Тощие стада по скошенным лугам. Анализ стихотворения Некрасова «Элегия» (с планом)

В 1874 г. и является ответом на многочисленные нападки и обвинения поэта в том, что он в своих произведениях постоянно говорит о тяжелом положении простого народа. В 1861 г. произошла отмена крепостного права в России. Консерваторы были крайне недовольны этим, считая указ чрезмерной преждевременной мерой. При этом их ярость против защитников народа усилилась. Некрасов отразил свои мысли об отмене крепостничества в своем произведении, иронично назвав его «Элегия». Стихотворение посвящено другу поэта - А. Еракову.


Жанр стихотворения

Несмотря на свое название, произведение можно отнести к жанру гражданской лирики, так как в нем выражены размышления поэта по поводу остающегося тяжелым положения крестьян.

Основная тема стихотворения

Основная тема стихотворения - риторический вопрос автора о том, действительно ли улучшилась жизнь крестьянства. Некрасов утверждает, что «страдания народа» являются неиссякаемой темой для творчества. Высшие классы не могут спокойно наслаждаться жизнью, пока в стране не прекратятся бедствия простых людей.

Поэт с гордостью заявляет: «я лиру посвятил народу своему». Ему не важны признание и почет. Отдав всю свою жизнь воспеванию страданий крестьян, Некрасов выполнил свой гражданский долг.

Отмена крепостного права - «красный день» для поэта, который наконец-то принес долгожданную свободу. Однако по прошествии нескольких лет Некрасова начинает мучить мысль: действительно ли настало улучшение. Его размышления над этим и вопросы остаются без ответа и повисают в воздухе, предлагая читателям самим ответить на них.

Некрасов делает тонкие намеки на мнимое достижение благополучия, упоминая «народного врага» и с грустью отмечая, что народ, которому он посвящает свое творчество, «не внемлет… и не дает ответа».


Композиция

Стихотворение можно разделить на две части. В первой Некрасов указывает, что творчество должно обязательно защищать простой народ и описывать его беды. Переходом ко второй является вопрос: «счастлив ли народ?» после реформы. Вторая часть состоит из размышлений поэта над этим мучительным вопросом.

Размер

Стихотворение написано шестистопным ямбом, что придает ему торжественность и оттенок классицизма.


Выразительные средства

Некрасов широко использует эпитеты в описании тяжелого положения крестьянства («тощие стада», «горестен… напев») и его воображаемого благополучия («красный день», «жатвой золотою»). Поэт сравнивает себя с воином, сражающимся за правое дело. В образе «народного врага» метафорически представлены высшие классы общества. Торжественность стихотворения подчеркивается употреблением громких «классических» слов: «влачатся», «рок», «внимаю».

Главная мысль стихотворения не выражена явно. Читатель сам должен догадаться, что за лирическими размышлениями автора скрывается горькая правда. Народ так и не был избавлен от своих страданий, изменилась лишь форма, но не сама его вековая зависимость.

План анализ стихотворения Элегия


  • История создания
  • Жанр произведения
  • Основная тема произведения
  • Композиция
  • Размер произведения
  • Основная мысль стихотворения

