Требования к объективным методам исследования не включают. Требования к методам исследования

Экзамен по психологии!!!

1 и 2 билет

Методы психологии-Это способы изучения психики.

Они делятся на: Основные и Вспомогательные

Основные методы:

1.Наблюдение-это систематическое, планомерное восприятие поведения другого человека с последующими выводами о его психике.

Требование к наблюдению:

1. Точная фиксация(дата наблюдения,наблюдения поведения,анализ)

2. Побуквенная фиксация(пошаговая)

3. Наличие плана

4. Наличие цели

5. Система

2.Эксперемент-это метод при котором исследователь создает специальные условия при котором возможны проявления определенной психологической функции.

Требования к эксперементу: (психологическая функция (5-6 человек в наблюдении (1 человек)

1. Быстрый

2. Фиксация

3. Должен быть знаком

Наблюдение –это субъективный метод

Эксперимент -это объективный метод

В эксперименте более активный исследователь,но нельзя вмешиваться в процесс.

2 билет!!!Перечислите дополнительные методы психологии.Вспомогательный метод

1 .Изучение продуктов детской деятельности(рисунок, поделки, сочинил сказку)

Требования:

1. Продукт создается самим ребенком

2. Выбор инструментария и материала должен быть самим ребенком.

3. Ребенок должен сидеть один в процессе творчества

4. В процессе создания продукта вы должны следить за этим процессом и все фиксировать.

5. После создания продукта провести беседу.

2. Тест-это стандартизированный метод при котором каждое задание оценивается в баллах.

Достоинства теста:

1. Есть варианты ответа

2. Есть баллы

3. Многократное использование

4. Быстрый большое количество испытуемых

5. Объективность

Недостатки теста:

1. Не все тесты подходят к определенной личности

2. Мало вариантов ответа

3. Не учитывается состояние человека (эмоциональное)

3.Социометрический метод (эксперимент, есть условие)

Социометрия (изучение межличностных отношений в группе, социометрический статус каждого ребенка)

Эксперимент с открыткой в раздевалке(посмотрите в тетрадке)!!!

Дополнение к методу Теста (социометрия)

Виды теста:

1. Индивидуальные - исследование психики конкретного человека

2. Групповые – проводится с группой людей

3. Социальные – проводится с людьми разного возраста

4. Изолированные – исследование одной стороны психики

5. Батарея тестов –используется система тестовых заданий

6. Тесты достижений – выявляют степень овладения понятиями,умениями и навыками на данный момент.

7. Личностные тесты – исследование личностных особенностей.



8. Интеллектуальные – исследование умственного развития:

· Оценка уровня умственного развития

· Выявлений отношений умственного развитя

· Определение умственной готовности детей к школе

9.тесты креативности – исследование творческих способностей

10.проективные – способ опосредованного изучения личностных особенностей человека по результатом его продуктивной деятельности. (Рисуночный тест семья: васильева “Ты меня понимаешь” ,”Тест для детей” Брайн Шелби.

4.Метод беседа

Беседа –это вопросно-ответный метод (с середины среднего дошкольного возраста)

Разговор направлен на наличие ответа, а в беседе выявления знаний детей об окружающим и выявление нравственных ценностей ребенка.

Требования к беседе:

1. Несет субъективный характер, встает в позицию ребенка

2. Вопросы должны быть короткие

3. К беседе надо готовится заранее

4. Варьировать вопросы (перефразировать)

5. Побуквенная запись

6. С одним ребенком в методе

7. Количество вопросов в беседе должно быть прямо пропорционально возрасту детей

8. Беседа не более 5-7 минут.

5.Метод анкетирования:

1.Зыкрытый

2.Открытый

Анкетирование проходит пот Шнербеле.

Характеристика основных методов психологии

Метод наблюдения - это основной метод современной психологии, сущность которого заключается в том, что научные факты собираются через не вмешательство в жизнь объекта, а пассивное созерцание этого факта

Наблюдения можно проводить как кратковременно, так и долговременно Поэтому такие виды наблюдений - метод поперечного среза (кратковременное) и лонгитюдное (длительное)



Исследователь может выполнять роль пассивного наблюдателя (отстраненное наблюдение), а может активно взаимодействовать с объектом изучения, одновременно наблюдая за ним (включенное наблюдение)

Наблюдение может быть как выборочным, так и общим, предметом и за объектом Например, общее за объектом - наблюдение ведется за всеми членами коллектива Выборочное за объектом - до наблю ереження включены только отдельные члены коллектива Общее по предмету - в объекте наблюдения исследуются все проявления психики (характер, темперамент, воля) Выборочное по предмету - у всего массива (в Объекта) исследуется только одна проблема (мышление или памятьять).

