Светлов а настоящая фамилия паутов годы жизни. Михаил светлов

Биография

Михаил Аркадьевич Светлов (настоящая фамилия - Ше́йнкман; 4 (17) июня 1903 год, Екатеринослав, - 28 сентября 1964, Москва) - русский советский поэт и драматург. Лауреат Ленинской премии (1967 - посмертно).

Михаил Светлов родился в Екатеринославе (ныне Днепропетровск) в небогатой семье ремесленника-еврея. Публиковаться начал в 1917 году.

В 1919 году был назначен заведующим отделом печати Екатеринославского губкома комсомола. В 1920 году вступил добровольцем в Красную армию, принимал активное участие в Гражданской войне. Недолгое время жил в Харькове, откуда в 1922 году переехал в Москву. Первый сборник стихов «Рельсы» вышел в 1923 году в Харькове. В 1927-1928 годах учился в МГУ. Согласно документам НКВД, поддерживал Левую оппозицию, вместе с поэтами Михаилом Голодным и Иосифом Уткиным издавал нелегальную оппозиционную газету «Коммунист», приуроченной к 7 ноября 1927 года. Нелегальная типография, печатавшая газету, располагалась в доме у Светлова. В 1927-1928 годах, по данным НКВД, Светлов вместе с Голодным устраивал в Харькове поэтические вечера, сбор с которых шёл на нужды оппозиционного нелегального Красного креста, и в дальнейшем оказывал материальную поддержку семьям арестованных оппозиционеров.

В 1934 году, когда создавался Союз писателей СССР, Светлов считал, что от этой организации «кроме пошлой официальщины, ждать нечего». По поводу Третьего Московского процесса Светлов высказался следующим образом: «Это не процесс, а организованные убийства, а чего, впрочем, можно от них ожидать? Коммунистической партии уже нет, она переродилась, ничего общего с пролетариатом она не имеет». Осведомитель НКВД зафиксировал и такое высказывание поэта:

Мне говорят прекрасные члены партии с 1919 года, что они не хотят быть в партии, что они тяготятся, что пребывание в партии превратилось в тягость, что там все ложь, лицемерие и ненависть друг к другу, но уйти из партии нельзя. Тот, кто вернет партбилет, лишает себя хлеба, свободы, всего.

В справке, составленной для Сталина ГУГБ НКВД СССР, помимо прочих «троцкистских» грехов поэта, указывался следующий: «В декабре 1936 г. Светлов распространил антисоветское четверостишье по поводу приезда в СССР писателя Лиона Фейхтвангера». Четверостишие это известно в различных версиях, совпадают в них только последние две строки:

« Смотрите, как бы сей еврей Не оказался Жидом » Знаменитое стихотворения Михаила Светлова «Гренада», написанное в 1926 году, положили на музыку около 20 композиторов разных стран. 31 декабря 1926 года Марина Цветаева писала Борису Пастернаку: «Передай Светлову (Молодая Гвардия), что его Гренада - мой любимый - чуть не сказала: мой лучший - стих за все эти годы. У Есенина ни одного такого не было. Этого, впрочем, не говори, - пусть Есенину мирно спится».

Пьеса о колхозной жизни «Глубокая провинция» (1935) была раскритикована в «Правде» и снята со сцены. В годы Великой Отечественной войны Светлов был корреспондентом газеты «Красная звезда», затем работал во фронтовой печати 1-й ударной армии. Наиболее известное из военных стихотворений - «Итальянец» (1943).

За книгу «Стихи последних лет» Светлову посмертно была присуждена Ленинская премия. «Лирика Светлова, - пишет В. Казак, - всегда многопланова; многое в ней остаётся недосказанным и даёт волю фантазии читателя. Его стихотворения преимущественно предметны; конкретные предметы служат обозначениями чувств и мыслей».

В 1931-1962 годах Михаил Светлов жил в «Доме писательского кооператива» в Камергерском переулке. На протяжении ряда лет преподавал в Литературном институте.

Михаил Светлов умер от рака 28 сентября 1964 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 6).

Семья

Жена (второй брак) - Родам Ираклиевна Амирэджиби (1918-1994), сестра грузинского писателя Чабуа Ираклиевича Амирэджиби и впоследствии жена физика Бруно Максимовича Понтекорво.
Сын - Александр (Сандро) Михайлович Светлов (род. 1939), сценарист и режиссёр.

Детство. Юность

Родился Светлов 4(17).06.1903г. Родной город Михаила Аркадьевича Шейнкмана (настоящая его фамилия) - Екатеринослав (сейчас Днепропетровск). В 1917 году окончил четырёхклассное училище.

