The solution психология победителя стратегия. «Победа и поражение начинаются в разуме

В 1984 году Денис Уэйтли написал книгу «Психология победителя», после чего термин стал нарицательным. Впоследствии многие психологи и тренеры пытались дать свои ответы на вопрос, что же это значит.

Одна из главных мыслей Уэйтли такова - победители и проигравшие не конкурируют. Есть четкая, хоть и абстрактная линия между победителями и проигравшими. 1% великих и 99% всех остальных: так было устроено во все времена.

Автор книги делает огромный акцент на привычках. Он утверждает, что победителей возвышают их хорошие привычки, тогда как проигравших тянут на дно плохие. Поэтому вывод напрашивается сам собой: концентрируйтесь на одном, избавляйтесь от другого.

В книге собраны девять привычек, которые должен в себе развить человек, желающий быть успешным. Это тяжело, поэтому таких людей мало. Но настойчивость и терпение способны сделать из аутсайдера .

Самопроецирование

Самопроецирование - это акт четкой и ясной картины того, чего вы хотите достичь. Это также о том, чтобы знать свою конечную цель. Но не только: вместо того, чтобы просто добиваться конечной цели, создайте в своей голове фильм, который покажет как вы ее достигли.

Большинство людей имеет абстрактные цели, о которых даже не думает. Это нечто вроде мысли «Нужно выучить английский язык» или «Хочу открыть свой бизнес». Никаких подробностей, никакой визуализации.

Самопроецирование может также включать медитацию, мантры и аффирмации. Это все развивает шестое чувство, которым обладают победители.

Четкие и определенные цели

Самопроецирование прекрасно, но не само по себе, а в комбинации с другими качествами и умениями. Способность ставить четкие цели - одна из них. Без четкости все ваши великие цели просто мечтания. Мы уже писали о технике поставки целей , которая является одной из наиболее эффективных.

Концентрация на позитивных моментах любого события

Люди, которые терпят неудачу, всегда обеспокоены. Что, если я сделаю это не так? Что, если начальству не понравится мой проект? Что, если я не смогу достичь своих целей?

Эти беспокойства и страх ничего полезного не несут. Они только увеличивают стресс и вероятность того, что у вас действительно ничего не получится.

Намного полезнее и лучше оставаться позитивно настроенным и оптимистичным относительно результатов. Даже если ничего не получится, это не должно вас задевать. Относитесь к неудачам как ученый: «Так, этот способ не сработал, попробуем другой».

Решимость

Вы должны иметь решимость самому определять, что вам нужно и действовать. Нерешительный человек будет вечно работать над планом, просчитывать риски и грязнуть в теории, тогда как решительный потратит на это в десять раз меньше времени и ринется в бой. Победители - решительные люди, они принимают ответственность за решения и действуют.

Осознанность

Победитель всегда понимает, что происходит и какими словами можно описать текущую ситуацию. Он также будет честен с самим собой относительно своей личности: он знает о своих недостатках и неудачах.

Осознанность - это также . Если вы понимаете, что чувствуют окружающие и можете испытывать те же эмоции, это дает вам широкую основу для понимания. Оно может привести к гибкости и готовности к переменам.

Осознанные люди всегда в курсе того, что происходит как с ними, так и с другими людьми. Они быстро разбираются в текущей ситуации и адаптируются к ней.

Самооценка

Адекватная самооценка возникает отнюдь не тогда, когда вы находите подтверждение ей в реальном мире. Несмотря на то, что это приятные моменты, в глубине души вы должны понимать, что самооценка исходит изнутри.

Если вы все правильно делаете, то успех не даст вскружить вам голову, а критика не снизит уверенность в своих силах. Вы знаете о достоинствах и недостатках, поэтому неудачи и победы воспринимаете несколько иначе, чем другие люди.

Самодисциплина

Немногие готовы признать, что успех требует огромного количества работы. Всем хочется получить волшебную пилюлю. Все хотят легких «хаков», не понимая, что «хаки» - это лишь приложение к большому труду, а никак не решение.

Чтобы достичь своих целей, необходимо привить себе сложные привычки, отказаться от многих развлечений и тренировать каждый день.

Разговор с самим собой

Он может происходить как вслух, так и в мыслях. На наших плечах сидят ангел и дьявол и нашептывают нам, что нужно делать.

Дьявол говорит нечто вроде:

  • Прекрати работу
  • Вышла новая серия «Игры престолов»
  • Ты глупый и у тебя ничего не получится
  • Ты неудачник

Ангел говорит:

  • Поработай еще несколько часов, чтобы успеть сделать проект
  • Не ешь эту пищу, она вредная
  • У тебя все получится
  • Развивай новые навыки

Записывайте свои мысли. Это позволит извлечь их из головы и посмотреть на них осознанно.

Цельность

Цельные люди делают только то, во что верят. Они не прогибаются. Подстраиваются, но не прогибаются - и это огромная разница. У них есть убеждения, которые они не предают. Они черпают силы изнутри, а не снаружи.

Желаем вам удачи!

В чем секрет психологии победителя? Возможно ли ее взрастить, сформировать, или она дается от рождения отдельным счастливчикам? Ответы на подобные вопросы, наверное, хочет получить каждый тренер и спортсмен. Давайте попробуем это сделать.

