Трутнева утром мы во двор идем. И

Мария Рогачева
Конспект занятия по развитию речи. Заучивание стихотворения Е. Трутнева «Подарки осени»

Конспект занятия по развитию речи

на тему : Заучивание стихотворения Е . Трутнева «Подарки осени »

Воспитатель :Рогачева М. С.

Задачи :

1) Овладевать способом наглядного моделирования при заучивании стихотворения ;

2) Выделять характерные приметы осени , узнавать их в стихотворениях , иллюстрациях;

3) Развивать выразительность речи , чувство ритма, умение запоминать, высказываться, рассуждать;

4) Продолжать учить детей не перебивать друг друга, внимательно слушать сверстника;

5) Развивать интерес к поэзии , осенним явлениям .

Словарная работа : уныло, вянет, зеленеет, кроет, моросит, озимь.

Предварительная работа : экскурсия в парк, наблюдения за осенними явлениями природы , рассматривание иллюстраций об осени , беседа, чтение художественной литературы : Н. Минский «Листопад» , А. К. Толстой «Осень » , Н. Сладков «Осень на пороге » , Г. Скребицкий «Осень » , А. С. Пушкин «Унылая пора…» .

Оборудование :

Картинки об осени , лист клена, осенние листочки из бумаги , схема для заучивания стихотворения , маркер, указка, магниты, магнитофон, аудиозаписи : шум дождя, крик журавлей, фонограммы : Бетховен «К Элизе» , П. Чайковский «Октябрь» из цикла «Времена года» .

Дети входят в группу с педагогом. Располагаются свободно на ковре.

Ребята, послушайте внимательно и угадайте, что это?

Звучит запись шума дождя.

На что это похоже? (дождь идет, шумит дождик) .

Правильно, это звук дождя.

Послушайте, еще один звук. На что он похож?

Звучит запись крика журавлей.

Что вы услышали? (птицы летят, журавли улетают) .

Да, правильно, это крик улетающих журавлей.

Когда мы можем услышать шум дождя и крик журавлей? (осенью ) .

Какие приметы осени вы знаете ? (становится холоднее, часто идут дожди, падают листья) .

Назовите осенние месяцы (сентябрь, октябрь, ноябрь) .

Педагог обращает внимание детей на экран.

Посмотрите. Чем отличаются картинки? (одни картинки о ранней осени , другие - о поздней) .

Как вы догадались, что на них изображена поздняя осень ? (нет листвы, повяла трава, темное небо, выпал снег) .

Наши картинки не простые, а волшебные. В них спрятались красивые слова об осени . Давайте назовем их. А поможет нам кленовый лист. Осень какая ?

Педагог передает лист и называет первое слово : холодная.

Дети передают лист клена и называют прилагательные : хмурая, печальная, золотая, красивая, разноцветная, ранняя, поздняя, дождливая.

А что такое листопад? (на земле лежит ковер из листьев, много листьев сразу опадает) .

Хотите поиграть с осенними листочками ? Внимание на экран.

Физкультминутка для глаз.

Сегодня мы с вами говорим об осени . Хотите послушать как об этом времени года написала Евгения Трутнева ? Называется стихотворение - «Подарки осени » .

Звучит инструментальная музыка. Педагог выразительно рассказывает стихотворение :

Подарки осени

Ходит осень в нашем парке ,

дарит осень всем подарки :

Бусы красные - рябине,

фартук розовый - осине,

Зонтик желтый - тополям,

фрукты осень дарит нам .

Вам понравилось стихотворение ?

Что вы чувствовали, когда слушали его? (радость) . Почему? (осень дарила подарки ) .

О чем оно? (об осени ) .

Почему осень выбрала такие цвета ?

Что осень подарила рябине ?

А что нам?

Сегодня я предлагаю вам - выучить стихотворение и рассказать его . А чтобы его было легче учить, нам помогут картинки. (на экране)

(демонстрация картинок для каждой строчки стихотворения )

Давайте теперь расскажем все вместе, глядя на картинки.

Дети вместе с педагогом рассказывают стихотворение .

А теперь еще поиграем с этим стихотворением . Я начинаю говорить фразу, а вы ее заканчивайте.

Поднимите руку, кто запомнил стихотворение ?

