Том сойер сравнение тома и сида. Том сойер и гекльберри финн сравнительная характеристика

ПЛАТОНОВ, СЕРГЕЙ ФЕДОРОВИЧ (1860–1933), русский историк. Родился 16 (28) июня 1860 в Чернигове, в семье типографского служащего. Родители, по происхождению коренные москвичи, переехали в Петербург, где отец занял должность управляющего типографией Министерства внутренних дел. По окончании частной гимназии Платонов весной 1878 поступил на историко-филологический факультет Петербургского университета. Занимался у профессоров И.И.Серзневского, О.Ф.Миллера, В.Г.Васильевского, А.Д.Градовского, В.И.Сергеевича. Особенно большое влияние на него оказал К.Н.Бестужев-Рюмин, которого он называл своим учителем. В университете Платонов вошел в кружок, состоявший из студентов-историков и филологов В.Г.Дружинина, М.А.Дьяконова, А.С.Лаппо-Данилевского , Е.Ф.Шмурло и др.

По рекомендации Бестужева-Рюмина Платонов был оставлен при университете для «приготовления к профессорскому званию». Посвятил около 8 лет подготовке магистерской (кандидатской) диссертации на тему Древнерусские сказания и повести о Смутном времени ХVII века как исторический источник (1888). Диссертация в том же году была опубликована в виде монографии и удостоена Уваровской премии Академии наук.

Платонов занял должность приват-доцента, а с осени 1890 – профессора кафедры русской истории Петербургского университета. Всю последующую жизнь, вплоть до середины 1920-х годов, ученый преподавал в университете: читал общий курс русской истории, курсы по отдельным эпохам и вопросам, вел семинарские занятия. Из его семинариев вышли многие известные представители петербургской школы историков (П.Г.Васенко, П.Г.Любомиров, Н.П.Павлов-Сильванский, А.Е.Пресняков, Б.А.Романов и др.).

В 1899 Платонов защитил докторскую диссертацию Очерки по истории Смуты в Московском государстве ХVI–ХVII вв. (Опыт изучения общественного строя и сословных отношений в Смутное время ), выпущенную в свет в том же году отдельной книгой. Написанная на основе большого числа источников, превосходным литературным языком, эта работа – вершина научного творчества ученого. Используя теорию С.М.Соловьева о борьбе родовых и государственных отношений в истории России, автор постарался вложить в эту теорию «конкретное содержание и на фактах показать, как погибал в Смуте старый порядок и в каких формах возникал новый порядок, в условиях которого создавалось современное государство». Главный смысл «политических несчастий и социального междоусобия» начала 17 в. автор видел в смене господствующего класса – старой знати на дворянство. Среди предпосылок и движущей силы развития Смуты назывались формирование крепостного права, усиление феодального гнета и социальная борьба «неимущих и обездоленных против богатых и знатных». Опричнина Ивана Грозного определялась не как «каприз робкого тирана», а как продуманная система действий по разгрому «удельной аристократии».

Другие труды Платонова – серия статей о деятелях Смутного времени (патриархе Гермогене, Лжедмитрии I и др.), о первых Романовых, Земском соборе 1648–1649, личности и деяниях Петра I.

Широкую известность Платонову принесли, однако, не его научные монографии и статьи, а ставшие настольной книгой студенчества Лекции по русской истории (первое издание 1899) и Учебник русской истории для средней школы (в 2-х частях, 1909–1910). Отличавшиеся стройностью и доступностью изложения огромного фактического материала, учебники были необычайно популярными в дореволюционной высшей школе и гимназиях.

В течение нескольких лет Платонов преподавал историю детям Александра III великой княжне Ольге Александровне и великому князю Михаилу Александровичу. Однако особым расположением их брата, Николая II, он не пользовался. После 1917 в бумагах царя обнаружили его записку о профессорах русской истории. В ней были такие строки: «Вполне приличен также и профессор Платонов, обладающий огромной эрудицией; но он сух и уже, несомненно, весьма мало сочувствует культу русских героев; конечно, изучение его произведений не может вызвать ни чувства любви к отечеству, ни народной гордости».

