Таблица по рассказу после бала на балу. Иван Васильевич на балу и после бала (по рассказу «После бала»)

Второй урок по рассказу

«После бала»

СЮЖЕТ РАССКАЗА

От чьего лица ведется повествование? Кто такой Иван Васильевич по положению в обществе, каков его возраст?

Почему Толстой передал право рассказать о мучавшей его проблеме: ЧТО ДУРНО? ЧТО ХОРОШО? Ивану Вас-чу – придуманному рассказчику? (По Толстому, каждый человек должен определить свою нравственную позицию в жизни. Именно придуманный рассказчик позволил Толстому «организовать» встречу умудренному жизнью человека с молодежью).

Одним предложением передайте суть исповеди Ив. Вас-ча? (И. В. рассказал о крушении своей любви в результате внутреннего перелома, потрясения, происшедшего в нем, когда он стал случайным свидетелем экзекуции солдата).

Что становится главным «объектом» исследования для Толстого в рассказе?

(внутреннее состояние героя,

его ощущение мира вокруг )

Как меняется это чувство?

ТАБЛИЦА (сравнительная хар-ка сцен – на балу и после бала).

БАЛ: не просто влюблен, а сильно влюблен, весь мир обнимает своей любовью.

Как это влияет на восприятие? – Мир видится сквозь призму этого чувства.

И каков этот мир? – Таблица: детали, цвета, чувства…

Мир цельный и гармоничный.

Бал заканчивается, но продолжает жить в душе героя. Как он описывает свое состояние?

2-я часть – ВДРУГ!!!

Таблица: цвета, музыка, детали, чувства…

Какой прием использует Толстой? – КОНТРАСТ. Но контрасты не только внешние, переосмысливаются детали (например, белый праздничный цвет бала во второй части станет цветом страдания).

Неизменен лишь полковник.

Двуличен ли он? Где он настоящий? Женя Кордонская : у него просто есть мир семьи и мир профессии.

Противоречия между тем, каким полковник является на балу и в сцене казни нет. И там, и там он настоящий. НЕ БАЛУ он красивый, милый добрый по отношению к гостям, дочери, юноше. Он внимательный и нежный отец, он прекрасный танцор. Видимо, он человек среднего достатка: «домодельные сапоги, а не модные» в ущерб своему щегольству.

Каков же он в цене экзекуции?

Делает вид, что не узнал И. В-ча – того, к кому подводил дочь после мазурки. Может, стыдится? Похоже, что это чувство ему неведомо. Главное, чтобы

«всё было по закону». Толстой намекает и прической Оля Николай и выправкой, что это служака, типичный для армии30-40-ых годов. Рассказ написан в 1903 году; в тех 30-ых – 40-ых годах, когда И. В. был молод, русскую армии. Представляли полковники такого образца. Дед Толстого был участником кампании 1812 года, следовательно, писатель знал, что офицеры в 10 – 20-ые годы были иные.

(В процессе чтения уч-ль как бы заполняет сравнительную таблицу)

РУССКИЕ ОФИЦЕРЫ

в 10 – 20-ых годах

«очаровательные франты»,

«цари на бранном поле», «вам мягок черствый хлеб», «вы были дети и герои», вы всё могли

Волевые, мужественные на поле брани, героичные. Их вершины: Бородино, Сенатская пл-дь, верность Отечеству, долгу офицера, неспособность на унижение солдата. Помнили наказ Суворова «беречь русского солдата»

в 10 – 20-ых годах

грубость, жестокость, поступают «по закону», карьеризм, утрата патриотического духа, «созвездие маневров и мазурки»

Непонятно нам, зачем бил солдата, пожалевшего беднягу. Толстой ставит со всей остротой вопрос: что важнее для офицера – СЛЕДОВАТЬ ВОЕННОМУ УСТАВУ или БЫТЬ ЧЕЛОВЕКОМ - ХРИСТИАНИНОМ

И. В. не смог вынести приговора жестокому полковнику: тот поставил юношу в тупик. «Очевидно, он что-то знает такое, чего я не знаю. Если бы я знал то, что знает он, я бы понимал и ТО, ЧТО Я ВИДЕЛ, и ЭТО НЕ МУЧИЛО БЫ МЕНЯ». Но, не созрев до обвинения жутких порядков в военной среде, И. В. не захотел быть ни офицером, ни штатским, ни государственным чиновником.

