Тембры певческих голосов. Виды певческих голосов

Певческие голоса

Понятие «певческий голос» связано со способностью человека петь. В отличие от речи, звуки певческого голоса имеют точную высоту, могут долго длиться. Они проявляются на гласных. Кроме того, голос при пении характеризуется особым произвольным дыханием с быстрым бесшумным ротовым вдохом и замедленным выдохом, а также большим объемом вдыхаемого воздуха.

Различают голос певческий бытовой («не поставленный») и профессиональный («поставленный»). Под постановкой голоса понимается приспособление и развитие его в целях профессионального использования. Такие качества певческого голоса, как яркость, красота, сила и длительность звучания, широта диапазона, гибкость, неутомляемость, во многом определяющиеся природными свойствами голосового аппарата, могут быть развиты в процессе постановки голоса. Голос может быть поставлен для оперно-концертного пения, исполнения народных песен, эстрадного пения и т. д.

Определяющие качества певческого голоса - красота тембра и способность долго выдерживать звуки. Оперно-концертный голос должен быть хорошо слышным в больших залах, то есть обладать так называемой полётностью. Полётны звонкие, металличные голоса. Качество металличности и полётности определяется наличием в спектре голоса группы высоких обертонов, так называемой высокой певческой форманты. Округлость и мягкость звучания голоса зависят от усиления обертонов низкой части спектра. Высокая и низкая певческие форманты, а также вибрато (пульсация с частотой 5-6 раз в секунду) определяют красоту и льющийся характер голоса.

Важное качество певческого голоса - его сила. Оперное пение требует сильного голоса, который может наполнять большой зал и быть слышным на фоне оркестрового сопровождения. Голос от природы имеет регистры. Под регистром понимается ряд однородных по тембру звуков, производящихся единым физиологическим механизмом. Звуки разных регистров звучат по-разному. В мужском голосе выделяют грудной регистр в нижней части диапазона и фальцетный в верхней.Фальцетный Грудной регистр отличается силой и богатством звучаний. слаб и беден по тембру. В женском голосе различают грудной регистр, центральный, в котором совмещается головное и грудное звучание, и головной в верхней части диапазона, звучащий светло, открыто.

Женские голоса:
сопрано
меццо - сопрано
контральто
Мужские голоса:
тенор
баритон
бас
Детские голоса подразделяются на сопрано, альт и дискант - высокий голос в хоре мальчиков.
Высокие женские голоса

Сопрано (итал. soprano от sopra — над, сверх) - самый высокий из женских оперных голосов. Рабочий диапазон лежит примерно между до первой октавы и до третьей октавы. По характеру звучания различают следующие разновидности женского сопрано: лирическое, драматическое, лирико-драматическое, колоратурное, лирико-колоратурное.

Колоратурное сопрано - самый высокий и подвижный женский голос (диапазон: до первой октавы - фа (соль) третьей октавы). Голос очень хрупкий, изящный с беспредельным серебряным верхним регистром. Легкость позволяет исполнять сложнейшие рулады, широкие скачки, изящные мелизмы и невероятно бравурные пассажи.

Оперные партии: Царица ночи («Волшебная флейта» В. А. Моцарта), Кукла («Сказки Гофмана» Ж. Оффенбаха), Снегурочка («Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова)
Лирико-колоратурное сопрано — голос, по окраске и диа-пазону похожий на лирическое сопрано, но более легкий и под-вижный. Наиболее тембрист и ярок в верхнем регистре, напо-минает колоратурное сопрано; в нижнем же сливается по тембру и колориту с лирическим сопрано. Диапазон: до первой октавы - ми бемоль (фа) третей октавы.

Оперные партии: Лючия («Лючия ди Ламмермур» Г. Доницетти), Джульетта («Ромео и Джульетта Ш. Гуно), Розина («Севильский цирюльник» Дж. Россини)
Лирическое сопрано - легкий, светлый, серебристый, до-статочно подвижный высокий голос, обычно не отличающий-ся большой силой звука, кантиленный, мягкий, ярко звучащий на всем диапазоне. Голос легко идет наверх, лучше всего звучат ноты второй октавы, верхние тоны легко поддаются изменению силы звука. Диапазон: до первой октавы - до, ре третьей октавы.

