Свойства ощущений. Модальность — качественная характеристика ощущений

Рассказывают, что очень известный (и абсолютно заслуженно) психотерапевт Вирджиния Сатир, консультируя супружескую пару, в ответ на жалобу клиентки, что ее муж постоянно разбрасывает свои вещи и приводит дом в беспорядок, а когда она раскладывает вещи по местам, то он возмущается, что ничего не может найти, обратилась к мужу этой женщины со следующими словами :

— Представьте, что вы вернулись домой очень усталый, даже продрогший от холода, приняли горячий душ и с комфортом улеглись в теплую постель. Ваше тело согрелось, а напряженные мышцы расслабились, вы дышите легко и свободно. Приятно вам такое представлять?

— О, да, — отвечает ей супруг, — все это очень даже по мне.

— А теперь, — продолжает Вирджиния Сатир, закройте глаза и представляйте, как ваша жена подходит, усаживается на край вашей кровати, держа в руках тарелку с печеньем. Она откусывает печенье, и крошки сыплются вам под одеяло и врезаются в вашу кожу. Что вы на это скажете?

— О, нет, только не это. Это ведь такие ужасные ощущения!

— Ну, что же, — закончила Сатир, — Вот точно так же разбросанные вами вещи царапают вашей жене взгляд.

Вроде потом они помирились и нашли общий язык.

Что сделала талантливая психотерапевт? Сатир перевела причину огорчения жены на язык, понятный ее мужу . Жена оценивала ситуацию как картинку, как набор зрительных образов. А для мужа картинка не значила почти ничего: ну, какая ему разница, как выглядит комната, если для него важнее удобство, а не красота.

Этот пример показывает нам, что происходит, если жена — визуал и для нее основной информационный поток – это зрительные образы, а муж – кинестетик и для него основной информационный источник – мышечные ощущения. Или другими словами, что случится, если в отношения вмешивается модальность восприятия.

Вижу, слышу, чувствую

Знаете ли вы, какой тип восприятия является доминирующим у вас? Вот несколько самых простых вопросов:

  • Что для вас важнее: чтобы было красиво или удобно?
  • Важно ли вам, чтобы зал, где вы слушаете музыку в исполнении оркестра, был красиво оформлен, или музыка полностью компенсирует все недостатки оформления зала?
  • Когда вы прикасаетесь к человеку, важно ли при этом, как звучит его голос?
  • Для вас легче усвоить информацию, прочитав ее или прослушав?
  • Как вы принимаете решение, доверять ли этому человеку или нет? Вы прислушиваетесь к своим внутренним ощущениям? Вы слушаете, как он говорит, и ловите в его интонациях какие-то важные для себя нотки? Или вы смотрите ему в глаза и стараетесь прочесть там что-то для вас важное?

Ответив на эти вопросы, вы обнаружите, что ваши ответы соответствуют одному из следующих вариантов:

  • Для вас характерен основной сенсорный канал, по которому вы впитываете информацию. Их три, и каждый отвечает за свой поток образов:
    • если вам важно ВИДЕТЬ, доминирует зрительный (или визуальный) канал,
    • если вам важно СЛУШАТЬ и СЛЫШАТЬ, доминирует аудиальный канал,
    • если вам важны ваши внутренние и внешние ощущения или, другими словами, интуиции и прикосновения, то доминирует кинестетический канал ;
  • У вас активны не один, а сразу два канала, по которым вам удобно воспринимать информацию (например, визуальный + кинестетический);
  • Вы по одному каналу предпочитаете получать информацию (например, читать), а по другому – передавать (например, не писать, а рассказывать).

Если ваш ответ соответствует первому варианту, то можно заключить, что вы – человек вполне определенного сенсорного типа: визуал, аудиал или кинестетик.

Если ваш ответ соответствует второму варианту, то вас можно отнести к смешанному типу, для которого важно не одно ощущение, а два.

Наконец, выбор третьего варианта говорит, что ваша сенсорная система по-разному настроена на восприятие информации и на ее передачу. Вы воспринимаете мир, используя одну модальность, а общаетесь с ним уже с помощью другой.

Таковы, в общем, принципы, предложенные разработчиками НЛП (нейро-лингвистического программирования), позволяющие ответить на вопрос, как определить модальность человека.

Чем полезно знание своей ведущей системы восприятия

Во-первых, это знание поможет вам стать для многих интересным собеседником, умеющим убедить, успокоить и понять. Нет, речь не идет о том, что вы вдруг станете умнее или внезапно обретете психотерапевтические навыки. Секрет не в том, ЧТО вы говорите, когда общаетесь, а в том, КАК вы общаетесь.

