Теория поля: Курт Левин (1890–1947). Немецкий психолог Левин Курт: биография, достижения, эксперименты

Он известен как один из пионеров современной социальной, организационной и прикладной психологии. Левина часто признают "основателем социальной психологии" и одним из первых исследователей групповой динамики и организационного развития.


Курт Цадек Левин (Kurt Zadek Lewin) родился 9-го сентября 1890-го, в еврейской семье, в Могильно, Польша (Mogilno, Poland), на то время провинция Позен, Пруссия (Posen, Prussia). Он был одним из четырех детей, появившихся на свет в семье среднего класса. Его отец владел небольшим универсамом и фермой. Семья перебралась в Берлин (Berlin) в 1905-м.

В 1909-м Курт поступил в Университет Фрайбурга (University of Freiburg), чтобы изучать медицину, но был переведен в Мюнхенский Университет (University of Munich) для изучения биологии. В это время он начал участвовать в деятельности социалистического движения и отстаивать права женщин. Левин служил в немецкой армии, когда началась Первая мировая война. Он был демобилизован после ранения, и вернулся в Берлинский Университет (University of Berlin), чтобы при руководстве Карла Штумпфа (Carl Stumpf) завершить работу над своей докторской диссертацией.

Первоначально Левин был связан со школой поведенческой психологии, прежде чем изменил направление в научных исследованиях и провел работу с психологами школы гештальтпсихологии, включая Макса Вертгеймера (Max Wertheimer) и Вольфганга Кёлера (Wolfgang Kohler). Он также читал лекции и проводил семинары по философии и психологии в Институте Психологии Берлинского Университета.

Довольно часто психолог связывал себя с ранней Франкфуртской школой (Frankfurt School), представляющей собой влиятельную группу, по большей части, еврейских марксистов из Института социальных исследований (Institute for Social Research) в Германии. Но с приходом к власти Гитлера в 1933-м члены института были вынуждены сначала перебраться в Англию, а затем в Америку. В этом же году Левин встретился с Эриком Тристом (Eric Trist), который остался под впечатлением от теорий Левина, используя их в своих исследованиях на солдатах в ходе Второй мировой.

Курт эмигрировал в США в августе 1933-го и получил гражданство в 1940-м. Ранее он полгода провел в Стэнфорде (Stanford) как приглашенный профессор, однако после эмиграции оказался в Корнеллском Университете (Cornell University) и впоследствии стал директором Центра групповой динамики в Массачусетском Технологическом Институте (MIT). В 1946-м директор комиссии по расовому равноправию (Connecticut State Inter Racial Commission) позвонил Левину, прося его помочь найти эффективный способ борьбы с религиозными и расовыми предрассудками. И Курт начал работать над экспериментом, который заложил основы того, что ныне известно как "групповая психотерапия". В 1947-м это привело к созданию Национальной учебной лаборатории в штате Мэн (National Training Laboratories, Bethel, Maine). Влиятельный американский психолог Карл Роджерс (Carl Rogers) посчитал, что групповая психотерапия, "пожалуй, самое значительное изобретение нашего века".

После Второй мировой Левин принимал участие в психологической реабилитации бывших заключенных концлагерей вместе с д-ром Джейкобом Файном (Jacob Fine) из Гарвардской медицинской школы (Harvard Medical School). Откликнувшись на предложение Эрика Твиста (Eric Trist) из Тавистокского института человеческих отношений (Tavistock Institute), Курт принял участие в создании научного журнала "Человеческие отношения" ("Human Relations"). Также он некоторое время преподавал в Университете Дьюка (Duke University).

Левин ввел понятие "родовое тождество" (genidentity), которое приобрело определенное значение в различных пространственно-временных теориях и смежных областях. Он предположил, что ни характер человека (врожденные качества), ни воспитание (приобретенный опыт) не могут объяснить поведения индивидуальной личности, но значение имеют обе этих природы, то есть поведение – это результат взаимодействия личности и ситуации. Эта идея была представлена уравнением B = f (P, E).

В своих работах психолог писал, что человек живет и развивается в "психологическом поле", состоящем из окружающих его предметов. Причем у каждого предмета есть своя валентность, некий энергетический заряд, который создает в человеке специфическое напряжение. Чтобы избавиться от него, необходима разрядка. Само же поведение делится на "волевое", вызванное внутренними потребностями, и "полевое", складывающееся под влиянием внешних факторов. В теории поля Левин попытался применить топологию для создания годологии – геометрии психологического описания поведения человека.

