Тема произведения зимний вечер. Анализ стихотворения «Зимний вечер» А.С

Пушкин «Зимний вечер» написал в очень непростой период своей жизни. Возможно, именно поэтому в стихотворении проскальзывает чувство безысходности, грусти и в то же время надежды на лучшее будущее. В 1824 году Александру Сергеевичу было разрешено вернуться из южной ссылки. Каково же было его разочарование, когда поэт узнал, что ему позволено жить не в Петербурге или Москве, а в старом, отрезанном от окружающего мира родовом поместье Михайловском. На то время в имении проживала вся

Отношения с родителями у Александра Сергеевича были непростыми, особенно больно ему было выносить тот факт, что функцию надсмотрщика взял на себя его родной отец. Сергей Львович проверял всю корреспонденцию сына, контролировал буквально каждый его шаг. Кроме того, отец всячески провоцировал Пушкина на скандал в надежде, что ссора при свидетелях поможет ему отправить сына в тюрьму. Александр Сергеевич пользовался каждым удобным случаем, чтобы уезжать из имения гостить к соседям, ему было очень сложно жить с осознанием того, что его предали родные люди.

Уже после того как родители уехали из Михайловского жить в Москву, а это случилось осенью 1824 года, был написан «Зимний вечер». Пушкин стих свой создал зимой 1825 года, к этому времени поэт немного успокоился, он уже не чувствовал чудовищного давления со всех сторон, но в душе все равно царила буря. С одной стороны, Александр Сергеевич чувствует облегчение и надеется на светлое будущее, но с другой - он понимает безысходность своего положения.

Пушкина «Зимний вечер» позволяет рассмотреть в образе героя, отрезанного от внешнего мира снежной бурей, самого поэта. В Михайловском он находится под домашним арестом, покидать имение ему разрешается только после согласования с надзорными органами, да и то на короткий период. Александр Сергеевич находится в отчаянии от своего заточения, поэтому воспринимает бурю, то как маленькое дитя, то как страшного зверя, то в образе запоздалого путника.

Пушкин «Зимний вечер» написал, чтобы передать свои истинные чувства. В образе доброй старушки угадывается его няня Арина Родионовна. Поэт понимает, что эта женщина является чуть ли не единственным любящим его человеком. Няня воспринимает его как родного сына, заботится, оберегает, помогает мудрым советом. Он с удовольствием проводит с ней свободное время, наблюдая за веретеном. Пушкин «Зимний вечер» написал, чтобы хоть как-то унять Он не может в полной мере наслаждаться идиллией, потому что томится в неволе.

Как бы там ни было, но жизнь в Михайловском явно пошла Александру Сергеевичу на пользу, он стал более сдержанным, спокойным, начал больше внимания уделять своему творчеству. Пушкин «Зимний вечер» писал, вкладывая в стихотворение всю свою душу и это сразу чувствуется. Уже после возвращения в Петербург поэт неоднократно добровольно приезжал в свое старое поместье, чтобы насладиться сельской жизнью, тишиной, покоем, прекрасными пейзажами и написать новые шедевры.

Александр Сергеевич написал это стихотворение в 1825 году будучи в ссылке в родительском имении в Михайловском. Чтобы понять, в каком настроении поэт писал стихотворение, важно знать, что в Михайловском у него не сложились отношения с отцом, взявшим на себя обязанность следить за каждым шагом сына, что сильно раздражало Пушкина.

После отъезда родителей он остался в имении один со своей . Долгие и скучные зимние вечера, отдаленность от друзей и знакомых, тяготение неизвестностью того, сколько еще продлится ссылка – все это приводило поэта к унынию и навевало мрачное настроение. В подобной атмосфере и создавалось стихотворение.

В описании Пушкина буря материализуется перед глазами читателя. Так и чувствуется холод зимнего ветра, завывание вьюги. Все динамично, в то же время печально. Эта печаль передается и внутрь дома:

«Наша ветхая лачужка и печальна, и темна».

Печалью заражены и немногочисленные обитатели дома. Грустная обстановка подчеркивается контрастом между наружным шумом вьюги и тишиной в доме.

