Тренировочные упражнения. Объясните правописание предлогов, союзов и омонимичных им самостоятельных частей речи

1. Укажите правильную морфологическую характеристику выделенного слова в предложениях 1 - 10.

1. Стоишь, смущённо улыбаясь, молчишь, не в силах глаз поднять.

2) краткое прилагательное

3) краткое причастие

4) наречие

2. Наше небольшое общество было смущено её внезапным появлением.

2) краткое прилагательное

3) краткое причастие

4) наречие

3. Лошади встревоженно заржали.

2) краткое прилагательное

3) краткое причастие

4) наречие

4. Снова сердце встревожено неожиданными известиями.

2) краткое прилагательное

3) краткое причастие

4) наречие

5. Что так сердце, что так сердце растревожено ? (М. Матусовский)

2) краткое прилагательное

3) краткое причастие

4) наречие

6. Растревоженно шуршали на рассвете камыши.

2) краткое прилагательное

3) краткое причастие

4)наречие

7. Возмущённо оглянувшись, он шагнул через порог.

2) краткое прилагательное

3) краткое причастие

4) наречие

8. Все его существо было возмущено несправедливыми обвинениями.

2) краткое прилагательное

3) краткое причастие

4) наречие

9. Тихо ответили жители, тихо проехал обоз. (Н. Рубцов)

2) краткое прилагательное

3) краткое причастие

4) наречие

10. Утро было тихо , солнечно.

2) краткое прилагательное

3) краткое причастие

4) наречие

2. В каких предложениях выделенные слова являются именами существительными?

1. Школьники! Будьте внимательны, находясь на мостовой.

2. По улице мостовой шла девица за водой. (Песня)

3. Позвони домой по телефону в учительской.

4. Все отвечавшие получили хорошие отметки.

5. Будущее начинается сегодня.

6. Будущее лето мы собираемся провести в походах по родному краю.

7. В этом году для школы купили новую столовую посуду.

8. Музей-квартира А. С. Пушкина находится на набережной реки Мойки.

9. В нашей парикмахерской работают замечательные мастера.

10. Слово интерьер заимствовано из французского языка и означает «внутренний». Этот термин используется в архитектуре и подразумевает внутреннее пространство здания.

3. В каком ряду (каких рядах) все слова являются именами числительными?

1) один, одиннадцатый, одиннадцатилетний, одиночество

2) пятьдесят, пятёрка, пятилетие, пятьсот пятьдесят пять

3) три, триста, трое, тринадцатый

4) однажды, шестеро, тридцать, двойной

5) двойка, вдвоём, дважды, двадцать

6) миллион, тысяча, оба, семеро

7) две третьих, восемнадцать, обе, шестой



8) трёхэтажный, двойной, утроить, трижды

9) семимильный, двоевластие, тысячный, восемь

10) первоклассник, первенство, сорок, сороконожка

4. В каком ряду (каких рядах) все слова являются местоимениями?

1) иной, любой, весь, свой

2) они, ты, по-твоему, твой

3) кто-то, нечто, некоторый, несколько

4) самый, по-нашему, всегда

5) всякий, наш, по-другому, его

6) себя, их, никого, всех

7) ничей, мамин, её, общий

8) кошачий, я, мы, все;

9) сколько, столько, по-моему, тот

10) некто, этот, другой, такой

5. Укажите примеры с ошибкой в образовании формы имени существительного.

1) поздравляем с первым сентябрём

2) килограмм апельсинов

3) пара ботинок

4) сто грамм

5) внимательные шофёры

6) талантливые учителя

7) избирательные округа

8) без носок

9) яркие прожекторы

10) новые паспорта

6. В каком ряду (каких рядах) не все имена числительные употреблены правильно?