С чего началось для И. В-ча осмысление того, что он увидел после блестящего бала?

Состояние после казни. «Мне было до такой степени стыдно», «всю дорогу у меня в ушах била то барабанная дробь, то слышались слова: «Братцы, помилосердствуйте», на сердце «до тошноты была тоска». ПЕРЕВОРОТ В СОЗНАНИИ начался с ПОТРЯСЕНИЯ и ГЛУБОКОГО СТЫДА.

Не вступился за избиваемого? (По-видимому, был сражен уверенной наглостью полковника, почувствовал свою слабость в противостоянии военной машине).

Дочь за отца не отвечает. Почему же любовь к Вареньке сошла на нет?

(Чтобы не иметь дела с её кругом, фальшью, безбожием, чтобы, углубившись в личное счастье, не заснуть опять).

Рассмотрим один из вариантов окончания рассказа Ивана Васильевича.

Первоначальная редакция: «Я реже стал видеться с ней. И любовь моя так и кончилась ничем, а я поступил, как хотел, в военную службу, и старался выработать в себе такое же твердое сознание своего долга, - я так называл это, - как у полковника, и отчасти достигал этого. И только к старости теперь понял весь ужас того, что я видел и что сам делал». (черновик «После бала»)

- Почему Толстой изменил финал?

Столкнувшись с тем, что не может принять, герой не может принять и весь мир.

Иван Васильевич ВЫХОДИТ – НЕ УЧАСТВУЕТ - ЕГО ПУТЬ: МИМО ЗЛА. Он выбирает путь внутреннего совершенствования.

Какова же главная проблема, которую поднимает Толстой в рассказе?

Проблема совершенствование мира и человека.

Борьба с дурным внутри себя и вовне.

Возможна ли такая борьба?

Не безнадежна ли она?

С чего ее начинать – с внешних условий (среды) или с себя?

И этот выбор каждый делает сам.

Д. з. – ст-е Цветаевой «Генералам 1812 года» наизусть, тест по р-зу «После бала» с цитатами из текста.

План

На балу

После бала

Звуки, характер музыки.

Контраст сцен в рассказе «После бала»

План

На балу

После бала

Краски, цветовая гамма этого эпизода.

Белое платье с розовым пояском, бриллиантовая фероньерка, белые перчатки.

Что-то черное, пестрое, мокрое, красное, черные люди.

Описание внешности главного героя эпизода (Вареньки, солдата).

Высокая стройная фигура, сияющее, зарумянившееся с ямочками лицо и ласковые, милые глаза.

Спотыкающийся, корчившийся человек. Что-то такое пестрое, мокрое, красное, неестественное, что я не поверил, что это тело человека.

Звуки, характер музыки.

Мотив мазурки

Жесткая, нехорошая музыка. Били барабаны, свистела флейта

Психологичес-кое состояние рассказчика.

Не только любовался, но с восторженным умилением смотрел на них.

На сердце была почти физическая, доходившая до тошноты тоска, казалось, что вырвет всем тем ужасом, который вошел в меня от этого зрелища.

Описание внешности и поведения полковника.

«После бала»

Сравнительная характеристика сцен

Характе-ристики

На балу

После бала

Описание внешности и поведения полковника.

С.30 «добродушный старичок», «богач - хлебосол»

С.32 «высокая статная фигура», «серебряные эполеты»

С.33 «очень красивый, статный высокий и свежий старик», «лицо очень румяное, с белыми подвинутыми усами», «ласковая радостная улыбка», «блестящие глаза и губы», грудь украшена орденами.

Красивый, статный, высокий и свежий старик. Румяное лицо с белыми подвитыми усами, ласковая радостная улыбка, как и у дочери, блестящие глаза. Сильные плечи, стройные ноги. Прекрасно сложен, с широкой, выпячивающейся по-военному грудью.

Упал на одно колено. Приподнявшись, нежно и мило обхватил дочь руками за уши и, поцеловал в лоб.

С.37 «твердая, подрагивающая походка», «румяное лицо», «белые усы и бакенбарды»

С.38 «статная фигура полковника»

Твердым шагом двигалась фигура полковника рядом с наказываемым. Сильной рукой бил по лицу испуганного малорослого слабосильного солдата. Грозно и злобно нахмурившись, отвернулся.

