Тал бен-шахар: мы можем научиться быть более счастливыми. Тал Бен-ШахарЧто ты выберешь? Решения, от которых зависит твоя жизнь

Tal Ben-Shahar

Choose the Life You Want

101 Ways to Create Your Own Road to Happiness

Издано с разрешения литературного агентства Andrew Nurnberg

Правовую поддержку издательства обеспечивает юридическая фирма «Вегас-Лекс».

© Tal Ben-Shahar, 2012

© Перевод на русский язык, издание на русском языке, оформление. ООО «Манн, Иванов и Фербер», 2015

* * *

Эту книгу хорошо дополняют:

Марк Уильямс и Денни Пенман

Джон Миллер

Предисловие партнера

То, как мы проводим один день, – это то, как мы проводим всю жизнь.

Энни Диллард

В жизни есть место не только действиям и поступкам, но также мыслям и чувствам. Этим четверым очень сложно ужиться вместе – так и хочется развести их по разным углам и сказать: «Подумайте о своем поведении». «Подумать и сделать» – на этом строится наша жизнь, а что идет за чем – вопрос покруче шекспировского «Быть или не быть».

Современный мир диктует правила, и человек невольно перестает работать со своими эмоциями и внутренними ощущениями. Но случайности не случаются, и даже такие проблемы, как семейная ссора, неинтересная работа, неудавшиеся выходные или лишний вес, – это результат нашего выбора, пусть даже эмоционального и порой неосознанного.

Книга Бен-Шахара – о том, как научиться слышать свое сердце и включать голову. Герой одного американского фильма, давая наставления сыну, раздраженно повторял: «Путь к счастливой жизни – колледж, работа, семья!» Но в этой «мировой деревне» не всё так просто, так что универсальных решений не ждите – тренируйте эмоциональный интеллект как мышцу. Мастерство пилота и его стремление выжить проявляются только тогда, когда автопилот выключен. Поэтому попробуйте взять штурвал и поуправлять своей жизнью. Так намного интереснее.

«Что ты выберешь?» – это не задачник с ответами в конце главы, не заповеди и даже не лайфхак. Это сборник притч, мудрых мыслей и кейсов на каждый день, который идеально впишется как в домашнюю, так и в офисную библиотеку. Но в отличие от других поп-психологов, зацикленных на мотивации, силе воли и лидерских качествах, Бен-Шахар основательно ухватился за тему счастья. В каждом из 101 пункта вы найдете себя, свои действия в отношениях с семьей, друзьями, коллегами и даже незнакомыми людьми.

Есть масса вещей, о которых нам не рассказывали в школе, но зато так живо, трогательно и вдумчиво сумел поведать профессор Гарварда. За что ему большое спасибо. А истории из жизни, цитаты успешных людей, восточные мудрости, научные доводы и философские размышления сделают этот экземпляр вашей настольной книгой и укрепят веру в себя и в других.

Татьяна Бусаргина,
StudyLab – Обучение за рубежом.
Языковая школа в Москве.

Посвящается моим родителям

Введение

Личная философия человека лучше всего выражается не словами, а решениями, которые он принимает. В долгосрочной перспективе мы сами формируем свою жизнь и самих себя. Этот процесс не заканчивается до самой смерти. И выбор, который делает каждый из нас, – это вопрос исключительно нашей личной ответственности.

Элеонора Рузвельт

Более 10 лет я пишу и читаю лекции о позитивной психологии, делюсь идеями «науки о счастье» со студентами колледжа, с людьми из неблагополучных слоев общества, с корпоративными менеджерами и членами правительства. С тех пор как я вступил на этот путь, целью моей работы было преобразовать сухой язык научных исследований в доступные и реализуемые идеи, которые могли бы помочь отдельным людям, а также организациям и сообществам на пути к процветанию.

Мой интерес к позитивной психологии начался с личного стремления жить более счастливо и полноценно. При этом ключевой составляющей счастья для меня всегда был разумный баланс между работой и личной жизнью. С течением лет я вроде бы нашел способ этого добиться. А затем начался экономический кризис.

Рушились банки, некогда процветавшие компании еле-еле выживали, финансирование программ иссякло, люди теряли свои дома и средства к существованию. Даже среди тех, кто был достаточно везуч и избежал серьезных потрясений, многие потеряли доверие к миру, который больше не был для них стабильным и безопасным. Более чем когда-либо моим клиентам понадобились идеи позитивной психологии – чтобы помочь повысить жизнестойкость, сохранить мотивацию, которая могла бы поддержать людей или компании в непростое время, и везде, где только возможно, найти скрытые до этого ресурсы.

Я обнаружил, что не могу отказывать клиентам в помощи во время кризиса. И тот баланс между личной жизнью и профессиональной деятельностью, который я до тех пор успешно поддерживал, был потерян. Я консультировал компании в Париже, проводил семинар для врачей в Гонконге, читал лекции в Нью-Йоркской высшей школе, участвовал в мозговом штурме по поводу экономической ситуации в Тель-Авиве – короче говоря, появлялся везде и всюду, где, как мне казалось, позитивная психология могла бы помочь преодолеть последствия кризиса. Даже когда я был дома, я регулярно беседовал с людьми из других часовых поясов, работая далеко за полночь. Через год такой более-менее непрерывной активности я был выжат как лимон и выгорел дотла. Я понял, насколько далеко все зашло, только однажды ночью, когда готовился вести интенсивную трехдневную программу. Мне предстояло подталкивать клиентов к тому, чтобы они нашли непростой баланс между реализмом и оптимизмом, между болезненным признанием настоящего и перспективой светлого будущего. Обычно я испытываю эмоциональный подъем, когда передо мной стоят новые интересные задачи вроде этой, но на этот раз мне совершенно не хотелось ничего предвкушать. Я просто не мог себе представить, как выживу в последующие несколько дней. Я попытался как-то уговорить себя, но на сей раз убеждение не сработало, как не сработали и все прочие методы и приемы, которые помогали мне раньше. У меня не было ни энергии, ни мотивации. Казалось, если я возьмусь за эту программу, мне придется насильно тащиться на работу и механически выполнять свои обязанности. В общем-то, такое уже бывало со мной раньше и я мог бы сделать это снова. У меня были обязательства перед заказчиками. У меня не было выбора. С этими грустными мыслями я отправился спать, чувствуя себя еще хуже, чем прежде. Я не только не был рад тому, что ждет меня завтра, – я был очень расстроен, поскольку не смог придумать ни одного удачного решения этой проблемы. Я не видел никаких альтернатив и смирился с тем, что все предстоящее нужно просто пережить. И тогда, как раз в момент засыпания, я вдруг подумал: «Это неправда, что мне придется просто промучиться эти несколько дней! У меня есть выбор!»

