Трагедия борис годунов кратко. Кремль


1598 год, 20 февраля. Прошел месяц с тех пор, как Борис Годунов вместе со своей сестрой затворился в монастыре, он отказался принять московский престол и покинул «все мирское». Народ по-своему объясняет отказ Бориса венчаться на царство, но это объяснение говорит в пользу Годунова: сияние престола его страшит.

Боярин Шуйский, «лукавый царедворец», хорошо понимает игру Годунова, он ясно угадывает последующее развитие событий: народ будет просить Бориса снизойти до него, Годунов «ещё поморщится немного», но потом смиренно согласится принять венец.

По словам Шуйского, иначе «кровь царевича-младенца» лилась понапрасну, а ведь именно Бориса он обвиняет в его смерти.

Все происходит так, как и говорит Шуйский. Народ умоляет Бориса стать царем. Годунов начала раздумывает, но потом он уходит из монастыря и принимает власть со смирением и страхом. Прошло четыре года. Однажды ночью отец Пимен в келье Чудова монастыря, завершая летопись, пишет «последнее сказание». Просыпается молодой инок Григорий, который спал здесь же, в келье Пимена. Инок недоволен монашеской жизнью, которой он живет с отроческих лет, он с завистью говорит о веселой «младости» Пимена, видевшего двор и отражавшего рать Литвы при Шуйском.

Пимен увещевает молодого монаха, напоминая о том, что его жизнь была долгой, он многим насладился, но с тех пор, как Господь привел его в монастырь, он испытывает только блаженство. В качестве примера Пимен рассказывает о царя Иоанне и Феодоре, которые свое успокоение искали «в подобии монашеских трудов». Молодой инок Григорий интересуется смертью царевича Димитрия. Когда Пимен был в Угличе на послушании, он видел «злое дело» - «кровавый грех». Старик воспринимает восхождение на престол цареубийцы как «страшное, невиданное горе». Он собирается завершить свою летопись этой печальной повестью. Дальнейшее ее ведение Пимен решает передать Григорию.

Инок бежит из монастыря, заявляя, что станет «царем на Москве». Игумен Чудова монастыря докладывает об этом патриарху, который приказывает поймать беглеца и отправить на вечное поселение в Соловецкий монастырь.

Царские палаты. После разговора с колдуном царь угрюм. Он царствует уже шестой год, но это не принесло ему счастья. А ведь желания и деяния Бориса Годунова были высокими: он хотел сделать свой народ счастливым. И тем сильнее было его разочарование. Его не веселит ни власть, ни жизнь. Нет ему счастья. Однако причина тяжелого душевного кризиса Годунова вовсе не в том, что он видит бесплодность своих трудов, а в том, что его совесть не чиста.

Корчма на литовской границе. Одетый в мирское платье Григорий Отрепьев сидит за столом с Мисаилом и Варламом - бродягами-чернецами. У хозяйки он узнает дорогу на Литву. Появляются приставы, ищущие Отрепьева. Они держат в руках царский указ, в котором описываются его приметы. Вызвавшись прочесть указ, Григорий подменяет свои приметы на описание Мисаила. К тому времени, как обман раскрылся, он успевает ускользнуть от растерявшихся приставов.

Дом Василия Шуйского. Одним из гостей Шуйского является Афанасий Пушкин. Ему известна новость, которую он получил от племянника Гаврилы Пушкина из Кракова. Этой новостью он делится с хозяином после ухода гостей: при дворе польского короля объявился Димитрий, престолонаследник, убитый по приказу Бориса. Димитрий приветлив и умен, он ловок и всем пришелся по нраву. Но самое главное в том, что польский король приблизил его к себе и даже обещал помощь. Эта новость очень важна для Шуйского, ведь «быть грозе великой», если об этом узнает народ.

Царские палаты. Шуйский рассказывает Борису о самозванце, который объявился в Кракове, а также о том, что король его поддерживает. Узнав, что самозванец называет себя царевичем Димитрием, Годунов в волнении расспрашивает Шуйского о произошедшем тринадцать лет назад в Угличе. Шуйский говорит, что на самом деле видел убитого царевича, но при этом упоминает о том, что тело его было нетленно- труп Димитрия три дня лежал в соборе, но ясным, свежим и тихим был лик царевича, будто усыпленный.

Краков. Григорий (а он и есть Самозванец) находится в доме Вишневецкого и пытается склонить на свою сторону будущих приверженцев, каждому из них он обещает то, чего они ожидают от Самозванца: беглые казаки желают получить вольность, иезуит Черниковский хочет подчинить Русь Ватикану, а опальные слуги Бориса хотят получить возмездие.

На три дня Самозванец останавливается в Самборе, в замке воеводы Мнишка. Там он встречает прелестную дочь хозяина Марину. Он влюбляется в нее и признается в самозванстве, поскольку не хочет «делиться с мертвецом любовницей». Однако Марине не нужна любовь беглого монаха, ее интересует московский трон. Она оценила «дерзостный обман» Самозванца и осыпает оскорблениями его до тех пор, пока не задевает его достоинство, и он не начинает снова называть себя Димитрием.

