Терские казаки: история, песни, традиции терского казачьего войска. Коллапс казачества на северном кавказе

И Терского казачьих войск, а также старшинство самих этих войск. Самое старое старшинство получил Кизляро-Гребенской казачий полк - с 1577 года. По его старшинству, с этого же года, стало считаться и старшинство всего Терского казачьего войска, в составе которого полк находился. Дата эта приурочена к основанию терским воеводой острога Терка /Терки (Сунженский острог) на реке Терек напротив впадения в него Сунжи . Однако, современные исследователи (напр. видный кавказовед) утверждают, что основание данного острога произошло не в 1577, а в 1578 году, также сегодняшней науке известно, что это было уже второе строительство острога Русским государством на этом месте .

История [ | ]

Ранняя история [ | ]

Путь русских на Кавказ открылся при Иване Грозном после присоединения Астраханского ханства (1556) и женитьбы царя на кабардинской княжне Марии Темрюковне (1561). К этому времени казаки на Тереке, Сунже и Аграхани уже жили не менее столетия. Некоторые исследователи связывают появление сунженских (гребенских) и аграханских (каспийских) казаков с поморами-ушкуйниками, мигрировавшими по Волге и Каспию в XIII-XIV веках. В 1563 году воевода Плещеев во главе 500 стрельцов впервые оказывается на реке Терек. Вслед за стрельцами на Тереке оказываются и волжские казаки (потомки донских казаков) , которые тревожат ногайского мурзу Тинехмата (территория западного Прикаспия к северу от Терека называлась Ногайской степью). В 1567 году в районе современного Кизляра русские воеводы строят Терский город , который под давлением Турции им приходится оставить. В 1577 году русские из Астрахани вновь возрождают Терский город, приток людей на Терек связан с репрессиями против волжских казаков стольника Ивана Мурашкина . Примечательно, что от этого времени терские казаки ведут своё старшинство. Однако граница между Русским государством и кумыкским Шамхальством была нечёткой. Во время неудачного похода князя Хворостина в Дагестан (1594) около 1000 терских казаков присоединились к русской армии. Не менее неудачным был поход воеводы Бутурлина (1604) , к которому также присоединились терские казаки. Впрочем, неудачи воевод превратили Терек в относительно вольное место для казаков. В 1606 году именно на Тереке собирал свои силы бунтовщик Илья (Илейка) Муромец . Тем временем Турция теряет своё влияние на берегах Терека, а мусульман -ногайцев из степей Северного Кавказа вытесняют буддисты -калмыки . К рубежу XVI-XVII веков известны четыре казачьих города на Тереке и Сунже - Терки, Тюмень, Сунжа (на месте нынешнего Грозного) и Андрей (ныне - аул Эндерей в Дагестане). В результате походов иранской армии Хосров-хана (1651-1653) многие казачьи поселения на Тереке прекращают своё существование, а сами казаки уходят в тень пророссийской Кабарды, которая ведёт борьбу как против дагестанских кумыков, так и кубанских ногайцев. Вероятно, именно тогда терских казаков начинают называть гребенскими , то есть горными, живущими на «гребне» (Терском хребте): , в междуречье Терека и Сунжи . Терские казаки приобрели своё своеобразие, восприняв элементы культуры, генотипа и местных кавказских племён (осетин , черкесов , грузин , армян , кабардинцев , чеченцев и кумыков) .

Гребенское казачье войско [ | ]

Северный Кавказ в XVIII веке

В 1711 году начинается некоторое оживление в среде гребенских казаков. Они начинают расселяться вниз по берегам Терека. Строятся новые казачьи городки, ныне известные как станицы : Червлённая , Щедринская , Новогладовская, Старогладовская и Курдюковская . Эти городки, названные по фамилиям или прозвищам атаманов, протянулись по левому берегу Терека. В 1717 году упоминается атаман Басманов, который во главе 500 гребенских казаков принимает участие в Хивинском походе князя Бековича-Черкасского .

В это же время казаки теряют свою вольность, превращаясь в упорядоченное войско, которое вначале подчинялось Астраханскому губернатору, а затем (с 1721 года) Военной коллегии в Петербурге .

В 1723 году взамен упразднённых старых русских крепостей на Северном Кавказе закладывается крепость Святого Креста , после срытия которой в 1735 году строится Кизляр . Близ него расселяются донские казаки , которые позже образуют «Терско-Семейное войско» (отличное от гребенских казаков, но тоже терское войско). Известны следующие их городки-станицы: Александровская , Бороздинская , Каргалинская , Дубовская .

Русско-турецкая война [ | ]

В 1771 году, в разгар войны, на Тереке (станица Каргалинская) появляется Емельян Пугачёв , однако терский атаман заключает смутьяна под арест в Моздокскую тюрьму, из которой Пугачёв бежит к яицким казакам .