Во-вторых, проявив наблюдательность, вы сможете улавливать, обманывает ли вас ваш собеседник или говорит вам правду;

В-третьих, вам легче будет найти общий язык со своими детьми;

В-четвертых, если ваша работа связана с преподаванием, тренингами или консультированием, вам будет легче установить связь с аудиторией и удерживать ее внимание;

В-пятых, именно наша ведущая репрезентативная система помогает нам принимать решения.

Предлагаем вам простой способ, чтобы, используя пятый пункт, проверить себя и определить, ощущения какой модальности являются для вас ведущими.

С Викиум вы сможете определить свою модальность восприятия онлайн

«Мои глаза в тебя не влюблены»

Был ли визуалом У. Шекспир, написавший сонет, откуда взята эта строчка? Мы не знаем. Но именно все, что связано с яркостью зрительных образов, делает человека визуалом.

Чем ярче образы, которые выстраиваются в его сознании, тем сильнее его внутренняя визуальная направленность. Яркий внутренний визуал – человек, который выстраивает в своем мозге сложные и причудливые картины мира. Порой, они так живо представлены в его воображении, что вполне способны заменить ему реальность.

Визуал внешний предпочитает создавать красивый мир вокруг себя, а не внутри. Для него важны:

  • цвета, их тона и оттенки;
  • размеры и расположение предметов;
  • согласованность элементов в интерьере и одежде;
  • эстетичность.

Итак, вы визуал, если для вас верно большинство из 10 перечисленных ниже условий:

  • стараетесь увидеть картину или ситуацию в целом;
  • должны убедиться, что вам нравится рассматривать выстроенный вами образ желаемого будущего, его вид доставляет вам удовольствие;
  • сравниваете картину настоящего и картину будущего;
  • видите схемы и таблицы, обосновывающие выбор;
  • должны рассмотреть возможные варианты.
  • не видите никаких красок или картин, омрачающих ваш выбор;
  • не появляется чувство, что не достает какого-то пазла в общей картине;
  • понимаете, что человек, который предлагает вам решение, вам симпатичен и привлекателен;
  • вам нравится, как выглядит картина вероятного будущего;
  • если решение красиво и эстетически оформлено.

«Тихо сам с собою я веду беседу»

Если эта фраза из старой известной песни про вас, если вы любите вести внутренние диалоги, спорить с самим собой и даже слышите порою внутренний голос, то вы – внутренне направленный аудиал. Вам важно проговорить самому себе все, от чего в дальнейшем будет зависеть принятие вами какого-либо решения.

Внешне ориентированные аудиалы – это те, для кого важны звуковые образы и их характеристики, а именно:

  • интонации;
  • тембр и звучание голоса;
  • сила и громкость звука;
  • тональность.

Итак, вы аудиал, если для вас верно большинство из 10 перечисленных ниже условий:

А. Для того, чтобы принять важное решение, вы

  1. стараетесь обсудить с другими сложившуюся ситуацию;
  2. должны услышать и высказать аргументы «за» и «против»;
  3. должны задать ряд вопросов и услышать на них ответы;
  4. готовы прислушаться к авторитетному мнению;
  5. вслух проговариваете сильные и слабые стороны каждого варианта.

Б. Вы сделаете свой выбор, если

  • не услышите серьезных возражений;
  • появится чувство, что уже обсудили все вопросы;
  • понимаете, что человек, который предлагает вам решение, говорил вполне убедительно;
  • вам нравится, как прошло обсуждение;
  • если вы чувствуете удовлетворение, когда пересказываете кому-то принятое решение.

«Я милого узнаю по походке»

Так мог сказать только ярко выраженный кинестетик!

Внутренне ориентированный кинестетик чаще всего даже сидит иначе, чем остальные: скрестив руки и ноги, опустив голову, словно постоянно вслушивается в себя и свое состояние.

Для внешне ориентированного кинестетика, например, важно:

  • Как к нему прикасаются, и к чему он сам прикасается;
  • Насколько напряжены его мышцы;
  • Что подсказывает ему его интуиция;
  • Сидит ли он, стоит или идет.

Итак, вы кинестетик, если для вас верно большинство из 10 перечисленных ниже условий:

А. Для того, чтобы принять важное решение, вы

  • часто обращаетесь к своей интуиции;
  • должны убедиться, что ничего вас не тревожит и настораживает в принятом решении;
  • должны испытать чувство удовлетворения от найденного решения;
  • сравнив варианты, отчетливо чувствуете привлекательность одного из них для вас;
  • должны доверять тому, кто это решение предлагает.