1604 год, 16 октября. Самозванец приближается к литовской границе вместе с полками. Он поначалу задумывается о том, что насылает врагов на Русь, но тут же гонит эти мысли, оправдывая себя тем, что этот грех не на нем, а на Борисе-цареубийце.

Идет заседание царской думы, на котором обсуждаются действия Самозванца, держащего Чернигов под осадой. Щелкалов получает от царя приказ разослать указы всем воеводам», чтобы они высылали на службу людей. Однако самое опасное в том, что слух о Самозванце уже распространился и вызвал в народе «тревогу и сомненье». Успокоить народ, раскрыв «злой обман» Самозванца, вызывается Шуйский.

Соборная площадь в Москве. Только что в соборе окончилась обедня, на которой Григорий был предан анафеме, а сейчас царевичу Димитрию поют «вечную память». Площадь полна народа, возле собора - юродивый Николка. Его дразнят мальчишки и отбирают копеечку. Царь выходит из собора. Николка обращается к нему, говоря, что маленькие дети обижают его и просит зарезать их, как он зарезал маленького царевича. Когда царь просит Николку молиться за него, он говорит, что Богородица не велит молиться за царя Ирода.

Войско Лжедимитрия «начисто» разбито у Севска, однако этот полный разгром вовсе не ввергает в отчаянье Самозванца. Гаврила Пушкин, соратник Самозванца, говорит, что того, видимо, хранит провиденье.

Правда, победа русских войск еще ничего не значит. Вновь Самозванец собрал войско и угрожает со стен Путивля. Борис недоволен боярами, он хочет поставить воеводой Басманова, хоть и неродовитого, но талантливого и умного. После разговора с Басмановым, спустя всего несколько минут царь «занемог», он вдруг упал с трона, из его уст и ушей хлынула кровь.

Умирая, Годунов просит оставить его наедине с царевичем. Он горячо любит своего сына и благословляет его на царствование. Умирающий царь берет на себя всю ответственность за содеянное, говоря сыну, что он станет царствовать по праву. За все Богу ответит Борис.

К царю входят патриарх, царица с царевной, бояре. Годунов берет с Басманова и бояр крестную клятву «усердием и правдой» нести службу Феодору, после этого над Борисом совершают обряд пострижения.

Ставка. Начальствующий над войском Басманов ведет беседу с Гаврилой Пушкиным, который предлагает Басманову «дружбу» от имени Димитрия и высокую должность в Московском царстве». Но для этого воевода должен провозгласить Димитрия царем. Басманова приводит в ужас мысль о возможном предательстве. Но после слов Пушкина он начинает колебаться, ведь войско Самозванца сильно не помощью польского короля, а народным мнением.

Александр Сергеевич Пушкин

«Борис Годунов»

20 февраля 1598 г. Уже месяц, как Борис Годунов затворился вместе со своей сестрой в монастыре, покинув «все мирское» и отказываясь принять московский престол. Народ объясняет отказ Годунова венчаться на царство в нужном для Бориса духе: «Его страшит сияние престола». Игру Годунова прекрасно понимает «лукавый царедворец» боярин Шуйский, прозорливо угадывая дальнейшее развитие событий:


Народ ещё повоет да поплачет,
Борис ещё поморщится немного, <…>
И наконец по милости своей
Принять венец смиренно согласится…

Иначе «понапрасну лилася кровь царевича-младенца», в смерти которого Шуйский напрямую обвиняет Бориса.

События развиваются так, как предсказывал Шуйский. Народ, «что волны, рядом ряд», падает на колени и с «воем» и «плачем» умоляет Бориса стать царём. Борис колеблется, затем, прерывая своё монастырское затворничество, принимает «власть Великую (как он говорит в своей тронной речи) со страхом и смиреньем».

Прошло четыре года. Ночь. В келье Чудова монастыря отец Пимен готовится завершить летопись «последним сказанием». Пробуждается молодой инок Григорий, спавший тут же, в келье Пимена. Он сетует на монашескую жизнь, которую ему приходится вести с отроческих лет, и завидует весёлой «младости» Пимена:


Ты рать Литвы при Шуйском отражал,
Ты видел двор и роскошь Иоанна!
Счастлив!

Увещевая молодого монаха («Я долго жил и многим насладился; / Но с той поры лишь ведаю блаженство, / Как в монастырь Господь меня привёл»), Пимен приводит в пример царей Иоанна и Феодора, искавших успокоение «в подобии монашеских трудов». Григорий расспрашивает Пимена о смерти Димитрия-царевича, ровесника молодого инока, — в то время Пимен был на послушании в Угличе, где Бог его и привёл видеть «злое дело», «кровавый грех». Как «страшное, невиданное горе» воспринимает старик избрание цареубийцы на престол. «Сей повестью печальной» он собирается завершить свою летопись и передать дальнейшее её ведение Григорию.