Оперные партии: Виолетта («Травиата» Дж. Верди), Иоланта («Иоланта» П. И. Чайковского), Маргарита («Фауст» Ш. Гуно)

Лирико - драматическое сопрано - более объемный, очень выразительный голос насыщенного грудного тембра, в котором прекрасно сочетаются мягкость, кантилена и спинто. Центральное сопрано по полноте звучания приближается к драматическому, имеет хорошо звучащую середину и часто более короткий головной регистр. Диапазон: до первой октавы - до третьей октавы.

Оперные партии: Татьяна («Евгений Онегин» П. И. Чайковского) Норма («Норма» В. Беллини), Аида («Аида» Дж. Верди)

Драматическое сопрано - сильный, плотный, компакт-ный, богатый по тембру голос большого диапазона, напоми-нающий на нижних нотах меццо-сопрановое звучание. Вмес-те с тем по подвижности этот голос не уступает лирическому и иногда лирико-колоратурному сопрано. Драматическое сопрано отличается насыщенным звучанием драматического плана. Диапазон: ля - си малой октавы - до третьей.

Оперные партии: Тоска («Тоска» Дж. Пуччини), АбигаильНабукко» Дж. Верди), Турандот («Турандот» Дж. Пуччини) («

Меццо-сопрано (итал. mezzo-soprano от mezzo — половина, середина и soprano — верхний) — женский оперный голос с рабочим диапазоном от ля малой октавы до ля-си второй октавы, то есть на терцию ниже, чем у сопрано, и выше, чем у контральто. В отличие от сопрано, у которых ноты грудного регистра звучат слабо и бедно по тембру, в этих голосах, помимо общего более густого звучания, ноты ниже ре, до первой октавы имеют значительное грудное резонирование, достаточную силу и красоту тембра. Различают высокое меццо-сопрано по характеру звучания, приближающееся к драматическому сопрано; и низкое меццо-сопрано, приближающееся к контральто. Первое чаще всего лирического характера, второе - драматического.

Некоторые роли, предназначенные для сопрано, часто исполняют меццо-сопрано. Это придает ролям полноту и драматическую глубину, что часто им подходит. К числу таких ролей относятся Деспина в Cosi fan tutte и Церлина в Don Giovanni. Меццо также часто поют Сантуццу в Cavalleria rusticana, леди Макбет в «Макбете» Верди, и даже Изольду в «Тристане и Изольде». Эти примеры показывают, что граница между сопрано и меццо-сопрано не всегда четко определена.

Лирическое меццо - сопрано - светлый по тембру голос, приближенный к сопрано. Довольно подвижный голос, ноты грудного регистра звучат у него мягче и несколько слабее, чем у низкого меццо-сопрано. Диапазон: ля малой октавы - ля, си второй октавы.

Оперные партии: Амнерис («Аида» Дж. Верди), Эболи («Дон Карлос» Дж. Верди), Весна («Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова)

Центральное меццо-сопрано - крупный, плотный, сильный женский голос. Диапазон: ля малой октавы - си бемоль, си второй октавы.

Оперные партии: Любаша («Царская невеста» Н. А. Римского-Корсакова), Марфа («Хованщина» М. П. Мусоргского), Азучена («Трубадур» Дж. Верди), Кармен («Кармен» Ж. Бизе)

Колоратурное меццо-сопрано - очень редкий голос наделенный яркостью, гибкостью и подвижностью, что позволяет петь сложнейшие пассажи, фиоритуры и рулады.

Оперные партии: Изабелла («Итальянка в Алжире» Дж. Россини), Розина («Севильский Цирюльник» Дж. Россини), Золушка («Золушка» Дж. Россини)

Контральто - самый низкий и редко встречающийся женский голос. Бархатный с шикарными грудными нотами. Для него типичны фа малой октавы - фа насыщенный грудной тембр на всем диапазоне, мощное звучание в нижнем регистре, устой-чивость и ровность — в среднем и напряженность на верхних тонах. Диапазон: второй октавы.