1) с обоими друзьями, к сорока годам, около девяносто спортсменов

2) на четыреста первой странице, в двадцать первом веке, в две тысячи седьмом году

3) к восемьсот рублям, на обеих стенах, около пятидесяти лет

4) в двух тетрадях, без пятидесяти копеек, в двухтысячном году

5) в сотый раз, у обоих подружек, с тремя медвежатами

6) семеро козлят, на тридцать седьмой странице, с троими девочками

7) в ста шагах от дома, около пятисот метров, обеими руками

8) к трёмстам тридцати трём, более семидесяти сортов, в тысяча восемьсот двенадцатом году

9) в двухстах ответах, на двадцати листах, с пятерыми котятами

10) на девятом этаже, от шестьдесят шести, к сто двадцать одному

7. Из следующих предложений выпишите местоимения.

1) В современной лингвистике проводится чёткое разграничение понятий язык и речь. Язык (знание языка) существует в сознании говорящих, речь существует в звуковой или письменной форме. Речь каждый ведёт по-своему, и у кого-то речь может быть безграмотной или косноязычной, а язык - наше общее достояние. (П. Клубков)

2) Самая блестящая характеристика грамматики принадлежит М. В. Ломоносову: «Тупа оратория, косноязычна поэзия, неосновательна философия, неприятна история, сомнительна юриспруденция без грамматики. И хотя она от общего употребления языка происходит, однако правилами показывает путь самому употреблению». (Л. Граудина)

3) Предметы и явления, как правило, называются по тому признаку, который оказывается достаточно характерным, чтобы отличить их от других предметов и явлений. (Сб. «Слово о русском языке»)

4) Под заимствованием следует понимать всякое слово, пришедшее в русский язык извне, даже если оно по составляющим морфемам ничем не отличается от исконно русских слов. (Сб. «Слово о русском языке»)

5) Именно постоянная живая связь с народным языком, которую так пропагандировал замечательный лексикограф...В.И.Даль, и помогла русскому языку «переварить» всё то, что он поглотил за 1000 лет существования. (Сб. «Слово о русском языке»)

6) Наконец, у языка есть и эстетическая, или поэтическая, функция. Она проявляется не только в поэзии, но и в обычном стремлении говорящих не просто сказать что-нибудь, а сказать красиво. (П. Клубков)

7)... Все нормы культуры речи направлены на то, чтобы сделать язык максимально приспособленным для выполнения им своих функций. (П. Клубков)

8) И если мы их (языковые нормы) нарушаем, то за это приходится расплачиваться. Как минимум, морально. (Л. Клубков)

9) Ошибки, допускаемые в публичной речи, мешают этой речи достигать целей, которые ставит перед собой говорящий... (П. Клубков)

10) Справедлива пословица: «Без грамматики не выучишь и математики». Но многим кажется, что грамматика представляет собой законодательную сводку наводящих тоску правил о частях речи, склонениях, спряжениях и разборе предложений. (Л. Граудина)

8. Из следующих предложений выпишите союзы.

1) Грамматика любого языка полна тайн и загадок, и её изучение вполне может соперничать по увлекательности с изучением тайн истории или загадок космоса. (П. Клубков)

2) Обозначения лиц в русском языке относятся к мужскому или женскому роду, однако, когда речь идёт о лицах разного пола, используются слова мужского рода. (П. Клубков)

3) Чем богаче язык выражениями, тем лучше для искусного писателя. Письменный язык оживляется ежеминутно выражениями, рождающимися в разговоре, но не должен отрешаться от приобретённого им в течение веков. Писать единственно разговорным языком - значит не знать языка. (А. Пушкин)

4) Читал я Чацкого - много ума и смешного в стихах, но во всей комедии ни плана, ни мысли главной, ни истины... (А. Пушкин)

5) Так в какую всё же сторону меняется язык? Лучше или хуже он становится со временем? Мне кажется, ни то, ни другое. В каждую эпоху язык идеально приспосабливается к тому, чтобы выполнять в человеческом обществе свои функции. (П. Клубков)