И в этот момент я осознал, что только от меня, в общем-то, зависит, как прожить эти несколько дней. Я могу выбрать путь страданий и мучений – или альтернативный путь, где я почерпну энергию от участников программы, от включения в материал, в который я так страстно верю, от удовольствия делать мир лучше. Причем выбор между страданием и энтузиазмом происходил помимо моего сознания.

Как только выбор был сделан, я сместил точку фокуса. Сместив фокус, я изменил свои ощущения. Пять минут назад я чувствовал себя загнанным в тупик, а теперь и вправду испытывал радость и воодушевление в преддверии предстоящей работы. Я загорелся энтузиазмом и в результате провел семинар с наибольшей отдачей.

Как только я осознал имеющиеся альтернативы, я принял решение в доли секунды. Значительно труднее было дойти до этого осознания. Другими словами, выбор стал возможен – и очевиден, – только когда я понял, что у меня вообще есть этот выбор. Мы привыкли думать, что принятие решений – очень сложная задача. При этом в реальности куда сложнее осознать, что вообще можно и нужно принять какое-то решение: что выбрать, когда выбор ЕСТЬ.

На самом же деле в каждый момент у каждого из нас есть выбор.

* * *

Возможно, в моем прозрении не было ничего сверхъестественного. В конце концов, психологические исследования показывают, что около 40 процентов счастья определяет тот выбор, который мы делаем. Что делать, как и о чем думать – этот выбор напрямую влияет на то, что мы чувствуем.

Например, если я не получил ожидаемого повышения в должности, если провалился мой бизнес-проект, я могу выбирать, как относиться к произошедшему – как к жестокому удару судьбы, от которого я могу никогда не оправиться, или как к зову, в котором можно увидеть возможность учиться, расти и развиваться. Если я выбираю видеть все происходящее в негативном свете, я буду плохо относиться к самому себе и смотреть в будущее с пессимизмом. Но если я буду относиться к неудаче как к «зову судьбы», я могу извлечь уроки из своих ошибок и расширить перспективы на будущее. Понимание, что у меня есть выбор, не только повышает мои шансы на успех в будущем, но и улучшает самочувствие здесь и сейчас, в настоящем.

В известном стихотворении «Другая дорога» поэт Роберт Фрост описывает человека на распутье. Вынужденный однажды сделать выбор из двух жизненных дорог, Фрост прославился тем, что выбрал менее исхоженную – «и это решило все остальное» в его дальнейшей жизни.

Драма личной дилеммы Фроста – трудность выбора из двух дорог, когда знаешь, что последствия этого выбора повлияют на твое будущее, – не оставляет равнодушным ни одного читателя. Мы все там были, на этом перепутье, когда нужно решать, связывать ли свою судьбу с каким-то человеком, какой выбрать институт, согласиться ли на предложение работы в другом городе и так далее. В эти сложные моменты мы очень стараемся принять верное решение и делаем все возможное, чтобы нас не отвлекал страх сделать неправильный выбор. Мы осознаем, что отказ от принятия решения – это тоже выбор со своими далекоидущими последствиями.

Но драмы «глобальных решений» в жизни (которых по определению не так много, и они случаются не так уж часто) не должны преуменьшать важность того факта, что мы ежесекундно вынуждены что-то выбирать. В каждый момент жизни (кроме сна, конечно) мы сталкиваемся с ситуацией выбора, и накопительный эффект этих решений имеет такую же, если не бóльшую, важность, чем эффект решений глобальных. Я могу выбирать, сидеть мне прямо или сгорбившись, сказать пару теплых слов близкому человеку или посмотреть на него с раздражением. Принимать с благодарностью свое здоровье, своих друзей, свой завтрак или принимать их как должное. Выбрать возможность сделать выбор или пренебречь ресурсами, которыми мы можем воспользоваться. В каждом конкретном случае эти маленькие решения не кажутся столь уж значительными, но если сложить их вместе – это те самые шаги, из которых складывается наш жизненный путь.

Более того, сиюминутные решения могут стать поворотным моментом, запустить цепную реакцию – то есть какой-то ряд событий или чувств, которые повлияют на вашу жизнь гораздо более сильно, чем вам кажется в тот момент, когда вы принимаете эти крошечные решения. Например, я встал утром не с той ноги и в плохом настроении. Я могу попытаться улучшить свое состояние – сделать пару глубоких вдохов, улыбнуться, внести элемент игры в рутинные утренние дела. Каждый из этих маленьких выборов может запустить позитивную цепную реакцию и подарить мне воодушевление и подъем, которых хватит на целый день. Хорошее настроение, в свою очередь, может вызвать к жизни другие позитивные переживания на работе и дома. Или, например, можно принять решение и попытаться по-настоящему услышать человека, с которым вы впервые беседуете на свидании в кафе. Это может придать позитивную окраску всей беседе и даже серьезно повлиять на отношения в целом.

Мы часто не осознаем, что стоим на распутье, что у нас вообще есть выбор, и поэтому не используем свои возможности. Генри Форд однажды заметил: «Если ты уверен, что сможешь, – ты прав, если думаешь, что не сможешь, – тоже прав». Это верно и для ситуации выбора – ты думаешь, что у тебя есть выбор, или думаешь, что его нет, в любом случае ты прав. Другими словами, само осознание, что выбор ЕСТЬ, и создает возможность выбора.

В ту ночь перед семинаром, когда я чувствовал усталость и подавленность, я видел только один способ прожить несколько следующих дней. Мой ограниченный взгляд в тот момент ограничивал и мои возможности.

Если мы не осознаем все альтернативы, которые существуют в каждый момент, мы теряем возможность улучшать качество своей жизни. Например, если мы принимаем наши чувства как данность и смиряемся с тем, что их нельзя изменить, мы реагируем на поступки окружающих людей автоматически, не думая о других вариантах. Мы снова и снова сталкиваемся с одной и той же ситуацией и реагируем на нее одним и тем же образом, как будто альтернативы не существует. Мы думаем, что наши мысли, чувства и поступки – это данность, что у нас нет выбора, хотя на самом деле он есть всегда.