К Октябрьской революции Платонов относился отрицательно. Он считал, что она не подготовлена «ни с какой точки зрения», программа советского правительства «искусственна и утопична». Привлеченный Д.Б.Рязановым к сотрудничеству в деле спасения памятников истории и культуры, Платонов работал в междуведомственной комиссии по охране и устройству архивов упраздненных учреждений, затем – заместителем председателя Главного управления архивным делом, заведующим Петроградским отделением Главархива. После инициированного М.Н.Покровским отстранения от архивной работы Платонов трудился в Академии наук – директором Пушкинского Дома (1925–1929) и Библиотеки Академи наук (1925–1928).

Были изданы научно-популярные очерки Платонова – Борис Годунов. Образы прошлого (1921), Иван Грозный (1530–1584 ) (1923), книги Москва и запад в ХVI–ХVII веках (1925) и Петр Великий. Личность и деятельность (1926), статьи о древнейшей колонизации русского Севера и др. В своем творчестве Платонов продолжал руководствоваться теми же принципами, что и ранее. «Миросозерцание мое, – писал он в 1930, – сложившееся к исходу XIX века, имело базой христианскую мораль, позитивистскую философию и научную эволюционную теорию… В сущности я остаюсь таким и в настоящую минуту. Атеизм чужд мне столько же, сколько и церковная догма».

Трагическую роль в судьбе ученого сыграло так называемое «дело Академии наук». 12 октября 1929 в управление ОГПУ по Ленинграду и области поступили агентурные сведения о хранении в Библиотеке Академии наук важных политических архивов, якобы не известных советской власти. Через комиссию по чистке аппарата Академии наук была организована проверка этих сведений. 19 октября председатель комиссии Ю.П.Фигатнер обнаружил в Библиотеке подлинные экземпляры манифестов об отречении от престола Николая II и его брата Михаила, документы ЦК партий кадетов и эсеров, некоторые другие материалы. Об этом незамедлительно был извещен И.В.Сталин. Вину за «сокрытие» документов (об их наличии сообщалось во ВЦИК еще в 1926) возложили на Платонова. 5 ноября 1929 Политбюро постановило отстранить ученого от всех занимаемых им постов.

Однако этим дело не ограничилось. В ночь с 12 на 13 января 1930 Платонов и его дочь Мария были арестованы. Вскоре в тюрьме оказалось много его друзей и товарищей по профессии. Все они были представителями старой профессуры и не придерживались официальной марксистской идеологии. В их числе Н.П.Лихачев, М.К.Любавский, Е.В.Тарле , С.В.Бахрушин, П.Г.Васенко, Ю.В.Готье, В.Г.Дружинин, Д.Н.Егоров, В.И.Пичета, Б.А.Романов, А.И.Яковлев, всего 115 человек. Им было предъявлено обвинение в участии в контрреволюционной монархической организации «Всенародный союз борьбы за возрождение свободной России». По версии ОГПУ, целью организации являлось свержение советской власти и установление конституционной монархии во главе с великим князем Андреем Владимировичем (бывшим учеником Платонова); роль премьер-министра будущего правительства отводилась самому Платонову.

8 августа 1931 15 «главных преступников», среди которых был Платонов, приговорили к 5 годам ссылки. Местом ссылки ученого и двух его дочерей назначили Самару.

Том Сойер - это непоседливый, забавный мальчишка, который не любит слушаться взрослых и мечтает стать таким же свободным, как его знакомый беспризорный Гекльберри Финн. Рассмотрим коротко характеристику Тома Сойера - героя из книги Марка Твена.

У Тома Сойера энергии хоть отбавляй. Он всегда придумывает что-то интересное, его остроумие и предприимчивость для возраста двенадцати лет кажутся гениальными. Том сирота, и воспитанием мальчика занимается тетя Полли. Ее нельзя назвать злой, она в целом хорошая и добрая, но руководствуется принципом из Библии, где говорится о должном наказании для ребенка. Поэтому своим долгом тетя Полли считает за дело наказать воспитанника.

Хотя мы и говорим о характеристике Тома Сойера, стоит упомянуть, что на воспитании у тети Полли паинька и страшный ябеда Сидди - сводный брат Тома Сойера, а также с ними живет милая и терпеливая девушка Мэри, приходившаяся кузиной Тому. Понятно, что Сидди - это противоположность Тома, такие разные они по характерам и взглядам на то, как нужно жить. Поэтому Сидди любитель поябедничать, а Том не прочь накостылять.