Борьба против произвола сильных мира сего — центральная тема поэзии Н.А. Некрасова, в которой доминируют гражданственные мотивы. Наиболее развернутое и весомое в этом отношении стихотворение — «Элегия ». Уже само название подчеркивает авторскую грусть и боль за судьбу народа. Н.А. Некрасов подчеркивает, что защита прав простых людей — первоочередная задача поэзии: «Пускай нам говорит изменчивая мода, Что тема старая — «страдания народа» И что поэзия забыть ее должна, — Не верьте, юноши! Не стареет она. О, если бы ее могли состарить годы! Процвел бы божий мир!.. Увы! Пока народы Влачатся в нищете, покорствуя бичам, как тощие стада по скошенным лугам, оплакивать их рок, служить им будет Муза, И в мире нет прочней, прекраснее союза!..». Не случайно в стихотворении так много восклицаний, есть риторические вопросы («К народу возбуждать вниманье сильных мира — Чему достойнее служить могла бы лира?..», «Народ освобожден, но счастлив ли народ?..», «Сносней ли стала ты. крестьянская страда? И рабству долгому пришедшая на смену Свобода, наконец, внесла ли перемену В народные судьбы? в напевы сельских дев? Иль так же горестен нестройный их напев?..»). В последних двух примерах речь идет об отмене крепостного права (реформе 1961 года). «Элегия» написана в 1874 году, но изменилось ли положение народа за десятилетие? Прежняя нищета — вот что видит Н.А. Некрасов на деле как поэт и гражданин. Интересно, что Н.А. Некрасов, чтобы четче очертить временные границы, обращался к стихотворению А.С. Пушкина «Деревня», убедительно показывая, что картина безрадостной крестьянской жизни не изменилась и с пушкинских времен.

Бедственное положение народа красноречиво подчеркивает сравнение («Как тощие стада по скошенным лугам»), а также антитеза («Толпе напоминать, что бедствует народ, В то время как она ликует и поет»). На одном полюсе противопоставления оказывается толпа (под которой, очевидно, понимается культурная общественность) и сильные мира, а на другой -— простой народ, голос которого никто не слышит. Борьбу за народное счастье поэт приравнивает к воинскому подвигу («Пускай наносит вред врагу не каждый воин, Но каждый в бой иди! А бой решит судьба»). Диалог поэта с Музой привносит в произведение атмосферу доверительной беседы. Дополнительный эмоциональный накал стихотворению придают оксюморон («сладкие слезы»), традиционный народнопоэтический эпитет («красный день»), антитеза («друг» — «враг»), а также поэтичная пейзажная зарисовка в финальной строфе.

Россия XIX века воспринимается прежде всего как страна аграрная. Чтобы показать важность народного труда, Н.А. Некрасов всячески поэтизирует его.

Сельские труды, жатва золотая, соха, сверкающие серпы и дружные косы — все эти детали воссоздают единую картину крестьянских будней. Эта страда вызывает уважение как у поэта, так и у читателя. Чем же в это время занимается «толпа»? Н.А. Некрасов подчеркивает, что просит у сильных мира не милости, а социальной справедливости. В поддержку своей песне он призывает саму природу: «И песнь моя громка!.. Ей вторят долы, нивы, И эхо дальних гор ей шлет свои отзывы. И лес откликнулся... Природа внемлет мне».

Стихотворение Н.А. Некрасова «Элегия» важно не только как главный протест против произвола сильных мира сего, но и как произведение, в котором поэт подводит- своеобразный творческий итог своим поэтическим размышлениям: «Я лиру посвятил народу своему. Быть может, я умру неведомый ему, Но я ему служил — и сердцем я спокоен...». Не случайно уже с первых строк произведения становится ясно, что оно посвящено молодому поколению («Не верьте, юноши!). Таким образом, «Элегию» можно также рассматривать в русле традиции поэтических памятников. В 1878 году Н.А. Некрасов ушел из жизни, но воссозданный им в стихотворении «Элегия» образ поэта — мужественного гражданина и народного заступника — будет жить в памяти соотечественников еще долгие годы.

Элегия посвящена другу и мужу сестры Н.А. Некрасова А.Н. Еракову и подарена ему в день рождения вместе с письмом, в котором были строки: «Посылаю тебе стихи. Так как это самые мои задушевные и любимые из написанных мною в последнее время, то посвящаю их тебе, самому дорогому моему другу».