Использование наблюдения регулируется следующими условий:

1) целеустремленность - определение цели, задачи исследования;

2) природные условия - типичные условия наблюдения (чтобы лица не знали, что за ними ведется наблюдение);

3) наличие плана;

4) точное определение объекта и предмета наблюдения;

5) ограничение исследователем признаков, являющихся предметом наблюдения;

6) выработка исследователем однозначных критериев оценки этих признаков;

7) обеспечение четкости и длительности наблюдения

Переваги і недоліки методу спостереження

Рис 124 Преимущества и недостатки метода наблюдения

Методом наблюдения пользуются не только ученые, но и студенты, например, при накоплении данных для написания психологических характеристик личности

Эксперимент - основной метод психологии, который заключается в том, что факты получают путем создания специальных условий, в которых объект мог бы наиболее ярко проявить предмет изучается

Различают эксперименты: лабораторный и естественный, констатирующий и формовочный

Лабораторный проводится в специальных психологических лабораториях с помощью соответствующей аппаратуры

Естественный эксперимент осуществляется в обычных для исследуемого условиях деятельности Естественный эксперимент, так же как и лабораторный, проводится по определенной программе, но так, чтобы человек не знал, что ее исследуют и решения вьязувала задачи спокойно, в обычном для нее темпі.

Констатувальний эксперимент направлен на фиксацию имеющихся психологических особенностей человека, формовочный ориентированный на стимуляцию желаемых психических проявлений

Как дополнительный метод в психологическом исследовании используются тесты.

Тест - это проба, испытание, один из способов психологической диагностики уровня развития психических процессов и свойств человека. Психологические тесты представляют собой определенную систему заданий, надежность которых испытывается на определенных возрастных, профессиональных, социальных группах и оценивается и стандартизируется с помощью специального математического (корреляционного, факторного и др.) анализа.

Различают тесты для изучения интеллектуальных способностей, уровня умственного развития личности и тесты успеваемости. С их помощью можно выяснить уровень развития отдельных психических процессов, уровни усвоения знаний, общего умственного развития личности. Тесты как стандартизированные методы дают возможность сравнивать уровни развития и успешности подопытных требованиям школьных программ и профессиограммы различных специальностей.

С целью избежания ошибок при использовании тестов как метода психологического исследования их содержание должно соответствовать исследуемому явлению (умственной деятельности, вниманию, памяти, воображении и т.п.) и не требуется для выполнения специальных знаний. Содержание теста и инструкция к его исполнению должны быть максимально четкими и понятными. Результаты тестового исследования нельзя оценивать как абсолютные показатели умственных возможностей личности. Они являются лишь показателями уровня развития определенных качеств на момент исследования по конкретным условиям жизни, обучения и воспитания личности.

В психологии, в частности в педагогической практике, широко применяют метод опроса, когда нужно выяснить уровень понимания подопытным задач, жизненных ситуаций, употребляемых в обучении и практической деятельности понятий (естественнонаучных, технических, социальных) или когда нужна информация об интересах, взглядах, чувствах, мотивах деятельности и поведения личности. К наиболее распространенным разновидностям опроса как метода психологического исследования относятся беседа, интервью, анкетные и социометрические исследования.

Беседа - это целенаправленная разговор с подопытным с целью выяснения представления или понимания ним явлений природы и общества, научных вопросов, взаимозависимости, причин и следствий, убеждений, идеалов, идейной направленности. Поставленные вопросы должны быть четкими и ясными, направленными на психологические явления. В беседе необходимо добиваться не только констатирующих ответов, но и объяснения, мотивации, то есть ответов на вопросы не только "что это такое?", но и "почему?", "как?".

Одним из вариантов беседы является интервью, которое используют в психологических и социологических исследованиях. В интервью оказываются мысли, мнения, факты из жизни респондента, т.е. подопытного, его отношение к политическим событиям, ситуациям, социальных явлений и т.п.

Интервью может быть не стандартизированным и стандартизованным. В не стандартизированном интервью вопросы респондента формулируются не до конца и могут изменяться в процессе исследования, а в стандартизированном виде они представляют собой определенную систему и формулируются четко.