С.29 влюблен

С.31 любовался

С.31 «без вина был пьян любовью»

С.32 «я был не только весел и доволен, я был счастлив, блажен, я был добр, я был не я»

С35 «восторженно-нежное чувство»

С.36 «нежность», «умиление»

С36 «я был слишком счастлив»

С.38 «до такой степени стыдно»

С.39 «на сердце была почти физическая, доходившая до тошноты тоска», «мне казалось, что вот-вот меня вырвет всем тем ужасом, который вошел в меня от этого зрелища.»

С.40 «любовь сошла на нет»

ЦВЕТ

Краски, цветовая гамма этого эпизода.

С.31. «Белое платье с розовым пояском», «белые лайковые перчатки», «зарумянившееся лицо».

С. 32 «бриллиантовая фероньерка»

С.32 «серебряные эполеты»

СВЕТ, БЛЕСК

С. 37 «то-то черное», «много черных людей»

С.38 «пестрое, мокрое, красное, неестественное».

Звуки, характер музыки.

Мотив мазурки, вальса, кадрили

С.37 «жесткая, нехорошая музыка», «звуки флейты и барабана», «неприятная визгливая мелодия».

С.38 «била барабанная дробь и свистела флейта»

Детали

С.31 «белые лайковые перчатки» Вари

С.33 замшевая перчатка полковника

С.33 «домодельные сапоги полковника»

С.38 «раздувая щеки»,

«»оттопыренная губа»,

«замшевая перчатка».

ВЫВОД (Какой прием использует Л. Толстой)

Эпизоды противопоставлены (АНТИТЕЗА). Контрастное изображение героев, их психологических состояний позволяет писателю раскрыть социальные противоречия русской действительности.

Для своего произведения «После бала» Лев Николаевич Толстой обдуманно выбирает жанр небольшого рассказа. Его необычная кольцевая композиция позволяет читателю поверить в реальность происходящих событий, лучше разобраться в характере действующих персонажей. В основе сюжета жизненная история, рассказанная очевидцем. Характеристика полковника из рассказа «После бала» Толстого осуществляется через восприятие его Иваном Васильевичем. Мы видим Петра Анисимовича именно таким, каким представлял его себе рассказчик. Приём антитезы помогает читателям лучше разобраться в содержании, акцентирует внимание на главных чертах характера героя. Вечерние и утренние события в сюжете повествования противопоставлены друг другу и делят рассказ на две части.

Облик полковника на балу

Полковник Пётр Анисимович, отец Вареньки, личность сложная и противоречивая. Прочитав рассказ, понимаешь, что поступки и внешний вид полковника на балу и после бала сильно отличаются друг от друга.

В первой половине произведения автор знакомит нас с отцом Вареньки во время праздничного события. Благожелательные отношения гостей и хозяев дома, милые улыбки, звуки мазурки и вальса поднимают настроение, соответствуют обстановке бала. Описание полковника на вечере гармонирует с атмосферой. Пожилой человек в парадном офицерском мундире «очень красивый, статный, высокий» с выправкой старого служаки вызывает уважение у Ивана Васильевича. Он галантен с дамами, учтив с окружающими. Доверительные близкие отношения полковника с дочерью привлекают всеобщее внимание. Общаясь с ней, он «нежно, мило обхватил дочь руками за уши и поцеловал в лоб». Приятно наблюдать за необычной парой во время танца. Отдельные слова и жесты Петра Анисимовича убеждают в искренности чувств по отношению к своему ребёнку. Он всей душой любит Вареньку, гордится ею. Мундир полковника безупречно аккуратен, но вышедшие из моды сапоги с «четвероугольными» носами говорят нам о многом. Мы вместе с Иваном Васильевичем понимаем, что старый человек ограничивает себя во всём, чтобы красиво одевать и вывозить в свет обожаемую дочь. На первый взгляд, кажется, что этот умудрённый опытом почтенный отец семейства – положительный герой, мужчина, достойный нашего уважения. На самом деле это не так.

