Теория логических уровней. Что такое ступени Пенроуза

Сегодня мы постоянно повторяем себе «дальше, выше, быстрее», читаем книги о продуктивности и считаем праздными олухами тех, кто стремится пораньше уйти с работы. Возраст, когда молодые специалисты начинают трудиться, сдвигается - подростки получают должности в Google и выступают с лекциями TED, крупные IT-корпорации ищут новые кадры уже не в университетах, а в школах.

Ты ещё не успел получить среднее образование, а работа уже подстерегает тебя за дверью, чтобы занять всё свободное время.

Главное - такое положение вещей кажется нам признаком востребованности и успеха - отчасти потому, что большинство панически боится безработицы, отчасти потому, что труд представляется в нашей культуре достойным с моральной точки зрения занятием. Эти представления проникают и в экономическую теорию, и в речи политиков, не говоря уже о поучениях школьных учителей.

Однако британский философ и видный общественный деятель Бертран Рассел сомневался в пользе многочасового труда каждый день. А тем более в его душеспасительных качествах. В 1932 году он написал эссе «Похвала праздности», где утверждал, что из убеждения, будто работа по сути своей благородная вещь, в мире делается много дурного. Она проглатывает время нашей жизни, отнимая время досуга, портит здоровье и ухудшает окружающую среду. Потому развитым странам лучше задуматься о том, что работы в мире делается слишком много.

Современному трудоголику, воспитанному в культуре труда и успеха, это покажется парадоксальным, но философ совершенно серьёзно заявлял: путь к общей гармонии лежит через общее сокращение количества работы. Он разделял ручной труд и управление - сомневаясь, однако, что оба эти рода деятельности заслуживают такого уважения, какое мы им оказываем.

Кому выгодно, чтобы труд считался священным?

К «рекламированию» прибегают те, кто сам предсказуемо не хочет трудиться, поэтому заинтересован в том, чтобы этим занимался кто-то другой. Сперва людей силой заставляли расставаться с излишком того, что они производили. Но общество развивалось, и вскоре методы школьного хулигана, который отбирает завтрак у ребят послабее, стали казаться архаическими - в ход пошли идеология и этика.

По мнению Бертрана Рассела, культ работы создали землевладельцы аграрных культур, которые позволяли другим жить на своей земле.

Также, если человек мог произвести чуть больше, чем нужно было для выживания ему и его детям, продукты его труда забирали воины, предлагая в обмен охрану от захватчиков. Существовали также защитники духовные, жрецы. Они обеспечивали благополучие человека в загробном мире, и с этим тоже приходилось считаться, ведь от тяжёлой работы умирали часто, и рисковать бессмертной душой не хотелось. Само собой, жрецы тоже говорили о необходимости труда, потому что от него дух только возвышается.

Рассел предполагает, что представление о необходимости и моральном достоинстве работы унаследовано человечеством от древнего доиндустриального мира, где существовало рабство, и для современности не актуально. Кстати, учёный отмечает, что большинство стран перешло к индустриальной модели, всё ещё сохраняя архаические представления, а в России аграрный уклад просуществовал до 1917 года. Да и потом не слишком изменился, только потом место жрецов заняли партийные работники.

Работа как лекарство и наказание

Бертран Рассел, который родился в 1872 году и успел стать свидетелем старых порядков, отмечает, что в Англии девятнадцатого века рабочий день длился пятнадцать часов. Почти столько же работали дети. Предполагалось, что отсутствие свободного времени не даёт дурным наклонностям развиваться, ведь место, где нет Бога, тут же заполянет дьявол. Такой подход позволил появиться работным домам , реальная производительность которых была довольно низкой, несмотря на то, что нищие вкалывали там сутками.

Так что же, бросить работу?

Нет, такого никто не предлагает. В конце концов, кто-то же должен производить товары и контент, а также предлагать услуги. Рассел всего лишь рекомендует сократить количество часов, которое люди проводят за работой, и даже называет оптимальное число - четыре. Такого количества времени вполне хватит, чтобы справиться с необходимым количеством задач, если они будут поделены между людьми разумно, и человечество не будет делиться на безработных и трудоголиков.

