Так откуда же Рюрик? История династии: начало. Кто был последним Рюриковичем-царем

Призвание Рюрика и варягов.

Антинорманизм в своей борьбе за "чистоту" русской истории давно уже стал формой русской свидомии*, которую насаждают различные личности (уж не знаю по какой причине). Сам научный спор уже давно вышел за рамки спора со стороны антинорманистов, став орудием идеологической борьбы. Антинорманисты пускают в ход самые грязные и самые примитивные средства пропаганды с целью облить грязью своих оппонентов. Они опускаются до самой низкой лжи, а исторические факты и доказательства заменяют своими псевдоисторическими фантазиями. Все неудобные факты либо замалчивают, либо отметают. Например, заявляют, что скандинавские археологические находки на Руси единичны 10-15 штук, хотя это враньё - одних только скандинавских фибул к 1971 г. было известно более 250. Мне интересно, как икона антинорманизма Л. Грот может бороться с исторической наукой, живя в Швеции? Такая вот страстная патриотка России.

Особым нападкам подвергается личность князя Рюрика, жившего 11 столетий назад. Здесь антинорманисты впадают в самую настоящую шизофрению: их бесит буквально всё. И то что славяне призвали Рюрика, и то что национальность у него не той системы. Они и против призвания, но также считают, что национальность должна "патриотическим" стандартам соответствовать. Пусть Рюрик будет кем угодно: кельтом, эстонцем, франком, литовцем, хоть полуславянином, внуком мифического Гостомысла из Иоакимовской летописи (полуфантастического сочинения 17 века), чем немцем. Хотя чем призванный прусс или литовец лучше призванного скандинавского князя для меня загадка. Но для антинорманистких свидомитов сама мысль о князе "немце" ненавистна. Все кто не согласен автоматически получают ярлык "врагов русского народа".


Литовцы. Вот эти хороший выбор для национальности Рюрика по мнению антинорманистов.
Пруссы - онемеченные потомки пруссов и славян. Эти еще милее антинорманистам, чем скандинавы.

Любому здравомыслящему человеку не понятно почему законный князь, призванный народом на правление, хуже чистокровной немки Софии Августы Фредерики Ангальт-Цербстской, получившей власть путем заговора и государственного переворота? Что-то не видно здесь борьбы за чистоту истории от наших борцунов за чистоту истории (хотя наши свидомиты и Екатерине II пытаются приписать русское происхождение). Основной вопрос антинорманистских свидомитов: "Неужели наши предки были настолько беспомощные, что не сумели своего князя найти?" Им кажется, что это должно задевать патриотические чувства русского народа. Происхождение Рюрика от полабских славян антинорманистов не смущает. То есть, если государство сформировалось при пришлом славянине, а не скандинаве, то всё в порядке и прекрасно - патриоты могу спать спокойно. Нужно ответить на вопрос, а почему в самом деле наши предки решили пригласить чужого князя?

Предистория призвания .


Карта расселения славянских племен. Финно-угорское племя водь обычно забывают отметить на картах, в результате их территория обычно входит состав владений славян.

К IX в. славянские колонисты за два-три столетия успели обжиться и укрепиться на занятых территориях. Племена объединились в племенные союзы, началось социальное и имущественное расслоение славянского общества, начался процесс классообразования. Восточные славяне вплотную подошли к созданию своих государств. Но были серьезные препятствия: внешняя - Хазарский каганат, внутренняя - родоплеменной строй и экономическая - наши предки были бедны и содержать государственный аппарат было не на что. По одиночке эти препятствия не были серьезными, но все вместе были не преодолимы.

Хазарский каганат в IX в. был сильнейшим и агрессивным государством Восточной Европы. Хазарские цари еврейской династии стремились как больше расширить свое государство и как можно больше народов поставить в зависимое положение. Действовали они весьма энергично и уже 30-50 гг. подчинили полян, северян, вятичей, обложив их данью, видимо шкурками пушных зверей, потому что серебро славянам взять было негде. К 80-м гг. под власть хазар попали радимичи. Надо полагать, что славяне прекрасно понимали, что рано или поздно хазары доберутся и до них. По отдельности ни один славянский племенной союз не был в состоянии дать отпор хищникам из каганата. Идея объединения должно быть витала в воздухе, но тут препятствием вставала родоплеменной строй наших предков.

Наши предки жили родами, объеденных в племена, то есть имели одного предка-родоначальника и были объединены культом общего бога. Другие славянские племена, хоть и считались родственными по языку и происхождению, но своими не считались - и предок у них был другой, и бог не тот, и вышивки на полотенцах не правильные, и акцент смешной. Подчиниться другому племени считалось позорным и неприемлемым. Кельты так и не смогли объединиться и в результате уцелели только на окраине Европы. Посмотрите на современные племена в Африке или Йемене. Казалось бы и народ один и языки мало отличаются, но режут друг друга при первой возможности без всякой жалости. Поэтому попытка любого славянского племенного союза установить гегемонию окончилась бы длительной межплеменной войной и враждой на века. Эта вражда погубила полабских славян, которые не столько воевали с общим врагом, сколько враждовали друг с другом. Объединиться под властью одного племени славяне еще бы могли, если бы хотя бы один племенной союз разбогател и усилился, став центром притяжения для остальных. Но здесь препятствием встала экономическое препятствие - восточные славяне были бедны.

Обычный исторический штамп - Русь была богата, поэтому ее богатства притягивали соседей. Это не соответствует действительности. В VIII-IX вв. наши предки похвастаться богатством не могли. Поэтому и источники о них мало сообщают - они были не интересны соседям. Жили наши предки натуральным хозяйством, занимались подсечно-огневым земледелием, охотой, рыболовством, разводили мелкий и крупный рогатый скот. Торговать нашим предкам было особо нечем.


Древляне дают дань князю Игорю мехами.

Князь Святослав назвал следующие товары, которые Русь поставляла на внешний рынок: "из Руси же меха, и воск, и мед, и рабы", другие источники добавляют в список товаров лошадей. Основной статьей торговли дохода были меха. Так хазары и русские князья брали дань со славян шкурами пушных зверей. Но иметь товар мало - его надо еще продать. Торговый путь, который проходил через славянские земли был так называемый волго-балтийский торговый путь. Он соединял Арабский халифат со Скандинавией.


Функционировать торговый путь начал в 80-х гг. VIII в., в результате чего арабское серебро в обмен на меха и рабов потекло в Европу. Казалось бы нет ничего лучше, чтобы разбогатеть, чем транзитная торговля: обслуживай и охраняй купцов, собирай пошлину и сам торгуй своими товарами. Но всё сложилось для славян равно наоборот - никаких выгод от торгового пути они не получили. С одной стороны торговлю перехватили оборотистые купцы Хазарского каганата, а с запада торговлю перехватили ушлые полабские славяне, которые даже образовали в Пскове торгово-ремесленные кварталы (именно эти кварталы антинорманисты выдают за некую западнославянскую миграцию). В итоге арабское серебро вместо того чтобы оставаться на Руси утекало на запад и оседало в виде кладов на острове Рюген. Местная славянская знать получала крохи от торговли, а население либо сдавало меха в виде дани хазарам, либо продавало за бесценок (своих купцов не было, поэтому цену назначали не они.) В результате полабские славяне и еврейские купцы каганата богатели, а наши предки беднели.

Русский каганат .

Так долго продолжаться не могло. И славянские племена на севере сделали первую попытку создать свое государство. Так как наши предки понимали, что никто не будет подчиняться какому-либо одному местному князю (даже внутри племенного союза было по нескольку князей), то сделали ставку на призванного и признанного всеми князя, нейтрального к местным противоречиям, которого бы признали все. Об этих событиях нам известно крайне мало. К 839 г. на севере Руси существовало государство, которым правил шведский правитель, носивший титул кагана. Повесть временных лет говорит об этом скупо под 859 г.: "Варяги, приходя из-за моря, взимали дань с чуди, и со славян, и с мери, и с веси, и с кривичей". Границы государства в общем понятны. Это не было завоеванием - ни один тогдашний скандинавский правитель был не в силах подчинить славянские племенные союзы. Это было добровольное подчинение. Титул кагана говорит о противоборстве молодого государства с каганатом, как о внешнеполитической программе. Другой целью создания государства был перехват торговых путей в руки местной знати.

Но Русский каганат погиб в результате всеобщего восстания. ПВЛ опять очень скупо говорит про эти события под 862 г.: "И изгнали варягов за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть". Археология говорит что не просто изгнали, а еще и Ладогу и Псков сожгли дотла. Это говорит об ожесточенном характере восстания, видимо всех пришлых перебили, потому что скандинавские источники не сохранили ни какой памяти о Русском каганате.

Но что же привело наших предков в такую ярость? Видимо, шведы не выполнили ни одного пункта ряда-договора по которому их пригласили на княжение. Во-первых, проиграли войну с Хазарским каганатом, в результате чего южные славянские земли остались под властью каганата и еще радимичи начали выплачивать дань хазарам. Во-вторых, западнославянских купцов сменили шведские и арабское серебро теперь потекло в Скандинавию, оставив местную знать не у дел. Так неудачно закончилась первая попытка восточных славян создать свое государство.