Курт часто характеризует организационные методы управления с точки зрения выбранного стиля руководства, влияющего на климат в коллективе: (1) авторитарный, (2) демократический и (3) полное невмешательство. В авторитарной среде лидер не обязательно настроен враждебно, часто отвечая личной похвалой или критикой за проделанную работу в рамках его установок. Дипломатический климат представляет собой стратегию, при которой задачи выводятся на основе коллективных процессов с помощью решения лидера. Невмешательство подразумевает определение установок без участия лидера. Лидер не принимает решений, если его об этом не просят, не участвует в разделении труда и очень редко одаривает похвалой.

Учениками Левина были Леон Фестингер (Leon Festinger), известный по своей теории когнитивного диссонанса; Роджер Баркер (Roger Barker), исследователь психологии окружающей среды; Мортон Дойч (Morton Deutsch), основатель современной теории разрешения конфликтов; и Блюма Зейгарник (Bluma Zeigarnik).

Курт Левин умер 12-го февраля 1947-го, в Ньютонвилле, штат Массачусетс (Newtonville, Massachusetts), от сердечного приступа. Он был похоронен в своем родном городе.

Рис. 2.8.

К. Левин - крупнейший немецкий и американский психолог, яркий представитель гешталь- тпсихологии - известен, прежде всего, как создатель теории психологического поля, в которой принципы гештальтпсихологии применены им для создания оригинальной теории личности, а впоследствии и как разработчик многих идей в области социальной психологии (социальная перцепция, групповая динамика, групповая дифференциация, типология стилей общения и др.). В ряде его работ эти две линии исследований пересекались. Авторам настоящего учебника повезло: продуктивность такого рода пересечений сам К. Левин показал на примере анализа подросткового возраста , высказав интереснейшие соображения, касающиеся психологии подростка, которые до настоящего времени не только не потеряли актуальности, но остаются по-прежнему ключевыми для понимания отрочества.

Как известно, К. Левин в своей теории поля исходил из понимания жизненного пространства как функционального единства психологической среды (психологического поля), с одной стороны, и человека - с другой. Это положение он выражал формулой

где В (behavior) - это поведение, которое является функцией F (Junction) от человека Р (person ) и среды Е (environment ), или, по-другому, функцией жизненного пространства LSp (life space).

Подростковый период, по К. Левину, является периодом наиболее значительных и наиболее быстрых - по сравнению со всеми другими периодами жизни человека - изменений жизненного пространства, что влечет за собой и те бросающиеся в глаза изменения в поведении, которые характеризуют этот период. Анализируя его сущность, К. Левин выделяет следующие особенности.

Во-первых, происходит смена групповой принадлежности - «социальное передвижение», а именно, переход из группы детей в группу взрослых. Этот переход - переход к более или менее неизвестной позиции. К. Левин, опираясь на свою «топологическую» позицию, говорит об указанном переходе как о вхождении в незнакомый регион, сравнивая его с переездом в новый город.

«Вхождение в новую социальную группу может означать нечто очень похожее на ситуацию , когда человек брошен в когнитивно неструктурированное поле, вынужден стоять на нетвердой почве и не знает, делает ли он “то, что надо”. Изменчивый характер поведения подростка и его конфликты можно отчасти объяснить недостатком когнитивной ясности мира взрослого, в который он собирается вступить »".

С этим «социальным передвижением», делающим подростка пластичным и поэтому способным к быстрым переменам, К. Левин связывает часто встречающийся радикализм подростков, проявляющийся в их готовности примкнуть к каким-либо крайне левым или крайне правым политическим группировкам, в резкости суждений, в смене своих убеждений и т.п.

С переходным положением подростка, оказывающегося между миром детей и миром взрослых, К. Левин связывает и специфическую «марги- нальность» подростка, которую он иллюстрирует следующим образом (рис. 2.9).

Рис. 2.9.