6) Баратынский принадлежит к числу отличных наших поэтов. Он у нас оригинален... ибо мыслит по-своему, правильно и независимо, между тем как чувствует сильно, глубоко. (А. Пушкин)

7) Гармония его (Баратынского) стихов, свежесть слога, живость и точность выражения должны поразить всякого, хоть несколько одарённого вкусом и чувством. (А. Пушкин)

8) В наше время большому числу людей, занятых самым разнообразным трудом, приходится иметь дело с компьютерами, и относящаяся к этим машинам терминология входит в речь не только профессиональных программистов, но и тех, кого называют пользователями... (П. Клубков)

9) Учёные, наблюдавшие мир животных, находят в нём целый ряд живых существ, то более, то менее близко напоминающих друг друга. Это обезьяны разных видов и семейств, полуобезьяны (лемуры) и, наконец, человек. (Л. Успенский)

10) Много есть на свете хороших книг, но они хороши только для людей, которые умеют их читать; однако умение читать вовсе не равносильно знанию грамоты. (А. Герцен)

9. Из следующих предложений выпишите частицы.

1) Главный признак живого языка заключается не в том, говорят на этом языке или нет, а именно в его изменчивости. Любая перемена в языке начинается с появления вариантов. (П. Клубков)

2) Вряд ли... охотник на мамонтов смог бы на своем языке обсуждать наши сегодняшние проблемы, но и мы бы, пожалуй, не смогли поддержать с ним светскую беседу на интересующие его темы. (П. Клубков)

3) Разновидности языка, характерные для разных общественных групп, называют социальными диалектами. Человек не обязан относиться лишь к одной группе. Можно быть одновременно мужчиной, военным, музыкантом, охотником. Выступая в разных своих ролях, человек пользуется разным языковым инструментом. (П. Клубков)

4) Термин отличается от обычного слова. Это латинское слово значит «граница». Термином римляне называли божество границ и пограничных межевых знаков. В честь него каждый год 23 января устраивались даже особые празднества - терминалии. Сейчас же мы называем терминами слова со строго определённым значением, используемые в науке, технике, производстве, искусстве,- вообще в любой деятельности, требующей профессиональной квалификации. (П. Клубков)

5) Но неужели специалисты, говоря о своих делах, всегда изъясняются исключительно при помощи терминов? (П. Клубков)

6) ...Может быть, именно поэтому некоторые наши соотечественники думают, что грамматическую ошибку можно допустить только на письме, например в диктанте. Между тем, грамматика не исчерпывается орфографией и пунктуацией - устная речь тоже подчиняется требованиям грамматики. (П. Клубков)

7) Точность и краткость - вот первые достоинства прозы. Она требует мыслей и мыслей - без них блестящие выражения ни к чему не служат. (А. Пушкин)

8) Как подсчитали лингвисты, на земле существует около 2800 языков. На одних говорят миллионы людей, на других - лишь тысячи, а иногда даже единицы. (Сб. «Слово о русском языке»)

9) Чацкий совсем не умный человек, но Грибоедов очень умён. (А. Пушкин)

10) Талант есть способность делать больше, чем нужно только себе: это способность славить зарю, а не самому славиться. (М. Пришвин)

ТЕСТ НА ЗАКРЕПЛЕНИЕ с одним вариантом ответа

1. В каком предложении выделенное слово является прилагательным?

1) Беседа протекала мирно .

2) Мы жили очень спокойно.

3) Старик легко встал и, не прощаясь, ушел.

4) Помещение не убиралось давно и было грязно.

2. В каком ряду перечислены сочинительные союзы?

1) тоже, чтобы, то... то

2) зато, едва, не то... не то

3) однако, также, не только... но и

4) да, будто, или

3. В каком ряду перечислены подчинительные союзы?

1) потому что, чтобы, который, где

2) оттого что, сколько, как, кто

3) с тех пор как, словно, если, как будто

4) так как, едва, куда, почему

4. В каком примере а является частицей?

1) Не легли еще тени вечерние, а луна уж блестит на воде.