Поведение героя после бала

Во второй части повествования праздничное настроение исчезает. С наступлением рассвета начинается новый день. Изменяются краски и чувства. Другим становится и наш герой. В рассказе «После бала» характеристика полковника многогранна. Писатель умело показывает неприглядную сторону личности полковника. Сняв парадный мундир и приступив к своим непосредственным обязанностям, Владислав Анисимович меняется не только внешне, но и внутренне. В его душе нет больше места человеческим чувствам. Он не способен сострадать, проявлять милосердие. Глазами неискушённого в жизни молодого человека мы видим, как полковник «шёл твёрдой, подрагивающей походкой» и руководил избиением провинившегося татарина. Это был тот же самый человек, что и на балу «с своим румяным лицом и белыми усами и бакенбардами».

Но мучения и боль несчастного теперь не трогают душу начальника. Более того, он готов жестоко расправиться с теми, кто, нарушив приказ, недостаточно сильно опускает палку на спину беглого солдата. «Я тебе помажу», – услыхал его гневный голос рассказчик. Полковник кричит на подчинённых, унижает и даже распускает руки в порыве гнева. Лицо героя превращается в бесчувственную маску. Раздражение, досада, злость отражаются на ней при виде жениха своей дочери. Он, «грозно и злобно нахмурившись, поспешно отвернулся». Перед нами совершенно иной незнакомый человек. Трудно представить, что несколько часов назад он радовался жизни, с нежностью обнимал дочь, шутил и мирно беседовал с друзьями.

Кто виноват

Внезапно произошедшая метаморфоза непонятна читателю. Иван Тимофеевич также испытывает смятение. Каково же на самом деле настоящее лицо этого человека? Что заставило добродушного любящего отца стать чудовищем. В рассказе «После бала» полковник – жертва объективной реальности. Владислав Анисимович не притворялся. На службе он выполнял свой долг, вел себя так, как принято в обществе ему подобных. Виноват не отдельный человек, а закон, позволяющий офицеру унижать достоинство и поднимать руку на подчинённого. Телесные наказания, палочная дисциплина в армии – привычная норма жизни людей того времени, эпохи правления Николая I. Часто окружающая среда, общественное мнение формирует характер человека, руководит его действиями. Полковник не сомневался, что поступает правильно, не считал себя плохим человеком, потому что так думали и поступали его современники. Жестокий век и жестокие нравы калечат души людей, обесценивают нравственные законы и уничтожают моральные принципы.

Творческая деятельность Л. Н. Толстого не ослабевала до последних дней его жизни. В 90-х годах ХГХ века Толстой пишет ряд повестей, пьесу и рассказ «После бала». В основу рассказа положено реальное событие, которое произошло с братом писателя.

Сюжет прост. Но он построен таким образом, что жизнь и мировоззрения главного героя меняются буквально за несколько часов. До бала шла жизнь просто и размеренно, а вот чуть позже, в тот же день, с героем произошел случай, который заставил его многое пересмотреть и переоценить.

Главный герой - Иван Васильевич. В прошлом он был «студентом в провинциальном университете». Вел обычную студенческую жизнь. Много гулял, любил покутить в компании приятелей, проводил время с барышнями. В общем, веселый и жизнерадостный человек, который жил так, как жили все молодые люди его времени. Так продолжалось до определенного момента. Как-то раз у «губернского предводителя, добродушного старичка, богача-хлебосола и камергера» был бал. На этот бал был приглашен и Иван Васильевич. Среди множества красивых девушек была и Варенька Б., к которой наш герой был неравнодушен. Эта девушка каза-

лась ему верхом совершенства. Она и в самом деле была красива: роскошные волосы, голубые глаза, мягкий и правильный овал лица. Ее стройный стан и высокий рост подчеркивались белым платьем с широким розовым поясом. Казалось, что весь мир сосредоточился для Ивана Васильевича в этой девушке. Он хотел танцевать и танцевать, чувствуя Вареньку рядом с собой. Ее улыбка приникала в душу и заставляла трепетать сердце. Девушка была благосклонна к студенту, и он был на верху блаженства. Иван Васильевич танцевал почти все танцы, «танцевал до упаду» польки, вальсы, кадрили - и всегда рядом была Варенька. Иван Васильевич любовался ее «сияющим, зарумянившимся, с ямочками лицом и ласковыми, милыми глазами» и мечтал, чтобы бал не кончался.

