Типологическая характеристика жизненных стратегий таблица резника. Стратегии самореализации личности и их отражение в ранних воспоминаниях

Прочитано: 768

Выживание заложено в нас генетически. Об этом позаботилась эволюция. Неприспособленные к выживанию особи вымирали, остальные – развивались и шли вперед. Постепенно человечество выработало 4 жизненные стратегии, о которых сегодня особенно интересно рассказывает Радислав Гандапас. По его лекциям сделана данная статья, в которой перечислены основные стратегии и названа лучшая стратегия в жизни.

Основные стратегии жизни

Человечество выживало, приспосабливаясь. Решая вопросы рисков и ресурсов. При этом под термином:

  • риск – понимались все действия, чтобы выжить, прожить максимально долго и оставить после себя потомство;
  • ресурс – все базовые потребности человека (вспоминаем пирамиду Маслоу).

Если ресурсы и риски разложить по двоичной системе координат, то получится вот такая матрица. В ней есть четыре сектора, каждый из которых – своя программа стратегии жизни.

Интересно, что и сегодня мы живем по тем же стратегиям, что и предки, но используем их не для выживания, а для достижения повседневных и значительных успехов. Под рисками понимаем усилия, вложения, эмоциональные или финансовые траты; под ресурсами – материальные и культурные блага и прочие прелести повседневности.

Итак, предлагаю углубиться в матрицу и узнать, какие стратегии управляют нашими результатами.

Формирование стратегии в жизни

Каждая стратегия «имеет место быть». Варианты не хороши и не плохи. Они просто есть. По ним живут – причем неплохо, достигают поставленных целей, развиваются и радуются жизни.

  • «Аутсайдер». У данного термина будет немного вольная трактовка, так как в стратегиях жизни аутсайдерской можно назвать позицию «самообмана». Человек не может иметь то, что он реально хочет, поэтому убеждает себя, что это излишества, туфта, «переплата за бренды». Короче, довольствуется малым и счастлив. Его риски и ресурсы идут по нижним границам – этакое комфортное болото бытия. Зато напрягаться не нужно.

  • «Герой». Уникальная каста людей, которые рискуют чрезмерно – непропорционально получаемым за это ресурсам. Это все испытатели, военные, силовики, а также работники социальной сферы, где вложения превышают отдачу. В том числе и материальную.

  • «Лидер». Данная категория ради достижения ресурсов готова рисковать, и часто это приносит успех. Лидерскую позицию занимают все бизнесмены и фрилансеры, так как их результат напрямую зависит от приложенных усилий.

Какая стратегия жизни лучшая? Очень просто: при которой жить комфортно по всем параметрам – не страдает самооценка, присутствует позитив, устраивает все и по большинству критериев.

Если заменить «риски» на «напряги» (как сильно мы готовы напрягаться для достижения целей), а «ресурсы» на «ништяки» (какой объем благ, ценностей нам хочется иметь), то матрица стратегии жизненной легко превращается в матрицу личного успеха.

Возможна ли стратегия новой жизни

На самом деле это самый интересный вопрос: можно ли перемещаться между секторами. Смену стратегии у взрослеющего ребенка в расчет не берем.

В принципе это возможно. Но надо понимать, что умение/желание рисковать и стремление к большему часто заложено в нас, если не генетически, то воспитанием. Для перехода на новый уровень нужно:

  • сломать сформированные стереотипы;
  • повысить собственные амбиции;
  • понять цель движения вперед;
  • разработать собственную стратегию развития;
  • выйти из «зоны комфорта».

Отлично помогают в этом инструменты тайм-менеджмента, понимание процессов работы мозга, различные лайф-хаки. Косвенными регуляторами становятся упражнения и практики, так как они помогают ощутить то, чего еще не было и напитаться уверенностью.

Вывод: смена жизненной стратегии возможна, но этого надо действительно захотеть.

Выходные данные сборника:

ТИПОЛОГИЯ ЖИЗНЕННЫХ СТРАТЕГИЙ ЛИЧНОСТИ

Долгов Юрий Николаевич

к. соц. н., доцент БИСГУ, г. Балашов

Смотрова Татьяна Николаевна

к. псх. н., доцент БИСГУ, г. Балашов

E - mail : tat - smotrova @ yandex . ru

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ «Кросс-культурное исследование жизненных стратегий жителей малых и средних городов России и Германии в условиях социально-экономической нестабильности», № 11-06-01175а

В современной отечественной социально-психологической литературе можно выделить два основных подхода к исследованию жизненных стратегий, различающихся по тому, что выбирается в качестве основания для их типологизации. Первый подход (Н.Ф. Наумова и др.) характеризуется тем, что за основу типологизации жизненных стратегий берется тип социальной адаптации человека. Так, Н.Ф. Наумова выделяет три типа стратегий в зависимости от социальных и личностных функций, выполняемых человеком в обществе переходного периода:

1) cтратегия успешной внешней адаптации;

2) cтратегия эффективной внутренней адаптации;

3) cтратегия выживания.

Стратегия успешной внешней адаптации ориентирована на настоящее и ближайшее будущее, идентификация направлена на первичные (семья и др.) и профессиональные группы. Стратегия эффективной внутренней адаптации ориентирована на прошлое и отдаленное будущее, идентификация направлена на большие группы - страна, народ. И, наконец, третья стратегия - стратегия выживания - характеризуется невысоким статусом и ухудшающимся материальным положением индивида, который идентифицирует себя с группами людей похожей судьбы .