Кто хочет рассказать? А мы с ребятами будем помогать.

Рассказывает 1 ребенок, остальные помогают ему.

А теперь давайте встанем и будем рассказывать все по очереди, по одной строчке.

Дети рассказывают по одной строчке друг за другом.

Молодцы! Все запомнили стихотворение .

Мульт -зарядка

Еще раз повторим стихотворение

Что мы сейчас с вами делали? (учили стихотворение ) .

Как мы его учили? (с помощью таблицы) .

Для чего она нужна? (чтобы лучше запомнить стихотворение ) .

Как оно называется? (подарки осени ) .

Кто написал стихотворение ? (Евгения Трутнева )

Кому его можно рассказать? (друзьям, родителям, бабушке, другим детям) .

Мы его поместим в нашу книгу стихов и нарисуем к нему картинку.

Спасибо за старание. Молодцы!

Публикации по теме:

Конспект НОД по развитию речи «Заучивание наизусть стихотворения С. Есенина «Берёза» Конспект НОД по развитию речи (подготовительная группа) Тема: «Заучивание наизусть стихотворения С. Есенина «Берёза». Цель: учить детей.

Конспект НОД по развитию речи. Заучивание стихотворения А. С. Пушкина «У лукоморья дуб зеленый» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №17 «Семицветик» городского округа город.

Конспект НОД по речевому развитию «Заучивание стихотворения «Первый снег» Е. Трутневой» для подготовительной группы Цель: научить детей рассказывать стихотворение «Первый снег» Евгении Трутневой выразительно. Задачи: 1. Обучающие: Познакомить детей.

Конспект НОД по речевому развитию (старшая группа). Заучивание стихотворения Ю. Степанова «Юрий Гагарин» Программное содержание: закрепить имеющиеся представления о космосе, первом космонавте; научить понимать и самостоятельно использовать в.

Конспект ООД по речевому развитию во второй младшей группе. Заучивание стихотворения П. Воронько «Обновки» Программные задачи: Воспитывать умение слушать новое стихотворение. Обучать умению вести диалог со взрослым и понимать заданный вопрос,.

Конспект ООД по развитию речи «Заучивание стихотворения И. Бунина «Листопад» с использованием опорных сигналов. Использование презентаций и мнемотаблиц при заучивании стихов с детьми старшего возраста способствует пониманию, осмыслению ребенком непонятных.

Зарипова Фаимя
Заучивание стихотворения Е. Трутневой «Осень»

Конспект открытого показа непосредственно образовательной деятельности в старшей группе

Тема : «Осень »

Образовательная область : «Познание»

Интеграция образовательных областей : «Познание» , «Социализация» , «Здоровье» , «Художественное творчество» , «Физическая культура» , «Музыка» , «Чтение художественной литературы» .

Программные задачи :

Коррекционно-образовательные :

1. Активизировать употребление глаголов;

2. Закрепить навык звукового, слогового анализа слов.

3. Активизировать и расширить словарь по темам «Осень » ,

4. продолжать развивать поэтический слух детей : умение чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения ;

5. упражнять в подборе эпитетов, сравнений, метафор для описания осенних пейзажей ;

6. продолжать развивать поэтический слух детей;

Коррекционно-развивающие :

1. Развивать тонкие движения пальцев рук и координацию движений.

2. Развивать внимание, память, логическое мышление и творческое воображение.

3. Развивать и поощрять в детях познавательную активность, интерес к познанию нового.

4. Развивать логическое мышление, умение делать умозаключения.

5. Развивать умение строить высказывания типа рассуждений.

Коррекционно-воспитательные :

1. Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

2. Развивать умение отстаивать свое мнение, доказывать свою правоту.

3. Формировать знание о взаимосвязи всего живого в природе.

Оборудование : Детские рисунки на тему : «Березка в золотом осеннем убранстве » , листья тополя, березы, липы, дуба, клена.

Виды деятельности : игровая, коммуникативная, двигательная, продуктивная.

Предварительная работа :

1. Рассматривание на иллюстрациях деревьев, листьев;

2. Чтение «детской энциклопедии о животных» ,

3. Прослушивание аудиозаписи «Шум леса» ; фотовикторина «Узнай по листочку» .

Форма проведения НОД : групповая.