Анкетное исследование - один из способов психологического опроса. С помощью анкетирования исследуются литературные, художественные, спортивные, профессиональные интересы и предпочтения, мотивы, отношение к выбору действий, поступков, разновидностей труда, в тех или иных переживаний, их оценки. На поставленные в анкете вопросы анкетированные дают ответы в письменной форме. Причем вопросы ставятся так, что ответы на них будут описательными или альтернативными: "да", "нет", "не знаю", "затрудняюсь ответить", а потому так, что в них заранее дается несколько вариантов ответа, среди которых подопытному предлагается подчеркнуть один, который соответствует его личным взглядам и интересам. В анкете ставятся вопросы и констатируемого и мотивационного характера, как в беседе и интервью. Анкета может быть именной, когда подопытный отмечает свою фамилию и имя, приводит некоторые сведения о себе, и анонимной, при использовании которой получают более честные ответы.

С помощью анкетного исследования можно собрать большой объем материала, что дает основания считать полученные ответы достаточно вероятными. Недостатками этого метода является субъективизм, случайность ответов, сложность проверки их правильности и искренности.

Социометрическое исследование, или метод выбора, применяют для выяснения взаимоотношений в коллективе, оценочных отношений подопытных к другим, предания преимущества одним членам коллектива или группы перед другими при выборе руководителя, приятеля. Основанием для оценочного отношения и выбора является чувство симпатии или антипатии к другим. В психологии социометрическую методику применяют с целью изучения групповой дифференциации, когда членам группы предлагают ответить на вопросы типа: "С кем ты хотел бы дружить?", "Кого ты выбрал бы руководителем группы?" Выбор может быть взаимно положительным, взаимно негативным или позитивным или негативным со стороны члена группы и отрицательным (положительным) со стороны того, кого он выбрал бы.

Количество положительных и отрицательных выборов фиксируется на матрице, после чего рассчитывают их процент. С помощью социометрического исследования можно выявить реальное место личности в коллективе с ее деловыми качествами, популярностью, межличностные отношения.

Метод анализа продуктов деятельности основывается на том, что в результатах работы человека оказываются его знания, умения и навыки, способности, внимательность и наблюдательность, черты характера. Следовательно, продукты деятельности дают возможность увидеть в них самые разнообразные психические качества и свойства личности, уровень их развития.

Продуктами деятельности учащихся являются их письменные работы, изделия, рисунки, модели, фотографии и др. Сравнивая работы, учащийся выполняет в разное время, на разных этапах обучения, можно выявить уровень его развития, совершенство умений и навыков, аккуратность, мастерство, сообразительность, настойчивость и т.д. Именно это должно стать предметом анализа продуктов деятельности, а не, например, стоимость произведенного продукта.

Продукты деятельности ученика можно анализировать также в процессе их создания. Наблюдая этот процесс, можно выявить не только его качество, но и динамику, темп работы, сноровку в действиях, отношение к заданию. Данные наблюдения помогают глубже и всесторонне познать умственные, эмоциональные, волевые и характерные качества и свойства личности.

Существуют определенные правила, которые обязательно надо выполнить, приступая к исследованию:

1. Применяемые методы исследования должны быть научными , т. е. проверенными неоднократно на получение правдивой, объективной, надежной и доказуемой информации, которую можно использовать во благо обследованного. Только тогда их, возможно, задействовать вновь.

Современное развитие психологии допускает альтернативное изучение причин возникновения психических явлений. Плюрализм может в этом случае провоцировать ненаучное толкование воздействия одного человека на другого или, к примеру, стремление объяснить потребности ребенка влиянием наследственности, а черты характера следующим образом: «Так на роду написано, ничего не сделаешь» и т. п.

2. Используемые методы должны быть валидными и должен давать, достоверную, правдивую информацию. Способы изучения психических явлений, появившихся в процессе и результате деятельности, общения, должны давать ту качественную информацию, на которую они нацелены. Валидность объединяет цель, эталон и реальную картину проводимого исследования Психологу необходимо понимать, что используемый метод исследования должен соответствовать ожидаемым результатам.

Отсутствие валидности проявляется по-разному: когда задание слишком сложное и не отражает уровень возрастного или психического развития; когда оно исследует только одну деталь, а претендует на иллюстрацию общего свойства; когда задание не соответствует уровню национальной культуры.