Второй подход (Ю.М. Резник и др.), восходящий к работам Э. Фромма, в качестве основы типологизации жизненных стратегий выделяет позицию, которую занимает человек по отношению к своей собственной жизни и связанную с этим активность . Считается, что человек может занимать три разные, хотя и взаимосвязанные позиции:

1) «иметь» (рецептивная активность);

2) «достигать» (мотивационная или «достиженческая» активность);

3) «быть» (творческая или «экзистенциальная» активность).

Первый тип активности человека (рецептивная или «приоб-ретательская») является основой стратегии жизненного благополучия, второй тип активности выступает предпосылкой стратегии жизненного успеха и третья (творческая, «экзистенциальная») активность характерна для стратегии самореализации личности .

При определенных различиях в подходах можно провести некоторые аналогии между жизненными стратегиями в обоих случаях и свести их в таблицу

Таблица 1.

Типологии жизненных стратегий.

Если первые две аналогии не вызывают особых сомнений, то в третьем случае бросается в глаза некоторое несоответствие терминов - «стратегия выживания» и «стратегия жизненного благополучия». Действительно трудно совместить благополучие и выживание. При всем уважении к Н. Ф. Наумовой и Ю. М. Резнику, и тот, и другой термины кажутся нам не совсем удачными. Эти типы жизненных стратегий наиболее распространены и, может быть, более удачным названием для них было бы - повседневные или обыденные стратегии.

Нельзя согласиться также с утверждением Ю.М. Резника и Е.А. Смирнова о том, что «в отличие от диспозиций личности типы ее стратегий жизни строятся не в иерархическом порядке, а как рядоположенные и равноправные по своему характеру ведущие ориентации людей. С этой точки зрения нет, например, никакой разницы между стратегией благополучия и стратегией самореализации» . Сами авторы начали рассматривать аналогии между предлагаемыми ими типами жизненных стратегий и иерархией потребностей человека по А. Маслоу, но почему-то не увидели в этих аналогиях иерархичности жизненных стратегий. Так, стратегия жизненного благополучия соответствует первым двум ступеням известной «пирамиды А. Маслоу», то есть физиологическим потребностям и потребности в безопасности, стратегия жизненного успеха основана на социальных потребностях человека, потребности в уважении со стороны социального окружения и самоуважении и, наконец, стратегии самореализации соответствует потребность личности в самоактуализации, самосовершенствовании и самореализации.

Кроме того, мы полагаем, что «веер стратегий» жизни, по образному выражению Дж. Коулмена , не ограничивается только тремя типами стратегий, приведенными выше. В зависимости от выбора основания для определения типа жизненной стратегии можно предположить наличие различных типов жизненных стратегий. Попытаемся систематизировать различные основания, по которым можно произвести классификацию жизненных стратегий:

· по степени осознания индивидом - сознательные и бессознательные;

· по направленности изменений, происходящих в индивиде - прогрессивные, регрессивные (конструктивные, деструктивные);

· по характеру активности индивида - активные, реактивно-адаптивные, пассивные;

· по локусу контроля - экстернальные, интернальные (экзогенные, эндогенные);

· по способу восприятия условий жизни - гедонистические и основанные на чувстве долга, ответственности;

· по степени совпадения с целями и задачами общества - просоциальные, асоциальные и антисоциальные;

· по степени реализации - эффективные (целедостигающие), малоэффективные и неэффективные;

· по характеру и способу самореализации - стратегии самоактуализации и манипуляции;

· по характеру соотношения эмоциональности и рациональности - аффективные, когнитивные;

· по приоритетности в социальном обмене - присваивающие, отдающие или сбалансированные (гармоничные);

· по наличию элемента творчества - креативные (созидающие) и обыденные (повседневные) или стратегии выживания (последняя - по Наумовой Н.Ф. );

· по типу активности - успеха, благополучия и самореализации (по Резник Т. Е. и Резник Ю.М. );

· по «базисным тенденциям» (Ш. Бюллер ) - стратегии удовлетворения потребностей, адаптивного самоограничения, творческой экспансии и установлением внутренней гармонии;

· по целям и средствам (Р. Мертон ) - подчинения, инновации, ритуализма, ретретизма, мятежа;

· по типу личностной организации времени и отношения к нему (Ковалев В.И. ) - обыденная, функционально-действенная, созерцательно-рефлексивная и созидательно-преобразующая стратегии жизни личности;

· по типу приспособления к меняющейся внешней социальной среде (по Федотовой Н.Н. ): две пассивные - рефлексивно-запаздывающая и умеренно-приспособительная; три активные - карьерная, инструментальная, криминальная;

· по степени аффилиации - индивидуальная и коллективистская.

Выбор жизненных стратегий зависит от социально-экономического состояния общества, уровня развития его культуры, определяется способом производства и отношениями собственности, уровнем и качеством жизни, принадлежностью к определенной социальной страте и когорте, влиянием традиций, идеалов и ценностей, доминирующих в обществе в данный исторический момент времени. Можно предположить, что выбор жизненных стратегий личности зависит также от пола, возраста, национальности, социального положения и других социально значимых признаков.