А.Н.Еракову Пускай нам говорит изменчивая мода, Что тема старая "страдания народа" И что поэзия забыть ее должна. Не верьте, юноши! не стареет она. О, если бы ее могли состарить годы! Процвел бы божий мир!... Увы! пока народы Влачатся в нищете, покорствуя бичам, Как тощие стада по скошенным лугам, Оплакивать их рок, служить им будет муза, И в мире нет прочней, прекраснее союза!... Толпе напоминать, что бедствует народ В то время, как она ликует и поет, К народу возбуждать вниманье сильных мира - Чему достойнее служить могла бы лира?... Я лиру посвятил народу своему. Быть может, я умру неведомый ему, Но я ему служил - и сердцем я спокоен... Пускай наносит вред врагу не каждый воин, Но каждый в бой иди! А бой решит судьба... Я видел красный день: в России нет раба! И слезы сладкие я пролил в умиленьи... "Довольно ликовать в наивном увлеченьи,- Шепнула Муза мне.- Пора идти вперед: Народ освобожден, но счастлив ли народ?.. Внимаю ль песни жниц над жатвой золотою, Старик ли медленный шагает за сохою, Бежит ли по лугу, играя и свистя, С отцовским завтраком довольное дитя, Сверкают ли серпы, звенят ли дружно косы - Ответа я ищу на тайные вопросы, Кипящие в уме: "В последние года Сносней ли стала ты, крестьянская страда? И рабству долгому пришедшая на смену Свобода, наконец, внесла ли перемену В народные судьбы? в напевы сельских дев? Иль так же горестен нестройный их напев?.." Уж вечер настает. Волнуемый мечтами, По нивам, по лугам, уставленным стогами, Задумчиво брожу в прохладной полутьме, И песнь сама собой слагается в уме, Недавних, тайных дум живое воплощенье: На сельские труды зову благословенье: Народному врагу проклятие сулю, А другу у небес могущества молю, И песнь моя громка!.. Ей вторят долы, нивы, И эхо дальних гор ей шлет свои отзывы, И лес откликнулся... Природа внемлет мне, Но тот, о ком пою в вечерней тишине, Кому посвящены мечтания поэта, Увы! не внемлет он - и не дает ответа... (15-17 августа 1874)

Примечания

Печатается по тексту первой публикации.

Впервые опубликовано: ОЗ, 1875, No 2, с. 495--496, с подписью: "Н. Некрасов", урезанным ст. 7 ("Влачатся в нищете...........") и заменой ст. 8 строкой точек (перепечатано: Р. б-ка, с. 225--227, с датой: "1874", без цензурного пропуска).

В собрание сочинений впервые включено: Ст 1879, т. III. В прижизненные издания "Стихотворений" Некрасова не входило.

Автографы: 1) черновой автограф без заглавия и даты (ст. 1-- 14, 25--36) - ИРЛИ, ф. 203, No 41; 2) наброски (на л. 2 черновой рукописи стихотворения "На постоялом дворе") - ИРЛИ, ф. 203, К 31; 3) наборная рукопись с заглавием и посвящением, без даты, с подписью: "Н. Некрасов" - ИРЛИ, ф. 203, No 40. Известна также копия А. А. Буткевич, сохранившаяся среди писем ее к С. И. Пономареву, с*** вместо заглавия и датой: "15--17 августа 1875 ", с небольшими разночтениями, одно из которых в ст. 8 ("по выжженным лугам" вместо "по скошенным лугам") принято во втором и третьем посмертных изданиях (Стихотворения Н. А. Некрасова. Полн. собр. в одном томе. 1842--1872. СПб., 1881; переиздание: СПб., 1882),-- ИРЛИ, Р. II, оп. 1, No 40.

Датируется 15--17 августа 1874 г. по копии, с исправлением ошибочно проставленного в ней года.

Решив повременить с печатанием столь острого в политическом отношении стихотворения и опасаясь заранее привлечь к нему внимание цензуры, поэт писал 29 августа 1874 г. из Чудовской Луки мужу своей сестры А. Н. Еракову по поводу "Элегии": "Посылаю тебе стихи; так как это самые мои задушевные и любимые из написанных мною в последние годы, то и посвящаю их тебе, самому дорогому моему другу. Одна просьба - не давай их никому списывать, а читать можешь, коли они тебе понравятся, кому угодно" (об А. Н. Еракове см. выше, с. 430).