Почему призвали Рюрика?

ПВЛ о последующих событиях пишет опять скупо: "...и почаша сами в собѣ володѣти. И не бѣ в нихъ правды, и въста родъ на род, и быша усобицѣ в них, и воевати сами на ся почаша" ("...и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом").

И въста родъ на род ! На эти слова мало кто обращает внимания, но очень важные и страшные слова. Родовая война - это не просто война. Это война по обычаям кровной мести, когда кровь за кровь, смерть за смерть и нельзя оставить смерть родича безнаказанной. Такие войны могли вестись веками. Не смогли наши предки договориться между собой. При родовом строе и никогда не смогли. Невозможно при равных выбрать главного. До войны, думается, дело не дошло, тут историческая память скорее сгустила краски. Но ситуация. видимо, накалилась до предела. И здесь, вместо того, чтобы брезгливо выкатывать губки, нужно склонить голову перед мудростью наших предков - они вместо того, чтобы резать друг друга ради собственного величия, собрались вместе и решили пригласить нового князя. Они прекрасно понимали, что усобица приведет только гибели и подчинению чужеземцам. Полабские и балканские славяне этого так и не поняли.

Рюрик. Памятник 1000-летию крещения Руси.

Почему же выбрали Рюрика? Здесь учитывался негативный опыт прошлого. Перед будущим правителем ставились следующие задачи: борьба с Хазарским каганатом, освобождение славянских племен от хазарского гнёта, обеспечение внешнеэкономических интересов будущего государства. Шведы и норвежцы отпадали, потому что опыт Русского каганата показывал, что в этом случае вся власть и торговля попадет в руки скандинавов. Полабские славяне тоже отпадали - у них были свои экономические интересы. Племена Прибалтики были отсталыми дикарями, поэтому даже не рассматривались. Наши предки были язычниками, поэтому христианские князья отпадали автоматически. Таким образом единственной подходящей кандидатурой был на тот момент датский князь Рорик.

Во-первых, он был сыном конунга и сам князь, то есть знатного рода, а это в средние века был очень важный момент.

Во-вторых, Рорик на тот момент лишился своих владений во Фрисландии и вел безуспешную борьбу за возвращение своих владений. По русскому праву Рюрик был князем-изгоем, то есть князем, лишившегося своего удела. У Рюрика была дружина, были корабли, но больше не было ничего. Таких в Скандинавии называли "морскими князьями". Рюрик, таким образом, пришел бы не как завоеватель, а как зависимый от приглашающих правитель.

В-третьих, раз Рюрик был князем-изгоем, то никакая третья сила за ним не стояла. У Рюрика была только дружина и родичи, его и его дружинников. Таким образом, никого кроме них на Руси не будет. Это и случилось на самом деле - никакой массовой колонизации (как это произошло в Нормандии и Англии) Руси скандинавами не случилось.


Рюрик, Синеус и Трувор.

Эти причины определили исторический выбор наших предков. Приход Рюрика и его дружины стали катализатором образования государства на Руси. Если славянские племена отказывались подчиняться друг другу, то фигура князя-скандинава примиряла их с подчинением - они платили дань не словенам или кривичам, а князю, выбранному всеми и находящемуся под покровительством богов. Проблемы, разумеется, возникали, как с древлянами, тиверцами или уличами, но даже если племена сдавались, то сдавались не полянам или дреговичам, а князю русскому. Князь стал персонифицированной властью, символом государства, который смог сломать племенную обособленность славян и объединить их в один народ. И это нужно уважать, не выискивать Рюрику подходящую национальность.

*Свидомия - форма массового помешательства на почве национального величия, когда историческое сознание умышленно искажается и заменяется историческими мифами и фантазиями.

Когда где-то освобождается «хлебное» местечко и коллектив начинает живо обсуждать, кто же его займет, непременно раздается мрачный прогноз: «Вот увидите, пришлют варяга». Трудно поверить, но это выражение уходит своими корнями в 862-й год.

Со скандинавским спокойствием

Древний литературный памятник, «Повесть временных лет», утверждает: в 862 году уставшие от междоусобных войн племена «ильменских словен, мери, чуди и веси» подумали и решили, что лучше пригласить независимого князя-варяга из-за моря. Варягами тогда называли скандинавов.

На призыв русичей якобы откликнулись три брата - Рюрик, Синеус и Трувор . Старший, Рюрик, стал править в Новгороде, Синеус - на Белом озере, Трувор - в Изборске.

В некоторых поздних летописях встречается другая версия - будто братья не были совсем чужими для славян. Они могли быть внуками легендарного новгородского князя-старейшины Гостомысла от его дочери, отданной замуж за некоего варяжского князя. Эти же источники утверждают, что два года спустя Синеус и Трувор умерли (возможно, и не своей смертью), а Рюрик взял их области себе.

Но бытует и совершенно другая теория - что Рюрик изначально был единовластным правителем, а упоминание о его братьях - следствие ошибочного перевода древнего текста. В любом случае, с момента призвания Рюрика отмечается зарождение Древнерусского государства, которое значительно укрепилось еще через 20 лет – когда при Олеге Вещем объединились Киев и Новгород.

Такой милый исторический сюжет с вариациями впоследствии породил целое противостояние, сторонников так называемой Норманнской теории и соответственно их противников. Норманисты утверждали: раз славяне обратились к варягам, значит, сами они были совершенно неспособны обустроить собственную государственность. Антинорманисты решали вопрос радикально: Рюрик – вообще мифическая личность, не было его никогда.

Исторические исследования XIX и XX веков показали, что обе крайности ошибочны. Приглашение на княжение Рюрика, скорее всего, имело место. Но обвинять славян в каких-то слабостях, особенно в плане заиметь себе правителей, - смешно. Государственное правление было в Новгороде и в других регионах Древней Руси до призвания Рюрика.

Кто был последним Рюриковичем-царем

Может быть, и не стоило углубляться в исторические дебри, но все-таки Рюриковичи - первая царская династия в нашей стране. Хотя путь их к трону был расчищен сомнительными методами. К концу X – началу XI вв. они потихоньку оттерли от престола или вообще убили местных вождей в восточнославянских землях. Рюриковичи были уверены, что править должны исключительно представители их рода. Если какой-либо город возражал, то рисковал попасть в блокаду.

Князья, независимо от степени родства, называли себя «братьями». Но Русь все равно к середине XII века разделилась на несколько земель, а амбициозный род распался на отдельные ветви Ольговичей, Мономаховичей, Всеславичей и других фамилий.

Из рода Рюриковичей происходили первые русские цари - Иван IV Грозный и его сын Федор Иванович . Со смертью в 1598 году царя Федора Ивановича и избранием на царский престол Бориса Годунова Рюриковичи потеряли верховную государственную власть. Последним истинным Рюриковичем на русском престоле был царь Василий IV Шуйский (1606–1610 гг.)