Григорий бежит из монастыря, объявив, что будет «царём на Москве». Об этом докладывает игумен Чудова монастыря патриарху.

Патриарх отдаёт приказ поймать беглеца и сослать его в Соловецкий монастырь на вечное поселение.

Царские палаты. Входит царь после «любимой беседы» с колдуном. Он угрюм. Шестой год он царствует «спокойно», но обладание московским престолом не сделало его счастливым. А ведь помыслы и деяния Годунова были высоки:


Я думал свой народ
В довольствии, во славе успокоить, <…>
Я отворил им житницы, я злато
Рассыпал им <…>
Я выстроил им новые жилища…

Тем сильнее постигшее его разочарование: «Ни власть, ни жизнь меня не веселят <…>, Мне счастья нет». И все же источник тяжёлого душевного кризиса царя кроется не только в осознании им бесплодности всех его трудов, но и в муках нечистой совести («Да, жалок тот, в ком совесть нечиста»).

Корчма на литовской границе. Григорий Отрепьев, одетый в мирское платье, сидит за столом с бродягами-чернецами Мисаилом и Варламом. Он выведывает у хозяйки дорогу на Литву. Входят приставы. Они ищут Отрепьева, в руках у них царский указ с его приметами. Григорий вызывается прочесть указ и, читая его, подменяет свои приметы приметами Мисаила. Когда обман раскрывается, он ловко ускользает из рук растерявшейся стражи.

Дом Василия Шуйского. Среди гостей Шуйского Афанасий Пушкин. У него новость из Кракова от племянника Гаврилы Пушкина, которой он после ухода гостей делится с хозяином: при дворе польского короля появился Димитрий, «державный отрок, По манию Бориса убиенный…». Димитрий «умён, приветлив, ловок, по нраву всем», король его приблизил к себе и, «говорят, помогу обещал». Для Шуйского эта новость «весть важная! и если до народа Она дойдёт, то быть грозе великой».

Царские палаты. Борис узнает от Шуйского о самозванце, появившемся в Кракове, и «что король и паны за него». Услышав, что самозванец выдаёт себя за царевича Димитрия, Годунов начинает в волнении расспрашивать Шуйского, исследовавшего это дело в Угличе тринадцать лет назад. Успокаивая Бориса, Шуйский подтверждает, что видел убитого царевича, но между прочим упоминает и о нетленности его тела — три дня труп Димитрия Шуйский «в соборе посещал <…>, Но детский лик царевича был ясен, / И свеж, и тих, как будто усыплённый».

Краков. В доме Вишневецкого Григорий (теперь он — Самозванец) обольщает своих будущих сторонников, обещая каждому из них то, что тот ждёт от Самозванца: иезуиту Черниковскому даёт обещание подчинить Русь Ватикану, беглым казакам сулит вольность, опальным слугам Бориса — возмездие.

В замке воеводы Мнишка в Самборе, где Самозванец останавливается на три дня, он попадает «в сети» его прелестной дочери Марины. Влюбившись, он признается ей в самозванстве, так как не желает «делиться с мертвецом любовницей». Но Марина не нуждается в любви беглого монаха, все её помыслы направлены к московскому трону. Оценив «дерзостный обман» Самозванца, она оскорбляет его до тех пор, пока в нем не просыпается чувство собственного достоинства и он не даёт ей гордую отповедь, называя себя Димитрием.

16 октября 1604 г. Самозванец с полками приближается к литовской границе. Его терзает мысль, что он врагов «позвал на Русь», но тут же находит себе оправдание: «Но пусть мой грех падёт не на меня — А на тебя, Борис-цареубийца!»

На заседании царской думы речь идёт о том, что Самозванец уже осадил Чернигов. Царь отдаёт Щелкалову приказ разослать «во все концы указы к воеводам», чтобы «людей <…> на службу высылали». Но самое опасное — слух о Самозванце вызвал «тревогу и сомненье», «на площадях мятежный бродит шёпот». Шуйский вызывается самолично успокоить народ, раскрыв «злой обман бродяги».

21 декабря 1604 г. войско Самозванца одерживает победу над русским войском под Новгород-Северским.

Площадь перед собором в Москве. В соборе только что закончилась обедня, где была провозглашена анафема Григорию, а теперь поют «вечную память» царевичу Димитрию. На площади толпится народ, у собора сидит юродивый Николка. Мальчишки его дразнят и отбирают копеечку. Из собора выходит царь. К нему обращается Николка со словами: «Николку маленькие дети обижают <…> Вели их зарезать, как зарезал ты маленького царевича». А потом, в ответ на просьбу царя молиться за него, бросает ему вслед: «Нет, нет! нельзя молиться за царя Ирода — Богородица не велит».

У Севска войско Лжедимитрия «начисто» разбито, но катастрофический разгром отнюдь не ввергает Самозванца в отчаянье. «Хранит его, конечно, провиденье», — подытоживает соратник Самозванца Гаврила Пушкин.