Оперные партии: Ратмир («Руслан и Людмила» М. И. Глинки), Кончаковна («Князь Игорь» А. П. Бородина), Ольга («Евгений Онегин» П. И. Чайковского), Ульрика («Бал маскарад» Дж. Верди)

Тенор (итал.Tenore от лат.Teneo - держу) - высокий мужской голос. В нотной записи партия тенора обозначается октавой выше ее действительного звучания. По характеру звучания тенора различаются на лирический, драматический и лирико-драматический. Общий диапазон: до малой - до второй октавы.

Лирический тенор (итал. Tenor di grazia) — серебристый, мягкий, очень подвижный с колоратурами мужской голос, которому свойственны мягкая задушевность тембра, способность к передаче мелодий певучего характера, легкая подвижность. Диапазон: доси, до второй. У лирического тенора наиболее полно звучит первая октава. Наверх этот голос идет легко. Нижняя половина малой октавы звучит слабо, неинтересно по тембру. малой октавы -

Оперные партии: Ленский («Евгений Онегин» П. И. Чайковского), Линдоро («Итальянка в Алжире» Дж. Россини), Граф Альмавива («Севильский Цирюльник» Дж. Россини)

Драматический тенор (итал.Tenor di forza) — сильный, яркий, насыщенный мужской голос с «металлом», отличающийся большой силой звучания на всем диапазоне и выразительным, горячим, ярким тембром. Певцы, имеющие драматический тенор, обычно исполняют партии мужественных, энергичных героев.

Оперные партии: Герман («Пиковая Дама» П. И. Чайковского), Манрико («Трубадур» Дж. Верди), Туриду («Сельская честь» П. Масканьи), Калаф («Турандот» Дж. Пуччини)

Лирико-драматический тенор — голос, соединяющий в себе черты лирического и драматического тенора. По своей характеристике он аналогичен лирико-драматическому сопра-но. Он также имеет развитый и сильный верхний регистр, крепкую середину и довольно сильный нижний регистр, од-нако уступает по силе и насыщенности чисто драматическому голосу.

Оперные партии: Альфред («Травиата» Дж. Верди), Герцог («Риголетто» Дж. Верди), Владимир Игоревич («Князь Игорь» А. П. Бородина)

Несколько особняком в группе теноров стоят характерный тенор и тенор-алътино. Первый обладает своеобразным тем-бром, не имеющим ни красоты и теплоты лирического голоса, ни насыщенности и силы драматического. Второй отличается особенно высокими звуками, легкостью, подвижностью и звон-костью в верхнем регистре (голос легко и свободно идет до нот ре, ми второй октавы). Этот очень редкий голос без затруднений преодолевает переходные ноты, а верхние ноты у него по звучанию близки к низким женским голосам.

Баритон (Baritono (от греч.Barytonos - тяжелый), Bariton, Basse taille, Bas ténor, Concordant)- мужской голос, средний между басом и тенором: он не имеет глубины и полноты первого, высоты и мягкости второго. Смотря по тому, тяготеет ли баритон к верхним или нижним нотам, его называют тенор-баритоном или бас-баритоном. Когда кастраты потеряли своё первенствующее значение в опере, композиторы, как, напр., Моцарт (в Дон-Жуане) стали поручать баритонам самые ответственные партии. В новейшие времена в большинстве случаев тенор имеет преобладающее значение в опере. Диапазон баритона простирается от ля в большой октаве до фа-диез- ля включительно в первой октаве. Наибльшая сила и яркость звучания появляется в верхней половине диапазона. По характеру звучания различаются баритоны лирические и драматические. Драматические баритоны по густоте звучания приближаются к басам.

Лирический баритон - высокий, яркий, подвижный мужской голос. Диапазон: ля большой - ля первой октавы. Лирический баритон по тембру близок драматическому тенору, но всегда имеет типичный баритональный оттенок.

Оперные партии: Фигаро («Севильский цирюльник» Дж. Россини), Дон Жуан(«Дон Жуан» В. А. Моцарта), Дон Паскуале («Дон Паскуале» Г. Доницетти), Валентин («Фауст» Ш. Гуно), Елецкий («Пиковая Дама» П. И. Чайковского).

Драматический баритон - бархатный, объемный, сильный по всему диапазону мужской голос. Отличается более темной окраской, силой и яркостью в центральном и верхнем участ-ках диапазона. В нижнем регистре по характеру звучания приближается к басу.