Хорошо известно, что есть люди, от рождения имеющие огромный талант успешно выполнять определенные действия. Когда их спрашивают, как они это делают, они совершенно искренне затрудняются ответить на этот вопрос. Однако другие люди с помощью специальных методик сумели выстроить модель успешного поведения и теперь могут обучить этому всех желающих. Но модель построена на основе воспроизведения тех действий, которые на самом деле выполняют успешные люди, не осознавая этого.

Моделирование успешности основано на использовании идеи о том, что все наше поведение регулируется нервной системой , и весь опыт, который мы получаем в течение жизни, кодируется и сохраняется в нервной системе навсегда. Следовательно, можно предположить, что одинаковые стимулы будут вызывать похожие реакции организма.

Вторая идея, использующаяся в моделировании успешной деятельности, заключается в том, что слово играет ведущую роль в программировании нашего поведения , так как непосредственно связано с опытом, закодированным в нервной системе. Под опытом мы имеем в виду ту информацию, которая поступает в наш мозг непосредственно через органы чувств. Другими словами, опыт – это то, что мы можем увидеть, услышать и почувствовать своими рецепторами.

А вот слово только условно связано с определенной частью опыта и служит для того, чтобы как рыболовный крючок, пригодный к лову только определенного вида рыб, вытаскивать из нашего \"чулана\" ту часть опыта, которая когда-то условно с ним соединилась. Этот факт очень важно понять и постоянно о нем помнить, потому что именно посредством слова мы создаем тот и иной тип своего поведения.

Именно в практике использования слова для формирования своего поведения и скрыт секрет психологии победителя, и именно об этом мы будем с вами говорить. Секрет психологии победителя прост: в основе такой психологии лежит привычка к позитивному мышлению . А вот о том, как достичь такого мышления, как выработать подобную привычку и пойдет у нас разговор.

Основная идея, на которой выстроены все модели поведения, заключается в том, чтобы вначале разбить его на составляющие шаги. Поскольку наш мозг работает по принципам, аналогичным работе компьютера, то и многие моменты работы с компьютером вполне допустимо переносить на программирование поведения: своего собственного или чужого. Каждый пользователь компьютера знает, что машина на выходе может выдать только тот результат, получение которого было предопределено программой на входе.

То же самое происходит и с нашим мозгом: программу своего поведения мы закладываем в него словами, которые произносим мысленно или вслух. Поэтому, как вы уже понимаете, у победителя свой словарь, у неудачника – свой. Секрет успешности и мастерства одинаков во всех видах человеческой деятельности . И, если вы усвоите его, вы сможете быть успешны не только в спорте, но и в других областях своей жизни.

Модель мастерства можно мысленно представить себе как две ступеньки, нижняя из которых представляет собой знания, умения и навыки, необходимые для овладения данным видом деятельности, а верхняя ступенька – это те особенности, которые отличают мастера от ремесленника. Для того чтобы быть спортсменом, необходимо овладеть технико-тактическими умениями и навыками, свойственными данному виду спорта, надо развиваться физически и поддерживать в хорошей физической форме свое тело. Но каждый тренер согласится со мной в том, что только перечисленных качеств явно недостаточно для высших достижений в спорте. Должно быть еще что-то, что выделяет чемпиона, победителя из остальных участников соревнования. И это \"что-то\" расположено уже на второй ступеньке. Задачей автора и читателя и будет выяснение того, что представляет собой это \"что-то\" и как его добиться.

По мнению ведущих специалистов в области спортивной психологии, в процессе соревнования и подготовки к нему перед спортсменом стоит две цели: показать максимально возможный результат и сделать этот результат достаточно стабильным. На вершине спортивного Олимпа удерживаются только те спортсмены, которые выступают стабильно хорошо.

Для реализации этих целей спортсмену потребуется его психологический ресурс . Основными характеристиками этого ресурса являются:

  1. наличие сильной внутренней мотивации, отсутствие необходимости во внешней мотивации;
  2. настрой на выигрыш в соревнованиях любого уровня, готовность проявить все свои способности в процессе соревнования;
  3. способность видеть различия между количеством заработанных очков в процессе выступления и своей спортивной формой;
  4. готовность учиться на своих ошибках и способность выдерживать критику;
  5. позитивное, но реалистичное мышление, способность сохранять позитивный подход к себе и к своему выступлению, способность не сдаваться ни при каких обстоятельствах и не терять надежды;
  6. способность владеть своими чувствами;
  7. способность играть только разумом и телом, но не эмоциями (тем более негативными);
  8. способность сохранять спокойствие и стабильность, особенно в напряженные моменты (напряжение – это проба сил);
  9. поддержание необходимого уровня концентрации в течение всего выступления;
  10. способность стабилизировать состояние энергичности и бодрости;
  11. способность сохранять уверенность в себе в различных ситуациях соревнования;
  12. способность полностью осознавать свой потенциал;
  13. способность в каждом выступлении проявить весь свой потенциал.
Все вышеперечисленные характеристики дают нам понимание того, из каких компонентов необходимо выстраивать психологию победителя. Если сказать коротко, то, наверное, главное отличие между спортсменом с психологией победителя и спортсменом, не обладающим этим качеством, заключается в четкости, конкретности поставленной цели и в отношении к проигрышу. Принято считать, что все вышеперечисленные качества даются отдельным счастливчикам от рождения, однако, на самом деле всем этим качествам возможно обучить.