Таким образом, жизненные стратегии можно классифицировать по различным основаниям, но в целом их можно дифференцировать на несколько основных типов: стратегии самореализации, стратегии достижения успеха и повседневные (обыденные) стратегии. Жизненные стратегии можно представить как динамическую систему представлений личности о будущей жизни, реализующуюся в повседневном поведении посредством соответствующих способов и ресурсов.

Сегодня мы живем в обществе, которое стремительно изменяется на наших глазах. Релевантным ответом на социальные вызовы, определяемые нестабильностью социальных институтов для отдельного индивида могут быть только соответствующие жизненные стратегии, не теряющие своей эффективности даже в неспокойное кризисное время. А для этого человек должен иметь в своем арсенале как минимум несколько вариантов жизненных стратегий, поскольку, как известно из теории систем, природные системы тем устойчивее, чем выше их разнообразие. Думается, что с некоторой степенью допущения, этот принцип можно применить и к социальным системам. Этот принцип или, если угодно, вид стратегии можно назвать стратегией диверсификации, который будет характеризоваться увеличением степени разнообразия применяемых в различных условиях жизненных стратегий с целью более эффективного достижения поставленных человеком целей.

Жизненные стратегии, объективируясь в реальные поведение и деятельность людей, определяют жизненный путь человека. От того, насколько эффективны будут жизненные стратегии в период социально-экономической нестабильности зависит более полная реализация личностного потенциала человека, его самореализация и самоактуализация и, в конечном счете, удовлетворенность жизнью.

Список литературы :

  1. Ковалев В. И. Категория времени в психологии (личностный аспект) // Категории материалистической диалектики в психологии. Под ред. Л.И. Анциферовой. М.: Наука, 1988. С. 16–230.
  2. Наумова Н. Ф. Жизненная стратегия человека в переходном обществе // Социологический журнал. 1995. № 2. С. 20.
  3. Резник Т. Е., Резник Ю.М. Жизненное ориентирование личности: анализ и консультирование // Социологические исследования. 1996. №6. С. 110–119.
  4. Резник Ю. М., Смирнов Е. А.. Жизненные стратегии личности (опыт комплексного анализа). М., Институт человека РАН, Независимый институт гражданского общества, 2002. С. 173–174.
  5. Резник Ю. М., Смирнов Е. А.. Жизненные стратегии личности (опыт комплексного анализа). М., Институт человека РАН, Независимый институт гражданского общества, 2002. С. 174–175.
  6. Федотова Н. Н. Социальная интеграция молодежи в сферу трудовой деятельности. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук. Саратов. 1998.
  7. $18. Фромм Э. Человек для себя. Минск, 1992. С. 66.

$19. Швери Р. Теоретическая концепция Джеймса Коулмена // Социологический журнал. 1996. №1/2. С. 65

$110. Энциклопедический социологический словарь / Под общ. ред. Осипова Г.В. М.: ИСПИ РАН, 1995. С. 811–812.

$111. Buhler Ch. Der menschliche Lebenslauf als Psychologisches Problem. Leipzig, 1933.

ФОРМИРОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНЫХ ЖИЗНЕННЫХ СТРАТЕГИЙ

РАЗВИВАЮЩЕЙСЯ ЛИЧНОСТИ

Формирование жизненных стратегий развивающейся личности приобретает сейчас особое значение, поскольку трансформации, происходящие в различных сферах нашего общества, влияют на ценности, определяющие выбор молодыми людьми способов конструирования собственной жизни.

В тоже время, в сознании молодежи все больше укореняются западно- ориентированные жизненные стандарты, которые формируют завышенные, не обоснованные притязания. Невозможность их реализовать чаще приводит к разочарованиям и замещению нравственных оценок и, безусловно, влияет на выбор учащимися критериев социального успеха и на отношение к образованию.

Проведенное анкетирование молодежи в Челябинской области лишь подтверждает современную модель жизненного успеха: наивысшим достижением считается максимальная независимость от общества. Типичными формулировками на вопрос «Что необходимо сделать сейчас, чтобы быть успешным в жизни завтра?» стали: «надо иметь хорошее образование и высокооплачиваемую работу, чтобы ни от кого не зависеть». При этом общественная жизнь и политика заняли последние места в списке их интересов и активностей. Объясняя свои ответы, респонденты чаще указывали на нестабильность, неопределенность, непредсказуемость российского общества, а это, по их мнению, «мешает осуществлению личных планов».

Таким образом, «трансформирующееся общество России», формирующееся в сложной социально-экономической и политической ситуации. Типичные жизненные стратегии наших родителей все чаще оказываются не востребованы, а новые типы жизненных стратегий, адекватных новым социально-экономическим условиям, еще не сформировались.

Термин «жизненные стратегии» пришел из социальной психологии.

Вслед за исследователями К.А. Абульхановой-Славской, Т.Е. Резник и Ю.М. Резник, мы рассматриваем понятие «жизненные стратегии» как способ сознательного конструирования собственной жизни, (способ жизненного самоопределения и самореализации), базирующийся на смысложизненных и ценностных ориентациях развивающейся личности, ее планах и прогнозах самоосуществления.

Понятие «жизненная стратегия личности» также можно рассматривать и в следующих аспектах:

    это способ сознательного планирования и конструирования личностью собственной жизни путем поэтапного формирования ее будущего.