Оперные партии: Амонасро («Аида» Дж. Верди), Яго («Отелло» Дж. Верди), Дагон («Самсон и Далила» К. Сен-Санса)

Бас (итал.Basso; фр.Basse) - самый низкий мужской голос. Диапазон: до большой октавы - ре, ми первой октавы). Отличается большой глубиной и полнотой звучания. Есть две крупные разновидности: высокий бас, с диапазоном от фа большой октавы до ми-бемоль, фа первой; и низкий бас, от ре большой октавы до доназываемыйбас-профундо (октава). Диапазон его - от contra A или G до G или F в малой октаве. Бас имеет широкий диапазон нижних нот. Переходные ноты ниже, чем у баритона, на нотах си малой - до первой октавы. Наиболее полно звучит нижняя половина диапазона. Звуки в большой октаве отличаются низким звучанием достаточной силы.

Высокий бас - обычно характерный, подвижный,комический. Высокий бас, имеющий диапазон от фа большой октавы до фа первой октавы наверху, по тембру напоминает баритона. Иногда такие голоса называют баритональными басами. Высокий бас - характерный, подвижный мужской голос.

Оперные партии: Дон Базилио («Севильский цирюльник» Дж. Россини), Лепорелло («Дон Жуан» В. А. Моцарта), Малатеста («Дон Паскуале» Г. Доницетти), Мустафа («Итальянка в Алжире» Дж. Россини)

Центральный бас - крупный, яркий, очень сочный голос, обладающий богатейшим грудным регистром. Одинаково яркий во всех регистрах, ему дос-тупны не только партии с высокой тесситурой, но и низкие ноты, вплоть до фа большой октавы.

Оперные партии: Борис Годунов («Борис Годунов» М. П. Мусоргского), Мельник («Русалка» А. С. Даргомыжского), Филипп («Дон Карлос» Дж. Верди), Рене («Иоланта» П. И. Чайковского), Кончак («Князь Игорь» А. П. Бородина)

Бас-профундо - очень низкий, грудной, объемнейший октавистами). Объем звуков верхнего регистра незначителен. Используется чаще всего в церковно-хоровой музыке. Мужской голос. Отличается глубокими и мощными низкими звуками, имеет в диапазоне ноты контроктавы (поэтому таких басов еще называют октавистами). Объем звуков верхнего регистра незначителен. Используется чаще всего в церковно-хоровой музыке.

Дездемона и Саломея, Шамаханская царица и Ярославна, Аида и Чио-чио-сан, а также множество других оперных партий написаны для вокалисток-сопрано. Это самый высокий певческий женский которого составляет две — три октавы. Однако он бывает таким разным! Постараемся разобраться, каким же бывает этот высокий женский голос и в его особенностях.

Какими бывают женские певческие голоса?

  • контральто;
  • меццо-сопрано;
  • сопрано.

Основное их различие - диапазон звучания, а также тембровая окраска, включающая в себя такие свойства, как насыщенность, легкость и сила голоса, индивидуальные у каждого исполнителя.

Виды

В традициях русской музыкальной школы принято выделять следующие три основных разновидности сопрановых голосов:

  • колоратурное;
  • драматическое;
  • лирическое.

Кроме того, выделяют два промежуточных вида сопрано — это лирико-колоратурное и лирико-драматическое. Давайте разбираться, в чем состоит различие между всеми этими видами.

Голос с «украшениями»

Именно так можно назвать самый высокий женский голос — колоратурное сопрано. Свое название он получил благодаря возможности легко исполнять колоратуры - специальные вокальные украшения. Образцом колоратурного исполнения является романс Алябьева «Соловей», где ими обыграна основная тема произведения.

Благодаря колоратурному сопрано на сцене появляются такие своенравные и игривые образы, как Церлина в моцартовском «Дон-Жуане» или Людмила из глинковской «Руслан и Людмила». Необыкновенные возможности этого голоса часто используются при создании сказочных и фантастических персонажей, таких как Царевна-Лебедь, Снегурочка и Шамаханская царица в операх Н.Римского-Корсакова или Куклы из «Сказок Гофмана» Жака Оффенбаха. Недостатком такого сопранового голоса считается то, что вокалистки не могут исполнять хоровые партии. Наиболее яркими обладательницами такого вокала являются Диана Дамрау, Кристина Дейтеком, Cecilia Bartoli, Ольга Пудова.