2) Но боюсь, я уже надоел вам, а?

3) Дерет коза лозу, а волк - козу.

5. Какая морфологическая характеристика выделенного слова является правильной?

Экзамен, которого мы так боялись, прошел спокойно и успешно.

2) определительное местоимение

3) относительное местоимение

4) имя прилагательное

6. Какая морфологическая характеристика выделенного слова является правильной?

Все великое тяжело , поэтому трудно его удержать.

1) наречие

2) причастие

4) имя прилагательное

7. Какая морфологическая характеристика выделенного слова является правильной?

Алена надела новое платье цвета беж.

1) наречие

2) имя существительное

3) имя прилагательное

4) деепричастие

8. Какая морфологическая характеристика выделенного слова является правильной?

Потерянный вчера зонтик, к счастью, нашелся.

1) деепричастие

2) имя прилагательное

3) наречие

4) причастие

9. Какая морфологическая характеристика выделенного слова является правильной?

Каждому из нас было близко и понятно её волнение.

1) определительное местоимение

2) личное местоимение

3) притяжательное местоимение

4) имя прилагательное

10. Какая морфологическая характеристика выделенного слова является правильной?

Вообще я схожусь с людьми очень трудно.

2) наречие

3) прилагательное

4) причастие

11. Какая морфологическая характеристика выделенного слова является правильной?

Разлившееся молоко стекло со стола.

1) имя существительное

2) причастие

4) имя прилагательное

12. Какая морфологическая характеристика выделенного слова является правильной?

Мусор был небрежно свален в кучу.

1) причастие

2) имя прилагательное

4) деепричастие

13. Какая морфологическая характеристика выделенного слова является правильной?

Мы смотрели на певца, затаив дыхание.

1) причастие

2) имя прилагательное

4) деепричастие

14. Какая морфологическая характеристика выделенного слова является правильной?

Небо молнией летучей опоясалось кругом.

1) причастие

2) имя существительное

3) наречие

4) предлог

15. Какая морфологическая характеристика выделенного слова является правильной?

Хотелось сесть в поезд и мчаться мимо чужих перелесков, широких полей.

1) предлог

2) имя прилагательное

3) наречие

4) деепричастие

16. Какая морфологическая характеристика выделенного слова является правильной?

Что же ты сидишь без огня?

1) вопросительное местоимение

2) наречие

3) личное местоимение

4) частица

17. В каком предложении слово вокруг является предлогом?

1) Все боязливо стали осматриваться вокруг.

2) От этого луча солнца все вокруг посветлело.

3) Сторож ходит вокруг усадьбы и стучит в свою колотушку.

4) Там вокруг высились темные сизые сопки.

18. В каком предложении слово (в)виду является предлогом?

1) Трудно было понять, какое удобство имел (в)виду столяр, загибая так немилосердно спинки стульев.

2) Впрочем, (в)виду недостатка времени не будем отклоняться от предмета лекции.

3) Наше поле лежало (в)виду небольшого озера.

4) «Что вы имеете (в)виду?» - поинтересовался Огнев.

19. В каком примере допущена ошибка в определении морфологических признаков слова?

1) каждый - определительное местоимение

2) перечитывающий - действительное причастие настоящего времени

3) пробирался - глагол прошедшего времени 3-го лица единственного числа

4) также - сочинительный союз

20. В каком примере допущена ошибка в определении морфологических признаков слова?

1) пятеро - собирательное числительное

2) чтобы - подчинительный союз

3) вкусное мороженое - существительное среднего рода

4) работающий - деепричастие несовершенного вида

21. В каком примере допущена ошибка в определении морфологических признаков слова?

1) кто-либо - неопределенное местоимение

2) каменный - притяжательное прилагательное

3) мог - глагол прошедшего времени мужского рода единственного числа

4) вверх - наречие

22. В каком примере допущена ошибка в определении морфологических признаков слова?