    это система, состоящая из следующих, связанных друг с другом и взаимовлияющих элементов, которые можно отразить в двух направлениях.

С одной стороны, это содержание будущего жизненного пути. Оно определяется выбором жизненной позиции (обобщение субъективных и объективных личностных достижений, открывающих ту или иную перспективу жизненного движения, совокупность жизненных ценностей индивида, позволяющих так или иначе строить образ идеального будущее) и жизненных целей личности (характеризующих доминирующую сферу жизни личности и определяющих идеальный образ будущей жизни человека).

С другой стороны, можно говорить об организационных характеристиках жизненной стратегии, которые одновременно выступают критериями ее сформированности. Это протяженность временной перспективы (насколько далеко в будущее человек планирует собственную жизнь и насколько глубоко в прошлое обращается за необходимым жизненным опытом), направление временной перспективы (прошлое-настоящее-будущее), то есть психологическая ориентация во времени и, соответственно, жизненные планы, и, наконец, структурированность планируемого жизненного пути (насколько насыщены событиями различные планируемые периоды жизни человека, какие этапы жизненного пути более структурированы, какие менее).

Таким образом, жизненная стратегия личности является внутренним образованием личности. Мы можем характеризовать ее каксформированную при условии наличия осмысленных жизненных целей, системы ценностных ориентаций и определенной жизненной позиции. Личность со сформированной стратегией жизни планирует свою жизнь далеко в будущее, жизненный путь разрабатывается подробно, каждый его этап насыщен предполагаемыми событиями. Жизненная цель представлена на каждом этапе в виде шагов по ее реализации.

Человек анализирует события своей жизни, их изменения, влияние на нее, оценивает собственные возможности и личностные особенности. Он способен выходить за пределы собственного «Я» в анализе ситуации и прогнозирует дальнейшие изменения своей жизни. В соответствии с этим происходит планирование будущего и выстраивается жизненная стратегия личности.

В современной отечественной социально-психологической литературе можно выделить два основных подхода к исследованию жизненных стратегий, различающихся по тому, что выбирается в качестве основания для их типологизации.

Первый подход (Н.Ф. Наумова и др.) характеризуется тем, что за основу типологизации жизненных стратегий берется тип социальной адаптации человека. Так, Н.Ф. Наумова выделяет три типа стратегий в зависимости от социальных и личностных функций, выполняемых человеком в обществе переходного периода:

    cтратегия успешной внешней адаптации;

    cтратегия эффективной внутренней адаптации;

    cтратегия выживания.

Стратегия успешной внешней адаптации ориентирована на настоящее и ближайшее будущее, идентификация направлена на первичные (семья и др.) и профессиональные группы. Стратегия эффективной внутренней адаптации ориентирована на прошлое и отдаленное будущее, идентификация направлена на большие группы – страна, народ. И, наконец, третья стратегия – стратегия выживания – характеризуется невысоким статусом и ухудшающимся материальным положением индивида, который идентифицирует себя с группами людей похожей судьбы.

Второй подход (Ю.М. Резник и др.), в качестве основы типологизации жизненных стратегий выделяет позицию, которую занимает человек по отношению к своей собственной жизни и связанную с этим активность. Считается, что человек может занимать три разные, хотя и взаимосвязанные позиции:

    «иметь» (рецептивная активность);

    «достигать» (мотивационная или «достиженческая» активность);

    «быть» (творческая или «экзистенциальная» активность).

Первый тип активности человека (рецептивная или «приобретательская») является основой стратегии жизненного благополучия, второй тип активности выступает предпосылкой стратегии жизненного успеха и третья (творческая, «экзистенциальная») активность характерна для стратегии самореализации личности.

При определенных различиях в подходах можно провести некоторые аналогии между жизненными стратегиями в обоих случаях и свести их в таблицу

Таблица 1. Типологии жизненных стратегий.

Если первые две аналогии не вызывают особых сомнений, то в третьем случае бросается в глаза некоторое несоответствие терминов – «стратегия выживания» и «стратегия жизненного благополучия». Действительно трудно совместить благополучие и выживание. Эти типы жизненных стратегий наиболее распространены и, может быть, более удачным названием для них было бы – повседневные или обыденные стратегии.

В зависимости от выбора основания для определения типа жизненной стратегии можно предположить наличие различных типов жизненных стратегий. Попытаемся систематизировать различные основания, по которым можно произвести классификацию жизненных стратегий:

    по степени осознания индивидом – сознательные и бессознательные;

    по направленности изменений, происходящих в индивиде – прогрессивные, регрессивные (конструктивные, деструктивные);

    по характеру активности индивида – активные, реактивно-адаптивные, пассивные;

    по локусу контроля – экстернальные, интернальные (экзогенные, эндогенные);

    по способу восприятия условий жизни – гедонистические и основанные на чувстве долга, ответственности;

    по степени совпадения с целями и задачами общества – просоциальные, асоциальные и антисоциальные;

    по степени реализации – эффективные (целедостигающие), малоэффективные и неэффективные;

    по характеру и способу самореализации – стратегии самоактуализации и манипуляции;

    по характеру соотношения эмоциональности и рациональности – аффективные, когнитивные;

    по приоритетности в социальном обмене – присваивающие, отдающие или сбалансированные (гармоничные);