Но эта победа русских войск «тщетная». «Он вновь собрал рассеянное войско, — говорит Борис Басманову, — И нам со стен Путивля угрожает». Недовольный боярами, Борис хочет воеводой поставить неродовитого, но умного и талантливого Басманова. Но через несколько минут после разговора с Басмановым царь «занемог», «На троне он сидел и вдруг упал — / Кровь хлынула из уст и из ушей».

Умирающий Борис просит его оставить наедине с царевичем. Горячо любя сына и благословляя его на царствование, Борис стремится всю полноту ответственности за содеянное взять на себя: «Ты царствовать теперь по праву станешь. Я, я за все один отвечу Богу…»

После напутствия царя сыну входят патриарх, бояре, царица с царевной. Годунов берет крестную клятву с Басманова и бояр служить Феодору «усердием и правдой», после чего над умирающим совершается обряд пострижения.

Ставка. Басманов, высоко вознесённый Феодором (он «начальствует над войском»), беседует с Гаврилой Пушкиным. Тот предлагает Басманову от имени Димитрия «дружбу» и «первый сан по нем в Московском царстве», если воевода подаст «пример благоразумный Димитрия царём провозгласить». Мысль о возможном предательстве ужасает Басманова, и тем не менее он начинает колебаться после слов Пушкина: «Но знаешь ли, чем мы сильны, Басманов? Не войском, нет, не польскою помогой, А мнением; да! мнением народным».

Москва. Пушкин на Лобном месте обращается к «московским гражданам» от царевича Димитрия, которому «Россия покорилась», и «Басманов сам с раскаяньем усердным Свои полки привёл ему к присяге». Он призывает народ целовать крест «законному владыке», бить «челом отцу и государю». После него на амвон поднимается мужик, бросая в толпу клич: «Народ, народ! в Кремль! в царские палаты! / Ступай! вязать Борисова щенка!» Народ, поддерживая клич, «несётся толпою» со словами: «Вязать! Топить! Да здравствует Димитрий! / Да гибнет род Бориса Годунова!»

Кремль. Дом Бориса взят под стражу. У окна дети Бориса — Феодор и Ксения. Из толпы слышатся реплики, в которых сквозит жалость к детям царя: «бедные дети, что пташки в клетке», «отец был злодей, а детки невинны». Тем сильнее нравственное потрясение людей, когда после шума, драки, женского визга в доме на крыльце появляется боярин Мосальский с сообщением: «Народ! Мария Годунова и сын её Феодор отравили себя ядом. Мы видели их мёртвые трупы. (Народ в ужасе молчит.) Что ж вы молчите? кричите: да здравствует царь Димитрий Иванович! Народ безмолвствует».

20 февраля 1598 г. Прошёл месяц, как Борис Годунов закрылся в монастыре. Он решил покинуть мирскую жизнь. Напрасно пролилась кровь царевича- младенца, в смерти которого Шуйский обвиняет Бориса. Прошло четыре года. Ночь в келье Чудова монастыря отец Пимен завершает свою летопись. Тут же в келье молодой Григорий жалуется на монашескую жизнь, завидуя весёлой жизни Пимена.

Пимен долго жил и многим наслаждался при дворе. Он видел роскошь Иоанна, но ощущал блаженство, находясь в монастыре. Григорий интересуется о смерти Димитрия-царевича, ровесника молодого Инока, где становится свидетелем кровавой расправы над царевичем. Григорий бежит из монастыря, объявив, что будет царём на Москве. Шесть лет царь на троне спокойно царствует, но обладание царским престолом не делает его счастливым. Источник его кризиса кроется в сознании им бесплодности всех трудов и муках его нечистой совести.

В доме Василия Шуйского гости, среди которых есть Афанасий Пушкин. От племянника Гаврилы Пушкина, он узнаёт, что при дворе польского короля, появляется Димитрий отрок. Он умный, ловкий, приближённый королю и ждёт помощи.

В доме Вишневецкого Григорий обещает иезуиту подчинить Русь Ватикану, ведь беглым казакам сулит вольность, а слугам Бориса- возмездие. Григорий, находясь в замке Мнишка, влюбляется в Марину, но она не хочет любви беглого монаха, она метит на трон Московский. Шестнадцатого октября 1604 года самозванец с полками приближается к Литовской горе. А в царской думе прошёл слух, что он осадил Чернигов. На площади перед Собором в Москве поют «вечную память» царевичу Димитрию. Недовольный боярами, Борис ставит воеводой умного и талантливого Басманова, но Борис падает и умирает, он просит сына и благословляет его на царствование.

Москва. Пушкин на лобном месте обращается к московским гражданам от царевича Димитрия, призывая народ бить челом отцу и государю. Но народ против Бориса, а дом его взят под стражу. После шума и драки на крыльце появляется боярин Мосальский с сообщением, что Мария Годунова и её сын Фёдор отравили себя ядом. Народ молчит и безмолвствует.