Общая продолжительность образовательной деятельности : 30 минут

Ход непосредственно образовательной деятельности

Основная часть :

Стихотворение Е . Трутневой «Осень »

Стало вдруг светлее вдвое,

Двор как в солнечных лучках,

Это платье золотое

У березы на плечах

Утром мы во двор идем

Листья сыплются дождем,

Под ногами шелестят

И летят…летят. летят

Пролетают паутинки

С паучками в серединке.

И высоко от земли

Пролетели журавли.

Все летит! Должно быть, это

Улетает наше лето.

Воспитатель : Ребята, о каком периоде осени ,это стихотворение ? (Золотая осень )

Воспитатель : Как вы это поняли? Отчего на дворе стало светлее вдвое? (Деревья стали золотыми.)

Воспитатель : Вспомните, как сказано об осеннем убранстве березки . («Это платье золотое у березки на плечах» ).

Воспитатель : И действительно, березка, как девушка в золотом платьице, стоит модница, летом зеленое платье носила, а осенью – золотое . А может быть, лучше сказать «В золотой шубке» ? Почему не лучше?

Воспитатель : Ветер обрывает листья, и они что делают? (Летят, сыплются, шелестят.)

Воспитатель : В стихотворении говорится : листья сыплются дождем». Подумайте, почему так сказала поэтесса? (Листопад) .

Воспитатель повторно читает стихотворение .

Воспитатель : Как вы думаете, каким голосом нужно прочесть слова «Все летит, Должно быть это, улетает наше лето» ? Почему немножко грустно?

Воспитатель : С конца лета и до самого листопада паучки плетут паутинку, будто хотят задержать листья на деревьях, но ветер уносит вместе с листьями и паучков. Вспомните, как об этом сказано в стихотворении .

Физкультурная минутка с листьями.

Воспитатель : Я прочту стихотворение еще раз . Постарайтесь его запомнить. Заметьте, каким голосом я буду читать. А сейчас стихотворение будете читать вы сами.

Дети читают стихотворение по памяти , если,есть затруднение воспитатель помогает.

После чтение стихотворения воспитатель подходит к рисункам.

Воспитатель : Посмотрите свои рисунки. Найдите в них то, о чем говорится в стихотворении .

Воспитатель : в стихотворении говорится о золотом наряде, но ведь у осени есть и другие краски. Какие деревья осенью ? Красочные, разноцветные. …

Воспитатель : На что похожи осенние листья ? Подберите сравнения к слову листья. Листья летят, как… (птицы, парашютики, как будто танцуют) . Лист клена похож на (звездочку, на лошадку, лист акации на (монетку, лист березки на (золотое сердечко) . Что делают листья? Летают, облетают, срываются, шелестят, летят, уносятся.

Воспитатель : А если мы хотим сказать, что это уже с листьями случилось, то, как мы скажем?: (Пожелтели, облетели) .

Воспитатель : Молодцы, все хорошо справились с заданием.

Великие о стихах:

Поэзия — как живопись: иное произведение пленит тебя больше, если ты будешь рассматривать его вблизи, а иное — если отойдешь подальше.

Небольшие жеманные стихотворения раздражают нервы больше, нежели скрип немазаных колес.

Самое ценное в жизни и в стихах — то, что сорвалось.

Марина Цветаева

Среди всех искусств поэзия больше других подвергается искушению заменить свою собственную своеобразную красоту украденными блестками.

Гумбольдт В.

Стихи удаются, если созданы при душевной ясности.

Сочинение стихов ближе к богослужению, чем обычно полагают.

Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда... Как одуванчик у забора, Как лопухи и лебеда.

А. А. Ахматова

Не в одних стихах поэзия: она разлита везде, она вокруг нас. Взгляните на эти деревья, на это небо — отовсюду веет красотой и жизнью, а где красота и жизнь, там и поэзия.

И. С. Тургенев

У многих людей сочинение стихов — это болезнь роста ума.

Г. Лихтенберг

Прекрасный стих подобен смычку, проводимому по звучным фибрам нашего существа. Не свои — наши мысли заставляет поэт петь внутри нас. Повествуя нам о женщине, которую он любит, он восхитительно пробуждает у нас в душе нашу любовь и нашу скорбь. Он кудесник. Понимая его, мы становимся поэтами, как он.

