Требования к методам психологического исследования. Требования, предъявляемые к методам и исследования в целом

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Сложность и своеобразие психических явлений требует от исследователя знания основных принципов и методов их изучения.

Теоретические установки, которыми руководствуется исследователь при изучении каких-либо предметов и явлений, называются принципами .

Методы - это приемы, и средства, применяемые учеными для исследования предметов и явлений с целью получения новых знаний о их свойствах, закономерностях и механизмах их возникновения и существования.

Учение о принципах и методах организации и осуществления исследовательской и практической деятельности, которыми руководствуются ученые называют методологией .

Термин «методология » происходит от древнегреческого слова «методос», что значит «путь», «дорога». Методология дает возможность ученому и практику найти более правильный путь для того, чтобы получить нужные результаты в исследовательской и практической деятельности.

Методы психологии, первоначально разработанные в научных исследованиях, переходят затем к психологу-практику и служат целям диагностики, развития и коррекции, психопрофилактики и т.п.

Методы, применяемые в психологии , - это приемы и способы, которые дают возможность получить новые факты для научного понимания закономерностей психической деятельности и механизмов функционирования интересующих исследователя психических явлений.

Для того чтобы получаемые с помощью методов, сведения были достоверными, необходимо соблюдать требования валидности и надежности.

Валидност ь - это такое качество метода, которое свидетельствует о его соответствии тому, для изучения чего первоначально он и был создан.

Надежность - свидетельство того, что при многократном применении метода будут получаться сопоставимые результаты.

Для научного исследования психических явлений широко применяются следующие методы: наблюдение, опрос, тестирование и эксперимент.

Наблюдение представляет собой такой способ изучения психики , когда исследователь непосредственно воспринимает поведение и деятельность личности , не вмешиваясь в их протекание .

Наблюдение - внешне самый простой метод, но на самом деле требующий серьезной профессиональной подготовки и знаний. Суть этого метода в том, чтобы, наблюдая и фиксируя (с помощью обычной записи или любых технических средств) особенности поведения, увидеть за ними проявления той или иной психологической характеристики в реальном поведении. Другой задачей наблюдения является выделение особенностей поведения и деятельности, психических проявлений , которые еще не нашли удовлетворительного описания в науке.

Особенностью научного наблюдения является его преднамеренность, целенаправленность (осуществляется в соответствии с заранее поставленной целью), избирательность (наблюдаются не все, а определенные особенности поведения и деятельности), планомерность (проведение в соответствии с определенным планом) и систематичность. Существенное значение имеет как можно более полная фиксация наблюдаемого.

Наблюдение может быть внешним и внутренним.

Внешнее наблюдение проводится за другими людьми, когда исследователь может без особых затруднений собрать данные о психической деятельности человека, следя за его поведением в естественных условиях со стороны. Если же человек замечает, что за ним наблюдают, то он начинает вести себя скованно и неестественно. Такое наблюдение является мало эффективным и нерезультативным.

Для того, чтобы люди, за которыми ведется наблюдение, не могли догадаться об этом, применяется так называемое включенное наблюдение . С этой целью исследователь, осуществляющий такое наблюдение, становится членом группы и занимается такой же деятельностью, как и они, или ведет одинаковый с ними образ жизни. В этом случае открываются такие стороны поведения и психики людей которые имеют сугубо интимный характер.

Одним из своеобразных методов психологического исследования является опрос. Он применяется с целью получения предварительных данных о психических явлениях, имеющих место как у отдельных лиц, так и у групп людей. Опрос может быть устным и письменным.

Устный опрос осуществляется в форме беседы и с отдельным человеком или с группой людей. Для того, чтобы беседа дала нужные результаты, исследователь должен овладеть искусством собеседования. Беседа должна быть заранее спланирована и подготовлена, продуманы способы и средства, помогающие понять психическое состояние собеседника.

Письменный опрос проводится чаще всего при помощи анкет. К нему прибегают в тех случаях, когда необходимо изучить психические явления у большого количества людей. Недостатком этого вида опроса является отсутствие прямого контакта с обследуемыми, а также невысокая достоверность ответов, так как невозможно убедиться, насколько откровенно отвечает опрашиваемый человек на поставленные вопросы.

В современной психологии широкое применение находит метод - тестов . Тесты имеют преимущество диагностический характер . Они дают возможность объективно установить наличие или отсутствие психических свойств и качеств у субъекта и дать им количественную и качественную характеристику.

Тесты применяются для изучения уровня развития психических процессов, способностей, наличия знаний и умений, проявления черт характера и свойств темперамента.

Тесты представляют собой набор стандартизированных, выверенных испытаний , результаты которых определенным образом интерпретируются.

В зависимости от того, какие свойства личности изучаются, применяется и соответствующий набор тестов.

Так, например, для изучения способностей и наличия знаний, навыков и умений применяются тесты-задания , по результатам выполнения которых судят об уровне развития перцептивных, мнемических, интеллектуальных и других качеств личности и о степени ее готовности выполнить ту или иную деятельность. При изучении психических свойств личности используются тесты-опросники , отвечая на которые испытуемые обнаруживают присущие им особенности темперамента и характера.

Наиболее важное значение в психологических исследованиях имеет эксперимент . Применяя этот метод, исследовать сам создает условия, при которых начинает проявляться интересующее его психическое явление. Кроме того в ходе эксперимента он может вносить коррективы и изменения в создаваемую им ситуацию, варьировать и неоднократно повторять его для получения надежных данных.

Эксперимент может проводиться как в лабораторных, так и в естественных условиях.