Несмотря на то, что Рассел осуждает войну и то, сколько ресурсов тратится на её поддержание, он сделал вывод, что именно в ходе военных действий, когда миллионы людей были оторваны от рабочих мест, выяснилось, что работать можно куда меньше - «общий уровень физически здоровых среди неквалифицированных наёмных рабочих на стороне союзников был выше, чем до или после».

Именно моральный статус «священной работы» заставил людей снова за нее взяться - да так, что те, чей труд был нужен, убивались на производстве или в офисах, а те, кто не был востребован, умирали от голода. Вместе с тем, организовав производство разумно, как это стремились делать во время войны, можно было бы поддерживать нормальный уровень общего комфорта, сократив трудовые затраты.

Куда деть «лишнее» время?

Представим себе, что утопия, которую предлагает Бертран Рассел, осуществилась, и люди, обладающие достаточными умениями, чтобы заставить других отдавать им плоды своего труда, однажды одумаются и перестанут это делать. Чем же заняться, если четырёхчасовая работа будет давать вам всё необходимое, и в два часа пополудни вы окажетесь предоставлены самому себе?

Похоже, сегодня, чтобы точно знать, как потратить свободное время, нужно быть как минимум прославленным европейским интеллектуалом Бертраном Расселом.

Такой человек точно сумеет выстроить тайм-менеджмент и заполнить день интересными делами, да ещё будет сокрушаться, что в сутках мало часов. Если вы не обладаете такими навыками, свобода может всерьёз напугать, поселив пустоту в душе, а то и толкнуть к саморазрушению. Так нетрудно поверить, что природа человека действительно порочна.

Однако Рассел уверен, что дело вовсе не в изначальных «грешных» склонностях, которые излечит лишь припарка труда, а в том, как устроена система образования. Хорошее образование должно стать более глубоким, развивать самостоятельность и широту интересов, формируя культуру, которая позволит человеку разумно распорядиться свободным временем. В качестве компонентов досуга он отдаёт предпочтение активным занятиям, подразумевающим участие и подключение личных ресурсов, а не пассивным развлечениям.

В мире, где никто не вынужден работать более четырёх часов в сутки, каждый, кто обладает научным любопытством, будет способен удовлетворить его. Каждый художник будет в состоянии рисовать, не умирая с голода, каковы бы ни были его рисунки. Врачи получат время для изучения прогресса медицины. Учителя не будут раздражённо пытаться преподавать привычными методами вещи, изученные ими в юности и с тех пор признанные неверными.

Бертран Рассел

Как видите, в идеальном мире о том, чтобы лежать на диване и смотреть «Нетфликс» с пачкой чипсов, речи не идёт - все будут тратить время на что-то деятельное. Для этого потребуются только знания и навыки, позволяющие развить свои таланты и найти возможность для реализации полезного досуга.

И напоследок: недавний эксперимент, в ходе которого некоторые компании Швеции ввели 6-часовой рабочий день , показал, что качество работы и количество выполненных задач не снизились. Шведы предложили честно признать, что поддерживать концентрацию на протяжении такого долгого времени - невозможно. Тогда как счастливые и гармоничные люди будут лучше работать. Пусть даже и всего по шесть часов в день.

Ступени Пенроуза, или по-другому — «вечная лестница», «бесконечная лестница», «непрерывное восхождение» — одна из самых знаменитых базовых невозможных фигур.

Что такое ступени Пенроуза

Их необычная конструкция, которая не имеет ни конца, ни края, была придумана биологом Лейонелем Пенроузом и его сыном-математиком Роджером Пенроузом.

Впервые модель была опубликована в 1958 г., после чего идея бесконечной лестницы получила большую популярность, стала классической невозможной фигурой, а ее основная концепция нашла применение в живописи, архитектуре, психологии. Модель ступеней Пенроуза обрела самую большую популярность по сравнению с остальными нереальными фигурами в сфере компьютерных игр, головоломках, оптических иллюзиях.

«Вверх по ступеням, ведущим вниз» — так можно охарактеризовать лестницу Пенроуза. Идея этой конструкции заключается в том, что при движении по часовой стрелке ступени ведут все время вверх, а в обратном — вниз. При этом «вечная лестница» состоит всего из четырех пролетов.