Всё началось с Рюрика.
В этом нас уверяют историки – норманнисты. Но так ли это? Попробуем разобраться!
Что нам известно из источников? Какое событие предварило появление Рюрика на новгородской земле? Считается, что это – смерть Гостомысла, отца Умилы, матери будущего родоначальника великой династии! Т. е. Рюрик, как внук покойного, по праву родства или силы, занял дедовский стол. Однако, не всё так однозначно! Существует несколько версий о том, кем же мог быть Гостомысл. В некоторых источниках он назван посадником, старейшиной ильменских племён, князем ободритов! Но! Если Гостомысл посадник, то должность свою получил от князя. И кто тогда этот князь? Если Гостомысл ободритский князь, то тогда получается, что между его смертью и приходом Рюрика прошло почти 20 лет! Ибо князь с таким именем погиб в сражении с королём Людовиком 2 Немецким в 844 году! Рюрик же появился на Ладоге лишь в 862! Если Гостомысл, был племенным старейшиной, то внук его, пусть и старший, не имел права на власть! Да и Новгорода, куда якобы прибыл Рюрик, в те года ещё не существовало! А как же новгородское восстание под руководством словенского князя Вадима Храброго? И было ли оно? Всё что нам известно о том периоде весьма легендарно. Между прочим, о Гостомысле нет записи в древних летописях. Это имя впервые упоминается в 15 веке! А братья Рюрика, Синеус и Трувор? Они и вовсе появились на белый свет из-за ошибки при переводе древнего иностранного текста!«Сине усе» со шведского языка означает «с роды своими», а «тру вар» - «верная дружина»!Как и Моисей. Пророка сделал «рогатым» неточный перевод с арамейского языка на латынь! Теперь на всех средневековых статуях приёмный сын фараона красуется с маленькими рожками!
Но давайте, отбросив все эти мифические персонажи, вернёмся, к пока что реальному, князю Рюрику. Точнее к моменту его смерти. Что бы ни терять времени, выясняя кто из европейских «рориков-руриков» наиболее подходит на роль основателя Государства Российского. Заметим только, что ещё при жизни князя, от его дружины отделились два знатных воина: Аскольд и Дир. Со товарищи.
С этой двоицей не всё так гладко! Не верите?! Зря! Аскольд и Дир – это такие исторические персонажи, о жизни которых есть немало версий! Предлагаю разобрать самые известные. Первая версия – Аскольд и Дир, возможно и родственники, являются вассалами князя Рюрика. Известно, что они отпросились у своего сюзерена для поездки в Царьград. По дороге в столицу греко-римской империи они наткнулись на городок Киев, где и осели.А всего три года спустя они совершают набег на Константинополь! Да возможно ли такое? Поляне были хазарскими данниками, а Киев, не большой приграничный городок. О нём даже Аскольд и Дир не знали. Историю основания им рассказали местные жители.Как хотите, но тут явная натяжка! Вторая версия – Аскольд и Дир, родственники самого Кия, являются самостоятельными правителями. И напали они на столицу империи в июне 860 года! За 24 месяца до официального «призвания» Рюрика! И Аскольд-Оскальд тогда же и крестился! Почти на сотню лет раньше, чем равноапостольная княгиня Ольга-Елена!
Умер Рюрик в 879 году на территории будущего Новгорода. От чего и как - не известно. Так как, Игорь, сын его, был мал годами, то регентом при нём стал Олег. Кто такой? Трудно сказать. Кто-то считает, что Олег верховный жрец племени «Русь», кто-то, что он родич Рюрика, брат его жены или побратим.Ломоносов считал, что племя «Русь» имеет прусско-славянские корни! « Истина где-то рядом». Как бы то ни было, но лишь на третий год после смерти Рюрика, Олег отправился в военный поход с территории будущего Новгорода, прихватив с собой малолетнего Игоря. Смоленск, Любеч и Киев сдаются Олегу почти без боя. Вызвав хитростью Аскольда и Дира из Киева, он убивает их на глазах горожан. «Не княжеского вы рода, но я князь!» Затем он выносит под стены Игоря, показать перепуганным жителям. «Вот семя Рюрика!» После чего сел княжить в Киеве, назвав его «матерью городов русских». Ну, что тут скажешь? Не стыковок выше крыши! Почему поход состоялся только на третий год по смерти Рюрика? Почему Олег взял с собой в столь опасное предприятие малолетнего Рюриковича? Как так получилось, что Смоленск, Любеч и Киев сдались почти без боя неизвестно кому? И, главное, для чего Олег демонстрировал киевлянам Игоря? Попробуем разобраться! Поход мог быть отложен на столь долгий срок из-за нехватки военной силы у нового правителя. Может быть, Олегу не хватало легитимности? Маленький Игорь вряд ли мог иметь хоть какой-то вес. Вспомните детство Ивана IV Васильевича Грозного! Или Петра I Алексеевича! И 800 лет спустя после Игоря, на Руси-матушке малолетнему наследнику-сироте трудно было сесть на родительский трон!Но вот как живое воплощение княжеской власти, Игорь, был Олегу необходим! Этим и объясняется участие ребёнка в военной компании. А так же та лёгкость, с которой были покорены Смоленск, Любеч, Киев. Олег заранее смог договориться с представителями местной знати и, думается, Игорь сыграл тут решающую роль. Как и у стен Киева! Зачем нужно показывать ребёнка, пусть и княжеского рода, осаждённым киевлянам? Ведь, исходя из официальной истории, они не могли видеть Рюрика при жизни, да и сына его видели впервые! Что Олег этим доказал?
Однако! Ответ на этот вопрос очевиден! Если предположить, что Рюрик пришёл на Ладогу из … Киева! После смерти Гостомысла. Для подавления восстания Вадима Храброго, которого Татищев и другие считают за вымышленное лицо. И так как путь был весьма не близким, Рюрик оставил в Киеве двух наместников: Дира и Аскольда. «Не княжеского роду». И уж, конечно, они не являлись родственниками. Олег, как верховный жрец, выступил вместе с ратью. Поход затянулся. Но приведение ильменских славян к покорности прошло без эксцессов. Бунтовщик Вадим был убит в поединке самим Рюриком, который вскоре женился на местной аристократке. Дабы закрепить через неё новые земли. Так поступали Александр Македонский, Аттила, Чингисхан и пр. Возвращение домой затянулось. Думаете это из ряда вон? Тогда вспомните Святослава Игоревича, пропадавшего в новой столице на Дунае! Я напомню слова, которые ему приписывают: «Не любо мне сидеть в Киеве, хочу жить в Переяславце на Дунае -ибо там середина земли моей…». За такое пренебрежение бояре часто упрекали князя. Так же мог поступить и Рюрик! Но люди смертны. И чаша сия не обошла киевского князя. Он умер, и сын его стал не только сиротой, но и не нужной помехой для Аскольда и Дира. Объявив о смерти Рюрика и, быть может, Игоря, они узурпировали власть в стране. Олег с младенцем на руках оказался в щекотливом положении, где-то на задворках. Что же он? Копит силы, выжидает, ведёт переговоры и заботится о здоровье наследника. Детская смертность лишь во второй половине ХХ века стала снижаться! Терпение Олега вознаграждается! Аскольд и Дир возбудили своим правлением недовольство аристократии. Бояре ещё не успели забыть, что они не княжеского роду, а равные им. «А чем я тогда хуже?» - думал каждый из них, особенно в те моменты, когда узурпаторы обходили их вниманием и подарками! Живой Игорь, вскоре, оказался очень кстати! Олег решил воспользоваться моментом и не прогадал! Показ киевлянам Игоря мог иметь только одну цель: убедить их в том, что хотя Рюрик и мёртв, зато его сын и наследник жив. Но жители столицы не видели Игоря от рождения! Как Олег думал их убедить? Родинку что ли родовую предъявить? Думается, Игорь был рыжеволосым, как и его отец, Рюрик! По огненной шевелюре его и узнали. Может такой цвет был редкостью на Руси в те времена? Интересно! Якобы Аскольда и Дира, убиенных в одно время по слову Олега, похоронили отдельно друг от друга! Первого погребли на месте будущей церкви святого Николая, другого недалеко от не построенного ещё Софийского собора!Как это трактуют историки? Легко! Аскольд, говорят они, был … христианин (возможно, его звали Николай!), а Дир оставался язычником!Так ли это или нет, но в списке Устава Льва Философа (860-911 гг.) русская епархия значится под номером 61!И, наконец, о «матери городов русских». Почему не отец, что было бы гораздо правильней? Ведь есть же такие устойчивые словосочетания как Ростов-папа и Одесса-мама! Согласен, но! Есть сведения, что раньше Киев назывался Куява, а это уже женский род! «Куява – мать городов русских». Звучит!
И снова о Рюрике! Знаете ли вы, что во второй раз имя это появилось лишь всередине XIвека!Так назвал сына князь Ростислав Владимирович, внук Ярослава Мудрого! А 200 лет не судьба?! В XII веке Рюриков было всего двое: Ростиславич и Ольгович. И всё! Слабовато как – то, не находите? Что же в итоге? Пришёл, родил сына и умер. Не густо. Тогда предлагаю продолжить! На сцене – князь киевский Игорь Рюрикович Старый, прошу любить и жаловать!
О жизни этого князя известно немногим больше, чем о его отце. Не многим! Не будем вдаваться в историю его военных экспедиций к Городу на Босфоре. Нас интересует год 903. Женитьба Игоря на Ольге. На момент встречи, с будущей супругой, Игорю было около 25 лет! Не многовато ли для первого брака? А если брак не первый, то нам об этом ничего не известно! В то время женились гораздо раньше, особенно в княжеских семьях!
Кто такая Ольга? Версий много. Крестьянская девушка из села Выбутино. Княгиня из рода болгарских князей. Родственница Олега Вещего и пр. В. А. Руднев в своей книге «Слово о князе Владимире» прямо заявляет, что Ольга – дочь князя Олега, а Игорь её муж. И не из Рюриковичей! В связи с этим вспоминается Римская империя, где дочерей называли именем отца, но в женской форме: Юлий-Юлия, Помпей-Помпея, Корнелий-Корнелия и др. Так всё-таки Ольга Олеговна?