Сочинения

Народ и власть Народ и власть (по трагедии "Борис Годунов") Народ и его роль в трагедии "Борис Годунов" Образ Бориса Годунова Основная тема трагедии "Борис Годунов" Русская история глазами А. С. Пушкина (по трагедии «Борис Годунов») Образ летописца в драме А. С. Пушкина «Борис Годунов» Образ и характер Бориса Годунова

Борис Годунов – одно из самых значимых произведений Пушкина. Это драматическое произведение, показывает одну из трагических страниц русской истории. По признанию автора, сюжетом для создания столь многозначительного произведения послужили сведения, полученные из «Истории Государства Российского», написанной Н.М. Карамзиным.

В драме нет разделения на акты, действия, но указаны место и время действия. Диалог двух бояр Шуйского с Воротынским предваряют действие драмы, служат вместо вступления. Из этой беседы читатель узнает, что после смерти царя Феодора в стране решается вопрос о том, кому царствовать в дальнейшем. Ближайший кандидат на царство – Борис Годунов, но он отказывается принимать царство. Беседуя с Воротынским, Шуйский обвиняет Годунова в убийстве наследника престола, царевича Димитрия.

На красной площади собрался народ, который был призван умолять Бориса Годунова на царство. В конце концов, Годунов согласится принять шапку Мономаха и стать царем русского государства.

Тем временем в Чудовом монастыре летописец, монах Пимен заканчивает свою летопись. Послушник Григорий просыпается от тяжкого сна. Пушкин использует в своих произведениях сны, предвещающие дальнейшие события, как один из элементов композиции (например, в «Евгении Онегине», сон Петра Гринева в ). Этот сон послушника Григория становится навязчивым, он снится ему неоднократно.

Мне снилося, что лестница крутая
Меня вела на башню; с высоты
Мне виделась Москва, что муравейник;
Внизу народ на площади кипел,
И на меня указывал со смехом.
И стыдно мне и страшно становилось -
И, падая стремглав, я пробуждался…

Старец Пимен рассказывает иноку о смерти младенца Димитрия. Он говорит о том, что убивцев было трое, и они назвали Бориса, как человека, подговорившего их на это злодейство. На вопрос, сколько лет было царевичу, Пимен ответил, что он – ровесник Григория.

Прошло 6 лет царствования Бориса Годунова. Из Чудова монастыря сбежал послушник и в то же время объявился самозванец, заявивший, что он царевич Димитрий. Царь Борис напуган.

В это время в Кракове в доме боярина Вишневецкого самозванец планирует выступление на Москву. Но перед этим он останавливается в замке воеводы Самборы.

В замке пана Мнишека в Самборе Самозванец знакомится с дочерью воеводы – Мариной и безумно в нее влюбляется. Он даже открывает ей, что он на самом деле всего лишь сын боярина Отрепьева, инок из монастыря. Марина осуждает его в том, что он открылся перед нею, и ставит свое условие:

Пора, пора! проснись, не медли боле;
Веди полки скорее на Москву -
Очисти Кремль, садись на трон московский,
Тогда за мной шли брачного посла;
Но - слышит бог - пока твоя нога
Не оперлась на тронные ступени,
Пока тобой не свержен Годунов,
Любви речей не буду слушать я.

Самозванец начинает наступление на Москву. Войска у него немного, но его поддерживает народ. В бою погиб Курбский, правая рука самозванца.

В царских палатах патриарх рассказывает царю Борису о том, что в Угличе, где похоронен царевич Димитрий, имели место чудеса исцеления. Люди приходили на могилу царевича,

И сведано, что многие страдальцы
Спасение подобно обретали
У гробовой царевича доски.

Патриарх советует перевезти мощи царевича Димитрия в Москву и тем самым разоблачить самозванца перед народом. Но Борис Годунов отказывается.
В Москве в своих палатах в состоянии нервного возбуждения и страха умирает царь Борис и передает власть сыну Феодору. Перед смертью он успевает дать несколько наставлений сыну.

Некоторые из бояр переходят на сторону самозванца. Они убивают царевича Феодора и его мать, а народу объявляют, что те отравились сами. Народ оказывается в растерянности и на столь печальное событие отвечает молчанием.

В этой драме, если не главной, но все же силой, влияющей на ход событий, служит народ. Правда, этим народом манипулируют то бояре, то самозванец и его приспешники. Тем не менее, Пушкин показывает, что народные массы способны стать движущей силой исторических событий.

Поэт считал «Бориса Годунова» одним из лучших своих произведений. Советуем не ограничиться кратким содержанием, а прочесть его .