А значит, всего через четыре лестничных марша путник оказывается там же, откуда начал движение.

Соответственно, спускаться или подниматься по ступеням Пенроуза можно бесконечно. Многие находят в этом скрытый глубинный смысл, поэтому вечная лестница крайне популярна в психологии и философии.

Что представляют собой ступени Пенроуза

Главный ключ к разгадке парадокса кроется в понимании явления оптических иллюзий. Известно, что оптические иллюзии — это не что иное, как ошибка в визуальном восприятии.

Рассматривая необычный объект, формы которого не вкладываются в стандартное понимание реальности, мозг адаптирует полученную информацию и формирует ощущение целостности там, где ее нет. Другими словами, создает иллюзию.

Характерной чертой всех невозможных фигур является то, что, на первый взгляд, они похожи на обычные объекты, однако при более детальном рассмотрении видны противоречия в соединениях элементов.

Парадокс заключается в том, что невозможные фигуры кажутся нереальными, однако это заблуждение. Невозможные фигуры могут существовать, ведь любой объект, изображенный на бумаге, можно спроектировать в трехмерном пространстве.

Ключевой нюанс в точке обзора: с одного ракурса невозможная фигура будет выглядеть нереально, с другого — этот эффект будет утерян, фигура визуально приобретет более понятные и привычные формы.

В модели лестницы Пенроуза с целью создания визуальной перспективы использован прием крайней асимметрии: два марша состоят из трех ступеней, а другие два — из семи.

Секрет модели расположен в районе правого угла, где должен происходить разрыв лестницы, однако благодаря удачному ракурсу и особенности проектирования ступеней эта точка невидима, что создает знаменитую иллюзию бесконечности ступеней Пенроуза.

Публикация информации с моделью ступеней Пенроуза стала толчком к развитию в живописи направления импоссибилизма и популяризации картин в стиле имп-арта. Это направление искусства основано на изображении невозможных фигур. Изображения в стиле имп-арт выглядят парадоксально, вызывают интерес и желание их расшифровать, поэтому есть опыт применения таких картин во врачебной практике в целях отвлечения пациента от неприятных медицинских процедур.

Идеи невозможных фигур также вдохновляют многих специалистов в сфере архитектуры на необычные конструкции, будоражащие воображение обывателей. Каждому креативному творцу хочется прикоснуться к нереальному и изменить стандартный образ мыслей, выйти за рамки возможного. Так идея бесконечности ступеней Пенроуза стала прообразом знаменитой лестницы «Перезагрузка» в Мюнхене.

Конструкция представляет собой девятиметровую металлическую спиралевидную лестницу с замкнутыми краями, ходить по ступеням которой можно бесконечное количество раз.

В данном видео наглядно продемонстрировано рисование оптической иллюзии «Бесконечная лестница».

Сооружение не несет никакой практической пользы, однако меняет представление о пространстве, является воплощением нереальности в реальность и напоминанием о том, что все невозможное возможно.

«Пирамида 10 класс» - Многогранник, составленный из n-угольника А1А2…Аn и n треугольников, называется пирамидой. Вершина пирамиды. Апофема. Боковое ребро. Шестиугольная пирамида. Что называется площадью боковой поверхности пирамиды? Основание. С. Что называется площадью полной поверхности пирамиды? Чему равна площадь боковой поверхности правильной пирамиды?

«Многообразия» - 18. Двумерные многообразия. Рис. 15. 25. 28. 27. 11. Рис. 3. 15. Рис. 18. 23. 22. Фундаментальная группа. Рис.9. Пусть и – два множества в евклидовом пространстве произвольной размерности. . Рис. 16. Рис. 4. 17. Рис. 10. Sylvia Nasar and David Cruber. 29. Рис.8. Рис. 1. 13. 3. Рис. 17. Рис. 5. 8. Например, поверхность куба гомеоморфна сфере (рис.2).