    по наличию элемента творчества – креативные (созидающие) и обыденные (повседневные) или стратегии выживания (последняя - по Наумовой Н.Ф.);

    по типу активности – успеха, благополучия и самореализации (по Резник Т.Е. и Резник Ю.М.);

    по «базисным тенденциям» (Ш. Бюллер) – стратегии удовлетворения потребностей, адаптивного самоограничения, творческой экспансии и установлением внутренней гармонии;

    по целям и средствам (Р. Мертон) – подчинения, инновации, ритуализма, ретретизма, мятежа;

    по типу личностной организации времени и отношения к нему (Ковалев В.И.) – обыденная, функционально-действенная, созерцательно-рефлексивная и созидательно-преобразующая стратегии жизни личности;

    по типу приспособления к меняющейся внешней социальной среде (по Федотовой Н.Н.): две пассивные – рефлексивно-запаздывающая и умеренно-приспособительная; три активные – карьерная, инструментальная, криминальная;

    по степени аффилиации – индивидуальная и коллективистская.

Выбор жизненных стратегий зависит от социально-экономического состояния общества, уровня развития его культуры, определяется способом производства и отношениями собственности, уровнем и качеством жизни, принадлежностью к определенной социальной страте и когорте, влиянием традиций, идеалов и ценностей, доминирующих в обществе в данный исторический момент времени. Можно предположить, что выбор жизненных стратегий личности зависит также от пола, возраста, национальности, социального положения и других социально значимых признаков.

Таким образом, жизненные стратегии можно классифицировать по различным основаниям, но в целом их можно дифференцировать на несколько основных типов: стратегии самореализации, стратегии достижения успеха и повседневные (обыденные) стратегии. Жизненные стратегии можно представить как динамическую систему представлений личности о будущей жизни, реализующуюся в повседневном поведении посредством соответствующих способов и ресурсов.

Рассмотрим одну из технологий определения и осмысления нашей жизненной стратегии. Технология «Кораблик»:

Рассмотрим все элементы данного рисунка:

Стрелка, условно обозначает ветер, который подгоняет кораблик двигаться быстрее в направлении. Стрелкой мы обозначим наши мотивы, то есть все то, что мотивирует нас двигаться быстрее, например, время, интерес, предвкушение результата;

Волны, они условно обозначают сопротивление, которое преодолевает кораблик на своем пути. Волны – это наши страхи, сомнения, размышления, например, страх о том, сто я буду не таким как все, меня не поймут, или не примут, или не оценят;

Корма кораблика, условно обозначает его основание, его опору, говоря о жизненных стратегиях, корма – это наши жизненные ценности, это то, что нерушимо для каждого из нас, например, семья, друзья, забота о близких, доверие, понимание, помощь;

Флаг корабля – это наши цели, достижение которых нас двигает в жизни, двигает вперед к нашей главной цели.

Задание: нарисуйте свой кораблик жизненной стратегии, определите в нем каждую составляющую и опишите ее. У вас должно быть по 7 пунктов в каждой составляющей, то есть 7 мотивов, 7 страхов, 7 ценностей и 7 целей.

Для чего необходима обычному человеку?

Что она даст вам и как она может изменить вашу жизнь, если вы будете использовать принципы стратегии жизни?

Личная эффективность и успешность жизни основывается на жизненной стратегии.

Только тот человек, у которого есть – путь, по которому он идет, может считаться человеком успешным и только он может быть эффективным.

Личная эффективность

Но прежде чем ответить на этот вопрос, необходимо разобраться, что такое личная эффективность.

Личная эффективность – это те навыки, знания, способности, которые ведут к максимальному развитию потенциала человека и реализации его истинных жизненных целей.

И для этого обязательно необходима карта, по которой вы будете идти потом, чтобы реализоваться.

Эта карта и называется стратегией жизни.

Представьте себе ящик с деревянными шарами. Если мы положим в этот шар железный шар и закроем его, а затем откроем, то ничего не измениться. Если мы снова закроем этот ящик и хорошенько потрясем, то железный шар окажется внизу этого ящика, потому что у него есть свой путь и каждое изменение окружающей среды он использует для того, чтобы продвинуться по нему.

Также человек, у которого есть стратегия жизни, любые изменения окружающего мира: будь то положительные или негативные, неважно, использует для продвижения к своим целям. Чтобы не случилось, какие бы беды и невзгоды не произошли бы в жизни, искушения или позитивные события, человек, имеющий свою стратегию жизни, использует это всегда в свою пользу.

Представьте себе человека в переполненном автобусе, которому пора выходить, он использует каждую кочку, торможение или другие раскачивания, для того чтобы как можно быстрее приблизиться к выходу. У него есть свой путь, он знает куда идет.

А что управляет вашей жизнью?

Как вы реагируете на то, что происходит в вашей жизни? Всегда ли ваши реакции и действия продвигают вас вперед, также как человека в переполненном автобусе.

Постарайтесь хотя бы вспомнить вчерашний день.

Чем вы руководствуетесь в своих обычных делах в течение дня? Думаете ли вы о своих глобальных целях?

Оценивая сейчас вчерашний день, чтобы вы могли сделать по-другому в течении дня, чтобы день был более эффективным для вас?

Если вы за день приблизились к своим глобальным целям, и если эти цели действительно ваши, то и удовлетворение от этого дня вы получаете намного больше.