23 (10) июня 1774 года терские казаки под командованием полковника в течение около суток героически отражают штурм станицы Наурской силами 8 тыс. крымских татар, турок, горцев и казаков-староверов Некрасовцев [ ] , которыми руководил калга из рода крымских ханов. Это поистине была героическая оборона, поскольку основная сила станицы - строевые казаки - в это время как раз были в военном походе, а дома оставались лишь старики, женщины, дети и небольшая легионная команда. На защиту родного городка вышли наурские казачки, одетые в красные сарафаны, которые отражали неприятельские приступы наряду с мужьями и братьями. При этом на женщин, в том числе, была возложена обязанность поддерживать костры, разогревать смолу и кипяток и лить их со стен на штурмующих. Говорят, что даже щи, варившиеся к обеду, у казаков «пошли в дело» на защиту укрепления. При этом женщины плечом к плечу со старыми волжскими казаками встречали яростные атаки, косили косами появлявшихся на земляном валу врагов, защищались серпами. В укреплении были чугунные пушки, которые, в зависимости от того, откуда усиливался приступ, перевозились на людях с места на место. Штурмующие понесли большие потери (до 800 человек). В числе убитых был один известный горский владетель, князь, при этом его тело осталось лежать на поле сражения не убранным отступившими нападавшими. Этот факт свидетельствует о значительной потере духа осаждавших, поскольку ими считалось священным долгом выносить с поля боя тела убитых, а, тем более, предводителей. Бой за Наур шёл целый день, на протяжении которого наурцы ждали помощи, но помощи не было. Всего в сорока верстах находилась станица Червлённая , но сообщения с ней не было. Также передают, что в Червлённой был слышен гул пушечной канонады, но командир стоявшего в станице пехотного полка почему-то подумал, что у наурцев идёт какой-то праздник с фейерверком и пальбой, которые очень любил старый полковник Савельев, командир моздокских казаков. Так прошёл весь день. С рассветом следующего дня вновь стали стрелять пушки казаков, но неожиданно враг стал быстро отходить от станицы. Говорят, что снятием осады станичники были обязаны казаку Перепорху, который навёл своё орудие на курган, где была ставка Шабаз-Гирея, и удачным выстрелом убил племянника самого калги. В этом калга увидел дурное предзнаменование и не захотел больше тут оставаться. Многие женщины за оборону Наура были награждены медалями. Впоследствии, вспоминая это событие, казаки уважительно называли его «это бабий праздник ».

Астраханское казачье войско [ | ]

В 1776 году Гребенское, Волгское, Терско-Кизлярское и Терско-Семейное казачье войско вошло в состав Астраханского казачьего войска . Послевоенное время используется для строительства новых станиц: Екатеринградская, Павловская, Марьинская и казачьих поселений при крепостях Георгиевской и Александровской за счёт второй половины Волгского полка. В 1784 году, после принятия Грузии под протекторат России , закладывается Владикавказ в преддверии Дарьяльского ущелья - ключевом месте дороги, ведшей в Закавказье.

В 1785 году жизнь терских казаков осложнилась исламским восстанием шейха Мансура , который смог объединить чеченцев, кумыков и кабардинцев (его отряд насчитывал около 10 тыс. человек) и организовать нападение на Кизляр . Повстанцы-мюриды форсировали Терек в 15 километрах ниже по течению и атаковали русскую крепость, однако были отражены казаками атамана Сехина и солдатами кизлярского гарнизона. Атакам также подверглись Моздок и Наурская

Кавказское линейное казачье войско [ | ]

В 1786 году Гребенское, Терское-Семейное, Волгское и Терское казачьи войска и Моздокский казачий полк были отделены от Астраханского войска и вместе с Хоперским казачьим полком получили название поселенных Кавказской линии казаков .

В 1845 началось строительство новой кордонной линии по реке Сунжа. Появлялось большое количество новых станиц - Владикавказская, Ново-Сунженская, Аки-Юртовская, Фельдмаршальская , Терская, Карабулакская , Троицкая , Михайловская и другие. Из казаков этих станиц были сформированы 1-й Сунженский и 2-й Владикавказский казачьи полки. А из казачьих станиц Самашки , Закан-Юрт , Алхан-Юрт , Грозненской, Петропавловской , Джалкинской , Умахан -Юрт и Горячеводской сформировался 2-й Сунженский полк.

Символика [ | ]

Флаги Терских казачьих полков представлял собой синее полотнище с серебряным шитьем. Из надписей использовался лозунг: С нами Бог, из изображений икона Спаса Нерукотворного или чёрный двуглавый орел на фоне оранжевого медальона

В форменной одежде терские казаки используют чёрный и светло-синие цвета:

Религия [ | ]

Терские казаки были христианами как православного, так и старообрядческого вероисповедания. Крупнейшим центром старообрядчества на Тереке продолжительное время оставалась станица Червленная . Они практиковали крещение, отвергали курение и бритье бород .

Войсковые части [ | ]

Хозяйство [ | ]

Численность [ | ]

Бассейн реки Терек

Расселение [ | ]

Терские казаки исторически проживали в станицах на Северном Кавказе (бассейн реки Терек), которые были территориально объединены в отдела. Помимо станиц малым поселением считался хутор . К 1917 году территория Терских казаков состояла из полковых отделов: Пятигорского, Кизлярского, Сунженского, Моздокского, а горная часть делилась на округа: Нальчикский, Владикавказский, Веденский, Грозненский, Назрановский и Хасав-Юртовский. Областной центр во Владикавказе, центры отделов в Пятигорске, Моздоке, Кизляре и станице Старосунженской.