Няня поэта «приумолкла у окна». Он не знает, утомлена ли она завыванием вьюги или дремлет «под жужжаньем своего веретена»? Но как бы там ни было, няня плывет по течению и не думает сопротивляться мрачным настроениям. Но не таков Пушкин. Он стремится освободиться от угнетающей грусти, хочет сбросить оковы печали. Для этого он решает прибегнуть к старому испытанному методу и затопить в вине свое горе:

«Выпьем с горя; где же кружка?
Сердцу будет веселей».

Задорное настроение поэта еще более выпукло вырисовывается в контрасте с общей грустной атмосферой.

Возможно, разбушевавшаяся стихия ассоциируется у Пушкина с преследующими и обрекшими его на ссылку силами. От природной стихии человек спасается в своем доме, как говорится, мой дом – моя крепость. Но поэт называет свою крепость «ветхой лачугой», то есть против сил, которые заточили его здесь, бесполезны крепкие стены.

Ощущается неуверенность Пушкина в завтрашнем дне, поэт не знает, что его ждет в будущем, но ясно одно: он не намерен покориться. «Выпьем» в последней строфе – это показатель стойкости и веселья поэта над мрачной мглой.

Открытый урок по русской литературе в 5 классе на тему «Анализ лирического произведения А.С. Пушкина «Зимний вечер».

Цели:

    Повторить, что такое лирическое произведение и каковы его особенности;

    Рассмотреть особенности языка лирического произведения и образ лирического героя в стихотворении;

    Уметь анализировать лирическое произведение.

Задачи:

    Подготовить выразительное чтение стихотворения А.С. Пушкина «Зимний вечер».

    Обучить анализу лирического произведения на примере стихотворения

«Зимний вечер» по методам А.П. Журавлева и Б. Ярхо.

Оборудования: мультимедийный проектор, интерактивная доска, текст стихотворения «Зимний вечер», учебник, раздаточный материал, видеоролик на стих А.С.Пушкина, романс О. Погудина, композитор М. Яковлев.

Форма урока: урок-исследование стихотворения А.С.Пушкина «Зимний вечер».

Ход урока

I . Организационный момент. (Класс разделен на2 группы)

Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня мы с вами будем анализировать стихотворение А.С. Пушкина «Зимний вечер». Я научу вас, какими еще методами можно понять глубину лирического произведения.

II . Проверка домашнего задания.

1. Чтение наизусть стихотворения «Зимний вечер». (Читают 1-2 ученика)

Учитель ставит оценки за чтение стихов наизусть в журнал.

III . Просмотр и прослушивание видеоролика с романсом на стихотворение А.С. Пушкина «Зимний вечер».

(Перед тем, как дети прослушают романс, учитель дает задание: «Ребята, прослушайте пожалуйста видеоролик, всмотритесь в слайды и скажите, какая картина встает перед вами при прослушивании этого стихо­творения, какие чувства, ассоциации у вас возникли?)

IV . Беседа учителя с классом о стихотворении после прослушивания видеоролика. (Отвечают по группам: сначала первая группа, потом вторая).

Примерный ответ учеников : «Глухой зимний вечер. На дворе воет метель - ни зги не видно. В ком­натушке тепло - потрескивает затопленная няней печка. Сама няня садит на скамейке и прядет свою пряжу. Котенок играет у ее ног. Пушкин тут же, у стола, в теплом домашнем халате. Оплывающая свеча дрожащим светом озаряет его обросшее бакенбардами молодое лицо, погрустневшие глаза. Он смотрит в темное окно, за которым ничего не видно, и прислу­шивается к тому, что делается там, в открытом снежном поле».

V . Объяснение нового материала.

1. Анализ стихотворения «Зимний вечер».

Слово учителя.

Дорогие ребята, в русской литературе существует схема анализа стихотворения. Этот анализ требует определенной ра­боты над его содержанием, особенностями языка и стихотворной формы. Он должен включать в себя определение жанра (природы поэтического высказывания), выявление лирического сюжета, обозначение темы, истолкование названия, анализ компози­ции, характеристику лирического героя, выявление организации поэтической речи, анализ языка (специальных изобразительных средств).

А теперь переходим непосредственно к анализу. Для начала вспомним, что такое стихотворение? (Стихотворение - лирическое произведение, как правило, небольшого объема, написанное стихами).