Когда же родился у них сын Святослав? Страшно даже сказать! Через 39 лет после брачной ночи! Как такое возможно, ведь Игорю тогда было за 60! В истории Русского государства известен лишь один князь, ждавший наследника в законном браке около 20 лет. Это Василий III Иванович. Правда, затем он развёлся и женился вторично, на праправнучке темника Мамая! И это православный государь! А что же язычник Игорь? Ждёт, упрямец, в два раза дольше! И вот чудо (?) свершилось! В 942 году (это одна из предполагаемых дат!) у них рождается Святослав! Наконец – то! Появление на свет долгожданного наследника, как – то активизировало действия Игоря. Он стал гораздо предприимчивее! Уже на следующий год «пошёл Игорь на греков»! Через три года он вновь грозит империи! А ему, мягко говоря, под семьдесят! «Седина в бороду, бес в ребро»? Ошибка историков?И Игорь, рюрикович он или нет, на самом деле не так стар? Ведь логично предположить, что ребёнок мог появиться в течение 3 лет после брака! И уходя в далёкий и опасный поход, князь Игорь был не старше 20-25 лет! Ну, что на это сказать? Поймите меня правильно! Я не собираюсь извратить историю нашего государства, я лишь пытаюсь разобраться в ней! Существует же версия об Олеге II, почему не может быть двух Игорей? Первый, сын Рюрика, убит в бою или умер бездетным. Не исключено, что не без помощи своего наставника и пестуна!Есть, однако, народные предания, где в смерти Игоря обвиняется Ольга, его жена!А Иоанн Цимисхий, пугая Святослава, уверен, что Игоря грохнули … германцы! А древляне? Или древляне и есть германцы? Это, знаете ли, кидает тень на официальную историю! Второй Игорь выходит на историческую сцену уже как муж Ольги, внучки Олега! Не дочки! Ибо не стоит забывать, что во время поездки княгини Ольги «во греки», в 955(7?) году, император ромеев Константин Багрянородный (Порфирородный)предлагал «архонтиссе руссов» стать его женой! Даже если предположить, что невесте киевского князя в 903 году было 15 лет, то во время визита в Царьград, ей больше 65! Извращенный вкус изнеженного басилевса? Или же он видел нечто другое? Что не вписывается в официальную историю? Молодую Ольгу?! А что? Мать Джульетты была не старше Христа, хотя в театре её роль играет зрелая актриса. Чем хуже Ольга? Родив сына лет в 15-18, она могла явиться в Константинополь 35 летней красавицей! И тут – то интерес к ней императора понятен! Но тогда выходит нестыковка с годами жизни её внука Владимира Святого, младшего сына Святослава. На момент трагической гибели своего отца, в 972, Владимир был 2 года как женат! По «Летописцу Переяславля Суздальского» внук Ольги во время смерти, 15 июля 1015 года, должен был быть 73 летним старцем! Если этому поверить, то Владимир, оказывается, родился в один год со своим отцом, в 942! Ну, ни бред? О нём чуть позже и подробнее.
А что говорят историки? Татищев отводил для рождения Святослава 920 год (6428 от сотворения мира). О. М. Рапов настаивает на 927! Есть и другие даты. Кто прав? И как относится к летописным сведениям, что во время взятия Искоростеня Святослав был мал годами? Выше уже было сказано, что княгиня Ольгаприбыла в Царьград в 957 году. Но есть версия Г. Г. Литаврина, что поездка эта состоялась на 11 лет раньше! Тогда зрелая женщина превращается в 20 девушку! Чудеса, да и только!
Моё же мнение – Ольга болгарского роду-племени. Причём княжеского или царского! Последнее более правдоподобно. Почему? Отвечаю, следите за ходом мыслей. После смерти мужа, вдовствующая княгиня управляет страной! Причём длительное время! Историков это не смущает. Ольга, по их словам, была регентшей при малолетнем княжиче Святославе! Вот от куда ей и почёт, и уважение! Однако такое не типично для русской истории. Взять хотя бы Елену Глинскую, мать Ивана 4 Васильевича Грозного. После смерти мужа, Василия 3 Ивановича, она, так же как и Ольга, стала регентшей при трёхлетнем сыне Иване. И что? Надолго ли её хватило? Заточили и отравили! Всё! А жила царица Елена в 16 веке! От Ольги её отделяет аж 650 лет!Подумайте над этим на досуге. Ведь Ольга до конца своих дней являлась полноправной правительницей, не смотря на то, что сын Святослав давно ходил в мужчинах! Бледный пример такому мы находим во Франции 16-ого века: Мария Медичи и Людовик 13, Анна Австрийская и Людовик 14. Первый, достигнув зрелости, засадил мать в тюрьму, второй – отстранил от власти. И это в просвещённой Франции! И на шесть веков ПОЗЖЕ! Что из этого? Только одно: Ольга, представительница очень знатного рода. Не исключено, что и царского! Именно могущество родственников из такой династии давало возможность Ольге-Елене править Русью! «Крыша»! И настолько прочная, что героический Святослав даже не рыпался! Кстати! Помните, выше по тексту, я упоминал, где любо сидеть Святославу? В Переяславце, в Болгарии! Не претендовал ли он на материнское наследство? Как и сын Изабеллы Французской Эдуард 4 Английский? После смерти своего дяди Карла 5 Красивого, бывшего последним представителем мужской ветви Капетингов во Франции, Эдуард 4 предъявил свои права на французский трон. И он не шутил. Он был более прямым потомком, нежели Филипп Валуа, но по женской линии! Столетняя война – банальная дрязга из-за наследства! Король Англии был внуком Филиппу 4 Железному Королю, а как звали дедушку Святослава? Вот тут-то я не скажу нового, многие считают Ольгу его дочерью. Это СимеонВеликий! С 893 болгарский князь, а в 913-царь! Правил Симеон до 927 года. Он своими победами добился от византийцев титула «басилевса»! Коварные греки согласились, скрипя сердцем, но кричали на всех углах, что «басилевс болгарский» стоит ниже владыки Цареграда! Затем правил его второй сын Пётр 1, женой которого стала Мария, внучка императора Романа Лакапина. В 967 году Святослав захватил столицу Болгарии Преслав и Пётр отрёкся от престола в пользу Бориса, своего сына. Ой, не зря называл Святослав царя Бориса 2 братом! По официальной версии брак Ольги с Игорем состоялся в 903 году, когда Симеон уже был князем Болгарии. Думается, что его царский титул сильно возвысил Ольгу. Жена Киевского князя, дочь царя-басилевса, сестра царя! Звучит! Теперь понятно и отношение императора ромеев к княгине Ольге при встрече! А как же, дочь басилевса Болгарии! Никого так не принимали в Литеранском дворце, как архонтиссу руссов. С ней, между прочим, был безымянный племянник. Уж не Борис ли, царевич болгарский? Братик двоюродный Святослава? В самый раз думается.
Историки утверждают, что на болгар Святослава уговорил пойти патрикийКалокир. За 15 кентариев. По приказу басилевса Никифора Фоки. Они пытаются сделать из русского князя греческого наёмника! 1 кентарий=100 литр=7200 номисм, а если короче 455 кг золота! Круто? Да! Но … этого мало для найма войска! Так что злополучные кентарии либо посольские дары, либо это взятка от Калокира. Не я один так думаю! А что? Разведка у греков была превосходная. Штат шпионов огромен. Узнали про сборы Святослава и доложили куда надо! Отчего не предположить, что ромейский император хотел подстраховаться, в том случае если у Святослава выгорит с болгарским наследством? И 15 кентариев всего лишь выражение дружбы со стороны Никифора Фоки! Старик не прогадал, однако тут вмешалась Феофано и прощай Ники, привет Иоанн! Женщины так не постоянны! Усилившись, Святослав захотел большего. Благо его союзник Никифор Фока умер насильственной смертью и на престол взошёл узурпатор. Иоанн Цимисхий (Туфелька) или иначе Кир Жан. Армянин, как и Роман Лакапин. Так что в смерти Святослава на порогах были заинтересованы очень высокопоставленные лица. Как же называли его греки на пике могущества? Вряд ли по-простому - князем киевским. Архонтом? Да! Басилевсом? Почему и нет? Называли же Великого Князя Киевского Владимира Мономахом в честь деда императора греческого? Никто не мешал Святославу принять дедовский титул! Кстати, послам Цимисхия, после взятия болгарской столицы он заявил, что находится у себя ДОМА! И был прав.ОТСТУПЛЕНИЕ!!! Интересно! Констанций Хлор воевал на Рейне и Дунае в 3 веке н. э. Его сын от дочери трактирщика Елены Константин родился в современном сербском городе Нише. Обдумывая, где будет стоять Новый Рим, император Константин 1 Великий рассматривал в качестве его основы и город Сердику(ныне София!), построенный при Марке Аврелии в 177-180 гг. СПРАВКА! Сердика, до 4 века, была столицей римской провинции Фракия, так тогда называлась Болгария, в ней находился дворец Константина и большой амфитеатр! Это был любимый город императора. «Сердика это мой Рим», - часто вслух говорил он. После принятия империей христианства, в Сердике открывается епархия, а в 343 году здесь проходит Сердикийский собор! Он был продолжением Никейского. Через 14 лет римский историк А. Марцеллин опишет Сердику как «большой и неприступный город»! Разрушенный Аттилой, восстановленный Юстинианом, этот город в 809 году под именем Средец входит в состав болгарского государства!
Думаете, чего это я так отвлёкся? Ничуть! Изучая историю рода Рюриковичей, я наткнулся на странную параллель между Константином 1 Великим и Константином 7 Багрянородным. Последний император, как вы помните, принимал у себя «архонтиссу руссов» Ольгу и принадлежал к Македонской династии! Как и Константин Великий, Константин 7 Багрянородный был незаконнорожденный, т. е. бастард! Констанций Хлор по приказу Максимиана оставил мать Константина, после 20 лет совместной жизни, и женился на падчерице августа Феодоре. Лев 4 Философ был женат трижды, когда полюбил Зою Карбонапсину, мать будущего восприемника от купели княгини Ольги. Оба августейшие тёзки, повторюсь, воспринимались как незаконнорожденные! Отцы их имели славянское происхождение. После смерти Льва Философа и пятилетнего регентства Зои, престол цареградский занимает Роман Лакопиан, армянин. Его дочь Елена становится женою Константина Багрянородного, который царствовал де- юре с 913, а де-факто с 945!. С приходом Лакапинана исторической сцене появляется другой представитель Армении - Иоанн Куркуас, по прозвищу Туфелька (или Сапожок?), известный нам как Цимисхий или Кир Жан! Именно он, будучи полководцем Романа, доставил из Эдессы убрус с нерукотворным ликом Христа! Знаменитая христианская реликвия! А при Константине Великом, его матерью Еленой найдены другие реликвии, не менее значимые - крест и гроб Иисуса! Знакомство Елены с Констанцием очень напоминает легендарное знакомство Ольги с Игорем! Одна прислуживала на конной станции и в трактире, другая была дочерь перевозчика у реки. Где, правда? Истина где-то рядом! И Елена, и Ольга-Елена названы Церковью равноапостольными! Как Константин Великий и Владимир Святой! Сын и внук. У Глеба Носовского есть версия, что Ирина Годунова, жена царя Фёдора Иоанновича, является не сестрой царю Борису, а его МАТЕРЬЮ! Как отчество? Фёдорович! Борис Фёдорович «Годунов»! Вспомните, как кликали Петра 1 при регентстве сестры его Софьи! По захудалому роду его матери: Нарышкин! Тогда как сама Софья была рождена в первом браке своего отца, Алексея Михайловича Тишайшего, с княгиней Милославской! Вот вам и выражение «величать по матери»! Интересно всё же, какая религия была на Руси до принятия христианства? В Хазарском каганате, например, аристократы и военные по вере были ИУДЕЯМИ! А у евреев, которые и распространяли ИУДАИЗМ, есть твердокаменный закон: ребёнок считается евреем, если его родная мать – еврейка!«Величать по матери»! Старинная русская забава.
Это я сейчас к чему? «Всё смешалось в доме Облонских…» и настало время поговорить более подробно о Владимире Святом! Знаете ли вы, когда родился и, главное где, будущий Креститель Руси? Даты рождения разнятся: 958, 959, около 960, 960 , есть даже …942 и 948 гг. (!), а вот место всегда неизменно: родина княгини Ольги! Якобы так поступила мать Святослава, узнав, что «ключница» Малуша (кто-то из историков считает её, дочерью древлянского князя, Мала) ждёт ребёнка от её сына. Услала в гневе с глаз долой! Рожай в глуши лесов бастарда! Ох, однако, эти БАСТАРДЫ! А что если Малуша не мать Владимиру, а КОРМИЛИЦА? И приехала она на малую родину княгини уже с младенцем? И в каком году? В 942 или 960? Примечательно, что по истории в 942 родился Святослав! Путаница? Может быть. А вот когда появился на свет Ярополк и кто его мать НЕ ИЗВЕСТНО! Но в 972 году он стал великим князем киевским! Если Ярополк старший из сыновей Святослава, то родился, естественно, раньше Владимира. Знать бы только когда: до 942 или 960 гг.? Если же Владимир не сын потрясателя болгарского царства, а его БРАТ?! Уходя в 970 году в болгарский поход, Святослав посадил в Киеве Ярополка, а Олега в древлянской земле. Пришли новгородцы просить себе князя. А тот и говорит им: «Дал бы вам князя, если бы кто пошёл». И давай спрашивать у Ярополка и Олега о Новгороде, да те отказались! Добрыня, брат Малуши, посоветовал им просить к себе Владимира. Те и попросили!