Терской казак. Открытка французского эмигрантского издания из серии Армия России (Терское казачье войско. 1-й Волгский полк)

Исторические отделы [ | ]

Кизлярский отдел располагался на современных территориях северной части Дагестана (Кизлярский и Тарумовские районы) и Чечни (Грозненский , Гудермесский , Наурский и Шелковской район) и включал в себя следующие станицы: Александрийская , Александро-Невская , Бороздиновская , Барятинская , Гребенская , Грозненская , Джалкинская , Дубовская , Заканюртовская , Ермоловская , Ильинская , Калиновская , Каргалинская , Кахановская , Курдюковская , Николаевская , Новощедринская , Первомайская , Петропавловская , Савельевская , Старогладовская , Червлённая , Шелковская , Шелкозаводская , Щедринская .

Моздокский отдел располагался на территории Северной Осетии Моздокский район), Кабардино-Балкарии (Прохладненский район), Ставропольского края (Курский район), Чечни (Наурский район) и включал в себя следующие станицы.

Атаман Терского войска Александр Журавский считает, что все проблемы в его казачестве - от пагубного влияния неких «внешних сил». В число «врагов» он записал не только ЦРУ, но и бывшего атамана Всевеликого войска Донского, депутата Госдумы Виктора Водолацкого. А может, причины конфликтов - не в происках врагов, а в негодном руководстве?

«Казаки забыли традиции...»

Казаки Терского войска собрались на отчетный круг в Ессентуках, чтобы обсудить проблемы, стоящие перед казачеством на Северном Кавказе.

Председатель Совета войска, казачий генерал Василий Бондарев обозначил наиболее значимую проблему так: «Многие молодые казаки забыли свои традиции».

Терский атаман Александр Журавский в этом ключе привел ряд примеров разрушения традиционного казачьего уклада: казаки перестали ходить в храмы (даже по самым большим православным праздникам), заметно участились разводы, кроме того, нередко молодые казаки отказываются от венчания и не живут в церковном браке.

Александр Журавский. Фото: grozniy.bezformata.ru

В то же время, как было замечено, во многих казачьих обществах набирает необычайно сильное влияние «родноверия» – оккультного неоязычества.

По словам Журавского, это явление – не случайность, а преднамеренный проект ЦРУ по разрушению российской ментальности.

Казачья молодежь, продолжает атаман, разгуливает не в форменной одежде, как полагается, а в камуфляжных брюках и в черных майках с надписью «Терское войско».

Именно поэтому, считает он, многие обыватели так недоверчиво относятся к казакам.

Терские Казаки. Фото: regnum.ru

Сегодня в Терском войске состоит 232 казачьих общества (районных, хуторских, станичных), 18 тысяч человек из них числятся на госслужбе.

Однако есть вероятность, что эти цифры могут быть сильно завышены: сверок реестра давно никто не проводил.

На недавно прошедшие войсковые смотры из 12 тысяч человек, числившихся «под ружьем», явились только 4 тысячи казаков, говорит Журавский.

Лучше всего себя на Северном Кавказе показало Степновское районное общество – но и здесь на смотре недосчитались каждого седьмого казака, который числился в реестре.

Где остальные?!

Атаманы пытались объяснить: мол, кто на работе, кто в отъезде или болеет.

Но не тысячами же!

Терское казачество на Северном Кавказе находится в глубочайшем кризисе, примеры атамана это подтверждают в очередной раз.

Правда, никакой дискуссии по этому поводу на отчетном круге в Ессентуках так и не состоялось.

Послушали, приняли к сведению – и разошлись по хуторам.

При этом атаман Журавский неустанно сыпал в своем полуторачасовом отчете бравурными цифрами, например о том, как за последние два года в крае было проведено 15 крупных мероприятий (в основном военно-патриотических).

Не бывать мусульманину казаком

На круге Терского казачьего войска было озвучено одно из важных решений о вхождении казаков из Ингушетии в состав ТКВО.

Таким образом, в Терское войско Сунженского казачьего отдела теперь будет входить шесть регионов Северного Кавказа: Ставрополье, Чечня, Ингушетия, Дагестан, Северная Осетия и Кабардино-Балкария (а Карачаево-Черкесия относится к Кубанскому войску).

В Ингушетии долгое время не могли создать полноценный казачий округ по причине малочисленности русского (в том числе казачьего) населения региона.

Кстати, первоначально в состав округа там помимо русских включили и ингушей. И когда эта информация была озвучена на круге в Ессентуках, она вызвала бурный протест среди собравшихся казаков: многие настолько распалились, что вскакивали и кричали со своих мест.

Не менее напряженной ситуация остается и в других республиках, чего не скрывал и сам атаман Журавский.

Позиция по вопросу мусульман в казачестве встала костью в горле: нечего им делать в рядах казачества! Хотя формально в уставе Терского войска такого запрета нет.

Однако за включение Ингушетии в Терское войско все же проголосовали, хотя и со строгим условием: если в рядах казаков обнаружат хоть одного мусульманина, то немедленно исключат весь округ. Не будет ли это чревато конфликтами в правовом поле?