В книге «Путь мирного воина» Дэн Миллмэн вспоминает одну историю, которую он слышал от своего преподавателя:

«Когда звучал свисток, означавший, что пришло время ланча, все рабочие садились вместе за стол. И каждый день Сэм открывал свой пакет с едой и начинал жаловаться.

– Вот черт! – ругался он. – Опять это арахисовое масло и сэндвичи с джемом! Ненавижу арахисовое масло и джем!

Он ныл и ныл по поводу масла и джема каждый божий день, пока один из его коллег не потерял терпение и не сказал:

– Ради бога, Сэм, если ты так ненавидишь арахисовое масло и сэндвичи с джемом, почему ты просто не попросишь свою женушку приготовить что-нибудь другое?!

– Какую женушку, ты о чем? – отозвался тот. – Я не женат! Я сам готовлю себе сэндвичи».

Вот так и многие люди даже не замечают, что с ними происходит. Они сами себе готовят сэндвичи, которые противно есть. Жизнь дает нам исходный материал: те внешние обстоятельства, на которые мы подчас не можем повлиять. Например, внешность, семью, колебания мировых рынков, решения других людей, в которых мы не принимаем участия. И тем не менее даже при всех существующих ограничениях, в общем-то, только от нас зависит, какие из имеющихся возможностей брать и как их использовать.

Все мы, вне зависимости от обстоятельств нашей жизни, можем делать сознательные усилия, чтобы искать новые возможности вне и внутри себя. И когда мы смотрим чуть шире, чем с точки зрения наших привычек и стереотипов, мы часто изумляемся, как много существует других ингредиентов, из которых можно сделать сэндвич. Свобода выбирать из всего, что предлагает жизнь, и из всего спектра реакций на жизненные ситуации – вот что делает нас творцами новой реальности.

Так какую же реальность вы хотели бы создать для себя? Сэндвичи на завтрак вы готовите в основном собственными руками. И у вас гораздо больше возможностей для выбора, чем вы думаете.

Но только вам решать, какой же сделать выбор.

О чем будет и не будет рассказано в этой книге

Озарение, которое посетило меня в ночь перед семинаром, заставило понять, что я мог бы играть гораздо более активную роль в создании той жизни, которую хочу иметь. Я осознанно искал варианты, которых прежде не замечал, – и открыл для себя целый мир возможностей. Небольшое смещение точки зрения на происходящее оказало сильное влияние на всю мою жизнь. Именно поэтому я и решил написать эту книгу.

В книге рассмотрены три типа ситуаций, в которых можно делать выбор. Первая – это наш ежесекундный выбор действий: улыбнуться или нахмуриться, сделать глубокий вдох или нет и так далее. Вторая – выбор, который мы делаем после определенных событий: например, как реагировать на неудачу, стоит ли похвалить сотрудника за хорошую работу. Третья – момент принятия глобальных решений, таких как выбор карьеры или выбор способа помогать людям. В этой книге я в основном сосредоточился на первых двух типах ситуаций, хотя кое-где упоминается и третий.

В книге нет ни слова об этических аспектах выбора, никаких подсказок, как принимать какие-то трудные решения. Бо льшая часть ситуаций, которые здесь рассматриваются, так же как и в жизни, это «риторический выбор», когда и так достаточно очевидно, какое решение будет правильным. В большинстве случаев мы точно знаем, что правильно, а что нет, – чего бы это ни касалось: как мы сидим или ходим, как мы реагируем на успех или провал, как мы общаемся с ребенком или с партнером. Тем не менее мы очень часто не следуем тому, что правильно и хорошо для нас. Утверждение Сократа «знать, как правильно, равносильно действовать правильно», к сожалению, неверно.

Эта книга не о решениях в том смысле, какие из них верные, а какие нет. А о том, как принимаемые нами решения влияют на правильность наших действий . В первую очередь я ставил перед собой две цели: во-первых, помочь вам лучше осознавать, какой выбор у вас есть в каждый из моментов вашей жизни, каждую минуту, каждый день, так как, для того чтобы выбрать правильный путь, нужно сначала понять, что этот выбор существует. Во-вторых, моей целью было вдохновить вас действовать наилучшим возможным способом из тех, что у вас есть.

Книга разбита на разделы, каждый из которых посвящен одной альтернативе, и большинство из них – это тот самый «риторический» выбор. В каждом разделе есть цитата, затем короткий рассказ, в чем заключается конкретный выбор, и история, которая его иллюстрирует. В основе историй лежат события из моей собственной жизни, гипотетические ситуации, описания психологических экспериментов, исторические сведения об известных личностях или истории о вымышленных (кинематографических и литературных) персонажах. Я рассказываю их для того, чтобы дать вам примеры идей, которые вы сможете применить в своей жизни, и сделать эти идеи понятными и доступными. Так вы сможете адаптировать и использовать предложенные примеры в конкретных ситуациях вашей жизни. Например, если история касается рабочих отношений, вы можете применить ее и к отношениям с близкими. Если в истории рассказывается об отношениях с партнером, можно адаптировать ее к ситуациям с вашим ребенком или с начальником.

Вы можете прочесть эту книгу как любую другую. А можете использовать ее как учебник – посвятив день, неделю, месяц тому, чтобы осмыслить каждый предложенный в ней выбор и затем действовать . Возможно, вам будет удобнее записать на листе бумаги ту альтернативу, на которой вы хотите сфокусироваться, а затем разместить ее на холодильнике, рабочем столе, в кармане, на экране смартфона, заставке компьютера.

Из всех способов делать «напоминалки» мне больше всего нравится – и кажется максимально эффективной – простая нитка, завязанная на запястье. Я ношу ее в течение определенного периода, от дня до месяца (кстати, психолог Уильям Джеймс утверждал, что для формирования новой привычки требуется 21 день), и это помогает мне свыкнуться с принятым решением, сделать его своей второй натурой. Сейчас нитка на запястье напоминает мне о том, что ко всему стоит относиться легко и с юмором. Предыдущая нитка, в непростой для меня период в жизни, напоминала о том, что надо быть терпимее к своим детям.