Что рассказывается в книге про Тома Сойера

Например, однажды Том случайно выступил в роли свидетеля убийства и сумел даже разоблачить преступника. Потом он обручился с девочкой из своего класса, убежал из дома с целью начать жить на далеком острове, где никого нет. Том Сойер поприсутствовал на своих похоронах, а как-то раз он заблудился, попав в пещеру, но смог вовремя найти выход. А еще он нашел клад. Все эти приключения показывают, какая характеристика Тома Сойера.

Если посмотреть на цель книги, видно, что образ Тома Сойера представляет беззаботное и замечательное детство ребят в середине XIX века.

Яркий эпизод, характеризующий Тома

Очень хорошо характеристика Тома Сойера раскрывается в самом начале повествования. Рассмотрим один эпизод из его жизни.

Однажды, вместо того чтобы отправиться в школу, Том решил искупаться. Тетя Полли узнала об этих проделках и примерно наказала своего воспитанника - Тому следовало побелить длиннющий забор. Но это полбеды. Заниматься побелкой пришлось в самый разгар субботы - выходного дня! Ребята в это время весело играли, и Том уже представил, как они будут смеяться над ним, видя своего товарища за нудной работой.

Том Сойер не растерялся, он составил хитроумный план. В его карманах было немало полезных штук, например, дохлая крыса с веревочкой (для большего удобства раскрутить её в воздухе) или ничего не могущий открыть ключ. Но разве можно купить хоть чуть-чуть свободы за эти "драгоценности"? К Тому подошел мальчишка Бен, явно с целью позадираться. И тут характеристика Тома Сойера раскрылась во всей своей красе. Что придумал Том?

Наш хитрец сказал Бену, что красить забор - это его любимое дело, и поэтому он с радостью этим занимается. Бен сначала начал подтрунивать, но Том с удивлением спросил, какая же работа по мнению Бена хороша, а потом объявил ему, что тетя Полли еле согласилась эту ответственность по побелке забора доверить именно Тому. Задумка Тома и его план оказался верными, потому что вскоре не только плут Бен, но и другие умоляли Тома дать им поработать на побелке...

Том сделал важный вывод, а вместе с ним и мы: когда за работу, пусть даже трудную и нудную, не платят, она становится не работой, а хобби, и делать её интересно. Но как только за неё же начнут платить, хобби превратиться в работу, а это уже скучно.

Вы узнали, какой является характеристика Тома Сойера, что это за персонаж и чему мы у него можем научиться. Обязательно прочитайте о его приключениях.

Том Сойер и Гек Финн - герои романа Марка Твена.

Условия жизни Тома и Гекльберри. (Оба - сироты, однако жизнью Тома занимается тетя Полли, которая по-своему любит племянника, хотя среди двух мальчиков, Тома и Сида, выделяет послушного, но подлого Сида. Она пытается воспитывать Тома суровыми методами, заставляет его работать, ходить в церкви и в школу. Гек живет сам и ежедневно должен заботиться о еде и крыше над головой, он более самостоятельный и серьезный, чем озорник Том.)

Обучение Тома и Гека. (Том учится в воскресной школе, имеет зубрить тексты из Библии. Кроме того, дома тетка Полли контролирует его поведение и требует совершать правильно, по-христиански. Гек нигде не учится, ему тягостное любое обучение. Поэтому настоящей школой для Гека становится жизнь, в котором Гека обучают люди, которых он встретил, и обстоятельства. Это обучение иногда совсем опасно, и научиться на улице можно чего угодно. Например, жизнь научила Гека курить, поэтому первые радости свободы для Тома оказались свободой курение, через шо Тому стало очень плохо.)

Приключения как обучение. (Оба мальчика очень ценят свободную жизнь, однако оно приносит опасные приключения для обоих и только Марк Твен каждый раз спасает своих героев. В реальной жизни ребята при первой же приключения покалечились бы, или вовсе остались жизни).

Качества характеров Тома и Гека. (Оба - веселые проказники, но Гек более опытный в житейских вопросах, он может выжить в любой ситуации, а Том никогда не знает, куда приведут его новые фантазии. Гек самостоятельнее, чем Том, не любит подчиняться, выполнять то, чего не хочет. Том - домашний ребенок, он пытается найти компромисс с миром взрослых, устроить все так, чтобы всем было хорошо. Яркое подтверждение этому - случай с покраской забора.)

Почему Том и Гек - друзья? Оба мальчика - из разных социальных слоев, поэтому тетя Полли не позволяет Тому дружить с Геком. Однако у них есть очень важные для дружбы общие вещи: одинаковая любовь к свободе и приключениям, никак восприятия насилия и принуждения, чувство справедливости, преданности.