Есть вероятность, что когда Сунженское общество начнет пользоваться господдержкой, в него наверняка захотят вступить люди других конфессий – с целью получения работы или льгот.

Законных оснований для отказа им не будет, он будет считаться нарушением их конституционных прав. И тогда могут начаться суды, которые снова ударят по имиджу казачества.

Только вот, видимо, нынешнее правление Терского войска относится к этому, как героиня романа «Унесенные ветром»: об этом они подумают завтра.

Атаман Александр Журавский. Фото: forma-odezhda.ru

Не менее напряженной ситуация остается и в других республиках, чего не скрывал и сам атаман Журавский. Правда, он старался говорить об этом вскользь, не заостряя внимания.

Например, смена руководящего поста Терско-Сунженского округа Чеченской Республики с Дениса Дупенко на полицейского Георгия Реунова не была прокомментирована.

Непростые времена переживает Дагестан. После того как многие рядовые казаки заявили о выходе из общества, там был отстранен от должности атаман Тарумовского района Михаил Ващенко.

И снова на круге не было предпринято никаких попыток разобраться в причинах выхода казаков и отстранения Ващенко. Мол, ладно, и это перетерпим.

Атаман тем временем старался сгладить весь негатив (ведь не сказать об очевидных огрехах было невозможно) своими личными отчетами об успехах в работе.

Открытие казачьего центра. Фото: казачье-единство.рф

Он рассказал о недавнем открытии казачьего культурного центра в Кизлярском округе. Хотя ни сам атаман, ни кто-либо еще из Ставропольского округа даже не соизволил приехать на мероприятие и встретиться с дагестанскими казаками.

Это ли не показатель того, что «терская верхушка» воспринимает республики Северного Кавказа как «периферию»?

ЧОП под большим вопросом

Причину разлада в казачестве атаман Журавский, судя по его докладу, видит в происках неких «внешних сил».

Он обрушился с жесткой критикой на бывшего атамана Всевеликого войска Донского, казачьего генерала, депутата Госдумы Виктора Водолацкого, который с недавних пор возглавляет Союз казачьих войск России и зарубежья (СКВРиЗ).

Виктор Водолацкий. Фото: kommersant.ru

Припомнил Журавский, что в мае этого года был создан Ставропольский округ СКВРиЗ, который возглавил атаман объединения «Станица Казанская» Борис Пронин (как уже КАВПОЛИТ, это объединение одним из первых в стране вошло в государственный реестр, не состоя ни в одном из 11 казачьих войск России).

Члены СКВРиЗ обратились на имя губернатора Владимира Владимирова с открытым письмом: сообщили, что постоянное дробление казачьих обществ на Северном Кавказе в целом и на Ставрополье в частности – это результат бездарного управления казачьим движением.

Доказательств тому оказалось немало.

Например, в крае до сих пор не создано ни одного казачьего полка, в который должны были бы входить казаки пригодного для службы возраста и состояния здоровья. Не сформирован мобилизационный резерв из состава общественного казачества на случай непредвиденных чрезвычайных ситуаций.

Таким образом, Терское войско остается единственным реестровым в стране, которое не имеет собственных кадетов. Сейчас они учатся в Ростове или Краснодаре, а пока строительство Кисловодского казачьего кадетского корпуса даже не начиналось.

Безусловно, о содержании этого письма Журавскому было известно, но на круге на этом не стали заострять внимание. Увы, неудобные вопросы задавать атаману не рискнули и приглашенные делегаты.

Темы собрания плавно перетекали от критики к похвальбе.

Атаман доложил, как еще в январе в Ставрополе было зарегистрировано войсковое ЧОП «Казачий Терек», и, по словам атамана, оно вполне может приносить реальный доход в казну войска.

Однако опять Журавский «забыл» упомянуть, как в августе этого года новым руководителем ЧОП неожиданно был назначен совершенно неизвестный в казачьей среде некий Алексей Щегольков – вместо Павла Соколова, который возглавлял предприятие с момента его создания.

И главное, до сих пор непонятно, какие конкретно объекты будут стоять на охране у предприятия.

Куда делись деньги на штаб?

Сетовал атаман Журавский и на нехватку денег в казне Терского войска. Оказалось, на оплату «коммуналки» для содержания штаба во Владикавказе, где официально зарегистрировано ТВКО, денег едва хватает.

И снова в докладе уважаемого атамана почему-то не прозвучало ни полслова о том, что происходит с окружным штабом в Ставрополе. А ведь недавно на молодежном форуме «Машук» был выигран грант в размере 2,5 млн рублей на функционирование окружного штаба.

Вопросы по расходованию этих средств так и повисли в воздухе. Никто не поинтересовался – никто и не ответил.

Земля казачья

Опять практически ничего не говорили о земельных проблемах. По словам Журавского, денег на обработку арендованных земель у войска нет. Как это ни прискорбно, войско вынуждено сдавать эти земли в субаренду.

Если верить атаману, его предшественники не уделяли никакого внимания развитию экономики Терского войска. Однако ему, пройдя сквозь бюрократические преграды, удалось оформить земельный участок прямо на войско.