Там, где льются изящные стихи, не остается места суесловию.

Мурасаки Сикибу

Обращаюсь к русскому стихосложению. Думаю, что со временем мы обратимся к белому стиху. Рифм в русском языке слишком мало. Одна вызывает другую. Пламень неминуемо тащит за собою камень. Из-за чувства выглядывает непременно искусство. Кому не надоели любовь и кровь, трудный и чудный, верный и лицемерный, и проч.

Александр Сергеевич Пушкин

- …Хороши ваши стихи, скажите сами?
– Чудовищны! – вдруг смело и откровенно произнес Иван.
– Не пишите больше! – попросил пришедший умоляюще.
– Обещаю и клянусь! – торжественно произнес Иван…

Михаил Афанасьевич Булгаков. "Мастер и Маргарита"

Мы все пишем стихи; поэты отличаются от остальных лишь тем, что пишут их словами.

Джон Фаулз. "Любовница французского лейтенанта"

Всякое стихотворение — это покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся, как звёзды, из-за них и существует стихотворение.

Александр Александрович Блок

Поэты древности в отличие от современных редко создавали больше дюжины стихотворений в течение своей долгой жизни. Оно и понятно: все они были отменными магами и не любили растрачивать себя на пустяки. Поэтому за каждым поэтическим произведением тех времен непременно скрывается целая Вселенная, наполненная чудесами - нередко опасными для того, кто неосторожно разбудит задремавшие строки.

Макс Фрай. "Болтливый мертвец"

Одному из своих неуклюжих бегемотов-стихов я приделал такой райский хвостик:…

Маяковский! Ваши стихи не греют, не волнуют, не заражают!
- Мои стихи не печка, не море и не чума!

Владимир Владимирович Маяковский

Стихи - это наша внутренняя музыка, облеченная в слова, пронизанная тонкими струнами смыслов и мечтаний, а посему - гоните критиков. Они - лишь жалкие прихлебалы поэзии. Что может сказать критик о глубинах вашей души? Не пускайте туда его пошлые ощупывающие ручки. Пусть стихи будут казаться ему нелепым мычанием, хаотическим нагромождением слов. Для нас - это песня свободы от нудного рассудка, славная песня, звучащая на белоснежных склонах нашей удивительной души.

Борис Кригер. "Тысяча жизней"

Стихи - это трепет сердца, волнение души и слёзы. А слёзы есть не что иное, как чистая поэзия, отвергнувшая слово.

МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 2»

Организованная образовательная деятельность
Чтение художественной литературы.
Тема: Чтение и заучивание стихотворения «Осень» Е. Трутнева.