В разгар бала на вечере появился отец Вареньки. Это был военный, как пишет автор, «типа старого служаки николаевской выправки». Но в то же время это был еще «очень красивый, статный, высокий старик». Отец очень любил свою дочь. Глядя на него, Иван Васильевич подумал даже, что, для того чтобы девушка была хорошо одета и ни в чем не нуждалась, отец отказывал себе в обновах. Ивану Васильевичу очень понравился статный военный. Приятное впечатление усилил танец отца с дочерью. Танцевали мазурку, «все пары двигались вокруг залы», но студент замечал только одну из них: Вареньку и ее отца. Они выделялись среди всех танцующих. Стройная, тоненькая и гордая девушка казалась бы почти недоступной, если бы не ее добрая улыбка. Военная выправка наложила отпечаток на фигуру отца Вареньки. Он ступал прямо, с достоинством, поддерживая дочь. В нем было столько грации и красоты, что Иван Васильевич невольно залюбовался им. Этот человек производил приятное впечатление. И отец, и дочь очень хорошо смотрелись в танце.

Бал окончился, и Иван Васильевич уехал. Но долго еще после своего отъезда был под впечатлением от увиденного. В который раз он воскрешал в памяти, как они с Варенькой танцевали, вспоминал отца Вареньки и их красивый танец.

Наверное, в такую минуту очень трудно заснуть. То же испытывал и наш студент,

поэтому решил прогуляться. Погода не благоприятствовала прогулкам: шел мокрый снег, который тут же таял. Находясь под впечатлением пережитого на балу, Иван Васильевич не замечал плохой погоды. Чтобы его прогулка не была бесцельной, он пошел к дому Вареньки Б. «Я был не только весел и доволен, - вспоминает Иван Васильевич, - я был счастлив, добр, я был не я, а какое-то неземное существо, не знающее зла и способное на одно добро». Тем сильнее было впечатление от увиденного в следующую минуту. Сначала он услышал звуки музыки, грубой и тяжелой, которые так не вязались с его настроением и с теми легкими мелодиями, что звучали в его голове. Музыка привела его к площадке, на которой стояли в строю солдаты. Принявший эту картину за учение солдат, Иван Васильевич подошел поближе. Увиденное заставило его вздрогнуть. Через строй солдат прогоняли татарина, свершившего побег. Теперь за это его наказывали жестокой поркой. Это, наверное, продолжалось довольно долго, так как татарин еле передвигал ноги. Но самое страшное зрелище представляла спина этого человека, это было «что-то такое пестрое, мокрое, красное, неестественное». Иван Васильевич даже не предполагал, что таким может быть тело человека. Солдат возглавлял высокий военный. Это был тот человек, который несколько часов назад казался верхом совершенства, сказочным королем, танцующим мазурку со своей дочерью. Да, это был отец Вареньки. Его рука, которая с такой грацией вела дочь в танце, теперь наотмашь била испуганного солдата по лицу. Полковник побагровел, глаза горели огнем, он бил солдата за то, что тот слабо ударил татарина. Иван Васильевич почувствовал жгучий стыд за этого человека и за себя, еще недавно им любовавшегося. Это и было тем событием, которое переменило всю жизнь Ивана Васильевича. Военная служба больше не прельщала его, да и любовь к Вареньке как-то тихо и незаметна угасла.

В этом рассказе Толстой осуждает жестокость и бесчеловечность военных законов, лживость и бездушие людей, автор возмущен насилием человека над человеком и отрицает его.

�>�.��h �8h �дце у него была «почти физическая, доходившая до тошноты, тоска», такая, что он не-

сколько раз останавливался, и ему казалось, что вот-вот его вырвет всем тем ужасом, который он увидел. Герой был под таким впечатлением, что засыпая, он «услыхал и увидел опять все и вскочил».

После этого случая желание поступить на военную службу у Ивана Васильевича исчезло, он решил не только не поступать на военную службу, но и вообще нигде не служить, чтобы всегда быть в ладах со своей совестью.

На образе главного героя рассказа «После бала» Л. Н. Толстой показал пробуждение в человеке совести, чувства ответственности за ближнего и любви к нему.

Цель урока. Знакомство с жизнью и творчеством писателя, развитие умений и навыков анализа художественного текста, научить приёму сопоставления; воспитать чувство уважения и любви к человеку.

Оформление. Портреты и фотографии писателя и близких ему людей, книги писателя.

На доске написан эпиграф урока:

Толстой – это целый мир… Не зная Толстого –

М. Горький

  1. Некоторые сведения из жизни и творчества писателя.

По словам Горького, Толстой рассказал нам о жизни русской жизни почти столько же, сколько вся остальная наша литература прошлого века.