Вопрос: почему Святослав не сразу дал Владимиру удел, когда просили его об этом представители Новгорода? Зачем разводил руками и упрашивал старших сыновей? Историки в один голос заорут: Владимир сын рабыни, даже Рогнеда из Полоцка его «отшила»! Т. е. по их мнению, победителю Хазарского каганата было стыдно за бастарда перед новгородцами? Ну, не знаю.… А вот за брата – бастарда возможно! И тогда наша мозаика начинает собираться! У вдовствующей княгини Ольги рождается сын. Позор! Но это только если узнают! И Ольга старательно подчищает все следы! Она отправляет младенца с кормилицей Малушей в таёжную глушь, обвинив её при этом в прелюбодеянии с Святославом! Последний либо был не в курсе - Я?! С Малушей?! Не помню … Что?! Ждёт ребёнка? Выручай, мать! - либо хорошо подыграл Ольге. Зачем вообще был нужен этот балаган? А что бы Владимир, пусть и как бастард, но имел отношение к роду Рюриковичей!Князья и цари Московские давали своим старшеньким сынкам все сливки городов русских, братьям же своим то, что останется. Удельный князь? Ну, и сиди в своей вотчине, и не рыпайся! А то и жениться запретить могут, как поступил Василий 3 со своими братьями. Лишь после рождения у него сына от Елены Глинской в 1530 году, Государь Руси снял это ТАБУ!
И вот перед нами два брата: Святослав Храбрый и Владимир Святой. Если это правда, то сражение под Искоростенем начинал малыш Владимир! И тогда вместо бабки и внука, у нас – мать и сын! Оба РАВНОАПОСТОЛЬНЫЕ! Флавий Валерий Аврелий Константин и Владимир – Василий. Первый носил титул императора, второго именовали ЦАРЁМ! Оба – БАСТАРДЫ и причастны к гибели своих соправителей!Макценция с Лицинием и Олега со Святополком!Макценций, во время бегства своих воинов, падает с Мульвиего моста и погибает. Олег Святославович, князь Древлянской земли, гибнет под городом Овручем. Причина смерти? Падение с моста! Константин предложил Лицинию отречься от власти, обещая сохранить ему жизнь. Так же поступил и Владимир со Святополком! В живых остаться должен только один! Лицинию и Святополку не повезло!И Владимир, и Константин были женаты на императорских дочках! Первый на Анне (папа - Роман 2), второй на Фаусте (папа –Максимиан).ТитмарМерзебургский ОШИБОЧНО (?) отождествляет Анну Романовну с Еленой! Не много ли венценосных женщин по имени Елена? Ведь и жену Константина 7 звали так же: Елена Романовна!Оба, до принятия христианства в качестве государственной религии, были страшными язычниками.При Константине Великом епископом римским был Сильвестр 1, а Владимир Святой состоял в переписке с Сильвестром 2! Оба уверовали во Христа после чудесного исцеления: Константин избавился от проказы, а к Владимиру вернулось зрение! В «Повести временных лет» киевский князь не двусмысленно отождествляется с римским императором!Один приказал казнить сына и жену, на руках другого кровь брата и родственников будущей жены Рогнеды.Но хватит о сыновьях! Перейдём к высокочтимым матерям!Имя «Елена», что означает «Солнечная», носят обе матери-христианки! На ум тут же приходит языческое и былинное прозвище Владимира: Красное Солнышко! По официальной точке зрения обе совершили паломничество в преклонных годах! Каждой более 60 лет! Одна в Иерусалим, где зародилось христианство, другая в Царьград – религиозный центр христианской религии! У Глеба Носовского есть теория, что Троя= Иллион= Иерусалим = Византий= Константинополь = Царьград = Стамбул – имена одного и того же Святого Города! Ещё 200 лет назад, аборигенам было известно селение Эль – Кудс, которое в наше время знают как Иерусалим! Наарабском «Аль-Кудс» означает «святой». Получается цепочка из имён древнего города:Ершалаим= Элия Капитолина= Иерусалим= Эль-Кудс= Иерусалим= Эль-Кудс= Иерусалим!Ершалаим – столица Израильско– Иудейского царства, позже столица Иудейского царства до разрушения города римскими войсками. Элия – Капитолина – римская колония на территории стёртого с лица земли Ершалаима; на месте Храма Соломона, император Адриан строит храм Юпитеру! Иерусалим – при константинопольских императорах, до арабского завоевания. Эль-Кудс – священный город для мусульман, как Мекка и Медина! С 7 века и до первого крестового похода. Иерусалим – столица Иерусалимского королевства крестоносцев! Затем опять Эль – Кудс и вновь Иерусалим. Что же получается? Этим городом долгое время владели поочерёдно христиане и мусульмане. С какого тогда боку тут евреи и почему в 1947 году Иерусалим достался им?
Но внимание к нашим Еленам. Каждая из них вернулась из не близкого паломничества с очень похожей реликвией. Императрица Елена, обрела в Иерусалиме Животворящее Древо, на коем распяли Иисуса, а Ольга – Елена получила в Царьграде … цельный крест из куска Животворящего Древа!Как вам такое совпадение? Историки, правда, пытаются нас остудить: ну, совпало, ну, с кем не бывает, но габариты не те! Да, согласен. Однако императрица Елена разделила на две половины обретённое Животворящее Древо! Одна часть Креста осталась в Иерусалиме, другую торжественно доставили в Константинополь!А знаете, что на месте пещеры Гроба Господня, при императоре Адриане стоял храм языческой богини Венеры! На его развалинах (?!) и строит храм Гроба Господня Елена.
В честь их сыновей названы столицы!
Давайте же подведём итог нашему сравнению. Из двух половинок соберём целое.
Жила – была в не богатой семье девочка. Полюбил её однажды прекрасный принц и женился на ней. Вскоре родился у них сын. Недолго радовался отец своему счастью – погиб на чужбине, вдали от семьи. Его сын вступает в смертельную битву с врагами и, победив их, становится царём. При этом льётся РОДНАЯ кровь! Некоторое время спустя, отправилась мать царя в путешествие в Святой Город. И привезла оттуда часть креста Иисуса. Сын же её, царь, уверовал в Господа после излечения тяжёлого недуга и крестил в Его честь царство своё! За это и стали они РАВНОАПОСТОЛЬНЫМИ!
В яблочко! Совпадение удивительное! Так всё-таки прав Иоанн 4 Васильевич Грозный, кичившийся родством с римским императором Августом? Многие императоры Римской империи германской нации (1 Рейх основал ОттонВеликийн) назывались Августами!
Но такие параллели ещё как крушат устои истории нашей Родины! Раз Владимир списан с Константина, а Ольга с Елены, то кто тогда Рюрик и был ли он вообще? В перечислении предков Святого Владимира в «Слове о законе и благодати» епископа киевского Иллариона имя Рюрик отсутствует! И не у него одного! Странно, династия есть, а родоначальника – нет! Мистика.
Вы видели монеты времён Константина Великого и Владимира Святого? Есть очень похожая чеканка! Разница в шесть веков! Правда, за эти столетия, глядя на монеты 11-ого века, мастерства у цареградских гравёров не прибавилось! А как же профессиональный рост? И почему монеты Александра Македонского на их фоне выглядят куда круче?
Но не для историков! «Рюрик не был киевским князем» - заявляют они с честными глазами, - «Епископ Илларион назвал в числе потомков Владимира Святого лишь тех, кто сидел в Киеве: Игоря, Олега, Святослава». И это вполне разумно! Вряд ли кто-то из потомков Карла Великого с гордостью вспоминает о его отце, Пипине 3 Коротком. Да и зачем? Какой-то майордом! Может и с Рюриком так вышло?Так да не так! Имя « Рюрик» дало название целой династии, правившей на Руси – Московии до Михаила Романова! Пипину так не повезло. Основанная им династия называлась по имени его сына Карла – Каролинги. Иван Грозный, ссылаясь на родство с римскими императорами, упоминает Августа, в качестве предка, а не Цезаря.
И был ли он вообще? Окончательно сказать «нет» мы не можем. Хотя, кой-какие мысли имеются! На роль Рюрика очень просится … Юрий Долгорукий!Основатель Москвы и отец Андрея Боголюбского.Рюрик=Юрий=Гюргий=Георгий. Одно имя? Один человек?Почему бы и нет? Когда Москва стала называться Москвой? Вопрос не праздный! Не сразу. А как могли её называть до этого? Кучково? Да. Новый город, Новгород? Возможно! Тогда получается, что династия Рюриковичей тесно связанна с Москвой! Очень правдоподобно: один род, один город!Но здесь на эту тему я говорить не буду. Сошлюсь на книги Носовского и Фоменко. Не как на истину в последней инстанции, а как на возможность самим посмотреть на историю нашего Государства с другой стороны!
Настало время сделать вывод из всего сказанного.
Мы очень мало знаем о самом Рюрике и его первых потомках! Нет точных датировок, да и некоторые события из их жизни достаточно легендарны! Как в прочем и деяния первых сорока римских понтификов! Сон Гостомысла о будущей княжеской династии. Прибивание Олегом щита на цареградские ворота. Знакомство Игоря и Ольги. Пожар древлянской столицы Искоростеня. Выбор веры князем Владимиром и пр. До кучи параллели с Ольгой – Еленой и Владимиром – Константином. И что же? На лицо либо явное удревление истории нашего Государства, либо это РЕАЛЬНАЯ история Великой христианской империи, в составе которой жили народы будущего Московского царства! Империя распалась, и на её обломках возникли новые страны. И у каждой своя история. «Когда-то мы были империей»! А значит не стоит огорчаться от того, что Константин Великий присутствует у нас под именем Владимира 1 Святого. Великий князь киевский Владимир Красное Солнышко является адаптированной личностью к «особой самостоятельной» истории Руси, вне греко-римской империи!Как и другие киевские князья до … . А и правда, где начало? Кто тот первый князь-сепаратист? Ответ лежит на поверхности – это Иоанн Третий, сын Василия Второго Тёмного. При его жизни турки-османы взяли Константинополь, а сам он стоял на Угре супротив царя-хана Ахмата. При нём, после женитьбы на принцессе из имперского рода Палеолог, сильно изменился двор и уклад Государства! Именно он, якобы впервые, отправил посольство в Европу и турецкому султану. Помните анекдотичный случай: открытие Московии при Иване 4 Грозном английскими купцами? Ну, разве не смешно? Нет! Если учесть, что купцы были … из НОВОЙ Англии. Это напоминает развал советской империи – СССР. В каждой, из отпавших республик, на высшей должности чиновник-коммунист, преданный, в не давнем прошлом, советским идеалам. Новые страны-новые связи. Так и с купцами с туманного Альбиона. Лишь в правление Елизаветы 1 Тюдор народ Англии стал вполне независимым! Т. е. окрепли, осмотрелись и заслали послов. А то как-то некрасиво, для англичан, конечно.
Открыть Русь - Московию - Россию позже, чем Америку!