Существуют правила проверки метода на валидность: сначала апробируют ту или иную методику на небольшой выборке или на самом исследователе, затем привлекают группу экспертов, наиболее компетентных в данном вопросе. Можно также использовать какой-либо фрагмент методики. В любом случае психолог обязан привлекать проверенные методы, полученные в профессиональном сообществе.

3. Метод должен способствовать получению однозначной информации , которая может быть подтверждена и другими средствами исследования.

Психологу в сфере образования необходимо быть уверенным, что полученные при исследовании данные значимы, им можно доверять и использовать в целях коррекции. Очень часто он стремится использовать как можно больше методик, которые, естественно, высвечивают многообразную картину обследованного качества. Это приводит к тому, что главные свойства и их причины растворяются в контексте множества признаков. Иногда случается, что при изменении ситуации метод приводит к иным результатам.

Если проводит исследование учитель (чаще всего это опрос) - дети ведут себя, как обычно. Приходит психолог - картина меняется. Одни дети любопытны, с удовольствием «решают научные задачки», другие могут выполнять исследовательское задание только наедине с психологом, боясь афишировать свои действия. Бывает и так, что личностные опросники дают информацию, не обнаруживаемую при наблюдении.



4. Методы исследования должны быть взаимозависимыми, несмотря на их самостоятельность. Следует указать на логичность и последовательность их использования: что нужно психологу сделать сначала, что в конце, почему применяется выбранный способ исследования, каковы его этапы, какую информацию следует проверить и как. Важно раскрывать психическое явление последовательно, обстоятельно, многогранно. Необходимо и квалифицированно оперировать избранным методом.

В настоящее время появилось множество материалов об исследовании методик «в домашних условиях». Не прошедшие проверку на валидность опросники и другие задания могут принести не пользу, а вред. Психолог-профессионал должен быть всегда очень осторожен в выборе способа исследования, потому что он имеет дело с психикой человека.

5. Метод должен извлекать репрезентативную информацию . Это соответствие характеристик, полученных в результате выборочного наблюдения, тем, которые характеризуют всю совокупную выборку. Репрезентативность - представительность данных, полученных тем или иным способом.

Для того чтобы сделать вывод о развитии словесно-логической памяти учащихся начальных классов, недостаточно изучить ее особенности только у первоклассников. Иногда психолог исследует какой-либо аспект, вовлекая в работу десятерых, а вывод делает о сотне испытуемых. Чем сложнее и весомее задача исследования, тем с привлечением большего числа испытуемых она должна решаться и более точными методами. Способ исследования какого-либо явления должен показывать существенное свойство у одних испытуемых, а затем подтверждаться и у других.

6. Понятность требования, предъявляемого испытуемым . Иногда можно увидеть, как неверно сообщается инструкция, как усложняется или упрощается задание. Например, психолог говорит ребенку: «Сейчас посмотрим, умный ты или только кажешься таким, а то в классе ведешь себя, будто с тобой никто и справиться не может». Получается в таком случае не научное исследование, а его фальсификация, да еще с угрозой и в форме наказания.

Случается, испытуемый не понимает, что от него требуется, поскольку ему непонятен язык, профессиональный сленг. Например: «Ответьте на вопросы, и я скажу, кто вы - интроверт или экстраверт».

7. Проводимые исследования, не должны быть спонтанными, случайными и хаотичными . Необходима исследовательская программа, в которой отражены четкая цель, задачи, гипотезы и предполагаемые методы исследования. В программе указывается и исследовательская выборка, обосновывается, почему требуется изучить определенное количество человек, кто будет проводить исследование - психолог или учителя-экспериментаторы, как будут обсуждаться результаты, нужно ли привлекать к исследованию других специалистов - например, предполагается ли задействовать различные школьные службы (методическую, логопедическую, медицинскую).

Для уверенности в достоверности результатов психодиагностических исследований необходимо, чтобы используемые психодиагностические методы были научно обоснованы, т. е. отвечали ряду требований.Такими требованиями являются1. Валидность – “полноценность”, “пригодность”, “соответствие”. Валидность теоретическая – определяется по соответствию показателейисследуемого качества, получаемых с помощью данной методики, показателям, получаемым с помощью других методик.Валидность методики проверяется и уточняется в процессе ее достаточнодлительного использования.2. Надежность – характеризует возможность получения с помощью данной методики устойчивых показателей.Надежность психодиагностической методики можно установить двумя способами:--путем сравнения результатов, получаемых по этой методике разными людьми--путем сравнения результатов, получаемых по одной и той же методике вразличных условиях.3.Однозначность методики – характеризуется тем, в какой степени получаемые с ее помощью данные отражают изменения именно итолько того свойства , для оценки которого данная методика применяется.4. Точность – отражает способность методики тонко реагировать на малейшие изменения оцениваемого свойства, происходящие в ходе психодиагностического эксперимента.