Следовать своим истинным целям – это наиболее положительный способ проживать каждый день как невероятное приключение.

И стратегия жизни по сути – это карта вот этого приключения жизни.

Что значит иметь стратегию жизни?

Иметь стратегию жизни – это означает принимать мир таким, каков он есть, со всеми его недостатками и сложностями, но при этом — также со всеми его ресурсами, возможностями, которые он дает. Принимать то, что окружающий мир и другие люди вам ничего не должны. И одновременно с этим окружающий мир дает вам все ресурсы и возможности для достижения ваших целей.

Да! Все что вам необходимо для достижения ваших целей у вас уже есть. Вопрос в том, видите ли вы это и принимаете ли вы на себя ответственность за свою жизнь?

Принимать мир таким, каков он есть означает брать ответственность на себя за вашу жизнь и все, что в ней происходит.

И когда вы принимаете ответственность за свою жизнь, вы начинаете управлять своей жизнью. Только с этого момента. А управляя своей жизнью, вы уже начинаете изменять мир вокруг себя. И вот с этого момента человек, имеющий стратегию жизни, начинает управлять миром вокруг себя. Мир начинает меняться в соответствии с картой приключений вашей жизни. Необходимые вам ресурсы как — будто сами появляются на вашем пути. Хотя, конечно, ничего в этом сверх естественного нет, вы просто раньше их не видели, не обращали внимание, потому что это было неважно, потому что фильтр вашего восприятия был бессознательно настроен как-то по-другому.

В первом приближении, конечно, у вас сразу не получится идеальная картина, идеальная стратегия, включающая ваши реальные истинные цели.

Чтобы до этого дойти нужно разобрать ваши желания и цели нижних уровней.

Структура ваших целей


На первом уровне у нас находятся наши страхи, тревоги, то, что заполняет обычную жизнь 95% населения, то, чем обычно руководствуются обычные люди.

Если вы хотите достигать того, что и все, то можете оставаться и дальше на этом уровне. Для того, чтобы продвинуться дальше, необходимо решить проблемы этого уровня и подняться на следующий.

На следующем уровне находятся разные нереализованные желания из прошлого.

Пока вы их не закроете, пока вы не исполните то, чего вы когда-то хотели, но так и не получили, вы не увидите того, что находится выше.

А выше находится уровень, который также необходимо пройти, уровень навязанных целей. Того, что вы принимаете как бы своим, но которое, по большому счету, не является вашим. Это то, что дается вам социумом.

Ну, например, то, что у человека должна быть большая машина, квартира и т.д. Совсем не обязательно, что вам это действительно необходимо. Но пока вы не осознаете для себя, что вам действительно необходимо, вы будете жить в рамках этих навязанных внешних желаний.

Когда же вы решите и дойдете до своих реальных целей – за этим за всем кроется нечто большее, то, что мы называем миссией или предназначением в жизни человека.

Верно выстроенная стратегия жизни всегда основывается на изменении мира к лучшему. И чтобы к ней прийти нужна долгая и упорная работа, поэтому очень мало кто доходит до этого. Но это дает свои плоды.

Когда стратегия жизни выстроена…

Когда вы сформируете свою стратегию жизни, вы получите огромные ресурсы энергии.

Каждый день вы будете просыпаться в отличном настроении и в предвкушении новых побед.

Каждое ваше действие будет подчинено вашим целям и будет продвигать вас к еще большей эффективности и успеху в жизни. Окружающий мир всегда будет благоволить вам. И вы всегда будете получать то, чего вы хотите, будете чувствовать себя полным сил, проживая максимально эффективно каждый момент своей жизни. И естественно, что за вами будут тянутся люди и будут помогать вам в продвижении к вашим целям, для того, чтобы самим прикоснуться к этому источнику энергии, которая идет из вас.

О том, как составить стратегию эффективной жизни вы узнаете в статье «Как сформировать стратегию жизни?»

© «Элатриум» — пространство гармонии и процветания.

Статья «Что такое стратегия эффективной жизни? » подготовлена специально для

Копирование статьи (частично или целиком) возможно лишь с указанием ссылки на источник и с сохранением целостности текста.

Стратегии самореализации личности и их отражение в ранних воспоминаниях

1.2 Типология жизненных стратегий

Многие отечественные и зарубежные ученые посвятили свои работы изучению и классификации жизненных стратегий. Рассмотрим подробнее их типологии.

Отечественные психологи выделяют три основных типа стратегий жизни: стратегия благополучия, стратегия жизненного успеха и стратегия самореализации. Эти типы основаны на более обобщенных представлениях о том, к чему, как правило, стремятся в жизни люди. Содержание этих стратегий определяется характером социальной активности личности. Так, рецептивная («потребительская») активность является основой стратегии жизненного благополучия. Предпосылкой стратегии жизненного успеха выступает, прежде всего, мотивационная («достиженческая») активность, которая рассчитана на общественное признание. Ярким примером тому, по определению авторов, является предпринимательство. Для стратегии самореализации характерна творческая активность. В жизни встречаются, скорее, смешанные типы: все мы, но в разной степени, стремимся к благополучию, успеху и самореализации, к разному масштабу реализации этих стратегий.