Кузнецова Марина Анатольевна,
воспитатель, I квалификационной категории
г. Грязовец, 2015 г.
Цель. Учить определять характер произведения, чувствовать общий тон, настроение автора, развивать у детей способность эмоционально, образно воспринимать красоту и поэтичность стихотворения, развивать память мышление, воображение, воспитывать любовь к природе. Формировать у детей интерес к эстетической стороне окружающей действительности; приобщать к изобразительному искусству.
Интеграция образовательных областей: коммуникация, чтение художественной литературы, познание, художественное творчество, музыка.
Оборудование: репродукция картины И.И. Левитана «Золотая осень», видео слайды с осенней тематикой, музыкальная запись произведений из альбома «Времена года» «Ноябрь» П.И. Чайковского, листы цветной бумаги.
Ход непосредственно-образовательной деятельности.
Дети заходят в зал парами. Делают ворота. Проходят в ворота цепочкой и садятся на стульчики (Под музыку П.И. Чайковского «Времена года»)
В. Ребята, посмотрите, к нам ветер занёс листочек. Вика, какого он цвета? Тимофей, как ты думаешь, почему он пожелтел?
Дети, а он прилетел не один, а вместе с картиной И. И. Левитана. Он очень любил русскую природу, особенно лес, и изображал его в разное время года.
Трудно назвать такой художественный музей в нашей стране, где не было бы полотен известного русского художника – пейзажиста И.И. Левитана.
Какие картины этого художника вам приходилось видеть?
Д. Картины: «Весна. Большая вода», «Берёзовая роща».
В. Какое время года изобразил Левитан и почему вы так думаете?
Д. Я думаю, что на картине изображена осень, потому что на деревьях много жёлтой листвы.
В. Умница! Это « платье золотое у берёзы на плечах». Картина, которую вы видите называется «Золотая осень». Многие художники посвятили свои картины осеннему времени года. Несколько картин об осени написал И.И. Левитан. Как вы думаете, где происходит действие?
Д. Художник нарисовал осенние поля, деревья, холодную реку, а вдали лес.
В. Какая часть суток изображена?
Д. Мне кажется, что это начало дня, потому что день светлый и ясный.
В. Каким вы видите небо?
Д. Художник нарисовал чистое голубое небо.
В. А что можно сказать про солнце?
Д. Солнце уже не греет так сильно, но всё равно блестит.
В. Опишите погоду. Ветреная она или нет?
Д. Погода безветренная. Ветерок тихо шевелит листвой.
В. Поиграем в игру: «Подбери сравнения». С чем можно сравнить осенние деревья? Рассмотрите, на что они похожи?
Д. Деревья в блестящих платьях. Осенние деревья в оранжево-жёлтых нарядах. Деревья, как в сказке, сверкают.
В. Молодцы! На что похожи листья?
Д. Листья похожи на золотые кружочки. Листья похожи на разноцветных мотыльков. Листья похожи на летающих жёлтых бабочек. А если листья в воде, то они похожи на золотых рыбок.
В. Умницы! А давайте закроем глаза и мысленно перенесёмся в этот лес. Прислушайтесь, что вы слышите, когда идёте по лесу?
Д. Шуршание листьев, пение птиц, хруст веток.
В. Правильно. Листья шелестят и летят, летят, летят. Посмотрите на поле, на реку, они выглядят так же, как летом?
Д. Нет, река и поле выглядят по-другому. Поле вдали только засеяли. Река спокойная, холодная. Она отражает голубое небо, но выглядит темнее.
В. Какими красками написана картина?
Д. Художник нашёл яркие краски, чтобы изобразить «золотую осень».
В. Какие цвета преобладают у художника?
Д. Левитан брал жёлтые, оранжевые, голубые краски.
В. Почему ему захотелось нарисовать такую картину?
Д. Я думаю, что художник сначала увидел красоту цветущей осени. И ему захотелось нарисовать её.
В. Какое настроение было у живописца, когда он творил эту картину?
Д. У Левитана было радостное, светлое настроение. И от этого картина получилась весёлой, светлой.
В. А что вы чувствуете, когда смотрите на картину? Чем вам она нравится?
Д. Когда я смотрю на картину, мне хорошо, радостно. Картина мне нравится тем, что погода нарисована солнечная, ясная. Мы видим тихую, спокойную осень.
В. Если бы вы были художниками, как бы вы назвали картину?
Д. Золотая пора. Спокойная осень. Добрая Волшебница.
В. А теперь отдохнём. Выполним зрительную гимнастику стоя.
Вот стоит осенний лес (выполняем круговыеВ нём много сказок и чудес! движения глазами)Слева – сосны, справа – дуб (влево – вправо)
Дятел сверху, тук да тук (вверх – вниз)
Глазки ты закрой, открой. Поиграли мы с тобой!
В. Многие поэты воспевали красоту родной природы в своих стихах. Вот послушайте стихотворение Е. Трутневой «Осень»
Е. Трутнева «Осень»
Стало вдруг светлее вдвое, двор как в солнечных лучах -
Это платье золотое у березы на плечах.
Утром мы во двор идем - листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят и летят… летят… летят…
Пролетают паутинки с паучками в серединке.
И высоко от земли пролетают журавли.