Б. Вы сделаете свой выбор, если

  • просто чувствуете, что вам нравится сделанный вами выбор;
  • вы испытываете доверие;
  • нет никаких тревожащих вас смутных ощущений, что что-то идет не так;
  • вы чувствуете, как спадает напряжение от поиска правильного решения;
  • если появляется чувство радости от хорошо проделанной работы.

На вопрос о том, как определить модальность восприятия, существует много разных ответов, и есть достаточно диагностических приемов, тестов и способов, позволяющих в этом разобраться. Мы показали только один из множества вариантов.

Но не менее важно, определив свой тип восприятия, не останавливаться на этом, а попробовать начать развивать другие сенсорные способности . Для этого полезны специальные тренажеры, такие как упражнения для развития образной памяти или образного восприятия.

Для разных людей характерны различные системы получения, обработки информации и формирования образов. Стратегия работы с информацией состоит из трех последовательных этапов:

Репрезентация;

То есть перед тем, как сообщить какую-либо информацию вербально, человек находит ее в памяти (поиск), обрабатывает (репрезентация), оценивает (оценка) и только потом сообщает с помощью слов. Весь этот процесс протекает достаточно быстро.

Процесс обучения начинается с восприятия, именно с его помощью преподаватель устанавливает контакт с учеником. Синтоническая модель рассматривает процесс передачи и получения информации как результат сложного взаимодействия процессов восприятия и мышления (восприятие + мышление = общение). Синтоническая модель общения (синтония – быть в гармонии с собой и другими) невозможна без состояния гармонии с самим собой и окружающим миром.

Наши органы чувств похожи на пять дверей, которые мы распахиваем, чтобы собрать информацию об окружающей действительности. Наше сознание открывает эти «двери» по очереди: у одного человека сначала для картинок, потом для запахов, у другого - сначала для звуков, потом для прикосновений. Это очень быстрая последовательность, но, тем не менее, последовательность. Наше подсознание воспринимает информацию по всем пяти каналам одновременно и получает гораздо больше информации, чем сознание. Синтоническая модель строится на идее о том, что у каждого человека есть своя «любимая дверь восприятия» - та репрезентативная система, которой он доверяет больше, чем другим. Например, если ваша любимая система визуальна (зрительная), то вы воспринимаете и храните в памяти мир в «картинках». Установлено, что ведущая репрезентативная система внешне проявляется в движениях глаз, выборе слов, используемых в общениях, в особенностях дыхания и даже позы.

Люди по-разному репрезентируют (представляют) свой опыт. Используемые при этом сенсорные системы получили название систем репрезентации или репрезентативных систем . Пути, посредством которых человек познает (репрезентатирует) мир, проходят через органы зрения, слуха, обоняния, вкуса, кинестетику. Все эти системы функционируют непрерывно, но поскольку большая часть информации по ряду причин оказывается излишней, человек обращает внимание лишь на ту ее часть, которая доставляет информацию в наибольшей степени соответствующей имеющемуся опыту.

Система, которая используется для поиска требуемой информации, называется ведущей. Несмотря на то, что поиск осуществляется всего за 1,5–2 с, именно этот этап процесса мышления определяет ведущую модальность человека.


Система, с помощью которой решается, истинна или ложна известная информация, называется референтной системой .

Существуют три основных типа восприятия (модальностей): визуальный (зрительный), аудиальный (слуховой) и кинестетический (чувствительный).

Человек визуального типа воспринимает и организует свой опыт и мышление преимущественно с помощью зрительных образов. Аудиальный тип представляет и описывает мир в аудиальных, слуховых образов. Третий тип – кинестетический - воспринимает и оценивает мир с помощью ощущений и чувств.

Любой человек, естественно, использует все каналы получения информации и строит образы во всех сенсорных системах. Но при этом ведущей, доминирующей обычно оказывается одна из названных систем. Зная модальность человека, можно выбрать подходящие ключи доступа к достижению раппорта с ним.

Раппорт – это термин (англ. rapport – возвращать, приносить плоды), означающий глубокое чувство взаимного доверия и легкости, позволяющее партнерам хорошо контактировать друг с другом.

Раппорт (R) имеет следующие характеристики:

1. Люди всегда узнают, когда они находятся в раппорте, но не всегда могут установить, как они к нему приходят и что нужно делать, если его уровень меняется.

2. Раппорт невозможен в условиях межличностного конфликта.

3. Чтобы создать раппорт с другим человеком прежде всего надо быть в раппорте самим собой. Это состояние получило название конгруэнтности (congruens – лат. – встретиться и согласиться), что означает согласие и гармонию во внутренним мире человека.