20 февраля 1598 г. Уже месяц, как Борис Годунов затворился вместе со своей сестрой в монастыре, покинув «все мирское» и отказываясь принять московский престол. Народ объясняет отказ Годунова венчаться на царство в нужном для Бориса духе: «Его страшит сияние престола». Игру Годунова прекрасно понимает «лукавый царедворец» боярин Шуйский, прозорливо угадывая дальнейшее развитие событий: «Народ ещё повоет да поплачет, / Борис ещё поморщится немного, […] И наконец по милости своей / Принять венец смиренно согласится…», иначе «понапрасну Лилася кровь царевича-младенца», в смерти которого Шуйский напрямую обвиняет Бориса.

События развиваются так, как предсказывал Шуйский. Народ, «что волны, рядом ряд», падает на колени и с «воем» и «плачем» умоляет Бориса стать царем. Борис колеблется, затем, прерывая свое монастырское затворничество, принимает «власть Великую (как он говорит в своей тронной речи) со страхом и смиреньем».

Прошло четыре года. Ночь. В келье Чудова монастыря отец Пимен готовится завершить летопись «последним сказанием». Пробуждается молодой инок Григорий, спавший тут же, в келье Пимена. Он сетует на монашескую жизнь, которую ему приходится вести с отроческих лет, и завидует веселой «младости» Пимена: «Ты рать Литвы при Шуйском отражал, / Ты видел двор и роскошь Иоанна! Счастлив!» Увещевая молодого монаха («Я долго жил и многим насладился; / Но с той поры лишь ведаю блаженство, / Как в монастырь Господь меня привел»), Пимен приводит в пример царей Иоанна и Феодора, искавших успокоение «в подобии монашеских трудов». Григорий расспрашивает Пимена о смерти Димитрия-царевича, ровесника молодого инока, - в то время Пимен был на послушании в Угличе, где Бог его и привел видеть «злое дело», «кровавый грех». Как «страшное, невиданное горе» воспринимает старик избрание цареубийцы на престол. «Сей повестью печальной» он собирается завершить свою летопись и передать дальнейшее её ведение Григорию.

Григорий бежит из монастыря, объявив, что будет «царем на Москве». Об этом докладывает игумен Чудова монастыря патриарху.

Патриарх отдает приказ поймать беглеца и сослать его в Соловецкий монастырь на вечное поселение.

Царские палаты. Входит царь после «любимой беседы» с колдуном. Он угрюм. Шестой год он царствует «спокойно», но обладание московским престолом не сделало его счастливым. А ведь помыслы и деяния Годунова были высоки: «Я думал свой народ в довольствии, во славе успокоить […], Я отворил им житницы, я злато / Рассыпал им […] Я выстроил им новые жилища…». Тем сильнее постигшее его разочарование: «Ни власть, ни жизнь меня не веселят […], Мне счастья нет». И все же источник тяжелого душевного кризиса царя кроется не только в осознании им бесплодности всех его трудов, но и в муках нечистой совести («Да, жалок тот, в ком совесть нечиста»).

Корчма на литовской границе. Григорий Отрепьев, одетый в мирское платье, сидит за столом с бродягами-чернецами Мисаилом и Варламом. Он выведывает у хозяйки дорогу на Литву. Входят приставы. Они ищут Отрепьева, в руках у них царский указ с его приметами. Григорий вызывается прочесть указ и, читая его, подменяет свои приметы приметами Мисаила. Когда обман раскрывается, он ловко ускользает из рук растерявшейся стражи.

Дом Василия Шуйского. Среди гостей Шуйского Афанасий Пушкин. У него новость из Кракова от племянника Гаврилы Пушкина, которой он после ухода гостей делится с хозяином: при дворе польского короля появился Димитрий, «державный отрок, По манию Бориса убиенный…». Димитрий «умен, приветлив, ловок, по нраву всем», король его приблизил к себе и, «говорят, помогу обещал». Для Шуйского эта новость «весть важная! и если до народа Она дойдет, то быть грозе великой».

Царские палаты. Борис узнает от Шуйского о самозванце, появившемся в Кракове, и «что король и паны за него». Услышав, что самозванец выдает себя за царевича Димитрия, Годунов начинает в волнении расспрашивать Шуйского, исследовавшего это дело в Угличе тринадцать лет назад. Успокаивая Бориса, Шуйский подтверждает, что видел убитого царевича, но между прочим упоминает и о нетленности его тела - три дня труп Димитрия Шуйский «в соборе посещал […], Но детский лик царевича был ясен, / И свеж, и тих, как будто усыпленный».

Краков. В доме Вишневецкого Григорий (теперь он - Самозванец) обольщает своих будущих сторонников, обещая каждому из них то, что тот ждет от Самозванца: иезуиту Черниковскому дает обещание подчинить Русь Ватикану, беглым казакам сулит вольность, опальным слугам Бориса - возмездие.

В замке воеводы Мнишка в Самборе, где Самозванец останавливается на три дня, он попадает «в сети» его прелестной дочери Марины. Влюбившись, он признается ей в самозванстве, так как не желает «делиться с мертвецом любовницей». Но Марина не нуждается в любви беглого монаха, все её помыслы направлены к московскому трону. Оценив «дерзостный обман» Самозванца, она оскорбляет его до тех пор, пока в нем не просыпается чувство собственного достоинства и он не дает ей гордую отповедь, называя себя Димитрием.