1) свой - притяжательное местоимение

2) не - отрицательная частица

3) сто девяносто шестой - сложное количественное числительное

4) держась - деепричастие несовершенного вида

23. Прочитайте текст. Какие предложения связаны с предыдущими с помощью личного местоимения?

(1)Тургенев был великан с серебряной головой. (2)Пришел он из сказки и принес нам волшебную сказку, более действительную, чем наша действительность. (3)Тургенев - это чистота чувства, музыка души, перекличка сердец. (4)Это безупречный художник, служивший искусству с молитвенным благоговением. (5)Среди всех великих писателей, не только русских, но всего мира, он занимает свое особое, свое единственное место.

1) 2,3 2) 3,4 3) 2,5 4) 3,5

24. Прочитайте текст. Какое предложение связано с предыдущим с помощью притяжательного местоимения?

(1)Я вгляделся: то была молодая крестьянская девушка. (2)Она сидела в двадцати шагах от меня, задумчиво потупив голову. (3)Чистая белая рубаха, застегнутая у горла и кистей, ложилась короткими, мягкими складками около ее стана. (4)Она была очень недурна собою. (5)Я не мог видеть глаза девушки: она их не поднимала.

1) 2 2) 3 3) 4 4) 5

25. Прочитайте текст. Какое предложение связано с предыдущим с помощью наречия?

(1)Была пора цветения сосны. (2)Стоило ударить палкой по сосновой ветке, как тотчас густое желтое облако окружало вас. (3)Медленно оседала вокруг золотая пыльца, а впереди, сквозь деревья, блестела вода, и вскоре тропинка привела к большому озеру. (4)Оно, можно сказать, было без берегов: шла сочная лесная трава, и вдруг на уровне той же травы начиналась лесная поросль, а затем сама вода. (5)Кажется, посмотришь в воду и увидишь там лесную траву, случайно затопленную водой. (6)Но сквозь желтоватую воду проглядывало плотное песчаное дно, которое уходило все дальше вглубь.

1) 2 2) 3 3) 4 4) 5

26. Какая морфологическая характеристика предложения является неверной?

Степа, дюжий парень, состоявший в должности лакея, стремглав бросился в палисадник, расположенный неподалеку, и хотел было схватить собачонку, но та ловко вывернулась из-под его пальцев и, подняв хвост, пустилась к хозяину, который в то время, как оказалось, преспокойно выколачивает и вытряхивает бочку, переворачивая ее в своих руках как детский барабан.

1) в предложении 4 наречия

2) в предложении 5 деепричастий

3) в предложении 6 местоимений

4) в предложении 5 глаголов в форме прошедшего времени

27. Какая морфологическая характеристика предложения является неверной?

По некоторым мелочам, по тому, например, как оба они вместе варили кофе, почему каждый из них понимал другого с полуслова, я смог заключить, что живут эти люди мирно, благополучно и рады первому гостю, посетившему их дом.

1) в предложении 8 местоимений

2) в предложении 5 глаголов

3) в предложении 3 наречия

4) в предложении 2 числительных

28. Какая морфологическая характеристика предложения является неверной?

Опытный объездчик слушал со вниманием и соглашался, но по выражению его фигуры и молчанию можно догадаться о том, что все, что рассказывал ему старик, не ново для него, что это он давно уже передумал и знал намного больше того, что известно старику.

1) в предложении 6 глаголов

2) в предложении 5 имен прилагательных

3) в предложении 4 предлога

4) в предложении 2 частицы

29. Какая морфологическая характеристика предложения является неверной?

Вечером обычно равнодушно подъезжаю ко всякой незнакомой деревне и равнодушно гляжу на ее наружность; моему усталому взору неприятно, мне смешно то, что пробуждало в прежние годы живое движение лица, смех и неумолчные речи; и безучастное молчание хранят недвижные уста.

1) в предложении 7 имен прилагательных

2) в предложении 6 местоимений

3) в предложении 4 глагола

4) в предложении 5 предлогов

30. Какая морфологическая характеристика предложения является неверной?