Конгруэнтность придает силу словам. Неконгруэнтность вызывается рассогласованием между потоками вербальной и невербальной информации. Неконгруэнтность – это не обязательно ложь, она может возникать во время выбора покупок (например, 50 марок телевизоров).

Ключами доступа называется специфическое невербальное поведение, указывающее на способ, посредством которого получают информацию.

Определение модальности человека – партнера по коммуникации – возможно по ряду индикаторов, к числу которых относятся: глазные сигналы доступа (ГСД), модальные предикаты, жесты, темп речи, интонация голоса (табл. 1).

Таблица 1. Репрезентативные системы

Индикаторы (признаки) Репрезентативные системы
Визуалист Кинестетик Аудиалист Дигитал
Глазные сигналы доступа(ГСД) (для наблюдающего) Вверх влево, вверх вправо, вверх прямо, прямо перед собой Вниз влево, иногда вниз перед собой Влево, вправо, вниз вправо В сторону, вправо, голова поднята вверх
Модальные предикаты (употребляемые слова) картина, взгляд, глаз, видение, воображать, перспектива, темный, туманный, блестящий, ярко, видимо, смотреть, наблюдать, яркий, любуюсь коснуться, тронуть, тяжелый, грубый, контакт, давление, барьер, теплый, гибкий чувствовать, ощущать громкий, ясный, звонок, говорить, обсуждать, спросить, тихий, гармония, звать, взывать, созвучно, послушайте звучать, слышать, тон анализировать, понимать, логично, аргументировать, осмыслить, смысл, выводы
Признаки
Фразы Я вижу, что вы имеете в виду. Вам следует оглянуться назад. У этого проекта блестящие перспективы Я затрагиваю интересы. Я буду поддерживать контакт. Я могу держать руку на пульсе. Это предложение дурно пахнет. Проглотить чьи-то замечания. Это звучит правильно. Что-то мне подсказывает, что надо настроиться и послушать. Я хочу высказать свое мнение. Оглушительный удар Надо разобраться. Давайте проанализируем. Систематизировать информацию.
Речь Быстрая, громкая, высокий тон Медленная, тихая, низкий грудной тон Выразительная, размеренная, мелодичный голос Монотонный голос
Жесты рук На уровне головы, шеи, плеч На уровне живота На уровне грудной клетки На уровне грудной клетки
Поза Голова вверх, спина прямая Спина согнута, голова опущена Голова склонена набок Прямая поза, руки скрещены
Движения Напряженные, резкие Раскрепощенные средние Однообразные
Дыхание Неглубокое, верхом легких Глубокое дыхание, низ живота Ровное дыхание, всей грудью Неглубокое
Правила слушания "Видеть, чтобы слышать" "Чувствовать, чтобы слышать" "Не видеть, чтобы слышать" Никакого контакта глаз
Цвет лица Бледнее во время монолога Розовеет во время монолога Нормальный во время монолога

Представленные в таблице 1 движения глаз, характерны для человека-правши (у левшей все реакции будут противоположными).

Наиболее эффективным индикатором определения модальности являются глазные сигналы доступа (латеральные движения глаз). Когда человек думает, то совершает движения глазами, что связано с активизацией работы различных частей головного мозга в процессе мышления.

Движения глаз человека в тех ситуациях, когда он вынужден вспоминать, искать ответы на трудные вопросы, формулировать мысли, является надежным показателем доминирующей сенсорной системы человека. Даже если человек стремится смотреть в одну и ту же точку, контролировать свой взгляд, это все равно долго продолжаться не может

Вторым индикатором модальности человека является языковые ключи доступа или модальные предикаты – типичные слова и выражения, используемые человеком и отражающие особенности его восприятия.

Если вы знаете, какую репрезентативную систему предпочитают ваши ученики, вы можете использовать слова, соответствующие их «любимой» модели восприятия. Люди с визуальной моделью восприятия легко понимают одни слова, с аудиальной (слуховой) и кинестетической - другие. Если вы будете правильно выбирать и использовать слова, в соответствии с ведущей репрезентативной системой ученика, то вам будет не только легко установить контакт и взаимопонимание, но и передавать необходимую информацию, учить.

Как узнать, какую репрезентативную систему предпочитает человек? Для этого надо внимательно понаблюдать за ним. Многое скажут слова, которые он использует. Еще красноречивее будет его невербальное поведение: движение глаз, темп и тембр голоса, дыхание, поза. Эту важную информацию нельзя подделать, она поступает прямо из подсознания, важно только научиться ее распознавать и использовать.