В 1910 году, когда Толстой скончался, один семилетний мальчик, Илюша, написал Горькому, что все старые русские писатели умерли и что ему стало очень тоскливо.

Горький ответил: » Да, Толстой – человек – умер, но великий писатель – жив, он всегда с нами. Через несколько лет, когда ты будешь постарше и сам начнёшь читать прекрасные книги Толстого, ты, милый мальчик, с глубокой радостью почувствуешь, что Толстой – бессмертен, он – с тобой и вот дарит тебе часы наслаждения его искусством».

Ещё до встречи с его романами и повестями, принесшими всемирную славу, мы знакомимся с так называемой малой прозой Толстого: рассказами, сказками, притчами, краткими жизнеописаниями. Среди них преобладают рассказы – их очень много у Толстого, и они разные.

Первые свои произведения Толстой написал на Кавказе, куда приехал в 1851 году. Кавказские впечатления и наблюдения Толстого отражены в его первых рассказах. Собственные впечатления и наблюдения (отражённые в первых рассказах) связаны по преимуществу с поведением людей в условиях боевых действий. Так появляются военные рассказы «Набег», «Рубка леса», «Разжалованный».

Когда же писатель попал в Севастополь и принял участие в событиях Крымской компании, значение военной темы в его творчестве расширилось. Появляются «Севастопольские рассказы».

Во всех этих рассказах нашли отражение события личной жизни писателя. Жизненный опыт Толстого лежит в основе рассказов «Люцерн» и «За что?»

А сюжет рассказа «После бала» - подлинная история, пережитая братом писателя, когда оба они были студентами Казанского университета.

Толстой сказал однажды своим знакомым: «Писатель ничего не должен выдумывать, а всё писать на основании личного опыта».

  1. Анализ рассказа После бала»

Какие реальные факты легли в основу сюжета рассказа «После бала»?

(Казнь солдата вблизи Ясной Поляны, за которого заступился Толстой; рассказ старого солдата Толстому о воинской службе; история, пережитая братом)

Пишет этот рассказ Толстой в 1903 году. А действия в рассказе происходят в 40-е годы 19 века. Почему Толстой вдруг возвращается к этой теме через 50 лет? Как вы думаете? Неужели, то, что происходило в 40-е годы 19 века, могло произойти и в начале 20 века?

(стр. 167, учебник)

Кто рассказал нам данную историю?

(Иван Васильевич)

Кто он: посторонний наблюдатель или непосредственный участник происходящего?

Рассказ называется «После бала». Значит, самим названием рассказа предполагается, что был сам бал?

Давайте возвратимся на бал.

Какие поэтические, образные выражения, краски использовал автор при описании бала?

(Бал был чудесный: зала прекрасная, музыканты знаменитые, буфет великолепный)

Все эти описания передают чувства героя. Какие?

(Любовь)

Говорят, когда любишь – всё видишь в розовом свете. Найдите подтверждение этому в рассказе.

(Стр. 174)

В кого же влюблён главный герой?

(В Вареньку)

Перескажите своими словами то, как говорит Иван Васильевич о любимой девушке. Употребите в пересказе слова и выражения: высокая, стройная,

грациозная, в белом платье с розовым поясом в белых лайковых перчатках, в белых атласных башмачках, сияющее лицо, ласковые, милые глаза. (Записаны на доске)

На кого из действующих лиц на балу обращаешь внимание?

(На отца Вареньки)

Найдите описание его внешности.

(Стр. 172)

Какое впечатление он на вас произвёл?

(Красивый, ласковая улыбка, свежий старик)

Но что настораживает в его описании?

(Он был воинский начальник типа старого служаки, николаевской выправки)

Опишите его манеру танцевать.

(Стр. 172)

Что особенно умиляло рассказчика в нём?

(«Четвероугольные носки сапог»)

В каком настроении приехал Иван Иванович домой?

Найдите слова, фразы, которые особенно ярко передают ощущение счастья, испытанного рассказчиком?

(«Соединяло его и её в одном нежном, умиленном чувстве»; «мне стало любовно жалко его, жалко за то, что он не знал и не разделял того счастья, которое он испытывал»; «вид его заспанного лица с спутанными волосами показался мне умилительно трогательным»; «нет, я не мог спать».)

Куда пошёл Иван Васильевич после того, как вышел на улицу?