16 октября 1604 г. Самозванец с полками приближается к литовской границе. Его терзает мысль, что он врагов «позвал на Русь», но тут же находит себе оправдание: «Но пусть мой грех падет не на меня - А на тебя, Борис-цареубийца!»

На заседании царской думы речь идет о том, что Самозванец уже осадил Чернигов. Царь отдает Щелкалову приказ разослать «во все концы указы к воеводам», чтобы «людей […] на службу высылали». Но самое опасное - слух о Самозванце вызвал «тревогу и сомненье», «на площадях мятежный бродит шепот». Шуйский вызывается самолично успокоить народ, раскрыв «злой обман бродяги».

21 декабря 1604 г. войско Самозванца одерживает победу над русским войском под Новгород-Северским.

Площадь перед собором в Москве. В соборе только что закончилась обедня, где была провозглашена анафема Григорию, а теперь поют «вечную память» царевичу Димитрию. На площади толпится народ, у собора сидит юродивый Николка. Мальчишки его дразнят и отбирают копеечку. Из собора выходит царь. К нему обращается Николка со словами: «Николку маленькие дети обижают […] Вели их зарезать, как зарезал ты маленького царевича». А потом, в ответ на просьбу царя молиться за него, бросает ему вслед: «Нет, нет! нельзя молиться за царя Ирода - Богородица не велит».

У Севска войско Лжедимитрия «начисто» разбито, но катастрофический разгром отнюдь не ввергает Самозванца в отчаянье. «Хранит его, конечно, провиденье», - подытоживает соратник Самозванца Гаврила Пушкин.

Но эта победа русских войск «тщетная». «Он вновь собрал рассеянное войско, - говорит Борис Басманову, - И нам со стен Путивля угрожает». Недовольный боярами, Борис хочет воеводой поставить неродовитого, но умного и талантливого Басманова. Но через несколько минут после разговора с Басмановым царь «занемог», «На троне он сидел и вдруг упал - / Кровь хлынула из уст и из ушей».

Умирающий Борис просит его оставить наедине с царевичем. Горячо любя сына и благословляя его на царствование, Борис стремится всю полноту ответственности за содеянное взять на себя: «Ты царствовать теперь по праву станешь. Я, я за все один отвечу Богу…»

После напутствия царя сыну входят патриарх, бояре, царица с царевной. Годунов берет крестную клятву с Басманова и бояр служить Феодору «усердием и правдой», после чего над умирающим совершается обряд пострижения.

Ставка. Басманов, высоко вознесенный Феодором (он «начальствует над войском»), беседует с Гаврилой Пушкиным. Тот предлагает Басманову от имени Димитрия «дружбу» и «первый сан по нем в Московском царстве», если воевода подаст «пример благоразумный Димитрия царем провозгласить». Мысль о возможном предательстве ужасает Басманова, и тем не менее он начинает колебаться после слов Пушкина: «Но знаешь ли, чем мы сильны, Басманов? Не войском, нет, не польскою помогой, А мнением; да! мнением народным».

Москва. Пушкин на Лобном месте обращается к «московским гражданам» от царевича Димитрия, которому «Россия покорилась», и «Басманов сам с раскаяньем усердным Свои полки привел ему к присяге». Он призывает народ целовать крест «законному владыке», бить «челом отцу и государю». После него на амвон поднимается мужик, бросая в толпу клич: «Народ, народ! в Кремль! в царские палаты! / Ступай! вязать Борисова щенка!» Народ, поддерживая клич, «несется толпою» со словами: «Вязать! Топить! Да здравствует Димитрий! / Да гибнет род Бориса Годунова!»

Кремль. Дом Бориса взят под стражу. У окна дети Бориса - Феодор и Ксения. Из толпы слышатся реплики, в которых сквозит жалость к детям царя: «бедные дети, что пташки в клетке», «отец был злодей, а детки невинны». Тем сильнее нравственное потрясение людей, когда после шума, драки, женского визга в доме на крыльце появляется боярин Мосальский с сообщением: «Народ! Мария Годунова и сын её Феодор отравили себя ядом. Мы видели их мертвые трупы. (Народ в ужасе молчит.) Что ж вы молчите? кричите: да здравствует царь Димитрий Иванович! Народ безмолвствует».

Борис Годунов становится царем после убиения семилетнего царевича. Однако в одном монастыре находится безродный черноризец, который решает объявить себя царевичем Димитрием. Литовцы и поляки поддерживают его. Самозванец приходит в Москву, некоторые князья помогают ему. Годунов боится божьей кары и умирает. Воцаряется Лжедмитрий. Но народ не приветствует Лжедмитрия, потому что от мощей настоящего царевича Димитрия происходят исцеления, и народ не верит Лжедмитрию.