Работа по группам.

Итак, 1 вопрос. Когда и где было написано это стихотворение?

(Стихотворение «Зимний вечер» было написано в 1825 г. в ссылке в Михайловском, в очень тяжелое для поэта время. На­дежда на освобождение была потеряна; план побега за границу не удался; он серьезно поссорился с отцом, после чего вся семья Пушкиных уехала в Петербург, оставив поэта одного, на попече­ние няни Арины Родионовны. Стихотворение «Зимний вечер» прекрасно, образно передает это душевное состояние поэта)

2 вопрос. Как поэт описывает снежную бурю?

(Небо, покрытое мглою, неистовый ветер, который кружит в поле снежные вихри, вой ветра, напоминающий то плач ребенка, то шорох соломенной крыши, то стук в окошко запоздалого путника.)

3 вопрос. Как изображена в стихотворении няня?

(Пушкин нежно об­ращается к няне: «моя старушка», «мой друг», «добрая подружка бедной юности моей».)

4 вопрос. Можно ли сказать, что это стихотворение - самое грустное стихотворение Пушкина? (Стихотворение дейст­вительно грустное, но последние две строчки позволяют говорить о том, что поэт сохраняет бодрое, жизнерадо­стное настроение: нужно преодолеть, победить грустное настроение.)

5 вопрос. Определить природу поэтического высказы­вания в этом стихотворении. (Показ конкретной карти­ны - описание зимнего вечера - можно рассматривать как пейзажную лирику. В то же время поэт говорит и о своих чувствах, о своем настроении.)

6 вопрос. Какая тема, идея и сюжет этого стихотворения?

(Пушкин пишет о своем одиночестве, оторванности от близ­ких и друзей.

Размышление поэта о своей горестной судьбе и составляет тему этого стихотворения. Идея заключается в том, что лирический герой верит в то, что он сможет преодолеть все трудности и освободиться).

7 вопрос. Почему стихотворение названо «Зимний вечер»?

(Картина зимней бури с ее завыванием, темнота ночи помогают ярче передать настроение поэта.)

8 вопрос. Что такое композиция? (В литературе понятие композиции означает построение литературного произведения, структура его составляющих частей, микротемы, их последовательность и система)

Что представляет собой композиция этого стихотворения?

(Можно выделить три части : В первой части главным действующим лицом является вьюга. Вторая часть целиком посвящена няне и разговору с ней. Третья часть имеет свой художественный смысл: в ней вновь упомина­ется снежная буря и ветхая лачужка. Мотив преодоления придает последней части оптимистическое звучание).

9 вопрос. Каким предстает перед нами лирический герой этого сти­хотворения? А вы знаете, кто такой лирический герой? (Образ поэта в лирике, выражающий его мысли и чувства).

(Пушкин был очень жизнерадостным, общитель­ным человеком. А его временное затворничество было очень тягостно для него.)

10 вопрос. Каким стихотворным размером написано это стихотворе­ние? (Анализ текста показывает, что «Зимний вечер» напи­сан двусложным размером с ударением на первом слоге. Это хорей ).

11 вопрос. Какие изобразительные средства использовал поэт в этом стихотворении?

А какие вы знаете? Что такое эпитет, олицетворение, сравнение, метафора?

(Эпитет - образное определение, дающее дополнительную художественную характеристику предмета или явления в виде сравнения; метафора - вид тропа, перенос названия одного предмета на другой на основании их сходства; олицетворение - особый вид метафоры, перенесение изображения человеческих черт на неодушевлённые предметы или явления).

-Найдем эпитеты. («вихри снежные», «ветхая лачужка», «пут­ник запоздалый», «по кровле обветшалой», «бедной юности» и др.)

Ребята, скажите, для чего нужны эпитеты в стихотворении, что они характеризуют в этом произведении? (Их смысл в том, чтобы украсить речь и сделать ее литературной ).

-Найдем сравнения. ( Буря сравнивается то со зверем, то с ре­бенком, то со спутником).

А что нам помогают увидеть в этом стихотворении сравнения?

(Они помогают увидеть черты сходства или различия отдельных предметов).