«Площадь поверхности тел вращения» - Учитель: Камбур Любовь Алексеевна. Организационный момент. Из квадрата, диагональ которого равна d, свернута боковая поверхность цилиндра. Обучающий аспект урока был сформулирован в образовательных, развивающих и воспитательных целях. Постановка целей. Площадь поверхности цилиндра. Урок изучения нового материала.

«Пирамиды» - Определение. Все боковые грани усеченной пирамиды - трапеции. Треугольная пирамида (тетраэдр). Пирамида. Боковые ребра. Усеченная пирамида. Нижнее и верхнее основания. Шестиугольная пирамида. Содержание. Пирамиды. Теорема о площади боковой поверхности правильной усеченной пирамиды. Правильная пирамида.

«Тетраэдр» - Тетраэдр изображается в виде выпуклого или невыпуклого четырёхугольника с диагоналями. Прежде чем ввести понятие тетраэдра, вспомним, что мы понимали под многоугольником в планиметрии. Презентация по геометрии ТЕТРАЭДР. Сегодня мы познакомимся с ТЕТРАЭДРОМ. Тетраэдр имеет четыре грани, шесть ребер и четыре вершины.

«Правильная усечённая пирамида» - Например, KK1 – апофема правильной усеченной пирамиды. Измерение объема пирамиды. Диагональные сечения пирамиды. Пусть SABC – треугольная пирамида с вершиной S и основанием ABC. Правильная пирамида. Элементы пирамиды. В частности, треугольниками являются диагональные сечения. По мнению одних исследователей, большая куча пшеницы и стала образом пирамиды.

Не потеряйте. Подпишитесь и получите ссылку на статью себе на почту.

Многие готовы скорее умереть, чем подумать.
Ч
асто, кстати, так и случается.

— Бертран Рассел

Согласитесь, что не каждый год увидишь, как математик получает Нобелевскую премию по литературе. Многие учёные работают на стыке разных областей познания, но и по определению не мыслятся как близкие категории. Ситуация эта может показаться необычной и будет оставаться таковой до того момента, пока не будет сказано, что речь идёт о Бертране Расселе – британском учёном, одном из самых интеллектуально разнообразных и влиятельных мыслителей в современной истории. Сегодняшний материал – попытка осознать лишь крупицу эмпирического наследия этого, без преувеличения, выдающегося человека. Но и она, надеемся, будет полезна всем, кто стремится к самопознанию и желает воспитать в себе умение объективно оценивать мир вокруг.

10 заповедей

«Десять заповедей, которые я, как учитель, хочу опубликовать, могут быть изложены следующим образом:

  1. Ни в чём не будьте абсолютно уверены.
  2. Не думайте, что лучше двигаться вперёд, при этом скрывая доказательства – они обязательно станут известны.
  3. Никогда не пытайтесь препятствовать процессу мышления и у вас обязательно получится.
  4. Столкнувшись с оппозиционным мнением, даже если оно принадлежит вашему мужу или детям, старайтесь преодолеть его путём аргументов, а не власти.
  5. Не уважайте авторитет других, потому что всегда найдутся авторитеты, утверждающие противоположное.
  6. Не используйте власть для подавления мнений, которые считаете пагубными, иначе эти мнения подавят вас.
  7. Не бойтесь быть эксцентричным в своих взглядах: любое мнение, общепринятое сегодня, когда-то было эксцентричным.
  8. Ищите удовольствие в умном несогласии, а не в пассивном согласии. Ведь если оценивать ум по достоинству, первое будет значить более глубокое согласие, чем второе.
  9. Будьте щепетильно правдивы, даже если правда неудобна, потому что пытаться скрывать её ещё неудобнее.
  10. Не завидуйте счастью тех, кто живёт в «раю дураков», ведь только дурак посчитает такую жизнь счастливой».