Примерами спортсменов, обладающих психологией победителя в полной мере, могут служить Михайлович, Кристиан Вьери, Верон и Альберто Томба. И хотя здесь названы только имена футболистов, в каждом виде спорта есть люди, прочно удерживающие завоеванные высоты, благодаря интуитивному умению грамотно ставить перед собой цели и конструктивному отношению к проигрышу. Они не боятся проиграть, так как расценивают отсутствие выигрыша не как проигрыш, а как сигнал того, что в процессе подготовки к соревнованию что-то необходимо изменить. Ведь спидометр в автомобиле для большинства людей не есть показатель успешности водителя, а есть измеритель, позволяющий водителю корректировать процесс управления автомобилем. Соревнования тоже могут быть расценены как измеритель достигнутого спортсменом уровня спортивного мастерства. В понятие спортивного мастерства в данном случае автор вкладывает и способность спортсмена владеть своими чувствами и состояниями и контролировать свое мышление.

Продолжение следует...

Что слово «успех» означает именно для вас?

Такие термины как «успех» и «быть успешным» могут означать весьма разные понятия в зависимости от контекста и подразумевать наличие порой совершенно противоположных умений и навыков, применяемых к различным жизненным ситуациям.

Например, в повседневной жизни большинство людей считают ложь нехорошим качеством (хотя, возможно, кто-то делает исключение в ситуации «ложь во имя спасения»). Однако для игрока в покер, например, искусство правдоподобного блефа может быть (если не сказать «должно быть») ценным умением (необходимым качеством), делающего его «успешным» и позволяющим достигать победы, то есть успеха в его понимании.

Поэтому, если дело касается игр, построенных на разного рода обмане, то «успех» в них часто зависит от способности хорошо лгать, причем не только словами, но и невербальными знаками — языком тела. Для этого участникам приходится учиться контролировать свое подсознание, жесты, сердечный ритм и другие видимые проявления чувств, способные выдать другим истинное положение дел.

Успешными в этом смысле называют людей, достигнувших высот самоконтроля или научившихся сводить к минимуму проявление (вербальное и невербальное) определенных эмоций.

Хотя деятельность добросовестного маркетолога или продавца никак не связана с обманом, все же успешные предприниматели, как правило, хорошо знают не только психологию продаж и ментальные особенности (вербальные и невербальные) клиентов, но и понимают, как на них самих влияет та или иная деятельность, приносящая либо успех, либо поражение и связанные с этим эмоциональные последствия.

В своей книге «Мозг победителей» (The Winner’s Brain) эксперты Гарвадского университета в области психологии Джефф Браун (Jeff Brown) и Марк Фенске (Mark Fenske) обосновывают теорию о том, что успех (в общем понимании этого слова) по большому счету не зависит ни от уровня интеллектуальных способностей (IQ), ни от обстоятельств, ни от финансовых возможностей, ни даже от удачи. Успех, по их мнению, в основном связан со способностью человека (читайте — маркетолога) взрастить в себе «мозг, устойчивый к поражениям и неудачам».

Если это так, тогда ключевым моментом в вопросе успеха (в том числе и в маркетинге) является способность взять на себя ответственность за состояние собственного сознания.

Что это может означать на практике?

Рассмотренные в этой статье 8 фрагментов инфографики и приведенные к ним комментарии могут пролить свет на этот вопрос.

Для начала необходимо выяснить всю правду о собственных достоинствах и недостатках, какой бы горькой она ни была. Благо, что наш мозг является очень гибким инструментом, поддающимся не только точной настройке, но и познанию как таковому. Для этого в нем предусмотрена так называемая передняя часть поясной извилины (anterior cingulate, выделено на изображении ниже), активизирующейся во время процесса самоанализа:

Для чего это нужно: понимание слабых и сильных сторон собственных интеллекта и мировоззрения помогает более адекватно оценивать свои умственные возможности при принятии маркетинговых решений.

На этом этапе важны 2 момента:

  • нужно найти эффективный мотиватор (у каждого он будет индивидуальным), отличный от денег и успеха;
  • выявленные на этапе самоанализа ментальные недостатки нужно превратить из текущих преград в долгосрочную пошаговую программу по их преодолению.

Пример: игрок в покер всякий раз, когда к нему приходит «плохая карта», склонен почесывать нос. Для начала он выявляет это, затем сознательно контролирует недопущение данного действия и со временем после многочисленных повторений закрепляет на подсознательном уровне отказ от этой привычки.

Применение в работе маркетолога: специалист «по складу характера» не любит проводить сплит-тестирование. Если он не выявит у себя наличия этого ментального порока, скорее всего, он так и не сможет стать успешным профессионалом. Если же он честно себе в этом признается (первый шаг), тогда следующим этапом должны стать целенаправленные действия по внедрению в работу А/В-тестов и доведение этой привычки до подсознательного автоматического уровня.

Процесс постановки таких целей и действий по их достижению наш мозг выполняет активизируя сразу несколько своих участков:

первый ряд картинок (fig.1-fig.3) показывает, какие участки головного мозга участвуют в постановке целей;
второй ряд картинок (fig.4-fig.6) демонстрирует, как работает мозг человека, когда он начинает осуществлять намеченные действия.

Нетрудно заметить, что задействуются разные участки головного мозга. Таким образом, если индивид только планирует, но ничего не делает для воплощения планов в жизнь, часть коры головного мозга, отвечающего за активные действия отвыкает от своей «работы».

При этом все нужно делать по порядку. Следующий фрагмент инфографики покажет почему это важно.

Действительно, плохо когда кто-то медлит с конкретными действиями. С другой стороны, излишняя торопливость тоже не признак успешного человека. Если этапу самоанализа и постановки целей было уделено достаточно внимания, то после этого нервной системе человека легче полностью сконцентрироваться на достижении поставленных целей.