а - в период детства и взрослости «взрослый» (В) и «ребенок» (Р) рассматриваются как относительно изолированные группы, причем каждый отдельно взятый ребенок (р 1 , р 2) или взрослый (в 1 , в 2) уверен в том, что принадлежит к соответствующей группе;

б - подросток принадлежит к группе (II), которую можно рассматривать как область пересечения групп детей (Р) и взрослых (В), принадлежащую к обеим из них, или как область, стоящую между ними и не включенную ни в ту, ни в другую группу 2

Подросток нередко ведет себя так, как это делают описанные в социологии «маргинальные люди»: он бывает чрезмерно чувствительным, особенно к недостаткам младших детей, легко переходит от одной крайности к другой, обидчив и т.д. И это объясняется именно его маргинальной позицией: он больше не хочет принадлежать к своей прежней группе (группе детей), но еще не принят в более привилегированную, с его точки зрения, группу взрослых. Сходство подростка с представителями маргинальных меньшинств кажется К. Левину столь очевидным, что поведение последних, по его мнению, может быть названо как поведение постоянного отрочества.

Во-вторых, меняется отношение подростка к своему телу как особенно близкому и важному для человека «региону». В некоторых отношениях, пишет К. Левин, этот регион, с психологической точки зрения, также можно рассматривать как окружающую среду.

«Период полового созревания приносит с собой изменения, в результате которых индивида иногда беспокоит его собственное тело. Появляются более или менее странные и новые телесные ощущения, они делают эту часть жизненного пространства, которая так близка и жизненно важна для индивида, странной и неизвестной. В этом случае изменение не просто влечет за собой обычные неопределенности новой и странной окружающей среды ; но, кроме того, регион, который ранее казался хорошо известным и надежным, теперь становится неизвестным и ненадежным» .

В-третьих, происходит расширение жизненного пространства не только за счет географического окружения (увлечение путешествиями, походами и т.д.) и социального окружения (более широкие социальные группы типа политических или профессиональных), но и за счет его временного изменения. Подростковый возраст - период глубокого изменения в отношении временной перспективы, которая была для К. Левина крайне важной и, по большому счету, им для психологии и открытой. Происходящее в подростковом возрасте он описывает так:

«В подростковом возрасте, вероятно, происходит определенная дифференциация в отношении временной перспективы. В тех частях жизненного пространства, которые представляют будущее, постепенно дифференцируются уровни реальности и ирреальности. То, о чем мечтается или что является желаемым (уровень ирреальности в будущем), отделяется от того, что ожидается (,уровень реальности в будущем). Туманные идеи должны быть заменены более или менее определенными решениями в отношении подготовки к будущей профессии. Другими словами, человек должен “планировать”-, структурировать временную перспективу таким образом, который соответствует как собственным идеальным целям или ценностям человека, так и тем реальностям, которые необходимо принимать во внимание для реалистичного структурирования уровня ожиданий».

Описанными изменениями психологического пространства К. Левин объясняет всю феноменологию отрочества: застенчивость, чувствительность и агрессивность подростка вследствие неясности и нестабильности

почвы; более или менее постоянный конфликт между различными отношениями, ценностями, идеологиями и стилями жизни; эмоциональное напряжение, являющееся результатом этих конфликтов; готовность занимать крайние позиции и предпринимать крайние меры, радикально менять свою позицию.

Степень и конкретный тип подросткового поведения зависят от складывающейся структуры психологического пространства и от мощности конфликтующих в этой структуре сил. Первостепенное значение имеет степень различия и разделения между взрослыми и детьми, которая характеризует данную культуру. Важна и та степень, в какой подросток оказывается в положении маргинального человека.

Немецкий психолог и социолог Левин Курт - пионер прикладной и организационной психологии. Его называют также основателем психологии социальной, поскольку этот человек одним из первых исследовал групповую динамику и организационное развитие.

Биография. Начало

Немецкий психолог Курт Левин родился 9 сентября 1890 года в городке Могильно, принадлежавшем в то время Германской империи, сейчас он находится на территории Польши. Мальчик появился на свет в семье, принадлежавшей к еврейской диаспоре. У отца семейства были собственные универсам и ферма. Родители будущего известного психолога и социолога исповедовали иудаизм и дали сыну имя Цадек. Но прожить с еврейским именем в тогдашней Пруссии, в городе, где процветал грубый антисемитизм, было проблематично. Поэтому ребенку дали еще одно имя, с которым он и стал известным на весь мир, прочно войдя в историю психологической науки - Курт. Так начиналась жизнь мальчика по имени Левин Курт, биография которого известна теперь во всем мире. Не дав сыну второго имени, родители лишили бы его этого шанса.