Модальность - форма отражения раздражителя в определенной сенсорной системе (зрительной, слуховой, тактильной). Соматосенсорный опыт может быть разделен на опыт, используемый для определения качественных, субъективных отличий; а также на формирование тактильной, температурной и болевой чувствительности. Этот опыт в основном является функцией сенсорных рецепторов и структур в таламусе и коре головного мозга. Сенсорный опыт включает в себя способность отличать различные уровни сенсорной стимуляции.

Восприимчивые окончания различных центростремительных (афферентных) нейронов особенно чувствительны к определенным формам физической и химической энергии. Они могут обычно инициировать потенциалы действия ко многим формам энергии, но они обычно высоко настраиваются, чтобы дифференцированно чувствовать низкие уровни специфического типа энергии. Например, восприимчивое окончание может быть особенно чувствительным к незначительному увеличению местной температуры кожи. Стимулирование окончания электрическим током или сильным давлением также может привести к возникновению потенциала действия. Однако при этом количество требуемой энергии намного больше, чем это необходимо для разнообразия в температуре.

Когда информация от первичного афферентного нейрона достигает переднего мозга, где происходит обработка и формирование субъективного опыта, качественные различия между теплотой и контактом называют сенсорными модальностями. Хотя обнаруженная рецептором информация передается таламусу и коре отдельными путями, опыт модальности, такой как холод против тепла, уникально субъективен.

Кожная рецепция. Рецепторная поверхность кожи огромна (1,4 - 2,1 м 2). В коже сосредоточено множество рецепторов, чувствительных к прикосновению, давлению, вибрации, теплу и холоду, а также к болевым раздражениям. Их строение весьма различно. Они локализуются на разной глубине кожи и распределены неравномерно по ее поверхности. Больше всего таких рецепторов в коже пальцев рук, ладоней, подошв, губ и половых органов. У человека в коже с волосяным покровом (90 % всей кожной поверхности) основным типом рецепторов являются свободные окончания нервных волокон, идущих вдоль мелких сосудов, а также более глубоко локализованные разветвления тонких нервных волокон, оплетающих волосяную сумку. Эти окончания обеспечивают высокую чувствительность волос к прикосновению. Рецепторами прикосновения являются также осязательные мениски (диски Меркеля), образованные в нижней части эпидермиса контактом свободных нервных окончаний с модифицированными эпителиальными структурами. Их особенно много в коже пальцев рук. В коже, лишенной волосяного покрова, находят много осязательных телец (тельца Мейсснера). Они локализованы в сосочковом слое дермы пальцев рук и ног, ладонях, подошвах, губах, языке, половых органах и сосках молочных желез. Эти тельца имеют конусовидную форму, сложное внутреннее строение и покрыты капсулой. Другими инкапсулированными нервными окончаниями, но расположенными более глубоко, являются пластинчатые тельца, или тельца Фатера-Пачини (рецепторы давления и вибрации). Они есть также в сухожилиях, связках, брыжейке. В соединительнотканной основе слизистых оболочек, под эпидермисом и среди мышечных волокон языка находятся инкапсулированные нервные окончания луковиц (колбы Краузе).


Теории кожной чувствительности м ногочисленны и во многом противоречивы. Одним из наиболее распространенных является представление о наличии специфических рецепторов для 4 основных видов кожной чувствительности: тактильной, тепловой, холодовой и болевой. Согласно этой теории, в основе разного характера кожных ощущений лежат различия в пространственном и временном распределении импульсов в афферентных волокнах, возбуждаемых при разных видах кожных раздражений. Результаты исследования электрической активности одиночных нервных окончаний и волокон свидетельствуют о том, что многие из них воспринимают лишь механические или температурные стимулы.

Механизмы возбуждения кожных рецепторов. Механический стимул приводит к деформации мембраны рецептора. В результате этого электрическое сопротивление мембраны уменьшается, увеличивается ее проницаемость для Na+. Через мембрану рецептора начинает течь ионный ток, приводящий к генерации рецепторного потенциала. При увеличении рецепторного потенциала до критического уровня деполяризации в рецепторе генерируются импульсы, распространяющиеся по волокну в ЦНС.

Адаптация кожных рецепторов. По скорости адаптации при длящемся действии раздражителя большинство кожных рецепторов разделяют на быстро- и медленно адаптирующиеся. Наиболее быстро адаптируются тактильные рецепторы, расположенные в волосяных фолликулах, а также пластинчатые тельца. Большую роль в этом играет капсула тельца: она ускоряет адаптационный процесс (укорачивает рецепторный потенциал), так как хорошо проводит быстрые и гасит медленные изменения давления. Поэтому пластинчатое тельце реагирует на сравнительно высокочастотные вибрации 40-1000 Гц; максимальная чувствительность при 300 Гц. Адаптация кожных механорецепторов приводит к тому, что мы перестаем ощущать постоянное давление одежды или привыкаем носить на роговице глаз контактные линзы.