Он уже не отвлекается на размышления о том, что нужно предпринять, а выплескивает весь свой могучий потенциал — ведь кроме недостатков у всех нас есть и очевидные достоинства — на получение намеченного результата. На этом этапе кора головного мозга функционирует так:

Если сравнить эту часть инфографики с предыдущей, то можно более наглядно представить себе почему мозговая деятельность в стадии концентрации более эффективна — если в голове (на определенный момент времени) все «разложено по полочкам», нет необходимости одновременно отвлекать интеллектуальный потенциал на другие действия (самоанализ, постановку целей). Постоянная многорежимность еще никого не делала успешным.

Негативные эмоции (такие как стресс и гнев) в некоторой степени можно сравнить с ракетным топливом — тот, кто сможет научится использовать их мощь, имеет больше шансов добраться до назначенного пункта без бессмысленных нерезультативных потерь. И дело тут необязательно в том, что нужно научиться постоянно подавлять эти нехорошие эмоциональные проявления, но, скорее в том, чтобы (образно говоря) набросить на них поводья и затем направлять их в нужное конструктивное русло. Научиться делать это можно с помощью следующих психологических установок:

  • возникающую проблему следует рассматривать не как проблему, а как очередной вызов, справившись с которым можно приобрести новые ценные умения и навыки;
  • к неудачам нужно относиться как к возможно давно назревшему основанию пересмотреть некоторые принятые ранее решения, чтобы двигаться в новом, более адекватном направлении.

То, что эмоциям нельзя позволять бесконтрольно хозяйничать, показывает следующий фрагмент инфографики:

Комментарий: на картинке показано, что в ситуации, когда кто-то испытывает ярость по какому-либо поводу, то активизируются целых 5 участков головного мозга, практически не оставляя физической возможности для других видов позитивной деятельности. Однако при этом первое и третье изображения (fig.1 и fig.3) показывают, что в состоянии ярости активизируются те же участки, что и во время активных действий (сравните с предыдущим фрагментом инфографики).

Тот, кто помнит прошлое, может предсказывать будущее. Большинство успешных маркетологов объединяет одно общее качество — способность видеть ситуацию на несколько шагов вперед. Это никакое не чудо, а результат применения последовательно накопленного в прошлом маркетингового опыта, разложенного по соответствующим «нейронным полочкам»:

Комментарии: важную роль в хранении информации и в преобразовании краткосрочной памяти в долгосрочную играет часть лимбической системы головного мозга, именуемой гиппокампом. Кроме него, однако, функционирование памяти поддерживается еще как минимум 3 участками.

Выводы: если вы владелец бизнеса — а это автоматически подразумевает, что вы обязаны в определенной мере быть маркетологом — старайтесь запоминать свежую аналитику, характеризующую ваши бизнес-процессы. В нужный момент подобные знания могут всплывать из памяти, помогая принимать стратегически правильные решения.

Процесс зачастую представляет собой череду неудачных экспериментов, неверных предположений и неправильно интерпретированных статистических выкладок. Для того, чтобы добиться успеха в подобной ситуации, маркетологу не обойтись без своевременной мозговой «перезагрузки»:

Победа на соревнованиях - это публично объективированный, зарегистрированный спортивными судьями успешный результат, показанный спортсменами в непосредственной состязательной борьбе с соперником по правилам соревнований. Победа и спорт - два неразрывно слитых в единое целое понятия, отражающих смысл и целевую направленность спортивной деятельности. Каждый человек генетически запрограммирован на конкурентную борьбу за свое выживание.

Достижение жизненно важного успеха в любом виде социальной деятельности, успешная профессиональная карьера, а тем более победа в спортивном соревновании невозможны без активного преодоления объективных и субъективных трудностей и в том числе противодействия со стороны других людей и организаций, преследующих те же цели. Поэтому воспитание «победителей» является исключительно важной социально-педагогической функцией спорта.

Однако следует учесть, что в любом спортивном соревновании есть не только победители, но проигравшие борьбу. Казалось бы, проигравшие и аутсайдеры должны покинуть спорт, но они не уходят, они вновь и вновь готовятся к соревнованиям и стартуют. Следовательно, в спорте есть победители, призеры, участники спортивных соревнованиях и есть проигравшие, но нет побежденных. Проигрыш или поражение мотивируют настоящих спортсменов на будущую победу.

Сердцевину психологии спорта составляет мотивация достижения успеха, стремление быть первым в состязании с равным. Здесь важно учитывать, что каждый спортсмен соревнуется еще и с самим собой, и с природной стихией, с временем и с пространством, тяжестью или невесомостью и пр., т. е. с внешними препятствиями и внутренними трудностями, которые должен преодолеть. В этом проявляется одухотворяющая и воспитывающая сила спорта. Каждый спортсмен, даже не занявший призового места в соревнованиях, всегда ориентирован не только на победу над соперниками, но и на свой личный результат. Если улучшение личного или командного результата в соревнованиях удовлетворяет спортсменов и тренеров, то это расценивается как успех, пусть не победа, но все же успех, - очередной шаг к победе.