К. А. Абульханова-Славская (1991) рассматривает концепцию жизненной стратегии как интегральную характеристику, включающую поиск, обоснование и реализацию своей личности в жизни путем соотнесения жизненных требований (надо) с личностной активностью, ее ценностями, способом самоутверждения. На основе личностной активности (внутренний фактор) и типе организации времени (внешний фактор) каждая личность может строить свою стратегию жизни как стратегию учета своих возможностей и/или стратегию развития способностей к чему-либо. Понятие стратегии жизни, по нашему мнению, отражает философский аспект самоопределения личности. Как видим, К.А.Абульханова-Славская также признает наличие двух линий самоопределения.

Е.П. Варламова и С.Ю. Степанов выделяют типы жизненных стратегий по соотношению индивидуального своеобразия и творческой активности человека в событиях его жизни:

1. Творческая уникальность - отражает творческое отношение человека к собственной жизни, когда его преобразующая инициатива приводит к высокой неповторимости и экстраординарности событий его жизни;

2. Пассивная индивидуальность - представляет собой стихийный, случайный характер формирования человека, когда его индивидуальное своеобразие в основном зависит не от его усилий, а определяется внешними обстоятельствами;

3. Активная типичность - отражает стремление человека «быть как все», когда его усилия направлены на достижение общепринятых целей и ценностей;

4. Пассивная типичность - характеризует стихийное следование человека социальным стереотипам, его слепое подчинение общественным нормам.

В своем исследовании А.Е. Созонтов, основываясь на типологии жизненных стратегий Э. Фромма, выделяет следующие основные типы жизненных стратегий, характерные в современных условиях для российских студентов:

Тип жизненных стратегий «иметь» - представитель этого типа в конструировании собственной жизни преимущественно направлен на достижение социального успеха, статуса, возможности неограниченного приобретения и потребления. В числе его наиболее предпочитаемых ценностей: успех, социальное признание, богатство, репутация, компетентность, наслаждения и др.;

Тип жизненных стратегий «не иметь и не быть» - представитель этого типа, конструируя собственную жизнь, преимущественно направлен на приспособление к наличным социально-экономическим условиям. Приоритетными для такого человека выступают в основном ценности, транслируемые из поколения в поколение: безопасность семьи, здоровье, социальный порядок;

Тип жизненных стратегий «быть» - представитель этого типа в конструировании собственной жизни преимущественно направлен на творческую самореализацию, стремится к поддержанию благополучия близких, значимых людей. Среди приоритетных для него ценностей: творчество, осмысленность жизни, жизнерадостность, единение с природой, любознательность и др.;

Тип жизненных стратегий «иметь против быть» - представитель этого типа в конструировании собственной жизни направлен и на достижение социального успеха, обеспеченности, и на развитие собственной индивидуальности. Два данных стремления для него находятся в конфликте, в связи с чем ведущая жизненная цель остается во многом неопределенной. У такого человека проявляется ценностный кризис, выражающийся в тенденции к принятию «всех ценностей» (кроме социально неодобряемых), зачастую без выбора между ними;

Тип жизненных стратегий «иметь чтобы быть» - представитель этого типа в конструировании собственной жизни направлении и на достижение успеха, обеспеченности, и на творческую самореализацию. Для него два данных стремления не противоречат друг другу, он активно ищет возможности их совместной реализации в современных условиях. Среди приоритетных: творчество, жизнерадостность, ответственность, широта взглядов, успех, компетентность, богатство и др. .

Американские психологи выделяют две группы жизненных стратегий, основанных на преобладании внутренних и внешних стремлений. Внешние стремления, оценка которых зависит от других людей, основаны на таких ценностях, как материальное благополучие, социальное признание и физическая привлекательность. Внутренние стремления основаны на ценностях личностного роста, здоровья, любви, привязанности, служения обществу. Отмечается, что выбор стратегии зависит от роли родителей в воспитании ребенка. Родительская поддержка автономности, эмоциональная вовлеченность и структурированность требований к ребенку ведут к преобладанию у него внутренних стремлений и, как правило, к психическому здоровью. Была обнаружена зависимость уровня психического здоровья от выбора той или иной группы ценностей: испытуемые, ориентированные на внешние ценности в ущерб внутренним, имеют низкие показатели психического здоровья. Уровень психического здоровья определялся с помощью методики САТ, методов измерения уровня депрессии, жизненной энергии и удовлетворенности жизнью.

Э. Фромм утверждает, что рыночная экономика, основанная на отношениях конкуренции, неблагоприятно влияет на психическое здоровье и развитие личности: человек стоит перед выбором -- «иметь» или «быть», т.е. или как можно больше иметь (в том числе материальных благ), или развивать в себе все заложенные природой способности и силы, «быть многим». И часто под давлением общественных норм люди предпочитают «иметь» в ущерб перспективе личностного развития. Собственные интересы и склонности при этом игнорируются, что приводит человека к ложным жизненным выборам.

К. Хорни отмечает, что для удовлетворения стремлений, порой навязываемых общественными шаблонами, растущий человек уже с детства вырабатывает три основные стратегии, или личностные ориентации по отношению к другим людям: 1) движение к людям: единственной целью людей с такой ориентацией является любовь, и все другие цели подчинены желанию заслужить эту любовь, 2) движение против людей: система ценностей людей с такой ориентацией построена на философии «джунглей» - жизнь это борьба за существование, 3) движение от людей: потребность в независимости и неприкосновенности отвращает таких людей от всякого проявления борьбы. Однако часто это выражается в отсутствии способа приспособления к современным условиям жизни.