Свойства тактильного восприятия. Ощущение прикосновения и давления на кожу довольно точно локализуется, т. е. относится человеком к определенному участку кожной поверхности. Эта локализация вырабатывается и закрепляется в онтогенезе при участии зрения и проприорецепции. Абсолютная тактильная чувствительность существенно различается в разных частях кожи: от 50 мг до 10 г. Пространственное различение на кожной поверхности, т. е. способность человека раздельно воспринимать прикосновение к двум соседним точкам кожи, также сильно отличается в разных ее участках. На слизистой оболочке языка порог пространственного различия равен 0,5 мм, а на коже спины - более 60 мм. Эти отличия обусловлены главным образом различными размерами кожных рецептивных полей (от 0,5 мм 2 до 3 см 2) и степенью их перекрытия.

Температурная рецепция. Температура тела человека колеблется в сравнительно узких пределах, поэтому информация о температуре окружающей среды, необходимая для деятельности механизмов терморегуляции, имеет особо важное значение. Терморецепторы располагаются в коже, роговице глаза, в слизистых оболочках, а также в ЦНС (в гипоталамусе). Они делятся на два вида: холодовые и тепловые (их намного меньше и в коже они лежат глубже, чем холодовые). Больше всего терморецепторов в коже лица и шеи. Гистологический тип терморецепторов до конца не выяснен, полагают, что ими могут быть немиелинизированные окончания дендритов афферентных нейронов.

Терморецепторы можно разделить на специфические и неспецифические. Первые возбуждаются лишь температурными воздействиями, вторые отвечают и на механическое раздражение. Рецептивные поля большинства терморецепторов локальны. Терморецепторы реагируют на изменение температуры повышением частоты генерируемых импульсов, устойчиво длящимся все время действия стимула. Повышение частоты импульсации пропорционально изменению температуры, причем постоянная импульсация у тепловых рецепторов наблюдается в диапазоне температуры от 20 до 50 °С, а у Холодовых - от 10 до 41 °С. Дифференциальная чувствительность терморецепторов велика: достаточно изменить температуру на 0,2 °С, чтобы вызвать длительные изменения их импульсации.

В некоторых условиях холодовые рецепторы могут быть возбуждены и теплом (выше 45 °С). Этим объясняется возникновение острого ощущения холода при быстром погружении в горячую ванну. Важным фактором, определяющим установившуюся активность терморецепторов, связанных с ними центральных структур и ощущения человека, является абсолютное значение температуры. В то же время начальная интенсивность температурных ощущений зависит от разницы температуры кожи и температуры действующего раздражителя, его площади и места приложения. Так, если руку держали в воде температуры 27 °С, то в первый момент при переносе руки в воду, нагретую до 25 °С, она кажется холодной, однако уже через несколько секунд становится возможной истинная оценка абсолютной температуры воды.

Мышечно-суставная чувствительность является ведущей и основной в преобладающем большинстве случаев управления движениями. Вся совокупность органов этого вида чувствительности называется в физиологии проприоцептивной системой (проприоцептивная чувствительность в переводе значит «сама себя воспринимающая» - чувствительность собственного тела.) Различают два основных компонента проприоцептивной системы: постоянный или статический компонент и динамический компонент (kinesthesia). Чувствительные окончания органов проприоцептивной системы расположены в составе мышечных пучков, в сухожилиях и суставных сумках. Эти рецепторы сигнализируют мозгу о положениях звеньев тела, о суставных углах, о напряжениях в тех или других мышцах и т. д. Эта система возглавляется органом, воспринимающим положения и движения головы в пространстве - вестибулярным аппаратом (ушным лабиринтом), расположенным в височной кости черепа (во «внутреннем ухе» с каждой стороны). Вся сигнализация этой системы в совокупности дает мозгу сведения как о положении всего тела в пространстве, так и о положениях и движениях каждой из его частей.

Модальность (психология)

Мода́льность (от лат. modus - способ) - принадлежность отражаемого раздражителя к определенной сенсорной системе ; качественность определенности ощущений. Модальность обусловлена строением органов чувств и особенностями среды, воздействующей на них.