Драматическое сопрано

Очень редкий голос, высоко ценимый в музыкальном мире, так как певицы могут исполнять практически любой репертуар - от колоратурного до меццо-сопрано. Голос крепкий, «огромный» по объему и богатству обертонов, что позволяет ему легко пробиваться сквозь хор и оркестр. Незнающий человек может его легко спутать с меццо-сопрано. Минусом этого красивого и насыщенного голоса считается то, что и произведения получаются далеко не у всех исполнительниц (из-за трагической окраски голоса). Услышать драматическое сопрано можно в таких оперных партиях:

  • Абигайль из «Набукко» Дж. Верди;
  • Аиды и Травиаты из одноименных опер;
  • Ярославны из «Князя Игоря» Бородина и других.

Сегодня, драматическое сопрано можно услышать в исполнении Галины Горчаковой, Анны Шафажинской, Ирины Гордей, Евы Мартон, Леонтин Прайс, Евы Генсер.

Этот голос, обладающий мягким звучанием, более компактен и подвижен, чем драматическое сопрано. Используют лирическое сопрано в оперных партиях, где необходимо показать тепло, ласку и нежность, например, в партии Наташи Ростовой из прокофьевского «Войны и мира» или Татьяны Лариной из «Евгения Онегина» П. Чайковского. Этим нежным тембром обладают Кири Те Канава, Рене Флеминг, Даниэль ДеНиз, Аманда Рукрофт, Каллен Эсперян.

Лирико-колоратурное сопрано - это голос с рабочим диапазоном от До первой до Фа третьей октавы, характеризуемый прозрачностью тембра. В отличие от колоратурного, это сопрано имеет более плотное звучание, которое можно услышать в партии Царевны Волховы из «Садко» Римского-Корсакова или Антонины из «Ивана Сусанина» Глинки. Исполнительницам с таким голосом дают роли жизнерадостных и шаловливых молодых героинь, так как драматические «краски» им практически недоступны и они выражают горе, боль, страдание или жестокость лирическими средствами. Лирико-колоратурным сопрано славилась Антонина Нежданова, Диана Петриненко, Елизавета Шумская, Галина Олейниченко, Людмила Златова. Сегодня Монсерат Кабалье, Дилбэр Yunus, Елена Терентьева, А. Соленкова исполняют партии для этого голоса.

Лирико-драматическое сопрано, в зависимости от личных данных исполнителя, может быть как драматическим, так и лирическим. Образы, воплощаемые на сцене певицами с такими голосами, как правило, переполнены страстями и глубокими чувствами. Как правило, это молодые женщины или девушки, широту характера которых может показать мощный голос вокалистки, как, например, Кума из «Чародейки» Чайковского или Тамара из рубинштейновского «Демона». Довольно редко лирико-драматическое сопрано используется для создания образов пожилых женщин или характерно-комических ролей. Этим обладают Райна Кабаиванска, Галина Горчакова, Тереза Стратас, Лидия Абрамова и другие.

Мечтаете стать певцом? Для начала необходимо разобраться во множестве тонкостей этой работы. Также следует знать основные диапазоны певческих голосов, каким образом они измеряются и как их развивать.

Что такое диапазон

Диапазон – это звуковой объем. Это потенциальные возможности певца брать те или иные ноты. Все мы с рождения обладает определенным диапазоном. Его можно развивать на несколько тонов в случае необходимости.
Очевидно, что частотный диапазон голоса мужчин и женщин различен. Это заметно даже при обычной беседе. У мужчин голос более грубый. Это связано с более толстыми голосовыми складками, которые даны им с рождения.

Регистр – определенный участок звукового объема. Он может быть верхним, средним или нижним. Используется как отдельная возможность измерения голосовых данных.

Женские и мужские певческие возможности делятся на несколько видов.

Для сильной половины человечества характерен бас, баритон и тенор. Соответственно – низкий, средний и наиболее высокий. Девушкам же свойственен контральто, меццо-сопрано, сопрано. Градация такая же, как у мужских голосов: от более низкого до самого высокого.