4. понятие деятельности. Теория деятельности Леонтева. Ведущие виды деятельности в дошкольном и школьном возрасте.

Деятельность - это активное взаимодействие человека со средой, в результате которого он достигает сознательно постав­ленной цели, возникшей в результате появления у него опре­деленной потребности, мотива.

Теория деятельности в трудах А.Н. Леонтьев. А.Н. Леонтьевым была выдвинута концепция деятельности, являющаяся в настоящее время одним из признанных теоретических направлений современной психологии. Схема деятельности: (деятельность – действие – операция – психофизиологические функции), соотнесенная со структурой мотивационной сферы (мотив–цель–условие). Основными понятиями данной теории являются деятельность, сознание и личность.Деятельность человека имеет сложное иерархическое строение. Она состоит из нескольких неравновесных уровней. Верхний уровень – это уровень особых видов деятельности, затем следует уровень действий, за ним – уровень операций, и самый низкий – уровень психофизиологических функций. Центральное место в этом иерархическом построении занимает действие, которое является основной единицей анализа деятельности. Структура деятельности: Потребности - источник активности личности, они за­ставляют человека активно действовать. Это осознание человеком нужды в чем-либо, что ему необходимо для поддержания организма и развития его личности.

Виды потребностей: - естественные (природные) и социальные (духовные);- осознанные и неосоз­нанные.

Цель - то, на что непосредственно направлена деятельность.Мотив - это форма проявления потребности, побужде­ние к определенной деятельности, тот предмет, ради ко­торого осуществляется деятельность.

Движение - это моторная функция живого организма, самая простая составная часть деятельности. Виды движений: - непроизвольные и произвольные,- врожденные и приобретенные. Действия представляют собой совокупность движений, которые имеют цель и направлены на определенный объект (предмет). Действия всегда социальны, выполняются, как правило, осознанно. Виды действий: - предметные; - умственные, волевые; - действия, направленные на других людей, - поступок (или проступок).Основные виды деятельности: общение, игра, труд, учение Присутствуют в жизни каждого человека, в них происходит развитие психики и личности. Цели и мотивы. Взаимодействие. Понятие о ведущей деятельности А.Н. Леонтьева.

Освоение деятельности: умения, навыки, привычки . Умение - это успешный способ выполнения деятельно­сти.

Навыки - это частично автоматизированные действия, которые образуются в результате упражнений. Виды навыков : ходьба, бег, письмо, мыслительные, сенсорные, навыки поведения и др.

Привычка - это потребность произвести соответствующее действие. Виды привычек: профессиональные, моральные, гигиенические, эстети-ческие, учебные, куль­турного поведения и др. Полез­ные и вредные привычки.

5. Понятие темперамент. Теория темперамента. Психологическая характеристика детей с разными типами характера.

Темперамент как характеристика индивидуальных свойств человека. Темперамент – свойство личности, придающее своеобразную окраску всей деятельности и поведению людей. Темперамент - индивидуальная особенность человека, которые определяют динамику его психологической деятельности и поведения. Свойства темперамента: активность и эмоциональность.

Теория темперамента: 1. Гуморальная теория. Еще в Древней Греции врач Гиппократ предложил кон­цепцию темперамента. Темперамент зависит от соотношения четырех жидкостей организма и того, ка­кая из них преобладает: кровь (по-латински «сангве»), слизь (по-гречески «флегма»), красно-желтая желчь (по-гречес­ки «холе»), черная желчь (по-гречески «мелайн холе»). Смесь этих жидкостей, утверждал Гиппократ, и лежит в основе основных типов темпераментов: сангвинического, холе­рического, меланхолического и флегматического. Дав, в общем, правильное описание основных темпера­ментов, Гиппократ не мог дать научного их обоснования. 2. Конституционная теория. Возникла в XX веке (Кречмер, Шелдон). Главная идея - установление связи темперамента с телосложением человека. Шелдон утверждал, что тип телосложения зависит от того, как протекало внутриутробное развитие человека. Кречмер соотнёс с типами строения тела определённые типы личности.