Вот я начинаю забывать про дом с мезонином, и лишь изредка припоминается мне то зеленый огонь в окне, то звук моих шагов, раздававшихся в поле ночью, когда я, влюбленный в прекрасную девушку, возвращался домой и потирал руки от холода.

1) в предложении 4 наречия

2) в предложении 5 глаголов

3) в предложении 2 частицы

4) в предложении 2 причастия


Упражнение №47.

Объясните правописание предлогов, союзов и омонимичных им самостоятельных частей речи.

1. Появиться из-за туч, смотреть вслед уходящему теплоходу, забронировать места в гостинице в виду предстоящего совещания, сделать запрос насчёт графика работы, болеть в продолжение семестра, разрешить отнести расходы на счёт администратора, прекратить соревнование яхт вследствие дождя, повернуть навстречу ветру, невзирая на непогоду, по мере выращивания, несмотря на привилегии, за исключением одной пловчихи, в отличие от поклонников.

2. Учитель тоже пришёл и рассказал то же самое; приятели тоже приехали с ним; надо же разобраться, что бы ни случилось; хочется, чтобы все остались с друзьями; исчез так же внезапно, как появился; трудно, зато интересно; скрылось за то озеро; хорошие спортсмены, потому что опытный тренер; по тому берегу проходит трасса.

Упражнение №48*.

Раскройте скобки, объясните правописание слов.

I. 1. Грозы (по) над степью ходят чередом. 2. (На) встречу мальчикам двигалась колонна бойцов. 3. (В) течение своей дороги Касьян сохранял упорное молчание. 4. Юные спортсмены построились на площади (в)виде огромной звезды. 5. (В)место девяти часов утра мы выехали в два. 6. Стены были выкрашены какой-то голубенькой краской, (в)роде серенькой. 7. (В)следствии… быстроты течения надо было внимательно смотреть вперед. 8. У многих русских рек, (на)подобии… Волги, один берег горный, другой – луговой. 9. Сговорившись (на)счёт завтрашнего дня, они распростились. 10. (В)виду приближающихся заморозков идёт проверка и ремонт отопительных систем. 11. Трудно было понять, какое удобство имел (в)виду столяр, загибая так немилосердно спинки стульев. 12. Мы находимся (в)виду неприятеля: необходимо дать сражение. 13. Все затраты по проведению выставки были переведены (на)счёт шефствующего предприятия. 14. (В)течении… дня никто не видел Герасима. 15. (В) следствии… были внесены существенные поправки. 16. Пишу я вам из деревни, куда заехал (в)следствии… печальных обстоятельств. 17. (В) последстви… я узнал, что не только наводнение явилось причиной нашей задержки. 18. (В) течении… реки мы обнаружили старую развалившуюся плотину. 19. (В) продолжени… этой недели я вставала рано. 20. (В)силу сложившихся обстоятельств отъезд на Крымское побережье был отложен. 21. (В)продолжени… всей болтовни Ноздрева Чичиков протирал несколько раз себе глаза, желая увериться, не во сне ли он все это слышит.