Лабораторный эксперимент дает возможность получить точно фиксируемые данные, так как при его проведении широко применяется специальная аппаратура. Отрицательным моментом этого вида эксперимента является то, что он проводится в искусственных лабораторных условиях и вызывает неестественное поведение испытуемых.

В естественном эксперименте этот недостаток устраняется, так как здесь исследование проводится в привычной обстановке в процессе выполнения какой-либо деятельности, которой занимается обычно испытуемый. Естественный эксперимент применяется во всех отраслях психологии. Но особенно широкое применение он получил в педагогической психологии.

Наиболее результативным является комплексное исследование , проведенное не одним, а несколькими методами.

Сначала проводится наблюдение или опрос с целью сбора первоначальной предварительной информации, на основе которой выдвигается гипотеза о возможном наличии интересующего исследователя психического явления. Затем, чтобы убедиться в правильности гипотезы, применяется тестирование , которое дает возможность установить степень выраженности психического явления и дать ему количественную и качественную характеристику.

Результаты исследования тщательно анализируются, сравниваются и обобщаются, и на основе количественной и качественной оценки делаются выводы теоретического и практического характера. Достоверность выводов во многом зависит от методов обработки полученных данных посредством математического анализа и технических средств, применяемых в науке.

Существуют определенные правила, которые обязательно надо выполнить, приступая к исследованию:

1. Применяемые методы исследования должны быть научными , т. е. проверенными неоднократно на получение правдивой, объективной, надежной и доказуемой информации, которую можно использовать во благо обследованного. Только тогда их, возможно, задействовать вновь.

Современное развитие психологии допускает альтернативное изучение причин возникновения психических явлений. Плюрализм может в этом случае провоцировать ненаучное толкование воздействия одного человека на другого или, к примеру, стремление объяснить потребности ребенка влиянием наследственности, а черты характера следующим образом: «Так на роду написано, ничего не сделаешь» и т. п.

2. Используемые методы должны быть валидными и должен давать, достоверную, правдивую информацию. Способы изучения психических явлений, появившихся в процессе и результате деятельности, общения, должны давать ту качественную информацию, на которую они нацелены. Валидность объединяет цель, эталон и реальную картину проводимого исследования Психологу необходимо понимать, что используемый метод исследования должен соответствовать ожидаемым результатам.

Отсутствие валидности проявляется по-разному: когда задание слишком сложное и не отражает уровень возрастного или психического развития; когда оно исследует только одну деталь, а претендует на иллюстрацию общего свойства; когда задание не соответствует уровню национальной культуры.

Существуют правила проверки метода на валидность: сначала апробируют ту или иную методику на небольшой выборке или на самом исследователе, затем привлекают группу экспертов, наиболее компетентных в данном вопросе. Можно также использовать какой-либо фрагмент методики. В любом случае психолог обязан привлекать проверенные методы, полученные в профессиональном сообществе.

3. Метод должен способствовать получению однозначной информации , которая может быть подтверждена и другими средствами исследования.

Психологу в сфере образования необходимо быть уверенным, что полученные при исследовании данные значимы, им можно доверять и использовать в целях коррекции. Очень часто он стремится использовать как можно больше методик, которые, естественно, высвечивают многообразную картину обследованного качества. Это приводит к тому, что главные свойства и их причины растворяются в контексте множества признаков. Иногда случается, что при изменении ситуации метод приводит к иным результатам.

Если проводит исследование учитель (чаще всего это опрос) - дети ведут себя, как обычно. Приходит психолог - картина меняется. Одни дети любопытны, с удовольствием «решают научные задачки», другие могут выполнять исследовательское задание только наедине с психологом, боясь афишировать свои действия. Бывает и так, что личностные опросники дают информацию, не обнаруживаемую при наблюдении.



4. Методы исследования должны быть взаимозависимыми, несмотря на их самостоятельность. Следует указать на логичность и последовательность их использования: что нужно психологу сделать сначала, что в конце, почему применяется выбранный способ исследования, каковы его этапы, какую информацию следует проверить и как. Важно раскрывать психическое явление последовательно, обстоятельно, многогранно. Необходимо и квалифицированно оперировать избранным методом.

В настоящее время появилось множество материалов об исследовании методик «в домашних условиях». Не прошедшие проверку на валидность опросники и другие задания могут принести не пользу, а вред. Психолог-профессионал должен быть всегда очень осторожен в выборе способа исследования, потому что он имеет дело с психикой человека.

5. Метод должен извлекать репрезентативную информацию . Это соответствие характеристик, полученных в результате выборочного наблюдения, тем, которые характеризуют всю совокупную выборку. Репрезентативность - представительность данных, полученных тем или иным способом.

Для того чтобы сделать вывод о развитии словесно-логической памяти учащихся начальных классов, недостаточно изучить ее особенности только у первоклассников. Иногда психолог исследует какой-либо аспект, вовлекая в работу десятерых, а вывод делает о сотне испытуемых. Чем сложнее и весомее задача исследования, тем с привлечением большего числа испытуемых она должна решаться и более точными методами. Способ исследования какого-либо явления должен показывать существенное свойство у одних испытуемых, а затем подтверждаться и у других.

6. Понятность требования, предъявляемого испытуемым . Иногда можно увидеть, как неверно сообщается инструкция, как усложняется или упрощается задание. Например, психолог говорит ребенку: «Сейчас посмотрим, умный ты или только кажешься таким, а то в классе ведешь себя, будто с тобой никто и справиться не может». Получается в таком случае не научное исследование, а его фальсификация, да еще с угрозой и в форме наказания.