Список модальностей:

  • Визуальная
  • Аудиальная
  • Кинестетическая
  • Болевая
  • другие

Модальность - одно из основных свойств ощущений, их качественная характеристика. Модальные характеристики ощущений, в отличие от других их характеристик (пространственных, временных, интенсивностных), отражают свойства объективной реальности в специфически закодированной форме (длина световой волны отражается как цвет, частота звуковых волн - как тон и т. д.). Понятие модальности наряду с ощущениями относится и ко многим другим психическим процессам, описывая качественные характеристики когнитивных (познавательных) образов любого уровня и сложности. С другой стороны, является ли модальность свойством раздражителя или рецептора - большой вопрос. В философии он формулируется так: пахнет ли роза, если нет рядом человека?


Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Мода в Древнем Риме
  • Модан

Смотреть что такое "Модальность (психология)" в других словарях:

    Модальность - (от лат. modus размер, способ, образ) в разных предметных областях категория, характеризующая способ действия или отношение к действию. Модальность (лингвистика) Модальная логика Модальность (программирование) Модальность (психология)… … Википедия

    психология памяти - ПСИХОЛОГИЯ ПАМЯТИ исследует память как способность живой системы фиксировать факт взаимодействия со средой (внешней или внутренней), сохранять результат этого взаимодействия в форме опыта и использовать его в поведении.… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

    ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ - абстракция, автоматизация, автоматизм, аграмматизм, адаптация, адаптация сенсорная, адаптация социальная, адаптивность, адекватность восприятия, адекватность ощущений, аккультурация, акмеология, акселерация, акт деятельности, активизация,… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

    Кант Иммануил - Жизненный путь и сочинения Канта Иммануил Кант родился в Кенигсберге (ныне Калининград) в Восточной Пруссии в 1724 г. Отец был шорником, а мать домохозяйкой, шестеро их детей не дожили до зрелого возраста. Кант всегда вспоминал родителей с… … Западная философия от истоков до наших дней

    Логика - Гр … Википедия

    Логик

    Логика (философия) - Логика (др. греч. λογική «наука о рассуждении», «искусство рассуждения» от λόγος «речь», «рассуждение») наука о формах, методах и законах интеллектуальной познавательной деятельности, формализуемых с помощью логического языка. Поскольку это… … Википедия

    Логическое мышление - Логика (др. греч. λογική «наука о рассуждении», «искусство рассуждения» от λόγος «речь», «рассуждение») наука о формах, методах и законах интеллектуальной познавательной деятельности, формализуемых с помощью логического языка. Поскольку это… … Википедия

    Логичность - Логика (др. греч. λογική «наука о рассуждении», «искусство рассуждения» от λόγος «речь», «рассуждение») наука о формах, методах и законах интеллектуальной познавательной деятельности, формализуемых с помощью логического языка. Поскольку это… … Википедия

    внимание - сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на каком либо реальном или идеальном объекте (предмете, событии, образе, рассуждении и т. д.). Выделяют три вида В. Наиболее простым и генетически исходным является непроизвольное В … Большая психологическая энциклопедия

Модальность - качественная характеристика ощущений. Каждый вид ощущений имеет свои модальные характеристики. Для зрительных ощущений таковыми могут быть цветовой тон, светлота, насыщенность; для слуховых - высота тона, тембр, громкость; для тактильных - твердость, шероховатость и т. д.

Интенсивность - классическая количественная характеристика ощущений

.Локализация - пространственная характеристика ощущений, информация о локализации раздражителя в пространстве. В некоторых случаях (болевые, интероцептивные ощущения) локализация затруднена, неопределенна.

Длительность - временная характеристика ощущения.

Роль ощущений в жизни человека . У человека на любой вид ощущения можно вызвать как адекватным, т. е. соответствующим, так и некоторыми неадекватными раздражителями. Свет для зрения, звук для слуха - раздражители адекватные, а все другие - неадекватные. Человек ориентируется в окружающем мире на основе адекватных раздражителей, которые дают ему значительно более точное и тонкое отражение свойств предметов.

Чтобы вызвать отчетливое зрительное ощущение, достаточно силы света в 1 фотон. В это же время неадекватные раздражители - механический, электрический - в сотни тысяч раз более сильные, чем световой, вызовут лишь очень слабое, неопределенное и не локализованное в пространстве ощущение свечения. Световые круги, возникшие при давлении на глаз, или «звон в ушах» при ударе не дают нам никаких знаний об оптических и акустических свойствах воздействовавших на нас предметов, а говорят лишь о факте воздействия. Указанные свойства человек отражает только посредством зрения и слуха. Таким образом, специфичность органов чувств не мешает, а, наоборот, помогает человеку (и животным) более точно отражать окружающий мир. Ложность взглядов Иоганна Мюллера на природу ощущений доказывает и всем известный факт взаимопроверки показаний органов чувств: достоверность показаний зрения легко проверить посредством осязания, и наоборот (конечно, в тех случаях, когда предмет доступен осязанию). То же относится к слуху, показания которого мы нередко проверяем зрением. Практический опыт человека ежедневно и ежечасно убеждает его в адекватности (правильности) его ощущений. Если бы ощущения людей не отражали действительных свойств материальных тел и среды, то невозможен был бы производительный труд, эффективное преобразование человеком природы.