Психология победителя в спорте

Достижение победы требует от спортсмена максимальной мобилизации его физических и психических резервных возможностей как в процессе подготовки, так и непосредственно в соревновании. Победитель испытывает высочайшее внутреннее удовлетворение от достигнутого успеха, нередко он благодарит за успех не только тренера, себя, морально помогавших ему спортивных болельщиков, но и высшие силы Земли и Неба («катарсис»). Это состояние возвышенных чувств характеризуют самоутверждение индивидуального «Я» спортсмена, которое эквивалентно коллективному «Мы», когда одержана и командная победа. Чувство «Мы» переживается спортсменом-победителем как ощущение единения с коллективом, командой, своим спортивным клубом, т. е. с социумом, к которому спортсмен принадлежит и членство в котором противопоставляет в своем сознании соперникам - «Они».

Патриотические чувства как высшая духовная ценность для победителя соревнований международного или планетного масштаба венчают это чувство «Мы» эмоциональным переживанием удовлетворения достигнутым успехом перед лицом своего Отечества. Не менее остро переживается такое единение с высшими духовными ценностями спорта, древний источник которых в олимпийских идеалах спорта, наблюдающими за ходом спортивных состязаний спортивными болельщиками, для которых теперь в эпоху спутникового телевещания вся планета - стадион. Наблюдая за перипетиями спортивного состязания, спортивный болельщик ассоциирует себя с участниками состязаний, с героем-победителем, что придает спортивному зрелищу и результату выступлений спортсменов не только личностный, но и общественно-значимый, гражданский и политический смысл.

Эмоции и чувства победителя могут быть охарактеризованы испытываемой спортсменом гордости за себя, за свою команду, за свою страну. В момент публичного награждения спортсмен-победитель смотрит на себя как бы со стороны и восхищается самим собой. При этом он испытывает глубокое духовное удовлетворение, дающее ему моральную компенсацию за испытанные лишения и трудности, которые ему пришлось преодолеть на пути к заветной победе. Учеными это было понято уже на заре возникновения современного спорта высших достижений. Так, например, в1911 г. один из первых русских спортсменов-любителей вольной борьбы, гиревого спорта и конных скачек, петербургский врач-психиатр В. Ф. Чиж в своей статье «Психология спорта», опубликованной во «Врачебных ведомостях», писал: «Нетрудно, однако, доказать большое значение спорта для нашей психики, доказать, что спорт может доставлять чисто психическое наслаждение, что в спорте психическая деятельность преобладает над физиологической».

Однако всему есть мера. При чрезмерном самовосхищении победителя подстерегает опасность проявления пренебрежительности к своим соперникам и даже к своим товарищам, возникает «звездная болезнь». Самокритичность, трезвая оценка своих возможностей позволяет победителю избежать ловушек славы и мобилизовать себя на участие в последующих состязаниях. Зазнавшийся спортсмен очень скоро теряет свою прежнюю способность к соревновательной борьбе, что является обратной стороной победы в спорте.

В современных условиях коммерциализации спорта и превращения спорта высших достижений в профессиональную деятельность спортивный результат превратился в товар, а цена спортивной победы на международных или коммерческих соревнованиях резко возросла. Особенно важно это учитывать тренерам, работающим в детских спортивных школах. В воспитании, как говорил выдающийся советский педагог А. С. Макаренко, нет мелочей. Психика юного спортсмена находится под мощным влияем негативных и развращающих его сознание эффектов средств массовой информации, что нужно также учитывать тренеру, ибо если он воспитывает своих учеников лишь для коммерческого спорта, то победа в спорте для большинства из них обернется моральным крахом в жизни после спорта. Олимпийская медаль отнюдь не гарантия счастливой семейной жизни или защиты ушедшего из спорта чемпиона от алкоголизма, несложившейся деловой карьеры или попадания в сети криминальных структур.

Профессионально-коммерческий спорт нередко толкает спортсменов и их тренеров к нарушениям правил соревнований и моральных принципов чистоты спорта, к тайному приему допингов, попыткам подкупа соперника или спортивного судьи и пр. Нередко вместо лозунга «Победа - это все!» на вооружение берется призыв «Все - это победа!». Но победа любой ценой означает приоритет агрессии (внешней и внутренней), отказ от моральных принципов «фейр плей» (честной игры), прямым следствием чего для недальновидного спортсмена может быть не только потеря здоровья и личного престижа, но иногда и утрата самой жизни в результате применения допинга, травмы или криминальной «разборки». В этом кроется антигуманная и антидуховная сущность современного коммерческого спорта высших достижений, которая ведет к принижению и забвению олимпийских ценностей и потере спортом своей нравственно-педагогической, морально-воспитывающей ценности. В современных условиях коммерциализации спорта особенно велика роль квалифицированного педагога-тренера и особенно тех, кто пропагандирует спорт, организует соревнования, руководит детско-юношеским спортом. Их долг учить добиваться победы только в честной борьбе, а итоги выступлений за денежные призы и гонорары победителям и призерам рассматривать только как уроки жизни, дающие новый опыт и знания для развития и самосовершенствования, облегчающие путь к будущим честным победам в спорте.

Достижение победы в спорте происходит наравне с достигнутым спортсменом уровнем физической, технической и психологической подготовленности к соревнованиям и непосредственно зависит от его способности преодолевать негативные последствия соревновательного стресса, возникающего задолго до начала соревнования, но особенно обостряющегося в ходе него. Под влиянием обстановки публичных соревнований, реакций зрителей, неудачно складывающегося поединка глубина стресса может существенно возрастать. Спортсмен может утратить уверенность в возможность победить, становится пассивным, заторможенным и сам без борьбы может уступить победу сопернику. Поэтому тренеры должны учить каждого спортсмена уметь преодолевать стресс и неуверенность в себе. Высшее искусство тренерской деятельности в том и состоит, чтобы вместе со спортсменами решать эту задачу, заблаговременно морально-психологически готовиться к предстоящему соревнованию, настраиваться на победу и создавать в душе каждого спортсмена страстное желание победить, но победить честно, с личным достоинством.