Цикла уже был вскользь затронут вопрос происхождения родоначальника великокняжеской (а позже и царской) русской династии – Рюрика. Правда, там действующих лиц в основном интересовал вопрос, был ли он шведом или же нет. Самим шведам, а вслед за ними и немцам, такой вариант, конечно, нравился, но в XVIII в. мало ли что кому нравилось. В «Повести временных лет», например, отдельно указано, что есть шведы, а есть русь, и объединяет их только то, что они варяги. Впрочем, не «Повестью…» же единой – мы всегда можем обратиться к другим европейским хроникам и уточнить, что там с рюриками за отчётный период.

Рюрик

А с ними, прямо скажем, негусто. Ни один из шведских, датских или норвежских источников не упоминает никого подобного. Исландцы, которые в какой-то момент оказались летописцами для континентальной Скандинавии, тоже никакого отдалённо-приблизительно подходящего Рюрика не упоминают. Это наводит на определённые мысли любого, кто знаком с саговой традицией.

Дело в том, что важнее генеалогии для авторов саг не было вообще ничего. Зачастую информация о том, кто от кого произошёл и кто кого породил, занимает до половины насыщенного событиями текста. И если в предках или потомках персонажа, да и просто хотя бы в дальней родне, есть какой-то правитель, то об этом будет упомянуто всенепременно. Так что мы можем если и не сделать прямой вывод, то как минимум заподозрить, что на территории средневековой Скандинавии родственники Рюрика не проживали.

Страница Бертинских анналов, где упоминается народ «русь» (рос)

Впрочем, это смотря с какой стороны посмотреть. Некий Рорик (а древнесеверный Рёрик на средневековой местечковой латыни будет выглядеть именно так) появляется в Бертинских анналах, они же анналы Пруденция, которые уже упоминались в прошлой статье. Эта летопись была составлена в Сен-Бертенском монастыре и описывает историю франкского королевства за 830–882 годы.

С нашей точки зрения это, конечно, издевательство, а не хроника: именно в ней содержится самое первое упоминание народа «русь» и в ней же есть некто Рёрик, который, считай, Рюрик - и при этом в тексте они не имеют друг к другу никакого отношения! Собственно, они и упоминаются с разницей в 11 лет - «русь» в записи за 839 год, а Рёрик впервые в 850 году. Зато (как причудливо тасуется колода) он происходил из династии датских конунгов, правившей в Хедебю. Ну не швед - так хоть датчанин, что тоже неплохо.


Хедебю, реконструкция

Естественно, идея объявить этого Рёрика «тем самым» Рюриком должна была появиться неизбежно. Возникла она ещё в XIX в., и пионерами здесь снова стали историки-немцы. Впервые эта версия была высказана пастором Г. Холлманом (Hermann Friedrich Hollmann) в сочинении «Рустрингия, первоначальное отечество первого российского великого князя Рюрика и братьев его. Исторический опыт», изданном в 1816 г. Через двадцать лет она была подхвачена профессором Дерптского университета Фридрихом Крузе, а в советское время обрела вторую жизнь.

Понятно, что Рёрик Датский (он же Ютландский, он же Фрисландский) полюбился учёным не только за своё имя. Он вообще был товарищ довольно интересный, и по многим параметрам в рюрики вполне подходил.

С одной стороны, его история вполне характерна для тех лет, и даже где-то типична. Ну, разве что не все норманнские разбойники происходили из конунгских династий. По имеющимся сведениям, Рёрик родился в семье ютландского конунга Харальда Клака и вместе с ним был изгнан из страны после очередной кровавой драки за престол. Какое-то время они жили грабежом фризского побережья, после чего поступили на службу к Лотарю, франкскому императору, постоянно воевавшему то с отцом, то с братьями. Норманны есть норманны - после первых побед Харальд и Рёрик были вознаграждены земельными владениями на фризских территориях. Самым крупным поселением в новых землях был город Дорестад - и Дорестадским нашего Рёрика тоже называют.