Из детства и юности Курт Левин вынес очень серьезный урок: судьба человека и его мировосприятие тесно связаны с группой, к которой он принадлежит, независимо от того, какие таланты и достоинства есть у него самого. Впоследствии этот вывод он сформулировал и развил в своих научных работах по психологии, которыми Курт Левин социальные конфликты пытался объяснить.

Учеба в университетах

В 1905 году еврейская семья, в которой, кроме Курта, были еще трое детей, переехала в Берлин. В 1909-м Левин Курт поступил во Фрайбургский университет, где изучал медицину, а после перевелся в Мюнхенский университет, в котором стал учиться биологии.

С 1910 года Левин продолжил обучение в Берлинском университете Фридриха-Вильгельма, чтобы получить степень доктора философии и психологии.

Период Первой мировой войны

Когда началась Первая мировая, молодой ученый вступил в ряды пехотной дивизии. Именно страсть к психологии помогла Курту Левину пережить тяжелый период окопного быта. Когда другие рисковали жизнью и терпели военные лишения, Курт кроме этого занимался на фронте еще и научной деятельностью: наблюдал за своими однополчанами, расспрашивал их, анализировал факты. Солдаты и не подозревали, что для ученого они не просто товарищи, а и материал для научного исследования.

Какие же выводы сделал Курт Левин? Психология, вернее наблюдения за психологией фронтовиков, натолкнули его на мысль, что солдатами на фронте окружающая обстановка воспринимается иначе, чем мирными людьми. Грязная канава, например, на войне воспринимается как хорошее укрытие, а поляна, которая в самый раз была бы для пикника, видится солдатами как опасная зона, ведь на такой открытой местности их легко может настигнуть пуля.

Главным выводом было то, что таким образом восприятие действительности изменилось не у одного или нескольких людей, а у довольно большой группы фронтовиков.

Курт Левин эту идею сформулировал так: «Обычно легче изменить индивидуумов, собранных в группу, чем изменить каждого из них в отдельности».

Известный ученый Эрик Трист так впечатлился этой теорией Левина, что впоследствии ее использовал во время Второй мировой войны в собственных исследованиях.

Возвращение из окопов к теоретической науке

Отвоевав на фронтах войны 4 года, ученый-фронтовик был ранен, после чего его демобилизовали. Левин вернулся к научной деятельности в Берлинском университете под руководством своего наставника Карла Штумпфа. Он сблизился с гештальтистами, которые поставили перед собой цель обогатить психологию современными достижениями других наук. В частности, неклассической физики.

Гештальтисты были увлечены идеями физика Бриджмена о промежуточных переменных. К ним добавились еще и выводы представителей философской школы неопозитивизма, которая единственно научным признавала язык физики и стремилась свести к нему языки всех других наук. Психологию гештальтисты рассматривали только как учение о психологических фактах.

Открытие возможности психологического эксперимента

Главным открытием Курта Левина в те годы был психологический эксперимент. Ранее считалось, что психология и эксперимент несовместимы, потому что такие тонкие субстанции, как душа, настроение, характер, эмоции, невозможно пощупать и рассмотреть. Вопреки этому суждению Левин сумел разработать метод, который напоминал современные шутки со скрытой камерой.

Испытуемого оставляли под каким-любо предлогом одного в комнате, в которой были помещены определенные предметы, и наблюдали за его действиями. Проанализировав поведение в этой ситуации большого количества людей, Левин пришел к выводу, что, не имея определенной цели, человек поддается влиянию внешних раздражителей. А самый важный вывод состоял в том, что выбитым из обычной колеи человеком легко управлять.

В 1921 году Левин стал преподавать психологию и философию в Берлинском университете. Он пользовался у студентов огромной популярностью.

В 1926 году Левин Курт стал профессором Берлинского университета.

В 1930-м ему предложили работу в Стэндфордском университете в качестве приглашенного профессора.

Начало американского периода

Должность профессора Берлинского университета Левин занимал до тех пор, пока к власти в 1933 году не пришли нацисты. Оказавшись у руля, партия Гитлера начала массовые репрессии евреев. И Курту Левину пришлось эмигрировать. В августе 1933-го он переехал в США.

В 1940 году ученый получил американское гражданство, занимался научной и преподавательской деятельностью в университетах Америки.