Страстное желание победы всегда подкрепляется уверенностью в своих силах, сильной волей и развитой способностью к самоорганизации и самоуправлению, которые особенно необходимы участникам соревнований в сложных ситуациях борьбы с равным или превосходящим соперником. Победа никогда не приходит к слабым, она сама по себе не бывает случайной, но непредвиденная случайность может помешать достигнуть победы или, наоборот, даровать ее более слабому сопернику.

Победа в спорте всегда лишь следствие превосходства одного спортсмена над другим в каком-то хотя бы одном компоненте подготовленности. При этом психологическая, морально-волевая подготовленность спортсмена к соревнованиям ныне вышла на первое место, это - решающий фактор при относительном равенстве уровней физической и тактико-технической подготовленности спортсменов экстра-класса.

В современном спорте побеждает тот, кто раньше увидит, раньше соперников услышит, прочувствует и хорошо умственно проработает, представит и поймет свои преимущества и возможные слабости соперника, а затем тактически грамотно воспользуется этим знанием в ходе спортивной борьбы. Это характерно не только для футболистов, гимнастов или гонщиков в авторалли, но и для шахматного спорта. Главное условие достижения победы в спорте - это всесторонняя общефизическая и специальная технико-тактическая подготовка спортсмена, в которой основное внимание уделяется воспитанию личностных качеств, характеризующих морально-волевую и психическую готовность к хорошо осмысленному, активно-творческому ведению спортивной борьбы. Гениальностью в спортивной деятельности является способность отдельных спортсменов побеждать своих соперников еще до начала соревнования, т. е. до старта (например, А. Карелин и др.).

Психология проигравшего в соревнованиях

В каждом спортивном состязании выявляется только один сильнейший - это победитель. Многие другие участники вынуждены испытывать горечь поражения. Особенно остро переживаются неудачи на последнем решающем этапе соревнований. Они, как правило, вызывают деструктивное стрессовое состояние (дистресс ), преодолеть которое спортсмену без помощи тренера, психолога, врача и товарищей по команде достаточно трудно.

В зависимости от внутренней установки участников переживания и мысли о проигрыше могут иметь резкую эмоциональную окраску и степень выраженности. Одни могут удовлетвориться тем, что среди множества сильнейших они не стали последними; другие участники сочтут достижением то, что они смогли войти в первую десятку или пятерку сильнейших. Наконец, есть и такие, которые удовлетворяются улучшением личного результата вне зависимости от занятого места в числе других участников состязаний.

Переживание поражения , таким образом, может иметь разные оттенки и интенсивность, может по-разному драматизироваться в сознании и осознаваться спортсменом либо как поражение и крушение надежд, проигрыш или неудача, либо как ошибка, случайная неудача, либо как факт участия и приобретения нового спортивного опыта и пр. От того, как спортсмен относится к возможному неблагоприятному для себя исходу соревнований, зависит характер его мотивации на старте, что и выражается в двух ее типа - мотивации достижения успеха или противостоящей ей мотивации избегания неудачи. Какой тип мотивации доминирует в сознании спортсмена? Это зависит от уровня притязаний спортсмена и его состязательного опыта, о чем тренер должен быть хорошо осведомлен.

Бесспорным является то, что проигравший испытывает гамму отрицательных эмоций, выражающих недовольство собой, а в отдельных случаях и своим тренером, коллективом. Это состояние внутреннего конфликта, суть которого заключена в недостижении реально планируемых целей, называется фрустрацией. Степень выраженности фрустрационного состояния усиливается боязнью общественной оценки и особенно если поражение стало следствием допущенной нелепой ошибки, несвойственной спортсменам такого класса. Вот почему слезы проигравших можно видеть гораздо чаще, чем слезы победителей. Постоянные или слишком частые неудачи таят в себе серьезную угрозу потери уверенности в своих возможностях, снижают уровень притязаний, ослабляют мотивацию в борьбе за победу, понижают самооценку и интерес спортсмена к самим занятиям спортом, что, в конечном счете, формируют психологию неудачника, которого будто бы всегда преследует «злой рок». Про таких спортсменов говорят - «он сломался». Поэтому воспитание фрустрационной толерантности - необходимая и важная задача психологической подготовки спортсменов.

Положительное воспитывающее влияние проигрыша в соревнованиях - это реалистическая оценка спортсменом своих «Возможностей. Анализу должно подвергаться все - прежде всего собственная воля, уровень достигнутого мастерства и вся система подготовки. Тренер обязан побуждать своих спортсменов к такому анализу, обсуждать со спортсменами причины неудач - в этом суть воспитательной функции тренера.