Интерпретация

Впервые содержащая декалог c заповедями была опубликована в 1951 г. в «The New York Times». В ней нет прямых отсылок к тому, что приведённые в конце принципы относятся к образовательной сфере. Б. Рассел рассуждает о преимуществах либерального мировоззрения. Поэтому, коллеги из «Теорий и практик » окрестили их перевод заповедями идейного либерала. А вот на одном англоязычном ресурсе мы встретили подход, предлагающий использовать вышеперечисленные идеи в качестве образовательного манифеста. Вдаваться в пространственные рассуждения по этому поводу мы не намерены, поэтому оставим вопрос интерпретаций в стороне, а сосредоточимся на содержании. Тем более что извлечь из заповедей британского философа определённые уроки может каждый человек, стремящийся к саморазвитию и познанию не ради количества знаний, а ради их качества. Указанные принципы ставят ряд требований к организации процесса мышления. Это одинаково пригодится и в плане обучения, и для противостояния манипулированию, слепой, догматичной вере.

Заповеди сформулированы лаконично, что не всегда позволяет понять их абсолютно. Попробуем разобраться в смысле некоторых из них. Первая является, по сути, ни чем иным как призывом к . Это характеристика любого не просто образованного, а мыслящего человека. Иначе мы бы до сих пор верили в то, что Земля плоская и держится на трёх слонах, плывущих по бескрайнему океану на гигантской черепахе.

Также Б. Рассел рекомендует не препятствовать процессу мышления. С учётом того, что сегодня существующую систему школьного образования очень часто критикуют именно за навязывание рамок и «убийство творчества», этот постулат выглядит предельно актуальным. Вспомните, сколько было совершено лишь благодаря тому, что кто-то пошёл по непривычному пути. и влияние делают наше мышление менее гибким, предсказуемым, а значит и менее эффективным. И происходит это зачастую именно потому, что мы сами себя ограничиваем.

Каждому, кто хочет научиться продуктивно обучать следует помнить и о требовании не ограничивать других в отстаивании взглядов, с которыми он не согласен. Кстати, то же самое верно и по отношению к высказыванию собственных взглядов, даже если они противоречат общепринятым. Осознанный уход от какого-либо мнения не способен сделать человека правым, а вот неправым – вполне. Отрицание проигрывает убеждению в большинстве случаев. А логическому аргументированному убеждению проигрывает и вовсе всегда.

Спорным может показаться 5 пункт: «Не уважайте авторитет других, потому что всегда найдутся авторитеты, утверждающие противоположное». Здесь, скорее всего, следует учесть контекст, в котором писалась статья. Автор критикует фанатизм, который начал приобретать реальные очертания в разгорающейся холодной войне. Общественное мнение будоражили Корейская война и «охота на ведьм», начатая Дж. Маккарти. Так что, вполне возможно, Б. Рассел хотел ещё раз напомнить о необходимости всё подвергать сомнению. И неуважение к авторитету стоит рассматривать именно в этом ключе – как нежелание слепо следовать любым призывам.

Короткая биография

В заключение немного сведений об авторе. Бертран Рассел (1872-1970) – британский математик, философ, историк, общественный деятель. Менее известны его труды по педагогике, социологии и эстетике. Б. Рассела за его вклад в науку часто сравнивают с Вольтером, а также называют мастером английской прозы. А работы учёного в области математической логики и вовсе оценивают, как наиболее значительные и фундаментальные со времён Аристотеля.

Известен своими атеистическими и пацифистскими взглядами, пропагандой образованности. Б. Рассел достаточно часто скептично и с тонким чувством иронии и сарказма высказывал свои представления, за которые его нередко критиковали верующие и «ястребы» времён холодной войны. К содержанию некоторых его высказываний действительно можно относиться по-разному, но не оценить их меткость и художественную завершённость – в некоторой мере кощунственно. Вот несколько его изречений – судите сами:

  • В нашем великом демократическом обществе по-прежнему бытует мнение, будто глупый человек большей частью честнее умного, и наши политики, используя этот предрассудок в своих интересах, притворяются ещё более глупыми, чем они родились на свет.
  • В Америке каждый свято убеждён в том, что выше него в социальной иерархии нет никого. Верно, но и ниже – тоже.
  • Вместо того чтобы убивать своего соседа, пусть даже глубоко ненавистного, следует, с помощью пропаганды, перенести ненависть к нему на ненависть к какой-нибудь соседней державе – и тогда ваши преступные побуждения, как по волшебству, превратятся в героизм патриота.
  • Вот здесь, на этой полке, у меня стоит Библия. Но я держу её рядом с Вольтером – как яд и противоядие.
  • Если какая-то точка зрения широко распространена, это вовсе не значит, что она не абсурдна. Больше того. Учитывая глупость большинства людей, широко распространённая точка зрения будет скорее глупа, чем разумна.