Курт Левин - отец современной социальной психологии

Левин был в США единственным специалистом по поведению групп. Когда началась Вторая мировая война, ученому было предложено найти способ, как убедить жителей Америки перейти на черный хлеб. И он с этим успешно справился. Левин после тщательного изучения ситуации пришел к выводу, что от прежних потребительских привычек легче отказываются люди, которых побуждали громко заявлять об этом на многолюдных митингах. Власти воспользовались предложенным методом - и черный хлеб стал популярным среди жителей страны.

Во время войны психолог был консультантом американского правительства.

В 1944 году Куртом Левином при Массачусетском технологическом институте был основан Центр изучения групповой динамики, которым он руководил до самой смерти. Построить исследовательский центр для изучения психологии групп было давней мечтой ученого. Цели он преследовал исключительно альтруистические. Задачу изменения общества в сторону гуманизации психолог намеревался решать, проводя групповые тренинги.

В 1946 году началась работа ученого над экспериментом, заложившим основы групповой психотерапии, которую Карл Роджерс (известный американский психолог) назвал впоследствии самым значительным изобретением века.

В начале 1947 года эти экспериментальные исследования привели к созданию при поддержке правительства Национальной учебной лаборатории в городе Бетеле, что в штате Мэн.

Это были тренинговые лаборатории, профессор планировал переобучать в них лидеров государства. Но, к сожалению, дожить до осуществления этой мечты ученому было не суждено. В феврале 1947 года в возрасте 57 лет Курт Левин умер от сердечного приступа. Но многие его открытия актуальны и сегодня.

Модель изменений Курта Левина

Изменение любой группы людей, считал ученый, проходит через три стадии: «Размораживание», «Изменение» и «Новая заморозка». Под «Размораживанием» он подразумевал разрушение у членов группы имеющейся системы ценностей и ориентиров. То есть их предполагалось ставить в условия, когда они не знают, что предпринять, и потому хватаются за первое попавшееся решение. На следующей стадии - «Изменения» - группе «подсовывали» новую систему ценностей и мотиваций, после чего снова «замораживали», но уже в новом состоянии.

Левин не только занимался теорией, но и практически ее подтверждал: под его руководством были проведены первые тренинги.

Модель изменений Курта Левина и в наше время остается актуальной. На ней базируются многие другие современные модели.

Курт Левин. Теория личности

Личность, согласно Левину, это совокупность не всегда связанных друг с другом многочисленных областей, каждая из которых отвечает четкой цели.

В отличие от других психологов, Левин сосредоточил внимание на проблеме мотивов человеческой деятельности. До Левина проблема мотивации стояла в психологии особняком. Но именно в ней ученый обнаружил огромный запас плодотворных идей. Психолог полагал, что тенденции, обуславливающие поведение человека, исходят не от самого субъекта, а от окружающей среды, предметы которой вызывают у человека желание их потреблять. Курт Левин выстроил систему мотивов в динамическое поле, которое представляет собой поле поведения, а не поле сознания.

В ходе проведенных экспериментов оказалось, что события, связанные с действиями незавершенными, запоминаются людьми намного лучше, чем с завершенными.

Эти идеи Левина отражены в книге «Динамическая теория личности» (на снимке).

Три стиля лидерства Курта Левина

Психолог является и создателем теории трех стилей руководства. В 1939 году исследовательская группа, которую возглавил Курт Левин, три стиля лидерства изучала, проведя ряд исследований с 10-летними мальчиками. Ребята выполняли задания в трех группах. Каждой из них руководили взрослые, применявшие разные стили управления: авторитарный, либеральный и демократический.

Демократичный руководитель позволял мальчикам участвовать в управлении, делегировал им некоторые полномочия, удерживая при этом ключевые позиций лидера.

При либеральном руководстве лидер в управленческих процессах участвует минимально, дети (подчиненные) при этом имеют полную свободу в принятии решений.

Участвовавшие в эксперименте мальчики отдали предпочтение демократичному стилю руководства.

Хотя при авторитарном руководстве можно добиться большего объема работы, но при этом наблюдалась значительно более низкая мотивация, у ребят отсутствовала оригинальность мышления, дружелюбие, не было группового мышления. А еще при таком стиле руководства наблюдалась большая агрессивность по отношению к самому лидеру и к другим членам коллектива.

При руководстве либеральном работы было сделано гораздо меньше, снизилось и ее качество.

Эти исследования Левина подтвердили его предположение, что наиболее оптимальным стилем лидерства является демократичный.