Значит, земельный участок будет приносить деньги! А пока, по данным Ревизионной комиссии, за год в казну войска с этих земель «накапало» всего 82 тысячи рублей.

Речь идет, как удалось выяснить КАВПОЛИТу, об участке площадью 483 гектара в станице Лысогорской (Георгиевский район).

Еще в апреле Георгиевское районное общество обратилось к товарищу войскового атамана Юрию Синицыну с просьбой помочь оформить эту землю в субаренду атаману Подгорненского хуторского общества Александру Зубову. Хуторское общество было готово платить за нее 1,2 млн рублей – миллион в казну войска и 200 тысяч районному обществу.

Однако уже в сентябре георгиевские казаки с удивлением узнали, что атаман Журавский передал землю в аренду местному фермеру Александру Иванову, причем за 750 тысяч рублей.

Георгиевские казаки не постеснялись спросить о судьбе земельного участка (который, как обещал Журавский, якобы будет «кормить» Терское войско). Во-первых, почему землю передали в аренду на 49 лет фермеру, который никакого отношения к казачеству не имеет? Во-вторых, почему сделано это было без решения совета атаманов и без утверждения круга?

В ответ атаман Олег Губенко – доверенное лицо терского «воеводы» – заявил, что обсуждать судьбу земель на круге не стоит. Да и вообще, сделка уже зарегистрирована – не отменять же ее теперь.

Отчётный круг Терского казачьего войска. Фото: blago-kavkaz.ru

В конечном счете, смело можно констатировать: ни по одному острому насущному для жизни терского казачества вопросу на круге в Ессентуках обсуждения не было.

За время почти пятичасового собрания публично выразил недоверие Журавскому лишь один человек – член совета стариков Буденновского казачьего общества. Наверняка были бы и другие.

Но неожиданно в защиту атамана с ультиматумом выступил войсковой священник Павел Самойленко: «Будете бузить – покину круг». А это по казачьим традициям означало бы, что мероприятие неправомочно.

В итоге из 336 делегатов лишь 11 признали работу атамана и правления неудовлетворительной.

А остальные? Им, кажется, уже все равно, ведь очевидно, что казачество на Северном Кавказе не спасти от коллапса.

0

от кандидата исторических наук Петра Федосова,

Существует множество теорий возникновения казачества на Северном Кавказе. Восточная гипотеза историков утверждает, что казачество возникло путём слияния касогов (древний черкесский народ, заселявший территорию нижней Кубани в X-XIV веках) и бродников (народ тюркско-славянского происхождения, сформировавшийся в низовьях Дона в XII веке). После покорения монголами, касоги бежали на север и смешались с подонскими бродниками, которые унаследовали их имя "казак". Многие старинные казачьи сказания начинаются со слов: "От крови сарматской, рода-племени черкасского, дозвольте братья-казаки слово молвить".

Поэтому не случайно, для казаков, с давних пор поселившихся на Тереке и Кубани, законодателями кавказской "моды" были кабардинцы, черкесы и другие адыгские народы. Кабардинской породы конь, их манера скакать на лошади, джигитовка, великолепная черкеска, бурка и владение оружием долгое время служили образцом для казаков. Переняли казаки у черкесов не только атрибутику в одежде, но и некоторые горские обычаи, которые вошли в традиции и культуру казачества.

К началу XIX века казаки сформировались в отдельное сословие, сторожили государственные и внутренние этнические границы, формировали отряды и посылали людей на множество войн и даже служили как личный конвой царя. В ответ они имели значительную социальную автономию, широкие плодородные земли, освобождались от налогов и т. д. В ходе Гражданской войны казачьи области стали главной опорой белого движения, а впоследствии - крупной частью белой эмиграции. Несмотря на то, что многие казаки примкнули к большевикам, во время и после войны казачьи области и население подверглось массовым репрессиям. Лишь в недавнее время Указом Президента РФ от 15 июня 1992 г 632 "О мерах по реализации Закона Российской Федерации "О реабилитации репрессированных народов" в отношении казачества жертвы массового террора были реабилитированы вместе с другими северокавказскими народами, наряду с чеченцами, ингушами, балкарцами и карачаевцами.

Например, в Масленицу в кубанских станицах наряду с приготовлением блинов и галушек обязательно устраивались скачки, джигитовки.
В быт внедрились большие плетеные корзины для хранения кукурузы, овощей, фруктов, ульи для пчел из лозы. А в качестве тягловой силы нередко использовали ишаков. В Расшеватской, Новотроицкой, Новоалександровской и других станицах на свадьбах танцевали не только русские кадрили, но и медленный грациозный адыгский танец «Кафа». Некоторые казачьи танцы по темпераменту и темпу исполнения со временем становилось трудно отличить от горской лезгинки. Усваивали казаки и местные языки. В те времена для межнационального общения почти повсеместно на Северном Кавказе использовался тюркский (казаки называли его татарским). Как отмечал Л. Толстой в своей повести «Казаки», «молодец казак щеголяет знанием татарского языка и, разгулявшись, даже со своим братом говорит по-татарски».