Это выписки из книги Сергея Переслегина "Опасная бритва Оккама", 2010.

Сегодня цель высшего образования отсутствует. Среднее образование имеет своей очевидной целью интеграцию ребенка в общество. В настоящее время эта задача решается в основном средствами массовой информации, что и обусловило кризис школы.
Высшее образование первоначально готовило высшую управленческую элиту, затем - верхушку предпринимательского слоя. По мере демократизации общества, с одной стороны, и повышение требований к квалификации рабочей силы - с другой, доля людей, получающих высшее образование росла, а качество его пропорционально снижалось. Этот процесс на Западе привел к формированию среднего класса - слоя грамотных, платежеспособных и лояльных государству специалистов. Такой слой оказался востребованным при формировании посттоталитарных механизмов управления в развитых странах, и на полвека основной задачей высшего образования стало расширенное воспроизводство среднего класса.
Конец XX века ознаменовался кризисом среднего класса, более острым в США, но заметным и в Западной Европе. Причинами этого кризиса стали снижение производительности капитала и нарастание миграционных потоков. Экономическое разорение среднего класса - в Соединенных Штатах через налоговый механизм, перекачивающих денежные средства от трудящихся американцев к получателям велфера, в Западной Европе - через конкуренцию на рынке труда - привело к серьезному упадку западного высшего образования.
Мир находится на пороге постиндустриального кризиса, и потребность общества в среднем классе, повышающем социальную устойчивость ценой отказа от развития и снижения нормы прибыли, очень невелика. Соответственно, падает потребность в массовом высшем образовании. Само собой разумеется, ни одно современное государство от этого института не откажется. Произойдет примерно то же самое, что случилось некогда с римским гражданством - оно распространилось по всей необъятной Империи, но утратило привилегированный статус.
Конечно, во все времена высшее образование решало одну специфическую, только ему доступную и важнейшую задачу. Оно готовило кадры для науки (включая теологию) и искусства, то есть реализовывало одну из атрибутивных функций общества - познание. И сегодня разговор о высшем образовании имеет смысл только в этом контексте.
Современная система образования сложилась в высокое Средневековье и мало изменилась с тех пор, несмотря на смену двух общественно-экономических фаз развития. Она построена на разрыве процессов учебы и деятельности, ориентирована на предметный подход и монодисциплинарность, во всех своих звеньях устойчиво воспроизводит управленческую пирамиду. Студенты получат знания в процессе прямой трансляции, причем контролировать этот процесс они не могут. Проверка знаний осуществляется в ходе экзаменационных сессий, и качество этого «измерительного прибора» оставляет желать лучшего. Кроме того, кпд системы образования, рассматриваемой как генератор кадров для системы познания, мало отличается от нуля.
Что должно измениться?
Прежде всего, сроки получения высшего образования должны значительно сократиться. Речь должна идти об очень интенсивной, но короткой учебе. В постиндустриальной (когнитивной) перспективе даже год представляется недопустимо большим сроком.
Короткое образование - это совсем другая логика построения образования: модульность курсов, глубокое погружение, снятие серотонинового барьера и активизация памяти, деятельностный подход к образованию, использование технологии организационно-деятельностных игр для «размонтирования» мышления и стратегических имитационных игр для инсталляции онтологии... и т. д.
Образование на огромных перегрузках могут выдержать, не потеряв ни здоровья, ни креативных способностей, только совсем маленькие дети или, напротив, сформировавшиеся взрослые люди, решившие значительную часть своих жизненных проблем (работа, деньги, семья, дети) и вступившие в этап личностного роста. То есть мы должны предсказать, что одна часть высшего образования резко помолодеет и начнет работать с контингентом возраста 11-13 лет, если не младше, а другая столь же резко повзрослеет и обратиться к людям 30-40 лет.