10.В психологии имеют место различные подходы к классификации ощущений . Традиционный подход предполагает выделение видов ощущений в зависимости от специфики органов чувств: различают зрительные, слуховые, вкусовые, осязательные и обонятельные ощущения. Однако эта классификация не является исчерпывающей. В настоящее время в основу классификации ощущений положены два основных принципа: систематический игенетический .


Систематическая классификация была предложена английским физиологом Ч. Шеррингтоном (1857-1952) . Взяв за основу характер отражения и место расположения рецепторов, он разделил все ощущения на три группы: экстероцептивные, проприоцептивные и интероцептивные .

Наиболее многочисленную группу составляют экстероцептивные ощущения , отражающие свойства предметов и явления окружающего мира и возникающие при воздействии раздражителя на рецепторы, расположенные на поверхности тела. Среди ощущений данной группы выделяют контактные и дистантные . Для возникновения контактных ощущений необходимо непосредственное воздействие объекта на рецептор. Так, чтобы оценить вкус пищи, нам нужно ее попробовать, для ощущения характера поверхности объекта – потрогать.

Для дистантных ощущений не нужен непосредственный контакт с объектом, так как рецепторы реагируют на раздражения, идущие от удаленных на некоторое расстояние предметов. Примерами такого рода ощущений могут служить зрительные и слуховые ощущения.

Обонятельные ощущения , по мнению ряда психологов, занимают своего рода промежуточное положение в структуре экстерорецептивных ощущений. С одной стороны, они возникают на расстоянии от предмета, с другой – молекулы, определяющие запах, входят в непосредственный контакт с обонятельными рецепторами. Следовательно, обонятельные ощущения могут быть охарактеризованы и как дистантные, и как контактные.

Проприоцептивные (лат. proprius – собственный) ощущения - это ощущения, отражающие движение и положение тела впространстве благодаря рецепторам, расположенным в мышцах, связках и вестибулярном аппарате. Роль проприорецепции как основы движений у животных была исследована советскими психологами А.А. Орбели и П.К. Анохиным , у человека – Н.А. Берштейном . Проприоцептивные ощущения, в свою очередь, делятся на кинестетические (двигательные) и статические, или ощущения равновесия. Рецепторы последней подгруппы расположены в полукружных каналах внутреннего уха.

Интероцептивные (органические ) ощущения - это ощущения, возникающие при воздействии раздражителя на рецепторы во внутренних органах и тканях и отражающие внутренние состояния организма. Интероцептивные ощущения представляют собой наиболее древнюю и элементарную группу. Интерорецепторы информируют человека о различных состояниях внутренней среды организма (например, о наличии в ней биологически полезных и вредных веществ, температуре тела, давлении, химическом составе жидкостей).

Наиболее изучены экстерорецептивные ощущения, наименее – интероцептивные. В зарубежной психологии последние иногда называют «сферой темных (тайных) чувств» . Они играют важную роль при постановке диагноза в медицине, а также при анализе сновидений в психологии. На сегодняшний день практически любой крупный лечебно-профилактический медицинский центр располагает специальным оборудованием, которое способно отслеживать реакцию внутренних органов на раздражитель. С помощью такой процедуры медицинские центры могут диагностировать различные заболевания внутренних органов даже на ранних стадиях.

Однако не все ощущения можно отнести к одной из трех выделенных Ч. Шеррингтоном групп. В этом случае говорят об интермодальных (промежуточных) ощущениях. К ним относятся, например, вибрационные ощущения , занимающие промежуточное положение между тактильными и слуховыми. Особое значение они приобретают при поражениях органов зрения или слуха.

Слепоглухонемая О. Скороходова пишет, что если она пытается представить жизнь людей, движение в городе, то шум и звуки представляются ей в виде непрерывных вибраций. Был такой случай: она почувствовала, как движущийся воздух коснулся поверхности ее лица, и проснулась от движения воздуха .

Как уже отмечалось, возможен иной подход к классификации ощущений – по соответствующим им органам чувств (т.е. модальностям). В связи с этим можно привести высказывание французского философа Д. Дидро .