3. Физиологическая теория. И.П. Павлов, изучая работу больших полушарий голов­ного мозга, установил, что все черты темперамента зави­сят от особенностей высшей нервной деятельности человека. Он доказал, что у представителей различных темперамен­тов изменяются типологические различия силы, уравно­вешенности и подвижности процессов возбуждения и тор­можения в коре головного мозга. Различные соотношения указанных свойств нервных процессов были положены в основу определения типа выс­шей нервной деятельности. В зависимости от сочетания силы, подвижности и уравновешенности процессов возбуждения и торможе­ния И.П. Павлов выделил четыре типа нервной систе­мы, которые соответствуют четырем темпераментам:1. Сангвиник - сильный, уравновешенный, подвижный.2. Флегматик - сильный, уравновешенный, малопод­вижный. 3. Холерик - сильный, неуравновешенный. 4. Меланхолик - слабые процессы возбуждения и тор­можения.

Психологическая характеристика людей разных типов темперамента. Сангвиник - быстрый, подвижный, отклика­ется эмоционально на все впечатления; чувства ярки, но неус­тойчивы и легко сменяются противоположными чув­ствами. Сангвиник быстро устанавливает социальный контакт. Он почти всегда - инициатор в общении, немедленно от­кликается на желание общаться со стороны другого чело­века, но его отношение к людям может быть изменчивым и непостоянным. Он как рыба в воде чувствует себя в боль­шой компании незнакомых людей, а новая, необычная обстановка его только возбуждает Флегматик - медлительный, уравновешенный и спокойный, которого нелегко эмоционально задеть и невозможно вывести из себя; чувства его почти никак не проявляются вовне. В отношениях с другими людьми они спокойны, устойчивы в своих эмоциях. Но в опреде­ленных условиях может развиться безразличие к труду, к окружающей жизни, безволие. Социальные контакты флегматик устанавливает медленно, свои чувства прояв­ляет мало и долго не замечает, что кто-то ищет повод всту­пить с ним в знакомство. Зато он устойчив и постоянен в своем отношении к человеку. Он любит находиться в уз­ком кругу старых знакомых, в привычной обстановке. Холерик - быстрый, порывистый, с сильны­ми, загорающимися чувствами, которые ярко отражают­ся в выразительной мимике, жестах, речи. Он часто склонен к бурным эмоциональным вспышкам. У холериков наблюдаются быстрая смена настроений, неуравновешен­ность. С увлечением, начиная дело, холерик быстро остывает, интерес к работе пропадает, и он без воодушевления про­должает, а иногда и бросает ее. В общении люди холерического темперамента бывают трудны. Меланхолик - эмоционально откликается далеко не на все. У него небольшое разнообразие эмоциональных пере­живаний, но эти переживания отличаются значительной глубиной, силой и длительностью. Он откликается не на все, но уж когда откликается, то переживает сильно, хотя мало выражает вовне свои чувства. В привычной, спокойной обста­новке люди этого типа работают очень продуктивно, от­личаются глубиной, содержательностью своего эмоцио­нально-нравственного поведения и отношения к окружа­ющим людям. Меланхолики очень обидчивы, тяжело переносят неудачи, обиды. Они расположены к замкнуто­сти, одиночеству, чувствуют себя неловко в новой, не­привычной обстановке, часто смущаются.В большин­стве случаев встречается сочетание особенностей одного темперамента с чертами другого. Тип темперамента не может быть «хорошим» и «плохим».

Методы псх. исследования складываются из методов сбора информации и методов ее обработки. Сбор информации: изучение документов; изучение продуктов деятельности; наблюдение; беседа; эксперимент; тестирование. Обработка информации: теоретическая; нейропсихологическая (мозг и психика); социально-психологическая; математическая.

Научный метод - это исторически выработанный способ получения достоверных сведений об изучаемом предмете. К общенаучным методам, которыми пользуются многие науки, и в том числе психология, относятся:

  • эксперимент,
  • наблюдение,
  • беседа,
  • сбор анамнестических данных и ряд других.

Выбор и использование методов зависит от индивидуальных особенностей каждого ребенка и подготовленности специалиста. Метод наблюдения . Наблюдение необходимо вести целенаправленно, по определенной программе и плану. Цель наблюдения, план наблюдения.