В черновой рукописи стихотворение начиналось строками:

Старо, не правда ли, печь хлебы из муки?
Однако ж из песку попробуй испеки! -

которые являлись стихотворным переложением афоризма, сформулированного Некрасовым в "Заметках о журналах" за октябрь 1855 г.: "Очень однообразная вещь печь хлеб всё из муки да из муки; он даже не всегда и удается,-- однако ж никому не приходит в голову начать печь его из песку" (ПСС, т. IX, с. 339). Отказавшись от этого наглядного бытового сравнения, противоречащего общей высокой тональности стихотворения, Некрасов прямо начинает с утверждения актуальности темы "страданий парода", полемически направленного против претензий, предъявлявшихся к его поэзии современным либеральным историком литературы О. Ф. Миллером, который считал, что "непосредственное описание страданий народа и вообще бедняков" уже Некрасовым "исчерпано" и что "поэт наш стал как-то повторяться, когда принимается за эту тему" (Миллер О. Публичные лекции. Некрасов. Произведения второго периода... СПб., 1874, с. 144--145; см. об этом: Гин 1971, с. 166--169). Написанная в период, когда "хождение в народ" приобрело особенный размах, "Элегия" заключала в себе обращенный к молодежи замаскированный призыв бороться за подлинное освобождение крестьянства (черновой вариант: "О русский юноша! Есть темы выше моды: Не старят их века!.."). Вместе с тем в стихотворении говорится и о бедствии "народов" (во множественном числе), т. е., как и в созданных в том же 1874 г. стихотворениях "Страшный год" и "Смолкли честные, доблестно павшие...", о торжестве реакции в Европе, наступившей после франко-прусской войны и разгрома Парижской Коммуны (см.: Гаркави А. М. К изучению "Элегии" Н. А. Некрасова в 9-м классе. - В кн.: Проблемное изучение литературы в школе. Сб. Калинингр. гос. ун-та. Калининград, 1969, с. 63). Вопрос о положении народа сливается в "Элегии" с вопросом о роли поэта в обществе. Развивая собственную программу гражданственности искусства, Некрасов опирался в этом стихотворении на тенденции вольнолюбивой лирики Пушкина. Исследователями отмечалась перекличка со стихотворениями Пушкина "Деревня", "Эхо", "Памятник" (см. об этом: Гиппиус В. Некрасов в истории русской поэзии XIX века. - ЛН, т. 49--50, с. 10, а также названные работы А. М. Гаркави и М. М. Гина). В свой итоговый сборник "Последние песни" Некрасов не ввел "Элегию" безусловно лишь по цензурным соображениям. Это образец нового типа элегии, возникшего в творчестве Некрасова, элегии социальной, в которой в связи с изменением объекта изображения традиционные поэтические средства насыщались новыми жанровыми признаками (см. об этом: Фризман Л. Г. Жизнь лирического жанра. М., 1973, с. 146--147). Отмечалось, в частности, своеобразное использование в ней типичного для старых медитативных элегий Жуковского ритмико-синтаксического построения.

Великий русский поэт, который ценится ведущими критиками во всем мире – Николай Алексеевич Некрасов – создал большое количество поистине уникальных произведений. Практически все они относятся к народной лирике.

Родился поэт в дворянской семье, но был неравнодушен и жил интересами простых людей – простых крестьян. Именно поэтому его весьма привлекала тематика помещиков, которые, несмотря на то, что практически все имели образование и либеральное настроение, все равно оставались рабовладельцами.

Вся лирика Николая Алексеевича направлена осознание сущности простого народа. Некрасов сильно надеялся, что его пылающий настрой и четкое политическое слово способны что-то изменить в мире. Именно такая идея и используется в произведении, которое получило название «Элегия». Несмотря на то что стихотворение написано давно, даже в настоящее время оно выглядит современно.