Нередко проигравшие ищут причины проигрыша не в себе, а во внешних неблагоприятных обстоятельствах, приписывая неудачу тренеру, погоде, инвентарю, случайным обстоятельствам, а в командных видах таким «козлом отпущения» чаще всего становятся партнеры по игре. Отсюда появляется возможность возникновения конфликта - внутриличностного (спортсмена и его внутреннего «Я») или межличностного (спортсмена с командой или тренером). Следовательно, сознание спортсмена нуждается в постоянном контроле и педагогической коррекции стороны тренера, что помогает добиться более высокой соревновательной эмоциональной устойчивости спортсменов. Помочь этому может анализ и объективная оценка того, что спортсмен обязан делать сам, что оно может сделать с помощью тренера, психолога или товарищей по команде. Анализ результатов соревнований должен показать спортсмену его ошибки проявленные слабости, позитивно настроить на самосовершенствование. Это позволит внести коррективы в тренировку, нацелить на ликвидацию слабых мест в подготовке к соревнованиям.

Ясное понимание ошибок и причин проигрыша всегда способствует мобилизации спортсмена на достижение успеха в предстоящих соревнованиях. Негативное психо-эмоциональное состояние после поражения необходимо возможно быстрее устранить. Иначе оно будет влиять отрицательно на весь ход подготовки. Помочь этому могут всевозможные переключения, релаксация и внушения, компенсаторная деятельность и отдых, развлечения, лекции и наглядная демонстрация роста уровня подготовленности, а также деятельная групповая эмоциональная идентификация, заключающаяся в организации совместного культурного досуга. Непосредственной целью использования этих методов является блокирование фрустрации, восстановление психической энергии и прежнего уровня самоуважения личности. Таким образом, постсоревновательная психическая регуляция и управление психическим состоянием важны и не менее значимы, чем все мероприятия в предсоревновательный и соревновательный период.

Портных Ю. И. Воспитательное влияние психологии побед и поражений в спорте // Вестник БПА. Вып. 42. - 2001. - С. 37-44.

Обновлено: 23 января 2013 Просмотров: 23255

Правда, взрослый после нескольких неудачных попыток может отказаться от затеи - но не ребенок. Ребенок никогда не скажет: "Я сдаюсь. Я больше не буду пытаться. Я лучше буду ходить пешком. Дети вообще придают мало значения ушибам. Ушибы - это цена, которую они платят за упоительную возможность лететь на всех парах по улице под восторженные взгляды сверстников. Эта решимость "заплатить по счету" за победу над собой - характерная черта настоящего победителя. Почему трудолюбия недостаточно

Решимость, возможно, даже более важна в вопросе профессионального и карьерного роста, нежели в спорте, ведь когда вам необходимо грамотно провести продажу либо разработать эффективный бизнес-план, за вашей спиной нет тренера, который научит, подскажет, поддержит. Вы сами должны найти в себе силы, чтобы сделать это. Вы должны сказать себе: "Это - главное в моей жизни. И в этом я хочу быть лучшим, поэтому я сделаю все, что в моих силах, чтобы результат был на все 100%".

Однако наиболее важным в данной ситуации является ваше отношение к своей работе, какую часть самого себя вы отдаете своему делу. Как вы оцениваете свою решимость достичь поставленных карьерных целей? Решимость - понятие, которое не может быть измерено в часах затраченного времени или в количестве заработанных у. е. Это вопрос того, насколько сильно вы хотите достичь успеха. Если вы чувствуете в себе необходимую решимость, успех не замедлит прийти. Достижение высоких результатов может потребовать времени и упорной работы, однако начинать надо с решимости!

7 принципов победителей

Как ни странно, большинство препятствий, с которыми мы сталкиваемся на жизненном пути, мы сами же себе и создаем. Не создавайте себе лишние проблемы, а лучше старайтесь всегда следовать 7-ми принципам победителей, о которых будет сказано ниже.

Часто приходится слышать вопрос: "Почему мистер Пупкин богат, знаменит, а я, весь из себя такой гениальный, нет?" На самом деле, у всех преуспевающих людей есть свои секретные правила игры, которые людям целеустремленным стоит взять на вооружение.

Правило №1: Заботьтесь о своем здоровье!

В этой жизни у вас есть не только душа, но и тело. Ваша телесная оболочка может вам нравиться или не нравиться, но она будет с вами, как говорится, до победного конца. Поэтому относитесь к своему телу ответственно. Заботьтесь о нем как о новейшем космическом корабле, а не как о раздолбанной колымаге, которая, как вы надеетесь, протянет еще лет -дцать без глобального ремонта. Ваше физическое здоровье - ваша самая большая ценность, которую большинство из нас не ценят до тех пор, пока не потеряют. Возьмитесь за себя, займитесь спортом, начните правильно питаться, и тогда у вас появится не только стимул, но и силы достичь больших высот в жизни. Не воспринимайте заботу о своем здоровье, как повинность - сделайте это удовольствием.

Правило №2: Считайте жизнь своим учителем

Так случилось, что вы автоматически были зачислены в общеобразовательную школу под названием жизнь. И каждый день в этой школе вы получаете возможность выучить новые уроки, некоторые из которых являются радостными и приятными, а некоторые приносят разочарования, боль и другие, мягко говоря, неприятные ощущения. И уроки продолжаются постоянно, пока вы живете. Поэтому воспринимайте успех как процесс, который вы хотите продлить, посмаковать, а не как мгновенный результат, после которого зачастую бывает мучительно больно. Люди часто рассматривают успех как достижение определенного статуса и дальнейшее почивание на лаврах. Например, бизнесмен, ранее зарабатывавший по $5.000 в месяц, увеличил свой доход до $30.000. И успокоился, наслаждаясь жизнью и делая в месяц несколько нужных звонков, чтобы оставаться на плаву. Такой предприниматель серьезно рискует в один прекрасный день слететь со своего насеста.