Переняли казаки у горцев и обычай аталычества (тюркск. «аталык» – отцовство) – одну из древнейших традиций воспитания подрастающего поколения. У горских народов правом отдачи на воспитание своих сыновей в другие семьи пользовались только знатные роды князей и узденей – воины, зарекомендовавшие себя незаурядной храбростью, геройской стойкостью. Тот, кто брал на воспитание сына князя, становился тому близким родственником, так как для княжича он был отныне отцом – аталыком. Мальчика в семье аталыка кормили грудным молоком наравне с собственными детьми. Подросшие дети становились на всю жизнь молочными братьями, сопровождали княжича в походах. По достижении определенного возраста воспитанник возвращался в родную семью. Этот обряд тоже проходил в торжественной обстановке.

Казакам понравился обычай аталычества и стал нередким явлением в их семьях, которые имели с горскими зачастую не только бытовые, но и родственные связи. В истории можно оты-скать множество тому примеров. Получив на воспитание горского мальчика еще грудным ребенком, казак-аталык становился для него фактически вторым отцом и, как было заведено, пользовался всеми правами и властью, которые давало ему это звание. Аталычество способствовало изучению языка, обретению новых традиций. Знакомство же горцев с культурой казаков помогало им в дальнейшем учиться в российских учебных заведениях.

Несмотря на грозное лихолетье Кавказской войны ХIХ века, традиции аталычества не утеряли своего значения. Истории известен случай, как в первой половине ХIХ века казак терской станицы Каргалинской Матвей Захаров взял на воспитание чеченского мальчика, который с раннего возраста проявлял большие способности к рисованию. Отец-аталык дал ему свою фамилию и имя Петр, а со временем, скопив денег, направил приемного сына на учебу в Петербург. Через много лет Петр Захаров написал один из лучших портретов М. Лермонтова. Свои картины так и подписывал: «Петр Захаров – чеченец». Великий поэт неоднократно встречался с академиком живописи. Не исключено, что рассказы Захарова были им использованы при написании поэмы «Мцыри».

Известно, что первые поселения казаков были отмечены на правом берегу Терека, на гребнях (невдалеке от станицы Горячеисточненской. – Авт.), где проживали чеченцы. Так, кстати, гребенскими и стали называться. Так вот, когда в начале XVIII века императрица Анна решила переселить казаков на левый берег Терека, некоторые, уже породнившиеся с чеченцами, не подчинились. Зная, что за ослушание может последовать наказание, ушли в горы. Со временем эта отколовшаяся группа образовала свой тейп – «гуно», приняла ислам. А потомки их и до настоящего времени живут в горах. Причем большинство из них даже не подозревает о своих древних казачьих корнях. Только светлые волосы и голубые глаза выдают их происхождение.

Другая актуальная традиция – куначество (от тюркского слова «кунак» – гость). Слово изначально связано с обычаем гостеприимства. Но со временем стало обозначать понятие, больше близкое по значению к «другу», «побратиму». Казаки и горцы нередко встречались и вместе решали проблемы взаимоотношений между родами, семьями, экономические, культурные вопросы. Совместное проведение национальных, религиозных, семейных праздников, свадеб вообще стало обыденностью. Нередко старики-казаки и уважаемые аксакалы-горцы собирались вместе, чтобы разрешать конфликтные ситуации между своими молодыми людьми. В станице Марьинской Ставропольского края в ХIХ веке родился кунацкий обычай проведения совместных базарных дней, которые обычно заканчивались приглашением горцев домой, где проводили время за дружескими беседами.

Горцы-кунаки нередко переезжали в казачьи станицы на постоянное место жительства. Лакец полковник запаса Муса Гаджимирзаев из Ставрополя рассказал случай из жизни своего деда Сулеймана Хаджимирзаева, который вместе со своим братом Магомедом жил много лет в станице Славянской-на-Кубани (теперь город Славянск-на-Кубани. – Авт.). Родом братья были из Дагестана, аула Унчукатль, который славился мастерами по пошиву черкесок, папах, шаровар, бывших у казаков основной одеждой. У Хаджимирзаевых появилось так много заказов, что, став казакам настоящими кунаками, они построили в станице свой магазин «Азиатский». Никому не позволялось даже говорить о них плохо.

Особенно много примеров кунацких, братских отношений сложилось на Кубани между черкесами, карачаевцами и казаками, между осетинами и казаками в станицах Ардонской, Архонской, Михайловской. Даже многолетняя Кавказская война не стала препятствием для побратимства. Казаки, кстати, не забывали своих друзей из ингушей и чеченцев, когда те находились в депортации. По возвращении из мест ссылки принимали их как братьев и делали все возможное, чтобы приютить семьи на своем подворье. Благодаря куначеству нередко удавалось избежать нежелательных обострений межнациональных конфликтов.

К сожалению, конец ХХ века ознаменовался вооруженными конфликтами в Чечне, Дагестане, Ингушетии, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии. Политические события показали, что в мире есть силы, которые стараются разорвать многолетние крепкие связи казаков с горцами. Тем более важно, чтобы, несмотря на действия, вбивающие клин в многолетнюю дружбу, жители Северного Кавказа помнили, что прочный мир можно построить только во взаимодействии этнокультур.