Все летит! Должно быть, это улетает наше лето.
Понравилось ли вам стихотворение?
Д. Да.
В. О каком времени осени написано стихотворение?
Д. О ранней (золотой) осени.
В. Как вы думаете, какое было настроение у автора, когда он писал эти стихи?
Д. Радостное.
В. Какие строчки вам больше всего понравились и запомнились?
Д. Ответы.
В. Как автор пишет об осеннем убранстве берёзки?
Послушайте, с какой любовью автор описывает березу:
«Это платье золотое
У березы на плечах».
Какие красивые выражения использовал автор: «листья сыплются дождем»
Почему листья сыплются дождём?
Какие еще явления в природе описаны в стихотворении?Д. Улетают журавли.
В. С конца лета паучки начинают плести паутину, которой как бы задерживают листья на деревьях. Как это описывает автор?
Д. Ответы.
Повторное чтение с установкой на запоминание (2-3 раза)
Дети по желанию рассказывают наизусть.
В. Молодцы, ребята! Вы очень выразительно рассказали стихотворение.
По просьбе воспитателя дети встают со стульчиков.
Танец «Краски осени»
Последние листки уносит ветер
По - северному резок и колюч,
Лежит на крышах иней на рассвете,
Выглядывает солнце из-за туч.
Поблёскивают мокрые дорожки.
Уж вы все надеваете сапожки.
Уходит осень с ноябрём от нас
Её мы провожаем в добрый час.
Ребята, давайте, вспомним приметы осени.
Рассказывают дети.
1.Грачи улетели, леса пожелтели
Одни зеленеют лишь сосны да ели
Дни стали короче, длинней стали ночи.
2.С мокрых яблонь листья обрывая,
Ветер забегает в каждый сад.
Лапчатым гусёнком ковыляя
По тропинке ходит листопад.
3. Будто рыжая лиса, бродит осень по лесам
Где махнёт хвостом пушистым
Золотыми станут листья.
Стали жёлтые сады, всюду осени следы.
Лист осины вспыхнул в чаще,
Как фонарик настоящий.
4. От осени не скрыться, не скрыться никуда.
Кричат печально птицы,
Молчит в реке вода.
Скамейки дождик мочит, деревья и дома.
Он плачет, он не хочет, чтоб к нам пришла зима.
В. Есть у осени три помощника, три осенних месяца, как они называются?
Д. Сентябрь, октябрь, ноябрь.
В. Сентябринка, выходи, про сентябрь нам расскажи.
Я, ребята, Сентябринка.
Я хозяйка сентября,
И для всех друзей хороших
Есть подарки у меня:
Ягоды, грибы.
До чего ж они вкусны.
В. Дети, отгадайте, какие принесла подарки Сентябринка?
Загадки.
Я родился в день дождливый
Под осиной молодой,
Круглый, гладенький, красивый,
С ножкой толстой и прямой.
(Подосиновик)
А вот кто-то важный
На беленькой ножке.
Он с красною шляпкой,
На шляпке горошки.
(Мухомор)
Если их найдут в лесу,
Сразу вспомнят про лису.
Рыжеватые сестрички
Называются... (лисички)
Догадайтесь-ка, ребята:
Шляпка у него мохната.
Гриб, как розовое ушко.
Как зовут его? (Волнушка)
Не в саду, а на болоте.
Круглая, как пуговка,
Красненькая... (клюковка)
На болоте уродилась,
В мягкой травке притаилась.
Желтенькая брошка -
Ягодка... (морошка)
Эти ягоды, все знают,
Нам лекарство заменяют.
Если вы больны ангиной,
Пейте на ночь чай с... (малиной)
Ярко-красных, черных, белых
Ягодок попробуй спелых.
Сельский сад - их родина.
Что это? (Смородина)
Скажи, Катюша, все ли грибы эти съедобные? А какой гриб несъедобный?
Все грибочки очень любят прятаться под листочки. Вот мы сейчас и превратимся в такие листочки.
ФизминуткаД. Мы листики осенние, (руки вверх)
На веточках висели. (покачать кистями рук)
Ветер дунул, полетели. (качаем руками, наклоны туловища в стороны)
Мы летели, мы летели, (покружиться)
И на землю тихо сели. (присесть, опустив руки)
Ветер снова набежал (встаём)
И листочки вверх поднял. (поднимаем руки вверх)
Закружились, полетели (качаем руками)
И опять на землю сели. (садимся на стульчики)
Давайте вспомним, как называется второй месяц осени? Выходи братец октябрь.
Я – королевы осени
Сын второй
Октябрь золотой.
Знают взрослые и дети
Ветер кружит листья эти.
Как пастух незримый вроде
Ветер листья хороводит.
Те же весело кружатся
И нам под ноги ложатся.
Если бегать не спеша,
Слышно как они шуршат.
Под ногами там и тут-
Всем нам песенку поют.
В. Ребята, посмотрите, осенний ветерок подул и листочки порвал. Нужно части листьев собрать, чтобы получились целые листочки. Одна команда будет собирать кленовые листочки, а вторая-дубовые.
Молодцы, ребята, все листочки вы собрали. А теперь настал черёд самого старшего брата. Как он называется?
Выходи, братец Ноябрь.
Закончился листопад,
Без листьев стоит сад,
Птицы давно улетели,
Скоро начнутся метели.
Дождь холодный льёт и льёт.
На деревьях иней.
Первый снег и тонкий лёд
Лужицы покрыли.
В. Дети, а давайте нашему листочку сделаем подарок.
Подходите к столам. У вас лежат разноцветные листы. Выберите тот, который вам больше всего понравился, и соедините на нём точки. Что же получилось? Правильно, листочек. С какого он дерева? Это будут друзья нашему листочку. После прогулки мы их вырежем.
Ребята, что вам сегодня особенно понравилось и запомнилось?