Как узнать границы своего диапазона

Для начала следует понять основное различие между певческим и звуковым диапазоном. В обычной жизни мы способны издавать различные звуки: начиная от шепота и до громких возгласов радости и счастья. Такие высокие или напротив – низкие звуки, едва ли удастся воспроизвести в пении.

Самый низкий и свистковый регистр звукового диапазона не задействован в пении.

Чтобы узнать границы своих вокальных возможностей есть несколько способов. Это, безусловно, можно сделать дома. Нужно подойти к фортепиано и начать распеваться в соответствии с увеличением звука инструмента (или снижением звука). Когда вы уже не сможете спеть выше или ниже – это предел ваших возможностей на сегодняшний день. В


Но есть и другой, более надежный и достоверный способ – посещение фониатора. Он даст полноценную консультацию и расскажет, есть ли смысл развивать собственные возможности, и если да – то в сторону верхнего или нижнего регистра. Впрочем, вы можете несколько с помощью специальных упражнений.

Какой существует самый большой диапазон голоса?

Всего существует 8 октав. В Книгу рекордов Гиннеса попала певица из Санкт-Петербурга, как обладательница самого уникального голоса на земле.

Татьяна Долгопологова имеет потрясающий диапазон – 5 октав и 1 тон. Едва ли найдется человек, который сможет превзойти ее возможности.

У современных певцов средний диапазон – 2 октавы. Этого достаточно для полноценной работы на эстраде, и именно до этой планки его можно развить.

Конечно, неплохо было бы равняться на звезд мировой величины. Так, например, диапазон голоса Уитни Хьюстон был, ни много ни мало, ПЯТЬ октав. Благодаря великолепному голосу, певицу, которая за свою жизнь шесть раз совершала мировое турне, встречали с восторгом в любой стране земного шара. А неподражаемый харизматичный Фредди Меркури диапазоном голоса в 3 октавы завораживал многомиллионные стадионы. Даже Монтсеррат Кабалье пела вместе с коллективом «Queen». К сожалению, талант такого рода развить невозможно, это бесценный дар матушки-природы. Если вы один из счастливых обладателей подобного дара, то его надо беречь: в случае повреждения бывает достаточно трудно.

Женские и мужские голоса

Современная классификация голосов по диапазону высоты делит их на мужские, женские и детские. Среди детских выделяют альт и дискант. Диапазон мужских голосов подразделяют на бас (низкий), тенор (высокий) и баритон (средний по высоте). Отдельно стоит отметить сверхнизкий бас-профундо и сверхвысокий тенор-альтино.

В диапазоне женского голоса представлены низкий контральто, высокий сопрано и средний по высоте меццо-сопрано. Самыми знаменитыми современными певицами, чьи оперные голоса и диапазон сопрано поражали воображение и услаждали слух множественных почитателей, необходимо отметить нашу соотечественницу Антонину Нежданову, итальянку Амелиту Галли-Курчи и гречанку Марию Каллас. Реже всего встречается у певиц контральто. Однако именно для этого голоса знаменитый Римский-Корсаков написал песни Леля из «Снегурочки». И партия Ольги в «Евгении Онегине» также создана для этого густого, неимоверно насыщенного женского голоса, завораживающего саму душу прилежного слушателя. Основа красивого вокала - правильное дыхание. Ему учатся с детства. - это прекрасная подготовка не только в плане пения, но и важная составляющая физического здоровья в целом.

28 октября 1798 года родилась итальянская оперная певица . Она обладала удивительным по диапазону голосом: от высокого сопрано до контральто, диапазоном в 2,5 октавы. Мы решили разобраться, чем отличаются друг от друга оперные голоса.

Джудитта Паста. Репродукция с портрета

Сопрано

Самый высокий женский голос, обычно ему подвластны первая и вторая октавы. Причём вторая — часто не полностью. Сопрано бывают разные: есть колоратурное (носительницы такого голоса с лёгкостью делают сложные пассажи во всей второй октаве и даже добираются до середины третьей), драматическое (плотный, тяжёлый голос, легко берёт ноты до середины второй октавы), лирическое (мягкое, задушевное, нежное, серебряное на высоких нотах).

Партии для сопрано являются одними из самых распространённых. Главные героини опер, молодые девушки и молодые женщины с определённым жизненным опытом. Наиболее яркие примеры: партия Татьяны из оперы П. И. Чайковского «Евгений Онегин» (лирическое), Снегурочка из одноимённой оперы Римского-Корсакова (колоратурное), Лиза из «Пиковой дамы» Чайковского (драматическое).