Рюрик на памятнике «Тысячелетие России». Великий Новгород. Скульпторы Михаил Микешин, Иван Шредер и архитектор Виктор Гартман

А потом происходит неожиданная вещь. Хроники сообщают о том, что Рёрик был вынужден покинуть свои земли, и после этого в текстах наступает тишина. Примерно через десятилетие летописи фиксируют его возвращение и союз с Карлом Лысым, другим императором франков. И вот эта лакуна в хрониках, когда никто не знает (и никому особо не интересно), чем занимался наш датчанин и что с ним было, довольно точно и красиво совпадает со временем вокняжения Рюрика, указанным автором «Повести временных лет». И соблазн заявить, что легендарный варяг найден, конечно, практически непреодолим. Но…

Всё-таки несовпадающие детали есть, и их довольно много. Бросается в глаза, что Рюрик из «Повести временных лет» никуда не исчезал и с Карлом Лысым не водился, а честно умер, откняжив своё. Кроме того, датчане в «Повести…» упоминаются. Помните: «Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а ещё иные готландцы». Сейчас это смотрится немного странно, но англы - это, в общем-то, на тот момент и есть датчане. И про Рюрика сказано, что он не из них. Про народ «русь» во Фрисландии тоже как-то нигде не упоминается.


«Прибытие Рюрика в Ладогу», В. М. Васнецов

Наконец, существуют упоминания, что Рёрик Датский крестился ещё в 826 г., но в Старой Ладоге, сколько её ни раскапывали археологи, нет никаких следов христианства в предположительные времена княжения Рюрика. Впрочем, это как раз довольно сомнительный аргумент: норманны, как мы помним, крестились массово, охотно и часто не по одному разу – просто бизнес, ничего личного. На новом месте они вполне могли и не вспоминать ни про какое христианство.

В общем, к настоящему времени исследователи так и не пришли к единому мнению о Рёрике Датском. Кто-то на все сто уверен, что это и есть Рюрик из российских государственных легенд, а кто-то убеждён, что версия притянута за уши, и её следует отмести с негодованием. Существовало ещё несколько попыток идентифицировать Рюрика с историческими персонажами - например, с датчанином же Хрёреком - Метателем Колец, но эти версии расползаются по швам даже от пристального взгляда.


Город Рерик, наши дни

Если посмотреть не в тексты средневековых летописей, а на географическую карту, то можно обнаружить ещё один интересный вариант. На территории современной Германии, в земле Мекленбург-Передняя Померания, есть город Рерик, бывшая рыбацкая деревня Альт-Гаарц. Своё современное название эта деревня получила неслучайно: где-то в этих краях располагалась древняя столица славян-ободритов, которая как раз и называлась Рерик.

Ещё Ломоносов утверждал, что Рюрик происходит из полабских (живущих на реке Лабе, сиречь Эльбе) славян, то есть именно отсюда. Именно вокруг ободритской ономастики строятся предположения о том, что имя Рюрик означает «сокол» и является скорее родовым прозвищем, чем именем собственным. Впрочем, жители-славяне называли свою столицу не Рериком, а, по некоторым сведениям, Велиградом, что самую малость портит сложившуюся было идиллическую картину.

Синеус и Трувор

В общем, с Рюриком понятно, что ничего не понятно, и потому пока можно с чистой совестью вернуться к «Повести…».

«И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, - на Белоозере, а третий, Трувор, - в Изборске».

Если Рюрик звучит ещё туда-сюда и навевает ассоциации хотя бы то с датскими конунгами, то с ободритской столицей, Синеус и Трувор вызывают у читателей «Повести временных лет» (да порой и у исследователей) стойкое недоумение. Какие-то люди со странными именами, скоропостижно скончавшиеся и не оставившие после себя ни наследников, ни вообще хоть чего-нибудь. И, конечно же, на их счёт тоже есть самые разные соображения.

Скандинавская фибула 9–11 вв., найденная в Ладожском озере

Наиболее радикальная (но и наиболее распространённая) точка зрения гласит, что никаких братьев у Рюрика не было. Ну, по крайней мере, именно этих. Но объясняют это по-разному. Например, общей индоевропейской традицией, требующей, чтобы в подобных историях обязательно было трое братьев, а если их нет, толь фольклор сам добавит. Или же (как настаивал Б. А. Рыбаков) летописцы просто неправильно поняли слова sine hus (свой дом) и thru varing (верные воины). Такой выверт вполне возможен, правда, только при наличии изначального текста, который переводили славянские летописцы, на каком-нибудь древнесеверном языке. Но ничего подобного до нас не дошло, хотя, конечно, это не значит, что его не было.

Сейчас принято считать, что Синеус и Трувор – всё-таки личные имена, восходящие к скандинавским Signjótr и Þórvar[ð]r. Но даже от этого легенда не становится более убедительной. Синеус не мог княжить в Белоозере, потому что этот город был основан только в X в. (по крайней мере, археологических подтверждений его более раннего существования пока не найдено), а Новгород (также по археологическим данным) – и того позже, то есть Рюрику, по-хорошему, править было тоже негде. Ну, хотя бы Изборск в это время уже существовал.

К слову, Рюрик не мог и «срубить Ладогу», которая к тому времени уже существовала как минимум сто лет и, очевидно, уже являлась столицей.

Аскольд, Дир и Олег

Но, кроме загадочных Синеуса с Трувором, легенда говорит ещё о двух сподвижниках Рюрика. Аскольд и Дир. И их имена, для разнообразия, особых сомнений не вызывают.

«Повесть…» говорит, что эти двое не были родственниками ни Рюрику, ни друг другу, а были, скорее, знатными дружинниками. Они не стали засиживаться на северах, а отправились было в поход на Царьград (Константинополь), но по дороге им попался Киев. Ну и какой же уважающий себя варяг прошёл бы мимо на их месте?


Рюрик разрешает Аскольду и Диру отправиться с походом на Царьград, Радзивилловская летопись

Позже, конечно, они добрались и до Константинополя, но там им не повезло. Войско было разбито, то ли в морском сражении, то ли просто неудачно попав в шторм. Шторм, как и следовало ожидать в подобном случае, был объявлен чудом Богородицы, и вскоре после разгрома Аскольд и Дир крестились в Киеве. Для самого Киева, традиционно, это крещение религиозных последствий не имело.

Впрочем, кто знает, как повернулось бы дело, если бы не преемник скончавшегося к тому времени Рюрика Олег. Олег как раз был очень занят расширением бывших Рюриковых, а теперь своих владений, и мимо такой добычи, как Киев, тоже пройти не смог. В «Повести…» довольно интересно описано, как он обосновал своё нападение на Аскольда с Диром. Дескать, они происходили не из княжеского рода и не имеют права на власть, а вот Олег и его подопечный Игорь (малолетний сын Рюрика) - как раз имеют.


Археологические находки культовых серебряных предметов скандинавского происхождения на Рюриковом городище под Новгородом

С одной стороны, такое заявление выглядит немного странно: у норманнов права принадлежали тому, кто смог их взять, и помешать этому могло только совсем уж крестьянское происхождение. С другой стороны, в словах Олега содержится косвенная информация о том, что Рюрик был не просто знатным воеводой, а таки принадлежал к какому-то конунгскому роду. Ну, это если доверять тексту «Повести…», конечно, а этого точно не стоит делать без оглядки.

Убив Аскольда с Диром, Олег стал ещё и киевским князем, и, как известно, на этом не успокоился.

Смерть Аскольда. Неизвестный художник конца XIX в.

Собственно, речь теперь идёт о том самом Вещем Олеге. Относительно его личности тоже существуют очень интересные соображения. Вероятно, он был родственником и близким сподвижником Рюрика, возможно, соотечественником. Олега некоторые исследователи ассоциируют с Оддом Орваром (Стрелой), героем сразу нескольких норвежско-исландских саг. Эта ассоциация, конечно, просто напрашивается - в «Саге об Одде Стреле» описывается хорошо знакомый нам из «Песни о Вещем Олеге» (а кому и из «Повести временных лет») сюжет с прорицанием и смертью от укуса змеи, выползшей из конского черепа.

Одд Орвар был норвежцем из Халогаланда (область на западном побережье Норвегии). Именно с этой областью связывают имя собственное Хельги, русифицированной формой которого считается Олег. Иоакимовская летопись считает, что Олег был связан с Рюриком родственными узами через жену последнего - собственную сестру. Так это или нет - проверить невозможно, о супруге Рюрика мы не знаем, в общем-то, ничего. Летопись называет её имя - Ефанда (возможно, Альфвинд) и говорит, что та была норвежской княжной. Это ещё одна ниточка от Вещего Олега к Одду Стреле, хотя в «Саге об Одде» у последнего нет никакой сестры, да и роду он хотя и хорошего, но всё-таки не конунгова.

Раскопки в Старой Ладоге. Культурный слой X в., фрагмент скандинавского большого дома

Вероятнее всего, мы так никогда и не узнаем точно, кем были все эти люди, и что является правдой из того, что о них рассказывают. После Олега князем стал сын Рюрика Игорь, и это, в некотором роде, уже совсем другая история, гораздо лучше задокументированная. Поэтому в ней уже можно в целом разобраться, кто кому кем приходится. В общем, совсем-совсем другая.