Анализ произведения «Элегия»

Первым делом требуется отметить начало произведения. Именно в первой части Николай Алексеевич рассказывает про особенные модные тенденции, существовавшие на то время в мире.

Пускай нам говорит изменчивая мода,
Что тема старая "страдания народа"
И что поэзия забыть ее должна.

Здесь нет места особенному социальному настроению. Автор сожалеет о том, что поэзия с течением времени способна воспевать изысканную красоту, но данный этап еще не наступил.

Некрасов считает, что муза, которая находится в душе практически каждого человека, обязана своеобразным образом взывать к присутствию совести сильных людей в мире, которые имеют особую значимость. Именно они способны привести народ как к достатку, так и к нищете. А забитый неграмотный народ всегда готов отдать себя в моральное и физическое рабство.

Я лиру посвятил народу своему.
Быть может, я умру неведомый ему,
Но я ему служил...

Автор высказывает свои мнения по поводу всего происходящего. Некрасов говорит, что не сразу будет виден результат происходящего, возможно и безнадёжны будут приложенные усилия, но тем не менее, каждый человек обязан бороться с несправедливостью до последнего.

Не менее интересна и вторая часть произведения «Элегия». Здесь описывается крестьянская жизнь со стороны идеалистической картины. Некрасов описывает ее максимально четко и естественно. Произведение «Элегия» весьма нежно и одновременно с этим возвышенно предоставляет для читателя образ народа, а также описывает особенную любовь и уважительное отношение поэта к труженику.

Внимаю ль песни жниц над жатвой золотою,
Старик ли медленный шагает за сохою,
Бежит ли по лугу, играя и свистя,
С отцовским завтраком довольное дитя,
Сверкают ли серпы, звенят ли дружно косы...

Третья часть произведения Николая Алексеевича Некрасова посвящена натуральной природе и ее особенностям. Массивные и прекрасные ландшафты своеобразно олицетворяют могущество, вероятно, до конца не окрепшее, в народном сознании. Некрасов будто призывает крестьян к действию. И поэт в своих мечтах выражает уверенность в том, что безмолвие народа временно.

Художественные особенности, используемые в «Элегии»

В стихотворении Николай Алексеевич Некрасов четко дает понять, что каждый автор в обязательном порядке должен быть гражданином, ценящим народ и его традиции. Многие критики и современники того времени упрекали поэта в том, что именно гражданские основы постепенно вытеснили из его произведений саму поэзию. Но Некрасов никогда не изменял себе. В его стихах полных драматизма и остроты, всегда находилось мести душевной лирике.

Именно анализ стихотворения «Элегия» дает четко понять, что у поэта в строках присутствует большое количество эффективных, привлекающих внимание приемов. Произведение создано с использованием шестистопного ямба. Здесь же присутствуют в полной мере пиррихии, которые придают произведению определенную интонацию, отличающуюся взволнованностью и особенным торжеством. Такой подход напоминает о присутствии в строках определенного классицизма. На эту особенность указывают многие слова, использованные в строфах – это и внемлет, и рок, и лира, и волочится и многое другое.

Делая более глубокий анализ, читатель убеждается в том, что Некрасов смог максимально умело использовать олицетворения. Большое количество средств выразительности еще раз подтверждают это. К примеру, представленные нивы и долы с особой внимательностью слушают описываемого лирического героя, а лес перед ним откликается.

В стихотворении Николая Алексеевича Некрасова «Элегия» присутствует большое количество всевозможных эпитетов. К примеру, красный день, сладкие слезы, увлечение с наивностью, неспешащий старик, волнуемые мечты и многое другое.

Особое внимание в стихотворении уделяется народу. Он сравнивается с тощим стадом, которое расположено уже на скошенном лугу. Лира в произведении имеет свою осмысленность. В качестве метафоры используется воин, способный нести определенное благо для простых людей.