Заметим, что современное высшее образование пытается научить едва ли не самый неподходящий для этого «материал»: молодых людей, находящихся в поиске себя, спутника жизни и своего места в этой жизни. В европейские Средние Века, когда с детьми работать не умели, а возраст 50 лет означал глубокую старость, ориентация на подростков была понятна и оправдана, сейчас она является привычным анахронизмом.
Познание, как и образование, складывается из трех независимых и одинаково важных системных деятельностей - распаковки, компактификации и коммуникации. В настоящее время баланс этих деятельностей резко нарушен в пользу распаковки. И НИРы, НИОКРы и ОКРы представляют собой распаковку того, что было сделано фундаментальной наукой и процедурой ее технологизации. Современный мир не компактифицирован. Научное и преподавательское сообщество не может ни правильно учить детей, не корректно общаться с элитами именно потому, что владеет знанием, не отлитым в компактную обозримую форму. Не меньше проблем и с коммуникацией.
Если мы хотим создавать принципиально новую образовательную структуру, нужно провести симметризацию по трем базовым деятельностям, научиться организовывать и поддерживать связи между ними. Для этого потребуется система управления знаниями.
Система знаний организована иерархически и может быть описана по уровням Бертрана Рассела.
Первый уровень Знания отвечает на вопрос «Где я?» - в рамках пространства и времени, в языке метафор.
Простейшим является географическое Знание. Высшая его форма - астрономическое знание. Географическое Знание включает в себя следующие научные дисциплины: география, геология, метеорология, астрономия, экономика, политика.
Историческое Знание, отвечающее на вопрос «Когда я?», состоит из истории, историографии, хронологии, археологии, психологии, социологии, лингвистики, стратегии, искусства управления, военной науки, общей теории систем, политики и эвологии (наука о развитии систем, пока не существует).
К тому же уровню относится мифологическое Знание и физическое Знание (математика, физика, астрономия, химия, точка сборки - практика физического эксперимента.
Следующий уровень Бертрана Рассела характеризуется вопросом «Что я делаю?». На этом уровене должны быть представлены Знания, соответствующие трем основным формам деятельности - распаковке, компактификации и коммуникации, и четырем базовым социальным процессам - познанию, обучению, управлению и производству.
Несколько лучше дело обстоит с третьим, технологическим уровнем Рассела, отвечающим на вопрос «Как я это делаю?». Здесь есть техническое Знание из разных дисциплин.
Введем определение, согласно которому человек, у которого инсталлировано географическое и историческое Знание, обладает начальным образованием. Если добавляется еще и физическое Знание, то можно говорить о среднем образовании. Оно имеется сегодня у некоторых выпускников физических факультетов очень хороших вузов. Когда есть еще техническое и антропологическое (или экономическое, хотя это очень маловероятно) Знание, образование называется средним системным. В настоящее время лица с таким образованием распределяются штучно.
А где же высшее образование? Дальше.
На четвертом уровне Бертрана Рассела появляется рефлексия и задается вопрос: «Почему я это делаю?». Этому уровню отвечает рефлексивное Знание, включающее в себя одно или несколько Знаний более низкого уровня, мыследеятельностную методологию, психологию и общую теорию систем. Высшее образование - это среднее образование плюс рефлексивное Знание. Высшее системное - это среднее системное плюс рефлективное. В настоящее время в стране есть люди с высшим системным образованием. Их - человек 20-30.
На пятом уровне находятся вопрос «Кто я?» и возникает высшее Знание (оно же - онтологическое, оно же - трансцендентное).
Это Знание включает в себя Знания низких уровней, рефлексивное Знание, а также математику в огромном объеме, физику, квантовое Знание, лингвистику, музыку, философию, богословие. Именно богословие является здесь точкой сборки.
Высшее Знание является целью последней ступень образования - глобального образования. Людей, обладающих таким образованием, сегодня на Земле нет.
Университет будущего - это не здание, это обобщенная книга. Книга, которая по силе своего воздействия должна быть соотнесена с Кораном или Библией и при этом посвящать нас не только в трансцендентные вопросы, но и в вопросы материального существования. Ее создание - задача ближайших лет.