Одна из самых лучших певиц-сопрано мира — Анна Нетребко.

Ария Снегурочки «С подружками по ягоды ходить» из оперы Н. А. Римского-Корсакова. Исполняет

Меццо-сопрано

Красивейший бархатный, насыщенный голос. Рабочий диапазон от середины малой октавы до середины второй (разумеется, не во всех случаях). Певицы, владеющие таким голосом, часто исполняют партии для контральто, могут заменить и сопрано. Партии для меццо-сопрано — страстные, богатые, иногда несколько тяжеловесные, что нисколько не умаляет их красоты. Меццо разделяют на три подтипа, как и сопрано: колоратурное, лирическое и драматическое.

Знаменитые партии: Амнерис в «Аиде» Дж. Верди, Кармен в опере Бизе, Марина Мнишек из «Бориса Годунова» М. П. Мусоргского.

Один из самых ярких российских примеров меццо-сопрано — Елена Образцова , долгие годы бывшая примой Большого театра.

Хабанера из оперы «Кармен» Ж. Бизе. Исполняет Светлана Ланская

Контральто

Самый редкий и самый низкий женский голос. К сожалению, даже в больших театрах не всегда находится певица-контральто. Такие певицы работают в низком грудном регистре, в диапазоне от фа малой октавы до первых нот второй октавы. Наиболее красивы в исполнении контральто именно низкие ноты, верхние звучат коротко и с напряжением. В операх партии мальчиков и молодых мужчин часто написаны для контральто. Например, Орфей из оперы «Орфей и Эвридика» К. В. Глюка, Лель из «Снегурочки» Н. А. Римского-Корсакова, но есть и женские персонажи, конечно: Ольга из «Евгения Онегина» П. И. Чайковского.

К сожалению, певицы-контральто редки и не слишком известны. Но для примера можно вспомнить голоса эстрадных певиц: Тины Тёрнер, Софии Ротару, Эдиты Пьехи.

Сцена и ария Ольги из оперы «Евгений Онегин» П. И. Чайковского. Исполняет Тамара Синявская

Контратенор

Очень редкий голос. Самый высокий из мужских оперных голосов, диапазоном от начала малой октавы до (иногда) конца второй. Искусство подобного пения возродили в середине XX века. И как правило, певцы-контратеноры исполняют партии, написанные для певцов-кастратов в эпоху барокко (мальчиков подвергали операции кастрации до ломки голоса и полового созревания, в силу чего их голос так и оставался высоким, и они исполняли женские партии в операх, а первоначально в духовных произведениях, в хорах).

Примеры подобных партий можно привести как из барочной оперы, так и из современной, сейчас контратенор становится всё популярнее, хотя ещё и не утрачивает свою экзотичность, потрясающую зрителей. Можно послушать оперу Генделя «Юлий Цезарь», где заглавная партия написана для контратенора, а можно — оперу «Цюрих 1916» Кристофера Баттерфилда, где контратенором поёт В. И. Ленин.

Тенор

Мужской высокий певческий голос. Его диапазон составляет от начала малой до начала второй октавы. Особенно ценится умение исполнять верхние ноты. Если верхи слабые — то вряд ли такой тенор станет знаменитым солистом. Как и женские голоса, как и сопрано, тенора разделяют на лирические и драматические голоса. Есть также тенор альтино, его отличают особенно высокие и звонкие ноты.

Знаменитых и прекрасных теноров очень много. Например, Лучано Паваротти (лирический тенор) или Пласидо Доминго (лирико-драматический тенор).

Партий для теноров написано очень много. Часто главный герой в итальянских операх поёт именно тенором. Герцог в опере Верди «Риголетто», Фауст в одноимённой опере Гуно, из русских: Ленский в «Евгении Онегине», Дон Жуан в «Каменном госте» Даргомыжского.