Случается, испытуемый не понимает, что от него требуется, поскольку ему непонятен язык, профессиональный сленг. Например: «Ответьте на вопросы, и я скажу, кто вы - интроверт или экстраверт».

7. Проводимые исследования, не должны быть спонтанными, случайными и хаотичными . Необходима исследовательская программа, в которой отражены четкая цель, задачи, гипотезы и предполагаемые методы исследования. В программе указывается и исследовательская выборка, обосновывается, почему требуется изучить определенное количество человек, кто будет проводить исследование - психолог или учителя-экспериментаторы, как будут обсуждаться результаты, нужно ли привлекать к исследованию других специалистов - например, предполагается ли задействовать различные школьные службы (методическую, логопедическую, медицинскую).

Тест - это особый вид неэкспериментального исследования, представляющий собой специальное задание или систему заданий. Испытуемый выполняет задание, время выполнения которого обычно учитывают. Тесты применяют при исследовании способностей, уровня умственного развития, навыков, уровня усвоения знаний, а также при изучении индивидуальных особенностей протекания психических процессов.

Тестирование - обычно ограниченное во времени испытание, с помощью которого измеряется уровень развития или степень выраженности некоторых психических свойств личности, групп или общностей.

Классификация тестов:

  • 1) по форме:
    • а) устные и письменные;
    • б) индивидуальные и групповые;
    • в) аппаратурные и бланковые;
    • г) предметные и компьютерные;
    • д) вербальные и невербальные (выполнение заданий опирается на невербальные способности (перцептивные, моторные), а речевые способности испытуемых включаются в них только в плане понимания инструкций. К невербальным тестам относятся большинство аппаратурных тестов, предметных, рисуночных и т. п.);
  • 2) по содержанию:
    • а) изучающие свойства интеллекта;
    • б) способности;
    • в) отдельные характеристики личности и т. д.;
  • 3) по целям тестирования:
    • а) тесты для самопознания не являются строго научными, имеют небольшой объем, их отличает простота тестирования и подсчета результатов, они публикуются в популярных газетах, журналах, книжных изданиях;
    • б) тесты для диагностирования специалистом являются наиболее строгими в плане стандартизации процедуры тестирования и структуры, содержания тестовых заданий (стимульного материала), а также обработки информации и ее интерпретации, для них характерна валидность, они должны иметь нормативы по базовым группам;
    • в) тесты для экспертизы проводятся по инициативе официальных лиц (например, администрации, желающей проверить своих сотрудников на профессиональную пригодность или нанять на работу наиболее достойных, имеющих наилучшие результаты тестовых испытаний), требования аналогичны требованиям, предъявляемым к тестам для специалистов. Особенностью данных тесов является использование вопросов, минимизирующих неискренние ответы;
  • 4) по временным ограничениям:
    • а) тесты, учитывающие скорость выполнения заданий;
    • б) тесты результативности;
  • 5) по методическому принципу, положенному в основу методики:
    • а) объективные тесты;
    • б) методики стандартизированного самоотчета, в том числе:
      • - тесты-опросники состоят из нескольких десятков вопросов (утверждений), относительно которых испытуемые выносят свои суждения (как правило, «да» или «нет», реже трехальтернативный выбор ответов);
      • - открытые опросники, предполагающие последующий кон

тент-анализ;

  • - шкальные техники, построенные по типу семантического дифференциала Ч. Осгуда, методики классификации;
  • - индивидуально-ориентированные техники типа ролевых репертуарных решеток;
  • в) проективные техники, в которых, стимульный материал, предъявляемый испытуемым, характеризуется неопределенностью, предполагающей самые разнообразные трактовки (тест Роршаха, ТАТ, Сонди и др.);
  • г) диалогические (интерактивные) техники (беседы, интервью, диагностические игры).

Требования к тестовым методам исследования:

  • 1) репрезентативность (представительность) - это возможность распространения результатов, полученных при исследовании выборочной совокупности объектов, на всю совокупность этих объектов;
  • 2) однозначность методики - характеризуется тем, в какой степени получаемые с ее помощью данные отражают изменения именно и только того свойства, для оценки которого данная методика применяется Обычно это качество проверяется повторными измерениями;
  • 3) валидность (обоснованность) - это обоснованность выводов, полученных в результате применения данной методики;
  • 4) точность - способность методики чутко реагировать на малейшие изменения оцениваемого свойства, происходящие в ходе социально-психологического диагностического эксперимента;
  • 5) надежность - возможность получения с помощью данной методики устойчивых показателей.

Тестовое исследование отличается сравнительной простотой процедуры, оно кратковременно, проводится без сложных технических приспособлений, требует самого простого оснащения (часто это просто бланк с текстами задач). Результат решения теста допускает количественное выражение и тем самым открывает возможность математической обработки. Отметим и то, что в процессе тестовых исследований не учитывается влияние многочисленных условий, которые так или иначе влияют на результаты, - настроение испытуемого, его самочувствие, отношение к тестированию. Неприемлемыми являются попытки с помощью тестов установить предел, потолок возможностей данного человека, прогнозировать, предсказывать уровень его будущих успехов.

Тесты являются специализированными методами психодиагностического обследования, применяя которые можно получить точную количественную или качественную характеристику изучаемого явления. От других методов исследования тесты отличаются тем, что предполагают четкую процедуру сбора и обработки первичных данных, а также своеобразие их последующей интерпретации. С помощью тестов можно изучать и сравнивать между собой психологию разных людей, давать дифференцированные и сопоставимые оценки.