Р. Пехунен одним из возможных оснований для классификации жизненных стратегий рассматривает способ разрешения конфликтов. Обнаружив наличие конфликта, человек обычно действует одним из трех способов.

1. Прекращение всяких попыток борьбы. Отказ переживается как чувство беспомощности. Отход от социальных контактов и занятий;

2. Стратегия приспособления, для которой характерно принятие изменившейся ситуации. Приспособление может проходить различными путями. Пассивное приспособление означает, что человек смирился со своей судьбой, и передает функции контроля своей жизни внешним инстанциям. При активном приспособлении человек способен изменять отношение к своим занятиям и даже принимать новые способы действия;

3. Преодоление конфликта. Для стратегий развития характерно стремление расширить границы существующих жизненных ситуаций. При творческом развитии происходит поиск и освоение новых областей жизни, что обогащает личность. При ограниченном развитии прогресс затрагивает только одну область, в то время как другие остаются на периферии жизни.

В работах Ю.М. Резника, Е.А. Смирнова выделяют три направления развития жизненных стратегий. Если объективная идеальность локализуется в культуре, то субъективная пронизывает индивидуальное сознание и поведение людей, их прошлый опыт и цели как предвосхищение будущего. Ю.М. Резник выделяет также третье, собственно социальное измерение жизненных стратегий, которое зарождается на пересечении объективной и субъективной идеальности - в сфере так называемой интерсубъективности, образующейся на основе согласования взаимных представлений и ожиданий.

Гендерные различия в копинг-стратегиях (на примере студентов МГУ имени М.В. Ломоносова)

В последнее время разработан новый подход к анализу совладающего поведения как детерминированного следующими факторами: диспозиционными (личностными), динамическими (ситуационными), социокультурными (экологическими) и регулятивными (12)...

Гендерные различия в проявлении совладающего поведения в младшем школьном возрасте

Дать определение копинга Конфликтологи выделяют три шкалы, содержащие утверждения...

Жизнестойкость и совладающее поведение личности

Изучение жизненных перспектив в период взрослости

Каждый человек в определенный момент своей жизни задумывается над тем, что есть жизнь и в чем ее смысл. Для большинства людей этот вопрос связан, прежде всего, со способом существования: как прожить жизнь счастливо, достойно, красиво, радостно...

Особенности жизненных установок студентов с аддиктивным поведением

Личность формируется не только из представлений о себе. Этот процесс обуславливается и общими жизненными ожиданиями и установками. Те, кто рассматривает жизнь как борьбу, в любой ситуации прежде всего видят подстерегающие их опасности. Те...

Существуют разнообразные виды копинг-стратегий, которые определяются спецификой стрессогенных ситуаций и индивидуальными характеристиками человека, особенностями его когнитивного реагирования и поведения в стрессовой ситуации...

Преобразующие стратегии. Некоторые люди предпочитают использовать для преодоления стресса как практические действия в форме поиска рационального выхода из трудной ситуации, привлечения дополнительной информации...

Особенности реализации ценностей в ситуации выбора у детей с разным уровнем психического развития

Типы выбора выделяются также в теории жизненных миров Ф.Е. Василюка . Он пишет, что предельно формально выбор можно определить как действие субъекта...

Смеховые формы переживаний в юношеском возрасте

Задача этой главы: построить модель смеховых форм переживания, опираясь на типологию жизненных миров человека, предложенную Василюком в книге « Психология переживания». Еще раз повторюсь...

Совладающее поведение женщины в ситуации измены мужа

Исследователи копинг-стратегий в попытках систематизировать и создать стройную классификацию выделяют несколько уровней обобщенности того, что предпринимает индивид, чтобы справиться со стрессом: это копинговые действия...

Специфика копинг-стратегий у подростков с девиантным поведением

Поскольку интерес к копинг-стратегиям возник в психологии относительно недавно и из-за сложности самого феномена совладания с трудностями, исследователи ещё не пришли к одной единой классификации копинг-поведения...

Сравнительный анализ формирования жизненных стилей и жизненных сценариев в концепциях А. Адлера и Э. Берна

Данная глава посвящена сравнительному анализу основных положений в концепциях А.Адлера и Э.Берна касающихся формирования жизненного сценария и стиля жизни. Э.Берн полагал, что каждый человек имеет свой жизненный сценарий...

Стратегии самореализации личности и их отражение в ранних воспоминаниях

Отечественные ученые посвятили анализу жизненных проблем личности множество работ. В центре внимания оказались проблемы смыслополагания, жизненного пути, образа и стиля жизни, культуры жизни личности, ее самореализации и жизнетворчества...

Сценарии взаимодействия и их роль в межличностном общении

Почему концепция жизненного сценария играет такую важную роль в теории транзакционного анализа? Она служит средством, позволяющим нам понять, почему люди ведут себя так, а не иначе. Такое понимание особенно необходимо в случаях...

Факторы стресса

Шкала стрессогенных жизненных событий предложена Т. Холмс и Р. Райх в 1967 году. Несмотря на эмпиричность методики, несомненными ее достоинствами являются: 1) учет суммарного уровня психосоциального стресса, т. е...