Уж небо осенью дышало...

Утром мы во двор идём,
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят,
И летят, летят, летят.

Е.Трутнева

Почему деревья осенью сбрасывают листья?

Почему к зиме деревья
Раздеваются кругом?
- А деревьям тоже нужно
Раздеваться перед сном!

В.Орлов

Почему ёлки не сбрасывают иголки?

Почему не спиться ёлкам
С наступленьем осени?
Почему они иголки
на зиму не сбросили?
Им зимою не до сна -
Вдруг заблудиться весна!
Снег кружиться над землёй,
Тропки занесённые.
Вот и светятся зимой
Огоньки зелёные.

Мой маленький гость

Я сидел сегодня
Дотемна
Около раскрытого
Окна.
Вдруг на подоконнике
Прилёг
Золотистый маленький
Листок.
За окошком сыро
И темно,
Вот он и влетел
В моё окно.
Он продрог.
И, видно, оттого
Шевелится хвостик
У него.

Ещё грибами пахнет лес

Ещё грибами пахнет лес
И лист не снялся
У осины.
И с разрумяненной рябины
Ещё зной лета
Не исчез.
Ещё не всё пересказал
Ручей,
Живущий под корнями.
Но дождь
Уже спешит за нами,
Как будто леса
Не видал!

Г.Новицкая

Осень

Я хожу, грущу один:
Осень рядом где-то.
Жёлтым листиком в реке
Утонуло лето.

Г.Новицкая

Дождик

Дождик,
Дождик моросит
Осенний.
Сеет дождик через сито
Дым серый.

Дождь - художник:
Он рисует
Лужи,
И на трубах он играет
Не хуже.

Вот и серый снег пошёл,
Лёг густо.
До чего же хорошо
И грустно.

Роман Сэф

Потемнели ветви,
От воды туман.
Гонит тучи ветер
Из холодных стран.
Лето на излёте,
Лес промок насквозь.
Клюкву на болоте
Ищет старый лось.

В.Степанов

Осиновый лист

Сколько бурь
Я перенёс!
Жёг меня не раз
Мороз,
Сколько гроз я
Испытал!..
-Что ж ты делал?
-Трепетал...

Василий Бирюков

Воробей

Заглянула осень в сад-
Птицы улетели.
За окном с утра шуршат
Жёлтые метели.
Под ногами первый лёд
Крошится, ломается.
Воробей в саду вздохнёт,
А запеть -
Стесняется.

В.Степанов

На зимовку

Шуршащей вереницей
За солнышком вдогонку
Летят над нами птицы
В далёкую сторонку.

Летят они к зимовке.
А во дворе, на холоде,
Прищепки на верёвке,
Как ласточки на проводе.

Ковровые дорожки

За осенними тучами где-то
Журавлиный затих разговор.
На дорожки, где бегало лето,
Разноцветный улёгся ковёр.

Воробей загрустил за окошком,
Непривычно притихли дома.
По осенним ковровым дорожкам
Незаметно приходит зима.

Осенние листья

Опустел скворечник,
Улетели птицы,
Листьям на деревьях
Тоже не сидится.