В процессе чтения попробуйте выбирать разные альтернативы. Если после нескольких попыток и экспериментов вам кажется, что выбранный вариант вам совершенно не подходит, – пропустите его и переходите к следующему или вернитесь к одному из предыдущих. Спустя какое-то время вы всегда сможете опробовать этот вариант еще раз, чтобы окончательно удостовериться, какие возможности он все-таки предоставляет.

Некоторые варианты, предложенные в этой книге, основаны на моем собственном опыте и опыте моих друзей и клиентов. Какие-то базируются на работах психологов, философов, известных бизнесменов и преподавателей. Там, где это показалось мне уместным, я разместил ссылки на источники, из которых почерпнул свои идеи или в которых эти идеи были подробно рассмотрены.

В некоторых случаях предложенные мной альтернативы перекликаются друг с другом. Я сделал это сознательно. Во-первых, потому что взгляд на одну и ту же проблему с разных сторон нередко помогает сдвинуться с мертвой точки и изменить устоявшиеся привычки. И во-вторых, потому что повторение – это важное условие для того, чтобы изменения закрепились в нашей жизни.

* * *

Выбор – это сотворение.

Выбирать – значит создавать.

Делая выбор, я творю собственную реальность

* * *

В каждый момент жизни у меня есть выбор.

Секунды продлевают жизнь. Выбор расширяет возможности

* * *

Какую жизнь я хотел бы прожить?

Какие решения дадут мне возможность жить именно так, как я хочу?

Тал Бен-Шахар утверждает, что мы можем научиться быть более счастливыми точно так, как мы можем научиться водить машину или говорить на иностранном языке.

Многие из нас, оглядываясь сейчас на школьные или студенческие годы, предпочли бы изучению скорости электронов или истории Древней Месопотамии что-то более полезное – например, как стать более счастливыми. Фактически есть учебное заведение, где такой курс действительно изучается.

Преподаватель и писатель Тал Бен-Шахар ведет в Гарвардском университете курсы Позитивной психологии и Психологии Лидерства, ставшие одними из самых популярных в истории Университета. Тал Бен-Шахар утверждает, что мы можем научиться быть более счастливыми точно так, как мы можем научиться водить машину или говорить на иностранном языке.

10 советов, как быть счастливым от доктора Тал Бен-Шахара

1. Осознайте все то, что делает вас счастливыми

Существует хорошая и простая техника, как это сделать.

Возьмите листок бумаги и завершите следующее предложение: «Чтобы привнести в мою жизнь 5% счастья…»

Думайте скорее о новом опыте, а не о вещах. Миллион долларов вряд ли сделает вас счастливыми.

Но может это будут: возможность провести больше времени со своей семьёй, кругосветное путешествие, финансовая стабильность.

Доктор Тал Бен-Шахар предполагает, что мы можем начинать с достаточно скромных пожеланий.

2. Сочетайте удовольствие и смысл

У Аристотеля была великолепная концепция, называемая «золотая середина».

Он верил, что мы должны стремиться к середине между двумя крайностями.

Это кажется довольно разумным, однако когда дело доходит до каждодневных жизненных выборов, мы часто забываем следовать его мудрому совету.

Рассмотрим это на примере еды. Мы часто стремимся употреблять продукты, которые, с одной стороны, доставляют нам быстрое удовольствие, но с другой – впоследствие заставляют испытать чувство вины (например, для некоторых это могут быть конфеты или пирожные).

Или мы обращаемся к другой крайности, решаем сесть на строгую диету и есть только низкокалорийную, маложирную и невкусную еду.

Что предлагает Бен-Шахар?

Не нужно выбирать одну или другую крайность. Мы можем найти то, что, в конце концов, является для нас одновременно вкусным и здоровым.

Он говорит:

«УДОВЛЕТВОРЕНИЕ ПОСТОЯННОЙ ПОТРЕБНОСТИ В СЧАСТЬЕ ПРЕДПОЛАГАЕТ, ЧТО МЫ НАСЛАЖДАЕМСЯ ВСЕМ ПУТЁМ В ТОМ НАПРАВЛЕНИИ, КОТОРОЕ МЫ РАССМАТРИВАЕМ КАК ЗНАЧИМОЕ. СЧАСТЬЕ, ПОЭТОМУ, НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ЧЕМ-ТО, ЧТО НАХОДИТСЯ НА ВЕРШИНЕ ГОРЫ ИЛИ БЕСЦЕЛЬНЫМИ БЛУЖДАНИЯМИ ВОКРУГ ГОРЫ: СЧАСТЬЕ – ЭТО ОПЫТ ВОСХОЖДЕНИЯ К ВЕРШИНЕ».

3. Не превращайте счастье в вашу ультимативную цель

Вы не будете счастливыми, если вы сделаете или получите что-то, потому что счастье – это не конечное состояние. Это что-то, над чем мы должны постоянно работать в течение всей своей жизни.

Бен-Шахар убеждён, что мы можем становиться счастливее каждый день, вместо того, чтобы отдавать наше счастье в руки других людей или искать его во внешних событиях и материальных вещах.

4. Создавайте традиции

Существует ли ритуал счастья? Профессор Гарвардского Университета убеждён, что да.

Для него таким ритуалом стало ведение «Журнала благодарностей», в который он каждый день перед сном записывает по пять вещей, за которые он чувствует благодарность.

Ваш ритуал счастья может не требовать ведения журнала.

Может быть, вам нравится осуществлять прогулку после обеда или молиться в течение 15 минут в день.

5. Представьте себя в возрасте 110 лет

Оглянитесь на свою жизнь: какой совет вы дали бы самому себе более молодому? Какие важные уроки вы вынесли? Какие тривиальные, негативные, поверхностные вещи не стоят вашего времени и усилий?

Если вам удаётся посмотреть на своё настоящее под этим углом зрения, многое становится на свои места.

6. Упрощайте свою жизнь

Распределяйте свою занятость так, чтобы высвободить время для целей и достижений, которые делают вас более счастливыми.

Спросите себя, что вы можете не делать, чему можете сказать «нет»?

Освободите своё сознание от эмоционального мусора. Упростите свои рутинные дела. Перестаньте жить с чувством того, что вам не хватает времени.