-Найдем олицетворения. ( буря кроет, завоет, заплачет)

Для чего они нужны в стихотворении? (Они применяется при изображении природы, которая наделяется теми или иными человеческими чертами)

А теперь найдем метафоры : жужжанье веретена, завыванье бури. В чем смысл метафоры? (Смысл метафоры как тропа в том, чтобы усиливать эмоциональную выразительность речи)

2. Анализ стихотворения «Зимний вечер» по методу А.П. Журавлева.

Слово учителя.

- А теперь, ребята, я вас научу, как проводить анализ стихотворения другими методами. Вот, например, существует метод характеристики гласных звуков по их цвету. Автор этой методики - Журавлев. С помощью этого анализа мы сможем увидеть красоту произведения, его тайный смысл, научимся понимать и чувствовать настоящее произведение искусства.

Записываем в тетрадь. Например, гласный а – обозначает красный цвет, е – темно-зеленый, и – голубой, о – желтый, у - черно-синий, ы – черный, ю – фиолетовый, я – розовый, э – бледно-зеленый.

(Чтобы сократить время, можно самому посчитать и показать классу, какие получились данные):

О – 33

Е – 30

А – 28

И – 15

У – 14

Ы – 4

Я – 4

В данном стихотворении 81 светлых и 18 темных гласных звуков.

Это говорит о том, что стихотворение несет положительное настроение, оно наполнено добром, светлым смыслом, хотя есть и темные цвета, но это только из-за того, что автор тревожится, печалится и тоскует, а за окном еще и буря.

Преобладание звука «О» свидетельствует о том, что в стихотворении заложен глубокий смысл. Это подтверждается тем, что лирический герой, Пушкин, верит, надеется, что он сможет все преодолеть.

3. Анализ стихотворения «Зимний вечер» по методу Б.Ярхо.

Для этого мы должны с вамипосчитать количество существительных, глаголов, прилагательных, т.е., ребята, в этом методе вы должны проявить знания в нахождении частей речи, которые вы изучаете на уроках русского языка. Как видите, русская литература очень тесно взаимосвязана с русским языком.

-Выписываем существительные: буря, мгла, небо, вихри, зверь, кровля, солома, путник, окошко, лачужка, старушка, окно, буря, жужжанье, веретено, подружка, юность, горе, кружка, сердце – всего 21 существительное;

глаголы: кроет, крутя, завоет, заплачет, зашумит, застучит, приумолкла, дремлешь, выпьем, выпьем – всего 10 глаголов;

прилагательные: снежные, обветшалой, запоздалый, ветхая, печальна, темна, добрая, бедная, утомлена, веселей, – всего 10 прилагательных.

Вывод: Таким образом, все эти части речи, которые мы нашли, характеризуют:

    Внешний мир (в данном случае зимний вечер во время бури).

    Дом (здесь ветхую лачужку).

    Няню поэта Арину Родионовну.

Полученные данные показывают, что в стихотворении много существительных . Они…… Но глаголов по сравнению с ними в 10 раз меньше, действия есть, но не так уж много. Ведь автор находится в ссылке, и он ничего не может сделать, он ждет… И к тому же большинство глаголов совершенного вида. Это говорит о том, что действия непродолжительны, все обязательно закончится, придет время (в нашем стихотворении буря закончится, автор обязательно вернется из ссылки).

Прилагательных , как и глаголов 10, их наличие нам говорит о том, что в стихотворении есть описание, а именно описание бури, лачужки, старушки (няни).

Вывод: Таким образом, проанализировав стихотворение методом Ярхо, мы подтверждаем идею поэтического произведения : лирический герой, окруженный холодом, тоской, мечтает о светлом будущем, надеется и верит в него.

Итак, в стихотворении А.С. Пушкина «Зимний вечер» проявляется богатство переживаний, чувств лирического героя.

VI. Домашнее задание.

    Проанализировать стихотворение по методам А.П. Журавлева, Б. Ярхо в тетрадь.

VI . Подведение итогов урока.

1. Поэт доносит до нас свои мысли, чувства, переживания. «Зим­ний вечер» помогает увидеть душевное состояние Пушкина в пе­риод ссылки в Михайловском. Мгла, покрывающая небо, снежные вихри, вой и плач бури - все это создает настроение томитель­ной тоски. Это стихотворение помогает нам увидеть поэта в один из самых тяжелых периодов его жизни.