Особенности используемого жанра в произведении

Сам жанр, называющийся элегией, появился в мировой литературе весьма давно. Если перевести слово «Элегия» на русский язык, оно будет означать как «жалобный напев флейты». Такой стиль представляет собой весьма жалобную, грустную, слегка задумчивую лирику, у которой присутствует лишь одна цель – это заставить читателя грустить и погрузиться в глубокие раздумья. Жанр указывает на то, что время быстротечно и рано или поздно придется попрощаться с родными сердцу местами или смириться с превратностями судьбы.

Наверное, у многих критиков и читателей возникнет вопрос: «Так почему же великий автор выбрал именно этот стиль?». Все на самом деле просто. Любовь к простым людям, простым крестьянам носила риторический характер, она отличалась остротой, трагичностью и предсказуемой постоянностью.

Чтобы максимально искренне выразить лиричность используемых лирических чувств, а также подчеркнуть бережность, нежность и болезненность по отношению к простым людям, автором использован специфический элегический жанр. В стихотворении Некрасов подчеркивает, насколько важно посвящать произведения истинным чувствам.

Причина написания стиха «Элегия»

Первым делом необходимо отметить, что простой народ и родина писателя – это основные тематики всех имеющихся стихотворений, написанных когда-либо Николаем Алексеевичем Некрасовым. Не каждый современник писателя, воспринимал с пониманием и сочувствием то настроение поэта, которое присутствовало в его душе в момент написания произведения.

Анализируя представленное читателю произведение «Элегия», стоит обязательно заметить, что лирика данного творения является своеобразным ответом и опровержением именно тем исследователям, которые в свое время постоянно упрекали автора в том, что он настолько расписал тематику сущности простого народа, что с его стороны услышать что-то новое невозможно.

Произведение «Элегия» посвящается другу автора, который был для Некрасова практически самым близким человеком – Еракову. Эта личность отличалась отзывчивостью и особенным складом ума. Николай Алексеевич преподнёс произведение на именины в сопровождении с письмом. Дополнительные строки говорили о том, что любимому другу он посвящает самые душевные и самые лучшие стихотворения.

Исторические события, на фоне которых писалось произведение


Стихотворение «Элегия», анализ которого представлен выше, создано в далеком 74-ом году девятнадцатого века. Оно написано уже спустя порядка тридцати лет после того, как на территории Руси было отменено крепостное право.

Данная проблема весьма волновала Николая Алексеевича Некрасова. Она тревожила его сердце, ведь автор очень сильно волновался за простой народ и его существование, значимость в государстве. Особенно данный вопрос выражен во фразе, используемой в стихе:

Народ освобожден, но счастлив ли народ?..

Счастливы ли люди, освободившись от пут рабовладельчества?

Автор сразу же дает ответ на данный вопрос. На самом деле расцвета, которого все ожидали, так и не произошло. Простой народ по-прежнему угнетен, обездолен и всеми забыт. Следует отметить, что Николай Алексеевич Некрасов был истинным сторонником американского формирования капитализма на территории России. Согласно его личному мнению, крестьяне будут счастливыми и свободными только в том случае, когда им дадут заниматься свои собственным и личным хозяйством.

Писатель переоценивал возможности простых людей. Безграмотность, рабская психология, неумение организовать свою жизнь не позволили крестьянам зажить по-новому после отмены крепостничества. Для ликвидации негативных социальных явлений в народной среде нужны были годы. Но это не в коей мере не уменьшает заинтересованность автора в желании дать большее и лучшее полноправным гражданам России.

Николай Некрасов, известный как “народный поэт”, занял в классической литературе особую нишу. За постоянное поднимание крестьянской темы он не раз подвергался критике. Если читать стих “Элегия” Некрасова Николая Алексеевича вдумчиво, то в заключительных строках можно увидеть грозное предостережение власть имущим.