Варианты теста: тест-опросник, тест-задание, проективные тесты

  • 1. Тест-опросник основан на системе заранее продуманных, тщательно отобранных и проверенных с точки зрения их валидности и надежности вопросов, по ответам на которые можно судить о психологических качествах испытуемых.
  • 2. Тест-задание предполагает оценку психологии и поведения человека на базе того, что он делает. В тестах этого типа испытуемому предлагается серия специальных заданий, по итогам выполнения которых судят о наличии или отсутствии и степени развития у него изучаемого качества.

Тест-опросник и тест-задание применимы к людям разного возраста, принадлежащим к различным культурам, имеющим разный уровень образования, разные профессии и неодинаковый жизненный опыт. Это - их положительная сторона. А недостаток состоит в том, что при использовании тестов испытуемый по желанию может сознательно повлиять на получаемые результаты, особенно если он заранее знает, как устроен тест и каким образом по его результатам будут оценивать его психологию и поведение. Кроме того, тест-опросник и тест-задание неприменимы в тех случаях, когда изучению подлежат психологические свойства и характеристики, в существовании которых испытуемый не может быть полностью уверен, не осознает или сознательно не хочет признавать их наличие у себя. Такими характеристиками являются, например, многие отрицательные личностные качества и мотивы поведения.

3. Проективные тесты. В основе таких тестов лежит механизм проекции, согласно которому неосознаваемые собственные качества, особенно недостатки, человек склонен приписывать другим людям. Проективные тесты предназначены для изучения психологических и поведенческих особенностей людей, вызывающих негативное отношение. Применяя тесты подобного рода, о психологии испытуемого судят на основании того, как он воспринимает окружающий коллектив и среду в которой он находится.

Этот недостаток относится ко всем методам исследования, основанным на самоконтроле, т.е. связанным с использованием речевых и поведенческих сознательно контролируемых реакций.

Пользуясь проективным тестом, психолог с его помощью вводит испытуемого в воображаемую, сюжетно неопределенную ситуацию, подлежащую произвольной интерпретации. Такой ситуацией может стать, например, поиск определенного смысла в картинке, где изображены неизвестно какие люди, непонятно чем занятые. Нужно ответить на вопросы, кто эти люди, чем они озабочены, а чем думают и что произойдет дальше. На основании содержательной интерпретации ответов судят о собственной психологии отвечающих.

Тесты проективного типа предъявляют повышенные требования к уровню образованности и интеллектуальной зрелости испытуемых, и в этом состоит основное практическое ограничение их применимости. Кроме того, такие тесты требуют большой специальной подготовки и высокой профессиональной квалификации со стороны самого психолога.

4. Дополнительные методы. По сравнению с беседой, которая характеризуется растянутостью, медленным накоплением данных при массовых обследованиях, анкетирование более экономично во времени, что и обеспечивает ему широкое распространение на практике.

Метод экспертных оценок предполагает опрос специалистов о тех или иных элементах рабочей ситуации или личности профессионала с целью построения ответственного заключения. Экспертная оценка бывает индивидуальной, когда ее субъектом является один человек, и групповой. Одной из разновидностей групповой оценки является метод обобщения независимых характеристик, который используется при описании профессионально важных качеств конкретного профессионала

Специфическим методом экспертной оценки профессионала, применяемым в психологии труда, является метод критических инцидентов - его сущность состоит в том, что работники, хорошо знающие профессию, приводят реальные примеры поведения специалистов, характеризующие высокую или низкую эффективность профессиональной деятельности.

Метод анамнеза предполагает сбор данных об истории развития конкретной личности как субъекта трудовой деятельности. Он используется обычно в профессиональном консультировании для определения степени устойчивости мотивов, для выявления некоторых способностей и личностных особенностей, не поддающихся непосредственному наблюдению, для построения прогнозов профессиональной карьеры личности. Данный метод применим к малоразработанной в нашей науке проблеме ретроспективного анализа ситуаций выбора профессий, профессиональной переориентации, типологии профессиональной карьеры.

Наблюдение - метод психологического исследования, состоящий в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии и фиксации проявлений поведения, получения суждений о субъективных психических явлениях наблюдаемого.

Наблюдение имеет следующее основные области применения:

  • 1) анализ поведения при систематических изменениях ситуации; это позволяет проследить характер последовательности действий, способы планирования и контроля деятельности, точность воспроизведения инструкций, частоту использования определенных приборов и т.п.;
  • 2) Наблюдение за работой одного оператора в различных ситуациях, что позволяет оценить влияние различных ситуаций на качество деятельности;
  • 3) Наблюдение за поведением различных операторов в одинаковых условиях; такое наблюдение позволяет выявить индивидуальные особенности операторов, дать сравнительную характеристику качества деятельности.

По характеру организации наблюдение может быть случайным или систематическим. Наблюдение обычно дополняется рядом способов объективной регистрации изучаемых явлений. К ним относятся, в частности, фотографирование или киносъемка рабочей позы и выражения лица оператора, показаний наблюдаемых им приборов и индикаторов, направлений взора и рабочих движений. Наблюдение может быть уточнено и с помощью замеров. Это могут быть замеры геометрических размеров рабочего места, замеры времени и последовательности труда и отдыха, замеры времени выполнения отдельных действий и движений. В процессе наблюдения широко проводятся также замеры физиологических показателей человека: частота пульса и дыхания, кровяного давления, электрической активности сердца, головного мозга, мышц и т.п. Большое значение при наблюдении принадлежит анализу ошибочных действий человека, что позволяет скрыть причины их возникновения и наметить пути их устранения.