Странное обстоятельство по поводу призвания Рюрика
История Др.Руси

По поводу призвания Рюрика есть одно странное обстоятельство, что заставляет задуматься о том, кем в действительности был этот исторический персонаж. Один из посетителей Переформата упомянул про книгу под названием «От Хлодвига к Рюрику». Не вдаваясь в ее содержание, хотелось бы обратить внимание на разительные отличия в употреблении этих двух имен.


Один из проектов памятника Рюрику на выставке в выставочном павильоне правительства Ленобласти, 2013


Так, имя фактического основателя Франции (в переводе с франкского «Прославленный в боях», то есть аналог славянского Борислав/Борис) носили, в романизированном варианте Людовик (Луи), 18 французских королей. На втором месте идут Карлы (Шарли), которых было 10. Не надо объяснять, что это дань уважения Карлу Великому, чье имя («свободный» по-франкски) даже стало у славян нарицательным для любого европейского католического монарха. С ролью Карла Великого в истории Франции и Германии, можно, наверное, сопоставить роль Владимира Святого в истории России.
Смотрим теперь княжеские именословы. Владимиров там не счесть, а традиция так именовать одного из сыновей правящего монарха продолжалась всю историю России, вплоть до последних Романовых. Часто встречаются и другие имена первых Рюриковичей: Игорь, Олег, Святослав, Ярослав. А вот Рюриков можно пересчитать на пальцах одной руки. Сравните с 18-ю Людовиками и 10-ю Карлами во Франции. Отчего вдруг такое странное забвение имени летописного основателя Киевской Руси? Ссылки на то, что имя «Рюрик» было настолько сакральным, что подверглось табуированию, или на то, что его не было в православных святцах, вряд ли можно назвать убедительными. Большинство традиционных княжеских имен также отсутствовало в святцах, и их носителям при крещении давали другие имена. Тот же Владимир Красное Солнышко без ложной скромности крестился под именем Василий («царь» по-гречески). Для версии с табуированием было бы желательно привести хоть какие-нибудь аналогичные примеры из той же эпохи.

Есть нестыковки и по летописным датам рождения, из которых следует, что Рюрик и Игорь Рюрикович стали отцами своих первенцев в весьма солидном возрасте, за 50 лет. В принципе, такое возможно, но столь редкое для тех времен событие (тем более, два подряд) наверняка бы привлекло внимание хронистов или составителей сказаний. В мифах и сказках многих народов ребенок, родившийся у пожилой четы после многих лет ожидания, это герой, волшебник или родоначальник целого народа. Однако про первых русских князей ничего подобного не слагалось, насколько мне известно. Похоже на то, что ко времени составления ПВЛ летописцы имели очень туманные представления о родственных связях князей до Святослава Игоревича. Или, как вариант, у них были какие-то мотивы скрыть неугодные факты и персоналии, даже ценой натяжек.

Из всего сказанного можно сделать вывод, что (а) персона Рюрика, при всех его реальных делах, окружена тайной, и (б) о его существовании почти не вспоминали вплоть до XV века, когда начали составляться родовые книги и, собственно, впервые возникло понятие «рюриковичей» как представителей родов, занимавших верхние места в иерархии для получения государственных должностей. То есть их собрала воедино система местничества, что просуществовала в Московском царстве до 1682 года. В разрядных книгах каждый из этих родов был расписан по поколениям от Рюрика, но достоверность сведений о родственных связях предков, живших ранее XIV века, во многом остается на совести составителей. Рюрик здесь выступает как своего рода точка отсчета для построения многочисленных боярских родов по ранжиру, а его реальная историческая роль и реальность его как предка того или иного рода отходит на второй план. Этих мотивов недостаточно, чтобы наконец-то вернуть Рюрику «незаслуженно забытое» место в именослове. Только с появлением «Истории Государства Российского» Н.М. Карамзина имя «Рюрик» вошло в русский именослов, но так и осталось маргинальным.

Перейдем теперь к ДНК рюриковичей. Ее разбирали много раз, потому остановлюсь только на одной детали. Это возможное место происхождения рода, из которого вышли князья из ДНК-проекта. Подчеркиваю, что рода, а не конкретного человека по имени Рюрик, который в силу обстоятельств мог родиться где угодно. Как мы знаем, речь идет не об одном роде, а, как минимум, о двух, каждый из которых восходит к предку, жившему в VIII-X веках.

Первый из них, т.н. «черниговская ветвь», относится к западнославянской ветви R1a-L260, что охватывает около 8% современных украинцев, а по своей географии у восточных славян проходит широкой полосой от Галиции до Среднего Поволжья:


Вероятнее всего предположить, что «черниговские рюриковичи» происходят из племенной знати какого-то из славянских племен, живших между Карпатами и Доном. Судя по особой роли полян в создании Киевской Руси, это племя – основной кандидат, но нельзя исключить также северян, древлян, волынян и белых хорватов.

А что можно сказать про «северную» ветвь, в которой оказались представители родов с корнями в Полоцкой, Смоленской, Белозерской и Ростово-Суздальской землях? Они из ветви субклада N1c-L550, у которой, насколько знаю, пока еще не нашли собственного снипа, и что пока записывается как N1c-L550 (xL1025). На гаплогруппном проекте она носит название «Scandinavian II», поскольку большинство ее представителей в проектах FTDNA – этнические шведы. На примере дочерней к ней ветви «пара-рюриковичей» я уже показывал, что перевес скандинавов там вызван исключительно разной плотностью охвата разных стран коммерческим ДНК-тестированием. В реальности восточных славян в ней больше, хотя и меньше в абсолютных цифрах, чем в родственной ветви L1025, что доминирует у балтов.

На Скандинавском полуострове представители ветви N1c-L550 (xL1025) концентрируются в основном в западной части исторической области Гёталанд, и далее рассеяны по побережью Финского и Ботнического заливов (см. желтые метки на карте ). Общие предки основных линий восходят к рубежу нашей эры, когда шло активное заселение территории Скандинавии и Финляндии выходцами из континентальной Европы. На южном побережье Балтики, в Дании и Сконе пока не найдено представителей этой ветви. Единственный датчанин указал свои корни в Копенгагене, а столичные города не слишком информативны для генеалогии (как ДНК, так и классической), поскольку там очень высока доля недавних приезжих. Значит, скорее всего, миграция носителей N1c-L550 шла не со стороны Северной Германии, откуда расселялись I1 и R1b, а по более северному маршруту.

Вероятной отправной точкой, судя по географии гаплогруппы N1c на Русской равнине, могло быть побережье Финского или Рижского заливов, а также прилегающие к ним районы северо-запада России. Отсюда, в свою очередь, следует, что родительская ветвь N1c-L550 (xL1025) и дочерние к ней ветви «пара-рюриковичей» и гипотетическая «прото-рюриковичей» входили в набор основных генеалогических линий Новгородской и Псковской земель времен образования Киевской Руси. С большой долей вероятности, «северная» ветвь рюриковичей, как и «черниговская», восходит не к каким-то пришельцам извне, а к верхушке какого-то из местных племен. В данном случае, оно обитало в районе между Балтикой, Ладогой и Ильменем, но о его этнической принадлежности судить не берусь.

Версия с призванием славян-варягов с юго-запада Балтики привлекательна и во многом обоснована, но к родам нынешних рюриковичей, похоже, имеет лишь косвенное отношение. Это были местные династии, что подтверждают и гаплотипы рюриковичей, не вошедших в эти 2 ветви. Среди них нет ни одного, для кого можно было бы предположить иноземное происхождение.

А что же Рюрик? Был ли он? Почему история российской государственности начинается с него? Увы, мы знаем слишком мало. Вряд ли его выдумали, поскольку непонятно, с какой целью, и кому это понадобилось. Значит, предводитель дружины с таким именем действительно существовал и сделал многое из того, что приписывают ему летописцы. В этом смысле его можно считать основателем Киевской Руси. Но вот оставил ли он потомков, наследовавших ему? Натяжки с датами в ПВЛ могут косвенно говорить, что нет. Да и славянские традиции выбирать князей на вече, сохранявшиеся в Новгороде и Пскове вплоть до их присоединения к Московскому княжеству, вряд ли к этому располагали. Куда большие шансы быть избранным были не у сыновей пришельца, пусть и выдающегося, пусть и славянина, а у представителя своего рода. Если же у реального Рюрика на момент его смерти не осталось сыновей, братьев или племянников, то дилеммы вообще не возникало.

При таком ходе событий загадка с забытым именем решается сама собой. Раз князья, начиная со Святослава, не считали Рюрика своим предком, то и его именем никого не называли. Однако про его заслуги помнили, и когда возникла потребность урегулировать старшинство боярских родов, Рюрик стал компромиссной фигурой в решении споров о происхождении и знатности. Он устраивал все противоборствующие стороны старой русской аристократии, и позволил ей сплотиться в конкуренции с другими влиятельными партиями. Например, выходцами из Великого Княжества Литовского, в итоге одержавшими верх в лице Романовых.