Так как семья Шейнкманов была небогатой, Михаилу во время учёбы приходилось подрабатывать. Работал он помощником фотографа и «мальчиком» на бирже. В шестнадцать лет Михаил стал комсомольцем.

Вскоре Михаил Шейнкман получает назначение на заведование отделом печати губкома а Екатеринослава. В семнадцать лет Михаил добровольно уходит на фронт. Несколько месяцев он в пехотном полку сражается за свой город.

В 1922 году начинающий поэт переезжает в Москву, где наконец-то ему удалось продолжить обучение. Сначала он обучается на рабфаке, затем на литфаке МГУ.

В столице молодой человек с головой окунается в литературную жизнь. Он посещает литературные группы «Молодая гвардия» и «Перевал».

К у поэт отнёсся очень негативно, для него это было предательством идеи . Он даже сочинял стихи для подпольно выпускавшихся троцкистских листовок. Именно за троцкизм в 1928 году Светлова исключили из комсомола.

Великая Отечественная война

Во время поэт находился на фронте в качестве военного корреспондента. Он рассказывал читателям «Красной звезды» о том, что происходит на полях сражений. Всё увиденное и пережитое он отражает в своём творчестве. После войны Михаил Аркадьевич преподавал в Литинституте, где завоевал всеобщую любовь.

Творчество Михаила Светлова

«Голос солдата» - первая газета, в которой появились стихи Михаила Светлова. Он был четырнадцатилетним подростком, когда в печати вышло его стихотворение. На первые свои заработанные деньги юный поэт купил большую буханку хлеба, чтобы вволю накормить свою семью.

Юноша был романтиком до глубины души, он искренне верил в идеи коммунизма, мечтал переделать весь мир. Идеи и жизненные идеалы коммунистически настроенной молодёжи он выразил в стихах.

Конечно, его юношеские стихи несовершенны, в них ещё нет тех «светловских» интонаций, что будут так узнаваемы позже. Но даже в ранних произведениях видна искренность переживаний, вера в светлое будущее.

Ранние сборники :

  • «Рельсы» (1923)
  • «Стихи» (1924)
  • «Корни» (1925)

В 1926 году появилась известная на весь мир «Гренада». В этом же году выходит книга стихов «Ночные встречи», с которой начался растянувшийся на несколько десятилетий творческий спад. В 1930 году из-под пера Светлова выходит «Каховка» - ещё одно знаменитое творение, ставшее популярной песней.

Драматургия

В середине тридцатых годов Михаил Светлов пишет драматические произведения:

  • 1935 год - «Голубая провинция»
  • 939 год - «Сказка»
  • 1940 год - «Двадцать лет спустя» и «Мыс Желания».

Наиболее популярные произведения о войне:

  • 1942 год - «Двадцать восемь» (поэма)
  • 1943 год - «Итальянец» (стихотворение)
  • 1946 год - «Бранденбургские ворота» (пьеса).

Творчество послевоенного периода

После войны стихи Светлова предаются негласной опале, их не печатают, а самого поэта не выпускают за границу.

  • 1953 год - «Чужое счастье» (пьеса)
  • 1956 год - «С новым счастьем» (пьеса)
  • 1959 год - «Горизонт» (сборник стихов)
  • 1964 год - «Охотничий домик» (сборник стихов)
  • 1964 год - «Любовь к трём апельсинам» (пьеса).

«Стихи последних лет» - последний сборник Светлова, вышедший в 1967 году. Она принесла автору высокую награду (Ленинская премия). В начале осени 1964 года талантливый поэт Михаил Светлов ушёл из жизни. Причиной его смерти стало тяжёлое раковое заболевание.

Михаил Светлов – поэт, родившийся в нашем городе, но ставший широко известным во всем бывшем Советском Союзе. В стихах Светлова живо передан дух эпохи, готовность отстаивать идею, сражаться за нее.

МИХАИЛ СВЕТЛОВ (1903–1964) СИМВОЛ ЭЙФОРИИ 1920-1930-Х ГОДОВ – ИДЕИ ПОСТРОЕНИЯ «НОВОГО МИРА»

Михаил Светлов – поэт, родившийся в нашем городе, но ставший широко известным во всем бывшем Советском Союзе. В отличие от многих земляков-литераторов, его жизнь в целом сложилась удачно; а отношения с властью складывались внешне гармонично, несмотря на значительную долю внутренней оппозиционности. В стихах Светлова живо передан дух эпохи, готовность отстаивать идею, сражаться за нее. Самым известным стихотворением Светлова является «Гренада». Написанное и опубликованное в 1926 году, произведение было положено на музыку около 20-ю разными композиторами.