Такое состояние делает невозможным получение удовольствия или полное погружение в те занятия, которые делают вас счастливыми.

7. Помните о тесной связи телесного и сознания

Вы обращали внимание, когда вы чувствуете себя бодрым и полным сил? Большинство людей не обращало. Они воспринимают своё здоровье как нечто естественное.

Однако когда что-то в нашем теле вдруг нарушает своё нормальное функционирование, невозможно игнорировать настойчивые мысли о болезненном состоянии. Мы думаем об этом. Говорим об этом.

Мы чувствуем, что это влияет на наше настроение, отношение к жизни, наше взаимодействие с людьми.

Так что если вы хотите сохранять своё сознание позитивным, позаботьтесь о своём теле.

Высыпайтесь, обратите внимание на своё питание, регулярно делайте физические упражнения.

8. Принимайте собственные эмоции

Принимайте не только положительные эмоции, такие как удовольствие и энтузиазм, но и такие эмоции, как злость, ярость, беспокойство, печаль.

Не пытайтесь отрицать их или бежать от них. Ожидание постоянного счастья нереалистично и абсолютно невозможно.

Бен-Шахар также убеждён, что такое ожидание приведёт только к большему расстройству и ощущению отсутствия счастья.

9. Начинайте со своего отношения

Если не рассматривать крайние случаи, наше счастье в основном определяется тем, на чём мы концентрируем наше внимание и как мы решаем относиться к внешним событиям .

Если мы концентрируемся на чём-то, что злит, раздражает или пугает на с, мы словно «подпитываем» эти эмоции и подсознательно ищем другие пусковые механизмы, которые делают нас даже более озлобленными или испуганными.

Быстрейший путь разрушить этот негативный круг – направить свои мысли в другое русло и «научить» своё сознание извлекать положительные уроки из любых ситуаций.

10. Превратите счастье в свою универсальную валюту

Именно счастье, а не деньги, связи или социальный статус должно стать той ценностью, которой можно измерить нашу жизнь.

Если мы ощущаем свои дни как бессмысленные и пустые, то стоит задать себе вопрос – на что мы разменяли своё счастье?

Ответ на этот вопрос – ключ к нашей удовлетворённости от жизни и саморазвитию.

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet

Psychologies:

Что подтолкнуло вас к тому, чтобы сделать счастье своей научной специальностью? Может быть, несчастливое детство?

Тал Бен-Шахар:

Я не могу назвать свое детство несчастливым. Скорее, я жил с постоянным ощущением неблагополучия, мне как будто все время чего-то не хватало. Я родился в Израиле и всего себя посвятил своей страсти, игре в сквош. Тогда мне казалось, что счастье я обрету в день, когда выиграю чемпионат страны. В 16 лет я стал самым молодым чемпионом Израиля, и, разумеется, я был очень счастлив! Несколько часов. А потом вернулось все то же чувство пустоты. Тогда я решил, что оно уйдет навсегда, если я сделаюсь чемпионом мира. Я упорно тренировался, а в 20 лет уехал учиться в США. И со стороны все выглядело замечательно: я поступил в Гарвард, изучал информатику, был отличным студентом; чемпионом мира, правда, не стал, но победил на нескольких первенствах США. А вот счастлив так и не был. И это заставило меня однажды пойти к ректору и сообщить, что я хочу сменить учебную программу и заняться всерьез философией и психологией. «Почему?» – удивилась она. «Потому что меня мучают два вопроса, – сказал я. – Первый: почему я не счастлив, учитывая, как складывается моя жизнь? И второй: как мне все-таки стать более счастливым?»

Может быть, с этими вопросами было уместнее обратиться к психотерапевту?

Т. Б.-Ш.:

Возможно, но тогда мне это не пришло в голову. Да я и не ощущал депрессии, наоборот, у меня была очень сильная мотивация. Позднее я понял, что страдал от того, что экзистенциальный психолог Виктор Франкл назвал «экзистенциальной пустотой». Я был полон решимости, но при этом отчаянно скучал.

Помогло ли изучение психологии и философии найти ответы на два ваших вопроса?

Т. Б.-Ш.:

Для начала оно помогло найти еще массу новых вопросов! Но потом пришли и некоторые ответы. Первым стало осознание того, что все свое детство и юность я верил в неправильную, хотя и самую распространенную формулу счастья. Она гласила: удача плюс успех равняются счастью. Спросите любых родителей, чего они хотели бы для своих детей, и почти все наверняка ответят вам: «Чтобы они были счастливы». Но при этом большинство родителей толкают детей на пути, которые не очень им подходят, а иногда и совсем не подходят. Потому что чаще всего предполагают, что залог счастья – это профессиональный успех.

Т. Б.-Ш.:

Да, потому что я наконец-то смог позволить себе заниматься не тем, что непременно ведет к успеху, а тем, что имеет для меня смысл. Меня привлекали философия и писательство, но в школе это были мои слабые места, и я старался не думать о них. Много лет я шел по пути, который мне не подходил, повинуясь неправильной формуле счастья.

Чувство пустоты объяснялось именно этим?

Т. Б.-Ш.:

Да, но не только. Дело было еще и в моей зависимости от взгляда со стороны. Например, мы все хотим благополучия в отношениях: это ведь тоже считается одной из основ счастья. Но кроме социального, всеми одобряемого «Я», у каждого из нас есть еще и внутреннее «Я». И оно в какой-то момент может и не нуждаться в благополучных отношениях. Я же очень долго был озабочен только своим социальным «Я» и обращал мало внимания на внутреннюю жизнь.

Что помогло вам «вернуться к себе», услышать голос этого внутреннего «Я»?

Т. Б.-Ш.:

Ну например, одно упражнение, которое я часто предлагаю слушателям на своих занятиях. Представьте себе, что вас заколдовали, сделав так, что никто и никогда больше не узнает о том, чем вы занимаетесь и чего достигнете. Что в таком случае вы станете делать? Самого меня это упражнение часто побуждало делать весьма радикальный выбор. Хотя и не всегда. Например, когда я задался этим вопросом во время подготовки докторской диссертации, то ответ оказался очевидным: «Если бы меня так заколдовали, я и не стал бы пытаться получить эту докторскую степень». Однако я понимал, что этот диплом необходим мне, чтобы стать преподавателем. Поэтому я продолжал, но теперь уже осознавая смысл своих усилий. Как видите, услышать внутреннее «Я» совсем не обязательно означает все радикально изменить и перевернуть вверх дном. Иногда важнее понять, что и зачем мы делаем в жизни.