2. Учитель подводит итоги работы групп.

VII . Выставление оценок учащимся за работу на уроке.

Все произведения великого поэта Александра Сергеевича Пушкина невообразимо нежны и лиричны. Они сплетаются в тонкие хрупкие кружева и образуют вычурные и неповторимые узоры, сравнимые разве что только с теми, которые рисует мороз на окнах. Пушкин был романтичным взрослым ребенком, которому хотелось вседозволенности и любви, который не любил никаких рамок и ограничений. Но судьба распоряжалась иначе. Все свои протесты он выражал пером на бумаге в метафорических образах на разные события у друзей и государства, зачастую вызывая бурю негодования у высокопоставленных чинов. И, конечно, ему многое прощалось, но наказания все-таки были, взять хотя бы ссылку в родовое гнездо Михайловское. Здесь и создал Пушкин «Зимний вечер», о котором дальше и пойдет речь.

Ссылка на юг (1820-1822)

Сначала немного о состоянии поэта и его среде, в котором он создавал свой очередной шедевр. Да, не мог отказаться Пушкин от вольнолюбивой поэзии, за что был сослан в Южную ссылку. В это время он сочиняет много своих известных произведений, одно из них - пародийная поэма «Гаврилиада», где он обыгрывает сюжет Священного писания, о чем до конца дней будет сожалеть. Но пока в Кишиневе он вступает в масонскую ложу. Пушкин, сам не ведая того, запутался. А ведь главными задачами масонов, как известно, было уничтожение религии (особенно христианской) и опровержение всех ее законов. Масоны вели революционную деятельность, направленную на разрушение всяких основ национальной государственности. В это же время Александр I издал указ о запрещении масонства.

Ссылка в Михайловское (1824-1826)

Пушкина за участие в масонстве отправляют под домашний арест к отцу, в Михайловское. Отец, будучи человеком верующим, настороженно относится к увлечениям сына, из-за чего провоцируются большие скандалы в семье. Но отойдем от скандалов, ведь опять именно творчество приходит на помощь Пушкину, так как невыносимо скучно ему стало в деревне, однако и в этом нашлась своя прелесть, тем более что вскоре из села в Петербург выехали его родители, сестра и брат. И тут как-то сильно затосковал Пушкин. «Зимний вечер» - произведение, которое точно указывало на его тогдашнее настроение. Чтобы понять состояние поэта, окунемся немного в его атмосферу.

Пушкин. «Зимний вечер»

Поэт практически остался один. Он жил в глуши соснового леса, где и располагалось имение. Липовая аллея вела прямо к усадьбе, чуть ниже по лугу протекала река Сороть. Пушкин жил в небольшом одноэтажном домике, в котором когда-то жил его дед Ганнибал. В его кабинете была очень скромная обстановка с деревянной кроватью, ободранным ломберным столом, где вместо чернильниц стояли две помадных банки, двумя стульями и полками с книгами. Рядом жила его любимая няня. Остальные помещения были заколочены. Долгие зимние вечера проводил в обществе няни Арины Родионовны. В ее компании он чувствует себя защищенным и, как ребенок, беспечным. Здесь он много работает и много сочиняет, из-под его пера выходят стихотворения «Зимний вечер», «Зимняя дорога», «Вакхичекая песня», «К няне», «Я помню чудное мгновение…» и т. д. В этот период у Пушкина происходит переосмысление человеческой жизни и ее ценностей, в конце концов он определяет свой идеал: это обретение дома, внутренней гармонии и защищенности.

Анализ стихотворения «Зимний вечер» Пушкина

Это стихотворение Пушкин написал в 1925 году в стиле традиционных романтизма и классицизма, которые синтезируются в одно целое. В центре сюжета - грандиозная и неумолкающая буря. Буря здесь представляет некое божество, и в его движение вовлечено все, что есть на земле. И это все представляется в масштабах вселенских. Потом стихотворение Пушкина «Зимний вечер» резко меняет свои масштабы до одинокой человеческой жизни, которая выглядит во всей этой громадной картине как несчастная песчинка.