(К дому Вареньки)

Что он увидел, приблизившись к дому Б.?

(Как избивали солдата) - Расскажите об этом, употребляя слова и выражения: гоняют за побег, дёргаясь всем телом, опрокидываясь назад, падая наперёд, сморщённое от страдания лицо, всхлипывал:»Братцы, помилосердствуйте», взмахнул палкой, шлёпнул по спине, падали удары на спотыкавшегося человека.

Как вёл себя полковник во время наказания солдата?

Что особенно поразило Ивана Васильевича?

  1. Работа в тетрадях.

Теперь сравним рассказчика, полковника, Вареньку и татарина на балу и после бала, сделав таблицу.

На балу

В поле, на плацу

Рассказчик

Счастл Счастлив, блажен, добр

Испытывает ужас, тоску, стыд

Полковник

Очень красивый, с ласковой, радостной улыбкой

Грозный, злобный

Варенька

Красивая, в белом платье, розовый пояс, белые перчатки, белые башмачки

-----

Татарин

-----

Сморщённое от страдания лицо; спина пёстрая, мокрая, красная, неестественная

Музыка

Музыка мазурки, великолепные музыканты

Звуки флейты и барабана; жёсткая, похоронная музыка; барабанщик и флейтщик повторяли неприятную, визгливую мелодию

Как вы думаете, что важнее для Ивана Васильевича на балу или после бала?

Теперь давайте вспомним выражение: »николаевской выправки»

Какое было николаевское время?

Как звали Николая Павловича? (Николай Палкин)

(Зловещая эпоха царствования Николая, закончившаяся поражением России в Крымской войне. Описано частное, обычное для николаевской армии событие: избиение солдата шпицрутенами)

Какова тема данного рассказа?

(Любовь, избиение солдата – татарина)

Какова идея?

(Толстой выступает против всяческого насилия, угнетения человека человеком)

(Писатель очень сдержанно и скупо выражает свои чувства. Он как бы предоставляет самому читателю оценить поведение полковника – палача, вечером танцевавшего на балу с дочерью, а утром на плацу руководившего жестоким наказанием солдата. Писатель ограничился тем, что в ярких картинах нарисовал события, пережитые героем рассказа. А выводы делает сам читатель. И поэтому рассказ «После бала» оставляет действительно неизгладимые следы в нашей памяти)

Домашнее задание. Написать сочинение на одну из тем:

1) Полковник на балу и после бала.

3) Что я думаю о рассказчике Иване Васильевиче.

4) О чём заставляет меня задуматься рассказ Л. Н. Толстого «После бала»


В разделе на вопрос Иван Васильевич на балу и после бала (по рассказу Толстого "После бала") заданный автором Максим Воронин лучший ответ это Весь вечер Иван Васильевич танцевал с Варенькой и «без вина был пьян любовью» . Ивана Васильевича переполняло счастье. Особенно яркое впечатление произвел
на него танец Вареньки с отцом – красивым статным стариком в чине полковника.

Но утром произошли события, которые круто изменили его настроение, да и всю его жизнь.
Придя домой после бала, юноша понял, что переполняющие его чувства не дадут ему уснуть, и вышел прогуляться, бессознательно направляясь туда, где жила его любимая. Но здесь счастливые мечты Ивана Васильевича развеяла сцена страшного наказания беглого татарина, проводимого сквозь строй солдат, вооруженных палками. Командовал этим действием отец Вареньки, тот самый статный полковник, еще недавно так мило танцевавший с дочерью на балу.

Иван Васильевич увидел полковника, который не только шел радом, но и внимательно наблюдал за исполнением наказания. Увидев Ивана Васильевича, полковник отвернулся, как будто не встречал его никогда.

Он не мог и не хотел поверить, что рядом с праздником существует боль, страдание, жестокость, несправедливость. Герой признается, что «любовь с этого дня пошла на убыль» , потому что образ Вареньки постоянно воскрешал в его памяти картину «полковника на площади» , и ему становилось как-то неловко и неприятно, он стал
все реже и реже с нею видеться. Более того, он отказался от карьеры военного, как планировал раньше.
На всю жизнь запомнил эту ужасную картину Иван Васильевич. Другими глазами посмотрел он на окружающих людей – и на себя тоже. Не умея изменить или
остановить зло, юноша отказался от своего участия в нем.