Началось возрождение казачества. И надо отдать должное тем, кто стоял у истоков этого возрождения. Сильное лобби смогло на самом высоком уровне добиться Постановления Правительства РФ 355 "О концепции государственной политики по отношению к казачеству" и созданию Управления Президента Российской Федерации по вопросам казачества. Уже к концу 90-х годов в государственный реестр были внесены 10 войсковых, 3 окружных, 4 отдельных казачьих общества, в том числе: Волжское, Сибирское, Иркутское, Забайкальское, Терское, Уссурийское, Енисейское, Оренбургское, Кубанское войсковые казачьи общества, а также казачье общество "Всевеликое войско Донское". На начало 2010 года согласно оценкам экспертов, в России около 7 миллионов человек причисляют себя к казакам. Общая численность войсковых казачьих обществ более 700 тысяч человек, так называемых "нереестровых" общественных казачьих организаций более 600, в России действуют 24 казачьих кадетских корпуса, более тысячи казачьих классов в общеобразовательных учреждениях, в которых учатся более 40 тысяч воспитанников. Казачьи организации возникают не только в местах традиционного их проживания. И принимают туда не только родовых казаков. Но и всех тех, кто готов отстаивать интересы Отечества. "Казаки - рыцари земли русской, матушки России" - так называл их генерал Корнилов. Это любил цитировать Советник Президента РФ по делам казачества генерал-полковник Трошев Геннадий Николаевич.


По регионам

Дагестан

В современном Дагестане имеющее трехсотлетнюю историю терское казачество стремительно исчезает. Миграционные процессы, связанные с массовым исходов горных дагестанцев на равнину, приводят к «затоплению» казачьих земель конфессионально и культурно чуждыми, а зачастую прямо враждебными, этносами. Мигранты-переселенцы приносят свои формы хозяйства – в основном пастбищное скотоводство, что практически уничтожило традиционное для казаков земледелие и виноградарство. В Дагестане происходит «цивилизационное вытеснение», при котором главным фактором исчезновения казачества является не прямые притеснения, а «конфликт цивилизаций»: невозможность нормальной жизни в иноконфессиональном, иноязычном и инокультурном окружении.

Казачество практически уничтожено. В исконно казачьих станицах казаков осталось единицы, как правило старики-пенсионеры. Небольшая часть всевозрастного казачьего населения осталась в станицах Наурской и Ищерской. Там еще есть дети-казаки, посещающие школу. В Чечне есть «реестровая» казачья организация, возглавляемая атаманом Черкашиным. Все чеченские «реестровики» стоят на содержании у Рамзана Кадырова и являются декоративным элементом его свиты.

Ингушетия

Из проживавших там до 1992 года 30 000 казаков сейчас никого не осталось. В отличии от Чечни в свите нет даже «декоративных казаков» президента Евкурова. Употребление слова «казак» находится под запретом. «Деказакизация» Ингушетии была четкой и спланированной акцией, проведенной в течении нескольких месяцев 1992 года.

Славянское казачество задавлено структурой «Аланского казачества», входящего на правах отдела в «реестровое ТКВ». «Аланское Казачество» было создано для юридического оформления военизированных структур осетин (в основном южных), возникших в ходе ингушско-осетинской войны 1992 года. Эти «карманные» структуры пользовались поддержкой администрации РСО-А, и служили защите административно-клановых интересов. В конце концов, им были подчинены и казачьи организации казаков-славян, чьи предки, в отличие от новоявленных «аланоказаков», были этническими казаками. В результате этническое русскоязычное казачество в Северной Осетии задавлено, реального авторитета не имеет и постепенно деградирует. Атаман в «Аланского республиканского казачьего округа ТКВ» Х.К. Едзиев.

Этнические казаки сосредоточены В Майском и Прохладненском районах. «Реестровики» объединены в «Терско-Малкинский казачий округ». Казачьи организации кроме охраны церквей во время богослужений ничем себя не проявляют. Несмотря на то, что из республики наблюдается массовый исход славянского населения, руководство ТКМО никаких проблем не видит, и ни к кому претензий не высказывает. Три атамана вошли в Парламент КБР. На похороны недавно убитого в своем доме атамана города Тырныауза на приехал ни один атаман.

Ставрополье

Наиболее благополучный для казачества регион. В районе Кавминвод сохранились отдельные станицы с преобладанием этнического казачьего элемента и с сохранением реальных казачьих традиций. В районе Кавминвод, идет «скрытое противостояние» с армянскими и карачаевскими этногруппировками, активно вытесняющих славянское население из экономической сферы, а в ряде случаев и территориально. Есть определенное напряжение и в отношениях с ногайцами. Но в последнее время возникло резкое противостояние с чеченскими и дагестанскими бизнес и криминальными структурами, пытающимися взять под контроль этот регион. В восточных районах Ставрополья, как и в Дагестане происходит наплыв переселенцев из Чечни и Дагестана. Экономическая и социальная жизнь на грани коллапса: горцы практически не подлежат ни внутриобщинному, ни правовому контролированию, а в случае с чеченцами они фактически ведут «войну на выживание» славян, по тем образцам которые были опробованы в Чечне и Ингушетии в 90-е годы. Недавние события в Зеленокумске наглядно показали положение вещей в регионе.