Дальше идет описание лачужки, одинокой и заброшенной в водоворот вихрей снежных, как душа человеческая. Обитатели ее постоянно слышат звуки бури, напоминающие то плач ребенка, то завывание зверя, то стук путника. Здесь речь идет о каком-то одиночестве и о том, что автор стоит на перепутье дорог, где крутятся опасные для его жизни вихри и бури. В той «лачужке» печально и темно от такой непогоды, но душа его хочет вырваться из этой тьмы к небу и к солнцу. Именно об этом тоскует запутавшийся в своих мыслях и желаниях Пушкин. «Зимний вечер» точно описывает это его состояние. Ведь пока надо переждать эту бурю, и тогда может наступить тот долгожданный свет. Все, что согревает сейчас душу лирического героя, теплит его надежды, - это его любимая «старушка» - «добрая подружка», и вино, которое хоть на время, но все же способно заглушить действие страха и одиночества перед гнетущим неизвестным будущим.

Стихотворение А.С. Пушкина «Зимний вечер» («Буря мглою небо кроет…») было написано в родовом имении поэта, в селе Михайловском.

Год написания произведения – 1825.

История создания знаменитого стихотворения связана с нелегким периодом в жизни Александра Сергеевича. В это время Пушкин как раз вернулся из Южной ссылки. Он был полон надежд и мечтал вновь окунуться в бурлящий, свободный, пусть и суетливый, мир. В этой жизни было все, чего ему так не хватало в ссылке: друзья, шумные споры, интересные встречи. Было искрометное движение самой жизни.

Каким же ударом для поэта была новость о том, что вместо блистательного Петербурга и динамичной Москвы, он должен безвыездно находиться в глухом селе Михайловском. Ему предстояло пройти и полную изоляцию от внешнего мира; и контроль его собственного отца за перепиской поэта; и состояние отчаяния.

После того, как родители Пушкина покинули имение, в заброшенном судьбой доме, остались два затворника – Александр Сергеевич и его преданная няня Арина Родионовна.

Насколько тяжело давалось Пушкину это вынужденное отшельничество, можно понять из строк стихотворения «Зимний вечер». Оно весьма точно передает бурю чувств в душе поэта.

Это произведение, создание которого проходило на фоне обостренных ситуацией эмоций, породило целый ряд подобных стихотворений, посвященных противостоянию внешнему миру.

Главная тема стихотворения

Основная тема стихотворения А.С. Пушкина «Зимний вечер» — это тема борьбы. На кого же направлена эта борьба?

В образе бушующей стихии подразумевается внешний мир, с его спонтанностью, яростью, давлением. И этому миру противостоит личность поэта — свободная, ищущая, несломленная.

И тем удивительнее, как в этом противостоянии, источником духовных сил является простая няня, с ее сказками, песнями и бесконечной народной мудростью.

Именно ее любовь и забота делают Александра Сергеевича сильнее и устойчивей перед напором жизненного шквала.

Главная идея

Главная идея данного произведения заложена в основе сюжета. Уже в первой строке чувствуется накал эмоций: «Буря мглою небо кроет…».

Всю свою жизнь Александр Сергеевич был верен этому принципу, оставаясь бунтарем со своим собственным мнением.

Художественные средства

Пушкин применяет в данном произведении всю эмоциональную красочность эпитетов: мрачные тучи, добрая подружка, бедная юность.

Оживить образы помогают используемые поэтом олицетворения: буря, то «как зверь завоет, то заплачет как дитя».

Размер стихотворения и рифма

Настроение поэта, как нельзя лучше, передает черехстопный хорей. В стихотворении «Зимний вечер» насчитывается четыре строфы.

Пушкин использовал перекрестную точную рифму, женскую — в первой и третьей строке и мужскую — во второй и четвертой.

Стихотворение получилось очень мелодичным и легко ложится на музыку.

Жанр

Жанр стихотворения «Зимний вечер» — это реалистическая пейзажная лирика. Хотя литературные критики находят в данном произведении и элементы классицизма и романтизма.

Анализ стихотворения А.С. Пушкина показывает, что данное произведение является отражением жизненной позиции поэта. Его восприятие мира передано при помощи ярких образов и выразительных средств.