Виды наблюдения: скрытое (через стекло) или открытое; включенное (исследователь является членом группы) или стороннее (наблюдение со стороны). В работе с детьми, имеющими нарушения развития предпочтение отдается хронологическому скрытому наблюдению.

Метод опроса (беседы). Метод беседы вызывает значительные трудности при работе с детьми, имеющими нарушения развития. Трудности вызваны тем, что дети, в силу имеющихся дефектов, не всегда правильно понимают обращенные к ним вопросы и не могут на них ответить, т.к. имеют речевые нарушения. Поэтому, если наблюдение можно применить при работе с детьми всех категорий нарушения развития, то опрос применяется с учетом специфики имеющихся нарушений. Основные формы: письменный (индивидуальный и групповой) и устный опрос (индивидуальный). Устный опрос позволяет вести наблюдение за поведением и реакциями ребенка, отвечающего на вопросы и глубже понять психологию ребенка. Письменный опрос позволяет охватить большее количество детей.

Эксперимент. Является одним из самых надежных способов получения информации, особенно в тех случаях, когда наблюдение затруднено, а результаты опроса могут оказаться сомнительными.

Целенаправленно и продуманно создается искусственная ситуация, в которой изучаемое свойство выделяется, проявляется и оценивается лучше всего. Проводиться в форме игры, которая является ведущей деятельностью и в которой выражаются интересы и потребности ребенка. Однако организовать эксперимент нелегко, поэтому этим методом пользуются реже, чем остальными. Виды: естественный и лабораторный.

Тестирование. Отличается тем, что требует четкую процедуру сбора и обработки полученных данных. С помощью тестов можно сравнивать, как правило, количественные показатели, давать дифференцированные и сопоставимые оценки. По форме: (индивидуальные или групповые, устные или письменные и т.д.), по содержанию (тесты достижений, тесты интеллекта, тесты способностей, тесты личности).

Наиболее показательными в использовании являются тесты интеллекта, которые позволяют оценить интеллект как совокупность познавательных процессов (памяти, мышления, внимания и т.д.). Тесты интеллекта позволяют оценить своеобразие и отличие интеллекта детей, имеющих нарушения развития от интеллекта детей, имеющих нормальное психическое развитие.

В отечественной психологии выделяются следующие четыре группы методов:
1. Организационные методы включают:
а) сравнительногенетический метод (сопоставление различных видовых групп по психологическим показателям);
б) метод поперечных срезов (сравнение выбранных одних и тех же психологических показателей в отличных группах испытуемых);
в) лонгитюдный метод - метод продольных срезов (многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении длительного времени);
г) комплексный метод (в исследовании участвуют представители различных наук, при этом, как правило, один объект изучают разными средствами).
2. Эмпирические методы включают:
а) наблюдение и самонаблюдение; б) экспериментальные методы (лабораторный, естественный, формирующий);
в) психодиагностические методы (тесты, анкеты, опросники, социометрия, интервью, беседа); г) анализ продуктов деятельности; д) биографические методы.
3. Методы коррекции:
а) аутотренинг; б) групповой тренинг; в) способы психотерапевтического воздействия; г) обучение.
4. Методы обработки данных, включающие в себя:
а) количественный метод (статистический); б) качественный метод (дифференциация материала по группам, анализ).

Вали́дность - мера соответствия методик и результатов исследования поставленным задачам.

Надёжность - свойство объекта сохранять во времени в установленных пределах значения всех параметров, характеризующих способность выполнять требуемые функции в заданных режимах и условиях применения, технического обслуживания, хранения и транспортирования.

Репрезентати́вность - соответствие характеристик выборки характеристикам популяции или генеральной совокупности в целом. Репрезентативность определяет, насколько возможно обобщать результаты исследования с привлечением определённой выборки на всю генеральную совокупность, из которой она была собрана.

Для достоверности результатов психодиагностических исследований необходимо, чтобы психодиагностические методы отвечали ряду требований.1. Валидность – “полноценность”, “пригодность”, “соответствие” - определяется по соответствию показателей исследуемого качества, получаемых с помощью данной методики, показателям, получаемым с помощью других методик.2. Надежность – характеризует возможность получения с помощью данной методики устойчивых показателей.Надежность психодиагностической методики можно установить двумя способами:--путем сравнения результатов, получаемых по этой методике разными людьми--путем сравнения результатов, получаемых по одной и той же методике вразличных условиях.3.Однозначность методики – характеризуется тем, в какой степени получаемые с ее помощью данные отражают изменения именно итолько того свойства , для оценки которого данная методика применяется.4. Точность – отражает способность методики тонко реагировать на малейшие изменения оцениваемого свойства, происходящие в ходе психодиагностического эксперимента.