Изучая психологию - науку о душе - Курт Левин вложил собственную душу в то, чтобы сделать этот мир лучше и гуманнее. Если бы не ранняя смерть, этот необыкновенно талантливый и плодотворный ученый мог бы обогатить психологическую науку еще многими открытиями.

История современной психологии Шульц Дуан

Теория поля: Курт Левин (1890–1947)

Теория поля: Курт Левин (1890–1947)

Научные тенденции конца XIX века заставляли смотреть на мыслительный процесс как в терминах, связанных с полем, так и в терминах, выходящих за его рамки. Эти взгляды нашли свое отражение в гештальт - психологии. Теория поля в психологии возникла как своего рода аналог теории силового поля в физике. В современной психологической науке понятие теории поля обычно связывается с идеями Курта Левина. В основе взглядов Левина лежит концепция гештальта, но он сумел развить свои идеи и пошел дальше позиций ортодоксального гештальтизма, обратившись к проблемам личности, ее потребностям и влиянию общественных связей на ее поведение.

Страницы жизни

Курт Левин родился в Германии в городе Могильно. Образование он получил в университетах Фрайбурга, Мюнхена и Берлина. Докторскую диссертацию по психологии защитил у Карла Штумпфа в 1914 году в Берлине, где также изучал математику и физику. Во время первой мировой войны Левин служил в немецкой армии, был ранен в бою и награжден железным крестом. Впоследствии он вернулся в Берлинский университет и принял такое активное участие в работе группы гештальт - психологов, что стал считаться, наряду с ее основателями, одним из главных авторитетов нового научного направления. Он проводил исследования по проблемам ассоциации и мотивации и начал разрабатывать свою теорию поля, которую изложил в 1929 году в США на международном конгрессе психологов в Йельском университете.

Теория поля - психологическая система Курта Левина, использующая концепцию силового поля для объяснения поведения личности в терминах влияния на него поля общественного воздействия.

Левин был уже хорошо известен в Соединенных Штатах, когда в 1932 году получил приглашение прочитать курс лекций в Стэндфордском университете. На следующий год он решил уехать из Германии из - за нацистской угрозы. «Теперь я убежден, что для меня нет другого выхода кроме эмиграции, - писал он Келеру, - даже если это разобьет мою жизнь». Впоследствии мать и сестра Левина погибли в фашистских концентрационных лагерях.

Сам он два года проработал в Корнелле, а затем отправился в университет штата Айова, где проводил исследования по проблемам детской социальной психологии. По результатам этой работы он был приглашен в Массачусетский технологический институт с предложением основать и возглавить новый исследовательский Центр групповой динамики. Хотя он умер всего через несколько лет после назначения на эту должность, его программа исследований оказалась настолько эффективной, что и в наше время сохранила свою актуальность для научной деятельности исследовательского центра, который теперь относится к университету штата Мичиган.

В течение тридцати лет своей профессиональной деятельности Левин много сил отдал изучению широкого круга вопросов, связанных с проблемами мотивации. Его исследования основывались на анализе поведения человека в контексте состояния его физического и социального окружения.

Годологическое пространство

Теория физических полей привела Левина к мысли о том, что психическая деятельность человека происходит в условиях воздействия психологического поля, которое получило название годологического пространства . Годологическое пространство заключает в себе все события прошлого, настоящего и будущего, которые могут повлиять на нашу жизнь. С точки зрения психологии каждое из этих событий предопределяет поведение человека в конкретной ситуации. Таким образом, го - дологическое пространство формируется личностными потребностями человека во взаимодействии с его психологическим окружением.

Годологическое пространство отражает различные степени развития как функцию его накопленного жизненного опыта. Поскольку в детстве наблюдается недостаток опыта, этот период имеет менее дифференцированные участки в годологическом пространстве. Высокообразованные, искушенные в житейских делах взрослые люди имеют более сложное и в значительной мере дифференцированное годологическое пространство, отражающее их прошлый многообразный опыт.

Левин искал математическую модель для описания своего теоретического представления психологических процессов. Так как он интересовался проблемами индивидуума, а не групп населения, то для его задачи не подходили методы статистики. Поэтому для отображения годологического пространства, целей личности и путей их достижения он обратился к разделу геометрии, называемому топологией.

Упрощенный пример годологического пространства

На своих топологических картах Левин изображал векторы, указывающие направление движения человека к цели. Для придания завершенности своему описанию годологического пространства для каждой из целей - в зависимости от ее привлекательности для индивидуума - он ввел положительные и отрицательные значения валентностей.