Многие люди беспокоятся как раз об этом: они не знают, что делают и хотят делать в жизни…

Т. Б.-Ш.:

Конечно, многое зависит от силы желания чего-то достичь. Она не у всех одинакова. Но у всех нас, кроме совсем уж редких случаев, есть желание жить, учиться, двигаться вперед. И вопрос в том, культивируем мы это желание или склонны его подавлять. Я не хочу, чтобы мои слова звучали расхожими «заклинаниями» типа: «Каждый может стать тем, кем хочет, достаточно захотеть». Я прекрасно знаю, что все это намного труднее. Но я также знаю и то, что простой поиск этих ростков желания в себе самом делает нас сильнее, хотя бы чуть-чуть приближает к цели, продвигая вперед. И наоборот, если мы думаем, что у нас никаких желаний и целей нет, это действует как разрушительное самосбывающееся пророчество.

Что выбрать?

Тал Бен-Шахар исследовал вопрос о счастье («Быть счастливее», МИФ, 2012) и внес вклад в борьбу с перфекционизмом («Парадокс перфекциониста», МИФ, 2013). Его новая работа – о сотнях мелких повседневных дилемм, которые определяют очень многое, если не все. «Что ты выберешь? Решения, от которых зависит ваша жизнь» (Манн, Иванов, Фербер, книга выходит в 2015 году).

В новой книге вы утверждаете, что мы сами ответственны за то, чтобы творить свое счастье – или не делать этого. Как вы полагаете, человека в депрессии такое умозаключение сделает сильнее или, напротив, сломает окончательно?

Т. Б.-Ш.:

Если бы тот, у кого депрессия, обратился ко мне с таким вопросом, я бы посоветовал ему не читать мою книгу, а сходить к психотерапевту. А вот терапевт мог бы, пожалуй, пользоваться этой книгой время от времени, работая с теми выборами, которые особенно трудно даются клиенту. Вообще, выбирать свою жизнь не бывает легко. Но важно прежде всего осознать, что это возможно в принципе.

В изучении счастья вы вдохновляетесь философией. А насколько позитивная психология обогатила ваше понимание счастья?

Т. Б.-Ш.:

О, не сказать, чтобы очень сильно! Еще Аристотель считал, что два основных ингредиента эвдемонии, самого всеобъемлющего переживания счастья, – это дружба и созерцание. Позитивная психология всего лишь доказала это экспериментальным путем. Еще Конфуций говорил о том, как важно культивировать внутреннее счастье, прежде чем обращаться к другим людям, – и это сегодня тоже доказано. Так что роль позитивной психологии заключается скорее в том, что она, благодаря исследованиям, помогает установить, кто из философов, далеко не во всем согласных друг с другом, оказался в большей степени прав. Своим эмпирическим подходом позитивная психология продолжает философские споры. Но совсем не ставит в них финальную точку!

Многие советы, которые дает позитивная психология, не только эффективны, но и очень просты: принять неудачу, высказывать то, что чувствуешь... И все же мы не применяем их в повседневной жизни. Возможно, психологам стоит больше заниматься нашими механизмами сопротивления?

Т. Б.-Ш.:

Это вопрос, который меня очень занимает: как поддерживать в себе волю к изменениям? Сократ, например, считал, что это очень просто: «Знать благо – значит творить благо». Но, к сожалению, был неправ, что тоже доказано эмпирически: простого знания, что для нас хорошо, оказывается недостаточно. Альтернативу предлагает религия. Я не религиозный человек, но, думаю, богословы отлично поняли, что поддерживает в нас волю к переменам: повторение и напоминания. Повторение – это ежедневные молитвы, посещение храма. А напоминания – песнопения, иконы, символы. Но это возможно и вне религии. Посмотрите на браслет на моем запястье. Я ношу его только каждый второй месяц, чтобы напоминать себе об одном из аспектов жизни, над которым должен работать. Сейчас он на мне, потому что я хочу быть более легким и простым: я чересчур серьезен и склонен к умствованиям!.. Впрочем, есть одна тонкость. Любые исследования, в том числе и в позитивной психологии, не дают универсальных результатов. Например, позитивная психология обнаружила важность выражения благодарности. Во многом это произошло благодаря книгам психолога Сони Любомирски (Sonja Lyubomirsky). Но при этом сама она признается, что не практикует этот метод, потому что для нее он – представьте! – не работает. Любые эксперименты говорят нам не лично о каждом из нас, а только о средних значениях. И все, что мы можем сделать, – это пробовать, проверять на себе, работает ли для нас тот или иной метод.

Можно ли сказать, что, не став чемпионом мира по игре в сквош, вы в итоге стали чемпионом мира по счастью?

Т. Б.-Ш. (Смеется.):

Нет-нет, до чемпионства мне все так же далеко! И потом, во главу угла я ставлю сегодня не счастье, а принятие собственной человечности, то есть моих неудач и моих недостатков. Так что у меня по-прежнему есть цель, чтобы добиваться успеха и совершенствоваться. Но главное, что это желание идет от меня самого, а не со стороны.

Принимая собственные неудачи и недостатки, мы рискуем развить в себе не принятие, а чувство вины…

Т. Б.-Ш.:

Чтобы его избежать, необходимо культивировать смирение. Это будет темой моей следующей книги. И делаю я это по той же причине, по которой начал когда-то писать о счастье. Тогда я хотел быть более счастливым. А теперь я хочу стать более смиренным.

Какое будущее ждет позитивную психологию?

Т. Б.-Ш.:

Я очень надеюсь, что она скоро просто перестанет существовать, став полноправной частью психологии вообще. Кроме того, я полагаю, что нам следует расширить свои представления о счастье. Во многом для этого я организовал исследовательский центр, Институт благополучия (1). Там рассматриваются пять компонентов счастья: духовный, физический, интеллектуальный, эмоциональный и тот, что связан с отношениями. Потому что цель каждого из нас – не только испытывать положительные эмоции, но также и расти – интеллектуально и психически. А еще – делиться своим счастьем с людьми и обретать смысл собственной жизни.