Тема 1.2. Психика и ее развитие

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Общие основы психологии

Тема предмет задачи и методы психологии.. место психологии в системе наук о.. основные психологические теории зарубежные теории элементы..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Место психологии в системе наук о человеке
Методологической основой психологии является философия и анатомия и физиология. Основа психологии - общая психология. Современная психология тесн

Предмет психологии, её задачи
Психология – это наука о фактах, закономерностях и механизмах психики, как складывающегося в мозгу образа объективной реальности, на основе которого происходит управление поведение

Особенности психологии как науки
1.Материалистические философы древности Демокрит, Лукреций, Эпикур понимали душу человека как разновидность материи, как телесное образование. 2.

Отрасли психологии
Современная психология представляет собой широко раз­вернутую область знаний, включающую ряд отдельных дис­циплин и научных направлений. 1. Сравнительная психология 2. Возрастная

Зарубежные теории
1. Структурализм - В.Вундт, Э.Титченер (расчленение сознания на отдельные элементы). 2. Функционализм - Ф. Гальтон, У.Джеймс, Д.Дьюи (функционирование психики) 3. Бихеви

Отечественная психология
Направления: 1.Филосовско-религиозное – Н. Грот (1852 – 1899), Л. Лопатин (1855 – 1920), Г. Челпанов (1862 – 1936). 2. Естественно-научно

Методы психологического познания
Метод – это способ сбора данных. Психологические методы: - исследовательские; -психодиагностические; -развивающие; -пс

Психика - это «субъективный образ объективного мира»
Существуют разные подходы к пониманию того, кому присуща психика: 1) антропопсихизм (Декарт) - психика присуща только человеку; 2) панпсихизм (фр

Функции психики
1. Отражение окружающего мира 2. Регуляция поведения и деятельности живого существа в це­лях обеспечения его выживания. Этапы развития психики (А.Н.Леонтьев)

Понятие сознания. Функции, структура
Сознание- высшая, свойственная человеку форма обоб­щенного отражения объективных устойчивых свойств и зако­номерностей окружающего мира, формирования у человека внутренней модели в

Структура самосознания, самооценка
Эпицентром сознания является сознание собственного «Я». Образ «Я» – выделение самого себя из среды. Самосознание – осознание себя, своих потребностей, мотивов, своих качес

Теория деятельности в трудах А.Н. Леонтьева
А.Н. Леонтьевым была выдвинута концепция деятельности, являющаяся в настоящее время одним из признанных теоретических направлений современной психологии. Схема деятельности: (деяте

Структура деятельности
Потребности- источник активности личности, они за­ставляют человека активно действовать. Это осознание человеком нужды в чем-либо, что ему необходимо для поддержания организма и ра

Освоение деятельности: умения, навыки, привычки
Умение - это успешный способ выполнения деятельно­сти. Навыки - это частично автоматизированные действия, которые образуются в результате упражнений.

Гуморальная теория
Еще в Древней Греции врач Гиппократ предложил кон­цепцию темперамента. Темперамент зависит от соотношения четырех жидкостей организма и того, ка­кая из них преобладает: кровь (по-латински «сангве»)

Физиологическая теория
И.П. Павлов, изучая работу больших полушарий голов­ного мозга, установил, что все черты темперамента зави­сят от особенностей высшей нервной деятельности человека. Он доказал, что у представителей

Психологическая характеристика людей разных типов темперамента
Сангвиник - быстрый, подвижный, отклика­ется эмоционально на все впечатления; чувства ярки, но неус­тойчивы и легко сменяются противоположными чув­ствами. Сангвиник быстро устанавл

Диагностика темперамента
Первая группа включает методики, основанные на естественной зависимости между свойствами нервной системы человека и его темпераментом. С их помощью на основе изучения отдельных сво

Методика "Наконечник" разработанная В.А. Горбачёвым
Эксперимент "Перенос кубиков" проводится в форме игры. Смысл заключается в том, что испытуемые дошкольники получают небольшую лопатку, на которую один на другой ставятся кубики (3, 4, 5 и