Песенка Герцога из оперы Дж. Верди «Риголетто». Исполняет Александр Богданов

Баритон

Средний мужской голос, диапазон от ля большой октавы до середины первой октавы. Этот голос сильный, насыщенный, бархатный, может быть более мягким и подвижным, может быть близок к тенору, в таком случае его называют тенор-баритон. Если же баритон более силён на низких нотах, но имеет достаточно свободные верхние ноты, то тогда это скорее бас-баритон. Как и у других голосов, существуют также лирическая и драматическая разновидности этого голоса.

Пожалуй, самый известный баритон мира — Дмитрий Хворостовский , в Москве имеет смысл послушать Василия Ладюка из Новой оперы.

Партий для баритона очень много, композиторы часто доверяют им самых важных героев в произведении. Например, для баритона написаны Дон Жуан Моцарта, Мизгирь в «Снегурочке», Мазепа у Чайковского.

Ария Жоржа Жермона из оперы Дж. Верди «Травиата» в исполнении Василия Ладюка

Бас

Низкий, глубокий, сильный, завораживающий голос. Диапазон может колебаться от ми-фа большой октавы до фа-диез первой октавы. Басы различают как во высоте, так и по тембру. Есть высокий бас-кантанто, а самый низкий бас — профундо, его могут использовать в хорах даже до контроктавы. По тембру наряду с глубоким басом-профундо выделяют также комический бас, бас-буффо.

Самый знаменитый бас в мире — Фёдор Шаляпин . Широко прославился и Евгений Нестеренко , который, к сожалению, сейчас не поёт на сцене.

Бас — голос крайне выразительный и богатый, к сожалению, певцов, как и партий, не так много. Для баса написаны партия Бартоло в «Севильском цирюльнике» Россини, Кочубей из «Мазепы» Чайковского, Руслан в опере М. Глинки «Руслан и Людмила».

Ария Мефистофеля из оперы «Фауст» Ш. Гуно в исполнении Фёдора Шаляпина

Пение или вокал как и любой другой вид музицирования можно классифицировать различными способами. Голос – инструмент, можно разделить на несколько параметров. Какие же существуют виды голосов в пении и что такое вокальный диапазон?

Наиболее распространённой является классификация по полу и диапазону. Таким образом, мы выделяем основные типы:

Также, существует классификация детских голосов в высоком и среднем регистре, их всего два вида, так как детские связки намного меньше, то и голоса детей намного выше – это дискант и альт. Пока мы не будем углубляться в эту тему, так как детский вокал требует особого внимания – в отличие от взрослого человека ребёнок растёт и его аппарат – связки постоянно меняются, что требует особого подхода и специальной методики развития голоса и обучения пению .

Сопрано.

Сопрано – самый высокий женский голос. Диапазон примерно 2 октавы (первая и вторая октава целиком). Этот тип можно охарактеризовать лёгкостью, нежностью, прозрачностью звучания. Певицам с таким типом голоса свойственно открытое, звонкое, подвижное звучание. Самые известные оперные женские партии написаны именно для сопрано. Также, у сопрано есть подтипы – это лирико-драматическое и лирико-колоратурное сопрано.

Это более низкий тембр. Диапазон приблизительно от ля малой октавы до ля второй. Для такого голоса характерно насыщенно, густое, глубокое звучания. Певицам с такими характеристиками поручают партии женщин средних лет или драматических, и часто отрицательных персонажей.

Контральто.

Тенор.

Это высокий тип мужского голоса. Тенора различаются на лирические, драматические и лирико-драматические. Также бывают характерные теноры, их отличает какая-нибудь тембральная особенность, например дребезжание или звонкость. Диапазон варьируется от малой октавы до нот первой октавы. Есть и разновидности тенора, это Тенор-альтино и контртенор, которые совершенно запросто могут исполнить партии женских голосов.

Подобно характеристикам в женских голосах, баритон, как средний между тенором и басом отличается густотой, насыщенностью, необыкновенной мягкостью и глубиной звучания. Диапазон от ля большой октавы до ля первой октавы. Певцам с таким голосам часто поручают партии драматические, патриотические или лирическо-любовные.

Самый низкий мужской голос, да и вообще самый низкий из всех голосов вообще. Диапазон варьируется от фа большой октавы до фа первой. Этому тембру присущи гудящие, раскатистые, а иногда очень жёсткие характеристики. А самый-самый низкий мужской голос называется бас-профундо, певцы с таким голосом могут петь ноты контроктавы, что само по себе необыкновенно.