Михаил Аркадьевич
(Мотл Аронович) ШЕЙНКМАН,
взявший себе псевдоним СВЕТЛОВ:

родился 4 (17) июня 1903 года в Екатеринославе, в семье ремесленника.
Это произошло в здании-флигеле во дворе дома по ул. Гимнастической (ныне Шмидта, 23).
1917 – вышли первые публикации стихов в екатеринославской газете «Голос солдата».
1919 – появился псевдоним «Светлов». Был назначен заведующим отделом печати Екатеринославского губкома комсомола.
1920 – пошел добровольцем в Красную Армию.
Некоторое время Михаил Светлов жил в Харькове, где в 1923-м увидел свет первый сборник стихов молодого поэта «Рельсы».
1927-1928 – учеба в МГУ.
В годы войны – работа военным корреспондентом газеты «Красная звезда», затем в газетах 1-й ударной армии и 34-й армии. Получил два ордена Красной Звезды и медали.
В 1943-м появилось одно из известных стихотворений Светлова «Итальянец».
Михаил Светлов умер 28 сентября 1964 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. За книгу «Стихи последних лет» поэту в 1967 году была посмертно присуждена Ленинская премия.

Творческая жизнь Михаила Шейнкмана началась, как у многих из его поколения, во время революции и гражданской войны.
Судя по всему, Светлов восторженно принял революцию и включился в новую литературную волну. Светлов идейно принял новую идеологическую доктрину. В отличие от Дмитрия Кедрина, друга Светлова, который всю жизнь находился на серьезной дистанции от официоза, Светлов, видимо, обладая другим складом характера, сразу включился в систему. При этом, в быту, он позволял себе высказывания оппозиционного характера, однако это также было частью советского менталитета.
В Екатеринославе Светлов не задержался надолго, так как его деятельная натура требовала соответствующего пространства. Однако именно в самом начале творческого пути, в 1922 г. Светлов написал произведение «Екатеринослав», где проникновенно переданы образы промышленного города, побывавшего в горниле революции. Вот несколько строк:

***
В ранних вздохах гудков поутру
Встать заря за трубами ленится…
От жестких сосцов этих труб
Оторвали меня, младенца…
Город, город. Я вырос большой,
Я теперь втрое больше прежнего,
Но тревожного сердца разбойный бой
И детская поступь – все те же.
Я бульваров твоих не забыл,
Разговор твоих листьев слышу…
Что это: ниже столбы
Или я стал немного выше?
Город. Кольцами зарев объят,
Нависающий с неба туман скинь.
Слышишь, с запада снова тебя
Стережет запыхавшийся Брянский.
Видишь, снова, как прежде, вверху
Сотни труб небеса царапают…
Что это: снег, или капли,
Или стружки в учебном цеху?
От машин я унес далеко
Свой тяжелый походный ранец…
Я не был у брянских станков,
Но я – тоже брянец.
Силуэты горящих громадин
Научили меня борьбе…
Город, город. Родиться в тебе
И в тебе умереть, если надо.

***
Город в солнечном свете ослеп,
Между трубами пляшет восход,
Впереди убегающий Днепр,
И на каменных лапах завод.

И все-таки у Михаила Светлова был политический «грех» молодости, который заключался в том, что он поддерживал «левую оппозицию». В 1927 г. Светлов, Михаил Голодный и Иосиф Уткин издавали нелегальную газету «Коммунист». В Харькове Светлов устраивал нелегальные поэтические вечера, сбор от которых шел на нужды семей арестованных оппозиционеров.
В 1934 г. при создании Союза писателей Светлов позволил в быту высказывания насчет «пошлой официальщины» этой организации. К этому же периоду относятся высказывания, что партии в старом ее варианте нет, она переродилась, и тому подобное. Симпатии Светлова были все-таки на стороне «старых большевиков», которых почти ликвидировали в 1930-е годы. В специальной справке НКВД о Светлове его взгляды характеризуются как «троцкистские».
В этих условиях определенный внутренний конфликт у поэта усиливался.
Поэт пережил сталинскую эпоху и почти пережил хрущевскую эпоху (не хватило одного месяца).
В Днепропетровске память о Михаиле Светлове была должным образом увековечена. В 1966 г. была переименована в его честь улица Старогородняя в историческом центре. На доме, во дворе которого родился поэт, была установлена памятная доска с барельефом. Еще одна доска была установлена на доме на улице Серова (ныне А. Фабра), 15, где жили поэты М. Светлов, М. Голодный и А. Ясный. Имя Светлова носит областная библиотека для молодежи. К сожалению, в последние 20 лет дом на улице Шмидта превращен в развалины. Доска с барельефом была разбита неизвестными, ее остатки спасли и сохраняют в библиотеке имени Светлова.