В произведении Марка Твена «Приключения Тома Сойера», описываются похождения двух друзей, Тома и Гека. Мальчишки не могут сидеть спокойно, их манит жажда приключений, главные герои «Приключений» попадают в разные переделки, участвуют во всех происшествиях, которые случаются в их городке. В повести герои сталкиваются с разными людьми, хорошими и плохими, но герои рассказа всегда выходят победителями, потому что они хорошие друзья, и всегда выручают друг друга. Дата выхода книги в свет - 1876 год. Приключенческие сказки Марка Твена учат детей разумному, доброму, вечному.

Характеристика героев «Приключения Тома Сойера»

Главные герои

Том Сойер

Мальчик, которого воспитывает его тетя. Это отпетый сорванец и проказник, который ни минуты не может прожить без шалостей. Его неуемное любопытство и привычка совать свой нос, куда это только возможно, постоянно приводит Тома к всяческим злоключениям. Вместе с тем, это благородный и справедливый мальчик, отзывчивый и добрый. Ему присущи такие качества, как великодушие и благородство, щедрость и благоразумие. Так же, как у истинного американца, в нем есть предпринимательская жилка.

Гекльберри Финн

Неразлучный друг Тома. В «Приключениях» герои вместе участвуют в проделках, помогают нуждающимся, и борются против зла и несправедливости. Гек Финн, при живом отце, растет беспризорником. Это умный и практичный мальчик, привыкший сам о себе заботиться. Можно сказать, что за свою короткую жизнь, он стал умудренным опытом человеком, самостоятельным и прагматичным. Как и все мальчишки, Гек любит различные шалости, поэтому они, вдвоем с Томом Сойером, составляют единое целое.

Второстепенные персонажи

Тетя Полли

Тетушка Тома, она изо всех сил старается вырастить из своего племянника достойного человека. Требовательно и строго относится к Тому, но любит его, как родного сына. Добрая и умная женщина, благодаря ее воспитанию, мальчик растет отзывчивым и сострадательным к людям. С детства приучает Тома к труду, заботится об его образовании, учит его честности и порядочности.

Джим

Негр Джим считается для Тома настоящим другом, верным и преданным товарищем. Он является рабом, но отношение к нему Тома от этого не отличается от отношений к свободным людям. Джим очень суеверен и простодушен, и Том часто пользуется этим, чтобы доброжелательно над ним подшутить, шутки его добрые и безобидные, а если надо, он готов за своего друга в огонь и воду. Джим простой и добродушный человек, открытый и честный. Он любит и уважает «массу Тома», и беспрекословно ему подчиняется.

Индеец Джо

Самый злобный и мстительный персонаж книги. Безжалостный и свирепый, Джо держит в страхе всю округу. Это отъявленный мерзавец и хладнокровный убийца, подлый и жестокий человек. В его голове зреют коварные планы убийства людей, когда-либо перешедших ему дорогу. Как и его никчемная, омытая кровью невинных жертв жизнь, такова и его жестокая и мучительная смерть. В финале своей жизни, индеец Джо оказался заживо погребен в пещере, и умер лютой смертью, принеся облегчение, запуганному его злодействами, жителям городка. Том и Гек Финн оказались случайными свидетелями убийства, которое совершил индеец.

Бекки Тэтчер

Принадлежит к семейству окружного судьи. Капризная и избалованная, она устраивает Тому скандал, узнав, что раньше его сердце принадлежало другой девочке. Ей очень нравится этот непосредственный и дерзкий мальчишка, готовый на самоотверженные поступки. Слишком переживает за испорченную книгу, и поражена отвагой и благородством Тома, который берет на себя ее вину. Том ищет путь спасения из пещеры, делится с Бекки пищей. Бекки - эмоциональная и впечатлительная девочка, становится для Тома «дамой его сердца»

Сид Сойер

Двоюродный брат Тома, полная ему противоположность. Способен на мелкие подленькие поступки, ябеда и доносчик. Всегда рад подставить под удар брата, чистенький и прилизанный. Хитроумный и лицемерный плутишка, искусно умеющий перекладывать свою вину на плечи Тома. Всегда старается очернить Тома в глазах тети. Эгоистичный и злопамятный персонаж.

Это краткая характеристика персонажей из «Приключений Тома Сойера», которую можно использовать для читательского дневника.

Тест по произведению