При проведении наблюдения необходимо обеспечить такие условия, чтобы не отвлекать наблюдаемого от работы, не сковывать его действия, не делать их мене естественными. Наблюдение всегда характеризуется некоторой субъективностью; оно может создавать установку, благоприятною для фиксации значимого факта, что порождает интерпретацию фактов в духе ожиданий наблюдателя. Повышению объективности наблюдения способствуют отказ от преждевременных обобщений и выводов, многократность наблюдения, сочетание его с другими методами исследования. Определенными недостатками наблюдения как метода изучения поведения человека являются его пассивность, созерцательность. Наблюдение не вносит изменений в изучаемый процесс, поэтому в ходе его не всегда могут появиться именно те ситуации, которые больше всего интересуют исследователя. Для устранения этого недостатка следует прибегать к эксперименту.

Эксперимент как метод психологического исследования заключается в том, что в нем целенаправленно и продуманно создается искусственная ситуация, в которой изучаемое свойство выделяется, проявляется и оценивается лучше всего. Основное достоинство эксперимента состоит в том, что он позволяет надежнее, чем все остальные методы, делать выводы о причинно-следственных связях исследуемого явления с другими феноменами, научно объяснять происхождение явления и развитие. Однако организовать и провести настоящий, отвечающий всем требованиям психологический эксперимент на практике бывает нелегко, поэтому в научных исследованиях он встречается реже, чем другие методы.

Имеются две основные разновидности эксперимента: естественный и лабораторный. Друг от друга они отличаются тем, что позволяют изучать психологию и поведение людей в условиях, отдаленных или приближенных к действительности. Естественный эксперимент организуется и проводится в обычных жизненных условиях, где экспериментатор практически не вмешивается в ход происходящих событий, фиксируя их в том виде, как они разворачиваются сами по себе. Лабораторный эксперимент предполагает создание некоторой искусственной ситуации, в которой изучаемое свойство можно лучше всего изучить. Данные, получаемые в естественном эксперименте, лучше всего соответствуют типичному жизненному поведению индивида, реальной психологии людей, но не всегда точны из-за отсутствия у экспериментатора возможности строго контролировать влияние всевозможных факторов на изучаемое свойство. Результаты лабораторного эксперимента, напротив, выигрывают в точности, но зато уступают в степени естественности - соответствия жизни.

Беседа - специфичный для психологии метод исследования человеческого поведения, так как в других естественных науках коммуникация между субъектом и объектом исследования невозможна. Диалог между двумя людьми, в ходе которого один человек выявляет психологические особенности другого, называется методом беседы. Психологи различных школ и направлений широко используют ее в своих исследованиях. Достаточно назвать Пиаже и представителей его школы, гуманистических психологов, основоположников и последователей "глубинной" психологии и т.д.

Беседа включается как дополнительный метод в структуру эксперимента на первом этапе, когда исследователь собирает первичную информацию об испытуемом, дает ему инструкцию, мотивирует и т.д., и на последнем этапе - в форме пост экспериментального интервью. Исследователи различают клиническую беседу, составную часть "клинического метода", и целенаправленный опрос "лицом к лицу" - интервью. Содержание бесед можно протоколировать полностью или выборочно в зависимости от конкретных целей исследования. При составлении полных протоколов бесед удобно пользоваться магнитофоном. Соблюдение всех необходимых условий проведения беседы, включая сбор предварительных сведений об испытуемых, делает этот метод очень эффективным средством психологического исследования. Поэтому желательно, чтобы беседа проводилась с учетом данных, полученных при помощи таких методов, как наблюдение и анкетирование. В этом случае в ее цели может входить проверка предварительных выводов, вытекающих из результатов психологического анализа и полученных при использовании данных методов первичной ориентировки в исследуемых психологических особенностях испытуемых. Опрос представляет собой метод, при использовании которого человек отвечает на ряд задаваемых ему вопросов. Есть несколько вариантов опроса, и каждый из них имеет свои достоинства и недостатки. Рассмотрим их.

Устный опрос применяется в тех случаях, когда желательно вести наблюдение за поведением и реакциями человека, отвечающего на вопросы. Этот вид опроса позволяет глубже, чем письменный, проникнуть в психологию человека, однако требует специальной подготовки, обучения и, как правило, больших затрат времени на проведение исследования. Ответы испытуемых, получаемые при устном опросе, существенно зависят и от личности того человека, который ведет опрос, и от индивидуальных особенностей того, кто отвечает на вопросы, и от поведения обоих лиц в ситуации опроса.

Письменный опрос позволяет охватить большее количество людей. Наиболее распространенная его форма - анкета. Но ее недостатком является то, что, применяя анкету, нельзя заранее учесть реакции отвечающего на содержание ее вопросов и, исходя из этого, изменить их.

Свободный опрос - разновидность устного или письменного опроса, при которой перечень задаваемых вопросов и возможных ответов на них заранее не ограничен определенными рамками. Опрос данного типа позволяет достаточно гибко менять тактику исследования, содержание задаваемых вопросов, получать на них нестандартные ответы. В свою очередь стандартизированный опрос, при котором вопросы и характер возможных ответов на них определены заранее и обычно ограничены достаточно узкими рамками, более экономичен во времени и в материальных затратах, чем свободный опрос.

Интервью - это метод получения необходимой информации путем непосредственной и целенаправленной беседы интервьюера с респондентом. Существует несколько классификаций интервью в зависимости от выбранного основания:

  • 1. по целевому назначению:
    • а) интервью мнений и отношений;
    • б) документальные интервью.
  • 2. по технике или по форме:
    • а) неформализованное (вопросы, их последовательность и количество заранее не определяются);
    • б) формализованное (вопросы и регистрация стандартизированы).
  • 3. по процедуре:
    • а) панельное (повторное) - изучают эволюцию отношений, мнений;
    • б) клиническое (глубокое, интенсивное);
    • в) многократное - изучают одно лицо много раз;
    • г) фокусированное.