1 Подробнее см. на сайте wholebeinginstitute.com

Шесть «рецептов» счастья

1. Позвольте себе быть человечными. Примите свои страхи, печали и тревоги как часть себя. Тогда вы скорее сможете их одолеть. Отрицание своих эмоций – путь к несчастью.

2. Счастье рождается в союзе удовольствия и смысла. Постарайтесь хотя бы несколько раз в неделю получать импульсы, обеспечивающие вас и тем, и другим.

3. Состояние души важнее, чем статус или сумма на счете. За редким исключением наше благополучие зависит от того, как мы интерпретируем события и на чем фокусируемся.

4. Не перегружайте себя! Стремление уместить все больше дел во все меньшее время неизбежно вредит нам. Количество переходит в качество, заметно снижая его.

5. Тело и разум связаны. Все, что делает – или не делает! – наше тело, влияет на состояние души. Здоровое питание, достаточное количество сна и регулярные физические упражнения укрепляют душевное здоровье.

6. Чаще выражайте благодарность. Мы слишком склонны принимать свою жизнь как данность, вместо того чтобы ценить ее радости – от хороших людей до вкусной еды, от красоты природы до улыбки на лице незнакомца. Т. Б.-Ш.

Подробнее на сайте talbenshahar.com

Многие люди растут с убеждением, что хорошие оценки, образование и высокооплачиваемая работа помогут стать им счастливыми. Звучит знакомо, не так ли? Проблема в том, что вышеописанное не дает никаких гарантий. Конечно, если у вас будет хорошая работа, приличный дом и семья, вы возможно будете счастливы. Или нет.

В мире есть много успешных и людей, которые ощущают недовольство жизнью и ищут счастье. Несмотря на высокую зарплату, они чувствуют, что не реализовались и что хорошая работа, как и праздное безделье, автоматически не приносят счастья. Как же его обрести?

Объяснение модели

Согласно модели Бен-Шахара, имеется четыре архетипа, по которым живут люди:

  • Нигилизм;
  • Гедонизм;
  • Крысиные бега;
  • Счастье.

Эти архетипы имеют отношение к двум измерениям. Первое: будущее и настоящее. Второе: преимущества и недостатки. Например, крысиные бега имеют преимущества для будущего, однако имеют существенные недостатки для настоящего. А нигилизм плох для любого измерения.

Рассмотрим каждый архетип отдельно.

Нигилизм

В квадранте Бен-Шахара нигилизм находится в нижнем левом углу, а значит имеет одни недостатки. Почему люди тогда становятся нигилистами? Они выглядят знающими все, отличаются этим от других и поэтому привлекательны. Их часто ценят, к ним прислушиваются. Однако такие люди неспособны помочь не только другим, но и самим себе. Их пессимизм зашкаливает, а уровень морали достигает самой нижней точки. Это протест ради протеста, отличие ради отличия.

Само нигилиста настроено на то, чтобы быть несчастным. Даже если нет повода, они всегда найдут причину для недовольства. Никакой надежды на будущее - все куплено, разворовано, мы же являемся лишь винтиками большого бессмысленного проекта.

Гедонизм

Да, гедонисты фокусируются на поиске счастья, однако их волнует только настоящий момент. Они не планируют, обладают слабой дисциплиной и силой воли, а также удовлетворяют сиюминутные потребности. Они считают, что работать тяжело ради будущего бессмысленно, ведь будущего может и не быть. На деле - просто ленивы и самолюбивы. Гедонисты заменяют внутреннее счастье внешними факторами - одеждой, едой, публичными появлениями, бездумной тратой денег. Главный персонаж из фильма «Большой Лебовски» привлекает, однако в жизни такие люди если и нравятся другим, то быстро разочаровывают.

Гедонисты считают себя счастливыми людьми и всеми силами стремятся к этому, однако на самом деле являются несчастными.

Крысиные бега

Такие люди живут лишь ради будущего. Они много работают, инвестируют, изучают тенденции, учатся, однако не могут быть счастливыми здесь и сейчас. Когда-то обязательно наступит счастье, но сейчас нет времени для этого - нужно работать и выжимать из себя все соки.

Эти люди всегда ставят перед собой серьезные цели, а когда достигают их, сразу ставят новые. Это отличная манера поведения, однако у них нет ни секунды на то, чтобы отпраздновать свой успех.

Люди, занимающиеся крысиными бегами, могут быть очень богатыми и всего достичь в жизни. Кроме счастья.

Счастье

Этот архетип представляет собой правильный баланс между настоящим моментом и желанием хорошего будущего.

Согласно Бен-Шахару, мы можем быть счастливыми лишь тогда, когда наслаждаемся как путешествием, так и пунктом назначения. То есть главное не только ставить цели и достигать их, но и любить сам процесс их достижения. Разница между архетипом крысиных бегов и архетипом счастья в том, что первые по сути не любят путешествия, не ценят процесс.

Мы все чувствуем, что достичь счастья одновременно и легко, и тяжело. Тяжело, потому что нужно изменить свою манеру мышления, а легко, потому что для этого требуется сделать только два шага.

  1. Научиться свое будущее и достигать целей.
  2. Научиться быть счастливым здесь и сейчас: любить себя и свою жизнь даже тогда, когда цель еще не достигнута.

Именно такой грамотный баланс позволяет человеку быть счастливым.

Использование модели

Бен-Шахар утверждает, что невозможно быть счастливым все время. Иногда нам и правда нужно оставить в стороне сиюминутные удовольствия для того, чтобы достичь желаемого будущего. Например, когда нам нужно остаться допоздна на работе, чтобы закончить важный проект.

Также иногда важно концентрироваться на сиюминутных удовольствиях, как это делают гедонисты. Например, когда вы плодотворно поработали и заслужили отдых в любом виде.

Как же найти правильный баланс? Он в том, чтобы тратить свое время на деятельность, которая нам дает одновременно преимущества в настоящем и будущем.

Посмотрите еще раз на все архетипы и квадрант Бен-Шахара. Где вы тратите больше всего времени? Кого-то бросает в крайности: такой человек может работать до седьмого пота целый месяц, а следующие несколько недель предаваться гедонизму. Или, быть может, ваши мысли имеют негативную направленность, и вы крайне пессимистичны?