II. 1. Человеку надо жить, работать и относиться к людям так, (что)бы честно заслужить настоящую славу. 2. Я думал так(же) и о том человеке, в чьих руках находилась моя судьба. 3. Сумерки и тучи все сгущались, пока ехали от станции по большому селу, то (же) еще весеннему и грязному. 4. Я склонился к реке, но и там, в этой темной холодной глубине, (то)же колыхались, дрожали звезды. 5. Поднимается солнце, и разогревается воздух, капли на телеграфной проволоке начинают сливаться одна с другой и редеть. Наверное, то(же) делается и на древьях: там (то)же сливаютя капли. 6. Будь в словах так(же) вежлив, как в поступках. 7. Так(же) по утрам над Ближними Мельницами стонал от гудков воздух, но был он уже не холодный и туманный, а яркий, светоносный. 8. На следущее утро я проснулся (от)того, что услышал глухое ворчание. 9. Коротко и ясно, (от)того и прекрасно. 10. Снег искрился (от)того, что в каждой вновь рождённой капле, в каждой осыпавшейся крупице зернистого снега отражалось солнце. 12. (От)того, что не мил, и подарок постыл. 13. Отцветает черемуха, (за)то расцвела бузина и под нею земляника. 14. Марьяна улыбалась редко, но (за)то ее улыбка всегда поражала. 15. Не (за)то волка бьют, что сер, а за то, что овцу съел. 16. Мальчик первый услышал фырканье зверя и зашипел на нас, чтобы мы замолчали. 17. Для того чтобы попасть на площадку, надо было подняться по двум очень длинным лестницам. 18. Что(бы) мы ни предпринимали, наши усилия оказались напрасными. 19. Нам выдали новые пособия, (при)чём предупредили, что их надо возвратить в конце года. 20. (И)так, вот какого рода помещик стоял перед Чичиковым. 21. Улицы были узки и гораздо более грязные, чем дорога сюда от Севастополя, (то) есть грязь была еще глубже.


(В) виду скорого окончания плавания настроение команды сделалось весёлым. 2. Трудно было понять, какое удобство имел (в) виду столяр, загибая так немилосердно спинки стульев. 3. Телеграфные столбы потом опять показывались в лиловой дали (в) виде маленьких палочек. 4. (В) виде этом много ярких красок. 5. Письма стали чем-то (в) роде моего дневника. 6. (В) роде бояр Старицких были выходцы и из других фамилий. 7. А может быть, птица какая-нибудь (в) роде цапли. 8. Стены были выкрашены какой-то голубенькой краской (в) роде серенькой. 9. (В) след (за) тем показалась гостям шарманка. 10. Ваш хор выступит (за) тем артистом, который стоит у рояля. 11. (По) мере надобности он подливал воды в кастрюлю. 12. (По) среди обширных трудов своих не переставал осведомляться о своём любимце. 13. Сговорившись (на) счёт завтрашнего дня, они распростились. 14. Я хотел поговорить с вами (на) счёт квартиры. 15. Все эти доходы переведите (на) счёт комсомольской бригады. 16. Люди поговаривают (на) счёт Сергея. 17. Незнакомец с удивлением посмотрел ему (в) след. 18. Охотники осторожно след (в) след шли за волком. 19. С грустью он посмотрел (в) след поезду. 20. Рассудку вопреки, (на) перекор стихиям… 21. Он всегда действовал (на) перекор. 22. Впрочем, (в) виду недостатка времени не будем отклоняться от предмета лекции. 23. Выезжаю пахать - моя полоса лежит (в) виду озера. 24. Обыкновенные смертные, если работают на общую пользу, то имеют (в) виду своего ближнего: меня, тебя - одним словом, человека. 25. (В) виду плохой погоды выезд откладывается. 26. Он сидел (на) против окна и тревожно вглядывался (в) даль. 27. (На) против сидел молодой человек, ничего себе так, недурненький, брюнет.

Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы.