Процедура интервью.

  • 1. Начальный этап всякого интервью - установление социально-психологических контактов интервьюера и респондента. Затем интервьюер называет организацию, которую он представляет, объясняет задачу интервью и причины выбора данного респондента.
  • 2. Второй этап - основное интервьюирование - осуществляется в соответствии с разработанным заранее вопросником.
  • 3. Третий этап интервью - анализ результатов опроса.

Все вопросы классифицируют по содержанию, форме и функции.

  • а) о фактах, действиях в прошлом и настоящем, а также о продуктах деятельности;
  • б) о мотивах, оценках и мнениях индивидов.

В группе "а" исследователь может получить объективные сведения об опрашиваемом, о том, что он знает и помнит, а "в группе "б" - информацию о том, что думает опрашиваемый, что он намеревается делать и почему. Вопросы группы "б" более трудные, ответы менее достоверные. Большое значение для выявления мотивов, намерений, установок имеют проективные вопросы, когда респондентам предлагают набор ситуаций, которые могли бы встретиться в жизни, и просят указать предпочтительный вариант поведения: "Представьте себе, что...".

По форме:

а) открытые и закрытые;

Открытые вопросы предполагается ответ в свободной форме, но эта "свобода" ответов затрудняет обработку данных, а закрытые вопросы предполагают перечень альтернативных ответов, при этом могут быть альтернативы с веером ответов или ответы с ранжированной оценкой.

б) прямые и косвенные.

Прямые вопросы задаются "в лоб", а косвенные представляют серию уточняющих вопросов.

По функции:

  • а) фильтрующие;
  • б) контрольные вопросы.

Основная функция фильтрующих вопросов - отсеять респондентов некомпетентных, а контрольных вопросов - проверить достоверность полученных ответов (шкала "лжи").

Сферы применения интервью:

  • - на ранних стадиях исследования с целью уточнения общей проблемы и гипотезы;
  • - для разработки методики больших опросов-обследований;
  • - в качестве основного метода сбора социально-психологической информации;
  • - в качестве дополнительного метода совместно с другими методами исследования;
  • - в контрольных исследованиях для уточнения и проверки данных других методов.

Анкетирование, как и наблюдение, является одним из наиболее распространенных исследовательских методов в психологии. Анкетирование обычно проводится с использованием данных наблюдения, которые (наряду с данными, полученными при помощи других исследовательских методов) используются при составлении анкет. Существуют три основных типа анкет, применяемых в психологии: это анкеты, составленные из прямых вопросов и направленные на выявление осознаваемых качеств испытуемых. Например, в анкете, направленной на выявление эмоционального отношения школьников к своему возрасту, использован такой вопрос: "Предпочитаете стать взрослым теперь же, сразу, или хотите остаться ребенком и почему?"; это анкеты селективного типа, где испытуемым на каждый вопрос анкеты предлагается несколько готовых ответов; задачей испытуемых является выбор наиболее подходящего ответа.

Например, для определения отношения учащегося к различным учебным предметам можно использовать такой вопрос: "Какой из учебных предметов - самый интересный?". А в качестве возможных ответов можно предложить перечень учебных предметов: "алгебра", "химия", "география", "физика" и т.д.; это анкеты шкалы; при ответе на вопросы анкет-шкал испытуемый должен не просто выбрать наиболее правильный из готовых ответов, а прошкалировать (оценить в баллах) правильность из предложенных ответов. Так, например, вместо ответов "да" или "нет" испытуемым можно предложить пятибалльную шкалу ответов:

  • 5 - уверено да;
  • 4 - больше да, чем нет;
  • 3 - не уверен, не знаю;
  • 2 - больше нет, чем да;
  • 1 - уверенно нет.

Между этими тремя типами анкет не существует принципиальных различий, все они являются лишь различными модификациями метода анкетирования. Однако если использование анкет, содержащих прямые (а тем более косвенные) вопросы, требует предварительного качественного анализа ответов, что значительно затрудняет использование количественных способов отработки и анализа получаемых данных, то анкеты-шкалы являются наиболее формализованным типом анкет, так как они позволяют проводить более точный количественный анализ данных анкетирования.

Бесспорным достоинством метода анкетирования является быстрое получение массового материала, что позволяет проследить ряд общих изменений в зависимости от характера учебно-воспитательного процесса и т.п. Недостатком метода анкетирования является то, что он позволяет вскрывать, как правило, только самый верхний слой факторов: материалы, при помощи анкет и вопросников (составленных из прямых вопросов к испытуемым), не могут дать исследователю представления о многих закономерностях и причинных зависимостях, относящихся к психологии. Анкетирование - это средство первой ориентировки, средство предварительной разведки. Чтобы компенсировать отмеченные недостатки анкетирования, применение этого метода следует сочетать с использованием более содержательных исследовательских методов, а также проводить повторные анкетирования, маскировать от испытуемых подлинные цели опросов и т.д.