***
Живого или мертвого
Жди меня двадцать четвертого,
Двадцать третьего, двадцать пятого –
Виноватого, невиноватого.
Как природа любит живая,
Ты люби меня не уставая…
Называй меня так, как хочешь:
Или соколом, или зябликом.
Ведь приплыл я к тебе корабликом –
Неизвестно, днем иди ночью.
У кораблика в тесном трюме
Жмутся ящики воспоминаний
И теснятся бочки раздумий,
Узнаваний, неузнаваний…
Лишь в тебе одной узнаю
Дорогую судьбу свою.

ГРЕНАДА
Мы ехали шагом,
Мы мчались в боях,
И «Яблочко»-песню
Держали в зубах.
Ах, песенку эту
Доныне хранит
Трава молодая –
Степной малахит.

Но песню иную
О дальней земле
Возил мой приятель
С собою в седле.
Он пел, озирая
Родные края:
«Гренада, Гренада,
Гренада моя!»

Он песенку эту
Твердил наизусть…
Откуда у хлопца
Испанская грусть?
Ответь, Александровск,
И Харьков ответь:
Давно ль по-испански
Вы начали петь?

Скажи мне, Украйна,
Не в этой ли ржи
Тараса Шевченко
Папаха лежит?
Откуда ж, приятель,
Песня твоя:
«Гренада, Гренада,
Гренада моя»?

Мы мчались, мечтая
Постичь поскорей
Грамматику боя –
Язык батарей.
Восход подымался
И падал опять,
И лошадь устала
Степями скакать.

Но «Яблочко»-песню
Играл эскадрон
Смычками страданий
На скрипках времён…
Где же, приятель,
Песня твоя:
«Гренада, Гренада,
Гренада моя»?

Пробитое тело
Наземь сползло,
Товарищ впервые
Оставил седло.
Я видел: над трупом
Склонилась луна,
И мёртвые губы
Шепнули «Грена…»

Да. В дальнюю область,
В заоблачный плёс
Ушёл мой приятель
И песню унёс.
С тех пор не слыхали
Родные края:
«Гренада, Гренада,
Гренада моя!»

Отряд не заметил
Потери бойца,
И «Яблочко»-песню
Допел до конца.
Лишь по небу тихо
Сползла погодя
На бархат заката
Слезинка дождя…

Новые песни
Придумала жизнь…
Не надо, ребята,
О песне тужить.
Не надо, не надо,
Не надо, друзья…
Гренада, Гренада,
Гренада моя!
1926

Максим КАВУН,
кандидат исторических наук

Светлов Михаил Аркадьевич (1903- 1964), поэт.

Учился в начальном училище, одновременно подрабатывал в салоне фотографии и на товарной бирже. В 1917 г. вступил в Красную армию.

Как поэт Светлов проявил себя в годы революции и Гражданской войны. К 1925 г. он уже был автором сборников «Рельсы», «Стихи», «Корни». В 1925-1926 гг. написаны стихотворения «Двое», «Рабфаковке», «Гренада», «В разведке», ставшие очень популярными у современников.

В ранних стихах пробиваются характерные для всей поэзии Светлова темы гуманизма и интернационализма (поэмы «Комсомол» и «Хлеб», «Стихи о ребе» и др.). В 30 х гг. Светлов обращается к драматургии (пьеса «Двадцать лет спустя»), пишет лирические стихи. Он избегает сложных смещений ритма, длинных стихотворных периодов, неожиданных словосочетаний. Его поэзия ориентирована на музыкально-слуховое восприятие. Отсюда названия «Песня», «Песенка», «Моя песня» и т. п.

«Песня о Каховке» сразу стала одной из любимых песен молодёжи. В годы Великой Отечественной войны Михаил Аркадьевич работал во фронтовой и армейской печати. Лучшие образцы его творчества военных лет - поэма «Двадцать восемь», стихи о партизанке Лизе Чайкиной, стихотворение «Итальянец», пьеса «Бранденбургские ворота». Послевоенная поэзия Светлова становится философской. Он размышляет о жизни, связи времён, истории, человеческом призвании и счастье («Бессмертие», «Любовь», «Искусство», «Горизонт» и др.).

Светлов всегда был непримирим ко всякой фальши, громогласной риторике, холодной декларативности. Его юмор, о котором ходили легенды, превращался в таких случаях в точную и беспощадную сатиру. Поэт считал предназначением своего творчества «быть „скорой помощью” для любого человека, разделить его горе, принять его близко к своему сердцу».