Таким образом, <классная доска психологии>, которую использовал Левин, включала в себя комплексные схемы, отражающие различные психологические явления. Согласно Левину, все формы поведения могут быть описаны с помощью подобных схем. Простейший пример поведения представлен на рис. 12.2. Он иллюстрирует ситуацию, в которой ребенок хочет пойти в кино вопреки возражениям родителей. Эллипс характеризует годологическое пространство, буквой C обозначен сам ребенок. Стрелка является вектором, указывающим на то, что ребенок стремится к своей цели - пойти в кино, которая имеет для него положительную валентность. Отрицательная линия обозначает препятствие на пути осуществления цели - запрет родителей, который имеет для их сына отрицательную валентность.

Мотивация

Левин высказал предположение о существовании состояния баланса или равновесия между индивидуумом и его психологическим окружением. Когда это равновесие нарушается, возникает напряженность отношений, которая вызывает определенные изменения, ведущие к восстановлению баланса. В этом заключался главный смысл его концепции мотивации. Согласно взглядам Левина, поведение представляет собой чередование циклов возникновения напряженности и последующего действия по его снятию. Поэтому всякий раз, когда у индивидуума возникает какая - то потребность, то есть состояние напряженности, он своими действиями старается снять это напряжение и восстановить внутреннее равновесие.

Первая попытка экспериментальной проверки этого предположения была выполнена в 1927 году под руководством Левина его ученицей Блюмой Зейгарник. Суть опыта заключалась в том, что наблюдаемым субъектам давался набор задач, и они получали возможность решить только несколько из них, потому что процесс решения искусственно прерывался, прежде чем они могли выполнить все задание. Перед началом эксперимента Левин предсказывал, что

2) когда задание выполнено, напряжение пропадает;

3) когда задание не закончено, сохранение напряженности повышает вероятность того, что оно сохранится в памяти субъекта.

Результаты, полученные Зейгарник, подтвердили предсказания Левина. Наблюдаемые субъекты, чей процесс поиска решения прерывался, с большей вероятностью могли вспомнить суть задания, чем те, кто успевал выполнить его до конца. Многие последующие исследования проводились на основе использования этой закономерности, получившей название эффекта Зейгарник.

Социальная психология

В 30–х годах Левин начал интересоваться вопросами социальной психологии. Он был первопроходцем в этой неизведанной области, и его достижения дают ему право занять достойное место в истории науки.

Главной особенностью социальной психологии Левина является введение понятия групповой динамики, применимое как к индивидуальному, так и к групповому поведению. Согласно его взглядам, так же как индивидуум и его окружение формируют психологическое поле, так и группа и ее окружение формируют социальное поле. Социальное поведение проявляется внутри группы и определяется конкурирующими подгруппами, отдельными членами, ограничениями и каналами общения. Таким образом, групповое поведение в любой момент времени является функцией общего состояния социального поля.

Левин проводил исследования в различных социальных ситуациях. Его эксперименты с группой мальчиков, ставшие классическими, включали в себя изучение разных стилей руководства - авторитарного, демократического и основанного на невмешательстве, а также их влияние на производительность труда и поведение (Lewin, Lippit & White.1939). Эксперименты такого рода открыли новую страницу в области социальных исследований и внесли заметный вклад в развитие социальной психологии.

Помимо этого, Левин подчеркивал важность изучения коллективных действий и сопутствующих проблем с целью проведения коррекции социального поведения. Обеспокоенный ростом межрасовой напряженности, он провел групповые исследования по широкому кругу вопросов, посвященных совместному проживанию и предоставлению равных возможностей трудоустройства лиц с разным цветом кожи, а также предотвращению появления расовых предрассудков у их детей. Его подход к изучению этих вопросов позволил разработать строгие экспериментальные методы анализа социальных проблем.

При проведении занятий по снижению межгрупповых конфликтов и повышению потенциала каждого члена общества Левин всячески поощрял тренировки по развитию восприимчивости. Его группы социально - психологического тренинга стали предшественниками групп разрешения конфликтов, столь популярных в 60–70–е годы.

Комментарии

Программы научных экспериментов и результаты исследовательских работ Курта Левина получили даже более высокую оценку психологов, чем его теоретические изыскания. Его вклад в социальную и детскую психологию оказался неоспорим. Многие его идеи и методики проведения экспериментов широко используются при изучении проблем личности и мотивации ее поведения. «Среди иммигрантов - психологов Курт Левин оказался почти что единственным, кто сделал успешную карьеру и одновременно создал школу последователей в Америке» (Ash. 1992. P. 204).