Тестирование - метод психологической деятельности, использующий стандартизированные задачи и вопросы - тесты, имеющие определенную шкалу значений. Применяются для стандартизированного измерения индивидуальных различий. Позволяют с известной вероятностью определить актуальный уровень развития у индивида необходимых навыков, знаний, личностных характеристик и т.п. Тестирование предполагает, что обследуемый выполняет определенную деятельность: это может быть решение задачи, рисование, рассказ по картинке и пр. - в зависимости от используемой методики. В процессе тестирования происходит определенное испытание, на основании результатов которого делаются выводы о наличии, особенностях и уровне развития тех или иных свойств. Отдельные тесты - это стандартные наборы заданий и материала, с которым работает испытуемый, стандартна и процедура предъявлений заданий, хотя в некоторых случаях предусматриваются определенные степени свободы для поводящего тестирование - право задавать дополнительный вопрос, построить беседу в связи с материалом и т.п. Процедура оценки результатов также стандартна. Такая стандартизация позволяет сопоставить результаты различных испытуемых.

Основными сферами тестирования являются:

  • 1) образование;
  • 2) проф. подготовка и отбор;
  • 3) психологические консультирования;
  • 4) клиническая практика.

Однако в любой из этих сфер процесс тестирования может быть разделен на три этапа:

  • 1) выбор теста;
  • 2) проведение тестирования;
  • 3) интерпретация результатов тестирования.

На всех этапа необходимо участие квалифицированного психолога или, в крайнем случае, специально подготовленного человека.

Проективные методики - это группа методик, предназначенных для диагностики личности. Для них характерен глобальный подход к оценке личности, а не выявление отдельных ее черт. Наиболее существенным признаком проективных методик является использование в них неопределенных стимулов, которые испытуемый должен сам дополнять, интерпретировать, развивать и т.д. Так, испытуемым предлагается интерпретировать содержание сюжетных картинок, завершать незаконченные предложения, давать толкование неопределенных очертаний и т.п. В отличие от интеллектуальных тестов ответы на задания проективных методик не могут быть правильными или неправильными; возможен широкий диапазон разнообразных решений. При этом предполагается, что характер ответов определяется особенностями личности испытуемого, которые "проецируются" на ответы. Цель проективных методик относительно замаскирована, что уменьшает возможность испытуемого давать такие ответы, которые позволяют произвести желательное о себе впечатление.

Эти методики носят в основном индивидуальный характер и в большей своей части бывают предметными или бланковыми.

Принято различать следующие группы проективных методик:

  • - методики структурирования: формирование стимулов, придание им смысла;
  • - методики конструирования: создание из оформленных деталей осмысленного целого;
  • - методики интерпретации: истолкование какого-либо события, ситуации;
  • - методики - дополнения: завершение предложения, рассказа, истории;
  • - методики катарсиса: осуществление игровой деятельности в особо организованных условиях;
  • - методики изучения экспрессии: рисование на свободную или заданную тему;
  • - методики изучения импрессии: предпочтение одних стимулов (как наиболее желательных) другим.
Для уверенности в достоверности результатов психодиагностических исследований необходимо, чтобы используемые психодиагностические методы были научно обоснованы, т. е. отвечали ряду требований.Такими требованиями являются1. Валидность – “полноценность”, “пригодность”, “соответствие”. Валидность теоретическая – определяется по соответствию показателейисследуемого качества, получаемых с помощью данной методики, показателям, получаемым с помощью других методик.Валидность методики проверяется и уточняется в процессе ее достаточнодлительного использования.2. Надежность – характеризует возможность получения с помощью данной методики устойчивых показателей.Надежность психодиагностической методики можно установить двумя способами:--путем сравнения результатов, получаемых по этой методике разными людьми--путем сравнения результатов, получаемых по одной и той же методике вразличных условиях.3.Однозначность методики – характеризуется тем, в какой степени получаемые с ее помощью данные отражают изменения именно итолько того свойства , для оценки которого данная методика применяется.4. Точность – отражает способность методики тонко реагировать на малейшие изменения оцениваемого свойства, происходящие в ходе психодиагностического эксперимента.

4. понятие деятельности. Теория деятельности Леонтева. Ведущие виды деятельности в дошкольном и школьном возрасте.

Деятельность - это активное взаимодействие человека со средой, в результате которого он достигает сознательно постав­ленной цели, возникшей в результате появления у него опре­деленной потребности, мотива.

Теория деятельности в трудах А.Н. Леонтьев. А.Н. Леонтьевым была выдвинута концепция деятельности, являющаяся в настоящее время одним из признанных теоретических направлений современной психологии. Схема деятельности: (деятельность – действие – операция – психофизиологические функции), соотнесенная со структурой мотивационной сферы (мотив–цель–условие). Основными понятиями данной теории являются деятельность, сознание и личность.Деятельность человека имеет сложное иерархическое строение. Она состоит из нескольких неравновесных уровней. Верхний уровень – это уровень особых видов деятельности, затем следует уровень действий, за ним – уровень операций, и самый низкий – уровень психофизиологических функций. Центральное место в этом иерархическом построении занимает действие, которое является основной единицей анализа деятельности. Структура деятельности: Потребности - источник активности личности, они за­ставляют человека активно действовать. Это осознание человеком нужды в чем-либо, что ему необходимо для поддержания организма и развития его личности.

Виды потребностей: - естественные (природные) и социальные (духовные);- осознанные и неосоз­нанные.

Цель - то, на что непосредственно направлена деятельность.Мотив - это форма проявления потребности, побужде­ние к определенной деятельности, тот предмет, ради ко­торого осуществляется деятельность.

Движение - это моторная функция живого организма, самая простая составная часть деятельности. Виды движений: - непроизвольные и произвольные,- врожденные и приобретенные. Действия представляют собой совокупность движений, которые имеют цель и направлены на определенный объект (предмет). Действия всегда социальны, выполняются, как правило, осознанно. Виды действий: - предметные; - умственные, волевые; - действия, направленные на других людей, - поступок (или проступок).Основные виды деятельности: общение, игра, труд, учение Присутствуют в жизни каждого человека, в них происходит развитие психики и личности. Цели и мотивы. Взаимодействие. Понятие о ведущей деятельности А.Н. Леонтьева.