Стихотворение было написано в 1874 году. Это время было сложным для Некрасова. Критики его не щадили. Многие из них считали, что тема народного страдания уже давно исчерпана, а сам Николай Алексеевич “исписался”. В средине 70 годов Некрасов открыл для себя новый жанр – сатиру. Он работал над стихотворными памфлетами, поэмами-обозрениями. Но больше всего поэта волновал ответ на вопрос, мучающий его многие годы. В 1861 году была проведена крестьянская реформа. Император Александр II упразднил крепостное право. Несмотря на это, вопрос “Народ освобожден, но счастлив ли народ?” продолжал витать в воздухе.

Текст стихотворения Некрасова “Элегия”, которое проходят на уроке литературы в 10 классе, пропитан горькими нотками. Главной темой является несостоятельность крестьянской реформы. Некрасов, как многие его коллеги по перу, горячо выступали за освобождение крестьян. Представители литературной интеллигенции второй половины 70 годов искренне верили в то, что, перестав быть рабами, крестьяне будут жить лучше. Но на практике все получилось совсем не так. Некрасов полагает, что внешнее благополучие – только маска, скрывающая многочисленные проблемы. Далеко не каждый сельский труженик мог позволить себе получить образование и сделать свой труд легче. Произведение Некрасова, которое легко и приятно учить, не дает ответа на вопрос, как следовало и следует поступить сильным мира сего. Но, сетуя, что они его не слышат, поэт сулит “народному врагу” проклятия. Он уверен, что терпение русских крестьян не безгранично. Скачать это стихотворение полностью или читать его онлайн можно на нашем сайте.

А.Н.Е[рако]ву

Пускай нам говорит изменчивая мода,
Что тема старая “страдания народа”
И что поэзия забыть ее должна.
Не верьте, юноши! не стареет она.
О, если бы ее могли состарить годы!
Процвел бы божий мир!… Увы! пока народы
Влачатся в нищете, покорствуя бичам,
Как тощие стада по скошенным лугам,
Оплакивать их рок, служить им будет муза,
И в мире нет прочней, прекраснее союза!…
Толпе напоминать, что бедствует народ,
В то время, как она ликует и поет,
К народу возбуждать вниманье сильных мира –
Чему достойнее служить могла бы лира?…

Я лиру посвятил народу своему.
Быть может, я умру неведомый ему,
Но я ему служил – и сердцем я спокоен…
Пускай наносит вред врагу не каждый воин,
Но каждый в бой иди! А бой решит судьба…
Я видел красный день: в России нет раба!
И слезы сладкие я пролил в умиленье…
“Довольно ликовать в наивном увлеченье,-
Шепнула Муза мне.- Пора идти вперед:
Народ освобожден, но счастлив ли народ?..

Внимаю ль песни жниц над жатвой золотою,
Старик ли медленный шагает за сохою,
Бежит ли по лугу, играя и свистя,
С отцовским завтраком довольное дитя,
Сверкают ли серпы, звенят ли дружно косы –
Ответа я ищу на тайные вопросы,
Кипящие в уме: “В последние года
Сносней ли стала ты, крестьянская страда?
И рабству долгому пришедшая на смену
Свобода наконец внесла ли перемену
В народные судьбы? в напевы сельских дев?
Иль так же горестен нестройный их напев?..”

Уж вечер настает. Волнуемый мечтами,
По нивам, по лугам, уставленным стогами,
Задумчиво брожу в прохладной полутьме,
И песнь сама собой слагается в уме,
Недавних, тайных дум живое воплощенье:
На сельские труды зову благословенье,
Народному врагу проклятия сулю,
А другу у небес могущества молю,
И песнь моя громка!.. Ей вторят долы, нивы,
И эхо дальних гор ей шлет свои отзывы,
И лес откликнулся… Природа внемлет мне,
Но тот, о ком пою в вечерней тишине,
Кому посвящены мечтания поэта,
Увы! не внемлет он – и не дает ответа…