Из книги Лидер как мастер единоборства (введение в психологию демократии) автора Минделл Арнольд

Из книги История психологии. Шпаргалка автора Анохина Н В

66 ТЕОРИЯ ПОЛЯ КУРТА ЛЕВИНА Курт Левин (1890–1947) – доцент Берлинского университета, эмигрировавший в 1930-х гг. в США и с 1945 г. возглавлявший исследовательский центр групповой динамики при Массачусет-ском технологическом институте. Подобно многим ученым того времени, К.

Из книги История современной психологии автора Шульц Дуан

Курт Коффка (1886–1941) Среди основателей гештальт - психологии Курт Коффка, возможно, был самым изобретательным. Он родился и вырос в Берлине и там же получил образование в местном университете, проявив исключительный интерес к естественным наукам и философии. В

Из книги Психология автора Робинсон Дейв

Хелен Бредфорд Томпсон Вули (1874–1947) Хелен Бредфорд Томпсон родилась в 1874 году в Чикаго. Ее родители поддерживали идею женского образования, и все три дочери посещали колледж. Хелен Томпсон получила степень бакалавра в университете Чикаго в 1897 году, а докторскую степень

Из книги Жизнь и творения Зигмунда Фрейда автора Джонс Эрнест

Из книги Теории личности и личностный рост автора Фрейджер Роберт

Глава 9 Личная жизнь (1880–1890) Читая письма Фрейда 80-90-х годов, можно составить представление о его жизни в этот период: постоянной борьбе с бедностью и высоких моральных качествах его друзей, но об этом мы поговорим позднее.Отношение Фрейда к деньгам, по-видимому, всегда

Из книги НЛП-2: поколение Next автора Дилтс Роберт

Глава 15 Личная жизнь (1890–1900) Переписка с Флисом многое добавляет к тому, что нам известно из других источников относительно образа жизни Фрейда, его привычек и общих обстоятельств жизни в этот период. Даже тривиальные детали, упомянутые случайно, такие, например, как его

Из книги Век психологии: имена и судьбы автора Степанов Сергей Сергеевич

Глава 23. Курт Левин: исследования жизненного пространства И. ЗагашевЭта глава посвящена деятельности Курта Левина, основателя психологической теории поля, которая представляет собой метод анализа жизненного пространства как отдельного человека, так и группы людей.

Из книги Психология. Люди, концепции, эксперименты автора Клейнман Пол

Общая теория поля НЛП: обзор 30 лет развития НЛП Один из способов суммировать ключевые открытия предыдущих поколений НЛП и их вклад в наше понимание когнитивного разума – то, что мы называем общей теорией поля НЛП.Альберт Эйнштейн хотел создать «общую теорию поля» в

Из книги Наследственные модели поведения, препятствующие достижению успеха автора Тойч Чампион Курт

Из книги Процессуальный ум. Руководство по установлению связи с Умом Бога автора Минделл Арнольд

Из книги 1914–2014. Европа выходит из истории? автора Шевенман Жан-Пьер

Курт Левин (1890–1947) Отец современной социальной психологии Курт Левин родился 9 сентября 1890 года в прусском городке Могильно (на территории современной Польши) в еврейской семье среднего класса. В 1909 году он поступил во Фрайбергский университет на медицинский

Из книги автора

Теория поля Курта Левина Левина вдохновляли идеи гештальтпсихологии; огромное влияние на него оказала и единая теория поля Альберта Эйнштейна, согласно которой на все объекты физического мира постоянно действуют силы притяжения и электромагнетизма. Со временем

Из книги автора

Чампион Курт Тойч Биографическая справка Ч. К. Тойч (10 февраля 1921–25 декабря 2005) родился в г. Лейпциге. В 1939 г. эмигрировал из нацистской Германии в США. Получил инженерно-техническое образование в университете Флориды. После открытия второго фронта поступил на службу в

Из книги автора

Из книги автора

Поворот 1890 года Через год после того, как Вильгельм II отправил в отставку Бисмарка (1890 г.), по инициативе националистов-интеллектуалов, консервативных парламентариев и промышленников, среди которых заметную роль играли Альфред Гугенберг, Фридрих Альфред Крупп и Фридрих