Освоение деятельности: умения, навыки, привычки . Умение - это успешный способ выполнения деятельно­сти.

Навыки - это частично автоматизированные действия, которые образуются в результате упражнений. Виды навыков : ходьба, бег, письмо, мыслительные, сенсорные, навыки поведения и др.

Привычка - это потребность произвести соответствующее действие. Виды привычек: профессиональные, моральные, гигиенические, эстети-ческие, учебные, куль­турного поведения и др. Полез­ные и вредные привычки.

5. Понятие темперамент. Теория темперамента. Психологическая характеристика детей с разными типами характера.

Темперамент как характеристика индивидуальных свойств человека. Темперамент – свойство личности, придающее своеобразную окраску всей деятельности и поведению людей. Темперамент - индивидуальная особенность человека, которые определяют динамику его психологической деятельности и поведения. Свойства темперамента: активность и эмоциональность.

Теория темперамента: 1. Гуморальная теория. Еще в Древней Греции врач Гиппократ предложил кон­цепцию темперамента. Темперамент зависит от соотношения четырех жидкостей организма и того, ка­кая из них преобладает: кровь (по-латински «сангве»), слизь (по-гречески «флегма»), красно-желтая желчь (по-гречес­ки «холе»), черная желчь (по-гречески «мелайн холе»). Смесь этих жидкостей, утверждал Гиппократ, и лежит в основе основных типов темпераментов: сангвинического, холе­рического, меланхолического и флегматического. Дав, в общем, правильное описание основных темпера­ментов, Гиппократ не мог дать научного их обоснования. 2. Конституционная теория. Возникла в XX веке (Кречмер, Шелдон). Главная идея - установление связи темперамента с телосложением человека. Шелдон утверждал, что тип телосложения зависит от того, как протекало внутриутробное развитие человека. Кречмер соотнёс с типами строения тела определённые типы личности.



3. Физиологическая теория. И.П. Павлов, изучая работу больших полушарий голов­ного мозга, установил, что все черты темперамента зави­сят от особенностей высшей нервной деятельности человека. Он доказал, что у представителей различных темперамен­тов изменяются типологические различия силы, уравно­вешенности и подвижности процессов возбуждения и тор­можения в коре головного мозга. Различные соотношения указанных свойств нервных процессов были положены в основу определения типа выс­шей нервной деятельности. В зависимости от сочетания силы, подвижности и уравновешенности процессов возбуждения и торможе­ния И.П. Павлов выделил четыре типа нервной систе­мы, которые соответствуют четырем темпераментам:1. Сангвиник - сильный, уравновешенный, подвижный.2. Флегматик - сильный, уравновешенный, малопод­вижный. 3. Холерик - сильный, неуравновешенный. 4. Меланхолик - слабые процессы возбуждения и тор­можения.

Психологическая характеристика людей разных типов темперамента. Сангвиник - быстрый, подвижный, отклика­ется эмоционально на все впечатления; чувства ярки, но неус­тойчивы и легко сменяются противоположными чув­ствами. Сангвиник быстро устанавливает социальный контакт. Он почти всегда - инициатор в общении, немедленно от­кликается на желание общаться со стороны другого чело­века, но его отношение к людям может быть изменчивым и непостоянным. Он как рыба в воде чувствует себя в боль­шой компании незнакомых людей, а новая, необычная обстановка его только возбуждает Флегматик - медлительный, уравновешенный и спокойный, которого нелегко эмоционально задеть и невозможно вывести из себя; чувства его почти никак не проявляются вовне. В отношениях с другими людьми они спокойны, устойчивы в своих эмоциях. Но в опреде­ленных условиях может развиться безразличие к труду, к окружающей жизни, безволие. Социальные контакты флегматик устанавливает медленно, свои чувства прояв­ляет мало и долго не замечает, что кто-то ищет повод всту­пить с ним в знакомство. Зато он устойчив и постоянен в своем отношении к человеку. Он любит находиться в уз­ком кругу старых знакомых, в привычной обстановке. Холерик - быстрый, порывистый, с сильны­ми, загорающимися чувствами, которые ярко отражают­ся в выразительной мимике, жестах, речи. Он часто склонен к бурным эмоциональным вспышкам. У холериков наблюдаются быстрая смена настроений, неуравновешен­ность. С увлечением, начиная дело, холерик быстро остывает, интерес к работе пропадает, и он без воодушевления про­должает, а иногда и бросает ее. В общении люди холерического темперамента бывают трудны. Меланхолик - эмоционально откликается далеко не на все. У него небольшое разнообразие эмоциональных пере­живаний, но эти переживания отличаются значительной глубиной, силой и длительностью. Он откликается не на все, но уж когда откликается, то переживает сильно, хотя мало выражает вовне свои чувства. В привычной, спокойной обста­новке люди этого типа работают очень продуктивно, от­личаются глубиной, содержательностью своего эмоцио­нально-нравственного поведения и отношения к окружа­ющим людям. Меланхолики очень обидчивы, тяжело переносят неудачи, обиды. Они расположены к замкнуто­сти, одиночеству, чувствуют себя неловко в новой, не­привычной обстановке, часто смущаются.В большин­стве случаев встречается сочетание особенностей одного темперамента с чертами другого. Тип темперамента не может быть «хорошим» и «плохим».