Американский предприниматель Билл Лир представляет собой великолепный пример человека, никогда не останавливавшегося на достигнутом. По таланту изобретателя его, пожалуй, можно сравнить с Генри Фордом и Томасом Эдисоном. Он сделал состояние на техническом обслуживании самолетов, а в дальнейшем подался в бизнес стереосистем и спутниковой связи. В 65 лет Лир продал свой бизнес и решил уйти на покой, однако праздная жизнь мультимиллионера быстро набила оскомину. Даже когда Лир узнал, что умирает от рака крови, он продолжал трудиться в своей лаборатории в городе Рено, штат Невада, над проектами паровых машин. А его последние слова относились к одному из его проектов: "Мы обязательно его закончим!"

Правило № 3: Как в магазине, в жизни получаешь только то, за что заплатил

Этим правилом почему-то чаще всего пренебрегают, однако именно такое пренебрежение в конечном счете приводит к тому, что большинство из нас реализуют лишь крупицу своих реальных возможностей. "Получаешь только то, за что заплатил" в реальности означает, что для того, чтобы достичь хоть каких-нибудь весомых результатов, необходимо приложить максимум усилий, потратить много часов, месяцев, а, может, и лет.

Правило №4: Рассматривайте ошибки как уроки, приближающие вас к успеху

Запомните: для вас не существует ни ошибок, ни неудач, - есть лишь уроки! Карьерный рост - процесс обогащения знаниями, проб и ошибок и отважного экспериментаторства. Моменты неудач являются такой же неотъемлемой частью вашего успеха, как и удачные моменты. Чувство вины очень тесно связано с понятием неудачи. Последнее, выливаясь в чувство разочарования, сродни тому, как родители в детстве ставили вас в угол за ребячьи провинности. Люди склонны отождествлять неудачу с худшим из наказаний, что само по себе является страхом упасть в глазах товарищей либо услышать порицания от самых близких и любимых людей.

Миру известны сотни случаев "восстания из пепла" разорившихся бизнесменов, однако моральные, психологические травмы очень трудно излечить. Чтобы стать преуспевающей личностью, надо, прежде всего, развить в себе чувство собственного достоинства , поверить в свою ценность, ведь только вооружившись этим чувством, можно справиться с неизбежным и ошибками и промахами, которые ожидают вас на тернистом пути к успеху. Ошибки всегда воспринимаются болезненно, но годы спустя свою "коллекцию ошибок" вы назовете опытом!

Правило №5: Определите свое понимание успеха

Никогда не сравнивайте себя с другими. "Социалистическое соревнование" хорошо только в плане стремления к идеалу, чтобы раскрыть ваш собственный потенциал. Хотя нас всех так и подмывает сравнить себя с кем-то другим, настоящие любимцы фортуны знают, что на самом деле они ни с кем не соревнуются. Их успех вырастает из их стремления, их жажды, их трудолюбия, подкрепленных навыками и целями. На самом деле окружающие люди являются своего рода зеркалами нашего собственного характера. Вам не может нравиться или не нравиться что-либо в другом человеке, если это не соответствует тому, что вам нравится или не нравится в себе самом. Поэтому заимствуйте у других самое лучшее и ценное. Но настоящий успех никогда не оценивается с точки зрения того, что скажут или подумают о нем другие.

Вместо того, чтобы пытаться произвести впечатление на весь мир, займитесь тем, что вам действительно нужно, - хорошим, добрым, вечным. И поверьте, в этом вам не важны чужие мнения и оценки. Вашим единственным судьей должно быть чувство собственного уважения.

Правило №6: Выбор за вами - так выберите победу!

Что вы сделаете со своей собственной жизнью, зависит только от вас. У вас есть все инструменты и все ресурсы для того, чтобы достичь успеха. Только вам решать, что вам с этим багажом делать. Выбор - за вами, и помните: никогда не поздно начать!

Правило №7: Трудитесь, а не жалуйтесь!

Неудачники любят участвовать во всякого рода благих начинаниях, не ставя себе никаких четких задач и целей. Это состояние можно условно назвать мгновенным удовольствием. Настоящие победители выбирают себе только то дело, в котором они смогут очень и очень многого добиться. Это так называемое отложенное удовольствие. "Отложенное удовольствие" с психологической точки зрения кажется делом наиболее сложным, однако именно оно отличает настоящего успешного человека от рядовых граждан.

Уловите свой момент истины

Вы можете использовать семь вышеуказанных правил настоящего победителя для того, чтобы трансформировать свои желания и стремления в непоколебимую решимость победить, заплатив определенную цену за успех. Однако в жизни каждого человека бывает так называемый момент истины, когда его судьба меняется коренным образом, трагически либо счастливо. Для многих из нас момент истины, эта магическая поворотная точка в нашей жизни не столь трагична или радостна, часто мы ее даже не замечаем. Но заметите вы эту точку или нет, в вашей жизни обязательно будет момент истины, который может коренным образом навсегда изменить вашу судьбу, если только вы поймаете этот миг удачи и выжмете из него все до последней капли.

Моментом истины может быть несчастный случай или счастливая встреча с каким-либо человеком, или это может быть столь же невинным, как прочтение статьи в ежедневной газете. Моментом истины может быть любое событие, радостное или печальное, положительное или отрицательное. Все дело в том, что оно обязательно обернется к лучшему, если вы "поймаете его за хвост", зададите себе самые важные вопросы и примете решение превратить это мгновение в уникальную возможность изменить свою судьбу.