Ответьте на последний вопрос: получаете ли вы удовольствие от сегодняшнего дня, одновременно фокусируя свои усилия на достижении долгосрочных целей?

Вы никогда не победите, потому что ищете совершенства. Совершенство годится только для музеев. Антуан де Сент-Экзюпери

Нас с детства учат, что мы должны быть безукоризненными – идеально учиться, идеально работать, создать идеальную семью. Мы хотим во всем быть №1. Хотим всюду успеть. Ведь в современном мире, если не успел, значит проиграл. Возможно, поэтому в мире столько несчастных людей.

По крайней мере, именно в этом – дезадаптивном перфекционизме – видит причину неудовлетворенности своей жизнью автор этой книги, один из ведущих экспертов в области счастья – Тал Бен-Шахар.

Тал Бен-Шахар

Американский ученый израильского происхождения, психолог, специализирующий на позитивной психологии и психологии лидерства. Имеет докторскую степень в области организационного поведения и степень бакалавра искусств.
Более 10 лет изучает тему счастья. Его курс позитивной психологии стал одним из самых популярных в истории Гарварда.
Бен-Шахар – писатель, автор бестселлера «Быть счастливее», переведенного на 25 языков, в том числе, русский.

Новая книга Тала Бен-Шахара посвящена перфекционизму. Он выявил удивительный парадокс: люди, стремящиеся к совершенству, часто успешны, но редко счастливы.

Разумеется, само по себе стремление к совершенству – это неплохо, поскольку побуждает людей упорно трудиться и добиваться высоких результатов. Проблемы начинаются, когда это стремление обращается в крайность.

В связи с этим психологи выделяют негативный (или дезадаптивный) и позитивный (адаптивный) перфекционизм. Последний Бен-Шахар называет оптимализмом.


Перфекционизм vs оптимализм

Автор выделяет 3 аспекта перфекционизма (отрицание неудачи, отрицание негативных эмоций и отрицание успеха) и противопоставляет их 3 аспектам оптимализма (признание неудач, принятие негативных эмоций и принятие успеха).

И перфекционист и оптималист стремятся к своим целям, но разными путями.

Для перфекциониста путь к цели – это прямая линия. И он ждет, что дорога будет ровной. Он настолько зациклен на поставленной задаче, что не замечает ничего вокруг (семью, друзей…). Перфекционист руководствуется принципом «все или ничего»: достиг цели – герой, нет – никчемный лузер. Он очень строг, всегда и во всем ищет недостатки, и не прощает ошибок, особенно самому себе. Перфекционист ужасно боится, что на его идеальном пути встретятся неровности, и он потерпит неудачу. Страх заставляет «защищаться» – никакой критики.

Все это приводит к закостенелости. Мышление перфекциониста крайне консервативно. Страх перед неудачей (проигрывают только неудачники) приводит к боязни перемен.

Путь оптималиста совсем другой – это запутанный клубок неудач и успехов, хаотическая кривая, похожая на спираль. Он знает, что на пути к цели могут быть неожиданные и не всегда приятные виражи, но это здорово. Ведь для него важна не цель как таковая – он наслаждается процессом ее достижения. Оптималист не выискивает недостатки, а фокусируется на достоинствах. Но это не значит, что он слеп к негативу, просто он умеет прощать ошибки. Он открыт советам и понимает, что конструктивная критика помогает стать лучше.

Благодаря этому у оптималиста гибкий ум. Он легко приспосабливается к новым обстоятельствам, преодолевает трудности. Допуская мысль о том, что к цели можно прийти разными путями, оптималист открыт новым возможностям.

Так же сильно отличается эмоциональная жизнь перфекциониста и оптималиста.

Согласно ожиданиям перфекциониста счастье – это бесконечный поток позитивных эмоций. Такие чувства, как страх, гнев, тоска кажутся ему чуждыми. Он не понимает, что счастливый человек тоже время от времени боится, сердится и скучает. Поэтому перфекционист отторгает негативные чувства.

В отличие от него, оптималист позволяет себе испытывать весь спектр эмоций, понимая, что без слез и страдания невозможно глубоко прочувствовать счастье.

Это удивительно, но внешне успешный перфекционист на самом деле всячески отторгает успех. Он никогда не рад полученным результатам, ему всегда кажется, что можно было сделать лучше. Поэтому, едва-едва достигнув цели, он тут же ставит новую. В результате вся его деятельность – это сизифов труд.

Оптималист, напротив, нацелен на успех. Его жизнь, как и жизнь перфекциониста, полна сражений, но он умеет получать удовольствие от процесса, учиться на своих ошибках. Достигнув успеха, оптималист искренне радуется, так как не воспринимает его как должное – это награда за труд.

Эти три аспекта, по мнению Тала Бен-Шахара, приводят к ключевому различию между перфекционистом и оптималистом. Каково оно? Этого я не скажу. Можете сами порассуждать в комментариях, а лучше – прочтите книгу.

Общие впечатления

Книга состоит из трех частей. В первой, теоретической, говорится о различиях перфекциониста и оптималиста и последствиях этих различий (описанное выше – лишь верхушка айсберга).

Вторая и третья части имеют практическую направленность, в них Бен-Шахар рассуждает о способах превращения перфекциониста в оптималиста. Именно поэтому эти разделы книги мне показались более интересными, читались быстрее, вызывали больший отклик.

Вообще, следует отметить, что «Парадокс перфекциониста» – это практическое пособие для тех, кто хочет работать над собой и привнести в свою жизнь счастье. В каждой главе вы найдете «разминки» для рассуждения и психологические упражнения.


Это вторая книга Тала Бен-Шахара, попавшая ко мне в руки. Поэтому я предполагала, что повествование будет легким и увлекательным. Не ошиблась. Автор – прекрасный рассказчик. Большинство сентенций он иллюстрирует примерами из собственной жизни, что создает ощущение личной беседы, диалога с глазу на глаз.

Но, как и автор, предостерегаю: нет человека, который бы на 100% был перфекционистом или оптималистом. В разные моменты жизни, на разных ее этапах мы можем вести себя по-разному. Но нужно всегда помнить, что оптимализм – и есть тот идеал, к которому необходимо стремиться.

Хорошая жизнь – это процесс, а не состояние бытия. Это направление, а не цель. Карл Роджерс


Тал Бен-Шахар — эксперт в области счастья