(В) виду скорого окончания плавания настроение команды сделалось весёлым. 2. Трудно было понять, какое удобство имел (в) виду столяр, загибая так немилосердно спинки стульев. 3. Телеграфные столбы потом опять показывались в лиловой дали (в) виде маленьких палочек. 4. (В) виде этом много ярких красок. 5. Письма стали чем-то (в) роде моего дневника. 6. (В) роде бояр Старицких были выходцы и из других фамилий. 7. А может быть, птица какая-нибудь (в) роде цапли. 8. Стены были выкрашены какой-то голубенькой краской (в) роде серенькой. 9. (В) след (за) тем показалась гостям шарманка. 10. Ваш хор выступит (за) тем артистом, который стоит у рояля. 11. (По) мере надобности он подливал воды в кастрюлю. 12. (По) среди обширных трудов своих не переставал осведомляться о своём любимце. 13. Сговорившись (на) счёт завтрашнего дня, они распростились. 14. Я хотел поговорить с вами (на) счёт квартиры. 15. Все эти доходы переведите (на) счёт комсомольской бригады. 16. Люди поговаривают (на) счёт Сергея. 17. Незнакомец с удивлением посмотрел ему (в) след. 18. Охотники осторожно след (в) след шли за волком. 19. С грустью он посмотрел (в) след поезду. 20. Рассудку вопреки, (на) перекор стихиям… 21. Он всегда действовал (на) перекор. 22. Впрочем, (в) виду недостатка времени не будем отклоняться от предмета лекции. 23. Выезжаю пахать - моя полоса лежит (в) виду озера. 24. Обыкновенные смертные, если работают на общую пользу, то имеют (в) виду своего ближнего: меня, тебя - одним словом, человека. 25. (В) виду плохой погоды выезд откладывается. 26. Он сидел (на) против окна и тревожно вглядывался (в) даль. 27. (На) против сидел молодой человек, ничего себе так, недурненький, брюнет.

Вскоре на одной стороне улицы из-за угольного дома показался молодой офицер (П.). Тёмные глаза смотрели из-под бровей сурово (М. Г.). Здесь Чичиков, не дожидаясь, что будет отвечать на это Ноздрёв, скорее за шапку да по-за спиною капитана-исправника выскользнул на крыльцо (Г.). Из-за мыса, рассекая волны, выплыл пароход (М.Г.). Трудно было понять, какое удобство имел в виду столяр, загибая так немилосердно спинки стульев (Ч.). А может быть, птица какая-нибудь, вроде цапли (Ч.). Я хотел поговорить с вами насчёт квартиры (Гонч.). Пишу вам из деревни, куда заехал вследствие печальных обстоятельств (П.). В продолжение всей болтовни Ноздрёва Чичиков протирал несколько раз себе глаза, желая увериться, не во сне ли он всё это слышит (Г.). У многих русских рек, наподобие Волги, один берег горный, другой луговой (Т.).

2

В течение всей дороги Касьян сохранял упорное молчание (Т.). В продолжение этой недели я вставала рано (Л. Т.). Трагедия моя идёт, и думаю к зиме её кончить; вследствие чего читаю только Карамзина да летописи (П.). Незнакомец с удивлением посмотрел ему вслед (Т.). Впрочем, ввиду недостатка времени, не будем отклоняться от предмета лекции (Ч.). Он сидел напротив окна и тревожно всматривался вдаль (Л. Т.). В течение дня Хорь не раз заговаривал со мною (Т.). Вокруг одинокой кузницы было безлюдно и пусто (Шол.). Навстречу начдиву выехала группа всадников (А.Н.Т.). В продолжение ночи, предшествовавшей поединку, я не спал ни минуты (Л.). В течение пятнадцати минут противник не отвечал (Нов.- Пр.). В продолжение целого часа мы наблюдали зелёные огни на воде (Нов.-Пр.). Вместо девяти часов мы выехали в два (Т.).

Алгоритм обособления согласованных определений: 1. Стоит ли определение с зависимыми словами после определяемого слова? Да Нет Всегда обособляется 2. Имеет ли определение до...

Алгоритм постановки знаков препинания в бессоюзном сложном предложении: 1. Имеются ли между частями сложного предложения перечислительные отношения? Да Нет Ставится запятая или, если...

Алгоритм постановки тире между подлежащим и сказуемым: 1. Выражено ли сказуемое именительным падежом существительного (без связки) или неопределённой формой глагола (при подлежащем - именительном пад...

1 Преамбула, превалировать, превзойти, превосходство, преимущество, превращать, президиум, презумпция, прейскурант, прелестный, прелюдия, премиальный, препираться, препона, пресловутый, пресмыкаться,...