Главная мысль

Пьеса учит, что народ на Руси не так глуп и чувствует неправду.

Читать краткое содержание Пушкин Борис Годунов

В драме А. С. Пушкина «Борис Годунов» описаны события конца 16 и начала 17 века.

Действие начинается с разговора князей Шуйского и Воротынского в 1598 году. Бояре, патриарх, народ уже месяц уговаривают Бориса Годунова стать царем. Однако он сидит в монастыре и не выходит. Воротынский беспокоится, что будет, если Борис так и не пожелает взойти на престол. Шуйский уверен, что этого быть не может, иначе можно считать, что царевича Димитрия убили зря. Шуйский рассказывает, что он был послан в Углич после совершения преступления и узнал настоящего виновника убиения младенца царевича. Обличить Бориса он не посмел.

Князья рассуждают о том, что они не менее знатные, чем Годунов, и один из них тоже мог бы стать царем. Тут они слышат, что на площадь идет народ. Из разговоров становится ясно, что Годунов не согласился пока. Патриарх обещает людям завтра продолжать переговоры с Борисом.

На Красной площади собрались люди и ждут решения. У одной бабы плачет ребенок, и она его успокаивает. Народ упрашивает Бориса властвовать над ними. Потом все начинают плакать. Многие даже не понимают причину всеобщего плача. Та баба с ребенком бросает своего малыша на землю, потому что пришло время, когда надо громко кричать. Борис соглашается принять царский венец. Он напоминает боярам, что принял царствование только по необходимости.

Дальше действие переносится в 1603 год. В Чудовом монастыре в келье сидят монахи. Молодой Григорий после сна наблюдает за старцем Пименом, который пишет летопись. Григорий рассказывает свой сон, повторявшийся трижды. Пимен объясняет тревожное сновидение молодостью монаха, его горячей кровью. Григорий жалеет, что так рано ушел в монастырь. Пимен вспоминает царя Иоанна Грозного, как он приходил в монастырь каяться. Григорий просит Пимена рассказать об убийстве царевича Димитрия. Старец сказал, что царевича нашли у царицы зарезанным, мать была в горе. Когда привели подозреваемых убийц, они назвали Годунова. Григорий узнает, что убитому царевичу было около семи лет, и сейчас бы он был ровесником Григория.

Становится известно о побеге из монастыря молодого монаха Григория Отрепьева. Старец Пимен, говорит, что Отрепьев напоследок сказал, что станет называться царевичем Димитрием и пойдет править в Москве. Тем временем Годунов в царских палатах мучается от страшных видений. Он спокойно не может жить, потому что часто вспоминает убитого младенца царевича.

Самозванец добирается до литовской границы и останавливается переночевать в корчме вместе бродячими монахами. Вдруг на постоялый двор приходят сторожевые приставы, они ищут преступника, объявившего себя царевичем. Зачитав грамоту с приметами самозванца, они разоблачают Отрепьева, но Григорий сбегает от них.

В Москве князь Пушкин сообщает князю Шуйскому о самозванце. Шуйский поражен, на следующий день он является к Борису Годунову и сообщает новость ему. Борис Годунов напуган, он начинает выспрашивать у Шуйского, точно ли царевич Димитрий был убит тогда. Борис грозит Шуйскому.

Самозванец в Кракове обещает католическому священнику, что он, истинный правитель Руси, воссядет на престоле и примет католичество, а потом обратит в католичество и всех людей. За эти обещания поляки готовы помогать самозванцу. Некоторые из окружения самозванца искренне верят ему и поэтому, думая, что служат своей стране, помогают. Таков князь Курбский. Донские казаки с радостью поддерживают самозванца.

Григорий Отрепьев направляется к Москве. Уже он в Самборе, и там он влюбляется в дочь воеводы Мнишека. Ночью на свидании с Мариной Отрепьев раскрывает ей свою тайну, говорит, что он всего лишь черноризец, назвавшийся царевичем Димитрием. Гришка Отрепьев потерял голову, он мечтает только о любви Марины. Она холодна и расчетлива. Смеется над Григорием, что он не выдержал и все рассказал ей. Обещает стать его женой, только когда самозванец будет царем.

Борис Годунов собирает бояр и просит их придумать, как справиться с самозванцем. Патриарх рассказывает, что около могилы убиенного царевича совершаются чудеса. Если бы царевич не был убит, не было бы чудес.

В Москве при народе Бориса Годунова обличает юродивый Николка. Он говорит, что его воины обижают. Просит Годунова приказать из зарезать, как это было сделано с царевичем.

Лжедмитрий продолжает наступление, Борис Годунов тем временем неожиданно умирает в Москве. По приказу князя Пушкина Лжедмитрий провозглашен царем, дети Годунова и его жена задушены. Народу сказано, что Мария Годунова и ее дети отравились. И когда люди слышат, что царем их будет царевич Димитрий (самозванец), они молчат. Этот молчаливый протест показывает, что народ не так наивен и бездумен, как думают власти.