Целый день сегодня
Все летят, летят...
Видно, тоже в Африку
Улететь хотят.

Осень
Лариса Зимина

Дождь стучит по крышам - осень во дворе
Стало небо мрачным нынче в сентябре…
Урожай уж собран - пашут на полях…
Всё к зиме готово - хлеб весь в закромах.
Улетают птицы в жаркие края
Я же здесь останусь и дождусь тепла.
Не страшны метели, вьюга не кружи,
Лучше у камина сказку расскажи.

Осень
Лариса Зимина

Снег лежит на полях,
Пожелтела трава,
Вся в лесу облетела
С деревьев листва,
Не слышны трели птиц
А на речке ледок,
Не грусти о прошедшем
Лете дружок.
Скоро будет зима,
Будут горки, каток
Мы с тобою в снежки
Поиграем дружок!!!

***

Осень

Лариса Зимина

Осень золотая, жёлтые листы,
Красная рябина, голые кусты…
Урожай уж собран, пашут на полях
Всё к зиме готово - птицы на югах…
Лишь дрожат зайчата, шубка, мол, не та-
Пусть снежочек ляжет - будет красота!!!

Осенние листья
Л. Зимина

Яркими красками листья сверкают-
Ветер подует - они облетают…
Будто бы бабочки, листья порхают,
Кружатся в небе, летают, летают
Пестрым ковром на землю ложатся
Они под ногами у нас шелестят -
Об осени скорой всем говорят!

Осень золотая
А. Яранова

Осень золотая
Ходит по дорожкам.
У нее на ножах
Желтые сапожки.

У нее на платье
Листики цветные,
А в ее лукошке
Есть грибы лесные.

Улетает лето
Е. Трутнева

Стало вдруг светлее вдвое?
Двор как в солнечных лучах
Это платье золотое
У берёзы на плечах.

У калины и рябины
Вьются стаями дрозды.
Под окошком георгины красотой своей горды.

И скрипит в кустах весь вечер
Невидимка-прыгунок.
Это ты, скрипач-кузнечик,
Две пружинки вместо ног?

Утром мы во двор идём -
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят...

Пролетают паутинки
С паучками в серединке.
И высоко от земли
Пролетели журавли.

Все летит! Должно быть, это
Улетает наше пето!

Осень
И. Белоусов

Садик мой весёлый,
Где ж твои цветы?
Под дождем осенним
Изменился ты!

Ветер злой, холодный
Листья оборвал,
По дорожкам грязным
Все их разбросал…

Под дождём и ветром
В темноте ночей
Стонешь ты, качаясь,
Слёзы льёшь с ветвей.

Как тебя утешить,
Что тебе сказать?
Жди: весна вернётся.
Зацветёшь опять!

Осени привет
Тамара Маршалова

Ветер-почтальон
Письма разносил,
Дул, старался он,
Не жалея сил.
На листве цветной
Осени привет,
Дождик затяжной
Сыплет свой ответ.
Пруд покрылся весь
Нотками дождя,
Пишет небо песнь,
В осень уходя.

Все деревья облетели,
Зеленеют только ели,
Стали голыми леса.
Днём и ночью дождик льёт,
Грязь и лужи у ворот.

Осень
Татьяна Агибалова

Зашуршали под ногами
Листья с желтыми боками.
Стало сыро, стало голо,
Собираться надо в школу.
Я тетрадки еле-еле
Разместил в своем портфеле
Среди ягодок рябины,
Листьев клена и осины,
Желудей и сыроежек…
И, наверное, Олежек,
Мой сосед по парте спросит:
"Что все это?". "Это - осень"…

Осень
З. Фёдоровская

Осень на опушке краски разводила,
По листве тихонько кистью проводила:
Пожелтел орешник и зарделись клёны,
В пурпуре осеннем только дуб зелёный.
Утешает осень:
-Не жалейте лето!
Посмотрите - роща золотом одета!

А. Пушкин

Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора…
***

Осень
В. Авдиенко

Ходит осень по дорожке,
Промочила в лужах ножки.
Льют дожди
И нет просвета.
Затерялось где-то лето.

Ходит осень,
Бродит осень.
Ветер с клёна листья
Сбросил.

Под ногами коврик новый,
Жёлто-розовый -
Кленовый.