что все это непросто, но, исходя из нашего опыта, возможно. Нужно с раннего возраста приучать ребенка к здоровой пище – не переслащивать еду ребенка сахаром, не перекармливать свое чадо пирожными и различными «вкусностями». Ребенок раннего возраста вообще не должен знать о конфетах, мороженом, сладостях, вредящих его здоровью! Надо научить ребенка пить не искусственный сок (как часто у нас сейчас делается), а простую чистую воду. Ну а если ребенок уже стал большим, прежде чем вы поняли, что у него проблемы с нервной системой? Мы знаем, что дети с СДВГ по большей части очень разумны и понятливы. Надо садиться рядом с ребенком и подробно объяснять ему всю проблему. Надо объяснить, что с ним происходит и как неправильная пища отражается на его поведении. Уверяем вас, как только вы сделаете его партнером, соучастником процесса, покажете ему, что вы ему очень доверяете, вы сами поразитесь тем переменам, которые произойдут в вашем ребенке. Эти дети, только глубоко понимая, зачем все это надо, будут выполнять ваши просьбы и предписания.

Что же реально надо сделать? Прежде всего, установить жесткий режим питания. Этим детям необходим налаженный ритм (мы об этом будем говорить чуть позже). Надо постараться включать в рацион как можно больше овощей и фруктов. Рафинированный сахар заменять сладкими фруктами, а также исключить из рациона белый хлеб и булочки, различные кондитерские изделия. Надо всегда помнить, что эти дети подвержены гипогликемическим состояниям (снижению сахара в крови), поэтому рекомендуется давать ребенку перекусить каждые два часа. Но перекусы должны содержать здоровую пищу. Это ни в коем случае не должны быть бутерброды, это должны быть овощи или фрукты. Например, вы провожаете ребенка в школу или в детский сад. Надо дать ему яблоко, банан, инжир или очищенную морковку. Он сможет при чувстве голода, спада энергии съесть фрукт, и самочувствие его сразу улучшится. Надо, чтобы воспитатель детского сада знал об этом и помог ребенку в такой момент, а ребенок школьного возраста сам уже понимает эти состояния и может их контролировать.

Все дети очень любят походы в МакДоналдс – и не надо их лишать этого. Просто пусть ребенок съест там лучше курицу, чем биг-мак и вместо колы выпьет чай или, на худой конец, сок. Он согласится с вами, если вы его об этом попросите. Не забудьте отменить жевательную резинку – в каждой из них много вредных добавок.

Необходимо научиться отличать здоровую пищу от плохой в интересах вашего ребенка и всей семьи.

Из книги Ребенок второго года жизни. Пособие для родителей и педагогов автора Коллектив авторов

Рациональное питание ребенка Известно, что важнейшим фактором, лежащим в основе здоровья и нормального развития ребенка любого возраста, является полноценное в количественном и качественном отношении питание.Основные требования к рациональному питанию ребенка были

Из книги Ребенок от рождения до года. Пособие для родителей и педагогов автора Коллектив авторов

Рациональное питание ребенка Значение грудного вскармливанияИзвестно, что правильное питание является одним из определяющих факторов здоровья ребенка, обеспечивающих своевременное и нормальное формирование органов и тканей, гармоничное физическое и

Из книги Гиперактивный ребенок – это навсегда? Альтернативный взгляд на проблему автора Кругляк Лев

СДВГ – новое заболевание? История возникновения данной проблемы уходит, по сути, в начало двадцатого столетия. Еще в 1902 году один английский медицинский журнал опубликовал статью педиатра Джорджа Стилла, в которой он сообщал о детях с довольно низкой концентрацией

Из книги автора

Дети с СДВГ Сегодня число детей, имеющих этот диагноз и демонстрирующих трудное поведение, увеличивается. Правда, трудные дети встречались и в предыдущих поколениях, но гораздо реже и с менее выраженными отклонениями в поведении, и диагнозы им ставились другие. Обилие

Из книги автора

Каковы типичные симптомы СДВГ Характерными для СДВГ являются три симптома: невнимательность, гиперактивность и импульсивность.Невнимательность – ключевой признак заболевания. Детям с СДВГ тяжело даются повседневные дела: домашняя работа (способность навести порядок

Из книги автора

Всегда ли одинаково протекает СДВГ Итак, мы пришли к выводу, что СДВГ – очень многообразное заболевание, и его клиническая картина протекает по-разному. Многие симптомы развиваются с разной интенсивностью и не всегда проявляются одновременно. Очевидно, вы заметили, что

Из книги автора

Проходит ли СДВГ с возрастом Не все дети с СДВГ оставляют свой знаменитый след в истории. Более того, примерно 50 % детей, страдающих синдромом СДВГ, переходят во взрослое состояние с этими же проблемами. Но у родителей незримо стоит вопрос: «Невнимательный и гиперактивный

Из книги автора

Глава II Что является причиной заболевания СДВГ Из этой главы вы узнаете: Что происходит в головном мозге Передается ли заболевание по наследству Как влияют беременность и

Из книги автора

Глава III Как определить, что у ребенка СДВГ Из этой главы вы узнаете: Почему так важна тщательная диагностика Диагностические критерии дефицита внимания Диагностические критерии гиперактивности Диагностические критерии импульсивности Советы внимательным и

Из книги автора

Как ставится диагноз СДВГ Постановка диагноза – это долгий и сложный процесс. Для этого необходимо обратиться к своему участковому педиатру, который подскажет дальнейший путь обследования ребенка. Чаще всего вам предстоят консультации невропатолога или психиатра, а

Из книги автора

Можно ли вылечить СДВГ Дефицит внимания и гиперактивность (СДВГ) вылечить до конца невозможно. Важной целью курса лечения является необходимость добиться контроля поведения ребенка в течение всего дня. Адекватное лечение позволит разорвать этот «порочный круг»,

Из книги автора

Глава VII Комплексное лечение детей с СДВГ Рациональное питание при СДВГ Соблюдение диеты Разумный выбор продуктовСамый первый шаг, который вы должны сделать, – это соблюдение диеты. Вероятно, даже неправильно будет употреблять это пугающее и столь популярное

Из книги автора

Использование антропософских препаратов при лечении СДВГ Мы рекомендуем начинать лечение с базовых препаратов, которые помогут повлиять на развитие незрелого мозга маленького ребенка или исправить те нарушения, которые выявляются при данном заболевании.Apis regina comp.

Из книги автора

Два поучительных случая лечения детей с СДВГ Все ранее перечисленные мероприятия вы спокойно можете проделать с ребенком дома, не обращаясь к специалистам. В очень многих случаях, как правило, когда есть легкая и средней тяжести форма СДВГ, вы получите очень неплохие

Из книги автора

Что знает ваш ребенок о СДВГ Следующее, что следует вам сделать, помочь ребенку понять себя, если это еще не сделал врач. Ему необходимо знание о болезни, точно так же, как и вам, людям, воспитывающим его. Некоторые из них уже в нежном возрасте знают, что они отличаются от

Из книги автора

Воспитание самосознания у ребенка с СДВГ Для положительного развития каждого ребенка обязательно чувство самосознания. Для того чтобы в любой ситуации не сдавать свои позиции, не отказываться от продолжения начатого дела при возникновении непредвиденных