Терские казаки едины в своей множественности: гребенцы, низовые терцы, аграханцы, терцы-семейцы, кизлярцы, волгцы, моздокцы, горцы, владикавказцы, сунженцы.

Происхождение терских казаков

Казаки-горцы – почти исчезнувший этнос. По одной из версий, Терское Казачье Войско официально объявило о своем существовании в 1415 году. Терские казаки пополнялись притоком представителей местных народов: осетин, чеченцев, ингушей, кабардинцев и других.

Об их происхождении имеются противоположные мнения. Одни считают их потомками волжских казаков, а также новгородцев и рязанцев, другие – предками этих волгских казаков, изначально живших на Кавказе со времен Мстислава Удалого (XI век). Всех кавказцев тогда называли черкасами, посему это название распространилось и на казаков (гребенских, азовских, днепровских). Если бы Мстислав передал свое северокавказское (бывшее ) княжество преемнику, то мы бы получили четвертую Русь – черкасскую, что, впрочем, и случилось, в виде казачества, но без их государства.

Впервые казаки появились на Северном Кавказе в 1578-1579 годы, когда по требованию Турции русская крепость на реке Сунже была снесена. Чтобы вести наблюдение за ситуацией в регионе, власти направили сюда казачьи отряды с Волги. Московские цари в то время признавали эти земли «вотчиной кабардинских князей». Поэтому русский казачий отряд существовал здесь многие годы без прямой поддержки метрополии. Согласно документам 16 века, казаков взял под свое покровительство чеченский правитель Ших-Мурза Окуцкий – верный союзник Москвы. Они находились на временной службе, поэтому жили без хозяйства и без семей. Число казаков в то время на Северном Кавказе, по данным военных реестров, колебалось от 300 до 500 человек.

По мнению исследователей, основывающихся на сведениях «Книги Большому Чертежу » и «Сказании о Гребенской иконе», авторство которого приписывается митрополиту Рязанскому Стефану, гребенские казаки – произошли от донских казаков, живших в XVI в. между рр. Донец и Калитва, у Гребенских гор. В 1582 казаки в количестве 300 чел. во главе с атаманом Андреем прошли через рр. Маныч, Кума и Терек в ущелье Кавказских гор и поселились в с. Гребни, на берегу горной р. Акташа. В 1623 Гребенские казаки в составе кабардинского посольства прибыли в Москву с повинной (возможно, по поводу их участия в нападениях на южные границы Московского государства). В 1631 отказались от совместных действий с царским войском против ногайцев, но уже в 1633 участвовали в походе воевод князей Туренина и Волконского на Казыев улус, в Моджары. В 1651 помогали строить острог на р. Сунжа, а через 2 года им была объявлена «царская милость за осадное сиденье» в этом остроге во время нападения кумыков.

Переселение на правобережье Терека

Около 1685 года, под давлением часто нападавших горских народов (чеченцы и др.), гребенцам пришлось оставить предгорья и селиться ближе к Тереку - на его правом берегу. В «Хронике гвардейскихъ казачьихъ частей» сообщается другая дата переселения гребенцов на правый берег Терека - 1680 год. Также в «Хрониках …» имеется дополнение о том, что гребенцы переселились на правый берег Терека в районе впадения в него Сунжи. Здесь, казаки жили в урочищах Павловом и Кошлаковском. Число гребенцов постепенно увеличивалось за счёт прибывавших с рек Дона и Кумы казаков, построены два укреплённых городка в Кабарде (старорусск. Черкасская земля): Кажаровцы в Большой Кабарде и Татар-Туп в Малой Кабарде. Позднее возникли еще два поселения: Новогладкий и Червленый.

В ходе Русско-турецкой войны 1686-1700 годов гребенские казаки снова привлечены в состав русского войска: гребенцы принимали участие во вторжении на территорию Крымского ханства - так называемых Крымских походах 1687 и 1689 годов, а также в Азовских походах Петра I в 1695 и 1696 годах.

Переселение на левобережье Терека

В 1711 году гребенцы участвовали в походе графа Ф. М. Апраксина против Малой ногайской Орды. Граф выступил на Кубань из Терского города и с помощью кабардинцев и гребенских казаков «сильно погромилъ» малых ногайцев. Тогда же он уговорил гребенцов переселиться с правого берега Терека на левый и образовать своими городками линию, которая «послужила бы связью между ниж. Кабардой и гор. Теркомъ». В 1712 году гребенские казаки переселились на левобережье Терека, где основали пять укреплённых городков.

В армии Императорской России

После переселения гребенцов с правого берега Терека на левый, из них сформировали Гребенское казачье войско. Вхождение в состав иррегулярных войск Российской империи произошло либо в 1711 году, либо в 1712 году. В 1716-1717 годах гребенские казаки участвовали в Хивинском походе - военной экспедиции российской армии в Хивинское ханство под командованием князя А. Бекович-Черкасского.

©сайт
создано на основе открытых данных в интернете